Когнитивно-поведенческая психотерапия. Методы поведенческой терапии

Поведенческая терапия (называемая также "модификация поведения") - это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мышления. Поведенческая терапия является одним из ведущих направлений современной психотерапии. Если на этапе становления поведенческой психотерапии определение ее было слишком узким, и в поведенческую психотерапию включали только технические приемы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, то в последнее время существует опасность утраты специфического значения термина из-за слишком широкого его понимания. Например, Ф.Кэнфер (1975) утверждал, что поведенческая психотерапия "должна включать не только то, что связано с открытиями в области кондиционирования и теорий научения, но и всю информацию, полученную в экспериментальной психологии". Более взвешенным представляется определение поведенческой психотерапии в Американской ассоциации поведенческой психотерапии: поведенческая психотерапия "включает, прежде всего, использование принципов, которые развиты в экспери¬ментальной и социальной психологии. Поведенческая психотерапия должна уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. Поведенческая психотерапия включает переструктурирование окружения и социального взаимодействия и в меньшей мере видоизменение соматических процессов - с помощью биологических вмешательств. Цель ее - главным образом, формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль". (Франке, Вилсон, 1979). Если на первых этапах своего развития под термином "поведение" в поведенческой психотерапии понималось все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики, то сейчас в это понятие включаются эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления. Таким образом, можно выделить более узкое понимание поведенческой психотерапии, основанное на единстве теоретических положений и вытекающих из них методически определенных вмешательств, и расширенное толкование, при котором такая связь заметно утрачивается. Понятие поведенческая терапия впервые ввели в практику независимо друг от друга А.Лазарус и Г.Айзенк в конце 50-х годов. В нашей стране большее распространение получил термин условно-рефлекторная терапия. 1950-1960гг. - это период становления поведенческой психотерапии как самостоятельного направления. Тогда существовало лишь несколько центров исследования и развития поведенческой психотерапии: в Южно-Африканской Республике - Вольпе (Wolpe J.), Лазарус (Lazarus R. S.), Рахман (Rachman S.); в Англии-Шапиро (Shapiro D.), Йетс (Yates A.J.), Айзенк (Eysenck H.J.); в США - Азрин (Azrin N.H.), Айллон (Ayllon Т.). К 1971 г. Крэснер (Krasner L.) выделил в поведенческой психотерапии 15 различных направлений, которые в последующие годы слились в общее, получившее название поведенческая психотерапия. Классическое обусловливание, связанное с именем И. П. Павлова, было первой теорией, которая легла в основу поведенческой психотерапии. И. П. Павлов, так же как и Дж.Уотсон (Watson J. В.) - пропагандист теории условных рефлексов, создатель американского бихевиоризма, в своих учениях исключал значение промежуточных пе¬ременных и ограничивал исследования раздражителями внешнего мира и внешнего поведения. Теория инструментального, или оперантного, обусловливания Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.) осталась в рамках прежней парадигмы "стимул - реакция (поведение)", однако под¬черкнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и укреплении поведения. В этой теории стимул приобрел функциональные качества подкрепления, повышающего силу реакции. Модель Торндайка - Скиннера, как и модель И. П. Павлова, уподобляла поведение организма "черному ящику", о внутреннем содержании которого нет никакой информации. Следующий этап развития поведенческой психотерапии связан с попыткой учесть и промежуточные переменные, расположенные между стимулом и реакцией. При этом внутренние переменные рассматривались как скрытые реакции на внешние раздражители. Именно их скрытность и исключала понятную связь с внешними раздражителями. Внутренние переменные - это, прежде всего, когниции (мысли, представления), которые управляют другими процессами, например, эмоциональными или мотивационными. В плане такого понимания в конце 60-х - начале 70-х годов были предложены новые методики, вошедшие в литературу под названиями "скрытое кондиционирование", "скрытое обусловливание" (Каутела - Cautela J. R., 1967), "скрытый контроль" (Хомм - Homme L, 1965), "саморегуляция" (Кэнфер, 1975). Скрытое обусловливание -мысленное представление целевого поведения, помогающее пациенту изучить реакцию среды на него и натренировать эмоциональный ответ, чтобы в реальной обстановке не возникло психотравмирующей ситуации. Скрытое кондиционирование пытались распространить на когнитивный аспект теории классического и оперантного обусловливания без изменений, что обрекало эти попытки на неудачу. Это были попытки ввести внутренние переменные в практику поведенческой психотерапии. В 60-е гг. на развитие поведенческой психотерапии оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (Бандура - Bandura A., 1971). Автор этой теории показал, что одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности. Последующий отход от первоначальной парадигмы поведенческой психотерапии (стимул - реакция), рассматривающий когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории Эллиса (Ellis А., 1962) и Бека (Beck А. Т., 1976). В рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса главной промежуточной переменной, делающей понятной связь между стимулом и поведением, являются рациональные и иррациональные когниции. Рациональная психотерапия - метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность (в этом смысле -противоположна суггестии). Когнитивная психотерапия - метод, в котором эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются через призму опосредования когнитивными структурами и когнитивными процессами, приобретенными в прошлом. Иными словами, в качестве промежуточных переменных выступают мысль, образ (когниция). В когнитивной психотерапии А.Бека определяющей переменной являются реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных выводах) когниции. Оба автора признают связь когнитивных и пове¬денческих переменных при доминирующем значении первых. С их точки зрения, центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные. Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Мейхенбаума (Meichenbaum D.,1977) и его коллег. Его работы можно рассматривать как дальнейшее развитие идей А. Р. Лурия и Л. С. Выготского о внутренней речи. Разработанные им методики самоинструктирования, прививка против стресса, представляют собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации. Таково же направление работ Махони (Mahoney M. J., 1974), рассматривающего когнитивные переменные (экспектации) и их модификации как главный объект и цель когнитивно-поведенческой психотерапии. Поведенческая психотерапия - развивающееся направление в психотерапии. Начав с теорий научения, построенных по схеме "стимул- реакция", она использует далее когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться также на теории переработки информации, коммуникации и даже теории больших систем. Поведенческая психотерапия, по Фейдимену и Фрейгеру, руководствуется следующими принципами: 1) стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами, т. е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования; 2) не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности; 3) позитивное терапевтическое отношение - необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии; 4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проблемы; 5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях терапии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты. Поведенческие модели обучения существенно отличаются как от фрейдистской психодинамической модели, которая главенствовала в психотерапии в XX веке, так и от гуманистической модели Карла Роджерса. Поведенческая модель была создана в лабораторных условиях, и ее методическая стратегия продолжает придерживаться научной точности, тщательных измерений и контролируемого манипулирования наблюдаемыми событиями.

