Адаптация инвалидов к трудовой деятельности – выгодна и работнику, и нанимателю. Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями Что значит эффективная социальная адаптация инвалидов


В нашей стране насчитывается примерно шестнадцать миллионов инвалидов, что примерно равно десяти процентам от общего количества населения. Именно поэтому инвалидность - это проблема не отдельно взятого человека, а всего общества в целом.

Стоит отметить, что в России отношение к таким людям по сей день оставляет желать лучшего. В лучшем случае к ним относятся пренебрежительно, а в худшем и вовсе считают недостойными жить на одной земле с людьми, не имеющими ограничений в физическом плане.

Программа «Доступная среда»

Нельзя однозначно заявить, что сложившаяся ситуация не меняется. Постепенно граждане нашего государства становятся более толерантными и осознают, что отношение к МГН - это показатель цивилизованности общества в целом. Не последнюю роль в этом сыграла и федеральная программа, благодаря которой адаптация инвалидов происходит более стремительными темпами.

Ей подразумевается обустройство безбарьерных условий. Благодаря этому представители МГН получат возможность перемещаться по любому выбранному маршруту, в том числе на общественном транспорте. - это равные условия для всех в плане посещения социально значимых мест.

Главная цель программы - это изменения взглядов на проблему инвалидности в целом.

Минимальная адаптация

Приоритетной целью обустройства безбарьерности является минимальная адаптация для инвалидов, которая позволяет обустроить окружающее пространство таким образом, чтобы представители маломобильных групп населения могли свободно ориентироваться в пространстве и передвигаться, не прибегая к посторонней помощи или пользуясь ей по минимуму.

Именно о списке мероприятий при содействии которых осуществляется адаптация инвалидов, и пойдёт речь далее.






Визуальное информирование

Главное, что включает в себя адаптация для инвалидов - это визуальная информация, технические требования к элементам которой прописаны в ГОСТ 52131-2003.

К элементам, предающим данные визуальным способом в рамках, которые предусматривает адаптация инвалидов, относятся:

  • Жёлтые кругляшки на стёклах, оповещающие слабовидящих о наличии прозрачной преграды. Такие знаки оповещения размещаются на стеклянных дверях торговых точек, кафе, ресторанов и конечно же в транспорте. Такой цвет кругов выбран не случайно. Дело в том, что именно он различимым на гране слепоты.
  • Покраска первых и последних ступеней в желтый цвет или наклейка полос такого же цвета. Во всех помещениях, внесённых в общероссийский реестр имеется хотя-бы один вход которым способны пользоваться МГН, в том числе и страдающие болезнями глаз. Именно поэтому первую и последнюю ступени, расположенные в общедоступных входных узлах необходимо перекрашивать. Такое обозначение оповещает о начале и конце лестницы. Разумеется, адаптация инвалидов предусматривает нанесение разметки в помещении и на улице.
  • Монтаж антискользящих уголков с жёлтыми вставками. Подавляющему большинству людей на личном опыте знакомо выражение «упасть на ровном месте». Эта неприятность может случиться с каждым в особенности на мокром покрытии. Разумеется, эта проблема актуальна для страдающих болезнями глаз и опорно-двигательного аппарата. Особенно велик рис падения на обледеневшем покрытии. Чтобы избежать этого необходимо устанавливать на опасных участках антискользящий алюминиевый профиль или уголки, сделанные из схожего по характеристикам материала. Стоит отметить, что адаптация инвалидов также предусматривает проведение монтажных мероприятий. Вставки являются своеобразным сигнализатором, оповещающим об опасности.
  • , дублированных шрифтом Брайля. Ещё один неотъемлемый элемент безбарьерного окружающего пространства, который также требует адаптация для инвалидов - это информирующие изделия в виде тактильных табличек, пиктограмм и мнемосхем. Преимущество этих изделий, которые могут быть изготовлены нашими специалистами в индивидуальном порядке, заключается в том, что они способны передавать своё содержание как слабовидящим и полностью слепым, так и абсолютно здоровым гражданам. В наши дни набираю популярность тактильные таблички, дублирующие своё содержание в звуковом режиме.

