Что едят монахи Святой Горы и доживают до глубокой старости: секреты Афона. Чем питаются монахи? Полное меню

Питание монахов дает нам хороший пример диеты, которой мы должны следовать в нашей жизни. Монахи не едят мясо. Они едят много бобовых, а в некоторых случаях едят рыбу. Они едят два раза в день в определенное время и потребляют небольшие количества .

В летние месяцы питание — это два приема: один в 8 утра- завтрак и один в 18:00, ужин, без обеда или промежуточной еды.

В зимние месяцы часы меняются на один час.

Но почему вы получаете только завтрак и ужин?

Часы Горы Афон — солнечные, монахи их называют «византийским временем». В основе византийского времени лежит закат. С закатом солнца, день закончился, и этот момент совпадает со всеми монахами которые закончили свои дела.

Таким образом, они точно знают, когда они будут есть, и поэтому их тело приспособилось к сбалансированной диете и определенному расписанию.

Кроме того, мера удовлетворяет потреблению определенного количества еды. В частности, как только количество еды закончено, нет никакой возможности для добавки.

Уровень качества их продуктов очень высок, поскольку все продукты органичны и произрастают у них на грядках.

Способ приготовления пищи тоже очень прост, продукты, которые они выбирают, помогают им в их умственной активности и в телесном укреплении.

Поэтому они успешно выполняют свою работу.

Несмотря на отсутствие мяса в их рационе, у них нет проблем со здоровьем, напротив, они редко болеют, и даже если это происходит, как правило уже будучи старыми.

Стоит отметить, что монахи не курят.

Подытожим диету на Афоне и подчеркнем самые важные секреты:

Продукты без жира и специй,

Небольшие порции пищи в определенное время;

Воздержание от мяса,

Использование только оливкового масла в пищу-сливочное масло, маргарин, сливки, и другие сопутствующие продукты в приготовлении пищи исключены;

Оливки, овощи, хлеб и макаронные изделия;

Сыр, яйца и пироги (кроме постных дней)

Потребления моллюсков (кальмары, осьминоги, каракатицы),

Период голодания,

Потребление без ограничений, трав, грибов и лесных ягод (земляника, клюква, черника, клюква, каштаны и т.д.);

Вино, раки, кофе, чай и халва

Потребление большого количества овощей и фруктов, богатых витаминами (A, C, E), фолиевой кислотой, микроэлементами, антиоксидантами и клетчаткой.

Их рацион «беден» только в насыщенных животных жирах. Бобовые, в свою очередь, являются «мясом» поста. Они содержат сложные углеводы и белковые жировые белки.

Если бобовые правильно сочетать со злаками (рис, кукуруза, хлеб), они дают нам белок, равный мясу.

Хлеб находится в основе монашеской питательной пирамиды и помимо сложных углеводов (основной источник энергии для нашего организма), он содержит клетчатку и витамины B и E.

Богатая диета с питательной ценностью, как и у монахов, образует природный щит для защиты сердечно-сосудистой системы и имеет следующие преимущества:

● Снижает уровень холестерина и триглицеридов в крови

● Помогает регулировать уровень сахара в крови и артериальное давление

● Защищает кости от остеопороза и различных типов рака.

● Обладает антивозрастными свойствами.

● Способствует улучшению функции кишечника.

Для монахов основой всех добродетелей является голодание.

Пост — это уменьшение и замена пищи с осторожностью и соблюдением правил.

Закон поста, по-видимому, касается тела и, в частности, желудка, но на самом деле это касается души, и особенно ума.

На 7-м Конгрессе онкологической клиники в Западной Греции, состоявшемся 10 декабря 2011 года в Патрах, говорил монах Епифаний ср Святой Горы, старейшина Святого Евстафия (Милопотамос).

Я намеренно цитирую это из его речи: «Сегодня на горе Афон живет около двух тысяч монахов. Они обычно умирают от естественных причин, доживая до глубокой старости. Важная роль в физическом здоровье монахов — это неизбежный пост. Пост, как правило, не является наказанием. Это предложение о спасении. Монахи следуют правилам поста с удовольствием, потому что они испытывают преимущества. Пост очищает ум. Отражает мышление. Пост необходим, как дыхание ».

Однажды мы попали в тибетский монастырь прямо перед обедом. Сначала проникли в монастырскую кухню, потом наблюдали за тем, что и как едят монахи. Фоторезультат — перед вами.

Действующие лица: повар, его помощники, истопщик, монахи. Время: обеденное. Действие происходит в городе , в монастыре.

