При алалии страдает. Симптомы алалии и способы лечения нарушения

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Причины возникновения моторной алалии:

Родовые травмы и асфиксии.

Внутриутробные энцефалиты и менингиты.

Неблагоприятные условия развития.

Интоксикация плода.

Врождённая отягощённость.

Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.

Болезни раннего детства с отягощением на мозг.

Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС.Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Симптомы моторной алалии:

Речевые:

Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).

Неречевые:

Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:

· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).

· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.

· Нарушение мелкой моторики.

· Признаки минимальной мозговой дисфункции.

· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.

Психопатологические симптомы:

· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).

· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.

· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).

· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.

· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.

· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.

· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.

· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.

· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.

Диагноз определяется на основании наблюдений за малышом: по совокупности общих признаков опытный дефектолог может установить диагноз. Основными признаками служат имеющиеся в речи ребенка нарушения, связанные с работой лобно-теменных областей коры головного мозга левого полушария, проявляющиеся задолго до полного становления речевой функции.

Симптомы моторной алалии:

  • задержка предречевых этапов, например, гуление и лепет могут проявляться очень скудно, а иногда и вообще отсутствовать;
  • растянутые по времени этапы становления речи;
  • замена многих слов на эмоциональные восклицания и подобные им проявления эмоций.

Не только предречевые этапы, но и ступени, предшествующие фразовой речи, такие, как эгоцентрическая речь, бурная жестикуляция, могут сохраняться неоправданно длительное время. К характеристикам проявлений моторной алалии также можно отнести нарушения в грамматическом построении предложений, скудность активного словаря, отклонения в построении слов, перестановка слов, ошибки в словообразовании, а также проблемы с регуляцией громкости издаваемых звуков, нарушения моторики, двигательной активности.

Системное обследование при моторной алалии, проводимое логопедом совместно с невропатологом, позволяет выявить нарушения в речи и степень сложности заболевания, составить план работы с ребенком.

Причины моторной алалии

Устранить проблему нарушения речи значительно легче, если знаешь его причину. Среди многих распространенных факторов, влияющих на возникновение и развитие моторной алалии можно отметить нарушение функций центра Брока, расположенного в левом полушарии головного мозга и отвечающего за развитие экспрессивной речи. Экспрессивная речь — это способность человека иметь законченную мысль, сформировать ее на уровне внутренней речи и, наконец, выдать ее в готовом варианте вслух или письменно. При дефектах этой стороны речи понимание обращенной к пациенту речи почти не затрудняется. Возможно обеднение речи, но понимание сохраняется практически полностью, если только к моторной алалии не добавляется сенсорная, являющаяся следствием поражения другого отдела коры головного мозга.

К сожалению, довольно часто сложностям при течении беременности и проблемам в родах, особенно у первородящих женщин, не уделяется нужное внимание, из-за чего позднее процесс выходит из-под контроля.

В практике встречаются случаи, когда ребенок имеет отклонения в речи в виде двух форм алалии. Диагностика и лечение в этих случаях очень затруднительны. Усилиями многих специалистов удается, как правило, находить вербальный контакт с ребенком, но ситуации часто бывают отягощены и другими психосоматическими заболеваниями. На лечение таких отклонений уходят многие годы. Сенсорно-моторная алалия лечится многими специалистами в несколько этапов.

Причинами стойкой алалии с моторным уклоном можно считать и возникновение тревожных ситуаций в семье ребенка. Постоянное эмоциональное перенапряжение отрицательно сказывается на способности к говорению и к оцениванию своей речевой деятельности. Это значит, что если после нескольких курсов занятий ребенок не продвинулся в развитии, то он настолько загнан, испуган, что не обращает внимания на себя, на свою речь.

Коррекция и лечение моторной алалии

Проведение коррекции моторной алалии возможно в случаях, когда ребенок контактный и нацелен на положительный результат своих занятий. Заниматься с таким мотивированным ребенком легко и приятно, и результат не заставит себя долго ждать — достаточно быстро раскрепощенные в общении, желающие красиво и грамотно говорить дети достигают положительной динамики. Основная задача логопеда — это не только квалифицированная помощь, но также понимание, уважение личности ребенка и полная поддержка его инициатив.

Систематическое лечение тяжелых форм моторной алалии должно проводиться не только усилиями логопеда с использованием современных методик индивидуального развития, но и с подключением курсов массажа мускулатуры артикуляционного аппарата специальными зондами . При этом необходимы наблюдения невролога за развитием ребенка, за его психическим состоянием и использование ответствующей медикаментозной терапии. К методам, корректирующим состояния алаликов, относятся и назначение ноотропных препаратов, но их значение в лечении в наши дни ставится под сомнение.

Занятия с детьми с моторной алалией базируются на работе по обогащению словарного запаса, создании у ребенка четких представлений об окружающем мире, о необходимости общения с семьей, со сверстниками. Эти дети имеют склонность к аутентичности, уходят в себя и могут подолу играть в одиночку, при этом интеллект ребенка не стоит на месте, а речевые способности очень мало развиваются. Работа с детьми с моторной алалией строится на основе онтогенетического подхода с учетом дефектов речи ребенка. Главная задача — вызвать у обучаемого положительные эмоции от речевого общения. Далее — научить его общаться сначала с помощью слов-предложений, затем — с помощью построения коротких значимых фраз, состоящих из слов в начальной форме.

