Для ветеринарного применения. Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения. Хранение антисептических лекарственных средств

Требования законодательства в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения динамично меняются, что подтвердилось на заседании круглого стола, состоявшегося в дни проведения выставки «Золотая осень» с участием представителей Министерства сельского хозяйства РФ и Россельхознадзора. Корреспондент портала «сайт» выяснил, какие правила установили недавно принятые нормативные акты, над какими документами продолжается работа, и какие проблемы пока не удается решить. Хочется надеяться, что новые правовые нормы создают благоприятные условия для участников рынка. Так ли это на самом деле? Мы приглашаем читателей портала к обсуждению накопившихся проблем в сфере обращения лекарственных средств. Преодолению каких трудностей, с которыми вы столкнулись на практике, должна, по вашему мнению, содействовать нормотворческая деятельность профильных ведомств.

За последний год в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» трижды вносились поправки, непосредственно касающиеся ветеринарии. В частности, были определены случаи изменения документов регистрационного досье на лекарственный препарат, при которых не нужно проводить экспертизу. Для таких случаев снижен размер госпошлины. Законодательно установлено, что лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности не нужно получать индивидуальным предпринимателям и организациям, которые хранят лекарственные средства только для целей разведения, выращивания, содержания и лечения животных. По словам заместителя директора департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Полины Смышляевой, данные поправки были приняты с учетом негативной правоприменительной практики, когда от ветеринарных клиник зачастую требовали получения лицензии на фармацевтическую деятельность.

В декабре 2014 года на основании Федерального закона 429-ФЗ был значительно расширен понятийный аппарат, в частности, введены понятия «держатель или владелец регистрационного удостоверения», «референтный лекарственный препарат» и «воспроизведенный лекарственный препарат», «производственная площадка», «фармаконадзор». Так, производственной площадкой признается территориально обособленный комплекс производителя лекарственных средств, предназначенный для выполнения всего процесса производства лекарственных средств или его определенной стадии. Под фармаконадзором понимается вид деятельности по мониторингу эффективности и безопасности лекарственных препаратов, направленный на выявление, оценку и предотвращение нежелательных последствий применения лекарственных препаратов.

Выборочный контроль

Обновленная система федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств предусматривает проведение выборочного контроля качества препаратов. Как следует из закона, в рамках такого контроля уполномоченный орган отбирает образцы лекарственных средств для проведения испытаний, в ходе которых проверяется их соответствие установленным требованиям.

В зависимости от результатов испытаний может быть принято решение о переводе лекарственного средства на посерийный выборочный контроль качества в случае повторного выявления несоответствия. Расходы на проведение такого контроля оплачиваются производителем либо держателем (владельцем) регистрационного удостоверения лекарственного препарата. Проводиться выборочный контроль будет в соответствии с годовым планом. В него планируется включать лекарственные препараты, в отношении которых поступали жалобы, было зафиксировано несоответствие их качества заявленному производителем.

На территории Российской Федерации, как ожидается, откроются восемь центров фармаконадзора, которые, в частности, будут оказывать помощь гражданам при оформлении заявлений. Сведения о поступлении жалобы будут заноситься в электронную систему, благодаря этому соответствующая информация будет доступна производителю. Данные о жалобе, адресованной непосредственно производителю, также подлежат введению в электронную систему. После обработки жалобы производитель может сопроводить соответствующую информацию уточняющими сведениями, например, данными о месте приобретения лекарственного средства, указать, не относится ли препарат к фальсификатам и т. д.

160 дней вместо 210, пошлина и макет

Существенные изменения внесены в порядок государственной регистрации лекарственных препаратов. С 210 до 160 рабочих дней сократился срок, установленный для проведения этой процедуры. Введена госпошлина за выдачу регистрационного удостоверения, ее размер составляет 10 тыс. рублей. Реквизиты документа, подтверждающего оплату пошлины, следует указывать в заявлении на госрегистрацию. В настоящее время есть возможность получения дубликата регистрационного удостоверения в случае его утраты или порчи.

Законодательно расширен перечень документов, составляющих регистрационное досье. Так, в отношении лекарственного препарата требуется представлять сведения о вспомогательных веществах, а в отношении фармацевтических субстанций – сведения о примесях. При этом в обоих случаях необходимо сообщать информацию об упаковочных и укупорочных средствах.

Изменились правила представления макета упаковки для тех лекарственных форм, которые выпускаются в разной дозировке, имеют различную концентрацию или объем. Теперь к заявлению и регистрационному досье необходимо прилагать макет этикетки на каждую дозировку, концентрацию, объем и каждое количество доз в упаковке. Раньше один макет мог предусматривать несколько разных концентрации, дозировок и т. д.


Участникам рынка эксперты рекомендуют обратить внимание на статью 17 «Подача и рассмотрение заявления о государственной регистрации лекарственного препарата для ветеринарного применения» Федерального закона 61-ФЗ. Представленные в обновленной редакции этой статьи положения помогут оптимизировать работу при подготовке и оформлении документов.

Федеральным законом № 429-ФЗ предусмотрено обязательное проведение инспекций производств лекарственных средств на их соответствие правилам GMP. Ряд положений документа вводятся в действие постепенно. С 1 января 2016 года устанавливается инспектирование хозяйствующих субъектов, участвующих в обращении лекарственных средств, при рассмотрении заявления на госрегистрацию, а с 1 января 2017 года – инспектирование при подтверждении государственной регистрации. Порядок проведения инспекций разрабатывается Евразийской экономической комиссией и Министерством сельского хозяйства.

Условие хранения лекарств и кормов

Долгожданным документом участники рынка называют Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения. Разрабатывался документ продолжительное время с участием представителей бизнес-сообщества. Правилами установлены общие требования к помещениям для хранения и к организации хранения лекарственных средств; особенности организации хранения в складских помещениях; требования к помещениям для хранения взрывоопасных и пожароопасных лекарственных средств; особенности хранения отдельных групп лекарств.

С момента вступления в силу обновленной редакции правил прошло достаточно времени, чтобы оценить, все ли предусмотренные нормы и положения документа способствуют оптимизации процедур хранения и помогают в организации работы в данном направлении. Как показала первая реакция участников рынка, многие положения требуют разъяснений. Это признают и в Минсельхозе. Представители министерства подтвердили, что поступает немало обращений с просьбой прокомментировать то или иное положение правил.

