222 эндоскопия. Приказ по эндоскопии новый. X. Контроль качества очистки, дезинфекции высокого уровня и стерилизации эндоскопов и инструментов к эндоскопам

К Приказу Минздравмедпрома РФ от 31 мая 1996 г. N 222

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РАСЧЕТНЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ НА ЭНДОСКОПИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования определяются с учетом необходимого соотношения между оптимальной производительностью труда медперсонала и высоким качеством и полнотой диагностических и лечебных эндоскопических исследований. Настоящая Инструкция предназначена для заведующих отделениями и врачей отделений эндоскопии для использования ее в целях рационального применения расчетных норм времени, утвержденных настоящим Приказом Минздравмедпрома России. Основное назначение расчетных норм времени на эндоскопические исследования заключается в их использовании при:

решении вопросов совершенствования организации деятельности отделов, отделений, кабинетов эндоскопии;

планировании и организации труда медицинского персонала этих подразделений;

анализе трудозатрат медперсонала;

формировании штатных нормативов медперсонала соответствующих лечебно-профилактических учреждений.

1. Использование расчетных норм времени на эндоскопические исследования для планирования и организации труда медицинского персонала отделов, отделений, кабинетов эндоскопии. Удельный вес работы медперсонала по непосредственному проведению эндоскопических исследований (основная и вспомогательная деятельность, работа с документацией) составляет у врачей и медсестер 85% рабочего времени. Это время и включено в расчетные нормы времени. Время на другую необходимую работу и личное необходимое время в нормах не учтено. У врачей - это совместное обсуждение с лечащими врачами клинических и инструментальных данных, участие во врачебных конференциях, разборах, обходах, обучение и контроль за работой персонала, освоение методик и новой техники, работа с архивом и документацией, административно-хозяйственная работа. У медсестер - это подготовительная работа в начале рабочего дня, уход за аппаратурой, получение необходимых материалов и медикаментов, выдача заключений, приведение рабочего места в порядок после смены. Время на проведение эндоскопических исследований, процедур или операций по экстренным показаниям, а также время переходов (переездов) для их проведения вне отдела, отделения, кабинета эндоскопии учитывается по фактическим затратам.

Для заведующих отделами, отделениями, кабинетами эндоскопии может быть установлен дифференцированный объем работы по непосредственному выполнению исследований, операций в зависимости от местных условий - профиля учреждения, фактического или планируемого годового объема работы подразделения, численности медицинского персонала и др. При определении расчетных норм нагрузки врачей и среднего медицинского персонала рекомендуется руководствоваться методикой нормирования труда медперсонала (М., 1987, утвержденной Минздравом СССР). При этом соотношение вышеуказанных затрат рабочего времени принято за основу. Для учета работы персонала отделов, отделений, кабинетов эндоскопии возможности сопоставления его загруженности и т.д., расчетные нормы времени и определяемые нормы нагрузки врачей и среднего медицинского персонала приводятся к общей единице измерения - условным единицам. За одну условную единицу принимается 10 минут рабочего времени.

Таким образом, сменная норма нагрузки определяется исходя из продолжительности рабочей смены, установленной для персонала. В соответствии с разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 29.12.92 N 5, утвержденного Постановлением от 29.12.92 N 65, перенос выходных дней, совпадающих с праздничными днями, осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях, применяющих различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится.

Норма рабочего времени на определенные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, в субботу и воскресенье, исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):

при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов, в предпраздничные дни - 7 часов;

при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней, накануне праздничных дней в этом случае сокращение рабочего времени не производится (статья 47 КЗОТ Российской Федерации).

На основе анализа проделанной работы отдельного сотрудника и подразделения в целом принимаются управленческие решения, направленные на совершенствование труда персонала, внедрение более эффективных методов исследования, позволяющих повысить качество и информативность выполняемых исследований, чтобы наиболее полно удовлетворить потребность в этом виде диагностики.

2. Использование расчетных норм времени на эндоскопические исследования для учета и анализа деятельности отдела, отделения, кабинета эндоскопии Вопросы использования, рациональной расстановки и формирования численности медицинского персонала решаются на основе объективно сложившегося или планируемого объема работы подразделения с использованием рекомендуемых нормативов по труду. Фактический или планируемый годовой объем деятельности по проведению эндоскопических исследований, выраженный в условных единицах, определяется по формуле:

Т = t1 x n1 + t2 x n2 + ...... ti x ni, где

Т - фактический или планируемый годовой объем деятельности по проведению эндоскопических исследований, выраженный в условных единицах;
t1, t2, ti - время в условных единицах в соответствии с утвержденными расчетными нормами времени на исследование (основное и дополнительное);
n1, n2, ni - фактическое или планируемое число исследований в течение года по отдельным диагностическим методикам.