2!! Основные характеристики поведенческой психотерапии

Поведенческую терапию характеризуют два основных положения, которые отличают ее от других терапевтических подходов. Первое положение: в основе поведенческой терапии лежит модель научения - психологическая модель, которая фундаментально отличается от психодинамической, - квазинозологической, - модели психического заболевания. Второе положение: приверженность научному методу. Из этих двух основных положений вытекают следующие: 1. Многие случаи патологического поведения, которые прежде рассматривались как болезни или как симптомы болезни, с точки зрения поведенческой терапии представляют собой непатологические "проблемы жизни". К таким проблемам относятся прежде всего тревожные реакции, сексуальные отклонения, расстройства поведения. 2. Патологическое поведение является в основном приобретенным и поддерживается теми же способами, что и нормальное поведение. Его можно лечить, применяя поведенческие процедуры. 3. Поведенческая диагностика в большей степени сосредоточивается на детерминантах настоящего поведения, чем на анализе прошлой жизни. Отличительным признаком поведенческой диагностики является ее специфичность: человека можно лучше понять, описать и оценить по тому, что он делает в конкретной ситуации. 4. Лечение требует предварительного анализа проблемы, выделение в ней отдельных компонентов. Затем эти специфические компоненты подвергаются систематическому воздействию поведенческих процедур. 5. Стратегии лечения разрабатываются индивидуально к различным проблемам у различных индивидов. 6. Понимание происхождения психологической проблемы (психогенеза) не существенно для реализации поведенческих изменений; успех в изменении проблемного поведения не подразумевает знания его этиологии. Психогенез - происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли среды и генотипа в их формировании. Этиология - учение о причинах болезней. В широком смысле - причина возникновения болезни или патологического состояния. 7. Поведенческая терапия основана на научном подходе. Это значит, во-первых, что она отталкивается от ясной концептуальной основы, которая может быть проверена экспериментально; во-вторых, терапия согласуется с содержанием и методом экспериментально-клинической психологии; в-третьих, используемые техники можно описать с достаточной точностью для того, чтобы измерить их объективно или чтобы повторить их; в-четвертых, терапевтические методы и концепции можно оценить экспериментально.

3. . Цели и позиция психолога в поведенческой психотерапии.

Цели коррекции . В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д.

Позиция психолога . В бихевиориальной психокоррекции психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.

4. Требования и ожидания от клиента в поведенческой психотерапии

Требования и ожидания от клиента .Роль психолога носит четко фиксированный характер. Так же четко определяется и роль клиента. Поощряется активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизации с новыми формами поведения.

Важнейшим моментом выступает выработка готовности к применению новых форм поведения. Поскольку коррекции подвергается в основном поведение обратившегося, то и задачей коррекционной деятельности выступает формирование оптимальных поведенческих навыков. А психические расстройства различного типа рассматриваются как формы неадаптивного поведения.

5!!! Техники

1 Методика «негативного воздействия». В её основе лежит парадоксальное предположение, что от навзчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять её. Согласно Павловскому принципу угасания условный стимул без подкрепления ведет к исчезновению (угасанию) условного рефлекса.

К. Денлап предложил прием избавления от навязчивых движений, тиков, некоторых форм заикания, который заключался в том, что человеку предлагалось сознательно воспроизводить нежелательные реакции 15-20 раз подряд.

Если во время беседы психолога с клиентом (тема беседы - свободная) у клиента появляется нежелательная реакция, беседа прерывается и возобновляется только после того, как клиент многократно сознательно воспроизведет весь комплекс реакций. Так, клиенту с заиканием рекомендуют специально заикаться, многократно (15-20 раз) повторяя слово или фразу, которые вызывают затруднение. Клиенту с навязчивыми движениями предлагают по 10- 15 мин специально повторять это движение.

Первая встреча длится около 30 мин, последующие - до 1 ч. Частота встреч - 2-3 раза в неделю.

2 Методика «скилл -терапии »(предложена Д. Мейхенбаумом, 1976 г.) направлена на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля. Автором была разработана коррекционная программа для изменения поведения импульсивных, гиперактивных, неорганизованных школьников. Программа содержит ряд последовательных этапов:

· Моделирование. На этом этапе взрослый ставит задачу, и, рассуждая вслух, решает ее.

· Совместное выполнение задачи. Взрослый ставит задачу и совместно с ребенком проговаривает ход ее решения.

· Вербализация самостоятельного выполнения задачи. Ребенок самостоятельно формулирует задачи, и, проговаривая вслух решение, самостоятельно поощряет себя («Я могу это сделать»; «Я справлюсь»...) и оценивает достигнутый результат.

· «Скрытое» выполнение задачи. Ребенок решает поставленную задачу, проговаривая решение «про себя» (решает задачу во внутреннем плане).

3 Методики формирования поведения .«Шейпинг» . Методика применяется для поэтапного моделирования сложного поведения, которое не было ранее свойственно человеку. Составляется цепочка последовательных шагов, овладение которыми приводит к конечной цели - усвоению новой программы поведения. В этой цепочке наиболее важным является первый элемент, который должен быть четко дифференцирован, а критерии оценки его достижения должны быть предельно ясными. Первый элемент достаточно связан с конечной целью шейпинга, от овладения им зависит успех всей программы, так как именно он направляет все поведение в нужное русло.

ля облегчения овладения первым элементом желательного стереотипа поведения необходимо создать такие условия, при которых это произойдет быстрее и легче всего. В частности, используется разнообразное подкрепление (как материальное, так и социальное - одобрение, похвала и др.). Например, при обучении ребенка навыкам самостоятельного одевания первым элементом может быть привлечение внимания к яркой одежде.

«Сцепление». Методика аналогична методике «шейпинга» по структуре и обратно направлена по схеме формирования желательного поведения.

Желательный поведенческий стереотип рассматривается как цепь отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным стимулом (СНОСКА: Дискриминантный стимул - стимул, предшествующий по времени определенной поведенческой реакции), запускающим следующий поведенческий акт.

Формирование желательного поведения начинается с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к концу цепи, к цели.

Упражнения продолжаются до тех пор, пока желаемое поведение всей цепи не будет осуществляться с помощью обычных стимулов.

«Фединг» (затухание) - это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно сформированном стереотипе поведения клиент должен реагировать на минимальное подкрепление прежним образом. «Фединг» широко применяется в коррекционной работе со страхами. Один из вариантов методики заключается в том, что в качестве стимулов в начале используются слайды с изображением пугающего объекта или пугающей ситуации. Сразу вслед за предъявлением стимульных слайдов клиенту демонстрируют слайды, вызывающие успокоение. Такое чередование продолжается до тех пор, пока существенно не снизится уровень тревоги, вызываемый появлением пугающего объекта.

«Фединг» играет важную роль при переходе от упражнений в ситуации психокоррекции (совместно с психологом) к упражнениям, осуществляемым в реальном повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят уже не от психолога, а от других людей.

Вариантом вербального или невербального подкрепления, повышающим у клиента уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе поведения, может быть побуждение. Подкрепление может выражаться в демонстрации этого поведения, прямых инструкциях, центрированных на нужных действиях, объектах действия и т.д.

4 Методики ,основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления .Положительное подкрепление - предъявление стимула, вызывающего у клиента позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций.

Отрицательное подкрепление - удаление стимула, вызывающего негативно окрашенную реакцию и поэтому также приводящего к усилению определенных поведенческих реакций.

Нейтральные стимулы - это стимулы, которые не оказывают воздействия на поведение.

«Положительное подкрепление». Поведение человека направляет и формирует подкрепляющие стимулы, которые могут быть безусловными и приобретенными (условные подкрепляющие стимулы).

Безусловные стимулы (пища, вода, определенный уровень сенсорной стимуляции и др.) вызывают врожденные реакции, не зависят от предшествующего обучения, и их подкрепляющая сила зависит от периода депривации и возрастает при его увеличении.

Условные подкрепляющие стимулы формируются в процессе научения и носят в большинстве случаев социальный характер (внимание, похвала, ласка, одобрение, признание, положительная оценка, слава и т.д.).

