Тюркская группа

семья языков, на которых говорят многочисленные народы и народности СССР, Турции, часть населе­ния Ирана, Афганистана, Монголии, Китая, Румынии, Болгарии, Югославии и Албании. Вопрос о генети­че­ском отношении этих языков к алтайским языкам находится на уровне гипотезы, которая предполагает объединение тюркских, тунгусо-маньчжурских и монгольских языков. По мнению ряда учёных (Е. Д. Поливанов, Г. Й. Рамстедт и другие), рамки этой семьи расширяются включением корей­ско­го и японского языков. Существует также урало-алтайская гипотеза (М. А. Кастрен, О. Бётлингк, Г. Винклер, О. Доннер, З. Гомбоц и другие), согласно которой Т. я., а также другие алтайские языки составляют вместе с финно-угорскими языками урало-алтайскую макросемью. В алтаистической литера­ту­ре типо­ло­ги­че­ское сходство тюрк­ских, монгольских, тунгусо-маньчжур­ских языков иногда принимается за генетическое родство. Противоречия алтайской гипотезы связаны, во-первых, с нечёт­ким применением сравнительно-исторического метода при реконструк­ции алтайского архетипа и, во-вторых, с отсут­стви­ем точных методов и критериев для дифферен­ци­а­ции исконных и заим­ство­ван­ных корней .

Формированию отдельных национальных Т. я. предшествовали многочисленные и сложные мигра­ции их носителей. В 5 в. началось движение из Азии в Прикамье гурских племён; с 5-6 вв. стали продвигаться в Среднюю Азию тюркские племена из Центральной Азии (огузы и другие); в 10-12 вв. расширился диапазон расселения древних уйгурских и огузских племён (из Центральной Азии в Восточный Туркестан, Среднюю и Малую Азию); происходила консоли­да­ция предков тувинцев, хакасов, горных алтайцев; в начале 2‑го тыс. киргизские племена с Енисея переселились на нынешнюю территорию Киргизии; в 15 в. консолидировались казахские племена.

[Классификация ]

По современной географии распространения выделяются Т. я. следующих ареалов: Средней и Юго-Восточной Азии, Южной и Западной Сибири, Волго-Камья, Северного Кавказа, Закавказья и Причерноморья. В тюркологии имеется несколько класси­фи­ка­ци­он­ных схем.

В. А. Богородицкий разделял Т. я. на 7 групп: северо-восточную (якут­ский , карагасский и тувин­ский языки); хакасскую (абаканскую), в которую включались сагайский, бельтирский, койбальский, качинский и кызыльский говоры хакасского населения региона; алтайскую с южной ветвью (алтай­ский и телеутский языки) и северной ветвью (диалекты так называемых черневых татар и некоторые другие); западно-сибирскую , куда включены все диалекты сибирских татар; поволжско-приуральскую (татар­ский и башкир­ский языки); среднеазиатскую (уйгур­ский , казах­ский , киргиз­ский , узбек­ский , каракалпак­ский языки); юго-западную (туркмен­ский , азербай­джан­ский , кумык­ский , гагауз­ский и турец­кий языки).

Лингвистические критерии этой классификации не отличались достаточной полнотой и убеди­тель­ностью, так же как и чисто фонетические признаки, положенные в основу классификации В. В. Радлова, выделявшего 4 группы: восточную (языки и диалекты алтайских, обских, енисейских тюрок и чулымских татар , карагасский, хакасский, шорский и тувинский языки); западную (наречия татар Западной Сибири, киргизский, казахский, башкирский, татарский и, условно, каракалпакский языки); среднеазиатскую (уйгурский и узбекский языки) и южную (туркменский, азербайджан­ский, турецкий языки, некоторые южнобережные говоры крымскотатарского языка); якутский язык Радлов выделял особо.

Ф. Е. Корш, впервые привлекший в качестве оснований для классификации морфо­ло­ги­че­ские призна­ки, допускал, что Т. я. первоначально разделялись на северную и южную группы; позднее южная группа распалась на восточную и западную.