Поставка тех. средств

В наши дни устройства для облегчения жизни МГН не является дефицитом. Его можно приобрести, а также заказать монтаж во многих компаниях, в том числе и в нашей организации. Адаптация для инвалидов предполагает монтаж следующих устройств:

  • Звонок для вызова помощника. Чаще всего его можно встретить в санузлах. Звонок размещается таким образом, чтобы человек мог воспользоваться им в любой, даже непредвиденной ситуации. Кнопка вызова устанавливается и в других помещениях. Ярким примером этому являются входные группы зданий и сооружений. Следует отметить, что звонок устанавливается совместно с тактильной табличкой, информирующей о его наличии в непосредственной близости.
  • Ещё одним элементом информирования людей с проблемами со слухом, который подразумевает адаптация инвалидов - это бегущая строка. Чаще всего её можно встретить в общественных заведениях с большой проходимостью, например, на вокзалах, в аэропортах, кинотеатрах, АЗС и так далее. Вывод на табло производиться с компьютера или карты памяти. Бегущая строка способна передавать любые данные, в том числе и касающуюся расположения адаптированных входов, туалетов и так далее. Бегущая строка также дублирует данные, касающееся учреждения, в котором она расположена. В настоящее время табло с бегущей строкой уже имеются в огромном количестве различных учреждений. Адаптация инвалидов посредствам своевременного информирования это верный шаг в сторону обустройства безбарьерности.
  • Индукционная система для слабослышащих необходима для преобразования звука, например, речи или аудио записи в электромагнитный сигнал, который принимает катушка слухового устройства. Его применение обусловлено тем, что слабослышащим членам общества, пользующимся слуховым прибором трудно воспринимать звуки, полученные акустическим способом в многолюдных местах, особенно при наличии каких-либо преград. Индукционная система позволяет усилить звук. Адаптация инвалидов предполагает её размещение в общественных учреждениях, например, школах, больницах, торговых центрах и прочих государственных и частных учреждениях.

Производство оборудования для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

В связи с активной реализацией остро встаёт вопрос об оснащении зданий и сооружений специальным оборудованием, предназначенным для обустройства безбарьерьерности для маломобильных групп населения. Адаптация для инвалидов подразумевает как минимум монтаж пандусов и опор. Разумеется, недостаточность финансирования и прочие сложности с которыми сталкиваются организации при обустройстве безбарьерности, например, невозможность проведения перепланировки, становятся преградой не позволяющей, чтобы адаптация инвалидов была проведена успешно.

Частично решить проблему помогут переносные (мобильные) аппарели. Именно о них и пойдёт речь далее.

Мобильные пандусы и аппарели

Мобильные аппарели эффективно решают задачу главными целями которой является адаптация инвалидов. Использование такого оборудования полностью исключает проблему барьеров. Их единственный недостаток заключается в необходимости сопровождения. Лицо с ограниченными возможностями не сможет самостоятельно приводить их в рабочее состояние.

В настоящее время существует несколько видов таких устройств. К самым востребованным из них можно отнести:

  • Телескопические аппарели, которые в нерабочем состоянии легко помещаются в багажнике автомобиля.
  • Пандусы для преодоления порогов. Конструктивно они представляет собой три плоскости, две из которых в рабочем состоянии расположены под наклоном, а третья горизонтально.

Адаптация инвалидов с применением таких устройств чаще всего временная мера, ведь до 2020 года в России будет полностью реализован федеральный проект, упомянутый выше и подавляющее большинство объектов будут иметь .

Опорные конструкции

В отличие от пандусов поручни могут быть установлены практически в любом помещении. Это обусловлено тем, что они не громоздки и компактны.

Они призваны выполнять опорные и навигационные функции. Ими способны воспользоваться как лица, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, так и слабовидящие.

Адаптация инвалидов подразумевает использование различных видов опор. К самым распространённым из них можно отнести:

  • Стандартные, изготовленные из нержавеющей, стали или прочих материалов, обладающих схожими характеристиками.
  • Изогнутые, необходимые для опоры больных, страдающих болезнями, оказывающими влияние на работоспособности рук, например, артритом. Особая изогнутая конструкция позволяет перенаправить нагрузку с кистей рук на локтевой сустав и предплечье.
  • Откидные. Чаще всего они устанавливаются в сантехнических узлах не отличающихся большой площадью.

Адаптация инвалидов посредствам установки поручней предполагает предъявление к ним особых требований. К основным из них следует отнести:

  • Высокая эргономичность. Иными словами, они обязаны легко ложиться в руку.
  • Отсутствие частей, травмирующих руки. Таким образом все крепления размещаются таким образом, чтобы не мешать скольжению руки.
  • Способность выдерживать значительные нагрузки, ведь человек может опереться на опору перенеся на него часть массы тела.
  • Кроме того, устанавливая такие изделия на лестницах следует учитывать, что их начало и конец должны выступать за их пределы.

Инклюзивное образование

Разумеется, адаптация инвалидов зависит не только от установки технических средств, позволяющих обустроить доступность. Залог комфортного сосуществования лиц с ограниченными возможностями со здоровыми людьми это отсутствие пренебрежительного отношения и что важно нетерпимости. Именно поэтому адаптация инвалидов необходимо проводить с раннего детства.