Сопоставление фактического годового объема деятельности с плановым позволяет осуществлять интегральную оценку деятельности подразделения, получить представление о производительности труда его персонала и эффективности деятельности подразделения в целом. Выполнение исследований в течение года в большем объеме может быть достигнуто за счет интенсификации труда медперсонала или путем увеличения количества времени, используемого на основную деятельность, за счет значительного уменьшения доли других необходимых видов труда. Если это не является результатом использования средств автоматизации исследований и расчета физиологических параметров, приемов более рациональной организации труда врачей и медицинских сестер, то такая интенсификация труда неизбежно приводит к снижению качества, информативности и достоверности заключений. Невыполнение плана по объему деятельности может быть результатом неправильного планирования, следствием дефектов в организации труда и в руководстве подразделением.

Поэтому как невыполнение плана, так и чрезмерное его перевыполнение должны одинаково тщательно анализироваться и заведующим кабинетом (отделением), и руководством лечебно-профилактического учреждения с целью выявления их причин и принятия соответствующих мер. Допустимыми можно считать отклонения фактического объема деятельности от годового планируемого в рамках +20% ... -10%. Наряду с общими показателями выполненной работы традиционно анализируется структура проведенных исследований и количество исследований по отдельным эндоскопическим методам для оценки сбалансированности и адекватности структуры, достаточности количества исследований реально существующей потребности в них.

Средние затраты времени на одно исследование определяются:

С = (Ф: П) х у.е.,

где С - средние затраты времени на одно исследование; Ф - общие фактические затраты времени (на основные и дополнительные диагностические манипуляции) суммарно на все выполненные исследования по определенной диагностической или лечебной методике (в усл. ед.); П - число выполненных исследований по этой же диагностической методике.

Соответствие средних затрат времени на исследование расчетным нормам времени (в %) по определенному методу определяется по формуле:

К = (С: t) x 100

Допустимо, наряду с изложенным, применение других традиционных и нетрадиционных способов анализа с расчетом и использованием других показателей. Руководителям учреждений, главным специалистам необходимо также осуществлять контроль за рациональным использованием кадров медицинского персонала и при определении штатной численности ориентироваться на результаты годового или многолетнего анализа фактического или планируемого объема деятельности отделения.

Начальник Управления организации медицинской помощи населению
А.А.КАРПЕЕВ

Российская Федерация

ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 31.05.96 N 222 (ред. от 16.06.97) "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛУЖБЫ ЭНДОСКОПИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 16.06.97 N 184)

Развитие эндоскопической техники в последние десятилетия, основанное на применении волоконной оптики, позволило значительно расширить использование малоинвазивных инструментальных методов исследования в медицинской практике.

В настоящее время эндоскопия получила достаточно широкое распространение как в диагностике, так и в лечении различных заболеваний. В лечебной практике появилось новое направление - хирургическая эндоскопия, позволяющая добиваться при сохранении лечебного результата выраженного экономического эффекта за счет значительного сокращения сроков госпитализации и затрат на лечение больных.

Преимущества эндоскопических методов обеспечивают быстрое развитие этой службы в Российской Федерации.

За последние 5 лет количество отделений и кабинетов эндоскопии в лечебно-профилактических учреждениях увеличилось в 1,7 раза, а оснащенность их эндоскопической техникой - 2,5 раза.

С 1991 по 1995 год число врачей - эндоскопистов возросло в 1,4 раза; 35% специалистов имеют квалификационные категории (1991 г. - 20%).

Постоянно расширяется объем выполненных исследований и лечебных процедур. По сравнению с 1991 годом число их увеличилось соответственно в 1,5 и 2 раза. В 1995 году было выполнено 142,7 тыс. операций с использованием эндоскопической техники.

В ряде территорий страны создана круглосуточная служба неотложной эндоскопической помощи, что позволяет значительно улучшить показатели по экстренной хирургии, травматологии и гинекологии. Разработаны и активно внедряются компьютерные программы для оценки результатов эндоскопических исследований.

Вместе с тем, в организации деятельности службы эндоскопии имеются серьезные недостатки и нерешенные проблемы.

Подразделения эндоскопии имеют лишь 38,5 процентов больниц сельских районов, 21,7 процентов диспансеров (в т.ч. 8 процентов - противотуберкулезных), 3,6 процентов амбулаторно-поликлинических учреждений.

В учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, работает всего 17 процентов от общего числа специалистов в области эндоскопии.

В штатной структуре врачей - эндоскопистов высок удельный вес совместителей из числа врачей других специальностей.