В министерстве считают, что наиболее волнующий сегодня вопрос – можно ли хранить лекарственные средства совместно с кормами и кормовыми добавками? При ответе на него представитель министерства обратилась к пункту 18 Правил, в котором указано, что отдельно от лекарственных средств следует хранить вещества, оборудование и материалы, предназначенные для оказания ветеринарной помощи, ухода за животными, уборки помещений, а также дезинфекции, дезинсекции и дератизации. При этом корма и кормовые добавки не перечисляются. «При разработке этого документа мы предполагали, что ограничений на совместное хранение лекарственных средств с кормами и кормовыми добавками не будет. Единственное условие – нужно соблюдать инструкции по применению лекарственных средств и кормовых добавок, а также указания производителей кормов для животных», – добавила замдиректора департамента ветеринарии Минсельхоза.

Актуальность правил хранения лекарственных средств очевидна. Ассоциация «Ветбезопасность» приглашает представителей управлений ветеринарии, компаний и организаций, занятых в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, заострить внимание профессионального сообщества на проблемах, которые так и не удалось разрешить, несмотря на обновление правил. Портал «сайт» предоставляет различные возможности для того, чтобы вы смогли донести свою точку зрения и узнать мнения коллег. Вы можете выступить со своим предложением в блоге http://cw09042.tmweb.ru/blog/ . Или подключиться к дискуссии по интересующей вас теме на форуме http://cw09042.tmweb.ru/forum/ . Расскажите о проблеме, с которой столкнулись на практике. Как показывает опыт, совместными усилиями преодолевать трудности удается быстрее. Команда портала готова обобщить поступившие от вас вопросы и обратиться за разъяснениями и комментариями к экспертам.

Вокруг проблемы кетамина

Нельзя обойти вниманием и столь актуальную тему, как применение наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии, в частности вопрос обезболивания крупных животных в зоопарках. На протяжении двух лет продолжается обсуждение данных проблем в рамках заседаний рабочей группы, в которую входят представители ветеринарных клиник.

Что удалось сделать за минувший год? Во-первых, издан приказ Минсельхоза России от 20.05.2015 № 205 «Об утверждении нормативов для расчета потребности в наркотических средствах и психотропных веществах для ветеринарного применения». Во-вторых, в правительство РФ направлено предложение увеличить квоту на карфентанил для сохранения жизни и здоровья животных, содержащихся в российских зоопарках. В-третьих, значительно упрощены требования к хранению наркотических и психотропных лекарственных средств. И наконец, в правительство РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральных закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"». Какую роль сыграют принимаемые меры, еще предстоит оценить. Ассоциация «Ветбезопасность» следит за развитием ситуации.

Одной из основных проблем, которые сохраняют свою актуальность, участники заседания назвали правила распределения кетамина для ветеринарных клиник. За последние два месяца увеличилось количество обращений по поводу этого препарата, зарегистрированного для применения в ветеринарии. Как показал анализ федерального законодательства, консультации представителей различных министерств и ведомств, ограничений не установлено. Несмотря на это, по информации Минсельхоза, оптовые склады, медицинские аптеки, у которые есть соответствующие лицензии, не готовы распределять препарат для применения в ветеринарии.

Особенно злободневна эта проблема для восьми субъектов Российской Федерации, на территории которых кетамин могут применять 23 клиники. Как было объявлено на заседании круглого стола, профильное министерство готовит обращение к губернаторам, что, как ожидается, поможет урегулированию вопроса. Приглашаем читателей портала принять участие в обсуждении и этой проблемы. Все конструктивные предложения и замечания мы сможем представить на рассмотрение рабочей группы, действующей при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

Документы на этапе разработки

В настоящее время разрабатывается проект порядка организации и проведения инспектирования производителей лекарственных средств на соответствие требованиям GMP, определяется процедура выдачи соответствующих заключений.

На рассмотрении в Министерстве юстиции находится административный регламент предоставления госуслуги по регистрации лекарственных средств для ветеринарного применения. По мнению Полины Смышляевой, документ позволит отладить работу Россельхознадзора в данном направлении, поскольку четко определяет сроки и последовательность выполнения соответствующих процедур.

Продолжается работа и над другими документами. В частности, обновляются административные регламенты по предоставлению госуслуги по лицензированию фармацевтической деятельности и производства лекарственных средств. В процессе разработки порядок аттестации уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, соответствующая работа ведется совместно с представителями профессиональных ассоциаций. Как ожидается, в скором времени проект документа будет размещен на официальном сайте. Заинтересованные стороны смогут представить свои замечания и предложения.

В стадии разработки порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения. В нем планируется четко прописать сроки внесения данных в реестр. На сайте www.regulation.gov.ru был размещен перечень наименований лекарственных форм лекарственных препаратов для ветеринарного применения. Поступившие от профессионального сообщества замечания и предложения послужили достаточным основанием для того, чтобы перечень вернулся на доработку. В настоящее время этим и занимаются сотрудники профильного департамента Министерство сельского хозяйства, что подтвердила его представитель.

Еще один большой документ, который предстоит принять в ближайшее время, – Правила проведения доклинического исследования лекарственного средства для ветеринарного применения, клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения, исследования биоэквивалентности лекарственного препарата для ветеринарного применения.


Перечисленные документы планируется принять в ближайшие полгода, но, как предупредила представитель Минсельхоза, этот срок может измениться с учетом прохождения процедуры общественного обсуждения.

В заключение остается отметить, что у представителей профессионального сообщества есть реальные возможности принять участие в определении ключевых положений разрабатываемых нормативных актов. Достаточно проявить инициативу и помнить о том, что внесение изменений в уже утвержденный нормативно-правовой акт требует приложения больших усилий и времени, чем участие в разработке его положений на этапе составления и подготовки документа.