Анализ конкретного случая, например появления у ребенка реакций истерического типа, позволяет

Начало формы

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Дисциплина:

Специальность 050706 «Педагогика и психология»

Реферат

Теоретические основы поведенческой психотерапии

Выполнил:

Студентка курса

Проверил:

Ростов-на-Дону


Введение ………………………………………………………………………...3

1. История возникновения и развития поведенческой психотерапии………4

2. Базисные подходы поведенческой психотерапии…………………………9

3. Общие характеристики поведенческой психотерапии……………………13

4. Методы поведенческой психотерапии…………………………………….16

5. Сферы применения поведенческой психотерапии………………………..20

Заключение …………………………………………………………………….22

Список литературы ………………………………………………….………..24


Введение

Поведенческая терапия возникла на психотерапевтической сцене относительно недавно. Как систематический подход к диагностической оценке и лечению психологических расстройств она сформировалась лишь к концу 50-х годов. На ранних стадиях своего развития поведенческая терапия рассматривалась как приложение современной теории научения к решению клинических проблем. Под словосочетанием «современная теория научения» имелись в виду принципы и методы классического и оперантного обусловливания. Поведенческая терапия воспринималась как логическое распространение бихевиоризма на сложные формы человеческой деятельности.

В течение двух с небольшим десятилетий, прошедших со времени зарождения поведенческой терапии, в ней произошли значительные перемены, касающиеся как ее характера, так и диапазона применения. Она превратилась в комплексную и детализированную область знаний и практики.

Сегодня поведенческую психотерапию характеризует многообразие взглядов и подходов. Она включает в себя широкий спектр гетерогенных методов, имеющих различные теоретические обоснования. В ее рамках ведутся открытые дискуссии по поводу концептуальных основ, методологических требований и критериев эффективности. По мере расширения «территории» поведенческой терапии увеличивались также области ее пересечения с другими психотерапевтическими подходами. Тем не менее, ее базисные концепции остаются достаточно четкими, что позволяет четко определять как общность с другими терапевтическими системами, так и отличие от них. Следовательно, тема данной работы является актуальной на данном этапе развития поведенческой психотерапии.

Целью данной работы выступает рассмотрение теоретических основ поведенческой психотерапии.

1.История возникновения и развития поведенческой психотерапии

Поведенческая терапия - это терапия, которая использует принципы научения для изменения поведения и мышления.

Поведенческая терапия является одним из ведущих направлений современной психотерапии. Если на этапе становления поведенческой психотерапии определение ее было слишком узким, и в поведенческую психотерапию включали только технические приемы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, то в последнее время существует опасность утраты специфического значения термина из-за слишком широкого его понимания. Например, Ф.Кэнфер утверждал, что поведенческая психотерапия «должна включать не только то, что связано с открытиями в области кондиционирования и теорий научения, но и всю информацию, полученную в экспериментальной психологии».

Более взвешенным представляется определение поведенческой психотерапии в Американской ассоциации поведенческой психотерапии: поведенческая психотерапия «включает, прежде всего, использование принципов, которые развиты в экспериментальной и социальной психологии. Поведенческая психотерапия должна уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. Поведенческая психотерапия включает переструктурирование окружения и социального взаимодействия и в меньшей мере видоизменение соматических процессов - с помощью биологических вмешательств. Цель ее - главным образом, формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль».

Понятие поведенческая терапия впервые ввели в практику независимо друг от друга А.Лазарус и Г.Айзенк в конце 50-х годов XXв. В нашей стране большее распространение получил термин условно-рефлекторная терапия.

1950-1960гг. - это период становления поведенческой психотерапии как самостоятельного направления. Тогда существовало лишь несколько центров исследования и развития поведенческой психотерапии: в Южно-Африканской Республике - Ж. Вольпе, Р.С.Лазарус, С. Рахман; в Англии-Д. Шапиро, А.Ж. Йетс, Г.Ю. Айзенк; в США - Н.Г. Азрин, Т. Айллон. К 1971 г. Л. Крэснер выделил в поведенческой психотерапии 15 различных направлений, которые в последующие годы слились в общее, получившее название поведенческая психотерапия.

Классическое обусловливание, связанное с именем И. П. Павлова, было первой теорией, которая легла в основу поведенческой психотерапии. И. П. Павлов, так же как и Дж.Уотсон - пропагандист теории условных рефлексов, создатель американского бихевиоризма, в своих учениях исключал значение промежуточных переменных и ограничивал исследования раздражителями внешнего мира и внешнего поведения.

Теория инструментального или оперантного обусловливания Э. Торндайка и Б.Скиннера осталась в рамках прежней парадигмы «стимул - реакция», однако подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и укреплении поведения. В этой теории стимул приобрел функциональные качества подкрепления, повышающего силу реакции. Модель Торндайка - Скиннера, как и модель И. П. Павлова, уподобляла поведение организма «черному ящику», о внутреннем содержании которого нет никакой информации.

Следующий этап развития поведенческой психотерапии связан с попыткой учесть и промежуточные переменные, расположенные между стимулом и реакцией. При этом внутренние переменные рассматривались как скрытые реакции на внешние раздражители. Именно их скрытность и исключала понятную связь с внешними раздражителями. Внутренние переменные - это, прежде всего, когниции (мысли, представления), которые управляют другими процессами, например, эмоциональными или мотивационными.

В плане такого понимания в конце 60-х - начале 70-х годов были предложены новые методики, вошедшие в литературу под названиями «скрытое кондиционирование», «скрытое обусловливание» (Дж.Каутела), «скрытый контроль» (Л. Хомм), «саморегуляция» (Кэнфер). Скрытое обусловливание - мысленное представление целевого поведения, помогающее пациенту изучить реакцию среды на него и натренировать эмоциональный ответ, чтобы в реальной обстановке не возникло психотравмирующей ситуации.

Скрытое кондиционирование пытались распространить на когнитивный аспект теории классического и оперантного обусловливания без изменений, что обрекало эти попытки на неудачу. Это были попытки ввести внутренние переменные в практику поведенческой психотерапии.

В 60-е гг. на развитие поведенческой психотерапии оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (А.Бандура). Автор этой теории показал, что одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности.

Последующий отход от первоначальной парадигмы поведенческой психотерапии (стимул - реакция), рассматривающий когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории А.Эллиса и А. Бека.

В рационально-эмоциональной психотерапии А. Эллиса главной промежуточной переменной, делающей понятной связь между стимулом и поведением, являются рациональные и иррациональные когниции. Рациональная психотерапия - метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность.

Когнитивная психотерапия - метод, в котором эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются через призму опосредования когнитивными структурами и когнитивными процессами, приобретенными в прошлом. Иными словами, в качестве промежуточных переменных выступают мысль, образ. В когнитивной психотерапии А.Бека определяющей переменной являются реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных выводах) когниции. Оба автора признают связь когнитивных и поведенческих переменных при доминирующем значении первых. С их точки зрения, центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные.

Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Д. Мейхенбаума и его коллег. Его работы можно рассматривать как дальнейшее развитие идей А. Р. Лурия и Л. С. Выготского о внутренней речи. Разработанные им методики самоинструктирования, прививка против стресса, представляют собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации.

Таково же направление работ М. Махони, рассматривающего когнитивные переменные (экспектации) и их модификации как главный объект и цель когнитивно-поведенческой психотерапии.

