Важный компонент характеристики положения индивида в группе. Положения индивида в группе в качестве ее члена. Статус

Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или лич­ный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, бизнесменом значит зани­мать формальный (социальный) статус. Иными словами, за­нимать определенное место в системе общественного разделе­ния труда.

Статус реализуется через роль. Быть мужем означает иметь статус "муж" и выполнять роль мужа. Любой статус состоит из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции обще­ство закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисципли­ной, т.е. выполнять определенную роль. Правда, один человек ответственно подходит к своим обязанностям, а другой - нет, один применяет мягкие методы воспитания, а другой - жесткие, один доверителен с учениками, а другой держит их на расстоянии. Иначе говоря, люди ведут себя по-разному в од­ной и той же позиции, т.е. придерживаются разных моделей по­ведения (ролей).

Модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом, называет­ся ролью.

Одни и те же обязанности можно выполнять по-разному, следовательно, у одного статуса может быть много ролей. Но человек, находясь в одном и том же статусе, как правило, при­держивается одной роли. Хотя тот же самый человек может об­ладать множеством статусов: мужчина, русский, православ­ный, военнообязанный, муж, студент и т.д. Итак, у одного человека множество статусов и столько же ролей.Роль - дина­мическая характеристика статуса. Статус может быть пустым, а роль нет.

Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, об­разует СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, муж­чина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик и т.д. - их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных от­ношений более 200 (деверь, сноха, кузина... продолжайте пере­чень сами), многие сотни политических, религиозных, эконо­мических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа - нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными.

Итак, сделаем первое обобщение: первокирпичики предмета социологии - статусы и роли. Первые дают статическую, а вто­рые динамическую картину общества. Совокупность незаполнен­ных статусов дает нам социальную структуру общества.

Ее можно уподобить пчелиным сотам в улье: множество пу­стых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом - социальными фун­кциями.

Это тоже очень простое понятие. В чем состоит функция учи­теля? Передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дис­циплиной. Догадываетесь, о чем идет речь? Конечно, это знако­мые нам права и обязанности. Они относительны. Почему? Статус учителя относителен статуса ученика, но не работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность оз­начает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему соци­альная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово "относительность" связано не толь­ко с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязан­ности, учитель вступает в определенные отношения с учени­ком, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д.

Мы можем смело утверждать, что социальные статусы связа­ны социальными отношениями, личные статусы связаны межлич­ностными отношениями. Общество опутано огромной сетью соци­альных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть - межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное - социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справ­ляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, первого уволят. Начальник и подчиненный - соци­альные роли.

Итак, наш второй вывод: статусы связаны между собой соци­альными функциями, которые проявляются через социальные. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Присмотритесь, последняя у нас разрослась и стала много­слойной: статусы, права и обязанности, функции, социальные отношения. Что мы забыли? Конечно,роли. Как и договори­лись, роли, в отличие от статусов, дают динамическую картину общества. Так оно и есть. Роль без человека ничто. Роль требует своего актера.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между со­бой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс.

Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. И снова - динамика и статика. Если человек однажды научил чему-либо подростков, то какой же он учитель? Учитель - постоянная функция (т.е. соци­альная позиция в обществе), так же, как обучение, - регуляр­ное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль - все это очень близкие, даже родственные понятия. И мы об этом будем еще говорить.

Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписан­ным нормам и обязанностям.




Главная
Новое
Популярное
Карта сайта
Поиск
Контакты

Разделы
Главная
Воля и ее нарушения
Темперамент и личность
Социальная психология
Основы психологии
Психофизиология эмоций
Информация


Информация » Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников » Теоретический анализ проблемы взаимосвязи темперамента и межличностных отношений в группе. Современное состояние проблемы изучения межличностных отношений в группе
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи темперамента и межличностных отношений в группе. Современное состояние проблемы изучения межличностных отношений в группе
Страница 5

