Здоровы ли вы с точки зрения психологии? Зависть с точки зрения психологии. Похвала как симптом внутренней пустоты Хвалящего

Сегодня я хочу открыть вам одну большую тайну психологии. Она касается такой непонятной и загадочной для многих вещи как - причины, по которым нас сначала сильно восхваляют, внезапно навязывая нам свою дружбу, а потом — хладнокровно отталкивают от себя навсегда, часто ещё и обливая помоями вслед.

Когда кто-то нас начинает неумеренно восхвалять и нами восхищаться — ведь это же сразу «неспроста», не так ли? И очень нервирует...

И даже очень далёкий от психологии человек сразу смекнёт - что-то тут не так, пахнет как-то нехорошо...

В общем, никто не любит, когда вдруг кто-то ни с того ни с сего принимается за его неумеренное восхваление.

И верно. Культура и искусство учит нас тысячелетиями - остерегаться так называемых льстецов, лисиц.

«Эти шекспировские льстецы...» — кто они с точки зрения психологии?

Мы же с вами - на психологическом сайте? Поэтому будем говорить о жизненных вещах языком психологии и стоя на её холме, с которого всё видно немного по-другому. Видно, как партизаны ходят в лесу и что они замышляют...

Давайте сразу отбросим тот легчайший и простейший случай, когда нам льстят с целью тут же нас использовать как дурачков.

Этот простой случай описан ещё Литваком в его «Психологическом айкидо» и тот, кто его не знает ещё - я, что называется, удивляюсь этим людям...

Простейший случай же таков: «Ах, Людочка, какая у вас стрижка модная... Вы такая красивая! Людочка, отправь мне два факса в Москву и отредактируй текст — ты ж у нас здесь единственная грамотная, не то, что это быдло, которое говорит «ложит», «звонит»...!»

Мы не будем говорить об этих детсадовских примерах коварного восхваления с целью попахать на нас как на лошади забесплатно.

Похвала как симптом внутренней пустоты Хвалящего

Есть другой, сложный случай. Некоторые люди хвалят нас очень долго, днями и месяцами и без явной дешёвой пользы для себя. Они создают из нас себе кумира. Они рассказывают всем, какие мы молодцы. Они отдают нам многое, чем владеют сами. Они не просят ничего взамен.

Мы думаем: «Гля, странные!...» Но в конце-концов, разрешаем себя любить - даже так неумеренно.

А потом происходит страшное. В один прекрасный день эти люди смотрят на нас как на пустырь, загаженный бомжами, и проходят мимо. В обнимку с новым фаворитом, блаженно улыбающемся миру как идиот...

Ты мне больше не подружка,
Ты мне больше не дружок!
Не играй в мои игрушки
И не писяй в мой горшок!

Тогда у нас происходит фрустрация, от которой многие так и не оправляются всю жизнь. Не смешно.

Главный вопрос, которым мучают потом бесконечно — себя, Бога и друзей эти пострадавшие: «Объясните, в чём был смысл всей этой комедии?»

Объясняю.

Люди-инвесторы

Некоторым людям очень скучно жить на свете. Им скучно с самими собой, они себя не ценят, не любят и не уважают. Не имеют от себя дивидендов.

И тогда они начинают фантазировать «об инвестициях в что-то такое стоящее, лучшее, чем они». Фантазии у них получаются богатые и качественные.

Фантазируют они — используя других живых людей, в качестве актёров-статистов в своей гениальной пьесе.

Эти люди любят во что-нибудь «влюбляться». Чаще всего они влюбляются в «интересных», «подающих надежды» или «редких качеств души» людей.

Влюбляются не с целью «интимной встречи без обязательств», а с целью раскрасить в яркие эмоциональные краски свой «серый, скучный мир» вместе. И построить быстренько рай на земле.

Они приписывают другому человеку какие-то, может быть — совсем несвойственные ему качества, дорисовывают его портрет до шедевра, достойного пера Достоевского, и - пошло-поехало...

