Годы правления ярослава мудрого. Ярослав мудрый

Борьба Ярослава за власть

Ярослав дал Новгороду и особый «Устав», до нас не дошедший. На эти «грамоты Ярослава» ссылались позднее не раз новгородцы в своих переговорах и договорах с князьями.

Упрочившись в Киеве и Новгороде, Ярослав подчинил своему влиянию и Полоцк, где княжил Брячислав. Единственным соперником Ярослава оставался тмутараканский князь Мстислав.

Летопись как-то особенно колоритно рисует его фигуру, выделяя его среди других князей. Мстиславу уделено очень большое внимание в летописном своде Никона 1073 г. В основу характеристики Мстислава Никон положил песни о Мсти славе, с которыми он ознакомился в Тмутаракани.

Летопись ничего не говорит о княжении Мстислава в Тмутаракани до 1022 г. Под этим годом «Повесть временных лет» упоминает о походе Мстислава на касогов и знаменитом единоборстве его с касожским князем Редедей, закончившемся победой Мстислава. Победитель берет «именье», жену и детей Редеди, покоряет касогов и накладывает на них дань, а в ознаменование своей победы закладывает в Тмутаракани церковь Богородицы.

В 1023 г. Мстислав «с Козары и с Касогы» двинулся к Киеву. С большим опозданием Мстислав вступил в борьбу за «отень стол», за Киев. Вскоре его дружина стояла под стенами Киева, но «не прияша его кыяне», и Мстислав уходит в Чернигов.

Ярослав в это время был в Новгороде. Весть о действиях Мстислава дошла до Ярослава, но в Суздале вспыхнуло первое известное нам из летописи восстание смердов, протекавшее под руководством волхвов. Летопись сообщает, что поводом к восстанию смердов послужил голод, охвативший суздальскую землю. Восставшие обвиняли «старую чадь» в том, что она «гобино» (запасы, и прежде всего, запасы хлеба) «держит» и «голод пущаеть».

«И бе мятежь велик…» Новгородская летопись говорит, что восставшие смерды истребляли прежде всего «баб» «старой чади», т. е. «большух гобиньных домов» (хозяек богатых домов). В их руках сосредоточивались запасы продуктов, в которых нуждался голодающий сельский люд.

Ярослав прежде всего отправился в Суздаль, «изъимав», «расточи» и «показни» волхвов, подавил восстание, а затем принялся готовиться к борьбе с Мстиславом.

С этой целью он опять «посла за море по Варягы». На призыв Ярослава в Новгород явился отряд варяжских наемников во главе с Якуном (Гаконом). В том же 1024 г. Ярослав двинулся на Мстислава. Последний, в свою очередь, выступил ему навстречу. Грянула битва у Лиственя. Грозовой ночью, при свете молний, сверкало оружие сражающихся. Бились главным образом варяги Якуна и северские «вои» – свою тмутараканскую дружину Мстислав берег. «И бе гроза велика и сеча сильна и страшна».

Ярослав был разбит. Но в 1026 г. братья съехались у Городца и поделили русскую землю. Границей их владений стал Днепр. Киев и все Правобережье, а на севере Новгород были закреплены за Ярославом, а Чернигов и все Левобережье – за Мстиславом.

Когда в 1036 г. Мстислав умер, не оставив наследника, Ярослав стал «самовластець Русьстей земли». Так снова объединилась русская земля.

Оставался один Полоцк, но его можно было не принимать во внимание. Теперь нужно было приниматься за укрепление древнерусской государственности. Ярослав продолжает начатое Владимиром дело создания государственности Киевской державы.

Он укрепляет свою власть в Новгороде, дав новгородцам «грамоты». В Новгороде был посажен Владимир Ярославич, ставший наместником отца в 1036 г. Изяслав получил Турово-Пинскую землю, а когда умер его старший брат, Владимир, он получил и «волость» брата. Святослав, четвертый сын Ярослава, правил на Волыни. Только пятый, Всеволод, оставался с отцом.

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

БОРЬБА В этой книге есть несколько выводов, которые я не устану повторять на протяжении всего нашего разговора, потому что для меня они кажутся принципиальными и без них не объяснить моего понимания многих слов.Таков, например, вывод о том, что лишних людей на земле нет.