Положение человека в группе зависит от его характера, поведения, способностей и умений. Так, популярность связана с такими свойствами личности, как общительность, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, большой кругозор и желание помочь. Непопулярность вызывается эгоизмом, лживостью, заносчивостью, поверхностью знаний в профессиональной области, скрытностью, плохим умением общаться.
Положение человека в группе зависит не только от его свойств, но и от того, как их оценивают в данном коллективе. То, что в одной группе может быть важным и ценным, в другой - иметь противоположную ценность. Так, в одном классе может сложиться культ знаний, в другом - культ озорства. Те виды поведения, которые признаются в группе как ценные, могут изменить личностные черты человека в положительную или отрицательную сторону.
Кроме того, в каждой группе существует превалирующая эмоциональная атмосфера, от которой во многом зависят самочувствие человека и его поступки. Атмосфера может быть сочувствующей или ненавистной, мрачной, равнодушной, творческой, занудной и т.п. в зависимости от сложившихся межличностных отношений.
Положение человека, особенно человека школьного возраста, в группе, коллективе влияет на его поведение, психологическое благополучие, развитие нравственных, интеллектуальных, волевых качеств.
По экспериментальным данным, в группе обычно наиболее популярны 3-4 человека, примерно столько же непопулярных или изолированных, отверженных. В соответствии с этим условно выделяются лидеры, или «звезды», активно общающиеся, или «компанейские», изолированные и отвергнутые члены группы.
Положение ребенка в межличностных отношениях группы можно определить путем наблюдения, которое покажет, кто постоянно действует активно, способствует общей деятельности, а кто остается в стороне. Однако наблюдение не поможет выяснить отношений между всеми членами группы и определить положение каждого в ряду популярности. Кроме наблюдения при изучении этого вопроса применяются различного рода беседы, эксперименты. Для более точного изучения положения используют такие психологические процедуры, которые называются социометрией. Измерение состоит в суммировании мнений и оценок всех членов группы.
Одним из социометрических методов является метод выбора, предложенный американским психологом Дж. Морено. Этот метод позволяет определить реальное место человека в деловых и личных отношениях, установить степень популярности членов коллектива, группы, выявить существование дружеских групп, а также причины их образования и распада. Метод выбора применяется тогда, когда члены группы, коллектива знают друг друга. Они отвечают на вопросы о желаемых совместных делах или других действиях с членами группы. Задаваемые вопросы называются критериями выбора, которые могут быть сильными или слабыми. Например, вопрос «с кем бы ты хотел работать?» - сильный критерий, а вопрос «кого бы пригласил на экскурсию?» - слабый. Может быть отрицательный выбор - ответ на вопрос, «с кем бы ты не хотел сидеть на одной парте?». Таким образом, выбор может быть взаимным - отрицательным или положительным и безответным .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Психопрофилактика и психокоррекция отклонений и нарушений у обследуемых подростков. Конспект воспитательного мероприятия с подростками
Тема: «Расскажи мне обо мне» Цель: установление более близких, открытых и искренних отношений в группе или классе. Возраст: 9 класс. Специфика проведения вечера общения заключается в том, что учащимся как целостной группе осталось существовать немного времени, а поэтому к выше обозначенной цели добавляется задача сохранения в памяти р...
Специфика отечественных исследований в области психологии пола
До начала 1990-х годов гендерная проблематика в отечественной психологии не развивалась, а работ на которые могли бы опираться исследователи гендерных проблем в психологии, было опубликовано крайне мало. Можно выделить следующие этапы в развитии отечественной психологии пола: 1. Дискуссии о психологических проблемах межполовых отношен...
Деятельность человека и её связь с темпераментом
Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Структура группы – Это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры.

1. Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей , т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений.

2. Вслед за Мэйо принято выделять формальную и неформальную структуры группы или структуры формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) связей. Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.

3. Социометрическая структура группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отражениями по результатам социометрического теста, предложенным Дж. Морено. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры группы являются: характеристики социометрического статуса членов группы, т.е. положения, которые они занимают в системе межличностных выборов; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отражений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов.

4. Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

5. Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции ив какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

6. Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основные характеристики: системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формально организованной группе), и неофициального (неформального) влияния, выраженного феноменом лидерства.

Положение индивида в группе.

Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение.

Важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. Статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. При характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, – «статус» самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы.

Вторая характеристика индивида в группе – это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые «предписаны» группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи – актуальная тема современных социально-психологических исследований.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения». В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества. Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества.

