Почему глаза не мерзнут зимой. Исследовательская работа на тему "Почему глаза зимой не мёрзнут?" (Электронный образовательный ресурс)

Исследовательская работа

Тема: «Почему глаза зимой не мёрзнут?»

Выполнила:

ученица 2 «Г» класса

МБОУ СОШ № 45 г. Белгорода

Бредихина Анастасия

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Сысолятина Светлана Юрьевна

г. Белгород

2015 г.

Актуальность работы: тема работы актуальна и может представлять интерес, так как касается здоровья человека, что важно для каждого из нас.

Цель исследования :

Исследование защитных свойств глаз от мороза.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Изучить литературу по данной теме;

Узнать строение глаза человека;

Опытным путём исследовать свойства слезы и причину незамерзания глаз.

- подтвердить или опровергнуть рабочую гипотезу;

Сделать выводы.

Гипотеза: если глаза не мёрзнут, значит, у них есть защита от холода.

Объект исследования : человек.

Предмет исследования : глаза.

Практическая значимость: данная работа может быть использована как дополнительный материал для уроков окружающего мира, ОБЖ; во внеклассной работе.

Методы исследования :

1. анализ литературы по данной теме;

2. обобщение фактов;

3. опыт и эксперимент.

Оглавление

1 Введение Стр. 2

2. Основная часть Стр. 2-5

3. Практическая часть Стр. 5-8

4. Заключение Стр. 8

5. Используемая литература и интернет - ресурсы Стр. 9

1. Введение

В Древнем Риме рассказывали такую историю: как-то раз в холодную погоду некий римский юноша, весьма тепло одетый, встретил старого скифа, на котором не было никакой одежды, не считая набедренной повязки. «Как же ты можешь терпеть такой холод?» – удивился римлянин. «Но ведь у тебя лицо тоже ничем не прикрыто – и ты терпишь», – ответил скиф. «Так то лицо – оно привыкло к холоду!» – «А ты представь, что я весь – лицо!». Действительно, приучить терпеть холод в принципе можно любую часть тела. Мы обычно приучаем к этому именно кожу лица – правда, смотря на сколько холодно, скажем, при сорокаградусном морозе коже лица тоже приходится несладко. Но всё же есть часть тела, точнее, часть лица, которая даже в сильный мороз не испытывает дискомфорта, которая не боится обморожений! Эта часть – глаза.

2. Основная часть

Что же их защищает и от повреждения холодом, и от неприятных ощущений на морозе?

Заинтересовавшись этим вопросом, я обратилась к научной литературе .

Н
аучные выкладки очень занимательны, однако, для того, чтобы наглядно увидеть структуру глаза и понять как он работает, я отправилась на лекцию к экспертам, которые преподают в Белгородском медицинском колледже.

С кем я там только не познакомилась…..

Но о строении глаза не забыла.

Вместе со студентами колледжа я изучила строение глаза



Из литературы, из источников интернет - ресурсов, а также от преподавателей Белгородского медицинского колледжа я узнала много интересного о глазе.

Стекловидное тело глазного яблока состоит из воды на 99%, а роговица (внешняя поверхность глаза) всегда увлажнена. Ведь, казалось бы, глаза, в первую очередь, и должны замёрзнуть, если учесть, что глазное яблоко состоит из жидкости на 90%, а поверхность его увлажняется постоянно – попробуйте-ка выйти на мороз с мокрым лицом! А с влажными глазами ничего страшного не происходит…

Глаза очень хорошо защищены от замерзания. Факторов, не позволяющих глазам замерзнуть, несколько.

Во-первых, начнём с того, каким образом мы вообще чувствуем холод – равно как и тепло. Часто говорят, что у человека пять чувств (точнее – ощущений), но в действительности их несколько больше. Так, говоря об осязании (кожной чувствительности) мы в большинстве случаев имеем в виду несколько видов ощущений: прикосновение, боль, а также изменение температуры. Каждому виду ощущений соответствуют свои рецепторы – образования из нервных окончаний и специальных клеток, которые под воздействием внешней среды генерируют нервный импульс, причём воздействие должно быть строго определённым. Рецепторы, которые реагируют на изменение температуры окружающей среды, называются терморецепторами – именно благодаря им мы испытываем неприятные ощущения или даже боль на сильном морозе. Глазные же яблоки именно таких рецепторов – терморецепторов как раз и лишены, им нечем ощущать холод!