Такие люди любят «спасать»:

    погибающих, но «святых» алкоголиков, непонятых обществом,

    трудных, но чем-то невидимо «одарённых» подростков, непонятых педсоветом учителей,

    заброшенных своей эгоисткой-женой не «наглаженных» мужчин в несвежих рубашках,

    недоедающих худеньких студентов-гениев,

    бедных одиноких стариков, нуждающихся в общении,

    будущих поэтов и художников,

девушек со «странной красотой», над которыми можно чуть-чуть поработать и превратить их в новую Биркин или Твигги, в пику этому купеческому городу, по которому ходят одни уродины с накачанными губами.

Такие люди любят объединяться в партии и коалиции:

    с «единственным прилично одевающимся человеком на этой работе, который не красит волосы в этот ужасный цвет»,

    с «единственным начитанным культурным человеком на этой работе, который, между прочим, в театры ходит»,

    с «единственным человеком на этой работе, кому небезразлично, что будет с этой работой»,

Итак, эти люди- ИНВЕСТОРЫ любят инвестировать все свои эмоциональные и материальные ресурсы в единственного (на сегодняшний день!) человека, который каким-то образом, вызвал у этих пустых внутренне людей - жажду буйно пофантазировать о рае на земле...

Инвесторы быстро охладевают к предмету своей страсти, потому что рая на земле так не построить.

Вот, деревья сажать - да, бездомных животных пристраивать - да, мусор у себя около дома убирать - да, так можно построить на земле, если не рай, то Европу точно. А ходить «влюблённым» в какую-то химеру и «Дружить против кого-то» с идеализированным тобой средним человеком, который об этом не просил, — разве так строят на земле рай?..

И тогда происходит то, что произошло с героиней одного известного цветаевского стихотворения. Разочарование. Да пошёл ты вон, неблагодарный, бездарный, надоевший мне пупс.

Мой милый, что тебе я сделала?!

«Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!
Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала - копейкой ржавою!
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?»

Люди- «ИНВЕСТОРЫ»: прочь от таких инвестиций!

Когда кто-то валяется у вас в ногах, сравнивает (зачем-то) с китайской державой, сидит с вами до птиц, до геморроя, до печёночных колик - знайте: перед вами внутренне пустой на сегодняшний день человек (по крайней мере - сам, на 100% подсознательно ощущающий себя таковым!), который не знает, как можно самостоятельно развлечься, самостоятельно восхититься Бытием, самостоятельно улучшить себя, стать довольным и счастливым, не знает как занять себя действительно полезным делом.

Его единственное развлечение - надувать мыльные пузыри из живых людей. И сейчас он надувает вас. Но вы лопнете, так и не став Биркин. Причём довольно скоро. Оставив на полу мокрую от слёз лужу...

Экология жизни. Здоровье. На сегодняшний день терапевтический процессинг пациента, страдающего от различных заболеваний, прочно стоит на трех основных "врачующих" китах: это медицина, нетрадиционная медицина и психосоматическая медицина.

На сегодняшний день терапевтический процессинг пациента, страдающего от различных заболеваний, прочно стоит на трех основных "врачующих" китах: это медицина, нетрадиционная медицина и психосоматическая медицина.

Первый "кит" хорошо знаком каждому из нас: это официальные лечебные учреждения, деятельность которых подчинена академическим представлениям о причинах болезни и способах ее излечения. Болезнь всегда – это "телесная поломка", вызванная той или иной причиной, а её лечение заключается или в устранении причины "поломки" (например, неправильный образ жизни), или в её "ремонте" (гипс), или профилактически (употребление витаминов).

Второй "кит" , пользующийся традиционной популярностью в народных массах, основан на представлениях о неэмпирических (непроверяемых, недоказуемых) причинах болезни: порча и сглаз, проклятье и "слабая энергетика", плохая карма, "божье наказание", и многое другое. Болезнь в этом случае является последствием или влияния неких "злых сил", или же неправильным духовно-нравственным образом жизни, а ваше лечение заключается или в устранении влияния "злых сил" (снятие порчи), или в усилении вашей защиты (обереги и талисманы), или в понуждении вести "правильный образ жизни" (прощать обиды, быть честным, не красть и не лгать).

И, наконец, наш третий "кит" , – это новомодное психосоматическое лечение болезни, ставшее очень популярным со времен зарождения Зигмунда Фрейда.