Поведенческая психотерапия, по Фейдимену и Фрейгеру, руководствуется следующими принципами:

1) стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами, т. е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования;

Введение…………………………………………………………………………………………………………3

1. Теоритическая база…………………………………………………………………………………….3

2. Методы поведенческой терапии..……………………………………………………………..4

2.1.Техники контроля стимула……………………………………………………………………….4

2.2.Техники контроля последствий………………………………………………………………..9

2.3.Научение по моделям……………………….…………………………………………………….11
Введение

Поведенческая психотерапия является одним из главных направлений в зарубежной психотерапии. В отечественной литературе ее методы обычно применялись под названием условно-рефлекторной психотерапии. Сформировалась между 1950 и 1960 гг и связана с именами А. Лазаруса, Дж. Вольпе, Г. Айзенка, С.Рахмана, Б.Скиннера.

Теоретическая база

Теория рефлексов И.П. Павлова.
Опыты по условным рефлексам показали, что формирование условной реакции подчиняется ряду требований:

1) смежность – совпадение по времени индифферентного и безусловного раздражителей;

2) повторение, но при определенных условиях возможно формирование после первого же сочетания.

3) чем выше интенсивность потребности, тем легче формируется условный рефлекс.

4) нейтральный стимул должен быть достаточно сильным, чтобы выделяться из общего фона раздражителей;

5) угасание условного рефлекса после прекращения его подкрепления происходит постепенно и не полностью;

6) наиболее резистентны к угасанию условные рефлексы, сформированные с вариабельным интервалом и вариабельным соотношением.

7) важно учитывать закон генерализации и дифференциации раздражителя.

На втором этапе развития поведенческой психотерапии в качеств теоретических основ выступали теории инструментального или оперантного обусловливания.

Формирование условной реакции проходит путем проб и ошибок, как результат выбора (селекции) нужного эталона поведения и последующего его закрепления на основании закона эффекта.



Он формулируется следующим образом: поведение закрепляется (контролируется) его результатами и последствиями.

Инструментальные рефлексы контролируются их результатом, а в классических условных рефлексах реакции контролируются предъявлением предшествующего стимула.

Основные пути изменения поведения в терапии:

1. Воздействие на последствия (результаты) поведения и

2. Управление предъявлением стимула.

3. Исправление неадекватного поведения и обучение адекватному поведению.

Человек - продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения и научения. Проблемы возникают в результате изъянов в обучении. Консультант является активной стороной: он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения.

Главная цель – формирование и совершенствование умений. Эти техники также улучшают самоконтроль.

Поведенческая психотерапия предназначена уменьшить человеческое страдание и ограничение способности человека к действиям.

Концепция психических расстройств базируется на представлении, что «нарушенное» или «отклоняющееся» поведение можно объяснить и изменить в соответствии с теми же закономерностями, что и «нормальное» поведение.

При поведенческом подходе все строится на «функциональном анализе» суть которого в том, чтобы описать жалобы в виде психологических проблем (анализ проблемы) и выяснить те основные условия, изменение которых приведет к изменению проблемы и выяснить те основные условия, изменение которых приведет к изменению проблемы. Для анализа используется многоуровневый анализ (микро- и макроперспективы).

Базисные моменты поведенческой терапии:

1. Использование достижений фундаментальных эмпирико-психологических исследований, особенно психологии научения и социальной психологии;

2. Ориентация на поведение как на психическую переменную, которая может быть сформирована или подавлена в результате научения;

3. Преимущественная (но не исключительная) концентрация на настоящих, а не на прошедших детерминантах поведения;

4. Подчеркивание эмпирической проверки теоретических знаний и практических методов;

5. Значительное преобладание методов, основанных на тренировке.

Методы поведенческой терапии

Техники контроля стимула

Группа техник, с помощью которых пациенту передается стратегия совладания с проблемными ситуациями.

Классическим примером контроля стимула являются т.н. методы конфронтации при поведении избегания, обусловленном страхом.

При наличии предвосхищаемого страха, когда пациент не способен переносить определенные ситуации, задача психотерапевта побудить клиента к конфронтации с пугающей ситуацией, тогда может произойти угашение и преодоление страха. Согласно теории когнитивного научения, проблема пациента в репертуаре поведения остается такой стабильной как раз потому, что из-за полного избегания человек не приобретает опыта безопасного поведения, и поэтому не происходит никакого угашения.

Если человек стремится как можно быстрее выбраться из ситуации, которую считает опасной, то избегание дополнительно негативно подкрепляется.

В процессе конфронтации пациент должен приобрести конкретный опыт в когнитивной, поведенческой и физиологической плоскости и испытать, что конфронтация с субъективно тревожной ситуацией не влечет за собой ожидаемой «катастрофы»; пройдя «плато» в возбуждении, страх в нескольких плоскостях снимается, что приводит также к усилению веры в собственную способность преодоления.

Техники могут быть разными: систематическая десенсибилизация, экспозиции, техники наводнения, методы имплозии и парадоксальные интервенции. Акцент в них может делаться на контроль или самоконтроль, но во всех имеет место конфронтация индивида с ситуацией, вызывающей страх. Такая ситуация реализуется с постепенно нарастающей интенсивностью страха и в представлении, или реально (in vivo), либо без нарастания и реально (экспозиция), либо осуществить массированно – или в представлении (имплозия), или реально (наводнение).Самоконтроль предполагает соблюдения правила, что терапия осуществляется ступенчато самим пациентом. Когда пациент берет на себя пошаговый самоконтроль, это имеет огромное значение как в этическом плане, так и с точки зрения чистой эффективности и соотношения затрат/пользы.

Систематическая десенсибилизация

Метод систематической десенсибилизации предполагает, что патогенные реакции являются неадаптивным реагированием на внешнюю ситуацию.

После укуса собакой ребенок распространяет свою реакцию на все виды ситуаций и на всех собак. Боится собак в ТВ, на картинке, во сне…

Задача: сделать ребенка нечувствительным, устойчивым к опасному объекту.

Механизм устранения: механизм взаимоисключения эмоций, или принцип реципрокности эмоций. Если человек испытывает радость, то он закрыт к страху; если расслаблен, то также не подвержен реакциям страха.

Следовательно, если «погрузить» в состояние релаксации или радости, а потом показывать стрессогенные стимулы, то реакций страха не будет.

Методика: у человека в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации пациент снимает возникающую тревогу.

В процедуре 3 этапа:

1. Овладение методикой мышечной релаксации,

2. Составление иерархии ситуаций, вызывающих страх,

3. Собственно десенсибилизация (соединение представлений с релаксацией)

Универсальным ресурсом выступает релаксация. Используется техника прогрессивной мышечной релаксации по Е. Джекобсону.

Он предположил, что расслабление мускулатуры влечет за собой снижение нервно-мышечного напряжения. Он также заметил, что различному типу реагирования соответствует напряжение определенной группы мышц. Депрессия – напряжение дыхательной мускулатуры; страх – мышц артикуляции и фонации. Дифференцированная релаксация групп мышц может избирательно влиять на отрицательные эмоции.

В ходе выполнения прогрессирующей мышечной релаксации с помощью концентрации внимания сначала формируется способность улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечного расслабления, затем отрабатывается навык овладения произвольным расслаблением напряжённых мышечных групп.

