Христианская Онлайн Энциклопедия. Пятидесятники: кто они, чем опасны

Факт 1. Пятидесятники – пацифисты

Среди традиционных пятидесятников распространены представления о непротивлении злу. В этой связи они не могут применять оружие против человека. Из-за религиозных убеждений многие пятидесятники не хотят идти в армию. Те же из них, кто не отказывается служить родине (а таких тоже немало), приходя в ряды вооруженных сил, объясняют, что готовы выполнять в армии любую работу, но только не могут взять в руки оружие. В советские времена некоторые из пятидесятников за отказ принять присягу были осуждены.

Факт 2. Пятидесятники не крестят детей

По мнению пятидесятников, человек должен сам принимать решение о крещении, будучи взрослым. Название этой церкви происходит от «пятидесятого дня» после воскрешения Христа, в который, по Библии, на апостолов снизошла сила Святого Духа. Поскольку в Крещении Святым Духом особое значение имеет духовное переживание и его эмоциональная сторона, пятидесятники предпочитают крещение в сознательном возрасте, когда человек уже может в полной мере осознать и проявить свои эмоции.

Факт 3. Проповедники церкви «общаются» с Христом

Во время массовых служб на многих пятидесятников снисходит «божественное откровение». Лидеры церкви не раз публично заявляли о своем собственном опыте прямого общения с Христом. Так, проповедник XIX века Чарльз Финней, который стал одним из первых значимых миссионеров церкви в Англии и США, писал, что однажды Христос явился к нему во время молитвы. Божий сын ни о чем не говорил с Финнеем, но якобы посмотрел на него так, что на проповедника моментом снизошла божественная благодать. Другой знаменитый пятидесятник , Моуди , в своих проповедях признавался, что был в «руках» бога.

Факт 4. Лидер пятидесятников Моуди в детстве работал за еду

Дуайт Моуди

Один из самых авторитетных лидеров церкви пятидесятников, проповедник Дуайт Моуди никогда не выглядел как выходец из бедной семьи. Однако мало кто догадывается, что в детстве в меру упитанный, элегантно одетый, харизматичный пуританин имел восемь братьев и сестер, а родители его едва сводили концы с концами. В 1841 году, когда Моуди было всего 4 года, отец мальчика, простой каменщик, умер, не оставив никакого наследства. Детей по достижении сознательного возраста мать отправляла на работу к соседям. Маленький Дуайт за свои услуги получал молоко и кашу. И хотя работать сыну не очень нравилось, мама все равно не разрешала ему бросить работу.

Факт 5. Пятидесятник может заговорить на любом языке

Способность говорить на языках – один из главных спорных фактов, за которые течение критикует христианская церковь. По мнению пятидесятников, крещенный Святым Духом верующий получает этот дар говорения. Чтобы талант проявился, во время экстатических сеансов одни верующие «возлагают руки» на голову других. Однако многие ученые считают, что пятидесятники «путают» божий дар с психическим расстройством – глоссолалией, несвязная речь больных при котором вряд ли может быть воспринята как иностранные языки.

Несмотря на это, многие пятидесятники продолжают практиковать эту способность во время коллективных молебнов. История церкви гласит, что в начале XX века в Библейской школе Чарльза Пархэма он и его ученики независимо друг от друга обнаружили в Деяниях Апостолов один и тот же факт. После Крещения Святым духом в День Пятидесятницы, в Самарии, Эфесе и других местностях на верующих снизошло знамение, которое проявилось в неожиданном говорении на иностранных языках. После ряда экспериментов одна из студенток школы якобы заговорила на китайском и продолжала «общаться» на нем три дня.

Практики глоссолалии в обрядах святости характерны для многих религий, и особенно часто встречаются в нехристианских культах (шаманских практиках в Сибири, в Индонезии, Малайзии, у народов крайнего Севера, в Китае и Корее, в африканских племенных религиях). Ученые, которые обстоятельно изучали этот феномен, не раз отмечали, что в Библии «дар языков» может выступать своего рода аллегорией. В сюжетах о Крещении Святым духом он символизирует необходимость проповеди слова божьего на разных языках и именно в этом смысле может толковаться миссионерами.

