Что включает в себя таможенная декларация. Пассажирская таможенная декларация. В каком случае возможно таможенное декларирование товаров для личного пользования

Возможно, многие автолюбители хоть раз в своей жизни слышали упоминание аббревиатуры ГТД. Не многие придают этому значение. К тому же часто существует вероятность увидеть данное сочетание трёх букв в каких-либо документах. На практике с этими загадочными тремя буквами может столкнуться каждый владелец авто, так что будет нелишним узнать, что это и что из себя представляет.

Как расшифровывается ГТД и что это такое?

Для начала следует перейти к расшифровке самой аббревиатуры, которая может быть многим просто непонятна. ГТД - это грузовая таможенная декларация. Данный документ необходим при пересечении государственной границы , так как именно в нём автолюбитель обязан указать определённую информацию о нём самом, а также о том грузе, который он намеревается перевезти через границу. Но составляется он в определённом случае.

Как задекларировать товары, провозимые через границу?

Существует два способа, позволяющие задекларировать товары, который автолюбитель везёт с собой и собирается пересечь с ними границу. Оба способы различаются тем, что применяются они в разных ситуациях.

Итак, осуществить декларирование товаров, провозимых через границу можно двумя способами:

Особенности заполнения грузовой таможенной декларации

Чтобы задекларировать перевозимые товары с использованием ГТД, автолюбителю необходимо составить в письменной форме особое заявление , которое бы содержало необходимую информацию о лице, осуществляющем перевоз товаров, а также сведения непосредственно о самом товаре. Данное заявление заполняется на бланках ТД1 и ТД2. То, что заявление должно составляться на двух листах – неспроста. Дело в том, что первый бланк является основным листом городской таможенной декларации, а второй соответственно добавочным.

ТД1 включается в себя четыре самокопирующихся листа:

  • Первый лист забирается таможенными органами;
  • Второй лист предназначается для статистики;
  • Третий лист является возвратным экземпляром для лица, подающего декларацию;
  • Четвёртый является региональным экземпляром.

В том случае, если требуется осуществление декларирования товаров сразу нескольких наименований, используется форма ТД2, которая является неотъемлемой частью составляемых грузовых таможенных деклараций.

Таможенное оформление и контроль

Теперь следует указать значение подаваемых грузовых таможенных деклараций непосредственно для таможенных органов. Возможно, среди читателей найдутся те люди, которые интересуются этим вопросом.

ГТД является весьма важным документом для органов контроля. Дело в том, что именно благодаря подаваемым грузовым таможенным декларациям, сотрудники таможни могут осуществлять контроль всех товаров , перевозимых через российскую границу. Также данный документ содержит некоторые сведения и о лице, которое осуществляет перевозку декларируемых товаров.

Вместе с ГТД в таможенные органы в обязательном порядке представляются и другие документы:

  • Устав предприятия и его учредительный договор;
  • Имеющиеся контракты на осуществление поставки перевозимых товаров;
  • Регистрационные документы;
  • Паспорт сделки, квитанция, свидетельствующая об уплате всех таможенных платежей, справка о наличии рублёвого, валютного счетов. Последняя справка выдаётся банком;
  • Товаросопроводительные документы;
  • В зависимости от транспортного средства, на котором осуществляется перевоз декларируемых товаров, должны быть предоставлены соответствующие документы: CRM, коносамент, ж/д или авианакладная;
  • Также должны быть предоставлены документы, которые бы подтверждали проведение определённых мер нетарифного регулирования по отношению к провозимым товарам;
  • Документ о контроле товарной доставки, книжка МДП.

Грузовая таможенная декларация на автомобиль

Теперь стоит перейти к информации, которая уж точно заинтересует большинство автолюбителей, которые будут читать данную статью. Речь пойдёт о том, что нужно предпринять гражданину РФ , желающему поставить автомобиль иностранного производства. В этом случае, ему обязательно потребуется предоставить в ГИБДД грузовую таможенную декларацию на автомобиль. Что это такое будет рассмотрено далее.

ГТД должна быть оформлена распорядителем груза, а затем заверена таможенным инспектором. Грузовая таможенная декларация является тем самым документом, который будет являться основанием для пропуска перевозимых через государственную границу товаров.

В том случае, если транспортное средство завозится в Российскую Федерацию юридическим лицом, автосалон обязан выдать покупателю копию ГТД, которая была предварительно заверена. Здесь от покупателя автомобиля потребуется проявить наблюдательность и дотошность . Настоятельно рекомендуется сверить VIN-код приобретаемого транспортного средства с теми цифрами и данными, которые указаны в ПТС авто. Дело в том, что если будет допущена ошибка и в ГИБДД найдут несоответствие, то в регистрации авто будет немедленно отказано.

Также бывают случаи, когда физическое лицо осуществляет покупку нового транспортного средства из-за границы. Тут уже будут свои нюансы. От покупателя потребуется предъявить не только ПТС , но и таможенный приходный ордер. Данное правило касается не только новых транспортных средств, но и подержанных.

Номер грузовой таможенной декларации

  1. Первая часть декларации представляет собой номер таможенного поста, который состоит из восьми символов;
  2. Вторая часть содержит определённую информацию о дате предоставления грузовой таможенной декларации органам таможенного контроля. Формат, в котором указывается дата, следующий – д/м/г. Следует помнить тот факт, что год не указывается полностью. ГТД содержит лишь две последние его цифры;
  3. Третья часть отображает порядковый номер поданной таможенной декларации. Состоит этот номер из семи цифр, причём первая цифра может быть заменена на букву «П»;
  4. Четвёртая часть - это номер товара в грузовой таможенной декларации. Данный номер состоит только из цифр.

Все вышеуказанные четыре части вместе образуют номер грузовой таможенной декларации. Данный номер является необходимым в условиях осуществления контроля законного перемещения товаров через границу.

Всегда ли обязательно заполнять ГТД и дополнительные документы?

Следует помнить, что грузовая таможенная декларации содержит как основные, так и добавочные листы. Обязательным приложением к ГТД является декларация таможенной стоимости (ДТС). Данный документ закрепляется за всеми товарами , которые облагаются НДС, акцизными платежами и таможенными пошлинами. Выше уже было указан момент, касающийся оформления ГТД на автомобиль. Но следует уточнить, нужно ли заполнять ДТС на транспортное средство, перевозимое через границу?

