Лучшие качества лидера. Кто такой лидер. Качества лидера – какими качествами должен обладать лидер, как их развить

Поведение человека и лидерские качества личности определяют лидера. Такой человек способен организовать деятельность коллектива: принимать решения от лица всей группы, организовать работу, показать пример. Он доказал, что выбор его для управления целесообразен и оправдан. Он не пасует перед решением задач, которые могут показаться неразрешимыми. Лидерство и личность - понятия взаимосвязанные.

Лидер организовывает деятельность сотрудников

Основные черты характера лидера

К основным чертам характера лидера относят:

  • контроль над поведением и эмоциями;
  • позитивное видение;
  • устойчивость к стрессам;
  • готовность к переменам;
  • уверенность в успехе;
  • четкость в выражении мыслей;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение грамотно распоряжаться временем;
  • способность к убеждению;
  • умение вести конструктивный диалог.

Лидер – сильная личность, способная не только решать задачи и преодолевать трудности, но и предвидеть их в будущем.

Формальное и неформальное лидерство

Лидерство может быть формальным и неформальным.

Формальным лидером является официальный руководитель коллектива. В редких случаях он вызывает симпатии сотрудников, максимум - уважение. Неформальный – это лидер, неофициально признанный большей частью группы. Ему больше симпатизируют. Но его принятие решений контролируется и руководителем.

Неофициальный лидер часто появляется в коллективе при авторитарном стиле управлении. При таком стиле официального руководителя воспринимают тираном, а социально-психологический процесс в коллективе - неблагоприятным, нуждающимся в сильном лидере. При либеральном или демократическом стилях управления неформальный лидер появляется крайне редко. Руководителя никто не боится, и для отстаивания своих интересов помощь не нужна.

Решение неформального лидера контролируются официальным руководителем

Качества руководителя

Деловой лидер должен быть настойчивым, решительным и способным отдавать приказы, принимать решения, контролировать и направлять деятельность коллектива. Лидер на работе должен уметь :

  • определять постановление задач группы, которой он руководит;
  • конструктивно доносить их до служащих;
  • убеждать в необходимости поставной цели;
  • мотивировать максимум сотрудников на быстрое выполнение задач;
  • поддерживать авторитет в коллективе;
  • сохранять спокойствие независимо от ситуации;
  • оперативно реагировать на любую смену обстановки;
  • широко и позитивно мыслить;
  • достигать поставленных целей, несмотря на препятствия;
  • прислушиваться к мнению других;
  • строить правильные вопросы;
  • идти на риск;
  • строить долгосрочные планы и достигать результата;
  • сбрасывать балласт.

Проблема лидерства и руководства состоит в том, что не всегда руководитель наделен качествами лидера. Помимо качеств, руководитель должен уметь вести себя по-лидерски.

Демонстрация качеств

Качества лидера демонстрируются словами, интонацией, способом ведения беседы, мимикой и жестами, уверенностью и твердостью во взглядах.

  1. Уверенный человек соблюдает осанку.
  2. Не отводит взгляда от глаз собеседника.
  3. Улыбается только в соответствующих ситуациях.
  4. Уважительно относится к собеседнику.
  5. Одевается соответственно занимаемой должности.

Основные виды

Стремление к лидерству - это желание занять достойное место в обществе. И оно свойственно всем людям. Согласно стилю принятия решений в коллективе и методов подхода к разрешению задач, определяются виды лидерства: авторитарное, либеральное или демократическое.

Авторитарный лидер

Авторитарное лидерство предоставляет руководителю возможности автономно принимать решения, а также подразумевает подчинение всех членов коллектива руководству. Выполнение принятых решений контролируется. Руководитель имеет право критиковать и без объяснения причин применять меры для наказания подчиненных, что вызывает массовое недовольство в коллективе.

  • высокая вероятность принятия ошибочных решений;
  • безынициативность и пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность коллектива;
  • тяжелая моральная обстановка.

Такой стиль целесообразен только в критических ситуациях: авария или угроза жизни. Авторитарный стиль способен подавить массовые недовольства.

Либеральный лидер

Либеральному виду присуще отсутствие контроля, четкости в требованиях. Существует возможность непредсказуемых мер наказания.

Такая личность проявляет тенденцию регрессии, характеризуется отсутствием стимула работать, недовольством сотрудников руководством и всей работой. Климат в коллективе неблагоприятный. Негативное влияние людей друг на друга выражается скрытыми конфликтами.

Демократический лидер

При демократическом виде человек привлекает коллектив к обсуждению наиболее важных задач и целей, принятию решений. Группе предоставляется определенный уровень свободы в обсуждении и стимулировании рабочей активности.

Такой лидер является наиболее эффективным. Высокая вероятность принятия верных решений, хорошие показатели производительности труда, благоприятная психологическая обстановка. Такой вид лидерства - показатель профессионализма руководителя и хорошего лидера.

Лидерство и руководство

Довольно часто путают лидерство и руководство. Но это не слова-синонимы. Для того чтобы понять, что такое лидерство и руководство, необходимо рассмотреть их различия.

Основные различия лидерства и руководства

Лидерство

Руководство

неофициальные отношения официальные отношения
психологическая основа социальная основа
может быть руководителем может не быть лидерским
ставит и реализует цели самостоятельно ставит цели и способы их достижения посредством усилий подчиненных
лидерство основано на доверии, ведет за собой последователей подчинение коллектива обязательно , применяются меры наград и наказания

Основные сходства:

  • лидер и руководитель могут быть одновременно и тем, и другим;
  • являются представителями власти;
  • могут оказывать влияние на окружение.

Можно сделать вывод, что лидерство - это влияние на своих последователей без использования мер принуждения и наказания. Авторитет лидера зависит от его личностных качеств и способности защиты интересов группы.

Руководство оказывает влияние посредством применения официальных полномочий. Занимаемая должность наделяет руководящими полномочиями, но не лидерскими качествами.

Признаки лидера

Определить такого человека в группе довольно легко, его основными признаками являются:

  • высокая активность и инициативность при решении задач коллектива;
  • умение влиять на членов коллектива;
  • высокая информированность;
  • присущи личные качества лидера;
  • способность видеть ситуацию вне рамок признанных норм.

Функции лидера

Лидер должен не только уметь убеждать и быть активным, но и выполнять определенные функции. Функции лидера заключаются в следующем:

  • организовывать жизнедеятельность коллектива во всех сферах деятельности;
  • устанавливать правила и следить за их соблюдением группой;
  • официально представлять группу в своем лице;
  • нести ответственность за результаты деятельности коллектива;
  • координировать отношения внутри группы.

Заключение

Для того чтобы быть лидером, необходимо обладать не только определенными личностными качествами лидера, но и постоянно работать над собой, обоснованно верить в свою правоту. Уверенность в себе помогает преодолевать трудности и не пасовать перед проблемами. Развивайте такие лидерские качества, как спокойствие, логичность, способность взгляда со стороны. Развитие силы лидерских качеств непременно поможет вам заслужить уважение и признание среди сотрудников, родных и друзей.