Логопедическая работа при моторной алалии главным образом побуждает ребенка перейти от начального этапа общения по необходимости к диалогическому общению, к составлению отвлеченных высказываний, помогающих рассказать о своих чувствах, наблюдениях. На занятиях логопеды используют игровую деятельность, простую и понятную для ребенка, развивают память, тактильные ощущения. Постепенно знакомя ребенка с различными формами слов, обучая его словообразованию и отглагольным формам, формируют фразовую речь.

Дети в возрасте до года озвучивают свои требования невнятным набором звуков. Со временем они постепенно обучаются словам и выражаются все более понятно и четко. Однако, случается, что в положенный срок ребенок не начинает говорить.

Он либо молчит вовсе, либо произносит отдельные сочетания звуков, не имеющих между собой связи.

Причиной такому повороту событий может быть в силу неразвитости речи по тем или иным причинам. От чего возникает алалия и каковы ее симптомы, рассмотрим далее.

Что представляет собой алалия

, для которой характерно отсутствие речи у ребенка в результате ее недоразвития, или полного ее отсутствия.

Провоцируется данное состояние патологиями в речевых центрах головного мозга. Изменения в данных центрах чаще всего происходят в период внутриутробного формирования организма либо в раннем детстве - в возрасте до 36 месяцев .

Дети с патологией развития речи могут иметь достаточно высокий уровень развития, однако, не могут говорить , либо используют для выражения эмоций крайне малый словарный запас.

Сложность в диагностировании алалии заключается в невозможности точно определить симптомы на ранних сроках. Как правило, диагноз ставится тогда, когда ребенок уже должен был говорить, но не делает этого.

Наиболее часто алалия диагностируется у дошкольников, а также у детей младшего школьного возраста. Также отмечено, что среди мальчиков патология встречается чаще, нежели среди девочек.

Часто случается, что родители путают данное заболевание с глухотой или немотой. Симптоматика у патологий схожая, но это абсолютно разные болезни. Проверить малыша можно в грудном возрасте, обращаясь к нему с разной интенсивностью голоса. Проследив за реакцией ребенка, можно сделать вывод, способен ли он реагировать на голос. Детей в возрасте от года можно попросить подать определенный предмет, игрушку. Так можно понять, понимает ли ребенок речь.

Причины патологии

могут быть самыми различными:

  • Механическое воздействие на плод при вынашивании или во время родов;
  • Осложнения беременности в результате сильного токсикоза, а также в результате хронических заболеваний, которыми болела беременная женщина;
  • Патологическое течение беременности с угрозой выкидыша;
  • Осложнения в ходе родовой деятельности: стремительные или затяжные роды;
  • Инфицирование матери или плода во время родов;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Травмы во время родов;
  • Асфиксия.

Алалия также может возникнуть при неправильном использовании медицинских инструментов при родах. Также спровоцировать нарушение развития речевых центров может болезнь, истощающая нервную систему. Частые простудные и вирусные заболевания, неблагоприятные условия могут стать причиной возникновения заболевания.

Виды заболевания

В нормальном состоянии речевые центры головного мозга отвечают за две формы речи: импрессивную (понимание услышанного, построение образов) и экспрессивную (умение выражать мысль словами). В зависимости от типа нарушения в речевом центре, различают три вида алалии: сенсорная, моторная и смешанная.

  1. . Для этого типа характерно нарушение восприятия речи речевой анализатором. Ребенок слышит слова, однако, не может связать между собой названия предметов и образы. Другими словами, человек не понимает обращенной к нему речи. Дети с данным видом патологии не откликаются на обращенную к ним речь и не отзываются, если их окликнуть. В некоторых случаях в совокупности с данным типом нарушения наблюдается интеллектуальная недоразвитость.
  2. . Нарушение в формировании экспрессивной речи. Ребенок понимает обращенные к нему слова, но испытывает затруднения в формировании собственной речи. Для таких детей характерно позднее развитие речи- к пяти годам, малый словарный запас и рассеивание внимания. Моторная алалия поддается лечению в большей степени, нежели две других формы.
  3. Смешанная - сенсорно-моторная алалия . Иными словами, тотальная алалия. Возникает при полной недееспособности речевых центров головного мозга. Ребенок не только не может говорить, но и не различает речь других людей. Абсолютно все дети с подобным типом патологии отстают в интеллектуальном развитии.

Сенсорная алалия: симптомы

относится к тяжелым видам речевых патологий. Как правило, ребенок слышит произносимую речь, но не понимает ее. Осмысленная речь у таких детей отсутствует. Они могут произносить звуки в хаотичном порядке. Также наблюдается расторможенность речи, то есть малыша трудно заставить помолчать.

У больных сенсорной алалией может наблюдаться обостренная реакция на окружающие звуки - гиперакузия .