Факт 6. Пятидесятники в США стали «третьей государственной религией»

По конституции в Соединенных штатах, где вероисповедание свободно, никакая религия не может быть признана государственной. Однако если говорить о численности конфессий, то за последние десятилетия число пятидесятников в стране увеличилось в несколько раз. Считается, что сегодня они являются третьей по количеству последователей религиозной группой после католиков и баптистов . Всего в США более 23% «ревайвалистов», в том числе классических пятидесятников и харизматов. Огромную их часть составляют афроамериканские харизматические церкви. В христианском мире в целом, по данным Pew Forum, пятидесятников – около 12-13% (279 миллионов человек).

Факт 7. «Святой смех» и рок-концерты

Одно из нетрадиционных, но популярных направлений веры пятидесятников – теология харизматов. Последователи этого движения практикуют на совместных собраниях «святой смех», «падение» и групповые танцы. Как и рядовые пятидесятники, они «говорят на языках», получают божественные откровения и входят в транс. Однако, кроме того, на их собраниях можно услышать современный рок, диско и техно-музыку. Иногда танцевальные и хоровые программы харизматов напоминают скорее шоу, чем молитвы. Поэтому в «главной» церкви пятидесятников эти практики, как правило, осуждаются.

Ксения Жарчинская


КРЫНІЦА.INFO продолжает публикацию цикла интервью, где представители христианских конфессий отвечают на вопросы, которые русскоязычные пользователи интернета задают поисковикам.

На вопросы, касающиеся пятидесятников, отвечает пастор витебской церкви Христиан Веры Евангельской “Новая жизнь” Алексей Сиволобов .

Почему пятидесятники не крестятся?

Пятидесятники крестятся, то есть принимают водное крещение. Так они свидетельствуют перед людьми и Богом, что в смерти Иисуса Христа нашли спасение и заключили обоюдный договор с Богом: человек обещает Богу служить доброй и чистой совестью, выполнять Божью волю, а Бог обещает наставлять и вести по жизни человека и воскресить в новом сотворенном мире, Царстве Христа. Как правило, обряд крещения происходит полным погружением в воду, что символизирует погребение грехов и воскресение для новой жизни с Иисусом Христом.

А если “пятидесятники не крестятся” в смысле не осязают себя рукой в виде “крестного знамения” путём сложения пальцев каким-либо образом (как православные или католики), то действительно, пятидесятники не используют это в богослужебной практике. Относятся к этому нетрально. Потому что нигде в Библии не написано, что это нужно делать и как это нужно делать, как складывать пальцы, с какой на какую сторону рисовать крест в воздухе.

Почему пятидесятники так называются?

В Ветхом завете существовал праздник Пятидесятницы. На пятидесятый день после Исходa из Египта евреи получили от Бога Тору, этим самым заключая с Ним договор быть Ему «царством священников и святым народом» (Исх 19:6) - исполнять всем сердцем новые заповеди, которые Бог даёт еврейскому народу, и распространять знание о Боге по всему миру.

Когда наступил этот день, он совпал с пятидесятым днём после Воскресения Христа, апостолы и многие другие ученики были вместе. И в этот день сошёл на них Дух Святой в виде огненных языков, и исполнились все Духа Святого. С этого момента ученики получили силу и смелость проповедовать об Иисусе Христе. Их проповеди подтверждались различными чудесами и знамениями. Этот день считается днём рождения церкви Божьей. А слово Пятидесятница стало синонимом исполнения Святым Духом и от названия праздника Пятидесятницы (Троицы) христиан называют пятидесятниками.

Почему пятидесятники секта?

Говорят, что изначально слово «секта» было нейтральным термином для описания отдельных, обособленных политических, философских и религиозных групп.

Ранняя христианская Церковь подпадала под понятие секта, потому что была обособленным религиозным сообществом, противопоставляющая традиционным религиям языческого общества. Название «секта» по отношению к Церкви применялось и самими христианами. Известный христианский апологет III века Тертуллиан, полемизируя с языческими авторами, в ряде своих сочинений, где сравнивает раннехристианскую общину с философской школой, именует общину первых христиан сектой.

Однако сейчас слово “секта” имеет негативный окрас. Им характеризуются деструктивные общества, которые несут разрушительный характер. Секты, как правило, привлекают в своё общество людей обеспеченных, успешных, чтобы воспользоваться в последствии их достижениями. Они негативно влияют на здоровье членов своей организации, на семьи, которые часто рушатся, завладевают финансами и имуществом.

Слово “секта” используется для унижения атеистами верующих, господствующей конфессией – всех инакомыслящих. Может быть идеологами за подход: Бог, личность, государство, а не государство, личность, Бог. В унижении достоинства человека не может быть ничего хорошего.