Лидер – это человек, который движется к своей цели, и способен повести других людей за собой. Лидером не рождаются, а становятся, и вы можете им стать. Для этого вам следует знать, какие качества лидера отличают его от остальных.

Качества лидера

1. Наличие цели и видение результата

Цель – это движущая сила лидера, это смысл его существования.

Она его Бог, маяк в непроглядной ночи, и ничто так не волнует лидера, как достижение поставленной цели.

То, чем занимается лидер, тоже имеет важное значение. Но способ достижения цели, дело, которым занят лидер, не заботит его так сильно, как видение конечного результата.

В голове лидера две основополагающие установки: ради чего и с кем.

Лидеры знают, куда они идут, и как они собираются туда добраться.

2. Самомотивация
25. Зрелость

Вопреки распространенному мнению, возраст не является мерой зрелости.

Молодые лидеры способны действовать как опытные профессионалы, а многие люди в возрасте могут вести себя как подростки.

Зрелость основывается на действиях, соответствующих поведению зрелой личности, что особенно проявляется в трудных ситуациях.

Кроме того, ваша уверенность в себе и ваша способность двигаться вперед без оправданий – одни из самых важных показателей зрелости.

26. Пример для других

Действия значат больше, чем слова. Люди обязательно заметят, если вы самоотверженны и прилагаете все усилия, чтобы развивать свое дело.

Но если вы ленивы и вам все равно, как обстоят дела, ваша команда последует этому примеру.

Великие лидеры всегда являются примером для других.

27. Способность построения отношений

Все дело в том, кого вы знаете. Лидерам не нужно лишний раз напоминать, что в этом высказывании много правды.

Необходимо понимать ценность построения долгосрочных отношений в своей отрасли с другими людьми и делать ставку на взаимовыгодное партнерство.

Создание сети сотрудничества, состоящей из ценных людей, имеет решающее значение для вашего долгосрочного успеха.

28. Социальные навыки

Чаще всего лидер является харизматичным, общительным, дружелюбным и открытым.

С людьми он разговаривает в спокойной, уважительной и привлекательной манере.

Как сотрудники хотят работать с людьми, которые им нравятся, также и клиенты предпочитают совершать покупки у людей, к которым испытывают симпатию.

Поэтому вам нужно стать одним из таких людей, если вы хотите .

29. Навык публичной коммуникации

Лидеры не должны иметь никаких проблем с публичными выступлениями.

Ситуации, в которых возникает публичная коммуникация, могут варьироваться от простого выступления на совещании, до подачи новой идеи в аудитории, полной людей.

Коммуникативный навык не просто позволяет эффективно донести информацию до слушателей, но и повышает ваш авторитет как лидера.

30. Честность и открытость

С каждым годом мир становится прозрачнее, а секретов в нем все меньше, вот почему честность – лучшая политика.

Люди уважают тех, кто способен честно делиться информацией с другими и спокойно реагировать на хорошие и плохие новости.

Только так можно действовать по ситуации и своевременно откорректировать план по движению вперед.

31. Умение слушать

Чтобы дать членам своей команды обратную связь, поддержку и внимание, вам нужно приложить все усилия, чтобы слушать, когда они делятся информацией.

Лидеры сначала слушают и лишь потом говорят.

Умение слушать – это больше, чем молчание, потому что кроме того вам необходимо задавать правильные вопросы.

32. Преданность

Лидеры остаются верными своим ценностям и неустанно двигаются к своим целям, несмотря на внешнее давление, которое пытается их изменить или сделать соответствующими привычным рамкам.

Каждая история успеха, которую вы слышали, скорее всего, имеет обратную сторону: долгие часы изнурительной работы и множество неудачных попыток.

Но лидера просто так не остановить, потому что он имеет верность своему слову, преданность делу и долгосрочный фокус на своей цели.

33. Сочувствие и сострадание

Фокусируясь на своих целях, вам одновременно следует уделять внимание потребностям и чувствам других людей.

Цели достигаются не за счет окружающих людей, а с их помощью.

В конце концов, закон рынка гласит: выявите потребность и удовлетворите ее. Все, что вы делаете, вы делаете для конечного потребителя.

Вам нужно знать не только степень вашего влияния на людей, но и что вам нужно сделать, чтобы проявить в отношении других понимание и сочувствие.

34. Способность противостоять другим

Большинство людей стараются избегать конфронтации, опасаясь спорных моментов. Но лидеры знают, как предложить честный и взаимовыгодный способ решения проблемы.

Решение проблемы на начальном этапе ее возникновения позволит сэкономить большое количество времени, не говоря уже о головной боли, по сравнению с ситуацией, когда она остается нерешенной.

35. Делегирование прав и обязанностей

Являясь лидером, вам следует способствовать другими людьми, поручая им принятие правильных решений.

Делегирование полномочий заключается не только в том, чтобы наделить свою команду свободой делать собственный выбор, но и в предоставлении всех необходимых инструментов, чтобы принятое решение было эффективным и продуктивным.

36. Навыки ведения переговоров

Лидеры умеют получить то, что хотят, и могут быть в этом очень убедительными.

Чтобы достичь желаемого результата, они удовлетворяют потребности других, выстраивая доверительные отношения.

В урегулировании разногласий по крупным сделкам лидеры практичны, справедливы, и проявляют твердость в процессе переговоров.

37. Ясность

Лидеры способны четко передать свои мысли таким образом, чтобы их можно было легко понять, после чего они убеждаются в отсутствии недопонимания.

Это гарантирует, что проекты и задачи, выполнение которых делегировано другим людям, будут выполнены без ошибок.

38. Умение обучать других

Лидеры должны делиться методологией и процессами, составляющими основу их проектов, с членами своей команды.

Если ваши менеджеры плохо обучены, ваши сотрудники будут иметь такой же низкий уровень, что негативно отразится на конечном результате.

Лучший способ понять что-то новое – это обучить этому других.

39. Заинтересованность в обратной связи

Лидеры не только обладают качеством передавать знания, но и сами ценят обучение и имеют готовность попросить совет.

Они открыты для обратной связи и способны относиться к критике позитивно, чтобы использовать ее для внесения необходимых корректировок, которые могут принести пользу на пути к успеху.

40. Доверие к своей команде

Это качество лидера может ставиться под сомнение, но доверие к вашей команде во многом зависит от людей, которых вы нанимаете, их склонности к обучению и работы, которую вы им делегируете.

Вам важно доверять своей команде, чтобы получать желаемые результаты, не управляя каждым элементом ваших проектов.

41. Способность вдохновлять

Трудно любить все составляющие своей работы, и неважно, чем вы занимаетесь.

Но лидеры вдохновляют членов своей команды, давая им понять, что их деятельность оказывает огромное влияние на все вокруг, потому что их работа – это способ прикоснуться к чему-то великому.

Да что вы вообще понимаете… Nike – это не кроссовки, а триумф легкой атлетики. Apple не создает электронные девайсы, а меняет мир.

Лидер способен направить других сделать то, что ему нужно, потому что другие люди хотят сделать это.

42. Преобразование цели в реальность

Мало того, что лидеры имеют свои цели и свое видение. Они владеют способностью превратить цели в рабочую стратегию, которая будет принята другими людьми и со временем воплощена в жизнь.

