Умственное перенапряжение симптомы. Умственное утомление и борьба с ним. Экотерапия - созерцание красот природы или природных явлений

Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с проблемой переутомления. Некоторые иронически относятся к болезни, вообще не воспринимают ее серьезно, а на самом деле все может закончиться достаточно тяжелыми последствиями. Психотерапевты давно считают это состояние недугом, который приводит к разным болезням. Часто человек переутомляется после тяжелого труда, когда вообще забывает отдыхать, спит максимум по 4 часа в сутки, при этом неправильно питается или вообще забывает поесть.

Симптомы

Переутомление может протекать в 3 стадиях, именно от этого зависит симптоматика. К общим признакам относятся:

  • Беспричинная головная боль.
  • Сильная , которая длится даже после ночного сна.
  • Красные глаза.
  • Изменяется цвет лица, под глазами можно заметить отеки и синяки.
  • Тяжело заснуть, в голове путается много разных мыслей.
  • Подскакивает или .
  • Человек нервный, раздражителен.
  • Возникают проблемы с памятью, вниманием, тяжело сконцентрироваться.
  • Тошнота со рвотой.

Обращаем ваше внимание, что эти признаки часто могут указывать на конкретное заболевание – резкое понижение или повышение давление, головную боль, тошноту, сбои в работе сердца, сосудов.

Методы лечения умственного переутомления

Очень полезны эфирные масла, повышающие активность головного мозга, избавляющие от усталости. Главное не злоупотребляйте эфирным маслом, иначе эффект будет обратным.

Некоторым масла помогают в критических ситуациях, когда срочно нужен чистый мозг. Разрешается только периодически использовать средства, потому что организм привыкнет и не будет воспринимать ароматы.

Отдайте предпочтение розмарину, мяте, базилику. Проснулись разбитыми? Не выспались? Примите ванну, капните в нее розмарин (6 капель). Тоже самое можете сделать перед работой. Кроме того, выпейте , при этом не злоупотребляйте крепким чаем, кофе.

Для сохранения бодрости нужно взять аромалампу и капнуть в нее (не более 8 капель), поставьте ее на рабочий стол. Вы едите за рулем? Тогда лучше всего нанести по капли на запястье.

Стадии умственного утомления

Первая стадия

Появляются субъективные признаки – нарушается сон (человеку трудно заснуть, он быстро просыпается, а утром сложно проснуться), пропадает аппетит. Уставший не выдерживает физические и психические нагрузки.

Вторая стадия

Усталость ярко выражена, приводит к неприятному дискомфорту, снижению качества жизни. Кроме того, что человек быстро устает, его беспокоят неприятные ощущения в сердца, после физических нагрузок дрожат конечности, появляется спазм. Если своевременно не принять меры, у человека начнут изменятся все органы, при этом нарушается сон, постоянно беспокоят кошмары.

Иногда на этой стадии появляются всплески работоспособности – рано утром или поздно вечером. Кроме того, на этой стадии возникают сбои в обмене веществ, человек резко теряет вес, появляются проблемы с давлением, больной ужасно выглядит:

  • Бледнеет лицо.
  • Синеют губы.
  • Кожа мраморная.
  • Лицо застывшее, человек выдавливает из себя улыбку.
  • У мужчин возникают проблемы во время секса.
  • У женщин происходят сбои в менструальном цикле, у некоторых они вовсе прекращаются.

Третья стадия

Внимание! Нельзя так уставать, чтобы доводить себя до . В данном случае человек страдает от бессонницы, постоянно устает, нарушается работа внутренних органов, человек полностью выбивается из нормальной жизни.

Лечение переутомления

Прежде всего необходимо отказаться от умственных нагрузок, которые в течение длительного времени негативно влияли на ваш организм. Переутомление первой стадии лечится за счет того, что уменьшается психоэмоциональное воздействие. Важно, чтобы уставший придерживался определенного режима дня, на некоторое время полностью отказался от всех физических нагрузок. Лечение занимает не менее месяца, затем можно понемногу снова умственно нагружать себя, главное в это время избегать стресса.

На второй стадии человек должен полностью отдохнуть от своего вида деятельности (хотя бы две недели). В данном случае необходим активный отдых – прогулки на воздухе, катание на велосипеде, путешествие, которое даст возможность оторваться от всех проблем. Дополнительно может потребоваться массаж, аутогенные тренировки. Затем старайтесь постепенно налаживать свой режим работы.

На третьей стадии переутомление лечится только в специальных клиниках не менее двух недель. Лучше всего отправиться куда-то ближе к морю, купить себе путевку в санаторий, в котором можно отдохнуть и оздоровиться. Затем внимательно пересмотрите свой график. Чтобы ситуация не повторилась, возможно от чего-то необходимо отказаться.

Профилактика

Чтобы избежать переутомления, соблюдайте такие условия:

  • Любую работу выполняйте постепенно.
  • Будьте последовательны.
  • Не забывайте чередовать отдых и работу.
  • Благоприятно относитесь к своему виду деятельности, нельзя что-то делать через силу.

Если научитесь все делать постепенно, вы сможете спокойно освоить свою специальность, не потеряете силы. После овладения мастерством работа для вас покажется легкой, не нужно будет лишний раз волноваться и расстраиваться.

Важно! Уже давно доказано в медицине: умственное переутомление намного опаснее физического. Человеческий мозг может работать через силу, при этом не подает сигналы на то, что устал, в отличие от мышц. Иногда головной мозг так устает, что тяжело поднимать руки и передвигать ноги.

Некоторые специалисты уверены, чтобы одолеть переутомление, нужно как можно больше уставать, как бы это парадоксально не звучало. Оказывается, тот, кто часто устает, имеет высокую выносливость, человек отлично натренирован, без проблем сделает работу даже усталым.

Запомните, не стоит изводить себя: всей работы не переделаешь, а денег не заработаешь. Берегите здоровье!

При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление , т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

С биологической точки зрения утомлениепредставляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.

Часто состояние утомления смешивают с усталостью - субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.

Усталость – субъективное восприятие специфического ощущения утомления, выражающееся в желании прекратить или уменьшить нагрузку.

Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы для физиологичес­кого восстановления. Однако этот сигнал человек может блокировать воле­вым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. В этом случае само утомление не ликвидируется, а лишь отдаляется по мере исчерпания волевого напряжения.

Таблица 3

Внешние признаки утомления при умственной работе (по С.А. Косилову)

Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
Внимание Редкие отключения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, подтягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивания, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умствен­ная усталость - субъективное чувство человека. Усталость можно приглу­шить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужден­ном состоянии можно не заметить утомления. Так, несмотря на то, что экза­мены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоцио­нальный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снижает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобили­зует студента, неудача иногда может привести к депрессии. После сессии у студентов нередко наблюдается нервное переутомление. Особенно у тех, кто мало и не систематически трудился в течение семестра и выполнявших, несмотря на усталость, огромную работу непосредственно перед экзаменом. В результате нервная перегрузка бывает настолько значительна, что для ее снятия требуется вмешательство врача.

Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доми­нанта" полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие за­дачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведен­ного на отдых.

Когда продолжительность отдыха после умственного утомления недоста­точна для полного восстановления работоспособности человека и функцио­нального состояния его организма возникает переутомление. Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, т.е. при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых.

В развитии переутомления выделяют несколько степеней: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое (тал. 4).

При выраженной и особенно тяжелой степени переутомления характерны:

Чувство усталости, отмеченное уже перед началом работы;

Отсутствие интереса к работе и окружающей обстановке;

Повышенная раздражительность и неадекватность реакции на шутки и реплики товарищей;

Снижение аппетита;

Головокружение и головная боль.

Состояние переутомления развивается постепенно на фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу. Начинает сокращать­ся по времени период оптимальной работоспособности и продолжение рабо­ты требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается ка­чество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков. Появ­ляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом рабств, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке, апатия, по­вышенная раздражительность и неадекватная реакция на шутки и реплики товарищей, снижение аппетита, головокружение и головная боль. По данным К.К. Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40%,повышенная раздражительность - в 32%,понижение аппетита - в 27% и головная боль - в 26%.

Таблица 4

Характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом Степень переутомления
начинающееся легкое выраженное тяжелое
Снижение дееспособности малое заметное выраженное резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием не требуется полностью не полностью не значи-тельно
Эмоциональные сдвиги временное снижение интереса к работе временами неустойчи-вость настроения раздражи-тельность угнетение, резкая раздражи-тельность
Расстройство сна трудно засыпать или просыпаться многим труднее засыпать, просыпать-ся сонливость днем бессон-ница
Снижение умственной работоспособ-ности нет трудно сосредото-читься временами забывчи-вость заметное ослабление внимания и памяти
Профилакти-ческие мероприятия упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения очередной отпуск или отдых необходимо ускорение очередного отпуска и организо-ванного отдыха лечение
Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными . Во время выполнения работы преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

4.4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:

Длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению;

Малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда;

Эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона;

Снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Большие фи­зические и умственные нагрузки приводят к общему утомлению, зачастую снижая умственную работоспособность студентов.

К средствам физической культуры относятся: физические упражнения , оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиениеские факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Исследования показывают, что использование средств физической культуры в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенство­ванию студентов.

Существуют разнообразные формы использования двига­тельной деятельности в активном отдыхе в режиме учебно-трудового дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) .

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты ) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц – антогонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений. Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Для профилактики нервно-эмоционального и психофизи­ческого утомления используются такие термины, как рекреация, релаксация.

Термин рекреация - (в переводе с латинского) - восста­новление посредством двигательных действий развлекательно-занимательного характера.

Релаксация (в переводе с латинского) уменьшение напря­жения, постепенное ослабление, какого либо состояния после прекращения действия факторов, вызвавших это состояние.

Различают отдых пассивный (сон) и активный , связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые по­казавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

Систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

Ритмичную и системную организацию умственного труда;

Постоянное поддержание эмоции интереса;

Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

Организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

Двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

5.1. Общая физическая и специальная подготовка, ее цели и задачи.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических способностей.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические способности, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни.

Следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс, обеспечивающий преимущественное развитие тех физических способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

Спортивная подготовка;

Профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых,

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Утомление (переутомление) физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной умственной или физической деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия.

Усталость – субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда оно может возникать без реального утомления. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и пр.

Причины утомления

Потеря энергетических сил организма из-за неправильного питания, нервное напряжение и стрессы, длительная или чрезмерная физическая нагрузка, недосыпание.

Признаки и симптомы переутомления

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, точности, согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению. У молодых людей и лиц с определенным типом нервной системы интенсивный умственный труд может вести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т.п.

  • Для предупреждения переутомления у детей необходимо наладить их режим дня, исключить недосыпание, недоедание, уменьшить нагрузку, правильно организовать чередование занятий и отдыха.
  • Следует отдохнуть от той работы, которая вызвала утомления.
  • При возникновении состояния физического или умственного переутомления рекомендуется пользоваться различными средствами народной медицины , которые оказывают тонизирующее действие на организм.

Диагностика переутомления

Если утомление проявляется слишком часто и переходит в хроническую усталость, необходимо провести обследование у таких врачей:

  • Терапевта – он разберется в причинах утомляемости, подберет лечение, а в случае необходимости направит на обследование к другим специалистам.
  • Невропатолога – он поможет выявить отклонения в работе нервной системы.
  • Психолога – консультация у этого специалиста необходима в случае частых стрессов.
  • Эндокринолога – очень часто постоянная усталость является сигналом о наличии серьезного заболевания.
  • Иммунолога – если утомляемости сопутствуют частые простуды и обострения хронических заболеваний.

Лечение утомляемости и хронической усталости

  • Витаминно-минеральные комплексы: витрум, супрадин, дуовит, мульти-табс.
  • Иммуностимуляторы: настойка эхинацеи, интерферон.
  • Нестероидные противовоспалительные препараты при головных болях и болях в мышцах: парацетамол, ибупрофен, диклофенак.
  • Адаптогены: настойки женьшеня, элеутерококка, лимонника, родиолы розовой, пантокрин.
  • Ноотропные средства: аминалон, фенотропил.
  • Антидепрессанты по назначению врача.
  • Физиопроцедуры: массаж, лечебная физкультура, магнитотерапия, водные процедуры, иглоукалывание.
  • Подробней о лечении астении (синдрома хронической усталости) .