Возможности эндоскопии используются недостаточно из-за нечеткой организации работы существующих подразделений, медленного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, распыления специалистов, занятых в эндоскопии, между другими специализированными службами, отсутствия высокоэффективных эндоскопических диагностических и лечебных программ, алгоритмов.

В ряде случаев дорогостоящее эндоскопическое оборудование используется крайне нерационально из-за слабой подготовленности специалистов, особенно по хирургической эндоскопии, отсутствия должной преемственности в работе с врачами других специальностей. Нагрузка на один эндоскоп с волоконной оптикой в 2 раза ниже нормативной.

Определенные трудности в организации службы обусловлены отсутствием необходимой нормативной базы, рекомендаций по оптимизации структуры и штатного расписания, номенклатуры исследований в подразделениях эндоскопии различной мощности.

Качество эндоскопической аппаратуры, производимой отечественными предприятиями, не в полной мере отвечает современным техническим требованиям.

В целях совершенствования организации службы эндоскопии и повышения эффективности ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических и лечебных методов, в том числе хирургической эндоскопии, а также улучшения подготовки кадров и технического оснащения подразделений современной эндоскопической аппаратурой утверждаю:

1. Положение о главном внештатном специалисте по эндоскопии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (Приложение 1).

2. Положение об отделе, отделении, кабинете эндоскопии (Приложение 2).

3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом эндоскопии (Приложение 3).

4. Положение о враче - эндоскописте отдела, отделения, кабинета эндоскопии (Приложение 4).

5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения эндоскопии (Приложение 5).

6. Положение о медицинской сестре отдела, отделения, кабинета эндоскопии (Приложение 6).

7. Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования, лечебно-диагностические процедуры, операции (Приложение 7).

8. Инструкцию по применению расчетных норм времени на эндоскопические исследования (Приложение 8).

9. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований и лечения (Приложение 9).

10. Квалификационную характеристику врача - эндоскописта (Приложение 10).

12. Методику расчета цен на эндоскопические исследования (Приложение 12).

13. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии - форма N 157/у-96 (Приложение 13).

14. Инструкцию по заполнению Журнала регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии - форма N 157/у-96 (Приложение 14).

15. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации (Приложение 15).

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга:

1.1. В течение 1996 года разработать и осуществить необходимые мероприятия по формированию единой службы эндоскопии в территории, включающей диагностическую, лечебную и хирургическую эндоскопию, с учетом профиля лечебно-профилактических учреждений и местных условий.

1.2. При планировании сети подразделений эндоскопии обратить особое внимание на организацию их в учреждениях первичного звена, в том числе сельского здравоохранения.

1.3. Назначить главных внештатных специалистов по эндоскопии и организовать работу в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Приказом.

1.4. Привлекать к организационно-методической и консультативной работе по эндоскопии кафедры научно - исследовательских институтов, учебных вузов и образовательных учреждений последипломной подготовки.

1.5. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов эндоскопии в соответствии с настоящим Приказом.

1.6. Устанавливать численность персонала отделов, отделений и кабинетов эндоскопии в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования.

1.7. Принять необходимые меры к максимальному использованию эндоскопической аппаратуры с волоконной оптикой, обеспечив нагрузку на аппарат не менее 700 исследований в год.

1.8. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам эндоскопии.

2. Управлению организации медицинской помощи населению (А.А. Карпеев) оказать организационно-методическую помощь органам здравоохранения по организации и функционированию службы эндоскопии в территориях Российской Федерации.

3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по эндоскопии в образовательных учреждениях последипломной подготовки с учетом внедрения в практику современной аппаратуры и новых методов исследования.

4. Управлению научных учреждений (Нифантьев О.Е.) продолжить работу по созданию новой эндоскопической

    Приложение 1. Положение о главном внештатном специалисте по эндоскопии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ Приложение 2. Положение об отделе, отделении, кабинете эндоскопии Приложение 3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом эндоскопии Приложение 4. Положение о враче-эндоскописте отдела, отделения, кабинета эндоскопии Приложение 5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения эндоскопии Приложение 6. Положение о медицинской сестре отдела, отделения, кабинета эндоскопии Приложение 7. Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования, лечебно-диагностические процедуры, операции Приложение 8. Инструкция по применению расчетных норм времени на эндоскопические исследования Приложение 9. Инструкция по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследования и лечения Приложение 10. Квалификационная характеристика врача-эндоскописта Приложение 11. Рекомендуемый примерный перечень минимального объема эндоскопических исследований для лечебно-профилактических учреждений Приложение 12. Методика расчета цен на эндоскопические исследования Приложение 13. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии Приложение 14. Инструкция по заполнению "Журнала регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии" (форма N 157/у-96) Приложение 15. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации Приложение 16. Рекомендации по обработке аппаратов и инструментов, использующихся в отделах, отделениях, кабинетах эндоскопии (утратило силу)

Приказ Минздравмедпрома РФ от 31 мая 1996 г. N 222
"О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"

Развитие эндоскопической техники в последние десятилетия, основанное на применении волоконной оптики, позволило значительно расширить использование малоинвазивных инструментальных методов исследования в медицинской практике.

