Как появился огонь: Сказка. Дидактический материал по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности Сказка о спичке и добром огне читать

Тема: «Пожароопасные предметы. Спички»

Цель : формировать понятие о пользе и вреде огня, вызвать желание быть осторожными с огнем.

Задачи :

1) дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички;

2) познакомить со свойством огня;

3) познакомить с правилами пожарной безопасности.

оборудование: модель пожарной машины, иллюстрации, мультфильм « кошкин дом».

Ход занятия :

Воспитатель сообщает детям о том, что в каждом доме есть огонь. Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

Где можно взять огонь?

Зажечь спичку, зажигалку, газовую плиту. Тогда появится огонь. В лесу можно развести костер, чтобы погреться у огня, приготовить пищу.

Но если не потушить костер, может сгореть лес, деревья, трава. В большом огне может сгореть все: и мебель, одежда, занавески, игрушки и даже люди. Пожары очень опасны! Поэтому надо осторожно обращаться с огнем.

Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что в группе кто-то пищит.

Да, это же спички. Они просят, чтобы мы их зажгли (воспитатель зажигает спичку) - Ой, ребята, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Я очень боюсь, огонь уже жжет мои пальцы!

Ребята, помогите мне! Что надо делать? Спасите меня скорее, дуйте. Ой, спасибо вам, ребята. Я так испугалась! А вы? (и мы испугались)

А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было?

Да, правильно, загорелись бы ковер, мебель, занавески, одежда, мы с вами.

Вот, оказывается, какая большая беда от маленькой спички! Детям спички брать нельзя! Это не игрушки!

Ребята, посмотрите, какая машина к нам приехала. Как она называется?

Пожарная.

Правильно. А как вы догадались?

Она красная, номер 01.

Правильно, ребята, пожарная машина всегда красного цвета, чтобы ее было видно издалека. Красный цвет – цвет тревоги, цвет огня.

А как едет она? Быстро или медленно?

Правильно, быстро, чтобы быстрее потушить пожар. И когда она едет, звучит сирена.

Как звучит сирена?

Чтобы не было беды, надо хорошо знать правила пожарной безопасности. Мы их, ребята, уже знаем:

Спички нельзя (брать)

Газ нельзя (зажигать)

Утюг нельзя (включать)

В розетку пальцы нельзя (вставлять)

Ребята, запомните эти правила и соблюдайте их, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.

Пожарная машина от слова пожар, а люди, которые тушат пожар, - пожарники. Смелые, мужественные люди. Давайте поиграем в пожарников.

Физкультминутка :

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два,

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре

Хорошо мы потрудились.

Итог. Вот что, ребята, бывает, если неосторожно обращаться с огнем.

Тема: «Огонь»

Цель:
- познакомить детей с пожароопасными предметами;
- формировать чувство опасности огня;
- довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно;
- познакомить с предметами, требующими осторожного обращения
Материал: красный фломастер по количеству детей, дорожные знаки, перфокарта с номерами служб, карточки с заданием, музыкальное сопровождение, шкатулка, аптечка, ящик с инструментами