В этом случае большинство болезней вызвано психологическими причинами: и невыраженная и подавляемая нами агрессия становится причиной кариеса и хрупкости костей, нежелание видеть мир буквально ведет к близорукости, раздражительность приводит к кожным заболеваниям, и так далее. В этих случаях психолог (психотерапевт) рассматривает физическую болезнь лишь как симптом, проявление психологической болезни, и работает исключительно с первым. И как только психологическая проблема устраняется, то и болезнь исчезает сама собой.

Ни в одном из фундаментальных подходов к лечению пациента – единства нет, и нет его, конечно, и в психосоматической медицине. И, например, строго в психологическом ключе толкования болезни, она может рассматриваться с разных точек зрения, а именно:

Болезнь – как следствие

В этом случае болезнь есть вынужденное состояние организма, вызванное наличием психологических проблем.

Возьмем, например, агрессию: если её всё время подавлять волевым усилием, то тем самым вы словно бы отдаете "приказ" организму не вырабатывать определенные химические вещества, способствующих выражению агрессии. И гормоны "атаки и нападения" перестают вырабатываться телом в нужном количестве, а какие-нибудь "гормоны страха и паники", напротив, появляются в избыточном количестве. И это приводит к "телесной поломке".

В этом случае считается, что устранение неблагоприятного психологического состояния автоматически устраняет и его последствие, болезнь. Параметры организма приходят в норму, и болезнь исчезает.

Болезнь – как сигнал или метафора

Более сложный случай психологической трактовки заболевания. В этом случае предполагается, что наша болезнь есть информационное сообщение на ту или иную деятельность человека, которая угрожает травматическими последствиями психологического или физического плана. Предположим, что ребенка в детстве очень сильно напугал большой чернобородый дядька. Он, возможно, и не хотел этого, но так нечаянно вышло. Ребенок вырос, и он уже давно забыл об этом дядьке с черной бородой. И все бы хорошо, вот только устраивается он на новую работу, а его начальник – большой дядька с густой черной бородой. И начинается.

Бессознательно человек помнит о своем испуге и боли, а вот сознательно он этого не помнит. Подсознание кричит: "Опасность! Спасайся, кто может!". Но сознание не видит никакой опасности, – и человек продолжает находиться в опасном (с бессознательной точки зрения) положении.

В этом случае болезнь рассматривается как символьное сообщение от нашего бессознательного о том, что некоторая деятельность является очень опасной. Например, на работе постоянно начинает сильно болеть голова. Это как бы сообщение: "Уйди отсюда, тебе здесь больно"! И любой недуг в этом смысле предполагается как предупреждение подсознания об опасности.

Излечение в этом случае возможно, как минимум, двумя путями. Первый из них наиболее простой: как только раздражитель исчезнет из поля зрения, то исчезнет и болезнь. Но с точки зрения психологии это неэффективный и даже вредоносный путь: если человек на все бы реагировал только избеганием, то он огня бы не мог зажечь. Так что более продуктивным будет второй путь: это осознание истинной причины тревоги нашего бессознательного. И в процессе психоанализа, или какой-нибудь другой терапии мы вспоминаем и понимаем, что именно хочет сказать нам наше подсознание. Как только осознание происходит, болезнь начинает идти на поправку.

Болезнь – как источник выгоды

Чем дальше в лес, тем толще партизаны, как говорится. А болезнь – это частный случай психологического понятия "вторичной выгоды", или такой ситуации (и состояния), когда некая негативная причина имеет позитивное следствие, которое не возникает без наличия негативной причины. Простой пример: если вы болеете, то внимание и забота к вам родных и близких усиливается. Если вы не хотите общаться (что-то делать), то головная боль может освободить вас от этого действия. И тому подобное.