В настоящее время эндоскопия получила достаточно широкое распространение как в диагностике, так и в лечении различных заболеваний. В лечебной практике появилось новое направление - хирургическая эндоскопия, позволяющая добиваться при сохранении лечебного результата выраженного экономического эффекта за счет значительного сокращения сроков госпитализации и затрат на лечение больных.

Преимущества эндоскопических методов обеспечивают быстрое развитие этой службы в Российской Федерации.

За последние 5 лет количество отделений и кабинетов эндоскопии в лечебно-профилактических учреждениях увеличилось в 1,7 раза, а оснащенность их эндоскопической техникой - в 2,5 раза.

С 1991 по 1995 год число врачей-эндоскопистов возросло в 1,4 раза; 35% специалистов имеют квалификационные категории (1991 г. - 2О%).

Постоянно расширяется объем выполненных исследований и лечебных процедур. По сравнению с 1991 годом число их увеличилось соответственно в 1,5 и 2 раза. В 1995 году было выполнено 142,7 тыс. операций с использованием эндоскопической техники.

В ряде территорий страны создана круглосуточная служба неотложной эндоскопической помощи, что позволяет значительно улучшить показатели по экстренной хирургии, травматологии и гинекологии. Разработаны и активно внедряются компьютерные программы для оценки результатов эндоскопических исследований.

Вместе с тем, в организации деятельности службы эндоскопии имеются серьезные недостатки и нерешенные проблемы.

Подразделения эндоскопии имеют лишь 38,5 процентов больниц сельских районов, 21,7 процентов диспансеров (в т.ч. 8 процентов - противотуберкулезных), 3,6 процентов амбулаторно-поликлинических учреждений.

В учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности работает всего 17 процентов от общего числа специалистов в области эндоскопии.

В штатной структуре врачей-эндоскопистов высок удельный вес совместителей из числа врачей других специальностей.

Возможности эндоскопии используются недостаточно из-за нечеткой организации работы существующих подразделений, медленного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, распыления специалистов, занятых в эндоскопии, между другими специализированными службами, отсутствия высокоэффективных эндоскопических диагностических и лечебных программ, алгоритмов.

В ряде случаев дорогостоящее эндоскопическое оборудование используется крайне нерационально из-за слабой подготовленности специалистов, особенно по хирургической эндоскопии, отсутствия должной преемственности в работе с врачами других специальностей. Нагрузка на один эндоскоп с волоконной оптикой в 2 раза ниже нормативной.

Определенные трудности в организации службы обусловлены отсутствием необходимой нормативной базы, рекомендаций по оптимизации структуры и штатного расписания, номенклатуры исследований в подразделениях эндоскопии различной мощности.

Качество эндоскопической аппаратуры, производимой отечественными предприятиями, не в полной мере отвечает современным техническим требованиям.

В целях совершенствования организации службы эндоскопии и повышения эффективности ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических и лечебных методов, в том числе хирургической эндоскопии, а также улучшения подготовки кадров и технического оснащения подразделений современной эндоскопической аппаратурой

утверждаю:

1. Положение о главном внештатном специалисте по эндоскопии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (приложение 1).

7. Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования, лечебно-диагностические процедуры, операции (приложение 7).

9. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследования и лечения (приложение 9).

13. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии-форма N 157/у-96 (приложение 13).

14. Инструкцию по заполнению Журнала регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии - форма N 157/у-96 (приложение 14).

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

1.1. В течение 1996 года разработать и осуществить необходимые мероприятия по формированию единой службы эндоскопии в территории, включающей диагностическую, лечебную и хирургическую эндоскопию, с учетом профиля лечебно-профилактических учреждений и местных условий.

1.2. При планировании сети подразделений эндоскопии обратить особое внимание на организацию их в учреждениях первичного звена, в том числе сельского здравоохранения.

1.3. Назначить главных внештатных специалистов по эндоскопии и организовать их работу в соответствии с положением, утвержденным настоящим приказом.

1.4. Привлекать к организационно-методической и консультативной работе по эндоскопии кафедры научно-исследовательских институтов, учебных вузов и образовательных учреждений последипломной подготовки.

1.5. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов эндоскопии в соответствии с настоящим приказом.

1.6. Устанавливать численность персонала отделов, отделений и кабинетов эндоскопии в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования.