Ход:
Загадка:
Дрожит свинка,
Золотая щетинка (огонь)
Дети, давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо». И вспомним с вами, где человеку помогает огонь, а где вредит.
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Огонь – один из самых первых друзей человека. Тысячи лет назад он согревал его, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Он и сейчас остается нашим другом. Без огня нельзя согреться в лесу в дождливый день, нельзя приготовить пищу на газовой плите, нельзя растопить печь.
Но! Если с ним не дружить он может превратиться в злобного и жестокого врага. В пламени огня погибают люди, сгорают деревни и города, леса.
(слышится вой сирены пожарной машины)
- Что это за звук? Как вы думаете, куда едет пожарная машина?
- Зачем пожарные включили сирену?
Игра «Добавлялки» (с красным шаром)
-Дети, давайте вспомним какие пословицы про огонь мы знаем?
* от искры сыр – бор загорается.
* нет дыма без огня.
* огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
* вор приходит хоть стены оставит, огонь придет всё унесет.
* человек без огня не живет не единого дня.
* берегись, не ожгись!
Дети, вы молодцы, назовите предметы, необходимые для тушения пожара. (вода, песок, огнетушитель, мокрая тряпка)
Рассматривание иллюстраций
«Непослушный Буратино»
(дети находят ошибки, которые допустил Буратино)
Физминутка (под музыку)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Обращаю внимание детей на стол.
(На столе лежат карточки)
Задание: обведите красным фломастером предметы, которые вы считаете опасными.
На картинке: ножницы, иголка, кукла, книга, молоток, краски, аквариум, фрукты.
Дети выполняют задание, подводим итог: есть опасные предметы,
- которые нельзя брать детям;
- которые можно брать с разрешения родителей;
- которыми можно пользоваться самостоятельно
Все эти предметы нужны человеку. Но мы будем осторожны, будем соблюдать правила безопасности, будем с ними дружить.
Следующее задание: Игра «Каждой вещи свое место»
На столе: аптечка, ящик для инструментов, шкатулка
- таблетки, градусник
- молоток, отвертка, гвоздь
- иголка, булавка, ножницы
(Дети раскладывают картинки по местам)
Подвожу итог: опасные предметы, должны лежать в специально отведенных местах.
- Найдите и назовите опасные места у нас в группе (балкон, окно, розетка, выключатель, кран)
- Дети объясните, почему они опасны?
- Дети опасности могут встретиться нам и на улице. Как вы думаете какие?
(Обратите внимание на иллюстрацию «Знаки»)
Игра «Назови знак»
(дети называют несколько основных дорожных знаков и объясняют их значение)
Давайте представим ситуацию: девочка заблудилась. К кому она может обратиться за помощью? (к полицейскому, к взрослому)
- Что она должна им сказать? (свой домашний адрес, фамилию и имя)
- Назови свой адрес. (Несколько детей выборочно называют свой домашний адрес)
- А какой адрес у нашего детского сада? (пер. Ноградский 3)
Обращаю внимание детей на картинку (перфокарта) с номерами служб 01, 02, 03
Какие это номера телефонов?
- Тревожные.
Правильно, все люди должны их знать и звонить по этим номерам в случае опасности.
Вспомнить стихотворения «Сам не справишься с пожаром», «Дома я один остался», «Если мама заболела»
Нарисованы ситуации:
Пожар 01
Мальчик порезался 02
В дверь стучит чужой 03
Дети стрелочкой должны указать номер службы, которая необходима в каждой ситуации.
Подводим итог: смотрим как ребенок выполнил задание.
В руках у меня спичка. Читаю стихотворение:
Ростом спичка – невеличка
Не смотри, что мала
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла
Крепко помните друзья,
Что с огнем шалить нельзя!
Вывод: Мы будем дружить с огнем?
Будем стараться соблюдать все правила безопасности?
И тогда вы будете расти здоровыми, а мы знаем, что здоровье – это самое ценное для человека.
Спасибо!!!

Тема: «Беседа о добром и злом огне»

Задачи: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня; продолжить закреплять знания по правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём; закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня; закрепить правила пожарной безопасности:
- не брать спички и не играть с ними;
- не влезать предметами в розетку;
- не подходить к газовой плите;
- не включать утюг и другие электроприборы;
- при пожаре звонить – 01.
Оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, сухое горючее, фарфоровые чашечки, пинцет, 3 стакана, баночки с песком, кусок плотной ткани, красный воздушный шар, иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакаты и иллюстрации по пожарной безопасности, красный воздушный шар, ведро с водой, огнетушитель.
од занятия.
Воспитатель в руках держит листок бумаги, вырезанный как необыкновенный лист с дерева, красным цветом к себе.
Восп: Посмотрите какой у меня листок, он вам ничего не напоминает? Сейчас я вам загадаю загадку, а вы скажите мне отгадку:
Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен!
- Правильно, это – огонь.
- Ребята, а как можно получить огонь? (спички, зажигалки, газовая плита) .
- Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего люди разводят костер? Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т. д.)
- Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов. А так как наши опыты опасны, рядом мы поставим огнетушитель и ведро с водой.
Опыт 1. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).
Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься). Запомните это и никогда не подносите к огню никакие предметы!
Вы теперь знаете, что может загореться вата, бумага, ткань, дерево. А отчего же случается пожар? Посмотрите на иллюстрации и расскажите, отчего может произойти пожар. Какие беды приносят пожары?
Игра «Если возник пожар»
- Посмотрите у меня в руке небольшой шар. Я взяла его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар.
Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».
Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Пока воспитатель говорит дети передают шар по кругу, как только воспитатель остановилась, ребёнок у кого в руках шар должен в рифму сказать ответ. И дальше продолжаем передавать.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с (пожаром)
(Ребёнок передаёт шар стоящему рядом ребенку) .
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь - (пожар) .
(Ребёнок передаёт шар стоящему рядом) .
Раз, два, три, четыре
У кого пожар (в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил (утюг)?
Красный отблеск побежал,

Кто со спичками (играл)?

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над (газом)?

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жёг (листву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые (предметы?

Помни каждый гражданин

Этот номер - (01) .

