Стереоскопическое зрение для глазных мышц. Упражнения для бинокулярного зрения в домашних условиях. Бинокулярное зрение возможно тогда, когда

Бинокулярное зрение — это нормальный характер зрения человека, оно позволяет нам воспринимать окружающий мир объемным. Мы можем оценить величину и форму предмета, его рельеф, расстояние до объекта, их соотношение между собой. Стереоскопическое зрение — это одно из высших проявлений бинокулярности, позволяющее видеть трехмерно.

Бинокулярность позволяет нам сформировать видимые объекты в единый зрительный образ. Мы видим картинку левым и правым глазом отдельно.

В этой статье

При нормальном зрении изображение попадает на одинаковые (корреспондирующие) участки сетчатки обоих глаз, а затем формируется в единое целое уже в коре головного мозга, что называется фузионным рефлексом. Это рефлекторный механизм бинокулярного зрения, отвечающий за слияние двух картинок в одну. При нарушении бинокулярности изображение проецируется на несовпадающие точки, вследствие чего мозг не может соединить их в одну. Возникает диплопия (двоение в глазах). В этом легко убедиться, если при взгляде на какой-либо предмет легонько надавить на нижнее или верхнее веко, в глазах сразу начнет двоиться.

Развитие стереоскопического зрения у ребенка

Ребенок в течение нескольких недель после рождения еще не в состоянии фиксировать взгляд на предмете, так как его глазные мышцы рассогласованы и не могут совершать синхронных движений. Из-за этого мы наблюдаем младенческое косоглазие. Характер зрения после рождения монокулярный — малыш видит только одним глазом, а затем монокулярный альтернирующий — то левым, то правым глазом. А вот к двум месяцам жизни должен сформироваться рефлекс фиксации предмета. В этот период световые возбуждения уже передаются в кору головного мозга, возникает связь между желтыми пятнами сетчатки и осуществляется слияние двух изображений в одно — срабатывает фузионный рефлекс, без которого невозможно стереоскопическое бинокулярное зрение. Помимо этого, при нормальном развитии должна появиться конвергенция (сведение зрительных осей для фиксации расположенных вблизи предметов). Это подтверждение того, что развивается аккомодация — способность глаз к видению на разных расстояниях.

В два-три месяца малыш активно осваивает ближнее пространство — важный этап для формирования бинокулярного зрения. В это время он еще не обладает зрением «стерео» и видит объекты только в двух измерениях — в ширину и высоту, а представление о глубине может получить только путем осязания. Так он получает первое представление об объемности предметов.
В 4-5 месяцев у ребенка происходит динамичное развитие хватательного рефлекса. Малыш определяет направление движения, но оценить расстояние ему еще трудно, как и объем: он пытается схватить рукой солнечные зайчики, блики от источников освещения, движущиеся тени.

После шести месяцев наступает этап активного освоения дальнего пространства, когда малыш начинает активно ползать. При этом ребенок уже лучше оценивает расстояние до объекта, к которому он направляется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть. Он способен дотянуться до разнообразных вещей, оценить их размер, рельеф. Это период бурного развития стереоскопического и в целом бинокулярного зрения. В это время необходимо давать ему для игр предметы разной формы, из различных материалов, наполнить детскую различными геометрическими игрушками: кубами, шарами, которые можно катать.

Исследуя различные по форме и материалу объекты, малыш формирует стереоскопическое зрение, свое представление об окружающем мире. Распространенная игра — катание мяча между взрослым и ребенком — отличный пример того, как он учится оценивать расстояние — один из важных признаков бинокулярного зрения. Полностью формирование стереозрения завершается примерно к восьми годам жизни.

Косоглазие — причина потери стереоскопического зрения

Косоглазие часто встречается у детей и свидетельствует о явном нарушении стереозрения. Профессор Р. Заксенвегер в результате многолетних наблюдений вывел два термина:

  • «стереоамавроз» — полное отсутствие стереоскопичности;
  • «стереоамблиопия» — неполноценное развитие стереоскопического зрения.

Возникновение у ребенка косоглазия разрушает его бинокулярное и стереоскопическое зрение. При этом нужно отметить, что восстановить стереозрение удается лишь у той части детей с содружественным косоглазием, при врожденном или рано появившемся недуге вернуть полноценное объемное видение не удается.
Восстановление стереоскопичности проводится на последнем этапе лечения косоглазия, когда развиты фузионные рефлексы и нормальное плоскостное бинокулярное зрение. При этом конечные результаты зависят от остроты видения обоих глаз, разницы между ними в диоптриях, угла косоглазия. Также на предел порога глубинного зрения влияют сроки возникновения косоглазия (важно, в какой стадии формирования находился зрительный процесс) и степень анизейконии — нарушения, при котром на сетчатках обоих глаз формируются разные по величине изображения. Если эта разница составляет более 5%, то качество глубинного зрения очень низкое.

