В чем преимущество носового дыхания. Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей — Гипермаркет знаний. Патология носового дыхания

Аюрведа - это одна из многих традиционных медицинских систем, особое внимание уделяющая дыханию через нос, как способу гармоничного развития организма. Младенцы с самого рождения дышат именно таким способом, но, становясь старше, дети начинают чаще дышать ртом.

Носовое дыхание является ключом к развитию нервной системы ребенка и достижению необходимого уровня духовного развития. Дыхание открывает двери в центральную нервную систему и мозг, давая возможность почувствовать тонкую энергию организма.

Наши легкие состоят из пяти долей. Большинство людей вдыхают только в две верхние доли, оставляя часть легких в состоянии покоя. Когда я начал изучать действие дыхания на физическую активность, один из вопросов, волнующих меня, звучал так: "Если у нас пять долей легких, почему мы используем только две?"

Дети дышат необыкновенным способом.

Когда мои дети были младенцами, я заметил, что они дышат только через нос. Их рот предназначался для еды и сосания всего, что они видели, а их носы - только для дыхания. Если нос младенца блокируется полностью, он начнет задыхаться. В этом случае, организм пошлет тревожные сигналы. Ребенок начнет кричать, хватая воздух ртом. Этот крик имеет определенное значение, так как с его помощью по тревоге в легкие попадает большое количество воздуха. К тому же, крик способствует обильному выделению слизи, которая должна промыть полости и восстановить нормальное носовое дыхание. Как только полости прочищаются и можно снова начать дышать носом, кнопка тревоги отключается, и ребенок перестает кричать.

Дыхание в момент крика или дыхание через рот перемещает воздух в верхние доли легких, где расположена большая часть стрессовых рецепторов и их связь с симпатической нервной системой. Представьте на секунду, что произойдет, если в лесу вы лицом к лицу встретитесь с медведем. Первой вашей реакцией будет от страха захватить воздух ртом. Этот вдох наполнит верхние доли легких, что поможет активизировать стрессовые рецепторы и включить "боевую тревогу". В лучшем случае, вы довольно быстро почувствуете прилив энергии и убежите, спасая свою жизнь.

Однако вовсе не обязательно встречать медведя и хватать воздух ртом или кричать для того, чтобы активизировать стрессовые рецепторы верхней части легких. Неглубокие вдохи включат ту же самую систему, даже если не существует никакой опасности. Наши 26 000 дыхательных движений в день имеют сильное воздействие на организм. Если все они или хотя бы большинство сделаны ртом, стрессовые рецепторы симпатической нервной системы активизируются в первую очередь. Постоянное состояние стресса в организме будет способствовать избыточному и ненужному выделению вредных гормонов для борьбы с ним.

С другой стороны, более глубокое носовое дыхание благодаря строению носовых проходов и полостей способствует наполнению воздухом нижних долей легких. Наш нос - это не простая трубка или открытая пещера. Он состоит из носовых раковин, действующих как турбины. Они позволяют воздуху вращаться и передвигаться в виде тонких спиралевидных потоков. В результате, более сильный и прямой поток воздуха эффективно проникает глубоко в нижние доли легких.

Если ребенок кричит и дышит ртом, его всегда можно успокоить, укачивая. Этот процесс хорошо иллюстрируется немецким словом stillen , то есть успокоить. Когда малышей качают, им приходится дышать через нос. Раковины позволяют воздуху попасть глубже в легкие, успокаивая ребенка и активизируя парасимпатическую нервную систему.

Использование нижних долей легких считается более полезным, так как от 60 до 80% кровоснабжения легких нуждается в доставке кислорода и газообмене. Рецепторы парасимпатической нервной системы расположены в нижней части легких. Носовое дыхание из-за своей связи с ней активизирует реакцию диаметрально противоположную той, что вызывает дыхание через рот.

Разница между парасимпатической и симпатической нервной системой:

Парасимпатическая:

Расслабляющая реакция организма,

Связь с нижними долями легких,

Укрепляет иммунитет/пищеварение,

Омолаживает,

Уменьшает скорость сердцебиения,

Уменьшает уровень сахара в крови,

Носовое дыхание.

Симпатическая:

Активизирует защитные реакции организма,

Связь с верхними долями легких,

Подавление иммунитета/пищеварения,

Истощает организм,

Увеличивает скорость сердцебиения,

Увеличивает уровень сахара в крови,

Ротовое дыхание.

Почем Почему водоворот событий и жизнь влияют на дыхание?

При каждом выдохе ребра естественным образом сжимают легкие с помощью мышечного напряжения, называемого эластичным опадением, для того, чтобы из них вышел весь воздух. Этот процесс очень зависит от стресса. Точно так же, как мы хватаем воздух, увидев медведя, под давлением стресса организм начинает делать неглубокие вдохи, пропуская воздух только в верхнюю часть легких, то есть туда, где расположены стрессовые рецепторы. Тем временем, нижние доли сжимаются ещё сильнее, поддаваясь эластичному опадению ребер и становясь более сжатыми и жесткими.