Все мышцы тела делятся на шестнадцать групп. Последовательность упражнений такова: от мышц верхних конечностей (от кисти к плечу, начиная с доминантной руки) к мышцам лица (лоб, глаза, рот), шеи, грудной клетки и живота и далее к мышцам нижних конечностей (от бедра к стопе, начиная с доминантной ноги).

Упражнения начинаются с кратковременного, 5–7-секундного, напряжения первой группы мышц, которые затем полностью расслабляются в течение 30-45 секунд; внимание сосредотачивается на чувстве релаксации в этой области тела. Упражнение в одной группе мышц повторяется до тех пор, пока пациент не почувствует полного мышечного расслабления; только после этого переходят к следующей группе.

Для успешного овладения методикой пациент должен выполнить упражнение самостоятельно в течение дня дважды, затрачивая на каждое упражнение 15-20 минут. По мере приобретения навыка в расслаблении мышечные группы укрупняются, сила напряжения в мышцах уменьшается и постепенно внимание всё более акцентируется на воспоминании.

С помощью психотерапевта клиент строит иерархию раздражителей, провоцирующих, в первую очередь, тревогу, а затем и воспроизводящих психотравму в целом. Такая иерархия должна включать 15-20 объектов. Важно также правильно организовать стимулы. Затем ему предъявляют эти стимулы, начиная с наиболее безобидных. Стрессогенность стимулов должна возрастать постепенно. После того как он справится с одним раздражителем, предъявляют следующий.

При предъявлении стимулов могут использоваться два способа: либо десенситизация в воображении, либо градуированное воздействие (десенситизация in vivo).

Десенсибилизация в воображении заключается в том, что клиент, находясь в состоянии расслабления, представляет себе сцены, вызывающие у него тревогу, представляет ситуацию 5-7 секунд, затем устраняет тревогу путем усиления релаксации. Этот период длится до 20 секунд. Представление повторяется несколько раз. Если тревога не возникает, то переходят к следующей более трудной ситуации по списку.

На заключительном этапе клиент после повседневного анализа локальных напряжений мышц, возникающих при тревоге, страхе и волнении, самостоятельно достигает мышечного расслабления и таким образом преодолевает эмоциональное напряжение.

Поэтапное, градуированное воздействие (или десенсибилизация in vivo) предполагает, что больной должен сталкиваться с вызывающими тревогу раздражителями (начиная с наиболее слабых) в реальной жизни в сопровождении терапевта, который побуждает усиливать тревогу. Вера в терапевта и контакт с ним являются противообусловливающим фактором.

Данный вариант предпочитают большинство психотерапевтов, поскольку именно столкновение со стрессорами в реальной жизни всегда является конечной целью лечения, и этот метод более эффективен.

Другие виды десенсибилизации:

1. Контактная десенсибилизация – кроме телесного контакта с объектом присоединяется еще и моделирование – выполнение действий по списку другим человеком без страха.

2. Эмотивное воображение – отождествление с любимым героем и столкновение героя с ситуациями, вызывающими страх. Этот вариант может использоваться и в реальной жизни.

3. Игровая десенсибилизация.

4. Рисуночная десенсибилизация.

Многие методы, применяемые в рамках бихевиоральной терапии, требуют использования техники экспозиции, при которой пациента подвергают воздействию раздражителей, вызывающих страх, или обусловливающих стимулов.

Делается это с целью создать условия для угасания (по мере того как ситуация становится привычной) условно-рефлекторной эмоциональной реакции на этот набор стимулов. Считается, что данный приём может также служить средством опровержения ожиданий или убеждений больного относительно определённых ситуаций и их последствий.

Существует несколько разновидностей методов лечения, основанных на использовании техники экспозиции; они различаются в зависимости от способа предъявления стимулов (пациент может подвергаться их воздействию в воображении или in vivo) и по интенсивности воздействия (осуществляется ли в процессе лечения постепенный переход к более сильным раздражителям или больного сразу же сталкивают с самым мощным из них). В некоторых случаях, например при адаптации к психотравмирующим воспоминаниям в процессе лечения посттравматического стрессового расстройства, уже в силу специфической природы расстройства применима только экспозиция в воображении.

Аналогичным образом оспаривают иррациональные мысли пациента, подвергая его воздействию ситуаций, показывающих, что эти идеи ложны или нереалистичны.

Погружение, наводнение

Если подход, используемый при десенсибилизации, можно было бы сравнить с тем, как человека учат плавать сначала на мелком месте, мало-помалу переходя на глубину, - то при «погружении» (используя ту же аналогию) его, наоборот, сразу же бросают в омут.

При использовании этого метода пациента помещают в самую труднопереносимую для него ситуацию, относящуюся к вершине иерархии раздражителей (это может быть, к примеру, посещение переполненного людьми магазина или же поездка в автобусе в час пик), причём он должен подвергаться её воздействию до тех пор, пока тревога не исчезнет спонтанно («приобретение привычки»). В методике подчеркивается ценность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкновение с ситуацией, чем она длительнее, чем интенсивнее переживание, тем лучше.

Суть техники в том, что длительная экспозиция психотравмирующего объекта приводит к запредельному торможению, которое сопровождается потерей психологической чувствительности к воздействию объекта. Пациент должен убедиться в отсутствии возможных негативных последствий.Пациент вместе с терапевтом оказывается в психотравмирующей ситуации до тех пор, пока страх не начнет уменьшаться. Должна быть исключена возможность использовать механизмы скрытого избегания. Пациенту объясняют, что скрытое избегание-снижение субъективного уровня страха подкрепляет это избегание и дальше. Процедура занимает час-полтора. Число сеансов от 3 до 10.

Параметры различия наводнения и десенсибилизации:

1) быстрая или медленная конфронтация (столкновение) со стимулом, вызывающим страх;

2) возникновение интенсивного или слабого страха;

3) длительность или кратковременность столкновения со стимулом.

Хотя многих непросто убедить пойти на это, погружение - более быстродействующий и более эффективный метод, чем десенсибилизация.

Имплозия

Имплозия - техника наводнения в форме рассказа, воображения.

Терапевт составляет рассказ, в котором отражаются основные страхи пациента. Задача вызвать максимальный страх.

Задача психотерапевта поддерживать достаточно высокий уровень страха, не давать ему снижаться в течение 40-45 минут.

После нескольких сеансов можно переходить к наводнению.

Парадоксальная интенция

Пациенту предлагается прекратить борьбу с симптомом и умышленно вызывать его произвольно или даже стараться его увеличивать.

Т.е. требуется кардинально изменить установку по отношению к симптому, болезни. Вместо пассивного поведения – переход в активное наступление на свой страх.

Методика вызванного гнева – использует гнев как реципрокный ингибитор страха и основывается на предположении, что гнев и страх не могут сосуществовать одновременно.

В процессе десенсибилизации in vivo в момент появления страха, просят представить, что в этот момент оскорбили или произошло что-то такое, что вызвало сильный гнев.

Техники контроля стимула основываются на положении о том, что для некоторых стимулов связь между стимулом и ответной реакцией носит довольно жесткий характер.

События, предшествующие поведению, могут быть сгруппированы следующим образом:

1) дискриминантные стимулы, в прошлом связанные с определенным подкреплением,

2) облегчающие стимулы, способствующие протеканию определенного поведения (новая одежда может способствовать развитию общения),

3) условия, увеличивающие силу подкрепления (период депривации).

Надо научить пациента идентифицировать дискриминантные и облегчающие стимулы в реальной ситуации, выявлять условия, увеличивающие силу подкрепления нежелательного поведения, после чего удалять из окружения стимулы, вызывающие такое поведение.