1.7. Принять необходимые меры к максимальному использованию эндоскопической аппаратуры с волоконной оптикой, обеспечив нагрузку на аппарат не менее 700 исследований в год.

1.8. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам эндоскопии.

2. Управлению организации медицинской помощи населению (А.А. Карпеев) оказать организационно-методическую помощь органам здравоохранения по организации и функционированию службы эндоскопии в территориях Российской Федерации.

3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по эндоскопии в образовательных учреждениях последипломной подготовки с учетом внедрения в практику современной аппаратуры и новых методов исследования.

4. Управлению научных учреждений (Нифантьев О.Е.) продолжить работу по созданию новой эндоскопической аппаратуры, соответствующей современным техническим требованиям.

5. Ректорам институтов усовершенствования врачей обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку врачей-эндоскопистов в соответствии с утвержденными типовыми программами.

6. Считать утратившими силу для учреждений системы Минздравмедпрома России приказ Минздрава СССР N 1164 от 10 декабря 1976 года "Об организации эндоскопических отделений (кабинетов) в лечебно-профилактических учреждениях", приложения NN 8 , к приказу Минздрава СССР N 590 от 25 апреля 1986 г. "О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований" и приказ Минздрава СССР N 134 от 23 февраля 1988 г. "Об утверждении расчетных норм времени на эндоскопические исследования и лечебно-диагностические процедуры".

7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Деменкова А.Н.

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Российская Федерация

ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 31.05.96 N 222 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛУЖБЫ ЭНДОСКОПИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Развитие эндоскопической техники в последние десятилетия, основанное на применении волоконной оптики, позволило значительно расширить использование малоинвазивных инструментальных методов исследования в медицинской практике.

В настоящее время эндоскопия получила достаточно широкое распространение как в диагностике, так и в лечении различных заболеваний. В лечебной практике появилось новое направление - хирургическая эндоскопия, позволяющая добиваться при сохранении лечебного результата выраженного экономического эффекта за счет значительного сокращения сроков госпитализации и затрат на лечение больных.

Преимущества эндоскопических методов обеспечивают быстрое развитие этой службы в Российской Федерации.

За последние 5 лет количество отделений и кабинетов эндоскопии в лечебно-профилактических учреждениях увеличилось в 1,7 раза, а оснащенность их эндоскопической техникой - 2,5 раза.

С 1991 по 1995 год число врачей - эндоскопистов возросло в 1,4 раза; 35% специалистов имеют квалификационные категории (1991 г. - 20%).

Постоянно расширяется объем выполненных исследований и лечебных процедур. По сравнению с 1991 годом число их увеличилось соответственно в 1,5 и 2 раза. В 1995 году было выполнено 142,7 тыс. операций с использованием эндоскопической техники.

В ряде территорий страны создана круглосуточная служба неотложной эндоскопической помощи, что позволяет значительно улучшить показатели по экстренной хирургии, травматологии и гинекологии. Разработаны и активно внедряются компьютерные программы для оценки результатов эндоскопических исследований.

Вместе с тем, в организации деятельности службы эндоскопии имеются серьезные недостатки и нерешенные проблемы.

Подразделения эндоскопии имеют лишь 38,5 процентов больниц сельских районов, 21,7 процентов диспансеров (в т.ч. 8 процентов - противотуберкулезных), 3,6 процентов амбулаторно-поликлинических учреждений.

В учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, работает всего 17 процентов от общего числа специалистов в области эндоскопии.

В штатной структуре врачей - эндоскопистов высок удельный вес совместителей из числа врачей других специальностей.

Возможности эндоскопии используются недостаточно из-за нечеткой организации работы существующих подразделений, медленного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, распыления специалистов, занятых в эндоскопии, между другими специализированными службами, отсутствия высокоэффективных эндоскопических диагностических и лечебных программ, алгоритмов.

В ряде случаев дорогостоящее эндоскопическое оборудование используется крайне нерационально из-за слабой подготовленности специалистов, особенно по хирургической эндоскопии, отсутствия должной преемственности в работе с врачами других специальностей. Нагрузка на один эндоскоп с волоконной оптикой в 2 раза ниже нормативной.

Определенные трудности в организации службы обусловлены отсутствием необходимой нормативной базы, рекомендаций по оптимизации структуры и штатного расписания, номенклатуры исследований в подразделениях эндоскопии различной мощности.

Качество эндоскопической аппаратуры, производимой отечественными предприятиями, не в полной мере отвечает современным техническим требованиям.

В целях совершенствования организации службы эндоскопии и повышения эффективности ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических и лечебных методов, в том числе хирургической эндоскопии, а также улучшения подготовки кадров и технического оснащения подразделений современной эндоскопической аппаратурой утверждаю:

1. Положение о главном внештатном специалисте по эндоскопии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (Приложение 1).

