Создание безбарьерной среды в городе: успехи и неудачи. Инвалиды. Безбарьерная среда

Введение

Инвалидность вызывает ограничения в возможностях жизнедеятельности человека, обусловленные физическими, психологическими, культурными, законодательными и иными барьерами, препятствующие интеграции человека с инвалидностью в социум.

Социальным аспектом независимой жизни является право инвалида быть неотъемлемой частью общества, принимать участие в социальных, политических и экономических процессах, свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, труду, образованию и т.д. Чтобы инвалиды смогли на деле реализовать провозглашенные равные права на участие во всех аспектах жизни, необходима их всесторонняя поддержка.

В настоящее время реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики нашего государства.

В принятой в 1993 году Конституции, статья 7 гласит «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», а это предполагает обязанность государства регулировать социальную сферу, не только провозглашать, но и обеспечивать широкий круг экономических, социальных и культурных прав. С одной стороны государство призвано создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, с другой стороны осуществлять поддержку слабо защищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Впервые беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры был законодательно закреплен в 1995 году Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» гласит «правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям исооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации)».

Однако, долгое время нормы, закрепленные в указанном законе, на деле оставались неработающими. Практика российского градостроительства, проектирования объектов, организации транспортного обслуживания практически не учитывала потребности людей с ограниченными возможностями.

В 2006 году была принята Конвенция Генеральной ассамблеи ООН о правах инвалидов. В рамках фундаментального вопроса о доступности статья 9 Конвенции предусматривает «чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности…».

Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанная от имени Российской Федерации 24 сентября 2008 года. Конвенция отмечает значительный сдвиг в восприятии инвалидов обществом, с одной стороны, признается право инвалида самостоятельно принимать решения и быть ответственным за свою жизнь. С другой стороны, государства, ратифицирующие Конвенцию о правах инвалидов, обязаны разрабатывать минимальные стандарты доступности объектов общественного пользования и различных служб, а также принимать соответствующие меры по их применению.

В одном из своих выступлений в 2010 году на заседании Правительства РФ Владимир Владимирович Путин сказал «Долгие годы проблемы инвалидов замалчивались, как бы пытались эти проблемы вообще не замечать. Государство по факту ограничивалось выплатой пенсий или пособий. Многие инвалиды оказывались замкнуты в четырех стенах, отгорожены, по сути дела, от общества. Чтобы получить образование, сделать профессиональную карьеру, приходилось буквально пробивать многочисленные препоны. Естественно, это было под силу далеко не каждому». В выступлении было подчеркнуто, что «задача государства - кардинально изменить ситуацию к лучшему, создать людям все необходимые условия для активной, полноценной, достойной жизни, так, как это происходит в большом количестве стран с развитой экономикой. Для этого необходимо на деле снизить и, где реально возможно, полностью ликвидировать сохраняющиеся барьеры для инвалидов, убрать все то, что мешает людям пользоваться услугами транспорта, получать образование и медицинскую помощь, обращаться в государственные и муниципальные органы и, конечно, трудиться. Все эти проблемы призвана решать специальная государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы»… Согласно программе, к 2015 году должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, связи и информации, образования», - сказал глава правительства РФ, а ныне президент России В.В.Путин.

Всероссийское общество слепых активно участвовало в формировании данной программы. В своем выступлении на XXI съезде ВОС президент А.Я. Неумывакин сказал «Мы активно взаимодействовали при разработке государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» Нами были выработаны конкретные предложения: по включению мероприятий по поддержке общественных организаций инвалидов и их предприятий, по расширению перечня тифлосредств, обеспечению инвалидов путевками». В настоящее время ВОС активно участвует в реализации вышеназванной государственной программы.

Местная организация (МО) ВОС является основой Общества и структурным подразделением (филиалом) региональной организации (РО)ВОС, ведущим непосредственную работу по защите прав и интересов инвалидов по зрению, оказанию им содействия в социальной поддержке, реабилитации, обеспечении равных возможностей». Ежедневно тысячи инвалидов по зрению обращаются в МО ВОС. Поэтому создание условия доступности в местной организации и на путях следования к ней - одна из основных задач ее председателя.

