Уровни развития артикуляционной моторики у детей среднего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Логотренинг для родителей «Формирование артикуляционной моторики на логопедических занятиях Занятие по развитию артикуляционной моторики

Наталья Подставкина
Формирование артикуляционной моторики

Из опыта работы. Тема : «Формирование артикуляционной моторики » .

Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция , голос и дыхание должны быть координированы в работе. При произнесении различных звуков ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад , состоящий из сложного комплекса движений, при этом, каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата , их способности перестраиваться и работать координированно. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.

При недостаточной подвижности артикуляционных мышц нарушается звукопроизношение

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата , необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов , способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы , при этом артикуляция , голос и дыхание должны быть координированы в работе.

Средствами являются : двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса

1. Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц

3. Гимнастика губ и щек

4. Гимнастика языка

5. Мимическая гимнастика приротовой области

6. Гимнастика для жевательных мышц

7. Логомассаж

Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи, так и каждого звука той или иной группы. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого ребенку необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата , уметь слышать себя и окружающих.

Тренировка органов артикуляции , особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме . Соблюдается определенная последовательность от простого к более сложному. Положительно влияет на формирование и дальнейшее развитие артикуляционной моторики . Способствует развитию психологической базы речи и всех сторон речевой системы.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы было возможно проконтролировать за ребенком выполнения движения, а ребенок мог ощутить, осознать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное чтобы оно было выполнено качественно. После того, как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка.

Умелое сочетание методов и приемов, разнообразие форм работы , систематичность, последовательность целенаправленность и эффективность коррекционно-логопедического воздействия обеспечивают благоприятное развитие артикуляционной моторики , служащее основой для дальнейшего полноценного развития речи.

Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются» , упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика» , упражнения с опорой на картинный материал .

Упражнение «Щенок»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог.

Вот, смотри. Сейчас

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как основного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста Мелкая моторика и её значение в жизни человека:Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

B] Речь - это средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей.

Формирование мелкой моторики Свой рассказ я начну издалека. Появляясь на свет, к семи месяцам мозг увеличивается вдвое. И к трем годам достигает мозга взрослого человека.

Комплекс артикуляционной гимнастики Упражнения выполнять, сидя перед зеркалом. Время занятий 5-7 минут Основной комплекс артикуляционной гимнастики №11. «Лягушка». Улыбнуться,.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию простое в изготовлении, но достаточно эффективное в применении пособие «Ручной язычок».

1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

3. То же в быстром темпе.

4. Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты.

5. Повторяется первое упражнение.

II. Упражнения для губ

6. "Улыбка" - растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.

7. То же с сомкнутыми губами и зубами.

8. "Трубочка" ("Хоботок") - вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

9. Попеременное выполнение "Улыбки" и"Трубочки" .

10. Вращательные движения губами.

11. Отставление нижней губы от зубов и десен.

12. Втягивание нижней губы внутрь рта.

III. Упражнения для языка

(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

13. "Болтушка" - движения языком вперед-назад.

14. "Часики" - движения языком вправо-влево.

15. "Качели" - движения языком вверх-вниз.

а) к верхней - нижней губе;

б) к верхним - нижним зубам;

в) к верхним - нижним альвеолам.

16. Круговые движения языком:

а) по губам;

б) по зубам в преддверии рта;

в) за зубами.

17. "Лошадки" - щелкание языком.

18. "Лопатка" - широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).

19. "Иголочка" - узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).

20. Попеременное выполнение "Лопатки" и"Иголочки" .

21. "Желобок" ("Трубочка") - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.

22. "Чашечка" ("Ковшик") - широкий язык поднят кверху:

а) к верхней губе;

б) к верхним зубам;

в) к верхним альвеолам.

23. "Грибок" - язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка - к верхним альвеолам.

"Улыбка" "Трубочка"

"Лопатка" "Иголочка"

"Желобок" "Чашечка"

Рис. 1. Образцы артикуляционных упражнений

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

    игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

    специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

    игры и действия с игрушками и предметами: (раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.);

    изобразительную деятельность: (лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.).

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками - в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.


«Весёлый язычок»

Развитие артикуляционной моторики

Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Точность, сила и дифференцированность дви­жений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

· проведение работы по борьбе с солевацией;

· проведение артикуляционной гимнастики .

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гим­настике. На первых порах движения будут выполнять­ся не в полном, не в точном объеме, затем закрепляют­ся в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хо­боток», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.« Непослушные губки». Покусывание и почесыва­ние сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы тру­бочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.« Рыбка »:

· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);

· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя паль­цами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;

· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «по­целуя».

5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все осталь­ные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как мож­но сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воз­духа легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.

7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.