Монастырская кухня

Из кастрюль, чанов, котлов и сковородок раздается аппетитное шкворчание. Разносится аромат овощного рагу.

Повар и помощники ходят от котла к котлу. Они завершают приготовления к обеду.

Повар выкладывает из гигантского чана то, что сегодня составляет обед монахов. Это пустой рис на пару (без соли и масла) и острое овощное рагу.

В сторонке лежат продукты, которые не пошли в ход.

Истопник подогревает то, что приготовлено раньше.

Выложили всю еду в специальную посуду, и помыли все чаны, в которой она готовилась.

Все работники кухни моют руки. Готовы к обеду!

Кухня остается пустой.

Большая монастырская площадь

Повара вынесли кастрюли с едой на площадь, накрыли их тряпочками, чтобы не пылились. Слева — поддоны с рисом, справа — кастрюли с овощами. Ждут. Первые пять минут никого нет.

Появляются монахи. Несут в руках свою посуду: тарелку, большую пиалу или даже кастрюльку.

Выстраиваются в очередь.

Получают солидные порции риса.

Затем в ту же тарелку (а иногда — во вторую) получают тушеные овощи.

Отходят от «раздаточного пункта».

Снова на площади

Группами или по одиночке перемещаются монахи.

Некоторые уже получил свою порцию еды, другие только идут к столам. У всех в руках, помимо тарелок, китайские палочки.

Монахи рассаживаются по своему желанию. Кто-то выбирает ступени перед храмом.

Кто-то усаживается у входа в храм.

Кто-то сидит прямо на площади.

Некоторые едят прямо на ходу.

Кто уже поел, тот может подойти за добавкой или пообщаться с товарищами.

Обед — время непринужденных разговоров.

Опоздавшие тоже получают свою порцию риса и тушеных овощей — хватает на всех.

Эпилог

Обед закончился, и началась служба: слышно, как монахи хором поют мантры.

Великий пост — один из самых строгих постов церковного календаря. В этом году он продлится до середины апреля. Почему во время постов многие набирают килограммы? Как не ограничиваться в еде, но в то же время поститься? В какие дни недели можно позволить себе масло, кальмары и как приготовить постные пельмени? Корреспондент АП получил приглашение на обед в благовещенском храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. О правильном отношении к воздержанию — из первых уст монахинь женского монастыря.

Монашеский обед

Третье утро Великого поста монахини встречают не завтракая, позволяют себе только немного просвиры — освященного хлеба. На обед постный борщ, без мяса, отварная гречка, черный хлеб и соленья — помидоры, огурцы, грибы с луком и чай.

— Ужинаем мы обычно тем, что осталось с обеда,— делится управляющая монастырем монахиня Нила (Семерня).

В холодильнике на монастырской кухне в основном консервированные овощи. «Иногда здесь бывает и сыр, и мясо», — улыбается монахиня Нила. Скоромных продуктов теперь в храме не появится почти два месяца, вплоть до Пасхи.

— Принцип приготовления во время поста очень прост: варите те же супы, но не кладете в них мясо, готовите те же блюда, но без запрещенных продуктов — молочного, яиц. На самом деле это очень вкусно! — уверяет управляющая монастырем.

В этом году патриарх благословил кушать рыбу в субботу и воскресенье, в прошлом рыба была в меню только в воскресенье. Подсолнечное масло исключается в понедельник, среду и пятницу.

Самыми строгими ограничениями отличаются первые 3—4 дня Великого поста и его последняя — Страстная неделя. Монахи-подвижники в эти дни ведут особо аскетичный образ жизни и питания — включают в меню только просвиру и святую воду. Помощница управляющей благовещенским женским храмом монахиня Сусанна, которая уже 18 лет подряд соблюдает Великий пост, сейчас отказывается от горячего и даже не пьет чай — ест картофель в мундирах, вареную свеклу, овощи. Матушке 66 лет, ежегодные воздержания сделали ее вкусы неприхотливыми. «Уже не помню, когда я в последний раз ела колбасу, хотя раньше ее очень любила. Думала, никогда не смогу отвыкнуть от нее, на последние копеечки покупала. А потом, когда монашество приняла, видимо, благодать Божия сошла», — рассказывает она. Впрочем, и священников испытывают искушения.

— Первую неделю очень хочется что-нибудь съесть. Особенно после Масленой недели, блинчиков со сметаной. Организм перестраивается долго и сложно, но с молитвой Бог помогает, — признается монахиня Нила.

