Китайское здравоохранение. Китайская медицина и здравоохранение Проведение диагностики согласно правилам китайской медицины

Китай известен благодаря местной традиционной медицине, основанной на древней системе диагностики и лечения. Характеристикой качества китайской медицины является то, что она занимает в медицинской науке многих государств важное место, ее методы, в том числе массаж, акупунктура, фитотерапия и дыхательная гимнастика, применяются в значительном количестве известных клиник мира. Современный Китай занимает передовые позиции в мире в таких сферах здравоохранения, как лечение переломов, ожогов, реплантации конечностей, заболеваний брюшной полости и лечение стволовыми клетками. Серьезные успехи достигнуты в борьбе с такими видами заболеваний, как онкологические, иммунные, цереброваскулярные, сердечнососудистые.

Следует тут же отметить, что здравоохранение КНР нельзя назвать особо развитым и прогрессивным, на сегодняшний день многие сельские районы и их многочисленное население не обеспечено доступными и качественными медицинскими услугами. С середины прошлого века в Китае была организована система государственного здравоохранения, но лишь с 2003 года стала появляться современная кооперативная модель здравоохранения, основа лечения которой лежат на принципах страховой медицины. Сегодняшний Китай начал формирование достаточной мощной системы по подготовке медицинских кадров, помогающей создавать значительное количеству выдающихся специалистов западной и восточной медицины.

Китайские направления лечения
Лечение в республике Китай осуществляет в трех направлениях: западной, традиционной и смешанной медицине. Современная медицина дополняется древней, что является спецификой и преимуществом китайской системы по предоставлению медицинских услуг.

В крупных городах Китая высококачественное лечение осуществляется в многочисленных больницах и клиниках традиционной медицины, крупнейших частных и государственных медицинских центрах международного уровня, большинство которых оборудовано современной медаппаратурой. Несколько таких больниц имеют аккредитацию .

Наряду с подобным уровнем медицины процветает невозможность получения медуслуг большинством жителей деревень – они попросту не могут позволить себе оплатить услуги врача. Правда, благодаря реформам в здравоохранении, все больше сельчан начинают получать льготное медобслуживание, благодаря медицинскому страхованию, охватившему почти 90% населения страны.

Фармацевтическая промышленность Китая

Китай сотрудничает со многими странами мира, число которых приравнивается к сотне, в области медобслуживания, научных исследований и обучения специалистов. Благодаря такому развернутому сотрудничеству Всемирная Организация Здравоохранения построила в КНР целый ряд центров традиционной медицины и фармакологии. В последнее время развитее фармацевтической промышленности набирает оборот быстрыми темпами, в процессе производства лекарств широко распространены рецепты и технологии традиционной медицины.

О доступности медицинских услуг в Китае
Наиболее современного типа медучреждения, с предоставлением высокого класса медицинских услуг благодаря квалифицированному персонала и оборудованию, находятся в Пекине, Гуанчжоу и Шанхае, а также некоторых других крупных городах. Распространенными больницами в Китае являются "gaogan bingfang" – они обеспечены современной медицинской техникой и опытными квалифицированными врачами, большинство из них предоставляет медуслуги иностранным гражданам, местные медсестры и врачи встречаются со знанием английского языка, что значительно облегчает предоставление медицинской помощи иностранцам.

В большинстве крупных клиниках врачи имеют высокий класс подготовки благодаря обучению в старинных и престижных медицинских университетах страны, причем некоторые из них – потомственные лекари, что обеспечивает нахождение пути лечения от самых странных и неожиданных болезней, оставляя эффективным и лечение от обычных заболеваний, присущих нашему времени.

Дополнительная информация для иностранцев
Все медицинские услуги в республике Китай являются платными. Как гражданам Китая, так и иностранцам срочная медицинская помощь оказывается безотлагательно, но с последующим возмещением полной стоимости предоставленных услуг. Перед плановой операцией обязателен денежный залог.