Основные термины и понятия доступности

Доступная среда - это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни.

Беспрепятственный доступ инвалидов к объектам - этотакой доступ к любым объектам социальной инфраструктуры, когда инвалид в состоянии самостоятельно или с минимальной посторонней помощью осуществить перемещение до необходимого объекта, вход внутрь и свободное передвижение внутри него. При этом инвалид должен иметь возможность использовать данные объекты и отдельные помещения внутри них в соответствии с их функциональным назначением. Возможности использования инвалидом объекта и его частей не должны отличаться от возможностей использования этого объекта людьми, не имеющими инвалидности.

Беспрепятственное использование инвалида-ми объектов - это такое использование объектов социальной инфраструктуры, при котором инвалид самостоятельно или с минимальной посторонней помощью может использовать данные объекты и отдельные помещения внутри них в соответствии с их функциональным назначением. Возможности использования инвалидом объекта и его частей не должны отличаться от возможностей использования этого объекта людьми, не имеющими инвалидности.

Доступность реализации права/обязанности/гарантии - это возможность реализации инвалидами своих прав, выполнения обязанностей и получения гарантий в соответствии с законами Российской Федерации и международными правовыми нормами, наравне с гражданами, не имеющими инвалидности.

Приспособление объектов для использования инвалидами -это такое изменение всей территории объекта (реконструкция, переоборудование, дооснащение и т.д.), в результате которого инвалиды получают возможность использовать данный объект наравне с гражданами, не имеющими инвалидности, в соответствии с функциональным назначением этого объекта и его отдельных помещений.

Объекты, доступные для инвалидов, - это любые объекты социальной инфраструктуры (жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, транспортные средства), оборудованные таким образом, что доступ в них и перемещение внутри инвалид может осуществлять либо самостоятельно, либо с минимальной посторонней помощью.

Устройства и средства, доступные для инвалидов - это устройства и средства бытового коммуникационного и другого назначения, оборудованные и оснащенные таким образом, что инвалиды могут пользоваться ими самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.

Безбарьерная среда - это совокупность объектов социальной инфраструктуры, оборудованная таким образом, что инвалиды могут свободно перемещаться, осуществлять доступ в любые объекты и передвижение внутри них самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.

Всесторонняя доступность среды для инвалидов на современном этапе является реализацией принципа интеграции (включения) инвалидов в жизнь общества. Среда жизнедеятельности любого человека включает в себя, по крайней мере, две составляющие. Это физическая, в основном пространственная среда человека, как биологического существа и среда социальная , как существа общественного.

В последнее время принято выделять отдельно информационную среду , которая включает в себя все информационные источники. Часто трудно провести чёткую границу между социальной и информационной средами, так как вторая во многом обслуживает и наполняет содержанием первую.

Доступность социальной среды предполагает наличие разнообразных контактов, участие в общественной жизни, доступ к развлечениям, возможность путешествовать и т. д. В некоторых случаях доступность социальной среды обеспечивается доступностью информационной среды: средств массовой информации, библиотек, современных информационных технологий (телефония, Интернет, Skype , электронная почта и т. д.).

Доступность пространственной среды для инвалидов по зрению условно можно подразделить на 2 составляющие:

Доступность микро-среды (пространство квартиры, дома, прилегающей к дому территории и т. д.);

Доступность макро-среды (городская инфраструктура и т. д.).

В первом случае сформировать условия доступности - задача инвалида по зрению и членов его семьи, возможно при этом получение консультаций председателя или реабилитированных членов МО ВОС.

Во втором случае при формировании условий доступности требуются общие усилия государственных исполнительных органов власти и Всероссийского общества слепых. Очень важно, чтобы представители МО ВОС входили в создаваемые в настоящее время Межведомственные комиссии по обследованию доступности для инвалидов социально-значимых объектов или другие органы контроля формирования доступной среды.

