Правила ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже. Акт отгрузки с описью животных. Этих животных подвергают тщательному ветеринарному осмотру и обязательному исследованию

С целью упорядочения проведения организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий при отборе животных и продаже сельскохозяйственным и иным организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, и при обмене животными для племенных и производственных целей ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже сельскохозяйственным и иным организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, и при обмене животными для племенных и производственных целей.

2. Комитетам по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов в месячный срок довести до управлений сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов и сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, указанные Правила и потребовать их обязательного исполнения.

3. Главному управлению ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией в трехдневный срок в установленном порядке направить настоящий приказ на правовую экспертизу в Министерство юстиции.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Главное управление ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией (Аксенов А.М.).

Министр Ю.Д.МОРОЗ

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 28.10.1999 N 277

1. Вывоз племенных животных и животных (включая птиц, пушных зверей и пчел), предназначенных для производственных целей и продажи сельскохозяйственным и иным организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, физическим лицам допускается из населенных пунктов и отдельных организаций, а также обособленных ферм, отделений, стад, отар, благополучных по заразным болезням, в порядке, предусмотренном соответствующими мероприятиями по профилактике и ликвидации заразных болезней животных.

2. Из сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан вывоз животных допускается при наличии соответствующих ветеринарных документов (справок, свидетельств, сертификатов), характеризующих благополучие местности их происхождения по заразным болезням животных и ветеринарно-санитарное состояние животных, выданных государственными ветеринарными инспекторами районов (городов).

3. Все животные, предназначенные к вывозу для племенных и производственных целей, должны иметь индивидуальный номер и подлежат обязательной ветеринарной обработке.

4. Ветеринарную обработку вывозимых животных из сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, проводят ветеринарные специалисты этих организаций под контролем ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах граждан - ветеринарные специалисты, обслуживающие данный населенный пункт, под контролем специалистов государственной ветеринарной службы.

Расходы за услуги по ветеринарной обработке и исследованиям в сельскохозяйственных и иных организациях, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан производятся за счет их собственных средств.

5. Отобранные для продажи животные за месяц до вывоза из организации должны быть отделены от других животных организации, поставлены на профилактический карантин, обеспечены лучшими условиями ухода, содержания и кормления.

Этих животных подвергают ежедневному клиническому осмотру, обязательным исследованиям, профилактическим вакцинациям и обработкам.

6. Крупный рогатый скот.

6.1. Крупный рогатый скот исследуется на:

Кампилобактериоз - микроскопически и культурально;

Лейкоз - клинически и серологически в РИД;

Лептоспироз - серологически РМА;

Паратуберкулез - двойной внутрикожной пробой альттуберкулином для птиц и серологически РСК;

Трихомоноз - микроскопически и культурально;

Туберкулез - внутрикожной пробой очищенным бычьим туберкулином (ППД);

На гельминтозы - копрологически;

ИРТ - серологически в РН при титрах не выше 1:16, вирусную диарею.

6.2. К реализации допускается только клинически здоровый крупный рогатый скот, давший отрицательные результаты указанных в подпункте 6.1 исследований, выращенный в организации, благополучном по заразным болезням животных, в том числе бруцеллезу, кампилобактериозу, лейкозу, лептоспирозу, листериозу, вирусной диарее, трихомонозу, туберкулезу, ИРТ, паратуберкулезу, повальной плевропневмонии, чуме и ящуру, в течение не менее года.

6.3. За 14 дней до реализации животные должны быть вакцинированы против сибирской язвы, если они не были вакцинированы в текущем году.

7. Лошади.

7.1. Лошади исследуются на:

Бруцеллез - серологически РБП, РА, РСК или РДСК;

Лептоспироз - РМА;

Инфекционную анемию - РДП;

Сап - 2-кратной офтальмомаллеинизацией;

Случную болезнь - серологически РСК.

7.2. К реализации допускаются только клинически здоровые лошади, давшие отрицательные результаты указанных в подпункте 7.1 исследований, выращенные в организации (выходят из организации), благополучном по заразным болезням лошадей, в том числе:

инфекционной анемии и сапу - в течение последних 3 месяцев в пределах организации и района; вирусному энцефалиту, инфекционному метриту, случной болезни - в течение последнего года;

эпизоотическому лимфангиту - в течение последних 6 месяцев;

лептоспирозу, ринопневмонии, гриппу, мыту, стригущему лишаю - в течение последних 3 месяцев.

