Мастер-класс «Технология проектной деятельности: метод проектирования "Зеркало прогрессивных преобразований". Сущность технологического образования школьников

Основные понятия технологии

При переходе к технологическому образованию изменяется и понятийный аппарат дисциплин трудовой подготовки. Поэтому учителю необходимо освоить основные понятия технологии, и грамотно использовать их при подготовке и проведении занятий.

Основным теоретическим положением в образовательной области Технология является определение понятия «технология».

Термин «технология» произошел от греческого «техне» - искусство, мастерство, умение и «логос» - слово, учение, наука. В Древней Греции термином «техне» обозначали процесс и результат деятельности, которые отличались наилучшим порядком действий, приводящим к оригинальному высококачественному результату. На философском уровне «технологию» определяют как учение о наилучшей (оптимальной) деятельности, как о процессе, так и о ее результатах

Само понятие «технология» до недавнего времени трактовалось как совокупность знаний о способах и процессах обработки и переработки материалов . В последнее время сфера применения технологии, как уже отмечалось, значительно расширилась, как объективная реальность технология является интегрированной системой жизнеобеспечения человека и общества, поэтому теперь к технологии относят всю совокупность методов и средств воздействия на материальный мир и его преобразование. Технологию стали рассматривать и как науку «о преобразовании и использовании материи, энергии, информации по плану человека» .

В школе Технология – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии, биологии и др. и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека .

Разнообразие определений, которые говорят о технологии как о виде деятельности, как о науке, как о направленном процессе, как о способе деятельности позволяет сделать вывод о том, что ее можно рассматривать в более узком смысле - на эмпирическом уровне. В этом случае технология представляет собой отдельные звенья преобразовательной деятельности – микроструктуры. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостный технологический процесс (изготовление салата, изготовление фартука, изготовление мягкой игрушки и др.).

Специфический человеческий способ отношения к миру, предполагающий вовлеченность человека в процесс целенаправленного творческого преобразования мира, рассматривается традиционно как деятельность (Рис. 1). Технологию в обычном истолковании и понимают как преобразующую деятельность человека. В связи с этим в числе базовых в технологическом образовании рассматривают понятие «деятельность».

Анализ характера и областей деятельности человека показывает, что она в современном обществе становится все более упорядоченной и рациональной, т.е. технологичной. От современного человека, как субъекта деятельности, требуется все более высокий уровень развития его способностей и умение использовать их в сфере быта, досуга, услуг и т.д.

Преобразование в широком понимании - это изменение, переход к лучшему. Под преобразованием в технологии понимают процессы, в которых изменяется форма или внешний вид и физические свойства материала. Процесс преобразования можно рассматривать как отдельные звенья процесса производства - от добычи сырья до получения из него готового продукта. Процесс преобразования имеет все компоненты деятельности. Результатом этой деятельности у школьников являются новые знания и представления о производстве. Наглядно процесс преобразования можно представить в виде схемы (Рис. 3).

Технологическую деятельность можно рассматривать на разных уровнях: в сферах производства - профессиональный уровень; на этапе подготовки к производительному труду – допрофессиональный уровень; на этапе появления и развития зачатков технологической деятельности - начальный уровень, соответствующий дошкольному и младшему школьному возрасту.

На начальном уровне технологическая деятельность формируется на примере преобразования доступных материалов, заготовок, информации, изготовления объектов труда с помощью доступных средств труда, в процессе которой усваивается логика построения конкретных технологических процессов и технологические знания, умения и навыки.

Если рассматривать понятие «технология» в широком смысле, то термины «преобразовательная деятельность» и «технологическая деятельность» можно использовать как синонимы.

Технологическая деятельность имеет свои отличительные характеристики. Наиболее характерные черты ее выделил Е.М. Муравьев . Перечислим наиболее важные из них.

Первой существенной чертой технологической деятельности является сознательная целесообразность. Целесообразность технологической деятельности определяется потребностью в данном продукте труда.

Вторая существенная черта, в связи с этим, состоит в производстве конкурентоспособного продукта труда.

Третьей чертой технологической деятельности является экологическая целесообразность, то есть оценка деятельности людей с точки зрения безопасности труда и охраны окружающей среды.

Четвертая черта – экономическая целесообразность. Планируя технологическую деятельность необходимо учитывать все затраты и соотнести их с предполагаемыми доходами.

Следовательно, целесообразность – это главный и характерный признак технологической деятельности.

Опираясь на теорию деятельности и, учитывая перечисленные признаки, можно представить структуру технологической деятельности (Рис. 2). В структуре технологической деятельности, таким образом, можно выделить компоненты, присущие любой другой деятельности:

    мотивация деятельности и выделение ориентиров деятельности (ориентировочные, технологические действия);

    выполнение деятельности, т.е. преобразование исполнителем наиболее оптимальным способом предметов труда с помощью соответствующих средств труда (исполнительские, технические действия);

    оценка результатов труда (действия контроля и действия коррекции).

Анализ понятий «производственный процесс» и «технологическая деятельность» позволяет представить компонентную структуру простейшего технологического процесса (Рис.3). Данная схема отражает лишь в общих чертах логику организации сложнейшего производственного процесса. Рассмотрим, каким образом технологическая деятельность реализуется в рамках производства продуктов потребления.

Любой производственный процесс, связанный с преобразованием, имеет две части – технологическую и трудовую . Та часть производственного процесса, которая предшествует непосредственному выполнению трудовых движений и действий представляет его технологическую часть (организационный или ориентировочный компонент технологической деятельности).

Главной целью технологической части производства является его организация, выбор оптимальных способов, методов и приемов преобразования предметов труда в продукты потребления (п остановка целей, выбор действий, которые предстоит выполнить, определение способов и средств достижения целей ).

Деятельность по организации технологического процесса представляет ее мотивационную, целевую часть по созданию объекта труда, поэтому включает три элемента.

    Представление о выполнении предстоящих действий, которое формируется на основе выделения ориентиров деятельности. Данный компонент включает в себя анализ образца будущего изделия или его изображения в виде чертежа, схемы, рисунка, дающий возможность выделить ориентиры будущей преобразовательной деятельности.

    Конструирование ориентировочной основы, формирующееся на основе разработки метода осуществления предстоящей деятельности. Данный компонент включает планирование работы, разработку необходимого технического оснащения проекта по созданию объекта труда.

    Кодирование и декодирование информации, которое осуществляется на основе моделирования предстоящих действий. Данный компонент включает в себя имитацию предстоящих действий с помощью их описания, рассказа, инструктирования или показа.

Таким образом, для реализации этой части процесса производства необходимо освоить политехнические, конструкторско-технологические, общетехнологические, т.е. универсальные знания и умения.

Технологический процесс можно рассматривать как основную часть процесса производства непосредственно связанную с преобразованием продукта производства в продукт потребления. Он складывается из переходов от одной трудовой операции к другой, которые, в свою очередь, состоят из трудовых движений и действий.

Совокупность действий осуществляемых исполнителем в процессе создания материальных ценностей или при выполнении определенных функций в других сферах человеческой деятельности называют трудовым процессом. Таким образом, часть производственного процесса, в которой совершаются действия по преобразованию предметов труда орудиями труда, относится к его трудовой части (исполнительскому (техническому) компоненту ). К предметам труда относят сырье, материалы, заготовки и т.п. К орудиям труда относят станки, инструменты, приспособления и др. К продуктам потребления, соответственно, - конкретные готовые изделия. Для реализации трудовой части процесса производства необходимо освоить политехнические и технологические знания, общетрудовые и специальные умения.