Таким образом создается замкнутый круг. Больший стресс ведет к более неглубокому дыханию, которое, в свою очередь, провоцирует ещё более сильное напряжение, а нижняя часть легких становится более жесткой и недоступной для воздуха. Механизм эластичного падения приводит к дальнейшей жесткости в клетке нижних ребер и нижней части легких. Вскоре реберная клетка становится в буквальном смысле слова клеткой, сжимающей сердце и легкие, заставляя нас дышать только верхней частью легких. Такой способ дыхания продолжает стимулировать симпатическую нервную систему, вызывая реакцию на стресс.

Каждый вдох верхней частью груди стимулирует выделение гормонов для борьбы со стрессом из надпочечников, которые при необходимости могут спасти жизнь вашему ребенку, дать ему больше энергии во время забега или соревнования или помочь сконцентрироваться на решении теста или трудной задачи. Однако, выделяясь регулярно, эти гормоны приносят с собой негативный эффект провоцирующий болезни. Более того, биохимическая реакция на постоянный стресс влияет на настроение вашего ребенка и его жизнерадостность. Когда ребенок начинает дышать более естественным способом, пропуская воздух глубоко в легкие, он активизирует парасимпатическую нервную систему, что приводит к расслаблению организма, позволяющему ребенку справится со стрессом. Напряжение не затрагивает его, скользит, как вода по перьям утки. Когда ребенок готов справиться со стрессом таким способом, напряжение не оказывает сильного влияния ни на нервную, ни на иммунную систему.

Р ебра созданы в виде двенадцати пар рычагов, согласованно двигающихся для того, чтобы обеспечить массаж сердца и легких с каждым дыхательным движением. Этот массаж поддерживает циркуляцию лимфы. К тому же, с каждым из 26 000 дыхательных движений, которые делает ваш ребенок за день, массируются мышцы вдоль позвоночника, плечи и связанные с грудью органы сердца и легких. Когда нижняя реберная клетка игнорируется и становится жесткой, дышать полной грудью становится тяжелее, а глубокий вдох не получится до тех пор, пока она снова не станет упругой и доступной для носового дыхания.

Секрет 10: Десятый секрет здоровья заключается в том, чтобы практиковать носовое дыхание. Дыхание через нос не только обеспечивает здоровье и физическую выносливость, но и является ключом к полному использованию нервной системы и способности постигать тонкую и духовную энергию организма.

В 1992 году мы изучили действие носового дыхания во время физических упражнений. Десять учеников старших классов выполняли тест на велотренажере, дыша носом. Затем те же самые ученики сделали это упражнение, вдыхая через рот, и мы смогли сравнить результаты. Мы измерили скорость сердцебиения, частоту дыхания, уровень полученного напряжения, мозговые колебания, кровяное давление и воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему.

Выполняя упражнение более активно, ученики, дышавшие носом, справлялись с напряжением намного легче, чем те, кто дышал ртом. Дышавшие носом выполняли упражнение с большим уровнем сопротивления (200 Ватт) делая всего 14 дыхательных движений в минуту. Если знать, что обычно мы дышим 16-18 раз в минуту, этот результат выглядит очень значительным. Представьте, что вы делаете тяжелое физическое упражнение, но при этом производите на 4 дыхательных движения меньше, чем обычно. Во время измерения показателей тех, кто дышал через рот, та же самая группа детей выполняла те же самые упражнения, тяжело дыша и задыхаясь. Удивительно, но при этом они делали 48 дыхательных движений в минуту! В этом и заключается огромная разница: дыша ртом, дети вдыхали 48 раз в минуту, а делая это носом - всего 14. Другими словами, они были готовы трансформировать свою субъективную реакцию и увеличить энергичность выполнения упражнения на 60%.

Когда участников попросили сравнить свои ощущения во время выполнения упражнений, используя сначала носовое, а потом ротовое дыхание, результат оказался даже более впечатляющим. Для того чтобы ответить на этот вопрос, их попросили использовать шкалу Борга. От них требовалось указать уровень испытанного напряжения, распределив его по шкале от одного до десяти, где десять является самым высоким и сильным уровнем напряжения. Дыша ртом, на самом высоком уровне сопротивления, все испытуемые отметили десятое деление. Однако уровень испытанного напряжения заметно изменился, когда ученики стали дышать носом при выполнении того же самого упражнения с тем же самым уровнем сопротивления. В этом случае, уровень напряжения находился на отметке четыре, а не десять, как в предыдущем тесте.

Представьте, что вы выполняете то же самое количество работы или испытываете то же самое количество стресса в жизни, но вместо того чтобы ощущать предельное напряжение, достигающее десятой отметки, вы без усилий справляетесь со всем, напрягаясь только до отметки четыре. Это очень похоже на то, что ощущали ученики, дышавшие через нос во время выполнения упражнения.

