Связь «согласование»: примеры. Управление, согласование, примыкание: примеры. Неправильное согласование слов

Грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большой успех, большая удача) и сказуемого с подлежащим (Отец сказал, Мать сказала) является нормой русского языка.

Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Профессор сказала; Врач пришла; Директор лицея уволилась.

Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное.

Приведем пример: врач Петрова. В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

Приведем пример: Опытный врач Иванова внимательна к пациентам.
Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным.
Например: Вошедшая в палату врач Иванова.

Если подлежащее – собственное имя – имеет при себе обособленное приложение, выраженное нарицательным существительным, то сказуемое согласуется с подлежащим:

Приведем пример: Галина Петровна, учитель химии, заболела.

При собирательных существительных в современном русском литературном языке смысловое согласование (Братья его не любили; Молодёжь собрались в кино) не допускается.
Единственная норма – форма единственного числа: Братья его не любили; Молодёжь собралась в кино;

Особенности согласования:

Обычно не допускается смысловое согласование и при местоимениях что, кто, а также производных от них (некто, кто-то и другие).
Независимо от реально выражаемой ситуации местоимение кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что – в единственном числе среднего рода:

Это сделал тот, кто побывал здесь раньше;
Кто-то из нас допустил эту ошибку;
Что-то маленькое и светлое лежало в дальнем углу зала.

При подлежащем кто множественное число сказуемого может быть использовано в том случае, когда в придаточном предложении именная часть составного сказуемого выражена существительным во множественном числе:

Те, кто двадцать лет назад были школьниками, сейчас вершат судьбу страны.

Множественное число сказуемого при местоимении что обычно используется только в конструкциях типа: всё, что...; те, что...

Те, что отстали, не теряли надежды догнать передовой отряд.

2. Согласование определений с существительными , зависящими от числительных два, три, четыре, подчиняется следующим правилам.

При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа).
Например: три маленьких окна, четыре больших стула,

При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа).
Например: три маленькие вазы.

Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа.
Например: три высоких дерева.

Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

Приведем пример:
большие три стола;
Три письма, написанные сестрой, встревожили меня.
четыре картины, писанные маслом, висели на стене;

Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый, которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным (целых две недели, полных три месяца), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

Согласование сказуемого с подлежащим , выраженным существительным с собирательным количественным значением (часть, большинство, ряд и так далее), определяется следующими факторами.

Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

Большинство команды поддержало тренера;
Большинство поддержало докладчика.

Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

Большинство работников поддержало начальника.

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

А) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе.
Приведем пример:
Большинство критиков, которые смотрели фильм, очень высоко оценили работу режиссера;
Большинство критиков, смотревших фильм, очень высоко оценили работу режиссера;

Б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство инженеров, рабочих и служащих завода поддержали начальника;

В) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

Г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы; Большинство домов на этой улице деревянные.

4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (три сестры, тридцать четыре стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного. Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Пять бойцов отправилось в развод;
Выиграно семь матчей.

Писать несогласованные предложения – это общая грамматическая ошибка. Несогласованное предложение – это два полных предложения, которые объединены без надлежащей пунктуации или союзов. Если вы делаете записи с конкретной целью и обеспокоены тем, что у вас могут быть несогласованные предложения, сначала вам нужно научиться распознавать распространенные ошибки, которые приводят к несогласованным предложениям.

Шаги

Понимание независимых предложений, для определения несогласованных предложений

    Различение между независимыми и зависимыми предложениями. Независимое предложение имеет подлежащее и сказуемое. Оно может быть самостоятельным и формирует законченную мысль. Например, «Я ем мороженое». Является полным независимым предложением (законченное предложение), потому что в нем есть подлежащее «Я» и сказуемое «съесть».

    • Независимое предложение противоположно зависимому предложению. Зависимое предложение также имеет подлежащее и сказуемое, но в нем должно быть независимое предложение, чтобы оно считалось полным. Например, «Потому что я ем мороженое» является зависимым, так как не имеет смысла само по себе; слова «потому что» требуют больше информации.
  1. Найдите подлежащее в независимом предложении. Когда вы смотрите на набор слов, которые считаете независимым предложением, сначала найдите подлежащее. Подлежащее это то, что исполняет действие. Это существительное, которым является человек, место, вещь или идея.

