Таможенное дело и право. Таможенные органы: понятие, структура, система и принципы деятельности


Вопрос 1. Содержание и задачи таможенного дела .

Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:

принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

таможенные режимы;

таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

таможенное оформление;

таможенный контроль;

предоставление таможенных льгот;

ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне­экономической деятельности;

правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются путем пополнения государственного бюджета, путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются путем установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей.

Вопрос 2. Структура таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС РФ.

На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит ФТС РФ. ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей. Структура ФТС включает в себя:8 главных управлений: Главное организационно-инспекторское управление Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий.

11 управлений : Управление кадров; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной инспекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации силового обеспечения.

Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России.

Территориальными подразделениями ФТС являются 7 РТУ:

Центральное таможенное управление;

Северо-западное таможенное управление;

Южное таможенное управление;

Приволжское таможенное управление;

Уральское таможенное управление;

Сибирское таможенное управление;

Дальневосточное таможенное управление.

В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями. Н епосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит осуществление таможенной деятельности в своем регионе. Свою деятельность таможни осуществляют через таможенные посты.

Вопрос 3. Понятие и отраслевые особенности таможенных услуг.

Услуги по таможенному консультированию (таможенный консалтинг).

Таможенный консалтинг – один из самых сложных и ответственных видов консультационных услуг. Это связано не только со сложностью законодательных актов, но и с тем, что несоблюдение таможенных норм может повлечь серьезные риски для участников внешнеэкономической деятельности. Как правило, таможенный консалтинг включает в себя также и юридическую поддержку в случае возникновения различного рода конфликтов и на стадии судебных споров.

Услуги таможенных брокеров (таможенное оформление)

Таможенный брокер – это специализированная компания, являющаяся посредником между государством в лице таможенной службы и участниками внешнеэкономической деятельности. Все таможенные брокеры должны быть занесены в государственный реестр и иметь свидетельство, подтверждающее право занятия деятельностью по таможенному оформлению.

Услуги таможенного брокера включают в себя декларирование товаров, составление таможенной декларации и иных документов, предоставление данных документов в таможенные органы, предъявление декларируемых товаров к таможенному контролю.

Вопрос 4. Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности.Положение о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами разработано на основе таможенного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, а также международных договоров и иных обязательств Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации.Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя.

Меры , связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

В соответствии со статьей 360 там Кодекса товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента:

Выпуска для свободного обращения;

Уничтожения;

Отказа в пользу государства;

Обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

Вопрос 5. Таможенный брокер.

Таможенный брокер (представитель) - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции. Правовой статус брокера определен гл. 15 ТК (ст. 139 - 148). Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включённое в Реестр таможенных брокеров (представителей). Государственное предприятие не может быть таможенным брокером. Особенность деятельности таможенного брокера заключается в том, что все таможенные операции таможенный брокер осуществляет, как если бы он сам перемещал товар через таможенную границу. То есть таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представить свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер вправе:

Предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

Устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Вопрос 6 . Таможенная политика: структура и содержание.

Элементом как внешней, так и внутренней политики государства является таможенная политика, представляющая собой комплекс политико-правовых и иных мер воздействия на поведение участников ВЭД.

Таможенная политика государства должна способствовать расширению внешне-экономических связей, увеличению объёма внешне-тороговых организайций, развитию международного туризма. Таможенная политика должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов от таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, а так же участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулирования развития национальной экономики.

Политические факторы

Экономические факторы

Социальные факторы

Внешние факторы

По направлениям деятельности в состав таможенной политики можно выделить таможенно-тарифную политику, политику совершенствования таможенного контроля, политику таможенных платежей, политику таможенных режимов, политику конфинтеризации (возможно слово написано неправильно) таможенных систем, кадровую политику таможенной службы, политические противодействия коррупции и т.д.

Вопрос 7 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

Рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

Защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

Обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

Вопрос 8. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности .

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД) - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Правительством РФ, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба. ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код, который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Состоит из 21 раздела и 97 групп (77 группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется).


1)Понятие таможенного регулирования и таможенного дела в РФ. Цели, содержание и структура современного таможенного дела

Таможенное дело - совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны.

По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России.

Из самого словосочетания “таможенное дело” следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:


  1. Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.

  2. Таможенные режимы.

  3. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей.

  4. Таможенное оформление.

  5. Таможенный контроль.

  6. Предоставление таможенных льгот.

  7. Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

  8. Правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
2) Таможенная политика России. Цели и методы ее осуществления.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:


  • Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России.

  • Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.

  • Стимулирование развития национальной экономики.

  • Содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.

  • Иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

3) Законодательная основа осуществления таможенного дела в России.

Таможенное законодательство состоит из следующих элементов.

1. Международно-правовые договоры и соглашения, ратифицированные или подписанные Россией, которые регулируют отношения в области таможенного права и способствуют развитию международного сотрудничества. К ним можно отнести:

Таможенную конвенцию о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.);

2. Внутреннее таможенное законодательство представлено:

Таможенным кодексом РФ;

Федеральным законом от 5 июня 2003 г. № 64-ФЗ «О ратификации Соглашения о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства» и др.

3. Другие федеральные законы:

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Нормативные акты ФТС РФ.

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают Таможенный кодекс РФ (от 28.05.2003) и Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21.05.93).

4)Понятие таможенной территории РФ и таможенной границы.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны.

Таможенная граница - воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию.

5)Современная таможенная терминология (основные понятия).

Таможня - государственное учреждение, контролирующее провоз грузов (в том числе багажа и почтовых отправлений) через государственную границу и взимающее таможенные пошлины и сборы.

Таможенное оформление - представляет собой совокупность таможенных операций, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в случае смены таможенного режима.

Таможенная пошлина - налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. По объекту обложения различают ввозимые, вывозимые и транзитные таможенные пошлины. По методу исчисления различают адвалорные, специфические и комбинированные таможенные пошлины.

Таможенные платежи - это налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Таможенная стоимость товаров - денежная стоимость товара, на основе величины которой начисляются таможенные пошлины , сборы и платежи на ввозимый в страну товар; определяется декларантом согласно правилам и методам таможенной оценки.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) - это совокупность таких функций, как: организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке.

Экспорт – это вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке. К экспорту относятся также вывоз товара для переработки в другой стране, перевозка товаров транзитом через другую страну, вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране.

Импорт - ввоз в страну заграничных товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны; услуг в виде платного пользования услугами иностранных фирм, капитала в форме предоставления кредитов и займов.

Таможенная очистка - это выполнение всех необходимых формальностей, которые возникают при перевозке через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Международные перевозки - это перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом. Исключениями являются случаи, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, которые находятся за пределами государства.

6) Структура таможенных органов Российской Федерации и их основные функции.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят:

ГТК РФ (ГТК РФ);

Региональные таможенные управления РФ;

Таможни РФ;

Таможенные посты РФ.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

Участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;

Обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ, принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

Обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ, являющуюся экономической основой суверенитета РФ;

Защищают экономические интересы РФ;

Применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений ;

Взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7) Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации

На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации

Товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю

Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются в соответствии с их таможенными режимами и настоящим Кодексом.

Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы.

9) Роль таможенного перевозчика. Перевозка товаров таможенным перевозчиком.

Использование услуг таможенного перевозчика является одной из основных мер, предпринимаемых в целях соблюдения законодательства при перевозке грузов под таможенным контролем, т.е. в сфере внешнеэкономической деятельности в широком смысле.

Эта мера применяется в случаях, когда у таможенного органа имеются основания полагать, что обычный перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение установленных условий применения режима транзита (ст.36 ТК РФ).

В то же время следует иметь в виду, что участие таможенного перевозчика, согласно законодательству, не может быть предписано при транспортировке товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975г.), а также при перевозке товаров с таможенным сопровождением.

Для реализации основных направлений внешнеэкономической деятельности использование таможенного перевозчика может быть обязательным и инициативным (добровольным).

Перевозка товаров, находящихся под таможенным надзором,

поручается таможенному перевозчику в случае , если у таможенного

органа имеются основания полагать, что иной перевозчик либо его

транспортное средство не могут гарантировать соблюдение положений

таможенного законодательства.
10) Права и обязанности таможенного брокера .

При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер вправе:

Предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

Устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таможенный брокер при совершении таможенных операций обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными Таможенным кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру.

Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом возлагаются только на лицо, указанное в статье 16 Таможенного кодекса, перевозчика либо иное лицо.

За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате при декларировании товаров, таможенный брокер несёт солидарную с декларантом ответственность.

Таможенный брокер обязан вести учёт товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и предоставлять в таможенные органы отчётность о совершенных таможенных операциях.

Таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с ТК при декларировании товаров, таможенный брокер несет такую же ответственность , как декларант. Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Обязанности и ответственность таможенного брокера перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера с представляемым лицом

11) Таможенные склады в составе таможенной инфраструктуры .