Не стоит забывать, что при обращении в медицинские учреждения зачастую приходиться нанимать переводчика, иначе диагноз, название лекарства и предписания будет понять невозможно. В аптеках не всегда можно найти те медикаменты, к которым европеец или иностранец привык, так что есть смысл захватить с собой наиболее часто употребляемые. В китайских аптеках можно встретить причудливые сочетания препаратов: от лекарственных трав и традиционных китайских снадобий до европейских медикаментов.

Все лечение и лекарства для иностранных граждан в Китае – платное, причем оплата должна предоставляться наличными. Обслуживание по медицинским страховкам осуществляется только в определенных больницах, со списком которых необходимо ознакомиться заранее у страхующей компании. В некоторых клиниках медицинские услуги оплачиваются наличными на месте, но по возвращению на родину компенсируются страховой компанией по предоставленным счетам.

В случае плохого самочувствия, произошедшего в момент нахождения за пределами крупного города, всем туристам настоятельно рекомендуется вызов такси или использования другого транспорта для того, чтобы добраться до ближайшей городской больницы – сельские области плохо обеспечены медицинскими услугами, чаще всего там доступна лишь элементарная медпомощь. Сельский медицинский персонал по большей части плохо подготовлен, клиники оснащены медоборудованием недостаточно, а выбор лекарств небольшой – только для первоочередных спасательных мер.

Скорая помощь, по времени приезда и оснащения, также оставляет желать лучшего.
Бесплатное лечение предоставляется тем гражданам, которые приехали в страну учиться или работать.

В китайских больницах жизнь бьет ключом, ведь в борьбе за здоровье выигрывает сильнейший. В коридорах медицинских учреждений не остается времени на сантименты: многие процедуры поставлены в буквальном смысле на конвейер, а пациенты и их родственники ведут бои, перемежая атаки на врачей с обороной в регистратуре. Что представляет собой система здравоохранения в полуторамиллиардной стране?

Если бы не система здравоохранения, ни о каких 1,4+ млрд населения речи бы не шло. В 1953 году, когда проводилась первая перепись в КНР, в стране проживало 580 млн человек. Спустя 40 лет население практически удвоилось, несмотря на голод и социальные эксперименты, и главным образом благодаря развитию системы базовых медицинских услуг.

Система здравоохранения, созданная после 1949 года, до определенной степени повторяла пример СССР. Государство полностью отвечало за предоставление практически бесплатной медицинской помощи по большей части сельскому населению (80%) через систему «босоногих» врачей. Несмотря на базовую подготовку (3-12 месяцев) и ограниченное снабжение (2 шприца и 10 игл), 200 000 сельских лекарей смогли за 30 лет снизить смертность среди новорожденных с 200 до 34 на 1000, а также повысить базовые знания населения по профилактике инфекционных заболеваний.

Но с началом экономических реформ государство пересмотрело свою роль в системе здравоохранения. С 1984 года было резко сокращено финансирование больниц и системы в целом. Хотя государство продолжало владеть медицинскими учреждениями, оно перестало жестко контролировать их деятельность, в которой они все больше стали руководствоваться принципами коммерческого предприятия в условиях нерегулируемого рынка. К концу 90-х медицинское страхование охватывало 49% городского населения (в основном работающих в бюджетных организациях и госпредприятиях) и только 7% из 900 млн сельского населения.

Практически единственным аспектом в здравоохранении, который продолжало контролировать государство, оставалось ценообразование. Чтобы обеспечить доступ хотя бы к базовой медпомощи, оно ограничило оплату часов работы врачей и медсестер, но в то же время отпустило цены на лекарство и технические услуги. Таким образом, главным источником существования больниц и врачей стали доходы от выписанных рецептов и процедур, что косвенно способствовало росту технического оснащения. Даже в провинциальной больнице намного выше шанс найти современное медицинское оборудование, чем квалифицированного врача.