I. Область применения

1. Настоящие Правила отпуска лекарственных средств (далее - Правила) в ветеринарных организациях, в ветеринарных аптечных организациях, юридическими лицами (далее - Организации) и индивидуальными предпринимателями определяют требования к отпуску лекарственных средств и являются обязательными для исполнения Организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляемую в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных. 2. В настоящих Правилах под аптечной организацией понимается ветеринарная аптечная организация, аптечная организация, структурное подразделение ветеринарной организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для ветеринарного применения. 3. Настоящие Правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

При приеме рецептов, изготовлении и отпуске ветеринарных лекарственных форм в аптеках руководствуются указаниями ГФ РБ, являющейся обязательной и для ветеринарных учреждений.

Рецепты на ветеринарные лекарственные формы прописывают также по общим правилам прописывания рецептов. Прописывают их ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшеры.

В рецепте обязательно должны быть указаны следующие сведения о животном:

  • - вид животного,
  • - кличка (или для мелких животных номер),
  • - для молодых животных - возраст,
  • - название хозяйства или фамилия владельца, которым принадлежит животное.

В ветеринарной практике применяют те же лекарственные вещества, что и в медицинской практике. В то же время ветеринарная рецептура имеет и некоторые особенности, связанные с ее назначением.

К особенностям ветеринарной рецептуры относятся:

  • 1) назначение некоторых лекарственных веществ, вышедших из применения или не применяемых в медицинской практике (наганин, ареколин и др.);
  • 2) иные дозировки лекарственных веществ, вес и объем лекарственных форм;
  • 3) более частое применение по сравнению с медицинской практикой веществ, исправляющих вкус или запах лекарства;
  • 4) применение некоторых лекарственных форм, неиспользуемых в настоящее время в медицинской практике (например, болюсы, кашки и др.).

В ветеринарной практике, кроме лекарственных веществ, для медицинского применения применяют и ряд других веществ, предназначенных специально для лечения животных (pro usu veterinario): бромгидрат ареколина, наганин, пластырь шпанских мух, нарывной коллодий, настойка белой чемерицы, корневище чемерицы, семя сабадиллы, антифебрин, арренал, атоксил и ряд вакцин и сывороток.

Дозировки лекарственных средств, применяемые в ветеринарной практике, значительно отличаются от дозировок, применяемых в медицинской практике. Их устанавливают в зависимости от вида, величины и возраста животного, его физиологических и морфологических особенностей и других факторов. Считают, что лошадь и жвачные животные вполне развиты на 3-4-м году жизни, а свинья - на 2-3-м году. Чувствительность разных видов животных к тому или иному медикаменту может быть весьма различна. Например, кошки очень чувствительны к сердечным гликозидам, валерьяновой настойке, фенилсалицилату, фенолу и мало чувствительны к апоморфину; птицы мало чувствительны к стрихнину; крупный рогатый скот очень чувствителен к каломелю и т. д.

Розничные продавцы товаров для животных предлагают своим покупателям многообразный ассортимент, начиная от кормов и заканчивая различными добавками и ветеринарными препаратами. Чем шире ассортимент, тем на большую выручку может рассчитывать магазин, но иногда в погоне за прибылью продавцы так увлекаются, что забывают об отдельных установленных ограничениях и из полученной прибыли оплачивают штрафы. Одно из таких ограничений касается торговли лекарственными средствами для животных, о чем и рассказано в данной заметке.

Какие требования предъявляются к ветеринарным препаратам?

Розничным продавцам, реализующим ветеринарные препараты и добавки, нужно знать, что основным документом, регулирующим отношения по реализации лекарственных средств, в том числе предназначенных для животных, является Закон о лекарственных средствах . В нем дано понятие лекарственных средств, к которым относятся вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни человека и животных. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтически е субстанции). Как видим, к названным категориям несложно отнести ветеринарные препараты, реализуемые в магазинах. В пользу этого говорит Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93*(2) , в нем ветеринарные препараты входят в группу «Медикаменты, химико-фармацевт ическая продукция и продукция медицинского назначения».

К лекарственным средствам, предназначенным для лечения животных, предъявляется ряд требований. Они должны иметь надпись «Для животных» ( п. 5 ст. 16 Закона о лекарственных средствах) и подлежат государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление контроля и надзора в области обращения лекарственных средств (абз. 3 п. 1 ст. 19 Закона о лекарственных средствах). Утверждены отдельные Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок *(3) . Попытки оспорить данный нормативный акт уже предпринимал в суде союз организаций зообизнеса, но безрезультатно (Определение ВС РФ от 21.11.2 005 N ГКПИ2005-1431). Применение незарегистрирова нных лекарственных средств допускается только при клинических исследованиях лекарственных средств или испытаниях лекарственных средств, предназначенных для лечения животных. Во всех остальных случаях могут применяться только зарегистрированн ые лекарственные средства. Следующее требование состоит в том, что розничная торговля лекарственными средствами для животных осуществляется в аптеке, ветеринарной аптеке либо ветеринаром ( п. 6 ст. 32 З акона о лекарственных средствах).

Самое главное для продавцов заключается в том, что деятельность по реализации ветеринарных препаратов относится к фармацевтической и в силу пп. 47 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировани и отдельных видов деятельности *(4) подлежит обязательному лицензированию. На осуществление фармацевтической деятельности лицензия выдается на пять лет и, как правило, в числе лицензиатов выступают аптеки (ветеринарные аптеки), которые получают лицензию в порядке, прописанном в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности *(5) . В сфере обращения лекар ственных средств, предназначенных для животных, лицензии выдает Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Именно туда следует обращаться организации, занимающейся реализацией ветеринарных препаратов и добавок для животных. Но, как показывает практика, владельцы магазинов, реализующих товары для животных, считают, что перечисленные требования к ним не относятся.

К какому мнению приходят судебные инстанции?