43. Возьмите лучшее у других

Понимая, чего действительно хотят люди, вы можете помочь им лучше выполнять свои функции, должным образом стимулируя выполнение ими своей работы, причем не только с помощью предоставления материальных благ.

Чтобы получить лучшее от других, лидер должен понимать свои мотивы, а также мотивацию своей команды, быть позитивным, щедрым и непредвзятым.

Для вас важно выяснить, что хочет ваше окружение для себя: слава, деньги, признание? Развивайтесь, развивая ваших людей.

Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: “Если вы хотите построить корабль, не призывайте людей собирать лес, разделять труд и отдавать приказы, вместо этого вначале научите тосковать по огромному и бесконечному морю.”

44. Вознаграждение

Человек склонен ожидать признания от людей, которых он придерживается, поэтому важно вознаграждать членов вашей команды за их вклад, особенно когда их результаты выделяются на фоне остальных.

Денежное вознаграждение всегда уместно, но продуманная система различных званий и квалификаций, вручение личных наград могут быть не менее эффективными.

45. Способность действовать по обстоятельствам

Одно из качеств лидера – способность тщательно и быстро оценивать ситуацию или человека.

Быть решительным не означает принятие быстрого решения, это значит своевременное принятие правильных решений.

При этом не позволяйте вашей решимости отчуждать членов команды от процесса .

46. Проведение эффективных совещаний

К сожалению, большинство совещаний никогда не бывает столь продуктивными, насколько предполагается изначально.

Если вы предприниматель, вам обычно приходится взаимодействовать с людьми, которые вам нравятся, что может отвлекать от рабочего процесса.

Эффективное лидерство – это максимально эффективное использование времени, которое отведено для совещания.

Начните с повестки дня, устранения отвлекающих факторов, определения времени начала и окончания встречи.

Поощряйте всех к принятию активного участия в обсуждении, напоминайте о важности совершения заметок и отслеживайте эффективность совещания по его завершении.

47. Уважение к другим

Когда вы проявляете уважение к другим людям, гораздо легче выстраивать доверительные, взаимовыгодные отношения.

Вы должны выполнять свои обещания, прекратить сплетничать, верить в идеи членов своей команды, в случае необходимости вставать на их защиту и, таким образом, по-настоящему заботиться об общем благополучии.

48. Коучинг ключевых людей

Вам обязательно следует развивать успех ключевых членов своей команды и помогать им расти в вашей организации.

Для того, чтобы вы успешно возглавляли все большее число людей, продвигайте наиболее значимых сотрудников, чему, несомненно, будет способствовать проведение различных семинаров и тренингов.

49. Справедливость

Способность справедливо оценивать людей и события имеет важное значение, поскольку это качество позволяет адекватно оценивать ситуацию и быть привлекательным для окружения.

Не принимая в расчет справедливость, вы заметите, как движение проекта вперед замедлится, а отток членов вашей команды будет превышать появление новых людей.

Лидеры, которые являются честными и справедливыми в отношении своего окружения, получают в ответ преданность и уважение.

50. Стремительность

Конкуренты не почивают на лаврах. Всегда есть кто-то, кто будет дышать вам в спину.

Лидеры понимают, что в большинстве случаев речь идет о первенстве в какой-либо сфере, поэтому они ценят настойчивость и скорость действия.

51. Решительность

Решительность предполагает наличие уверенного и эффективного мышления, способствующего принятию быстрых решений и совершению стремительных действий.

Чтобы принимать оптимальные решения, внимательно и тщательно оценивайте каждый вариант, и не позволяйте нерешительности парализовать вас.

52. Лидеры не боятся ошибаться

Часто за поражением скрывается одна из самых больших возможностей в жизни.

В плане обучения неудача даст намного больше, чем успех. По сути неудача и есть очередная ступень к успеху.

Лидеры понимают, что им приходится действовать в условиях неопределенности и риска, которые являются неотъемлемой частью любого бизнеса.

Майкл Джордан говорил: “Я промазал больше девяти тысяч бросков за свою карьеру. Проиграл в трехстах матчах. Двадцать шесть раз мне доверяли решающий бросок, и я промахивался. Я терпел неудачи снова и снова. Именно поэтому я добился успеха.”

53. Гибкость

Деловой мир быстро меняется, и пауз в переменах не предвидится.

Важное качество лидера заключается в способности распознавать эти изменения и вносить соответствующие коррективы в направления бизнеса и управление организацией.

Удивительно, как многие бизнесмены и менеджеры отказываются вносить изменения в свои проекты, когда в этом имеется очевидная необходимость. Срабатывает эффект “устоявшегося менталитета”.

Топ-менеджеры, которые отказываются учиться и адаптироваться к новым условиям, со временем будут оставлены позади.

Чтобы быть эффективным лидером, ваш разум должен быть открыт для всего нового.

54. Упорство

О трудностях на пути к успеху лидеры знают не понаслышке, потому что с невзгодами и проблемами им приходилось сталкиваться лицом к лицу.

Если ситуация становится трудной, лидеры двигаются к своей цели с особой силой и решимостью.

Когда большинство людей сдаются и остаются позади, лидеры делают шаг вперед, преодолевая невзгоды.

Мартин Лютер Кинг высказывался: “Предельная мера человека не там, где он находится в моменты комфорта и удобства, но там, где он стоит во времена вызова и противоречий”.

55. Находчивость

Благодаря этому качеству лидеры могут найти творческое решение возникшей проблемы.

Являясь находчивым, вы, оценив имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы, адаптируетесь, применяя новый подход, иногда ломая правила, и никогда не боитесь просить, если вам чего-то не хватает.

56. Принятие правильных решений

Когда вы принимаете правильные решения, вы укрепляете доверие со стороны своей команды, что позволяет делать выбор в будущем в более короткие сроки.

Принятие правильных решений предполагает анализ возможных альтернатив и тщательное изучение каждого варианта.

После того, как вы приняли решение, составьте план и обязательно учитесь на своих и чужих ошибках.

57. Стратегическое мышление

Чтобы думать на два шага вперед, вам нужно задействовать стратегическое мышление, используя анализ возможных вариантов, вашего опыта и ранее принятых решений.

Когда вы предполагаете совершение долгосрочных действий, вам необходимо заняться планированием, а затем запустить процесс, параллельно оценивая ситуацию в целом.

Лидер умеет оказывать влияние на события, а также сам создает их, вместо того, чтобы ждать, пока какое-нибудь событие произойдет.

58. Управление неопределенностью

После совершения любой ошибки вы обычно имеете два варианта: отказаться от продолжения действия или найти лучший способ.

Лидеры знают, когда пришло время поднажать, а когда – выйти из игры. Они устанавливают контроль над неопределенностью, принимая вдумчивые решения.

59. Организованность

Вам лучше не выходить в море на своем корабле, если вы не знаете, где находится парус. Точно также у вас не получится управлять своим бизнесом, если вы не организованы.

Лидеры умеют поддерживать порядок в своих делах, потому что только так можно быть по-настоящему эффективным.

60. Креативность

Вопреки распространенному мнению, креативность не является врожденным качеством лидера. Этот навык можно выработать.