Ответ, конечно, будет положительным. Конечно, заполнять ДТС на автомобиль, которое ввозится на территорию Российской Федерации, нужно в обязательном порядке. Конечно, есть и свои исключения , касающиеся тех импортируемых транспортных средств, которые могут обойтись без заполнения на них декларации таможенной стоимости по определённым основаниям, установленным существующими законодательными актами.

ДТС не заполняется в следующих случаях:

  • Если таможенная стоимость товарной партии не превышает пяти тысяч долларов. К такому товару просто не применяются какие-либо экономические меры, но только в том случае, если исключаются многоразовые его поставки по одному контракту;
  • Если товар перевозится физическим лицом не для осуществления коммерческих целей;
  • Если грузы, которые перевозятся через границу, не облагаются пошлинами, установленными налогами;
  • Если на актуальный период времени действуют определённые таможенные режимы, которые влияют на необложение товаров налогами. Речь идёт, например, о Таможенном союзе, где действуют особые таможенные правила, установленные трёхсторонними соглашениями.

). ГТД оформляется распорядителем груза и заверяется таможенным инспектором, в дальнейшем служит основанием для пропуска через границу. В декларации содержатся сведения о грузе и его таможенной стоимости, транспортном средстве, осуществляющем доставку, отправителе и получателе.

Без предоставления грузовой таможенной декларации органы государственного таможенного контроля не принимают товары и имущество к таможенному оформлению для пропуска через госграницу.

Другая функция грузовой таможенной декларации - документ-заявление, представляемый участниками ВЭД о законности сделки, то есть соответствия всех действий в процессе экспортной и импортной операции законодательству РФ. Сведения, указанные в грузовой таможенной декларации, должны находиться в полном соответствии с предъявляемым для таможенного контроля товаром (имуществом) другими фактическими данными. Наличие расхождений между сведениями, указанными в грузовой таможенной декларации, и фактическими данными, обнаруженными в ходе таможенного контроля, влечет за собой задержку товара и требует переоформления грузовой таможенной декларации.

Следующая функция грузовой таможенной декларации - подтверждение законности ввоза и вывоза товара органами таможенного контроля. Таможенный контроль завершается удостоверительными отметками таможенного учреждения РФ, после чего грузовая таможенная декларация приобретает в перспективе значение своего рода международного таможенного «паспорта» товара, имеющего должную юридическую силу для зарубежных таможенных служб, других органов управления соответствующих зарубежных государств.

Наличие грузовой таможенной декларации обязательно при таможенном оформлении грузов в 98 странах, с которыми торгует Россия. Важное значение имеет грузовая таможенная декларация и в качестве учётно-статистического документа.

Грузовая таможенная декларация представляется таможне в установленный законодательством срок, который колеблется от одного дня до двух недель, считая со дня прибытия товара на таможню. Грузовая таможенная декларация содержит номер грузового документа, по которому товар принят на таможню (в портовых таможнях также наименование судна, на котором прибыл товар), тарифное наименование товара или ссылку на соответствующую статью таможенного тарифа, цену и стоимость партии товара. В грузовой таможенной декларации дается также перечень обычно прилагаемых к ней документов (счет, отгрузочная спецификация, сертификат качества и т. д.).

Грузовая таможенная декларация представляет собой комплект из четырёх сброшюрованных листов ТД1 (основной лист) и ТД2 (добавочные листы). В грузовой таможенной декларации не должно быть подчисток и помарок.

Листы грузовой таможенной декларации распределяются следующим образом: первый лист грузовой таможенной декларации - остается в таможенном и хранится в специальном архиве; второй лист грузовой таможенной декларации (статистический) - остается в отделе таможенной статистики; третий лист грузовой таможенной декларации - возвращается декларанту; четвёртый лист грузовой таможенной декларации: а) при вывозе товара прикладывается к товаросопроводительным документам и направляется вместе с товарами в таможенный орган, в регионе которого расположен пункт пропуска на границе; б) при ввозе товаров остается в отделе таможенной стоимости таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление. В некоторых странах допускают предъявление экспортером или импортером временной или предварительной грузовой таможенной декларации. Импортер подает предварительную грузовую таможенную декларацию, когда он к моменту прибытия груза на таможню не имеет точных сведений о нём. После выгрузки товара и его осмотра импортер подает грузовую таможенную декларацию обычного типа. Экспортер подает предварительную грузовую таможенную декларацию при продаже товаров со склада, поставке транзитных товаров, в отношении которых предусмотрен возврат ранее уплаченных пошлин, товаров, попадающих под действие различного рода ограничений и т. д.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Заполнение ДТ - Урок 1

    Урок 4. Заполнение товарной части (графы 31-42)

    Как отразить поступление импорта УТ 11.1. Оформление таможенной декларации.

    Субтитры

Формат номера ГТД

Регистрационный номер проставляется должностным лицом таможенного органа и формируется по следующей схеме :

Х Х Х Х Х Х Х Х / Х Х Х Х Х Х / Х Х Х Х Х Х Х _______________ ___________ _____________ 1 2 3

элемент 1 - код таможенного органа или его структурного подразделения;

элемент 2 - дата принятия ГТД (день, месяц, две последние цифры года);

элемент 3 - порядковый номер таможенной декларации (начинается с единицы с каждого календарного года). Если подается предварительная таможенная декларация на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения процедуры внутреннего таможенного транзита, то в первой позиции проставляется буква «п».

В связи с тем, что в одной ГТД могут быть представлены сведения о товарах 100 наименований, ФТС и ФНС устанавливают особый порядок формирования номера (в частности, для указания в счетах-фактурах). После выпуска таможенным органом конкретного товара к регистрационному номеру, присвоенному должностным лицом таможенного органа при принятии декларации, через знак дроби «/» добавляется порядковый номер товара .

Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

Таможенное декларирование – важный момент, создающий условия для реализации правовых норм во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при организации транспортировки продукции через таможню. Сущность этого процесса состоит в предоставлении таможенным служащим информации о перемещаемом грузе, которая необходима для таможенного оформления продукции в соответствии с требованиями законодательства.

Каковы особенности таможенного декларирования товаров

Таможенное оформление представляет собой действия, связанные с помещением транспорта и грузов под режим таможни на основании положений Таможенного кодекса (ТК) Таможенного союза (ТС). Таможенное декларирование имеет две составляющие - предварительное и основное декларирование. Таможенное оформление (таможенное декларирование) основано на соблюдении субъектами ВЭД нормативов, предусмотренных правовыми актами в области режима таможни.