В ТК РФ предусмотрено три типа складов, на которых товары могут находиться в течение определенного времени без применения к ним запретов и ограничений экономического характера и без уплаты пошлин и налогов:

Свободный склад;

Таможенный склад;

Склад временного хранения (СВХ)

Свободный склад - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Цель создания образований такого рода - оживление экономики страны через ускоренное развитие её отдельных регионов и предприятий,

Территории свободных таможенных зон и свободных складов по ТК РФ являются частью таможенной территории РФ.

ТК РФ не устанавливает ограничения срока нахождения товаров в данном виде режимов. В свободных таможенных зонах и на свободных складах допускается совершение производственных, и иных коммерческих операций с товарами, Розничная продажа здесь исключается. Свободная таможенная зона создается по решению Правительства РФ, свободный склад - исключительно российскими лицами по лицензии ФТС РФ. Владелец свободного склада должен исключить возможность изъятия, помимо таможенного контроля, товаров, находящихся на складе; не затруднять осуществление: таможенного контроля; соблюдать условия лицензии и требования таможенного законодательства.

Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза , хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом.

Таможенные склады бывают двух типов:

-открытого , если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами;

- закрытого , если они предназначены для хранения товаров владельца там. склада.

Таможенные склады таможенных органов являются складами открытого типа.

Таможенные склады открытого и закрытого типа могут использоваться для хранения отдельных видов товаров, требующих особых условий хранения или способных причинить вред другим товарам (специализированные таможенные склады).

Товары могут храниться на таможенном складе в течение 3 лет. Товары, имеющие ограниченные сроки годности и (или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму и вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180_дней до истечения указанного срока, за исключением подвергающихся быстрой порче товаров, в отношении которых ФТС указанный срок может быть сокращен.

Склад временного хранения (СВХ) представляет собой таможенную процедуру, предназначенную для хранения иностранных товаров без уплаты таможенных платежей и без применения к товарам ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Основными целями применения рассматриваемой таможенной процедуры являются:

Обеспечение сохранности товаров до завершения таможенного оформления в целом;

Предоставление возможности проверки товара и подготовки к таможенному декларированию.

Складами временного хранения (СВХ) являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения, открытые площадки, соответствующие установленным требованиям. Владельцем СВХ может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев СВХ. Его взаимоотношения с лицами, заинтересованными в хранении, строятся на договорной основе.

Как правило, срок временного хранения составляет 2 месяца. По мотивированному запросу лица он может быть продлен максимально до 4 месяцев. Срок хранения скоропортящихся товаров устанавливается в пределах срока их годности, но не более 2 месяцев. Предельный срок хранения товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ, составляет 3 суток.

Товары, имеющие статус временно хранящихся, могут осматриваться, измеряться, пересчитываться и взвешиваться владельцем СВХ или иным уполномоченным лицом, (например, таможенными брокерами) перемещаться в пределах склада, а также с разрешения таможенного органа подвергаться операциям, необходимым для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, включая отбор проб и образцов и исправление поврежденной упаковки.

Склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа. Открытые склады временного хранения могут использоваться для хранения любых товаров. Закрытые склады временного хранения предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения, и могут быть открыты только российскими юридическими лицами, включенными в Реестр владельцев складов временного хранения.

12) Временное хранение товаров.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центр дополнительного профессионального образования

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ»

Курсовая работа студента

Лагода Владимира Валерьевича

Научный руководитель

Случанко Александр Эдуардович

Дата сдачи: ___________

Дата защиты: ___________

Оценка: __________

Калининград 2006

Введение ……………………………………………..………………….……..…3

Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации……..…………….….…...5

1.1. История таможенного дела и таможенной политики России…………....5

1.2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации…………………………….……………………………………....…..6

1.3. Законодательство о таможенном деле………….……………………….....9

1.4.Понятия, используемые в таможенном деле………………………………10

1.5. Таможенная территория и таможенная граница ……..………………....14

1.6. Таможенная политика……………….………….……………………….....19

Глава 2. Таможенные органы Российской Федерации.……………………….23

2.1. Понятие, компетенция и функции таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………………………….....23

2.2. Единая система таможенных органов…………………………………....26

2.3. Федеральная таможенная служба Российской Федерации………….…..28

2.4. Региональное таможенное управление…………………………..…….…33

2.5. Таможни и таможенные посты…………………………………………....36

2.6. Специализируемые таможенные органы………....…….………………..39

Заключение…………………………………………...……………………….....41

Список используемых источников и литературы…….………………….…...43

Приложение………………………………………………………...……….…..44


Введение

Децентрализация внешнеэкономической деятельности и интегрирование экономики в мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным правовыми нормами. Этого требуют нормальное функционирование экономики и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. В связи с чем, актуальным является изучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.