В уточнённой схеме, предложенной А. Н. Самойловичем (1922), Т. я. распределены на 6 групп: р‑группа, или булгарская (в неё включался также и чувашский язык); д‑группа, или уйгурская, иначе северо-восточная (помимо древнеуйгурского в неё вошли тувинский, тофаларский , якутский, хакасский языки); тау-группа, или кыпчакская, иначе северо-западная (татарский, башкирский, казахский, киргизский языки, алтайский язык и его диалекты, карачаево-балкарский , кумыкский, крымскотатар­ский языки); таг-лык-группа, или чагатайская, иначе юго-восточная (современный уйгурский язык, узбекский язык без его кыпчакских диалектов); таг-лы-группа, или кыпчакско-туркменская (промежу­точ­ные говоры - хивинско-узбекские и хивинско-сартские, утратившие самостоятельное значение); ол‑группа, иначе юго-западная, или огузская (турецкий, азербайджанский, туркменский, южнобереж­ные крымскотатарские диалекты).

В дальнейшем предлагались новые схемы, в каждой из которых была попытка уточнить распре­де­ле­ние языков по группам, а также включить древнетюркские языки. Так, например, Рамстедт выделяет 6 основных групп: чувашский язык; якутский язык; северная группа (по А. М. О. Рясянену - северо-восточная), к которой отнесены все Т. я. и диалекты Алтая и приле­га­ю­щих районов; западная группа (по Рясянену - северо-западная) - киргизский, казахский, каракалпакский, ногайский , кумыкский, карачаевский, балкарский, караимский , татарский и башкирский языки, к этой же группе отнесены и мёртвые куманский и кыпчакский языки; восточная группа (по Рясянену - юго-восточная) - новоуйгурский и узбекский языки; южная группа (по Рясянену - юго-западная) - туркменский, азербайджанский, турецкий и гагаузский языки. Некоторые вариации подобного типа схем представ­ля­ет классификация, предложенная И. Бенцингом и К. Г. Менгесом. В основе классификации С. Е. Малова лежит хронологический признак: все языки делятся на «старые», «новые» и «новейшие».

Принципиально отличается от предыдущих классификация Н. А. Баскакова; согласно его принци­пам, классификация Т. я. есть не что иное как периодизация истории развития тюркских народов и языков во всем многообразии возникавших и распадавшихся мелких родовых объединений перво­быт­но­го строя, а затем крупных племенных объединений, которые, имея одно происхождение, создавали общности, различные по составу племён, а следовательно, и по составу племенных языков.

Рассмотренные классификации, при всех их недостатках, помогли выявить группы Т. я., генетически связанных наиболее близко. Обосновано особое выделение чувашского и якутского языков. Для разра­бот­ки более точной классификации необходимо расширение набора дифферен­ци­аль­ных признаков с учетом чрезвычайно сложного диалектного членения Т. я. Наиболее общепринятой схемой класси­фи­ка­ции при описании отдельных Т. я. остаётся схема, предложенная Самойловичем.

[Типология ]

Типологически Т. я. относятся к агглютинативным языкам. Корень (основа) слова , не будучи отяго­щён классными показателями (классного деления имён существительных в Т. я. нет), в именительном падеже может выступать в чистом виде, благодаря чему становится органи­зу­ю­щим центром всей парадигмы склонения . Аксиальная структура парадигмы, т. е. такая, в основе которой лежит один структурный стержень, оказала влияние на характер фонетических процессов (тенденция к сохра­не­нию чётких границ между морфемами , препятствие к деформации самой оси парадигмы, к деформации основы слова и т. д.). Спутником агглютинации в Т. я. является сингармонизм .

[Фонетика ]

Более последовательно проявляется в Т. я. гармония по признаку палатальности - непалаталь­но­сти, ср. тур. evler-in-de ‘в их домах’, карачаево-балк. бар-ай-ым ‘пойду‑ка’ и т. п. Губной сингармонизм в разных Т. я. развит в разной степени.

Существует гипотеза о наличии для раннего общетюркского состояния 8 гласных фонем, которые могли быть краткими и долгими: а, ә, о, у, ө, ү, ы, и. Спорным является вопрос, было ли в Т. я. закрытое /е/. Характерной особенностью дальнейшего изменения древнетюркского вокализма является утрата долгих гласных, охватившая большинство Т. я. Они в основном сохранились в якутском, туркменском, халаджском языках; в других Т. я. сохранились лишь их отдельные реликты.