В соответствии с основными принципами доступности получение образования должно быть доступно для инвалидов по зрению. Получение среднего образования гарантировано государством инвалидам детства. В настоящее время созданы условия получения высшего профессионального образования по различным специальностям. Роль председателя МО ВОС заключается в оказании посильной помощи при выборе того или иного образовательного учреждения. Изучение возможностей приема инвалидов по зрению в Вузы, находящихся в данном регионе и тесный контакт с ними, расширят возможности для инвалидов по зрению - членов МО ВОС в вопросах получения ими высшего образования. В соответствии с Конституцией РФ каждому гражданину, в том числе и инвалиду, гарантировано право на труд. Роль председателя МО ВОС в содействии трудоустройству членов МО ВОС заключается во взаимодействии с местными службами занятости для получения информации об имеющихся вакансиях и возможностях получения профориентационных услуг, профессионального образования и повышения квалификации. Председатель МО ВОС должен активно работать с местными органами самоуправления. Социальное партнерство должно стать одним из направлений деятельности МО ВОС.

При формировании доступности одной из основных задач МО ВОС является создание условий расширения социальных контактов инвалидов по зрению. Для решения этой задачи председатель МО ВОС должен планировать и проводить мероприятия, способствующие их общению и сплочению:

Кружки по интересам;

Встречи в неформальной обстановке с инвалидами по зрению, имеющими активную жизненную позицию и опыт успешной самореализации и т. д.

С целью формирования толерантного отношения к инвалидам по зрению для участия в данных мероприятиях следует привлекать и людей без зрительной патологии, в том числе членов семей инвалидов по зрению, устанавливать контакты с другими местными организациями и общественными организациями инвалидов других нозологий с целью проведения совместных мероприятий.

Необходимо формировать доступность получения и передачи информации инвалидам по зрению. С момента изобретения рельефно-точечного шрифта Брайля в течение почти полутора столетий информация подготовленная таким образом была единственным источником для незрячих. С середины 20-го века стали появляться современные средства, позволяющие осуществлять запись и воспроизведение информации. Тем не менее, система Брайля не утратила своего основного предназначения. Только с помощью этой человек с патологией зрения может научиться грамотности. Задача местной организации заключается в пропаганде системы Брайля и оказании помощи при ее освоении. Желательно, чтобы существовал постоянно действующий кружок по обучению Брайлю. Чтение по системе Брайля создает одно из основных условий доступности инвалидов по зрению к получению информации, в том числе и с помощью современных информационных технологий (брайлевский дисплей и т. д.). Доступность к получению информации обеспечивается с помощью аудионосителей. В специализированных библиотеках для слепых значительная часть фондов состоит из аудиокниг в виде магнитофонной (аналоговой) или цифровой записи (обычно в формате mp 3). Для их прослушивания применяются специальные тифло- и обычные mp 3-плееры. Местные организации ВОС должны тесно сотрудничать с библиотеками, приглашать на свои мероприятия работников этих учреждений для предоставления информации инвалидам по зрению о предоставляемых услугах. До настоящего времени средства массовой информации (печатные издания, телевидение и т. д.) были недоступны для людей с проблемами зрения. Использование современных информационных технологий позволило частично разрушить данные барьеры: большинство печатных изданий публикуют основные материалы в Интернете. С помощью специального программного обеспечения незрячие пользователи самостоятельно получают эту информацию. Рекомендуется МО ВОС предоставлять доступ членам своей организации к сети Интернет. Создание компьютерного специального рабочего места в МО ВОС возможно при финансовой поддержке службы занятости, а бесплатное подключение к сети возможно благодаря обращению к провайдеру в данном регионе.


рис.1 рис. 2



рис. 3 рис. 4

Основные требования и практические рекомендации по обеспечению доступности МО ВОС для инвалидов по зрению

Вход в здание , где расположена местная организация ВОС, следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте. Входная площадка при входе должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев. Идеальный во всех отношениях вход в здание - это вход на одном уровне с тротуаром без лестниц и пандусов. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускающими скольжения при намокании. Дренажные и водосборные решетки, устанавливаемые в полу тамбуров или входных площадок, должны устанавливаться заподлицо с поверхностью покрытия пола. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 0,015 м. Предпочтительно применение решеток с ромбовидными или квадратными ячейками.