Целью курсовой работы являются изучения структуры и содержания таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации.

В связи с этим основными задачами, предопределившими структуру работы, при раскрытии данного вопроса, являются:

· необходимо определить, когда произошло зарождение таможенного дела и таможенной политики, что явилось предпосылками и каково состояние таможенной системы в настоящее время;

· далее в работе происходит более детальное описание и раскрытие понятий «таможенное дело» и «таможенная политика». Эти два понятия необходимо разграничивать, так как таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, а таможенная политика – это система мероприятий, проводимых государством, направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений;

· таможенная политика осуществляется на основании законодательных актов, регламентирующих деятельность таможенной системы и поэтому следующим будет рассмотрение этих законодательных актов;

· для более детального рассмотрения таможенной политики и таможенного дела необходимо изучить ряд понятий, касающихся данной сферы деятельности государства;

· таможенное дело и таможенная политика осуществляется на территории России через таможенные органы, которые регулируют правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращаю­щиеся в данной сфере, в связи, с чем в работе будут раскрыты структура, функции, задачи и обязанности таможенных органов.

В качестве литературы, использованной при написании данной работы центральное место занимает Таможенный Кодекс РФ, который постоянно модернизируется в целях эффективного осуществления таможенной политики. Также вместе с Таможенным Кодексом РФ были использованы ряд законов, указов и постановлений, касающихся таможенного дела в России. Существенным изменением законодательной базы явился Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", на основании, которого четко определена структура таможенных органов, во главе которых стоит Федеральная Таможенная Служба РФ (ранее центральным звеном в системе таможенных органов являлся Государственный Таможенный Комитет РФ). Данный указ придал государственным органам статус федерального агентства. Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразовался, в свою очередь, в Федеральную таможенную службу, при этом его по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности передаются Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Также для написания работы был изучен ряд учебников, касающихся данной проблематики, в которых очень подробно и четко описываются вопросы, входящие в ведение таможенных органов, структура таможенной системы. Были использованы работы таких специалистов как доцент, кандидат юридических наук – Бакаева О.Ю., кандидат юридических наук – Матвиенко Г.В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – Химичева Н.И. и другие.

Кроме того, в работе будет представлена в качестве приложения структура таможенных органов с сотрудниками, занимающими руководящие должности в данных подразделениях.


Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации

1.1. История таможенного дела и таможенной политики России

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III в. до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), систематизировавшая порядок и величину пошлины, была названа в честь города - тариф. Таможенный тариф стал для государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период своего существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там г сборных торговых или так называемых гостиных мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII в. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,т. е. пошлина, от которого произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» - место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, и, естественно, «таможенник» - служилый человек, взимавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в России и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность заключались в удовлетворении потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране.

В начале XVI в., когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже в Таможенной новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г. наряду с росписями о ставках пошлин с товаров впервые было отражено требование о ведении таможенных книг.

Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период развития нашего государства.

Становление и развитие современного таможенного дела в нашей стране началось с конца 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями.

1.2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации

В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

Согласно ч.

2 ст. 1 Таможенного кодекса РФ таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное же регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и в соответствии с Конституцией РФ (п. «ж» ст. 71) находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела и обеспечивающим непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации является Федеральная таможенная служба (ФТС России), положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429. Нормотворческими полномочиями в области наделено Министерство экономического развития и торговли РФ, в ведении которого и находится Федеральная таможенная служба России.

Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками: 1)

таможенные органы и правовая регламентация их деятельности; 2)

принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; 3)

таможенное оформление как разновидность таможенных процедур; 4)

таможенные режимы как разновидность таможенных процедур; 5)

специальные таможенные процедуры; 6)

таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей; 7)

таможенный контроль; 8)

ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; 9)

правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела.

Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.