К началу 2000-х напряжение достигло предела: недоверие к врачам и системе в целом вылилось в общественное недовольство и случаи физического насилия. В 2003 году осознав, что игнорировать проблему уже невозможно, правительство ввело систему страхования, покрывающую основные медицинские расходы сельских жителей. Однако уже вскоре она продемонстрировала свою неэффективность: счета за оказание медицинской помощи нередко доводили семьи больного до нищеты.

В 2008 году пришло осознание, что в реформах нуждается не только система страхования, но и здравоохранение в целом — оно не может функционировать адекватно исключительно на основе рыночных принципов. К 2012 году государственная система медицинского страхования обеспечила 95% населения базовыми услугами, однако с их качеством дела обстоят намного сложнее.

Поле боя

В Китае редкий пациент приходит в больницу в одиночестве: поддержка родственников требуется даже, когда больной не имеет никаких физических ограничений. Помимо моральной поддержки, сопровождающие выполняют две важные функции. Во-первых, они берут на себя регистрацию и оплату услуг. Например, врач дал направление на анализ крови, но прежде его необходимо оплатить. И пока пациент занимает очередь в лабораторию, его жена/сестра/зять оплачивают услугу в кассе. Также несмотря на электронные очереди, возле кабинета врача часто собирается независимая «живая», где «пробивные» способности пациента повышают его шансы попасть на прием раньше других.

Источник: l99.com

Во-вторых, сопровождение необходимо, чтобы контролировать деятельность врача. Когда вместо одного страждущего у тебя в кабинете оказывается еще несколько здоровых и агрессивно настроенных людей, то внимательность врача возрастает в разы. Неуспешное лечение может стать и поводом насилия в отношении эскулапа. Неудивительно, что в Китае врачи не стремятся остаться один на один с пациентом и его родственниками и предпочитают держать двери открытыми. Ведь огорченный диагнозом пациент или расстроенные результатом лечения родственники врачу травмы, даже несовместимые с жизнью.

Медицина перестала быть престижной специальностью в Китае, и многие оказываются студентами медвузов, если недобирают баллы для зачисления на инженерные факультеты, кого-то заставляют родители. По данным Всекитайской ассоциации врачей, в 2011 году только 7% врачей в Китае хотели бы, чтобы и их дети продолжили профессиональную династию.

Также в Китае не успели сложиться и традиции профессионального медицинского сообщества, которое могло бы регулировать нормы поведения врачей и, если необходимо, отзывать лицензию на практику. Конечно, в Китае есть и специалисты, которые дорожат своей репутацией, и действительно являются профессионалами, но в целом, существующая система не вознаграждает соблюдение «клятвы Гиппократа».

Ситуацию усугубляет и огромный поток пациентов, иногда до ста в день. Имея в распоряжении 5-7 минут на один прием, врач физически не успевает вникать в историю болезни, он торопится скорее выписать направление на обследование или назначить лечение.

Однако если решения врача не соответствуют ожиданиям пациента и его родственников, то это повод усомнится в его квалификации. Например, китайские врачи понимают , что внутривенные капельницы являются не самым предпочтительным способом введения лекарства, но вряд ли их поймут страдающие от высокой температуры. То же касается и больших доз антибиотиков: китайские пациенты от современной фармакологии ожидают немедленных результатов, и врачи стараются оправдать их ожидания.

Материальные стимулы

Основная доля дохода больниц приходится на анализы, другие технические процедуры и выписанные лекарства. Таким образом, и больница, и каждый отдельный врач заинтересованы в том, чтобы выписывать больше медикаментов и давать направления на дополнительные анализы.


Если какую-нибудь рядовую страну в мире узнают только после страшного происшествия, да и то ситуативно, то некоторые страны заполнили жизнь огромного количества людей по всему миру так сказать материальными средствами собственного производства. К примеру, вещами легкой промышленности, то есть изделиями настолько широкого спроса, от каких и с удовольствием куда-нибудь бы делся, но не получится. Спросите кого угодно: а во что это ты одет? А что ты обул? А какая у тебя посуда? и т.д. В ответ услышишь: да что, китайское, естественно же. Когда бы кто-либо сумел бы подсчитать, какое число различных категорий товаров массового спроса встречает собственного потребителя на широчайших просторах СНГ, и какова их частица произведена в Китае, вышла бы цифра превышающая астрономический масштаб. Наиболее забавное в этом то, что никто и никогда не навязывал Китаю заранее утвержденную и контролируемую роль всемирной кузницы, житницы, и тд.; это государство самостоятельно завоевало право называться в мире тем, кем оно есть на сегодняшний момент.