В соответствии с техническими требования Национального стандарта РФ указателей тактильных наземных для инвалидов по зрению (ГОСТ Р52875-2007), перед входными дверями устанавливают предупреждающие указатели тактильные дорожные (плиты) с конусообразной формой рифления длиной равной ширине входа (двери) на расстоянии 500 мм от него. Для этих целей рекомендуется применять бетонные тротуарные плиты размерами 300 х 300 мм или 500 х 500 мм, изготовленные по ГОСТ 17608-91.

Для обозначения выхода из здания рекомендуется устанавливать предупреждающие указатели тактильные напольные (керамические плиты, диэлектрические ковры) шириной 500 мм и длиной, равной ширине двери, выложенные на расстоянии 1500 мм до двери, с конусообразной формой рифления.

Если перед выходом из здания в качестве направляющего указателя тактильного напольного используется магистральная ковровая дорожка, в этом случае для обозначения выхода под магистральной дорожкой поперек нее дополнительно подкладывают полоску ковровой дорожки шириной 200 мм, выполняющую роль предупреждающего указателя тактильного напольного.

Глубина пространства для маневрирования перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе» - не менее 1,5 м. Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м, а в жилых зданиях - не менее 1,5 м при ширине не менее 2,2 м. Такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов по зрению, но и удобны для людей передвигающихся на креслах-колясках.

Пути движения внутри МО ВОС должны соответствовать нормативным требованиям к путям эвакуации людей из помещения. Рекомендуемая ширина пути движения (в коридорах, помещениях, галереях и т.п.) в чистоте должна быть не менее:

В одном направлении - 1,5 м,

При встречном движении - 1,8 м.

Ширину прохода в помещении с оборудованием и мебелью следует принимать не менее 1,2 м. Ширину коридора или перехода в другое здание следует принимать не менее 2,0 м. Отметим, что достаточная ширина проходов важна для незрячих людей, использующих в ориентировке трость.

Конструктивные элементы внутри зданий и устройства, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, должны иметь закругленные края, а также не должны выступать более чем на 0,1 м на высоте от 0,7 до 2,0 м от уровня пола, чтобы люди с глубокими нарушениями зрения не получили травму.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м (на улице - 0,8) перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность (рис 47 и 48, указатели тактильные напольные), допускается предусматривать световые маячки.

В помещениях, доступных инвалидам по зрению, не допускается применять ворсовые ковры с толщиной покрытия (с учетом высоты ворса) - более 0,013 м. Ковровые покрытия на путях движения должны быть плотно закреплены, особенно на стыках полотен и по границе разнородных покрытий. Такие покрытия, кстати, могут служить тактильной направляющей для незрячих и слабовидящих.

Вход в помещение МО ВОС желательно оснастить звуковым маяком, который будет выполнять роль звукового ориентира для незрячих людей (рис.1, положение 1). Для этих целей можно использовать радиотрансляцию, при этом дальность звучания маяка приблизительно от 5 до 10 м.

Двери в здание и помещения на путях движения инвалидов по зрению не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота порога не должна превышать 0,025 м. Дверной проём в чистоте - это фактическая ширина дверного проема при открытом на 90° дверном полотне, если дверь распашная, или полностью открытой двери, если дверь раздвижная, как в лифте.

Входные двери в здания и помещения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь ширину не менее 0,9 м.

В полотнах наружных дверей, доступных инвалидам, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах 0,3-0,9 м от уровня пола. Нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.

Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути, прямоугольник (10х20 см) или круг (диаметр 15 см) желтого цвета (рис.1, положение 2).

На путях движения инвалидов по зрению не допускается применять вращающиеся двери и турникеты. Рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «Открыто» и «Закрыто», а также двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 сек.

Дверные ручки, запоры, задвижки и другие приборы открывания и закрывания дверей должны иметь форму, позволяющую инвалиду по зрению самостоятельно их использовать и не требующую применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье. Ручки дверей, расположенных в углу коридора или помещения, должны размещаться на расстоянии от боковой стены не менее 0,6 м.

Лестница - очень важный объект для инвалидов различных нозологий. Лестница включает в себя ступени и поручни. Ступени неотделимы от поручней. Как уже отмечалось, самый удобный вариант для всех - это отсутствие лестницы. Пологий уклон пешеходных дорожек или тротуаров до 5% не вызывает особых проблем для передвижения всех категорий населения. В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц (СНиП 35-01), ширина марша лестниц должна быть не менее 1,35 м.