7.3. За 14 дней до реализации лошади должны быть вакцинированы против сибирской язвы, если они не были вакцинированы в текущем году.

8. Свиньи.

8.1. Свиньи исследуются на:

бруцеллез - серологически РБП, РА, РСК или РДСК;

лептоспироз - серологически РМА;

туберкулез - внутрикожным методом;

вирусный трансмиссивный гастроэнтерит, репродуктивно-респираторный синдром - используемыми методами в республике.

8.2. К реализации допускаются только клинически здоровые животные, давшие отрицательные результаты на бруцеллез, туберкулез, лептоспироз, выращенные в организации, благополучной по заразным болезням свиней, в том числе:

африканской и классической чуме, ящуру, везикулярной болезни свиней, инфекционному атрофическому риниту, болезни Тешена, болезни Ауески, лептоспирозу - в течение последнего года.

Реализация племенного поголовья проводится после заключения договора и получения закупающей организацией письменного согласования в течение 21 календарного дня с главным ветеринарным врачом района и начальником управления ветеринарии комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома в соответствии с эпизоотическим состоянием поголовья.

Из организаций, где выделяются серопозитивные животные к антигенам вируса трансмиссивного гастроэнтерита, репродуктивно-респираторного синдрома, парвовирусной инфекции, реализация осуществляется в организации с аналогичным иммунологическим статусом.

8.3. Свиньи перед реализацией должны быть вакцинированы в обязательном порядке против классической чумы, болезни Ауески, рожи.

По предложению ветеринарного врача организации, закупающей племенных животных, где выделяются серопозитивные животные к вирусному трансмиссивному гастроэнтериту, репродуктивно-респираторному синдрому и парвовирусной инфекции, вакцинация против этих инфекций проводится в реализующей организации.

8.4. Ветеринарной службе в областях необходимо:

проводить эпизоотический мониторинг племенного поголовья свиней;

проводить обследование животных вновь создаваемых племеноводческих организаций на наличие инфекционных заболеваний два раза в год, определять эпизоотический статус племенных организаций, поставляющих животных на экспорт.

9. Овцы и козы.

9.1. Овцы и козы исследуются на:

Бруцеллез - серологически РБП, РА, РСК или РДСК;

Инфекционный эпидидимит - серологически РДСК;

Вирусный (энзоотический) аборт;

Листериоз - серологически РСК;

Хламидиоз - серологически РДСК;

Скрепи - клинически;

Фасциолез, диктиокаулез, другие гельминтозы - копрологически.

9.2. К реализации допускаются клинически здоровые овцы и козы, давшие отрицательные результаты указанных в подпункте 9.1 исследований, выращенные в организации (выходят из организации), благополучном по заразным болезням мелкого рогатого скота, в том числе:

бруцеллезу и инфекционному эпидидимиту - в течение последних 3 лет;

лептоспирозу, листериозу, хламидиозу, сальмонеллезу, инфекционной агалактии, кампилобактериозу - в течение последних 6 месяцев;

оспе овец - в течение последнего года;

скрепи, другим особо опасным болезням мелкого рогатого скота - в течение 3 последних лет в организации и последних 12 месяцев на территории района.

10. Пушные звери.

10.1. Пушные звери и кролики исследуются:

лисицы, песцы, норки - на токсоплазмоз микроскопически и серологически РСК;

кролики - на кокцидиоз микроскопически;

норки - на Алеутскую болезнь реакцией иммуноэлектроосмофореза.

10.2. К реализации допускаются клинически здоровые, давшие отрицательные результаты исследований на указанные в подпункте 10.1 болезни пушные звери и кролики, выращенные в организации (вывозятся из организации), благополучном по заразным болезням этих животных, в том числе:

лисицы и песцы: по чуме плотоядных, токсоплазмозу, бешенству, вирусному гепатиту, энзоотическому энцефаломиелиту, вирусному энтериту, болезни Ауески, лептоспирозу, пастереллезу, сальмонеллезу и стригущему лишаю - в течение последнего года, туляремии - в течение последних 6 месяцев;

норки: по чуме плотоядных, Алеутской болезни, токсоплазмозу, вирусному энтериту, листериозу, пастереллезу, сальмонеллезу, бешенству, болезни Ауески, лептоспирозу и псевдомонозу - в течение последнего года, туляремии - в течение последних 6 месяцев;

нутрии: по пастереллезу, сальмонеллезу, стафилококкозу и стрептококкозу - в течение последнего года;

кролики: по миксоматозу, туляремии, бруцеллезу, оспе и стригущему лишаю - в течение последних 12 месяцев; листериозу, сальмонеллезу, токсоплазмозу, ушной чесотке, кокцидиозу, пастереллезу - в течение последних 6 месяцев.

