Утверждение абсолютизма

«Россия при Петре Первом» - Эпоха Петра Великого. Внутренняя политика. годы жизни Петра Первого. Реформы. 1700 – 1725 гг. – Северная война. Улучшение международного. Итоги правления. Вывод. 1682 -1725 гг. -Правление. 1695 – 1696 гг.-Азовские походы. Азовское и Черное моря. Петра Великого. Потери независимости. 1.Государственного аппарата управления.

«Преобразования Петра 1» - Военная реформа (суть): Причины: Преобразования петровской армии. Роль и значение петровских преобразований. России к Черному морю. Петр Великий. Презентация на тему: Был заключен устный союз против Швеции, а не против Турции. Органы власти и управления в Российской империи в 20 -70-е гг. Новый закон разделил «государеву» службу на гражданскую, военную и придворную.

«Эпоха Петра Первого» - ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Значение преобразований петра. Таблица 2 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРИ ПЕТРЕ I. Каково было воспитание петра первого? Вспомните основные реформы петра первого. Основные понятия. Тестирование. Цель урока. Назовите основных сподвижников петра? Петровская эпоха. Таблица 1 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I.

«Эпоха Петра 1» - Рекрутские наборы Выпуск отечественного оружия Совершенствование организации и снабжения армии. Кунсткамера 1714 г. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра. Внешняя политика Петра I: Торговля. Академия наук 1725 г. Архитектура Б.Растрелли Д.Трезини П.Зарудный. «Почва для истории великого человека есть история народа.» С.М.Соловьев.

«Детство Петра» - Двоецарствие: Петр и Иван. О, мощный властелин судьбы! Софья в изгнании. Мария Милославская. 1662-1696гг. Медный всадник. 1657-1704гг. Наталия Нарышкина. Софья. Цели урока: Первые преобразования Петра. Федор. Свадьба Петра 1689г. Иван. Начало славных дел Петра. Стрелецкое восстание 1682г. Великое посольство 1697-1698гг.

«Кладовая солнца урок» - Найти ответы на вопросы: Себялюбие(эгоизм), жадность, лень, злоба. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии. Любовь. Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?

В утверждении абсолютизма важную роль играла церковная реформа Петра 1. Позиция Православной церкви России на вторую половину 17-го столетия была достаточно прочной. На то время она смогла сохранить в отношении царской власти административную, судебную и финансовую автономию. Политика, которую проводили последние патриархи церкви, была направлена на укрепление данных позиций. Речь идет о Иоакиме и Адриане.

Церковная кратко о главном

Из данной реформы максимально выжимали средства на проведение государственных программ различного характера. Во время правления Петра прежде всего средства необходимы были на возведение флота (так называемое «кумпанство»). После того как путешествует в составе Великого посольства, его новой проблемой становится полное подчинение Русской церкви царской власти.

Церковная реформа Петра стартовала после смерти Адриана. Тогда царь издал указ о проведения ревизии в Патриаршем доме, где нужно было переписать все имущество. По результатам ревизии царь отменяет проведение следующих выборов патриарха. На пост «местоблюстителя патриаршего престола» русским царем назначается митрополит Рязанский В 1701 году был образован Монастырский приказ, по которому в этот период управляли церковными делами. Таким образом, церковь теряет свою независимость от царской власти, а также право на распоряжение церковной собственностью.

Просветительская идея о благе общества, в которой необходим продуктивный труд всего общества в целом, разворачивает наступление на монастыри и монахов. Церковная реформа Петра 1 - это, помимо всего прочего, ограничение количества монахов, что отмечено в царском указе, изданном в 1701 году. Для того чтобы получить разрешение на постриг, необходимо было обратится в Монастырский приказ. Со временем у Петра появляется идея в монастыре создать приюты для нищих и отставных солдат. Петр Великий в 1724 году издает указ, согласно которому, в монастыре количество монахов напрямую зависит от количества людей, за которыми они должны ухаживать.

Те отношения, которые сложились между церковью и царской властью, результатом которых стала Церковная требовали нового оформления с юридической точки зрения. Видный деятель эпохи Феофан Прокопович составил в 1721 году Духовный регламент, которым было предусмотрено уничтожение патриаршего института и создание нового органа под названием «Духовная коллегия». Спустя некоторое время официальное управление в правах Сенатом изменило название на «Святейший правительственный Синод». Именно создание Синода и стало стартом абсолютистского периода в истории России. В данный период вся власть, и церковная в том числе, находилась в руках государя - Петра Великого.