Мозговые колебания во время дыхания.

Для того, чтобы продолжить изучение воздействия носового дыхания на организм, мы измерили работу мозговых колебаний во время упражнений, сделанных с открытым ртом, и тогда, когда для дыхания использовался нос. Существуют четыре частоты или положения мозговых колебаний, показывающие разные типы умственной деятельности. Ими являются волны бета, альфа, тета и дельта. Бодрствующий мозг, активно вовлеченный в умственную деятельность, генерирует бета-волны, преобладающие в организме, находящемся в состоянии стресса. Мозговые волны альфа генерируются в состоянии расслабленности, отдыха, медитации и ли во время таких, координирующий разум и тело занятий, как йога. Мозговые волны тета ассоциируются с подсознанием. Они генерируются во время сна или в глубоком медитативном состоянии и являются источником творческой и духовной связи. Наконец, волны дельта являются самыми медленными и спокойными, и наблюдать их можно во время глубокого сна или гипноза. Волны дельта ассоциируются с неосознанными мыслями, интуицией, эмпатией.

Когда мы делаем физические упражнения, наш организм выделяет адреналин и другие гормоны стресса, позволяющие ему активно взяться за выполнение задания. В такой момент мозговые волны (в первую очередь бета) часто становятся быстрыми инесогласованными. Именно это мы увидели при выполнении упражнения с открытым ртом. Однако мозговые колебания тех, кто дышал через нос, были спокойны и гармоничны. Это означает, что мозг в целом работал в скоординированной манере. Вместо того, чтобы, как ожидалось, увеличить скорость колебаний с возрастанием бета-активности, мозг замедлил свои действия и можно было наблюдать выброс альфа-волн. Мы изучили множество работ, описывающих мозговые колебания во время физических упражнений, ноне нашли ни одной, которая показывала бы выработку альфа-волн во время физический упражнений, как это получилось у нас.

Ловим мозговые волны.

С помощью недавних исследований в области измерений волновой активности в течение всего детства, удалось нарисовать интересную картину того, то движет ребенком первые годы его жизни. Работа, выполненная Лайбоу в 1999 году, показала, что первые 5 лет жизни у ребенка преобладают дельта и тета-волны. Помните, что дельта-волны генерируются во время сна, гипноза и неосознанных действий. Так как они связаны с получением информации и погруженностью в себя, их относят к тому времени жизни ребенка, когда он только пришел в этот мир и учится его понимать.

Между 2 и 6 годами преобладают немного более быстрые тета волны. Эти водны часто появляются в состоянии между сном и пробуждением. Около 6 лет мозговые волны набирают еще большую скорость и выражают альфа состояние осознанности, представленного спокойствием, которое мы наблюдали во время исследования носового дыхания при выполнении физических упражнений. Бета-волны генерируются во время мыслительного процесса, сфокусированного и сконцентрированного на проблеме. Они повышают уровень активности и напряжения и не проявляются полностью до 10-12 лет.

Во время своего развития дети совершают не только физическое путешествие, но имыслительное. У нас есть потрясающая возможность развить и приспособить деятельность мозговых волн и ассоциирующихся с ними действий в наших детях. Наше исследование показало, что существует возможность генерации альфа-волнво время стрессовых ситуаций. Когда действия разума и тела координируются с помощью носового дыхания и последующей генерацией альфа-волн, мы проходим через ситуацию с большей легкостью, а ощущение борьбы и работы заменяется ощущением радости и наслаждения.

Если оставить детей в покое, они смогут играть без устали на протяжении многих часов и никогда не назовут то, чем заняты, работой или упражнением.

Сила игры.

Игра для ребенка - самая хорошая дорога к развитию сообразительности, творческому мышлению и радости. Больше всего детям необходимо именно играть. Это время, когда он может наслаждаться свободной игрой без особых правил. В веселой обстановке отдыха ребенок будет учиться, развиваться, расти и взрослеть быстрее, чем во время других занятий. Игра способствует развитию необходимого опыта восприятия у детей и выделению стабилизирующих настроение эндорфинов, балансирующих их биохимические процессы. Когда я говорю об игре, я имею в виду беготню по округе и разные игры, особенно те, что доставляют удовольствие. Компьютерные игры и телевизор создают искусственную привязанность к их стимулирующему действию. Взрывая здания и прыгая через пропасти на экране, дети попадают в зависимость от игр, которые сложно повторить во дворе своего дома. Однако стационарные игры в закрытых помещениях не могут обеспечить биохимическую активацию эндорфинов всего организма и улучшение циркуляции, что способствует укреплению здоровья и попаданию в мышцы, органы и другие такни большего количества кислорода. Только активные игры способствуют выведению токсинов из глубоких тканей организма, социализации и интеграции тела и разума, помогающих реализовать весь потенциал ребенка. Сосуду и потоки лимфатической системы в основном сокращаются внутри наших активных произвольных скелетных мышц. Когда эти мышцы приходят в движение во время прогулки, действий или физических упражнений, они сжимают лимфатические сосуды, продвигая жидкость по системе, эффективно удаляя токсины и шлаки и гарантирую тем самым доступ иммунной системы к каждой клетке организма.