Обязательное таможенное декларирование входит в число важнейших составляющих режимов таможни в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу. Декларирование заключается в предоставлении сотрудникам таможни данных относительно ввозимых/вывозимых товаров, в обязательном порядке подлежащих внесению в таможенную декларацию.

Понятие таможенного декларирования тесно пересекается с таким термином, как «таможенное оформление» как процедура в целом. Во избежание пересечения понятий в различных инструкциях и рекомендациях из Таможенного кодекса Таможенного союза термин «таможенное оформление» изъят, вернее, полностью замещен рассматриваемой в данной статье категорией – таможенным декларированием.

Задачи, которые решаются с помощью таможенного декларирования:

    Обеспечение служб таможенного контроля данными о продукции и транспорте, которые необходимы для реализации целей служб таможни;

    Удостоверение законной легитимности операций, совершаемых декларантом с грузами и транспортом, которые подпадают под тот или иной режим таможни;

    Контроль соответствия информации о продукции и транспорте их реальному состоянию.

Как происходит таможенное декларирование? Эта процедура предполагает заявление в определенном виде точной информации по продукции, транспорту, применяемом к ним режиме оформления, а также предоставление других требуемых данных в отношении физлица, сопровождающего груз.

Под видом декларирования понимаются форма или вариант предоставления заявления, включающего вышеперечисленную информацию, соответствующим службам таможни.

Таможенный контроль и декларирование товаров

Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.

Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.

Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.

Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:

    Проверка соблюдения законности;

    Реализация действующего законодательства;

    Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.

Формы таможенного контроля:

    Проведение опроса в устной форме;

    Документальная проверка;

    Таможенная проверка;

    Наблюдение в границах таможенной территории;

    Получение объяснений;

    Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;

    Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;

    Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;

    Осмотр складов, помещений, территорий;

    Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.

Без таможенного декларирования таможенный контроль невозможен. Нельзя осуществить вывоз имущества без составления таможенной декларации и осуществления иных действий, обязательных при вывозе продукции с территории таможни. Выполнение мероприятий таможенного контроля заканчивается только с пересечением таможенной границы. Это очень ответственный момент, потому нередко возникают задержки и проволочки при реализации мер таможенного контроля.

В некоторых ситуациях уполномоченные органы вынуждены проверять данные, зафиксированные при таможенном декларировании, уже после выпуска товаров и транспортных средств с территории таможенной зоны. И они имеют на это полное право. Законом установлен трехлетний срок, в течение которого товары, утратившие статус нахождения под таможенным контролем, могут подвергаться проверке таможенными органами. Иными словами, после того как имущество фактически покидает границы таможенного контроля, само право контроля не прекращает свое действие, то есть рамки контроля простираются во времени. Еще в течение трех лет продукция (товары, транспортные средства и т.д.) могут быть подвергнуты контролю в виде документальной проверки, поскольку физически они уже проверены быть не могут. За этот период они даже могут утратить свою материальную форму и их существование будет подтверждаться лишь документами таможенного декларирования и, возможно, рядом других документов. Члены Таможенного союза могут повышать трехлетний срок на уровне внутренних законов своих государств. Но в целом согласно ст. 99 Кодекса ТС этот срок не может превышать пяти лет, иначе это уже перейдет границы разумности и целесообразности.

Какие есть формы таможенного декларирования товаров

Правовое регулирование служб таможни допускает применение трех форм таможенного декларирования.

    Устная – предоставление в устной форме сотрудникам таможенной службы информации относительно отсутствия продукции, подлежащей обязательному внесению в таможенную декларацию. Данная форма заявления допускается к применению физлицами при транспортировке через таможенный контроль грузов некоммерческого предназначения, багажа, личных вещей. Устное таможенное декларирование используется в системах двух коридоров пропуска пассажиров. В этом случае лицо, намеренное применить устную форму таможенного декларирования, следует через «зеленый коридор», что сокращает время досмотра и упрощает саму процедуру контроля.

    Электронное таможенное декларирование товаров предполагает информирование таможенных служб относительно перемещаемого через границу груза с использованием электронных средств связи.

    Письменная форма таможенного декларирования товаров применяется в случае наличия в багаже/грузе товаров, которые попадают в перечень для обязательного таможенного декларирования.

Наибольшее внимание таможенных служб уделяется таким формам, как электронное таможенное декларирование и заявление сведений в письменном виде. Письменная форма включает подачу заявки на оформление груза в произвольном виде, а также непосредственно таможенное декларирование на бланке установленной формы вместе с транспортировочной документацией. Такая форма может быть применима для перемещения товаров личного пользования (при условии, что они не попадают в перечень товаров, следующих транзитом или отправляемых системами межгосударственной почты).

Для заверения электронной таможенной декларации используется специальная цифровая подпись. Проверка декларирования, осуществленного в такой форме, производится специализированной информационной системой не позднее чем через три часа после принятия. При пересечении границы физическими лицами в частном порядке электронное декларирование не применяется.

Какие виды таможенного декларирования товаров различают

Основные виды таможенного декларирования, используемые в настоящее время, следующие.

По характеру проводимой процедуры

    Неполное таможенное декларирование предполагает предоставление частичной информации и допустимо к использованию как в отношении товаров импортного, так и экспортного изготовления. Этот вид декларирования применяют в ситуациях, когда отсутствует возможность заявления полного объема необходимых сведений по объективным причинам, которые не зависят от субъекта, подающего декларацию. Для дополнения данных в полном объеме после неполного декларирования предоставляется от 45 дней (продукция импортного производства) до восьми месяцев (для экспортных товаров).

    Полное таможенное декларирование юрлицами, декларирующими товары, перемещение которых связано с ВЭД.

    Временный вид декларирования применим к экспортируемым отечественным товарам в ситуациях, когда отсутствует полный объем данных для начисления таможенных выплат.

    Предварительное таможенное декларирование товаров предназначено для оформления товаров иностранного производства до момента их ввоза либо в случаях, когда продукция не завершила процедуру транзита.

По видам декларирования и способу оформления декларации

    Таможенное декларирование грузов применяется при транспортировке товаров в ходе коммерческих сделок.

    Транзитное таможенное декларирование применяется для товаров, помещаемых под процедуру транзита. Транзитные таможенные декларации могут включать транспортировочную и коммерческую документацию.