Во-вторых, жидкость, которая увлажняет глаз - это не чистая вода, она содержит соли. А у соленой воды точка замерзания ниже, чем у чистой воды. Высокая концентрация солей в слезе позволяет ей не замерзать даже при -32°C.

В-третьих, в нашем организме действует мощная система терморегуляции, которая начинает работать каждый раз, когда температура окружающей среды отличается от оптимальной. Глаза обильно снабжены кровеносными капиллярами, и при снижении температуры кровоток в них усиливается, принося к глазам дополнительное тепло и не позволяя им замерзнуть.

В четвертых, глазное яблоко хорошо защищено от повреждений со стороны окружающей среды: большая его часть расположена в углублении черепа - глазнице, а снаружи его прикрывает веко.

Глаза можно заморозить, но для этого потребуется очень низкая температура.

3. Практическая часть

Как и любой уважающий себя учёный, (в данный момент выступаю в роли начинающего учёного) я практически решила изучить свойства слезы.

Опыт «Исследование свойств слезы»

    Сначала я с большим трудом добыла свои слезы. В этом мне помог репчатый лук. Я его резала и плакала. Слёзы собрала в чайную ложечку.




    Рассмотрела слёзы. Они прозрачные бесцветные и жидкие, как вода.

    Затем я понюхала слёзы. Оказалось, что они не пахнут.

    Я попробовала слёзы. На вкус они солёные.

Вывод. Слёзы – это солёная вода.

Эксперимент с пресной и солёной водой.

Я поставила под сомнение тот факт, что соленая вода замерзает только при очень низких температурах, и решила провести небольшой эксперимент, заморозив чистую воду из под крана и точно такую же воду, в которую добавила соль. И вот что у меня получилось.



1) В два стакана налила одинаковое количество воды.



3) Поставила оба стакана с водой в морозильную камеру.



4) Через 1 час я достала из морозильной камеры стаканы и увидела, что в стакане с пресной водой образовался лёд, а солёная вода осталась в жидком состоянии, только стала очень холодная.



Вывод.

Таким образом, учитывая, что вода замерзает при 0 0 С, у солёной воды точка замерзания гораздо ниже, чем у пресной воды. При том, что максимально холодная температура в моей морозильной камере составляет - 18 0 С, соленая вода все равно осталась в жидком состоянии.

4. Заключение

Меня заинтересовал вопрос «Почему глаза зимой не мёрзнут?» Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я изучила литературу о глазе, нашла материал в интернет – ресурсах, послушала лекцию в Белгородском медицинском колледже о строении глаза, самостоятельно поставила опыт и эксперимент.

Моя гипотеза: «Если глаза не мёрзнут, значит, у них есть защита от холода» получила подтверждение. Природа – матушка позаботилась о глазах человека. Нужно только не разрушать эту защиту: беречь глаза.

Вывод: опыты подтвердили теоретические изыскания, в связи с чем предлагаю исследование считать завершенным, а опыты оконченными.

5. Используемая литература и интернет-ресурсы

* Анатомия человека: Сапин М. Р., Билич Г. Л. учебник в 3 т. - изд. 3-е испр. 2007. - Т. 1, Т. 2, Т. 3.

* Анатомия человека: учебник: в 2 т. / С. С. Михайлов, А. В. Чукбар, А. Г. Цыбулькин; под ред. Л. Л. Колесникова. - 5-е изд., перераб. и доп. - 2011. - Т. 1. - 704 с.: ил.

* Анатомия человека: учебник: в 2 т. / С. С. Михайлов, А. В. Чукбар, А. Г. Цыбулькин; под ред. Л. Л. Колесникова. - 5-е изд., перераб. и доп. - 2011. - Т. 2. - 624 с.: ил.

* Краев А.В. Анатомия человека. Том 1 - 1978 - с.496

* Тело человека.- М.: Литтерра, 2011.- 12 с.- ISBN 978-5-4235-0017-7 .- (Серия «Узнай, что внутри»)

* Человек: Загляни внутрь.- М.: Махаон, 2011.- 90 с., ил.- ISBN 978-5-389-00859-5

* Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья.-М.: Физкультура и спорт, 1992.- 592 с., ил.- ISBN 5-278-00220-4

Когда ударяет мороз, мы спешим надеть варежки, чтобы не обморозить руки, и завязать шарф повыше, чтобы закрыть нос и щеки. Обморожение не грозит только глазам. Хотя на первый...