Обучение пациента укреплять стимулы, связанные с "правильным" желательным поведением. Обучают умению правильно манипулировать периодом депривации, не доводя его до уровня потери контроля.

Техники контроля последствий

Подразумевают управление проблемным поведением через последствия.

Техники, относящиеся к контролю последствий, называются оперантными методами или стратегиями ситуативного управления.

Последствия какого-то проблемного и целевого поведения организуются таким образом, чтобы в результате частота целевого поведения нарастала (например, через позитивное подкрепление), а проблемное поведение (через оперантное угашение) становилось бы реже.

Данные техники решают следующие задачи:

1. Формирование нового стереотипа поведения,

2. Усиление уже имеющегося желательного стереотипа поведения,

3. Ослабление нежелательного стереотипа поведения,

4. Поддержание желательного стереотипа поведения в естественных условиях.

Решение задачи уменьшения нежелательного стереотипа поведения достигается с помощью нескольких методик:

1) наказания,

2) угашения;

3) насыщения,

4) лишения всех положительных подкреплений,

5) оценки ответа.

Наказание – это методика применения отрицательного (аверзивного) стимула сразу же за ответной реакцией, которую стремятся угасить.

В качестве отрицательного стимула чаще всего используют болезненный, субъективно неприятный стимул и тогда эта методика фактически превращается в аверсивную.

Это могут быть и социальные стимулы (осмеяние, осуждение), но они сугубо индивидуальны.

Крайне ограниченным значением обладают методы прямого наказания: наказывающие и аверсивные методы приводят к целому ряду этических проблем, поэтому их применение легитимно лишь в экстремальных случаях (алкоголизм, педофилия)

Наказание

Условия эффективности:

1. Отрицательный стимул применятся сразу же, непосредственно после ответной реакции.

2. Схема применения аверсивного стимула: на первом этапе подавление с помощью постоянного применения аверсивного стимула; далее – непостоянная схема угашения.

3. Наличие в репертуаре поведения пациента альтернативных ответных реакций является важным условием проведением методики (но для этого поведение должно носить целенаправленный характер, т.е. цель сохраняет свое значение и пациент активно ее ищет).

Угашение

Угашение – принцип исчезновения реакций, которые положительно не подкрепляются.

Скорость угашения зависит от того, каким образом в реальной жизни подкреплялся нежелательный стереотип. Этот метод требует значительного времени, причем сначала наступает период первоначального возрастания по частоте и силе.

Лишение всех положительных подкреплений – один из вариантов угашения. Наиболее эффективным является изоляция.

Оценка ответа – точнее могла бы быть названа методикой штрафа. Она используется только с положительным подкреплением. Помимо того, положительное подкрепление уменьшается за нежелательное поведение.

Насыщение – поведение, которое положительно подкрепляется, но продолжается длительное время, имеет тенденцию истощаться само, а положительное подкрепление теряет силу. Отдельно обычно не применяются. Искусство психотерапевта в умелом использовании различных сочетаний методов.

Терапия испытанием

Терапия испытанием – аверсивный механизм, при котором предписывается выполнять задание, которое причиняет еще большее неудобство, чем сам симптом (при бессоннице проводить всю ночь за чтением книги стоя).

К дезавтоматизации неконтролируемого патологического навыка приводит его произвольная ежедневная реализация.

При энурезе дается задание будить если кровать мокрая и заниматься каллиграфией.

Необходимо реализовывать ряд этапов метода:

1. Четкое выявление симптома. (Находить только чрезмерную тревожность, когда выполнять 40 приседаний, а не обычную).

2. Усиление мотивации к излечению.

3. Выбор вида испытания (оно должно быть суровым, но приносить пользу).

Научение по моделям

Эти техники занимают промежуточное место между классическими поведенческими и когнитивными.

Играют решающую роль в ролевой игре или в тренинге уверенности в себе и социальной компетенции.

Наблюдая за поведением других людей (и за последствиями этого поведения) усваивают это поведение или меняют паттерн собственного поведения в направлении поведения модели.

Наблюдатель может довольно быстро научиться подражать и перенять даже очень сложные способы поведения и действия.

В ходе ролевой игры поведение закрепляется (тренировка поведения) и переносится в реальные ситуации.

Научение по моделям наиболее экономично преодолевает социальные фобии и формирует соответствующее интеракционное поведение.

Формирование способов социального поведение у агрессивных и заторможенных детей, помогает при формировании целевого поведения, и во многих случаях, где вербальные методы сопряжены с трудностями (хорошо для лечения детей).

Важно помнить, что в глазах пациентов психотерапевт во всех отношениях обладает функцией модели.

Поведенческая психотерапия основана на «аспириновой метафоре»:

достаточно дать аспирин, чтобы голова не болела, т.е. не нужно искать причину головной боли – нужно найти средства, ее ликвидирующие.

Поведенческая терапия, которую также называют бихевиоральная терапия, является одним из самых новых направлений в современной психотерапии. Однако это не мешает тому факту, что бихевиоральная терапия выступает в качестве ведущего метода. Именно поведение выступает в роли главного и основного элемента психотерапевтического направления.

Если говорить общими понятиями, то поведенческая терапия представляет собой особую психотерапию, базирующуюся на изменениях в человеческом поведении. Но когда меняется само поведение, обязательно происходят перемены в волевой, когнитивной и эмоциональной сферах человека. Психологи считают, что это направление преимущественно основано на бихевиористических принципах и подходах. Здесь применяют принципы научений, позволяющих менять три структуры — поведенческую, эмоциональную и когнитивную.

Особенности поведенческой психотерапии

В психологии поведение и его исследование занимает значимую позицию в работе с пациентами, столкнувшимися с самыми разнообразными проблемами.

Стоит отметить, что на основе применяемой поведенческой терапии были разработаны новые направления, такие как диалектико поведенческая терапия. Диалектический метод широко применяется в работе с пациентами, которые страдают от пограничного расстройства личности.

Поведенческий подход включает в себя обширный перечень различных методик. Хотя изначально такой термин как «поведение» в психологии воспринимался исключительно как внешне наблюдаемая и проявляющаяся характеристика. Сейчас же сюда включают широкий перечень проявлений — от эмоционально-субъективных и когнитивных, до мотивационно-аффективных и не только.

Поскольку все эти проявления объединяются под одним понятием, это говорит об их подчинении закономерностям данного психотерапевтического учения, опираясь на них, специалист может управлять эмоциями человека.

Теоретическая основа применяемой поведенческой терапии — это психология, которая носит название бихевиоризм.

Бихевиоризм или бихевиоральная терапия определяет также подход к проблемам заболеваний и здоровья. Здоровье человека или его болезнь являются закономерным результатом того, чему человек сумел научиться или же не научился. Личность же представляет собой опыт, полученный человеком в течение своей жизни. При этом невроз не выступает как самостоятельная единица, так как нозологический подход тут, по своей сути, не имеет место быть. В качестве центра внимания выступает вовсе не заболевание, а симптом в большей мере.