Преимущества носового дыхания для вашего здоровья.

Преимущества носового дыхания перед ротовым видны не только, когда мы заняты, но и в моменты отдыха. Носовые проходы и слизистые оболочки будут согревать и увлажнять воздух, которых отправится в легкие через бронхи. Если воздух правильно нагрет и увлажнен, бронхи сохранят необходимый баланс слизи и иммунная система останется незатронутой. Когда воздух поступает только через рот, он не будет ни согрет, ни увлажнен. Этот воздух высушит слизистые оболочки и приведет к раздражению дыхательных путей и бронхов. Более того, воздух, проходя через нос, фильтруется, поэтому если в нем содержались загрязняющие вещества или химические раздражители, нефильтрованный воздух, пройдя через рот, может усугубить ситуацию.

Носовое дыхание и разум

Современная медицина и 5000-летняя Аюрведа и йоги описывают цикл носового дыхания следующим образом.В течение дня и ночи преобладающий поток дыхания естественным образом сменяется между ноздрями, изменяясь примерно каждые полтора-три часа. Согласно Аюрведе и йоги, два основный нади или тонких канала нервной системы протекают через ноздри и соединяют нос с мозгом. Нади, протекающий через правую ноздрю, соединяетсяс левым полушарием мозга, а нади, протекающий через левую - с правым. Недавние медицинские и физиологические исследования выдвинули идею, что существует очевидный цикл физического передвижения воздуха через ноздри и цикл альтернативного доминирования между полушариями мозга.

Исследователи из государственного университета штата Монтана тоже объявили о разнице в когнитивном воздействии потоков воздуха через определенную ноздрю, а научная работа, проведенная в университете Торонто, содержит описание воздействия на эмоции вдохов, сделанных через разные ноздри. Итак, носовое дыхание обеспечивает нас чем-то, чего не может дать дыхание через рот, а именно связью с церебральными полушариями лобных долей, отвечающими за познавательную, думающую часть нашего мозга.

Это особенно важно в свете нового исследования умственного здоровья и полушарий лобных долей. Оно показывает, что во время таких состояний, как депрессия или беспокойство, одно церебральное полушарие мозга более активно, чем другое. Во многих случаях, правое полушарие лобной доли указывает на большее беспокойство, тогда как левое более активно во время депрессии. В этом опыте участвовали только дети. Подобное исследование было проведено Центральным институтом мозга в Германии в 2002 году. Оно не только доказало отличие беспокойных детей от спокойных, но и указало на разницу восприятия девочек и мальчиков, а так же детей разных возрастов. Другая работа, выполненная в том же институте, помогла обнаружить образцы асимметрии у детей с СДВГ. Эта область изучения ещё очень молода, но целительная сила носового дыхания может оказать значительную помощью при этом заболевании.

Древняя наука дыхания.

Дыхание на протяжении долгих веков во всем мире ассоциировалось с силой жизни. В Китае эту энергию жизни называют чи, в Японии - ки, а в Индии - прана. Интересно, что по-гречески дыхание называется pneuma . Этим же словом греки обозначали душу или дух. В боевых искусствах, стрельбе дзен, тай чи, цигун и йоге знание и умение осуществлять контроль над праной считается ключом к интеллектуальному и физическому успеху. Западная медицина ещё не измерила прану, но это не означает, что ее не существует. Просто ещё не был изобретен такой тонкий инструмент, который позволил бы это сделать.

Прана, сила жизни организма, приходит в наше тело и клетки через воду, пищу и воздух. Именно поэтому большое количество воды, свежая хорошо приготовленная еда, физические упражнения и дыхательная техника являются основными компонентами идеального здоровья. Прана переносится воздухом и входит в носовой проход, когда вы дышите. В Аюрведе сказано, что пока воздух движется через нос, прана передвигается по обонятельному нерву прямо в кору головного мозга, отвечающую за эмоции, или в лимбическую систему. Говорят, что техника носового дыхания передвигает прану и тонкую энергию в мозг и центральную нервную систему.

Прана - это жизненная сила, которая существует в каждом живом создании, то есть в растениях, животных, в нашей пище и в нас самих. Даже та вода, которую мы пьем, может быть лишена праны или наполнена ею. Во время дыхания ртом воздух и прана попадают в организм и выходят из него, не попадая в полости. Это означает, что меньшее ее количество доходит до мозга и нервной системы .

Кави Радж "Аюрведа для детей"

Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. Почему без биологического окисления органических веществ жизнедеятельность клеток невозможна?