Важная проблема – это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества «адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества». При этом необходим анализ санкций – механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Интересно, что статус человека в конкретной группе часто зависит от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности. Так, студент, отличившийся в каком-либо виде спорта, искусстве, может за счет этого улучшить свои позиции в группе. С этой точки зрения большими преимуществами в достижении высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают студенты, имеющие богатый опыт социального общения в различных сферах, с различными людьми.

Итак, статус - величина, стремящаяся к устойчивости. Вместе с тем с точки зрения развития личности человеку целесообразно периодически "менять" свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность примерить на себя различные социальные маски, побывать в разных внутригрупповых ролях. Тем самым человек вырабатывает более гибкие и более продуктивные стратегии своего социального поведения, познает людей и смысл их поступков. Относительно отрицательного полюса статусной иерархии необходимость смены статуса представляется очевидной, однако это столь же важно и для тех членов группы, которые уверенно занимают вершину групповой статусной пирамиды. Постоянное хождение в "звездах", "любимчиках" делает человека ригидным, чрезвычайно социально-уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Помимо этого, человек растет как бы "социально слепым", будучи лишенным необходимости прислушиваться и присматриваться к различным людям, не в состоянии встать на их незавидное место. Несомненна и вся опасность устойчивого нахождения человека в ролях отверженного и изолированного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в неизменно мрачные тона.

Закономерно возникает вопрос, как можно повлиять на статус члена группы, обеспечить его позитивную динамику. Можно предложить несколько способов, несомненно не исчерпывающих всего арсенала педагогических средств, которые может в этих целях использовать опытный руководитель и наставник.

Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, - создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации различных личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы возможность найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к ним других участников группового общения.

Для повышения статуса отверженного или изолированного члена группы может быть использован прием, условно называемый "отсветом от звезды". Суть его в том, что высокостатусному члену группы поручается в сотрудничестве с низкостатусным (под благовидным предлогом) выполнить важную для группы работу. Конечно, большая часть успеха достается "звезде", но можно не сомневаться, что отсвет ее славы упадет и на помощника, чья роль в группе может измениться.

Повышению статуса члена группы может способствовать его успешность в какой-либо внепрофессиональной деятельности. Задача руководителя - активно информировать группу об успехах ее члена "вовне".

Наконец, понимание причин отверженности и изолированности отдельных членов группы требует системного психологического анализа. Важно понять, в чем коренится причина: в определенных личностных особенностях сотрудника, особенностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом общения и т. д.

Практический интерес представляет вопрос о восприятии членами группы своих статусов, то есть своего объективного положения в системе групповых предпочтений. Как правило, наименее адекватно воспринимают и оценивают свою групповую роль крайние статусные категории: "звезды", с одной стороны, "изгои" и изолированные - с другой. Высоко- и среднестатусные члены группы, как правило, не затрудняются отвечать на вопросы аутосоциометрии о том, кто, по их мнению, выбирает их и кто отвергает. Неадекватное восприятие, видимо, объясняется защитой, выставляемой этими членами группы на пути негативной информации, а также низкой социальной рефлексией тех, кто устойчиво находится в крайних категориях.

Наконец, заслуживает внимания вопрос об отношении человека к своему статусу. В ряде случаев уверенность в том, что человеку, имеющему низкий статус, неуютно в группе и хочется свой статус повысить, безосновательна. В различных группах можно встретить "звезд", оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно) и "изгоев", вполне удовлетворенных своим положением. Последний факт может иметь разные причины. Например, "изгой" может быть не заинтересован в группе, иметь другую группу, где его ценят и принимают, разделяют его ценности. Другая причина: он привык занимать в группах такое место, другого не знает и не желает тратить силы на его завоевание. В любом случае нужно быть очень осторожным, принимая решения о необходимости повлиять на статус того или иного члена группы в любом направлении.

Важным параметром характеристики группы является положение в группе индивида в качестве ее члена.

Любой человек занимает в группе несколько позиций. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом (отвечает на вопрос: Кто он (или она) ?).