Еще по теме 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской Федерации:

  1. 1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. ЦЕЛИ И ЭЛЕМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА РФ
  2. § 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области таможенного дела
  3. 1. Понятие, особенности, цели, виды и принципы юридической ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела
  4. 1. Понятие и правовая основа таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации
  5. 122 . Каковы понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы Российской Федерации
  6. § 1. Понятие и сущность государственной службы в таможенных органах Российской Федерации
  7. 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): понятие и виды
  8. Тема 1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РФ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ
  9. 116 . Каковы понятие и структура органов внешней разведки Российской Федерации
  10. 6.1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  11. 117 . Каковы понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны Российской Федерации
  12. Методы и формы конкурентного регулирования, установленные в законодательстве Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности, и основные полномочия уполномоченных органов исполнительной власти по их применению. Правовое положение, цели, функции, задачи, полномочия Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешнейторговле и таможеннотарифной политике

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -

В книге «История таможенного дела и таможенной политики России» автор рассматривает в простой и доступной для понимания форме основные принципы и этапы развития таможенного дела в России начиная с Киевской Руси и до настоящего времени. История таможен, таможенных пошлин и в целом таможенного дела неразрывно связана с возникновением и развитием государства. Ни одно государство не может существовать без защиты своего экономического суверенитета и экономической безопасности. Поэтому каждое государство уделяет большое внимание таможенному делу, что находит свое отражение в национальном законодательстве. Российская Федерация в этом смысле не является исключением. Книга является учебным пособием для студентов, но она также будет интересна и полезна тем, кто интересуется историей России, ибо дает возможность ознакомиться с еще одной страницей ее исторического наследия: становления и развития таможенной службы, таможенного дела и таможенной политики нашей страны.

Сущность и содержание таможенного дела и таможенной политики

Мир вокруг нас развивается по сложным и интересным законам экономики, которые тесно связаны с историческим развитием государства. Государство возникает постепенно. Так, например, первые государства на Земле, как считают археологи, возникли в V – IV тысячелетии до н.э., на территории Северо-Восточной Африки. Затем процесс создания государств стал распространяться по средиземноморскому бассейну и далее. В разных регионах земного шара процесс создания государства шел по-разному. К X веку государственность возникла почти на всей территории Европы.

В правовой литературе дается множество определений понятия «государство». За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства и сущности его экономического развития.

Не случайно вопрос о соотношении государства и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государственность. Это один из основных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения, становления, так и на последующих этапах ее развития. Выявление сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается. Чтобы установить сущность государства, прежде всего необходимо определить:

Служит ли государство всему обществу или только части общества;

В какой мере государство выражает и защищает интересы всего общества, и в какой мере – интересы и ценности господствующих кругов общества;

Интересы какой части общества государство полностью или частично игнорирует или же ущемляет.

История же таможенного дела и таможенной политики России – это, прежде всего наука – историческая и экономическая.

Как утверждают историки, зарождение таможенного дела относится к глубокой древности. Необходимо помнить, что в центре любых событий всегда стояли конкретные люди, которые принимали решения или выполняли чью-то волю, добросовестно исполнявшие свои обязанности или злоупотреблявшие властью. Все они оставили свой след в истории таможни, а имя каждого из них является ее составной частью.

Во II – III вв. на территории нашей страны зарождается таможенное дело. В этот период происходит разделение труда внутри древних государств и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. Происходит обмен товарами, а затем и купля-продажа. Появились купцы, которые стали специализироваться именно на продаже товаров, но не на их производстве. Следовательно, объективно стали возникать и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и другие сборы. Эти сборы в то время считались налогом, который шел на пополнение казны города, государства.

Сколько помнит себя человеческая цивилизация, видимо, столько же и существуют налоги, пошлины, оброк, иные сборы и платежи, которые взимались государством. С одной стороны, государство должно содержать себя, т. е. содержать правящую верхушку, армию, полицию, административный чиновничий аппарат, а также другие государственные органы. С другой стороны, государство должно учитывать не только свои интересы, но и интересы своего народа.

Надо отметить и то, что разнообразные налоги собирали в Древнем Египте, Древней Греции, в Древнем Риме, на Древнем Востоке.

Многочисленные налоги и пошлины, которые взимались непосредственно от имени государственной власти, при всех ее различиях в принципах начисления налогов, пошлин, составляли доход государства и служили одной из основ его существования. Данное положение существует и в настоящее время в любом государстве.

Налоги и пошлины, которые взимались в определенный исторический период времени, были болезненны не только для плательщиков этих налогов, но и для самого государства. С одной стороны, государство должно было поддерживать себя, свои институты, а с другой – все налоги, пошлины должны были не только взиматься, но и идти в казну государства. Не случайно еще Цицерон Марк Тулий (древнеримский оратор и философ, 106 – 48 до н.э.) говорил, что «Налоги – это нервы государства».

С развитием государства возрастала потребность в средствах для его содержания. Появляются налоговые органы, которые непосредственно занимались пополнением казны. Именно в руках налоговых органов сосредотачивался не только сбор налогов, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах.