Когда ударяет мороз, мы спешим надеть варежки, чтобы не обморозить руки, и завязать шарф повыше, чтобы закрыть нос и щеки. Обморожение не грозит только глазам. Хотя на первый взгляд это может показаться странным. Мало того что стекловидное тело, занимающее около ⅔ объема глазного яблока, состоит из воды примерно на 99%, так еще и роговица глаза постоянно увлажнена.

Более того, в глазах отсутствуют терморецепторы, которые чувствительны к изменениям температуры окружающей среды и отправляют в мозг соответствующие сигналы. Следовательно, холода глаза не ощущают. Логично предположить, что при сильном морозе они должны превратиться в ледышки. Но этого не происходит. Почему? Глаза имеют надежную защиту.

Во-первых, это слезная пленка. Она состоит из трех слоев: жировой ткани, слизистого и водного. Именно водный слой и защищает глаза от охлаждения, так как содержит не чистую воду, а соленую. Высокая концентрация солей в слезах позволяет им не замерзать даже при низких температурах.


Во-вторых, глазное яблоко очень удобно расположено. Большая его часть находится в углублении черепа - глазнице, а снаружи его прикрывает веко.

Наконец, в-третьих, в человеческом организме действует мощная система терморегуляции. Она приступает к работе каждый раз, когда температура окружающей среды начинает отличаться от оптимальной для человека. При морозе кровоток в кровеносных сосудах усиливается и приносит к глазам дополнительное тепло, не позволяя замерзнуть.


Что касается животных, способ защиты их глаз от переохлаждения зависит от класса. Так, у млекопитающих строение органов зрения идентично человеческому. Поэтому принципиальной разницы в терморегуляции нет.

Александра Босенко
«Почему глаза не мерзнут зимой?» Презентация конкурса «Я - исследователь»

В этом году ребенок из нашей группы принял участие в городском конкурсе № я исследователь ". К сожалению, не хватило одного балла, чтобы стать призером, но "лауреат" - тоже неплохо. Представляю Вашему вниманию нашу презентацию .

1 слайд. Тема моего исследования : ПОЧЕМУ ГЛАЗА НЕ МЕРЗНУТ ЗИМОЙ ?

3 слайд. Однажды, я и мама гуляли в зимнем парке. Через некоторое время у меня замерзли нос и щеки . Было холодно даже рукам, хотя на них были одеты варежки. А вот глаза , которые все время находились на холоде, не замерзли .

4 слайд. Только выступили слезы. Я спросил у мамы, почему мои влажные глаза не превратились в ледышку?

5 слайд. Ведь вода замерзает на морозе .

6 слайд. А глаза не превращаются в лед. Мама ответила, что с этим вопросом надо разобраться.

7 слайд. Я решил спросить у ребят в детском саду, может они знают, . Но ребята даже не задумывались об этом.

8 слайд. Тогда я решил проверить свою гипотезу, что глаза не замерзают , потому, что их защищают слезы. А слезы соленые. Утром я развел в воде соль и поставил в морозилку стакан с соленой водой и стакан с простой водой. Простая вода к вечеру превратилась в лед, а вот соленая – не замерзла . Значит, мое предположение оказалось верным.

9 слайд. Для получения более точной информации я посмотрел по телевизору передачу «Галилео» , где как раз освещался этот вопрос. Нашел информацию в интернете и в журналах «Собери и познай человеческое тело»

10 слайд. И вот что выяснилось : глаза никогда не мерзнут , потому что в них отсутствую нервные окончания, чувствительные к холоду (терморецепторы) .

Ну а почему глаза не замерзают на морозе ? В самом деле, стекловидное тело глазного яблока состоит из воды на 99%, а роговица (внешняя поверхность глаза ) всегда увлажнена. Казалось бы, при сильном морозе глаз должен превратиться в ледышку.

Но глаза очень хорошо защищены от замерзания . Факторов, не позволяющих глазам замерзнуть , несколько.