Выводы большинства судебных инстанций сводятся к тому, что розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для животных, является фармацевтической деятельностью и подлежит лицензированию. Выделим наиболее распространенные в магазинах товары для животных, при реализации которых, по мнению проверяющих и судебных инстанций, необходима лицензия:

ушные капли для лечения кошек и собак, являющиеся антибактериальны ми лекарственными средствами (постановления ФАС ПО от 19.02.2008 N А55-15396/2007 , ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-2264/2007(33 437-А81-7) , от 02.04.2007 N Ф04-1048/2007(32 057-А81-43)) ;

— препараты, предназначенные для лечения животных, такие как стрессмикс, мадикокс, мастометрин, энрофлон, эстрофан (Постановление Арбитражного суда Кировской обл. от 20.02.2009 N А28-1128/2009-30 /14);

— капели инсектоакарицидн ые, антигельминтные препараты, средства для регуляции половой активности кошек и собак (постановления ФАС ВВО от 28.04.2008 N А28-10474/2007-5 05/27 , Арбитражного суда Челябинской обл. от 12.02.2009 N А76-1435/2009-56 -120);

Реализация любого из перечисле нных видов товаров обязывает продавца побеспокоиться о наличии лицензии. Если ветеринарные средства зарегистрированы и внесены в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок, то, как показывают названные решения, шансов избежать ответственности у продавца, не имеющего лицензии, практически нет. Но это не всех останавливает.

Какая ответственность за нарушения и можно ли ее избежать?

Отсутствие лицензии, обязательной для определенного вида деятельности, является достаточно серьезным нарушением. Об этом говорит факт, что за осуществление деятельности без лицензии (если лицензия обязательна) действующим законодательство м предусмотрены административная и гражданская ответственность. В пункте 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрен административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. Гражданское законодательство предусматривает в качестве одной из мер наказания ликвидацию юридического лица по решению суда (п. 2 ст. 61 ГК РФ) *(6) .

Но иногда продавцы торгуют препаратами без лицензии, прекрасно осознавая, что их могут оштрафовать. Они надеются на малозначительнос ть правонарушения, что может явиться основанием освобождения от ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ, Постановление ФАС УО от 24.09.2008 N Ф09-6673/08-С1). При квалификации правонарушения в качеств е малозначительног о суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительнос ть правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий нарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются фактами, свидетельствующи ми о малозначительнос ти нарушения ( п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). В то же время суд может принять во внимание смягчающие вину обстоятельства и назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном КоАП РФ (Постановление ФАС ВВО от 28.04.2008 N А28-10474/2007-5 05/27).

Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок привлечения к административной ответственности. В розничной торговле, как правило, нарушаются права потребителя, за что срок привлечения к ответственности установлен в пределах года. Однако если зоомагазин реализует товары для кошек и собак, в данном случае потребителем лекарственного средства оказываются (внимание!) животные, поэтому нет оснований полагать, что нарушены права потребителя (гражданина). Значит, срок привлечения к ответственности составляет не год, а всего лишь два месяца (ст. 4.5 КоАП РФ), истечение которых является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности. Безусловно, данные рассуждения можно было бы принять за первоапрельскую шутку, но это не розыгрыш, уважаемый читатель, а выводы, сделанные в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 N 17АП-8424/2008-А К по делу N А50-10625/2008.

Несмотря на то, что за нарушение прав животных предусмотрен меньший срок привлечения к ответственности, не стоит нарушать их и надеяться, что проверяющие его пропустят. Нужно принять все зависящие от организации меры для соблюдения установленных правил и норм. Это может сделать аптека или оптовый поставщик, который должен соблюдать установленные правила оптовой торговли лекарственными средствами (Постановление ФАС УО от 14.01.2009 N Ф09-10219/08-С1) . Розничному магазину проблематично получить лицензию на продажу ветеринарных препаратов. Поэтому владельцам магазинов можно порекомендовать другое решение вопроса — исключение из ассортимента предлагаемых товаров для животных ветеринарных препаратов, для реализации которых не обойтись без лицензии (Постановление ФАС ПО от 27.03.2008 N А55-17560/2007).

С.В. Булаев,

эксперт журнала «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение» , N 3, март 2009 г.

Приложение

к приказу Минсельхоза России

ПРАВИЛА ОТПУСКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ВЕТЕРИНАРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

I. Область применения

1. Настоящие Правила отпуска лекарственных средств (далее - Правила) в ветеринарных организациях, в ветеринарных аптечных организациях, юридическими лицами (далее - Организации) и индивидуальными предпринимателями определяют требования к отпуску лекарственных средств и являются обязательными для исполнения Организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляемую в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.

2. В настоящих Правилах под аптечной организацией понимается ветеринарная аптечная организация, аптечная организация, структурное подразделение ветеринарной организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

3. Настоящие Правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

II. Общие положения

4. Аптечные организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии на фармацевтическую деятельность, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке.

5. Приобретение, хранение и реализация наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в установленном порядке (далее - наркотические средства и психотропные вещества), должны осуществляться только при наличии лицензии на виды деятельности , связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

7. По характеру деятельности ветеринарные аптечные организации и индивидуальные предприниматели подразделяются на:

Изготавливающие лекарственные препараты по рецептам с последующей их реализацией; осуществляющие реализацию готовых лекарственных средств;

Осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов без права изготовления лекарственных препаратов.

8. Ветеринарные аптечные организации могут быть представлены ветеринарными аптеками (далее - Аптека), ветеринарными аптечными магазинами (далее - Аптечные магазины), ветеринарными аптечными киосками (далее - Аптечные киоски).

9. Аптечные организации могут осуществлять следующие функции:

9.1. Аптека:

Реализацию готовых лекарственных препаратов по рецептам и без рецептов;

Изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей с последующей их реализацией;

Реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; предметов ухода за животными, дезинфицирующих и моющих средств , предметов (средств) гигиены, лечебные корма и кормовые добавки (лечебного и профилактического назначения), косметическую и парфюмерную продукцию;

9.2. Аптечный магазин и Аптечный киоск:

Реализацию готовых лекарственных препаратов без рецептов;

Реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; предметов ухода за животными, дезинфицирующих и моющих средств, предметов (средств) гигиены, лечебные корма и кормовые добавки (лечебного и профилактического назначения), косметическую и парфюмерную продукцию;

предоставление необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;

оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.

10. Аптека реализует лекарственные препараты, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке или изготовленные в аптечной организации по рецептам.

11. Не допускается реализация лекарственных препаратов и других товаров, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, незаконных копий лекарственных препаратов и без документов, удостоверяющих их качество.

12. Аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.