Решить подобную задачу позволит инклюзивное образование. Оно подразумевает не только обучение детей с проблемами со здоровьем, но и проведение разъяснительных работ с их сверстниками, которые с раннего детства поймут, что лица с ограниченными возможностями такие же, как и мы все, только имеют определённые ограничения.

Подобная практика получила широкое распространение в странах Западной Европы и Соединённых Штатах Америки. К сожалению, в России инклюзивное образование переживает не самые лучшие времена. Главные проблемами интеграции заключаются в недостатке квалифицированных педагогов и слабой материальной базе. Подобные проблемы вполне решаемы, но для этого нужно определённое время. Например, решить проблему доступности учебных учреждений и их оснащение, готова помочь наша компания. Получить консультацию по этому вопросу можно связавшись с нашими специалистами. Следует отметить, что наши структурные подразделения имеются во всех регионах страны. Таким образом мы единственная общероссийская организация подобного типа.

Специалисты нашей фирмы готовы выполнить ряд работ, позволяющих адаптировать здания и прилегающую территорию для нужд МГН. К наиболее востребованным из них можно отнести производство технических средств, строительно-монтажные работы вплоть до частичной перепланировки, паспортизация и экспертиза доступности. Следует заметить, что экспертиза ОДИ также предполагает составление рекомендаций.

Будем рады видеть вас в числе наших клиентов.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом.

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения, с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту, не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид - обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация - лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества. Сама структура производства, быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами.. А точнее – почти вообще не оборудованы..В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении - вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату.

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых - мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей.

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» – не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой - сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни - практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка.

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы - более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны, во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает - это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно – «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности.

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т. д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченным возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т. п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ, предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 - «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

Но, несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%, менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства - профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего факта - работодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60 % инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности. То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению.

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что вообщем-то неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40 - 45% инвалидов, а в России в лучшем случае - только 10 %, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату...

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание - например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.


Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности вполне может выполнять обычную для него работу, но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30 % людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен - даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство - поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность - беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.

Адаптация инвалидов на новом рабочем месте: проблемы, особенности, перспективы

Занятость является одной из сфер создания равных возможностей для лиц с инвалидностью. Вместе с тем она является той сферой жизни, значение которой трудно переоценить для инвалидов, поскольку трудоустройство дает не только заработок, но и такие важные вещи как общение, возможность самореализации и карьеры, определенный социальный статус, наполненность жизни и т.д..

К сожалению, на пути к занятости для человека с инвалидностью все еще остается ряд препятствий, которые ей приходится преодолевать – это архитектурные, транспортные, коммуникационные, психологические и другие барьеры. И задача общества в целом, и прежде всего специальных органов, учреждений и организаций, помочь им в преодолении этих барьеров и постепенно прийти к устранению этих барьеров вообще.

Международное сообщество, приняло ряд правовых актов, имеющих целью помочь людям с инвалидностью реализовать свои возможности и способности, быть активными членами общества и иметь надлежащий уровень жизни. Так Конвенция ООН о правах инвалидов, провозглашает равные возможности в получении образования, восстановлении работоспособности, профессиональной подготовке, трудоустройстве.

Адаптации людей с инвалидностью на новом рабочем месте

Рассмотрим особенности процесса адаптации людей с инвалидностью на новом рабочем месте. Характерно, что на начальном этапе трудовой деятельности по подобранной вакансией у человека с инвалидностью возникает ряд проблем, связанных с адаптацией на новом рабочем месте. Прохождение этого этапа является непростым периодом для любого нового работника, а для человека с инвалидностью это может быть связано со значительно большим количеством проблем как внутреннего, так и внешнего характера, обусловленные инвалидностью и особенностями определенных нозологий, ведь люди с инвалидностью не составляют однородной группы.

Они могут иметь физические, чувственные, интеллектуальные, психические расстройства, или их комбинацию, которые могут быть в них как от рождения так и приобретенными в детстве, подростковом возрасте или позже, во время учебы или уже в период занятости. Инвалидность может иметь как незначительное негативное влияние на способность человека работать и быть полноценным членом общества, или же достаточно ощутимый, в результате чего возникает потребность в более существенной поддержке и помощи.

Важной характеристикой лица, которая в значительной степени может или способствовать процессу адаптации на новом рабочем месте или, наоборот, усложнять его, является уровень социальной компетентности личности. Под социальной компетентностью следует понимать социальные умения и навыки, необходимые для успешного решения проблем, которые встречаются как в повседневной, так и в профессиональной жизни, и которые необходимы для интеграции личности в социум. Имеется в виду умение и навыки по налаживанию контактов, умение находить свое место в группе, вести разговор, умение вести соответственно ситуации и динамики развития коллектива, умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и поведения других людей и включать эти знания в схему регуляции собственной поведения и т.д..

