Квотируемые рабочие места: что это и кому положены. Квотирование рабочих мест

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
. детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
. выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

Копию устава или учредительного договора;

Информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

Данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

На организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Основной функцией государства является социальная защита граждан, реализация которой осуществляется по различным направлениям. В частности, путем содействия представителей отдельных категорий населения. Поэтому государство предоставляет им такую социальную гарантию, как наличие квотируемых рабочих мест.

Заниматься реализацией данной гарантии обязаны работодатели . Более подробно о ее практическом применении - далее.

Квотируемое рабочее место представляет собой определенное количество , которые предусмотрены специально для трудоустройства особых категорий работников. Эти категории могут определяться в соответствии с законодательными актами - как местного, так и федерального уровня.

Квоты предназначены для поддержки тех категорий населения, которые испытывают трудности с трудоустройством.

Причины этого могут быть разными: состояние здоровья, неподходящий возраст, отсутствие опыта и т. п. Как правило, работодателям, которые трудоустраивают таких работников, государство предоставляет за это определенные льготы.

На федеральном уровне не существует единого нормативно-правового акта, который бы регулировал этот вопрос. Частично он затрагивается в таких законах:

  • «О занятости населения в РФ»;
  • «О соцзащите инвалидов в РФ».

Более подробно регулирование предоставляемых квот осуществляется уже региональными законодательными документами. Поэтому и льготные категории работников, которые получают право на такие места, могут различаться в зависимости от территории.

Как рассчитывается количество мест?

В законодательстве не установлено точное количество квот, которые должны быть предусмотрены на каждом предприятии. Точная цифра зависит от таких факторов:

  • общая штатная численность сотрудников;
  • конкретный субъект РФ.

Последний фактор объясняется тем, что точное установление квот зачастую происходит на региональном уровне, путем закрепления этого положения в местных законодательных актах. При этом квота устанавливается в процентном соотношении от общего количества работников.

Что касается первого фактора, то есть штатной численности, то здесь зависимость следующая:

  • предприятия с численностью менее 35 работников вообще не должны предоставлять квоту;
  • компании, в которых трудится от 35 до 100 человек, могут предложить квоту в размере максимум 3% от общей численности (то есть от одного до трех человек);
  • для предприятий с количеством работников более 100 квота определяется работодателем, но в пределах 2-4%.

Работодатель имеет право принимать на работу и больше льготных сотрудников, чем это предусмотрено законом, но не меньше.

Локальными нормативными актами квота может быть разделена между несколькими категориями работников - например, 2% для инвалидов и 2% для несовершеннолетних.

Реализация прав инвалидов

Стоит учесть, что в большинстве случаев инвалидам требуется организация особых условий работы, которые соответствуют их программам реабилитации.

Также работодатель должен соблюдать и другие законодательные гарантии, предусмотренные для таких работников: установить специальное оборудование, организовать сокращенную продолжительность рабочего времени, предоставлять дополнительный бесплатный отпуск и т. п.

Квотируемые места для других категорий населения

Помимо инвалидов, региональными нормативными актами может быть предоставлено право на получение квот и для других категорий работников. В частности, ими могут быть:

  • (в возрасте от 14 до 18 лет);
  • бывшие воспитанники детских домов;
  • дети из неполных семей;
  • одинокие матери;
  • бывшие заключенные, которые после выхода на свободу не могут трудоустроиться;
  • молодые специалисты (то есть выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы);
  • или предпенсионного возраста;
  • дети из неполных, многодетных или малообеспеченных семей;
  • матери, имеющие маленьких детей (до трех лет);
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и т. д.

Очевидно, что представители всех перечисленных выше категорий являются либо социально незащищенными, либо просто непривлекательными для работодателей в качестве сотрудников, по тем или иным причинам. Квота вводится именно для того, чтобы помочь этим соискателям зарабатывать себе средства на существование .

Что касается количества мест, то оно отличается для каждой категории и устанавливается отдельно в конкретном регионе, в зависимости от возможностей местных властей. Для получения информации о том, кто именно относится ко льготникам и в каком количестве предоставляются квоты, необходимо обратиться к нормативным актам, принятым в отдельных субъектах РФ.