Все части технологического процесса строятся на основе ясного представления о результате деятельности и постоянного контроля и оценки его элементов, как на завершающем этапе, так и на промежуточных этапах процесса изготовления объектов труда, так как неточные действия на производстве приводят, в конечном итоге, к изготовлению бракованной продукции. Для реализации этой части процесса производства необходимо освоить знания по дизайн-спецификации (нормы и требования по изготовлению конкретных объектов труда), способы контроля и оценки деятельности.

Каждая часть производственного процесса делится на более мелкие звенья, требующие освоения разнообразных методов и приемов труда. Анализ учебных и методических пособий по трудовому обучению и технологии показывает, что такие понятия как метод, прием, способ, действие, движение, операции в разных пособиях трактуются неоднозначно.

Рассмотрим интересующие нас более подробно.

Трудовым приемом в производстве называют совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операций .

Как поясняют авторы «Дидактики технологического образования» , методы, способы и приемы, выражают закономерности и правила выполнения трудовых движений и операций, а не сам их ход, поэтому их следует рассматривать при характеристике технологической части производства, а не трудовой. С позиции образа выполнения действий, прием представляет собой не компонент процесса действия, а форму его осуществления, которая может быть выражена в мыслительном плане или в виде соответствующего описания действий конкретного субъекта. Поэтому, овладеть приемом выполнения действия человек может, не совершая самого трудового действия, а лишь имитируя его.

В разных условиях труда одинаковые по целям операции и разными людьми осуществляются при помощи разных приемов. Индивидуальные приемы труда можно представить не только как образ действия конкретного исполнителя, но и как обобщенное описание правил и порядка выполнения деятельности, в них можно обнаружить отличительные и сходные характеристики, которые у разных исполнителей имеют незначительные отличия. Такое объективированное описание приемов труда называют способом труда , идеальной программой, планом осуществления любым исполнителем деятельности, которая позволит оптимально выполнить соответствующий переход, технологическую операцию или технологический процесс.

Способ труда определяет виды, сочетание и последовательность составляющей созидательной деятельности любого исполнителя. Полная совокупность способов труда в заданных условиях и составляет методику труда .

Следовательно, можно сказать, что совокупность приемов в технологии выступает как совокупность методов, то есть путей, способов достижения поставленных целей, движения вперед, технология определяется эффективностью этого продвижения и оптимальностью выбранных путей и способов.

Трудовой операцией называют элемент трудовой деятельности, направленной на достижение конкретной цели. Предметом трудовой операции является трудовой прием, трудовые движения и действия рабочего, рационализация его труда.

Технологической операцией называют часть технологического процесса, непрерывно выполняемую на одном и том же рабочем месте, при обработке одного и того же продукта производства. Предметом технологической операции является деталь, уменьшение затрат на ее обработку.

Трудовым движением называют однократное и однородное непрерывное перемещение всего рабочего или его корпуса, ног, рук, кисти рук и пальцев с целью взять, переместить, совместить, освободить предмет или подержать его в состоянии покоя.

Трудовым действием называют осуществление комплекса трудовых движений, осуществляемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека. Действия, в то же время, рассматривают как компоненты умения, которые так же разделяют на элементарные, состоящие из элементарных действий и движений (навыки) и сложные, состоящие из комплекса движений или действий (умения). Это различие не противоречит друг другу, а является взаимным дополнением и разным этапом в развитии умений.

В начальных классах дети не могут еще участвовать в реальных условиях производства. На уроках технологии не представляется возможным осуществить процессы добычи и переработки сырья в производственных масштабах. Поэтому, производственный процесс на данном этапе трудовой подготовки, рассматривают на эмпирическом уровне, т.е. как простейший технологический процесс. На уроках технологии учителю предоставляется возможность для моделирования лишь отдельных компонентов процесса производства.

Успешное осуществление даже простейшего технологического процесса зависит от опыта созидательной деятельности . Он представляет собой знание о технологическом процессе, средствах и организации труда, способность человека сопоставить свои знания и навыки с заданными условиями и средствами труда, предвидеть отклонения в технологическом процессе и устранить их для получения наилучших результатов.

Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву)

Постановка целей, выбор действий, которые предстоит выполнить

Трудовые Трудовые действия Трудовая

Движения операция


▫ Scotland Yard. Они там не вальнуть ли кого-то собираются... судя по вопросам?!) Я-то ладно: появился на минуту да и поминай, как звали. А вот батю и так там как облупленного, что называется. Он только на двух заправках и заправляется. Там уж персоналу поменялось два батальона, а клиент `Ус-старший` не меняется.
▫ Да, и не ходите один, а то вам Бигдатой по кумполу датут `Многократное посещение АЗС позволяет выявить временные диапазоны, в которых Клиент находился на объекте один, тогда возможно создание связок с: номером мобильного телефона топливной картой банковской картой и самое важное чеков между собой (уверенное множественное детерминирование Клиента). Далее собственно приступаем к серии анализов, которые позволят определить типовые профили клиентов и их обычное поведение.` Чаша тебя не минует, ты СКУП и ЖАДЕН, плохо обращаешься с автомобилем, эксплуатируешь сотрудников, игнорируешь труд всей автомобильной промышленности. Ради тебя, блин, миллиарды долларов вкладывают в разработку новинок, а ты ими не пользуешься. На тебя работает большая 10-ка автозаводов, а ты и не собираешься ничего у них покупать. Ты кто такой, что так выпендриваешься? Ну как тебе профиль? Я могу работать сотрудником БигДаты,как думаешь? Андропов пришел, придется тему удалять.
▫ Это ж не запрещено. Приехал один-не один, профиль-шипы и ряд других `параметров` впору не им бы узнавать, а нам (в контексте моей профпринадлежности), конечно. Да и то по нужде, а не по интересу. Меня чаша сия минует, поскольку если я и появляюсь на АЗС, то приведи Лукойл, пару-тройку раз в год. Да и то в качестве `Слушай, не в службу, сбегай в кассу, а?`.
▫ А вот какие данные могут собирать на АЗС: будьте вежливы, выслушивайте дополнительное предложение с улыбкой идиота, не ходите в туалет, и не будьте жадным, не берите, вашу дивизию Сдачу! `Желателен сбор информации о личности и поведении клиентов: A настроение до покупки B настроение после оплаты C говорил спасибо (был вежлив)? D говорил пожалуйста (был благодарен)? E торопился (был не терпелив)? F задавал вопросы (спрашивал совета)? G тихий/шумный H приятный/обычный/неприятный I приехал один? J выслушал дополнительное предложение? K принял дополнительное предложение? L общался на равных/заискивал/говорил свысока? M скуп (высчитывал что выгоднее купить)? N жаден (забрал мелочь)? O посещал туалет Подобный подход, среди прочего, передаёт: - самоощущение Сотрудника (настроение, усталость) - взаимоотношения при текущем визите - взаимопозиционирование Сотрудника и Клиента. Желателен планомерный сбор информации о транспортных средствах клиентов (может предоставлять персонал, осуществляющий заливку топлива на основе визуальных наблюдений или задавая один вопрос на каждый визит): A производитель B марка C год выпуска D год приобретения E объем двигателя F объем бака G тип (хечбэк, седан, универсал, джип) H цвет I предпочтительный вид топлива J используемые присадки к топливу K тип дворников L тип незамерзающей жидкости M салон (ткань/кожа) N параметры дисков (производитель, радиус) O параметры покрышек (производитель, профиль, шипы) Полезно также отслеживать на какую заправочную колонку заезжает транспортное средство, если у водителя был выбор.` Заметьте, Если ты высчитываешь ВЫГОДНУЮ покупку, ты не человек с экономическим образованием, не хороший хозяин, не рубль бережешь.А СКУП.. А не пошли бы они со своими большими данными по большому.. Один вопрос на каждый визит блин!
▫ Билет я всё-же получил - сходил к руководству. Тем не менее ситуация не айс. Вот как: `большие данные в российском продовольственном ритейле`. СУрьёзно. У нас `Ленты` нет. Есть по паре магазинов `Радеж`, `Магнит`, `Покупочка`, есть и `Пятёрочка` (я там не бываю почти никогда: далеко). `Великолукский` и `Фасоль` (недавно открылся, на месте тоже магазина, но `хозяйского`. Я даже как-то и не `прочуял`, что это за сеть такая, `Фасоль`. Ничего такого необычного, как-то без `изюминки`). `Красное и белое` вот открыли где-то с год назад. Но от меня тоже далеко чапать до него. К тому же его специфическая продукция мною востребована совсем не ежедневно)) А под боком спокойно переживает все жизненные и экономические повороты типичный частный маленький магазинчик из разряда `обо всём, но съестном`. Хлеб там просто чудесный (вообще в Николаевске хлебобулочные - это песня, в наилучшем смысле слова). Как и молочка, кстати: своя, и дюже хороша. Своя и курятина и всё-всё-всё от неё (в городе птицефабрика, процветает). Мяса своего тоже полно, качественное, разное (намедни вот конину видел). Не говоря уж о рыбе. Волга, однако.