10.3. Пушные звери и кролики перед реализацией должны быть вакцинированы против:

нутрии - пастереллеза;

норки - ботулизма, чумы плотоядных и вирусного энтерита;

лисицы, песцы - чумы плотоядных, вирусного энтерита;

кролики - миксоматоза.

11.1. Для племенных и пользовательных целей допускаются к реализации инкубационное яйцо и молодняк птицы 1 - 120-дневного возраста. В порядке исключения разрешается реализация взрослой птицы.

11.2. Вывоз инкубационного яйца и птицы для указанных целей разрешается из птицефабрик, благополучных по болезням Гамборо, Марека, Ньюкасла, вирусному гепатиту уток, вирусному энтериту гусят, оспе, пастереллезу, пуллорозу, туберкулезу, чуме и другим особо опасным болезням птицы в течение сроков, предусмотренных соответствующими инструкциями о мероприятиях по профилактике и ликвидации этих болезней.

11.3. Предназначаемая для продажи птица должна находиться на профилактическом карантине под постоянным ветеринарным осмотром, обеспечена лучшими условиями содержания и кормления.

11.4. Перед вывозом инкубационное яйцо подвергается аэрозольной профилактической дезинфекции.

11.5. Отобранный для продажи молодняк птицы в возрасте до 45 дней реализуется после тщательного клинического осмотра без диагностических исследований. Молодняк в возрасте 45 - 60 дней подвергается исследованию на пуллороз, а взрослая птица, кроме того, исследованию на туберкулез.

11.6. Реализуемая птица должна быть клинически здоровой, вакцинированной против болезни Марека (в суточном возрасте), болезни Гамборо, болезни Ньюкасла, других инфекционных болезней птицы с учетом эпизоотической обстановки организации-поставщика и покупателя.

Перед вывозом взрослая птица подвергается также копрологическим исследованиям на аскаридиоз и гетеракидоз. При установлении гельминтоносительства вся группа (партия) птицы подвергается дегельминтизации, после чего разрешается ее вывоз.

12.1. Для промышленного, племенного рыборазведения используются рыбопосадочный материал (личинка, сеголеток, годовик и двухгодовик) и ремонтно-маточное стадо. Отбор рыбы для реализации производится не позднее чем за 3 месяца до отправки. Подготавливаемый для реализации рыбопосадочный материал содержится в обособленных, специально подготовленных прудах.

12.2. За месяц до вывоза проводятся исследования рыбы на аэромоноз, псевдомоноз, весеннюю виремию карпов, воспаление плавательного пузыря, бранхионекроз, бранхиомикоз карпов, филометроидоз, другие распространенные в республике инфекционные и инвазионные болезни рыб методами клинического осмотра, вирусологических, бактериологических и иных лабораторных исследований, предусмотренных инструкциями о мероприятиях по борьбе с соответствующими заболеваниями рыб.

12.3. К реализации допускается клинически здоровая рыба (личинка, полученная от здоровой рыбы), выращенная в прудах, благополучных в течение последнего года по инфекционным и инвазионным болезням рыбы, в том числе по аэромонозу, весенней виремии карпов, воспалению плавательного пузыря, филометроидозу карпов, бранхионекрозу и бранхиомикозу карпов.

Благополучие прудов и рыбы по заразным болезням должно быть подтверждено указанными в подпункте 12.2 исследованиями рыбы.

К реализации на пользовательные цели и разведение допускаются пчелиные семьи, их матки и пчелопакеты.

13.1. Взрослых пчел и расплод за 10 - 15 дней до реализации подвергают клиническому осмотру и лабораторным исследованиям на акариоз (акарапидоз), варроатоз, браулез, гнильцовые болезни, мешотчатый расплод и аскосфероз.

Исследования проводят:

На гнильцовые болезни - бактериологическим методом;

На мешотчатый расплод - вирусологические исследования;

На аскосфероз - микологическим методом.