Речь сенсорных алаликов заключается в навязчивом повторении звуков и их сочетаний, а также в эхолалии - повторении услышанных слов.

Дети с сенсорной алалией отличаются повышенной «разговорчивостью»: они произносят множество звуков, однако речь их не имеет смысловой нагрузки.

При легкой форме сенсорной алалии дети способны отличать определенные интонации и словосочетания. Некоторые из таких детей с возрастом учатся читать по губам произнесенные слова.

Тяжелая форма заболевания "сенсорная алалия" характеризуется полной неспособностью различать человеческую речь. У алаликов с такой формой патологии наблюдается повышенная возбудимость и неспособность к длительному удерживанию внимания. Тяжелая форма патологии провоцирует недоразвитие памяти и нарушения со стороны психического здоровья.

Моторная алалия: симптомы

Первые проявления моторной алалии можно заметить в младенчестве. Младенец не гулит (в лепете слышны однотонные звуки), а к наступлению года не произносит отдельные слоги . Такие дети начинают произносить слова только к пяти годам. Речь их крайне скудна. Дети с моторной алалией путаются в склонении слов, испытывают затруднения в формировании предложений. Голос у больных зачастую громкий. Правильное произношение характерно в случае с мягкими согласными звуками.

Для моторной алалии характерны фонетические изменения в словах со схожим буквенным набором. Сходно звучащие слоги выступают для ребенка, как бы взаимозаменяемыми. Малыш слышит слова, но толкует их неправильно, в результате чего не может правильно понять вопрос и ответить на него.

Если у ребенка наблюдаются «спутанные» буквы («векта» вместо «ветка») это еще не значит, что малыш имеет патологию "моторная алалия". Насторожиться следует, если к поступлению в первый класс школы ребенок все еще стойко произносит исковерканные слова. В таком случае нужно обратиться к логопеду.

При легкой форме моторной алалии ребенок чаще всего высказывается словосочетаниями в именительном падеже, а также не согласовывает окончания слов. В целом его речь понятна, несмотря на неправильные грамматические строй речи.

Тяжелая форма моторной алалии сопровождается формированием отдельных звуков вместо полноценной речи. Такие дети чаще всего гиперактивны и неспособны сосредотачивать внимание. Для алаликов также характерна психическая заторможенность и неспособность выполнять мелкомоторные функции.

Диагностирование

Для проведения обследования на предмет неправильного развития речевых центров, проводится посещение следующих специалистов:

  • Педиатр;
  • Невролог;
  • Отоларинголога;
  • Психолог;
  • В некоторых случаях - нейрохирург.

Дифференциальное обследование малыша помогает исключить другие заболевания с подобной симптоматикой. Для обследования мозга используют один из следующих методов: исследование при помощи рентгеновских лучей, ЭЭГ, МРТ. Отоскопия и аудиометрия проводятся с целью исключить вариант с тугоухостью.

При обследовании также осуществляется опрос матери относительно протекания беременности, ее состояния во время вынашивания ребенка.

Лечение

Алалия у детей подлежит лечению комплексными методами: необходимо медицинское лечение, педагогическая и психологическая помощь.

Медикаментозное лечение

Лечение при помощи медицинских препаратов включает в себя прием средств, стимулирующих развитие структур центральной нервной системы. Деям прописывают неотропные препараты в качестве монотерапии.

Дозировку и длительность курса определяет лечащий врач индивидуально для каждого больного ребенка. Как правило, длительность приема неотропных стимуляторов проводится на протяжении трех месяцев, а затем повторяется после небольшого перерыва.

Пока нет достоверных доказательств эффективности медикаментозного лечения в случае с детской алалией.

Помимо медикаментозного лечения, проводится коррекция детского рациона. Особую роль в выздоровлении играет наличие всех необходимых питательных веществ. При помощи витаминно-минеральных комплексов осуществляется укрепление иммунитета и общеукрепляющая терапия.

Физиотерапия при алалии

Курсы физиотерапии дают положительные результаты при лечении общего речевого недоразвития. Эффективным считается водолечение, имеющее тонизирующее, расслабляющее и общеукрепляющее действие.

Имеет также смысл электротерапия, действие которой направлено на стимуляцию мозговых центров слабыми электрическими импульсами. Процедура заключается в воздействии на определенные точки на теле, отвечающие за нейрогуморальную передачу рефлексов.

Занятия с педагогом

Медикаментозное лечение не имеет смысла без параллельных занятий больного ребенка с логопедом. Педагогическая коррекция заключается в следующих приемах:

  • Развитие артикуляционного аппарата путем повторения звуков и развития правильного произношения;
  • Формирование связей между словами и образами. При помощи картинок педагог учит ребенка понимать смысл сказанного и правильно использовать окончания слов. Особенно актуальна терапия при сенсорной алалии.
  • Изучение новых слов и фраз во время развития мелкой моторики. Дети учатся лепить из пластилина и рисовать, при этом озвучивая происходящее;
  • Логопедический массаж направлен на развитие мышечной системы рта и формирование правильного произношения звуков. Дети учатся правильно складывать губы во время произношения, тянуть звуки, удерживать язык у неба.