13. В аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены:

Копии лицензий на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Книга отзывов и предложений;

Информация о номерах телефонов и режиме работы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии;

информация о наименованиях отделов или зон отпуска соответствующих групп товаров;

Информация о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовленных в Аптеке;

Ценники на лекарственные средства и другие товары, разрешенные к отпуску без рецепта;

Информация о сотрудниках, непосредственно обслуживающих население (таблички, беджи и прочие с указанием Ф. И.О. и должности);

Информация о дежурном администраторе (Ф. И.О., должность) и нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора (за исключением Аптечного киоска);

Копия или выписка из Закона Российской Федерации -1 «О защите прав потребителей » (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140; 1999, № 51, ст. 6287; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; № 52 (ч. 1), ст. 5275; 2006, №ч.), ст. 3439; № 43, ст. 4412, № 48, ст. 4943; 2007, № 44, ст. 5282; 2008, №> 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 23, ст. 2776; № 48, ст. 5711);

Копия или выписка из Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного использования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном представлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 4, ст. 482, № 43, ст. 5357; 1999, № 41, ст. 4923; 2002, № 6, ст. 584; 2003, № 29, ст. 2998; 2005, № 7, ст. 560; 2006, № 7, ст. 790, №ч.), ст. 5588; 2007, № 14, ст. 1697; 2009, № 5, ст. 622).

III. Помещения и оборудование аптечных организаций

14. Все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации.

15. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

16. На площадях аптечных организаций не допускается размещение подразделений, функционально не связанных с указанными в лицензиях видами деятельности.

17. Аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: «Ветеринарная аптека», «Ветеринарный аптечный магазин», «Ветеринарный аптечный киоск»; наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы; ИНН, ОГРН, фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих аптек.

18. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания.

19. Аптечная организация, осуществляющая продажу лекарственных средств в ночное время, должна иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время, с указанием часов работы, звонок для вызова посетителем работника аптечной организации.

20. При закрытии аптечной организации для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования или в связи с ее ликвидацией население извещается об этом объявлением, размещенным на входной двери, за 5 дней до закрытия аптечной организации. В объявлении указывается адрес ближайших аптечных организаций. При закрытии аптечной организации в связи с ремонтом или ее ликвидацией руководитель аптечной организации уведомляет об этом лицензирующий орган, выдавший лицензию.

21. Состав, размеры помещений и оборудование аптечной организации должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям.

22. Общая площадь административно-бытовых помещений аптечных организаций зависит от численности персонала и рассчитывается согласно действующим нормам и правилам. Внутренние поверхности стен, потолков должны быть гладкими, допускать возможность проведения влажной уборки и дезинфекции. Полы аптечных помещений должны иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию средств механизации и влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств. Материалы отделки помещений должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов, при этом не допускается использование деревянных неокрашенных поверхностей.

23. Отделка административно-бытовых помещений допускает использование обоев, ковровых покрытий, паркета, масляных красок и т. п.

24. Аптечные организации должны иметь централизованные системы электроснабжения, отопления, водоснабжения , приточно-вытяжную вентиляцию , канализацию. В аптечных организациях, расположенных вне городов, возможно наличие автономного отопления, канализации и водоснабжения.

25. При организации аптечных пунктов они могут быть оснащены системой кондиционирования; административно-бытовые помещения могут быть общими.

26. Не допускается обогревание помещений газовыми приборами с открытым пламенем или электронагревательными приборами с открытой электроспиралью.

27. В аптечных организациях должны быть созданы условия для соблюдения правил личной гигиены сотрудников.

28. Помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность.

29. Помещения аптечных организаций, расположенных в городе, должны быть оснащены системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно охраняться охранным предприятием, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

30. При изменении планировки помещений аптечных организаций в течение действия лицензии лицензиат информирует об этом лицензирующий орган в установленном порядке.

31. Входная дверь в помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ должна быть металлической или деревянной, обитой железом с обеих сторон с загибом листа на торец двери внахлест или на внутреннюю поверхность двери, толщиной не менее 40 мм; обрамление дверного проема должно быть выполнено из стального профиля, внутри - решетчатая металлическая дверь.

32. Помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ в обязательном порядке должны быть оборудованы внутренней решеткой на оконных проемах (или решеткой между рамами), выполненной из стального прута диаметром не менее 16 миллиметров. Пруты должны быть сварены в каждом узле и образовывать ячейки не более 150 х 150 миллиметров.

33. Доступ в производственные помещения, помещения для хранения товара имеют лица, уполномоченные в установленном порядке. Доступ посторонних лиц в указанные помещения исключается.

34. Аптечная организация должна быть оборудована соответствующей светозвуковой и противопожарной сигнализацией, обеспечивающей все условия для сохранности товарно-материальных ценностей и соблюдения противопожарной безопасности.

35. В аптечных организациях должно быть выделено специальное помещение (шкаф) для хранения моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений и обработке оборудования. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован в соответствии с его назначением.

36. В гардеробной (в специальном шкафу, имеющем маркировку в соответствии с его назначением) верхняя одежда и обувь должны храниться отдельно от санитарной одежды и обуви.

37. Аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями:

Производственные помещения должны быть оборудованы аптечной мебелью, технологическим и другим оборудованием, разрешенными к применению, инвентарем в соответствии с действующими нормативными документами, учитывающими объем и характер деятельности аптечной организации;

Все приборы, аппараты, используемые в аптечной организации, должны иметь технические паспорта, сохраняющиеся в течение всего времени эксплуатации. Необходимо регулярно проводить поверку приборов, аппаратов, используемых в аптечной организации, в соответствии с требованиями нормативных документов;

Для хранения наркотических средств, психотропных веществ при наличии лицензии на право работы с этими группами необходимо наличие сейфов ; для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ - металлических шкафов;

Торговый зал должен быть оборудован витринами , обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, а также обеспечивать удобство в работе для персонала аптечной организации. Возможна открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску в аптечных организациях;

Помещения для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками для их хранения; помещения для хранения термолабильных лекарственных препаратов должны быть оснащены оборудованием, обеспечивающим необходимые условия хранения;

Помещения для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны 2 раза в день регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке;

Шкафами для хранения верхней и санитарной одежды, обуви в гардеробной;

Моющими и дезинфицирующими средствами, хозяйственным инвентарем, применяемыми при уборке помещений и обработке оборудования.