Итак, всем нам хорошо известна, по крайней мере, одна сторона, которой повернута к нам Поднебесная. Много слышали, да и некоторые встречались и с китайским вариантом коммунизма, и со знаменитой статуей Председателя КНР Мао Цзедуна, а также прочими лидерами, ассоциирующих собой правительство властвующей на их просторах и по ныне Коммунистической партии.

Нашему славянскому народу, наверное, характерна своего рода селективность мышления, отбирающая себе в качестве подпитки предметы для обычной насмешки, банального злорадства, «низкопробного» юмора. В качестве примера можно вспомнить нашумевшую «информацию» о том, как в коммунистическом Китае всеобщими усилиями истребляли воробьев. Лукавая насмешка не обошла стороной и трагедии соседнего народа - так званной "культурной революции", поступков хунвейбинов, наименование которых стало нарицательным. И много чего можно еще упомянуть…

Не привычно нам лишь размышлять о течении самой жизни, о том, что является историей в смысле истинном этого слова. Про то, как Китайская империя дожилась сквозь века до феодальной нищеты, и только в 1949 году, с появлением у власти коммунистов, народ Поднебесной одержал шанс на более-менее заслуженное обращение... Но вернемся к теме уникального китайского здравоохранения.

Пожалуй, каждый без исключения человек, так или иначе сталкивался с огромным богатством традиций старинной китайской медицины. Сущность которой настолько замысловата и сложна, что олицетворяет собой желанную добычу для многочисленных нынешних шарлатанов, эксплуатирующих великое наследие. Кроме того, знания про здоровье человека были описаны здесь в достаточно систематизированном виде, - в списке трактатов, оказавшихся ценнейшими источниками древней философии. В Китае, кроме всего прочего, была начально сформулирована полноценная чисто медицинская концепция, в которой присутствовали понятия о здоровье человека, заболеваниях и лечении. Главные теоретические познания древней китайской медицины полагаются на оригинальных сведениях о полых и плотных висцеральных органах, коллатералях и меридианах, жидкостях человеческого организма. Исследование болезней как определение его причины способом анализа признаков первый раз в истории человечества было использовано в том же Китае. Китайское медицинское учение главным методом избавления от заболеваний назвало использование лекарств, хотя в древнем Китае всегда находили место такие популярные нынче методики, как массаж, иглоукалывание, дыхательные упражнения. Заглядывая несколько наперед уточним, что достижения многовековой медицины совсем не забыты в Китае сегодняшнем. В данный период развития, в государстве присутствует несколько основоположных способов медицинской теории и практики – западный вариант медицины, медицина традиционного типа и смешанный вариант медицины.

Но все-таки, насколько бы ни казались великими достижения древней китайской медицины, доступными они являлись, наверное, только императору Поднебесной, да маленькой группке приближенных чиновников. Простой люд, как и положено, оставался во тьме незнания, а длительность жизни во все века колебалась около показателя в 35 лет. Когда убрать в сторону все мифы, увидим, что настоящим, не побоимся использовать слово, спасителем местного народа и всего общества оказался руководитель Китайской Народной Республики Мао. Только он в середине прошедшего столетия основал экстенсивную (наподобие, нашей советской) систему начальной медицинской помощи, полагающуюся на сельскохозяйственный класс, устранив тем самым неумелых шарлатанов, выдававших свои практики за врачевание традиционализмом. Действительно, наверное, только образец здравоохранения за Н.А. Семашко, экстенсивным путем приблизивший всем медицину туда, где ее столетиями не знали совсем - единственно возможный путь в тех краях, где огромное народонаселение рассредоточено на огромной территории. И действительно можно задуматься над тем: а как же вообще должна выглядеть эффективная структура здравоохранения, охватывающая население, превышающее пятую часть населения всего земного шара?