Дым увидел – не зевай

И пожарных (вызывай)!

А теперь мы проведём второй опыт и узнаем, чем можно потушить огонь.

Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в трёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает водой, вторую засыпает песком, третью накрывает мокрой тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать воду, а также песок (землю, плотную ткань.

Дидактическая игра «Собери и расскажи»

Детям раздаются разрезные картинки по теме «Как возникает пожар»

Дети должны собрать картинки и рассказать о чём они. Воспитатель на доску вывешивает рисунок того ребёнка который рассказывает, для того чтобы другие могли видеть и подсказать при необходимости.

Игра: «Топаем, хлопаем».

Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (Хлопают)

Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (Топают)

Коля убежал за дом,
Там играет он с костром. (Топают)

Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает. (Хлопают)

Таня с Ниною играют,
На печи газ зажигают. (Топают)

Клим увидел: дом горит, Мальчик "01" звонит. (Хлопают)

Воспитатель:Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.
У взрослых пусть войдёт в привычку – от детей их убирать.
Ни на улицу, ни в садик спички мы не будем брать.
Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать.
Спичками играть не будем, зажигалку не возьмём –
И себя мы не погубим, и квартиру сбережём.
Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмём,
Применять их будем в дело и пожар не разведём.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Непосредственно образовательная деятельность: «ОГОНЬ! ДРУГ ИЛИ ВРАГ» СКАЗКА О ДОБРОМ И ЗЛОМ ОГНЕ

Жил-был Огонь. Был он очень безжалостным и горячим. ИИИ

Гулял огонь, где хотел.

По лесам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

И вот однажды повстречался на его пути Человек, и сказал Человек: «Давай, Огонь померяемся силой, Огонь отвечает: «Да куда тебе Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и согласился. Вот и начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

Огонь – давний друг человека. В первобытные времена человек научился добывать огонь с помощью солнца.

Время шло и человек изобрел спички.

10 Огонь обеспечивает человека светом. Это лучина, она освещала комнату человека.

Со временем появились свечи

Масляная лампа

Керосиновая лампа

Обыкновенная лампочка

На огне готовят пищу. Сначала готовили еду в котелке на костре.

Сейчас люди используют газ и газовую плиту.

Огонь согревает

С его помощью совершается много полезных дел, кузнецы на огне ковали изделия из металла.

Подковы, орудия труда.

Огонь заставляет работать машины, космические корабли, запускать ракеты.

Огнем украшают праздники, запускают фейерверки

Огнем зажигают бенгальские огни.

Олимпийский огонь – один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр, во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Огонь символизирует борьбу за победу, а так же мир, дружбу

Люди склоняют головы перед вечным огнем и возлагают цветы у памятников героям.

Если не затушить костер, то этот маленький безобидный огонек может превратиться в злейшего врага.

Огонь уничтожит деревья, растения, животных, птиц, насекомых – всю окружающую природу.

Огонь может перекинуться из леса на жилые дома, а там живут люди. Это опасно. Люди могут получить ожоги и даже погибнуть. .

Чтобы спастись от злого огня надо вызвать пожарных.

Пусть знает каждый гражданин, набираем - 01 .

Пожарная машина быстро довезет пожарных до места и никто не погибнет Пожарная машина быстро довезет пожарных до места и никто не погибнет.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Автор презентации: Девяткова Е. В., воспитатель второй квалификационной категории, п. Горноправдинск, ХМАО-ЮГРА, 2014 год. Личный вклад - текст сказки в сопровождении с фото по пожарной безопасности, фото использованы из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию и духовно -нравственному воспитанию на тему:«Георгий Победоносец – символ победыдобра над злом»Программное содержание: Познакомить детей с иконой Георгия Побед...

Знакомство детей с иконой Георгия Победоносца. Развитие у детей духовно-православного отношения к миру, пониманию защиты малых и слабых как долга....

Для педагогов ДОУ...

Сказка о том, как Человек подружился с Огнём

Были когда-то такие времена на земле, когда Человек : боялся его и обходил стороной. А Огню было ужасно обидно. Однажды он обратился к Человеку:

— Скажи, почему ты никогда не приближаешься ко мне?

— Я тебя боюсь, — честно ответил ему Человек. — Я видел, как ты сжигаешь деревья, оставляя от огромных исполинов лишь горсточку пепла. Ты можешь причинить вред мне и моей семье.

— Послушай меня, — произнёс Огонь, — на самом деле, я могу приносить не только вред, но и огромную пользу. Надо просто знать, как со мной обращаться.

— И какую же пользу ты можешь принести мне? – спросил его Человек.