В татарском, башкирском и древнечувашском языках произошёл переход /а/ в первых слогах многих слов в лабиализованное , отодвинутое назад /а°/, ср. *қара ‘чёрный’, др.-тюрк., казах. қара, но тат. қа°ра; *ат ‘лошадь’, др.-тюрк., тур., азерб., казах. ат, но тат., башк. а°т, и т. д. Произошёл также переход /а/ в лабиализованное /о/, типичный для узбекского языка, ср. *баш ‘голова’, узб. бош . Отмечается умлаут /а/ под влиянием /и/ следующего слога в уйгурском языке (ети ‘его лошадь’ вместо аты); сохранилось краткое ә в азербайджанском и новоуйгурском языках (ср. кәл‑ ‘приходи’, азерб. гәл′‑, уйгур. кәл‑), тогда как ә > е в большинстве Т. я. (ср. тур. gel‑, ногайское, алт., кирг. кел‑ и пр.). Для татарского, башкирского, хакасского и отчасти чувашского языков характерен переход ә > и, ср. *әт ‘мясо’, тат. ит. В казахском, каракалпакском, ногайском и карачаево-балкарском языках отмечается дифтонгоидное произношение некоторых гласных в начале слова, в тувинском и тофаларском языках - наличие фарингализованных гласных.

Наиболее распространена форма настоящего времени на ‑а, имеющая иногда и значение будущего времени (в татарском, башкирском, кумыкском, крымскотатарском языках, в Т. я. Средней Азии, диалек­тах татар Сибири). Во всех Т. я. имеется форма настояще-будущего времени на ‑ар/‑ыр. Для турецкого языка характерна форма настоящего времени на ‑yor, для туркменского языка - на ‑йар. Форма настоящего времени данного момента на ‑макта/‑махта/‑мокда встречается в турецком, азербай­джан­ском, узбекском, крымскотатарском, туркменском, уйгурском, каракалпакском языках. В Т. я. проявляется тенденция к созданию особых форм настоящего времени данного момента, образуемых по модели «деепричастие на а‑ или ‑ып + форма настоящего времени определённой группы вспомо­га­тель­ных глаголов».

Общетюркская форма прошедшего времени на ‑ды отличается семантической ёмкостью и видовой нейтральностью. В развитии Т. я. постоянно проявлялась тенденция к созданию прошедшего времени с видовыми значениями, в особенности обозначающих длит. действие в прошлом (ср. неопределённый имперфект типа караимского алыр едим ‘я брал’). Во многих Т. я. (в основном кыпчакских) существует перфект, образуемый путём присоединения личных окончаний первого типа (фонетически видо­из­ме­нён­ных личных местоимений) к причастию на ‑кан/‑ган. Этимологически родственная форма на ‑ан существует в туркменском языке и на ‑ны - в чувашском языке. В языках огузской группы распро­стра­нён перфект на ‑мыш, в якутском языке этимологически родственная форма на ‑быт. Плюсквам­пер­фект имеет ту же основу, что и перфект, сочетаемую с формами основ прошедшего времени вспомо­га­тель­но­го глагола ‘быть’.

Во всех Т. я., кроме чувашского языка, для будущего времени (настояще-будущего) суще­ству­ет показатель ‑ыр/‑ар. Для огузских языков характерна форма будущего категорического времени на ‑аджак/‑ачак, она распространена также в некоторых языках южного ареала (узбекском, уйгурском).

Помимо изъявительного в Т. я. имеются желательное наклонение с наиболее распростра­нён­ны­ми показателями ‑гай (для кыпчакских языков), ‑а (для огузских языков), повелительное со своей парадигмой, где чистая основа глагола выражает повеление, обращенное ко 2‑му л. ед. ч., условное, имеющее 3 модели образования с особыми показателями: ‑са (для большинства языков), ‑сар (в орхонских, древнеуйгурских памятниках, а также в тюркских текстах 10-13 вв. из Восточного Туркестана, из современных языков в фонетически трансформированном виде сохранилась только в якутском), ‑сан (в чувашском языке); долженствовательное наклонение встречается главным образом в языках огузской группы (ср. азерб. ҝәлмәлијәм ‘я должен прийти’).

Т. я. имеют действительный (совпадающий с основой), страдательный (показатель ‑л, присо­еди­ня­е­мый к основе), возвратный (показатель ‑н), взаимный (показатель ‑ш) и понудительный (показатели разнообразны, наиболее часты ‑дыр/‑тыр, ‑т, ‑ыз, ‑гыз) залоги .

Глагольная основа в Т. я. индифферентна к выражению вида. Видовые оттенки могут иметь отдельные временны́е формы, а также особые сложные глаголы, видовую характе­ри­сти­ку которым придают вспомогательные глаголы.