    • Рассмотрим предложение «Собака лизнула миску» Кто исполняет действие? Собака выполняет действие. Это означает, что собака является существительным в предложении.
  2. Найдите сказуемое. Сказуемое это действие в предложении. Оно показывает, что делает подлежащее. В приведенном выше предложении, какое действие? Что собака делает? Она облизывает. «Лизнула» это сказуемое.

    Определите, или предложение имеет законченную мысль. Спросите себя, этот набор слов звучит как завершенная мысль? В этом наборе есть такие слова, как «потому что», которые лишают предложения самостоятельного смысла (например, «в то время», «когда», «что» и так далее)? Предложение «Собака лизнула миску» не имеет подобных слов, поэтому считается независимым.

    Поймите, что вы должны разделить независимые предложения знаками препинания. Независимые предложения нуждаются в особой пунктуации. Поставьте в конце точку, точку с запятой или запятую и союз, отделяющие их от другого предложения.

    Находите несогласованные предложения, когда перечитываете записи. Медленно прочитайте текст. Прочитайте его вслух. Думайте над каждым предложением. Есть ли в нем больше, чем одно независимое предложение? Есть ли в нем два подлежащих и два сказуемых без надлежащих знаков препинания? Если вы нашли несогласованные предложения, исправьте их с помощью следующих разделов.

    • Убедитесь, что вы правильно употребили каждую используемую запятую, поскольку неверная запятая может создать несогласованные предложения. Этот вопрос будет обсуждаться в следующем разделе.

    Распознание и исправление соединительных запятых

    1. Следите за соединительными запятыми в письме. Соединительная запятая это когда два независимых предложения разделяются запятой. Посмотрите на два предложения: «Собака лизнула миску, ей понравилось мороженое». Мы уже установили, что «Собака лизнула миску» является независимым предложением.

      • А как насчет «Ей понравилось мороженое»? Кто выполняет действие? В этом случае, это «Ей». Ей является местоимением, которое заменяет существительное. Какое действие в предложении? В этом предложении немного сложнее определить действие, но ей «понравилось» мороженое, так что «понравилось» это сказуемое. Есть ли слово, которое делает это предложение зависимым? Нет, ни одного. Поэтому, «Ей понравилось мороженое» также является независимым предложением.
    2. Исправьте соединительные запятые, добавив точку. У вас есть три основные приемы, которые можно использовать для коррекции соединительных запятых. Первый – просто изменить запятую на точку и первую букву из следующего предложения: «Собака лизнула миску. Ей понравилось мороженое».

    3. Измените запятую на точку с запятой. Еще один вариант для коррекции соединительных запятых это использовать точку с запятой между двумя предложениями. Давайте посмотрим на нашем примере:

      • «Собака лизнула миску; ей понравилось мороженое».
    4. Добавьте союз, чтобы превратить часть несогласованного предложения в зависимое предложение. Еще один способ исправить несогласование это добавить союзы, такие как «и», «но», «ни», «тем не менее», «таким образом» или «или», в зависимости от соотношения между двумя предложениями. «И» соединяет дополнительные предложения; «но» соединяет противоречивые предложения. «Ни» показывает, что ни один вариант не подходит. «Или» дает два варианта. «Тем не менее» также противоречивое. «Таким образом» в основном означает «поэтому».

      • В нашем примере, предложения взаимодополняющие, хотя, если вы выбираете этот метод, имеет больше смысла поменять предложения местами: «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску».
        • Вы также можете использовать «потому что» в нашем примере: «Собака лизнула миску, потому что ей понравилось мороженое». «Потому что» создает зависимое предложение и теперь целое предложение будет состоять из зависимого и независимого, что вполне приемлемо.
    5. Выбирайте метод коррекции, в зависимости от типов предложений, с которыми имеете дело. Метод, который вы используете для разделения предложений, зависит от того, как они связаны. Скорее всего, точка с запятой, или запятая и союз хорошо подойдут, потому что, если вы уже разделяли предложения запятыми, то предложения, скорее всего, тесно связаны между собой.

      • Точка подходит для самостоятельных предложений.