8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

· удерживать губами карандаш, пластмассовую тру­бочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);

· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом наду­вать щеки поочередно.

3. «Худышка». Втянуть щеки.

4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по наду­тым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнас­тики рекомендуются следующие упражнения:

· помещение кончика языка к внутренней поверхнос­ти нижних резцов;

· вытягивание языка вперед и убирание его назад;

· стимуляция мышц корня языка. Сначала произволь­но, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движе­ния закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференци­рованных движений языка. С этой целью целенаправ­ленно подбираются движения, направленные на выра­ботку нужного артикуляционного уклада, с учетом нор­мальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ре­бенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спо­койном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, поло­жить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боко­вые края языка касаются углов рта. В спокойном, рас­слабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко поку­сывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высу­нуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигае­мому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.

5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы че­люсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного угол­ка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до угол­ков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.

8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же по­вторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести язы­ком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пе­ресчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упира­ется то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке пе­ремещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугор­ки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык вы­сунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кон­чика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Бо­ковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кон­чиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыст­ряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двига­лась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхае­мая струя воздуха.

18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контро­ля можно поднести ко рту полоску бумаги. При пра­вильном выполнении она будет отклоняться.

19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы по­глаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляет­ся звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.

20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Ши­рокий кончик языка упирается в нижнюю десну, спин­ка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттяги­вался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а за­тем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфе­ту — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыб­ке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удержи­вать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Сле­дить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, бо­ковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плос­костью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закры­вать и открывать рот, растягивая подъязычную уздеч­ку. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сто­рон языка.

26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается на­ружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряже­ние в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:

1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух паль­цев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высо­вывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — че­люсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомк­нуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и от­крытым ртом.

4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с макси­мальным вытягиванием языка к подбородку.

5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с мак­симальным вытягиванием языка к подбородку и мыс­ленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой ата­ке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на под­бородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ла­дони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони.Расслабиться.

8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолени­ем сопротивления (взрослый держит руку под челюс­тью ребенка).

9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием голо­вы назад с преодолением сопротивления руки взросло­го, лежащей на затылке ребенка.

10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.« Спатьхочется»:

· позевывать с открытым и закрытым ртом;

· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2 .«Горлышкоболит»:

· произвольнопокашливать;

· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

· покашливать с высунутым языком;

· имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

· глотать капли воды, сока.

3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

· стону;

· мычанию;

· свисту.

6. «Силач»:

· запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

· запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;


СООБЩЕНИЕ

из опыта работы учителя-логопеда

Надымовой Людмилы Ивановны

по теме «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

с. Менщиково, 2015

ТЕМА: Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения

Любой из нас пришел на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всем при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Е. Ахальцева

Нарушения звукопроизношения у детей является достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работа с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР, ФНР) я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам, одна из причин является недостаточное развитие артикуляционной моторики.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Цель: развитие артикуляционной моторики дошкольников, способствующее устранению недостатков произношения.

Задачи:

    Совершенствование развития артикуляционной моторики через артикуляционные упражнения.

    Подобрать эффективные методы формирования произносительных возможностей дошкольников.

    Повысить компетентность родителей в значимости артикуляционных упражнений.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Расстройство подвижности артикуляционных органов является одной из ключевых проблем возникновения нарушений в произношении звуков. Без восстановления нарушенных функций мы не можем надеяться на исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты много времени и внимания уделяют артикуляционной моторике.

Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева и др.). В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию моторики артикуляционных органов для формирования правильного звукопроизношения, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.

Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений:

    Статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;

    Динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

При выполнении упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для закрепления определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

Одно из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики, является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимая, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация, снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей.

Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей. М.Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, преодоление трудностей проходит легче.

С целью информирование родителей о формах и методах подготовки органов артикуляций детей к правильному произношению, был организован семинар – практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», открытые занятия с дошкольниками, беседы (индивидуальные, подгрупповые), консультации «Фитнес для язычка», «Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», изготовлены фото-презентации, памятки и буклеты с упражнениями.

Совершенно очевидно, что реализовать поставленные задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и педагогов.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи – процесс длительный; и чтобы его сделать интересным, для педагогов были проведены консультации: «На зарядку с язычком: упражнения для детей подготовительного возраста», «Язычок путешественник», «Артикуляционная гимнастика для малышей», семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи», изготовлены памятки и буклеты с упражнениями.

В настоящие время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. «Артикуляционная гимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н.В. Нищевой, О.А. Новиковская «Веселая зарядка для язычка» и многих других. Авторы данных пособий предлагают оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мною изготовлено и апробировано игровое пособие «Артикуляционная гимнастика с Веселым Язычком». Пособие изготовлено на основе содержания книги «Уроки логопеда» Е.М. Косиновой, оно состоит из стенда и картинок символов для всех артикуляционных управлений. Имеется картотека с описанием всех упражнений и методическими рекомендациями по их выполнению.