Повышении уровня социальной компетентности

В силу определенного перечня причин, обусловленных инвалидностью, и прежде всего связанных с социальной изоляцией лиц с инвалидностью, последние часто нуждаются в повышении уровня своей социальной компетентности. Успешное решение этой проблемы, в свою очередь, дает возможность повысить общий уровень конкурентоспособности людей на рынке труда и делает процесс адаптации на новом рабочем месте более успешным. Мероприятия, которые проводит, в частности, государственная служба занятости по повышению уровня социальной компетентности людей с инвалидностью (консультации, беседы, тренинги, семинары, направления в партнерских организаций) направлены на развитие у этих лиц коммуникативных навыков, преодоление их собственных устаревших стереотипов, формирование навыков уверенного поведения, максимально полное ознакомление с медицинскими, психологическими, социальными и юридическими особенностями их состояния и статуса.

Чрезвычайно важным для успешной адаптации на новом рабочем месте является правильный выбор профессии для людей с инвалидностью. Особенно это актуально для молодежи, впервые выбирает свой профессиональный путь. Много бед отдельных людей и экономики в целом связано с тем, что часто люди работают не на своем месте, не по своему призванию, склонностью, психофизиологическими возможностями и способностями. Неправильно сделанный выбор – это напрасно потраченные средства и время на получение “неподходящих” специальности, плохое закрепление кадров на рабочих местах, проблемы в трудоустройстве и адаптации.

Профессиональная ориентация призвана помочь человеку с инвалидностью сделать правильный профессиональный выбор

Профессиональная ориентация инвалидов рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на:

а) выявления их профессиональных интересов,

б) выявление их профессиональных возможностей,

в) учет потребностей рынка труда в специалистах избранных ими профессий.

Поэтому этот комплекс мероприятий, который осуществляется государственной службой занятости и направлен в конечной своей целью повышение конкурентоспособности инвалидов, их трудоустройства и адаптации, состоит из предоставления лицам с инвалидностью профессиональной информации, профессиональных консультаций и профессионального отбора. Осуществляется он через индивидуальные и групповые формы работы (индивидуальные и групповые консультации, семинары, тренинги, тестирование, предоставление информации и т.п.). Поэтому в целом профессиональная ориентация инвалидов реализуется в центрах занятости по общей схеме. Но с учетом ряда определенных особенностей, которые важны при подборе подходящей профессии для клиентов этой группы. Прежде всего это необходимость учета медицинских ограничений и рекомендаций.

Психоэмоциональные состояния, которые присущи новичкам в период их адаптации на новом рабочем месте, можно описать как прохождение определенных стадий или этапов:

– Эйфория. Устроился на работу. Надежда на лучшие условия, лучшую жизнь.

– Краткий этап осмысления социального окружения, корпоративной культуры. За ним наступает кризис.

– Кризис связан с непониманием некоторых аспектов профессиональных обязанностей, культурных кодов данного коллектива, чувством одиночества. Проблемы физиологического приспособления и ценностных ориентаций усиливают ощущение беспомощности, неуверенности в своих силах, «готовности обижаться».

– Выход из кризиса. Привыкание к окружению, понимание особенностей профессиональных обязанностей, налаживание дружеских отношений, вливания в коллектив.

– Процесс адаптации заканчивается. Психоэмоциональное состояние выравнивается с докризисным состоянием.

Профессиональная адаптация для людей с инвалидностью

Для людей с инвалидностью поддержка и помощь специалиста на этапе кризиса адаптации особенно важно. Поскольку осложнения могут быть для людей с инвалидностью настолько существенными, что они не всегда могут преодолеть их самостоятельно. Это может стать причиной апатии, уныния в свои силы и вообще в возможность успешной собственной трудовой деятельности, что, в свою очередь, может привести к увольнению работника. Поэтому особенностью процесса успешного закрепления инвалидов на новом рабочем месте является поддержка их и после трудоустройства. Особенно на этапе адаптации на новом рабочем месте, поскольку от оперативности и эффективности решения проблем этого периода зависит освободиться работник, останется работать. Заметим, что такая деятельность не является свойственной государственной службы занятости и не входит в функции прямых обязанностей центров занятости. Но она позволяет избежать необходимости осуществления повторного комплекса действий по трудоустройству конкретного клиента, так как способствует закреплению его на новом рабочем месте.

Чтобы эффективно оказывать помощь и поддержку людям с инвалидностью во время прохождения ими процесса адаптации на новом рабочем месте, специалист государственной службы занятости или другой организации (например, общественной организации инвалидов) должен учитывать особенности каждого вида/аспекта адаптации на рабочем месте и понимать сущность проблем, которые могут возникнуть у людей с инвалидностью на каждом из них.