Во-первых, жидкость, которая увлажняет глаз - это не чистая вода, она содержит соли. А у соленой воды точка замерзания ниже , чем у чистой воды. Высокая концентрация солей в слезе позволяет ей не замерзать даже при -32°C .

Во-вторых, в нашем организме действует мощная система терморегуляции, которая начинает работать каждый раз, когда температура окружающей среды отличается от оптимальной. Глаза обильно снабжены кровеносными капиллярами, и при снижении температуры кровоток в них усиливается, принося к глазам дополнительное тепло и не позволяя им замерзнуть .

В-третьих, глазное яблоко хорошо защищено от повреждений со стороны окружающей среды : большая его часть расположена в углублении черепа - глазнице , а снаружи его прикрывает веко.

11 слайд. Я много узнал, но все же, как и наметил, отправился на прием к врачу-офтальмологу, Ладыгиной Евгении Петровне. И она подтвердила мне все, о чем я узнал из передачи, журналов и интернета.

12 слайд. А еще офтальмолог показала мне макет глаза в увеличенном размере – впечатляющее зрелище!

13 слайд. Так же Евгения Петровна дала совет : бережно относиться к своим глазам : меньше смотреть телевизор,

15 слайд. А так же правильно питаться, то есть кушать овощи и фрукты, в частности, морковь и чернику.

16 слайд. Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, а кроме этого я так же узнал, что глаза – один из важных органов, который надо беречь.

17 слайд. Будьте здоровы, берегите глаза !

18 слайд. Спасибо за внимание.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детская сад «Звёздочка»

Проект

«Почему глаза не мерзнут зимой?»

Подготовила: Артёмова М.М.

г.Морозовск.

Исследовательский проект «Почему глаза не мерзнут зимой?»

Введение

Главная цель проекта – изучить защитные свойства организма человека для защиты глаз от холода.

Гипотеза: глаза защищены от холода не только слезами, но и другими свойствами нашего организма.

Объект исследования: глаз человека и его свойства.

Задачи исследования:

1.Научиться получать информацию из различных источников: Интернет, научные передачи по телевизору, плакаты, журналы, беседы со взрослыми и сверстниками.

2.Проведение опытов с соленой и пресной водой.

3. Знакомство со свойствами организма, не позволяющими глазам замерзнуть.

4. Узнать больше информации о бережном отношении к своим глазам.

Основная часть

1. Какое значение имеют глаза в жизни человека.

Из передачи «Галилео», из информации журнала и интернета, я узнала, что глаза очень важны для человека. При посещении врача офтальмолога, она подтвердила мне все, что я узнала из журнала и интернета. А еще офтальмолог показала мне макет глаза в увеличенном размере - очень интересное зрелище.

Вывод: Глаза имеют важное значение в жизни человека.

2. Опыты «Почему глаза не мерзнут зимой?»

Факторов, не позволяющим глазам мерзнуть несколько.

Во-первых, жидкость, которая увлажняет глаз - это не чистая вода, она содержит соли. А у соленой воды точка замерзания ниже чем у чистой воды. И высокая концентрация солей в слезе позволяет ей не замерзнуть на морозе. Для подтверждения этого я провела опыт:

Я взяла 2 баночки, налила пресную воду. В одну баночку с пресной водой добавила соли. Обе баночки с водой поставила на мороз. Простая вода к вечеру превратилась в лед, а соленая не замерзла.


Вывод: Соленая вода в баночке не замерзла.

Во-вторых, наш организм умеет регулировать температуру с помощью кровеносных сосудов, и приспосабливаться к изменениям температуры на улице. В глазах очень много кровеносных сосудов. При снижении температуры, кровь приносит дополнительное тепло и не позволяет глазу замерзнуть.

Вывод: на морозе кровь приносит глазам тепло.


В-третьих, глазное яблоко хорошо защищено от повреждений со стороны окружающей среды: большая его часть расположена в углублении черепа- глазнице, а снаружи его прикрывает веко.

Вывод: Глаза защищают глазница и веки.


3. Изучение способов защиты глаз

Заключение

Работая над проектом, проводя опыт, я много узнала о том, что глаза не мерзнут, о строении глаза и факторах, которые защищают глаза от мороза. А также узнала о том, что к глазам надо относиться бережно: меньше смотреть телевизор, играть в компьютер. Читать только при правильном освещении. Правильно питаться, т.е. кушать овощи, фрукты, в частности, морковь и чернику. Таким образом, все что я узнала о глазах я рассказала детям в детском саду. Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, а кроме этого я так же узнала, что глаза – один из важных органов, которые надо беречь.