На стенде изображена лесная тропинка, по которой «путешествует» Язычок. Картинки изготовлены из магнитного винила. Стенд и картинки заламинированы, что позволяет проводить санитарную обработку пособия. Изготовленное таким способом пособие выглядит ярко и эстетично, практично в работе, устойчиво к износу и повреждениям. Возможность манипулирования картинки-символы вызывает у детей живой, неугасимый интерес к артикуляционным упражнениям.

Магнитный способ крепления очень интересен детям, они с удовольствием прикрепляют и снимают со стенда картинки. Это занятие способствует развитию мелкой моторики рук.

С помощью данного пособия можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков, подчинив его сказочному или игровому сюжету. Дети с радостью приходят на помощь Язычку и помогают ему выполнить какое-то задание, отправляются с ним на прогулку, спасают его от беды.

Работа с пособием начинается с самых первых занятий подготовительного этапа работы по исправлению неправильного произношения. С помощью главного героя Язычка дети знакомятся со строением артикуляционного аппарата, узнают о пользе упражнений для язычка и других органов артикуляции, учатся выполнять эти упражнения.

Так как упражнения должны выполняться перед зеркалом, то считаю целесообразным размещения пособия возле зеркала в зоне индивидуальной работы. Пособие очень органично вписалось в интерьер логопедического кабинета и стало функциональным элементом предметно-развивающей среды.

Занятия артикуляционной гимнастикой проходят по определенной схеме. На столе перед ребенком лежат картинки – символы. Следуя сюжету сказки, выбираются нужные картинки, выполняются упражнение и картинка прикрепляется к стенду-тропинке. После выполнения артикуляционной гимнастики проводится беседа по сказке – вспоминаем, куда отправился Язычок, что он делал, с кем познакомился и т.д. На первых занятиях упражнения выполняются в последовательности, предложенной логопедом. На последующих занятиях дети самостоятельно выбирают последовательность выполнения упражнений, самостоятельно придумывают сюжет. Это способствует развитию у детей воображения и фантазии.

Также с помощью данного пособия можно проводить работу по развитию лексико-грамматической стороны речи – учить употреблять в речи пространственные предлоги (за, на, в, под, над, из-под и др.). Детям очень нравится обыгрывать картинки, и после окончания занятия они еще несколько минут играют, озвучивая все свои действия, что способствует развитию связной речи.

Использование игрового пособия позволяет сделать занятия интерактивными, интересными, увлекательными, эмоционально комфортными. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее.

Выполнив упражнения артикуляционной гимнастики на занятии, ребенок, вернувшись в группу, рассказывает новую сказку своим друзьям, а дома – родителям. Это способствует многократному ненавязчивому повторению комплекса артикуляционных упражнений.

Оценка эффективности проводимой работы по развитию артикуляционной моторики проводится на основе диагностики, проводимой в начале и в конце учебного года. Обследование артикуляционной моторики проводиться в виде диагностических проб при использовании словесных инструкций, образца, показа. К концу учебного года у детей с речевыми нарушениями значительно улучшается подвижность, выносливость, точность движений активных мышц артикуляционного аппарата.

Успешное использование игрового пособия при выполнении артикуляционной гимнастики позволяет достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.

Надеюсь, что представленное пособие вызовет интерес логопедов, а главное – принесет пользу в их работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения у детей.

Литература

1. Косинова Е.М. «Уроки логопеда»: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.

2. Журавлева А.Е. «Домашняя логопедия». – М.: Эксмо, 2012.

3. Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения». – М.: Эксмо, 2013.

4. Крупенчук О.И. Воробьева Т.А. «Исправляем произношение»: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

5. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155.

6. Интернет-ресурсы.

7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989.

Осень.

1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

5. Развитие мимических мышц.

– Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы Улыбнулись, обрадовались, огорчились.

– Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.

– Но ветер унёс тучки, и вы снова улыбнулись.


– для губ: губы в улыбке – «трубочка»;
– Для языка: «лопаточка» (удерживать под счёт до 10).

– постановка нижнедиафрагмального дыхания.
Упражнения выполняются стоя, рука на диафрагме: выдох, вдох, шумный выдох.
– голосовые упражнения: изобразить завывание ветра: у –у –у –у… громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер).

8. Физкультминутка.

Деревья.
1.Общее расслабление
Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами: топ-топ-топ.
Машем мы руками качаем головой.

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

– поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
– поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;
– поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
– поглаживание носа от кончика к переносице;
– поглаживание от уголков губ к ушам;
– «пальцевый душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).

5. Развитие мимических мышц.