Пятидесятники не заявляют о исключительном праве на спасение своей деноминации, а признают спасение искренних христиан всех конфессий, исполняющих волю.

Пятидесятники относятся к одной из трёх христианских конфессий - Протестантской. Строго придерживаются Библии. Верят в Триединого Бога: Бога Отца, Сына Иисуса Христа и Духа Святого. Они верят, что Бог и теперь совершает чудеса, которые описаны в Библии и которые совершал Иисус Христос при жизни на земле: душевное и физическое исцеление. Пятидесятники не только молятся, но и проводят различные семинары, чтобы созидались прочные семьи. Прововедуют здоровый образ жизни: как физический, так и моральный.

Почему пятидесятники молятся на иных языках?

В день Пятидесятницы, в момент сошествия Духа Святого в виде огненных языков на Апостолов, они исполнились Духа Святого и начали прославлять Бога на иных языках, то есть, на языках, которые они не знали, которые никогда не изучали.

В день Пятидесятницы в Иерусалим собралось много людей из разных стран и народов, чтобы прославить Бога. И вдруг они услышали, как ученики-евреи начали рассказывать о Божьих чудесах на наречии разных народов, которые здесь были. Иноземцы были очень удивлены, так как понимали, что говорящие на их наречии – Галилеяне и они не могли знать язык их местности. Они удивлялись и спрашивали друг у друга, чтобы это значило и как это объяснить.

А местные жители, которые не знали тех наречий, посчитали Апостолов пьяными и бормочащими несвязными слогами.

Апостол Пётр обратился к собравшимся и сказал, что “они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня”, но сейчас исполнилось то, что продрекали пророки, что Бог изольёт от Духа Своего на всякую плоть и “будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут”. “И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется”. И Пётр рассказал об Иисусе, Которого рапяли и похоронили, но “Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его” и “все мы свидетели”.

Слышавшие свидетельство Апостола Петра поверили сказанному и спрашивали, что им делать.

“Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа”.

И в тот день около трёх тысяч человек покаялись и приняли крещение.

И с того дня Бог не перестаёт творить чудеса через своих верных детей, которых крестит Духом Святым, наделяя их различными духовными дарами. Говорение на иных языка по Библии является свидетельством крещения христиан Духом Святым. Апостол Павел хвалился, что он более всех молится на иных языках, то есть – Духом. Но в церкви рекомендовал молиться не только на иных языках, но и истолковывать на понятном родном языке, чтобы назидались другие, в том числе и не верующие.

Сейчас этот феномен распространен и в других христианских конфессиях.

Почему пятидесятники не признают икон?

У пятидесятников нет икон и они им не молятся и не поклоняются, потому что Бог запрещает это делать.

В книге Исход в главе 20 написано:

“Я Господь, Бог твой,… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои”.

В книге Исаия в главе 46 «Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, - он не отвечает, не спасает от беды».

В книге Аввакума, глава 2 «Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нём нет».

Иеремия глава 10 «Так говорит Господь: …уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах».

И подобных мест в Библии, в Ветхом и Новом Заветах, много, где Бог прямо запрещает что-либо подобное делать и поклоняться творению рук человеческих.

Кроме того, в Новом Завете Иисус называет всех христиан святыми, но не по своим делам, а по вере в Христа и Его совершённое спасение для нас. Исходя из этого, можно взять портрет любого христианина, облачить в рамку и назвать его святым и просить о помощи, молиться ему. Но Библия говорит, что у нас один заступник и ходатай перед Богом – Его Сын Иисус Христос, Который умер на кресте за наши грехи, был похоронен вместо нас и на третий день воскрес для нашего оправдания, чтобы мы верою приняв Его в своё сердце имели жизнь вечную.

Почему пятидесятники соблюдают субботу?

Пятидесятники соблюдают не субботу, а воскресенье, день, в который воскрес Иисус Христос. По воскресеньям в церквях проходят служения и верующие стараются посвятить этот день для Господа, больше пребывать в чтении Библии, общении с верующими, по возможности, не делают никакой работы. Но в то же время, если именно в этот день кто-то нуждается в помощи и нет другого времени, чтобы оказать её, то нужно помочь в воскресенье. Работа – это не грех. Так как сам Иисус, нарушая фарисейские законы, исцелял в субботу и за это Его хотели побить камнями. Но Он ответил, что суббота создана для человека, а не человек для субботы.

Почему пятидесятники не носят крестики?