— Я могу согревать твой дом во время зимних холодов, давать тебе свет, даже когда на улице темно. А ещё ты можешь жарить на огне мясо. От этого оно становится вкуснее и мягче.

Человек задумался. Он уже очень устал от того, что в его дом в зимнее время было ужасно холодно, и его семье приходилось прижиматься друг к другу, чтобы не замёрзнуть. Дети часто болели. Да и сырое мясо животных, на которых охотился Человек, было очень трудно жевать. Человек подумал, что, может, Огонь говорит правду, и стоит попробовать взять его в свой дом.

— И что же мне надо сделать, чтобы принести тебя в так, чтобы ты не сжёг его? – спросил Человек.

— Тебе надо будет соорудить очаг из камней и поместить меня внутри него. Жене твоей придётся следить за тем, чтобы я не погас, подбрасывая сухие ветки. Тогда в твоём доме всегда будет тепло, светло, даже тогда, когда садится солнце, а еда твоя будет вкусней.

Человек послушался Огня и сделал то, что тот велел. Он соорудил очаг из камней, поджёг толстую ветку и принёс Огонь в дом. С тех пор дети Человека стали собирать сухие ветки, а жена следила, чтобы Огонь в очаге не погас. Жизнь Человека и его семьи сильно изменилась после того, как у них появился Огонь. Огонь поселился в доме Человека и принёс ему много пользы, а Человек всегда относился к Огню с почтением и уважением.

Когда мир был совсем юным, огня у людей не было. Дичи было полным-полно, но ели ее сырой, и она не доставляла людям особого удовольствия.

Однажды человек Водяная Крыса глодал твердую ветку, и вдруг изо рта у него вылетела искра и упала на сухую траву. Трава вспыхнула ярким пламенем.

Человек Водяная Крыса удивился. Он стал бросать ветки в огонь, чтобы потушить его, но ветки загорелись и запылали жарким костром. А в ветках пряталась змея. Она зажарилась в огне, и запах жареного мяса так понравился человеку, что он съел змею, и это было вкусно.

Человек Водяная Крыса подбрасывал сучья в костер, чтобы он не потух, и скоро все племена прослышали об этом чуде и пришли поглядеть на огонь.

Люди догадались, что можно унести с собой горящие ветки и зажечь новые костры. И вот повсюду люди разнесли горящие ветки, и теперь в каждом стойбище был свой огонь.

Много лет горели эти костры, люди уже не дрожали от холода по ночам и не ели сырого мяса после охоты. Люди обленились и стали много спать, гораздо больше, чем в те времена, когда они мерзли по ночам.

Однажды пронесся над землей сильный ураган. Дождь лил как из тыквенной бутыли. Он потушил все костры, а обленившиеся люди забыли, как зажигают огонь, теперь они опять дрожали от холода по ночам и ели сырое мясо.

Жил в одном племени человек Ястреб, и было у него две сестры - женщины Змеи. Они были тоненькие-претоненькие, и глаза у них будто смотрели все время в одну точку. Они любили горячее солнце и страшились холода.

Когда человек Ястреб уходил на охоту, женщины Змеи ложились на песок и, не шевелясь, грелись на солнышке до самого его возвращения.

Неподалеку от их стойбища в лесу был старый термитник. Деревья защищали его от ветра и скрывали от людских взглядов. Солнце здесь особенно припекало, и женщины Змеи часто приходили сюда и лежали, прислонясь к термитнику, слепленному из травы и глины.

Никто не знал, куда ходят женщины Змеи, потому что они были скрытными и никому не рассказывали, что ходят в это теплое местечко.

Однажды солнце светило так горячо, что за их спинами сухая трава на термитнике начала тлеть, а потом загорелась красным огнем.

Сестры человека Ястреба сначала испугались, но потом огонь им понравился. Получалось, что только они одни знали, где есть огонь, и им стало казаться, что они могущественнее всех на свете.

Когда брат женщин Змей пришел с охоты, они уже вернулись в стойбище. Он дал сестрам их долю мяса, но они не стали его есть, а дождались, пока человек Ястреб уснет, и только тогда тихонько ушли в лес.

Там они взяли палку и, пробив глиняную стенку термитника, разворошили огонь, горевший внутри, и просунули туда мясо, которое дал им брат. Когда мясо поджарилось, женщины

Змеи вынули его и съели, а потом вернулись в стойбище.

Каждый день они так делали, пока их брат не заподозрил неладное. Он почуял запах жареного мяса и догадался, что сестры где-то раздобыли огонь.

Но когда он спросил их об этом, сестры сказали, что знать не знают ни про какой огонь. Брат хотел проследить за ними, когда они пойдут в лес, но сестры догадались, что он будет за ними следить, и искусно заметали свои следы. Тогда он спросил их, что они делают в лесу, и они ответили, что ищут клубни ямса.