Впитывайте новые знания и обретайте новые способности, будьте открытыми и постоянно задавайте новые вопросы.

Часто основой для креативности становится не создание чего-то принципиально нового, а соединение уже известных элементов уникальных образом.

61. Интуиция

Если логическое мышление сродни математики, то интуиция – это, скорее, искусство.

Лидеры часто прислушиваются к своей интуиции.

В некоторых ситуациях может быть трудно не задействовать логику, но риск и неопределенность в бизнесе порой заставляют прибегать к интуиции в обязательном порядке.

Перестаньте слепо верить всем вокруг и научитесь доверять себе.

62. Получение нового опыта

Чтобы быть готовым к непредвиденным событиям, лидеры активно нарабатывают опыт, который позволяет им учиться и расти.

Поставьте более амбициозные цели, бросьте себе вызов, чтобы стать лучше, наслаждаясь при этом новыми впечатлениями.

63. Чтение и образование

Прочтите все, что связано с вашей сферой деятельности.

Лидеры знают, что образование не прекращается окончанием учебного заведения.

Чтобы оставаться в тренде, вам нужно быть в курсе как проверенной временем, так и новой информации.

64. Интерес

Лидеры часто имеют ненасытное желание учиться, выталкивать себя за пределы собственных возможностей и исследовать то, чего не касались другие люди.

Расширение кругозора может быть таким же простым, как чтение книги. Для этого лишь надо чаще задавать себе вопрос «Почему?» и наслаждаться путешествием в неизведанное.

65. Профессионализм

Профессионализм предполагает наличие и постоянное совершенствование навыков, необходимых для развития проекта, а также серьезное отношение к своему делу.

Профессионал делает то, что должен делать, а любитель ждет вдохновения.

66. Фокус

Жизнь полна отвлекающих факторов, но лидер знает, как не свернуть со своего пути и быть сфокусированным на своей цели.

Важно уметь целенаправленно распределять свое время и устранять несущественную работу.

Макс Лукадо говорил: “Человек, который хочет возглавить оркестр, должен повернуться спиной к толпе.”

67. Улучшение жизни вокруг себя

Лидеры ориентированы на более светлое будущее, поэтому они хотят разделить свой успех со своим окружением: деловыми партнерами и клиентами, семьей и друзьями, сотрудниками и их семьями и т.д.

Лидеры проявляют щедрость и благодарность, оказывая положительное влияние на жизнь окружающих людей.

Улучшить жизнь других людей также означает помочь им стать лучше.

Помогите другим людям расти, способствуя раскрытию их потенциала, как профессионального, так и личного.

Не забывайте быть примером, позволяя людям учиться на вашем опыте.

68. Помощь другим добиться успеха

От способности давать получаешь большее удовлетворение, чем от возможности получить.

Лидеры гордятся тем, что помогли другим людям добиться успеха.

69.

Подобно профессиональному спортсмену, лидеры каждый день стремятся стать лучше.

Они знают, что всегда имеются возможности для развития себя и своей команды.

Лидерам очень интересно узнать, на что они способны, и как далеко они смогут добраться.

70. Настойчивость

Настойчивость означает способность сохранять энтузиазм и веру в любимое дело, не пасуя перед неудачами неопределённое количество времени.

Без настойчивости, упорства и дисциплины вряд ли получится добиться впечатляющих результатов.

Не опускать руки в течение продолжительного периода времени – это качество победителя.

71. Независимость

Несомненно, лидер умеет сотрудничать с другими людьми.

Но он глубоко убежден, что вместе с каким-то человеком или без него, лидер все равно добьется своей цели.

72. Терпение

Желаемые результаты не возникнут за одну ночь.

Лидеры не сдаются, когда сталкиваются с преградами, усердно работают, но также умеют получать удовольствие от своего жизненного пути.

73. Энергичность

Лидеры не только обладают высоким зарядом энергии, но также знают, как эффективно использовать свое время.

Чтобы питать энергию, необходимо оставаться здоровым и активным, а также страстным и позитивным по отношению к своему делу.

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. На протяжении XXвека его изучение и развитие находилось в центре внимания многих зарубежных учёных, тогда как в отечественной психолого-педагогической науке всегда существовала некоторая нестабильность интереса исследователей к этому вопросу.Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» лишь с кон­ца 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия. До этого вре­мени, примерно с середины 30-х годов, проблематика лидер­ства в отечественной науке, равно как, впрочем, и другие аспекты социальной психологии, по причинам идеологичес­кого характера (нарастание в стране тоталитаризма, постепен­ная сталинизация общества) была закрыта.

В основном ученых интересовал дошкольный и школьный возраст (В. Ф. Ануфриева , Н. С. Жеребова, Р. Л. Кричевский, Т. Н. Мальковская, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский и др.). Вопрос о подростковом лидерстве долго не поднимался в отечественной науке, несмотря на большое количество психолого-педагогических исследований детского лидерства (конец 60-х гг. XX в.).

Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях (Е.И.Головаха, А.А.Кроник, Л.Г.Брылева, В.П.Лаврентьев, Г.Е. Минскер и др.). Довольно интересны современные акмеологические исследования (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, С.Е.Шишов и др.), направленные на изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.

Само понятие лидерства многогранно и рассматривается исследователями с разных позиций. В англоязычной литературе этот феномен рассматривается как сосредоточие групповых процессов, форма убеждения, характеристика личности и порождаемых ею эффектах, отношение к власти, форма группового дифференцирования и других.

Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.

В.Е. Хоккинг предположил, что лидерство - функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе.

В своих работах Т.О. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена лидерства: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности достижения цели.

Все эти определения показывают, насколько тесна связь лидера и группы, в которой он существует, что его деятельность напрямую зависит от потребностей и стремлений этой группы.

В среде отечественных исследователей так же можно выделить некоторые трактовки лидерства. Например, Г. М. Андреева подчеркивает, что лидерство есть психологическая ха­рактеристика поведения определенных членов группы.

М. Г. Ярошевский связывает понятия руководства и лидерства, говоря, что руководство может быть рассмотрено как официально санкционируемое лидерство.

Б. Д. Парыгин придерживается подхода к изучению лидерства, который основывается на взаимосвязи этого феномена с взаимодействием членов группы, говорит о том, что лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а само лидерство – стихийно возникающий процесс, социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности официального руководства в малой группе.

Лидерство как один из процессов организации и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом, в конечном счете, детерминированный по своему содержанию господствующими в данном обществе социальными отношениями. Так в своих исследованиях Н. С Жеребова рассматривает данный феномен.

А. С. Залужному представляется лидерство как персональная способность к руководству, доминированию одной личности, подчинению себе других в конкретных условиях. Феномен лидерства он связывает с решением задач и с организацией какой-либо деятельности, важной для группы.

Кричевский, в своих работах рассматривает лидерство как средство координации, организации отношений членов группы, средство управления ими.

По мнению А. Л. Уманского, лидерство это результат взаимодействия членов малой группы в конкретный временный промежуток, на который оказывает влияние как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся качеств в конкретной ситуации. В своём исследовании мы придерживаемся данной точки зрения, которая не умоляет значения других членов группы, а так же особенности конкретных ситуаций и условий, но говорит о том, насколько важны именно личностные качества для настоящего лидера.