Лечение народными средствами

  • Аир болотный (корень) . 2–3 г корневищ настаивать 1–2 часа в стакане теплой кипяченой воды, процедить, добавить мед по вкусу и пить по 0,5 стакана теплого настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Алоэ (сироп) . Сироп из сока листьев алоэ с железом принимать по 30–40 капель в 1/2 стакана воды 3–4 раза в день.
  • Аспирин . Когда утомление отражается в основном на спинном хребте (он слабеет и ноет), то рекомендуется принимать 2 раза в день порошок аспирина по 0,3 г и сделать массаж. Необходимо потреблять больше сырых овощей, фруктов, молока, желтков, сыворотки. Людям, занятым в основном умственной работой, рекомендуют есть больше грецких орехов, арахиса, миндаля, чечевицы, гороха, рыбы, особенно щуки, то есть всего того, что содержит фосфор, необходимый для работы мозга.
  • Астрагал пушистоцветковый (настой) . 1 ст. ложку травы настаивать 2–3 часа в стакане кипятка и пить по 2–3 ст. ложки настоя 3–5 раз в день за час до еды.
  • Астрагал (настойка) . Измельчите 100 г свежей травы астрагала и залейте 1 л красного вина. Настаивайте смесь 3 недели, периодически встряхивая. Затем процедите. Принимайте настойку по 30 г 3 раза в день за 30 минут до еды. Этот напиток поможет восстановить защитные силы организма и снимет усталость.
  • Ванна горячая для ног . Для людей умственного труда полезно перед сном принять ножную горячую ванну (42°C) до щиколотки, на десять минут, для оттока крови от головы.
  • Ванна контрастная для ног . Каждый вечер делать ванну для ног. Налить в один таз воду, нагретую до температуры 40–50°C, а в другой – как можно холоднее. В первом тазу держать ноги 5 мин, а во втором – 1 мин. Повторить эту процедуру 5 раз. Затем помассировать ноги, растирая их камфарным спиртом или любым кремом для ног.
  • Ванна с добавлением экстракта сосновой хвои . Полезны для укрепления и восстановления сил после тяжелых болезней. Пары, насыщенные эфирными маслами, благотворно действуют на слизистые оболочки, поэтому хорошо добавлять в ванну несколько капель настоящего масла из сосновых игл. Для приготовления экстракта возьмите хвою, веточки и шишки, залейте холодной водой и кипятите 30 минут. Накройте крышкой и дайте настояться 12 часов. Хороший экстракт должен быть коричневого (или зеленого, если это аптечное средство) цвета. Для ванны нужно 750 мл экстракта.
  • Ванна . Принять теплую ванну; если утомление отразилось главным образом на ногах, то достаточно опустить в горячую воду ноги по щиколотку примерно на 10 минут. Если это по каким-либо причинам невозможно, можно просто приподнять ноги выше уровня таза.
  • Виноградный сок . Выпить 1/2 стакана виноградного сока: по 2 ст. ложки каждые 2 часа.
  • Водянка черная . Употреблять в пищу ягоды шикши (водяники черной).
  • Горец птичий . 2–3 ст. ложки сырья настаивать 2 часа в 1 л кипятка. Процедить, добавить по вкусу мед и пить 2/3–1 стакан настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Гранатовый сок . Принимать сок граната в качестве тонизирующего средства.
  • Грецкие орехи . Ежедневно рекомендуется принимать грецкие орехи, изюм и сыр. За один прием нужно съедать 30 г грецких орехов, 20 г изюма и 20 г сыра.
  • Женьшень (корень) . Корень женьшеня применяют в основном в виде аптечной настойки. Принимают по 15–20 капель 2–3 раза в день. Курс лечения 3–6 месяцев в осенне-зимний сезон.
  • Женьшень (настойка) . Настойку женьшеня (1:10) на водке принимать внутрь по 15–25 капель три раза в день до еды в течение 10–15 дней.
  • Заманиха высокая (аптечная) . Принимать по 30–40 капель настойки заманихи высокой 2 раза в день, утром и в обед, за полчаса до еды. Применять в качестве тонизирующего средства при истощении, а также при физическом и умственном утомлении. Необходимо избегать передозировки настойки заманихи, особенно при повышенной возбудимости и бессоннице. У некоторых людей заманиха может вызвать крапивницу и другие аллергические явления.
  • Зверобой продырявленный . Рекомендуется настойка сушеного зверобоя продырявленного (50 г) на кагоре или мадере (0,5 л). Настойку ставят на 30 минут в кастрюлю с водой (70–80°C). Пьют по 1 столовой ложке 3 раза в день перед едой в течение 7–10 дней.
  • Зеленый чай . Заваривать крутой зеленый чай и пить без ограничений.
  • Исландский мох . Хорошим тонизирующим средством является исландский мох. Две чайные ложки мха заливают 2 стаканами холодной воды, доводят до кипения, охлаждают и процеживают. Выпивают дозу в течение суток. Можно использовать и отвар: 20–25 г мха заливают 3/4 л кипятка, 30 минут кипятят и процеживают. Отвар выпивают в течение дня.
  • Картофель (отвар) . 3 раза в неделю пить по стакану водного отвара картофеля с шелухой (приятнее – в холодном виде). Особенно полезно употреблять воду из-под не совсем доваренного картофеля. В шелухе много витаминов A, B, C. Это средство помогает при физическом переутомлении.
  • Клевер луговой (красный) . Соцветия клевера принимать в виде настоя пьют при упадке сил.
  • Компресс на ноги . Если вы страдаете от сырости на рабочем месте и переутомления, Ванга советовала нанести на хлопчатобумажное полотно смесь из растаявшего воска, оливкового масла и воды и укутать им ноги. Держать всю ночь. При необходимости повторить процедуру.
  • Лимон и чеснок . Мелко нарежьте половину лимона вместе с цедрой. Добавьте несколько зубчиков измельченного чеснока и сложите все в полулитровую банку. Залейте содержимое холодной кипяченой водой. Закройте емкость крышкой и настаивайте смесь 4 дня в темном месте. Потом храните ее в холодильнике. Для укрепления организма и от простуды принимайте настой по столовой ложке 1 раз в день натощак за 20 минут до завтрака или вечером перед сном. По истечении 10–14 дней приема человек почувствует прилив сил и отсутствие усталости. Улучшится сон.
  • Лимонник китайский . В народной медицине лимонник китайский широко используют как тонизирующее и общеукрепляющее средство. Нанайцы утверждают, что, если съесть горсть сушеных плодов лимонника, можно охотиться целый день, не принимая пищи и не чувствуя обычного в таких случаях утомления. Их можно заваривать как чай или готовить отвар из расчета 20 г плодов лимонника на 200 мл кипятка. Приготовить отвар. Принимать по 1 столовой ложке 2–3 раза в день в теплом виде натощак или через 4 часа после еды.
  • Листья брусники . Листья брусники заваривать как чай и принимать соответственно.
  • Лотос орехоносный . Применять корневища, листья и плоды лотоса орехоносного в качестве тонизирующего средства.
  • Любка двулистная (ночная фиалка) . Употреблять клубни любки двулистной в качестве общеукрепляющего и тонизирующего средства,
  • Мак . Взять 10 г растертых в порошок сухих лепестков мака снотворного на 200 мл воды или молока. Приготовить отвар. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день при умственном переутомлении; при бессоннице – за полчаса до сна.
  • Мед и аир . Щепотку порошка из корневища аира обыкновенного смешать с 1/4–1/2 ч. ложки меда и принимать 2 раза в день утром и вечером.
  • Мед и чеснок . При сильном упадке сил и переутомлении полезно съедать перед едой 1 столовую ложку чеснока, сваренного с медом.
  • Мед с пергой . Принимать мед с пергой для поднятия общего тонуса организма (перга – цветочная пыльца, собранная медоносной пчелой).
  • Мед, вино, алоэ . Смешать 350 мл красного вина (лучше «Кагора»), 150 мл сока алоэ и 250 г майского меда. Алоэ (3–5-летнего возраста) до момента срезания листьев не поливать 3 дня. Срезанные листья промыть, измельчить и отжать из них сок. Все компоненты смешать, положить в стеклянную банку, настаивать в темном месте при температуре 4–8°C в течение недели. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день за 30 минут до еды при упадке сил.
  • Мед, грецкий орех, алоэ . Можно приготовить общеукрепляющую смесь, для чего берут 100 г сока алоэ, 500 г ядер грецких орехов, 300 г меда, сок 3–4 лимонов. Это средство принимают для повышения сопротивляемости организма по 1 чайной ложке 3 раза в день за 30 минут до еды.