Адаптация в социуме

Дети, которым был поставлен диагноз сенсорная алалия или моторная, нуждаются в социализации, поскольку общение с людьми помогает развиваться речевым центрам мозга, а также формирует способность удерживать внимание и контролировать эмоции.

Существуют специальные школы, где проводится обучение малышей с подобными отклонениями. Также есть отдельные санатории и группы внеклассных занятий, где с алаликами работают специалисты.

Алалия - серьезное нарушение развития, поэтому за возникновением речевых функций у ребенка нужно следить начиная с первых месяцев жизни. Неоказание вовремя помощи ребенку с алалией может привести к инвалидности.

Лечение нарушений речевых центров - процесс длительный. Только систематические занятия в совокупности с физиотерапией и медикаментозным лечением дадут положительный результат.

Алалия – это отсутствие или глубокое недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первичном интеллекте. Заболевание может возникнуть в период внутриутробного развития, во время родов или на первых годах жизни ребенка. Причиной болезни является повреждение центров головного мозга, отвечающих за формирование собственной речи или восприятие слов других людей. Раннее выявление симптомов и адекватное лечение позволяют большинству детей справиться с патологией и успешно обучаться по школьной программе.

Следует отличать детей с несформированной речевой функцией от глухих или умственно отсталых. При алалии не наблюдается отсутствие слуха, малыши активно реагируют на звуки. Снижение интеллекта является вторичным симптомом, и вызвано отчуждением ребенка от коллектива из-за невнятной речи, слабой памяти, плохого восприятия материала.

Причины

Поражение речевых центров головного мозга может быть спровоцировано несколькими факторами:

Во внутриутробном периоде

  • Проникновение инфекций от матери к плоду.
  • Резус-конфликт (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).
  • Маточно-плацентарная недостаточность (нарушение кровообращения между матерью и ребенком).
  • Хроническая гипоксия (недостаточное снабжение кислородом) плода.
  • Токсикоз или гестоз.
  • Угроза самопроизвольного прерывания беременности.
  • Хронические соматические болезни матери (гипер- или гипотония, легочная или сердечная недостаточность).
  • Травмирование плода при падениях беременной.
  • Вредные привычки матери (курение, злоупотребление алкоголем).

При родах

  • Функциональная незрелость вследствие недоношенности (рождения раньше срока).
  • Преждевременные, затяжные или стремительные роды, приведшие к внутричерепной травме или кислородному голоданию.
  • Острая гипоксия в результате раннего излития околоплодных вод, слабой родовой деятельности или обвития шеи ребенка пуповиной.
  • Травмирование акушерскими инструментами.

В возрасте до 3 лет

  • Черепно-мозговые травмы.
  • Тяжелые вирусные инфекции (краснуха, менингит, энцефалит).

  • Частые длительные болезни (ОРВИ, пневмония, рахит, эндокринопатии).
  • Операции с применением общего наркоза.
  • Гипотрофия (дефицит массы тела из-за недостаточного поступления или плохого усвоения питательных веществ).
  • Двуязычие в семье.
  • Конфликтные отношение в семье, нелюбовь матери к ребенку.
  • Плохие социальные условия (нехватка речевых контактов, педагогическая запущенность, дефицит навыков самообслуживания).

Классификация

Алалия бывает нескольких видов:

Моторная (экспрессивная)

Связана с поражением участков головного мозга, отвечающих за продуцирование речи. У детей возникают проблемы с произнесением звуков, овладением активным словарем, правильным построением фраз. При этом способность к восприятию чужой речи сохраняется.

В зависимости от зоны повреждения моторная алалия бывает:

  • Афферентная . Представляет собой поражение постцентральной зоны коры головного мозга, которая находится в нижнем теменном отделе левого полушария и отвечает за артикуляционные позы. Ребенок не может правильно открыть рот, растянуть или вытянуть в трубочку губы, опустить или поднять язык, и начинает заменять сложные звуки простыми или пропускать их.
  • Эфферентная . Является поражением премоторной зоны коры головного мозга – центра Брока, задней трети нижней лобной извилины. Этот участок отвечает за организацию и последовательность сложных комплексов. Ребенок затрудняется выполнить серию движений – удается воспроизвести отдельный звук, но не получается произнести группу звуков, целое слово или предложение. Тяжело происходит переход с одной артикуляционной позы на другую, меняется последовательность слогов в слове.

Сенсорная (импрессивная)

Встречается в 10 раз реже, чем моторная, и вызвана повреждением коркового отдела речеслухового анализатора – центра Вернике, расположенного в задней трети верхней височной извилины и отвечающего за первичный анализ звуков речи.

При этой форме алалии отсутствует связь между смыслом слов и их звуковой оболочкой. Имея хороший физический слух и способность к воспроизводству речи, ребенок не может понять значение слова и связать его с конкретным предметом или явлением.

Смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная)

Сочетает в себе признаки обеих форм с преобладанием нарушений развития экспрессивной или импрессивной речи, что доказывает связь речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Симптомы

Клиническая картина при заболевании может быть различной – от легких нарушений речи до тяжелых, когда до 10-12 лет ребенок не говорит или имеет очень скудный словарный запас.