Человек может иметь несколько статусов, из которых один является главным. Статус может быть: 1) прописанным (данным от рождения – пол, раса, фамилия и т.д.) и 2) достигнутым (определяется тем, что человек осуществил в своей жизни - муж, писатель). Некоторые статусы сочетают прописанные и достигнутые элементы (доктор философских наук).

Основанием для неравенства статусов являются различия между людьми. Статусной может стать любая характеристика отличающая одного человека от других (в студенческой группе – «самый умный», «самый справедливый», «комик», «секс-символ» и т.д.)

Для выявления статуса индивида в группе применяется социометрическая методика.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Отвечает на вопрос: «Что он (она) делает?»).

Каждый статус обычно включает ряд ролей (например, человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями, ректором). Можно выделить:

1) формальные роли (служат для функционирования различных общественных институтов и социальных структур),

2) неформальные роли («семейный клоун», «душа общества», «козел отпущения»).

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором . Итак, человек может исполнять несколько ролей в различных жизненных ситуациях. Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречащих требованиям двух и более ролей называется ролевым конфликтом . Пути его преодоления: разделить роли во времени, признать одну роль более важной, чем другая, юмор.

Появление ролей связано с феноменом «групповых ожиданий»: всякий член группы не просто выполняет свои функции, каждая роль требует определенного перечня и качества их выполнения, а ее исполнитель обязательно воспринимается и оценивается другими. Формирование ролей требует длительного взаимодействия между людьми, на основе которых формируются более или менее устойчивые образцы взаимодействия.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы психологии и педагогики

Учреждение образования.. Полоцкий государственный университет.. И Н Андреева Н Н Струнина Н Н Петриашвили..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Новополоцк 2009
Оглавление ВВЕДЕНИЕ. 3 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ.. 5 МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ

Познавательные процессы
Психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь) и внимание, их особенности. 4. Психические состояния. Эмоции и воля. Общее понятие об эмоц

Социальная психология и психология управления
7. Группа и её влияние на личность. Понятие группы. Классификация групп. Малая группа, её характеристики и виды. Понятие коллектива. Социальный статус и социальная

Основы педагогики
10. Педагогика как наука История педагогических идей и воспитательных практик. Педагогика в системе наук о человеке, её предмет, задачи. Основные методологические принципы и методы

Основные исторические этапы развития психологической науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат.

Структура современной психологии
Несмотря на то, что ряд авторов считают, что психология - это система наук, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики, психология как целостная научная

Предмет и основные задачи психологии
Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет пре

Понятие методологии. Виды методологии
Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой - достаточно объективными, точными и надежными мето

Основные методологические принципы в психологии
Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры пол

Методы исследования. Понятие метода в психологии
Метод - это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн). Методы научных исследований - это те

Неэкспериментальные методы
Наблюдение - это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме ф

Психодиагностические методы (тесты)
Метод тестов (от англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и о

Экспериментальные методы
Эксперимент - один из главных методов современной психологии; это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, нео

Методы коррекционного воздействия
Существует большое разнообразие коррекционных методов, базирующихся на различных психологических концепциях, взглядах их авторов на природу человеческой психики. · Метод классич

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него карти

Нейрофизиологические механизмы психики
Нервная система - иерархическая структура нервных образований в организме человека и позвоночных животных. За счет ее работы обеспечиваются контакты с внешним миром, реа

Локализация высших психических функций
Значительная роль в развитии представлений о функциональной организации мозга принадлежит советскому психологу, основоположнику нейропсихологии в СССР Александру Романовичу Лурия (

Сознание как высшая форма психики
Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному суще

Общая психологическая характеристика деятельности
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность - это динамическая система вза

Познавательные процессы
3.1. Ощущения и восприятие. 3.1.1. Познавательные психические процессы. Структура приема информации 3.1.2. Ощущения: классификация, общие свойства 3.1.3. Основные характе

Познавательные психические процессы. Структура приема информации
Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Процесс познания окру

Основные характеристики чувствительности анализаторов
Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний порог ощущений - максимальная

Восприятие, его виды и свойства
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процес

Общее представление о внимании
На человека постоянно воздействует множество самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Из множества окружающих об

Общая характеристика памяти
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью. Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия бе

Виды и особенности памяти
Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизн

Воображение
3.5.1. Понятие "воображение", его виды и формы проявления Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе р

Функции воображения
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям ана

Воображение и мышление. Воображение и творчество
Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением? Общеезаклю

Сущность мышления как познавательного процесса
Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней - чувственной и логической. Чувственная форма познания реал

Индивидуальные особенности мышления
В определении типов мышления существуют различные подходы. По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление: - дискурс

Качества мышления и структура интеллекта
Широта мышления- это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выража

Речь как инструмент мышления и средство общения
Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи.