Еще 40 лет назад в Китае на одну тысячу человек приходилось 1,46 врача и 2,41 больничной койки. В больших городах, типа Пекина, Тяньзиня, Шанхая, существуют огромные специализированные больницы, в том числе клиники с традиционным профилем медицины. В средних по размеру городах каждой провинции и автономного округа также функционируют глобальные и специализированные клиники с новейшим оборудованием. В большинстве провинциальных районов функционируют трехступенчатые лечебно-профилактические учреждения. Но правительство Китая на таких достижениях не остановилось. С 2003 года Китай начал основывать абсолютно новую провинциальную кооперативную систему в области здравоохранения. Она базируется на плате лечения тяжелых заболеваний и собирает средства по принципу конкретной оплаты, общинной помощи и государственного спонсорства. Предусмотрены разные способы компенсации за терапию конкретного гражданина страны. По расчетам данная система охватит в полном объеме все государство. В наши дни по всей республике функционирует образованная 2 года тому назад нормативная и совершенная структура неотложной медицинской помощи для сельских районов; деньги на счет данной службы аккумулируются путем финансовых ассигнований бюджетов всех уровней и добровольных благотворительных взносов отдельных общественных кругов. Подобное отношение к сельским жителям более чем оправдано, - потому как 70% населения страны – жители села, а это порядка 1 миллиарда человек.

Согласно системе общегосударственного санитарного обслуживания и рабочего страхования, основанной в 1950-х годах в Китае вопросы лечения рабочих и служащих финансируются в полном объеме за счет правительственных поступлений. Данная система, пожалуй, со временем показала огромное число упущений, основной из которых состоял в неподъемном финансовом бремени для бюджета общегосударственного уровня. Это было понятно еще под конец 1970-х годов. Именно в тот период новый глава правительства - Дэн Сяопин перешел к внедрению большого числа экономических реформ, что сильно преобразили страну, но также заметно повлияли на систему здравоохранения Китая. Экстенсивная направленность роста не одержала дальнейшей поддержки; получило красный свет и развитие охраны здоровья.

Буквально за последние несколько лет система здравоохранения Китая встретила ряд новых и весьма серьезных препятствий. Одной из которых являются психические расстройства, развывшиеся на фоне возрастающей модернизации государства и уменьшения веса семейных традиций, что кстати, до некоторого предела вполне закономерно. Психическим расстройствам подвержено сейчас 1,43% населения Китая. Нужно сказать, что такой показатель равняется 20% общего числа заболеваний, от которых страдают жители страны. По расчётам, к 2020 году эта частица достигнет уже четверти всех пациентов.

Возникнувший в первой половине 2003 года вирус атипичной пневмонии способствовал получению Китаем ценнейшего опыта в противостоянии экстренным эпидемиям. Значительное дальнейшее развитие приобрели и касающиеся к данному делу учреждения здравоохранения.

Так существует и функционирует система здравоохранения государства, имя которого настолько известно в сегодняшнем мире. Страны старинной, с парадоксальной и необъяснимой историей.

Медицинская статистика свидетельствует, что главные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. За годы рыночных экономических реформ темпы перемен к лучшему стали не столь значительными. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 году республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи страны менее очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 годах были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП.

Как видно из приведенных выше данных, удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 году всего 38,8%, тогда как по миру в целом он достигает 56%. На здравоохранение идет в КНР всего 1% государственного бюджета, тогда как в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6% государственных средств. С начала реформ в 1978 году доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2004 году на государство приходилось только 17,1% расходов, на предприятия и социальные учреждения - 29,3%, а остальные 53,6% расходов на здравоохранение несли сами граждане 1 .

Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значительно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 год в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбулаторное лечение увеличивались на 13%, а на больничное - на 11% 2 . По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем 3 . Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 году чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2 622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2 236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80% государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров; 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. чел. проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год 4 .

Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Ho многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудового договора. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 году медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8% городских жителей и у 79% жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 году не имели медицинской страховки примерно 50% городской бедноты, в 1998 году - 72%, а в 2003 году - 76%.

В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 года она охватила 730 млн чел., или 86% сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват этой системой сельских районов и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 года 5 . Пока что 80% государственных ассигнований на здравоохранение направляется в город и только 20% - в деревню. В расчете надушу населения эти ассигнования составляют в городе в четыре раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около I 000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.

В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетворительного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на рыночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.

Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Ho фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а соответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.

По данным на 2003 грд, 96% больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.

Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных, некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6%. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20% обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40%, далеко превосходя установленный государством норматив в 15%. По данным Мирового банка, в 2003 году расходы на лекарства в Китае составили 52% всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40%. При этом от 12 до 37% назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 году, 80,2% больных прописывали антибиотики, в т. ч. 58% - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зарплату. С 1990 по 2004 год расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в стационаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2 раза, в окружных - 6,8 раз, в уездных - в 5,5 раза.

Весной 2005 года из уст заместителя министра здравоохранения Ma Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 год был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего вследствие излишней ориентации на рынок и недостаточной роли государства.

Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в каком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи лечебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 году, когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.

Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР проф. Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 году на нужцы здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения в США - несколько более 200 млн чел., а Китае - свыше 1,3 млрд чел. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2 ООО юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.

Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были не лучше, чем в сегодняшнем Китае. Ho все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?

Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Китай внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в определении отношений лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в особенности пожилого, медицинскими услугами.

В августе 2006 года Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 года большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.

В начале 2007 года было решено привлечь к параллельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.

В марте 2007 года свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.

В конце мая 2007 года самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.

В июле 2007 года Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие мнения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения». Он требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 году охватить базовым медицинским страхованием в городах всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.

Доклад Xy Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 года в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства в этом сегменте.

На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 году системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.

Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращается. Последние выступают за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства, при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование должны, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам следует разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход надлежит перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственниче- ского подхода характеризуют его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.

Весной 2008 года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП заявил о необходимости провести реформу здравоохранения, с тем чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство намерено выделить в 2008 году на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около 11,7 млрд долл. США), что на 16,7 млрд юаней превышает сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 году, причем основная часть средств предназначается для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.

Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКС, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая

помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения оно призвано, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Избегая прямого вложения средств в систему медицинских услуг, правительство должно инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан, с тем чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Избегая непосредственного участия в руководстве лечебными учреждениями, правительство должно способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.

На этом фоне в 2007 году была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2004). Говорилось, в частности, об увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни в 2005 году до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 годом), о сокращении смертности среди новорожденных, младенческой смертности и смертности детей в возрасте до пяти лет, об усилении работы по профилактике СПИДа, выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний, о значительном расширении сети водопровода и канализации в деревне, об увеличении инвестиций в здравоохранение и укреплении систем кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских х услуг на коммунальном уровне в городах. Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило 4,5 млн чел. He удается эффективно контролировать распространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфекционные болезни и болезни, от которых страдают и животные, и человек. Сотни тысяч людей страдают от шистосоматоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн чел. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5% персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа дает установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяет конкретные ориентиры на 2010 год по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в младших возрастных группах и среди рожениц. Число больных СПИДом намечено удержать в пределах 1,5 млн чел., годовые темпы роста венерических заболеваний - в рамках 10%. Выявление новых заболеваний открытой формой туберкулеза легких предполагается довести до 75%, а эффективно пролечить - более 2 млн чел. Планируется также ограничить распространение гепатита В и ряда других болезней.

