Составная часть какого произведения легенды о данко. Анализ легенды о данко из рассказа старуха изергиль горького

Сюжет легенды о Данко

Жили в старину смелые и сильные люди, но однажды пришли иные племена и прогнали их вглубь леса. Они могли либо вернуться назад и сражаться насмерть с врагами, но тогда с ними умерли бы и их заветы. Могли они и идти вперёд вглубь непроходимого леса. Так эти люди сидели и думали. Они ослабли от тоскливых дум, и даже кое-кто предлагал сдаться в рабство врагам. Но тут появился Данко, убедил их попытаться пройти страшный лес насквозь и повёл их вперёд. Однажды гроза грянула над лесом, стало настолько темно и страшно, что люди разозлились на Данко и захотели убить его. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз. Данко вывел людей из леса в прекрасную степь. Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с телом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло… С тех пор в степи перед грозой видны голубые искры от сердца Данко.

Анализ

Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем , Прометеем и Иисусом Христом . Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий» (даже если рассматривать его имя с точки зрения цыганского языка). Важнейшие слова гордого человека в легенде «Что сделаю я для людей!?»

Антиподом Данко является другой персонаж рассказа «Старуха Изергиль» - сын женщины и орла, «сверхчеловек» Ларра, презирающий людей, надменный, жестокий («он считает себя первым на земле и кроме себя не видит ничего»).

Это имя в цыганском языке и культуре

  • Данко - цыганское сокращение имени «Даниил »
  • Данко - фамилия одного из самых знаменитых цыганских композиторов Венгрии, Данко Пишты ; по видимости, фамилия происходит от имени родоначальника

Литература

  • М. Горький Избранные сочинения . - М .: Художественная литература, 1986. - С. 20-130.
  • Ханов В. А. Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»: культурологические аспекты // «Русская словесность» . - 2003. - № 4.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Данко" в других словарях:

    "Данко" - балет в 3 актах 5 картинах (по мотивам произв. М. Горького). Комп. В. Н. Нахабин, сцен. В. Гавриленко. 28.12.1948, Т р им. Лысенко, балетм. В. К. Литвиненко, худ. Д. П. Овчаренко, дирижёр П. Славинский; Данко – В. К. Литвиненко, Ларра – … Балет. Энциклопедия

    - (заимств., муж.) сокращение от Даниил и Даниэл (может использоваться как самостоятельное имя) Цыганские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

    ДАНКО - Добровольная ассоциация некоммерческих организаций ВООО http://danko.ngo.ru/​ организация … Словарь сокращений и аббревиатур

    В Липецкой области, областного подчинения, районный центр, в 86 км к северо западу от Липецка. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, по берегам р. Дон, при впадении в него р. Вязовка. Железнодорожная станция на линии… … Города России

    Данко - герой рассказа М. Горького Старуха Изергиль, вырвавший из своей груди сердце и освещающий им людям путь к свободе; образ символ абсолютной самоотверженности и альтруизма, отвечающий официально провозглашенным ценностям коммунистической морали;… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Данко герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Данко (остров) остров в Антарктике Данко псевдоним певца Александра Фадеева Данко Иван главный герой фильма «Красная жара» Данко Пишта венгерский скрипач и… … Википедия

    Пишта Данко Памятник Пиште Данко в Венгрии … Википедия

    Пишта Данко Памятник Пиште Данко в Венгрии Полное имя Данко Иштван Дата рождения 14 июня 1858 Дата смерти 29 марта 1903 Страна … Википедия

    Данко Цветичанин Завершил карьеру Лёгкий форвард Рост: 198 см Вес: 90 кг Гражданство … Википедия

Книги

  • Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2-х книгах. Книга 2 , Данко П.Е.. Содержание 2 части охватывает разделы программы: кратные и криволинейные интегралы, ряды, дифференциальные уравнения, теорию вероятностей, теорию функций комплексного переменного,…

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой-была степь. Были это веселые, сильные г. смелые люди, И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна - назад, - там были сильные и злые враги, другая-вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору, А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом всё громче и громче... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился Данко и спас всех один.
Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец-всё на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
-Веди ты нас! - сказали они.
Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и заато ты погибнешь!
- Вы сказали: Веди! - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они.
А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
- Что сделаю я для людей!? - сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в мере солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...
- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