    Пассажирское декларирование применяется физлицами в отношении товаров, перемещаемых с целью использования для собственных нужд. Заполнение пассажирской декларации может осуществляться при условии достижения возраста 16 лет и используется при выполнении перемещений товаров физическими лицами для последующего личного использования.

    Таможенное декларирование товаров и транспортных средств проводится при пересечении границ транспортом, осуществляющим международные транспортировки. Такая декларация может включать стандартные формы документации и используется при международных перевозках.

Нормы подачи и оформления вышеописанных вариантов декларации регламентируются Комиссией ТС. Данные, которые вносятся при таможенном декларировании, включая необходимые коды, могут отличаться для разных видов деклараций, что указано в ст. 181 и 182 Таможенного кодекса ТС. Список необходимых для декларирования данных определяется кругом сведений. Согласно им, а также данным для статистического учета таможни и обеспечения возможности применения законодательных норм стран ТС производится расчет платежей таможни.

Товары, подлежащие таможенному декларированию

Согласно нормам, описанным в соглашениях, помещение продукции под таможенное оформление и декларирование осуществляются при пересечении товарами границ ТС. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе для субъектов, которым необходимо заменить ранее заявленную процедуру таможни на другую, имеет свои отличительные особенности. Перед тем как подробно рассмотреть вопросы обязательств в отношении осуществления декларирования, следует уточнить определение словосочетания «таможенная граница ТС». Известно, что ст. 2 Таможенного кодекса ТС указывает, что в состав таможенной зоны ТС входят территории Белоруссии, Казахстана, РФ, а также расположенные за границами союза объекты, в отношении которых действует юрисдикция участников ТС. Декларирование на соответствие Таможенному союзу в отношении товаров осуществляется в пределах таможенных границ ТС и объектов, попадающих под юрисдикцию участвующих в нем государств.

Оформление для целей таможни производится в любом из двух вариантов: «декларирование Таможенный союз» и «декларирование иностранные товары».

Товары Таможенного союза - это :

    Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;

    Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами - участницами ТС;

    Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран - участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).

Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары . В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.

Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:

    Выпуск для потребления внутри ТС;

    Отказ в пользу страны;

    Операции реимпорта.

Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:

    Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);

    Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);

    Припасы (гл. 50 ТК ТС).

Кто имеет право производить таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенные процедуры

Процедуры таможенного декларирования товаров могут выполняться субъектом, осуществляющим перемещение продукции, или его представителем (декларантом). Таможенными представителями называют юрлиц, представляющих государства ТС, которые имеют возможность взаимодействовать в правовом поле с субъектами декларирования. Они уполномочены во взаимодействии с сотрудниками таможни выполнять операции, предусмотренные Кодексом ТС. Институт таможенных представителей описан в ст. 12–17 данного Кодекса. Его применение осуществляется исключительно в соответствии с национальными особенностями стран ТС. Это положение обусловлено различием регламента по внесению субъектов в реестр представителей таможни в законодательствах стран-участниц. Установление допустимых полномочий для выполнения операций таможенного декларирования происходит на основании ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза. Если обобщить существующие правила, то можно сказать, что для получения прав выступать декларантом необходимо:

    Оформление сделки ВЭД от лица, которое заключило контракт при транспортировке товаров через границу государств ТС;

    Наличие прав владения, использования/распоряжения продукцией при отсутствии контракта ВЭД.

На основании таких положений становится очевидно, что возможность быть декларантом определяется наличием подтвержденных прав на продукцию, в отношении которой применяется декларирование. Таким образом, можно проследить связь между юридическими правами на распоряжение продукцией в составе груза (включая возможность ее уничтожения) и полномочиями субъекта в качестве декларанта.

Для ситуаций, когда при сопровождении товаров через таможенный контроль не присутствуют граждане государств, участвующих в ТС, согласно ст. 186 Кодекса (п. 2) в качестве декларанта осуществить декларирование могут:

    Частные лица , которые провозят продукцию для собственного использования;

    Субъекты , в отношении которых действуют льготные условия таможенного декларирования (представители дипломатических учреждений или официальных представительств стран, фондов, сообществ, а также другие иностранные граждане, получившие особый статус на основании межгосударственных соглашений);

    Представители представительств , действующих на территории Таможенного союза, при транспортировании продукции, которая предназначается для использования непосредственно представительствами;

    Субъекты, которые владеют правом распоряжения продукцией в ходе контракта , в котором одна из сторон зарегистрирована на территории ТС.

Для режимов таможенного транзита перечень субъектов, которые правомочны осуществлять декларирование, включает всех вышеназванных лиц плюс экспедиторов (при условии регистрации на территории Таможенного союза) и представителей транспортных компаний, транспортирующих транзитные грузы.

Определенные трудности в процессе установления наличия прав на таможенное декларирование продукции возникают вследствие существования двух источников, учитывать которые нужно для определения декларантов. Помимо Таможенного кодекса и других законодательных актов ТС, необходимо принимать во внимание положения гражданских правовых актов государств Союза.

К категории наиболее противоречивых положений относят трактовку понятия «внешнеэкономическая сделка». Подробное определение отсутствует как в самом Таможенном кодексе Таможенного союза, так и в положениях действующих законодательств участников ТС. До формирования единого таможенного пространства в рамках Союза любая хозяйственно-экономическая операция между субъектами, зарегистрированными в различных странах, попадала в категорию ВЭД. С момента образования ТС появляется коллизия, которая заключается в трактовке внешнеэкономического контракта между представителями, зарегистрированными на территории ТС, но являющимися налогоплательщиками разных стран. С точки зрения государственных таможенных территорий такая сделка должна сопровождаться декларированием по требованиям ВЭД. Все было бы правильно, если бы при этом продукция пересекала границы ТС. Если же такой момент отсутствует, то в вопросах установления прав декларанта следует руководствоваться ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза, в которой описаны все возможные варианты определения декларанта.

При рассмотрении вопроса определения правомочий потенциального декларанта необходимо отметить некоторые особенности переходных нормативов, которые представлены в ст. 368 вышеуказанного Кодекса. Здесь указано о допустимости таможенного декларирования в ТС при следующих условиях:

    Декларирование товаров на таможне государств - участников Таможенного союза может осуществляться субъектами, которые зарегистрированы, постоянно проживают на территории государства ТС, кроме случаев, допускающих декларирование иностранными гражданами (описано в п. 2 ст. 186 ТК ТС);

    Декларирование может осуществляться представителями консульских и диппредставительств, а также международных организаций стран Таможенного союза при условии подачи декларации таможенным службам страны, в которой они располагаются.