В XX веке человечество вступило в технологический этап своего развития. Используя различные технологические средства, человек начал активно создавать искусственный мир, свое предметное бытие.

На рубеже перехода человечества в XX век научно-техническая среда, техносфера стала отчуждать человека от природы, что привело к нарушению естественного равновесия в мире.

Проблема отчужденного человека стала рассматриваться в философии экзистенциализма (НА. Бердяев, А. Камю, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Г. Марсель, Ж.П. Сартр). Это была реакция на кризис гуманизма, проявившегося в начале XX столетия. Проповедовался бунт как способ существования человека, обретения им свободы и смысла существования в мире, человеку было необходимо найти в себе силы жить в гармонии с природой и техносферой.

Технологическое развитие общества осуществлялось в два этапа. На первом из них (1-я половина XX в.) основное внимание уделялось индустриализации и механизации производства. Это был этап научно-технического прогресса и технократической идеологии. Технократия (греч. techne - мастерство, искусство, kratos - власть) буквально означает власть техники как средства (а не способа) производства.

В начале XX века господствовали технократические философские теории, согласно которым техника и ее планомерное развитие сами по себе, независимо от других факторов, могут разрешать все социальные проблемы. Поэтому власть и управление в капиталистическом обществе должны перейти от собственников и политиков к инженерно-технической интеллигенции (технократии), выступающей якобы в виде главной движущей силы прогресса.

Технократические теории отразили возросшее значение науки и техники для производства и общества, но они недооценили роль таких факторов, как политика, культура, классовые и национальные интересы и др.

К началу 40-х годов XX века технократические философские теории потеряли свою актуальность.

Во второй половине XX века человечество вступило в научно-технологический этап развития. Появление новых технологий привело к тому, что в 1950-1990 годы мировое общественное производство выросло примерно в 7 раз. Создание вычислительных машин обусловило возникновение информационного мира и высоких, наукоемких технологий.

Еще в 70-е годы широко использовался термин «научно-техническая революция», в котором особо выделялась роль техники в ущерб технологии. Однако с появлением универсальной техники способы производства стали различаться своими технологиями, которые начали доминировать.

Страны, которые своевременно поняли приоритет научно-технологического способа производства, в настоящее время составляют мировое технологическое ядро (Англия, США, Франция, Германия, Япония, Южная Корея и др.), обеспечивают более высокое качество жизни своих сограждан за счет инвестиционного и инновационного развития. Они получают научно-технологическую и другие ренты. Государства, которые стоят на позициях развития только научно-технического прогресса, постепенно отстают в темпах развития. Это явление не обошло и Россию. Отсталые технологии во многих сферах производства явились причиной неконкурентности нашей продукции на мировом рынке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем для российской экономики присущ ресурсный способ производства.

Если раньше существенное внимание уделялось созданию техноградов, то в конце XX века достаточно активно развиваются технополисы, которых и мире уже насчитывается свыше 60, около половины из них приходится на Японию. Технополисы - это города новейших, высоких, наукоёмких технологий, но технология - это не только место, это состояние ума, философия перемен и творчества.

Академик П.Р. Атутов справедливо отмечает: "Сегодня человечество живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его экстенсивной, технократической идеологией (любой ценой получить максимальный результат). Новый - технологический - этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экологических, экономических, психологических, эстетических и других факторов и исследований".

Эта культура зародилась в недрах антропологической культуры. Мир человека постепенно становился центром его внимания, сферой его достижений. Возникли новые представления об отношении к природе, новые средства познания, которые уже перестали быть просто посредником между мыслью и природой. Началось активное вмешательство человека в естественные процессы.

При характеристике технологического этапа общественного развития необходимо учесть два момента.

Во-первых, вмешательство человека в ход естественных процессов становится постоянным, принимает небывало широкие масштабы и необратимые последствия (поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, освоение космоса и др.). Во-вторых, среда обитания человека - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким "рогом изобилия". Укоренившееся в сознании "царя природы" потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

В технологической культуре человек осознает себя властелином всего сущего. Прежде недоступное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Утверждается представление о временном характере понятия недоступного, о наличии еще не познанных явлений и законов, которые будут открыты со временем.

Подкрепленная современными технологическими средствами (в том числе биотехнологическими) человеческая активность диффундирует в сфере действия еще не открытых законов природы.

Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих законов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы технологические "организмы" - системы взаимозависимых компонентов, действия которых направлены на достижение целей, поставленных их создателем.

Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций или ядерных реакторов - не сопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.

Для каждой универсальной культуры существует базовое, ключевое понятие: сверхъестественная сила (мифологическая культура), природа, космос (космологическая культура); человек (антропологическая культура).

Для современной - технологической - культуры таким базовым понятием является "технология".

Наиболее распространенным является утверждение, что слово "технология" происходит от греческого "techne" - искусство, мастерство, умение и "logos" - учение, наука. Таким образом, под технологией понимается наука о мастерстве, способах взаимодействия человека, орудий и предметов труда.

Ранее термин "технология" употреблялся только применительно к производственным процессам. Так, в словаре "Научно-технический прогресс" технология определена как "совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого-либо вида продукции в сфере производственной деятельности".

Технология играла важную роль в развитии всех цивилизаций, но, несмотря на это, объектом теоретического анализа она стала относительно недавно. На рубеже XIX-XX веков философской мыслью стала изучаться одна из сторон технологии - техника как средство производства. Большинство исследователей и простых людей в англоязычном мире понимают технологию как технические объекты: машины, компьютеры, оборудование и т.п. Другие составляющие этого понятия (знания, качества человека, процесс преобразовательной деятельности) не изучаются, что приводит к искажению сущности технологии. Этот разрыв между сложностью понятия "технология" и узкой его трактовкой является одним из источников непонимания необходимости, целей и основ технологического образования, хотя с конца 80-х годов оно и стало составной частью учебных планов во многих странах мира.

В современных условиях, когда технология проникает во все области производственной и непроизводственной сфер экономики, пронизывает все формы жизнедеятельности человека (учебную, профессиональную, досуговую, управленческую, коммуникативную, игровую деятельность), есть основания утверждать, что технология является многоаспектным и многоуровневым понятием и должно изучаться философскими, психологическими, экономическими, педагогическими и другими науками.

