WorldSkills Russia: как это работает у нас. Как чемпионат WorldSkills Russia позволит кардинально изменить систему профессионального образования в России

ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В ПРОГРАММУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В.И. Шевлякова

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», [email protected]

Современные специалисты, чтобы быть конкурентоспособными, должны владеть новейшими способами и технологиями работы, их профессиональная деятельность должна носить творческий характер. Именно для решения данной задачи было создано международное некоммерческое движение WorldSkills. Его цель - повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Миссией движения является: «Развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха» .

Анализ процесса подготовки обучающихся к участию в региональных чемпионатах движения WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание» позволил сделать вывод о необходимости внесения изменений в программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» с учетом требований стандартов WorldSkills. Источниками информации для внесения изменений стала документация чемпионатов: технические описания конкурсных заданий и инфраструктурные листы. Техническое описание - документ, определяющий название компетенции, последовательность выполнения задания, критерии оценки, требования к профессиональным навыкам участников, состав оборудования, компоненты, оснастку, основное и дополнительное оборудование, требования к нормам охраны труда и технике безопасности, разрешенные и запрещенные к использованию материалы и оборудование. Инфраструктурный лист - список необходимых материалов и оборудования для проведения конкурса по определенной компетенции .

Вначале нами был проведен сравнительный анализ конкурсных заданий по стандартам WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание» и содержания профессиональных модулей ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

В конкурсных заданиях чемпионатов WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание» указывается на необходимость владения современным специалистом - воспитателем детей дошкольного возраста методикой организации и проведения занятий по легоконструированию и робототехнике в дошкольных образовательных организациях. На наш взгляд, введение данных конкурсных заданий обусловлено необходимостью популяризации, повышения престижа рабочих и инженерных профессий в Российской Федерации. И уже с ранних лет необходимо формировать у детей интерес к технике, техническому творчеству: ведь профессиональное самоопределение личности начинается в дошкольном возрасте.

В результате проведенного анализа в программу ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения был введен новый междисциплинарный курс: МДК.02.07 Теоретические и методические основы организации технического конструирования детей дошкольного возраста. В рамках данного курса будущие воспитатели приобретают навыки организации технического конструирования дошкольников из строительного материала и крупногабаритных модульных блоков, а также из деталей непрограммируемых и программируемых ЛЕГО-конструкторов (Lego Education Wedо 2.0 и др.).

Анализ опыта работы Воронежских детских садов № 74, 188, 164, 33 и 18 и др. показал, что дети, как правило, занимаются легоконструированием за пределами организованной образовательной деятельности, а занятия по робототехнике и вовсе не проводятся. Воспитатели объясняют это отсутствием средств на приобретение дорогостоящих программируемых конструкторов. Робототехникой дошкольники могут заниматься только в различных развивающих центрах, причем, на платной основе. Хочется верить, что именно выпускникам нашего колледжа, предстоит внедрять робототехнику в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций (ДОО) региона, сталкиваясь при этом с закономерными трудностями инновационной деятельности: финансовыми, психологическими, а также методическими.

В настоящее время достаточно хорошо разработана методика организации занятий по робототехнике для учащихся начальной школы (конструкторы Lego Education Wedо созданы разработчиками именно для школьников), но отсутствуют соответствующие методические издания для дошкольников. Сегодня приходится эмпирическим путем адаптировать имеющиеся разработки к возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Вместе с тем хочется отметить очень высокий интерес дошкольников к созданию и элементарному программированию подвижных моделей на базе конструктора Lego Education Wedо 2.0. Соответствующие занятия были разработаны и апробированы обучающимися нашего колледжа в подготовительной к школе группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» г. Воронежа.

Обновленное содержание образования требует новых методов профессиональной подготовки специалистов и оценки уровня сформированности у них общих и профессиональных компетенций, которые также предлагают нам чемпионаты WorldSkills. К примеру, навыки проведения занятий по техническому конструированию и робототехнике обучающиеся колледжа отрабатывают на волонтерах, в роли которых выступают однокурсники. Таким образом, операционные игры проводятся в условиях, имитирующих реальные. Проведение операционных игр позволяет наилучшим образом подготовить будущих воспитателей к проведению реальных занятий с детьми. Их применение особенно актуально в условиях внедрения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в государственную итоговую аттестацию по программам среднего профессионального образования. Демонстрационный экзамен предполагает оценку результатов обучения выпускников методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте. Эта оценка должна производиться специально подготовленными независимыми экспертами. Уже сегодня в колледже итоговые (квалификационные) экзамены по профессиональным модулям ППССЗ по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» проводятся с элементами WorldSkills.

Критерии оценивания проведения занятий по легоконструированию и робототехнике разработаны также в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и стандартов WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание». Такими критериями являются: соблюдение санитарных норм и правил безопасности, соответствие формулировки цели и образовательных задач методическим требованиям, соответствие поставленных задач теме занятия и возрасту детей, реализация поставленных задач, соответствие методических приемов возрасту детей, распределение обязанностей по строительству (программированию) между воспитателем и детьми в соответствии с выбранной моделью, владение терминологией, соблюдение времени проведения, организация рабочего места детей, наличие проблемной ситуации и творческий подход к проведению занятия, выразительность и четкость речи и др. .

Сравнительный анализ содержания профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н и введенного в действие в 2017 году, и содержания дисциплины «Психология» в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» привел к необходимости введения в содержание рабочей программы данной дисциплины дополнительных дидактических единиц. Так, профессиональный стандарт в рамках обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» (трудовая функция «Развивающая деятельность») требует от воспитателя владения трудовым действием - применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Таким образом, воспитателю ДОО необходимо знать основы психодиагностики и владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей детей . Соответственно данным требованиям в рабочую программы дисциплины «Психология» по согласованию с работодателями введена дидактическая единица - умение выявлять особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. В процессе изучения дисциплины обучающиеся осваивают методики диагностики особенностей развития познавательных действий у детей дошкольного возраста.

Анализ содержания профессионального стандарта педагога, а также ФГОС Дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) делает целесообразным включение в ППССЗ по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» дисциплины «Основы коррекционной психологии и коррекционной педагогики», а также междисциплинарных курсов, направленных на освоение методик организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп. В результате обучающиеся смогут овладеть трудовым действием: «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами: … дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с СДВГ и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья …» .