Ступени лестниц на путях движения инвалидов должны быть глухими, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 5 см. Не рекомендуется использовать для передвижения инвалидов по зрению открытые ступени, в которых есть только горизонтальные проступи, но нет вертикальных подступенков. Такие ступени не являются глухими. Обычно так сваривают железные лестницы. Инвалидам подниматься по ним неудобно, так как нога, не встречая упора, «проскакивает» под ступеньки. Инвалиду по зрению приходится не просто поднимать ногу на ступеньку вверх, а прилагать дополнительные усилия, чтобы шаг за шагом вытаскивать ее из-под ступеней. К тому же из-за этого царапается и повреждается поверхность носка обуви. Рекомендуемая ширина проступей должна быть: для наружных лестниц - не менее 40 см, для внутренних лестниц в зданиях и сооружениях - не менее 30 см. Высота подъемов ступеней: для наружных лестниц - не более 12 см, для внутренних - не более 15 см. Все ступени в пределах марша и лестничной клетки, а также наружных лестниц должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъема.

Для слабовидящих рекомендуется контрастная окраска ступеней - светлые проступи и темные подступенки. Это требование можно реализовать за счет подбора облицовочного материала соответствующих оттенков. На подходах к лестницам и препятствиям для инвалидов с недостатками зрения следует использовать яркую и контрастную предупреждающую окраску, а также предусматривать наземные и/или напольные тактильные указатели.

В соответствии с ГОСТ Р52875-2007 на первой и последней ступенях лестничного марша наносят сигнальные полосы желтого цвета материалом, образующим шероховатое, нескользкое покрытие (рис.2).На расстоянии 800 мм от кромки первой ступени лестницы необходимо использовать предупреждающий указатель тактильный наземный в виде полосы шириной 500 мм или 600 мм и длиной, равной ширине ступени. В этом случае используются указатели тактильные (плиты) с конусообразными рифами, предупреждающие инвалида по зрению о наличии препятствия (ступеней). С учетом потребностей инвалидов по зрению количество ступеней в лестничных маршах на пути следования должно быть одинаковым.

Поручни - важная составная часть лестницы. Лестничные поручни должны иметь с обеих сторон горизонтальные участки, выходящие за пределы длины лестничного марша вверху, как минимум, на 300 мм и внизу, как минимум, на 300 мм с прибавлением глубины одной ступени лестницы (рис. 3). В данном случае поручни являются направляющими ориентирами для людей с проблемами зрения. Рекомендуется использовать поручни круглого сечения диаметром не менее 30 мм (поручни для детей) и не более 50 мм (поручни для взрослых) или прямоугольного сечения толщиной от 25 до 30 мм. Форма и размеры поручней должны обеспечивать максимальное удобство для их захвата кистью руки. Неудобен как очень большой размер поручней, так и очень маленький. Лучше и безопаснее для захвата руки поручень округлого сечения. Рекомендуемый диаметр поручней для взрослых - 40 мм. Расстояние между поручнем и стеной в свету должно быть не менее 40-45 мм. Поручни должны быть надежно, прочно закреплены, не поворачиваться или смещаться относительно крепежной арматуры. Конструкция поручней должна исключать возможность травматизма людей. Концы поручней должны быть либо закруглены, либо прочно прикреплены к полу, стене или стойкам, а при парном их расположении - соединены между собой. Высота охватываемой поверхности поручня должна быть:

Для верхнего поручня - 900 мм (поручень для взрослых);

Для нижнего поручня - 700-750 мм (поручень инвалидов-колясочников и людей маленького роста).

Для удобства использования инвалидами по зрению поручни на изломе лестницы или в местах поворота и перехода с одного марша на другой не должны прерываться. Поручни двух соседних лестничных маршей должны быть непрерывно соединены между собой. Поручни устанавливаются с обеих сторон лестницы. На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей.