Вот почему так важно внимательно наблюдать за процессом развития зрительного механизма ребенка, знать о том, что он должен уметь делать в определенный период жизни. Развившееся косоглазие, амблиопия могут привести к полной потере бинокулярного зрения, в том числе и стереофункции. Чаще всего этот недуг развивается в период до трех лет. К тому же как косоглазие может быть причиной амблиопии, так и наоборот, ее следствием. При амблиопии (синдром «ленивого глаза») ребенок наблюдает мир только при помощи одного глаза, имея монокулярность. Естественно, что объемное зрение при этом отсутствует. Эти патологии опасны также тем, что при запущенном состоянии функции бинокулярности могут полностью атрофироваться.

Чем мешает отсутствие полноценного бинокулярного и стереоскопического зрения?

Отсутствие стереозрения ограничивает возможность работы в очень многих сферах, а также грозит опасными последствиями и для сотрудника, и для окружающих. Вот несколько примеров тому.
Медицинский работник. Представьте хирурга, выполняющего полостную операцию. Если он не способен оценить величину органа, который он оперирует, а также расстояние до него? Стоматолога, который промахивается мимо зуба? При отсутствии нормального бинокулярного и тем более стереозрения в медицине запрещено работать в некоторых специальностях.

Спортсмен во многих дисциплинах. Как правило, почти во всех видах спорта требуется абсолютно идеальное стереоскопическое бинокулярное зрение. Спортсмену нужно постоянно оценивать расстояние и до других игроков, мяча, шайбы волана, высоту планки при прыжке, а также величину предметов, чтобы визуально оценить, на каком расстоянии они находятся. Не понадобится хорошая бинокулярность, например, в шахматах, в основном же результаты в спорте зависят от нее.

Водители различных видов транспорта, а также летчики, военные, проходят обязательную проверку бинокулярного зрения перед поступлением в военное училище и приемом на работу. Водитель, который не может оценить расстояние до других транспортных средств, — потенциальный источник опасности на дороге. Отсутствие стереофункции зрения мешает работать также еще во множестве других профессий: видеооператор, охотник, художник и др.

Родителям необходимо с самого рождения ребенка внимательно следить за развитием его зрительных функций. непроходящее младенческое косоглазие — уже повод срочно посетить офтальмолога . Кроме того, не стоит игнорировать обязательные проверки зрения на определенных этапах развития малыша: 1 месяц, 3 месяца, полгода и год. Врач обнаружит нарушения, если они присутствуют, и назначит соответствующую терапию или лечение. Таким образом, время не будет потеряно. Зачастую именно запущенные заболевания становятся причиной утраты зрительных функций.

Стереоскопическое зрение – бесценный дар, которым природа наградила человека. Благодаря этому механизму, мы воспринимаем окружающий мир во всей его глубине и многогранности. Объёмное изображение формирует мозг, когда человек рассматривает видимые объекты обоими глазами.

Стереоскопическое зрение дало возможность современному человеку создавать имитации стереоэффекта: 3D-фильмы, стереокартинки и стереофотографии. Всё это делает мир вокруг нас ещё более восхитительным и загадочным.

Что такое стереоскопическое зрение и как оно работает?

Определение стереоскопического зрения

Стереоскопическое зрение – это уникальное свойство органов зрения, которое позволяет увидеть не только размеры объекта в одной плоскости, но и его форму, а также размеры объекта в разных плоскостях. Такое объёмное зрение присуще каждому здоровому человеку: к примеру, если мы видим дом вдалеке, мы можем приблизительно определить, какого он размера и на каком расстоянии от нас находится.

Стереоскопическое зрение – важная функция, которую выполняет человеческий глаз.

Механизм

На сетчатке наших глаз формируется двумерное изображение, тем не менее, человек воспринимает глубину пространства, то есть обладает трёхмерным стереоскопическим зрением.

Мы способны оценивать глубину благодаря разным механизмам. Владея данными о величине предмета, человек способен рассчитать расстояние к нему или понять, какой из объектов находится более близко, путём сравнения угловой величины объекта. Если один предмет находится перед другим и частично его заслоняет, то передний объект воспринимается на более близком расстоянии.

Удалённость предмета можно также определить по такому признаку, как «параллакс» движения. Это кажущееся смещение более далёких и близких предметов при движении головой в разных направлениях. Примером может служить «железнодорожный эффект»: когда мы смотрим из окна движущегося поезда, нам кажется, что скорость близко расположенных предметов больше скорости удалённых объектов. Узнайте также, как развить периферическое зрение в .

Одной из важных функций стереоскопического зрения является ориентация в пространстве. Благодаря возможности видеть предметы объёмно, мы лучше ориентируемся в пространстве.

Если человек утратит восприятие глубины пространства, жизнь его станет опасной.

Стереоскопическое зрение помогает нам во многом, например, в спортивной деятельности. Без оценки себя и окружающих объектов в пространстве станут невозможными выступления гимнастов на брусьях и бревне, прыгуны с шестом не смогут правильно оценивать расстояние до планки, а биатлонисты не способны будут поразить мишень.