13.2. Отобранные для реализации пчелиные семьи, их матки и пакеты, подвергнутые указанным в подпункте 13.1 лабораторным исследованиям и давшие отрицательные результаты, происходящие из пасеки и организации (административной территории в радиусе 5 - 7 км), свободных от опасных болезней животных и пчел, в том числе акариоза (акарапидоза), американского гнильца, европейского гнильца, нозематоза, варроатоза, в течение последнего года, аскосфероза и других болезней пчел - в течение последних 8 месяцев.

14. По требованию покупателя подготавливаемые к реализации племенные и пользовательные животные могут быть подвергнуты другим лабораторным исследованиям, профилактическим вакцинациям или обработкам, не предусмотренным настоящими Правилами.

Перед вывозом животных вакцинируют также против других инфекционных болезней в зависимости от эпизоотического состояния организации и района, откуда их вывозят.

15. В случае выявления в период карантинирования животных (включая птиц, пушных зверей, рыб, пчел) с положительными реакциями на инфекционные болезни вся партия (группа) этого вида животных к реализации не допускается. В дальнейшем с этими животными поступают в соответствии с инструкцией о мероприятиях по профилактике и ликвидации данной болезни.

16. В случае выявления ветеринарным специалистом (или приемщиком) нарушений требований настоящих Правил или установленного порядка ветеринарной обработки животных вывоз их из организации не допускается.

На каждую отправляемую в один пункт за пределы административного района партию животных выдается в установленном порядке ветеринарное свидетельство по форме 1 (внутри района - справка), в котором указывают дату, метод исследования и его результаты, даты вакцинации и ветеринарной обработки.

17. В тех случаях, когда в срок до 21 дня после проведения всех исследований, прививок и обработок в соответствии с пунктами 6 - 13 настоящих Правил животные не будут реализованы (вывезены из организации), то их повторно исследуют указанными методами и в том же порядке.

18. При реализации животных из организаций, находящихся в неблагополучных по пироплазмидозам зонах, крупный и мелкий рогатый скот и лошади перед вывозом подлежат обязательной однократной обработке акарицидными средствами против клещей - переносчиков возбудителей указанной группы болезней.

19. Завезенных в организацию животных (включая птиц, пушных зверей, рыб и пчел) размещают в специально подготовленных помещениях (шедах, прудах, на пасеках), где их подвергают 21-дневному карантину под постоянным ветеринарным наблюдением. За этим поголовьем закрепляется специальный обслуживающий персонал. Для карантинируемых животных создаются необходимые условия содержания и улучшенного кормления.

Завезенные в организацию и находящиеся на контроле животные, в том числе птица и пушные звери, подвергаются вакцинации и необходимым обработкам против тех болезней, которые регистрировались ранее и по которым организация является неблагополучной на время завоза животных.

Независимо от сроков предыдущих диагностических исследований завезенные животные подвергаются исследованиям на наличие болезней, указанных в пунктах 6 - 13 настоящих Правил.".

20. В случае выявления в период профилактического карантина больных животных или давших положительные реакции при диагностических исследованиях ветеринарная служба организации немедленно информирует об этом главного ветеринарного врача района, а он, в свою очередь, приглашает представителя поставщика этой партии животных и принимает меры в соответствии с действующей инструкцией и обстоятельствами по недопущению распространения заболевания и быстрейшей его ликвидации.

21. Претензии к поставщикам больных животных могут быть предъявлены только в период и в условиях карантинирования животных.

Правила перемещения животных за пределы и на территорию Волгоградской области


Ввоз на территорию Волгоградской области или вывоз за её пределы сельскохозяйственных животных, предназначенных для содержания и разведения, в том числе откорма, в соответствии с Правилами ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям и при межхозяйственном обмене животными для племенных и производственных целей, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 23 апреля 1979 г., Приказом министерства с\хозяйства РФ от 27 декабря 2016 г. №589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»;

осуществлять вывоз (ввоз) животных при наличии письменного разрешения комитета ветеринарии Волгоградской области и перечня необходимых документов:

1. Перечень документов необходимых для получения разрешения комитета ветеринарии Волгоградской на ввоз (вывоз) животных с целью убоя:

2) Акт комиссионного отбора проб крови от животных;

3) Результат (экспертиза) серологического исследования на бруцеллёз (исследовать поголовье крупного и мелкого рогатого скота перед отправкой на убой серологическими методами на бруцеллез не ранее, чем за 30 дней до отправки на мясоперерабатывающие предприятия);

4) Акт отгрузки с описью животных.