Если местная организация находится в здании, оборудованном лифтом, необходимо создать условия его доступности для инвалидов по зрению. Информация, размещённая в лифте, должна быть продублирована шрифтом Брайля и (или) голосовым сообщением объявления этажей.

Помещение МО ВОС должно быть оборудовано системой средств информации и сигнализации об опасности в визуальном, звуковом и тактильном виде. Члены МО ВОС должны быть ознакомлены с путями эвакуации и правила поведения в экстремальных ситуациях.

Санитарно-гигиенические помещения МО ВОС должны быть доступны для инвалидов по зрению. Информация о наличии и расположении туалетных комнат должны быть доведена до каждого члена местной организации.

На кабине туалета должен быть знак доступности (рис. 4). Дверь в туалете для инвалидов должна открываться наружу. Замок должен предусматривать возможность открывания двери снаружи в экстренном случае. Желательно туалет оборудовать кнопкой экстренного вызова.

В местной организации ВОС рекомендуется провести обследование помещения на предмет его доступности для инвалидов разных категорий с помощью Анкеты (приложение 1). Данную анкету можно использовать при проведении обследования любых зданий и сооружений, которые посещают инвалиды по зрению в вашем регионе.

Приложение 1



Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда. Рассмотрим более подробно.

Что это такое

В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды - одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

Понятие "безбарьерная среда" содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы.

В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для инвалидов. Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для инвалидов - это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

Социальная политика России. Программа "Безбарьерная среда"

В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

Базовый критерий оценки социальной политики - это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

Формирование безбарьерной среды- важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

Экономический эффект создания безбарьерной среды

Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

Во-первых, организация безбарьерной средыпостепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

"Маломобильные" группы населения, имеющие инвалидность

Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

Если опираться на нормативные документы РФ, то :

  • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
  • инвалиды, имеющие и зрения.

Маломобильные группы населения, не имеющие инвалидности

  • лица от 60 лет;
  • временно нетрудоспособные по тем или иным причинам;
  • женщины "в положении";
  • люди, которые везут детские коляски;
  • дошкольники.

Влияние создания безбарьерной среды для всех социальных групп

Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

Поручни также необходимы пожилым, женщинам "в положении", детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

Безбарьерная среда в школе

Благодаря "Безбарьерная среда", у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии - "окно" во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.

Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

Выводы

Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.

Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи.

Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

Проектирование безбарьерной среды жизнедеятельности для людей с ограниченными статодинамическими функциями в зданиях и сооружениях.

Общая информация

Одним их факторов, определяющих степень цивилизованности общества, является его отношение к людям, страдающим разного рода недугами. Статистическими исследованиями доказано, что людей, страдающих нарушениями опорно-двигательных функций, в мире примерно 10% от общего количества населения на планете.

Градостроительный кодекс Российской Федерации, Статья 17 гласит: “Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.Градостроительное планирование и застройка городских и сельских поселений, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, строений и сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использования таких объектов инвалидами не допускаются” Ряд компаний занимаются разработкой и производством средств реабилитационной и адаптационной оргтехники, которые позволяют решать социально-нравственные проблемы, связанные с интеграцией людей с нарушениями опорно-двигательных функций и малоподвижных групп населения в общество, и предоставляют им равные с другими членами общества условия при вступлении на рынок труда, образования и отдыха за счет создания безбарьерной среды жизнедеятельности.

Решение этих проблем требует участия всей здоровой части населения страны. Правовой основой для этого служат Постановления Правительства России, соответствующие законы, ГОСТы и другие нормативные документы. Но самым главным в этой работе является нравственный кодекс каждого участника этого процесса

В настоящее время в г. Москве, да и в стране в целом, создана необходимая правовая база, обеспечивающая людям с нарушениями опорно-двигательных функций, функций органов зрения и слуха комфортные условия их жизнедеятельности в социальной, транспортной и инженерной инфраструктурах городского хозяйства.

Известно, что все новые проекты зданий и сооружений, а также сооружения, подлежащие капитальному ремонту, должны предусматривать создание при их реализации безбарьерной среды.

Обеспечение создания безбарьерной среды во многом решается за счет использования адаптационной оргтехники такой как: устройства для санитарно-гигиенических мест, средства передвижения, кресла туалетные, поручни и другие средства оргтехники.