Все оборудование и внешнее оформление помещений в аптечных организациях должны отвечать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и охраны труда.

38. Стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций должны быть установлены следующим образом:

Расстояние до наружных стен - не менее 0,6 - 0,7 м;

Расстояние до потолка - не менее 0,5 м;

Расстояние от пола - не менее 0,25 м;

Проходы между стеллажами - не менее 0,75 м;

На всех стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.

IV. Требования к организации приемки лекарственных препаратов в аптечных организациях

39. При проведении погрузочно-разгрузочных работ при приемке или отгрузке лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должна быть обеспечена защита поступающих лекарственных препаратов от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.

40. Не подлежат приемке лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к реализации из аптечных организаций, с истекшими сроками годности, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам и без документов, удостоверяющих их качество.

41. На лекарственные препараты (лекарственные средства) в поврежденной упаковке, не имеющие сертификатов и/или необходимой сопроводительной документации, забракованные при приемке или отпуске, не соответствующие заказу или с истекшим сроком годности, составляется акт; они должны быть соответствующим образом промаркированы и помещены в специально выделенную зону отдельно от других лекарственных препаратов до их идентификации, возврата поставщику или уничтожения в установленном порядке.

42. Лекарственные препараты, требующие особых условий хранения, необходимо немедленно размещать в местах хранения в соответствии с требованиями данных Правил.

43. Количество принимаемых лекарственных препаратов, требующих особых условий хранения, должно соответствовать имеющейся емкости специального оборудования.

44. Все поставки товара должны сопровождаться документами, позволяющими установить дату отгрузки, наименование лекарственного препарата (включая лекарственную форму и дозировку), номер серии и партии, количество поставленного товара, цену отпущенного лекарственного препарата, название и адрес поставщика и получателя, а также документами, подтверждающими качество лекарственных препаратов.

45. Поставка лекарственных средств может осуществляться только от организаций оптовой торговли , имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.

46. Для проведения предпродажной подготовки лекарственных средств до подачи в торговый зал (распаковки, рассортировки, осмотра товара, проверки качества товара по внешним признакам и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе или поставщике) необходимо оборудовать специальное место, имеющее соответствующую маркировку.

47. Принятые лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, приходуются в течение сроков, отведенных по приемке товара по количеству товарных единиц и комплектности в установленном порядке.

V. Требования к организации хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях

48. Аптечными организациями должны быть предприняты меры для исключения повреждений (разливания, рассыпания, боя), для предотвращения контаминации лекарственных средств (лекарственных препаратов).

49. При хранении лекарственных препаратов (лекарственных средств) используются следующие способы систематизации:

По токсикологическим и фармакологическим группам;

По способу применения;

В соответствии с позициями компьютерного учета.

Принятый способ хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) должен быть оговорен в приказе по аптечной организации и доведен до сведения персонала аптечной организации.

50. Аптечная организация должна вести учет лекарственных препаратов (лекарственных средств) с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией на твердом носителе. Режим архивации устанавливается руководителем аптечной организации.

51. Лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.

52. Хранение наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ должно осуществляться в соответствии с действующими нормативными требованиями.

VL Требования к отпуску (реализации) лекарственных препаратов в аптечных организациях

53. Отпуск (реализация) лекарственных препаратов осуществляется по рецепту и без рецепта ветеринарного врача.

54. При поступлении в аптечную организацию рецептов специалист аптечной организации проводит оценку их соответствия определенным требованиям и в соответствии с тарифами определяет стоимость изготавливаемого и отпускаемого лекарственного препарата.

55. Отпуск лекарственных препаратов, имеющих особые условия реализации (наркотические средства, психотропные вещества, этиловый спирт и другие), осуществляется с соблюдением требований действующих нормативных документов и настоящих Правил.

56. Реализуемые из аптечных организаций лекарственные препараты должны иметь информацию согласно государственному информационному стандарту лекарственного средства.

57. При отпуске лекарственных препаратов уполномоченный сотрудник аптечной организации информирует покупателя о правилах применения лекарственного препарата для лечения и профилактики заболеваний животных: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема (с учетом приема корма и пр.), правилах хранения и др.; обращает внимание покупателя на необходимость внимательно ознакомиться с информацией о лекарственном препарате. Ответы сотрудника должны быть профессиональными, грамотными, с соблюдением требований этики.

58. В исключительных случаях при отпуске лекарственных препаратов допускается нарушение вторичной заводской упаковки. При этом лекарственное средство должно отпускаться в аптечной упаковке с обязательным указанием наименования, заводской серии, срока годности лекарственного средства, серии и даты по лабораторно-фасовочному журналу и другой необходимой информации (инструкция, листок-вкладыш и т. д.).

Не допускается нарушение первичной заводской упаковки лекарственных средств.

59. По требованию покупателя уполномоченный сотрудник аптечной организации предоставляет информацию о документах по ценам и срокам годности лекарственных средств и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, и о документах, подтверждающих их качество.

60. Для информации о лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, могут быть использованы витрины различного типа, где выставляются лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача и образцы имеющихся товаров.

Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно: лекарственные препараты для внутреннего употребления и лекарственные препараты для наружного применения. Внутри групп лекарственные препараты располагаются по фармакотерапевтическому признаку.

61. В залах самообслуживания посетитель вначале получает всю необходимую информацию об интересующих его безрецептурных лекарственных препаратах, других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, от консультанта, работающего в зале, затем с выбранным товаром обращается к контролеру-кассиру.

62. Информация об услугах, предоставляемых аптечными организациями, а также реализуемых лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

63. Контрольно-кассовые аппараты аптечной организации должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения аптечной организации в установленном порядке.

64. Покупатель вправе возвратить или заменить товар ненадлежащего качества, приобретенный в аптечной организации (за исключением тех товаров, которые включены в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации в соответствии с действующим порядком).

65. При отпуске лекарственных средств по рецепту, выданному ветеринарным работником, имеющим на это право, работник Аптеки делает отметку на рецепте об отпуске лекарственного средства (наименование или номер ветеринарной аптечной организации, наименование и дозировка лекарственного средства, отпущенное количество, подпись отпустившего и дата отпуска).