Таким образом, внедрение нового содержания в ППССЗ, соответствующего требованиям стандартов WorldSkills и профессионального стандарта, позволит специалистам в области дошкольного образования стать более квалифицированными, а, следовательно, более востребованными, конкурентоспособными на рынке труда. Ведь данные стандарты разрабатываются с учетом современных достижений науки, требований работодателей и общества в целом.

Литература

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.12.2012 г. Одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26.12.2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н.
  3. ФГОС Дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.
  4. ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1351.
  5. WorldSkills Russia [Электронный ресурс] : официальный сайт. ‑ URL: http://worldskills.ru/ (дата обращения: 04.12.2017).

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Казанцева Олеся Валерьевна, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский химико-технологический техникум», преподаватель, стаж работы 20 лет, преподаваемые дисциплины - основы экономики организации, высшая квалификационная категория. Стандарты Worldskills как основа для формирования профессиональных компетенций участников образовательного процесса В настоящее время активно растет международное некоммерческое движение WorldSkills Россия, целью которого является повышение престижа рабочих профессий. Его внедрение в систему среднего профессионального образования является приоритетным и должно носить последовательный и систематичный характер. Однако образовательные организации сталкиваются с рядом вопросов, на которые предстоит ответить им в ближайшее время. Большинство педагогов среднего профессионального образования не знакомы с содержанием и структурой международного движения WorldSkills; программ подготовки молодых специалистов по стандартам WorldSkills нет; у большинства студентов среднего профессионального образования низкая профессиональная мотивация; опыта оценивания профессиональной подготовки в формате WorldSkills у педагогов нет. Возникает проблема - найти пути эффективного внедрения стандартов WorldSkills в образовательный процесс техникума. Разработанная система мероприятий, направленных на внедрение стандартов WorldSkills, для формирования профессиональных компетенций педагогов и будущих специалистов, ожидаемые результаты, возможные риски, необходимое ресурсное обеспечение описаны в данной работе.

2 Министерство образования и науки Пермского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ПЕРМСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» Номинация «Механизмы ведения инновационной деятельности в профессиональных образовательных организациях» Педагогический проект Стандарты Worldskills как основа для формирования профессиональных компетенций участников образовательного процесса Сроки реализации проекта: декабрь 2014 г. июнь 2017 г. География проекта (сфера реализации): педагоги и студенты ГБПОУ «Пермский химикотехнологический техникум» Разработчики проекта: Казанцева Олеся Валерьевна, преподаватель, методист Пермь, 2016

3 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Современному деловому миру нужны люди с принципиально новой психологией, умеющие составлять жизненные планы, готовые к принятию самостоятельных решений практических задач и к ответственности за результат своей деятельности. Преуспевать в условиях рыночной экономики может лишь тот, кто научился четко определять цели, организовывать поиск путей их реализации, анализировать ход работы, извлекать уроки из временных неудач. Поэтому педагогам профессиональной школы необходимо не только подготовить квалифицированных выпускников, но и выйти на новый уровень подготовки будущих специалистов, соответствующих мировым стандартам. В настоящее время активно растет международное некоммерческое движение WorldSkills Россия, целью которого является повышение престижа рабочих профессий. Его внедрение в систему среднего профессионального образования, по словам президента Российской Федерации, является приоритетным, должно носить последовательный и систематичный характер. Пермский край с 2014 года присоединился к участникам данного движения. Однако существуют некоторые противоречия. 1. Чемпионат WorldSkills в России проводятся с 2012 года, а педагоги среднего профессионального образования не знакомы с содержанием и структурой международного движения WorldSkills. 2. Возраст участников года, а программ подготовки молодых специалистов по стандартам WorldSkills, по которым бы обучали образовательные организации, еще нет. 3. Участники чемпионата WorldSkills должны быть мотивированы на конкуренцию, а у большинства студентов среднего профессионального образования низкая профессиональная мотивация. 4. Конкурсанты должны четко знать критерии оценивания и выполнять задания в соответствии с ними, а опыта оценивания профессиональной подготовки в формате WorldSkills у них нет, и педагоги образовательных организаций не владеют такими компетенциями. Разрешение данных противоречий определяет проблему: каковы пути эффективного внедрения стандартовworldskills в образовательный процесс техникума. 2

4 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель проекта: разработать систему мероприятий, направленных на внедрение стандартов WorldSkills, для формирования профессиональных компетенций педагогов и будущих специалистов. Гипотеза: разработанная система мероприятий по внедрению стандартов WorldSkills позволит повысить уровень профессионализма педагогов и сформировать компетентного специалиста, нацеленного на профессиональную карьеру. Задачи проекта: - повысить квалификацию педагогов техникума в логике «WorldSkills Россия»; - разработать учебно-методическую документацию на основе стандартов WorldSkills; - создать условия для повышения мотивации студентов, развития профессиональной образованности и повышения уровня квалификации для достижения карьерного и личностного роста; - привлечь социальных партнеров в процесс подготовки молодых специалистов и для разработки процедуры оценки качества выпускников; - выявить лучших представителей профессии (компетенции) среди студентов, выпускников и педагогов с целью участия в региональных, российских и международных конкурсах, том числе чемпионатах WorldSkills. 3