  • Мед, лимон, масло . Советуем вам ежедневно натощак выпивать смесь из 1 чайной ложки лимонного сока, 1 чайной ложки жидкого меда (или чуть подогретого густого) и 1 столовой ложки растительного масла, лучше оливкового. Все компоненты, входящие в состав этого полезного напитка, помогут вам прекрасно выглядеть и хорошо себя чувствовать.
  • Мед, лук, вино . В литровую посуду положите 100–150 г мелко нарезанного лука, добавьте 100 г меда, залейте хорошим виноградным вином, дайте настояться в течение 2 недель, профильтруйте и употребляйте ежедневно по 3–4 столовых ложки. Вино способствует защите организма от инфекций, укрепляет иммунитет, действует в качестве мочегонного средства.
  • Мед, масло и другие компоненты . Осенью, перед наступлением холодной погоды, целесообразно готовить нектар как профилактическое средство во время эпидемии гриппа для повышения сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям: 1,3 кг меда, 200 г оливкового масла, 150 г березовых почек, 50 г липового цвета, 1 стакан измельченных листьев алоэ (перед приготовлением промытые кипяченой водой листья алоэ положить на 10 дней в холодильник). Мед растопить, положить в него алоэ и хорошо пропарить. Отдельно в 2 стаканах воды заварить почки и липовый цвет; кипятить 2 минуты, влить процеженный отвар в остывший мед, размешать и разлить в 2 бутылки поровну, добавив оливковое масло. Хранить в прохладном месте. Принимать по 2 столовых ложки 3 раза в день, перед употреблением взбалтывая.
  • Мед и мак . Развести 1–2 ч. ложки меда в стакане воды, в этом растворе прокипятить в течение 5–10 мин 2 ч. ложки порошка из лепестков мака. Принимать по 1 ч. ложке 3 раза в день.
  • Медуница . Две столовые ложки медуницы заваривают двумя стаканами кипятка, настаивают 2 часа, принимают по полстакана 3–4 раза в день. Можно пить продолжительное время, так как медуница в указанных дозах абсолютно безвредна для организма.
  • Можжевельник (настой) . 2 чайные ложки плодов можжевельника залить 2 стаканами холодной воды, настоять в течение 2 часов и процедить. Принимать по 1 столовой ложке 3–4 раза в день как тонизирующее средство.
  • Можжевельник (ягоды) . Рекомендуется съедать время от времени по 8–10 штук можжевеловых «ягод» в день, но не часто.
  • Мокрица (звездчатка) . Пить как общеукрепляющее и тонизирующее средство. 2 ст. ложки травы настаивать 1 час в 0,5 л кипятка. Процедить и пить по 1/4–1/3 стакана 3–4 раза в день за час до еды.
  • Морковь дикая (корень) . 2 ст. ложки корней настаивать 2–3 часа в 0,5 л кипятка, процедить и пить по 0,5 стакана настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Морковь . По 100–200 мл свежеприготовленного сока моркови пить 3 раза в день.
  • Настурция . 1 ст. ложку настаивать 1–2 часа в стакане кипятка и пить по 2–3 ст. ложки 3–4 раза в день до еды.
  • Обтирания . Ежедневно обтираться холодной водой, лучше всего утром при вставании.
  • Овес . Настрой готовят из соломы овса посевного: 3 ст. ложки измельченной соломы овса залить 2 стаканами кипятка. Настоять, процедить. Принять всю порцию в течение дня.
  • Отруби . При общей слабости и истощении рекомендуется следующее средство. В 1 л кипящей воды положить 200 г отрубей. Варить в течение 1 часа, затем процедить через марлю или сито; отжать остатки отвара и повторно процедить. Отвар можно пить по 1/2–1 стакану 3–4 раза в день до еды. Иногда отвар добавляют в супы или из него готовят квас.
  • Очиток пурпуровый (заячья капуста, скрипун) . Принимать в качестве общеукрепляющего и тонизирующего средства.
  • Пикульник . 3 ч. ложки травы настаивать 1–2 часа в 2 стаканах кипятка, процедить и пить по 0,5 стакана теплого настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Рецепты Ванги . Ванга считала, что состояние усталости лечат хорошей пищей, втиранием теплого масла, массажем.
  • Родиола розовая (золотой корень) . Сухие корни родиолы розовой измельчить и залить 70% спиртом в соотношении 1:10. Принимать по 10–20 капель 3 раза в день до еды.
  • Саранка . Принимать цветки и луковицы саранки в качестве средства, придающего бодрость больным; саранка улучшает аппетит, повышает тонус организма. Якуты сушат луковицы саранки, мелют, а из полученной муки выпекают хлеб и варят кашу.
  • Сбор для ванн №1 . Для настоя нужно взять одну часть листьев черной смородины, три части листьев земляники, три части листьев ежевики, одну часть листьев мать-и-мачехи, одну часть травы чабреца и одну часть травы мяты перечной. Одну столовую ложку этого сбора заварить одним стаканом кипятка. Настаивать в течение 10–15 минут в фарфоровой или стеклянной посуде.
  • Сбор для ванн №2 . Для настоя нужно взять две части листьев черной смородины, шесть частей листьев малины, одну часть травы чабреца и одну часть побегов ясменника душистого. Одну столовую ложку этого сбора заварить одним стаканом кипятка. Настаивать в течение 10–15 минут в фарфоровой или стеклянной посуде.
  • Свекла (настойка) . Чтобы избавиться от слабости и быстрее восстановить силы, воспользуйтесь таким рецептом: наполните бутылку почти доверху сырой тертой красной свеклой и залейте водкой. Настаивайте смесь в тепле 12 суток. Пейте по 1 рюмке в день перед едой.
  • Свекла (сок) . Сок свеклы принимать внутрь по 0,5 стакана 3–5 раз в день до еды.
  • Селедка . Съесть несколько кусочков селедки, что особенно помогает при умственном утомлении.
  • Сельдерей . Сельдерей поднимает общий тонус организма и усиливает физическую и умственную работоспособность. Две столовые ложки нарезанных корней залить 200 мл холодной воды, настаивать 2 часа при комнатной температуре и принимать в течение дня несколько раз. Настой рекомендуется также при аллергической крапивнице, подагре, дерматитах, пиелонефритах и циститах.
  • Смородина черная (лист) . 2–3 ст. ложки листьев настаивать 1–2 часа в 0,5 л кипятка и пить по 0,5 стакана настоя 3–5 раз в день до еды.
  • Смородина черная (ягоды) . 700 г ягод черной смородины протереть через сито. Растворить 6 столовых ложек меда в 1/2 литра кипяченой воды. Смешать со смородиной. Принять всю порцию в течение 2 дней.
  • Сушеница лесная . 1 ст. ложку травы настаивать 2 часа в стакане кипятка, процедить, пить по 1–2 ст. ложки 3–4 раза в день до еды.
  • Фрукты и растения . Рекомендуется употребление в пищу яблок, груш, айвы (в любом виде), «гвоздики» (почки цветков гвоздичного дерева), ромашки, лепестков красной розы, розовой воды, мелиссы, граната, лаванды, корицы (коричник китайский) хорошо тонизирует и поднимает настроение.
  • Хрен . Принимать хрен обыкновенный в качестве укрепляющего средства при напряженном умственном или физическом труде.
  • Цикорий (корень) . Взять 20 г корней цикория обыкновенного на 200 мл кипятка. Приготовить отвар обычным способом. Принимать по 1 столовой ложке 5–6 раз в день. Можно также использовать настойку корней цикория: 20 г корней на 100 мл спирта. Принимать по 20–25 капель 5 раз в день. И отвар, и настойку применяют как общеукрепляющее средство.
  • Чай . Выпить чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.
  • Шиповник (настой) . 2 столовые ложки сухих плодов шиповника коричного положить в термос и залить стаканом кипящей воды, настаивать в течение суток. Пить по 1/3–1/2 стакана 2–3 раза в день после еды. Шиповник используют как укрепляющее средство при инфекционных заболеваниях, малокровии, переломах костей, для усиления потенции, улучшения сна.
  • Шиповник (отвар) . Измельчите плоды шиповника и прокипятите 2 столовые ложки в 0,5 л воды 15 минут на слабом огне. Плотно укутайте и дайте отвару настояться ночь, затем процедите. Пейте приготовленный отвар шиповника с медом в течение дня как чай. Желательно в этот день отказаться от еды. Хранить в холодном месте не более 2 дней.
  • Элеутерококк . Принимать по 15–20 капель настойки (аптечной) 2 раза в день, утром и в обед за 30 минут до еды. Элеутерококк оказывает стимулирующее и тонизирующее действие на организм, улучшает самочувствие, повышает работоспособность, сопротивляемость организма неблагоприятным условиям.