2. Перечень документов, необходимых для получения разрешения комитета ветеринарии Волгоградской области на ввоз (вывоз) животных с целью дальнейшего содержания:

1) Заявление гражданина на имя начальника районной (городской) станции по борьбе с болезнями животных о выдаче разрешения, с указанием полного адреса места вывоза и убоя животных;

2) Акт эпизоотического обследования хозяйства и постановки животных для проведения профилактического карантина;

3) Акты на обработки животных и результаты (экспертизы) диагностических исследований в период карантина (исследования проводит государственное бюджетное учреждение по Волгоградской области «Волгоградская областная ветеринарная лаборатория»);

4) Акт отгрузки животных или акт окончания карантина.

В соответствии с Правилами ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям и при межхозяйственном обмене животными для племенных и производственных целей, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 23 апреля 1979 г.

п.5. Отобранные для продажи животные за месяц до вывода из хозяйства должны быть отделены от других животных хозяйства, поставлены на профилактический карантин.

Этих животных подвергают тщательному ветеринарному осмотру и обязательному исследованию:

крупный рогатый скот - на бруцеллез, туберкулез, лептоспироз, лейкозы, вибриоз и трихомоноз ;









ов ец - на бруцеллез, листериоз, вирусный (энзоотический) аборт и на инфекционную болезнь, вызываемую возбудителем бруцелла овис;


свиней - на бруцеллез, туберкулез и лептоспироз;


лошадей - на сап, случную болезнь, инфекционную анемию и лептоспироз;



буйволов - на бруцеллез;

коз - на бруцеллез, листериоз и вирусный (энзоотический) аборт;

ослов и мулов - на сап;

верблюдов - на бруцеллез, туберкулез и сап;

оленей - на бруцеллез;птицу (кур) - на пуллороз и туберкулез;

пушных зверей (норок) - на алеутскую болезнь;

кроликов - на кокцидиоз;

пчел - на акарапидоз, варроатоз, браулез и гнильцовые болезни.

п.6. В тех случаях, когда в срок до 30 дней после исследований, проведенных в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, животные не будут выведены (вывезены) из хозяйств, то их повторно исследуют на указанные болезни перед выводом (вывозом).

п.7. Перед выводом (вывозом) из хозяйств животных подвергают профилактической вакцинации, соблюдая следующие требования:крупный рогатый скот прививают вакциной ТФ-130 против стригущего лишая;при отправке гоном за пределы области (края, республики) лошадей, крупный рогатый скот, оленей и овец вакцинируют против сибирской язвы, а крупный рогатый скот до 4-летнего возраста, кроме того, - против эмфизематозного карбункула, если указанные животные не были в текущем году вакцинированы против этих болезней;

в зависимости от эпизоотического состояния района (области, края, республики), откуда выводят (вывозят) овец и коз, по оспе, их вакцинируют против этой болезни;

свиней подвергают обязательной вакцинации против чумы, если после предыдущей прививки прошло более 12 месяцев, и против рожи, независимо от того, были ли они в текущем году вакцинированы против этой болезни;

пушных зверей вакцинируют против чумы плотоядных, а норок, кроме того, против ботулизма.

Перед выводом (вывозом) животных вакцинируют также против других инфекционных болезней в зависимости от эпизоотического состояния хозяйства и района, откуда их выводят (вывозят).

п.9. В случае выявления ветеринарным специалистом (или приемщиком) нарушений требований настоящих Правил или установленного порядка ветеринарной обработки животных вывод их из хозяйства не допускается.

п.11. При поступлении в область животных подвергают тщательному ветеринарному осмотру с термометрией и карантинированию в течение 30 дней. В период карантина их содержат под ветеринарным наблюдением и исследуют на заразные болезни, указанные в пункте 5 настоящих Правил, а при необходимости также на другие болезни.

Please enable JavaScript to view the

Утверждены
Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР
23 апреля 1979 года
с изменениями и дополнениями, внесенными 17 мая 1977 года и 22 июня 1977 года
Взамен Правил от 19 июля 1971 года


ПРАВИЛА ВЕТЕРИНАРНОЙ ОБРАБОТКИ ЖИВОТНЫХ ПРИ ИХ ОТБОРЕ И ПРОДАЖЕ КОЛХОЗАМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ХОЗЯЙСТВАМ И ДРУГИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ И ПРИ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБМЕНЕ ЖИВОТНЫМИ ДЛЯ ПЛЕМЕННЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

1. Вывод племенных животных и животных (включая птиц, пушных зверей и пчел), предназначенных для производственных целей и продажи колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям, допускается из населенных пунктов и отдельных хозяйств - колхозов, совхозов, племенных заво-дов, птицефабрик, а также из обособленных ферм, отделений, стад, отар, благополучных по заразным болезням, - в порядке, предусмотренном соответствующими инструкциями о мероприятиях по профилактике и ликвидации заразных болезней животных.