Основные положения

Поведенческий подход или поведенческое направление в психотерапии основывается на определенных положениях. Именно они характеризуют поведенческую психотерапию:

  • Первое положение. Ряд случаев патологического поведения, ранее рассматриваемого как заболевания или симптомы заболевания, с позиции поведенческой терапии (ПТ) являются непатологическими проблемами жизни. Это тревожные ситуации, реакции, расстройства в поведении и отклонения сексуального характера.
  • Второе положение. Патологическое поведение преимущественно приобретаемое.
  • Третье положение. Поведенческий подход в основном ориентируется на текущее человеческое поведение, а не на прошлую жизнь пациента. Данный психологический метод лечения позволяет лучше понять исследуемого человека, описать и оценить ситуацию, исходя из конкретной ситуации, а не проблем прошлого.
  • Четвертое положение. Техники поведенческой терапии требуют обязательного предварительного анализа проблематики с целью выделить ключевые моменты. После этого выявленные отдельные компоненты подвергаются определенному воздействию с помощью соответствующих психотерапевтических процедур.
  • Пятое положение. При поведенческой психотерапии техники воздействия разрабатываются индивидуально, в зависимости от конкретных проблем отдельно взятого пациента.
  • Шестое положение. Поведенческий подход позволяет достичь успеха в лечении проблемы пациента без необходимости данных об этиологии.
  • Седьмое положение. Все методы поведенческой психотерапии основываются исключительно на научном подходе к рассмотрению и изучению проблем. Это означает, что терапия отталкивается от основ концепции, которую можно проверить путем экспериментов. Также применяемые техники описываются достаточно точно с целью их объективного измерения и повторения по мере необходимости. Важной особенностью методов ПТ является возможность экспериментальной оценки их концепций.

Применение поведенческой терапии

Различные методы поведенческой терапии ориентированы на помощь пациентам, столкнувшимся с разными сложными ситуациями, требующими вмешательства со стороны специалистов. К примеру, ПТ проводится при аутизме, социофобии и даже ожирении.

Система поведенческой терапии применяется в следующих ситуациях:

  • при тревожных состояниях;
  • в случае хронических психических расстройств;
  • при сексуальных нарушениях;
  • для решения возникающих супружеских и межличностных проблем;
  • при психопатологиях у детей.

Исследования наглядно доказали, что ПТ способна эффективно помочь в случае возникновения фобий у человека. В этом случае применяется основная техника — систематическая экспозиция. Под понятием экспозиция понимают целый ряд техник, которые основаны на предъявлении имеющихся страхов пациентов. Также в качестве дополнения при тревожных состояниях применяют технику .

Была доказана высокая эффективность метода поведенческой терапии в решении проблем в области сексуальных отношений.

Множество пациентов отдают предпочтение именно этому виду психотерапии, поскольку она позволяет решить проблему преждевременной эякуляции, вагинизма, импотенции и пр.

Супружеская терапия является методом обучения участников супружеской пары позитивно, а также продуктивно достигать желаемых поведенческих положительных изменений. В некоторых ситуациях требуется полноценная семейная поведенческая психотерапия. Дело в том, что ряд трудностей и проблем, испытываемых человеком, могут быть напрямую связаны с членами его семьи. Потому в терапии должны принимать участие все. Это позволяет проанализировать ситуацию, определить роль каждого из членов семьи и решить сложившуюся проблему.

Если говорить про психические расстройства, то ПТ способна решать проблемы исключительно хронических, но не острых расстройств. Поведенческие методы воздействия применяются при работе с пациентами, у которых наблюдается выраженное изменение личности или же низкий показатель самообслуживания.

ПТ позволяет решить психологические проблемы пациентов в раннем детском возрасте — это плохое поведение, чрезмерная агрессия и другие нарушения норм. При лечении гиперактивности широко применяется так называемая жетонная методика. Наглядно доказана эффективность ПТ при необходимости повысить успеваемость ребенка решить проблему аутизма. Аутизм — актуальная проблема множества детей. Но именно ПТ демонстрирует одни из лучших результатов по нормализации поведенческого и интеллектуального развития. Конечно, процент составляет всего около 2% детей с аутизмом, которых удалось вылечить. Но среди всех существующих сегодня методов только ПТ удалось добиться столь внушительных результатов.

Основные методы ПТ

Методика когнитивного реструктурирования

Данные методы основаны на предположениях о появлении эмоциональных расстройств в результате когниций, то есть деадаптивных стереотипов человеческого мышления. Задачей метода является изменение когниций.

Специалисты обучают использовать успокаивающие мысли при нахождении пациента в стрессовой ситуации. Одна из популярнейших методик основана на тренировках прививания стресса. Она подразумевает необходимость пациенту воображать свое нахождение в стрессовой ситуации и применять новые навыки. Широко используют практику рационально эмоциональной поведенческой терапии — эмотивный метод.

У практики рационально эмоциональной поведенческой терапии особенностью является сочетание поведенческого, а также когнитивного метода. РЭТ, РЭПТ или рационально эмоционально поведенческие терапии применяют факторы поощрения. Самые простые из них — кивок, улыбка или уделяемое внимание. Каждый ищет награду или поощрение. И те люди, от которых мы их получает, становятся нам важными, близкими, развивается дружба. Те же, кто не дает поощрение, мы не воспринимаем или даже стараемся избегать.

Самоконтроль

Метод предусматривает необходимость пациента непосредственно участвовать в определениях цели своего лечения и строгом выполнении программы терапии. Для этих целей используют разные процедуры по самоконтролю.

Самоконтроль — это основа успешного саморегулирования проблемного поведения. С помощью данного метода человек лучше понимает суть своей проблемы и собственных действий. Задача терапевта — помочь пациенту практически самостоятельно определить цель или установить определенные стандарты, которые управляют поведением. Примером можно назвать лечение ожирения, где в рамках терапии совместно назначается количество калорий на каждый день.

Чем яснее и краткосрочнее поставленные цели, тем выше вероятность сформировать успешный самоконтроль. Если просто сказать себе «Я не буду много есть с завтрашнего дня», успеха достичь не удастся. Нужно говорить «С завтрашнего дня я буду есть не больше 1 тысячи калорий». Нечеткие цели влекут за собой неудачи, что негативно сказывается на самооценке. Если же удается выполнить поставленную цель, у пациента возникает стимул развивать успех.

Методика отвращения

Техника, направленная на вызывание отвращений, называется аверсивная психотерапия. Ярким примером данного метода является лечение алкозависимости, когда пациенту предлагают небольшие порции спиртного, но одновременно с этим он употребляет вещества, способные вызвать неприятные ощущения (тошноту, рвоту и пр.).

Энурез, дрожь в руках, заикание и другие подобные нарушения могут быть вылечены с помощью ударов током.

Метод наказания

В отличие от предыдущего метода, здесь наказание пациент получает после нежелательной поведенческой ситуации. К примеру, пациент совершил нежелательное действие и получил после этого удар током. Такими методами лечат писчий спазм треморной и спастической формы.

Тренировки методами наказания стимулируют человека расслаблять необходимые группы мышц, тем самым справляясь с проблемой.

Позитивные подкрепления

Данный метод основан на том, чтобы устанавливать связь между текущим поведением пациента и получаемыми последствиями от его поведения. Самым популярным методом позитивного подкрепления выступает так называемая жетонная система. Ее широко применяют как в работе с замкнутыми и необщительными детьми или взрослыми, так и при лечении людей с выраженной личностной или умственной отсталостью.

Суть жетонной методики заключается в поощрении пациента за выполняемые ими действия. К примеру, перед ними ставится задача говорить ясно, делать домашнее задание, убирать в комнате или мыть за собой посуду. При этом обязательно должна быть система прейскуранта, где указывается, сколько условных жетонов получит человек, если выполнит те или иные задачи или достигнет определенных целей.