Правильное питание при утомлении

Нормальное питание – лучшее средство от переутомления.

Исследования показали, что люди, которые едят часто, но понемногу, меньше страдают от утомляемости и нервозности, сохраняя ясность мышления, в отличие от тех, кто питается 2-3 раза в день. Поэтому между основными приемами пищи рекомендуется съесть немного фруктов, выпить сока, чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.

При умственном утомлении хорошо съесть несколько кусочков рыбы (особенно щуки); фосфор, содержащийся в ней, необходим для работы мозга. Людям, занятым в основном умственной деятельностью, рекомендуют есть больше грецких орехов, арахиса, миндаля, гороха, чечевицы. Для работы желез внутренней секреции необходимо употреблять больше сырых овощей, фруктов, молока, желтков, сыворотки. Свежий зеленый лук снимает чувство усталости и сонливости.

При всяком утомлении, а также при расстройстве нервной системы рекомендуется разболтать сырой желток в стакане почти горячего молока, положить туда немного сахара и выпить не спеша. Этот напиток можно употреблять 2–3 раза в день.

Развитие умственного переутомления происходит постепенно. И виной тому ускоренный ритм нашей жизни, потоки информации, перегружающие мозг чрезмерными нагрузками, стрессы, отсутствие полноценного отдыха, нездоровый образ жизни. Организм не может не реагировать на все эти причины, и в ответ вы получаете реакцию – умственное переутомление . К сожалению, многие считают, что победить умственное переутомление поможет только крепкий сон и выезд на природу. Но это совсем не так. Если умственное переутомление достигло своего апогея, то без лечения не обойтись. Чтобы правильно отреагировать на сигналы, посылаемые организмом и своевременно предупредить умственное переутомление в самом начале его проявления, необходимо знать его первые симптомы.

Симптомы умственного переутомления.

Будьте внимательнее к своему организму, ведь он обязательно вам даст знать о первых симптомах умственного переутомления. Это в первую очередь, периодическая беспричинная головная боль с покраснением глаз, не проходящая , преследующая даже после ночного сна, трудности с засыпанием, скачки артериального давления. Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Если вы уже страдаете от умственного переутомления, то об этом вам расскажет кожа лица, ставшая бледной с сероватым оттенком с синеватыми кругами под глазами. Но это только на начальной стадии. Если ситуация усугубляется, вы становитесь беспричинно раздражительны и нервозны, не можете сконцентрироваться и обнаруживаете проблемы с памятью. Могут появиться тошнота и рвота. Даже, если симптомы умственного переутомления «на лицо», этот диагноз выставляется только после исключения других патологий, на развитие которых могут указывать такие же симптомы.

Кроме того, умственная трудоспособность сугубо индивидуальна! Но умственное переутомление может настать не только от большого объема интеллектуального труда в сочетании с отсутствием должного отдыха. На умственную деятельность могут оказать влияние эндокринные нарушения, депрессивные расстройства, а также хронические заболевания. Вот поэтому их и нужно исключить! В противном случае, на первый план выступает терапия основного заболевания, приведшего к умственному переутомлению.

Развитие умственного переутомления.

Помните, что умственное переутомление не случается внезапно – оно накапливается! Поэтому развитие умственного переутомления происходит в трех стадиях.

На первой, самой легкой стадии основными симптомами умственного переутомления являются трудности с засыпанием и отсутствие ощущения отдыха даже после ночного сна. На первой стадии развития умственного переутомления появляется стойкое нежелание к любой работе.

На второй стадии к симптомам начала развития умственного переутомления добавляются ощущение тяжести в области сердца, высокая утомляемость, неисчезающее чувство тревоги. Любая, даже незначительная физическая нагрузка вызывает дрожание рук. Сон становится тяжелым и поверхностным, сопровождается частыми просыпаниями, нередки мучительные ночные кошмары. Ко всем этим симптомам умственного переутомления на второй стадии присоединяются нарушения в работе пищеварения, плохой аппетит. Кожные покровы становятся бледными, а краснота с глаз не исчезает. У мужчин появляется снижение потенции и либидо, а женщины отмечают нарушение менструального цикла.