    Коррекция других видов несогласованных предложений

    1. Найдите предложения, где есть более двух независимых предложений в одной строчке. Еще один вид несогласованных предложений, когда есть больше чем два независимых предложения в строке, соединенных союзами. Например, посмотрите на следующие предложения:

      • «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску, но она не закончила его». Мы уже установили первые два раздела этого текста независимых предложений. А как насчет последнего? Что за вопрос? «Она» является подлежащим, как и местоимение. Сказуемое здесь немного сложнее, потому что состоит из нескольких слов. Но что показывает действие? «Не закончила» это сказуемый грамматический оборот в этом предложении. Таким образом, этот текст имеет три независимых предложения. Это слишком много для одной строки.
    2. Исправьте несогласование более чем двумя независимыми предложениями. Чтобы исправить это несогласование, используйте те же методы из предыдущего раздела, по крайней мере, в одном из независимых предложений. Например:

      • «Собаке понравилось мороженое. Она облизала миску, но она не закончила его».
      • Конечно, у вас есть и другие варианты исправления этого несогласования, например, «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску. Тем не менее, она не закончила его». Или «Собаке понравилось мороженое. Она облизала миску; тем не менее, она не закончила его». В основном, вы не используете союз, чтобы начать предложение (хотя это правило ослабили), так что нужно изменить «но» на «тем не менее», когда оно в начале предложения.
    3. Добавьте разделительные знаки в несогласованные предложения без пунктуации. Другой вид несогласованных предложений это два предложения, которые соединили вместе без знаков препинания. Например:

      • «Собаке понравилось мороженое она облизала миску». Вы можете использовать те же самые методы, описанные в предыдущем разделе, чтобы отделить их: «Собаке понравилось мороженое, поэтому она облизала миску».
    • Главное, помните, что в основном предложение может иметь только два независимых предложения, и они должны иметь надлежащие знаки препинания. Никогда не объединяйте два независимых предложения только с помощью запятой; всегда используйте точку, точку с запятой или запятую с союзом.
    • Соединительные запятые это когда два полных предложения разделены только запятой, а не точкой или точкой с запятой.
    • Находите сложные соединительные запятые. Соединительная запятая может быть немного запутанной, например «Собака хотела съесть шоколад, тем не менее, шоколад не очень полезен для нее». У вас есть два полных предложения здесь, и «тем не менее» не считается союзом для разделения двух предложений.

Одна из грамматических связей в русском языке - согласование. Примеры такой связи встречаются в речи очень часто. Наряду с управлением и примыканием, согласование входит в состав трёх её основных разновидностей.

Между какими частями речи устанавливается связь согласование?

Существительные или другие части речи, выступающие в роли существительного (местоимения, причастия, прилагательные, субстантивированные слова), сочетаются с полными причастиями, порядковыми и собирательными числительными, прилагательными, местоимениями (относительными, притяжательными, указательными, определительными, отрицательными и неопределёнными) и существительными - согласованными приложениями связью «согласование». Примеры: поющей артистке, некоторого волнения.

В чём выражается согласование?

Часто главное и зависимое слова стоят в предложении в одном и том же роде, числе и падеже. Такая связь носит название «согласование». Примеры исключений также встречаются здесь. Таковым является приложение, когда зависимое слово может не сочетаться в роде (маме-врачу). если хотя бы некоторые граммемы повторяются и в зависимом, и в главном слове, то это - согласование.

Примеры предложений

1. У смеющейся девочки глазки были хитро прищурены.

  • Были у кого? у девочки - существительное женского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.
  • У девочки какой? смеющейся - причастие женского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.

2. На обеих ручках у малышки были браслеты.

  • Были на чём? на ручках - существительное женского рода, множественного числа, в родительном падеже.
  • На ручках скольких? обеих - собирательное числительное женского рода, множественного числа, в родительном падеже.

3. Какой радостью светилось её личико!

  • Светилось чем? радостью - существительное женского рода, единственного числа, в творительном падеже.
  • Радостью какой? какой - относительное местоимение женского рода, единственного числа, в творительном падеже.

В речи очень часто встречается согласование. Примеры словосочетаний: у смеющейся девочки (полное причастие с существительным), на обеих ручках (собирательное числительное с существительным), какой радостью с существительным), на девятом этаже (порядковое числительное с существительным), она моя (личное местоимение с притяжательным местоимением), не ждавшим им (личное местоимение с полным причастием).

Особенности сочетаний количественных числительных с существительными

Это довольно интересный случай. Ведь могут выступать главным словом, если стоят в именительном либо винительном падежах - налицо связь «управление». А в косвенных падежах они становятся зависимыми словами, согласуясь с существительным в роде, числе и падеже. Таким образом, при помощи одного и того же словосочетания можно продемонстрировать два вида связи - «согласование», «управление». Примеры:

1. Семь часов спустя Татьяна добралась до места, где был организован пикник.

  • Семь (главное слово в именительном падеже) чего? часов (родительный падеж) - управление.