Человек Ястреб обеспокоился, он пошел к соседним племенам, рассказал людям, как ведут себя его сестры, и попросил помочь ему разгадать, почему это они говорят, что никогда не видели огня, а сами едят жареное мясо.

Все племена по очереди пытались выследить сестер человека Ястреба и поймать их, когда они жарят мясо на огне, но женщины Змеи были очень хитрые и ускользали от всех. Они не шли к термитнику, если рядом были люди, а когда им очень хотелось жареного мяса, они уходили подальше от дома и приближались к термитнику с другой стороны.

Тогда человек Ящерица сказал, что он разгадает тайну женщин Змей, если это поручат ему одному.

Все племена согласились на его условие, и человек Ящерица пошел в лес и залег там на много дней и ночей. Он не ходил на охоту со своими братьями и с наступлением темноты не возвращался в стойбище, и тогда сестры человека Ястреба решили, что человек Ящерица отправился в далекий поход.

Однажды все мужчины притворились, что уходят на охоту. Когда они скрылись из виду, женщины Змеи взяли мясо и, думая, что никто их не видит, побежали к термитнику.

Но человек Ящерица не отставал от них ни на шаг, и, когда женщины Змеи подошли к термитнику и начали ворошить огонь, он подполз с другой стороны и сунул в термитник палку.

Когда он вытащил палку обратно, он увидел, что палка загорелась, и тогда человек Ящерица с победным кличем помчался с горящей палкой к стойбищу, где ждали его сородичи.

Сестры человека Ястреба очень разозлились на человека Ящерицу за то, что он так хитро их провел. Они поклялись отомстить ему и здесь же, возле термитника, превратились в змей, чтобы нападать на людей.

И теперь змеи бросаются на всех, кто подходит к ним близко, а если злая змея укусит человека, он умирает в страшных муках.

https://pandia.ru/text/78/134/images/image002_23.gif" alt="393dab163a1fddc5db7d" align="left" width="181" height="186 src=">

https://pandia.ru/text/78/134/images/image004_2.jpg" align="left hspace=12" width="196" height="195">

Рассказ «Бумажный самолётик».

Однажды в гости к Пете пришёл его друг Андрей. Мальчики стали вырезать из бумаги и клеить игрушки. Андрюша вырезал и склеил вертолёт, а Петя – маленький самолёт. Ребята вышли на балкон и решили запустить игрушки с балкона в полёт.

Андрей бросил с балкона вертолёт. Тот закружился в воздухе и упал на дорожку. Петя запустил бумажный самолёт. Ветерок понёс его, и самолётик приземлился в траве возле детской площадки . На площадке играли в классики знакомые девочки – Таня и Ира. Таня очень нравилась Пете, и мальчику захотелось смастерить ещё один самолётик и написать на нём: «С приветом, Танечка!» он вырезал и склеил из бумаги ещё один самолётик, запустил его, но тот не долетел до площадки.

Что бы такое придумать? Петя огляделся по сторонам и вдруг заметил коробку спичек, лежащих на балконном столике.

Придумал! – обрадовался мальчик, - я подожгу хвост самолётика, и он полетит быстро и далеко, как ракета. Я о ракетах слышал от старшего брата.

Петя схватил коробок, чиркнул спичкой, поджёг бумажный хвост и бросил горящий самолётик с балкона вниз. Но налетел порыв сильного ветра, который подхватил горящий самолётик и понёс его прямо на соседний балкон.

Что ты наделал! – закричал Андрей, - Со спичками шутки плохи. Это мне папа говорил.

Но Петя только замахал руками.

Ничего не случиться! Сейчас бумага сама погаснет.


Горящий комок бумаги, в который превратился самолётик, упал прямо в горшок с цветами, и огонь обжёг их нежные листья.

Что такое?! – воскликнула соседка Мария Ивановна. Она в это время сидела на своём балконе в кресле и читала внучке лене сказку. Лена вскочила со стульчика, взяла лейку с водой, хорошо, что она стояла рядом, и залила горящую бумагу. Бумажка съёжилась и потемнела.

Это какие-то хулиганы с верхнего этажа бросили! – возмутилась старушка.

Мария Ивановна подняла голову, на минуту задумалась и негромко сказала:

Как раз над нашей квартирой находится квартира Говорковых. Я их прекрасно знаю. Леша говорков – мой бывший ученик, а Петя, его сын, скоро в школу пойдёт. Плохо, плохо Алексей Алексеевич сына воспитал, не объяснил, что горящую бумагу с балкона бросать ни в коем случае нельзя! Не рассказал, что спички и зажигалки – не игрушки.