Самоуверенность

Методика разрабатывалась для работы с неуверенными в себе людьми. Они не способны выражать свои эмоции или же отстаивать свои права, собственное мнение. Таких людей зачастую эксплуатируют, они не уважают сами себя. Что уж говорить про уважение со стороны окружающих людей.

Подобные тренинги психотерапии проводятся группами. Путем занятия пациенты развивают в себе самоуверенность, разрабатывают модель самоутверждающего поведения и стараются изменить реакцию по отношению к себе со стороны окружения. Данная методика способствует поднятию самооценки, приобретению уверенности и способности отстаивать свое мнение, убеждения или права.

Также этот метод ПТ способен развивать в человеке соответствующую способность к коммуникациям, умению слушать других и устанавливать доверительные отношения.

Систематическая десентизация (СД)

Здесь основное внимание уделяют тревоге, с которой сталкивается человек при определенных ситуациях. Тревога — это стойкий ответ со стороны нервной системы, который приобретается при классическом обусловливании. Автор этого метода разработал технику, которая позволяет погасить данные автономные условные реакции — систематическая десентизация или СД.

Практика показала, что наиболее эффективным стимулом для избавления от тревоги является релаксация мышц. После освоения данной техники расслабления, наступает второй этап — иерархическое составление ситуации, который провоцирует тревогу или страх. Затем пациент, который уже находится в расслабленном состоянии, должен ярко вообразить ситуацию, занимающую низшую ступень составленной иерархии. Это ступень, которая меньше остальных ассоциируется с тревогой или страхом.

СД или системная поведенческая психотерапия также проводится с помощью реального погружения человека или пациента в ситуацию своей фобии. Причем психотерапевты утверждают, что такой подход дает самый высокий эффект.

Методика моделирования

Не редко специалисты прибегают к методу моделирования. Он подразумевает обучение пациента требуемому поведению путем его моделирования или наглядной демонстрации.

Простейший пример — психотерапевт на собственном примере показывает своему пациенту, как следует вести себя в той или иной ситуации, способной спровоцировать страх или чувство тревоги.

Предположим, вы очень боитесь тараканов. Специалист наглядно демонстрирует, что они не опасные и убить их очень легко. Сначала проводится тренинг путем наглядной демонстрации, затем пациент тренируется на каких-то макетах или резиновых насекомых. Постепенно человек уже самостоятельно без криков, паники и страха реагирует на свой страх.

Методы угасания

Такие методики называют погружением или иммерсией. Особенность техники в том, что человек сталкивается непосредственно со своим страхом без условия предварительно проводимой релаксации. Всего существует несколько методов, которые основываются на явлении иммерсии, то есть угасании.

  • Наводнение. Пациент и специалист погружаются в ситуации, провоцирующие страх, и находятся там до момента, когда чувство страха не пойдет на спад. Одновременно с этим нельзя пытаться отвлечься, чтобы снизить интенсивность тревоги.
  • Интенция (парадоксальная). Если говорить простым языком, то это метод отстранения от невроза. В рамках терапии требуется умышленно вызывать симптом и воспринимать его с юмором. Посмеявшись над собственным страхом, он перестанет быть таковым.
  • Имплозия. Основывается на иерархии страха. Начинается терапия с самых низших ступеней, постепенно наращивая степень тревоги пациента все больше и больше. Главная задача — добиться максимального уровня страха в течение 30-60 минут.

С помощью поведенческой терапии можно справиться с симптомами или самим заболеванием, однако данный психотерапевтический метод не предназначен для устранения причин. Потому нежелательное поведение порой проявляется вновь после завершения курса лечения. В таких ситуациях меняют метод воздействия или же проводят повторный курс.

Поведенческая терапия - это психологический подход, основанный на том, что необходимо изучать только явное поведение и отрицающий значимость неосознанного поведения. Это предположение сильно противоречит глубинной психотерапии (особенно психоанализу), сторонники которой утверждают, что психические заболевания являются следствием внутренних конфликтов человека.

Основоположником поведенческой терапии (бихевиоризма) является американский психолог Джон Уотсон. С точки зрения бихевиоризма, объектом психологии является поведение человека. Поведение - это реакция на определенные стимулы. Сторонники поведенческой психотерапии изучают внешние факторы, при которых формируется то или иное поведение человека. Они утверждают, что поведение человека можно изменить, изменив эти факторы.

Методы поведенческой терапии

Специалисты этого психотерапевтического метода считают, что пациента необходимо обучать новым формам поведения, подавляя или совсем избавляясь от старого, неправильного поведения. В зависимости от ситуации могут быть применены разные метод лечения:

Кондиционирование

Кондиционирование - это метод развития новых поведенческих навыков путем модификации ассоциаций стимул/отклик. Это довольно эффективный метод, при применении которого за правильное (желаемое) повеление поощряют, а нежелательное поведение подавляют или вообще устраняют. Неправильное повеление подавляют с помощью наказаний, а правильное стимулируют с помощью поощрений, которыми могут быть похвала, подарки и др.

Моделирование

Моделирование - это метод, с помощью которого человек привыкает к какому-либо поведению, наблюдая за другим человеком. Он полезен для освоения пациентом новых правил повеления.

Терапия отвращения

Другой метод - терапия отвращения. В этом случае нежелательное поведение повторяется много раз, например, курильщиков заставляют курить до тех пор, пока это не вызовет у них отвращения.

Аверсивная терапия

Похожее действие оказывает и аверсивная терапия, направленная на выработку отвращения к нежелательному поведению, что и заставляет человека изменить манеру поведения или привычки.

Десенсибилизация

Десенсибилизация - это прием, используемый в поведенческой терапии для лечения состояния фобии. Предмет, который пациент считает опасным, очень медленно приводится в контакт с ним (сначала лишь мысленно, а затем - в действительности). Например, если человек панически боится пауков, то во время сеансов он должен представлять пауков и делать это до тех пор, пока вид насекомого перестанет вызывать у него панический страх. На этой стадии человеку можно показать паука, еще раз убедив его в том, что тот абсолютно не опасен.

Семейная терапия

В основе семейной терапии лежит тот факт, что некоторые испытываемые человеком трудности связаны с его семьей и взаимодействиями между ее членами. Поэтому, чтобы выяснить, какую роль играет тот или иной член семьи, каковы особенности общения и т.п. в сеансах терапии предлагается участвовать всем членам семьи.

Чаще всего родители воспитывают ребенка с помощью наказаний и поощрений. Однако родители должны знать, что наказывать ребенка следует сразу после того, как он провинился. В противном случае несвоевременное наказание может быть неправильно воспринято и вызвать протест.

В каких случаях применяется поведенческая терапия?

Бихевиоризм используется для лечения психических расстройств, различных фобий, неврозов навязчивых состояний, депрессии, истерии, психических заболеваний, никотиновой и алкогольной зависимости. Кроме того, поведенческая терапия эффективно применяется для лечения различных дефектов и нарушений поведения у детей, например, заикания, а также для лечения умственно отсталых детей и детей с трудностями в обучении.

Бихевиоризм лечит саму болезнь или симптомы нарушений, однако не устраняет их причин. Поэтому через некоторое время нежелательное поведение может снова проявиться. В этом случае необходимо пройти повторный курс терапии или применить другой терапевтический метод.

Похожие публикации