Присутствие переходных положений в вопросах установления правомочности таможенного декларирования субъектами объясняется тем, что в настоящее время уже применяются единые правовые нормативы в таможенной сфере, но еще отсутствует унификация валютного, налогового, банковского и других законодательств. На данном этапе отсутствуют единая ставка НДС, общие нормы идентификации налогоплательщиков и их регистрации, а также существует целый ряд других противоречий, касающихся не только правовых, но и организационных или технических моментов. Такая ситуация обусловливает присутствие переходных норм в правовых документах ТС. Это позволяет формировать наиболее благоприятные условия для осуществления таможенного декларирования и контроля выпуска грузов в Таможенном союзе. Действующие нормативы предполагают совершение декларирования таможенной стоимости товаров хозяйствующими субъектами в органах государств, на территории которых они зарегистрированы. Данное положение не распространяется на продукцию, следующую в таможенном режиме транзита, при котором допускается декларирование иностранными субъектами.

В каком случае возможно таможенное декларирование товаров для личного пользования

Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, также должны быть подвергнуты процедуре таможенного декларирования. Таможенное декларирование (составление таможенной декларации) – обязательное условие прохождения процедуры перемещения товаров через границу. Но вид такой декларации будет зависеть от вида процедуры.

Пункт 36 ст. 4 ТК ТС содержит определения тех товаров, которые могут расцениваться как предназначенные для личного пользования. Это те вещи, которые используются либо созданы для использования в личных целях, для осуществления бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Обычно через границу их перевозят в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, с помощью международных почтовых отправлений, путем доставки перевозчиком и так далее (ст. 353 ТК ТС).

Для физических лиц предусмотрен особенный упрощенный порядок перемещения товаров. Способы для перемещения товаров, предназначенных для личного пользования, отличаются меньшим набором требований к процедуре, отсюда этот порядок называется упрощенным. Но необходимо учитывать, что количество и стоимость таких товаров не должны превышать установленной для данной категории объектов величины, иначе они уже не смогут подвергаться таможенно-тарифному регулированию как перемещаемые в упрощенном порядке. Упрощенный порядок нередко подразумевает освобождение физического лица, провозящего имущество через границу, от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Как выяснить предназначение перемещаемых объектов? Как отграничить товары для предпринимательской деятельности от товаров для личного потребления, ведь зачастую граница бывает весьма условной? Отнесение объектов к той или иной категории осуществляется самими таможенными органами, но на основании заявления субъекта перемещения – физического лица. Человек, перемещая товары через границу, сообщает представителям таможни о том, к какой категории он сам относит перемещаемые объекты (сообщает устно или с помощью таможенного декларирования в письменной форме). Дальнейшую оценку должны дать сами таможенные органы, применяя при этом систему управления рисками. Представители уполномоченного органа берут во внимание не только количественные и стоимостные характеристики товара, но и частоту пересечения данным физическим лицом границы государства и провоза товаров через таможню.

В повседневной деятельности таможенных органов критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке.

    Свойства товаров, их предназначение . Если традиционно данный вид товаров не используется в быту и не имеет таких потребительских свойств, которые позволили бы предположить возможность применения объекта для личных целей, то представители таможенных органов обычно относят подобные товары к объектам, предназначенным для предпринимательской деятельности.

    Количество товаров. Очевидно, что, если физическое лицо провозит огромное количество однородных товаров (например, платья одного и того же фасона, цвета, но разных размеров), то убедить таможенных работников в том, что эти вещи предназначены исключительно для личного потребления лица, вряд ли удастся. Надо оценить, насколько объем товаров превышает реальные возможности потребления данного лица или его семьи, чтобы утверждать, что товары перемещаются для предпринимательских целей.

    Частота перемещения товаров через таможенную границу. Разумно предположить, что, если одно и то же физическое лицо периодически провозит через границу однородные товары, хотя и в малых количествах, оно делает это вероятнее всего для предпринимательских целей. То же можно сказать о почтовых отправлениях, совершаемых между одними и теми же субъектами одновременно либо в течение одного месяца. Такие отправления вполне обоснованно могут расцениваться как предназначенные для предпринимательских целей.

Если таможенное декларирование товара физическим лицом в отношении предназначения объекта не совпадает с оценкой работников таможенных органов, то преимущество имеет мнение последних. Нужно помнить, что и потребности физических лиц, перемещающих товары через границу, индивидуальны, и свойства товаров могут быть очень разными. Поэтому каждый случай провоза товара рассматривается в отдельности. Сотрудники таможни обычно берут во внимание следующие факты:

    Состав семьи физического лица;

    Обычную потребность человека в такого рода товарах;

    Место работы (если есть);

    Место жительства (территория Таможенного союза, соседство с границей);

    Цель поездки, частота повторений поездок;

    Ассортимент объектов, перемещаемых через границу;

    Документальное подтверждение приобретения данных товаров в розницу;

    Частота перемещения идентичных товаров различными физическими лицами.

В ходе опроса могут быть выявлены иные имеющие значение факторы.

Основными документами, которые удостоверяют факт неоднократности перемещения через границу однородных товаров за конкретный отрезок времени, являются пассажирские таможенные декларации. По отметкам на них, сделанным таможенными работниками, всегда легко определить, были ли ранее выпущены за границу подобные товары либо в выпуске было отказано. Вполне возможна ситуация, при которой лицо, часто пересекая границу государства, не имеет возможности ввозить те или иные группы однородных товаров.

По правилам таможни цель использования ввозимых товаров должна быть указана в личном заявлении человека, пересекающего границу. Заполняя форму, приведенную в приложении к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», физическое лицо указывает факт приобретения имущества на территории ТС, а также принадлежность продукции – для личных целей. Подобное заявление должно совпадать с информацией, которая присутствует на упаковке товаров, на бирках, ярлычках и прочей документации, если таковая имеется.