За всех пятидесятников нельзя сказать, что они не носят крестики. Это не запрещено. В то же время, в Библии нет ни одного места, где сказано, что это нужно делать. Носит человек крестик или нет – это не имеет никакого духовного значения. Ношение крестика не приближает и не отдаляет человека от Бога, оно не даёт больше святости, крестик не защищает от проблем и демонического воздействия.

Но если человек носит его и считает, что крестик спасает его, оберегает, помогает в разных ситуациях – то это фетишизм, идолопоклонство. Человек таким образом надеется не на Бога Отца, не на Его Сына Иисуса Христа, который пострадал ради нашего освобождения от проклатия, греха и смерти на кресте, а превозносит орудие казни Христа. И это мерзость в глазах Божьих и такой человек не останется без наказания.

Почему пятидесятники не крестят детей?

Пятидесятники не крестят маленьких детей, но приносят в церковь, чтобы их благословили и в молитве посвятили Господу. Также на каждом служении совершаются молитвы благословения всех детей: от младенцев до подростков. Дома родители читают детям Библию, молятся вместе с ними, в церкви организованы занятия в воскресной школе для детей разного возраста. Если ребёнок осознанно принимает в своё сердце и свою жизнь Иисуса Христа, понимает, кто такой Христос и сам желает принять крещение – тогда и происходит этот обряд.

Обычно это дети в возрасте от 14 лет и старше. Потому что крещение – это завет между человеком и Богом, это договор. Человек обещает служить Богу доброй и чистой совестью, исполнять волю Божью, вести праведный образ жизни, а Бог обещает Свою защиту, и поддержку, и спасение.

Если ребёнка крестили в детстве, то такой договор не считается действительным, потому что у маленького ребёнка не может быть осознания того, что происходит. А крещение принимается исключительно добровольно и по вере, иначе крещение становится пустым красивым обрядом, не несущим духовной силы.

Конечно же, каждому человеку на планете известно, что православная христианская религия является наиболее популярной, следовательно, ведущей верой во всех странах мира на так называемом пространстве постсоветского периода. Конечно же, за последние несколько лет возникли новые течения, такие как секты и конфессии, которые заявляют о себе в голос и ищут среди людей приверженцев. Одним из таких широко популярных направлений последнего десятилетия являются пятидесятники, однако мало, кто из современных людей знают, кто они такие и какую именно религию и веру они исповедуют?


Важно отметить, что опытные, грамотные специалисты установили, что церковь пятидесятников — это своеобразная религиозная община, в которую входят разнообразные христиане евангельского вероисповедания. В основе такой веры лежит некое учение, которое в стародавние времена было изложено в специализированной книге под названием «Деяния святых апостолов». Считается, что после воскрешения Всевышнего Иисуса Христа примерно на 50 день, на 12 из апостолов сошёл его Святой дух, который имел вид языков пламени, именно такие огни исполнились святого духа и впервые с того времени люди начали говорить на различных языках и наречиях. В то же самое время апостолы получили некие дары от Всевышнего, в виде пророчества и стали проповедовать благую весть всем народам и каждому человеку.


В современном 21 веке христиане пятидесятники примерно насчитывают около 600 миллионов человек. Именно поэтому во всём мире считается, что пятидесятники это наиболее крупная протестантская конфессия, которая занимает по численности примерно второе место. Однако стоит отметить тот факт, что не существует единой пятидесятнической конгрегации, следовательно, существует большое количество поместных объединений или же церквей.


Пятидесятники — кто они, и когда началось это движение?

Историки из различных мировых ведомств установили, что примерно в 1901 году в Соединенных Штатах Америки берет свое начало движение святости, которое и являлась основополагающим для пятидесятнической конгрегации. На тот период времени определённая группа студентов изучала разнообразные причины того, от чего произошел упадок веры среди людей протестантской веры.


Исходя из этого, студенты пришли к мнению о том, что данное деяние является неким следствием отсутствия среди христиан одного единого дара говорения языками. Так это они провели некий обряд для того, чтобы хотя бы один христианин в мире смог получить данный дар. Именно поэтому группа студентов начала возносить усердные хвалебные молитвы и сопровождались деяния неким возложением собственных рук, после совершения таких деяний, спустя некоторое время одна из девушек, которые лицезрела молитву, заговорила на незнакомом для студентов языке. После того, как слухи о простоте получения такого дара разнеслись по всему миру, возникло новое направление под названием пятидесятники, которое распространялось широко и быстро.