Общая характеристика эмоциональной сферы человека
Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает. Переживание человеком с

Регуляция и саморегуляция эмоционального состояния
При выборе диагностического инструментария и интерпретации полученных результатов следует учитывать возрастные особенности личности. Одна из основных задач психодиагноста - выявление и ус

Волевая регуляция деятельности
В повседневной жизни обычно не бывает затруднений определении явлений, которые относятся к проявления воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по в

Волевые свойства личности
В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым пр

Индивидные свойства личности
Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителе

Темперамент
Темперамент является одним из наиболее значимых биологически обусловленных свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад

Характер
Понятие «характер» описывает индивидуальные качества человека и его поведение. Характер (греч. charakter- чеканка, примета, особенность) - это совокуп

Способности
Второй уровень личности, зависящий как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования, и влияющий на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при пом

Теории личности в зарубежной и отечественной психологии
Психология личности - это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить едино

Понятие личности и ее развитие
Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается другим и наукам и, например, философией, социологией, педагогикой. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе,

Социализация личности
Третий уровень структуры личности отражает познание социальной организации общества, и традиционно обозначается как процесс социализации. В результате приобретения им индиви

Направленность личности
В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий м

Самосознание личности и ее жизненный путь
Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления и

Я-концепция личности
С тенденцией самоактуализации связан процесс формирования «Я-концепции» личности, который особенно активно идет в период ранней взрослости. «Я-концепция» человека – пр

Защитные механизмы личности
Термин «защитные механизмы» был предложен 3. Фрейдом в 1926 г. В настоящее время под психологической защитой понимают способ, с помощью которого личность

Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, столкновение ее противоположно направленных потребностей, ценностей, целей

Понятие мотива. Теории мотивации
В современной психологии термином «мотив» («мотивирующий фактор») обозначаются совершенно разные явления, такие как инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания

Мотивационная сфера личности
Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотив

Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации личности
В последнее время в отечественной науке усилился интерес к проблемам личности, формированию ее самосознания и к одной из наиболее значимых ее характеристик – ценностям и ценностным

В период юности и ранней взрослости
Студенчество представляет собой специфическую молодежную группу, особенности формирования ценностных отношений личности в которой обусловлены, прежде всего, юношеским возрастом, наиболее значимым п

Возрастные кризисы личности
Понятие кризиса Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого раз

Межполушарная асимметрия психических процессов
Головной мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. У каждого полушария при этом - своя роль. Латерализация функций головного мозга -

Подсчет результатов биас-теста
Условные обозначения: В - визуальный; К - кинестетический; А - аудиальный; Д - дигитальный (цифровой) канал восприятия информации; У - утверждение, R - ранг этого утверждения.


У вас хорошая память? Инструкция испытуемому. В течение минуты прочитайте и постарайтесь запомнить 25 слов. Затем текст закройте и в течение пяти минут постарайтесь

Тестовый материал
1. Быстро ли вы приспосабливаетесь к новой обстановке? 2. Бываете ли вы без всякой на то причины то веселы, то грустны? 3. Бывает ли, что ваши мысли рассеиваются, когда нужно соср

Интерпретация результатов
· от 0 до 6 баллов - эмоциональная стабильность, · от 7 до 12 - эмоциональная нестабильность; · от 0 до 6 баллов - интроверсия, · от 7 до 12 баллов - экстраверсия.