Одним из элементов в создании безбарьерной среды обитания являются подъемно-транспортные средства (ПТС). Это “мини-лифты” индивидуального пользования, рассчитанные на высоту подъема до 4-6 метров (вертикальные); ПТС наклонного перемещения с грузонесущим устройством в виде платформы, рассчитанные на высоту подъема до 30 метров, грузоподъемностью не более 225-300 кг или с грузонесущим устройством в виде кресла с грузоподъемностью 130 кг; мобильные автономные ПТС грузоподъемностью 130 кг.

Доступность зданий и сооружений

Обзор и анализ отечественной и зарубежной печати по реабилитации и адаптации людей, страдающих нарушениями статодинамических функций, позволяет сделать вывод, что для доступности зданий и сооружений возможно создание необходимых и достаточных условий для интегрированной полной, взаимосвязанной “безбарьерной среды жизнедеятельности” (БСЖ).

БСЖ может быть сформирована за счет:

  • использования пандусов и поручней во входных группах и внутри зданий;
  • оснащения жилых помещений адаптационной оргтехникой (кухни, жилые комнаты, санитарно-гигиенические места);
  • использование автономного мобильного ПТС как внутри помещений, так и во входных группах зданий и сооружений, а также в ландшафтной зоне, прилегающей к ним;
  • ПТС наклонного и вертикального перемещения.

Входная группа зданий.

Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другими устройствами (подъемными устройствами наклонного или вертикального перемещения), обеспечивающими возможность подъема граждан данной категории на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

Вход в здание на одном уровне с тротуаром без лестниц и пандусов – это идеальное решение проблемы беспрепятственного доступа при проектировании зданий и сооружений.

Двери в здания и помещения на путях движения человека в кресле-коляске не должны иметь порогов, либо их высота не должна превышать 0,025 м и, по возможности, иметь устройства автоматического открывания (закрывания).

Внутренние помещения.

Внутренние помещения должны быть оснащены:

  1. Набором опорных поручней в соответствии с действующими стандартами и строительными нормами и правилами.
  2. Адаптационными средствами оргтехники, включая санитарно-гигиенические места, жилые комнаты и кухни для безбарьерного доступа к ним людей с ограниченными опорно-двигательными функциями.

Гаражи и паркинги

На каждой стоянке автотранспортных средств (около жилых зданий, производственных предприятий, предприятий торговли и сферы услуг, медицинских, спортивных, культурно-зрелищных учреждений, предприятий) выделяется не менее 10 процентов оборудованных специальными знаками и разметкой мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

К местам парковки должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, исключающий высокие бордюры, узкие проходы (проезды) и т.д.

Доступность прилегающих к зданиям и сооружениям садово-парковых, ландшафтных зон и скверов.

Для обеспечения безбарьерного доступа людей к различным социальным и культурным объектам (киноконцертный зал, спортивная площадка, бассейн, природоландшафтная зона и т.п.), в том числе и передвигающихся на креслах-колясках пути подхода (подъезда) должны быть оснащены противоскользящими покрытиями и противобуксовочными средствами.

Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный – 5%, поперечный – 1-2%.

На сложном рельефе следует предусмотреть устройство серпантинных трасс с уклонами в пределах нормы, а также использование пандусов и различных подъемных устройств, как стационарных, так и мобильных.

В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог должен быть предусмотрен пониженный бордюр достаточной ширины (не менее 900 мм) и с безопасной высотой бортовых камней (не менее 2,5 см).

Все лестницы на пути движения человека в кресле-коляске должны быть продублированы пандусами или подъемниками.

В жилых районах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения, следует предусматривать места отдыха со скамейками (не реже чем через 300м).

Универсальными для подобных случаев средствами могут являться мобильные автономные подъемники, использование которых для людей, двигающихся в креслах-колясках, практически, сводит на нет барьеры как в парковых и садовых зонах, так и в помещениях.