В настоящее время можно говорить о всеобщности технологии, которая присуща не только человеческой деятельности, но и природным процессам: например, технология роста растений и развития живых организмов, технология эрозии почв и т.д.

Поэтому технология - это, прежде всего, философская категория, обозначающая процесс преобразования единичного и особенного во всеобщее и наоборот.

С появлением универсальной техники технологии стали доминировать, а способы производства начали различаться своими технологиями. Технология является средством и критерием развития общества и человека, что показано на следующем рисунке.

Технологию можно рассматривать на различных уровнях, что видно из следующей таблицы:

«Технология» - это идеология перемен и творчества. Сейчас технологии становятся важнейшим фактором политического, социально-экономического и культурного развития общества и улучшения на этой основе качества жизни людей.Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. // Школа и производство. - 2004. №4. Не случайно в развитых странах технологии обновляются через 2-3 года.

Техника и способ производства по своему происхождению являются порождением культуры, поэтому «технология» - это культурологическое понятие, связанное с творческим мышлением и творческой преобразовательной деятельностью человека. Она определяет место человека в природе и обществе, рамки его вмешательства в природные процессы. Технология как общекультурная парадигма, обеспечивает единство материальной и духовной культуры, взаимосвязь всех видов культуры (политической, правовой, нравственной, художественной и др.), а также обусловливает необходимость выделения универсальной культуры, которая связывает общество изнутри.

Взаимосвязь развития технологии, человека и общества

Технология Человек Общество

Технология имеет гносеологический аспект, который заключается в том, что она является всеобщим способом познания, обеспечивающим активность личности в «добывании» знаний, единство индукции и дедукции, теории и практики, логического и эмоционального, анализа и синтеза, опредмечивания и распредмечивания знаний, превращение знаний в убеждения в процессе познания, формирует личностный смысл обучения.

«Технология» как психолого-педагогическая категория является ключевым понятием в технологическом образовании, в котором основной познавательной единицей является проектная деятельность, то есть процесс проектирования и изготовления (с использованием научных знаний) качественных и оригинальных изделий, имеющих практическое применение.

«Технология» является универсальным способом преобразовательной деятельности. Она учит не выполнению отдельных операций (например, выпиливанию лобзиком), а формирует алгоритм этой деятельности, который включает в себя два основных компонента: процесс проектирования и процесс изготовления. Вариативный компонент преобразовательной деятельности составляют её этапы: выявление потребности, формулировка задачи, исследование, составление спецификации, выработка идей, планирование, изготовление, экономическое обоснование, маркетинг и т.д.

Таким образом, «Технология» - многоаспектное, универсальное понятие, которое пронизывает все стороны жизни человека и общества. «Технология» является, по меньшей мере, философской, социально-культурологической, гносеологической, психолого-педагогической, экономической категорией и требует своего дальнейшего изучения.

В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном (широком) и личностном (узком) планах. В социальном плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве.

В личностном плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира.

Технологическая культура оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Во-первых, она предполагает наличие у человека системы технологических знаний, умений и личностных качеств.

Технологические знания включают в себя понимание базовых технологических понятий, представление о техносфере, способах преобразовательной деятельности, современных и перспективных технологиях производства и форм жизнедеятельности человека и др.

Технологические умения - это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний. К ним относятся умения сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности, быстро осваивать новые профессии и технологии, проектировать свою деятельность и предвидеть ее результаты, проводить дизайн-анализ, пользоваться ЭВМ, осуществлять проектную деятельность, выполнять графические построения и др.

Технологически важные качества - это свойства человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести сформированность адекватного профессионального самоопределения, трудолюбие, разнообразие интересов, гибкость мышления, профессиональная мобильность, самостоятельность и компетентность, ответственность, дисциплинированность, предприимчивость, потребность в постоянном совершенствовании и др.

Технологическая культура формирует определенный (технологический) взгляд на мир и проявляется в технологическом мировоззрении. Под технологическим мировоззрением следует понимать систему технологических взглядов на природу, общество, человека и его мышление.

В его основе лежит глобальный, планетарный взгляд на мир, представляющий собой единство биосферы, социосферы, техносферы и ноосферы. В центре этой системы стоит человек, который своим разумом должен сознательно поддерживать равновесие в мире.

Планетарная система получила толчок к развитию благодаря космической энергии, она имеет также открытый выход в космическое пространство. Графически эту систему можно представить следующим образом:

Нарушение планетарного равновесия может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому резко повышается роль человека как стабилизатора и гаранта поддержания этого равновесия. А для этого каждому человеку необходимо овладеть технологической культурой.

Технологическое мировоззрение строится также на положении о том, что в основе общественного развития лежит способ преобразовательной деятельности людей, а также уровень технологической культуры человека и общества. И в то же время технологическая культура является одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей человека.

Современная технологическая эпоха резко обострила проблему взаимодействия природы, человека и техносферы. Применяемые технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде. Поэтому сейчас должен быть обеспечен приоритет способа над результатами любой деятельности.

Каждый человек должен быть специально подготовлен к гармоничному сосуществованию и эффективному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. Жить в таком мире и не знать его - опасно и даже преступно.

Это обстоятельство обуславливает необходимость осуществления технологического образования молодежи, предусматривающее формирование у учащихся технологической картины мира, эффективных способов преобразовательной деятельности, обеспечивающих гармоничное взаимодействие человека с природной и технологической средой и улучшающей качество его жизни.

Составной частью технологической культуры является технологическое мышление.

Технологическое мышление - это мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага человека, общества, природной среды, обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технологической сферы. Технологическое мышление направлено на поиск оптимальных средств преобразования вещества, энергии и информации в нужный для человека продукт.

Технологическое мышление характеризуется следующими особенностями.

1. Оно направлено не столько на познание окружающей действительности, сколько на изменение ее в интересах человека. Целевая установка здесь связана, прежде всего, с поиском ответа на вопрос "Как?", а не на вопрос "Что?". Такая установка более содержательна и созидательна, она направлена на создание нового объекта или придание ему новых инновационных качеств.

2. В технологическом мышлении знания должны носить комплексный характер и иметь гностический, изыскательный и преобразовательный аспекты.

3. В технологическом мышлении ведущее место отводится методам и средствам усвоения и применения нового учебного материала. Особое внимание должно уделяться таким современным методам поиска решения различных задач, как метод проектов, мозговой штурм, метод морфологического анализа и синтеза, метод сфокусированных объектов, функционально стоимостный анализ, игры, мыслительный эксперимент, дизайн изделий и др. Муравьев Е. В., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии.- Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, НМЦ «Технология», 2000.

4. Технологическое мышление предполагает сформированность таких умственных действий, как умение оценивать собственную деятельность и ее результаты на основе рефлексии, быстро переходить с одного уровня обобщения на другой, анализировать и прогнозировать экономические, экологические последствия, строить образ оптимального конечного результата этой деятельности.

5. Технологическое мышление должно быть проектным и представлять собой процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до ее реализации.

6. Технологическое мышление имеет две основных тенденции. С одной стороны, высокая скорость происходящих перемен способствует выработке мышления, направленного в будущее. Переход от технократического к технологическому мышлению - это революция в самом человеке.

Одновременно направленность сознания в будущее притупляет чувство ответственности человека за настоящее, поэтому необходимо постоянно повышать его технологическую культуру.

В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов вопросы этики обретают новое значение. Этика оценивает соответствие действий отдельного человека с точки зрения последствий этих действий для "этического партнерства". Раньше в роли "этических партнеров" выступали только другие люди. Сейчас круг таких партнеров заметно расширился.