2. Положение об отделе, отделении, кабинете эндоскопии (Приложение 2).

3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом эндоскопии (Приложение 3).

4. Положение о враче - эндоскописте отдела, отделения, кабинета эндоскопии (Приложение 4).

5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения эндоскопии (Приложение 5).

6. Положение о медицинской сестре отдела, отделения, кабинета эндоскопии (Приложение 6).

7. Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования, лечебно-диагностические процедуры, операции (Приложение 7).

8. Инструкцию по применению расчетных норм времени на эндоскопические исследования (Приложение 8).

9. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований и лечения (Приложение 9).

10. Квалификационную характеристику врача - эндоскописта (Приложение 10).

12. Методику расчета цен на эндоскопические исследования (Приложение 12).

13. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии - форма N 157/у-96 (Приложение 13).

14. Инструкцию по заполнению Журнала регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии - форма N 157/у-96 (Приложение 14).

15. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации (Приложение 15).

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга:

1.1. В течение 1996 года разработать и осуществить необходимые мероприятия по формированию единой службы эндоскопии в территории, включающей диагностическую, лечебную и хирургическую эндоскопию, с учетом профиля лечебно-профилактических учреждений и местных условий.

1.2. При планировании сети подразделений эндоскопии обратить особое внимание на организацию их в учреждениях первичного звена, в том числе сельского здравоохранения.

1.3. Назначить главных внештатных специалистов по эндоскопии и организовать работу в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Приказом.

1.4. Привлекать к организационно-методической и консультативной работе по эндоскопии кафедры научно - исследовательских институтов, учебных вузов и образовательных учреждений последипломной подготовки.

1.5. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов эндоскопии в соответствии с настоящим Приказом.

1.6. Устанавливать численность персонала отделов, отделений и кабинетов эндоскопии в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования.

1.7. Принять необходимые меры к максимальному использованию эндоскопической аппаратуры с волоконной оптикой, обеспечив нагрузку на аппарат не менее 700 исследований в год.

1.8. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам эндоскопии.

2. Управлению организации медицинской помощи населению (А.А. Карпеев) оказать организационно-методическую помощь органам здравоохранения по организации и функционированию службы эндоскопии в территориях Российской Федерации.

3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по эндоскопии в образовательных учреждениях последипломной подготовки с учетом внедрения в практику современной аппаратуры и новых методов исследования.

4. Управлению научных учреждений (Нифантьев О.Е.) продолжить работу по созданию новой эндоскопической

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 31 мая 1996 г. N 222 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛУЖБЫ ЭНДОСКОПИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Развитие эндоскопической техники в последние десятилетия, основанное на применении волоконной оптики, позволило значительно расширить использование малоинвазивных инструментальных методов исследования в медицинской практике. В настоящее время эндоскопия получила достаточно широкое распространение как в диагностике, так и в лечении различных заболеваний. В лечебной практике появилось новое направление - хирургическая эндоскопия, позволяющая добиваться при сохранении лечебного результата выраженного экономического эффекта за счет значительного сокращения сроков госпитализации и затрат на лечение больных.

Преимущества эндоскопических методов обеспечивают быстрое развитие этой службы в Российской Федерации. За последние 5 лет количество отделений и кабинетов эндоскопии в лечебно-профилактических учреждениях увеличилось в 1,7 раза, а оснащенность их эндоскопической техникой - 2,5 раза. С 1991 по 1995 год число врачей - эндоскопистов возросло в 1,4 раза; 35% специалистов имеют квалификационные категории (1991 г. - 20%). Постоянно расширяется объем выполненных исследований и лечебных процедур. По сравнению с 1991 годом число их увеличилось соответственно в 1,5 и 2 раза. В 1995 году было выполнено 142,7 тыс. операций с использованием эндоскопической техники. В ряде территорий страны создана круглосуточная служба неотложной эндоскопической помощи, что позволяет значительно улучшить показатели по экстренной хирургии, травматологии и гинекологии. Разработаны и активно внедряются компьютерные программы для оценки результатов эндоскопических исследований.