Из книги Россия, которую мы сохранили автора Любовский Максим

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Бессмертие: странная тема русской культуры автора Фрумкин Константин Григорьевич

Борьба умозрений Кроме общего, свойственного человечеству «поклонения факту смерти» русским имморталистам приходится сталкиваться со скептической реакцией на их энтузиазм внутри гуманитарного сообщества - реакцией, вполне закономерной, поскольку в культуре

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

БОРЬБА С ТУРКАМИ Зимой 1461 г. Дракула бросил вызов самому султану Мехмеду II, гордому завоевателю Константинополя. Последовавшие за этим дунайский и валашский походы, длившиеся с зимы 1461 до осени 1462 г., несомненно, самый известный и наиболее дискутируемый период в

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Правда Ярослава Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I. - Калуга: Золотая аллея, 1993. «Правда Ярослава», или «Русская правда», - это сборник постановлений на основе права своего времени. Этот сборник отражает быт и нравы России XI - XII в. Статьи,

Из книги Истории простых вещей автора Стахов Дмитрий

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому» автора Вишленкова Елена Анатольевна

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Борьба за правила Позиция и смелость издателя «Журнала» шокировали российских художников и раскололи их на два лагеря. Часть из них испытывала гордость и смущение от сравнения их творений с европейскими шедеврами, другая была возмущена и напугана. И поскольку

Из книги Ломоносов в русской культуре автора Ивинский Дмитрий Павлович

Из книги автора

«Русская Правда» Ярослава В нашей летописи Ярослав – «книжный» и «христолюбивый» князь. Он – законодатель, строитель, книжник, покровитель духовенства, монашества. При нем «нача вера хрестьянска плодитися и расширяти», укреплялась княжеская власть, крепла и

В 1018 году новгородцы изрубили ладьи своего князя Ярослава Мудрого.
Так они выразили свое желание сражаться за него.

Странный способ, не правда ли? Но давайте начнем с самого начала.


В этот день в пригороде Киева умер князь Владимир, креститель Руси.

Из грязи - в князи

Владимир «Красно Солнышко» на закате своей жизни заточил под стражу одного из своих наследников - Святополка, по прозвищу Окаянный. Вместе ним в неволе томились жена Святополка, польская принцесса, и ее духовник, епископ Кольбергский Рейнберн.

Что стало причиной ареста не совсем ясно.

Возможно, Владимир собирался посадить на княжение в Киеве своего любимого сына, Бориса, князя ростовского. И чтобы не дать Святополку возможности претендовать на княжеский стол, он убрал его с дороги таким вот способом.

Возможно имелась какая-то другая причина - точно сказать сложно, с тех событий прошла тысяча лет.

На тот момент Киев был центром огромного и сильного княжества. Это был лакомый кусочек для каждого, кто хотел власти. Человек, способный проглотить этот кусок, имел все, что доступно смертному.

И как только Владимир умер, этим человеком стал Святополк Владимирович, которого освободили из темницы вместе с женой и духовником.

Новгород против

Тем временем другой сын Владимира, Ярослав (в дальнейшем прозванный Мудрым), княжил в Новгороде. После смерти отца, с которым он - будем честны - не всегда ладил, князь Ярослав заявил свои претензии на престол.

Ярослава поддержали преданные ему новгородцы и наемная дружина, которой командовал норвежский конунг Эймунд Хрингссон. Если верить , он был не только отважный воин, но еще и талантливый диверсант.

Поздней осенью 1016 года Ярослав и Святополк встретились близ Любеча. Была битва и новгородского , усиленное варягами, победило в ней. Затем Ярослав пошел в Киев, где щедро наградил всех своих воинов за храбрость и преданность.

Возвращение Окаянного

Святополк не спустил брату обиды.
Через год он вернулся и привел с собой печенегов, а также своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. Тот имел поддержку Запада, поэтому в его войске были не только поляки, но еще венгры и немцы.

Князь Ярослав решил сыграть на опережение и встретиться с противником в чистом поле.

Когда между двумя войсками оказалась только водная преграда, Ярослав замешкался. Водная преграда давала ему чувство защищенности, плюс он не решался атаковать первым.

Это сделал Болеслав.
Поляки внезапно преодолели реку и застав дружину Ярослава врасплох, перебили ее.

Поражение было столь сильным, что Ярослав бежал в Новгород всего с четырьмя воинами.
Киев оказался незащищенным. И именно туда направилось объединенное войско Святополка и Болеслава.

Избиение поляков

В Киеве Святополка ожидал неприятный сюрприз.

Поляки, которых он привел, нарушили договор. Болеслав не стал отдавать ему завоеванный город.

Наоборот, он осел в городе как его правитель и разместил свои гарнизоны по всем окрестностям. Кормить захватчиков должны были местные жители .