2. Из населенных пунктов, колхозов, государственных хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий (за исключением совхозов, племенных заводов и птицефабрик) и организаций вывод животных допускается при наличии письменного разрешения главного ветеринарного врача района; из совхозов (племенных заводов, птицефабрик) - главного (старшего) ветеринарного врача совхоза (племенного завода, птицефабрики) и главного ветеринарного врача района за совместными подписями.

3. Все животные, предназначенные к выводу для племенных и производственных целей, должны быть забиркованы и подлежат обязательной ветеринарной обработке.

4. Ветеринарную обработку животных проводят в хозяйствах (в том числе в хозяйствах граждан), из которых их выводят: в колхозах - специалисты учреждений и организаций государственной ветеринарной сети или ветеринарные работники колхозов под контролем специалистов государственной ветеринарной сети; в совхозах (на племенных заводах, птицефабриках) - ветеринарный персонал этих предприятий; в хозяйствах граждан в населенных пунктах, не входящих административно в состав колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, - ветеринарные специалисты, обслуживающие данный населенный пункт.

Расходы по ветеринарной обработке и исследованиям относят в колхозах и хозяй-ствах граждан за счет средств, отпускаемых учреждениям и организациям государ-ственной ветеринарной сети на проведение профилактических мероприятий; в сов-хозах и других государственных предприятиях - за счет средств этих предприятий.

5. Отобранные для продажи животные за месяц до вывода из хозяйства должны быть отделены от других животных хозяйства, поставлены на профилактический карантин и обеспечены лучшими условиями ухода, содержания и кормления.

Этих животных подвергают тщательному ветеринарному осмотру и обязательному исследованию:

крупный рогатый скот - на бруцеллез, туберкулез, лептоспироз, лейкозы, вибриоз и трихомоноз;

буйволов - на бруцеллез;

овец - на бруцеллез, листериоз, вирусный (энзоотический) аборт и на инфек-ционную болезнь, вызываемую возбудителем бруцелла овис;

коз - на бруцеллез, листериоз и вирусный (энзоотический) аборт;

свиней - на бруцеллез, туберкулез и лептоспироз;

лошадей - на сап, случную болезнь, инфекционную анемию и лептоспироз; ослов и мулов - на сап;

верблюдов - на бруцеллез, туберкулез и сап;

оленей - на бруцеллез;

птицу (кур) - на пуллороз и туберкулез;

пушных зверей (норок) - на алеутскую болезнь;

кроликов - на кокцидиоз;

пчел - на акарапидоз, варроатоз, браулез и гнильцовые болезни.

Исследования на указанные болезни животных перечисленных видов, а в зависимости от необходимости также исследования животных других видов проводят в порядке, предусмотренном соответствующими инструкциями по борьбе с заразными болезнями животных и наставлениями (методическими указаниями) по диагностике этих болезней.

6. В тех случаях, когда в срок до 30 дней после исследований, проведенных в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, животные не будут выведены (вывезены) из хозяйств, то их повторно исследуют на указанные болезни перед выводом (вывозом).

7. Перед выводом (вывозом) из хозяйств животных подвергают профилактической вакцинации, соблюдая следующие требования:

крупный рогатый скот прививают вакциной ТФ-130 против стригущего лишая;

при отправке гоном за пределы области (края, республики) лошадей, крупный рогатый скот, оленей и овец вакцинируют против сибирской язвы, а крупный рогатый скот до 4-летнего возраста, кроме того, — против эмфизематозного карбункула, если указанные животные не были в текущем году вакцинированы против этих болезней;

в зависимости от эпизоотического состояния района (области, края, республики), откуда выводят (вывозят) овец и коз, по оспе, их вакцинируют против этой болезни;

свиней подвергают обязательной вакцинации против чумы, если после предыдущей прививки прошло более 12 месяцев, и против рожи, независимо от того, были ли они в текущем году вакцинированы против этой болезни;

пушных зверей вакцинируют против чумы плотоядных, а норок, кроме того, против ботулизма.