Процедура проверки товаров и взимания с них пошлины получила название таможение , а уполномоченные на ее осуществление лица – таможенники .

История таможен, таможенных пошлин и в целом таможенного дела неразрывно связана с возникновением и развитием государства.

Уже в это время небольшие группы ремесленников и торговцев отдельных областей при узости рынков того времени нуждались в защите от конкурентов из других местностей. Эта потребность нашла свое выражение в возникновении системы провозных и торговых пошлин. Если мы обратимся к Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, то прочтем, что «пошлины вообще возникли раньше налогов, в те отдаленные времена, когда слабая государственная власть не решалась обращаться к своим подданным с прямым требованием уплаты налогов. […] Желая получить средства для покрытия государственных расходов, правительства того времени должны были мотивировать свои требования, в большинстве случаев действительно исходившие из услуг, которые оказывало государство. Так […] развились пошлины за передвижение как плата за пользование путями сообщения, отчасти в связи с ними состояли таможенные пошлины как плата за пользование портами, гаванями и другими местами для торговли товарами».

Создание внутренних таможен объективно отвечало стремлению ремесленников и торговцев к монопольному положению на своих, местных, рынках сбыта, так как это давало возможность регулировать привоз товаров из других мест.

На привозные товары в государствах по-разному устанавливались сборы, т. е. данные сборы колебались и зависели от воли того или иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры. Так, например, в III в. до н.э. в городе Тарифа была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его мера измерения, и указана величина сбора за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.

Именно таможенный тариф стал важным инструментом пополнения казны для таможенных органов государства. С учетом экономической конъюнктуры ежегодно ставки тарифа уменьшались либо увеличивались.

Практически около 80% поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин. Таможенная пошлина носила объективный характер и требовала систематического учета.

Недооценка аспекта объективности пошлины приводила к разрушительным последствиям. Стремление собрать как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело не только положительную сторону (когда за счет таможенных пошлин пополняется казна), но и отрицательную сторону, которая выражалась в появлении альтернативного явления, такого как контрабанда, и тем самым ослабляло экономику государства.

Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, и одновременно проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. От проникновения на рынок более дешевых товаров государство проигрывало, так как казна недополучала свои денежные поступления.

История нам говорит, что таможенное дело находится в тесной связи с господствующим общественно-экономическим строем государства и его развитием в любой период времени.

Начиная с V века натуральное хозяйство переходит в денежное. Именно деньги представляют собой конечную цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже только накопительства.

Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в VII – XI вв. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенники и казначей избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.

С расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, начинаются складываться элементы таможенного права.

Следовательно, в таможенном деле начинает постепенно отражаться экономический интерес, который связан не только с торговлей, но и с производством. Таможенное дело посредством таможенного тарифа начало способствовать ускорению развития промышленности, а также защите от конкуренции извне. Таким образом, таможенное дело, с одной стороны, было тесно связано с экономикой, а с другой стороны, с финансами, которые необходимы государству для его развития и функционирования. Задача же государства была не только взимать таможенные тарифы и оказывать влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику, на решение политических вопросов через определенные правила таможенного дела.

История нашей таможни начинается с Новоторгового устава царя Алексея Михайловича (1667 г.), который можно рассматривать как первый наш таможенный тариф… Все внимание государство обращало первоначально на субъект торговли. Проблема внешней торговой политики вначале заключалась в сущности отношения государственной власти к лицам, ведущим торговлю с чужеземными странами. Таможенному праву предшествовало гостиное право, право, регулирующее отношения иноземных гостей, или купцов». Но если внимательно прочитать самые древние исторические документы, то можно с уверенностью сказать, что первое зарождение таможенного дела и таможенной политики России нашло отражение в «Русской правде» (древнейший свод русского раннефеодального права XI – XIV вв.). В «Русскую правду» вошли Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие правовые источники. До нас «Русская Правда» дошла в более чем ста списках, которые классифицируются по составу и времени происхождения на три редакции: краткую, пространственную и сокращенную из пространственной.

  • Вступительное слово Его Превосходительства, Полковника Амара Бангура, Чрезвычайного и Полномочного Посла Гвинейской Республики в Российской Федерации
  • Edition prefacee par Son Excellence le colonel Amara Bangoura, Ambassadeur Extraordinaire et Plenipotentiaire de la Republique de Guinee en Federation de Russie
  • Предмет истории таможенного дела и таможенной политики России
  • Метод изучения истории таможни и таможенной политики России
  • Сущность и содержание таможенного дела и таможенной политики
Похожие публикации