Для третьей стадии характерны все признаки неврастении. Человек чрезмерно возбудим и раздражен. Ночной сон отсутствует, но в рабочее время преследуют постоянная сонливость и желание поспать. Третья стадия самая тяжелая, так как происходит сбой в работе всех систем организма. И здесь уже без лечения умственного переутомления не обойтись!

Где проводится лечение умственного переутомления?

Лечение умственного переутомления начинается со снижения всех нагрузок, приведших к такому состоянию. Причем, от стадии развития умственного переутомления зависит срок лечения. Победить симптомы умственного переутомления первой стадии может только полноценный санаторно-курортный двухнедельный отдых, после которого рекомендуется возвращаться к нагрузкам постепенно. Лечение умственного переутомления второй стадии занимает более длительный срок, который составляет не менее четырех недель и требует полного «отключения мозга» от занятий документами, проектом или отчетами. Полезен любой вид психоэмоциональной разгрузки, расслабляющие массажи, свежий воздух, спокойная обстановка в условиях санатория или лечебницы. А вот третья стадия умственного переутомления может потребовать пребывания в специализированной клинике и может занять не менее четырех месяцев.

Вот и делайте вывод, что лучше лечить или вовремя предупредить умственное переутомление?

Как предупредить умственное переутомление?

Если у вас появились только первые симптомы умственного переутомления, не ждите, когда состояние станет катастрофическим, а лечение умственного переутомления займет достаточно большой срок. Устройте себе недельный отдых, причем требуется активный отдых, отличный от повседневной деятельности. Посетите сеансы психоэмоциональной разгрузки, займитесь любимым делом, доставляющим вам удовольствие, используйте различные методики релаксации. Положительный результат можно получить от теплых ванн с использованием отваров успокоительных трав, солей или ароматических масел!

Не прибегайте к лекарственным препаратам, они могут только усугубить ваше состояние!

Вернуть концентрацию внимания, хорошую память и бодрость вам помогут витамины от переутомления!

Витамины от переутомления!

Чтобы умственное переутомление стало вашей проблемой, для поддержания своего здоровья вам требуются витамины от переутомления. Это, прежде всего, витаминно-антиоксидантные комплексы, например . Начинать их принимать уже следует при появлении первых симптомов умственного переутомления, когда усталость валит с ног, а отдых не наступает даже после крепкого ночного сна. Чрезмерные нагрузки на организм – это путь к быстрому старению, который вам обеспечит накопленные организмом свободные радикалы, противостоять которым могут только антиоксиданты! В составе «Апитонус П» антиоксидантный комплекс представлен тремя мощным антиоксидантами – дигидрокверцетином, витамином С и витамином Е. Витаминный комплекс также включает продукты пчеловодства — цветочную пыльцу и маточное молочко, не менее ценные для организма. Это не только энергетики от природы, они позволяют организму получить многие полезные вещества, в которых он нуждается, восстановить обменные процессы, повысить умственную и физическую трудоспособность, защитить сердечно-сосудистую систему, повысить иммунитет, улучшить потенцию и либидо.

Не менее полезны для работы мозга витамины – «Мемо-Вит», обеспечивающие энергетический обмен благодаря гречихе красностебельной и не допускающие оксидативного стресса, вызванного свободными радикалами. Свободные радикалы – главный враг мозга, ведь именно он расходует большее количество кислорода и имеет в составе много жира, который так любят свободные радикалы. Остановить и нейтрализовать их действие помогут плоды шиповника и трутневый расплод, также входящие в состав «Мемо-Вит». Плоды шиповника богаты витамином С, вы найдете никакого другого природного средства, превосходящего плоды шиповника по содержанию аскорбиновой кислоты. А трутневый расплод – это не только способен обеспечить организм всеми полезными веществами, но и может оказать влияние на гормональный фон, страдающий от умственного переутомления.

Важно также правильно организовывать рабочий день, после каждого часа позволять себе пятиминутный перерыв, чтобы размяться и сделать несколько простых упражнений. Уместным будет и простое чередование дел, чтобы избежать монотонности. А в обеденный перерыв устройте себе небольшую прогулку на свежем воздухе. Это также помогает «перезагрузить» мозг.

А уж, если вам предстоит мозговой штурм в момент наступления аврала, не злоупотребляйте кофе. Многие ошибочно считают. что кофе лучший энергетик. Спешу вас разочаровать. Кофе, выпитый в большом количестве, вызовет у вас перевозбуждение, раздражительность и нервозность. Воспользуйтесь лучше растительными адаптогенами – элеутерококком или левзеей, сохраняющими бодрость и энергию, стимулирующими иммунитет. Однако спиртовые настойки этих трав не всегда возможно принимать, особенно, если вы – автолюбитель. Есть более безопасные и значительно эффективные средства – «Левзея П» и «Элеутерококк П», или витаминные комплексы на их основе – «Леветон П» и «Элтон П» , содержащие цветочную пыльцу. Эти растительные препараты не только произведены в форме таблетки, но и содержат витамин С – защищающий вас мозг от свободных радикалов.

И не забывайте: если умственные нагрузки велики, то и отдых должен быть значимым.

Переутомление часто не воспринимают всерьез. И напрасно, потому что такое состояние является серьезным нарушением функционирования нервной системы и вызывает многие тяжелые заболевания: хроническую усталость, депрессию, невроз, в перспективе – приводит к мышечной атрофии и развитию психических заболеваний.

Именно поэтому важно вовремя распознавать симптомы переутомления, чтобы принять меры и не допустить ухудшения. Ведь это – не просто плохое настроение или временная усталость, а настоящая болезнь нервной системы, которая требует лечения, как и любой другой недуг.

Переутомлением называется патологическое состояние, которое выражается в истощении нервной системы и нарушении функций возбуждения-торможения. На практике это означает, что нервная система человека под воздействием постоянной нагрузки находится в напряжении, но практически не расслабляется.


Она буквально «переполнена» сигналами от мозга, мышц, органов чувств и не успевает их обрабатывать. В результате нервные импульсы доходят до мышц и органов с опозданием или в искаженном виде. Внешне это выглядит как нарушение концентрации, ухудшение памяти, сонливость, мышечные боли и иные признаки.

Врачи выделяют четыре типа переутомления:

  • физическое;
  • эмоциональное;
  • умственное;
  • нервное.

Несмотря на то, что эти типы разделены формально, на деле они тесно друг с другом связаны. Как правило, у человека развивается два или сразу несколько видов переутомления – одновременно или один за другим.