66. При отпуске лекарственных средств по рецептам, действующим в течение одного года, рецепт возвращается с указанием на обороте наименования или номера ветеринарной аптечной организации, подписи работника ветеринарной аптечной организации, количества отпущенного препарата и даты отпуска. При очередном обращении в ветеринарную аптечную организацию учитываются отметки о предыдущем получении лекарственного средства. По истечении срока действия рецепт гасится штампом «Рецепт недействителен» и оставляется в ветеринарной аптечной организации.

67. В исключительных случаях ветеринарным специалистам и фармацевтическим работникам аптечной организации разрешается производить единовременный отпуск назначенного ветеринарным врачом лекарственного средства по рецептам, действующим в течение одного года, в количестве, необходимом для лечения животных в течение двух месяцев, за исключением лекарственных средств, подлежащих предметно- количественному учету. В случае отсутствия в аптечной организации выписанного ветеринарным врачом лекарственного средства, за исключением лекарственного средства, включенного в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), а также иного лекарственного средства, отпускаемого бесплатно или со скидкой, работник аптечной организации может осуществлять его синонимическую замену с согласия владельца животного.

68. Рецепты на лекарственные средства с пометкой «statim» (немедленно) обслуживаются в срок, не превышающий один рабочий день с момента обращения владельца животного в аптечную организацию.

69. Рецепты на лекарственные средства с пометкой «cito» (срочно) обслуживаются в срок, не превышающий двух рабочих дней с момента обращения владельца животного в аптечную организацию.

70. В аптечной организации должны быть обеспечены условия сохранности оставленных на хранение рецептов на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету.

71. Сроки хранения рецептов в аптечной организации составляют:

На лекарственные средства, отпускаемые по рецептам ветеринарного врача (фельдшера), - пять лет;

На наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Перечнень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии - десять лет;

на иные лекарственные средства, подлежащие предметно - количественному учету, за исключением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список Перечня наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии; анаболические стероиды - три года.

72. По истечении срока хранения рецепты подлежат уничтожению в присутствии комиссии, о чем составляются акты.

73. Приобретенные гражданами (владельцами животных) лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену в соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 55 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 4, ст. 482; № 43, ст. 5357; 1999, № 41, ст. 4923; 2002, № 6, ст. 584; 2003, № 29, ст. 2998; 2005, № 7, ст. 560; 2006, № 7, ст. 790; 2006, №ч.), ст. 5588; 2007, № 14, ст. 1697; 2009, № 5, ст. 622).

74. Не допускается повторный отпуск (реализация) лекарственных средств, признанных товаром ненадлежащего качества и возвращенных гражданами по этой причине.

75. Неправильно выписанные рецепты погашаются штампом «Рецепт недействителен» и регистрируются в журнале. Информация обо всех неправильно выписанных рецептах доводится до сведения руководителя соответствующего ветеринарного лечебно-профилактического учреждения.

VII. Учет и отчетность в аптечных организациях

76. Аптечные организации ведут оперативный и бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей по установленным формам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

77. Учет товара в аптечных организациях осуществляется по наименованиям, сериям, срокам годности, закупочным и (или) отпускным ценам по схемам, наиболее целесообразным в условиях данной организации (индивидуальная, натурально-стоимостная, стоимостная).

78. Предметно-количественному учету подлежат наркотические средства, психотропные вещества, спирт этиловый и другие лекарственные средства в соответствии с нормативной документацией.

79. Порядок формирования розничных цен на лекарственные препараты (лекарственные средства) для аптечной организации независимо от организационно-правовой формы и форм собственности устанавливается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов , утвержденных Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

IV. Контроль за отпуском аптечными организациями лекарственных

80. Внутренний контроль за соблюдением работниками аптечной организации порядка отпуска лекарственных средств (в том числе подлежащих предметно-количественному учету; лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), а также иных лекарственных средств, отпускаемых бесплатно или со скидкой), осуществляет руководитель (заместитель руководителя) аптечной организации или уполномоченный им ветеринарный (фармацевтический) работник аптечной организации.

81. Внешний контроль соблюдения аптечными организациями порядка отпуска лекарственных средств осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах их компетенции.

VIII. Требования к персоналу аптечных организаций

82. Наличие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего фармацевтического или ветеринарного образования и сертификата специалиста.

83. Наличие у работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, высшего или среднего фармацевтического или ветеринарного образования и сертификатов специалиста.

84. Наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического или ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста.

85. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять ветеринарный фельдшер или фармацевт, имеющий сертификат специалиста.

86. В отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, допускается привлечение лиц с высшим или средним фармацевтическим или ветеринарным образованием в качестве консультантов.

87. Специалисты аптечных организаций должны повышать свою квалификацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

88. Персонал аптечных организаций должен соблюдать правила личной гигиены, включая использование специальной одежды.

89. Не разрешается в производственных помещениях, а также на рабочих местах в торговом зале курение, прием пищи, хранение личных лекарственных препаратов, продуктов питания, напитков, табачных изделий.

90. В своей производственной деятельности сотрудники аптечных организаций руководствуются законодательством Российской Федерации в области фармацевтической деятельности, правилами внутреннего трудового распорядка, требованиями техники безопасности и настоящими Правилами.

IX. Обеспечение качества лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях

91. В аптечной организации должна быть сформирована система управления качеством аптечной организации.

92. Каждая аптечная организация должна иметь правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные руководителем организации, с отметкой об ознакомлении сотрудников. Пересмотр правил и повторное ознакомление с ними сотрудников аптечной организации производятся ежегодно.

93. Аптечной организацией должны регулярно проводиться внутренние проверки на соответствие требованиям настоящих правил.

При проведении проверок следует обращать внимание на наличие в аптечной организации соответствующих документов на занимаемые помещения, должностных инструкций сотрудников, стандартов, иных необходимых документов.

94. Проверки могут проводиться как сотрудниками аптечной организации, независимыми от лиц, непосредственно осуществляющих проверяемую деятельность, так и независимыми экспертами.

95. Частота проверок определяется самой аптечной организацией.

96. Результаты проверок протоколируются и доводятся до сведения персонала, ответственного за проверяемый участок работы, и руководства аптечной организации.