Церковная реформа Петра 1 священнослужителей превратила в государственных чиновников. Ведь в этот период даже за Синодом надзирало светское лицо, так называемый обер-прокурор.

Корона Российской империи

Николай Шелгунов говорил: «Мне совсем не нравится Пётр как царь, но я преклоняюсь перед ним как пе­ред диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естест­венный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпа­ли да ляпали целых двести».

Абсолютизм (от латинского absolutus - независимый, неограниченный) . Абсолютная монархия возникает в период разложения феодализма и зарождения капитализма. Она характеризуется тем, что монарх (глава государства) является источником законодательной и исполнительной власти. Исполнительная власть осуществляет свою деятельность созданным им и зависимым от него аппаратом.

Особенности абсолютизма

Монарх устанавливает налоги, распоряжается государственными финансами. При абсолютной монархии достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый и многочисленный бюрократический аппарат (налоговый, судебный и др.), постоянная армия, полиция. Социальной опорой абсолютной монархии является дворянство.

На определённом этапе развития государства абсолютизм играет прогрессивную роль: уничтожает политическую раздробленность, содействует экономическому единству, развитию новых отношений и процессу формирования наций и национальных государств.

Политика меркантилизма, которую проводит абсолютная монархия, содействует процессу первоначального накопления, это в интересах дворянства. Оживляется экономическая жизнь, а новые денежные ресурсы используются для укрепления военной мощи государства.

Абсолютная монархия существовала во многих европейских странах, но особенно ярко воплотилась во Франции, достигнув своего расцвета в XVII веке при Ришелье (Людовике XIII) и Людовике XIV. А в Испании абсолютная монархия переросла в деспотизм.

Во второй половине XVIII века в некоторых странах Европы отмечается Просвещенный абсолютизм.

Формы абсолютизма в различных странах были разными, они зависели от соотношения дворянства и буржуазии и их влияния на политику.

Символы просвещенного абсолютизма

Абсолютизм в России

Абсолютизм в России установился, конечно, не сразу и не по личному желанию правителя. Это был длительный процесс, который начался со второй половины XVI века, со времен Ивана Грозного, с ликвидации удельной раздробленности и закончился насильственным путем в 1917 году.

О характере русского абсолютизма среди российских историков нет единого мнения, мы также не будем в данной статье рассматривать различные точки зрения о причинах перехода России к абсолютизму и другие проблемы русского абсолютизма. Поговорим лишь об абсолютизме Петра I. И если исходить из характеристики понятия «абсолютизм», данной выше, то абсолютизм Петра полностью этой характеристике соответствует.

Абсолютизм Петра I

Форсированное оформление русского абсолютизма пришлось на конец XVII – начало XVIII веков. Петр I начал проводить политику меркантилизма в экономике и торговле, стал формировать новую идеологию и культуру, расширять пределы Российского государства, укреплять и расширять крепостнические порядки. Все эти преобразования требовали сосредоточения полноты власти в одних руках: в руках монарха.
Рационализм и прагматизм Петра проистекал из особенностей его биографии, из особенностей того времени, в котором он формировался и из личных его качеств. А качества эти были: тяга к знаниям, восприимчивость ко всему новому, живой и быстрый ум. Знакомство с иностранцами и европейской культурой пришлось на его отроческие годы, что сыграло немаловажную роль в становлении взглядов и принципов. Но когда Петр фактически уже стал царем, некоторое время непосредственная власть находилась в руках родственников Петра, в основном Нарышкиных, которые мало заботились об интересах государства. По словам Б.И. Куракина, это правление было «весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная». Умный молодой царь все это понимал.

Император Петр I. Гравюра с картины Беннера

Активная государственная деятельность самого Петра началась с первого Азовского похода в 1695 году. Петр осознавал, что мощную турецкую крепость не удалось взять из-за отсутствия флота, поэтому он начал энергичную подготовку ко второму походу: на верфях Воронежа организовал строительство галер и уже в 1696 взял Азов.

Далее Петр создает «Великое посольство», в котором он лично участвовал под именем Петра Михайлова, для более тщательного изучения политической обстановки, экономических и культурных достижений стран Западной Европы. Эта поездка привела к решению царя переориентировать внешнеполитический курс России и создать антишведскую коалицию, пригласить иностранных специалистов на русскую службу, отправить русских дворян на обучение в Европу, закупить вооружение, а после известия о стрелецком бунте в 1698 году он твердо решил проводить коренные преобразования в стране, которую он, побывав в Европе, увидел отсталой и слабой.