Без стереоскопического зрения человек не сможет работать в профессиях, требующих моментальной оценки расстояния, или связанных с быстро движущимися объектами (лётчик, машинист поездов, охотник, стоматолог).

Отклонения

Человек обладает несколькими механизмами оценки глубины. Если какой-либо из механизмов не работает, то это – отклонение от нормы, ведущее к различным ограничениям оценки удалённости предметов и ориентации в пространстве. Наиболее важный механизм восприятия глубины – стереопсис.

Стереопсис

Стереопсис зависит от совместного использования обоих глаз. При рассматривании любой трёхмерной сцены оба глаза формируют различные изображения на сетчатке. В этом можно убедиться, если смотреть прямо вперёд и быстро перемещать голову из стороны в сторону или быстро закрывать поочередно то один, то другой глаз. Если перед вами плоский объект, то особой разницы вы не заметите. Однако если предметы находятся на разном расстоянии от вас, то вы заметите значительные изменения в картине. В процессе стереопсиса мозг сравнивает изображения одной и той же сцены на двух сетчатках и с относительной точностью оценивает их глубину.

Проявление стереопсиса

Диспарантность

Так называют отклонение от положения корреспондирующих точек на сетчатках правого и левого глаза, в которых фиксируется одно и то же изображение. Если отклонение не превышает в горизонтальном направлении 2°, а по вертикали – не более нескольких угловых минут, то человек будет визуально воспринимать одиночную точку в пространстве как расположенную ближе, чем сама точка фиксации. Если же расстояние между проекциями точки меньше, чем между корреспондирующими точками, то человеку будет казаться, что она расположена дальше точки фиксации.

Третий вариант предполагает отклонение более 2°. Если вертикальное направление превышает несколько угловых минут, то мы сможем увидеть 2 отдельные точки, которые будут казаться расположенными ближе или дальше от точки фиксации. Данный эксперимент лежит в основе созданий серии стереоскопических приборов (стереоскоп Уитстона, стереотелевидение, стереодальномеры и пр.).

Проявление диспарантности

Выделяют конвергентную диспаратность (у точек, расположенных ближе точки фиксации) и дивергентную (у точек, расположенных дальше точки фиксации). Распределение диспаратностей по изображению называют картой диспаратностей.

Проверка стереопсиса

Некоторые люди не могут воспринимать глубину объектов с помощью стереоскопа. Свой стереопсис можно проверить с помощью такого рисунка. Таблицы для проверки зрения собраны в .

Если есть стереоскоп, можно сделать копии стереопар, которые на нём изображены, и вставить их в прибор. Второй вариант – перпендикулярно расположить между двумя изображениями одной стереопары тонкий лист картона. Установив их параллельно, можно попытаться смотреть на своё изображение каждым глазом.

Применение стереоскопа

В 1960 году учёный из США Бела Юлеш предложил использовать уникальный способ демонстрации стереоэффекта, исключающий . Этот принцип можно использовать для тренировки стереопсиса. Посмотрите на рисунки-автостереограммы.

Если вы посмотрите вдаль, сквозь рисунок, то увидите стереоскопическую картину.

На базе этого метода создано устройство, позволяющее исследовать порог стереоскопического зрения, – автостереограмма. Существует и модифицированное устройство, которое позволяет очень точно определить порог стереоскопического зрения.

Каждому глазу предлагаются тест-объекты, которые имеют одинаковые области точек и представляют собой фигуру произвольной формы. В том случае, когда значения параллактических углов нулевые, то наблюдатель может увидеть в обобщённом изображении точки, расположенные в произвольном порядке. Он будет не способен выделить на рандомизированном фоне определённую фигуру. Таким образом, монокулярное видение фигуры исключается.

Проведение теста

Переместив один из тест-объектов перпендикулярно оптической оси системы, мы увидим, как изменяется параллактический угол между фигурами. Когда он достигнет определённого значения, наблюдатель сможет увидеть фигуру, как бы отрывающуюся от фона; фигура может также удаляться или приближаться к нему.

Параллактический угол измеряется посредством оптического компенсатора, который введён в одну из ветвей прибора. Когда фигура появляется в поле зрения, её фиксирует наблюдатель, а на индикаторе появляется соответствующий показатель порога стереоскопического зрения.

Нейрофизиология стереоскопического зрения

Исследования в области нейрофизиологии стереоскопического зрения позволили выявить в первичной зрительной коре головного мозга специфические клетки, настроенные на диспаратность. Они могут быть 2 типов:

Кроме того, существуют клетки, реагирующие в том случае, когда стимул находится ближе точки фиксации.

Все типы клеток обладают свойством ориентационной избирательности. Они обладают хорошей реакцией на движущиеся стимулы и концы линий.

Также существует борьба полей зрения. В том случае, когда на сетчатках обоих глаз создаются изображения, сильно различающиеся между собой, то зачастую одно из них вообще перестаёт восприниматься. Это явление означает следующее: если зрительная система не может объединить изображения на обеих сетчатках, то она частично или полностью отвергает один из образов.