97. При последующих проверках контролируется выполнение рекомендаций и их эффективность.

98. Каждый сотрудник аптечной организации должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, порядком выполнения закрепленных за ним обязанностей, нормативными правовыми актами и стандартами, относящимися к деятельности организации. В аптечных организациях на каждого сотрудника должны быть должностные инструкции, утвержденные в соответствующем порядке.

В аптечных организациях должна быть предусмотрена система постоянного повышения профессионального образования сотрудников по вопросам законодательства Российской Федерации, применения лекарственных средств и другое. План и темы занятий утверждаются руководителем аптечной организации.

99. Руководитель аптечной организации назначает из руководящего персонала уполномоченного по качеству лекарственных средств.

100. Аптечная организация обеспечивает ведение документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ветеринарная медицина шагает вперед семимильными шагами, появляется множество , биологически активных добавок и вакцин, для улучшения состояния , и других , увеличения их выживаемости и повышения сопротивляемости организма. Однако в ветеринарии уже давно и очень успешно применяется препарат, способный заменить добрую половину современных лекарств, он называется антисептик-стимулятор Дорогова (АСД). Сегодня мы познакомимся с фракция 2, его инструкцией и особенностями применения.

Описание, состав и форма выпуска

Антисептик-стимулятор Дорогова изготавливается из мясокостной посредством возгонки органического сырья при высокой температуре.

В состав лекарственного раствора входят производные амидов, алифатические и циклические углеводороды, холин, карбоновые кислоты, соли аммония, другие соединения и вода.

Внешне препарат представляет собой жидкий раствор, цвет которого варьируется от желтого до бурого с красной примесью. Жидкость быстро растворяется в воде с образованием незначительного мелкого осадка.

Стерильный препарат фасуется в стеклянные бутылочки, емкостью 20 мл и 100 мл.

Биологические свойства

Благодаря своему составу, АСД фракции 2 известен обширными фармакологическими свойствами , что объясняет его успешное применение в ветеринарии.

Знаете ли вы? А.В. Дорогов изобрел данное средство в 1947 году и позиционировал его как лекарство, которое может применяться, в том числе, для лечения людей от онкологических болезней. В его архивных записях имеется информация о том, что именно АСД помог спасти от рака мать Лаврентия Берии.

Показания к применению

АСД фракции 2 применяют, согласно инструкции для лечения и профилактики сельскохозяйственных животных, и других домашних птиц, может применяться для .

  • При поражениях и болезнях внутренних органов, в частности, ЖКТ.
  • При заболеваниях половой сферы, терапия вагинитов, эндометритов и других патологий у .
  • В целях стимуляции обменных процессов и ускорения роста потомства домашней птицы.
  • В качестве стимулятора собственного иммунитета во время реабилитации после перенесенных заболеваний.
  • Для нормализации функционирования ЦНС.
  • Может применяться при различных травмах, обеспечивая антисептическое и заживляющее действие.

Способ применения и дозы

Для правильного дозирования препарата нужно четко следовать указаниям в инструкции, поскольку дозировка для разных животных сильно отличается.

Важно! При применении внутрь препарат должен употребляться животным до или во время утреннего приема пищи.

Лошади

При расчете нормы для следует придерживаться общего правила возрастной дозировки .

  • Если возраст животного составляет менее 12 месяцев, то 5 мл препарата разводят в 100 мл кипяченой воды или комбикорма.
  • В период с 12 до 36 месяцев дозировка увеличивается вдвое и составляет 10-15 мл средства на 200-400 мл растворителя.
  • Для лошадей старше 3 лет доза увеличивается незначительно, до 20 мл лекарства и до 600 мл жидкости.

КРС

Для лечения АСД назначается внутрь, при этом рекомендуется придерживаться следующей схемы :

  • животным до 12 месяцев - 5-7 мл лекарства, разведенного в 40-100 мл воды;
  • в возрасте 12-36 месяцев - 10-15 мл на 100-400 мл корма или воды;
  • старше 36 месяцев должны получать 20-30 мл препарата в 200-400 мл жидкости.

Лекарственное средство также применяют местно для лечения гинекологических осложнений у , используя метод спринцевания. Дозировка подбирается согласно поставленному диагнозу и инструкции в каждом отдельном случае.

Для промывания инфицированных ран используется 15-20% раствор АСД.

Овцы

Овцы получают самую слабую дозу из всех домашних животных:

  • до 6 месяцев всего 0,5-2 мл на 10-40 мл воды;
  • с полугода до года - 1-3 мл на 20-80 мл жидкости;
  • старше 12 месяцев - в 40-100 мл воды разводят 2-5 мл лекарства.

Свиньи

Применение у возможно с 2 месяцев .

  • с 2 месяцев и до полугода доза составляет 1-3 мл препарата к 20-80 мл воды;
  • после полугода - 2-5 мл на 40-100 мл воды;
  • после 1 года - 5-10 мл на 100-200 мл жидкости.

Куры, индюки, гуси, утки

Для лечения домашних птиц согласно инструкции АСД фракции 2 предполагает следующий порядок применения: для взрослых особей на 100 литров воды или 100 кг берется 35 мл препарата; для молодых особей с целью укрепления организма берется дозировка из расчета 0,1 мл раствора на 1 кг живого веса особи.

Для домашней птицы препарат применяется не только внутрь, но распыляется в месте обитания птиц в виде 10%-го водного раствора (5 мл раствора на 1 кубический метр помещения). Делается это на протяжении 15 минут на первый, двадцать восьмой и тридцать восьмой дни жизни молодняка для ускорения роста. Этот способ позволяет также вылечить молодое поголовье от аптериоза, при котором слабо оперяются.

Собаки

При подготовке раствора АСД-2 для собак, нужно учитывать, что его может принимать животное старше полугода и в такой дозировке как 2 мл препарата на 40 мл воды .

Меры предосторожности и особые указания

Поскольку препарат включен в группу умеренно опасных веществ, рекомендуется работать с ним исключительно в резиновых перчатках, чтобы не допустить попадания средства на кожу. После окончания работы руки моют концентрированным теплым мыльным раствором, затем ополаскивают проточной водой.

Похожие публикации