поднялась на верхний этаж и позвонила в дверь к соседям.

Мария Ивановна! Здравствуйте! – приветливо встретил её папа Пети. – Не ожидал! Заходите, выпейте с нами чайку.

От чашки чая я, конечно, не откажусь, - согласилась соседка. – Но я к вам пришла по довольно неприятному поводу – поведать о Петиных проделках.

И Мария Ивановна рассказала историю сгоревшего самолётика, залетевшего к ней на балкон.

Хорошо ещё, что у нас на балконе была лейка с водой и Леночка быстро погасила горящую бумагу. А вот если бы на балконе никого не было, и горящий комочек бумаги попал бы на половичёк или мягкое кресло, мог бы вспыхнуть пожар.

Алексей Алексеевич внимательно выслушал свою старую учительницу и во всём с ней согласился. Он поругал себя за то, что оставил спички на виду, на столике балкона. Ведь спички и зажигалки нужно убирать подальше от детей. Он обещал поговорить с сыном, объяснить ему, почему так делать нельзя, и даже строго наказать.

Ну, наказывать малыша, может быть, пока и не стоит, а рассказать ему об опасности пожара нужно непременно, - закончила разговор Мария Ивановна.

Она поблагодарила соседей за угощение и пошла домой. Вечером она прочла своей внучке сказку «Кошкин дом».

Вопросы к рассказу «Бумажный самолётик»:

1. Кто пришёл к Пете?

2. Во что стали играть мальчики?

3. Что вырезал и склеил Петя?

4. Что вырезал и склеил Андрей?

5. Как мальчики играли с вертолётом и самолётом?

6. Зачем Петя поджёг бумажный самолётик?

7. Куда упал горящий самолётик?

8. Кто был на соседнем балконе и потушил горящую бумагу?

9. можно ли детям играть со спичками, жечь бумагу, играть с зажигалками, бросать горящую бумагу с балкона? Что может произойти? Почему?

10. Что могло случиться, если бы бумагу не потушили?

11. пошла к соседям?

Моделирование ситуаций:

1. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло.

(кресло начало тлеть и загорелось, и если никого нет дома мог случить большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме,…)

2. Если бы горящая бумага влетела в открытое окно любой квартиры.

(вспыхнула сразу тюлевая занавеска на окне и начался пожар,…)

3. Если бы горящая бумага упала на сухую траву у дома.

(трава загорелась и мог начаться пожар возле дома,…)

Рассказ-беседа «Украшаем ёлку».

Как хороши снежные предновогодние деньки! Снежинки летят, летят и летят на стеклах звёздочки и стрелы. Пора наряжать новогоднюю ёлку: украшать её колючее зелёное платье, сверкающими бусами, колокольчиками, флажками, гирляндами. Чтобы праздник принёс нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые простые правила.


Сначала давайте выясним, какие бывают ёлки. Натуральные и искусственные. Настоящую живую ёлку специально выращивают для нас в питомнике или лесничестве. Пушистая лесная гостья приносит в дом запах зимнего леса, смолы, хвои. Её обычно ставят в ведро с водой, чтобы деревце подольше сохранило свежесть и красоту, и хорошенько укрепляют. Ёлку нельзя ставить около батареи. Как вы думаете, почему? От батареи идёт тепло, и ёлка быстро засохнет, пожелтеет, потеряет зелёные иголочки. Обычно ёлку устанавливают в центре комнаты, чтобы вокруг неё можно было водить хороводы, или у стены, если в доме есть маленькие дети.

Искусственную ёлку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет иголки на пол.

В первые дни, пока натуральная ёлка ещё сохраняет влажность , она не станет причиной пожара. Но когда она высыхает, может легко загореться. Искусственная ёлка, если загорится, может выделять ядовитый дым, которым можно отравиться.

Давайте поговорим о том, как правильно украшать и как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случилось пожара. Искусственную и натуральную ёлку нельзя ставить около дверей. Двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было легко пройти в другое помещение.

Прежде чем украшать ёлку электрическими гирляндами, их надо проверить: не разбиты ли лампочки, цела ли обмотка проводов, исправлена ли вилка. Как вы думаете, можно ли украшать ёлку разноцветными восковыми свечками? На ёлке не должно быть открытого огня. Это опасно и может привести к беде. Лучше не украшать ёлку игрушками из ваты, ведь вата легковоспламеняющийся материал.

В последнее время промышленность выпускает искусственные ёлки которые пропитаны специальным противопожарным раствором, они не горят и не выделяют ядовитого дыма.