Условия для стереоскопического зрения

Для нормального стереоскопического зрения необходимы следующие условия:

  • Нормальная работа ;
  • Хорошая ;
  • Взаимосвязь между аккомодацией, фузией и конвергенцией;
  • Незначительное различие в масштабах изображений обоих глаз.

Если на сетчатке обоих глаз при рассматривании одного и того же предмета изображение имеет разные размеры или неодинаковый масштаб, то это называется анизейконией.

Это отклонение является самой частой причиной того, что стереоскопическое зрение становится неустойчивым или теряется. Как восстановить зрение в домашних условиях можно узнать .

Что такое бинокулярное зрение? Бинокулярным зрением называют способность четко видеть изображение сразу двумя глазами. Две картинки, получаемые обоими глазами, формируются в одно объемное изображение в коре мозга головы.

Бинокулярное зрение или стереоскопическое зрение позволяет видеть объемные черты, проверять расстояние между объектами. Такой тип зрения является обязательным для многих профессий – водителей, летчиков, моряков, охотников.

Кроме бинокулярного зрения существует еще и монокулярное, это зрение только одним глазом, мозг головы выбирает только одну картинку для восприятия и блокирует вторую. Такой тип зрения позволяет определить параметры объекта – его форму, ширину и высоту, однако не дает сведений о расположении предметов в пространстве.

Хотя монокулярное зрение дает неплохие результаты в целом, бинокулярное имеет весомые преимущества – остроту зрения, объемные предметы, прекрасный глазомер.

Механизм и условия

Основным механизмом бинокулярного зрения является фузионный рефлекс, то есть способность к слиянию двух изображений в одну стереоскопическую картину в коре головного мозга. Для того чтобы картинки стали одним целым, изображения, полученные от обеих сетчаток, должны иметь равные форматы – форму и величину, кроме этого, они должны попадать на идентичные корреспондирующие точки сетчатки.

Каждая точка поверхности одной сетчатки располагает своей корреспондирующей точкой на сетчатке другого глаза. Неидентичные точки – это диспаратные или несимметрические участки. Когда изображение попадает на диспаратные точки, слияние не произойдет, напротив, возникнет двоение картины.

Какие нужны условия для нормального бинокулярного зрения:

  • способность к фузии – бифовеальому слиянию;
  • согласованность в работе глазодвигательных мышц, позволяющая обеспечить параллельное положение глазных яблок при взоре вдаль и соответствующее сведение зрительных осей при взоре вблизи, совместная работа помогает получить правильные движения глаз в направлении рассматриваемого предмета;
  • расположение глазных яблок в одной горизонтальной и фронтальной плоскости;
  • острота зрения обоих органов зрения не менее 0,3-0,4;
  • получение изображений равных по величине на сетчатках обоих глаз;
  • прозрачность роговой оболочки, стекловидного тела, хрусталика;
  • отсутствие патологических изменений сетчатки глаза, зрительного нерва и других отделов органа зрения, а также подкорковых центров и коры головного мозга.

Как определить

Для определения наличия бинокулярного зрения воспользуйтесь одним или несколькими способами, которые приведены ниже:

  • «Дыра в ладони» или метод Соколова – приставьте к глазу трубку (можно использовать свернутый лист бумаги) и посмотрите вдаль. Затем со стороны другого глаза приставьте ладонь. При нормальном бинокулярном зрении у человека создастся впечатление, что в центре ладони есть отверстие, которое и позволяет видеть, а на самом деле изображение просматривается через трубку.
  • Способ Кальфа или проба с промахами – возьмите две спицы для вязания или 2 карандаша, их концы обязательно должны быть острыми. Держите одну спицу вертикально перед собой, а другую в горизонтальном положении. Затем соедините спицы (карандаши) концами. Если у вас бинокулярное зрение, вы легко справитесь с заданием, если зрение монокулярное, вы промахнетесь с соединением.
  • Проба чтения с карандашом – читая книгу, поместите в нескольких сантиметрах от носа карандаш, который закроет часть текста. При бинокулярном зрении вы все равно сможете прочесть его, так как в мозге головы происходит наложение изображений от обоих глаз без смены положения головы;
  • Четырехточечный цветотест – в основе подобного теста лежит разделение полей зрения двух глаз, достигнуть которое возможно, используя цветные очки – фильтры. Поставьте перед собой два зеленых, один красный и один белый предметы. Наденьте очки с зелеными и красными стеклами. При бинокулярном зрении вы увидите зеленые и красный объекты, а белый окрасится в зелено-красный цвет. При монокулярном зрении белый объект окрасится в цвет линзы ведущего глаза.

Бинокулярное зрение можно развить в любом возрасте. Однако такой тип зрения не возможен при косоглазии, так как в этом случае происходит отклонение одного глаза в сторону, что не дает сходиться зрительным осям.

Важные факты о развитии косоглазия у детей

Косоглазие – такое состояние глаз, при коем зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (направо или влево, более редко наверх или вниз, встречаются и разные сочетанные варианты).

Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может 1 глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка глядят «неправильно».

Косоглазие – не только проблема внешнего вида. Эффект косоглазия – следствие нарушений восприятий и проведения зрительной информации по всей зрительной системе ребенка. При косоглазии понижается острота зрения, нарушаются связи м/у правым и левым глазом, и правильный баланс м/у мышцами, которые двигают глаза в различные стороны. За исключением этого, нарушается способность к объемному зрительному восприятию.

Косоглазие может оказаться врожденным, однако чаще оно появляется в раннем детстве. Если болезнь проявилась до 1 г., то ее называют рано приобретенной. Вероятно возникновение патологии и в 6 лет. Однако чаще косоглазие развивается в возрасте от 1 до 3 лет.

При рождении ребенок еще не может смотреть «2-мя глазами», способность к бинокулярному зрению формируется постепенно до 4 лет. При этом каждое отклонение зрительной оси от точки иммобилизации требуется квалифицировать как косоглазие и ни при каких обстоятельствах не рассматривать как вариант нормы. Это касается даже подобных, кажется, косметически мало выраженных случаев, как косоглазие с малым углом и непостоянное косоглазие.

Чаще всего косоглазие развивается у детей с дальнозоркостью – когда малыш плохо видит предметы, находящиеся близко. Косоглазие тоже может развиваться у детей с астигматизмом. При астигматизме отдельные участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, иные – за или перед ней (бывают и более сложные случаи).

В итоге человек видит искаженное изображение. Представление об этом возможно получить, если поглядеть на свое отражение в овальной чайной ложке. Такое же искаженное изображение формируется при астигматизме на сетчатке глаза. Однако впрочем сама картинка при астигматизме может оказаться неотчетливой и размытой, человек как правило не осознает этого искажения, так как головной ЦНС «исправляет» его восприятие.

Косоглазие может встречаться и при близорукости — когда ребенок плохо видит предметы, размещенные вдалеке. При косоглазии на всегда косящем глазу постепенно случается понижение остроты зрения – амблиопия. Это осложнение связано с тем, что зрительная система, во избежание хаоса, блокирует передачу в ЦНС изображения предмета, который воспринимает косящий глаз. Такое положение приводит к еще большему отклонению этого глаза, т.е. косоглазие усиливается.

Процесс утраты зрения зависит от возраста появления болезни. Если это случилось в раннем детстве, в I г. жизни, то снижение остроты зрения бывает весьма и весьма быстрым.

Причинами появления косоглазия могут быть:

  • наследственная склонность, когда заболевание есть у ближайших родственников (родители, дяди, тети и др.);
  • наличие какого-либо оптического дефекта (расфокусировки) органа зрения ребенка, к примеру при дальнозоркости у детей;
  • разные отравлении (отравления) плода в период беременности;
  • тяжелые инфекционные заболевания ребенка (к примеру скарлатина, свинка и др.);
  • неврологические патологии.

К тому же, толчком к возникновению косоглазия (на фоне предпосылок) могут послужить высокая температура (свыше 38°С), психическая или физическая повреждение.

Лечение косоглазия у детей

Есть более 20 разных типов косоглазия. Внешне все они проявляются отклонением зрительной оси от точки иммобилизации, однако по собственным причинным факторам и механизму развития, и по глубине нарушений весьма друг от друга отличаются.

Любой тип косоглазия требует индивидуального подхода. К несчастью, даже из медицинских работников распространено предположение, что до 6-летнего возраста ребенку с косоглазием ничего делать не требуется и все само пройдет.

Это величайшее заблуждение. Каждое отклонение глаза в любом возрасте нужно считать началом патологии. Если не предпринимать никаких мер, может случиться потеря остроты зрения, и тогда лечение потребует всерьез более сил и времени, а в некоторых ситуациях перемены становятся необратимыми.

Время от времени косоглазие бывает мнимым: из-за широкой переносицы младенца родители подозревают наличие этого дефекта зрения, а его в действительности нет — лишь только иллюзия. У новорожденных глаза посажены весьма близко, а переносица, в связи с особенностью их лицевого скелета, широкая.

По мере образования лицевого скелета расстояние м/у глазами растет, а ширина переносицы уменьшается. Именно тогда все на самом деле с возрастом проходит и исправлять ничего не требуется, однако определить, мнимое это косоглазие или настоящее, может лишь доктор.

Каждое подозрение на отклонение от нормы должно насторожить родителей и подвигнуть к скорейшему посещению детского офтальмолога. Сроки профилактического посещения офтальмолога на первом г. жизни ребенка.

I осмотр желателен тут же после родов. Нужно заявить, что в роддомах не проводится осмотр офтальмологом всех малышей без исключения. Неонатолог роддома или участковый педиатр могут отнести малыша в группу опасноти, тогда ему назначат консультацию окулиста уже в роддоме или немедленно после выписки.