5 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Мотивом разработки педагогического проекта явилось присоединение Пермского края к международному движению WorldSkills в 2014 году, желание участвовать в первом краевом чемпионате WSR, Поручение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от о Комплексе мер, направленных на совершенствование системы СПО, на годы, где основными направлениями совершенствования системы СПО являются: - обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики; - консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы СПО; - мониторинг качества подготовки кадров. Для достижения целей проекта начали работу с педагогических кадров. Провели входной контроль на знание и понимание проблемы, обучающие семинары, самообучение, посетили курсы повышения квалификации по данной теме, участвовали в конкурсах педагогического мастерства для педагогов, организовывали круглые столы, делились опытов в рамках научно-практической конференции техникума и края, вели индивидуальную проектную деятельность по разработке программ УД, ПМ, ГИА, конкурсов профмастерства студентов, КОС, принимали участие в качестве экспертов отборочных (ноябрь 2016) и краевых (2015, 2016) чемпионатов WorldSkills по компетенции «Поварское дело». В 2014 году, после очередного выпуска по профессии «Повар, кондитер», за круглым столом с социальными партнерами были обозначены проблемы, которые необходимо решить для повышения качества подготовки будущих специалистов. Совместно с представителем соцпартнера Деменевой О.А. в 2015 году провели следующую работу: анализ ФГОС СПО по профессии «Повар, кондитер», требований к квалификации профессиональной компетенции «Поварское дело» в рамках WorldSkills и профессионального стандарта «Повар, кондитер» (IV квалификационный уровень); составили карту разрыва; составили карту дефицитов. По итогам работы внесли предложения о введении новой дисциплины «Калькуляция и учет», и расширении содержания МДК темой «Приготовление блюд Пермского края», «Кухни народов мира», ввели новые умения и знания, увеличили количество часов на практические занятия по УД и МДК, реализация учебной практики осуществляется на производственных площадках социальных партнеров, таким образом практикоориентированность ОПОП составляет более 70%. Следующая работа направлена на проведение контроля качества подготовки выпускников в формате WS, для этого внесли изменения в «Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации», спроектировали структуру данной формы контроля; оформили 4

6 задания с учетом требований к оформлению КОС, ФОС; апробировали задания; внесли корректировки в учебно-планирующую документацию (УД, ПМ); подготовили условия для работы по проведению демонстрационного экзамена с элементами стандартов WorldSkills. Для повышения мотивации студентов и качества подготовки выпускников проведен мониторинг на начальном и промежуточном этапе с целью планирования работы по данной проблеме. Студенты принимали участие в конкурсах профмастерства с элементами стандартов WorldSkills, научно-практической конференции на базе техникума, краевом социальнообразовательном проекте «Вкус карьеры», открытом межрегиональном социально-культурном фестивале «Пермская кухня», фестивале кулинарного искусства «Прикамская кухня», конкурсе кулинарного искусства среди студентов Пермского края номинация «Блюда и напитки кухонь исконных народов Пермского края», отборочном туре III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы-2017» (WorldSkills Russia) Пермского края по компетенции «Поварское дело». Студенты проходят учебную и производственную практику, выполняют практические работы и осуществляют подготовку к конкурсам на базе организаций социальных партнеров. Рабочие программы, проекты внутренних конкурсов по профессии, КИМ согласовываются со студентами старшекурсниками и выпускниками ГБПОУ «ПХТТ». 5

7 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Временная творческая группа (ВТГ) 1. Казанцева О.В., преподаватель, методист Руководитель проекта, решает проблемы, возникающие в проекте, определяет роли и обязанности в проекте для всех членов группы, разрабатывает, утверждает и своевременно обновляет план проекта, осуществляет контроль изменений в проекте, проводит анализ эффективности этапов проекта 2. Казакова Е.В., заместитель директора по Кураторы проекта, принимают решение развитию и инновациям ГБПОУ «ПХТТ» по стратегическим вопросам проекта, 3. Князева О.В., заместитель директора по УВР осуществляют утверждение основных ГБПОУ «ПХТТ» изменений в объеме работ, сроках, этапах, в бюджете проекта, находящихся вне компетенции руководителя проекта 4. Дерябина Н.В., старший мастер частью ГБПОУ Тьютеры проекта, участники прошедшие «ПХТТ». опережающее обучение по проблеме 5. Мокрушина О.С., мастер производственного проекта для дальнейшей передачи обучения профессии «Повар, знаний своим коллегам кондитер», (у.г.). 6. Исакина А.А., преподаватель общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ППКРС по профессии «Повар, кондитер», (у.г.) Рабочая группа проекта, выполняющие 7. Елькина Н.Н., мастер производственного различные задачи в зависимости от целей обучения профессии «Повар, проекта кондитер». 8. Тур С.В., заведующий учебной частью ГБПОУ «ПХТТ». 9. Клеменя Н.Г., психолог ГБПОУ «ПХТТ». 10. Деменева О.В., заведующий производством Эксперт проекта, представитель кафе «Амиго». работодателя определяющий новизну и значимость результатов проекта 6

8 Сроки реализации проекта: I этап «Диагностико мотивационный», учебный год. II этап «Практический», учебный год. III этап «Практико-рефлексивный», учебный год. Основные направления проекта: 1. Составление «Карты разрывов» и «Карты дефицита» профессии ПОВАР, КОНДИТЕР и стандартов WORLDSKILLS. 2. Разработка рабочей программы УД (вариативная часть ОПОП) на основе результатов«карты разрывов» и «Карты дефицита» 3. Разработка рабочих программ УД и ПМ с расширением содержания на основе результатов«карты разрывов» и «Карты дефицита» 4. Разработка и проведение конкурсов профмастерства с элементами стандартов WORLDSKILLS. 5. Участие в краевом чемпионате WSR. 6. Разработка и апробация демонстрационного экзамена с элементами стандартов WORLDSKILLS. 7

9 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - Повышение уровня компетентности педагогов, реализующих программы ПКРС по профессии «Повар, кондитер», по проблеме проекта. - Привлечение социальных партнеров к реализации проекта. - Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе стандартов WorldSkills. - Формирование учебно-методическогокомплекса для организации учебного процесса с учетом требований WorldSkills. - Участие педагогов и обучающихся в конкурсах различного уровня с целью независимой оценки профессиональной компетенции. - Повышение мотивации обучающихся. - Обобщение и распространение опыта по проблеме проекта. 8