Выберите правильный ответ
1. Психология как наука о поведении - ….. этап развития психологической мысли. 1. первый; 2. второй; 3. третий; 4. четвертый. 2. В насто

Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики
В социальной психологии разработано несколько моделей группообразования. Одной из наиболее известных является стратометрическая концепция А.В. Петровского. Она представляет группу как состоя

Феномены групповой жизнедеятельности
Группа оказывает постоянное влияние на своих членов, которое реализуется в феномене группового давления. Групповое давление – это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения групп

Понятия руководства и лидерства. Теории лидерства
Слово «лидер» (leader), по свидетельству Р. Стогдилла, появилось в английском языке примерно в 1300 году, а «лидерство» (leadership) – около 1800 г. Слово lead переводится как «вести», «побуждать»,

Составляющие личности эффективного руководителя
Существует ряд попыток классифицировать составляющие личности руководителя. По мнению В. И. Шуванова, на эффективность руководства трудовым коллективом влияют три личностных фактора: опыт (т.е. сов

Понятие межличностных отношений. Общение, его виды и структура
Личность нельзя изучить вне системы социальных связей, так как сама личность является их «продуктом» и одновременно их активным творцом. Поскольку общение людей носит двусторонний характер, точнее

Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры
Коммуникация не сводится только к передаче информации: информация в условиях человеческого общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Во-первых, общение нельз

Вербальная и невербальная коммуникация
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсаль

Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия
Общение всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и орга

Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты восприятия
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между партнерами. Для установления взаимопонимания важно, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого

РЕЗЮМЕ МОДУЛЯ 2
Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динами

История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика
Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятие

Общекультурное значение педагогики
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах об

Современные педагогические технологии
Педагогическая технология – последовательная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел; в ее

Образование и его социокультурные функции
Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время выступает одной из важнейших сфер общества. Мировые социокультурные тенденции определяют социокультурную ситуацию

Тенденции современной социокультурной ситуации
Выделяют следующие важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране: - тенденция к смене типа культурно-исто

Социокультурная ситуация в РБ
Анализ социокультурной ситуации в нашей стране может быть проведён с использованием термина «модернизация». Суть модернизации в Беларуси состоит в постепенном переходе к новому обществу. Г

Мировые образовательные тенденции
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему

Развитие, воспитание, социализация личности
12.1. Понятие развития. Факторы развития личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности 12.2 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность 12.3 Социал

Социальная среда и социализация личности
Человек с момента своего рождения попадает в определенную социальную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его непо

Общая характеристика семейного воспитания
Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости,

Виды семей
Реальная семья – конкретная семья как социальная группа, объект исследования. Типичная семья – наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи. Идеальная –

Типы неправильного семейного воспитания
Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения. Способствует развитию неустойчивых и истероидных черт. Гипопротекция – недостаток о

Правовые основы семейного воспитания
Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Вну

Акмеологические основы самосовершенствования личности
Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология. Акмеология (от греч. акме - вершина) - наука о развитии и реализации творческого поте

Творческий потенциал личности
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Творчество связано со способностью чел

Жизненный путь как программирование и как творчество
Личностью, как мы знаем, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органи

Резюме модуля
Педагогика как наука и общественная практика имеет долгую историю развития и по существу неотделима от развития общества. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира были предприняты серьезн

По общей психологии
1. Алексеенкова, Е. Г. Личность в условиях психической депривации: Учеб. пособие / Е. Г. Алексеенкова. – СПб.: Питер, 2009. – 96 с. 2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсих

По социальной психологии
1. Агеев В.С.Психология межгрупповых отношений: Моногр. / В. С. Агеев. – М.: МГУ, 1983. – 144с. 2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для вузов / Г. М. Андреев

По психологии управления
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 376 с. 2. Андреева, И. О «терминаторах» в управлении / И.Н. Андрее

Как слушать и конспектировать лекцию
Лекцияпродолжает оставаться ведущей формой обучения студентов. Это теоретическая форма обучения, основной метод которой – последовательное устное изложение содержан

Как подготовиться к практическим (семинарским) занятиям
Цель семинарских занятий – синтез изученной студентами литературы, соотнесение её с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источни

Как подготовить реферат (устное сообщение)
Реферат(от лат. «докладываю, сообщаю») означает самостоятельное исследование и краткое изложение в письменной или устной форме содержания научной проблемы, статьи или монографии

Как подготовиться к дискуссии
Дискуссия(от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – спор, обсуждение какого-либо вопроса; предполагает компетентность в обсуждаемых вопросах и соблюд

Похожие публикации