Болезнь – как компенсация

А в этом случае болезнь интерпретируется как способность выразить свою психологическую потребность в телесной форме. Что это значит? Возьмем в пример человека, который запретил себе плакать. Мальчики, типа, не плачут, и все такое прочее. В этом случае человек может "заплакать" телом: или он начнет потеть, или у него появятся постоянные "непонятные" позывы к мочеиспусканию. Потребность в безопасности может спровоцировать излишнее отложение жировых тканей ("броня") или кожные заболевания ("вторая кожа"). Резюмируя, мы можем сказать так: если человек не может удовлетворить свою потребность психологически, – то он частично удовлетворит ее телесно, иррационально порождая болезнь, "удобную" для удовлетворения этой потребности.

Болезнь – как синхронизация

Синхронизируя часы, мы приводим их к одному общепринятому значению. Например, если у вас в комнате двое часов, которые показывают разное время, то одни из них (как минимум) врут. И что делает человек в этом случае?! Он приводит все часы к единому значению, которое он предполагает эталонным.

А как это "работает" на уровне заболевания? Допустим, у нас есть господин, который часто "канючит" о том, как ему плохо, однако на физическом плане это никак не проявлено. И в этом случае через некоторое время болезнь действительно может появиться, так как одни из "часов" (или телесные, или психологические) явно идут неправильно. А дальше многое зависит от того, что субъект считает своим истинным, эталонным "временем": и если это болезнь, то он может действительно заболеть.

Другой вероятный вариант такого противоречия связан с ситуацией, когда части телесное ощущение и психологическое ощущение одного и того же акта явно противоречат друг другу.

И, например, вы можете думать, что способны поднять сто килограммов веса, хотя, на самом деле, вам рискованно поднимать даже треть от этого веса. Или, допустим, в силу тех или иных причин вы должны ежедневно работать (хоть умственно, хоть физически) по десять часов в сутки, хотя, на самом деле, вы способны работать продуктивно гораздо меньшее время, и плюс к тому же каждые два часа вам желательно вздремнуть. И в этом случае как болезни, так и третьи состояния (промежуточные состояния между здоровьем и болезнью) будут возникать строго пропорционально вашим усилиям превозмочь ваш ресурс тела. До тех пор, пока вы не станете адекватны к вашим ресурсам (правильно использовать их, или накапливать, или перераспределять), ваше болезненное состояние будет усугубляться.

Болезнь – как программа

В трансе любого человека можно убедить в том, что сосулька, которая прикасается к его коже, есть раскаленный прут, – и на коже появится натуральный ожог.

И если наш разум способен так видоизменять физиологические реакции на раздражители, полагаясь на представления и убеждения о природе этих раздражителей (в трансе или не в трансе, не имеет значения), то почему бы не предположить, что в основе большинства болезней или третьих состояний лежат ошибочные (вредоносные) представления нашего умного ума?!

В этом случае болезнь есть ошибочная, вредоносная, ложная, неправильная, нечеткая или противоречивая программа, которая и ведет к повреждениям и поломкам. И аллергия или фобия, например, – это типичные программы реакции на раздражитель, сформированные единичным опытом или вообще абстрактно. Все зависит от того, как вы мыслите. И если вы скушали апельсин, и вам было плохо, то можно подумать разные вещи. Можно будет подумать, что это плохой апельсин, пойти и поругаться с продавцом, который вам продал его. А можно подумать, что у вас аллергия на апельсины. И тогда у вас будет аллергия на апельсины, без проблем.

Понимаете, есть люди, которые думают, что они смогут пройти по раскаленным углям и не обожгутся. И они ходят и не обжигаются. А есть люди, которые думают, что у них или аллергия, или фобия, или еще чего-нибудь. И у них это есть. И, в зависимости от того, что вы думаете, вы имеете это.

Психосоматика на примере плохого зрения

С позиции окулиста плохое зрение может быть следствием какой-либо из трех причин: это наследственность, или травма, или вредные для зрения привычки (читать в полутьме, смотреть телевизор слишком близко или слишком долго, и т.п.).

Но с позиции психолога-психосоматика его первое предположение о причине заболевания может означать бессознательное нежелание пациента что-то видеть, что-то замечать. Окулист на приеме спросит: "Много ли вы, батенька, читаете, и какое зрение у ваших родителей?", а психолог может спросить: "Подумайте и скажите мне, что и кого вы так сильно не хотите видеть, но вынуждены это делать!?"