Вместе с тем, в организации деятельности службы эндоскопии имеются серьезные недостатки и нерешенные проблемы. Подразделения эндоскопии имеют лишь 38,5 процентов больниц сельских районов, 21,7 процентов диспансеров (в т.ч. 8 процентов - противотуберкулезных), 3,6 процентов амбулаторно-поликлинических учреждений. В учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, работает всего 17 процентов от общего числа специалистов в области эндоскопии. В штатной структуре врачей - эндоскопистов высок удельный вес совместителей из числа врачей других специальностей. Возможности эндоскопии используются недостаточно из-за нечеткой организации работы существующих подразделений, медленного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, распыления специалистов, занятых в эндоскопии, между другими специализированными службами, отсутствия высокоэффективных эндоскопических диагностических и лечебных программ, алгоритмов. В ряде случаев дорогостоящее эндоскопическое оборудование используется крайне нерационально из-за слабой подготовленности специалистов, особенно по хирургической эндоскопии, отсутствия должной преемственности в работе с врачами других специальностей. Нагрузка на один эндоскоп с волоконной оптикой в 2 раза ниже нормативной. Определенные трудности в организации службы обусловлены отсутствием необходимой нормативной базы, рекомендаций по оптимизации структуры и штатного расписания, номенклатуры исследований в подразделениях эндоскопии различной мощности. Качество эндоскопической аппаратуры, производимой отечественными предприятиями, не в полной мере отвечает современным техническим требованиям

В целях совершенствования организации службы эндоскопии и повышения эффективности ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических и лечебных методов, в том числе хирургической эндоскопии, а также улучшения подготовки кадров и технического оснащения подразделений современной эндоскопической аппаратурой утверждаю:

1. Положение о главном внештатном специалисте по эндоскопии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (Приложение 1 ).

2. Положение об отделе, отделении, кабинете эндоскопии (Приложение 2 ).

3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом эндоскопии (Приложение 3 ).

4. Положение о враче - эндоскописте отдела, отделения, кабинета эндоскопии (Приложение 4 ).

5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения эндоскопии (Приложение 5 ).

6. Положение о медицинской сестре отдела, отделения, кабинета эндоскопии (Приложение 6 ).

7. Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования, лечебно-диагностические процедуры, операции (Приложение 7 ).

8. Инструкцию по применению расчетных норм времени на эндоскопические исследования (Приложение 8 ).

9. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований и лечения (Приложение 9 ).

10. Квалификационную характеристику врача - эндоскописта (Приложение 10 ).

12. Методику расчета цен на эндоскопические исследования (Приложение 12 ).

13. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии - форма N 157/у-96 (Приложение 13 ).

14. Инструкцию по заполнению Журнала регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии - форма N 157/у-96 (Приложение 14 ).

15. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации (Приложение 15 ).

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга:

1.1. В течение 1996 года разработать и осуществить необходимые мероприятия по формированию единой службы эндоскопии в территории, включающей диагностическую, лечебную и хирургическую эндоскопию, с учетом профиля лечебно-профилактических учреждений и местных условий.

1.2. При планировании сети подразделений эндоскопии обратить особое внимание на организацию их в учреждениях первичного звена, в том числе сельского здравоохранения.

1.3. Назначить главных внештатных специалистов по эндоскопии и организовать работу в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Приказом.

1.4. Привлекать к организационно-методической и консультативной работе по эндоскопии кафедры научно - исследовательских институтов, учебных вузов и образовательных учреждений последипломной подготовки.

1.5. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов эндоскопии в соответствии с настоящим Приказом.

1.6. Устанавливать численность персонала отделов, отделений и кабинетов эндоскопии в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования.

1.7. Принять необходимые меры к максимальному использованию эндоскопической аппаратуры с волоконной оптикой, обеспечив нагрузку на аппарат не менее 700 исследований в год.

1.8. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам эндоскопии.

2. Управлению организации медицинской помощи населению (А.А. Карпеев) оказать организационно-методическую помощь органам здравоохранения по организации и функционированию службы эндоскопии в территориях Российской Федерации.

3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по эндоскопии в образовательных учреждениях последипломной подготовки с учетом внедрения в практику современной аппаратуры и новых методов исследования.

4. Управлению научных учреждений (Нифантьев О.Е.) продолжить работу по созданию новой эндоскопической аппаратуры, соответствующей современным техническим требованиям.

5. Ректорам институтов усовершенствования врачей обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку врачей - эндоскопистов в соответствии с утвержденными типовыми программами.

6. Считать утратившими силу для учреждений системы Минздравмедпрома России Приказ Минздрава СССР N 1164 от 10 декабря 1976 года "Об организации эндоскопических отделений (кабинетов) в лечебно-профилактических учреждениях", приложения N 8, 9 к Приказу Минздрава СССР N 590 от 25 апреля 1986 г. "О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований" и Приказ Минздрава СССР N 134 от 23 февраля 1988 г. "Об утверждении расчетных норм времени на эндоскопические исследования и лечебно-диагностические процедуры".

7. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Деменкова А.Н.