Он осознал свое положение монарха как слуги государству и этому отныне подчинил всю свою деятельность. Часто он игнорировал личные интересы ради государственных, за государственные преступления наказывал беспощадно. Он старался «для общего блага» и привлекал к этому всех. А благо для государства он видел в развитии промышленности, активной внешней торговле, внутренней и внешней безопасности. Он думал, что для достижения этих целей народ все время надо подгонять и строго за ним следить, ибо «наш народ – яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают…». Этим и объясняется его жестокость.

Абсолютизм характеризуется тем, что прекращает деятельность органов, существующих в сословно-представительной монархии (Земский собор, Боярская дума), и государственная власть получает большую самостоятельность по отношению к обществу, что и делает Петр, заменив Боярскую думу командой единомышленников. В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (административно-финансовый контроль в государстве). Ее работой руководил приближенный Петру I Никита Зотов. Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало обычно 8 человек, которые управляли различными приказами. Это совещание получило название Консилии министров, фактически это был Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.

После образования Сената Консилия министров и Ближняя канцелярия и прекратили свое существование.

Далее Петр изменяет порядок престолонаследия. Указом 1722 г. он утверждает за собой право назначения преемника, отныне престолонаследие не связано с родством. К сожалению, Петр умер, не назначив преемника, и это положило начало длительной борьбе за престол, которую называют эпохой «дворцовых переворотов».

Я. Веникс "Портрет Петра I"

В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, система коллегий предусматривала разделение администрации на определенные ведомства, это создавало более высокий уровень централизации.

Указами от 11 декабря 1717 г. и от 15 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Иностранных дел, Камер, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур.

Императору Петру I принадлежала законодательная и исполнительная власть в государстве. Он был последней и высшей инстанцией в решении судебных дел. Он являлся верховным главнокомандующим войсками и фактически главой русской церкви: в 1721 г. была образована Духовная коллегия, преобразованная затем в 1722 г. в Святейший правительствующий синод, который уравнивался в правах с Сенатом и подчинялся непосредственно царю.

Символы Российской империи

Укрепление абсолютизма в России продолжалось и после Петра I, особенно ярко оно воплотилось в царствование Екатерины II. Для характеристики ее времени используют термин «просвещенный абсолютизм», она была привержена идеям Просвещения, по крайней мере, на словах.

История и СИД

Гридунова Петр I вошел в историю России как царьреформатор благодаря кардинальным преобразованиям в различных сферах общественной жизни в том числе государственного управления экономики культуры. началась реформа госаппарата. Создание нового полноценного государственного аппарата было бы невозможно если бы реформа не коснулась низшего звена управления местного аппарата. РЕФОРМА В АРМИИ.

§ 14. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I. ОФОРМЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА

Составитель: А.Н. Гридунова

Петр I вошел в историю России как царь-реформатор благодаря кардинальным преобразованиям в различных сферах общественной жизни, в том числе государственного управления, экономики, культуры. Одним из главных итогов его реформ стало оформление в России абсолютизма, т.е. такой формы правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю.

Политический режим при абсолютизме в России определяется следующими чертами: всеобщая и мелочная регламентация жизни и деятельности населения; грубое, прямое принуждение к исполнению разных установлений; отсутствие политических прав и свобод, общественной самодеятельности подданных; жесткий контроль, слежка за ними со стороны государственных органов, крайне широкие полномочия этих органов, особенно полиции, право безграничного вмешательства их в жизнь людей.

Одним из важнейших признаков формирования неограниченной власти Петром I являлось отмирание Земских соборов. Прекращение практики их созыва означало, что царь больше не нуждается в одобрении или неодобрении своих действий – он приобрел достаточную независимость.

В конце 1717 г. началась реформа госаппарата. Все управление государства сосредоточивалось в руках 9 коллегий, которые были сформированы в соответствии с их функциями. Так были созданы Коллегия чужестранных дел; Камер-коллегия (ведавшая казенными сборами); Юстиц-коллегия; Ревизион-коллегия (ведущая счет государственных приходов и расходов) и т. д. В 1721 г. была образована Духовная коллегия – Синод. Коллегии стали основой центральной системы управления. Постоянно сталкиваясь со знаменитой «московской волокитой» в приказах, Петр ввел для эффективности работы госаппарата детальную регламентацию деятельности всех учреждений и чиновников. При этом за нарушение регламента чиновники наказывались так же, как военные за нарушение устава.