  • Мелиоранский П. М., Араб филолог о турецком языке, СПБ, 1900;
  • Богородицкий В. А., Введение в татарское языкознание, Казань, 1934; 2 изд., Казань, 1953;
  • Малов С. Е., Памятники древнетюркской письменности, М.-Л., 1951;
  • Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков, ч. 1-4, М., 1955-62;
  • Баскаков Н. А., Введение в изучение тюркских языков, М., 1962; 2 изд., М., 1969;
  • его же , Историко-типологическая фонология тюркских языков, М., 1988;
  • Щербак А. М., Сравнительная фонетика тюркских языков, Л., 1970;
  • Севортян Э. В., Этимологический словарь тюркских языков, [т. 1-3], М., 1974-80;
  • Серебренников Б. А., Гаджиева Н. З., Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков, Баку, 1979; 2 изд., М., 1986;
  • Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Фонетика. Отв. ред. Э. Р. Тенишев, М., 1984;
  • то же , Морфология, М., 1988;
  • Grønbech K., Der türkische Sprachbau, v. 1, Kph., 1936;
  • Gabain A., Alttürkische Grammatik, Lpz., 1941; 2. Aufl., Lpz., 1950;
  • Brockelmann C., Osttürkische Grammatik der islamischen Literatursprachen Mittelasiens, Leiden, 1954;
  • Räsänen M. R., Materialien zur Morphologie der türkischen Sprachen, Hels., 1957 (Studia Orientalia, XXI);
  • Philologiae Turcicae fundamenta, t. 1-2, , 1959-64.

Генеалогическая классификация – наиболее разработанная классификация языков мира. В ее основе лежат отношения родства. На основе этих отношений языки объединяются в так называемые языковые семьи, каждая из которых состоит из языковых ветвей или групп, в свою очередь они делятся либо на отдельные языки, либо на подгруппы близкородственных языков. Выделяются обычно следующие семьи языков: тюркская, индоевропейская, семитская, фино-угорская, иберо-кавказская, палеоазиатская и др. Есть языки, которые не входят в состав языковых семей. Это языки–одиночки. Таким языком является, например, баскский язык.

Индоевропейские языки включают в себя такие большие объединения / семьи /, как славянская семья языков, индийская, романская, германская, кельтская, иранская, балтийская и др. Кроме этого, к индоевропейским языкам относят армянский, албанский, греческий.

В свою очередь отдельные семьи индоевропейских языков могут иметь свое членение на подгруппы. Так, славянская группа языков делится на три подгруппы – восточнославянскую, южнославянскую, западнославянскую. К восточнославянской группе языков относятся русский, украинский, белорусский, к западнославянской – польский, чешский, словацкий и др., в южнославянскую группу входят болгарский, сербохорватский, словенский, старославянский /мертвый язык/.

Индийская семья языков включает в себя язык, сложенный в глубокой древности. На этом языке были написаны ритуальные тексты, тексты «Веды». Этот язык называется ведийским. К древнейшим индийским языкам относится санскрит. Это язык эпических поэм «Рамаяна» и «Махабхарата». К современным индийским языкам относятся бенгали, пенджаби, хинди, урду и др.

Германские языки членятся на восточногерманскую, западногерманскую и скандинавскую /или северогерманскую/ группы. Северная группа включает в себя шведский, датский, норвежский, исландский, фарерский. Западная группа – это английский, немецкий, нидерландский, люксембургский, африкаанс, идиш. Восточная группа состоит из мертвых языков – готского, бургунского и др. Среди германских языков выделяются новейшие языки – идиш и африкаанс. Идиш сформировался в Х – ХIY веках на основе верхненемецких элементов. Африкаанс возник в ХYII веке на основе нидерландских диалектов с включением элементов из французского, немецкого, английского, португальского и из некоторых африканских языков.

Романская семья языков объединяет такие языки, как французкий, испанский, итальянский, португальский, румынский, каталонский и пр. Эта группа языков связана общим происхождением от латинского языка. На основе отдельных романских языков возникло более 10-ти креольских.

Иранская группа – это персидский, дари, осетинский, таджикский, курдский, афганский /пашто/ и др. языки, которые составляют группу памирских языков.

Балтийские языки представлены латышским и литовским языками.