К группе опасноти относятся дети с отягощенной наследственностью по заболеваниям глаз (если у родителей таковые есть), недоношенные новорожденные, дети, родившиеся при патологических родах, и дети, родители которых имеют вредные привычки (алкогольная зависимость, курение). Дальше осмотр офтальмолога необходим малышу в возрасте 2-х месяцев, в полгода и в возрасте одного г.

В эти сроки к окулисту направляют всех детей. Специалист обнаружит отсутствие или наличие у ребенка дальнозоркости (близорукости), остроту и характер зрения, угол косоглазия и при потребности направит на консультацию к иным экспертам, к примеру к невропатологу. Лишь после тщательного обследования может оказаться начато комплексное лечение косоглазия, включающее консервативную терапию и хирургическое лечение.

К консервативной части лечения относят методы, направленные на увеличение остроты зрения. При наличии дальнозоркости или близорукости, по показаниям, ребенку необходимы очки. Время от времени они целиком исправляют косоглазие. Хотя одного ношения очков недостаточно. Весьма важно научить ребенка объединять изображения с правого и левого глаза в 1 образ.

Достигается это при помощи комплекса лечебных мероприятий, проводимых курсами несколько раз в г.. Лечение консервативное и проходит в игровой форме. За исключением этого, используется способ окклюзии – закрытие повязкой здорового глаза на протяжении определенного времени ежедневно, для того чтоб ребенок приучался более полагаться на слабый глаз.

Нужно особенно подчеркнуть, что удача лечения косоглазия зависит от верно подобранной индивидуальной тактики лечения. Комплекс лечения нередко предполагает использование как консервативного, так и, в большей части случаев, хирургического пособия. При этом к процедуры не требуется относиться как к альтернативе консервативному лечению.

Хирургия – 1 из этапов лечения, место и время которого зависят от типа косоглазия и глубины поражения зрительной системы.

До хирургического лечения и после нужно проводить консервативные терапевтические мероприятия, направленные на увеличение остроты зрения, для восстановления связи м/у глазами и стереоскопического объемного зрительного восприятия – достигается при помощи специальных упражнений.

Используют методики, позволяющие увеличить функциональное положение зрительной части коры головного ЦНС, заставить зрительные клетки коры трудиться в нормальном режиме и этим обеспечивать четкое и правильное зрительное восприятие.

Эти методики носят стимулирующий характер. Занятия проводятся на специальных приборах в амбулаторных условиях курсами по 2-3 нед. несколько раз в г.. В процессе лечения на определенном этапе, при наличии высокой остроты зрения, восстановлении способности к слиянию 2-х образов с левого и правого глаза в единый зрительный образ, при наличии отклонения глаза, проводится хирургическое вмешательство на мышцах глаза. Процедура направлена на восстановление правильного баланса м/у мышцами, приводящими в движенье глазные яблоки (глазодвигательные мышцы).

Важно понимать, что процедура не заменяет терапевтические методики, а решает конкретную задачу, которую нереально решить консервативно. Для решения вопроса о сроках проведения хирургического вмешательства имеет значение наличие у больного достаточной остроты зрения. Чем ранее поставить глаза в симметричное состояние при прямом взоре, тем лучше. Специальных ограничений по возрасту нет.

При врожденном косоглазии важно закончить хирургический этап не потом 3 лет, при приобретенном – в зависимости от сроков достижения на консервативном этапе лечения хорошей остроты зрения и восстановления потенциальной способности к слиянию изображений с 2-х глаз в единый зрительный образ. Тактика хирургического лечения разрабатывается в зависимости от типа косоглазия.

С позиции хирургии лечение постоянной формы косоглазия с огромной величиной угла косоглазия, когда глаз отклонен серьезно, не представляет огромной трудности. Эффект этих операций очевиден для больного. А для хирургов с определенной квалификацией не будет составлять усилий. Тяжело оперировать косоглазие с непостоянными и малыми углами.

Сейчас разработаны технологии проведения разреза без использования режущего конструкции (ножницы, скальпель, лазерные лучи). Ткани не рассекаются, а как бы раздвигаются высокочастотным потоком радиоволн, обеспечивая бескровное обнажение операционного поля.

Техника операций при косоглазии микрохирургическая, применяется общее обезболивание со специфическим наркозом, позволяющим целиком расслабить глазодвигательные мышцы. В зависимости от объема операции длительность ее составляет от 20 мин. прежде 1,5 часов.

Ребенок выписывается домой на II день после операции. При отсутствии вертикального составляющая (когда глаз не смещен наверх или вниз), обычно, делается 1 или 2 операции на одном и II-м глазе, в зависимости от размеров глазного яблока и типа косоглазия.

Чем ранее достигают симметричного положения глаза, тем благоприятнее перспектива излечения. К школе ребенок с косоглазием должен быть в максимальной степени реабилитирован. Если заниматься проблемой косоглазия комплексно, то излечение случается в 97 процентов случаев.

Благодаря своевременно вылеченному заболеванию ребенок может нормально учиться, избавиться от психологических сложностей из-за дефектов зрения, заниматься впоследствии любимым делом.