Народ взбунтовался. Поляков стали попросту убивать.

И тут опять есть две версии. По одной выходит, что обиженный на родственника Святополк сам велел своим сторонникам избивать поляков. По-другой - что беспорядки начались стихийно, потому что народ не стал терпеть пренебрежительное отношение со стороны победителей.

В историю эти волнения вошли как Киевское восстание 1018 года (известно еще как минимум три). Видимо опасность того, что русский бунт явит всю свою беспощадность была достаточно велика.

Болеслав спешно покинул Киев, оставив зятя без военной поддержки.

Однако уезжал он все равно победителем. С собой у польского князя была вся княжеская казна и заложницы - сестры князя Ярослава, которые оставались в городе.

Топоры новгородцев

Теперь давайте вернемся к Ярославу, который вернулся в родной Новгород побежденным. После недолгих сборов он приготовился бежать «за море».

И тут новгородцы сделали то, о чем я рассказал в самом начале.

Они изрубили его ладьи, приведя их в негодность. А потом заявили князю, что хотят биться за него с Болеславом и Святополком.

Если быть до конца честными, то в их поступке была не столько любовь к князю Ярославу, сколько боязнь Святополка. Никто ведь не гарантировал, что завтра он не придет под стены Новгорода со своей дружиной. Довести, так сказать, дело до логического конца.

Однако возникла еще одна проблема. Силы новгородцев были малы, а оплатить услуги варяжской дружины князь Ярослав не мог. Не хватало денег.

Вскоре в народ пустили шапку. Брали серебром - с мужей по 4 куны, со старейшин по 10 гривен, а с бояр - по 18 гривен.

Собранных средств хватило на новый контракт с Эймундом и варягами, плюс на вооружение.

Весной 1019 года войско во главе с князем Ярославом вышло из Новгорода в Киев. Последняя встреча враждующих братьев случилась около реки Альты, это левый приток Днепра.

К сожалению, более точного места летопись нам не раскрыла, однако упомянула, что сражались князья рядом с тем самым местом, где был убит их брат - князь Борис.

В ходе ожесточенного сражения новгородское войско разбило дружину Святополка.
Его знамя было захвачено. Сам князь ранен.

Тогда Эймунд спросил Ярослава: «прикажете ли убить Святополка, или нет?»

Князь ответил, что никого не принуждает к этому.
Но, добавил Ярослав, порицать того, кто убьет Святополка он также не станет.

Что было дальше?

Святополк

Его не убили.
Он бежал через Польшу в Чехию, но так и не закончил своего путешествия. Страдая от болезни, князь Святополк умер в дороге.

Болеслав

Через 6 лет, 18 апреля 1025 года, князь Болеслав Храбрый был торжественно коронован. Он стал первым королем Польши.

Ярослав

В битве на реке Альте князь Ярослав поставил точку в борьбе за киевское княжение. Но не в раздробленности русских княжеств - она только входила в свою золотую пору.

Уже через год на владения Ярослава поднимет меч собственный племянник - Брячислав, князь Полоцкий. Воспользовшись тем, что дядя был в Киеве, он нападет на Новгород.

Ярославу придется спешить.
За 7 дней он не только соберет войско, но и совершит беспрецендентный марш-бросок, длиной 800 километров! В итоге Брячислав будет разбит, а пленные новгородцы освобождены из неволи.

И это будет совсем не последнее в жизни князя Ярослава Мудрого...

* * *

Фото - Андрей Бойков, Сергей Балмашов, Алексей Строганов. Также использованы снимки из социальной сети "Вконтакте".

Скончался. Он разболелся в тот момент, когда собирался в поход на Новгород. Правивший там сын Владимира Ярослав начал против отца мятеж и перестал уплачивать в Киев положенную дань. За поддержкой, как ранее и сам Владимир, он обратился к варягам. Север снова поднялся против Юга. Это была уже вторая крупная междоусобица на Руси .

В дальнейшем они стали традиционными для Руси. Это объяснялось огромной территорией государства, разным уровнем развития его частей, их многонациональным составом. Поэтому едва на Руси ослаблялась центральная власть (из-за власти сильного правителя или в связи с поражениями в борьбе с внешними врагами), как государство очень быстро теряло свое единство и начиналась внутренняя борьба. Внешне казалось, что дело в характере того или иного князя. Однако причины были глубже. Только появление энергичного и волевого правителя вновь сплачивало, как правило, государство силой.