Другой крупной семьей языков, распространенной на большой территории Азии и части Европы, являются тюркские языки. В тюркологии существует несколько классификационных схем. Общепринятой схемой является классификация А.Н. Самойловича.

Все тюркские языки разделены на 6 групп: булгарскую, уйгурскую, кыпчакскую, чагатайскую, кыпчакско-туркменскую, огузскую. В булгарскую группу входит чувашский язык, в уйгурскую – древнеуйгурский, тувинский, якутский, хакасский; кыпчакская группа состоит из татарского, башкирского, казахского, киргизского и алтайского языков; чагатайская группа охватывает современный уйгурский язык, узбекский и др.; кыпчакско-туркменская группа – промежуточные говоры (хивино-узбекские, хивино-сартские); огузская группа включает в себя турецкий,азербайджанский, туркменский и некоторые другие.

Среди всех языковых семей индоевропейские языки занимают особое место, так как индоевропейская семья была первой языковой семьей, которая была выделена по признаку генетической /родственой/ связи, поэтому выделение других языковых семей ориентировалось на опыт изучения индоевропейских языков. Этим определяется роль исследований в области индоевропейских языков для исторического изучения других языков.

Выводы

Генеалогическая классификация опирается на отношения родства. Отношения родства связаны с общностью происхождения.

Общность происхождения проявляется в едином источнике родственных слов – в праязыке.

Существует иерархия праязыков.

Языковое родство может быть прямым /непосредственным/ и опосредованным.

Генеалогическая классификация строится на учете как прямого, так опосредованного типа родства языков.

Отношения родства проявляются в материальном тождестве звуков, морфем, слов.

Достоверные данные дает сравнение слов, составляющих древнейший фонд.

Сравнивая лексику, необходимо учитывать наличие заимствований. Материальное сходство грамматических показателей является одним из самых надежных доказательств родства.

Фонетическое тождество проявляется в наличии фонетического /звукового/ соответствия.

Фонетические соответствия не отражают полного артикуляторного и акустического сходства между звуками родственных языков. Звуковые соответствия являются результатом действия древнейших фонетических процессов.

Фонетические соответствия обнаруживаются не в одном изолированном факте, а в целом ряде подобных примеров. При историческом изучении языков применяется сравнительно – исторический анализ.

Сравнительно – исторический метод основан на сравнении родственных языков.

Сравнение проводится с целью реконструкции древнейшего прототипа, и праформы.

Реконструируемые явления относятся к разряду гипотетических. Воссоздаются не только отдельные фрагменты но и праязыки. Сравнительно –исторический метод разрабатывался как зарубежными, так и отечественными лингвистами.

Нужно отличать от современного хорезмского диалекта и иранского хорезмийского языка. Хорезмско тюркский язык Регионы: Центральная Азия, Хорезм и оазисы по нижнему течению р. Сыр Да … Википедия

Самоназвание: Или тюрки Страны: Китайская Народная Республика … Википедия

Самоназвание: Тюрки хорасани Страны: Иран, Узбекистан … Википедия

Сонкорско тюркский (сонгорско тюркский) Страны: Иран Регионы: Керманшах … Википедия

Аварский язык Самоназвание: неизвестно Страны … Википедия

Чулымско-тюркский язык - Чулымско тюркский язык один из тюркских языков. Распространён по берегам реки Чулым, правого притока Оби. Число говорящих около 500 чел. Делится на 2 диалекта: нижнечулымский и среднечулымский. Для Ч. я. характерно наличие этимологически долгих… …

Тюркский каганат (каганат) 552 603 … Википедия

Тюркский праязык общий предшественник современных тюркских языков, реконструированный с помощью сравнительно исторического метода. Предположительно возник из общего алтайского праязыка на базе гипотетической ностратической семьи в… … Википедия

Язык художественной литературы - Язык художественной литературы 1) язык, на котором создаются художественные произведения (его лексикон, грамматика, фонетика), в некоторых обществах совершенно отличный от повседневного, обиходного («практического») языка; в этом смысле… … Лингвистический энциклопедический словарь