-->

ОБЪЕМНОЕ ЗРЕНИЕ

ОБЪЕМНОЕ ЗРЕНИЕ , способность глаз определять положение предметов в трехмерном пространстве. СЕТЧАТКА создает двумерное изображение, а информация о глубине пространства создается в мозгу. Для этого служат такие «показатели глубины», как линейная перспектива, ПАРАЛЛАКС, относительный размер предметов. Учитывается также и то, что каждый глаз видит предмет несколько иначе.


Научно-технический энциклопедический словарь .

Смотреть что такое "ОБЪЕМНОЕ ЗРЕНИЕ" в других словарях:

    I Зрение (visio, visus) физиологический процесс восприятия величины, формы и цвета предметов, а также их взаимного расположения и расстояния между ними; источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или отражаемый от предметов… … Медицинская энциклопедия

    Я; ср. Одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз; способность видеть. Орган зрения. Лишиться зрения. Испортить, проверять з. З. улучшилось, ухудшилось, восстановилось. Острое, хорошее, плохое, слабое з. ◊ Поле зрения. 1.… … Энциклопедический словарь

    зрение - ▲ восприятие внешний вид, посредством, поглощение, электромагнитные волны зрение восприятие организмом внешнего вида объектов посредством улавливания исходящих от них световых колебаний. простым глазом. анаглифия. стереорентгенография.… …

    ЗРЕНИЕ - процесс восприятия внеш. мира, обусловливающий представление о величине, форме, цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними Орган 3. глаз Глаз человека наделен способностью воспринимать световые волны в диапазоне от 360 до… … Российская педагогическая энциклопедия

    объемное изображение - ▲ изображение объемный голография. ↓ зрение, скульптура … Идеографический словарь русского языка

    Бинокулярное зрение - (от лат. bini пара, два, oculus глаз) зрение, в котором принимают участие оба глаза, а получаемые ими изображения сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету. Б.з. обеспечивает объемное (стереоскопическое) восприятие наблюдаемых… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    Приматы - (отряд Primates) обширная группа видов млекопитающих (отряд), к которой в систематическом отношении относится современный человек и его эволюционные предшественники. В просторечии обезьяны (что не очень верно). Наиболее важные отличительные… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

    Проводящие пути зрительного анализатора 1 Левая половина зрительного поля, 2 Правая половина зрительного поля, 3 Глаз, 4 Сетчатка, 5 Зрительные нервы, 6 Глазодвигательный нерв, 7 Хиазма, 8 Зрительный тракт, 9 Латеральное коленчатое тело, 10… … Википедия

    Проводящие пути зрительного анализатора 1 Левая половина зрительного поля, 2 Правая половина зрительного поля, 3 Глаз, 4 Сетчатка, 5 Зрительные нервы, 6 Глазодвигательный нерв, 7 Хиазма, 8 Зрительный тракт, 9 Латеральное коленчатое тело, 10… … Википедия

Бинокулярная функция, сформированная у больных содружественным косоглазием в процессе ортоптического и диплоптического лечения, может быть более или менее совершенной. Слияние изображений одного и второго глаза может происходить только в одной плоскости - это плоскостное бинокулярное зрение, определяемое на цветотесте, синоптофоре и тестом Баголини.

Полноценной бинокулярная функция считается только в тех случаях, когда слияние изображений обоих глаз сопровождается восприятием глубины, объемности, стереоскопичности. Это высшая форма бинокулярной функции - стереоскопическое зрение .

Восприятие глубины, стереоскопичности возникает в связи с диспаратностью изображений на сетчатке обоих глаз. Правый и левый глаз находятся на некотором расстоянии друг от друга. Изображения каждой точки фиксируемого объекта на сетчатке одного и второго глаза несколько смещены в горизонтальном направлении по отношению к центральной ямке. Следствием этого смещения, диспаратности и является ощущение глубины, стереоскопичности.

Формирование полноценного стереоскопического зрения , по данным Р.Заксенвегера (1956), завершается к 8 году жизни ребенка.

Р.Заксенвегер вводит термин «стереоамавроз» - полное отсутствие стереоскопическою зрения (аналогично термину «амавроз» - полная слепота) и «стереоамблиопия» - функциональная неполноценность стереоскопического зрения (аналогично термину «амблиопия» - функциональное снижение центрального зрения).

Качество глубинного зрения определяется порогом. За порог глубинного зрения принимают то максимальное различие по глубине, которое обследуемый уже не способен ощутить. Чем выше порог, тем хуже глубинное зрение. Пороги глубинного зрения неодинаковы при исследовании различными приборами и на различных расстояниях. Выражаются они в миллиметрах или угловых секундах.

Появление косоглазия у ребенка разрушает его бинокулярное и стереоскопическое зрение.