При такой постановке вопроса нетрудно понять, что все перечисленные нами объяснения причин возникновения болезни имеют право на существование, – причем одновременно.

И плохое зрение будет – как прямое следствие подавленного желания не видеть чего-то и (или) кого-то. И плохое зрение будет – как сигнал (метафора, сообщение) о том, что нужда и потребность чего-то и кого-то не видеть стала непереносимой, а удовлетворить ее, избежать зловредного раздражителя, нет никакой возможности. Теряя зрение, человек за это получает "вторичную выгоду", то есть обретает возможность не видеть пристально то, что он так не хочет видеть. И он не может распорядиться жизнью так, чтобы раздражитель исчез с его поля зрения, так что ослаблением своего зрения он облегчает психологическое переживание (компенсация).

А вынужденный видеть то, чего он видеть не хочет, человек порождает противоречие между частями своего опыта (хорошие зрение с одной стороны и "плохое" психологическое зрение с другой), – и его хорошее зрение уравнивается к "плохому психологическому зрению" (синхронизация). Ну и, наконец, очевидно, что человек тем самым порождает в своем уме жесткие программы "плохого" визуального опыта (он проявляется в словах: "видеть тебя не хочу", "уйди с моих глаз", "глаза бы мои тебя не видели", "и не показывайся мне на глаза", "видеть тебя тошно", и так далее, и тому подобное).

Разумеется, что нежелание видеть кого-то – не есть единственная причина плохого зрения, и я лишь для примера её ввернул. С равным "успехом" зрение может испортиться от столь же сильного желания увидеть кого-либо. Не обращали ли вы, кстати, внимание на то, что у молодежи зрение портится, как правило, со знаком минус (миопия или близорукость), а у людей пожилого возраста – со знаком плюс (дальнозоркость)!?

У меня даже на эту оказию появилась одна интересная теория: дело в том, что наши прошлое и будущее независимы от нашего зрения. Нам не нужно зрение, как таковое, чтобы увидеть желаемое будущее, и нам не нужно зрение, чтобы прокрутить в голове "пленку прошлого". Мы используем, так сказать, "внутреннее зрение", мы способны или зрительно вспомнить увиденные картины, или сконструировать новые картины из элементов ранее увиденного. Наши глаза при этом могут быть закрыты.

У пожилых людей много прошлого, весь их прошлый опыт доминирует над настоящим и будущим. А у молодых людей – это "перспективы", это "всё еще впереди", это "будущее".

В этом случае можно предположить, что частое обращение к образам будущего ведет нас к близорукости, а частое обращение к прошлому – к дальнозоркости. Не собираюсь я вас убеждать в том, что это именно так, это всего лишь теория.

Но, по крайней мере, мне это дает ответ, каким таким удивительным образом зрение у людей с возрастом меняется с минуса на плюс, с близорукости на дальнозоркость. Можно также отметить, что люди в настоящем времени, все время "здесь и сейчас" имеют очень мало шансов испортить зрение, потому как все время пользуются только физиологическим зрением, и очень мало – зрением, так сказать, психологическим.

Еще об одной теории ухудшающегося зрения я как-то уже вам рассказывал: по моему мнению, это сопряжено с установлением принудительной физической границы на расстояние взгляда. Подобными границами являются стены домов, заборы, книги, экран монитора и телевизора, и т.д.

Перед глазами все время возникает препятствие, на котором вы фокусируете взгляд, и это расстояние устанавливается принудительно, от вас не зависит, что домов все больше, что на улицах все теснее, что читать нужно все больше и больше, что взгляд все время словно в клетке, ограниченный физически непроницаемыми барьерами. Это проблема, в первую очередь, относится к крупным городам, мегаполисам, типа Нью-Йорка или Москвы, и чем выше их плотность, чем теснее спрессована жизнь, – тем у большего числа людей портится зрение.

А косвенно это может подтвердить тот факт, что на открывающихся больших пространствах без какого-либо препятствия (чертово колесо, верхний этаж многоэтажного дома) появляется какая-та странная "зрительная эйфория". Наверное, наши глаза в этот момент чувствуют себя сбежавшим из тюрьмы узником, который наслаждается свободой.