Перед выводом (вывозом) животных вакцинируют также против других инфекционных болезней в зависимости от эпизоотического состояния хозяйства и района, откуда их выводят (вывозят).

8. При перегоне (перевозках) животных в пределах области (края, республики) необходимость профилактических ветеринарных обработок определяется ветеринарными органами соответствующих областных (краевых) управлений сельского хозяйства, министерств сельского хозяйства автономных и союзных республик.

9. В случае выявления ветеринарным специалистом (или приемщиком) нарушений требований настоящих Правил или установленного порядка ветеринарной обра-ботки животных вывод их из хозяйства не допускается.

10. На каждую отправляемую в один пункт за пределы административного района партию животных выдается в установленном порядке ветеринарное свидетельство по форме № 1 (внутри района - справка), в котором указывают дату, метод исследования и его результаты, дату вакцинации и ветеринарной обработки.

11. При поступлении в область (район) реализации животных размещают в постоянных или временных пунктах (базах) племобъединений, подвергают тщательному ветеринарному осмотру с термометрией и карантинированию в течение 30 дней.

В период карантина их содержат под ветеринарным наблюдением и исследуют на заразные болезни, указанные в пункте 5 настоящих Правил, а при необходимости также на другие болезни. Здоровых животных после карантинирования и необходимых обработок передают в хозяйства покупателей.

В отдельных случаях, при отсутствий условий для карантинирования животных в пунктах (базах) племобъединений, с разрешения ветеринарного отдела областного (краевого) управления сельского хозяйства, министерства сельского хозяйства автономной республики или главного управления (управления) ветеринарии министерства сельского хозяйства союзной республики, не имеющей областного деления, поступив-ших в район реализации животных допускается передавать в хозяйства покупателей, где они подлежат профилактическому карантинированию и исследованиям на зараз-ные болезни в порядке, указанном выше.

12. При обнаружении заразных болезней у животных, прибывших в районы реализации, ветеринарный персонал хозяйств или ветеринарной сети проводит мероприятия в соответствии с действующими инструкциями.

«Ветеринарное законодательство. Том III». М., «Колос», 1981 стр. 29-31

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.10.2009 по делу n А17-1872/2009 Заявление о привлечении органа ветеринарного надзора к административной ответственности за несоблюдение правил карантина животных удовлетворено правомерно, так как данный орган выполняет надзорные функции и осуществляет контроль за соблюдением ветеринарно-профилактических требований организациями и гражданами, а потому на него не может быть возложена ответственность за нарушение сельхозпредприятием порядка карантинирования животных.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ивановской области