Во всех без исключения клетках идут процессы обмена веществ. Из поступающих в клетку питательных веществ образуются сложные вещества (характерные для каждого типа клеток) , формируются клеточные структуры. Параллельно с образованием новых веществ идут процессы биологического окисления органических веществ - белков, жиров, углеводов. При этом происходит выделение энергии, необходимой для жизнедеятельности клетки. Продукты распада удаляются за ее пределы.

Окисление биологическое (клеточное или тканевое дыхание) - окислительно-восстановительные реакции, протекающие в клетках организма, в результате которых сложные органические вещества окисляются при участии специфических ферментов кислородом, доставляемым кровью. Конечными продуктами биологического окисления являются вода и двуокись углерода. Освобождающаяся в процессе биологического окисления энергия частично выделяется в виде тепла, основная же ее часть идет на образование молекул сложных фосфорорганических соединений, которые являются источниками энергии, необходимой для жизнедеятельности организма.

При этом процесс окисления состоит в отнятии от окисляемого вещества (субстрата) электронов и равного им числа протонов. Субстратами биологического окисления являются продукты превращений жиров, белков и углеводов.

Вопрос 2. Как распределяется функция дыхания между дыхательной и кровеносной системами?

В легких есть альвеолы, через стенки которых происходит газообмен, кровь обогащается кислородом и поступает через артерии к тканям и органам. В свою очередь в них она насыщается углекислым газом и по венам поступает обратно к легким, где опять будет насыщена кислородом.

Вопрос 3. Каковы функции носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов?

Носовая полость выполняет важные функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух.

Гортань участвует в дыхательной, защитной, голосовой и речевой функциях. Участие гортани в дыхательной функции выражается не только в проведении вдыхаемого воздуха из верхних дыхательных путей и выдыхаемого из нижних дыхательных путей, но и в регуляции акта дыхания.

Трахея и бронхи проводят воздух от верхней дыхательно-пищевой полости.

Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются резонаторами - околоносовыми пазухами - полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом. Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса.

Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.

Вопрос 5. Что такое гайморит, фронтит, тонзиллит?

Гайморит - воспаление носовых придаточных пазух, тонзиллит - воспаление небных миндалин, фронтит - воспаление лобной пазухи.

Вопросы в конце параграфа.

Вопрос 1. Что такое легочное дыхание и тканевое дыхание?

Легочное дыхание обеспечивает газообмен между воздухом и кровью. Тканевое дыхание осуществляет газообмен между кровью и клетками тканей. Существует клеточное дыхание, которое обеспечивает использование кислорода клетками на окисление органических веществ с освобождением энергии, используемой для их жизнедеятельности.

Вопрос 2. Каковы преимущества носового дыхания перед дыханием через рот?

При дыхании носом воздух, проходя через носовую полость, прогревается, очищается от пыли и частично обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом.

Вопрос 3. Как действуют защитные барьеры, преграждающие вход инфекции в легкие?

Путь воздуха в легкие начинается с носовой полости. Мерцательный эпителий, которым выстлана внутренняя поверхность носовой полости, выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух и задерживает пыль. В слизи содержатся вещества, пагубно влияющие на микроорганизмы. На верхней стенке носовой полости много фагоцитов и лимфоцитов, а также антител. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.

Миндалины, находящиеся у входа в гортань, также содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, уничтожающих микроорганизмы.

Вопрос 4. Где находятся рецепторы, воспринимающие запахи?

Обонятельные клетки, которые воспринимают запахи, находятся в задней части носовой полости наверху.

Вопрос 5. Что относится к верхним и что к нижним дыхательным путям человека?

К верхним дыхательным путям относятся носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. К нижним дыхательным путям - гортань, трахея, бронхи.

Вопрос 6. Как проявляются гайморит и фронтит? От каких слов происходят названия этих болезней?

Проявления данных заболеваний схожи: нарушается носовое дыхание, происходит обильное выделение слизи (гноя) из полости носа, может повыситься температура, снижается работоспособность. Название болезни гайморит происходит от латинского «синус гаймори» (гайморова пазуха), а фронтит - от латинского «синус фронталис» (лобная пазуха).

Вопрос 7. Какие признаки позволяют заподозрить разрастание аденоидов у ребенка?

У детей неправильно формируется прикус и зубной ряд, нижняя челюсть увеличивается, выступает вперед, нёбо приобретает «готическую» форму. При этом деформируется носовая перегородка, вследствие чего носовое дыхание затруднено.

Вопрос 8. Каковы симптомы дифтерии? Чем она опасна для организма?