Наконец, есть у меня еще одна теория о том, что нарушения зрения могут быть связаны с типом и стилем мышления. Дело в том, что помимо наших глаз, у нас есть еще один вид "глаз", которые способны видеть на любые расстояния, которые способны преодолевать любые преграды, которые одинаково хорошо могут видеть и ночью, и днем. Эти "глаза" – наш разум. Разум способен моделировать зрительные ощущения без какой-либо связи с тем, что в данный момент времени видят наши собственные глаза. И интересно отметить, что есть масса идиоматических выражений, которые четко указывают на этот тип "зрения": "какой ты дальновидный", "зри в корень", "не видит дальше своего носа", и так далее.

Правда, я пока не нашел внятного ответа на вопрос, как одно соотносится с другим. Например, мы можем утверждать, что тот человек, который много читает, имеет много шансов ослабить свое зрение. Но можно сказать и нечто совершенно иное: человек, который много читает, все время порождает зрительные картины в своей голове, которых нет в реальности. Или, говоря иначе, он использует физическое зрение для того, чтобы увидеть психологическим "взглядом", его глаза, фактически, становятся сенсорным рудиментом психологического зрения. Истинная зрительная функция всё время угнетается, и мы уже вынуждены делать нечто такое (например, смотреть кино), чтобы восстановить её (как, например, мы идём в спортзал, побегать на тренажере и покрутить педали, чтобы хоть как-то сохранить ресурс мышечной активности).

Но это всё, вышеперечисленное, как говорил товарищ Гамлет, "слова, слова, слова". Как видите, возможных причин и следствий очень много, – и в каждом из них, вероятно, есть свой "намёк", своя изюминка. Скажем так: всё это хороший повод подумать для всех тех, кто считает данную тему актуальной и интересной.

Символической болезни – символическое лечение

Не важно, какая из теорий будет правильнее всех остальных, а важно то, что малополезное это занятие, – лечить медициной психологию. И если некая болезнь – это симптом, да плюс еще и дающий вам какое-то вторичное облегчение (вторичная выгода, снижение противоречия и компенсация), – то медицинское вмешательство ставит организмикус пациента в крайне сложное положение. Если человек "плачет телом", потому как вдолбил себе в голову, что он не может плакать, что он выше всего этого, – а врач начнет устранять его болезнь тем или иным лекарством, то подсознание пациента оказывается в состоянии крысы, которую загнали в угол. Для подсознания в этом случае лечение болезни равносильно покушению на убийство, и очевидно, что оно будет отчаянно сопротивляться, а болезнь усугубляться или проявляться в новых неожиданных ипостасях.

Поэтому, если вы страдаете тем или иным недугом, а медицина так и не смогла вам ничем помочь, – тогда подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к психотерапевту. Психотерапевты сегодня эффективно работают со многими заболеваниями, и результаты там очень хорошие. Психотерапии поддается бесплодие и астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, импотенция, энурез, кожные заболевания, и другие. В любом случае стоит, как минимум, проконсультироваться у психолога, работающего с психосоматическими заболеваниями.

Однако, не нужно ожидать от психологического подхода к лечению чего-то сверхъестественного и молниеносного. Молниеносно только по телевизору у Кашпировского, а вообще терапия психосоматических заболеваний – процесс небыстрый, понадобится от 3 до 15 сеансов, и даже больше. Точнее скажет психотерапевт в каждом конкретном случае.

Теоретически вы и сами сможете справиться со многими своими болезнями. Ибо если вы разделяете концепцию психосоматического объяснения причин заболеваний, то очевидно, что, устранив неблагоприятные психологические переживания, вы устраните и саму болезнь.

Излечение в психосоматике – точно такое же следствие, как и сама болезнь, на нем никто не "циклится": это будет "ключ" к вашему психологическому состоянию, и болезнь подскажет путь и поможет психотерапевту найти причину вашей проблемы. Вот ее, родимую (истинную проблему вашу) психотерапевт "и будет кушать". А до болезней ваших ему нет никакого дела. Сами пройдут постепенно, никуда не денутся. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Мы все привыкли к тому, что когда речь идет о психиатрии и даже о психологии, то первое о чем идет разговор, так это о разного родах психологических проблемах: неврозах, расстройствах, депрессиях, да и просто о дезадаптивном поведении.