Закон содержит круг товаров, продукции, имущества, которые не могут быть признаны перемещаемыми для целей личного использования. Вот перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования :

    Котлы центрального отопления;

    Природные алмазы;

    Солярии для загара;

    Аппаратура и оборудование для фотолабораторий;

    Те товары, за вывоз которых государство установило определенные пошлины. Вывозными пошлинами не облагаются раба, морепродукты (кроме икры осетровых видов рыб) весом, не превышающим 5 килограммов; икра осетровых видов рыб весом, не превышающим 250 граммов; топливо, залитое в баки транспортного средства для личного пользования, или в отдельной емкости – максимум 10 литров;

    Драгоценные металлы и драгоценные камни таможенной стоимостью более 25 тыс. долларов в эквиваленте;

    Двигатели внутреннего сгорания, кроме двигателей для водных судов;

    Косилки (сюда не входят газонокосилки для парков и спортплощадок), сенозаготовительные, уборочные машины, механизмы для обмолота, прессования сена и соломы;

    Некоторые машины и оборудование (например, оборудование для производства или отделки войлока или фетра, приборы и аппаратура для обнаружения или измерения ионизирующих излучений);

    Тракторы, моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки грузов или пассажиров; транспортные средства промышленного назначения самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами;

    Прицепы для перевозки автомобилей;

    Суда, лодки и плавучие конструкции, кроме яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта, гребных лодок и каноэ;

    Медицинская техника и оборудование, за исключением необходимых для использования в пути следования либо по медицинским показаниям;

    Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей;

    Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная; парикмахерские кресла и аналогичные кресла;

    Игры, приводимые в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или аналогичными средствами оплаты;

    Товары, подлежащие экспортному контролю в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

К большому сожалению участников таможенных отношений, совершающих перемещения продукции, этот перечень не является исчерпывающим. К еще большему сожалению сотрудников таможни, им необходимо обладать действительно глубокими познаниями законодательства и аналитическим складом ума, чтобы правильно и точно определить возможность ввоза/вывоза продукции в каждом конкретном случае. Было бы гораздо проще, если бы все ограничивалось одной инструкцией.

Одна из важнейших стадий перемещения товаров через границу – это таможенное декларирование.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в форме заполнения пассажирской таможенной декларации (ПТД) . Бланк для нее разработан решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287. Этой формой необходимо руководствоваться почти во всех случаях, кроме случаев пересылки международных почтовых отправлений и перемещения путем таможенного транзита. Однако нужно заметить, что физическое лицо может по собственной инициативе заполнить пассажирскую таможенную декларацию, независимо от того, что он провозит те товары для личного пользования, которые по закону не подлежат таможенному декларированию.

Что значит таможенное декларирование стоимости товаров

Таможенный кодекс Таможенного союза посвятил ст. 65 понятию декларирования таможенной стоимости товаров. Здесь используется понятие «декларант» - лицо, которое декларирует перевозимые через границу товары. Процедуре таможенного декларирования отведена целая глава ТК ТС (глава 27). Физические лица, которые провозят товары через таможенную границу исключительно для личного пользования, не обязаны производить таможенное декларирование товара. Для этих участников таможенных отношений предусмотрен другой порядок следования через границу ТС. И он содержится в гл. 49 Таможенного кодекса, дополнен межправительственными актами.

Порядок оформления декларации описан в п. 1 ст. 65 ТК. Так, декларант составляет заявление на имя таможенного органа о тех товарах, которые планирует переместить через границу, о выбранной форме перемещения (таможенной процедуре). В заявлении также указываются свойства товара, имеющие значение для осуществления процедуры. Неотъемлемой составляющей таможенного декларирования по установленной форме является указание таможенной стоимости товара.

Помимо самой стоимости декларант обязан указать, как эта стоимость была выявлена (п. 2 ст. 65 ТК): использованный метод определения величины таможенной стоимости, обстоятельства внешнеэкономической сделки, которые сформировали таможенную стоимость товара. Предоставляя эти сведения, декларант должен приложить необходимые документы для их подтверждения. Существует несколько методов определения таможенной стоимости, которые описаны в Соглашении «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». Это методы:

    При сделках с ввозимыми товарами;

    При сделках с идентичными товарами;

    При сделках с однородными товарами;

    Метод вычитания (метод по стоимости реализации товаров на единой таможенной территории);

    Метод сложения (расчетной стоимости);

    Резервный (комбинированный) метод.

Выбор метода осуществляется не произвольно. Самым распространенным считается первый, ко второму декларант может перейти лишь при невозможности использования первого метода. И так до самого конца, в строгой последовательности. Принцип определения стоимости ввозимых товаров таков: таможенная стоимость – это максимально возможная стоимость сделки с таким товаром. Следовательно, за таможенную стоимость продукции принимается та цена, которая будет уплачена или уже фактически уплачена за перемещаемый через границу товар на единой таможенной территории ТС. Эта цена подлежит дополнению согласно условиям ст. 5 Соглашения.

Все остальные методы, предусмотренные Соглашением (определения стоимости с идентичными, однородными товарами, метод сложения и вычитания, а также комбинированный метод), применяются, если таможенную стоимость товара невозможно определить сопоставлением с ценой внешнеторговой сделки.

Для выбора того или иного метода нужно иметь четкое представление, каких именно случаев он касается и как его можно применить на практике. К примеру, методы, касающиеся идентичных или однородных товаров, невозможно использовать без понимания определения понятий однородности и идентичности в рамках таможенного законодательства. Такие определения приведены в ст. 3 Соглашения. Если товары не являются ни идентичными, ни однородными, то декларант может применить к своему товару методы сложения или вычитания. И только в самом крайнем случае используется комбинированный метод (п. 1 ст. 10 Соглашения).

Дело определения таможенной стоимости товара в рамках таможенного декларирования сопряжено с некоторыми сложностями, поэтому лучше решить эту задачу не самостоятельно, а заранее проконсультировавшись с должностными лицами таможенных органов. Порядок согласования цены приведен в ст. 52 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Заинтересованное лицо может направить на таможню запрос, изложенный в письменном виде. И такой запрос станет бесспорным основанием для таможенников ответить заявителю, то есть предоставить информацию о таможенном декларировании также в письменном виде в течение одного месяца с момента поступления запроса. Сотрудники таможенных органов не вправе предварительно определять таможенную стоимость (ст. 113 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Но адекватную и своевременную информацию предоставить сотрудники уполномоченных органов все-таки обязаны. Так, если информация в рамках консультаций была предоставлена несвоевременно, не в полном объеме или является недостоверной, то этот факт может стать причиной убытков заявителя. Убытки можно возместить в судебном порядке на основании норм Гражданского кодекса РФ (ст. 16, 1069 ГК РФ).