Нервная система пронизывает все другие системы и органы человека, поэтому вполне закономерно, что нервное истощение вызывает понижение тонуса мышц (соответственно, физическое утомление) или неполадки в функционировании эндокринной системы, отвечающей, кроме прочего, за настроение (откуда недалеко до эмоционального утомления). Очевидно и то, что на работе мозга нервное истощение сказывается отрицательно.

Поэтому, обнаружив у себя признаки одного типа переутомления, не стоит надеяться, что вы застрахованы от другого. Скорее, наоборот – это свидетельствует о том, что вы попадаете в группу повышенного риска.

Как проявляет себя переутомление различных типов


Различным видам переутомления соответствуют свои характерные симптомы, по которым несложно понять характер заболевания. Крайне важно обращать на них внимание и не спутать с обыкновенной усталостью.

Физическое

Признаки физического переутомления:

  • Непроходящее чувство усталости, которое невозможно снять при помощи привычных видов отдыха.
  • Мышечные боли.
  • Нарушения сна (неспокойный, прерывающийся сон, ночные кошмары, бессонница).
  • Слабость, вялость мышц.
  • Замедление реакций.

Причин для физического переутомления может быть немало. Среди них:

  • Продолжительная физическая работа без отдыха и возможности расслабиться или перераспределить нагрузку (например, нерационально спланированные тренировки у спортсменов).
  • Монотонная физическая работа, даже будучи несложной, способна привести к переутомлению.
  • Однократная, но очень сильная физическая нагрузка также весьма рискованна.

Постоянное напряжение в мышцах ведет к застою в них крови и «одеревенению» мышечных тканей. Нередки и мышечные спазмы, «зажимы», приводящие к сильным болям. Кроме того, при чрезмерных нагрузках мышечным волокнам наносятся микротравмы – они «надрываются».


При грамотном чередовании нагрузок и отдыха волокна успевают восстановиться, «зарастив» разрывы с помощью белка, но если долго не давать мышцам отдыха, у них не будет возможности регенерировать.

Эмоциональное

Эмоциональное переутомление ничуть не менее разрушительно, чем физическое. Причина его – чрезмерный стресс, влекущий за собой стойкое эмоциональное выгорание. Необходимо сказать, что выгорание в такой ситуации – своеобразный механизм защиты.


Дело в том, что любая эмоция представляет собой совокупность биохимических реакций: в проживании эмоции задействованы различные гормоны, а также множество нервных путей и окончаний.

Вспомните адреналин, мобилизующий все системы организма, серотонин и множество других гормонов, вырабатывающихся в различных ситуациях и, в сущности, формирующих наши эмоции.


А теперь представьте, что под воздействием однотипных неприятных ситуаций в организме вырабатывается один и тот же набор гормонов, а по нервным путям передаются однотипные сигналы. В подобный набор гормонов, кстати, часто входит адреналин – он должен помогать справляться со стрессом.

Но на деле происходит своего рода отравление организма гормонами, а на нервную систему ложится прямо-таки невыносимая нагрузка. Чтобы нервная система не «сгорела», организм частично ее «отключает». До какого-то времени это помогает, но последствия такой «защиты» в долгосрочной перспективе оказываются еще более губительными.


Эмоциональное переутомление, или истощение, проявляет себя в следующих признаках:

  1. Вялость, апатичность.
  2. Заторможенные реакции.
  3. Потеря тактильной чувствительности.
  4. Иногда – ослабление вкусовых ощущений.
  5. Уплощение и ослабление эмоций.
  6. В случаях тяжелого переутомления некоторые эмоции могут просто исчезнуть (на самом деле они никуда не исчезают – все биохимические процессы продолжают происходить, но человек их не ощущает и не чувствует никаких переживаний).
  7. Раздражительность, частые и непредсказуемые перепады настроения.
  8. Стремление к уединению (человек меньше времени проводит в обществе других людей, становится необщительным, плохо переносит чье-то нахождение рядом).
  9. Нарушения сна – беспокойный, прерывистый сон, бессонница, кошмары.

Эмоциональное переутомление – очень опасное явление, которое, если не обращать на него внимания, приводит к депрессии. Депрессия – ни в коем случае не «плохое настроение», это серьезное нарушение работы мозга, при котором прекращается выработка многих важных гормонов (например, серотонина).


Это приводит к биохимическим изменениям в самом мозге, и зачастую эти изменения необратимы. Поэтому так важно своевременно распознать переутомление – симптомы его зачастую хорошо заметны, главное – не ошибиться, списав их на «лень» или «настроение».

Причин, вызывающих эмоциональное переутомление, очень много, но все они сводятся к одному – человек долгое время испытывает состояние стресса. Стресс же может быть вызван самыми разными ситуациями:

  • Нервная, напряженная работа, связанная с общением с большим количеством людей и/или постоянным принятием серьезных решений.
  • Неблагоприятная обстановка в семье.
  • Какое-либо тяжелое потрясение.

Стресс может быть не только отрицательным, но и положительным. Переизбыток положительных эмоций тоже может привести к переутомлению.

Нервное

Нервное переутомление похоже одновременно на оба вида, описанные выше. Оно тесно связано с физическим, и очень часто эти два вида расстройств возникают одновременно либо одно влечет за собой другое.


Перенапряжение нервной системы выражается в нарушении передачи нервных импульсов.

Часто организм, как и в случае с эмоциональным истощением, частично «отключает» нервную систему.

Все это проявляется в виде следующих симптомов:

  • общая слабость;
  • постоянное ощущение сонливости, увеличение количества времени, требуемого для сна (вместо обычных восьми часов человек начинает спать по десять-двенадцать);
  • ослабление эмоций;
  • нарушение тактильной чувствительности;
  • мышечная усталость;
  • головные боли.

Нервное истощение могут вызвать стрессы, напряженная работа (особенно монотонная), а также постоянное неблагоприятное воздействие на органы чувств. Например, высокий уровень шума, сильные неприятные запахи и подобные раздражители.

«Перегрузка» органов чувств постепенно приводит к нервному истощению, которое легко перерастает в неврозы, тики, астенические состояния. Неблагоприятный эмоциональный фон – страх, волнение, раздражение – также представляет собой прекрасные условия для возникновения нервного переутомления.

Умственное

Умственное переутомление возникает в результате интенсивных интеллектуальных нагрузок на грани возможностей. Очень часто оно развивается «в комплекте» с нервным переутомлением. Переутомление такого рода могут вызвать как чрезмерно высокие, так и чересчур продолжительные интеллектуальные нагрузки.


Кроме того, его развитию способствует недостаточное снабжение мозга кислородом. Душное помещение и отсутствие физической активности (и, как следствие, застой крови) подстегивает развитие умственного истощения.