Такой подход не является чем-то удивительным, ведь мы обращаем внимание на такие вещи, как психологическое состояние человека в основном тогда, когда или он, или окружающие начинают испытывать проблемы и трудности связанные с его поведением или с внутренним состоянием. Подобного похода придерживались все психологические школы на заре 20 века, это именно те школы с которых, собственно и начиналась психология.

На протяжении долгих десятилетий никто даже не подвергал такой подход сомнению, а одинокие голоса тех ученых, которые это пытались сделать, тонули в темных водах безоговорочного авторитета бихевиоризма и психоанализа.

Так продолжалось вплоть да середины 20 века, когда несколько талантливых ученых, изменили многие представления, как о психологии вообще, так и о принципах работы с людьми. Сегодня их имена известны всем, это Эрих Фромм, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс , Альберт Эллис и некоторые другие. Эти люди стали родоначальниками совершенно нового направления в психологии, которое назвали гуманистическим .

Одним из краеугольных столпов гуманистического направления стало радикально иное отношение к человеку. Многие гуманисты полагали, и они опирались на эту идею в своих исследованиях, что каждому человеку изначально присуще стремление к самоактуализации, которая и является настоящей целью психотерапии . Именно такое отношение к человеку и делало гуманистическое направление столь новаторским по сравнению с другими школами.

Из отношения вытекала и разница в оценке клиента со стороны психотерапевта, так, если в психоанализе и бихевиоризме главной целью было избавление от психологических проблем, которым считались подвержены практически все люди, то гуманистическая психология постулировала иной поход, они отталкивались во многом не от проблем, а от психологического здоровья человека, разумеется, сами проблемы не отрицались, но представали в совершенно ином ракурсе.

Далее мы перечислим особенности личности человека, которые с точки зрения одного из основателей гуманистического подхода Альберта Эллиса являются отличительными чертами (признаками) психологического здоровья.

Критерии психологического здоровья по Альберту Эллису.

1. Собственное психологическое благополучие на первом месте.

Каждый человек рождается и живет для того, чтобы быть благополучным и счастливым и именно в процессе самоактуализации и приходят эти состояния. Поэтому, эмоционально и психологически здоровые люди в первую очередь ориентируются на свои собственные интересы, по крайней мере, они ставят их всегда, хотя бы немного, но выше, чем интересы других, даже самых близких им людей. Безусловно, они могут многое сделать для других, но никогда не уходят в такое самопожертвование, когда страдает их собственное психологическое благополучие.

2. Отношение к обществу.

Мы все живем в социуме и проводим большую часть своего времени в обществе других людей. Это реальность с которой приходится считаться и социум важная часть нашей жизни, которая во многом способствует нашему собственному благополучию. Поэтому, каждый психологически здоровый человек, живущий в обществе, содействует его процветанию и уважает права других людей. Именно такое поведение является адаптивным и способствует тому, чтобы мир в котором мы живем, был бы безопасным, комфортным и счастливым.

3. Самостоятельность и ответственность.

Психологически здоровый человек, живя в обществе, всегда осознает и несет ответственность за свои действия, а значит и за свою жизнь. Он взаимодействует с другими людьми, но при этом полностью самостоятелен, он не нуждается ни в какой существенной помощи и поддержке со стороны других и не требует такой поддержки.

4. Принятие своих и чужих ошибок и промахов.

Здоровый человек уважает право на свои собственные ошибки и ошибки других людей. При этом, он не склонен к осуждению себя и других за неприемлемое поведение, но всегда осознает факт такого поведения и принимает его к сведению.

5. Высокая стойкость к психологическому дискомфорту.

Мы живем в мире далеком от совершенства, в котором время от времени происходят события, приносящие в нашу жизнь сложности и проблемы. Тем не менее, психологически здоровый человекспособен стойко переносить лишения вызванные перепетиями его судьбы, он относится к ним, как к естественным событиям жизни, спокойно принимает их, и в этом спокойствии и принятии лежит отличный шанс для их решения, в то время как человек, склонный к невротичным реакциям, имеет куда меньшие шансы на выход из кризисной ситуации. Это означает, что толерантность к жизненным проблемам и дискомфорту, который они приносят, является весьма адаптивным способом поведения и может с полным правом считаться важным признаком психологического здоровья.