Книги

  • Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана. , Оловинцов Анатолий Григорьевич. Каким образом малочисленный народ завоевал многомиллионный Китай, всю Центральную Азию, Кавказ, Поволжье, княжества Руси и еще половину Европы? Кто они - тюрки или монголы? ... В это трудно…
  • Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана , Оловинцов Анатолий Григорьевич. Каким образом малочисленный народ завоевал многомиллионный Китай, всю Центральную Азию, Кавказ, Поволжье, княжества Руси и еще половину Европы? Кто они - тюрки или монголы? …В это трудно…
Тюркские языки – языки алтайской макросемьи; несколько десятков живых и мертвых языков Центральной и Юго-Западной Азии, Восточной Европы.
Существуют 4 группы тюркских языков: северная, западная, восточная, южная.
По классификации Александра Самойловича тюркские языки разделяются на 6 групп:
р-группа или булгарский (с чувашским языком);
д-группа или уйгурская (северо-восточная) включительно с узбекской;
тау-группа или кыпчакский, или половецкий (северо-западная): татарский, башкирский, казахский, карачаево-балкарский, кумыкский, крымскотатарский;
таг-лик-группа или чагатайский (юго-восточная);
таг-ли группа или кыпчакско-туркменский;
ол-группа или огузские языка (юго-западная) турецкая (Османлы), азербайджанский, туркменский, а также южнобережные диалекты крымскотатарского языка.
Около 157 млн. говорящих (2005). Главные языки: турецкий, татарский, туркменский, узбекский, уйгурский, чувашский язык.
Письменность
Древнейшие памятники письменности тюркскими языками – от VI-VII вв. Древнетюркского руническая письменность – тюр. Orhun Yaz?tlar?, кит. ? ? ? ?? – письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII-XII вв. От 13 в. – На арабском графической основе: в 20ст. графика большинстве тюркских языков потерпела латинизации, а впоследствии – русификации. Письменность турецкого языка от 1928 г. на латинской основе: от 1990-х годов латинизированная письменность других тюркских языков: азербайджанского, туркменского, узбекского, крымскотатарского.
Агглютинативный строй
Тюркские языки относятся к так называемым агглютинативных языков. Словоизменение в таких языках происходит за счет добавления к исходной формы слова аффиксов, уточняющие или меняют значение слова. В тюркских языках отсутствуют префиксы и окончания. Сравним турецкое: dost «друг», dostum «мой друг» (где um – показатель принадлежности первого лица единственного числа: «мой»), dostumda «у моего друга» (где da – показатель падежа), dostlar «друзья» (где lar – показатель множественного числа), dostlar?mdan «от моих друзей» (где lar – показатель множественного числа, ?m – показатель принадлежности к первого лица единственного числа: «мои», dan – показатель отделимого падежа). Такая же система аффиксов применяется и к глаголов, в конечном итоге может приводить к созданию таких составных слов как gorusturulmek «быть вынужденным общаться друг с другом». Словоизменение существительных почти во всех тюркских языках имеет 6 падежей (кроме якутской), множество передается суффиксом lar / ler. Принадлежность выражают через систему личных аффиксов, присоединяемых к основе.
Сингармонизм
Другой особенностью тюркских языков является сингармонизм, проявляющий себя в том, что аффиксы, прилагаемых к корню имеют несколько вариантов громкой – в зависимости от гласной корня. В самом корне, если он состоит из более чем одного гласного, также могут быть гласные лишь одного подъема заднего или переднего). Таким образом, имеем (примеры из турецкого языка): друг dost, речь dil, день gun; мой друг dost um речь моя dil im, мой день gun um; друзья dost lar, языка dil ler, дни gun ler.
В узбекском языке сингармонизм потеряно: друг do"st, речь til, день kun; мой друг do"st im речь моя til im, мой день kun im; друзья do"st lar, языка til lar, дни kun lar.
Другие характерные черты
Особенностью тюркских языков является отсутствие ударения в словах, то есть слова произносятся по слогам.
Система указательных местоимений – трехчленная: ближе, дальнейшее, удаленный (тур. bu – su – о). В системе спряжения имеющиеся два типа личных окончаний: первый – фонетически измененные личные местоимения – выступает в большинстве временных форм: второй тип – связан с притяжательными аффиксами – используется только в прошедшем времени на di и в сослагательном наклонении. Отрицание имеет различные показатели для глагола (ma / ba) и имен (degil).
Образование синтаксических сочетаний – как определительные, так и предикативных – одинаковое по типу: зависимое слово предшествует главному. Характерное синтаксическое явление – тюркский изафет: kibrit kutu-su – букв. «Спичка коробка его», т.е. «спичечная коробка» или «коробка спичек».
Тюркские языки в Украине
В Украине представлено несколько тюркских языков: крымскотатарский (с позакримською диаспорой – около 700 тыс.), гагаузский (вместе с молдавскими гагаузами – ок 170 тыс. человек), а также урумский язык – вариант крымскотатарского языка приазовских греков.
По исторических условий формирования тюркского населения крымскотатарский язык сложился как язык типологически неоднородна: ее три основных диалекта (степной, средний, южный) принадлежат соответственно кыпчакско-ногайского, кыпчакско-половецкого и огузского типов тюркских языков.
Предки современных гагаузов переселились в начале XIX в. с пн.-сх. Болгарии в тогдашней Бессарабии; времени их язык испытал сильное влияние соседних румынской и славянских языков (появление смягченных согласных, специфического гласного заднего ряда среднего подъема Ъ, который коррелирует в системе гармонии гласных с гласными переднего ряда Е).
В словаре многочисленные заимствования из греческого, итальянского (в крымскотатарской), персидского, арабского, славянских языков.
Заимствования к украинскому языку
Немало заимствований из тюркских языков пришло за много веков до украинского языка: казак, табак, сумка, хоругвь, орда, табун, чабан, колбаса, ватага, ясырь, кнут, атаман, есаул, лошадь (комони), боярин, лошадь, торг, торговля, чумак (есть уже в словаре Махмуда Кашгаре, 1074 г.), тыква, площадь, кош, кошевой, кобза, овраг, Бакай, шишка, бунчук, очкур, бешмет, башлык, арбуз, бугай, котел, буланый, бледный, булат, плеть, колпак, козырь, чума, овраг, тюрбан, товар, товарищ, балык, аркан, йогурт: позже пришли целые конструкции: у меня есть – вероятно и с тюрк. bende var (ср., однако, финское), давай пойдем вместо «пойдем» (через российскую) и т.д.
Многие тюркских географических названий сохранилось в степной Украины и в Крыму: Крым, Бахчисарай, Сасык, Кагарлык, Токмак, исторические названия Одессы – Хаджибей, Симферополя – Акмесджит, Берислава – Кизикермен, Белгорода-Днестровского – Аккерман. Киев также имел когда тюркский название – Манкермен «Тиномисто». Типичные тюркские по происхождению фамилии Кочубей, Шеремета, Багалей, Крымский.
С одной лишь языка половцев-куманов (государство которых более 200 лет существовала в Среднем Поднепровье) заимствованные слова: булава, курган, кощей (член кошу, слуга). О куманов-половцев напоминают названия поселений как (Г) Умань, Куманча: о печенегов – многочисленные Печенижин.