Программа ставит целью создание общедоступной системы базового здравоохранения. На первый план выдвигаются укрепление ведущей роли правительства, повышение его ответственности, реформа управления государственными медицинскими учреждениями, укрепление их общеполезного характера, предотвращение слепой погони за прибылью, облегчение бремени, которое несет население. Прокламируется параллельное развитие китайской и западной медицины, использование китайских и западных лекарств. Особое значение придается здравоохранению в деревне и на коммунальном уровне в городах. Поощряется также создание негосударственных лечебных учреждений.

Справку подготовил Яков Бергер.

1 Чжунхуа жэньминь гунхэго вэйшэн бу. 2006 нянь Чжунго вэйшн тунцзи тияо [Министерство здравоохранения Китайской Народной Республики. Основные статичтические данные по здравоохранению в Китае за 2006 г.]. Пекин, 2007.
2 Жэньминь ван. 2007. 27 апреля.
3 Чжунго шэхуй синши фэньси юй юйцзэ: 2007 [Анализ и прогноз социального положения в Китае: 2007]. Пекин: Шэкэ вэньсянь чубаньшэ, 2006.
4 Чжунго цзинцзи шибао, 2007. 11 марта.
5 Агентство Синьхуа. 2007. 2 ноября.

263 0

Иностранцы, едущие за границу в поисках качественного и недорогого лечения - это основа новой, процветающей сферы экономики для нескольких развитых азиатских стран, и Китай среди них.

КНР в последние годы занимает заметное место в мировом медицинском туризме.

Мировой медицинский туризм оценивается в 40 миллиардов долларов в год, и Китай стремится привлечь в свои клиники значительную долю туристов.

КНР радует тысячи иностранных пациентов доступными ценами на лечение, качественной подготовкой врачей, современными технологиями и многоязычным медицинским персоналом.

Медицинские туристы направляются в Китай для лечения рака, кардиохирургических процедур, ортопедии, терапии стволовыми клетками и, конечно, для лечения методами традиционной китайской медицины (ТКМ) - альтернативной системы, которая основана на акупунктуре и древних фитотерапевтических рецептурах.

Несмотря на популярность древних методик, китайская система здравоохранения является одной из самых прогрессивных на планете, а местные ученые достигли огромных успехов в кардиологии, нейрохирургии, травматологии, онкологии, а также в изучении стволовых клеток.

Потенциал Китая как направления медицинского туризма трудно переоценить, потому что в дополнение к передовой медицинской инфраструктуре эта страна имеет много уникальных мест и исторических достопримечательностей. Неудивительно, что западные туристы ездят в Поднебесную на своеобразный «медицинский отпуск» - подлечиться, отдохнуть, и одновременно насладиться местными красотами.

Почему именно лечение в Китае?

Китай - один из мировых экономических колоссов, фактически вторая экономика планеты. Кроме того, это страна с богатой историей и разнообразной культурой, ставшая излюбленным местом для отдыха иностранцев.

Это также стремительно развивающаяся страна, причем одна из наиболее процветающих ее областей - здравоохранение, что наряду с открытой политикой в последние годы привело к значительному увеличению потока медицинских туристов. Пациенты с Запада, а также из других стран Азии устремляются в Китай, чтобы совместить прекрасный отдых с качественным и недорогим лечением.

Почему стоит рассматривать Китай как хорошее место для лечения и отдыха?

У этой страны есть сразу шесть важных преимуществ:

1. Низкая стоимость лечения

Доступность - это ключевая причина, по которой люди едут на лечение в Китай. Для жителей западных стран с огромными ценами на медицинские услуги опыт лечения в КНР выглядит впечатляюще: высокий технологический уровень и хороший сервис за сумму, в разы меньшую, чем в Америке или Британии. Сэкономить на крупной процедуре не помешает даже перелет через океан.

2. Первоклассные больницы и клиники

Система здравоохранения Китайской Народной Республики состоит из разветвленной сети современных больниц, предоставляющих высококачественную помощь. В стране уже есть 25 учреждений, получивших международную аккредитацию Объединенной комиссии (JCI, Joint Commission International), а многие другие больницы являются членами Международного общества качества в области здравоохранения (ISQua, International Society for Quality in Health Care) или одобрены Американской медицинской ассоциацией (АМА, American Medical Association).