Трактовка, принятая в отечественной со­циальной психологии, очень специфична, но затрагивает многие стороны этого феномена и выглядит так: лидерство это преимущественно психологический по своей природе феномен, стихийно возникающий и развертывающийся в системе не­формальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими. Основу лидерства (прежде всего в ма­лой группе) составляет процесс межличностного влияния, раз­ворачивающийся между лидером (наиболее активный, влия­тельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер.

По данным выше понятиям становится понятно, что лидерство это феномен группового руководства, способный направлять группу, при этом учитывая особенности всех её членов. В отношении того человека, кто является субъектом лидерства, так же имеются различные точки зрения, которые вылились в конкретные формулировки.

Лидер - это представитель малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов, или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентацийс групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей, такова точка зрения Н.С. Жеребовой.

В. И. Зацепин считает, что лидер - это вожак, это человек, который сознательно и активно ведет других к достижению определенной цели.

Мы же, в своём исследовании придерживаемся точки зрения А. Л. Уманского, который пишет, что лидер - человек, который от рождения получает определенные задатки, но это совсем не означает, что он обязательно станет лидером. Для этого он должен овладеть определенными культурными ценностями и находиться на определенном информационном уровне, уметь реализоватьимеющиеся у него возможности.

Все исследовали при изучении лидерства в целом придерживаются одной из существующих различных концепций: теории принятия ролей (Р. Бейлз, Ф. Слеттер, и др.) , системной теории (Г. Хоманс, и др.), ситуационной теории (Р. Стогдил, Ф. Фидлер, Э. Фромм, А.Портер, . М. Грегор, и др.), теории черт (М.Вебер Е. Богардус, Г. Оппорт, др.), поведенческой теории (П. Херси, К. Бланшар, и др.).

Наибольшее распространение и изучение получили три подхода к изучению феномена лидерства: личностных черт, поведенческий и ситуационный.

Ранние исследования лидерства ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Изучение лидерства именно с позиции личностных черт началось с исследования психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Он считал, что лидер обладает такими качествами, отличающими его от других, которые передаются по наследству и которые можно выделить. Согласно этой теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных черт. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт, выделенные Ф. Гальтоном - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Сторонники этой теории (Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался через призму ряда факторов. Во-первых, «способности» - умственные, вербальные т.д. Во-вторых, «достижения» - образование и спорт. В-третьих, «ответственность» - зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «участие» - активность, кооперация и т.д. В-пятых, «статус» - социально-экономическое положение, популярность. Наконец, в-шестых, «ситуативные черты» личности.

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

1) управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;

2) управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

3) управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

4) управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Составить точный перечень черт, которые присутствовали бы в характерах всех изучаемых лидеров, не удавалось. Впервые список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские», составил американский психолог К. Бэрд в 1940 г. Однако ни одна из черт этого списка не заняла прочного места в разных перечнях. К примеру, только 5% черт были названы в них четыре раза, 4% - три раза, 26% - дважды, 65% - один раз.

Однако говорить о том, что эта теория безосновательна, нельзя. Учёными был сделан вывод, что на чистоту результатов влияла личность исследования, его личные предпочтения в выборе черт в качестве лидерских. Подход к лидерству как к некоему личност­ному качеству или набору черт и умений, часто критикуемый академическими психологами, весьма популярен в наши дни среди отечественных и зарубежных практиков, имеющих дело с отбором, аттестацией и под­готовкой управленческого персонала.

Одним из важнейших исследователей данного вопроса является Ральф Мелвин Стогдилл, который в 1948 г. сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако так же выявил, что в различных ситуациях на первый план выходили различные черты личности.

На смену теории черт пришёл поведенческий подход к лидерству, согласно которому, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил своё внимание именно на поведении руководителя.

Благодаря исследователям, придерживающихся этого подхода, была заложена основа классификации стилей руководства. Стиль лидерства это совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления. Он отражает:степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал и привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.

В этом подходе различают два вида возможного поведения лидера: поведение, ориентированное на работу и поведение, ориентированное на человека.

Поведение, ориентированное на человеческие отношения включает в себя уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала, тогда как поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой имеет своей особенностью игнорирование потребностей и интересов подчиненных и недооценку необходимости развития персонала.

Не приуменьшая вклад исследований, использовавших данный подход, многие учёные говорят о том, что не существует оптимального стиля руководства, тогда как данный подход предполагает именно это. Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.

Тогда как подход с позиции личностных качеств и поведенческий подход сосредотачивают своё внимание на конкретных компонентах лидерства, ситуационный подход выдвигает на передний план то, что решающую роль в эффективном лидерстве играют ситуационные факторы, при этом не отвергая важность личностных и поведенческих характеристик.

Считается, что эффективность лидерства имеет ситуационный характер и зависит от предпочтений, личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы и возможности воздействовать на ситуацию. Лидерство обусловливают также черты личности самого руководителя, его интеллектуальные, личностные, деловые и профессиональные качества.

Результаты более поздних исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации. Настоящий лидер должен уметь вести себя по-разному в зависимости от конкретной ситуации.

В своём исследовании мы придерживаемся системного подхода, говоря о том, что для лидерства важны различные его составляющие: поведение лидера, взаимодействие с членами группы, конкретные особенности ситуаций, но в каждом человеке заложены определённые личностные качества, которые при должном развитии смогут сделать из любого человека настоящего лидера. Р. Стогдилл говорил: "человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств". Мы согласны с его словами, при этом осознавая, что этот набор личных свойств, качеств, важен для становления настоящего лидера. И именно на развитие этих качеств мы можем влиять.

Р. Стогдилл заключает, что "структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных". Поэтому важно воспитывать человека, который сможет влиять на других, учитывая их интересы.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог, один из основоположников социальной психологии Габриэль Тард полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм.

С этих же позиций личность лидера (вождя) характеризовал его соотечественник Густав Лебон, отмечая в ней, однако, иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы".

Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: 1) ум или интеллектуальные способности; 2) господство или преобладание над другими; 3) уверенность в себе; 4) активность и энергичность; 5) знание дела. . Позже Р. Стогдилл добавил к ним бдительность, популярность, красноречие.

Проанализировав литературу по выбранной теме исследования, мы выделили ряд лидерских качеств, которые по нашему мнению можно считать лидерскими и на развитие которых будет направлена разрабатываемая программа.

Были выбраны такие качества, как: социальная активность, самооценка и уверенность в себе, интеллект, а так же коммуникативные и организаторские склонности.

Понятие социальная активность является частным случаем понятия активность, которое используется во многих областях знаний. По мнению некоторых авторов - социальная активность это высшая форма человеческой активности, которая проявляется как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее.

Отечественные ученые (Л.П. Буева, О.И. Иванов, JI.H. Коган, В.Г. Мордкович и др.) определяют социальную активность как качество личности, способствующее преобразованию окружающей действительно и самого индивида. Социальную активность личности как динамическое качество личности, способствующее реализации социальной направленности личности и ее готовности проявлять себя в различных аспектах жизнедеятельности, в том числе культурно-досуговой деятельности, представляет в своей диссертации Леонова Е. И.