Существует норма (ст. 11 Соглашения), которая позволяет декларанту получить ввозимые товары в порядке, установленном законами ТС, в том случае, если на момент ввоза товаров невозможно определить их точную стоимость в связи с отсутствием некоторых элементов (документальных сведений) внешнеторговой сделки, без которых расчет таможенной стоимости товаров не представляется возможным.

От методов таможенного декларирования следует отличать способы, перечисленные в п. 3 ст. 65 ТК. Основным способом таможенного декларирования является заявление о таможенной стоимости в декларации таможенной стоимости, а также в декларации на товары. Но преимущество имеет первый способ. Второй применяется только тогда, когда ДТС не предусмотрена по закону и сотрудники таможенных органов не выдвигают обоснованного требования ее заполнения.

Следует заметить, что декларация таможенной стоимости является обязательным элементом таможенного декларирования в большинстве случаев, декларации на товары без ДТС обычно не принимаются. Следовательно, декларация таможенной стоимости непременно должна быть подана вместе с декларацией на товары. Кроме того, таможенникам предоставляется комплект документов, явившихся основанием для отражения сведений в декларации. Подтверждающая документация – еще одна неотъемлемая часть таможенного декларирования.

Декларация таможенной стоимости должна быть выполнена в электронном виде и на бумажном носителе. Два экземпляра в бумажной форме составляются: один для декларанта с отметкой таможенного органа, а другой для таможни.

Форма декларации таможенной стоимости разработана специалистами, найти ее можно в приложении № 2 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров. Для определения таможенной стоимости следует руководствоваться документом Комиссии ТС № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

Будьте внимательны при оформлении внешнеторговой сделки. Большинство споров, касающихся определения таможенной стоимости при таможенном декларировании, связано с фактором влияния на цену сделки взаимозависимости ее сторон.

Какие документы необходимы при таможенном декларировании товаров

Таможенное декларирование физическими лицами или юридическими субъектами сопровождается подачей следующих документов.

    Документы, на основании которых может быть установлена правомочность таможенного декларирования конкретным субъектом.

    Документация, которая удостоверяет факт внешнеэкономического контракта, или другие документы, подтверждающие правомочность распоряжения/владения/использования товарами, следующими через таможенную границу.

    Документация на перевозку товаров.

    Документация, которая служит подтверждением того, что соблюдены все действующие запреты/ограничения в отношении данного вида продукции.

    Документация, служащая подтверждением соблюдения ограничений/запретов по установленным мерам защитного/антидемпингового/компенсационного характера.

    Документация, которая служит подтверждением заявленного кода по классификации товара.

    Платежные документы по выплате/обеспечению платежей, предусмотренных таможенными правилами.

    Подтверждение правомочности применения льготных положений по таможенным выплатам, по налогообложению, пошлинам, которые базируются на особенностях таможенной процедуры.

    Документация, на основании которой допускается корректировка сроков внесения таможенных платежей (налогов, пошлин и т.д.).

    Документация, на основании которой осуществляется декларирование таможенной стоимости.

    Подтверждение факта соблюдения нормативов валютного режима, который соответствует правовым актам стран Таможенного союза.

    Регистрационная документация транспорта, используемого для международной транспортировки при процедурах таможенного транзита.

Каков порядок таможенного декларирования товаров

Декларирование грузов в органах таможни предполагает четкое регламентирование действий специалиста по таможенному декларированию со стороны таможни и со стороны декларанта.

    Оформление установленной формы декларации декларантом и передача ее в таможенные органы до окончания периода, предусмотренного для временного хранения (на импорт), до даты убытия (для экспорта). Для продукции, которая относится к категории предметов, попадающих в разряд средств административных правонарушений, после даты появления решения о возврате, об освобождении от уголовной/административной ответственности декларирование должно осуществляться в течение одного месяца.

    Корректировка информации, предоставленной в ходе таможенного декларирования, может осуществляться до момента выпуска при условии неизменности сумм платежей (исключение составляет изменение таможенной стоимости в декларации); если таможня еще не отправила уведомление о месте/дате досмотра; не были приняты определенные меры таможенного контроля. Корректировка информации, представленной при ввозе, может осуществляться после факта ввоза на условиях, представленных в Решении Комиссии Таможенного союза № 255 от 20.05.2010 г.

    Автоматическая нумерация таможенной декларации осуществляется независимо от последующих решений таможни.

    На изучение документа таможенного декларирования сотрудникам таможни отводится не более 2 часов.

    Решение о регистрации декларации или об отказе принимается на основании проверки с выявлением/отсутствием фактов нарушения таможенных правил.

    При положительном решении о принятии декларации ей присваивают индивидуальный регистрационный номер.

    При отрицательном решении по регистрации декларирования декларант получает письменный отказ с указанием факторов, повлиявших на такое решение.

Кодекс Таможенного союза указывает на особенности таможенного декларирования, которые могут оказать влияние на принятие отрицательного решения по регистрации декларации. В перечень таких причин входят следующие:

    Документы по таможенному декларированию подаются в отделение таможни, которое не обладает правами по их регистрации (в этом случае декларация отправляется представителем таможни в требуемую таможню);

    Таможенное декларирование осуществляется субъектом, не имеющим необходимых правомочий;

    Документы по таможенному декларированию оформлены без соблюдения установленных требований (отсутствует необходимая информация, декларация подана в неправильной форме, нет соответствующих подписей/печатей предприятия);

    Предоставлен не полный пакет документации по таможенному декларированию (кроме ситуаций предоставления разрешения таможней в письменной форме);

    При подаче таможенной декларации на продукцию без выполнения операций, которые в обязательном порядке должны быть завершены до момента таможенного декларирования (к примеру, не закончена процедура транзита).

Какие «подводные камни» имеют таможенное декларирование и выпуск товаров

Процедура таможенного декларирования товаров имеет некоторые проблемные моменты. В такую категорию прежде всего попадают намеренные действия по нарушению правовых норм определенной страны, ошибки перевозчика или представителя таможенной службы. В современной практике чаще всего возникают следующие «подводные камни».

    Неточное оформление документации таможенного декларирования или ее неполная комплектация. Когда выявлен факт отсутствия обязательного документа или наличия ошибок в нем, возможно принятие мер, ограничивающих выпуск груза через таможенную границу. Товары при этом размещаются на складе до момента предоставления необходимой правильно оформленной документации.