Обидина Галина Львовна,
Московская область, г. Жуковский,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 5 им. Ю.А.Гарнаева с УИОП

М.Горький «Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Подвиг во имя людей

1. О рассказе «Старуха Изергиль»

Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Этот рассказ был напечатан всего через 3 года после первой публикации писателя, однако к выходу в свет в 1895 году в «Самарской газете» рассказа «Старуха Изергиль» Горький уже был известным и ярким писателем. Тема этого рассказа – смысл человеческой жизни, человеческое счастье.

В рассказе «Старуха Изергиль» старая цыганка рассказывает молодому человеку 3 истории: легенду о Данко, о Ларре и историю из своей молодости. С первой из них мы с вами сегодня и работаем.

2. Библейские мотивы в рассказе

— Рассказ учеником библейской легенды о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта (инд. зад.) :

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, их там очень обижали, но все равно им грустно было расставаться с насиженными местами.

Составились длинные обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя погоню египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но Господь спас евреев от гибели. Он велел ударить Моисею палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время их вождь Моисей умер.

3. Анализ отрывка

— В чем сходство сюжетов двух легенд? (Главные герои обоих легенд выводят людей из опасных для жизни мест; пути их трудны, а люди теряют веру в них и в свое спасение).

— А есть ли различия? (Моисей во всем опирается на помощь Бога, ибо исполняет волю Его. Данко же сам вызывается спасти свой народ, никто ему не помогает, может надеяться только на себя).

— Зачем, с какой целью М.Горький меняет сюжет библейской легенды? (Автор показывает, что только вера в себя, сила духа помогает добиться чего-либо в жизни, победить).

— Данко обладает и силой духи, и верой в себя, поэтому он вызывается спасти свой народ. Как характеризует автор этот народ? («Были это веселые, сильные и смелые люди» ).

— Как же получилось, что эти «веселые, сильные и смелые люди… задумались и впали в тоску,… страх родился среди них… и трусливые слова стали слышны в лесу» ? Прочитайте историю этого народа (1-й абзац).

— Обратите внимание на описание природы. Прочитайте его и сделайте вывод: какое влияние оказывает природа на людей, что они чувствуют («…Там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам… И всегда вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их… Ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям… Тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота» . Людям кажется, что природа враждебна им, хочет их гибели)

— Какой художественный прием использует автор в описании природы? Зачем? (Олицетворение; он очеловечивает природу, заставляет лес, ветер, болотные тени думать и действовать по-человечески. Так мы зримее представляем себе условия жизни этого народа и лучше понимаем их чувства, ведь на самом деле природа не хочет им зла, она не умеет этого, просто отчаявшиеся, измученные люди видят ее такой).

— Действительно можно впасть в отчаяние, живя в таком месте! «И ослабели люди от дум… Страх родился среди них…» Был ли выбор у этих людей? Из чего они выбирают? (Выбор у них есть: или «биться насмерть с теми, что однажды победили их» , или «идти к врагу и принести ему в дар волю свою» . И выбор практически сделан: «…никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни» ).

— И никто из этих людей не думает о том, что есть и еще один выход – тот, который предложил Данко. Прочитайте его слова. («Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..» ).

— Что он дает людям своими словами? Что зажигает в сердцах их? (Данко дает своему народу надежду, и она оживляет людей, прогоняет отчаяние из их сердец, ведь они все-таки были «веселыми, сильными и смелыми людьми» ).

— Почему же эти люди выбрали вожаком именно Данко? Как долго они размышляли над этим выбором? (Это был порыв, мгновенное решение, ведь именно Данко пришла в голову спасительная мысль, а значит, он лучше их всех справится с трудностями: «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня» ).