Высшим правительственным учреждением стал Сенат, учрежденный в 1711 г. Он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное, коллегиями. Четко был расписан регламент работы Сената. Сенат заменил собой Боярскую думу, в отличие от которой мог действовать и в отсутствие царя. В Сенат назначались люди, не обязательно знатные, но непременно обладающие деловыми качествами и искренне преданные государю.

Позднее при Сенате был создан важнейший контрольный орган самодержавного государства – прокуратура, а Сенат возглавил генерал-прокурор. Чтобы обезопасить свою систему от должностных преступлений, Петр считал необходимым ввести институт тайного надзора (фискалов-чиновников). Оба института, прокуратура и фискальство, были прочно связанны – фискалы доносили о делах прокурорам.

Создание нового полноценного государственного аппарата было бы невозможно, если бы реформа не коснулась низшего звена управления – местного аппарата.

Петр разделил все государство на 8 крупных областей, получивших название губерний. Затем в 1719 г. введено было новое областное деление, в которое вошли и земли, отвоеванные у Швеции. Россия была разделена на 11 губерний, которые подразделялись на провинции, а провинции – на уезды.

Управление городским населением ведала ратуша, составленная выборными бурмистрами. Ратуша ведала жизнью города, судом, расправой, сбором податей и других налогов.

Стремление Петра организовать государство по военным образцам усилило роль военных в обществе и государстве. Широко практиковалось участие профессиональных военных в государственном управлении.

Таким образом, государственные учреждения местные, центральные и высшие представляли собой сооружение, подобное пирамиде, на вершине которой находился самодержец, осуществлявший верховную неограниченную власть.

Особое место в формировании бюрократии принадлежит Табели о рангах (1722 г.), которая привела в систему и унифицировала все чины империи нa государственной службе. Введены были 14 рангов, определяющих продвижение чиновников в любой отрасли службы? сухопутной, военно-морской и гражданской. Важное значение имело право доступа в дворянство и лицам «подлого происхождения» по своим деловым качествам. Дослужившие до 8-го ранга такие люди получали наследственное дворянство и все вытекающие из этого привилегии.

РЕФОРМА В АРМИИ. Одновременно с реорганизацией государственного аппарата осуществлялась военная реформа, направленная на создание регулярной постоянную армию. Стрелецкие войска после мятежей против Петра были уничтожены. Потешные полки Преображенский и Семеновский преобразованы в гвардейские регулярные полки. Прежний способ комплектования – «вербовка охотников» – заменен общим рекрутским набором. Создана была новая вооруженная сила – флот (48 линейных кораблей, 800 галер и 28 тыс. человек экипажа). Содержание всех сухопутных и морских сил составило 2/3 всех государственных расходов.

Новый порядок комплектования войск рядовыми заставил пересмотреть вопрос о подготовке офицерских кадров. До начала XVIII в. дворяне являлись на эпизодические смотры и участвовали в походах. Теперь же они были обязаны нести пожизненную военную службу. После смотров дворян записывали в полки, а затем, по отбытии ими срока солдатской службы, производили в офицеры. Для подготовки артиллерийских и инженерных кадров были открыты специальные школы. Унтер-офицерские кадры готовили гарнизонные школы.

Правительство стремилось укрепить классовую основу армии. Рядовой состав набирался из крестьян и посадских людей, командный же — из дворян. Однако огромная потребность в командных кадрах заставила правительство разрешить производство в офицеры проявивших себя в ходе войны выходцев из других сословий. Такие офицеры уравнивались в правах с дворянами и получали вместе с семьями потомственное дворянство.

Значительное внимание правительство уделяло вооружению. Старые ружья с фитильным запалом были заменены более совершенными ружьями со штыком и ударно-кремневым замком, появились гранаты, трехфунтовые пушки. Кавалерия была вооружена укороченными ружьями, пистолетами и палашами. Разработанные русскими конструкторами системы оружия не уступали лучшим образцам Европы.

Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. Ее флот имел на своем счету все современные виды вооружения, свой устав, командирский корпус и уже боевой опыт. С честью выдержав все испытания морских военных операций, он завоевал право считаться одним из могущественных в Европе.

Реформа церковного управления была одной из самых важных по своим последствиям реформ Петра I. К ней царь шел давно, т. к. слышал и знал отзвуки той борьбы, которая велась его отцом Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. В ходе этой борьбы решался вопрос – кто оказывает большее влияние на народ – светская или религиозная власть.