Ответственность работодателя

Требования относительно установления квоты распространяются на все предприятия с соответствующей численностью сотрудников, вне зависимости от их формы собственности. Работодатель в обязательном порядке должен предусмотреть у себя в компании необходимое количество мест, предназначенных именно для льготных работников.

Создание и закрепление этих мест происходит на основании соответствующего приказа и внесения изменений в штатное расписание. Кроме этого работодатель должен также издать локальный нормативный акт (например, Положение о квотировании) и уведомить о наличии вакансий местный центр занятости.

Если данных вакансий нет или на них приняты другие работники (не льготные), то это является нарушением и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности. Конкретное наказание устанавливается ст. 5.42 КоАП РФ и состоит в наложении на должностное лицо штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.

К этой работодатель может быть привлечен, только если не создаст необходимых мест или откажет в трудоустройстве льготникам, которые к нему обращались.

Самостоятельно же искать таких работников он не обязан, поэтому если они не обращались за трудоустройством, оснований для наказания работодателя нет.

Очевидно, что создание квотируемых рабочих мест является важной социальной гарантией для особых категорий работников. В некоторых случаях это вообще единственный для них шанс на трудоустройство, поэтому упускать эту возможность не стоит.

Одной из гарантий государства по трудоустройству отдельных наиболее социально незащищенных категорий граждан является квотирование рабочих мест. По сути, квотирование рабочих мест - это обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства данных категорий граждан в определённом количестве, в зависимости от численности работников организации. В большинстве случаев законом определятся обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов, однако в ряде регионов РФ устанавливается квота и для трудоустройства иных категорий граждан (например, молодежи, бывших заключенных, которые отбывали наказания за совершенные преступления, и прочее). Разберем, какие же основные обязанности работодателя предусмотрены законом в части квотирования рабочих мест.

Порядок установления квоты в первую очередь определяет федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181). Согласно статье 21 ФЗ №181, для определения размера квоты для трудоустройства инвалидов необходимо рассчитать численность и среднесписочную численность работников. Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Соответственно, необходимо определиться с численностью работников организации. Если она менее 35 человек, обязанность по квотированию рабочих мест отсутствует. Если численность работников составит от 35 и более человек, необходимо обратиться к законодательству субъекта РФ, где располагается организация-работодатель, для исчисления размера квоты в зависимости от среднесписочной численности работников. Если численность работников составляет более 100 человек, в любом случае законодательством субъекта должна быть предусмотрена обязанность по квотированию с размером квоты от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников. При численности от 35 до 100 человек императивно такой обязанности не установлено. То есть, если численность работников составляет до 100 человек, законодательством субъекта обязанность по квотированию может быть и не установлена. Так обычно происходит в крупных субъектах, таких как, например, Москва или Санкт-Петербург. В этих городах обязанность по квотированию возникает при численности работников от 100 человек. Соответственно, конкретный размер квоты, а также иные категории граждан, для которых нужно выделять или создавать рабочие места в пределах установленной квоты, устанавливается также законодательством субъекта РФ.

Далее необходимо определиться со среднесписочной численностью работников, ведь именно из этого показателя и будет рассчитываться квота. Для расчета данного показателя рекомендуется руководствоваться приказом Росстата от 26.10.2015 N498. Обратите внимание, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Следующей обязанностью работодателя, связанной с квотированием, является утверждение и разработка локального нормативного акта, регулирующего вопросы квотирования (ст. 24 ФЗ №181). Таким образом, если работодатель «попадает» под обязанность квотирования по критериям, описанным выше, он должен разработать и утвердить отдельный локальный нормативный акт. То есть этот локальный акт является обязательным к наличию, наряду, к примеру, с правилами внутреннего трудового распорядка.

Еще одной обязанностью работодателя, о которой многие, к сожалению, забывают, является извещение органов службы занятости об исполнении обязанности по квотированию. Согласно части 3 ст. 25 закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Формы данных документов также утверждаются законодательством субъекта РФ.