Развёрнутым и реализующим главный смысл социальной активности является определение, данное В. З. Коганом и именно его мы принимаем за основное. Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Он выделяет значение деятельности в развитии личности и говорит о том, что она является реальным проявлением социальной активности человека.

Дополняя его мнение, Н. П. Фетискин выделяет мотиваторы социально-психологической активности личности, отмечая, что знание молодыми людьми основных своих потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента, и, соответственно, существенный плюс для выстраивания своего собственного жизненного пути, карьеры.

Следующим качеством личности является интеллект. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение - интеллект (ум) - мыслительная способность, умственное начало у человека.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект - это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Штерн В. же полагал, что интеллект - это есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным усло­виям.

В нашей работе мы придерживаемся мнения Айзенка, который говорит о коэффициенте интеллекта (баллах IQ) - показателе способности человека узнавать что-то новое. Это степень, в которой человек может наблюдать и понимать происходящее.

Интеллект включает в себя несколько компонентов. Любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности. Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных ею взаимосвязей. Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи. Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Следующим, не менее важным качеством личности является самооценка.

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.

Бориснёв С. В. рассматривает самооценку как свойство человека оценивать себя, свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации.Мы придерживаемся точки зрения А.И.Липкиной, по мнению которой самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

В.В. Синявский и В.А. Федорошин говорят о таких качествах личности, как коммуникативные и организаторские склонности, направляя на их изучение свой диагностический материал.

Коммуникативные способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Они позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и др. виды деятельности, а так же определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.

Л.И. Уманский разделяет организаторские способности на три группы: организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевое воздействие, склонность к организаторской деятельности. Л.И. Уманский выделяет способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься.

Именно этот набор качеств личности диагностировались в ходе нашего констатирующего эксперимента, как лидерские. Те качества, которые при всех остальных объективных и субъективным условиях позволяют человеку стать лидером, настоящим руководителем той группы, в которой он существует.

Хорошего лидера выделяют его качества. Независимо от того, пытаетесь ли вы начать свой собственный бизнес, управляете командой сотрудников или просто проводите встречи, ведете диалог, вы можете проявить себя в этом лидером. Настоящий лидер всегда имеет ответы на самые сложные вопросы. Настоящий лидер может вдохновить и замотивировать людей на выполнение работы. При этом, лидеру очень трудно. Лидеру не к кому обратиться за советом, т.к. все общаются за советом к нему.

В природе еще не существует волшебных курсов, которые сделают из любой тряпки успешного лидера. Люди часто спорят о том, что великие лидеры рождаются таковыми. От части, я с этим соглашусь. Определенному типу людей просто не присущи определенные качества, которые должны быть у лидера. Определенному типу людей стать идеальным лидером будет крайне сложно, т.к. через свою сущность не перешагнуть. Но если вы изучите основы лидерства, то вы сможете сформировать лидерскую позицию.

Итак, приступаем к изучению самых нужных лидерских качеств.

Лидер твердо уверен в собственных убеждениях, что вдохновляет окружающих его людей

Если человек твердо верит в свои убеждения, то чаще всего такой человек будет придерживаться своих ценностей в любых ситуациях, что влияет на общее виденье лидера и будущее компании. Но это не должно обозначать, что лидер игнорирует мнение всех людей, которые думают иначе. Хороший лидер – гибкий лидер. Хороший лидер будет прислушиваться к мнению окружающих, адаптировать свои идеи и развивать их, учитывая предложения своего коллектива. Адаптация собственных идей не является изменой собственных убеждений.

Исследования показывают высокую степень зависимости между чувством неопределенности и стрессом. Затяжное чувство неопределенности часто провоцирует , что очень пагубно для любой организации. Если ваши сотрудники не уверены в том, какое решение вы приняли на счет новой идеи, либо они чувствуют, что лидер слишком часто меняет свои решения, то они не смогут сосредоточиться на своей работе, а их продуктивность будет минимальной. Такого лидера чаще всего перестают уважать, а его указания не воспринимают в серьез.

Есть знаменитая история про бывшего главу Apple. Стив Джобс демонстрировал очень сильную позицию по своим убеждениям. К примеру, когда выпускали первый iPhone, многие говорили, что люди предпочитают традиционную клавиатуру, а сенсорной никто пользоваться не захочет. На такие доводы Джобс всегда отвечал, что люди привыкнут к этому. Вот так сильно он был уверен в правильности своих решений.

Лидер использует эмоциональный интеллект, чтобы улучшить отношения с клиентам и коллегами

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Если человек это умеет, то он получает максимальный контроль над собственными эмоциями и понимает эмоциональное состояние окружающих. Это значительно помогает в ведении деловых переговоров, помогает делать хорошие продажи т.к. любой человек очень сильно зависит от эмоционального фона и многие поступки делает на эмоциях.

В одному из следований иностранной страховой компании Fortune было обнаружено, что люди с высоким эмоциональным интеллектом были более успешны. Они чаще получали высокие оценки и добавилась положительных результатов в работе. Это обосновано преимуществами эмоционального интеллекта. Такие чаще хорошо контролируют свои эмоции и поведение, лучше работают в команде с другими людьми, могут быстро разрешать конфликты, прежде чем они выйдут из-под контроля.

С чего начать развивать эмоциональный интеллект

Некоторые люди от природы имеют способности к этому, а другим приходится потратить несколько лет, чтобы освоить это на базовом уровне.

Если вы только начинаете развивать эмоциональный интеллект, то тратье больше времени на изучением чувств других людей. Если вы заметили положительные или отрицательные эмоции, то попробуйте проанализировать это. Почему человек чувствовал эти эмоции и что привело к этому?

Лидер владеет в совершенстве искусством общения

Если вы лидер, то вам приходится часто общаться с другими людьми. Ни одна из проблем не обходится без вашего участия в ней. Вы будете регулярно проводить личные встречи, совершать звонки клиентам и регулярно вести переписку с клиентами. Стоит заметить, что не все разговоры будут приятными. К примеру, принять негатив клиента или сообщить коллеге про его увольнение.

Можно спросить любого успешного руководителя о том, какие навыки самые ценные для успеха, и они, вероятно, среди прочих назовут навыки общения. К примеру, миллиардер и серийный предприниматель Ричард Брэнсон называл общение самым важным умением, которым обладает лидер.

Коммуникация делает все процессы более плавными. Развитые навыки общения помогают более эффективно доносить до сотрудников различные инструкции и детали выполнения задач. Общение так же позволяет передать ваше настроение и степень важности через тон разговора. Соответственно, общение является объективным и субъективным средством воздействия на ваших слушателей.

MENSBY

4.6

Американский эксперт по вопросам лидерства Джон Максвелл, помогающей максимизировать личный и лидерский потенциал, определил 21 качество обязательное для настоящего лидера.

В книге «21 обязательное качество лидеров» проанализированы качества и черты характера, которыми обладают все великие лидеры.