В начале реформ Петр воспользовался смертью патриарха Адриана в 1700 г. Нового патриарха выбирать не стали, а назначили блюстителя патриаршего престола, причем лицо не церковное, а светское. Затем вернули закон, по которому богатства церкви ставились под контроль государства и могли использоваться на нужды армии, флота и внешней политики. В ходе реформы была сломлена прежняя система патриаршего управления. Введена система коллегиального управления – Синод, который уравнивался в правах с Сенатом. С 1712 г. начинается почти двухсотлетия история управления русской православной церковью Синодом. В Синод избирались не только духовные служители, но и светские люди, офицеры «дабы был порядок и дисциплина», в Синод обязательно входил обер-прокурор с подчиненным штатом духовных фискалов. В конечном счете Синод стал государственным учреждением, а царь тем самым становился главой церкви.

Параллельно с образованием Синода проводилась реорганизация внутренней структуры церкви: распределены церковные чины по иерархии, впервые произведена перепись штатов церковнослужителей, чистка их рядов от нежелательных и случайных людей. Штаты церковников были определены из расчета на 100-150 дворов прихожан – один священник, все лишние становились подневольными у тех помещиков, на чьих землях была церковь. Многие низшие чины церковнослужителей были лишены прежних привилегий.

С решительностью и грубостью государство взяло в свои руки и заботу о распространении христианства (православия) среди иноверцев и язычников, особенно на окраинах государства. Петра совершенно не устраивала длительная и кропотливая работа православных миссионеров. Он возлагал надежды на решительные, быстрые и радикальные меры с помощью административного воздействия, насилия применительно к целым слоя общества, племенам и народам. Чтобы поощрять иноверцев и язычников к переходу в православие, новокрещенным давалась льгота в платежах налогов, они награждались землей и крестьянами, за непослушание применялись полицейские меры.

Таким образом, превращение церкви в контору по делам веры, подчинение всех ее ценностей нуждам самодержавия во многом означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа как хранительница духовного начала. Неслучайно этот народ впоследствии так равнодушно смотрел на гибель церкви и на разрушение храмов.

РЕФОРМА В КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. В годы царствования Петра в области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко идущие последствия.

Промышленное строительство стало развиваться невиданными до этого темпами. За 1695–1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур разного профиля, в 10 раз больше, чем их было к концу XVII в. в стране. Характерная особенность экономического бума в России заключалась в ведущей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Неудачное начало Северной войны (поражение под Нарвой в 1700 г.) заставило заново создавать боеспособную армию. Многочисленные мануфактуры, преимущественно оборонного значения, стали строить с учетом необходимости обеспечить армию оружием, боеприпасами, обмундированием. Таким образом, промышленный бум в экономике был продиктован военными и внешнеполитическими интересами. Государство, обладая огромными финансовыми и материальными ресурсами, правом неограниченного пользования землей, ее богатствами, взяло на себя все, что связано с производством, начиная от размещения предприятий и кончая заказами необходимой продукции. Казна вложила огромные средства в расширение выпуска железа, пушек, оружия. Особую роль сыграл Урал, где в крайне сжатые сроки был построен целый металлургический комплекс. На базе мощной металлургической базы стала развиваться металлообрабатывающая промышленность. Параллельно создавались мануфактуры легкой индустрии, т.к. нужны были корабельные снасти, одежда, обувь, лесопильные материалы, мельницы – словом все, что способно было содержать современную армию. Возникло огромное количество мануфактур в Москве, Липецке, Казани, Воронеже, Петербурге (текстильное производство, полотняные, стекольные, зеркальные, силикатные, кожевенные и другие предприятия). Фактически была осуществлена индустриализация по-петровски. В организации промышленности государство с максимальной полнотой использовало свои преимущества. Оперативно и рационально определялся район размещения, масштабы производства, способы обеспечения. Строительство заводов требовало огромных средств, которыми не располагал ни один частный предприниматель. На строительстве использовался дешевый труд местного населения. Для организации производства привлекали опытных специалистов из русских и иностранцев.

В конце Северной войны в экономической политике самодержавия произошли видимые перемены, поскольку стало поощряться частное предпринимательство, делались попытки «послабления» купцам и промышленникам. Но государство вовсе не собиралось устраняться от экономики. Оно сдавало в аренду частным лицам заводы и мануфактуры; осуществляло постоянный контроль над отечественной промышленностью; регламентировало производство и сбыт продукции. Таким образом, крепостническая направленность в области экономики не давала возможности формироваться русской буржуазии, а подневольный труд крестьянина не превращал его в пролетария. Предприниматели же переходили в дворянское сословие и полностью растворялись в нем.