Выделяют следующие виды / аспекты адаптации на рабочем месте для инвалидов:

– корпоративная адаптация,

– социальная адаптация,

– организационная адаптация,

– техническая (технологическая) адаптация,

– профессиональная адаптация,

– психофизиологическая адаптация.

Корпоративная адаптация инвалидов

Для того, чтобы начать эффективно работать на новом рабочем месте, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности этого учреждения:
– какое место занимает организация на рынке, как обстоят дела, к чему стремится, какие стратегические цели;
– как осуществляется управление, кто принимает решения;
– какова структура компании, где какие подразделения расположены;
– какова периодичность и технология планирования и отчетности; действующие процедуры, регламенты и т.д..

Социальная адаптация инвалидов

Приходя на новую работу, человек должен осознать те нормы поведения и общения, существующие в данном коллективе, приобщиться к системе взаимоотношений с коллегами. На этом этапе она знакомится с «атмосферой» организации, ее корпоративной культурой и ищет ответы на следующие вопросы:
– какой стиль общения присущ коллектива, как обычно обращаются к сотрудникам – равных по должности, подчиненных, руководителей;
– к кому можно/нельзя обращаться за помощью, советом, что можно/нельзя обсуждать за обедом, в курилке;
– у кого схожие хобби, увлечения, есть ли в организации какие-то группы, «лагеря», территории, взаимоотношения между ними и так далее.

Организационная адаптация инвалидов

Обычно человек проводит на работе большую часть светового дня. Разумеется, это время должно быть организовано в бытовом плане. Существует множество организационных моментов, которые необходимо выяснить новичкам в первые дни или даже месяцы работы. Например:
– где можно разместить свои вещи, где находится столовая, туалет, где можно курить;
– как оформить постоянную пропуск, кто настраивает компьютер, когда и где выдают зарплату;
– как заказать канцелярию, курьера, машину, когда будет отпуск;
– как здесь отмечают дни рождения, сколько сдавать на подарки и кому и т.д..

Техническая (технологическая) адаптация инвалидов

В каждой организации используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется запомнить пароль, привыкнуть к новой клавиатуре, настроить почтовую программу, занести нужные контакты в «Адресную книгу». Освоить новую модель телефона, факса, копира, разобраться во внутренне организационной системе хранения информации. Освоить специфическое производственное и другое оборудование, освоить специфическое программное обеспечение и т.п..

Профессиональная адаптация инвалидов

Данный аспект адаптации связан непосредственно с профессиональной стороной деятельности работника в организации. Хватает ему знаний, умений и навыков или нужно к учебе? Есть ли перспективы у этого работника? Эти вопросы интересуют менеджера по персоналу и руководителя подразделения. А самому сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:
– технологии и техники, используются в организации, стандарты работы, документация, нормы, нормативы, технические требования;
– перспективы профессионального и карьерного роста, возможности обучения, повышения квалификации;
– параметры оценки качества работы и так далее.

Психофизиологическая адаптация инвалидов

Данный аспект в первую очередь включает приспособление к определенному, часто отличного от привычного режима труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:
– сменный график работы – если человек не привык каждое утро просыпаться и ежедневно покидать дом;
– текучий график работы – в некоторых организациях предлагается график работы с 7:00 до 16:00, а в других – с 11:00 до 20:00, резко перейти с одного режима работы на другой часто бывает достаточно сложно;
– ненормированный рабочий день – к ненормированной работы сложно привыкнуть, если в предыдущей организации график работы сотрудника был нормированным, необходимость более нормируемой работы необходимо обсуждать на собеседовании;
– длительные командировки – для ряда сотрудников длительные отъезды могут стать дополнительным стрессом; занятость – в случае проектной работы работник должен быть готов к пиковым нагрузкам, которые обычно возникают перед завершением проекта.

Организации-партнеры

Важное место в арсенале мер такой работы должно занимать проведения специальных бесед, консультаций, семинаров, тренингов, встреч и т.п. с обязательным применением принципа индивидуального подхода к каждому человеку с инвалидностью. Эта работа должна проводиться в тесном сотрудничестве организаций-партнеров, занимающихся проблемами людей с инвалидностью, прежде всего таких как государственная служба занятости, Фонд социальной защиты инвалидов, центры реабилитации для людей с инвалидностью, управления труда и социальной защиты населения, местными органами исполнительной власти. А также с профсоюзами предприятий и организаций (если они есть) или с отраслевыми профсоюзами, а также с неправительственными организациями как самих инвалидов так и занимающихся проблемами инвалидности вообще.

