Понятие высших психических функций. Развитие высших психических функций у младших школьников в условиях образовательного учреждения Развитие высших психических функций

Детская психика, как относительно лабильная система, неоднородна. В ней переплетены естественные особенности, присущие живым организмам, а также приобретенные в процессе историко-культурного развития черты, впоследствии образующие высшие психические функции у детей.

Чрезвычайно широко роль социума в психологическом развитии ребенка раскрыта в трудах Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, а также нашего соотечественника Л.C. Выготского. В соответствии с их представлениями психические функции возможно разделить на низшую и высшую категории. К первой относятся данные человеку в результате филогенеза качества, например, непроизвольное внимание и память – все то, чем он не имеет возможности управлять, происходящее за пределами его сознания. Ко второй — полученные в онтогенезе, скрепленные социальными связями, свойства: мышление, внимание, восприятие и т.д., — инструменты, которыми индивидуум управляет осознанно и контролируемо.

Важнейшие орудия, влияющие на развитие психических функций у детей, — знаки — психологические субстанции, способные изменить сознание субъекта. Одними из таковых являются слова и жесты, в частном случае, родительские. При этом ПФ изменяются в направлении от коллективного к индивидуальному. Первоначально ребенок учится взаимодействовать с внешним миром и понимать закономерности поведения, а затем обращает полученный опыт на себя. В процессе совершенствования ему предстоит последовательно пройти этапы натуральной, доречевой, речевой, энтрапсихической, а затем спонтанной и произвольной интрапсихических функций.

Разновидности высших психических функций

Взаимодействие биологического и культурного аспектов жизни человека взращивает:

  • Восприятие – способность принимать информацию от окружения, одновременно выделяя из общего объема значимые и полезные данные;
  • Внимание – умение концентрироваться на конкретном объекте сбора информации;
  • Мышление – обобщение принимаемых извне сигналов, составление закономерностей и формирование связей.
  • Сознание – усовершенствованная степень мышления с более глубокими причинно-следственными зависимостями.
  • Память – процесс сохранения следов взаимодействий с внешним миром с накоплением и последующим воспроизведением данных.
  • Эмоции – отражение отношения ребенка к себе и социуму. Мера их проявления характеризует удовлетворенность или неудовлетворенность ожиданиям.
  • Мотивация – мера заинтересованности в выполнении какой-либо деятельности, подразделяется на биологические, социальные и духовные.

Периодизация и кризисы

Совершенствование ментальных навыков неизбежно сталкивается с противоречиями, возникающими на стыке изменившегося самосознания и стабильного окружающего мира.

Вполне естественно, что в такие моменты развивается нарушение высших психических функций у детей. Так, наиболее внимательного отношения требуют следующие периоды:

  1. От 0 — 2 месяцев – кризис новорожденности, во время которого происходит решительная перестройка привычного образа внутриутробного существования, знакомство с новыми объектами и субъектами.
  2. 1 год – ребенок овладевает речью и свободным передвижением, что открывает горизонты с новой для него, но пока избыточной информацией.
  3. 3 года – в это время начинаются первые попытки осознать себя как личность, впервые переосмысливается полученный опыт, и оформляются черты характера. Кризис проявляется в виде строптивости, упрямства, своеволия и т.п.
  4. 7 лет – существование ребенка становится немыслимо без коллектива. Изменяется оценка действий других детей с одновременным возрастанием самостоятельности. При этом возможно нарушение психического равновесия.
  5. 13 лет – предшествует гормональному всплеску, а иногда захватывает его. Физиологической нестабильности сопутствует смена роли с ведомой на ведущую. Проявляется в снижении продуктивности и заинтересованности.
  6. 17 лет – возраст, когда ребенок стоит на пороге новой жизни. Страх неизвестного, ответственность за выбранную стратегию дальнейшей жизни влекут обострение заболеваний, проявление невротических реакций и т.д.

Определить точные время и причины нарушения высших психических функций у детей невозможно. Поскольку каждый ребенок по-своему преодолевает вызовы, исходящие от окружения: одни – переживают их спокойно, незаметно, другие – сопровождают яркой эмоциональной реакцией, в том числе внутренней.

Различить кризисы поможет постоянное наблюдение и сопоставление поведенческих моделей конкретного ребенка, а не его сверстника — в начале и конце межкризисного периода. Однако стоит понимать, что перелом является частью процесса развития, а не его нарушением. Именно в этот временной отрезок усиливается функция взрослого как наставника, уже прошедшего через подобные потрясения. Тогда высокий риск причинения вреда будет сведен к минимуму.

Версия 5.1 БП 3.0.73.54 стал делать ВПФ, выяснилось (внезапно), что в общем модуле "УправлениеПечатью" процедура "ПодготовитьКоллекциюПечатныхФорм" лишилась "Экспорт", пришлось вставить немного изменённую в модуль формы ВПФ.

В принципе всё описано в исходной публикации .