После смерти Владимира отделился Новгород, перестало подчиняться Киеву Тмутараканское княжество, попытался сбросить власть Киева Полоцк. Положение осложнялось и тем, что власть в Киеве захватил Святополк, приемный сын Владимира, женатый на дочери польского короля Болеслава I. Владимир, по некоторым сведениям, собирался завещать престол сыну Борису. Но в момент внезапной смерти отца Борис вел отцовскую дружину против прорвавшихся на Русь печенегов. Поэтому Святополк, опираясь на своих сторонников в столице и отсутствие отцовской дружины, смог объявить себя правителем.

В это время Борис, не обнаружив печенегов, возвращался в Киев. Дружинники стали уговаривать его, чтобы он силой отнял власть у Святополка. Князь долго размышлял по этому поводу и пришел к выводу, что власть не стоит крови людей. Известны его слова: «А ведь все это преходяще и непрочно, как паутина... Что приобрели братья отца моего или отец мой: где их жизнь и слава мира сего, и багряницы (дорогие ткани), и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани, и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими? Всего этого будто и не было: все с ними исчезло» . И он решил: «Лучше мне одному умереть, нежели губить столько душ» . Он выбрал христианский путь непротивления злу, отказа от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов.

Услышав слова князя, разочарованная дружина покинула его, и Борис остался в своем лагере, неподалеку от Киева на реке Альте лишь со своими «отроками», личными телохранителями. Посланный Святополком отряд застал князя, молившегося в шатре. 24 июля 1015 г. Борис был убит.

Но был еще муромский князь Глеб, брат Бориса от одной матери. Святополк направил к нему гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшой охраной отправился в путь — сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и ладьей по Днепру в Киев. В пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб, как и Борис, положил дело на волю Божию и продолжал свой путь по Днепру. Здесь на реке его и настигли люди Святополка. По приказанию убийц повар Глеба зарезал его ножом.

Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб со временем стали символами праведности и мученичества во славу благополучия Руси, во славу светлых идей христианства. Оба князя в XI в. стали первыми русскими святыми. Их день празднуется церковью 24 июля в день гибели Бориса.

Борьба Ярослава Мудрого за власть. Святополк, которого прозвали Окаянным, подослал убийц еще к одному брату — Святославу. Но против Святополка выступил Ярослав. Ему пригодилась варяжская дружина, которую он пригласил в Новгород против отца. Святополк двинулся против него со своей дружиной. Нанял он в помощь и печенегов. Это был первый случай, когда в междоусобной борьбе русский князь пользовался помощью степняков.

Противники встретились на Днепре около Любеча в начале зимы 1116 г. и встали на противоположных берегах реки. Ранним утром на многочисленных ладьях рать Ярослава переправилась на противоположный берег и вступила в бой с киевлянами. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами воины Святополка смешались, вступили на тонкий лед, который стал под ними ломаться. Не могли развернуть свою конницу между озерами и печенеги. Разгром Святополковой рати был полный. Сам великий князь бежал в Польшу к своему тестю Болеславу I. Ярослав занял Киев в 1117 г., и с этого времени начинается его правление. Но Святополк Окаянный не сдавался. Вместе с польским войском он вернулся на Русь и занял Киев. Ярослав вынужден был бежать в Новгород. Поляки бесчинствовали в русских землях, грабили киевлян. Болеслав I захватил и Червенские города.

Против иноземцев начались восстания в Киеве и других местах, и поляки вынуждены были убраться восвояси. Вскоре после этого Ярослав вторично занял Киев. Святополк бежал к печенегам и вновь пришел с ними на Русскую землю. Противники встретились на реке Альте, в том месте, где погиб князь Борис. Само место вдохновляло рать Ярослава. К концу дня она одолела противника. Сначала Святополк бежал в польские земли, потом двинулся в Чехию; в пути он лишился рассудка и умер.

Но не сразу Ярославу удалось восстановить единство Руси. Его брат Мстислав Тмутараканский не хотел подчиняться Киеву. Талантливый полководец, витязь огромной силы, он к этому времени подчинил себе большие территории на Северном Кавказе. В 1024 г. неподалеку от Чернигова он разбил войско Ярослава и отвоевал себе право на половину Руси. Владения братьев разделял Днепр, но они жили мирно, вместе ходили в походы и отвоевали у поляков Закарпатье. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь снова объединилась, теперь уже надолго, под властью Ярослава, который в дальнейшем получил прозвище Мудрый. Долгая смута закончилась.