Можно и конфетку

Многие заблуждаются, воспринимая пост как диету. «Это очень неправильный подход. Пост — это не подготовка к пляжному сезону, а средство помощи в борьбе с нашими страстями», — увещевает монахиня Нила. Кстати, в этом году правила воздержания немного мягче.

— Патриарх благословил кушать рыбу в субботу и воскресенье, в прошлом году рыба была в меню только в воскресенье. Подсолнечное масло исключается в понедельник, среду и пятницу, — отмечает управляющая храмом.

Потому выходные у соблюдающих пост превращаются в праздник живота: готовят блюда, тушеные с маслом, запеченные в духовке и жареные. И именно во время ограничений в питании монахини, напротив, нередко набирают килограммы. «Потому что в меню практически нет белков, больше углеводов», — поясняет монахиня Нила. В пост возрастает аппетит — нередко низкокалорийного борща наливают не тарелку, а две. Тем более порционных запретов в еде для православных нет.

— На зиму у нас было заготовлено больше 50 банок солений. 15 из них мы съедим во время поста, — подсчитывает управляющая монастырем.

Также в пост не запрещена питательная пища: крупы, макароны и даже конфеты. В храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии предпочитают к чаю карамель.

Кому можно не поститься

«Лучше поесть мясо, а не съесть соседку. Пост не в еде, а в душе», — выводит главное правило монахиня Нила. Начинающим в монастыре советуют не принимать пост без благословения батюшки и выбрать менее длительный период воздержания. Всего у православных христиан четыре многодневных поста в году — помимо Великого, Успенский, Рождественский и Петров. Лучше начинать с Успенского поста, он двухнедельный. Поститься мирянам можно и не ограничиваясь в еде. «Возьмите себе за правило в Великий пост бросить курить, это будет намного сложнее. Или не ругаться с соседкой: всегда с ней здоровайтесь и улыбайтесь, в каком бы скандале с ней ни были. Это большой духовный труд!» — подмечает матушка.

— Нужно ограничиться в увеселениях, не ходить в рестораны, больше времени проводить с семьей, молиться за усопших и ближних, каяться в грехах, уделить внимание ближнему — помогать нуждающимся, посетить больного, — советует помощница управляющей храмом монахиня Сусанна.

Даже глубоко верующие люди могут позволить себе не воздерживаться в пост в особых случаях — если исключать определенные продукты не позволяют болезнь или профессия. «Это работники больниц, которые дежурят круглосуточно, дальнобойщики. Если водитель откажет себе в еде, у него закружится голова, будет создана аварийная ситуация. Лучше выполнить свои обязанности, от которых зависят жизни людей», — говорит монахиня Нила. К соблюдению поста нельзя принуждать, поэтому и в христианских семьях могут готовить по обычным рецептам для детей.

— В давние времена на время Великого поста малышей даже отлучали от груди. Теперь детей с семи лет причащают и исповедуют, желательно, чтобы с этого года они соблюдали пост», — отмечает матушка Сусанна.

Что любопытно, Великий пост сегодня вышел за рамки христианской культуры. Нередко его соблюдают и светские люди. «Душа — христианка у всех, но некоторые держат ее как в клетке. Говорят: «Да я не верю». Все мы верим! Что-нибудь случится, говорим: «Господи!». Если человек постится, это не просто так. Со временем маленькими шажками он придет к Богу. Многие приходят к нему уже в зрелом возрасте, — уверена матушка Сусанна.

Постящимся разрешают креветки и шоколад

Это миф, что во время длительного Великого поста христиане устают от однообразной пищи. «Однажды мы составили список блюд на пост, и за семь недель так и не успели все их приготовить!» — удивляет матушка Сусанна. В перечне постных рецептов борщ, щи с квашеной и свежей капустой, рассольник, всевозможные супы с разными крупами. Весной в женском монастыре ставят на стол окрошку.

— Готовим ее на газированной воде, добавляем тертую лобу, картошку, свежие огурцы, лук и майонезный соус, в составе которого нет яиц,— рассказывает монахиня Сусанна.

Пост — это не подготовка к пляжному сезону, а средство помощи в борьбе с нашими страстями.

Широк выбор салатов: можно нарезать винегрет, постное оливье (без колбасы), а в рыбные дни — «Селедку под шубой». Овощи запекают, жарят с соевым мясом, фаршируют. «Перцы мы начиняем рисом или пшеном с морковью и луком, по такому же принципу готовим голубцы», — приводит пример монахиня Нила. В постном меню немало выпечки. Тесто готовят на воде, без яиц и молока. «Чтобы оно было мягким, нужно добавить немного постного масла», — делится гастрономическими тонкостями монахиня. И можно стряпать вареники и пирожки с капустой, картошкой, грибами и ягодой.