10 РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Проектные мероприятия Ответственный Сроки Промежуточные результаты I этап «Диагностико мотивационный», учебный год Цели: - Выявление мотивов выбора профессии у студентов техникума профессии Повар, кондитер - Изучение педагогами сферы обслуживания стандартов WorldSkills (компетенция«поварское дело») - Анализ ФГОС СПО профессии Повар, кондитер и стандартов WorldSkills (компетенция«поварское дело») 1. Диагностика профессиональной мотивации психолог декабрь 1. Рекомендации по улучшению мотивации студентов. будущих поваров. 2. Диагностика профессионального уровня педагогов реализующих программу ПКРС по профессии Повар, кондитер (на основе стандартам WorldSkills) 3.Участие в НПК студентов с темой «Профессиональная мотивация первокурсников по профессии Повар, кондитер» заместитель директора по развитию и инновациям методист декабрь 2. Аналитические материалы декабрь февраль 3. Выступление на НПК студента 4. Изучение, обобщение и систематизация информации по вопросу международного движенияworldskills 5.Сопостовительный анализ ФГОС СПО профессии Повар, кондитер и стандартов WorldSkills методист 9 декабрь 4.Информационные материалы и обучающие семинары: -«Теоретические аспекты международного движения WorldSkills» -«Практика применения стандартов WorldSkills в образовательном процессе образовательных организаций» -«Содержание и структура требований к квалификации компетенции «Поварское дело» январьиюнь 5.1. «Карта разрывов» - определение образовательных результатов ФГОС СПО профессии Повар, кондитер и соответствующих знаний и умений профессиональным навыкам WSR, - внесение предложений по введению УД «Калькуляция и учет», расширению содержания МДК темой «Приготовление блюд Пермского края», «Кухни народов мира» «Карта дефицита»

11 6.Участие в краевом чемпионате WorldSkills Россия в качестве эксперта 7. Анализ выполнения и корректировка плана реализации проекта члены временной творческой группы 10 - выявление недостаточного количества или отсутствия часов на формирование умений и получения практического опыта при подготовке поваров. январь 6. Участник «Первого краевого чемпионата WSR в качестве эксперта объективного жюри компетенции «Поварское дело». июнь 7. Скорректированный план 2. Курсы повышения квалификации «Вопросы совершенствования процесса профессионального образования с учетом требований WorldSkills» 3. Участие в работе круглого стола «Разработка и внедрение инновационной образовательной программы с использованием стандартов WorldSkills» 4. Участие во 2 Краевом чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkils компетенция «Поварское дело» 5. Разработка заданий для экзамена квалификационного по методике WorldSkills заместитель директора по развитию и инновациям методист 1.1. Методические материалы и проведение Конкурса профмастерства по компетенции «Поварское дело» среди студентов 2 курса, уровень техникума Участие в Межрегиональном дистанционном конкурсе «Молодой профессионал России-2015», компетенция «Поварское дело». октябрь 2.Повышение уровня информированности, квалификации педагогов работающих в проекте декабрь 3. Обобщение опыта на круглом столе с темой «Конкурсы профессионального мастерства по профессии повар, кондитер в формате WorldSkils», подготовка материалов в сборник январь 4. Участник «Второго краевого чемпионата WSR в качестве эксперта субъективного жюри компетенции II этап «Практический», учебный год Цели: - Внедрение стандартов WorldSkills Россия в образовательный процесс ППКРС профессии Повар, кондитер 1. Разработка заданий и процедуры проведения конкурса профессионального мастерства компетенции «Поварское дело» по методике WSR методист октябрьноябрь февральиюнь «Поварское дело» Привлечение социальных партнеров к разработке экзаменационных материалов 5.2. Учебно-методические материалы к экзаменам квалификационным 5.3. Апробация заданий в формате WorldSkills на экзаменах квалификационных по ПМ.01, ПМ.02, ПМ.03,

12 6. Участие педагогов в НПК техникума «Инновационные подходы к подготовке высококвалифицированного специалиста: опыт, проблемы, пути решения» 7. Разработка индивидуального учебного плана на основании стандартов WorldSkills по профессии Повар, кондитер 8. Участие педагогов в конкурсах профмастерства 9. Участие студентов в конкурсах и профессиональных олимпиадах 10. Анализ выполнения и корректировка плана реализации проекта заместитель директора по развитию и инновациям заместитель директора по УВР методист члены временной творческой группы ПМ.04 июнь 6. Обобщение и трансляция опыта педагогов на НПК. июнь 7. Индивидуальный учебный план 2016 по профессии Повар, кондитер в течение года в течение года 8. Участие в Региональном этапе межрегионального открытого конкурса мастеров производственного обучения ОО Приволжского федерального округа «Мастер 2016» 9.1. Краевой социально-образовательный проект «Ярмарка профессиональных проб «ВКУС КАРЬЕРЫ». (Результат- 3 место) открытый межрегиональный социальнокультурный фестиваль «Пермская кухня». (Результат сертификат участника) Фестиваль кулинарного искусства «Прикамская кухня», конкурс кулинарного искусства среди студентов Пермского края, номинация «Блюда и напитки кухонь исконных народов Пермского края». (Результат Благодарность Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края). июнь 10. Скорректированный план III этап «Практико-рефлексивный», учебный год Цели: - Проектирование учебного процесса ППКРС по профессии Повар, кондитер на основании стандартов WorldSkills - Анализ деятельности сферы обслуживания в соответствии со стандартами WorldSkills в рамках компетенции «Поварское дело» 1. Разработка рабочих программ 2016 на основании стандартов WorldSkills по профессии Повар, кондитер методист августсентябрь кондитер, реализующие методику 1. Рабочие программы по профессии Повар, WorldSkills 11

13 2. Составление графика учебного процесса для группы НП Внесение изменений в положение о текущей и промежуточной аттестации в соответствии с методикой WorldSkills 4. Оформление КОС к экзамену квалификационному с учетом требований WorldSkills завуч заместитель директора по развитию и инновациям методист сентябрь 2. Графики учебного процесса для студентов группы НП реализующие традиционные программы и программы разработанные на основании WorldSkills декабрь 3. Положение о текущей и промежуточной аттестации в соответствии с методикой WorldSkills сентябрь -январь 4. КОС к экзамену квалификационному с элементами WorldSkills (ПМ.01 ПМ.07) 5.Участие студентов профессии Повар, кондитер в конкурсах профмастерства, олимпиадах, фестивалях, проектах, в том числе в формате WorldSkills в течение года открытый межрегиональный социальнокультурный фестиваль «Пермская кухня» ий краевой чемпионат WSR 5.3. Конкурсы и олимпиады различного уровня 6. Участие педагогов в конкурсах профмастерства, фестивалях, НПК, педагогических чтениях, круглых столах, в том числе по распространению опыта международного движения WorldSkills 7. Диагностика профессиональной мотивации будущих поваров 8. Диагностика профессионального уровня педагогов реализующих программу ПКРС по профессии Повар, кондитер (на основе стандартов WorldSkills) 9. Диагностика эффективности реализации программы ПКРС по профессии Повар, кондитер, разработанных на основе стандартов WorldSkills заместитель директора по развитию и инновациям психолог, психолог заместитель директора по развитию и инновациям, психолог в течение года ий краевой чемпионат WSR 6.2. Заочный этап межрегионального открытого конкурса мастеров производственного обучения ОО Приволжского федерального округа «Мастер 2016» 6.3. Участники конкурсов, фестивалей, НПК и др. разного уровня май 7. Результаты диагностики, выводы, перспективы дальнейшей работы июнь 8. Аналитические материалы июнь 9. Образовательная программ приближенная к международным профессиональным стандартам 12