Ярослав Мудрый во главе Руси. Объединение Руси вдохнуло новые силы в развитие государственного управления, хозяйства, культуры, внешней политики. При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Первое, что сделал великий князь,— укрепил систему управления страной. Продолжая линию своего деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Сам же он стал «самовластием». В некоторых древних текстах его даже именовали царем. В Новгород он отправил старшего сына Владимира, а после его смерти — Изяслава. Святославу отдал в управление землю северян с городом Черниговом, а также Тмутараканское княжество. Всеволода «посадил» в Переяславле. Других сыновей рассадил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском.

Русская правда Ярослава Мудрого

Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов — Русскую Правду. Свод касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых на Руси было так много в эти смутные времена. Русская Правда Ярослава Мудрого строго наказывала за умышленное убийство. Причем допускалась еще кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже убить его. Но это могли сделать только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя), а дальним родственникам кровная месть запрещалась. Так ограничивался этот обычай племенного строя. Если близкой родни не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. На Руси его называли вирой. Большими денежными штрафами наказывались побои, увечья.



А. Д. Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава

Великий князь показал себя человеком исключительно разносторонним. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город» и столица расширила свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. По инициативе Ярослава в 1037 г. был заложен новый главный храм в Киеве — 13-главый собор святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни Константинополя — Софийского собора и соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу, размерам.

Во времена Ярослава Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Шло бурное строительство и в других городах — там создавались храмы, крепостные стены. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге он заложил город Ярославль, названный его языческим именем, а в земле чуди (эстов) основал город Юрьев (нынешний Тарту), который назван в честь его христианского имени — Георгий или Юрий.

Великий князь был ревностным сторонником развития на Руси культуры, образования, грамотности. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки. Ярослав всячески поддерживал книжное дело, переводческую деятельность. Сам он любил книги, особенно церковные сочинения, и многие часы проводил за их чтением.

Внешняя политика. С большим упорством и настойчивостью продолжал внешнюю политику деда и отца. Он утвердил власть Руси к западу от Чудского озера, ходил походами против воинственных литовских племен.

После схватки за Закарпатье Русь и Польша помирились. Польские короли предпочли теперь иметь Русь не врагом, а союзником. Этот союз был закреплен династическими браками. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослава, а старший сын русского великого князя Изяслав взял себе в жены сестру короля.

На севере Русь связывали тесные, дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде, принявшей на Руси христианское имя Ирина. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за короля дочь Ярослава Елизавета.


Ярослав завершил многолетние усилия Владимира по борьбе с печенегами. В 1036 г. он нанес под стенами Киева сокрушительное поражение печенежскому войску. Целый день длился бой, и лишь к вечеру печенеги побежали. Многие из них были убиты, другие утонули в окрестных речках. Это поражение настолько потрясло печенегов, что после этого их набеги на русские земли практически прекратились.

После долгого периода мирных отношений с Византией Русь пошла войной на империю в 1043 г. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Но около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на берег, другие морем двинулись обратно. Император Константин Мономах приказал своим кораблям преследовать русский флот, а армии — атаковать русских на суше. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам. Судьба же сухопутной рати была трагичной. Большая греческая армия окружила и взяла в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и поотрубали им правые руки, чтобы они никогда не поднимали меч на Византийскую империю. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные калеки, пробираясь к родным очагам. Лишь в 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили дружественные отношения. В знак примирения был устроен брак сына Ярослава Всеволода и дочери Константина Мономаха.

К концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна — за французского короля Генриха I. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. А младшая Елизавета сначала была женой норвежского короля Гарольда, а после его гибели на войне стала женой датского короля.

Русь при Ярославе Мудром стала поистине европейской державой. С ее политикой считались все соседи. На востоке, вплоть до низовьев Волги, у нее теперь не было соперников. Впервые Русь одолела орды степняков. Ее границы теперь простирались от Карпат до реки Камы, от Балтийского моря до Черного. К середине XI в. на Руси жило около 4 млн человек.


Наставление Ярослава сыновьям, 1054 г. Гравюра Б.А. Чорикова.