В новых условиях создатели современных технических систем оказались не в состоянии предвидеть все последствия своих проектов, так как многие из них проявляются уже после смерти их авторов. Все это повышает ответственность создателей и потребителей технических систем за результат их деятельности, что требует формирования технологической этики.

Технологическая этика (техноэтика) - это система норм и принципов этического партнерства, которым должны соответствовать создаваемые техносистемы.

Технологическая культура связана с технологической эстетикой. Технологическая эстетика - это эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовывать технологическую среду по законам красоты.

Технологическая эстетика тесно связана с понятием дизайна. Дизайн (англ. design - чертеж, рисунок, проект) - творческая деятельность (и продукты этой деятельности), направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, в процессе которой достигается единство ее функциональных и эстетических аспектов.

В настоящее время дизайн является одним из ведущих видов предметного художественного творчества наряду с архитектурой и декоративно-оформительским искусством.

Технологическая эстетика является теоретической основой дизайна. В свою очередь, она развивается на стыке ряда научных достижений: эстетики, искусствознания, социологии, эргономики (инженерной психологии), экономики, технологии производства и др.

Технологическая эстетика изучает эстетические аспекты конструирования как вида творческой продуктивной деятельности человека.

Приобретение комплекса дизайнерских знаний, умений и качеств является необходимым условием жизнедеятельности личности в условиях технологической среды.

Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Преобразовательная деятельность может осуществ-ляться в двух плоскостях, аспектах – реально и идеально. В первом случае происходит действительное изменение материального бытия – природного, общественного, человеческого. Такая деятельность называется практической, практикой. Во втором случае объект изменяется лишь в воображении – это деятельность проектирующая (моделирующая). Ее функция – обеспечивать практическую деятельность опережающими и направляющими проектами, планами, образами действий. И в первом, и во втором случаях преобразовательная деятельность может быть творческой или механической, исполнительской (продуктивной или репродуктивной);
? коммуникативная деятельность – общение с другими людьми;
? эстетическая деятельность – получение наслажде- ния (или наоборот – отвращения) от собственной де-ятельности – в первую очередь! – а так же от объектов окружающей действительности, в том числе предметов искусства.
Так вот, человек живет полноценной жизнью, когда он включен в подлинно человеческую деятельность, где он может раскрыть все свои потенциальные возможно- сти – т.е. в такую деятельность, в которой доста- точно полно представлены все перечисленные виды де-ятельности в единстве. Причем ведущим видом дея-тельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная деятельность.
Учебный план как образовательной, так и профессиональной школы предусматривает, в общем-то, освоение учащимися и студентами почти всех основных видов деятельности. Но дело в том, что они расчленены порознь по предметам и циклам обучения. Действительно, в общеобразовательной школе:

Изучение курсов основ наук – ведущий вид деятельности учащихся – познавательная деятельность. При изучении гуманитарных (и общественных) предметов – это еще отчасти и ценностно-ориентировочная деятельность. Остальные виды деятельности, как правило, свернуты; трудовое обучение, которое ныне названо вообще туманно «технологическая область» - организация первоначального опыта учащихся в практической преобразовательной деятельности, как правило механической, репродуктивной и полностью оторванной от изучения других предметов. Кроме того, есть курс черчения – как некоторый опыт проективной преобразовательной деятельности, тоже репродуктивной и полностью оторванной от всех других ее видов; изобразительное искусство, музыка, в некоторых шко- лах – хореография. Ведущий вид деятельности – эс-тетическая деятельность – оторванная от всех остальных ее видов; коммуникативная деятельность в учебном процессе практически не представлена. В условиях монологического построения учебного процесса (в основном говорит учитель, ученик иногда лишь отвечает «заученный урок») общение на занятиях свернуто. Общаться между собой учащиеся могут лишь на переменах или во вне учебной деятельности.

То есть все виды деятельности расчленены, декомпози-рованы порознь по «клеточкам» учебного плана, предме- тов, расписания занятий и т.д. А композиции , объедине- ния нет . Но в этом случае полноценной жизни у ребенка не может быть!
Аналогичная картина имеет место и в профессиональной школе, где учебный процесс представлен в виде циклов теоретического обучения (преимущественно познавательная деятельность студентов); практического обучения – производственного обучения в профтехучилищах, занятий в учебных мастерских и производственной практики в средних и высших профессиональных учебных заведениях, как опыт преобразовательной практической деятельности студентов (как правило, носит механический, репродуктивный характер); учебного проектирования – в основном в ССУЗах и ВУЗах – как организация опыта проективной преобразовательной деятельности студентов, также имеющего в большинстве случаев весьма узкий, технологический характер. Причем курсовое, дипломное и т.д. проектирование студентов, как правило, не предполагает реализацию этих проектов – т.е. получается, что проективная преобразовательная деятельность сама по себе, а практическая преобразовательная деятельность (в процессе практики и т.д.) сама по себе.
Таким образом, ни в общеобразовательной, ни в про-фессиональной школе молодому человеку чаще всего негде проявить себя, раскрыть свои созидательные возможности.
Автор просит прощения у Читателя за занудство, но рассмотрим еще один аспект учебной деятельности – со сто-роны активности личности. Активность (см. соответствую-щие статьи в ) – это динамическое свойство человеческой деятельности, свойство ее собственного движения. Различают следующие уровни активности личности:
- ситуативная активность. Она ежедневно вызывается к жизни для решения отдельных частных задач, но погашается по их решении. Следующий этап требует новой активности, новых решений;
- активность надситуативная – способность личности подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения текущей задачи;
- творческая активность – самостоятельная постановка проблем и их решение.
Эти уровни активности можно выразить и по-другому, как три уровня деятельности:
- операционный – когда человек решает лишь частные задачи, выполняет лишь отдельные операции – уровень ситуативной активности;
- тактический – когда человек успешно использует всю совокупность наличных средств и способов деятельности для решения текущих задач в изменяющихся условиях. Тактический уровень наряду с овладением операционными умениями требует ряда других компонентов – способности к быстрой ориентировке в изменяющихся ситуациях, владение общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения планирования, пользования справочной литературой, умения распределения ролей при коллективной организации деятельности и т.д. Таким образом, тактический уровень деятельности соответствует надситуативной активности;
- стратегический – когда человек свободно ориентируется в изменяющихся жизненных ситуациях, в экономических, технологических и общественных отношениях, самостоятельно определяет место и цели собственной деятельности в соответствии с общими целями коллектива. Стратегический уровень деятельности, наряду с овладением операционными и тактическими компонентами, требует развития еще и ряда других качеств личности: высокоразвитых познавательных умений, творческой активности, умения самоанализа процесса и результатов деятельности, широкого кругозора, коммуникативности и т.д. Стратегический уровень деятельности соответствует творческой активности личности.
Условно можно сказать так: операционный уровень – это человек-исполнитель; тактический – активный деятель; стратегический – творческий человек, творец.
Так вот, традиционная «последовательная цепь реше-ния учебных задач» предусматривает лишь ситуативную активность обучающихся и, соответственно, операционный уровень деятельности. К сожалению, в педагогической практике до сих пор бытует представление о том, что обучение предусматривает усвоение учащимися задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что общественное поведение учеников должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются весьма негативно. Не привыкшие к активному поиску обучающиеся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов.
В то же время активный, ищущий, интересующийся воспитанник, учащийся, студент по-прежнему и родителями, и педагогами чаще всего оценивается как «мешающий фактор».
Кстати, ситуативная и надситуативная активность – это еще один из аспектов водораздела между обучением и воспитанием (в узком смысле). И авторы многих учебников педагогики это признают – см., например, : поскольку в учебном процессе от обучающегося требуется лишь ситуативная активность, то дефицит надситуативной, творческой активности следует компенсировать внеурочными воспитательными «мероприятиями», ученическим самоуправлением, работой в детских и молодежных объединениях и т.д.
Автор ни в коем случае не умаляет значения внеучебной воспитательной работы – это не менее важный компонент, чем учебный процесс. Но они должны взаимно дополнять друг друга, а не просто компенсировать недостатки одного за счет другого.
Таким образом, невольно напрашиваются в организации учебного процесса три параллельные , в значительной степени независимые друг от друга линии :
Пер вая – это решение традиционных учебных задач как минипроектов учебной деятельности – это все равно остается необходимым звеном учебного процесса, соответствующим ситуативной активности.
В торая – это решение учебных задач второго уровня, соответствующих надситуативной активности – более крупных учебных проектов, где обучающиеся уже могли бы сами ставить цели своей деятельности, где могли бы активно применять свои знания по различным дисциплинам в практике, где могли бы общаться друг с другом и т.д. Учебный процесс будет в этом случае усилен ценностно-ориентировочными, преобразовательными, коммуникативны-ми, эстетическими компонентами за счет включения в него подготовки устных и письменных докладов и сообщений учащихся и студентов; введения лабораторно-исследовательских практикумов вместо наборов примитивных лабораторных работ по готовым образцам; применения деловых игр, игрового моделирования и других игровых форм учебных занятий, выполнения междисциплинарных исследовательских работ и т.д.
Третья – это решение учебных задач третьего, творческого уровня, соответствующего творческой активности личности – крупных учебных проектов. Такие проекты скорее всего могут быть реализованы в практическом обучении и учебном проектировании (которые в принципе должны были бы составлять нечто одно целое – ведь проектировать что-то, не реализуя проектируемое, бессмысленно) – организацией собственного опыта обучающихся в осуществлении интегративной трудовой (для школьников) и профессиональной (для студентов) деятельности. Для этого учащиеся, студенты должны быть включены в проекты, выбираемые ими самостоятельно (лучше) или предлагаемые учителями, преподавателями, которые отвечают следующим требованиям:
– имеют общественно-полезную значимость, рыночную стоимость и имеют определенных потребителей;
– посильны для учащегося, студента, но отличаются высоким уровнем трудности, получаемый продукт (материальный или духовный) должен быть высокого качества, степени совершенства;
– сформулированы в самом общем виде: требуют от обучающихся активного применения теоретических знаний, а также дополнительного привлечения научной, справочной и другой литературы; экономических расчетов, самостоя-тельной разработки проекта продукта, технологии его получения, плана действий по его реализации с учетом наличных возможностей;
– предусматривают возможности коллективной производственной деятельности учащихся, студентов, а так же включения их в производственные или научные коллективы.
Причем, основная суть заключается в том, чтобы учащийся, студент самостоятельно выполнил полный производственный цикл: от поиска соответствующей «ниши» на рынке товаров и услуг, замысла до изготовления продукта и его реализации (продажи).