Интересный момент. Дело в том, что вышеуказанная норма не делает исключений для работодателей. Соответственно все работодатели, независимо от численности работников, должны ежемесячно предоставлять органам службы занятости данные сведения. Этот вывод подтверждается инспекционной практикой. Однако практика в каждом регионе по данному вопросу разная, в связи с чем для минимизации возможных рисков рекомендуется получить официальное разъяснение в органе службы занятости того субъекта, где находится организация-работодатель.

Дополнительно. Обратите внимание, что в некоторых субъектах РФ, помимо органов службы занятости, необходимо периодически уведомлять о выполнении обязанности по квотированию и иные органы. Например, в г. Москве таким органом является Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». В данный орган работодатели должны подавать сведения ежеквартально (постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 N742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве»).

Южалин Александр,

старший юрист департамента трудового права,

группа компаний Валентины Митрофановой

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест . Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек .

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.
Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание . В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты


Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости


Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер . Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости


В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати: Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований


Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации - от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица - от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати: Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Видео: Льготы для инвалидов при квотировании рабочих мест

21 марта 2018, 15:03 Мар 3, 2019 13:36

Для многих взрослых и совершенно здоровых людей вопрос трудоустройства становится тем еще испытанием. Что же приходится преодолевать тем, кто не обладает стопроцентным здоровьем или не достиг совершеннолетия?

Такие группы населения вынуждены либо соглашаться на менее престижные и низкооплачиваемые должности, либо и вовсе не находят применения своим способностям. С учетом потребностей таких людей правительство ввело понятие «квотируемое рабочее место». Что это значит, кому предоставляются квоты, чем это оборачивается для работодателя, будет подробно рассмотрено дальше.

Определение термина

Квота на определенное количество рабочих мест – это своеобразное резервирование вакансий на предприятии. Они могут быть заняты лицами с ограниченной трудоспособностью (инвалидами), студентами без опыта работы или людьми из других категорий, которым необходима социальная поддержка.

Кто может рассчитывать на получение места

Законодательство предоставляет региональным органам управления определять список социальных групп, для которых организовываются рабочие места по квоте. Однако две категории обязательно входят в список каждого региона:

  1. Инвалиды. Работодатели обязаны предоставить места для инвалидов первой и второй группы. При этом их рабочий день должен быть короче, чем у других сотрудников, им полагаются льготы, а также таких людей нельзя назначать на ночные работы. Кроме того, закон не запрещает прием на работу по квоте инвалидов третьей группы.
  2. Несовершеннолетние. Трудоустройство подростков от 14 до 18 лет строго регламентируется законодательством, им предоставляются льготы и более комфортные условия труда. По этой причине работодатели не спешат принимать их на предприятия. Но что такое квотируемое рабочее место для подростка? Это возможность для многих семей получить дополнительный источник дохода.

Региональные квоты

В зависимости от специфики и ситуации в каждом регионе квоты могут быть предоставлены:

  • Выпускникам детских домов, которым сложно ориентироваться в обществе.
  • Отбывшим наказание, которым судимость мешает найти работу.
  • Молодым выпускникам разных учебных заведений (в возрасте до 20 лет). Таким специалистам нелегко трудоустроиться из-за отсутствия опыта.
  • Детям, семья которых считается неполной. Зачастую они вынуждены рано начинать трудовую деятельность, чтобы обеспечить достойный уровень семейного дохода.
  • Детям из многодетных семей. Они также довольно рано выходят работать, часто не имея при этом хорошего образования.
  • Пенсионерам, сохранившим трудоспособность. Многие работодатели имеют предубеждение против них и не желают принимать их в штат.
  • Участникам ликвидации аварии на ЧАЭС.
  • Одиноким матерям, вынужденным самостоятельно обеспечивать ребенка.

Основной или дополнительный доход, который необходим для достойного уровня жизни, – вот что значит квотируемое рабочее место для всех этих людей. Нередко только предоставление квот помогает им найти свое место в обществе, так как они не способны конкурировать с другими соискателями на равных условиях.