Признаки алалии отличаются в зависимости от формы патологии:

Моторная

Проявляется характерными отклонениями:

Неврологические

  • Двигательные расстройства – неловкость, плохая координация движений, частые падения.
  • Плохая мелкая моторика – проблемы со складыванием мозаики, паззлов.

  • Трудности с навыками самообслуживания – неспособность застегнуть пуговицы, завязать шнурки.
  • Нарушение тонуса некоторых групп мышц, в частности, лицевых – их паретичность (вялость) или спастичность (напряженность).
  • Нарушение осанки.
  • Вынужденная леворукость.
  • Горизонтальный нистагм – бегающие зрачки.
  • Односторонний птоз – подвисание одного века.
  • Расстройство зрительного узнавания – ребенок не различает цифры, части, лево и право.
  • Астереогноз – неспособность узнать предмет наощупь.

Психологические

  • Нарушение памяти.
  • Проблемы с концентрацией внимания.
  • Затрудненное восприятие.
  • Примитивизм и конкретность мышления – упрощенный подход к сложным заданиям, нарушение способности абстрагирования и обобщения.
  • Нарушения эмоционально-волевой сферы – инфантилизм (незрелость развития), частая смена настроения, излишняя доверчивость или немотивированная агрессия, раздражительность, избирательность отношений.
  • Заторможенность (малоподвижность) или расторможенность (гиперактивность).
  • Сниженная работоспособность и высокая утомляемость.
  • Речевой негативизм – нежелание говорить.
  • Отказ от выполнения задания при затруднениях и доведение начатого до конца, если заметен успех.

Речевые

  • Проблемы с произношением звуков.
  • Плохая ритмическая организация слов.
  • Нарушения регуляции высоты и силы голоса.
  • Замедленная речь с произношением по слогам.
  • Обедненная лексика, пропуски предлогов и окончаний, перестановка слогов.
  • Обозначение разных понятий одним и тем же словом («ам» – есть и еда).
  • Несформированность связной речи из-за нарушения грамматики – замена всех глаголов инфинитивом (птица лететь), неправильное употребление рода (кошка бежал), числа (коровы ест) и падежа (люблю мама).
  • Бедность словарного запаса – фразовая речь состоит из простых предложений.
  • Неспособность последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить причину и следствие.

  • Проблемы с овладением навыков чтения и письма.

Сенсорная

В чистом виде встречается крайне редко, обычно наблюдается сенсомоторная форма заболевания.

Проявлениями сенсорной алалии являются:

  • Эхолалия – пассивное повторение отдельных слов или фраз, без понимания их значения (вместо ответа на вопрос ребенок повторяет вопрос, часто цитирует дикторов и рекламу на телевидении).
  • Логорея – многословие в сочетании с ускорением темпа и бессвязностью речи, набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов.
  • Ошибки произношения – навязчивые повторения или пропуски звуков и слогов, объединение частей разных слов друг с другом, неправильные ударения, причем характер искажений нефиксированный (одно и то же слово ребенок может произносить по-разному).
  • Гиперакузия – повышенная чувствительность к неречевым звукам (шуршанию бумаги, звучанию инструментов), при этом может наблюдаться болезненная реакция – плач, крики, закрывание ушей.
  • Нарушение фонетического восприятия – невозможность различить слова со схожим звучанием, привязать слово к предмету.
  • Потеря смысла фразы при изменении темпа речи или порядка слов в предложении.
  • Плохая память – для запоминания новых слов необходимо не менее 20 повторений.
  • Проблемы с удержанием внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая истощаемость.
  • При грубом искажении развития речи развиваются вторичные нарушения личности, поведения, умственная отсталость.

При всех формах алалии наблюдается разница между выполнением вербальных (с помощью речи) заданий и невербальных (представленных графическими изображениями, рисунками, предметами, когда знание языка необходимо лишь для понимания инструкций).

Диагностика

Для постановки диагноза ребенок должен пройти обследование у нескольких врачей:

  • детский невролог;
  • детский психолог;
  • детский отоларинголог (или сурдолог);
  • дефектолог;
  • логопед.

Обследование состоит из нескольких этапов:

Оценка степени и характера повреждения головного мозга

Проводится с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – получение графических изображений электрической активности мозга.
  • Магниторезонансная томография (МРТ) – получение изображений органов при воздействии на организм магнитным полем и радиочастотными энергиями.
  • Рентгенографическое исследование – воздействие на ткани головы рентгеновских лучей. Позволяет определить травмы и патологии развития костей черепа, проверить сосудистую сетку головного мозга.
  • Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) – исследование головного мозга с помощью ультразвуковой эхографии.

Исследование слуховой функции

Предназначено для исключения тугоухости и осуществляется при помощи следующих методик:

  • Отоскопия – осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки с использованием специальных инструментов. В современной практике применяют отоскоп – прибор, снабженный источником света и камерой. Во время манипуляции может выполняться туалет уха, удаление инородных тел и полипов, различные операции.
  • Аудиометрия – методика определения остроты слуха, то есть чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Результатом проверки является аудиограмма, по которой врач диагностирует наличие или отсутствие проблем со слухом.