В завершение следует отметить, что государственная служба занятости прилагает немало усилий по совершенствованию существующих направлений работы с лицами, имеющими инвалидность, и поиска новых подходов и форм работы. А также отрабатывает инновационную систему мер, направленных на содействие трудоустройству людей с инвалидностью в современных условиях рынка труда, их адаптации и закреплению на новых рабочих местах. Но только конструктивное взаимодействие всех организаций, принимающих участие в обеспечении занятости лиц с инвалидностью, и положительное и неравнодушное отношение социума в целом к ​​проблемам инвалидности, могут обеспечить действительно эффективное решение проблем занятости людей с инвалидностью в нашей стране и поднять решение этого вопроса на качественно новый уровень.

Социальная адаптация - процесс активного включения молодого инвалида в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. Создают благоприятную среду для учреждения социального обслуживанию населения внешние условия.

К внешним условиям относятся:

Подготовка к социальной адаптации, которая достигается через обучение активному подведению и освоение социальной роли «взрослого» в деятельности, организуемой специалистами;

Организационная культура учрежде6ния социального обслуживанию населения, которая регулирует поведение и развивает самоконтроль у молодого человека, способствует проявлению его индивидуальности, так как несет в себе основные жизненные ценности: проявление дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждой личности;

Признание окружением молодого инвалида достигнутых им результатов и внешнее выражение данного признания, активизирующие процесс социальной адаптации. Определенные нами ранее условия социальной адаптации молодого инвалида являются основной для постепенных, четко разработанных мероприятий, организуемых в учреждении социального обслуживанию населения.

Технология социальной адаптации - это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого инвалида в конкретных формах организации социальной работы (индивидуальные беседы, коллективно-творческие дела, занятия по трудотерапии, социальные тренинги, игры и др.), способствующая развитию у клиента умения преобразовывать или устранять проблемную ситуацию.

Последовательность реализации процесса социальной адаптации молодого инвалида определяется следующими этапами:

Подготовительного;

Этапа включения в социальную группу;

Этапа усвоения социально полезных пролей;

Этапа развития устойчивой социально-психологической адаптации.

Приведем их характеристику:

Подготовительный этап. Он протекает до момента включения молодого человека в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Здесь проводятся различные методики социальной диагностики: интервью, наблюдение, метод независимых характеристик, биографический метод и др.

Этап включения в социальную группу. Его содержание включает ознакомление с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику адаптироваться к реальным условиям учреждения социального обслуживания населения. Обеспечивают социальную адаптацию. Молодого инвалида на данном этапе следующие приемы: техника «идущее вниз сравнение», которая основана на возможности человека вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях; техника «позитивного истолкования событий», которая предполагает поиск позитивных моментов, связанных с пребыванием в учреждении социального обслуживания населения. На данном этапе возможно применение методик, обеспечивающих осознание собственных результатов и достижений.

Приведем один из примеров. Методика «Что было главным в жизни».Целью методики является содействие осознанию в среде объединения молодых инвалидов собственных целей, стремлений и достигнутых результатов. Для выполнения задания нужно разбиться на пары и взять поочередно друг и друга интервью. При этом необходимо представить, что тот, кого интервьюируют, - человек пожилого возраста. Репортер стремиться изучить жизненные достижения и свершения человека. Интервью может проводиться по вопросам, которые предлагает ведущий. Репортеры должны делать записи, чтобы рассказать группе о своем интервью. Далее происходит подведение итогов. Участники группы определяют, из каких элементов складываются жизненные достижения. Далее каждый анализирует составляющие его собственных достижений на данный момент.

Этап усвоения социально полезных ролей. Он осуществляется через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Приведем пример игры «Выбор». Социальная роль - это социально одобренное и ожидаемое от человека в определенных обстоятельствах поведение с его определенными характеристиками, диктуемыми конкретными обстоятельствами. В целях определения позиции играющих и их социальной роли предлагаем следующие примеры ситуаций:

  • - По улице под холодным дождем идет шестилетняя девочка. Она без капюшона и в расстегнутой куртке. Вы:
    • а) пройдете мимо;
    • б) застегнете девочке куртку и набросите капюшон;
    • в) начнете ей объяснять, что она должна застегнуть куртку и набросить капюшон.
  • - Вы зашли в магазин, чтобы купить себе что-нибудь на обед, и торопитесь. Стоящая вперед Вами в очереди пожилая женщина очень долго считает деньги, и, как выясняется, ей не хватает небольшой суммы денег на оплату своей покупки. Вы:
    • а) начнете возмущаться тем, что она задерживает очередь;
    • б) будете моча терпеливо ждать;
    • в) предпримите что-то другое.

Участники выбирают позиции, специалист по социальной работе выслушивает мнение каждого из них, а также аргументы и контраргументы в пользу суждения, а затем еще раз предлагает играющим продумать и при необходимости сменить позицию, если они изменили свое решение. Игра содействует развитию субъектной позиции молодого человека, осознанию своего мнения и ответственности за свои поступки.