Просмотреть:
Скачать

  • МАШ XXI ВЕК
  • Средства реабилитационной техники: кресельные лестничные подъемники для инвалидов, подъемники наклонного и вертикального перемещения, мини-лифты и т.д.
  • Средства реабилитационной и адаптационной техники
  • Прайс-лист на продукцию компании "Маш XXI век"
  • Презентация «Оборудование для безбарьерного перемещения в среде жизнеобитания инвалидов всех категорий. Подъемно-транспортные средства. Средства адаптационной оргтехники»
  • Информационный бюллетень « Изделия адаптационной и реабилитационной техники для людей с нарушением опорно-двигательных функций, слуха и зрения»
  • Видео материалы «Применение оборудования для безбарьерного перемещения инвалидов-колясочников»

  • НЕЙРОН
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Фото
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. SERVELIFT К100 inclined elevators
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. SERVELIFT T60 platform stairlifts
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. SERVELIFT T50 platform stairlifts
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. SERVELIFT V10/V20 – технические характеристики
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. SERVELIFT V40 vertical platformlift with open cabin
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Технические характеристики elevator K100
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Технические характеристики platform stairlift T50
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Технические характеристики vertical platform lift V10
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Технические характеристики vertical platform lift V20
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Технические характеристики vertical platform lift V40

  • Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

    Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2019 год.

    Законодательная база

    Этапы программы


    Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

    В настоящее время программа включает пять этапов:

    1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
      • реализации мероприятий;
      • инвестирования средств в конкретные объекты.
    2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
      • строительство, реконструкция центров реабилитации;
      • их оснащение необходимыми техническими средствами;
      • приобретение специального оборудования для учреждений:
        • здравоохранения;
        • образования.
    3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
      • федеральных и региональных ведомств;
      • организаций - исполнителей и органов власти.
        В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
    4. 2019-2020 годы:
      • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
      • Подведение итогов.
      • Анализ результатов.
      • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
      • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
    5. 2021-2025 годы:
      • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
        • закупки оборудования в реабилитационные центры,
        • обучения специалистов,
        • разработки ИС.

    Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

    Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

    • Министерства связи РФ;
    • Министерство образования и науки РФ:
    • Пенсионного фонда;
    • Фонда соцстрахования и других.

    Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

    Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

    • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
    • остальные люди воспринимали их таковыми.

    То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

    Заявленные цели

    Цели мероприятий правительство видит в следующем:

    Основная

    1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
      • в социальной сфере;
      • на основании самостоятельной экономической активности.

    Дополнительные:

    1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
      • реабилитационной направленности;
      • лечебных и оздоровительных;
      • образовательных.
    2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
    3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
    4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
      • обучение;
      • стимулирование к профессиональной деятельности;
      • повышение квалификации.
    5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
    6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
    7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.
    Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

    Задачи ФЦП

    Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

    1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
    2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
    3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
      • их обучения;
      • переквалификации и повышения профессионального уровня;
      • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
    4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.

    Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Вопросы финансирования ФЦП

    В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

    1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
      • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
    2. Другие - не больше 70%.
    В 2017 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 52 919 205,8 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

    Подпрограммы «Доступной среды»

    Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

    Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

    1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
      • создание им свободного доступа в здания органов власти;
      • повышение качества обслуживания;
      • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
    2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
      • развитие производства предметов и оборудования для них;
      • внедрение соответствующих законов.
    3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
      • выработка объективных критериев медэкспертизы;
      • контроль за своевременностью предоставления им помощи.
    К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. - 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

    Мероприятия по реализации подпрограмм

    Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:

    Подпрограмма № 1:

    1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
    2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
      • картами;
      • баннерами;
      • указателями.

    3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.

    4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

    Подпрограмма № 2:

    1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
    2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
    3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

    Подпрограмма № 3:

    1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
    2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
    3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
    4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

    Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»


    Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

    Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

    Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

    1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
    2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
    3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
    4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
    5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
    6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
    7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.
    Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

    Что делается для детей-инвалидов


    В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

    Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

    В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

    1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
    2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
      • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
      • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
    3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
      • логопедии;
      • олигофренопедагогике;
      • сурдопедагогике и других.
    Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

    Промежуточные успехи регионов

    На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

    Например:

    1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
    2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
      • жилые здания;
      • спортивные сооружения;
      • магазины и поликлинику;
      • производственные предприятия.

    Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

    Дорогие читатели!

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

    Последние изменения

    Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.


    Похожие публикации