Нейропсихологическое исследование

Предполагает диагностику слухоречевой памяти – восприятия речи на слух. Проводится с помощью различных тестов, например, найти на картинках названных животных, повторить произнесенные слова или звуки в той же последовательности.

Логопедическое обследование

Включает комплекс мероприятий:

  • Сбор анамнеза – опрос матери о течении беременности и родов, этапов и особенностей развития ребенка.
  • Диагностика устной речи. Предполагает уточнение степени сформированности компонентов языковой системы – связной речи (описывание картинки), грамматических процессов (образование и изменение слов, правильность построения предложений), объема словарного запаса.
  • Изучение звуковой составляющей речи – строение и подвижность речевого аппарата, способность распознавать, воспринимать и произносить звуки, звуковая наполненность слов.

Дифференциальная диагностика

Проводится с целью отличить алалию от следующих заболеваний:

  • Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание темпов формирования речи без ее нарушения.
  • Дизартрия – затруднение в произношении некоторых звуков, вызванное ограниченной подвижностью органов речи (губ, мягкого неба, языка). Заболевание возникает из-за поражения нервной системы.
  • Тугоухость – стойкое ослабление слуха, вплоть до полной его потери.
  • Аутизм – расстройство психического характера, вызванное нарушением развития головного мозга. Отличается дефицитом общения и социального взаимодействия.
  • Олигофрения – умственная отсталость.

Лечение

Алалия – это сложный комплекс расстройств языкового и неязыкового характера, оказывающий негативный эффект не только на речевую коммуникацию, но и на развитие познавательной деятельности, осложняя процесс обучения, воспитания, социализации детей.

Терапевтический подход коррекции заболевания должен быть комплексным, с участием логопеда, психолога, родителей. В некоторых случаях актуально применение лекарственных препаратов. Лечение проводится в домашних условиях, а также в специализированных учреждениях – детских садах, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Медикаментозное

Призвано стимулировать развитие структур головного мозга и снимать невротические проявления:

  • Ноотропные препараты – улучшают работу мозга, восприятие и память.
  • Витамины – необходимы для нормального развития организма. Часто назначают прием витаминно-минеральных комплексов.

Физиотерапия

Максимальный лечебный эффект достигается при использовании нескольких методик. Физиотерапевтические процедуры проводятся курсами, применение их на постоянной основе недопустимо.

  • Транскраниальная электростимуляция (ТЭС-терапия) . Представляет собой метод избирательной и дозированной активации определенных структур мозга, в результате которого в них вырабатываются эндорфины. Эти нейрогормоны обладают обезболивающим эффектом, усиливают защитные функции иммунной системы, противодействуют стрессу, способствуют заживлению тканей и улучшению качества жизни в целом. Во время процедуры к голове пациента прикрепляются электроды, через которые проходят импульсные токи малой мощности.
  • Водолечение . Воздействие на организм водой стимулирует работу нервной системы, оказывает влияние на кровообращение, ускоряет обменные процессы. С помощью процедур можно достичь желаемого эффекта – успокаивающего и расслабляющего, тонизирующего и возбуждающего. Также водолечение является иммуностимулирующим и общеукрепляющим средством.
  • Лазеротерапия . Применение лазера оказывает противовоспалительный, обезболивающий, иммуностимулирующий эффекты, улучшает клеточный метаболизм и микроциркуляцию крови, стимулирует восстановительные процессы, при воздействии на различные органы и системы усиливает их рефлекторный ответ.
  • Магнитотерапия . Благодаря воздействию на организм низкочастотных постоянных или импульсных магнитных полей повышается проницаемость клеточных мембран, ускоряются окислительно-восстановительные процессы, усиливается активность ферментов и местное кровообращение. Процедура снимает боль и воспаление, замедляет свертывание крови, уменьшает отек в тканях и стимулирует их питание и восстановление.
  • Электрофорез . Предполагает воздействие на организм постоянных электрических импульсов. Обладает лечебным эффектом, схожим с другими физиопроцедурами, увеличивает секреторную активность – выработку биологически активных веществ и выброс их в кровоток.
  • ДМВ-терапия . Применение электромагнитных волн дециметрового диапазона расширяет сосуды, улучшает кровообращение и обменные процессы, снимает спазмы, способствует нормализации работы эндокринных желез.
  • Иглорефлексотерапия (ИРТ) . Акупунктура или иглоукалывание, то есть введение в биологически активные точки специальных игл, позволяет стимулировать нервную, эндокринную, нейрогуморальную, иммунную систему организма.
  • Электропунктура . Воздействие на точки акупунктуры электрическим током для усиления эффекта.
  • Остеопатия . Представляет собой мягкое ручное воздействие на структуры тела (череп, позвоночник, крестец, мышцы, связки, внутренние органы) для исправления их положения и восстановления функций всего организма.

Логопедическое

Представляет собой работу по развитию всех сторон речи.