Из сладостей можно мед, варенье, сушки, любую постную выпечку и даже шоколад. Из напитков — компоты, морсы, соки, кисели, квас. Постными можно назвать и некоторые экзотические для нашего стола блюда — к примеру, сыр тофу или креветки. «Но стол должен быть простым, умеренным. Лучше избегать дорогостоящих блюд и подать милостыню», — отмечает монахиня Нила.

Пельмени с редькой

— Однажды мы готовили пельмени с черной редькой. Редьку нужно натереть на тонкой терке и вымочить в воде несколько раз, чтобы ушла горечь. Затем подсолить ее и добавить в начинку масла. Пельмени получаются сочные и вкусные, — рассказывает матушка Сусанна.

До Пасхи еще пара недель. И в кулинарном блоге трудно обойти тему постной еды. Вот только не буду я давать советов, что и как готовить. А расскажу-ка лучше, как питались монахи до исторического материализма. И поможет мне в этом прекрасная статья из журнала "Наша пища" от 1893 года.


По новейшимъ статистическимъ даннымъ, число всехъ монастырей въ Росс i и простирается до 684, именно: мужскихъ - 484 и женскихъ - 200. Монашествующихъ состоитъ при нихъ 6.813 лицъ мужскаго пола и 5.769 женскаго пола; послушниковъ - 4.143, послушницъ - 14.199.
Всего, такимъ образомъ, 31.000 монашествующихъ на всю Росс i ю при ея 110 милл i онномъ населении. Въ одной Московской губерн i и насчитывается 32 монастыря—мужскихъ и женскихъ. Далее, идутъ губерн i и: Новгородская—28 монастырей, Владим i рская— 17 монастырей, Вологодская—10 монастырей. Затемъ въ остальныхъ губерн i яхъ число монастырей колеблется отъ 1 до 5 и редко до 10 монастырей.

Монахи — превосходные хозяева и монастырск i я столовыя широко открыты для всякаго приходящаго въ монастырь. Странствующие богомольцы, «паломники», находясь въ монастыре, всегда продовольствуются на счетъ монастыря. Какъ известно, монахи, поступивъ въ монастырь, отказываются, между прочимъ, и отъ потреблен i я мяса. На Востоке, вследств i е теплаго климата, монахи продовольствуются исключительно растительною пищею. Такт, напримеръ, на Афоне обыкновенное меню монастырскаго питан i я представляютъ: вареныя тыквы или огурцы, коз i й сыръ, арбузъ - столъ въ высшей степени враждебный европейскимъ желудкамъ.

Мне пришлось ознакомиться съ питан i емъ монаховъ на Валааме и съ питан i емъ монахинь въ Новодевичьемъ монастыре въ Петербурге.
Еще до поездки на Валаамъ, однажды летомъ, въ дачной местности, я встретилъ толпу богомольцевъ, возвращавшихся съ Валаама. Богомольцы — крестьяне шли съ длинными посохами въ рукахъ и небольшими котомками. Заинтересовавшись ими, я спросилъ, откуда они?

— Съ Валаама!
— Ну, что? Хорошо тамъ?
— Хорошо, хорошо! За обедомъ четыре блюда подаютъ!..
— Кормятъ, значить, хорошо?
— Досыта!..

Въ то же лето я побывалъ въ Валаамскомъ монастыре и могъ проверить впечатления простолюдина касательно питан i я монаховъ.

Персоналъ Валаамскаго монастыря состоитъ изъ 150 монаховъ и 150 послушниковъ. Кроме того, монастырь нанимаетъ для производства разныхъ хозяйственныхъ работъ до 200 рабочихъ, преимущественно чухонъ и корелловъ.

Хозяйство монастыря находится въ блестящемъ состоянiи. Во время весенняго и осенняго ледохода, въ продолжен i е несколькихъ месяцевъ, отрезанный отъ общества, отъ Mipa, монастырь, по необходимости, озабочивается обзавестись всеми продовольственными продуктами, большинство которыхъ добываетъ своимъ трудомъ, и при томъ у себя въ монастыре—на своем острове.

Кроме церковной службы, монахи сами пашутъ землю, убираютъ съ поля хлебъ, косятъ траву, занимаются огородничествомъ и т. п. Летомъ, во время полевыхъ работъ, нередко бываетъ «общее послушан i е». Напримеръ, весь монастырь выходить на уборку хлеба и т. п. Въ этомъ случае, игуменъ обращается къ монахамъ въ такой форме: «На святое послушан i е, благословляю, васъ брат i я, на покосъ!