— И вот «дружно все пошли за ним – верили в него» . Но так ли уж дружно, так ли уж верили? Прочитайте, как описана природа в начале их пути, и подумайте, какие чувства на самом деле испытывали эти люди. («Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, … и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой, как змеи, протянулись всюду корни» . Люди идут за Данко, и надежда теплится в их сердцах, но не до конца верят они своему вождю, не совсем ушло отчаяние. И чем труднее и дольше путь, тем слабее и слабее надежда)

«И вот стали роптать на Данко» . Как? На Данко? Почему? (Порыв прошел. Люди устали, выбились из сил и вдруг поняли, что Данко «молодой и неопытный» . Они забыли, что сами сказали ему: «Веди ты нас!» ).

— Какой художественный прием использует автор, сопоставляя отчаявшихся, потерявших надежду, обессиленных людей и Данко, который «шел впереди их и был бодр и ясен» ? (Здесь автор использует прием антитезы, чтобы показать контраст между людьми и их вождем).

— А ведь действительно, он-то не потерял надежды! Его вид – укор идущим за ним, в нем чудилась им насмешка над их усталостью и безверием.

— Прочитайте эпизод распри (стр. 3).

— Опять природа показывает нам чувства людей. Найдите эпитеты, сопровождающие описание деревьев, молнии, тьмы, шума леса («Грозный шум молний, сердитые песни деревьев, холодный огонь молний, корявые длинные руки деревьев, что-то страшное, темное и холодное смотрело из тьмы, торжествующий шум леса» Люди очень напуганы. У них не осталось сил, их не поддерживает больше надежда)

— Почему они «в злобе и гневе обрушились на Данко» ? Прочитайте, как об этом говорит автор («Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко… И стали они упрекать его в неумении управлять ими» ).

— Получается, что люди решили отомстить Данко за то, что путь труден, за то, что они обессилели, за то, что ушла от них надежда!

— А что же Данко? Какие чувства испытывает он, выслушивая несправедливые упреки и понимая, что люди, которых он хочет спасти, решили убить его? («В его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их» ).

— А ведь в ослеплении «злобой и гневом» люди потеряли способность рассуждать. Что стали бы они делать в лесу, убив Данко? Кто взялся бы вывести их оттуда? (Они погибли бы в лесных дебрях, не раз пожалев о казни своего проводника).

— И только Данко понимает это. Он любит людей, поэтому жертвует собой ради этих несчастных, отчаявшихся, потерявших человеческий облик: «они – как звери» .

— Что сделал Данко для людей? (…)

— Чт-е отрывка учителем.

«И вот вдруг лес расступился перед ним…» . Прочитайте, что увидели люди перед собой. Какие чувства завладели ими? («Люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем… Тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река» . Люди счастливы. Они забыли невзгоды и трудности пути, даже смертельная усталость исчезла).

— А Данко умирает. Что чувствует он в последние минуты жизни? («Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер» . Данко счастлив. Он увидел, что выполнил свой долг, что его жертва не напрасна. Он умирает, но люди, которых он так любил, будут жить на свободной земле)

— Как же отреагировали люди на смерть героя? Прочитайте этот эпизод. («Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце» ).

— Почему же люди «не заметили смерти его» ? (Люди слишком счастливы, сердца слишком полны надежды, чтобы разделять чью-то боль. Они не герои, просто люди. Конечно, когда новизна ощущений пройдет и радость чуть поутихнет, они вспомнят о Данко и пожалеют о нем. А пока им просто не до него).

— Однако не все забыли о Данко. «Один осторожный человек заметил [ пылающее на земле сердце Данко ] и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой» . Чего же испугался этот человек? Как же можно ногой на гордое сердце? (Так же в лесу, желая убить Данко, люди наступали ногами на его сердце, полное любви к ним. Зачем им теперь это? Может быть, из зависти? Может, отомстить-таки хочется, а может, и с мыслью о будущем: Данко – герой, а герои не нужны теперь его народу, они только мешать будут спокойно жить, стоя укором в глазах людей).

4. Героизм и герои

— Кто такие герои? (Ожегов: «Герой – это человек, выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью, совершающий подвиги» ).