14 РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Статья расходов Всего средств, руб. Собственные средства, руб. Привлеченные средства, руб. 1. Оборудование, инструменты 2. Материалы (продукты для подготовки к конкурсам) 3. Расходные материалы и канцелярские принадлежности 4. Оплата труда (стимулирующая часть) 5. Услуги связи (сотовой) Транспортные расходы (доставка конкурсантов к месту проведения конкурса) 7. Расходы на конкурсные мероприятия Итого

15 РИСКИ ПРОЕКТА Несмотря на то что проект начался с полной уверенности в его реализации, но его завершение может откладывается на неопределенный срок, а затраты могут оказаться превышенными. Каковы же причины? 1. Изменения в текущем законодательстве. 2. Проблемы разработки (способность реализовать ту или иную задачу). 3. Неудовлетворительная производительность ВТГ 4. Неожиданные сокращения бюджета, вызванные внешними факторами. 5. Потеря интереса к проекту его участников. 6. Болезни и увольнение сотрудников. 7. Невысокий уровень общей культуры студентов. 8. Нежелание социальных партнеров сотрудничать. 14

16 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 1. Перечень поручений Президента Российской Федерации В. Путина от Пр-2821 «По реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г.». 2. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, на годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. 349-р). 3. Профессиональный стандарт «Повар» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 610н). 4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии () Повар, кондитер (Минобрнауки России, приказ 798 от 2 августа 2013). 5. Как разработать педагогический проект [Электронный ресурс], статья в интернет. 6. Методические рекомендации. Педагогический проект: разработка, осуществление, результат [Электронный ресурс], - статья в интернет. 7. Методика написания педагогического проекта [Электронный ресурс], - статья в интернет. 8. Механизм использования критериев оценки конкурсных заданий чемпионатов WoldSkills при оценке ВКР в рамках ГИА выпускников ПОО [Электронный ресурс], Техническое описание поварское дело [Электронный ресурс],


Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО по реализации ФГОС ДО старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребѐнка - детский сад 58 Панина Елена Александровна г. Дзержинск Закон «Об образовании

РАССМОТРЕНО На заседании Педагогического совета Протокол 4 «25» декабря 2015г. УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ ВО «ЛАТТ» А.А. Гайдай «25» декабря 2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

М Б О У СОШ 43 С У Г Л У Б Л Е Н Н Ы М И З У Ч Е Н И Е М О Т Д Е Л Ь Н Ы Х П Р Е Д М Е Т О В Инновационный проект Инновационное развитие школы Руководитель проекта: Бондарева О.В. Презентация проекта Инновационный

Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное профессиональное образовательное учреждение «Анжеро-Судженский горный техникум» И А У К и ЪНОЕС УТВЕРЖДАЮ Директор Ш ОУ «АСГТ» JoTT loo

Министерство образования Омской области Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Торгово-экономический колледж им.г.д.зуйковой» УЧЕБНЫЙ ПЛАН УТВЕРЖДАЮ

Рабочая основная профессиональная образовательная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир Организация-разработчик:

УТВЕРЖДАЮ: И.О.директора ГБОУ СПО «КПК» «29» января 2015 г. ПЛАН работы на февраль 2015 года Дата, время Мероприятия Место Мероприятия по реализации приоритетных направлений: 6, 13, 20, Совет руководства

Министерство образования Республики Карелия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия «Кондопожский техникум» Основная профессиональная образовательная программа

1.Общие положения. Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих кадров, служащих ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» по профессии 29.01.07 Портной является системой учебно-методических

Практика подготовки кадров по специальностям «Технология продукции общественного питания» и «Профессиональное обучение» с учетом стандартов компетенции WSI 23-27 мая 2016г г. Москва г. Красногорск С 13

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 13 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Выборга 188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Травяная,

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Волжский промышленно технологический техникум» по профессии 46.01.03 Делопроизводитель

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕХНИКУМ МОДЫ И ДИЗАЙНА»

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста Москва, сентябрь 2016 г. 2 Предпосылки разработки стандарта Стандарт кадрового обеспечения промышленного роста региона разработан в соответствии

Приложение 2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф.

СК - 03/01-2014 Лист 1 ПОЛОЖЕНИЕ о формировании и ежегодном обновлении программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих, Ухта 2014 МИНОБРНАУКИ РОССИИ ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста Москва, август 2016 г. 2 Цели и задачи стандарта Цель стандарта: определить минимально необходимый набор принципов и инструментов для обеспечения

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я И Н А У К И Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И (М И Н О Б РН А У К И РОССИИ) П Р И К А З 2016 г. Москва Об утверждении федерального государственного образовательного

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА «ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО» Планируемое место и время проведения мероприятия Конгресс-холл, март 2016 года Цель мероприятия: создание единого пространства для обсуждения актуальных

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 31 марта 487-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый комплексный план мероприятий по разработке, их независимой профессионально-общественной экспертизе

Н.М. Аксенова, А.А. Муравьева, A.M. Петрова, О.Н. Олейникова Центр изучения проблем профессионального образования НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, ОРГАНИЗАЦИОННОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по науке и высшей школе Эффективный контракт: опыт Санкт-Петербурга Степанова Анна Олеговна Начальник отдела развития профессионального образования 8-812-576-44-23;

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки

Введение 1. В соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (Собрание законодательства РФ, 2012, 53, с. 7598), Порядком проведения

Основная профессиональная образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Туймазинский индустриальный