Могу добавить только, что для последних версий БСП и, соответственно, конфигураций на управляемых формах, наметилась тенденция выносить процедуры и функции печати из модуля менеджера в общие модули. Поэтому, чаще всего, созданную конструктором ВПФ придётся допиливать, перенося в модуль ВПФ эти самые процедцры и функции из общих модулей.

Инструкция для управляемого приложения

Создадим ВПФ, например, для документа Счет покупателю , печатная форма Счет-заказ (пример делаю на платформе 8.3.8.1784 БП 3.0.43.247 база ДЕМО).

Создание ВПФ

Исхожу из того, что пользоваться конфигуратором, тот, кто создаёт ВПФ умеет, потому картинки оттуда рисовать не будем. Результатом будет внешняя форма, которая ничем не отличается от типовой печатной формы документа.

Итак, по пунктам:

  1. Копируем модуль менеджера документа Счет покупателю, открыв его в Конфигураторе. Копируется весь модуль, например, нажав Ctrl + A , потом Ctrl + С .
  2. Открываем конструктор в режиме учета, выбираем Тип документа СчетНаОплатуПокупателю и нажимаем кнопку Вставить:
  1. Жмём следующую кнопку Анализ. Получаем на закладке Команды и функции список доступных команд печати, список процедур и функций модуля менеджера, и текст выделенных процедур в правом окне. В левом верхнем окне снимаем все галки (кнопки управление вверху) и отмечаем нужную нам печатную форму СчетЗаказ. В левом нижнем окне нужные для печати выбранной формы процедуры будут отмечены зелёным цветом автоматически. Если необходимо, можно отметить и другие процедуры и функции с помощью кнопки нужна\ не нужна , они будут перенесены в итоговую обработку, но использовать автоматически ВПФ их не будет, поэтому подумайте, оно Вам надо? В правом окне можно просмотреть текст выделенных в левом нижнем окне процедур и функций. Текст можно изменить, правда никогда этой возможностью не пользовался, но мало ли кому понадобится?:

  1. Следующая кнопка Сформировать . Создаёт текст модуля обработки ВПФ:

  1. Жмём Скомпилировать - на экране ничего не изменится, просто будет создана ВПФ.
  2. Кнопка Сохранить предложит выбрать путь, куда сохранить созданную обработку и открыть созданную ВПФ для проверки. ВПФ создаётся со встроенной формой обработки, поэтому её можно отлаживать не прибегая к дополнительным средствам. При открытии ВПФ сразу проверяем работоспособность, выбрав документ и сформировав печатную форму:

Как уже говорилось, сейчас она ничем не отличается от типовой, и если нужно что-то изменить, это придётся делать руками, о чём расскажу ниже. Хочется заметить, что указанный порядок формирования ВПФ минимален, остальное пробуйте сами…или не пробуйте. Здесь фактически просто перечислены шаги быстрого создания ВПФ для последующей доработки.

Что удивило, и типовая и внешняя вместо суммы прописью выдают в демке сумму числом:

Изменение полученной ВПФ

Для исправления ситуации, и добавления чего-то своего в ВПФ, начнём вносить изменения:

  1. Вставим макет счета в ВПФ (по умолчанию используется тот же, что и в типовой форме счета). Для этого посмотрим, какой макет используется. В модуле объекта ВПФ:
Если УправлениеПечатью.НужноПечататьМакет(КоллекцияПечатныхФорм, "СчетЗаказ") Тогда ТаблицаСведенийСчетНаОплату = ПолучитьТаблицуСведенийСчетаНаОплату(МассивОбъектов); УправлениеПечатью.ВывестиТабличныйДокументВКоллекцию(КоллекцияПечатныхФорм, "СчетЗаказ", "Счет на оплату", ПечатьТорговыхДокументов.ПечатьСчетаНаОплату(ТаблицаСведенийСчетНаОплату, ОбъектыПечати),"ОбщийМакет.ПФ_MXL_СчетЗаказ"); ПараметрыВывода.Вставить("ФормироватьЭД", Истина); КонецЕсли;

Из процедуры Печать видим, что нам нужен общий макет ПФ_MXL_СчетЗаказ. Копируем его в конфигураторе. Ветка Общие - Общие макеты :

Затем в обработке встаём на Макеты и вставляем, теперь макет есть в ВПФ, нужно изменить код модуля, чтобы использовать именно его, а не общий макет:

  1. Анализируем текст процедуры печати и добавляем процедуры и функции общих модулей, использующиеся при формировании печатной формы:
#Область ДобавленныеПроцедурыИФункции //между этими строками вставляем скопированные из общих модулей процедуры #КонецОбласти
  • Сохраняем то, что получилось (или нажимаем на синтаксис контроль). Получаем сообщение об ошибках:

{ВнешняяОбработка.СчетНаОплатуПокупателю_ВнешняяПечатная.МодульОбъекта(371,3)}: Процедура или функция с указанным именем не определена (ВывестиЗаголовокПредупреждение)

<>ВывестиЗаголовокПредупреждение(СведенияОДокументе.Получатель, ТабличныйДокумент, Макет); (Проверка: Сервер).