Этап устойчивой социально-психологической адаптации, характеризующийся способностью молодого инвалида разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умению самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку. Одной из форм, способствующей социальной адаптации инвалида на данном этапе, является игра «Предложи помощь». Ведущий говорит о том, что человек достаточно часто встречается в своей жизни с проблемами и пытается их преодолевать, но не каждый умеет помочь разрешить другому человеку проблемные ситуации. Специалист по социальной работе объясняет содержание игры: один из играющих сообщает о личной проблеме, стоящей перед ним, а другой предлагает ему свою помощь. Надо выбрать один из предложенных вариантов и обосновать свой выбор. Участники игры разбиваются на пары. Определяются роли «предлагающего помощь» и «субъекта проблемы». После проигрывания игровой ситуации участники меняются ролями. Специалист проводит наблюдение за играющими. Далее совместно все участники и ведущий подводят итоги занятия.

К особенностям реализации социальной адаптации молодого инвалида можно отнести: во - первых, нахождение молодого человека в социальной группе (объединение молодых инвалидов: клубе, группе самопомощи). При этом ценности, традиции, социальные нормы социальной группы должны быть ориентированы на поощрение активности в поведении и формировании активной жизненной позиции молодого инвалида. Во -вторых, участие молодого инвалида в социальной деятельности, приобретение им нового социального опыта, знания, умения и навыков, несение ответственности за себя и других участников в ходе проведения любого дела в условиях группы. Следующей особенностью реализации социальной адаптации является приобретенное в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе и участниками группы умение самостоятельно предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку.

Основным инструментом преодоления инвалидности является реабилитация. Главной целью реабилитации становится не компенсация нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и «социальной недостаточности» инвалидов, а социальная интеграция инвалидов.

Технология социальной реабилитации и адаптации молодого инвалида- это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого инвалида в конкретных формах организации социальной работы, способствующая развитию у инвалида умения преобразовывать или устранять проблемную ситуации.

Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья с сильными расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Понятие «инвалидность» имеет социальные, юридические и медицинские аспекты. За установлением инвалидности следует прекращение работы или изменение условий труда и назначение различных видов государственной социальной защиты (пенсия, трудоустройство).

Инвалидность считается одним из важнейших показателей общественного неблагополучия населения. Она отражает множество проблем, такие как: социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и нарушение взаимосвязей между человеком, лицами с ограниченной ответственностью и обществом. Учитывается тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их индивидуальные интересы, но и в определенной степени касаются их близких, зависят от уровня жизни населения и других общественных факторов. Из всего этого можно сделать вывод о том, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной поверхности и во многом определяет лицо общественной политики государства .

Инвалиды? это люди с ограниченными возможностями.

Рынок труда для лиц с ограниченными возможностями является особым социально? демографическим сегментом российского хозяйства, который подчиняет собственным закономерностям, что необходимо учитывать в политике занятости. Поэтому, страна берет на себя обязательство по содействию объединение граждан с ограниченными возможностями, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы.

Положение инвалидов в группе людей определяется рядом таких факторов как: объективных и субъективных, которые влияют на уровень материальной обеспеченности, возможности реализовать себя в профессиональной сфере, получение образования, осуществление мечты сделать карьеру и удовлетворить свои права и социальных гарантии.

Незанятость среди лиц с ограниченными возможностями выделяется при рассмотрении проблем загруженности населения в силу особой глубины ее негативных последствий.

Болезни (травмы) могут привести к потери здоровья человека, следствие чего являются значительно - отрицательные последствия в жизнедеятельности. Нарушаются так же и физиологические функции организма, но и уменьшается общественная, в том числе и профессиональная активность человека. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных в связи с ней части жизненных функций, а также социально значимых качеств позволяют инвалиду стать полноценным и равноправным членом общества, непосредственно участвовать в общественной жизни, способствует его успешной реабилитации и интеграции в обществе .

В этом процессе главную роль играет трудовая деятельность, она оказывает положительное влияние на жизнь инвалида. Занятость способствует физическому, личностному и профессиональному восстановлению личности.

В значительной степени повышается материальное благосостояние инвалида, меняется психическое состояние человека, он перестаёт ощущать себя никому не нужным. Вместе с ним растёт его престиж в семье, обществе и государстве. Под влиянием труда в организме развиваются компенсационные порядки, способствующие преодолению вызванных инвалидностью ряда недостатков.