Итак, промышленное строительство при Петре привело к двум результатам: созданию мощной экономической базы и одновременно к существенному торможению капиталистического развития страны.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли. Цель была такая: получать прибыль с ходовых товаров внутри страны и за счет вывоза товаров за рубеж, которые дали бы деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности. Государство захватывало торговлю самым простым способом – введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Так была введена монополия на соль, что давало 100 % прибыли, на табак — 800 % прибыли. Также была введена монополия на продажу многих русских товаров за границу. Вмешательство государства в торговлю тормозило развитие частного предпринимательства, основанного на рыночной конъюнктуре. Петровская эпоха стала тяжелейшим временем для купечества не только из-за монополии на товары, но и из-за налоговой системы. Платили прямые и косвенные налоги, всевозможные повинности, что мало способствовало росту купеческого капитала.

Таким образом, государственные монополии, налоги и повинности были силовыми средствами, применяемыми петровским государством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач.

Вместе с тем, ускоренному развитию промышленности способствовала и правительственная политика, получившая название «меркантилизма». Она предусматривала систему мер, поощряющих развитие экономики, прежде всего, промышленности и торговли, особенно внешней, по принципу — покупать дешевле, продавать дороже. Это выражалось в предоставлении владельцам мануфактур экономических льгот, в ограждении отечественного производства от иностранной конкуренции и, наконец, в регламентации самого производства. Так, таможенный тариф 1724 г ограждал молодую отечественную промышленность от конкуренции западноевропейских мануфактур. Ввоз промышленных товаров регулировался различным размером пошлины.

Экономическая реформа страны тяжелым бременем легла на плечи крестьянства, простого люда. «Знаю, что меня считают тираном, — говорил Петр иностранцам, — что я повелеваю рабами. Это неправда. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам; эти указы содержат в себе пользу, а не вред государству».

С другой стороны, реформа шла среди глухой и упорной внутренней борьбы: участники четырех страшных мятежей и трех заговоров выступали против нововведений, за сохранение старины, ее понятий и предрассудков. Враждебное отношение Петра к отечественной старине, к народному быту выражалось даже в том, что древнерусская борода, была для него не физической «подробностью мужской физиономии», а выставкой политического настроения, знаком государственного бунтовщика наравне с длиннополым платьем. Петр «шел против ветра» и собственным ускоренным движением усиливал встречное сопротивление.

ВЫВОД. В социально-экономическом и политическом развитии России рассматриваемого времени прослеживаются две линии. Одна из них связана с укреплением феодальной собственности на землю, расширением помещичьего землевладения, усилением эксплуатации крестьян, укреплением дворянских привилегий, формированием абсолютной монархии. Другая линия проявлялась в зарождении нового способа производства. Она находилась в тесной связи с развитием крупной промышленности и началом формирования классов капиталистического общества — предпролетариата и буржуазии. Купеческий капитал начинает проникать в производство, бурно развивается промышленность. В первой четверти XVIII в. в России шла борьба двух этих тенденций. Победа оказалась на стороне крепостнических порядков, достаточно сильных, чтобы деформировать ростки нового капиталистического способа производства.