В 1054 г. Ярослав умирал в ореоле русской и европейской славы. Перед смертью он разделил Русскую землю между сыновьями. Великокняжеский престол он оставил старшему сыну Изяславу, второму сыну — Святославу завещал черниговские и тмутараканские земли, а третьему сыну — Всеволоду — Переяславское княжество. Были поделены и другие стольные города, т. е. города, где правили его сыновья как князья-наместники и имелись княжеские престолы (столы). Ярослав завещал также, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Наследие по прямой линии от отца к сыну, которое было принято во многих странах, отступало перед патриархальным, чисто семейным обычаем. Это в дальнейшем стало одной из причин многих распрей и междоусобных войн в роду Рюриковичей, потому что великие князья старались передавать власть своим сыновьям, а вопрос о старшинстве очень скоро запутался. Так любовь Ярослава к семье, вера в дружбу своих потомков обернулась ожесточенной борьбой, которую не предвидел престарелый великий князь.

Рост феодального землевладения, усиление феодальной эксплуатации и классовой борьбы, рост городов, превращающихся в экономические и политические центры лежавших вокруг них областей, - все это не могло не сказаться на характере политического развития древней Руси в XI - XII вв. Общая линия этого развития характеризуется нарастающим стремлением окрепших местных феодальных сил но главе со своими местными князьями к отделению от Киева. Сохранение государственного единства Руси становится все более трудным делом. Возникшая тенденция к раздроблению древнерусского государства, усиливаясь из десятилетия в десятилетие, в конце концов одержала победу.

Первые признаки феодального сепаратизма обнаружились уже в конце княжения Владимира, когда сидевший в Новгороде его сын Ярослав, выражая стремления новгородского боярства, прекратил уплату дани Киеву. Это был вызов общерусскому государственному единству со стороны второго по величине и значению города древней Руси - Новгорода. Намерения Новгорода не изменились и тогда, когда стало известно о подготовке Владимиром карательного похода против него. Отстаивая свои интересы, новгородские верхи во главе с Ярославом готовили Владимиру достойную встречу, которая, однако, не состоялась, так как Владимир в приготовлениях к походу умер.

После смерти Владимира киевский престол оказался в руках нелюбимого им сына - Святополка. Стремясь к единовластию, Святополк, прозванный «окаянным», убил своих братьев Бориса, Глеба Муромского, Святослава Древлянского и рассчитывал, видимо, истребить остальных. «…Избыо братию мою и приму власть русскую един» - таковы были, по словам летописца, замыслы Святополка.

Против Святополка выступил Ярослав. Новгородцы решительно поддержали своего князя, боясь, что победа Святополка приведет к восстановлению прежних отношений между Новгородом и Киевом.

Ярослав с дружиной около 4 тысяч человек Двинулся к Киеву и близ Любеча разбил полки Святополка. Тогда Святополк бежал к своему тестю - королю польскому Болеславу и при помощи поляков, а также немецких и венгерских наемников вернул себе Киев. Ярослав возвратился в Новгород. Однако борьба на этом не прекратилась. Союзники Святополка - поляки, немцы, венгры - вызвали в Киеве возмущение народа. Их стали тайно истреблять. Болеслав вынужден был уйти из Киева восвояси, правда, захватив при этом города Червень и Перемышль.

Ярослав тем временем набрал новую дружину из новгородцев и, явившись к Киеву, снова изгнал ненавистного Киевлянам Святополка. Последний на этот раз нашел приют в печенежской орде. В союзе с печенегами Святополк в 1019 г. сделал последнюю попытку остаться великим киевским князем, но он и его союзники потерпели решительное поражение на реке Альте. Ярослав окончательно утвердился в Киеве.

Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на укрепление власти киевского князя, внутреннее сплочение, расширение и укрепление международного положения древнерусского государства. В условиях пробудившегося феодального сепаратизма и обострения классовой борьбы разрешение этих задач связано было с большими трудностями, и тем не менее время Ярослава Мудрого мы считаем одной из ярких страниц древнерусской истории.

После победы над Святополком у Ярослава появился новый соперник - его родной брат Мстислав, князь Тму­таракани. В сражении в 1024 г. при Листвене (около Чернигова) победил Мстислав. Результатом этой победы явился раздел древнерусского государства на две части. Правобережье Днепра с Киевом и Новгород оставались за Ярославом, а земли к востоку от Днепра переходили к Мстиславу.

После смерти Мстислава (1036) обе части древнерусского государства вновь объединились под властью Ярослава.

Ярослав проводил энергичную внешнюю политику. В 1030, 1031 гг. в результате походов на Польшу им была возвращена захваченная Болеславом Храбрым Червонная Русь. Он ходил на Ятвягов (1038), на Литву (1040), на Чудь (1030), Емь (1042). В результате этих походов были укреплены и несколько раздвинуты западные и северо-западные границы древнерусского государства. В земле Чуди, к западу от Чудского озера, возник заложенный Ярославом город Юрьев (ныне Тарту).