Около 90% тюркских народов бывшего СССР принадлежат к исламской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане- тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских народов не были затронуты исламом только гагаузы и чуваши, живущие в Европе, а также якуты и тувинцы, живущие в Азии. Общих физических особенностей у тюрков нет, и объединяет их только язык.

Поволжские тюрки - татары, чуваши, башкиры - находились под длительным влиянием славянских переселенцев, и сейчас их этнические районы не имеют четких границ. Туркмены и узбеки испытали на себе влияние персидской культуры, а киргизы - длительное воздействие монголов. Некоторые кочевые тюркские народы понесли значительные потери в период коллективизации, насильственно прикрепившей их к земле.

В Российской Федерации народы этой языковой группы составляют второй по численности «блок». Все тюркские языки весьма близки между собой, хотя обычно в их составе выделяется несколько ветвей: кыпчак- ская, огузская, булгарская, карлукская и т. д.

Татары (5522 тыс. чел.) сосредоточены в основном в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.),

Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), Марий-Эл (43,8 тыс. чел.), однако дисперсно проживают во всех регионах Европейской России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Татарское население делится на три основные этнотер- риториальные группы: волго-уральских, сибирских и астраханских татар. Татарский литературный язык сформировался на основе среднего, но при заметном участии западного диалекта. Выделяется особая группа крымских татар (21,3 тыс. чел.; на Украине, в основном в Крыму, около 270 тыс. чел.), говорящих на особом, крымско- татарском, языке.

Башкиры (1345,3 тыс. чел.) проживают в Башкирии, а также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и в Средней Азии. Вне Башкирии в РФ живет 40,4% башкирского населения, а в самой Башкирии этот титульный народ составляет третью по численности, после татар и русских, этническую группу.