И тем не менее можно отметить три важнейших следствия преобразований, обеспечивших нашей стране новое качественное состояние: во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не мог решаться без ее участия.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40663. Рынок труда. Региональные особенности рынка труда в современной России 38.5 KB
Рынок труда. Региональные особенности рынка труда в современной России. Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара который на нем представлен. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд а услуги труда количество и качество которых зависят от многих факторов уровня профессиональной подготовки работника его квалификации опыта добросовестности и других.
40664. Инфляция: особенности российской инфляции и антиинфляционная деятельность государства 115 KB
Инфляция: особенности российской инфляции и антиинфляционная деятельность государства. Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего сложившийся одновременно на всех рынках на товарном денежном и рынке ресурсов. Это открытая форма инфляции. Некоторые экономисты полагают что дефицит это антипод открытой инфляции: если отпустить цены то дефицит быстро исчезнет но за это придется заплатить повышением общего уровня цен.
40665. Социальная политика государства 35 KB
Исходя из приоритета анализа экономики необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных Участников хозяйственной деятельности. Дело в том что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать что регулирование доходов отношения найма занятости относятся не только к сфере...
40666. Многообразие форм собственности в рыночной экономике 49.5 KB
Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Так человек обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Право собственности закрепляет фиксирует и регулирует отношения людей к вещам и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в то же время оно выступает и предпосылкой экономического присвоения ибо закрепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической...
40667. Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции 46 KB
Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. По форме конкуренция представляет систему норм правил и методов хозяйствования рыночных субъектов.
40668. Основные методы государственного регулирования рыночной экономики 37.5 KB
Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. Согласно Тинбергену вопервых правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. Важнейшая проблема на которой остановился Тинберген соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Тинберген сделал вывод что политики могут достичь обеих целей тогда когда количество...
40669. Социальная ориентация рыночной экономики. Формы и методы ее осуществления 39.5 KB
Нельзя забывать что подавляющая часть общества живет за счет труда. Поэтому в отношении человека как носителя рабочей силы задача заключается в превращении труда в творческую деятельность и более полное использование личностного потенциала. Необходимо постепенное высвобождение человека труда от выполнения исключительно исполнительной функции. В отношении подобного рода производств важное значение имеют новаторские формы организации труда позволяющие преодолеть рутинность монотонность труда и отсутствие его связи с конечными результатами.
40671. Реструктуризация предприятии (производства, управления) 33 KB
Под ним подразумевается коренная перестройка перепроектирование деловых процессов для достижения радикального скачкообразного улучшения деятельности фирмы. Это позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм; пренебрежение действующими системами структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности; приведение к значительным изменениям показателей хозяйственной деятельности на порядок отличающихся от предыдущих. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь...

1. Перечисли нововведения Петра I в системе центрального и местного управления России. Какими причинами ты можешь объяснить каждое из них? Определи свою позицию и обоснуй её с помощью фактов - какие из государственных реформ, порядков Петра ты можешь оправдать с точки зрения человеческой морали, а какие - нет?

Перестала собираться Боярская дума. Она принимала решения слишком медленно, была не европейской по своей сути. К тому же, хоть она и перестала уже ограничивать власть царя, были опасения, что в будущем она снова может получить больше влияние. С моральной точки зрения это решение представляется мне нейтральным.

Учреждался Правительствующий сенат. Петра должен был замещать какой-то орган, пока он отсутствовал в столице. Для царя-реформатора было лучше, чтобы этот орган состоял не из бояр, а из доверенных и преданных лично ему людей, верящих в необходимость реформ. С моральной точки зрения это решение нейтрально.

Вместо примерно 50 приказов было учреждено 12 коллегий, которые были прообразом современных министерств. Делопроизводство ко времени Петра стало слишком запутанным, полномочия приказов не были строго разграничены. Потому были введены новые органы управления по европейскому образцу, с подробным документированием всего процесса управления. При этом главные беды российской системы управления (коррупция и казнокрадство) очень быстро расцвели и в коллегиях, потому с моральной точки зрения это решение нейтрально.

Территория России разделялась на новые административные единицы, чиновники на местах теперь формально не содержались местным населением, а получали жалование из центральной казны. Однако на деле жалования не хватало, а низшие чины его вообще не получали. Таким образом, эта реформа усилила централизацию власти в стране, но расширила поле для злоупотреблений местными властями, потому эту меру нельзя оправдать с моральной точки зрения.

2. Приведи как можно больше фактических доказательств того, что церковь при Петре была подчинена государству. Определи и объясни свою позицию - какие из действий Петра в отношении церкви ты можешь оправдать с точки зрения человеческой морали, а какие - нет?

Церковь полностью подчинилась государству потому что:

Долгое время (21 год) царь не позволял избрать патриарха на место умершего Адриана, назначив его местоблюстителя;

В конце концов царь упразднил патриаршество и заменил его Святейшим правительствующим синодом;

Священники стали получать жалование из казны, таким образом, полностью зависеть от государства;

Священники обязывались докладывать, если на исповеди узнают о государственном преступлении, то есть нарушать тайну исповедь.

С моральной точки зрения большинство этих решений нейтрально, потому что касаются церковной политики (в этом словосочетании ключевой слово – политика). Но заставлять священников нарушать тайну исповеди было абсолютно аморально, тем более, что это распоряжение держалось в тайне от большинства верующих, то есть священников принуждали также и к обману.