Садоводство и огородничество въ монастыряхъ процветаютъ. Благодаря тщательнымъ и неутомимымъ трудамь, монастырь, по части культуры садовыхъ растен i й, достигъ удивительныхъ результатовъ. При этомъ не c ледуетъ упускать изъ вида значительную северную широту Валаама, а также и суровый климать. За садоводство и огородничество монастырь имеетъ несколько золотыхъ и серебряныхъ медалей съ разныхъ выставокъ. Одна изъ медалей получена за культуру яблокъ, изъ которыхъ некоторые весятъ отъ 3/4 до 1 фунта. Дыни достигали 7 фунтовъ, арбузы 20 фунтовъ, а тыквы 2 пудовъ.

Въ продолжен i е года монастырь расходуетъ для своего продовольств i я 10.000 пудовъ хле6а, большую часть котораго онъ засеваетъ самъ. Въ монастыре — своя мукомольня. Хлеба особенно много идетъ летомъ, когда бываеть большой наплывъ богомольцевъ. Въ течен i е года на Валаамъ перебываетъ отъ 10.000 до 15.000 богомольцевъ.

Гранд i озную картину представляетъ храмовой праздникъ монастыря 29 июня, когда стекаются тысячи паломниковъ. Богомольцы, прибывшие на Валаамъ, живутъ на иждивен i и монастыря и ходятъ на общую братскую трапезу съ монахами, которая бываетъ два раза въ день.

Монахи питаются растительной и молочной пищей. Вт понедельникъ, среду и пятницу пищу готовятъ на постномъ масле, а въ остальные дни—на скоромномъ масле. Обедъ— въ 12 часовъ, ужинъ - въ 8 часовъ. За обедомъ подаютъ 4 блюда: 1) ботвинья изъ огородныхъ овощей, а въ постные дни — картофель съ огурцами, 2) щи со снетками или соленой рыбой, 3) похлебка, 4) гречневая каша. Чернаго ржанаго хлеба— сколько хочешь. Монахамъ въ кельи выдается порц i я чаю, сахару и молока.

Монастырская столовая представляетъ обширный залъ, въ которомъ въ три ряда разставлены столы. Въ простенкахъ между окнами изображены святители, в черныхъ монашескихъ рясахъ, со свитками въ рукахъ, на которыхъ начертаны разныя нравственныя поучен i я. Длинные ряды столовъ вмещаютъ до 500 человекъ. Для монастырскихъ наемныхъ рабочихъ имеется особое помещен i е, въ которомъ две столовыхъ: для русскихъ и чухонъ.

На трапезе у монаховъ, въ переднемъ углу, отведено почетное место для отца игумена. Къ столу, съ левой стороны, привязанъ колокольчикъ. По окончан i и обедни, монахи, послушники и «паломники» разнаго зван i я идутъ въ столовую: пока тамъ разносятъ кушанье, они стоятъ у дверей столовой. Но вотъ, наконецъ, дверь столовой растворилась, и публика чинно, не торопясь идетъ къ столамъ. Каждый становится, где попало; купецъ стоить рядомъ сь мужикомъ и т. д.

Когда все места за столами заняты, наступаетъ тишина, отецъ игуменъ подаетъ звонокъ, и монахи, повернувшись къ образамъ, поютъ предъобедныя молитвы. После молитвы - опять тихо. Игуменъ снова подаетъ звонокъ, публика садится на скамейки и приступаетъ къ трапезе.

За обедомъ прислуживаютъ молодые послушники, которые, однако, успеваютъ обедать вместе со всеми. Каждому обедающему положены больш i е дольки хлеба. Въ жестяныхъ чашахъ налитъ монастырск i й квась.

Во время постовъ монахи питаются, главнымъ образомъ, овощами и грибами. Монахи заготовляютъ въ прокъ грибовъ громадное количество, потому что въ посты ихъ расходуется по 1 ушату ежедневно. Пища валаамскихь монаховъ, однако, для непривычнаго петербургскаго обывателя довольно тяжела.

Въ Новодевичьемъ монастыре въ Петербурге насчитывается до 500 монахинь. Летомъ монастырь нанимаетъ до 100 огородниковъ и работницъ-капорокъ для работы въ монастырскихъ огородахъ, да въ монастырскомъ пр i юте числится 70 девочекъ, итого около 700 человекъ продовольствуются монастырскимъ хлебомъ.