3. Врачи и хирурги с американскими сертификатами

Не следует упускать из виду, что искушенным пациентам важно осознание того, что они имеют дело с медицинскими специалистами, подготовленными по самым высоким стандартам. В Китае есть много врачей с сертификатами Американского совета (American Board Certified), свободно владеющих английским языком. Это отчасти связано с большим количеством врачей из Штатов, которые остались жить и практиковать в КНР.

4. Смесь западной и восточной медицины

Медицинские туристы направляются в Китай для лечения рака, операций на сердце, протезирования суставов, операций на позвоночнике. Также большой популярностью, как у местных пациентов, так и у иностранцев, пользуются: иглоукалывание для лечения боли, депрессии и остеоартрита; фитотерапия и альтернативные методы лечения при раке, диабете, болезнях сердца. Во многих китайских клиниках современные западные методы комбинируют с традиционными восточными рецептами.

5. Возможности для отпуска бесконечны

Китай стал важным мировым туристическим направлением с провозглашения открытой политики в 1970-х годах, и теперь эта страна стала третьей по посещаемости в мире. История, культура, потрясающая кухня, знаменитые места, кипящие мегаполисы, центры шопинга и развлечений - в Китае есть все, что может заинтересовать туристов.

6. Сильные исследовательские центры

Это особенно касается терапии стволовыми клетками и лечения рака.

Если говорить о первом, то Китай имеет наиболее либеральные правила исследований эмбриональных стволовых клеток. Соответственно, в КНР проводить такие исследования гораздо проще и быстрее, чем в западных странах. В результате многие западные ученые стремятся сотрудничать с китайскими коллегами, и тем самым обеспечивают бурный прогресс в этом направлении медицины.

Что касается онкологии, то здесь сочетание государственной поддержки и частных медико-биологических инвестиций привело к тому, что уровень исследований рака и лечения онкобольных в КНР почти сравнялся с лучшими стандартами Запада.

Система здравоохранения в Китае

Система здравоохранения Китая совершенствуется под влиянием экономического роста страны и грамотного контроля со стороны государства, целью которого является обеспечение качественной и доступной медицинской помощи для всех граждан КНР.

Недавние реформы были направлены на улучшение доступа населения к медицинской помощи. Новая схема разрешила состоятельным городским жителям иметь медицинскую страховку, поэтому они не должны откладывать крупные деньги на случай внезапной болезни. Правительство, как и прежде, за свои средства обеспечивает гарантируемый минимум медицинских услуг для сельских жителей.

В целом, Китайская Народная Республика сумела еще к 2009 году обеспечить около 95 процентов ее населения доступной медицинской помощью, что является незаурядным показателем в регионе.

Больницы и врачи Китая

Огромная площадь Китая выдвигает определенные требования к его медицинской системе, и страна, надо сказать, справляется с проблемой неплохо. В Китае на 1000 населения оборудовано 3,8 больничных коек в лечебных учреждениях всех типов - больших и маленьких, городских и сельских, государственных, совместных и частных. Министерство здравоохранения КНР условно разделяет все лечебные учреждения на 3 уровня, где лучшие специализированные больницы получают высший рейтинг - 3AAA.

Обслуживание иностранных пациентов в китайских больницах на высоте. Правительство КНР решило применять престижные американские нормы Joint Commission International (JCI) - признанный всем западным миром «золотой стандарт» качества и безопасности больниц. В Китае работает уже 25 аккредитованных JCI учреждений, которые смело могут предлагать свои услуги самым требовательным пациентам из Европы и Америки.

Врачи в Китае заботятся о комфорте пациентов и высоком качестве лечения, особенно хирургических операций. Они известны своим передовым опытом в таких областях, как кардиология, ортопедия, онкология и традиционная китайская медицина. Китайские специалисты по терапии стволовыми клетками считаются одними из лучших в мире, а многие из них проходят обучение в самых уважаемых медицинских школах Америки.

Дмитрий Левченко

Похожие публикации