Аннотация модульной дополнительной профессиональной программы переподготовки преподавателей профессиональных образовательных организаций, не имеющих педагогической квалификации Актуальность и общая характеристика

Утверждаю Директор ГАОУ СПО НСО «ЧПТ» / С.В. Юдин 2013 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования Государственное бюджетное образовательное

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБ ПОУ «ТЭПК») УТВЕРЖДАЮ Директор ОГБПОУ «ТЭПК» Н.В.Кузнецова 2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ

Проект Предложения по обновлению педагогического образования для общеобразовательной школы Настоящие предложения подготовлены экспертной группой Минобрнауки России по выработке комплекса мер по модернизации

Предложения по внесению изменений в процедуры проведения финала Всероссийского конкурса «Учитель года России 2014» За почти четвертьвековую историю Всероссийский конкурс «Учитель года России» прошел несколько

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессиональная образовательная организация «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко» ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Рекомендации участников Всероссийского съезда «Профессиональный стандарт

Утверждаю директор колледжа УЧЕБНЫЙ ПЛАН основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования Областное государственное бюджетное образовательное учреждение "Томский

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» СОГЛАСОВАНО Начальник ОТК ООО МК «ИЛЬМА» Г.В. Коркина 2016 г. УТВЕРЖДЕНО Педагогическим

Городское методическое объединение учителей информатики и ИКТ Анализ работы городского методического объединения учителей информатики и ИКТ за 2012 2013 учебный год. В. М. Болтенкова, руководитель ГМО

ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 ГОД ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Одна из важнейших мер демографической политики развитие дошкольного

1 Ректор ИПКРО РИ Налгиева Ф.Н. Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров общего и профессионального образования Республики Ингушетия Повышение эффективности общего образования, а также его

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности методиста (включая старшего) (Ф.И.О. аттестуемого, место работы, должность) Эксперт: (Ф.И.О., место работы, должность эксперта) провел(а) экспертизу

I. Общие положения 1. Нормативно-правовая база педагогической деятельности преподавателей ГБПОУ МО «Серпуховский колледж» (далее - Колледж). В своей деятельности преподаватель руководствуется: Конституцией

Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности

Министерство образования Пензенской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Пензенской области «Пензенский многопрофильный колледж» отделение

Повышение профессиональной компетентности педагога в условиях современной школы "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" Концепция модернизации образования, определила основные направления

СОГЛАСОВАНО Протокол педа ого совета 2014г. / от < 2014г. Дороничева ПОЛОЖ ЕНИЕ О ПОРТФС м б о у сош: 1. Общие положения Введение новой системы оплаты труда, нового порядка аттестации педагогических работников

УЧЕБНЫЙ ПЛАН основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Волгодонский

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (ФГАОУ ВО «СПбПУ») П Р И К А З

Департамент образования города Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ» Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных

5. Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы 5.1. Контроль и оценка достижений обучающихся Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА, ТРУДОУСТРОЙСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО 1. Профориентационная работа и информационная поддержка потенциальных абитуриентов. Профориентационная работа организована в соответствии

Утверждаю Директор ГБОУ СПО «Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова» А.Д.Дическул 2011 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова» площадка ФГАО «ФИРО» Разработка и апробация региональной

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОНЧЕГОРСКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Коммуникативно деятельностный подход на уроке как основа реализации ФГОС» «Модернизация образовательно процесса, организация деятельности педагогического коллектива в 1017 учебном году» 4. Подготовка

РОСЖЕЛДОР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО РГУПС) Тихорецкий техникум

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик), входящую в укрупненную

1 Уральский политехнический колледж сегодня: Количество студентов 1 700 чел. Количество педагогов 90 чел. 7 специальностей СПО технического профиля 5 специальностей экономического профиля Номенклатура

Профессиональный стандарт: проблемы, вызовы современности Выступление на заседании КМО математиков Пермского края: преподаватели математики ГБПОУ «ЧИТ» Гуляева Ольга Александровна, Матвеева Марина Валерьевна

СОГЛАСОВАНО заведующая центром повышения квалификации кадров СПО Л.В. Иванова 2015 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ ВПК Е.М. Гордеева 2015 г. СОГЛАСОВАНО Должности представителей работодателей и подписи Печать

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения. В современных условиях основным принципом построения образовательного

План работы ШМО учителей английского языка МОУ СОШ 6 г. Троицка на 2014-2015 учебный год. Руководитель ШМО: Дыбова Ирина Леонидовна, учитель английского языка МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ШКОЛЫ: «Профессиональная

Муниципалитет МКУ УО ГО г.нефтекамск п/п Наименование мероприятия в соответствии с планом муниципалитета по реализации Концепции развития математического образования в РФ Сроки реализации Правовое обеспечение

Общие положения Настоящее Положение разработано в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» (далее ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока»,

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) УТВЕРЖДАЮ. *ектор

Перспективы образовательной системы с WorldSkills Russia, интервью с Алиной Доскановой, директором по международной деятельности Союза WorldSkills Russia .

Недавно в Канаде состоялся форум WorldSkills International, который прошел в рамках съезда Генеральной ассамблеи – высшего органа власти организации, состоящего из делегатов всех стран-участниц движения. Россию представляли генеральный директор Союза WorldSkills Russia Роберт Уразов и директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Минобрнауки РФ Наталия Золотарева.

Об итогах форума и ближайших перспективах проекта, как в России, так и в мире, мы спросили Алину Досканову, директора по международной деятельности Союза.

– Здравствуйте! Мы знаем, что на съезде Генеральной ассамблеи WorldSkills обсуждались планы работ организации до 2025 года. В связи с этим, какие вехи развития Ворлдскиллс в России нас ожидают?

Здравствуйте. Да, на съезде вынесли на обсуждение Vision 2025, но это не просто план, это – целая стратегия.