Каждою отраслью питан i я заведуетъ монахиня, опытная мастерица по избранной ею специальности. Одна монахиня заведуетъ хлебопекарней, другая - квасной, третья - просвирной, четвертая - кухней и т.д. Есть даже особая пекарня, подъ назван i емъ «крендельной», где пекутъ крендели.

Монастырская пекарня—обширныхъ размеровъ. Две громадныхъ «русскихъ печи», отделанныхъ снаружи изразцами, могут вместить въ себе до 50 хлебовъ, которые выпекаются на «противняхъ», такъ, что каждый хлебъ имеетъ четыреугольную форму.

По средине пекарни обращаетъ на себя вниман i е громадная монастырская квашня, въ которую умещается сразу два куля муки, т.е. около 20 пудовъ. Промесить такую массу теста, конечно, бываетъ очень трудно: приходится прибегать къ помощи особаго «ворота», который представляетъ собою весьма хитроумное приспособлен i е - къ монастырской квашне. Представьте себе стоящую на полу квашню высотою около 2 аршинъ и шириною по д i аметру около 1 сажени. Изъ средины дна квашни подымается вверхъ деревянная балка, которая верхнимъ своимъ концемъ упирается въ потолокъ.

Отъ этой балки въ квашне, во все стороны, по разнымъ направлен i ямъ, вверхъ, внизъ, вбокъ и т. д. идутъ деревянныя вилки—мешалки, которыя доходятъ почти до самыхъ стенокъ квашни. Кроме того, повыше самой квашни, къ балке, съ четырехъ сторонъ, приделаны длинные рычаги: взявшись руками за концы этихъ рычаговъ, можно ходить вокругъ квашни; отъ этого воротъ, со всею системою «мешалокъ» придетъ въ круговое движете, и тесто, находящееся въ квашне, мало по малу будетъ «меситься».

Приступая «мешать тесто», обыкновенно 8 монахинь, ходятъ вокругъ квашни и вертятъ воротъ въ продолженш 1 часа, сперва въ одну сторону, а потомъ въ другую. Изъ квашни выходитъ 50 хлебовъ, весомъ 25 фунтовъ въ каждомъ. Въ родительскую субботу, когда бываетъ поминовен i е усопшихъ, монастырь выпекаетъ до 2,000 просфоръ. Въ больш i е праздники хлебъ и квасъ выставляются у монастырскихъ воротъ - для прохожихъ и богомольцевъ.

Монастырское питан i е зиждется, главнымъ образомъ, на растительной пище съ прибавкою рыбныхъ и молочныхъ продуктовъ. Растительная пища кладетъ некоторый отпечатокъ на здоровье и вообще на физическ i й организмъ монахинь: большинство изъ нихъ бледнолицыя, у многихъ, что называется, ни кровинки на лице; это сообщаетъ ихъ физiоном i и апатичное, безстрастное выражен i е. Впрочемъ, здесь много значитъ и «келейный» образъ жизни монахинь.

Фото - Einar Erici (1885-1965)


Все, кто, живя в монастыре, посещал монастырскую трапезную, удивляются - как вкусно там кормят, хотя продукты самые простые. На вопрос, в чем секрет?

Сами монахи как один отвечают: "Никаких тайн здесь нет, просто когда готовишь и когда ешь, нужно молиться". Но все же есть некие общие принципы, которые соблюдают в большинстве монастырей, следуя наставлениям святых отцов.

Во-первых, нельзя наедаться досыта, пища не должна отягощать желудок. С трапезы следует выходить с легким чувством голода, что, кстати, абсолютно правильно, поскольку по всем законам нашего естества насыщение наступает через полчаса после приема пищи.

Во-вторых, пища по возможности должна быть растительной и лишена всяких специй. Как нам пояснили в Соловецком монастыре, "есть тонкая грань между утолением чувства голода и угождения прихотям плоти. Монашествующему необходимо научиться ее хорошо различать. Ведь не случайно чревоугодие или гортанобесие - это первый инструмент дьявола, с которым он подступает к сердцу монаха, внушая, что это единственная из всех радостей, оставшаяся ему от мира".

Чтобы избежать подобных искушений, монахи придерживаются простых правил: пища должна быть простой, питательной, здоровой и содержать необходимые витамины. Еда служит для насыщения и поддержания сил, не более того.

Брестский Рождество-Богородицкий монастырь

Постное печенье на рассоле

1 стакан рассола (лучше от консервированных томатов), 1 ч. л. соды, три четверти стакана растительного масла, три четверти стакана сахара, 1 пакетик (11 г) ванильного сахара, мука.