– Улыбнулись.
– Огорчились.
– Удивились.
– Рассердились

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;
– для губ: «бублик» – «трубочка», «воздушный поцелуй», беззвучная артикуляция звуков А,У;
– Для языка: самомассаж языка (покусывание – дя-дя-дя, расслаблениние – тя-тя-тя).

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– Упражнение на автоматизацию нижнедиафрагмального дыхания (стоя – вдох, выдох, пауза, шумный выдох)
– голосовые упражнения: Ау, ау, Аукаем: осень разноцветную приаукиваем (распевать гласные звуки).

8. Физкультминутка.

Овощи.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики «Урожай».

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.

5. Развитие мимических мышц.
Выполнение действий по тексту.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам не весело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот;
– для губ: «почмокать» губами; «пошлёпать» губами;
– Для языка: Удерживать язык у нижних зубов под счёт от 1 до 5; покусывать язык зубками.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

8. Физкультминутка.

Фрукты.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

– Лоб – гладим лёгкими движениями от середины лба к вискам.
– Глаза – рисуем пальцами очки.
– Щёки – гладим от носа к ушам.
– Подбородок – от середины подбородка вверх по щекам к вискам.
– Шея – согреем шейку (поглаживание, точечный массаж).

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: покашливание, имитация голубиного воркования;
– для губ: «вкусное варенье»;
– для языка: «почистим зубки» (Верхние зубы изнутри).

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– Дети разводят руки в стороны и делают вдох.
Затем обхватывают себя руками и приседая («опускаясь под воду») делают выдох 2-3 раза.
– Тянем один гласный звук, на одном выдохе. У——
У———-
У—————-
8. Физкультминутка.

Насекомые.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.


– для губ: удержать губами витаминку;
– Для языка: «иголочка»; «киска лакает молоко».

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– Упражнение «На турнике». Исходная позиция – стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «фффф» (3-4 раза).
Голосовые упражнения.
Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков: Вдох, выдох
Ау—–
Ау———–
Ау——————

8. Физкультминутка.

Перелётные птицы.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики «Кукушка».

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: открывать и закрывать рот под счёт до 5; резко опускать челюсть вниз;
– для губ: губы в улыбке – «трубочка»;» рупор» (5 раз)
– Для языка: «лопаточка»; «иголочка».

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
– вдох носом, выдох носом(5 раз, контроль зеркало);
– Голосовые упражнения – произносить на одном выдохе звуки ИУ:(вдох, выдох)
ИУ——-
ИУ———–
ИУ—————

8. Физкультминутка.

Грибы.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики. «По ягоды»

3.Развитие мелкой моторики. «Опята».

4. Массаж лица .

Водичка. Водичка,
Умой моё личико.
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: рот открыт, движение нижней челюсти вправо – влево;
– для губ: оттянуть нижнюю губу книзу (передние нижние зубы видны), удержать под счёт от 1 до 6, вернуть в исходное положение;
– Для языка: прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза); «параход гудит» (ы – ы – ы)

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– подышим лесным воздухом6 вдох ртом, выдох носом (3-4 раза).
– голосовые упражнения6 произносить на одном выдохе звук Ы.
Вдох, выдох. Ы———
Ы—————-
Ы———————–

8. Физкультминутка.

Игра «Запретное движение»

Домашние животные.
1.Общее расслабление
Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена, а расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Раз, два, три ты кругом смотри.

2.Развитие общей моторики. «Кошка»

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

5. Развитие мимических мышц.

Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: открыть рот(подержать под счёт до пяти); движение челюсти вправо-влево;
-для губ: почмокать губами, пошлёпать губами;
Для языка: почистить нижние зубки (с внутренней стороны), почистить верхние зубки.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– вдох ртом – выдох носом (5 раз);
– голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса (вдох-выдох м-м-м-м-м)

8. Физкультминутка.

Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Мы походим как ребята,
И как мишка косолапый.

Дикие животные.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживанием), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: рот открыт (удерживать под счёт до 10); попеременно открывать и закрывать рот;
– для губ: оскал, «трубочка» (чередование)
– для языка: язык «маляр», «почистить верхние зубки»;
-для щёк: помидоры толстячки, огурцы худышки.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

Вдох через нос, выдох через рот (4 раза);
-голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса – вдох-выдох
АМММММММММ
УННННННННННН

8. Физкультминутка.

Одежда, обувь, головные уборы.

1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: имитация жевания;
– для губ: почмокать губами, пошлёпать губами;
– для языка: мы прижмём язык губами (пя-пя-пя), а потом прижмём зубами (тя-тя -тя).

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

Вдох через рот- выдох через рот (45 раз).
-голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
Э О А ————-
Э О А———————–
Э О А———————————

8. Физкультминутка.

Игра «Запретное движение»

Похожие публикации