Важным итогом стало решение о том, что группа CEO National Skills Organization станет частью Стратегического Комитета. Решение связано с тем, что во многих странах появляются национальные организации-двигатели движения WorldSkills. Руководители этих организаций должны непосредственно участвовать в стратегических решениях, которые принимает Генассамблея. Для Союза «Ворлдскиллс Россия» это важно, потому что у нас сейчас одна из самых продуктивных повесток: в рамках заявочной кампании на проведение Мирового Чемпионата WorldSkills 2019 года Россия взяла на себя обязательства развивать собственные проекты JuniorSkills и Hi-Tech. Теперь и поэтому

Помимо основного перечня компетенций, которые соответствуют требованиям современной глобальной экономики и WorldSkills International, у нас еще есть специальный перечень по перспективным компетенциям «навыков будущего» или FutureSkills

То есть мы можем не без оснований заявить, что в России уже внедряются те самые «компетенции будущего» пока в рамках национальных чемпионатов, но наша инициатива в том, чтобы продвинуть их на международный уровень. Благодаря принятому решению у нас появились дополнительные инструменты взаимодействия с WSI.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о концепции Vision 2025. Каковы конечные точки этой стратегии?

Концепция представляет собой видение развития международного движения WorldSkills International до 2025 года. Когда разрабатывали стратегию, члены комитета руководствовались решением, принятым Генассамблеей в 2014 году о развитии WorldSkills по 6-ти основным фокусам. Таким образом, Vision 2025 представляет собой стратегический документ развития этих фокусов. Центральное внимание уделено системе организации и проведения чемпионатов по стандартам WorldSkills, вовлечение новых участников. Остальные фокусы: исследовательские проекты, проекты связанные с построением карьеры участников чемпионатов, образовательные проекты — все сосредоточено вокруг чемпионатов и является взаимозависимым от соревновательной части. По факту,

Чемпионат выступает площадкой оценки качества системы образования той или иной страны

Результаты соревнований комплексно анализируются по нескольким параметрам, это динамический показатель всей системы подготовки кадров – где и как мы учим хорошо, а где – плохо. В рамках проведения чемпионатов и развития карьерного роста строится международная кооперация с такими организациями как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, а также обмен международными практиками среди членов WorldSkills. Vision 2025 описывает шаги по каждому фокусу, стратегические цели и способы их достижения. В рамках Генеральной ассамблеи, которая пройдет в 2018 году в Амстердаме, участники будут оценивать результаты реализации каждой страной, выбирая передовые практики. Важно отметить, что документ содержит несколько инициатив, которые предложила Россия.

– Какие к примеру?

Мы реализуем несколько направлений работ. Одно из ключевых – это Базовый центр или Академия WorldSkills – это федеральный пилотный проект подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей (мастеров производственного обучения) по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям в системе среднего профессионального образования на основе лучших отечественных и международных практик и методик подготовки рабочих кадров. Сегодня повышают квалификацию более 700 преподавателей по 10 наиболее перспективным и востребованным специальностям среднего образования. В наборе кандидатов для программ Базового центра приняли участие 535 образовательных учреждений и 4 корпоративных центра обучения из 76 регионов России. Кроме того,

Стандарты WorldSkills будут признаны в масштабах всей страны и станут частью системы национальных квалификаций

По фокусу «Развитие карьеры» мы сейчас запускаем наш международный форум. Он состоится в рамках чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Hi-Tech) 2016, на котором среди традиционных векторов развития компетенций рассматриваются предпринимательские и лидерские навыки, которые необходимо развивать у молодых профессионалов.

– Вы говорили, что чемпионат WSR позволит кардинально изменить систему профессионального образования в России. Каким образом это будет происходить?

Сегодня стандарты WorldSkills становятся стандартами подготовки кадров. По технологии WorldSkills мы проводим не только чемпионаты, но и демонстрационные экзамены в рамках итоговой государственной аттестации (ГИА). Раньше колледжи самостоятельно определяли практическое задание, в большинстве случаев выпускной экзамен был теоретическим. Мы предлагаем внедрить методики WorldSkills в выпускной экзамен, т.е. каждый выпускник будет на деле демонстрировать свои навыки, которые он получил в процессе обучения. Дополнительно,

Союз «Ворлдскиллс Россия» реализует проект внедрения регионального стандарта, который содержит ключевые этапы прогнозирования компетенций в соответствии с запросом работодателей

Стандарт также подразумевает создание программ обучения мастеров и наставников, который в текущий момент в России не представлен в принципе.

– Сколько образовательных учреждений используют эти стандарты?

За текущий год у нас в эксперименте приняли участие 68 образовательных учреждений по 57 компетенциям из 13 регионов. На 2017 год мы планируем внедрить стандарты уже в 100 учреждениях.

– А как технически изменится процесс профессиональной подготовки?

В рамках Базового центра Союз WorldSkills Russia обучает мастеров-наставников по 10 самым востребованным компетенциям на российском рынке труда, а также в рамках региональных этапов задает в образовательную систему требования к оборудованию и к материально-технической базе – той, которая соответствует мировым требованиям. Дополнительно, через программу Министерства образования и науки Российской федерации реализуется создание 7-ми межрегиональных центров компетенций (МЦК), аккредитованных по стандартам WorldSkills по группам компетенций: промышленные и инженерные технологи, информационные и коммуникационные технологии, строительство, обслуживание транспорта и логистика, искусство и дизайн, сфера услуг. Это образовательный центр и тренировочный полигон в одном флаконе.

– На форуме директор WorldSkills Дэвид Хоуи отметил значительные успехи России в организации движения, а также продуктивность в сотрудничестве между США и Россией. Скажите, какой опыт помог Вам добиться успеха?

Не могу не признать, что было очень приятно услышать эти слова именно от США, потому что их опыт впечатляет: членами движения SkillsUSA являются порядка 500 000 человек. Это одна из планок, к которой мы стремимся, и в этом смысле стоит рассматривать Америку как лучшую практику.

Развитие профессионализма рабочих кадров в России в силу национальных особенностей развивается по своему пути, не все стратегии других стран-участниц движения можно переложить на нашу систему

И в этом смысле мы для WorldSkills International являемся уникальной практикой. На 2019 год у нас 2 стратегические цели проведения WorldSkills Kazan 2019: во-первых, провести лучший чемпионат в мире, предоставив миру передовые практики организации конкурсной части, и, во-вторых, изменить саму систему подготовки кадров. Так, ни в одной стране мира не внедряют стандарты WorldSkills в процесс образования. Мы же используем независимую систему оценки как для выпускников образовательных учреждений, так и для сотрудников предприятий в рамках региональных стандартов. Похожая практика встречается в двух-трех странах, но существуют отличия в механике процессов.