Поскольку не определена процедура без указания через точку, делам вывод, что она находится в том же общем модуле, что и скопированная нами перед этим функция ПечатьСчетаНаОплату - находим её там, и копируем в модуль ВПФ. И вновь пробуем сохранить. В данном случае нам повезло - ошибок больше нет. В обще-то это редкость, по большому счёту, это самый трудоёмкий момент. Бывает, что может понадобится копирование нескольких процедур и функций, и, может быть, даже не из одного модуля. Главное не просто скопировать, но и правильно их потом вызывать. Универсального рецепта для этого у меня нет.

  • Убираем в процедуре печать строку «ПечатьТорговыхДокументов. » - теперь эта функция будет вызываться из модуля ВПФ.
  • Сохраняем ВПФ, проверяеем в режиме учёта - всё работает, только теперь, всё, что нужно для изменений, у нас находятся в ВПФ. Теперь можно делать необходимые изменения.
  1. Изменяем текст модуля ВПФ:
  • Вызов встроенного макеета вместо общего - находим строку "ОбщийМакет.ПФ_MXL_СчетЗаказ", видим, что находится она в добавленной функции из общего модуля, и не меняя общий модуль ПечатьТорговыхДокументов (сохраняя типовую конфигурацию на полной поддержке) изменяем функцию модуля ВПФ:
//Макет = УправлениеПечатью.МакетПечатнойФормы("ОбщийМакет.ПФ_MXL_СчетЗаказ"); //Было Макет = ПолучитьМакет("ПФ_MXL_СчетЗаказ"); //Стало

Внимание: После каждого изменения лучше сохранять ВПФ и проверять работоспособность, если менять всё подряд, потом может получится, что легче будет начать с начало, чем исправить то, что наменяли. Ещё совет, когда всё работает, и собираетесь что- то допилить, создайте новую версию ВПФ, и меняйте её - останется рабочий вариант, и текущий, с попыткой допила)))

  • Исправим сумму прописью - сейчас она почему - то выводится числом, вариантов много, можно, например, использовать форматную строку в ячейке макета СуммаПрописью, но это некрасиво, поэтому попробуем найти место в тексте модуля, где заполняется этот параметр и исправим его. Видим строку:
ДанныеПечатиСуммаПрописью.СуммаПрописью = ОбщегоНазначенияБПВызовСервера.СформироватьСуммуПрописью(СуммаКПрописи, СведенияОДокументе.Валюта);

Отладчиком смотрим, где собака порылась. На вид всё фильдиперсово, однако видим вместо строки число. Видим, что при вызове функции общего модуля ОбщегоНазначенияБПВызовСервера.СформироватьСуммуПрописью в параметре СведенияОДокументе.Валюта пусто. Вариантов исправления много - можно вытащить процедуру СформироватьСуммуПрописью в модуль ВПФ, можно посмотреть заполнение строки СведенияОДокументе и заполнить валюту там, можно проверить заполнение валюты, и если там пусто использовать валюту по умолчанию из константы. Мне лень, поэтому возьмём валюту из договора:

ДанныеПечатиСуммаПрописью.СуммаПрописью = ОбщегоНазначенияБПВызовСервера.СформироватьСуммуПрописью(СуммаКПрописи, СведенияОДокументе.ДоговорКонтрагента.ВалютаВзаиморасчетов);//СведенияОДокументе.Валюта);

Сохраняем, проверяем:

  • Теперь добавим в макет новый параметр, например Комментарий и выведем после итоговой строки (пример условный, просто как пример)))):

У ребенка есть страсть к игре,

и ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь . Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей. Она является психологическим орудием. С помощью речи мы свободно выражаемся, осознаем свои поступки. Если человек страдает речевыми расстройствами, то он становится «рабом зрительного поля». К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Известный отечественный психолог, Л.С. Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром . Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.

Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет . В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, которые можно использовать в развитии высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Прежде чем перейти к основным упражнениям хочу отметить, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.


Внимание бывает непроизвольным и произвольным . С непроизвольным вниманием человек рождается. Произвольное внимание – формируется из всех других психических функций. Оно связанно с речевой функцией.

Многие родители знакомы с понятием гиперактивность (оно состоит из таких компонентов как: невнимательность, гиперактивность, импульсивность).

Невнимательность:

  • Совершение в задании ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Организовать свою деятельность;
  • Избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • Потеря предметов, необходимых для выполнения заданий;
  • Забывчивость в повседневной деятельности;
  • Отвлекаемость на посторонние стимулы.

(из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 мес.)

Гиперактивность:

  • Суетлив, не может сидеть спокойно;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • Бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать.

(из перечисленных ниже признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 мес.)

Импульсивность:

  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди на занятиях, в играх.

Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика .

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка - это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами - что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое - играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения .

  1. Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
  1. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
  1. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • ·игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
  • ·рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
  • застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Похожие публикации