Распознать умственное истощение можно по следующим признакам:

  • ухудшение концентрации и памяти;
  • рассеянность;
  • нарушения сна, постоянное ощущение усталости (при этом сонливости может и не быть);
  • снижение тактильной чувствительности;
  • нарушения аппетита.

Для всех разновидностей переутомлений характерно снижение «темпа работы» организма. Организм как будто переходит в режим экономии энергии.

Общие симптомы разных типов переутомления

Это проявляется в симптомах, одинаковых для всех типов переутомления, независимо от причины и характера:

  • Увеличение продолжительности времени, необходимого для сна, и при этом – невозможность выспаться.
  • Понижение или повышение кровяного давления.
  • Нарушения работы сердца: изменение сердечного ритма, шумы и т. п.
  • Понижение уровня тромбоцитов в крови и одновременно рост числа лейкоцитов.
  • Несмотря на большое количество лейкоцитов, снижение иммунитета.
  • Проблемы с концентрацией внимания.
  • Проблемы в функционировании пищеварительной системы.
  • Понижение мышечного тонуса.

Вовремя распознать признаки переутомления крайне важно – только так можно избежать превращения его в более серьезные недуги. Сильное переутомление обыкновенно переходит в депрессию, неврозы и другие заболевания, которые часто требуют стационарного лечения.

Еще один признак расстройства – повышение температуры. Температура при переутомлении поднимается нечасто, но если она все же превысила нормальные показатели – это весьма грозный признак.


Это может означать либо переизбыток крови в сосудах мозга (что бывает при умственном и нервном переутомлении), что приводит к головным болям, носовым кровотечениям и другим неприятным последствиям, либо то, что ослабленный усталостью организм был атакован вирусом, и где-то внутри происходит воспалительный процесс, от которого тоже может подняться температура.

Переутомление у детей

Многим трудно представить, что от переутомления различных видов могут страдать не только взрослые, но и дети. Однако переутомление у подростков и школьников, к сожалению, очень распространенное нарушение.


Необходимо помнить, что нервная система взрослого человека уже сложившаяся и «натренированная», ей проще справляться со многими нагрузками. Нервная система ребенка гораздо более чувствительна и больше подвержена нарушениям. Поэтому различные расстройства поражают детские нервы быстрее, активнее развиваются и значительно труднее лечатся.

А причины, которые вызывают эти расстройства (например, боязнь ответов у доски или насмешки сверстников) кажутся взрослым «несерьезными» лишь потому, что у взрослых нервная система уже сформировавшаяся и достаточно крепкая, и прочувствовать в полной мере ощущения ребенка не в состоянии почти никто.


Переутомление у ребенка может быть вызвано такими причинами:

  • Неурядицы в школе: конфликты со сверстниками, плохие отношения с учителями и т. п. Так как ребенок проводит в школе очень много времени почти каждый день, то его организм оказывается в состоянии постоянного, ежедневного стресса.
  • Недостаток сна. Для ребенка недосып намного опаснее, чем для взрослого.
  • Неправильное питание. Оно не само по себе вызывает переутомление, а препятствует нормальному восстановлению после обыкновенных нагрузок.
  • Чрезмерная интеллектуальная загруженность: слишком много уроков, домашних заданий, дополнительные кружки и так далее.

Дети, как и взрослые, подвержены переутомлению всех четырех типов. Точно так же у них часто диагностируется несколько типов одновременно. Методы лечения и профилактики к детям применимы такие же. Лечение переутомления у взрослых и детей осуществляется по одинаковым принципам.

С помощью чего можно победить переутомление


Различные типы переутомления нуждаются и в различном подходе. При утомлении физическом главное внимание необходимо уделить расслаблению зажатых мышц, восстановлению нормального кровотока и обеспечению кислородом. При умственном – снижению или изменению характера интеллектуальной нагрузки.

При нервном – сведению к минимуму раздражающих факторов и восстановлению нормальных реакций нервной системы. При эмоциональном переутомлении лечение имеет целью выравнивание и стабилизацию эмоционального фона, нормализацию работы гормональной системы.


При физическом переутомлении полезны следующие средства:

  • принятие ванны;
  • массаж;
  • уменьшение или по возможности отказ от физических нагрузок;
  • изменение режима питания, употребление большого количества витаминов.

Даже простое пребывание в теплой воде хорошо помогает мышцам расслабиться. Можно делать хвойные ванны – они хорошо успокаивают и очень полезны от переутомления, да и просто при усталости. Теплая ванна расслабляет мышцы, горячая – наоборот, тонизирует. Рекомендуется принимать ванны по 10-15 минут.

Будьте крайне осторожны, если у вас больное сердце! При проблемах с сердцем очень горячие ванны нежелательны.


Массаж помогает нормализовать кровоток в мышцах, снять зажимы и вернуть тонус. Лучше всего обращаться к профессиональному массажисту, но порой бывает достаточно и просто размять мышцы.

При умственном переутомлении прежде всего необходимы:

  • снижение объема и интенсивности интеллектуальных нагрузок;
  • изменение характера нагрузок, смена деятельности;
  • физические упражнения;
  • свежий воздух.

Переключение между видами деятельности позволяет мозгу сменить «режим работы», что при умственном переутомлении весьма полезно. Физические упражнения и прогулки на воздухе (или даже простое проветривание) помогают нормализовать кровообращение в мозгу и улучшить его снабжение кислородом.

При нервном и эмоциональном переутомлении рекомендуется:

  • Прекращение или уменьшение контакта с источником раздражения (звуком, запахом и т. п.) или ситуациями, вызывающим напряжение.
  • Физические упражнения небольшой интенсивности, прогулки.
  • Употребление витаминов группы В и витамина С.
  • Посвящение времени занятию, которое приносит положительные эмоции.
  • Качественный, полноценный, желательно продолжительный (минимум две недели) отдых.

Способы предотвращения переутомления


Возможна ли профилактика переутомления? Разумеется, возможна, более того – необходима.

Самые простые способы профилактики переутомления выглядят следующим образом:

  • увеличение количества витаминов в рационе, особенно витаминов группы В, витаминов С и D;
  • изменение режима сна;
  • обязательный отдых, при напряженной, интенсивной работе – небольшие, но регулярные перерывы;
  • четкое дозирование физических и умственных нагрузок в соответствии с особенностями организма.

Витамины очень полезны для нервной системы, они улучшают ее устойчивость и усиливают «проводимость». Если в вашем рационе витаминов недостаточно – нужно принимать витаминные пищевые добавки.


Крайне важно спать в темноте. Только в условиях малой освещенности запускаются гормональные процессы, необходимые для восстановления организма. Поэтому важно даже не то, сколько вы спите, а то, когда вы это делаете.

В любой работе необходимы перерывы – необязательно делать их большими, гораздо важнее, чтобы они были регулярными и примерно одинаковыми по длительности.

Похожие публикации