– Спикеры выразили мнение, что через 20 лет многие рабочие специальности устареют, и чтобы оказать воздействие на этот процесс необходимо уже сейчас внедрять «навыки будущего» (FutureSkills). Расскажите, что это такое, как это поможет в развитии специальностей и их переходе на новый уровень?

– «Компетенции будущего» или FutureSkills не зря выбрали главной темой форума. Еще раньше это были просто разговоры, предсказания и догадки о том, какими должны быть навыки и профессии будущего, что между рабочими с навыками настоящего и будущего пройдет несколько поколений. Однако, как показывает практика, уже сейчас в колледжах необходимо обучать студентов не устаревшим профессиям, которых не будет на рынке труда к тому моменту, как они выпустятся из образовательных учреждений, а учить их тем профессиям, которые будут востребованы через 3-5 лет. Сама необходимость внедрения их сейчас связана не с развитием специальностей, а с подготовками новых программ обучения.

В системе образования проблема педагогического риска актуальна, так как она затрагивает все аспекты применения инноваций в методиках и способах преподавания на всех этапах получения образования.

Сегодня в нашей стране движение WorldSkills набирает все большую популярность, а воздействие на институты профессионального образования, национальной системы квалификаций усиливается.

Инновации и стандарты WorldSkills должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее преподавателю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Стандарты WorldSkills, включают в себя: техническое описание (TD— Technical Description), тестовое задание (TP— Test Project), критерии оценки, инфраструктурный лист (Infrastructure List), план соревновательной площадки с оборудованием (Layout) и требования по технике безопасности (Health & Safety).

Важную роль в формировании стандартов WorldSkills играют эксперты. Под экспертом понимается человек, обладающий определенными компетенциями: знание своей профессии, знание стандартов и регламентов WS, знание процедуры проведения соревнований, участие в составлении тестового задания и в определении критериев оценки .

Через TD задаются рамки компетенции (профессии). Эксперты указывают присущие профессии ключевые навыки, умения, знания и т. д. Также в TD указываются условия проверки, требования к оборудованию и технологиям, групп критериев и их веса, условия рационального использования материалов и энергии, «мягкие» навыки и иные сведения, необходимые для описания компетенции (профессии). При этом есть обязательное условие: никогда не указываются какие-либо конкретные торговые марки или бренды производителей оборудования. Общие изменения в TD должны составить не менее 30% от предыдущего действовавшего TD.

Затем к каждой компетенции (профессии) формируется или актуализируется конкретное задание (TP) на проверку. Оно состоит из определенного количества модулей, которыми необходимо проверить тот или иной навык .

Обязательно к каждой части тестового задания формируются наборы критериев, имеющие определённый экспертами вес. В сумме вес всех критериев должны составить 100 (%). Чаще всего TP состоит из 9 модулей, в каждом из которых выделяются отдельные аспекты. Аспекты оцениваются отдельными критериями и субкритериями, в зависимости от сложности модулей.

Критерии бывают объективные, субъективные и квалификационные. Объективные критерии фиксируются через измеряемые параметры: мм, граммы, штуки, вольты, градусы и т. д. Для оценки объективных критериев привлекаются всегда группы по три эксперта. Каждый ставит свою оценку. Выбирается та оценка, которая попадает в интервал варьирования от среднего из этих трех оценок.

Субъективные критерии определяются баллами (от 0 до 9), которые ставят эксперты. Для этих целей необходимо привлекать для каждой оценки не менее пяти экспертов.

Обычно соотношение между объективными и субъективными критериями составляет 70 на 30. Но в каждой компетенции (профессии) это определяется на усмотрение экспертного сообщества. Есть профессии, например, «автомеханик», где вообще нет субъективных критериев. Есть и наоборот, «парикмахер», где субъективные критерии могут достигать 80%.

Все вместе эти критерии составляют оценочный план компетенции (профессии). Исходя из измененного TD, определенного TP и выбранных критериев выбирается оборудование, необходимое для проведения соревнований.

Отдельно вынесены в стандартах WS требования по технике безопасности. Есть четкая позиция, что реальное соблюдение этих требований способствует повышению эффективности труда. Снижение травматичности и досрочного вывода из строя оборудования являются важными факторами при оценке конкурсантов. Поэтому в число субъективных критериев обязательно вводятся требования по ТБ (H&S). Кроме того, в ряде случаев несоблюдение ТБ может служить причиной досрочного снятия с соревнований.

Движение WorldSkills в Республике Саха (Якутия) активно реализуется с 2015 года. Ежегодно в Республике проводятся Региональные чемпионаты WorldSkills Якутия, кроме того проводятся корпоративные и международные чемпионаты.

Для того, чтобы подготовка высококвалифицированных рабочих кадров соответствовала мировым требованиям, обучающиеся профессиональных образовательных организаций должны быть подготовлены в соответствии с данными требованиями для участия в чемпионатах WorldSkills, поэтому возникла необходимость внесения изменений в содержание рабочих программ, которые бы отвечали стандартам WSR.

В условиях ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский техникум» нами был сделан сравнительный анализ требований стандартов WorldSkills, ФГОС и профессионального стандарта, на основе анализа были внесены изменения в содержание ППССЗ 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в части программы профессионального модуля ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и внесли коррективы в содержание программы по теоретическому и практическому обучению.

Данное совмещение содержания вышеуказанных стандартов позволило нам выйти на новый уровень подготовки будущих специалистов с учетом требований стандартов WorldSkills и профессиональных стандартов в области знаний, умений и практического опыта.

В тех регионах, где начинает развиваться движение WorldSkills, наблюдается увеличение количества заинтересованных лиц в получении профессионального образования.

В заключение хотелось бы отметить, что стандарты WorldSkills рассматриваются парламентариями как один из инструментов независимой оценки качества образования выпускников системы СПО. Получение «медали профессионализма» в соответствии со стандартами «WorldSkills» предрасположено получению сертификата в независимых центрах оценки и сертификации квалификаций. Также имеется направление Junior Skills, которая позволит молодому поколению попробовать себя в разных компетенциях, перенять опыт у мастеров, раньше определиться с выбором профессии, ответственно и осознанно отнестись к профессиональному образованию в будущем.

Похожие публикации