С востока к границам Киевского государства двигались полчища новых врагов - печенегов, торков, берендеев и других. Для защиты южных границ Ярослав усиливает укрепленную полосу в Поросье. А в 1036 г. он нанес решительное поражение печенегам и отбросил их в Прндунайские степи.

В 1043 г. произошло последнее столкновение Руси с Византией. Византийское правительство пыталось использовать единство религии для подчинения Киевской Руси в политическом отношении. Эта попытка встретила упорное сопротивление со стороны Ярослава Мудрого, вплоть до открытия военных действий. Ярослав отправил к Византии большой флот. Однако буря рассеяла русские корабли, а сухопутные войска потерпели неудачу.

В 1046 г. был заключен мир, и дружественные связи с Византией закреплены браком сына Ярослава - Всеволода с дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Ярослав добился внутренней самостоятельности Киевской митрополии и даже самостоятельно поставил в 1051 г. митрополитом образованного проповедника Иллариона, русского по происхождению.

Во внутренней политике Ярослав продолжал борьбу за единство Русской земли и укрепление древнерусской государственности. Заподозрив своего брата Судислава в кознях, он заточил его в тюрьму. Ярослав урегулировал отношения с Новгородом, посадив там своего старшего сына Владимира. Источники тех времен подчеркивают большую законодательную деятельность Ярослава, направленную на укрепление государства.

В 1024 г. в Суздальской земле вспыхнуло первое, из известных по летописям, восстание смердов. Во главе восставших стояли волхвы, стремившиеся использовать антифеодальные настроения крестьян для борьбы за старую языческую веру против христианства. Ярослав, охраняя интересы феодалов - князей, бояр и церкви, сам ходил с дружиной в Суздальскую землю и жестоко подавил народное восстание.

Время Ярослава примечательно культурными успехами древнерусского общества. Собранные Ярославам писцы переводили на славянский язык многие греческие книги. Сам Ярослав недаром назывался Мудрым. По словам летописи, он любил книгу и «почитал в нощи и дне». Есть основа­ние считать, что в 1037 г. в церкви Софии в Киеве Ярославом была основана первая на Руси библиотека.

При Ярославе выросли и украсились постройками (церквами, соборами) многие древнерусские города. Столица государства - Киев - была обнесена новыми мощными укреплениями. В стене имелось несколько монументальных ворот. Главные из них, южные, назывались «Золотыми». Киев представлял собой огромный город - один из мировых центров ремесла и торговли. По словам Адама °Ременского, он был достойным соперником Константинополя.

Богатство и сила древнерусского государства обеспечила ему завидное международное положение. Королевские дворы ^Ропы стремились войти в сношения с великой восточной державой, породниться с ее княжеским домом.

Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (в православии Ирина), а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку дочери его Елизаветы. Некоторые сыновья Ярослава были женаты на иностранных принцессах - например, Всеволод на греческой (византийской) принцессе, дочери императора Константина Мономаха. При дворе Ярослава находили приют и защиту норвежский король Олаф Святой и сто сын Магнус Добрый. Сестра Ярослава Мария (Доброгнева) была замужем за польским королем Ка­зимиром I, его вторая дочь, Анна - за королем французским Генрихом I.

Внучка Ярослава Евпраксия вышла замуж за германского императора Генриха IV; другая внучка Евхимия - за венгерского короля; внук Ярослава, Владимир Мономах, был женат на дочери английского короля.

Все это также ярко характеризует международные связи Киевского государства. Но не только дипломатические нити тянулись на Запад. По оживленным дорогам шли в Киев целые караваны торговых повозок - из Регеисбурга (Германия) приезжали немецкие купцы для покупки мехов; в Западной Европе далее существовала специальная гильдия купцов, руссариев, ведших торговлю с Киевом. Сохранилась грамота венгерского короля, дарованная одному монастырю, через владения которого проезжали купцы для торговли с Киевом. В грамоте говорится о предоставлении привилегий этим купцам.

Блестящее княжение Ярослава, когда Русь выступала еще могущественным единым государством, было вместе с тем и временем нарастания угрозы феодального раздробления. После его смерти признаки феодального дробления государства стали особенно очевидны.

Ярослав в Новгороде.

Происхождение Ярослава.

Ярослав Мудрый (1019-1054).