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2009 г. по делу N А17-1872/2009
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления 07.10.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Евтеевой М.Ю., Бердникова О.Е.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Гришаниной М.А. (доверенность от 24.08.2009 N 05),
Киселева В.Ю. (доверенность от 24.08.2009 N 04)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2009,
принятое судьей Калиничевой М.С., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009,
принятое судьями Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., Немчаниновой М.В.,
по делу N А17-1872/2009
по заявлению государственного учреждения Ивановской области "Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных"
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области
и
установил:
государственное учреждение Ивановской области "Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области (далее - Управление) от 31.03.2009 N 02-01/0088 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 данное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать Учреждению в удовлетворении требования.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 1 статьи 10.6 КоАП. По мнению Управления, Учреждение является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку его Уставом предусмотрена реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, а также оказание платных услуг по диагностике, лечению животных и ветеринарному обслуживанию учреждений. Кроме того, заявитель указывает на наличие договора между СПК "Иванцево" и Учреждением, на основании которого последнее оказывает услуги по выполнению ветеринарных и противоэпизоотических мероприятий.
В судебном заседании представители Управления подтвердили данные доводы.
Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить судебные акты без изменения, извещенное надлежащим образом представителя в суд не направило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело внеплановую проверку соблюдения Учреждением требований ветеринарного законодательства при осуществлении карантина животных в СПК "Иванцево". В ходе проверки установлено, что 25 и 27.02.2009 в СПК "Иванцево" ввезено 19 голов племенных нетелей, которые размещены в помещении для содержания молодняка со стороны кормового тамбура вместе с остальными животными, место расположения нетелей не отгорожено от иных помещений и обслуживается животноводами, ухаживающими за другими животными. Учитывая данные обстоятельства, административный орган пришел к выводу о ненадлежащем проведении мероприятий по карантинированию. Установив, что ветеринарное обслуживание животных в хозяйствах Ивановского района проводит Учреждение, административный орган сделал вывод о нарушении Учреждением пунктов 5 и 11 Правил ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям и при межхозяйственном обмене животными для племенных и производственных целей, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 23.04.1979.
Усмотрев в действии Учреждения признаки состава административного правонарушения, Управление составило протокол от 20.03.2009 об административном правонарушении, предусмотренном в части 1 статьи 10.6 КоАП, а 31.03.2009 вынесло постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности по указанной статье за нарушение правил карантина животных с назначением наказания в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды двух инстанций руководствовались частью 1 статьи 10.6 КоАП, статьей 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", пунктами 5 и 11 Правил ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям и при межхозяйственном обмене животными для племенных и производственных целей, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 23.04.1979, распоряжением Правительства Ивановской области от 4.02.2009 N 17-рп "О государственных учреждениях Ивановской области, подведомственных департаменту государственного контроля Ивановской области" и исходили из того, что Учреждение не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку само выполняет функции надзорного органа, осуществляющего контрольные мероприятия, а возложение ответственности на Учреждение противоречит действующему ветеринарному законодательству.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены суд.
В соответствии с частью 1 статьи 10.6 КоАП нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животный мир, здоровье людей.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования вышеуказанных правил либо уклоняющихся от их исполнения.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность карантинирования животных и соблюдения других ветеринарно-санитарных правил.
Пунктами 5 и 11 Правил ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям и при межхозяйственном обмене животными для племенных и производственных целей, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 23.04.1979 (далее - Правила ветеринарной обработки животных) предусмотрено, что выполнение мероприятий по профилактическому карантинированию осуществляется на базах племобъединений либо в хозяйствах покупателей.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон) ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. Обязанность по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержании в надлежащем состоянии животноводческих помещений и сооружений для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, недопущению загрязнения окружающей среды отходами животноводства возложена на владельцев животных.
Согласно статье 8 Закона государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии. В соответствии со статьей 5 названного закона система государственной ветеринарной службы в субъектах Российской Федерации включает в себя уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.
Распоряжением Правительства Ивановской области от 04.02.2009 N 17-рп "О государственных учреждениях Ивановской области, подведомственных департаменту государственного контроля Ивановской области" определено, что Учреждение подведомственно Департаменту государственного контроля Ивановской области.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, станции по борьбе с болезнями животных относятся к органам государственного ветеринарного надзора.
В силу статьи 23.14 КоАП станции по борьбе с болезнями животных, как органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 - 10.8, частью 8 статьи 19.5 КоАП.
Таким образом, Учреждение выполняет функции надзорного органа, осуществляющего контрольные мероприятия за соблюдением организациями и гражданами ветеринарно-профилактических требований и на него не может быть возложена ответственность за нарушение сельхозпредприятием порядка карантинирования животных.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, и подтверждается материалами дела, СПК "Иванцево" как покупатель животных, определил период карантинного содержания животных и закрепил обязанность по проведению ветеринарно-санитарных мероприятий карантинного содержания животных за главным зоотехником СПК "Иванцево".
Таким образом, обязанность по проведению мероприятий по профилактическому карантинированию возлагалась на покупателя животных - СПК "Иванцево", то есть в данном случае имело место ненадлежащее выполнение органом ветеринарного надзора контроля за соблюдением правил, что не может быть расценено как нарушение правил карантирования.
Часть 1 статьи 10.6 КоАП не предусматривает возможность привлечения к административной ответственности контролирующий орган за ненадлежащее выполнение им административно-контрольных функций.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 10.6 КоАП и неправомерности его привлечения к административной ответственности, являются правильными.
Ссылка заявителя на наличие договора между СПК "Иванцево" и Учреждением, на основании которого последнее обязано оказывать услуги по выполнению ветеринарных и противоэпизоотических мероприятий, признается несостоятельной, так как в данный договор заключен не с юридическим лицом (Учреждением), а с ветеринарным врачом - Увакиным С.И., действующим как физическое лицо. Из договора не следует, что Учреждение приняло на себя обязанность по проведению карантинных мероприятий, предусмотренных Правилами ветеринарной обработки животных.
Таким образом, Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом округа не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по делу N А17-1872/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.БАЗИЛЕВА
Судьи
М.Ю.ЕВТЕЕВА
О.Е.БЕРДНИКОВ

Похожие публикации