Учебные проекты второго и третьего уровней, очевидно, должны быть включены в учебные программы как обязательные компоненты учебного процесса.

Следует отметить, что в научной школе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова под учебной задачей понимается нечто другое – только формирование у обучающихся обобщенных способов действия (см., например, ). Все остальное называется «учебными ситуациями».

Между тем есть методический прием, позволяющий сформировать у обучающихся целостное представление об учебном курсе – он относится к дисциплинам, соответствующим наукам сильной версии (см. ) – математике, физике, отчасти химии. Автор в своей педагогической практике неоднократно убеждался в его эффективности. Суть его рассмотрим на примере геометрии. Например, обучающемуся предлагается доказать, допустим, теорему Пифагора. Но затем доказать все предшествующие теоремы, которые используются при доказательстве теоремы Пифагора. Далее доказать все теоремы, предшествующие предшествующим теоремам и так далее – до тех пор, пока обучающийся не дойдет до пяти постулатов (аксиом) Евклида. Такой прием при относительно небольших затратах учебного времени позволяет обучающимся «увидеть» весь учебный предмет целиком, прочувствовать всю логику его построения.

4.3. КОНТРОЛЬ, ОЦЕНКА, РЕФЛЕКСИЯ

Любой учебный проект на любом уровне: уровне теку-щей учебной задачи, уровне изучения темы, раздела, всего учебного курса или всей образовательной программы в целом заканчивается контролем и оценкой. Контроль и оценка явля-ются весьма существенными сторонами учебного процесса.
Напомним, что в дидактике традиционно рассматриваются в этой части следующие понятия:
Проверка – процесс установления достижения целей обучения.
Контроль – операция сопоставления, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля.
Оценка – фиксация результатов обучения.
Выставление отметки – форма оценки в виде определения балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности.
При этом выделяются следующие функции контроля и оценки: образовательная, стимулирующая, аналитико-корректирующая, воспитывающая и развивающая, контрольная. Различаются виды контроля и оценки: предваряющий, текущий, периодический и итоговый (см., например, ). Все это так.
Теперь рассмотрим вопросы контроля и оценки учебной деятельности с позиции методологии, т.е. учения об организации деятельности.
Любые проекты, в том числе учебные, на любом уровне их иерархии завершаются «обращением назад»: осмыслени-ем, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний:
– объекта продуктивной деятельности – итоговая оценка (самооценка) проекта;
– субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия.
Контроль и оценка в учебном процессе, безусловно необходимы. Но как они обычно осуществляются?
Как известно, в теории систем, в системном анализе оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установ-ленным критериям . Но, на сегодняшний день, как уже говорилось, критерии держит в своей голове и в своих руках педагог, оценивает он же (или, к примеру, экзаменационная комиссия) – но не обучающийся.
Далее, оценка выставляется чаще всего формально: «Садись, Иванов, – «3». А почему «3»? Это чаще всего не объясняется. А ведь не менее важно, чем решить очередную, пусть самую маленькую, простенькую учебную задачу, ответить на длинную череду вопросов:
- достигнута ли цель учебного проекта? Если нет, то почему? И какова тогда степень частичного достижения цели? Если результаты превзошли поставленную цель – то опять же – почему? И в какой степени?
- удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи оказались нерешенными? Почему? Как были переструктурированы задачи в процессе осуществления проекта для достижения поставленной цели? Какой опыт переструктурирования задач можно использовать в дальнейшем?
- какова дальнейшая «судьба» результатов? Подлежат ли они совершенствованию? В чем? Замене?
- какой новый опыт приобрел обучающийся в целеобразовании, в процессе реализации учебного проекта, его самооценки, рефлексии? Как этот опыт может быть использован в дальнейшем?
- и так далее.
Ведь научить обучающихся каждый раз ставить эти вопросы и отвечать на них не менее важно, чем усвоить очередную теорему, химическую формулу, литературное произведение и т.п.
Далее, весь контроль успешности (или неуспешности) обучения сконцентрирован на отметке как формальным выражением оценки.
В наследство от командно-административной системы в образовании достался и сохранился тотальный ежечасный (ведь одно занятие – 1 академический час) контроль. Контроль за учащимися, контроль за учителем. Если учитель редко ставит отметки – его ругают – плохо контролирует учащихся. И вот учитель вынужден ставить много отметок, а потом, вопреки всем рекомендациям психологов и методистов ставить «среднеарифметический балл» – ведь любой инспектор в противном случае возмутится – как так? У Иванова в течение года были тройки, а итоговая оценка – пятерка?!
Школу по-прежнему оценивают по успеваемости – по «среднему баллу». Который ни о чем не говорит – к примеру, в бывшем Советском Союзе самый большой процент золотых медалистов был в Туркмении.
А обучающиеся? Их судьбы? Одна из причин перегрузки учащихся и студентов – стресс. Знаете ли Вы, уважаемый Читатель, как у собак создают экспериментальный инфаркт? Перед клеткой устанавливают ящик с экраном. В ящике расположены лампочка и металлический круг, который может поворачиваться вокруг поперечной оси. Если круг расположен вертикально, на экране будет теневая проекция круга, если наклонно – проекцией станет эллипс. У собак в течение какого-то времени вырабатывают два устойчивых условных рефлекса: если на экране будет круг – ей дают корм (поощрение), если – эллипс – собаку больно бьют электрическим током (наказание). Наконец, однажды этот круг начинают непрерывно вращать: круг превращается в эллипс, эллипс снова в круг и т.д. Всего несколько минут… и готово – у собаки инфаркт миокарда. Это у собак. А школьники качаются на этих «качелях» все 10–11 лет: спросят – не спросят; поставят хорошую отметку или плохую; вызовут родителей или не вызовут и т.д. Сегодня учитель пришел в хорошем настроении – завтра в плохом. Или у одного учителя он «любимчик», а на следующем уроке у другого учителя-предметника он – изгой, пария. И так весь срок пребывания в школе. А потом еще ПТУ, или техникум, или ВУЗ, в которых те же «качели». Так что же тогда можно говорить о здоровье молодежи?
Ребенок приходит из школы домой. Первый вопрос: «Что получил?» Его не спрашивают: «А что нового ты се-годня узнал? Чему научился? Что научился делать?». «Что получил» – и этим все сказано. Погоня за хорошими от-метками ни к чему хорошему не приводит. Почему из от-личников впоследствии вырастают в большинстве своем посредственности? А из посредственных учеников, сту-дентов вырастают гении? (к сожалению, далеко не всегда). Отличник ориентирован на хорошие отметки – это его главная цель. А по окончании образования эта цель исче- зает, а он ни к чему другому больше не приучен и теряется.
Ориентация на хорошие отметки часто приводит просто к извращениям. Так, автор когда-то встретился с таким случаем: подросток при изучении в школе черчения еженедельно изготовлял по нескольку орнаментов (с помощью циркуля их можно варьировать огромное разнообразие). Учительница ему ставила на каждом уроке по 2–3 пятерки. На вопрос – а зачем тебе это надо? – подросток отвечал: «Как зачем? Я же получаю пятерки!»
Зададимся вопросом – а зачем нужен контроль на каж-дом занятии (в школе)? Не является ли это просто традицией? Наследием прошлого? Излишний контроль развращает ре-бенка, превращает в раба – рабы в свое время находились под постоянным контролем. А далее? Сколько человеческих драм происходит из-за того, что по окончании школы с ее повседневным контролем выпускники поступают в Вузы и вскоре оказываются на улице – их отчисляют за неуспева-емость: в ВУЗе ежедневного контроля нет, а учиться без контроля со стороны педагога они не приучены. Сейчас в до-вольно широких масштабах по прямым договорам между колледжами и ВУЗами и по сопряженным учебным планам выпускники колледжей поступают в ВУЗ на второй, третий, а то и четвертый курс. И парадокс! С уровнем их подготовки проблем нет. Они могут учиться, подчас, даже на четвертом курсе. Но после первой же сессии многих из них отчисляют за неуспеваемость – они не приучены к самостоятельной учебной работе, работе в отсутствии ежедневного контроля.
За отметкой теряется лицо обучающегося. Этот – от-личник, этот – троечник. Но каждая человеческая лич- ность уникальна – можно ли ее оценивать одним чис- лом – числом «баллов»? А индивидуальный стиль усвое- ния материала? Ведь, как уже говорилось, каждый человек один и тот же материал усваивает по-своему. А как это оценить?
Наверное, есть другие пути контроля и оценки. Ведь Ш.А. Амонашвили доказал, что в начальной школе можно вообще перейти к безотметочному обучению, заменив его развернутыми характеристиками, куда более информационными и полезными и для ученика, и для родителей, чем «голый» оценочный балл.