Восстановление стереоскопического зрения проводится на завершающем этапе лечения косоглазия, когда уже сформировано плоскостное бинокулярное зрение и развиты нормальные фузионные резервы. При восстановлении глубинного зрения у детей с косоглазием Т.П.Кащенко (1973) отметила зависимость результатов от уровня остроты зрения обоих глаз, величины угла косоглазия и фузионной способности. В.А.Хенкин (1986) дополнительно отметил зависимость порогов глубинного зрения от сроков возникновения косоглазия, конечной остроты зрения косящего глаза, разницы в остроте зрения обоих глаз и величины анизэйконии.

Глубинное, стереоскопическое зрение тем лучше, чем позже появилось косоглазие, чем выше конечная острота зрения обоих глаз, чем лучше фузия и меньшая степень анизэйконии . При анизэйконии в 5% глубинное восприятие возможно лишь у отдельных больных и качество его очень низкое.

Следует отметить, что восстановить стереозрение удается лишь у той части детей с содружественным косоглазием, у которых оно было сформировано в какой-то степени до появления косоглазия. При врожденном и рано развившемся косоглазии воспитать стереоскопическое зрение не удается.

Для диагностики, формирования и тренировки стереоскопического зрения имеются специальные приборы

1) Классическим прибором для оценки реального глубинного зрения остается прибор с тремя спицами Говарда- Долмана (рис.47).
Он состоит из стержня длиной 50 см, на котором размещены три спицы. Две из них фиксированы по сторонам стержня, а третья, средняя, - подвижная. Для глаз на одном конце стержня сделаны горизонтальные прорези. Между глазами и спицами установлена диафрагма в виде горизонтальной щели, не позволяющая больному видеть вершины и основания спиц. Средняя спица передвигается вперед и назад.
Больной должен определить, находится ли она впереди двух спиц или сзади и в заключение установить все три спицы во фронтальной плоскости, уловив момент, когда смещаемая спица сравняется с неподвижными. Это расстояние между подвижной и неподвижными спицами определяет порог глубинного зрения.

В монографии Р.Заксенвегера «Аномалии стереоскопического зрения при косоглазии и их лечение» (1963) дано описание многих приборов, применяемых для диагностики и воспитания стереоскопического зрения. Ознакомим читателей с некоторыми из них.

Рис. 47. Прибор с тремя спицами, а) со снятой диафрагмой, б) с установленной диафрагмой.

2) (рис.48) состоит из корпуса 1, внутри которого помещены две стеклянные пластинки 3 и 4 . Они освещаются электрической лампочкой 2, помещенной за ними. На обеих пластинках наклеены маленькие круглые точки. На пластинке 3 они расположены без определенного порядка, а на пластинке 4 образуют очертания фигуры. Когда пластинки стоят непосредственно одна около другой, фигуру различить нельзя. По мере увеличения расстояния между ними, фигура, в зависимости от пространственного порога, начинает раньше или позже различаться.

Рис. 48 Параллаксный визускоп

3) (рис.49) имеет ящички 1,2,3, снабженные лампочками. Ящички можно передвигать по рельсам вперед и назад. В передней стенке ящичков есть прорези, в которые вставляют любые шаблоны, а также цветные и нейтральные фильтры.

Исследование проводят в темноте, причем часто меняют величину светового объекта, его яркость и цвет. Больной должен определить, какой из объектов стоит ближе, а какой дальше, установить объекты в одну фронтальную плоскость, расставить их равномерно по глубине и т.д.

4) (рис.50). Основу прибора составляет вертикально стоящий в средней плоскости проволочный контур, внутри которого больной должен провести металлический карандаш, не касаясь им проволоки. Прикосновение карандаша к проволоке приводит к замыканию цепи тока и возникновению звука зуммера. Взгляд больного ограничен таким образом, что он не может сбоку рассматривать проволочный остов.

Трудность задания зависит от расстояния между проволоками, образующими контур Это расстояние можно изменять с помощью установочного винта. Прибор развивает остроту глубинного зрения, так как зрительные раздражения сочетаются с проприоцептивными. Без глубинной остроты зрения, например, при пользовании одним глазом, упражнение не может быть выполнено даже после длительной тренировки.

Рис. 50 Стереозуммер

5) Бинариметр (рис.51) - прибор нового поколения, в котором использованы методы диплоптики, направленные на формирование бинокулярного и стереоскопического зрения. В бинариметре образуются пространственные зрительные эффекты, возникающие при сдваивании идентичных изображений на основе физиологического двоения в свободной гаплоскопии без оптики и разделения полей зрения.

Лечение на бинариметре проводится после того, как у больного достигнута способность к бификсации. Устройство прибора предусматривает возможность проведения лечения не только при симметричном положении глаз, но и при наличии небольших отклонений по горизонтали и вертикали.

Рис.51. Бинариметр «Бинар»

Упражнения на приборе активизируют сенсорно-моторные взаимодействия, способствуя восстановлению бинокулярного и стереоскопического зрения.
Мы использовали бинариметр в комплексе с другими методами восстановления бинокулярного и стереоскопического зрения у детей школьного возраста и подростков, так как лечение на нем требует определенного интеллекта.

Похожие публикации