Министр здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ

Порядок применения приказа МЗМП РФ от 31.05.96 № 222 при определении штата медицинского персонала эндоскопического отделения

Вышедший в свет приказ МЗМП России от 31.05.96 № 222 "О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" направлен на улучшение организации службы, подготовки и использования кадров, дальнейшее развитие эндоскопической хирургии.

Однако при применении этого приказа в учреждениях здравоохранения могут возникнуть определенные затруднения, обусловленные недостаточной четкостью, а в ряде случаев и противоречивостью изложения отдельных позиций, связанных, в частности, с экономическим обоснованием применения представленных в приказе нормативных показателей. Это требует определенных разъяснений и комментариев.

1. Приказом отменены все ранее действующие нормативные документы по эндоскопии, в том числе и приказ Минздрава СССР от 10.12.76 № 1164, в котором определены штатные нормативы медицинского персонала эндоскопического отделения (кабинета). В то же время в Приложении № 2 п. 8 утверждается, что штаты медицинского и технического персонала устанавливаются в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами или планируемым объемом работы и в зависимости от местных условий на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования. В последующем указаний на новые штатные нормативы нет, и у руководителей учреждений здравоохранения, естественно, возникает вопрос: на какие штатные нормативы ориентироваться при формировании численности должностей подразделения?

На наш взгляд, следует устанавливать должности врачей эндоскопистов, исходя из объема работы и указанных в приказе № 222 расчетных норм времени. При установлении должностей заведующих отделениями, среднего и младшего медицинского персонала целесообразно использовать Положение приказа № 1164, по которому:

Заведующий отделением устанавливается при наличии в штате не менее 4 должностей врачей-эндоскопистов, вместо одной из них;

Должности медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям врачей-эндоскопистов, включая должность заведующего эндоскопическим отделением, а старшей медицинской сестры - соответственно должности заведующего отделением вместо одной из должностей медицинских сестер;

Должности санитарок устанавливаются из расчета 0,5 должности на 1должность врача-эндоскописта, должность заведующего эндоскопическим отделением, но не менее 1 должности.

Такой порядок установления должностей с ориентацией на объем работы и рациональное соотношение среднего и младшего медицинского персонала с врачебным вполне согласуется с современными представлениями о правах главных врачей при установлении штатов.

2. В ^ Приложении № 7 приказа № 222 представлены расчетные нормы времени на эндоскопические исследования и эндоскопические операции, а в Приложении № 8 - Инструкция по применению расчетных норм времени на эндоскопические исследования. Затраты времени на 14 основных видов исследований (из 22, приведенных в приказе) соответствуют приказу Минздрава СССР от 23.02.88 № 134, разработка которого осуществлялась на основании научного исследования НИИ им. Н. А. Семашко с сведением хронометражных замеров. При проектировании нормативного показателя было принято решение о включении в расчетные нормы времени на эндоскопические исследования всех затрат времени врача-эндоскописта, включая и личное небходимое время, то есть коэффициент использования рабочего времени на проведение процедур в общем бюджете рабочего времени составляет 1,0 (Методика расчета стоимости и тарифа на оказание медицинской помощи. М., НИИ им. Н. А. Семашко, 1994.

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 10.95 № 72 "О методических рекомендациях по расчету тарифов на оказание амбулаторно-поликлинической помощи").

В рассматриваемом приказе указывается, что в расчетные нормы времени включена основная и вспомогательная деятельность и работа с документацией, что составляет 85% рабочего времени.

Следовательно, изменение коэффициента использования рабочего времени с 1,0 до 0,85 при оставшихся неизменными нормах времени на эндоскопические исследования приводит к фактическому увеличению персонала при использовании приказа на 115% при том же объеме работы.

3. Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования, процедуры и эндоскопические операции выражены в минутах, а годовой объем работы рекомендуется определять в условных единицах. Несоответствие измерителей этих показателей, а также небрежность в расшифровке условных обозначений, и даже отсутствие в ряде случаев такой расшифровки в представленных формулах может вызвать затруднения при экономическом анализе деятельности медицинского персонала.

В нормировании труда традиционно принято выражать расчетные нормы времени и годовой объем работы в одних и тех же единицах: или в минутах, или в условных единицах.

4. В Приложении № 12 представлена методика расчета цен на эндоскопические исследования. При этом не указывается, что при расчете средней зарплаты медицинского персонала, принимающего непосредственное участие в проведении исследований, следует учитывать нормативный коэффициент соотношения должностей 1 врачебного персонала со средним и младшим персоналом, то есть тот методический подход, который принят в настоящее время при расчетах стоимости медицинской помощи.

Таким образом, с учетом указанных разъяснений и комментариев отдельных положений приказа № 222, расчет численности должностей медицинского персонала эндоскопических отделений (кабинетов) целесообразно проводить в следующем порядке:

Похожие публикации