1-ое качество лидера по Джону Максвеллу - будь твердым как скала

Характер определяет как действует лидер в трудных жизненных ситуациях, кризис не обязательно сформирует характер, но выявит и раскроет его. Беда свалившаяся на голову лидера - переломный момент, который заставляет человека сделать выбор: либо проявить характер, либо идти на компромисс. Последователи перестают доверять лидерам, если узнают, что у тех неустойчивый характер, и никогда больше не идут следом за ними.

2-ое качество лидера по Джону Максвеллу - стать харизматическим лидером

Чтобы стать харизматическим лидером, нужно обладать харизмой. Однако многие думают, что харизма дается или не дается человеку, если он обделен её, то ему не дано. Харизма - способность притягивать к себе людей, ее можно развить. Чтобы превратиться в человека, который притягивает к себе других, вы должны: Любить жизнь, Ставить каждому человеку пятерку, Дарить людям надежду, Делиться собой и своими достоинствами.

3-е качество лидера по Джону Максвеллу - преданность делу

Люди не идут за теми лидерами, у которых отсутствует преданность делу. Это качество может проявляться в самых разнообразных действиях: и в том, сколько времени вы посвящаете работе, и в усилиях, затрачиваемых вами на развитие своих способностей, и в тех личных жертвах, на которые вы идете ради коллег. Истинная приверженность долгу вдохновляет и притягивает окружающих. Она показывает им, что вы обладаете убежденностью. А ведь они будут верить в вас только в том случае, если вы сами верите в свое дело.

4-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение общаться

Эффективному лидеру абсолютно необходимо развивать у себя первоклассные навыки общения. Он способен уметь делиться с другими своими знаниями и идеями, а также внушать окружающим энтузиазм и ощущение безотлагательности каких бы то ни было действий. Если лидер не в состоянии - ясно довести до окружающих важную идею и мотивировать их к действиям, то факт наличия у него подобной идеи вообще не имеет значения.

Вы можете стать более эффективным коммуникатором, если будете придерживаться следующих четырех основных принципов: Упрощайте свою мысль, Умейте видеть конкретного человека, Демонстрируйте людям правду,Добивайтесь ответной реакции.

5-ое качество лидера по Джону Максвеллу - компетентность

Компетентность идет гораздо дальше слов. Она означает способность лидера сформулировать то, что нужно, спланировать то, что нужно, и сделать то, что нужно, причем таким образом, когда другим ясно, что вам известно, как надо поступать, и им ясно, что они хотят следовать за вами. Если вы хотите по-настоящему развить в себе данное качество, то должны делать следующее: Каждый день проявляйте свою компетентность,Не переставайте все время совершенствоваться, Всякое дело доводите до удачного конца,Делайте больше, чем от вас ожидают,Воодушевляйте других.

6-ое качество лидера по Джону Максвеллу - мужество

Когда в вашей жизни дело доходит до трудных решений, которые бросают вызов, необходимо помнить следующие истины, которые характеризуют мужество: Мужество начинается со сражения внутри вас, Мужество означает умение поступать правильно, а не просто ловко,Мужество, присущее лидеру, вдохновляет его последователей быть преданными делу,Ваша жизнь разворачивается вширь и вглубь пропорционально вашему мужеству.

7-ое качество лидера по Джону Максвеллу - проницательность

Проницательность представляет собой способность найти решение существующей проблемы. С помощью проницательности становится возможным достижение нескольких важных целей: Выявление корней возникающих проблем, совершенствование своего умения решать проблемы(Если вы в состоянии видеть корни стоящей перед вами проблемы, то, стало быть, в состоянии и решить ее),Оценка имеющихся вариантов с целью выбора максимально эффективного,Умножение своих возможностей (лидеры являются творцами собственного "везения", которое представляет собой результат их проницательности, означающей готовность использовать свой опыт и следовать за своими инстинктами).

8-ое качество лидера по Джону Максвеллу - сфокусированность

Сфокусированность необходима для того, чтобы стать эффективным лидером. Основное место занимают приоритеты и концентрация. Лидер, расставивший приоритеты, но не обладающий должной концентрацией, знает, что нужно сделать, но никогда не приступит к выполнению намеченного. Если же ситуация складывается наоборот - лидер располагает концентрацией, но не обладает приоритетами, то он будет топтаться на месте не продвигаясь вперед. Каким же образом нужно фокусировать свое время и энергию? Руководствуйтесь в этом деле нижеследующими принципами: Концентрируйте 70 % ресурсов на своих сильных сторонах, Концентрируйте 25 % ресурсов на новых вещах, Концентрируйте 5 % ресурсов на своих слабых сторонах.

9-ое качество лидера по Джону Максвеллу - щедрость

Ничто не взывает к окружающим громче и не убеждает их сильнее, чем щедрость и великодушие лидера. Разовое проявление этого качества нельзя назвать истинной щедростью. Она исходит от сердца и пронизывает каждый аспект жизни лидера, вплотную касаясь его времени, денег, талантов и имущества. Эффективные лидеры, действительно способные повести за собой, действуют, прежде всего в интересах других людей, а не исключительно в собственных целях. Взрастите в себе щедрость и культивируйте ее как неотъемлемый элемент своей жизни. Для этого необходимо: Быть благодарными за то, что у вас есть,Ставить на первое место своих людей,Не позволять, чтобы желание обладать управляло вами,Трактовать деньги как ресурс,Вырабатывать в себе привычку отдавать.

10-ое качество лидера по Джону Максвеллу - инициативность

Успех связан с конкретными действиями. Преуспевающие люди не перестают все время шевелиться. Они совершают ошибки, но никогда не выходят из игры. Какими свойствами должны обладать лидеры, чтобы по их воле и желанию происходили некие важные события? Свойства эффективного лидера: Лидеры знают, чего хотят, Лидеры мотивируют себя к действию.(Инициативные люди не ждут, пока кто-то другой вызовет в них мотивацию. Они сами знают, что на них и только на них лежит ответственность заставить себя покинуть привычную зону комфортности.), Лидеры готовы к большему риску, Лидеры совершают больше ошибок. Если вам недостает инициативности, первым делом осознайте, что истоки данной проблемы лежат внутри вас, а не в окружающих.

11-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение слушать

Хороший лидер поощряет приверженцев сообщать ему то, что он должен знать, а вовсе не то, что ему хотелось бы услышать. Обдумывая, каким образом использовать свое время, отведенное на выслушивание окружающих, имейте в виду, что, слушая людей, вы преследуете две цели: поддерживать с ними контакт и учиться. По этим причинам вы должны держать открытыми не только свои глаза, но и уши, когда перед вами оказываются следующие люди: Ваши последователи, Ваши клиенты, Ваши конкуренты, Ваши наставники (Никакой лидер не бывает настолько продвинутым или опытным, что может позволить себе обходиться без наставника). Не ограничивайтесь одним лишь улавливанием голых фактов. Начинайте вслушиваться не только в слова, но и в чувства, в затаенный смысл и подводные течения.