Во время праздника возле ёлки в комнате нельзя зажигать бенгальские огни, петарды, устраивать фейерверки. Это следует делать на улице, лучше подальше от жилья. Бывают случаи, что горящие петарды залетают на балконы и в окна квартир. И может возникнуть пожар.

Запомните, что вам детям не желательно оставаться дома одним в квартире, где стоит новогодняя ёлка.

Вопросы к рассказу-беседе «Украшаем ёлку»:

1. Какие бывают ёлки?

2. Как вы думаете, что опаснее, когда загорелась обычная или искусственная ёлка? Почему?

3. Почему детям нельзя оставаться одним в комнате, где стоит новогодняя ёлка?

4. Почему ёлку не ставят у дверей?

5. Почему нельзя жечь возле ёлки бенгальские огни, хлопушки,..?

6. Почему устраивать фейерверки нужно на улице?

Моделирование ситуаций:

1. Если на ёлке зажгли свечи.

2. Если на ёлку повесили неисправную электрогирлянду.

3. Если запускают фейерверки рядом с домом.

4. Если в квартире поджигают петарды.

Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились использовать силу огня, чтобы согреться, приготовить пищу, заставить работать машины … но одновременно узнали они и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали жилища, посевы, скот, лес, целые деревни и даже города.

Огонь из доброго слуги человека мог превратиться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным в обращении с огнём, соблюдать осторожности возле электронагревательных приборов, у каминов и печей. Опасны шалости со спичками, зажигалками, свечками. Часто несчастие может приключиться у новогодней ёлке, если вместо электрогирлянды использовать свечи или бенгальские огни, устраивать в квартире фейерверки.

Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо или вызвать самому пожарную команду по телефону, дождаться ответа и сообщить свой адрес или обратиться к своим соседям по квартире на лестничной площадке. Недопустимо прятаться в укромные места в квартире. Лучше выбежать из квартиры.

«Пожар»

Мать на рынок уходила, На руках Кузьма - пожарный

Дочке Лене говорила: Вынес Лену из окна.

Печку, Леночка, не тронь. Он, Кузьма, пожарный старый,

Жжётся, Леночка, огонь! Двадцать лет тушил пожары,

Только мать сошла с крылечка, Сорок душ от смерти спас,

Лена села перед печкой, Бился с пламенем не раз.

В щёлке красную глядит, Ничего он не боится,

А печи огонь гудит. Надевает рукавицы,

Приоткрыла дверцу лена – Смело лезет по стене

Соскочил огонь с полена, Каска светится в огне.

Перед печкой выжег пол, Вдруг на крыше из-под балки

Влез по скатерти на стол, Чей-то крик раздался жалкий,

Побежал по стульям с треском, И огню на перерез

Вверх пополз по занавескам, На чердак Кузьма полез.

Стены дымом заволок, Сунул голову в окошко.

Лижет пол и потолок. Поглядел… - Да это кошка!

Но пожарные узнали, Пропадёшь ты здесь в огне.

Где горит, в каком квартале. Полезай в карман ко мне!,

Командир сигнал даёт, Широко бушует пламя…

И сейчас же – в миг единый – Разметавшись языками,

Вырываются машины Лижет ближние дома.

Из распахнутых ворот. Отбивается Кузьма.

Вдаль минуя с гулким звоном. Ищет в пламени дорогу,

Им в пути помехи нет. Кличет младшую подмогу,

И сменяется зелёным И спешат к нему на зов

Перед ними красный свет. Трое рослых молодцов.

В пять минут автомобили Топорами балки рушат,

До пожара докатили Из брандспойтов пламя тушат.

Стали строем у ворот. Чёрным облаком густым

Подключили шланг упругий, Под ногами вьётся дым.

И, раздувшись от натуги, Пламя ёжится и злится

Он забил, как пулемёт. Убегает, как лисица.

Заклубился дым угарный А струя издалека

Гарью комната полна. Гонит зверя с чердака.

Вот уж брёвна почернели … Посуши её немножко!

Злой огонь шипит из щели: Дело сделано. Отбой.

Пощади меня, Кузьма, И опять по мостовой

Я не буду жечь дома! Понеслись автомобили,

Замолчи, огонь коварный! Затрубили, зазвонили.

Говорит ему пожарный.. Мчится лестница, насос.

Плачет девочка навзрыд, Вьётся пыль из-под колёс.

А Кузьма ей говорит: Вот Кузьма в помятой каске,

Не зальёшь огня слезами, Голова его в повязке,

Мы водой потушим пламя. Лоб в крови, подбитый глаз, -

Будешь жить да поживать Да ему не в первый раз.