    Нарушение законодательных норм. При ошибочном невключении товара в декларацию или намеренной попытке контрабанды таможенные служащие могут применить по отношению к грузу меру ареста, а по отношению к субъекту, допустившему такое нарушение, меры административной/уголовной ответственности.

    © ООО«ВладВнешСервис» 2009-2019. Все права защищены.

Таможенное декларирование

Согласно п.27 ст. 4 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС) таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

Таможенному декларированию подлежат товары:

  • перемещаемые через таможенную границу;
  • при изменении таможенной процедуры (например, таможенной процедуры временного ввоза на процедуру таможенного склада);
  • являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
  • являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
  • являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенной процедуры уничтожения;
  • незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

Декларирование производится путём заявления в установленной форме, где сообщается точные сведения о товаре и транспортных средствах, об их таможенной процедуре. Транспортные средства декларируются одновременно с товарами. При перемещении товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд письменная форма декларирования производится на бланке таможенной декларации ТД-6 и заполняется при перемещении товаров через таможенную границу физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Кроме письменной формы декларирования может использоваться устная форма декларирования, которая применяется в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами. Помимо устной формы декларирования физическими лицами также используется конклюдентная форма (от лат. con cludere- заключать, т.е. действие, свидетельствующее о намерениях лица). Она применяется при использовании «зеленого» коридора, выбор которого предполагает, что физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию.

Сроки подачи декларации не могут превышать 15 дней с даты представления товара и транспортных средств таможенному органу. Въезжающие на таможенную территорию России декларируются не позднее 3х часов после пересечения таможенной территории России.

При декларировании товаров декларант обязан:

  • произвести декларирование товаров в соответствии с порядком, предусмотренным таможенным кодексом;
  • по требованию таможенного органа предъявить декларированные товары и транспортные средства;
  • уплатить таможенные платежи;
  • оказать таможенным органам содействие в производстве таможенного оформления.

На таможне устанавливаются сроки для предоставления недостающих документов и сведений. Документы могут быть составлены на иностранных языках, которыми владеет таможня. Изменения, дополнения или изъятие товара может производиться только до начала досмотра товаров и транспортных средств. При перемещении постоянно одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары и транспортные средства, перемещаемые через границу России в течение определённого времени.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Таможенное декларирование" в других словарях:

    Таможенное декларирование - 27) таможенное декларирование заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;... Источник: Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к… … Официальная терминология

    ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ - представление таможенному органу таможенной декларации в виде письменного или электронного документа, в котором заявлены сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим либо для иных целей, установленных законами и (или) актами… … Таможенное дело. Толковый словарь

    ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - в соответствии со ст. 168 ТмК (для сведения: с 1 июля 2007 г. вступает в силу новый Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 4 января 2007 г.) товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь,… …

    Таможенное декларирование недостоверное - Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для … Официальная терминология

    Электронное (таможенное) декларирование – передача, прием и обработка таможенных деклараций на товары, созданных в электронной форме. Предполагает эффективное взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД)… … Википедия

    Электронное таможенное декларирование в России возможность подачи таможенных деклараций в электронном виде и проведения удалённой процедуры таможенного оформления товаров, реализованная в России в начале 2000 х годов. Содержание 1 История 2 … Википедия

    - (таможенная очистка, декларирование груза) выполнение необходимых формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в случае смены таможенного режима. Таможенное оформление… … Википедия

    Декларирование налогов Таможенное декларирование Декларирование пожарной безопасности Cписок значений слов … Википедия

    Налогов Таможенное декларирование Декларирование пожарной безопасности Список значений слова или словосочетания со ссылками на со … Википедия

    ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - см. Таможенное декларирование товаров и транспортных средств … Юридический словарь современного гражданского права

Мы рассказывали в нашей консультации, что такая форма, как «грузовая таможенная декларация» (ГТД) больше не применяется. На смену ей с 01.01.2011 пришла декларация на товары, форма которой утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 . Однако на практике термин «ГТД» до сих пор широко используется. В нашей консультации также будем использовать для удобства понятие грузовой таможенной декларации, подразумевая под ней декларацию на товары.

Приведем для грузовой таможенной декларации бланк, а также покажем образец ГТД по импорту.

Грузовая таможенная декларация: бланк скачать

Форма декларации на товары приведена в Приложении № 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 .

Скачать форму декларации на товары в формате Word можно по ссылке:

ГТД: расшифровка полей

Порядок заполнения ГТД, а точнее декларации на товары, приведен в Инструкции, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.

Так, например, подробная информация, как заполнить ГТД по импорту, приведена а разделе II Инструкции по заполнению ГТД. Указывается, какие графы ГТД нужно заполнять и как это делать.

Так, например, в графе 2 «Отправитель/Экспортер» приводятся сведения о лице, указанном в качестве отправителя товаров в транспортных (перевозочных) документах, в соответствии с которыми начата (начинается) перевозка товаров:

  • для организации — краткое наименование организации и место ее нахождения (краткое название страны в соответствии с классификатором стран мира и адрес);
  • для физлица - Ф.И.О. физического лица и его место жительства (краткое название страны в соответствии с классификатором стран мира и адрес).

А, скажем, в графе 12 «Общая таможенная стоимость» цифрами указывается общая таможенная стоимость декларируемых товаров в рублях, полученная путем суммирования величин таможенных стоимостей всех товаров, заявленных в графах 45 основного и добавочных листов декларации на товары.

В графе 29 «Орган въезда/выезда»указывается код таможенного органа, через который товары прибыли на таможенную территорию, в соответствии с классификаторами таможенных органов, применяемыми в государствах — членах ЕАЭС. В России это восьмизначный код таможенного органа. Например, 10704050. Этот код соответствует таможенному органу Благовещенский таможенный пост. Коды таможенных органов можно посмотреть на сайте ФТС .

В графе В «Подробности подсчета» указываются сведения о суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, за все товары, декларируемые в ГТД.

Несмотря на то, что таможенным оформлением, как правило, занимаются специализированные организации (посредники на таможне), основные правила оформления ГТД по импорту и иным таможенным процедурам нужно знать и бухгалтеру. Ведь без этого он не сможет, к примеру, правильно определить первоначальную стоимость импортных товаров и оприходовать их.

Похожие публикации