Далее, если, как уже мы говорили, поменять последовательность учебного процесса – обучающиеся будут заранее дома прорабатывать учебный материал, а на занятиях будет происходить обсуждение изученного, то контроль сам по себе «растворится» в процессе обсуждения. По высказываниям обучающихся сразу можно определить – кто как проработал учебный материал, кто по каким учебникам занимался, кто как понял и т.д.
Результатом учебной деятельности, вероятно, должны стать не отдельные, фрагментарные знания, действия, оценки, а целостные возможности личности к продуктивной работе, к решению учебных, впоследствии учебно-профессиональных задач. Соответственно, эти результаты во внешнем выражении наиболее адекватно могут существовать как творческие отчеты обучающихся по решению учебных проблем с защитой собственной позиции, отстаиванием собственного мнения.
Все более широкое распространение в образовательных учреждениях получает рейтинговая система контроля учебных достижений. Следует, однако, заметить, что исходным началом использования рейтинговой системы служит свободный выбор обучающимися контрольных учебных заданий на протяжении учебного процесса (имеющих ту или иную «цену» в баллах), так что величина суммарного набора баллов, в интервале от обязательного минимума до возможного максимума, остается вопросом личных предпочтений обучающегося. Вся суть рейтинговой системы в педагогическом смысле состоит в том, что в ней принципиально отсутствует принуждение к «погоне за баллом». По итогам обучения проводится распределение «мест» (первый, второй… и т.д.), но занятое место есть результат свободного выбора, а не следствие отставания при движении по единой для всех дистанции. Напротив, каждый выбирает для себя подходящую ему, свою дистанцию, но в ее рамках добивается высоких результатов, в чем обучающемуся обязан всемерно помочь педагог .
В последнее время стал широко распространяться опыт использования «портофолио» – «папки достижений» обучающихся как средства интеграции их успехов в учебной, трудовой, исследовательской, проектной и других видах деятельности. В портофолио заносятся также результаты обязательных экзаменов, экзаменов по выбору, участие в олимпиадах и другие сертифицированные результаты.
В целом же, подводя итог разговору о контроле и оцен-ке необходимо отметить, что в рамках научного типа органи-зационной культуры, в рамках «знаниевой парадигмы» тради-ционно контролировались и оценивались, в основном, зна-ния обучающегося. Сложились даже стандартные выраже-ния, над смыслом которых уже мало кто задумывается: «шко-ла знаний», «поход за знаниями», «общество знаний» и т.д. Это вполне объяснимо для той эпохи. Но в новой эпохе и соответствующему ей проектно-технологическому типу орга-низационной культуры оцениваться должны не столько зна-ния, сколько умения, компетенции : что человек умеет? Что он может? Ведь большой объем знаний ни о чем еще не говорит. К примеру, вступительные экзамены в ВУЗы – там оцениваются знания абитуриентов по общеобразователь- ным предметам. Всем понятно, что оценки за вступительные экзамены никак не характеризуют потенциальные возмож-ности будущего специалиста – сможет ли он стать хорошим учителем, врачом, инженером, финансистом и т.д. Ведь школьные знания никак не характеризуют ни способностей абитуриента, ни их интересов и склонностей. Нужна разработка принципиально иных подходов.
Это то, что касалось контроля и оценки. Теперь обратимся к другой стороне проблемы: самоконтролю и самооценке. Для педагогики это пока что tabula rasa («чистая доска»). Десятилетиями развивались формы и методы контроля и оценки со стороны педагога. А вопрос – как научить обучающихся самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности остается совершенно открытым. Нет руководств для учителей, преподавателей. Нет соответ-ствующего методического аппарата в учебниках и другой учебной литературе. А ведь это важнейшая сторона учебного процесса. Если не самая важная. В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Так что проблема требует незамедлительного решения.
Обратимся теперь к другому важнейшему понятию – рефлексии. Важнейшим, но далеко не каждому педагогу известным и используемым компонентом в структуре учебной деятельности является рефлексия как познание и анализ человеком явлений собственного сознания и собственной деятельности (взгляд на собственную мысль и собственные действия «со стороны»).
Термин «рефлексия» в отечественной литературе впервые начал использоваться в 30–40-х гг. прошлого века. Анализируя различия в подходах к проблеме, следует отметить наличие двух традиций в трактовке рефлексивных процессов:
– рефлексивный анализ собственного сознания и деятельности;
– рефлексия как понимание смысла межличностного общения.
В связи с этими выделяются следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого, самоин-терпретация и интерпретация другого.
Рефлексия (от лат. refleхio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Но рефлексия – это не только знание или понимание самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии – предметно-рефлексивные отношения .
Очевидно, природа рефлексии связана с двойственной структурой человеческого сознания. Так, С.Л. Рубинштейн отмечал, что рефлексия обеспечивает человеку выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, вне ее, для суждения о ней . К аналогичному заключению приходит Г.П. Щедровицкий, говоря, что новые средства и способы деятельности могут появиться у человека, если сама деятельность становится предметом специальной обработки, чтобы на нее направилась бы новая, вторичная деятельность, т.е. должна появиться рефлексия по отношению к исходной деятельности . При этом вторичная деятельность как бы «поглощает» исходную как материал.
В общей теории управления аналогом двухуровневой модели сознания является, очевидно, разделение меха-низмов, определяющих поведение сложной системы, на механизмы функционирования системы и механизмы уп-равления системой. Механизм функционирования систе- мы рассматривается как совокупность законов, правил и процедур взаимодействия ее элементов между собой и с внешней средой. Механизм же управления системой – это совокупность правил и процедур принятия решений. Ме-ханизм управления определяет механизм функциониро- вания; при необходимости меняет, «переключает» меха- низм функционирования с одного на другой, на третий и т.д. (см., например, ).
Нередко в публикациях рефлексию отождествляют с такой фундаментальной категорией кибернетики, как «обратная связь». Но, очевидно, в отношении человека и социальных систем понятие рефлексии шире. Оно, естественно, поглощает в себя понятие обратной связи. Но если обратная связь позволяет системе, в том числе сложной системе, в том числе биологической, социальной системе функционировать в заданном или самой ею установленном режиме, не меняя при этом своего состава, структуры и функций, то рефлексия дает возможность системе на основе предшествующего накопленного опыта порождать свои новые, ранее не имевшиеся у нее свойства, качества.
Рефлексия имеет большое значение для развития как отдельной личности, так и коллективов, социальных общностей:
– во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности;
– во-вторых, позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;
– в-третьих, делает человека, социальную систему субъектом своей активности.
Анализируя различия в подходах к проблеме рефлексии, в первую очередь необходимо отметить наличие двух традиций в трактовке рефлексивных процессов:
1. Рефлексивный анализ собственного сознания и деятельности субъектом (индивидуальным или коллективным, социальным) – рефлексия первого рода, так называемая авторефлексия.
Здесь необходимо сделать одну существенную оговорку о различении самооценки и авторефлексии. В любой другой деятельности самооценка и рефлексия различаются тем, что относятся к разным сторонам:
– самооценка – к изменениям объекта в результате действий субъекта деятельности;
– рефлексия – к осознанию, оценке изменений в субъекте – какой опыт он вынес в результате действий, чему научился, что осознал и т.д.
Но в учебной деятельности по сути нет объекта – результаты учения находятся в самом субъекте, изменяется сам субъект. Поэтому в учебной деятельности самооценка и рефлексия (авторефлексия) существенно сближаются.
В частности, например, В.В. Давыдов выделяет два уровня рефлексии: формальную рефлексию и содержа-тельную . Так, если рассмотрение производится с целью вскрыть, каким образом выполняется некоторое действие, что нужно конкретно сделать, чтобы его выполнить, то в этом случае человек осмысливает основания данного конкретного частного действия. Этот уровень рассмотрения человеком оснований своего действия назван В.В. Давыдовым формальной рефлексией (в нашем понимании это – самооценка). Иначе осуществляется рефлексия в случае, если она направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе, что является в этом действии причиной успешного его выполнения в различных условиях. Такая рефлексия названа В.В. Давыдовым содержательной , поскольку здесь отражается зависимость действия от общих и существенных условий его выполнения (в нашем понимании это – собственно рефлексия).

Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается: функции мобильного телефона, набор товаров в магазине, инструкции к новой технике, поиск в интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.. Требуется умение отбирать главное в море информации. Этому противоречит традиционное массовое восприятие процесса обучения: «все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания»

Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на результаты образования, цель которого – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы – дать хорошие прочные знания» А в соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится – организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Используя современные педтехнологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся.
Позиция учителя должна быть следующей: к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Достичь этих целей можно, используя метод проектов.

Проектная технология – современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании». Позволяет ученикам: моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)

Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.

Учебный проект

Этапы работы методом проектов

1 этап – погружение в проект
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формулирует: Осуществляет:
проблему проекта личностное присвоение проблемы
сюжетную ситуацию вживание в ситуацию
цель и задачи принятие, уточнение и конкретизации цели и задач
2 этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
организовать группы разбивку на группы
распределить задания в группах распределение ролей в группе
спланировать деятельность по решению задач проекта планирование работы
возможные формы презентации результатов выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
консультирует учащихся по необходимости каждый в соответствии со своим заданием и сообща
ненавязчиво контролирует консультируется по необходимости
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость «добывают» недостающие знания
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов готовят презентацию результатов
4 этап – презентация
Подводит итоги обучения: Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные результаты понимание проблемы, цели и задач
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение умение планировать и осуществлять работу
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе найденный способ решения проблемы
рефлексию деятельности и результата
дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Наиболее значимым и важным является 1 этап проектирования – погружение в проект.
Это первый шаг в работе, именно этот этап чаще всего представляет наибольшую трудность и от его грамотного планирования зависит дальнейшая деятельность. Определить проблему поставить цель, конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и прогнозировать результат помогает метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ

«Зеркало прогрессивных преобразований»

1. Постановка проблемы: рост заболеваемости СПИДом
Формулировка проблемы, темы и построение «дерева проблем» – причины нерешения проблемы

2. Причины:
(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «плюс»

3. Цель проекта:

Цели – э то наиболее общие утверждения типа: создать дополнительные источники информации о СПИДе

4. Задачи – конкретные и поддающиеся измерению результаты работы Вашего проекта.

Задачи – это возможные улучшения ситуации, формулируются относительно причин «нерешения проблемы».

5. Мероприятия – те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители;

  • Результат/продукт: создание источников информации о заболевании
  • Критерии результативности: сроки, финансирование, ответственные
  • Анализ ресурсов: достаточно ли времени для осуществления проекта, полное ли финансирование, источники информации, работники службы и т.д.

Задание: Рассмотреть пример проблемы «Низкий уровень результатов ЕГЭ» (работа в группах, рефлексия)

Список лтературы:

  1. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. – М., 2005.
  2. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. – М., 2005.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. – М., 2006.
Похожие публикации