К основным симптомам дифтерии следует отнести:

постепенное повышение температуры, вялость, снижение аппетита;

на миндалинах появляется сероватобелый налет;

шея опухает из-за воспаления лимфатических желез;

влажный кашель в начале заболевания, постепенно переходящий в грубый, лающий, а затем в беззвучный;

дыхание шумное, затрудненное на вдохе;

нарастающая дыхательная недостаточность, бледность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника;

резкое беспокойство, холодный пот;

потеря сознания, резкая бледность кожных покровов предшествуют летальному исходу.

Дифтерийный токсин, который является продуктом жизнедеятельности дифтерийной палочки, поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. При этом возникает тяжелое и опасное заболевание сердца - миокардит.

Вопрос 9. Что вводят в организм при лечении антидифтерийной сывороткой, а что - при вакцинации против этой болезни?

В состав антидифтерийной сыворотки входят специфические антитела, полученные от лошадей. При вакцинации вводят небольшое количество антигена.

При дыхании через нос воздух проходит с большим сопротивлением, чем при дыхании через рот, поэтому при носовом дыхании работа дыхательных мышц возрастает и дыхание становится более глубоким. Атмосферный воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется, очищается. Согревание происходит за счет тепла, отдаваемого кровью, протекающей по хорошо развитой системе кровеносных сосудов слизистой оболочки носа. Носовые ходы имеют сложно извилистое строение, что увеличивает площадь слизистой оболочки, с которой контактирует атмосферный воздух.

В носу происходит очищение вдыхаемого воздуха, причем в полости носа захватываются частицы пыли размером больше 5-6 мкм в диаметре, а более мелкие проникают в нижележащие отделы. В полости носа выделяется 0,5-1 л слизи в сутки, которая движется в задних двух третях носовой полости со скоростью 8-10 мм/мин, а в передней трети – 1-2 мм/мин. Каждые 10 минут проходит новый слой слизи, которая содержит бактерицидные вещества (лизоцим, секреторный иммуноглобулин А).

Ротовая полость наибольшее значение для дыхания имеет у низших животных у низших животных (амфибий, рыб). У человека дыхание через рот появляется при напряженном разговоре, быстрой ходьбе, беге, при другой интенсивной физической нагрузке, когда потребность в воздухе велика; при заболеваниях носа и носоглотки.

Дыхание через рот у детей первого полугодия жизни почти невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник кзади.

Газообмен в легких .

Газовая смесь в альвеолах, участвующих в газообмене, обычно называется альвеолярным воздухом или альвеолярной смесью газов. Содержание кислорода и углекислого газа в альвеолах зависит, прежде всего, от уровня альвеолярной вентиляции и интенсивности газообмена.

Оставшаяся часть альвеолярной газовой смеси приходится на долю азота и очень небольшого количества инертных газов.

В атмосферном воздухе содержится:

20,9 об. % кислорода,

0,03 об. % углекислого газа,

79,1 об. % азота.

В выдыхаемом воздухе содержится:

16 об. % кислорода,

4,5 об. % углекислого газа,

79,5 об. % азота.

Состав альвеолярного воздуха при нормальном дыхании остается постоянным, так как при каждом вдохе обновляется лишь 1/7 часть альвеолярного воздуха. Кроме того газообмен в легких протекает непрерывно, при вдохе и при выдохе, что способствует выравниванию состава альвеолярной смеси.

Парциальное давление газов в альвеолах составляют: 100 мм рт.ст. для О 2 и 40 мм рт.ст. для СО 2 . Парциальные давления кислорода и двуокиси углерода в альвеолах зависят от отношения альвеолярной вентиляции к перфузии легких (капиллярный кровоток). У здорового человека в покое это отношение равно 0,9-1,0. В патологических условиях это равновесие может претерпевать значительные сдвиги. При увеличении этого отношения парциальное давление кислорода в альвеолах увеличивается, а парциальное давление углекислого газа – падает и наоборот.

Нормовентиляция – парциальное давление углекислого газа в альвеолах поддерживается в пределах 40 мм рт.ст.

Гипервентиляция – усиленная вентиляция, превышающая метаболические потребности организма. Парциальное давление углекислого газа меньше 40 мм рт.ст.

Гиповентиляция сниженная вентиляция по сравнению с метаболическими потребностями организма. Парциальное давление СО 2 больше 40 мм рт.ст.

Повышенная вентиляция – любое увеличение альвеолярной вентиляции по сравнению с уровнем покоя независимо от парциального давления газов в альвеолах (например: при мышечной работе).

Эйпноэ – нормальная вентиляция в покое, сопровождающаяся субъективным чувством комфорта.

Гиперпноэ – увеличение глубины дыхания, независимо от того, повышена или снижена частота дыхания.

Тахипноэ – увеличение частоты дыхания.

Брадипноэ – снижение частоты дыхания.

Апноэ – остановка дыхания, обусловленная отсутствием стимуляции дыхательного центра (например: при гипокапнии).

Диспноэ – неприятное субъективное ощущение недостаточности дыхания или затрудненного дыхания (одышка).