Ярослав родился в 984-986 гг., его матерью была Рогнеда. Умер 20 февраля 1054 г. в Вышгороде около Киева, 35 лет управлял государством. Точная дата рождения не известна, но последние исследования (в т.ч. исследование костей Ярослава) позволяют говорить о 984-986 гг. С детства был хромым.

Владимир женился много раз и имел 12 сыновей и 10, а возможно и больше, дочерей. При этом с некоторыми жёнами он жил одновременно, и дети, соответственно, рождались у них вперемешку, что усложняет определение старшинства между Владимировичами, и даже определение матерей некоторых из сыновей великого князя. Некоторые из сыновей, судя по всему, умерли в детстве – например Станислав и Позвизд.

Конфликт с отцом. Конфликт с новгородцами и «Ярославовы грамоты».

Согласно летописи Святополк убил Бориса, Глеба и Святослава.

1016 г. – под Любечем первое столкновение Святополка, опиравшегося на киевлян, и Ярослава, пользовавшего поддержкой новгородцев и варягов. Победу в битве одерживает Ярослав. В 1018 г. Святополк опираясь на войска своего тестя Болеслава I разгромил Ярослава, и занял Киев. Сестра Ярослава Предслава попала в плен к Болеславу, который сделал её своей наложницей.

1019 г. – Святополк терпит поражение на р. Альте. Победу Ярославу принесли шведские наёмники. Незадолго до битвы, в феврале 1019 г. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерд (на Руси Ирина).

1024 г. – Ярослав начинает войну с Мстиславом Удалым/Храбрым. В этом же году около города Листвена происходит сражение в котором побеждает Мстислав. Ярослав бежит в Новгород. После победы он предложил разделить страну – Ярославу отходили территории по правому берегу Днепра, Мстиславу по левому с Черниговом и Переяславлем. После смерти Мстислава в 1036 г. объединил Русь.

Это интересно. Мстислав в 1023 г. вызвал Ярослава на бой, что бы определить правителя Руси без войны. Калека с детства, Ярослав благоразумно отказался. Это, однако, возмутило его скандинавскую жену Ирину, которая не привыкла, что бы мужчины отказывались от вызовов и сама бросила вызов Мстиславу. Последний отказался на том основании, что с женщинами он не бьётся.

Мстислав (в крещении Константин) Удалой (983-1036 гг.) – князь Тмутараканский (990/1010 – 1036 гг.) и князь Черниговский (1024 - 1036). В 1022 г. вступил в противостояние с аланами и союзными им касогами (абхазо-адыгское племя). Касожский князь Редедя вызвал его на поединок (проход без использования оружия) в котором Мстислав победил, что принесло ему большую славу. В 1029 г. разбил ясов (русское название для алан – предков осетин). Погиб на охоте в 1036 г.


Борис и Глеб – первые русские святые.

Глеб самый младший из Ярославичей.

Нестор в 80-е гг. XI в. написал «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба». Вполне возможно, что он опирался на более ранние материалы, не дошедшие до нас. В 1115 г. неизвестный автор пишет «Сказание о Борисе и Глебе».

Раньше считали, что канонизированы Борис и Глеб были где-то в промежутке между 1020 и 1072 (год перенесения мощей в новый храм тремя Ярославичами – Изяславом, Святославом и Всеволодом, в том же году они приянли «Правду Ярославичей») гг. Однако, А.Н. Ужанков называет отрезок времени 1086-1093 гг., до этого он считает их местнопочитаемыми святыми. В летописи они впервые называются святыми в статье, посвящённой 1093 г.

После смерти Ярослава его дети следующим образом поделили земли: Изяслав сел в Киеве, среднему Святославу досталось Черниговское княжество, Всеволод стал княжить в Переяславле, ему же отошло Ростовское княжество, где ранее правил Борис – вследствие этого Борис стал считаться покровителем всеволдовичей, особенно много для становления культа Бориса сделал сын Всеволода Владимир Мономах.

Муромские земли князя Глеба вошли в состав земель доставшихся Святославу, так что Глеб стал покровителем Черниговских князей и в частности святославичей. После перенесения мощей в 1072 г. в Чернигове появляются кресты-мощевики (энколпионы) с изображением Глеба.

Мощи Бориса и Глеба переносились несколько раз – в 1072 г . тремя Владимировичами: Изясловом, Святославом и Всеволодом. В тот же год они приняли «Правду Ярославичей». После именно этого события начинает развиваться культ братьев, начинается это с Черниговского Глебоборисовского культа. 1115 г . – новое перенесение мощей, Владимир Мономах несёт раку с мощами Бориса.

Похожие публикации