— Можно ли назвать Данко героем? (Данко – герой. Он храбр и самоотвержен. Он совершил подвиг во имя своего народа)

— Что такое подвиг? (Ожегов: «Подвиг – это героический самоотверженный поступок» . Это когда жертвуешь собой ради других, ничего не требуя взамен. Подвиг – это поступок Данко)

Инд. зад.: подготовить сообщения:

1) Жизнь Лонгрена и Ассоль в поселке: отношение к ним окружающих, прозвища, которыми дразнят Ассоль

2) Встреча с Эглем; тайна Ассоль – выр. чт-е

3) Детство Грэя; чем он выделялся?

Очень кратко Племя загнано в ядовитый тёмный лес. Юноша вызывается вывести людей, но путь страшен, и они начинают роптать. Тогда он вырывает своё пылающее сердце, освещает им путь и умирает, выведя племя из леса.

Легенда о Данко - отрывок из третьей части рассказа Максима Горького « ». Название отрывка условное, в оригинале он никак не озаглавлен.

Жило в старину племя весёлых, сильных и смелых людей. С трёх сторон их стойбище окружали непроходимые леса, а с четвёртой простиралась степь. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей в глубь леса, где ветви вековых деревьев не пропускали солнечного света, а из болот поднимались ядовитые испарения.

Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и каменные деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы». Когда налетал ветер, «весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям».

Люди могли бы вернуться в степь и биться насмерть, но они не могли погибнуть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть. Долгие ночи люди сидели «в ядовитом смраде болота» и думали.

Плачь женщин над умершими и над судьбой живых породил страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.

И тут встал молодой красавец Данко и сказал, что надо пройти этот лес насквозь, ведь «всё на свете имеет конец». В его глазах светилось так много «силы и живого огня», что люди поверили и пошли за ним.

Труден был их путь, люди гибли в жадных пастях болот, а лес переплетал свои ветви так плотно, что каждый шаг давался с трудом. Вскоре измученные люди начали роптать на Данко, но тот шёл впереди «и был бодр и ясен».

Однажды началась гроза, и на лес опустился непроглядный мрак. Людям казалось, что из тьмы ветвей на них смотрит «что-то страшное, тёмное и холодное». Племя пало духом, но сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они выместили зло на Данко - «стали упрекать его в неумении управлять ими».

Под торжествующий шум леса усталые и злые люди стали судить Данко, называя его ничтожным и вредным. Данко же отвечал, что повёл их, потому что чувствовал в себе мужество вести. Это люди не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец.

Тогда люди захотели убить Данко, и лица их стали похожи на морды животных, не было в них ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.

Увидев, как горят глаза у Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче.

Желая сделать что-то для людей, Данко «разорвал руками себе грудь», вырвал своё пылающее сердце и высоко поднял его над головой.

Данко повёл очарованных людей вперёд, освещая путь пылающим сердцем. И сейчас люди гибли, «но гибли без жалоб и слёз». Вдруг лес расступился, и племя увидело широкую степь, полную солнца, простора и чистого воздуха.

А Данко посмотрел на степь, радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.

Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.

Загружено с учебного портала

Сердце Данко

В старину жило на земле одно племя. В нем были веселые, сильные и смелые люди. Но вот однажды пришла беда: явились откуда-то иные племена и прогнали прежнее в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый. Его ветви так густо переплелись, что сквозь них не было видно неба, а лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда солнечные лучи падали на воду болот, от нее поднимался ядовитый смрад, и люди гибли один за другим.

Нужно было уйти из этого леса, и для этого были две дороги. Одна дорога вела назад, но там были сильные и злые враги, другая - вперед, но там стоял стеной непроходимый лес. И всегда вокруг тех людей было кольцо тьмы, которое точно собиралось раздавить их. Тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота.

Ничто не изнуряет тело и душу так, как изнуряют ее тоскливые думы. И люди ослабли. Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, и трусливые слова стали слышны в лесу. Сначала они были робкие и тихие, а потом сделались все громче и громче. Некоторые захотели идти к врагу и принести ему в дар свою волю. Испуганные смертью, они перестали бояться рабской жизни. Но тут появился Данко и спас всех. Вот что он сказал своим товарищам:

Что мы тратим силы на тяжелые думы да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем сквозь него. Имеет же он конец, потому что все на свете имеет конец!