2. Семью часами позже Татьяна добралась до места, где был организован пикник.

  • Чем? часами (главное слово во множественном числе в творительном падеже) сколькими? семью (количественное числительное во множественном числе в творительном падеже) - согласование.

Различие в согласовании причастий, прилагательных и субстантивированных существительных

Рассматривая согласование с примерами, некоторые особо внимательные люди замечают некоторые особенности. Не выраженные правописанием, тем не менее при разборе они играют роль. Помогут понять эти различия, где прослеживается связь согласование, примеры:

1. Дежурная студентка, опрятная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.

  • Дежурная студентка - согласование, где главное слово «студентка», а зависимое - «дежурная» - является прилагательным.

2. Дежурная, опрятная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.

  • «Дежурная» в этом случае выступает в роли субстантивированного существительного, имеющего форму прилагательного, является главным словом. Зависимыми от него словами будут «опрятная» и «подтянутая», которые согласуются с ним.

Три в предложениях

Сочетание слов в русском языке подчиняется особым правилам. Следует знать, что основными связями в словосочетаниях являются три: Примеры их в русской речи используются довольно широко. Именно благодаря им слова и сочетаются в предложения. Помогут рассмотреть и разобрать все три - управление, согласование, примыкание - примеры, взятые из одного предложения: «Пушистый котёнок с полосатым хвостиком весело играл оранжевым клубком».

Управление

Этот вид грамматической связи предполагает наличие главного слова, которое управляет зависимым. Часто в роли главного выступает глагол, который требует от существительного определённой падежной формы. В рассматриваемом примере от глагола «играл» к слову «клубком» можно задать вопрос «чем?». Этот вопрос требует постановки зависимого существительного в творительный падеж. Следовательно, эти слова связаны управлением. Даже если заменить существительное «клубком» другим, например, «бабочкой» или «мячиком», оно также будет стоять в творительном падеже. В роли зависимых слов могут выступать также числительные (обоими), местоимения (им), субстантивированные слова (бездомного). Главными словами тоже могут быть самые разные части речи. Например: глаголы, существительные (пальцы чего? руки), причастия (бегущая по чему? по волнам), количественные числительные в именительном или винительном падеже (два кого? человека), наречия (радостно от чего? от мысли), прилагательные (весёлые от чего? от понимания).

Примыкание

Этот вид связи опирается не на грамматическое значение зависимого слова, а только на лексическое. Примыкают к главному такие как наречие, инфинитив, деепричастие, неизменяемое прилагательное или стоящее в простой сравнительной форме, несогласованные приложения (существительные). В примере про котёнка также используется примыкание в словосочетании «играл весело» (играл как? весело).

Согласование. Каламбуры и шутки

Также присутствует в этом предложении связь согласование. Примеры: пушистый котёнок, с полосатым хвостиком, оранжевым клубком. Здесь видно полное согласование главных и зависимых слов в роде, числе и падеже. Однако бывают случаи неполного согласования. Это имеет место тогда, когда связь наблюдается между существительными, где зависимое является приложением и выражается существительным другого рода. Например, супруга-директор, сестра-администратор и тому подобные. Интересны случаи, когда происходит игра слов. Основывается каламбур на том, что форма существительного мужского рода в и в родительном совпадает в произношении и написании. Поэтому довольно легко превратить согласование в управление, из-за чего меняется весь смысл сказанного.

  1. Он не мог не любить супругу-врача.

    Существительные «супругу» и «врача» в данном тексте связаны согласованием, и оба стоят в винительном падеже.

  2. Он не мог не любить супругу врача.

    В данном контексте только слово «супругу» стоит в винительном падеже. Задавая вопрос «супругу кого? врача» можно установить, что зависимое находится в родительном падеже, какового требует главное слово. Следовательно, связь называется управлением. По написанию все слова совпадают, только во втором случае отсутствует дефис, что и меняет не только грамматические категории зависимого слова, но и сам смысл сказанного.

Русский язык очень интересен и многогранен. Тонкие нюансы использования связей слов следует тщательно изучать и понимать, чтобы не попасть в глупую ситуацию.

Синтаксическая позиция.

Синтаксическая позиция - позиция в предложении, определяющая роль и назначение словоформ в предложении.
Пример:
Мальдонадо разбил болид. (подлежащее + сказуемое + прямое дополнение)

Нулевая синтаксическая позиция.

Она же синтаксический ноль, она же «незанятая синтаксическая позиция».