Важно отметить немаловажный факт, что пятидесятники являются некими оппозиционерами, как для православной, так и для католической церкви, и в то же самое время они не являются приверженцами всех протестантских направлений. Приверженцы пятидесятников говорят о том, что главной их целью является восстановление в общинах некой формы и духов христиан апостольского века. Именно отсюда, можно узнать о том, что стали развиты институты пророков, учителей, евангелистов и праведников. Многие люди утверждают о том, что среди пятидесятников имеются некие целители и чудотворцы, и в то же самое время данное направление исповедуют в святую Троицу.


Особый акцент в своих проповедях пятидесятники делают на действии Духа Святого в мире, а основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на «иных языках». Однако некоторые авторитеты утверждают, что Дух Святой может крестить верующего и без знамения языков, хотя таковых исключительное меньшинство. Именно учение пятидесятников о крещении Духом Святым существенно отличает их от прочих протестантских деноминаций.


В остальных деяниях пятидесятничества соответствует иным протестантским догмам. Следовательно, можно говорить о том, что они признают исключительно его авторитета священного писания, а также не почитания Святой Богородицы и иных святых, а также отсутствуют некие молебны за усопших и не поклонение святому лику, непризнание законного и благодатного священством. В то же самое время многие пятидесятники говорят о том, что вечерю Всевышнему бракосочетания и крещение, может совершать только Святой Святитель.


Таким образом, можно сказать о том, что данное религиозное направление исказило множество церковных таинств, и как следствие превратило их в обыденные ежедневные обряды. Но это произошло только в силу того, что люди данного направления и веры убеждены, что Всевышний не может нуждаться ни в каких видимых формах передачи собственной благодати, а также в материальных ценностях. Но при этом они не отходят далеко от религии, следовательно, пятидесятники сохраняют некоторые обрядовые деяния, которые соответствуют новому завету, следуют и неким событиям, которые описаны там же.


Совершают представители данного религиозного направления в первое воскресенье каждого нового месяца, совершают некое хлебопреломление. Именно в этот момент люди вспоминают о таинствах вечери. Всем верующим прихожанам свидетель предлагает один единственный кусочек хлеба, который необходимо взять с подноса и, конечно же, глоток красного вина из церковной чаши. Обязательно вечером у данного религиозного направления происходит омовение ног. Данное деяние выполняется скрупулёзно, поскольку пятидесятники придают огромное значение данному деянию. Считается, что хлебопреломление не может происходить без омовения ног, в противном случае деяние является неполноценным.


Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что на протяжении многих лет ведутся разнообразные споры между венцами и неома венцами. Они не могут между собой решите значимость данных обрядов, следовательно, одни религиозный верующие обвиняют других религиозных верующих людей в отсутствие определённой благодати вовремя хлебопреломления, а иные проявляют собственную гордыню, поскольку исполнили полностью обрядовые деяния. Важно отметить и тот факт, что по правилам пятидесятников, омовение ног зачастую совершается только лишь в конце всего богослужения. В конце такого деяния верующие мужчины и женщины собираются в разных комнатах в зависимости от половой принадлежности и становятся вблизи таза с тёплой водой, и попарно омывают ноги. Важно соблюсти особое правило, в котором говорится о том, что нельзя мыть ноги самому себе, следовательно, омыть ноги своему напарнику должен иной человек, который стоит с ним в паре у таза.


Согласно закону пятидесятников — обряд водного крещения является неким невидимым свидетельством того, что нового члена верования приняли в церковь, и он тем самым возносит незримое и негласное обещание служить Всевышнему доброй совестью. Необходимо отметить и немаловажный факт, что пятидесятники ни в коем случае не крестят маленьких детей, также как это происходит в православной христианской вере, однако при этом разрешается приносить младенцев на собрания для того, чтобы Святитель благословил их.


А во главе каждой общины пятидесятников стоит некий Братский совет, который возглавляет присвятитель церкви, а все общины объединены в округа. Главой округа считается старший присвятитель, однако некоторые главы общин предпочитают называть его епископом, именно с тех самых пор данный термин прочно вошел в ежедневный обиход современного жителя.


Современные христиане-пятидесятники — кто они, каковы их теологические особенности?