Люди племени посмотрели на Данко и увидели, что в его глазах светилось много силы и живого огня.

- Веди нас! - закричали они.

Данко повел их. Это был трудный путь! Было темно. Болото на каждом шагу разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей. Деревья преграждали дорогу могучей стеной. Их ветки переплелись между собой, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил тем людям пота и крови. Долго они шли. Все гуще становился лес, все меньше было сил!

Но однажды грянула гроза. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько было их на свете с той поры, как появился мир. Утомленные люди пали духом. Остановились они среди тьмы и стали судить Данко.

- Ты повел нас в чащу и этим погубил! За это погибнешь сам!

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко посмотрел на тех, кого хотел спасти. Много людей стояло вокруг него, но не было на их лицах благородства, они стали как звери. Ему нельзя было ждать пощады от них. Тогда в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и знал, что без него они погибнут..

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям.

Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Зачарованные, они устремились за ним. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко был впереди, и сердце его все пылало и пылало!

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Внезапно лес расступился, и люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была позади них, а тут сияло солнце, блестела трава в брильянтовых каплях дождя и золотом сверкала река.

Данко бросил радостный взор на свободную землю и засмеялся, а потом упал и умер. А люди, радостные и полные надежд, не заметили его смерти. (600 слов)

По М. Горькому

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Сын орла

Далеко за морем жило могучее племя. Люди племени мирно пасли стада, а силу и мужество тратили на охоту за зверями. После удачной охоты они пировали и пели песни.

Однажды во время пира орел, спустившийся с небес, унес одну девушку. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали обратно на землю. Тогда люди пошли искать девушку, но не нашли ее. А потом о ней забыли, как забывают обо всем на земле.

Но через двадцать лет она, измученная, иссохшая, вернулась, а с нею был юноша, красивый и сильный, как она сама двадцать лет назад. Женщина рассказала, что это молодой сын орла, а его отца уже нет. Когда орел стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы и насмерть разбился о них.

Все смотрели с удивлением на юношу и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. Когда пришли старейшины племени, то он говорил с ними, будто был равным им. Это оскорбило старейшин. Они сказали, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и даже вдвое старше его. А сын орла, смело глядя на них, отвечал, что он единственный, таких больше нет. Все чтут их, а он не хочет делать этого. Тогда совсем рассердились старейшины и сказали:

Ему нет места среди нас! Он должен уйти!

Юноша засмеялся, подошел к одной красивой девушке и обнял ее. Она была дочь одного из старейшин, осудивших его. Хотя он был красив, девушка оттолкнула его. Сын орла рассердился и ударил красавицу. Из ее уст брызнула кровь, девушка вздохнула и умерла.

Всех, кто видел это, сковал страх: впервые при них так убивали женщину. Потом, когда люди одумались, то схватили его, связали и стали придумывать казнь, достойную преступления. Только мать его стояла на коленях и плакала, не смея молить о пощаде для сына. Долго спорили люди племени, а один мудрец сказал:

- Спросим его, почему он сделал это?

Долго люди говорили с ним и поняли, что никого и ничего на земле, кроме себя, он не видит. Всем стало страшно от мысли, на какое одиночество он обрекает себя. Тогда мудрец заговорил снова:

Его наказание находится в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут с небес, на которых не было туч, грянул гром. Это силы небесные подтвердили речь мудреца. Все поклонились и разошлись. А этот юноша громко смеялся вслед людям.

И вот юноша стал жить свободно и вольно. Он приходил в племя и похищал все, что хотел.

В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары.

Долго он так жил, очень долго. Но однажды сын орла подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

- Не троньте его! Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло. Вдруг он бросился на людей, подняв камень, но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему в ответ ни одного. Тогда сын орла, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но нож сломался, как будто его пытались вонзить в камень.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

- Он не может умереть! - произнесли удивленные люди.

Сын орла лежал кверху лицом и видел, что высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. С той поры он остался один. Ему нет жизни среди людей, и смерть не хочет брать его.

Так был наказан человек за гордыню. (592 слова)

По М. Горькому

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Похожие публикации