Что значит «квотируемое рабочее место», как рассчитывается количество таких мест

Обязанность резервации рабочих мест относится не ко всем предприятиям. Только относительно крупные организации должны иметь квотируемое рабочее место. Что это значит? Существует алгоритм расчета квот:

  • Владелец предприятия, на котором работает небольшое количество людей (до 35), не обязан принимать в штат сотрудников по квоте.
  • Для организаций, на которых задействовано 35 человек и более, квотирование и резервирование рабочих мест становится обязательным и составляет 3 %. Таким образом, при штате в 35 человек по квоте должен работать один из них, в коллективе численностью 70 сотрудников – уже два человека.
  • Для крупных предприятий, на которых задействовано 100 человек, процент квоты увеличен до 4 %. Это соотношение сохраняется даже для очень больших компаний с численностью штата в несколько тысяч сотрудников.

Что такое квотируемое рабочее место: нюансы для работодателя

Владелец предприятия должен включиться в социальную программу в самом начале своей деятельности. В течение первого месяца после того, как предприниматель или предприятие будет зарегистрировано, он становится на учет в Центре квотирования рабочих мест. Этот орган занимается регулированием данной сферы и следит за соблюдением законодательства. Если предприниматель пропустил время постановки на учет или вовсе не сделал этого, на него налагают штрафы и все равно обязывают следовать закону.

Работники Центра разъясняют понятие (что такое квотируемое рабочее место) и принимают пакет документов, который включает:

  • Копию свидетельства о госрегистрации.
  • Копию уставных документов.
  • Копию документа, свидетельствующего о постановке на учет в налоговой инспекции.
  • Документ, подтверждающий постановку на учет в таком органе, как Единый госрегистр (письмо).
  • Информацию о том, сколько работников будет в штате.

Даже если на момент формирования организации количество работников менее 35, на учет становиться все равно придется, так как впоследствии предприятие может расшириться.

Подав все документы, предприниматель становится обладателем регистрационного номера. С этого момента его ежеквартальная отчетность перед Центром становится такой же регулярной, как и перед налоговыми органами.

Права, которыми может воспользоваться работодатель

В соответствии с законом предприятие может рассчитывать на информационную поддержку со стороны Центра занятости или Центра квотирования. После подачи соответствующего запроса эти органы обязаны ответить на любой вопрос и предоставить сведения для полноценного соблюдения закона.

Изучая вопрос, что значит квотируемое рабочее место, нельзя не отметить одну особенность: человек, которого организация принимает на работу по квоте, должен хорошо справляться со своими обязанностями. То есть если работодатель не доволен исполнителем, он может не брать его в штат. Правда, ему необходимо будет предоставить отчет с перечислением причин для отказа.

Что работодатель обязан выполнять

Существуют действия, связанные с квотированными рабочими местами, которые обязательны для выполнения всеми предприятиями:

  • Для оборудования подходящих рабочих мест для льготников у предпринимателя есть три месяца после создания организации.
  • Регулярная отчетность включает информацию о том, насколько выполнена квота (принятие, увольнение сотрудников), а также об изменениях в количестве квотируемых мест.
  • Рассматривая вопрос, что значит квотируемое рабочее место для инвалидов, работодатель должен обратить внимание на то, какое оснащение потребуется для таких рабочих мест. Требования диктуют техническо-санитарные нормы и программу реабилитации сотрудника.

За несоблюдение законодательства в сфере квотирования предприятию вменяются штрафы. Их величина напрямую зависит от тяжести проступка и формы собственности организации (для частных лиц сумма значительно меньше, чем для юридических).

Специфика приема на работу инвалидов

Для того чтобы создать достойные условия труда инвалидам, работодателю следует тщательно изучить их потребности, а также все нюансы относительно того, что значит квотируемое рабочее место. На работу в организацию могут поступать инвалиды-колясочники, слепые или глухие люди, а также лица с нарушением интеллектуального развития.

Все эти люди должны иметь возможность полноценно выполнять свои рабочие обязанности. На плечи работодателя ложится ответственность по возведению пандусов и поручней на территории предприятия, забота о способах альтернативного общения немых, а также о дублировании всей необходимой информации надписями (чтобы глухие работники могли их прочесть).

При необходимости к сотрудникам с отклонениями в интеллектуальном развитии должен быть приставлен помощник.

Похожие публикации