Список использованной литературы и других источников.

1. Журнал «Собери и познай человеческое тело».

2. Г. Юрмин, А. Дитрих Веселая энциклопедия «Почемучка».

3. Т. В. Башаева, Н.Н. Васильева, Н.В. Клюева «Энциклопедия воспитания и развития дошкольника».

4. Информация с сайта: pochemu-glaza-ne-merznut-2_kdsv2.pptx

Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему: "Космос"

Тема проекта: Космос

Цель:

· создание условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей;

· привлечение внимания детей к космическим достижениям нашей Родины.

Задачи:

· прививать любовь к родной стране и чувство гордости за успехи Родины в области развития космической науки и техники;

· познакомить детей с названием планеты, на которой мы живем; названиями планет солнечной системы; названием спутника Земли;

· активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;

· стимулировать развитие у детей фантазии и творческого воображения;

· обучать детей способам сотрудничества друг с другом и со взрослыми.

Краткое содержание проекта:

-Данный проект, рассчитанный на детей подготовительной группы, поможет расширить знания и представления о космосе; конкретизирует знания о планетах Солнечной системы, созвездиях, астероидах, метеоритах; сформирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса; дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Продолжительность проекта:

-Две недели апреля.

План проекта:

- Первый этап (беседы, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов) - формулировка основополагающего и проблемного вопросов.

- Второй этап – обсуждение плана проекта, формулировка проблемных вопросов. Индивидуальная работа.

- Третий – сбор материала и его анализ. Воспитанники обсуждают полученную информацию, отражают полученные знания в свободной и совместной художественно-творческой деятельности.

- Четвертый – проведение занятий и дидактических игр.

- Пятый – оформление результатов с помощью создания рисунков, коллажей.

- Заключительный этап - подведение итогов работы над проектом, викторина, выставка творческих работ детей.

Итоговые мероприятия:

- Викторина «Что вы знаете о космосе»;

- Выставка работ детского творчества на тему: «Космос глазами детей».

Деятельность детей:

Образовательная область «Физическая культура»

· Утренняя гимнастика под «Космическую музыку» группы «Зодиак».

· Подвижные игры, игровые упражнения.

· Физкультурно-оздоровительный досуг: «Космическое путешествие».

Цель: развивать и совершенствовать двигательные навыки.

Образовательная область «Здоровье»

· Беседа на тему: «Быть здоровым, как космонавт».

Цель: формировать потребности заботится о своём здоровье.

Образовательная область «Коммуникация»

· Беседа «Земля и Луна».

· Игра «Загадки».

· Составление загадок о звёздах и планетах.

· Беседа о Ю.А.Гагарине.

· Беседа «Как готовят космонавтов к полёту».

Цель: активизировать и обогащать словарный запас детей.

Образовательная область «Художественное творчество»

· «Космическое пространство» (рисование).

· «Космические корабли и космонавты» (рисование).

· «На далёкой, неизведанной планете» (рисование).

· «Питание в космосе» (лепка).

· «Звёзды и кометы» (аппликация).

Цель: развивать творческие способности, умения комбинировать в работе разные материалы, работать коллективно.

Образовательная область «Познание»

ФЭМП

· «Путешествие в космос».

· «Космос-это интересно».

· «С математикой в космический полёт».

· «Привет с планеты Счетоводов».

Цель: развивать познавательные способности, внимание, память, мышление, закреплять счёт, состав чисел; закреплять умение решать задачи примеры; расширять представления о Земле.

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

· «Космический корабль»

Цель: развивать конструктивные способности, произвольность, воспитывать личностные качества – желание ставить цель и доводить дело до конца, самостоятельность, целеустремленность.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

· Решение проблемной ситуации «Зачем космонавту скафандр?».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

· Чтение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Как мальчик стал космонавтом».

· Чтение научно-познавательной литературы, энциклопедических статей.

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

Образовательная область «Музыка»

· Слушание космической музыки.

Цель: знакомить детей с разнообразием музыкальных композиций.

Образовательная область «Социализация»

· Подвижные игры "Ждут нас быстрые ракеты", "Космонавты".