Только чур – не поджигать! Поработал он недаром -

Славно справился с пожаром.

1. О чём рассказал нам поэт в этом стихотворении? (о пожаре в доме,…)

2. От чего возник пожар? (Лена уронила уголёк на пол,..)

3. Кто пришёл на помощь? Как правильно называется профессия людей, которые тушат пожар? (пожарные)

4. Кого ещё спас пожарный Кузьма (кошку)

5. От чего ещё может приключится пожар в квартире? (от спичек, упавшей на пол, от утюга, если его забыли выключить, если не закрыли газ, а потом зажгли спичку или просто включили свет – то будет даже взрыв,….)

Моделирование ситуаций:

1. Если не осторожно обращаться с камином.

2. Если играть со спичками.

3. Если пытаться самой развести огонь в камине.

Рассказ-беседа, чтение «Пожар» .

Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. И сегодня без огня не обойтись: он согревает, он и кормит нас. Но когда забывают об опасности обращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Огонь выходит из повиновения, не щадит никого и ничего. Возник пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.

С дымом мешается Миг – и рассыпались медные каски.

Облако пыли. Лестницы выросли

Мчатся пожарные, Быстро, как в сказке.

Щёлкают звонко Один за другим –

Тревожно свистят, Лезут

Медные каски По лестницам

Рядом блестят. В пламя и дым ….

1. От чего же происходят пожары?

2. Можно ли оставлять без присмотра электроприборы?

3. Почему детям не разрешается включать газовую плиту?

5. Как вызвать пожарную машину, если случится пожар?

О добром и злом огне

Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем. Показать роль полезного огня в жизни человека.

Сказка о Спичке и добром огне

Проживала чудо-Спичка

В коробочке невеличке.

Спичка с Белочкой дружила,

Добрый ей Огонь дарила:

Огонек тот был серьезный,

Требовал, чтоб осторожно

Каждый раз с ним обращались,

Игры чтоб не затевались!

Белка Спичку уважает,

Договор не нарушает,

Очень Белка Спичку ценит -

За Огонь ее бесценный.

Яркий добрый Огонек,

В доме Белки печь разжег.

Белочка в своей печи

Хлеб печет и калачи.

В доме Белочки тепло,

В доме Белочки светло.

Верно Огонек ей служит,

Не боится Белка стужи.

Вечер. Огонек горит,

Белка с книгою сидит.

Книгу Белочка читает,

Что в ней нового узнает?

Вазы, чашки и стаканы

Огонька большое пламя

Греет, гладит, обжигает

И хозяйкам предлагает.

Книгу Белка отложила.

Огонек благодарила

Так сказала: «Огонек,

Настоящий ты дружок!»

А потом сказала детям:

«Чудо-Огонек на свете

Добрым делом согревает,

Добрым делом помогает».

Добрый огонь нужен,

С добрым огнем дружим,

Но иногда бывает,

Нас огонь огорчает.

Огонь бывает другим,

Опасным бывает и злым.

Когда мы неосторожны,

В пожаре погибнуть можно.

Лес горит

(сказочка)

Еж, Лисенок и Коза,

Бабочка и Стрекоза,

Мишка, Белочка и Зайка

На большой лесной лужайке

Жили дружно, без кручины

(Не было для ссор причины).

Вместе вечером за чаем

Все зверята не скучали.

Но однажды вечерком

Потянуло вдруг дымком…

Посмотрите! Лес горит! -

Строго Мишка говорит.

Затрещала Стрекоза,

Всполошилась и Коза,

Бабочка вокруг летает,

Как пожар тушить, не знает.

Ну а серый шустрый Зайка

Быстро скачет по лужайке,

К телефону подбегает, «01» он набирает

И пожарным говорит:

Приезжайте! Лес горит!

Адрес точный, у лужайки,

Позвонил вам серый Зайка.

Дуб и елочка пылают,

Пламя ветки их сжигает.

И роняют птички слезы.

Наши гнезда на березе,

Дом Волчонка весь в огне:

У-у-у-у! Жить где мне?

Птицы, звери… все в тревоге,

Вот уж мчатся по дороге

Две пожарные машины,

«Помощь Скорая» за ними.

А в ней доктор Айболит

Обеспокоенный сидит:

Вдруг огонь обидел птичку?

Обгорел хвост у Лисички,

Испугался вдруг Зайчонок,

Лапку вдруг сломал Бобренок?

Где пожары, там - беда,

Доктор нужен там всегда.

Пчелка встретила Осу:

Почему пожар в лесу?

Может быть, ребята знают,

Отчего пожар бывает?

Похожие публикации