Современные христиане, которые являются пятидесятниками, считают, что крещение апостолов неким святым духом на пятидесятый день после воскрешения Иисуса Христа — это особо значимый исторический фактор, но и в то же самое время некое явление, которое переживает каждый верующий человек на планете. Для общего понимания стоит отметить, что в современном мире во многих странах на планете пятидесятники именуют себя представителями Евангельской христианской веры. В настоящее время пятидесятники считают, что единственным и особо важным, а также надежным, руководством для жизни человека может быть только всем известная Библия, поскольку она непогрешима. Также считается, что Библия — это наиболее доступная для чтения, изучения и следования издание. Во всём мире по старому проповедники призывают веровать священному писанию, самостоятельно его изучать, читать и строить согласно его уставам собственный жизненный путь. В настоящее время пятидесятники проводят разнообразные крещения, собрания, создают новые инновационные воскресные школы для детей иноверцев, занимаются благотворительной деятельностью, а также участвуют в неизведанной миссионерской деятельности. То есть они играют особое значение в культурной, политической и иной деятельности.


Подводя итоги всего вышесказанного можно сказать о том, что пятидесятники не имеют никакого отношения ни к протестантской церкви, ни даже к православной христианской вере, поэтому пятидесятники являются неким ответвлением, следователи которого испокон веков исповедуют христианскую евангельскую веру. Одиноко ни один человек на планете не может заставить себя веровать в то, что ему чуждо, поэтому любая религия в мире утверждает, что важным писанием является Библия, и от того, как именно вы ее понимаете, таким образом, вы и должны жить.


· Ривайвелизм Реставрационизм

Среди пятидесятников особое место имеют таинства - водное крещение и Вечеря Господня (причастие или хлебопреломление). Также признают следующие обряды: бракосочетание , благословение детей, молитва за исцеление больных, рукоположение , иногда омовение ног (во время причастия).

На протяжении всего времени своего существования основу пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», на основании Священного Писания призывающих последователей к праведной жизни: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, к нравственности в вопросах брака, трудолюбию.

Традиционные консервативные пятидесятники не применяют против человека оружие , кроме случаев самообороны в безвыходной ситуации. Некоторые пятидесятники придерживаются доктрины «непротивления злу» и не берут в руки оружие ни при каких условиях (как они считают, подобно Христу и апостолам, которые умерли мученической смертью, не применяя каких-либо силовых методов защиты). В годы гонений в СССР в XX веке многие из таких пятидесятников были осуждены за отказ принять присягу и взять в руки оружие (от служения в армии при этом они не отказывались).

В последние годы наблюдается рост пятидесятнических церквей по всему миру, особенно в Азии и Африке.

Предыстория

Пятидесятническое движение проявилось на территории царской России в первые годы XX века. Оно появилось в результате слияния нескольких более ранних течений, но быстро приобрело достаточно характерные и самостоятельные черты. У самих же пятидесятников существует множество печатных и рукописных документов, а также и история говорит в пользу того, что пятидесятнические проявления по типу тех, что могут быть найденными в Деяниях Апостолов, постоянно случались на протяжении истории.

Джон Уэсли

Началом процесса, завершившегося возникновением пятидесятничества, следует считать деятельность выдающегося проповедника XVIII века Джона Уэсли , основателя церкви методистов . А точнее, его учение о внутреннем озарении, духовном свете, приходящем как особое действие Святого Духа.

Чарльз Финней

Следующий этап в предыстории пятидесятнического движения связан с именем известного проповедника XIX века Чарльза Финнея (Charles Grandison Finney). Он уверовал в 21 год и стал известен, как проповедник покаяния и пробуждения. Он проповедовал в течение 50 лет в США , Англии и Шотландии , обратил ко Христу тысячи душ. Он утверждал, что человеку необходимо пережить крещение Духа Святого. У него был такой опыт и он впервые, по-настоящему употребил этот термин («baptism in the Holy Spirit»). Вот, как он описывает это:

«Ясно и отчётливо, окружённый чудесным сиянием, перед душой моей ясно предстал образ Иисуса Христа, так, что думаю, что мы встретились лицом к лицу. Он не промолвил ни слова, но посмотрел на меня таким взглядом, что я повергся пред Ним в прах, как надломленный, я опустился к Его ногам, и заплакал, как дитя. Как долго, склонившись, я стоял в преклонении не знаю, но, как только я вознамерился взять стул возле камина и сесть, как на меня излился Дух Божий и пронзил меня всего; переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Д. Святым, и тем более не ожидал этого, и не молил о чем-либо подобном».

Дуайт Муди (Моуди)

Еще один человек, сыгравший очень важную роль, был Дуайт Муди (Dwight L. Moody). Жил во второй половине XIX века. В 38 лет начал свой первый евангелизационный поход. В 71 году он стал молиться о принятии крещения Духом Святым и несколько дней спустя пережил желаемое состояние.