Смешать рассол, растительное масло и сахар, добавить ванильный сахар и муку. Тесто должно быть достаточно плотным, чтобы его можно было раскатать в пласт толщиной 1 см. Вырезать формочкой печенье и выпечь в хорошо разогретой духовке до золотистого цвета.

Овсяный кисель (постный холодец)

500 г овсяных хлопьев, 3 корочки ржаного (дрожжевого) хлеба, соль, сахар - по вкусу.

Овсяные хлопья залить теплой водой, чтобы их полностью покрыло. Опустить в кастрюлю хлебные корочки и поставить на сутки в теплое место, периодически помешивая. Процедить через марлю, добавить 0,5 л воды, соль, сахар. Поставить на маленький огонь, постоянно помешивая, довести до кипения, выдержать 5 минут после закипания. Снять с огня, разлить в судки, дать застыть.

Коврижка постная

4 стакана муки, 2 стакана сахара. По одному стакану изюма, мелко рубленных грецких орехов, растительного масла и отвара из сухофруктов, 25 г молотой корицы, 2 столовые ложки уксуса, 2 чайные ложки соды, соль по вкусу.

Сахар, соль и корицу тщательно растереть с растительным маслом. Добавить пропущенный через мясорубку изюм и измельченные грецкие орехи. Развести отваром из сухофруктов и добавить соду. Затем постепенно всыпать муку, влить уксус и перемешать. Вылить тесто в смазанную маслом и посыпанную мукой форму и поставить в духовку. Выпекать при температуре 170ºС 50-60 минут.

***

Рецепты постных блюд:

  • Рецепты постных блюд - Православные посты и праздники
  • Жизнь без масла (рецепты Великого поста) - Виктория Свердлова
  • Рецепты постных блюд: завтраки
  • Рецепты постных блюд: салаты и закуски - Нескучный сад
  • Рецепты постных блюд: постные супы
  • Рецепты постных блюд: вторые блюда - Нина Борисова, Максим Сырников
  • Рецепты постных блюд: выпечка и десерты - Нина Борисова
  • Постные рецепты: напитки в пост - Максим Сырников, Нина Борисова
  • - Алексей Реутовский
  • История русской кухни: мы в России обречены есть каши - Максим Сырников
  • Особые блюда Великого поста: кресты, жаворонки, лествицы, тетерки - Максим Сырников
  • Коливо: афонский рецепт - Нескучный сад
  • Фруктовый стол - Православие.Ru
  • Рецепты Рождественского поста: чечевичная похлебка, хлебный салат, зеленый суп, рагу из кальмаров, баклажаны, закуска из авокадо, солянка с кальмарами и куба, кус-кус, козинаки, тосты с яблоками и т.п. - Екатерина Савостьянова
  • Рецепты для Нового года - Екатерина Савостьянова
  • Масленица: 10 лучших рецептов - Православие и мир
  • Как я сделал древнеримский соус гарум (с фотографиями и комментариями) - кулинарная реконструкция - Максим Степаненко

***

Троице-Сергиева Лавра

Пшенная каша с тыквой

1 литр воды, 100 грамм тыквы, стакан пшена.

Пшено перебрать, промыть. Тыкву потереть на терке, залить водой и варить полчаса. После этого добавить пшено, соль, сахар и варить до готовности.

Салат из сельдерея

600 г корня сельдерея, по 200 г моркови и яблока, 2 чайных ложки лимонного сока

Корень потереть на терке, добавить тертую морковь, яблоко, сбрызнуть лимонным соком - чтобы яблоко не темнело. Заправить растительным маслом.

Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Котлеты архиерейские

Полбатона белого хлеба, 3-4 луковицы, стакан очищенных грецких орехов (они заменяют мясо и рыбу), две картофелины, долька чеснока.

Все остальные ингредиенты пропустить через мясорубку. Добавить чеснок, соль, молотый перец.

Масло в фарш добавлять не нужно, т.к. при жарке колеты очень хорошо впитывают масло.

Панировочных сухарей не жалеть, они образуют при жарки корку, предотвращающую разваливание котлет. Колеты делать небольшими и толстоватыми, чтобы потом удобно их переворачивать.

Думаю, можно поэкспериментировать: добавить в фарш банку консервированной фасоли, или грибов или увеличить долю картофеля в два раза.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь

Каша гороховая

500 г гороха, 2 - 4 луковицы, растительное масло, соль по вкусу.