Различные стороны содействия занятости инвалидов рассматриваются в документах, разработанных Международной организацией труда (МОТ). Одним из первых поднимался вопрос социальной защиты граждан, в 1933 году была принята Конвенция №37 «Об обязательном страховании по инвалидности трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги», в которой раскрыты вопросы профилактики инвалидности в рамках трудовой деятельности. Проблемы профессиональной реабилитации инвалидов поставлены в Рекомендации №168 и Конвенции №159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», принятых в 1983 году. В ряде документов МОТ раскрыты аспекты активной политики занятости граждан с ограниченными возможностями (Рекомендация №88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» от 1950 г., и Рекомендация №99 «О переквалификации инвалидов» 1955 г.).

Рыночных отношений носит не только положительный, но и отрицательный характер, это связанно с ужесточением требований к работнику. В следствие, количество граждан, попадающих под категорию неконкурентоспособных, постоянно увеличивается. Все эти процессы особенно обостряются в период социально? экономических кризисов. В связи с этим, проблема занятости лиц с ограниченными возможностями приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для них, с другой стороны? возможность реализовать свои потребности в профессиональной деятельности удается далеко не каждому.

Занятие на российском рынке труда данной категории населения остаётся несоответствующей их вероятным возможностям, а загруженность достаточно низкой. Работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности. Особенно она низкая среди граждан имеющих 1 и 2 группу инвалидности. Положение лиц с ограниченными возможностями на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств .

Во-первых, наблюдается рост количества инвалидов (примерно 50% из них трудоспособного возраста), а во-вторых, доля регистрируемой безработицы среди лиц с ограниченными возможностями увеличивается в среднем по нашей стране от 2% до 5%. Выходящие на рынок труда инвалиды различаются по возрасту, полу, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья и жизненным установкам.

Среди признанных безработных лица, получившие инвалидность в результате различных заболеваний, травм, пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, инвалиды с детства. Средний возраст неработающих граждан с ограниченными возможностями 26 ? 45 лет. Все они по разному делятся на несколько групп. Для решения вопроса занятости значимыми являются характеристики связанные:

Со степенью трудоспособности (лица с ограниченными возможностями трудоспособные, нетрудоспособные, временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, в щадящих условиях труда)

Характером заболевания (человек? мобильный, маломобильные, немобильные).

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы занятости и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями. Относительно низкий статус занятости, лиц, имеющих инвалидность, во многом объясняется неопределенностью жизненных установок, отсутствием востребованного профессионального образования, опыта работы. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что работодателям невыгодно принимать на работу инвалидов, которым, требуются специализированные рабочие места, льготные условия труда (сокращенное рабочее время, сниженные требования к производительности). Несмотря на законы, принимаемые на уровне субъектов Федерации «О квотировании рабочих мест для инвалидов», предприниматели стремятся находить причины для отказа инвалиду в трудоустройстве .

Особенность положения инвалидов на российском рынке труда определяется рядом факторов:

Сохранение стереотипов (многие работодатели негативно оценивают качества инвалидов, как отсутствие опыта работы, неспособность качественно выполнять свои профессиональные обязанности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, неустойчивость поведения, то есть всё то, что свидетельствует о профессиональной несостоятельности человека). Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда.

Не обоснованное представление инвалидов о выстраивании личной профессиональной стратегии (проявляется в определении профессии, в дальнейших перспективах трудоустройства). Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться профессиональное обучение, часто делается инвалидом исходя из его физиологических возможностей, степени инвалидности, условий обучения, его доступности. Основная идея получения образования «Что я могу и хочу, а не куда смогу трудоустроиться в дальнейшем». Научить молодых инвалидов анализировать реальную ситуацию на рынке труда, через призму личностных возможностей

Направление работы, которое необходимо внедрять в повсеместную практику деятельности службы занятости в рамках профилактики безработицы лиц с ограниченными возможностями.

Сокращение рабочих мест на предприятиях и специализированных организаций нацеленных на преимущественное трудоустройство инвалидов. (особое беспокойство вызывает то, что большое количество безработных граждан составляют выпускники средне специальных и высших учебных заведений). Наибольшим спросом у молодых инвалидов пользуются такие профессии, как программист, экономист и бухгалтер, юрист. Вместе с тем, среди вакансий, предлагаемых для граждан с ограниченными возможностями преимущественно малоквалифицированный труд, без учета их профессиональных качеств .

Самым главным условием социальной трудовой адаптации и ее особенности является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых? сильнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды, часто имея даже определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать. Причина состоит в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а работодатели не хотят принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, даже в данном случаи меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так, что немаловажно, предпринимателей. Идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» ? не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.е. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ.

В России инвалиды воспринимаются обществом как отличающиеся в отрицательную сторону, лишённые многих возможностей, с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой? сочувствие по отношению к ним. Немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми . К сожалению, одним из самых главных показателей социально? психологической адаптации инвалидов, является отношение к собственной жизни? практически половина из них, оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к отрицательному или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка. Но, у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения. Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы? более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу .

Похожие публикации