3. Реформы Петра способствовали развитию в России капиталистических или феодальных (крепостнических) порядков? Какие нововведения Петра, на твой взгляд, являются несправедливыми (объясни, опираясь на факты)? Можешь ли ты их оправдать его целями?

Уравнение боярских вотчин и дворянских поместий было справедливым, потому что позволяло им служить не из страха потерять поместье, а из чувства сословного долга. Тем более справедливым была отмена местничества и введение табели о рангах, благодаря которым по службе люди продвигались не благодаря своей родовитости. Справедливой была и денежная реформа, потому что она усложняла задачу фальшивомонетчикам и упорядочивала финансовую систему страны. С моральной точки зрения можно одобрить и введение выборных органов городского самоуправления. Правда, при господстве бюрократического аппарата в стране выборные органы мало что решали.

С другой стороны налоговая реформа привела к великим несправедливостям. Теперь налоги собирали не с каждого «дыма» (домашнего хозяйства), а с каждой души (то есть платить приходилось даже за детей и стариков, которые сами ещё или уже ничего не производили). Размер подушной подати первое время был таким большим, что буквально разорял людей. Такие притеснения объяснялись большими государственным расходами на войну, но с современной точки зрения это недостаточное оправдание. Бедствия такого большого числа людей нельзя оправдывать интересами государства.

4. Вспомни, как развивались события, связанные с «делом царевича Алексея». За какие высказывания и поступки ты испытывал бы угрызения совести, окажись ты на месте Петра I, царевича Алексея или Петра Андреевича Толстого? О каких чертах характера Петра I свидетельствуют факты из его личной жизни?

Царевич Алексей не ладил с Петром, он не очень поддерживал реформы отца и мало участвовал в их проведении, как и в войне со Швецией. Отношения ещё больше испортились, когда родился сын Петра от второго брака – Алексей мешал ему в будущем занять престол. Алексей бежал в Австрию, откуда по мнению некоторых надеялся поднять бунт против отца. Но до сих пор не доказано наличие хорошо продуманного заговора, скорее всего дальше разговоров дело не заходило. Поддавшись на уговоры Петра Толстого, царевич вернулся, покаялся перед отцом и отрёкся от престола, выдал некоторых из участников якобы существовавшего заговора. Но царь подозревал, что сын не всё ему рассказал. В результате второго расследования было выявлено гораздо больше участников заговора, которых казнили. Самого царевича пытали и приговорили к смертной казни, но он не дожил до смерти на плахе.

Не могу сказать, какие угрызения совести я испытывал бы на месте Толстого, потому что точно не известно, какими средствами он уговорил царевича вернуться. Кроме того не известно, знал ли он, что царь собирается сделать с сыном. Не известно даже, намеревался ли он убить сына изначально, ещё когда тот был за границей, или принял такое решение позже.

На месте Петра каждый разумный человек испытывал бы угрызения совести ещё за то, что он сделал с матерью Алексея, а потом и за осуждение сына – ведь для сохранения результатов реформ было достаточно его отречения.

На месте Алексея я бы испытывал сожаления потому, что поддался на уговоры и вернулся. Видимо, он и на само деле сожалел об этом.

По отношению к старшему сыну царь проявил жестокость и вероломство. Возможно, он и не испытывал отцовских чувств, а может быть, поборол их, считая, что этим спасает государство.

5. К каким результатам привели государственные реформы Петра I - способствовали они разрушению или укреплению аграрного общества в России? Опиши спор двух своих предков - современников Петра I, в котором бы один ругал государственные реформы Петра, находя в них стороны вредные для людей и страны, а другой защищал бы реформы. Как бы ты - гражданин современной России - включился в этот спор?

Реформы Петра укрепили крепостное право, потому способствовали укреплению аграрного общества. Созданные им заводы не способствовали развитию предпринимательства, потому что принадлежали государству или нескольким купцам, которые получили их из царской милости, а не в результате покупки на свободном рынке. Потому предпосылок для индустриализации общества царь-реформатор не создал.

В описанном споре защитник реформ должен был указывать на великую победу в Северной войне, на строительство великого города (Санкт-Петербурга) на пустом месте, на то, насколько сильнее стало государство в результате преобразований. Противник реформ мог бы возразить ему, что Петербург построен фактически на костях, так много людей погибло при его сооружении, на то, какие беды принесло всему населению повышение налогов, а главное, на то, что Русь больше не могла чувствовать себя святой и богоизбранной, ведь она стала подражать неправославным странам, к тому же не имела во главе своей церкви патриарха.

Похожие публикации