Он основал Чикагский Библейский Институт Муди (Moody Bible Institute) и директором этого института назначил человека по имени Торрей (R. A. Torrey), который в своих проповедях уделял этому вопросу большое внимание и постоянно об этом проповедовал. После проповедей Муди создавались общины, где люди пророчествовали, говорили на иных языках, проводили исцеления и другие чудеса, хотя он и не делал на этом акцента.

Движение святости и Кесвикское движение

Пробуждение на Азуза-стрит

В 1903 году Пархам переехал в Эльдорадо Спенес, и в его служении произошёл перелом. О нём разнеслась молва, как о бескорыстном человеке. Как утверждают пятидесятники, когда он начал проповедовать и молился за больных, то многие из них действительно исцелялись. Например, на одном из собраний женщина по имени Мери Артур, потерявшая в результате двух операций зрение, после молитвы Пархама стала видеть.

Пятидесятники-единственники

Среди христиан различного направления, нередко встречаются последователи учения о единственности Бога (Кратко: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой - не есть три разных личности, а один Бог, явившийся во плоти, в лице Иисуса Христа. Матфея 1:20, 1-е Тимофея 3:16)). В истории пятидесятничества в России также есть верующие, согласные с таким учением, так называемые «смородинцы» (от фамилии руководителя общины, Смородина). Другие названия: «евангельские христиане в духе апостолов», «единственники».

Пятидесятническое движение в России

История движения

Современная ситуация

Наиболее крупные пятидесятнические объединения в мире - «Объединённая пятидесятническая церковь» (англ. The United Pentecostal Church ), «Церковь Бога» (англ. The Church of God ) и «Ассамблеи Бога» (англ. The Assemblies of God ) находятся в США и Латинской Америке

В настоящее время на территории России действуют три основных объединения:

  • Российская Церковь Христиан Веры Евангельской (РЦХВЕ)
  • Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской (ОЦХВЕ)
  • (РОСХВЕ)

Эти три объединения имеют одни исторические корни. Начало разделению единого социума было положено в 1944 году на почве насильственной (со стороны гос. власти) регистрации общин и объединений с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов (баптисты). Общины, не согласившиеся на новые условия регистрации, продолжали свою деятельность подпольно, в связи с чем подвергались преследованиям.

Наблюдаются серьёзные разночтения в богословских доктринах и практического понимания христианства традиционных пятидесятников и харизматов, часть разногласий отражена в статьях либерализм в христианстве и консерватизм в христианстве.

В 1995 от ОЦХВЕ отделилась часть общин во главе с С. В. Ряховским и был создан Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской , ставший одним из основных объединений харизматических церквей России.

Также существует Объединение Независимых Церквей пятидесятников и отдельные независимые общины.

Пятидесятники харизматического направления очень активны в социальной сфере. К примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг» , нижегородская поместная Церковь «Лоза», относящаяся к харизматической «ветви» пятидесятничества, оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих. .

См. также

  • Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской

Примечания

Литература

  • Лункин, Р. Пятидесятники в России: опасности и достижения «нового христианства» . - В: Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М.; СПб., 2001, c. 336-360.
  • Лункин, Роман. ПЯТИДЕСЯТНИКИ В РОССИИ. 90 лет назад на территории современной России открылись первые пятидесятнические церкви .
  • Лункин, Р. Пятидесятничество и харизматическое движение . - В: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. T. II. М., Кестонский Институт - Логос, 2003, 241-387.
  • Lunkin, R. Traditional Pentecostals in Russia . - East-West Church & Ministry Report (The Global Center, Samford University), Vol. 12, Summer 2004, No. 3, p. 4-7.
  • Löfstedt, T. From Sect to Denomination: The Russian Church of Evangelical Christians. - In: Global Pentecostalism: Encounters with Other Religious Traditions. Ed. by David Westerlund. London, I. B. Tauris, 2009 (Library of Modern Religion Series), 157-178.

Промышляет не только РПЦ, но и все остальные «кроткие последователи Христа». Однако поскольку федеральная власть не участвует в прямой поддержке «других христиан», им часто приходится находить другие источники дохода.

В данном случае речь идет о т.н. «Пятидесятниках». Т.е. группа протестантов-христиан. Вероятно, вся деятельность коих осуществляется при поддержке западных соратников, как это чаще всего бывает, если речь идет о протестантах вообще. Впрочем, им, как и всем остальным, денег всегда «мало», так что нужно искать всегда альтернативные источники дохода.