Чуваши (1773,6 тыс. чел.) в языковом отношении представляют особую, булгарскую, ветвь тюркских языков. В Чувашии численность титульного населения составляет 907 тыс. чел., в Татарии- 134,2 тыс. чел., в Башкирии- 118,6 тыс. чел., в Самарской области - 117,8

тыс. чел., в Ульяновской области - 116,5 тыс. чел. Однако в настоящее время чувашский народ обладает относительно высокой степенью консолидации.

Казахи (636 тыс. чел., общая численность в мире более 9 млн. чел.) делились на три территориальных кочевых объединения: Семиречье - Старший Жуз (улы жуз), Центральный Казахстан - Средний Жуз (орта жуз), Западный Казахстан - Младший Жуз (киши жуз). Жузо- вая структура казахов сохранилась до сих пор.

Азербайджанцы (в РФ 335,9 тыс. чел., в Азербайджане 5805 тыс. чел., в Иране около 10 млн. чел., всего в мире около 17 млн. чел.) говорят на языке огузской ветви тюркских языков. Азербайджанский язык делится на восточную, западную, северную и южную диалектные группы. По большей части азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, и лишь на севере Азербайджана распространен суннизм.

Гагаузы (в РФ 10,1 тыс. чел.) проживают в Тюменской области, Хабаровском крае, Москве, С.-Петербурге; большинство гагаузов живут в Молдавии (153,5 тыс. чел.) и на Украине (31,9 тыс. чел.); отдельные группы - в Болгарии, Румынии, Турции, Канаде и Бразилии. Гагаузский язык относится к огузской ветви тюркских языков. Считают родным гагаузский язык 87,4% гагаузов. По вероисповеданию гагаузы православные.

Турки-месхетинцы (9,9 тыс. чел. в РФ) живут также в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (21,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 207,5 тыс.

Чел., говорят на турецком языке.

Хакасы (78,5 тыс. чел.)- коренное население Республики Хакасия (62,9 тыс. чел.), живут также в Туве (2,3 тыс. чел.), Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).

Тувинцы (206,2 тыс. чел., из них в Туве 198,4 тыс. чел.). Проживают также в Монголии (25 тыс. чел.), Китае (3 тыс. чел.). Общая численность тувинцев - 235 тыс. чел. Они делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таежная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы).

Алтайцы (самоназвание алтай-кижи) - коренное население Республики Алтай. В РФ проживает 69,4 тыс. чел., в том числе в Республике Алтай - 59,1 тыс. чел. Их общая численность - 70,8 тыс. чел. Существуют этнографические группы северных и южных алтайцев. Алтайский язык распадается на северные (туба, кумандин- ский, ческанский) и южные (алтай-кижи, теленгит) диалекты. Большая часть верующих алтайцев - православные, есть баптисты и др. В начале XX в. среди южных алтайцев распространился бурханизм - разновидность ламаизма с элементами шаманизма. При проведении переписи 1989 г. 89,3% алтайцев назвали свой язык родным, а 77,7% указали на свободное владение русским языком.

Телеуты в настоящее время выделяются в отдельный народ. Они говорят на одном из южных диалектов алтайского языка. Их численность составляет 3 тыс. чел., причем большинство (около 2,5 тыс. чел.) живут в сельской местности и городах Кемеровской области. Основная часть верующих телеутов - православные, но среди них распространены и традиционные религиозные представления.

Чулымцы (чулымские тюрки) проживают в Томской области и Красноярском крае в бассейне р. Чулым и ее притоков Яи и Кии. Численность - 0,75 тыс. чел. Верующие чулымцы - православные христиане.

Узбеки (126,9 тыс. чел.) живут диаспоризованно в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и в областях Сибири. Общая численность узбеков в мире достигает 18,5 млн. чел.

Киргизы (в РФ около 41,7 тыс. чел.) - основное население Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии. Общая численность киргизского населения мира превышает 2,5 млн. чел.

Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Средней Азии они составляют преимущественно сельское население. Общая численность каракалпаков превышает 423,5

тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9

Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)- коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут также в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.

Балкарцы (78,3 тыс. чел.)- коренное население Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казахстане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1

тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы - мусульмане-сунниты.

Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии- 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел.; общая численность - 282,2

тыс. чел.) - коренное население Кумыкской равнины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык - кумыкский.

Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Дагестана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставропольского края. Живут также в Турции, Румынии и некоторых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногайцы - мусульмане-сунниты.

Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы- коренное население Кемеровской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы - православные христиане.

Похожие публикации