· Настольная игра «От Плутона до Меркурия».

· Викторина «Что вы знаете о космосе?»

· Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на космическом корабле», «Полёт на Марс», «Мы-космонавты».

Цель: воспитать коммуникативные навыки: умение договариваться, не мешать друг другу, радоваться успехам других.

Образовательная область «Труд»

· «Приведи в порядок свою планету» (труд в природе).

· «Космонавт всегда в порядке» (самообслуживание).

Цель: приучать к труду по самообслуживанию; воспитывать любовь к порядку.

Образовательная область «Безопасность»

Цель: обеспечение осознанного проявления умений безопасного поведения в ситуациях, связанных с различными видами деятельности детей: игровой, трудовой, двигательной, продуктивной, музыкально-художественной. Закрепление и расширение умения работать в условиях совместной деятельности, в команде, и стимулировать оказание взаимопомощи, поддержки.

Использованная литература:

1. Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Алексеева И.В. «Удивительный мир астрономии»; Санкт - Петербургская академия постдипломного образования; 2010 г.

3. Дерягина Л.Б. «Дошкольникам о российских покорителях космоса»

В Древнем Риме рассказывали такую историю: как-то раз в холодную погоду некий римский юноша, весьма тепло одетый, встретил старого скифа, на котором не было никакой одежды, не считая набедренной повязки. «Как же ты можешь терпеть такой холод?» – удивился римлянин. «Но ведь у тебя лицо тоже ничем не прикрыто – и ты терпишь», – ответил скиф. «Так то лицо – оно привыкло к холоду!» – «А ты представь, что я весь – лицо!».

Действительно, приучить терпеть холод в принципе можно любую часть тела. Мы обычно приучаем к этому именно кожу лица – правда, смотря на сколько холодно, скажем, при сорокаградусном морозе коже лица тоже приходится несладко. Но всё же есть часть тела, точнее, часть лица, которая даже в сильный мороз не испытывает дискомфорта, которая не боится обморожений! Эта часть – глаза. Что же их защищает и от повреждения холодом, и от неприятных ощущений на морозе? Ведь казалось бы – они-то в первую очередь и должны замёрзнуть, если учесть, что глазное яблоко состоит из жидкости на 90%, а поверхность его увлажняется постоянно – попробуйте-ка выйти на мороз с мокрым лицом! А с влажными глазами ничего страшного не происходит…

Начнём с того, каким образом мы вообще чувствуем холод – равно как и тепло.

Часто говорят, что у человека пять чувств (точнее – ощущений), но в действительности их несколько больше. Так, говоря об осязании (кожной чувствительности) мы в большинстве случаев имеем в виду несколько видов ощущений: прикосновение, боль, а также изменение температуры. Каждому виду ощущений соответствуют свои рецепторы – образования из нервных окончаний и специальных клеток, которые под воздействием внешней среды генерируют нервный импульс, причём воздействие должно быть строго определённым. Рецепторы, которые реагируют на изменение температуры окружающей среды, называются терморецепторами – именно благодаря им мы испытываем неприятные ощущения или даже боль на сильном морозе. Глазные же яблоки именно таких рецепторов – терморецепторов как раз и лишены, им нечем ощущать холод!

Разберёмся теперь, почему глазам не страшно обморожение. Начнём со слёзной жидкости, которая постоянно их увлажняет. Слёзы солёные – это знают все – может, и не настолько, чтоб можно было солить ими еду, как это делает некрасовская героиня, но всё же концентрация хлорида натрия в них 1,5% – точка замерзания такой жидкости оказывается намного ниже, чем точка замерзания воды, да при температуре -32 градуса слёзная жидкость не замерзает. Изнутри глазное яблоко изрядно «обогревается» кровью, подаваемой по капилляром, которыми глаз снабжён в изобилии, причём чем ниже температура окружающей среды, тем мощнее кровоток в них.

Наконец, глаза очень удачно расположены: большая их часть находится в углублении черепа, а то, что снаружи – прикрыто веками.

Конечно, при желании заморозить глазное яблоко всё-таки можно – это делают глазные хирурги, когда нужно удалить часть сетчатки. Но для этого используют жидкий азот, который кипит при температуре -195,8 градусов – такой температуры воздуха на нашей планете, к счастью, не бывает!

Похожие публикации