12-ое качество лидера по Джону Максвеллу - страсть

Рассмотрим 4 важных положения, которые касаются страсти, того, что она может дать вам как лидеру: Страсть - это первый шаг к достижениям(Всякому, чья жизнь выходит за рамки обычного, присуще некое большое желание),Страсть наращивает вашу силу воли(Если вы достаточно сильно жаждете чего-нибудь, то сможете найти в себе силу воли, чтобы добиться этого. Единственный путь обрести именно такое, по-настоящему горячее желание, состоит в том, чтобы выработать в себе страсть), Страсть изменит вас(Если вы следуете по пути, который диктует вам страсть, а не какие-то иные чувства и соображения, то наверняка станете более преданным делу и более продуктивным человеком. А это приведет к росту вашей способности влиять на других), Страсть делает невозможное возможным(Люди устроены таким образом, что всякий раз, когда что-нибудь воспламеняет их душу, слово "невозможно" для них исчезает. Огонь в сердце возвышает буквально все в вашей жизни).

13-ое качество лидера по Джону Максвеллу - позитивная установка

Преуспевающий человек - это тот, кто умеет сложить прочный фундамент из кирпичей, которые в него бросают. Если вы по-настоящему желаете стать эффективным лидером, то вам просто необходима позитивная жизненная установка. Она не только предопределяет ваш собственный уровень удовлетворенности как личности, но также оказывает существенное воздействие на то, каким образом взаимодействуют с вами другие люди. Чтобы лучше понять, что означает быть позитивно настроенным и как им стать, подумайте о следующих вещах: Ваша установка - это ваш собственный выбор, Ваша установка определяет ваши действия,Ваши люди - это зеркало вашей установки,Поддерживать хорошую установку легче, чем восстановить утраченную.

14-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение решать проблемы

Независимо от того в какой области действует лидер, ему предстоит столкнуться с проблемами. Они неизбежны по трем причинам. Во-первых, мы живем в мире, которому свойственны постоянно возрастающая сложность и многообразие. Во-вторых, мы взаимодействуем с людьми, причем с самыми разными. И в-третьих, мы не в состоянии управлять всеми ситуациями, с которыми нам приходится иметь дело. Лидеры, обладающие способностями хорошо решать проблемы, проявляют следующие 5 свойств: Они предвидят проблемы,Они принимают правду такой, какой она есть,Они видят полную картину,Они все делают по порядку,Они не отступают от главной цели, когда оказываются на спаде.


15-ое качество лидера по Джону Максвеллу - научиться ладить с людьми

Способность работать с людьми и укреплять взаимоотношения с ними абсолютно необходима эффективному лидеру. Люди действительно хотят идти рядом с теми, о ком они придерживаются высокого мнения и с кем им приятно иметь дело. Что может делать человек, являющийся лидером, чтобы укреплять и культивировать хорошие взаимоотношения с людьми: Нужно обладать головой лидера - понимать людей,Нужно обладать сердцем лидера - любить людей,Нужно протягивать людям руку лидера - помогать им.

16-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение нести ответственность

Крупный успех требует от вас брать ответственность на себя... В конечном счете единственное качество, которое присуще всем преуспевающим людям, - то умение и готовность брать ответственность на себя. Хорошие лидеры никогда не берут на вооружение менталитет жертвы. Они осознают следующее: за то, кем они являются и какое место в жизни занимают, несут ответственность они сами, а вовсе не их родители, супруги, дети, правительство, начальство или сослуживцы. Характеристики людей, которым присуще чувство ответственности: Они умеют делать дело, Они всегда готовы идти дальше, чем нужно, Их ведет вперед стремление к совершенству,Они добиваются результата независимо от ситуации.

17-ое качество лидера по Джону Максвеллу - уверенность

Неуверенные лидеры опасны - для себя, для последователей, которых они ведут за собой, и для организаций, которые они возглавляют, потому что лидерский пост усугубляет личные недостатки. Всякий отрицательный багаж, который тянется за вами по жизни, становится" еще тяжелее, когда вы пытаетесь стать во главе других. У неуверенных в себе лидеров имеется несколько общих черт: Они не дают другим ощущения уверенности и безопасности, Они берут от людей больше, чем дают,Они постоянно ограничивают возможности лучших из своих людей,Они постоянно ограничивают возможности своей организации.

18-ое качество лидера по Джону Максвеллу - самодисциплина

В самодисциплине таится мощь достижения поставленных целей. Без самодисциплины невозможно достичь успеха. Лидер сможет максимально развить заложенный в него талант, только обладая самодисциплиной Именно она позволяет лидеру дойти до самых высоких достижений и является ключом к долговременному лидерству. Если вы хотите принадлежать к числу тех, лидеров, одним из активов которых является самодисциплина, придерживайтесь следующей линии поведения: Установите для себя приоритеты и никогда не забывайте о них,Сделайте своей целью дисциплинированный образ жизни,Не поддавайтесь возможным самооправданиям,Не думайте о награде, пока работа не сделана, Оставайтесь сфокусированным на результатах.

19-ое качество лидера по Джону Максвеллу - готовность служить другим

Готовность служить связана не с общественным положением, занимаемым постом или уровнем умений. Она связана с психологической установкой. Вы, несомненно, встречали людей, кому по должности полагается служить другим, но их установка по отношению к этому сугубо негативна, - например, грубого сотрудника правительственного ведомства. Что значит воплощать в себе такое качество, как готовность служить другим? Лидер, по-настоящему стремящийся к служению людям: В списке своих приоритетов ставит других впереди себя, Обладает уверенностью в себе, позволяющей служить другим,. По собственной инициативе служит другим,Не фокусируется на занимаемом им положении,Служит по соображениям любви.

20-ое качество лидера по Джону Максвеллу - способность к самообучению

Перед лидерами всегда существует такая опасность, как удовлетворенность достигнутым результатом. В конце концов, если лидер уже располагает влиянием и пользуется уважением, то зачем ему продолжать заниматься собственным ростом? Ответ прост: Степень вашего роста определяет, кем вы являетесь№ То, кем вы являетесь, определяет, кого вы притягиваете к себе; То, кого вы притягиваете к себе, определяет меру успеха вашей организации; Если вы хотите, чтобы ваша организация продолжала расти, то должны сохранять в себе способность к обучению. пять руководящих принципов, которые обязательно помогут вам сохранять и развивать установку на постоянную готовность к обучению: Излечитесь от такой болезни как самодовольство,Преодолейте свой успех,Дайте зарок не ходить прямиком и не срезать углы.,Поступитесь своей гордостью (Готовность к обучению требует от нас мужества признать, что мы знаем далеко не все, из-за чего можем выглядеть не очень красиво),Никогда не расплачивайтесь дважды за одну и ту же ошибку.

21-ое качество лидера по Джону Максвеллу - Перспективное видение

Перспективное видение - это для лидера буквально всё. Оно абсолютно обязательно. Почему? Потому, что ведет за собой лидера, окрашивает цель в яркие тона: Перспективное видение исходит изнутри,Перспективное видение тянется из вашего прошлого,Перспективное видение лидера удовлетворяет потребности других людей,Перспективное видение помогает вам сконцентрировать все ресурсы.

«Частный Корреспондент»

Похожие публикации