Что разбил? (нулевая синтаксическая позиция подлежащего)

Болид! (вместо «Я разбил болид» - нулевые синтаксические позиции подлежащего и сказуемого)

Основные единицы синтаксиса (словоформа, синтагма, предложение, текст).

Синтаксис – учение о принципах построения предложения. Цель синтаксического исследования – выявление механизмов, порождающих предложение. (Хомский)

Словоформа - данное слово в данной грамматической форме. В словосочетаниях здание школы, идти в школу учиться в школе представлены словоформы школы, школу, школе.

Синтагшма – группа слов, обладающих признаками смысловой и грамматической целостности. Интонационно-смысловая конструкция. Часто представлена словосочетаниями. (80 дней, мой барабан)

4. Морфологическая зависимость.[i]

Такая зависимость, при которой одно слово вызывает определенную грамматическую форму у другого слова. Характерна для флективных языков (как русский). Например: болид хромированный (согласование в роде, числе, падеже), разбил вазочку (глагол «разбил» требует винительпый падеж), this book, these books. При морфологической зависимости зависимое слово может стоять в любой части предложения, а главное слово навязывает ему некоторый грамматический показатель (рода, числа, падежа и так далее).

5. Семантическая зависимость. Семантические валентности.

Возникает между словом (предикатом) и его актантом (участником ситуации). Семантическая зависимость описывает потенциальную сочетаемость . Пример: глагол «арендовать». Актанты глагола арендовать: агенс (тот, кто совершает действие (лось)), объект действия (тот, над кем совершается действие (квартиру)), контрагент (равноправный соучастник действия (например, тот, у кого арендуют квартиру)), срок, плата. Итого имеет пять актантов. Такие актанты называются валентностями. У глагола арендовать 5 валентностей, ибо у него пять актантов.

В определении числа валентностей надо понимать, что подразумеваются только те семантические штуки, без которых смысл слова неполный. Т.е., у глагола «ехать» нет валентности «срок», хотя действие также происходит во времени.

Линейная зависимость.

В линейной зависимости зависимое слово занимает фиксированную пре/пост-позицию по отношению к главному.

Ex. A man saw a dog. VS A dog saw a man.

Ex.2 Врача вашего сына. Сына вашего врача. Вашего сына-врача. Бытие определяет сознание.

Согласование, аномалии при согласовании.

Согласование - одна из трех разновидностей подчинительной синтаксической связи, при которой зависимый компонент согласуется с господствующим в роде, числе и падеже, и изменение господствующего слова влечет изменение зависимого.

Пример согласования: пушистый лось. При изменении слова «лось» получаем: пушистые лоси; пушистая лося; пушистой лосе, пушистому лосю. Прилагательное «пушистый» зависит от существительного «лось»; при изменении любой грамматической характеристики слова «лось» приходится изменять прилагательное, согласуя его в роде, числе или падеже.

Примеры согласования:

Нормальное согласованиме. Лучший друг, пушистый лось. Полное согласование по всем грамматическим категориям.

Неполное согласование. Город Москва. (передается только падеж, род не согласуется, число постоянно). Другой пример: «Это был город, в котором всегда светило солноце. (передается только род и число, падеж не передается)

Условное согласование. Пример: Грянуло громкое ура. Что такое осень?

Смысловое согласование. Наша врач. (хотя врач – мужского рода, но наша тётя – врач, поэтому она наша врач)

Дистактное согласование. Согласование, при котором слово зависит от нескольких господствующих. Например: Он помнил Катю маленькой . (Глагол «помню» навязывает прилагательному падеж, «Катю» согласуется в роде и числе»).

К аномалиям относятся все виды согласования, которые не являются нормальным. ><

8. Управление. Модель управления слова.

Управление - вид синтаксической связи, при которой управляющий элемент требует постановки управляемого в конкретной словоизменительной форме, НЕ совпадающей с формой управляющего (в отличие от, например, согласования).

хотеть исполнения желания

мечтать о каникулах

Модель управления слова - схема, наглядно отражающая актанты лексемы и способы их морфосинтаксического оформления.

Пример модели управления:

Мы плыли на пароходе из Углича на Мадейру.

А (агенс, выражен И.п.) плыли на В (средство передвижения, выражено «на + Пр.п.» или Т.п.) из С (начальная точка, выражена «из. + Р.п.» или «от + Р.п.») в Ы (конечная точка, выражена «в + В.п.», или «на + В.п.», или «к + П.п.»).

Похожие публикации