Ортопноэ – выраженная одышка, связанная с застоем крови в легочных капиллярах в результате сердечной недостаточности. В горизонтальном положении это состояние усугубляется и поэтому лежать таким больным тяжело.

Асфиксия – остановка или угнетение дыхания, связанные главным образом с параличом дыхательного центра. Газообмен при этом резко нарушен: наблюдается гипоксия и гиперкапния.

Диффузия газов в легких .

Парциальное давление кислорода в альвеолах (100 мм рт.ст.) значительно выше, чем напряжение кислорода в венозной крови, поступающей в капилляры легких (40 мм рт.ст.). Градиент парциального давления углекислого газа направлен в обратную сторону (46 мм рт.ст. в начале легочных капилляров и 40 мм рт.ст. в альвеолах). Эти градиенты давлений являются движущей силой диффузии кислорода и двуокиси углерода, т.е. газообмена в легких.

Согласно закону Фика диффузный поток прямо пропорционален градиенту концентрации. Коэффициент диффузии для СО 2 в 20-25 раз больше, чем кислорода. При прочих равных условиях углекислый газ диффундирует через определенный слой среды в 20-25 раз быстрее, чем кислород. Именно поэтому обмен СО 2 в легких происходит достаточно полно, несмотря на небольшой градиент парциального давления этого газа.

При прохождении каждого эритроцита через легочные капилляры время, в течение которого возможна диффузия (время контакта) относительно невелико (около 0,3 с). Однако этого времени вполне достаточно для того, чтобы напряжения дыхательных газов в крови и их парциальное давление в альвеолах практически сравнялись.

Диффузионную способность легких, как и альвеолярную вентиляцию, следует рассматривать в отношении к перфузии (кровоснабжению) легких.

Между дыхательной и кровеносной системами?
4. Каковы функции носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов?
5. Как происходит голосообразование и формируются звуки речи?
6. Что такое гайморит, фронтит, тонзиллит?

Значение дыхания.

Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды - несколько суток, без воздуха - всего несколько минут. Питательные вещества в организме запасаются, как и вода, запас же свежего воздуха ограничен объемом легких . Вот почему необходимо непрерывное его обновление. Благодаря вентиляции легких в них поддерживается более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления в кровь кислорода и удаления из крови углекислого газа, других газообразных продуктов распада, а также паров воды.

Из предыдущих глав мы знаем, что происходит с тканями, когда к ним поступает недостаточное количество кислорода: функция ткани нарушается, потому что прекращается распад и окисление органических веществ, энергия перестает выделяться, и клетки , лишенные энергетического обеспечения, погибают.

Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой. У человека газообмен состоит из четырех этапов:

1) обмен газов между воздушной средой и легкими;

2) обмен газов между легкими и кровью;

3) транспортировка газов кровью;

4) газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь. Различают легочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей.

Кроме обеспечения газообмена, органы дыхания выполняют еще две важные функции : участвуют в теплорегуляции и голосообразовании. При дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, легкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.

Строение и функция органов дыхания у человека (рис. 59). Органы, которые подводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи.

Бронхи многократно ветвятся, образуя бронхиальное дерево. По ним воздух достигает альвеол, где и происходит газообмен. Каждое из легких занимает герметически замкнутую часть грудной полости. Между ними расположено сердце. Легкие покрыты оболочкой, которая называется легочной плеврой.

Носовая полость состоит из нескольких извилистых ходов, разделенных сплошной перегородкой на левую и правую части (рис. 60). Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, увлажняющую поступающий воздух и задерживающую пыль. Слизь содержит вещества, губительно действующие на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.

В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов. Горячая артериальная кровь движется в них навстречу вдыхаемому холодному воздуху и согревает его.

На верхней стенке носовой полости много фагоцитов и лимфоцитов, а также антител (см. § 18).

В задней части носовой полости находятся обонятельные клетки, воспринимающие запахи. Появление резкого запаха ведет к рефлекторной задержке дыхания.

Таким образом, верхние дыхательные пути выполняют важные функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость.

Поэтому человек может дышать и носом и ртом. При дыхании носом воздух в носовой полости прогревается, очищается от пыли и частично обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом. Но через рот дышать легче, и потому уставшие люди инстинктивно дышат через рот.



Из глотки воздух попадает в гортань.

Вход в трахею начинается через гортань (рис. 61). Она представляет собой широкую трубку, суженную посередине и напоминающую песочные часы. Гортань состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык.

В узкой части гортани находятся голосовые связки. Их две пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, то есть изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся еще дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса. У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, а потому их голос более высокий.



Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются резонаторами - околоносовыми пазухами - полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом (рис. 62). Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса.

Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.

Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до 5 лет, когда ребенок овладевает родным языком. При общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное произношение, так как это ведет к закреплению ошибок и нарушению речевого развития.

Трахея и главные бронхи.