При моторной алалии упор делается на следующие аспекты:

  • Правильное звукопроизношение.
  • Стимулирование речевой активности, то есть способности воспринимать и понимать слова окружающих, пользоваться речью при общении, активно овладевать языком.
  • Формирование активного и пассивного словаря – слов, используемых ребенком в разговоре, и не используемых, но узнаваемых при беседе окружающих.
  • Развитие фразовой речи, включающей умение составить предложение, его завершенность, грамматическое построение.
  • Развитие связной речи – умения излагать мысли выразительно и последовательно, без отвлечения на ненужные подробности.
  • Логоритмические занятия – комплекс упражнений, в котором движения сочетаются с произношением языкового материала под звуковое сопровождение. Развивают общую и мелкую моторику, координацию движений, способность расслаблять мышцы, чувство ритма, мимику, голос, правильное произношение звуков, слуховое внимание и память.
  • Логопедический массаж – стимулирует мышцы, участвующие в формировании звуков (губ, мягкого неба, скул, щек, языка). Выполняется пальцами или специальными зондами. Также включает специальные упражнения – надувание щек, вытягивание губ в трубочку, поднятие языка.

При сенсорной алалии необходимо развивать следующие способности:

  • Умение отличать неречевые звуки от речевых.
  • Выделение слов, соотнесение их с конкретными предметами и действиями.
  • Понимание фраз и речевых инструкций, грамматического строя речи.
  • Развитие собственной речи.

В домашних условиях

У детей с алалией необходимо стимулировать желание говорить. Родители должны разговаривать с ребенком постоянно, описывать каждое действие и событие – таким образом формируется пассивный словарный запас.

Однако просто слушая речь дикторов на радио или по телевидению, малыш не научится говорить – очень важно видеть работу артикуляционного аппарата, движение губ, мимику лица. В обязательном порядке родителям нужно наладить с ребенком зрительный контакт.

Диета

Специфических рекомендаций по питанию при алалии не существует. Оно должно быть здоровым, разнообразным, сбалансированным и соответствующим возрасту ребенка. В рацион нужно включить большое количество богатых витаминами, минералами и клетчаткой продуктов. Полезные вещества помогают организму ребенка правильно развиваться, укрепляют иммунитет, улучшают настроение и сон.

Прогноз

Залогом успеха в лечении алалии является его раннее начало – в 3-4 года, а также комплексный подход, воздействие на все компоненты речи в сочетании с развитием психических функций.

Большое значение имеет степень поражения мозга. Моторная форма заболевания легче поддается коррекции и, при своевременной и адекватной терапии, позволяет ребенку наладить речь и адаптироваться в социуме. При сенсорной и сенсомоторной алалии прогноз неопределенный.

Инвалидность

В зависимости от степени тяжести алалии, уровня недоразвития речи, сопутствующих психоневрологических и церебрально-органических патологий, возможно оформление инвалидности на ребенка. Для этого необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ) и получить соответствующее заключение. Направление на МСЭ выдают лечащие врачи детской поликлиники. Для оформления инвалидности ребенку до 5 лет обычно требуется заключение психиатра (психоневролога).

У взрослых

Алалия является недоразвитием речи, это детское заболевание, которое поддается коррекции при регулярных занятиях. Для взрослых людей более характерно проявление афазии – локального отсутствия или нарушения уже сформировавшейся речи. Вызвана афазия повреждением речевых центров в результате травмы, опухоли, инсульта, воспалительного процесса или психического заболевания.

Профилактика

Чтобы предупредить нарушения речевого развития у ребенка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Обеспечить условия для благоприятного протекания беременности и родов – своевременно посещать гинеколога и сдавать анализы, полноценно питаться, избегать чрезмерных физических и психологических нагрузок, заниматься упражнениями для беременных (специальной гимнастикой, йогой).
  • Следить за здоровьем ребенка – регулярно проходить осмотр у педиатра, делать прививки, обеспечить безопасность, заниматься физическими упражнениями. Желательно пройти несколько курсов общеукрепляющего массажа,
  • Обращаться к врачу при малейших признаках задержки речи у ребенка. Своевременное лечение позволяет предупредить появление вторичной интеллектуальной недостаточности.

Статья. Алалия в детском возрасте


учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна,
МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание: Статья раскрывает понятие «алалия», причины её возникновения. Знакомит с формами алалии, с необходимостью комплексного своевременного лечения. Будет интересна родителям, педагогам, логопедам.