Хотелось бы чуточку рассказать о самой группе. Во-первых, появилось это все в начале XXвека в США. Сторонники культа считают важной частью «прямое общение с богом», т.е. они верят, что порой могут в буквальном смысле разговаривать с божеством. Не удивительно поэтому, что они часто «предсказывают» конец света, а также «лечатся молитвами».

Понятно, что их бы назвали полными психами, если бы они общались не с Иисусом, а, например, с другим божеством (с Мневисом, например). А раз они общаются с Иисусом, то все в порядке (особенно в США). К слову, называются они пятидесятниками лишь постольку, поскольку Иисус пришел навестить апостолов именно через 50 дней после «воскрешения». Кажется, все логично, не так ли?

Важным элементом культа является утверждение о том, что пятидесятники такие же христиане, как и апостолы Иисуса. Т.е. они утверждают, что бог их наделил свойством «говорить на разных языках», как было записано в библии. Однако на деле их разговоры на «иных языках» представляют лишь нелепое бормотание, и рассчитано на невежд. Они могут сказать: «абапоал выалаов поаоа» и уточнить, что это на арабском или венгерском, к примеру (конечно, только тем, кто не знает эти языки).

Не удивительно, что крестьяне российской империи достаточно быстро включились в данную организацию, поскольку бормотание проповедниках на якобы «других языках» для них казалось чем-то «уникальным». Такую уникальность может повторить любой человек, который умеет издавать звуки.

Поскольку они считают, что якобы умеют говорить на всех языках мира, то, понятно, они умеют и исцелять, и воскрешать людей. В них ведь в теории вселяет сам «святой дух» и прямо-таки действует через них.

Говорить о безумии можно долго. Однако ясно, что питаются они не «духом святым». Соответственно, они быстро сообразили, что могут зарабатывать на пропаганде, «исцелении», «крещении», и «откровениях» духа. Ведь можно у «духа» что-то спросить или узнать за дополнительную плату. Т.е. если экстрасенс может «говорить» с «духом» покойного родственника, то эти могут говорить со «святым духом», причем дешевле, чем это делает экстрасенс. Про исцеления от самых опасных болезней и говорить не стоит. Зачем обращаться к врачу, когда сам святой дух лечить будет?

В общем, пятидесятники в челябинской области имеют свой приход, который называется «Исход». Помимо «исцелений» и прочего, они также занимаются «лечением» алкоголиков и наркоманов. Понятно, что за дополнительную плату.

Как оказалось, деятельностью общительных сумасшедших со святым духом заинтересовалась прокуратура, поскольку поступали неоднократные жалобы о том, что эти «кроткие» люди попросту удерживают силой наркоманов и алкоголиков в своем якобы «реабилитационном центре». Держат, понятное дело, не просто так.

Из сообщения прокуратуры:

"Совершеннолетние граждане оказались во власти приверженцев евангелического христианства не по своей воле. В религиозную организацию их привели родственники в надежде, что они вылечатся от наркомании и алкоголизма молитвами и покаянием"

Т.е. фактически этим людям вместо реального лечения «промывали мозги» безумием о том, что можно общаться со святым духом и говорить на разных языках. Сомнительное, надо сказать, лечение.

Самое интересное, что везли туда людей со всей страны. Неизвестно каким образом, но эта организация пользовалось неким «авторитетом». Вероятно, не все знали о том, что данная организация исключительно имеет отношение к «Пятидесятникам». Думали, видимо, что это просто реабилитационный центр.

Получилось так, что людей держали в частном доме, запрещали из него выходить, кормили очень скудно, навязывали безумный культ. Родственникам запрещали посещать, дабы «не мешать исправлению». Делалось это для того, чтобы родственники платили деньги. В месяц 12 тысяч. Сумма не кажется большой, но вытягивали ее со старушек и проч.

В данный момент «реабилитационный» центр закрыт, и прокуратура проводит проверку. Вероятно, учреждение ликвидируют. Однако важно отметить, что подобное мракобесие характерно не только для пятидесятников. Сегодня религиозных «реабилитационных центов» существует много. И если прокуратура занимается протестантами или католиками, то центрами, где стоит надпись «РПЦ МП» они, понятное дело, не занимаются. Но лучше ли там? Ведь тоже будут собирать деньги и промывать мозги вместо реальной помощи.

Похожие публикации