Из гортани воздух попадает в трахею. Это довольно широкая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец с мягкой стороной, обращенной к пищеводу, который примыкает к трахее сзади (см. рис. 59, А).

Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Колебания его ресничек выводят пылевые частицы из легких в глотку. Это называется процессом самоочищения легких. Внизу трахея ветвится на два главных бронха - правый и левый. Бронхи имеют хрящевые кольца, которые защищают их от спадения во время вдоха . У мелких бронхов вместо колец остаются небольшие хрящевые пластинки, а в мельчайших бронхах - бронхиолах отсутствуют и они.

Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей.

Околоносовые пазухи. Некоторые кости черепа имеют воздушные полости - пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, в верхнечелюстной - гайморова пазуха (рис. 62).

Грипп, ангина, ОРЗ (острое респираторное заболевание) могут вызвать воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Чаще страдают гайморовы пазухи. Их воспаление - гайморит. Нередко бывает и воспаление лобной пазухи - фронтит. При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура. Работоспособность человека снижается. Необходимо лечение у оториноларинголога - специалиста, занимающегося лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.

Миндалины.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, потом в глотку и гортань. За мягким нёбом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, подобной той, которая находится в лимфатических узлах. Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом иногда они сами воспаляются, становятся отечными и болезненными. Возникает хроническое заболевание - тонзиллит.

Аденоиды - опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда (рис. 63) увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.

Тонзиллит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (т. е. без операции).

Дифтерия - инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путем. Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато-белые налеты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез (рис. 64, Б).


Возбудитель дифтерии - дифтерийная палочка. Продуктом ее жизнедеятельности является ядовитое вещество - дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжелое и опасное заболевание сердца - миокардит.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Ответы к школьным учебникам

Легочное дыхание обеспечивает газообмен меж воздухом и кровью. Тканевое дыхание производит газообмен меж кровью и клетками тканей. Существует клеточное дыхание, которое обеспечивает использование кислорода клетками на окисление органических веществ с освобождением энергии, применяемой для их жизнедеятельности.

2. Каковы преимущества носового дыхания перед дыханием через рот?

При дыхании носом воздух, проходя через носовую полость, прогревается, очищается от пыли и отчасти обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом.

3. Как действуют защитные барьеры, преграждающие вход инфекции в легкие?

Путь воздуха в легкие начинается с носовой полости. Мерцательный эпителий, которым выстлана внутренняя поверхность носовой полости, выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух и задерживает пыль. В слизи содержатся вещества, негативно действующие на микроорганизмы. На верхней стенке носовой полости много фагоцитов и лимфоцитов, также антител. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.

Миндалины, находящиеся у входа в гортань, также содержат огромное количество лимфоцитов и фагоцитов, уничтожающих микроорганизмы.

4. Где находятся рецепторы, воспринимающие запахи?

Обонятельные клетки, которые воспринимают запахи, находятся в задней части носовой полости наверху.

5. Что относится к верхним и что - к нижним дыхательным путям человека?

К верхним дыхательным путям относятся носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. К нижним дыхательным путям - гортань, трахея, бронхи.

6. Как проявляются гайморит и фронтит? От каких слов происходят названия этих болезней?

Проявления данных болезней идентичны: нарушается носовое дыхание, происходит обильное выделение слизи (гноя) из полости носа, может повыситься температура, понижается работоспособность. Название заболевания гайморит происходит от латинского «синус гаймори» (гайморова пазуха), а фронтит - от латинского «синус фронталис» (лобная пазуха).

7. Какие признаки позволяют заподозрить разрастание аденоидов у ребенка?

У детей некорректно формируется прикус и зубной ряд, нижняя челюсть возрастает, выступает вперед, нобо приобретает «готическую» форму. При всем этом деформируется носовая перегородка, вследствие чего носовое дыхание затруднено.

8. Каковы симптомы дифтерии? Чем она небезопасна для организма?

К главным симптомам дифтерии следует отнести:

Постепенное увеличение температуры, вялость, понижение аппетита;

На миндалинах возникает серовато-белый налет;

Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез;

Мокроватый кашель сначала заболевания, постепенно переходящий в грубый, лающий, а потом в беззвучный;

Дыхание шумное, затрудненное на вдохе;

Нарастающая дыхательная недостаточность, бледнота кожных покровов, цианоз носогубного треугольника;

Резкое беспокойство, прохладный пот;

Утрата сознания, резкая бледнота кожных покровов предшествуют смертельному финалу.

Дифтерийный токсин, который является продуктом жизнедеятельности дифтерийной палочки, поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. При всем этом появляется тяжелое и опасное болезнь сердца - миокардит.

9. Что вводят в организм при лечении антидифтерийной сывороткой, а что - при вакцинации против этой болезни?

В состав антидифтерийной сыворотки входят специфические антитела, полученные от лошадей. При вакцинации вводят маленькое количество антигена.

Похожие публикации