Работая более 19 лет на коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с ОНР), часто встречаются дети с алалией. Давайте разберёмся, что это за заболевание, каковы причины возникновения и как его лечить?
Что такое алалия?
Алалия – это тяжёлое нарушение речи, проявляющимся в отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Это нервно – психическое заболевание, которое нужно лечить, начиная с раннего возраста. Обычно дети с алалией начинают посещать специальные коррекционные логопедические группы с 4 лет, сроком на 3 года. Если не проводить логопедическую коррекцию и не начинать вовремя медикаментозное лечение, дети с алалией тормозят в развитии интеллектуальной сферы и социальная адаптация становится невозможной. Их речь невозможно понять не только другим детям, но и взрослым. Из - за того, что их не понимают, дети с алалией становятся замкнутыми, нередко агрессивными, обидчивыми, раздражительными, капризными. Нервное состояние детей ухудшается.
Алалию трудно распознать с первого взгляда даже опытному врачу. Нередко детям с алалией ставится диагноз по ошибке аутизм или олигофрения. Но при обучении дети с сенсорной и моторной алалией хорошо воспринимают информацию и не имеют особых затруднений при обучении (в сравнении с детьми аутистами или олигофренами). У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из - за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе. В случае олигофрении, при проведении медикаментозного лечения, интеллект детей не восстанавливается. Так же детей с алалией нередко путают с детьми с нарушением слуха. Но реагирование на звуки даёт возможность понять, что слух у них не нарушен.
Причины алалии.
Причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, в период беременности, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно – плацентарная недостаточность, алкоголь и табакокурение во время беременности способны оказать отрицательное влияние на развитие головного мозга плода. При родах возможна острая гипоксия плода из – за преждевременного выхода околоплодных вод, длительного нахождения головки новорожденного в малом тазу роженицы, слабости родовой деятельности, стремительных родов, родовой травмы, обвития ребёнка пуповиной, переохлаждения новорожденного и отсутствия поступления питательных веществ в первые часы после рождения. Если малыш на первом году жизни перенёс тяжёлые вирусные инфекции: краснуху, менинго – энцифалит, закрытые черепно-мозговые травмы, серьёзные ушибы головы, это также может спровоцировать нарушение развитие головного мозга, и развитием алалии.
Хорошо обследовать неговорящего или плохо говорящего малыша в возрасте от 2,5 – 3 лет. Это самое благоприятное время для постановки данного диагноза, так как именно в этот период у детей формируются основные словарные формы, дети начинают употреблять в своей речи правильно подобранные падежные окончания и числительные. Речевое развитие детей происходит по – разному, и в более ранний период данный диагноз ставят предположительно. Такой малыш в возрасте до 3 лет должен наблюдаться у логопеда для того, чтобы помочь ему формировать речь и наблюдать за его речевым развитием. Если речь ребёнка несмотря на лечение не формируется, его направляют в специализированную коррекционную логопедическую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Формы алалии.
Выделяют следующие формы нарушения: сенсорная алалия, моторная и сенсомоторная алалия (смешанная). Различают эти формы по поражению определённых участков головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти центры отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих.
При поражении центра Брока, ставят диагноз «моторная алалия», нарушается процесс формирования речи. Обычно после тяжёлых родов или перенесённых тяжёлых заболеваний в раннем возрасте, родители начинают излишне опекать своих детей. Часто такие ребята упрямы, капризны, раздражительны. У них слабо развит навык самообслуживания. Они не умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться. Они моторно неловки: не могут прыгать на одной ноге в возрасте 5 лет, не могут ритмично двигаться под музыку, часто спотыкаются на ровном месте и падают. Дети с моторной алалией могут не говорить вообще, или произносить отдельные звукокомплексы(вместо «овощи», ребёнок говорит только «о», вместо «пошли» - «ди»), или говорить неправильно оформленными грамматически фразами(«Матик дит а туе» - Мальчик сидит на стуле).
Такие дети понимают обращённую речь. Они могут показать правильно нужную картинку. Им понятно лексическое значение слова (покажи кошку), но грамматическое значение (покажи, где кошки сидят, а где кошка сидит; где стул, а где стулья; где чашка, а где чашечка) им не доступно. У них идёт постоянная путаница, ребёнок не понимает, что от него хотят. Без медикаментозного лечения и логопедического воздействия эти дети не способны усвоить общеобразовательную программу.
При поражении центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих, ставится диагноз «сенсорная алалия». Дети не понимают обращённой к ним речи, не выполняют элементарную просьбу: подать мишку, отнести куклу, положить на стол книгу). Часто они повторяют за говорящим его же слова, вопросы (эхолалия). Слух при этом у них в норме. Для того, чтобы не спутать диагноз «сенсорная алалия» с нарушением слуха, проводится обследование ребёнка у сурдолога при помощи специализированной аппаратуры. Чтобы не поставить диагноз «умственная отсталость» малышу предлагают по образцу собрать башенку, выложить из мозаики фигуру. С умственной отсталостью эти операции не доступны.
С сенсорной алалией дети встречаются редко. Избавиться полностью от этого заключения практически невозможно, т.к. данное состояние тяжело поддаётся коррекции. Учатся дети в специализированных школах для детей с нарушениями речи.
Коррекция алалии.
Только комплексное лечение алалии: медикаментозное лечение у психоневролога, регулярные занятия с логопедом в течение 2 – 3 лет в специализированной коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по специальной программе по коррекции речи, ежедневные занятия дома с родителями по заданию логопеда, дадут положительные результаты в развитии речи детей и возможность обучаться в школе общеразвивающего вида. Чем раньше ведётся работа по преодолению алалии, тем успешнее будет результат работы.

Похожие публикации