Горох положить в большую кастрюлю, тщательно вымыть в холодной воде и залить 1,5 л воды. Оставить на 1 час, после чего поставить на сильный огонь и довести до кипения. Уменьшить нагрев до минимального, тщательно снять пену и варить до готовности, часто перемешивая. Время варки зависит от сорта и качества гороха и может колебаться от 45 минут до 2-3 часов. Горох должен увариться: превратиться в однородную массу, как пюре. Посолить по вкусу, добавить обжаренный на растительном масле мелко нарезанный лук и разложить по тарелкам, посыпав сверху колечками жаренного лука. Гороховую кашу можно охладить в форме, после чего нарезать на кусочки и подавать как холодную закуску.

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

Чечевица со свеклой

500 г зеленой чечевицы, 1 крупная свекла, растительное масло, соль и специи по вкусу.

Чечевицу вымыть, залить холодной водой и довести до кипения на сильном огне. Снять пену, уменьшить огонь до минимального и варить под крышкой 40 минут, добавив соль. Очистить сырую свеклу и натереть на крупной терке. Положить свеклу в кастрюлю с чечевицей и готовить 5 минут. Добавить измельченный чеснок и специи -- молотый черный перец, куркурму, гарам-масала. Снять с огня и оставить на 30-60 минут. Можно добавить растительное масло. Получается очень вкусное блюдо с привкусом борща.

Чай по-соловецки

Смешать в равной пропорции три сорта чая - черный, зеленый и красный (каркадэ). Взять травяной сбор - мята, мелиса, душица, чебрец, морошка, чуть ромашки и смешать в равных количествах. Сбор трав может составлять от одной четверти до одной десятой от чая.

В кипяток лучше сначала положить травы, выждать 5 минут, а потом добавить смесь чаев. Вновь выждать 5 минут и процедить через дуршлаг. Этот чай может и храниться, и подогреваться.

Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь

Щи Валаамские (с грибами)

Горсть сушеных грибов, 4 картофелины, 250-300 г белокочанной капусты, 1 морковка, 1 луковица, 1 лавровый лист, соль и перец по вкусу.

Сушеные грибы замочить с вечера в прохладной воде. Утром процедить воду через частое сито или марлю в отдельную емкость (не выливать, она нам еще пригодится). Грибы промыть, нарезать ломтиками и положить в кипящую подсоленную воду. Варить 1 час до готовности. Нарезать лук мелкими кубиками, морковку нарезать тонкой соломкой и обжарить на растительном масле до золотистого цвета. Добавить в кастрюлю нарезанный кубиками картофель и тонко нашинкованную капусту. Через 10 минут добавить подготовленные морковь с луком и варить еще 15 минут. Капуста не должна быть переваренной, а оставаться слегка хрустящей. Незадолго до готовности положить в суп лавровый лист и влить сохраненный грибной настой. Разлить по тарелкам, по вкусу приправить черным перцем.

Картофельный салат

3-4 картофелины, 1 морковка, 200 г замороженной стручковой фасоли, 100 г замороженного зеленого горошка, 10 оливок, 1 луковица, несколько веточек укропа и петрушки, соль по вкусу, нерафинированное подсолнечное масло.

Отварить морковь и картофель в мундире, охладить, очистить и нарезать кубиками. Приготовить на пару стручковую фасоль и зеленый горошек. Соединить в большой миске картофель, морковь, фасоль, горошек, нарезанные колечками оливки без косточек и нарезанную кубиками луковицу. Посыпать мелко нарезанными пряными травами - петрушкой и (или) укропом и полить подсолнечным маслом. Подсолить по вкусу и аккуратно перемешать.

500 г гречневой крупы, 1 большая морковка, 1 луковица, 300 г замороженной стручковой фасоли, 2 ст. л. томатного пюре (можно использовать измельченные томаты в собственном соку), 1 ст. л. муки, растительное масло, рубленая зелень, соль по вкусу.

Сварить рассыпчатую гречневую кашу. Пока варится каша, приготовить овощную часть блюда. Для этого тонко нашинковать морковку, лук нарезать мелкими кубиками и обжарить в глубокой сковородке на подсолнечном масле до золотистого цвета. В небольшом количестве подсоленной воды отварить в течение 5 минут от момента закипания стручковую фасоль, отвар слить и переложить фасоль в сковороду к остальным овощам. В сухую сковородку небольшого размера насыпать муку и слегка обжарить. Добавить растительное масло, томатное пюре и перемешать, не давая образоваться комкам. Развести горячей водой до густоты сметаны, прогреть до кипения и перелить в сковороду с овощами. Готовить несколько минут, подсолить при необходимости. В тарелки положить гречневую кашу и овощи, посыпать рубленой зеленью и немедленно подавать.

Алексей Реутовский

Похожие публикации