7. Готовность к переменам. Гибкость.

Зрелый человек не склонен попадать под власть догм, стереотипов и деструктивных убеждений, ему чужд фанатизм и он свободен от догматов. При этом, если стойкие убеждения все же возникли, он всегда готов их изменить под влиянием реальности. Такой человек не приемлет жестких правил ни для себя, ни для других.

8. Стойкость к неопределенности жизненных обстоятельств.

Человек обладающий психологическим здоровьем понимает и принимает тот факт, что мы живем в мире полном вероятностей и случайностей и даже в хорошо налаженной жизни всегда есть элементы абсолютной неопределенности. При этом, к этой неопределенностион относится не как к чему-то страшному или плохому, но напротив, видит в этом возможности и источник дополнительного интереса в жизни. Такой человек не настаивает на точном знании будущего и не требует от жизни гарантий.

9. Осознание важности своего дела. Творчество.

В жизни психологически здорового индивида всегда есть место для творческого занятия, которое единственно способно полностью раскрыть его характер и привести к самоактуализации. Такой человек хорошо осознает важность любимого дела и неустанно в нем совершенствуется. Это приводит к тому, что в такой жизни нет места бессмысленности и эмоциональной пустоте, а это означает залог психологического благополучия.

10. Реалистичное мышление.

Важным признаком здорового человека является хорошо выраженная способность к рациональному мышлению. Такой человек ни в коей мере не является бесчувственным, напротив, он способен на глубокое эмоциональное осознание реальности, но при этом он в состоянии регулировать свои действия, которые не совершаются под влиянием лишь одних эмоций.

11. Принятие себя таким как есть.

Одна из основ психологического благополучия, это принятие себя полностью. Такой человек радуется жизни только лишь потому, что он жив, он не ставит радость бытия в зависимость от своих успехов, неудач, а также того, насколько он сам соответствует своему идеалу. Таким же образом эти люди оценивают и других людей, они не привязываются к внешним проявлениям и успешности, но смотрят на то, каков именно этот человек на самом деле.

12. Способность к риску.

Смелость важная отличительная черта психологически здоровой личности. Она способна к раскованнымдействиям, если это необходимо, даже тогда, когда велик шанс неудачи. При этом, этот риск никогда не бывает безрассудным, ибо такой человек не дает эмоциям управлять собой.

13. Рациональное отношение к удовольствиям.

Любой человек стремится к наслаждениям, но для психологически здорового человека чужд лозунг «удовольствие прямо здесь и любой ценой». Такие люди редко теряют контроль и закрывают глаза на то, что может случится в будущем ради сиюминутной выгоды. Это вовсе не говорить об их аскетизме, они ценят наслаждения и стремятся избежать боли, но при этом сознают, что придет и завтрашний день, и ради этого можно пожертвовать сегодняшним наслаждением. Итак, это рациональный отказ от сиюминутного удовольствия ради будущего.

14. Антиутопичность.

Здоровый человек хорошо понимает, что совершенный идеал недостижим. Это значит, что он никогда не получит всего, что хочет полностью или не сможет избавится от всего плохого в своей жизни. По этой причине им не завладевает деструктивная идея тотального счастья, совершенства или наоборот, жизни полностью лишенной страданий. Такие люди чужды построению утопий.

15. Ответственность за свое психологическое состояние.

Здоровый человек полностью принимает свое личное авторство в том, что касается его психологического состояния, неважно, будь оно хорошим или плохим, он не обвиняет других или внешние обстоятельства в том, что чувствует себя не так, как ему хотелось бы.

Мы завидуем, и нам завидуют. Нехорошо? Вовсе нет. Зависть отнюдь не всегда во вред. Более того, она может и должна приносить пользу, главное - «научиться ее готовить». Зависть с точки зрения психологии - чувство, которое служит началом для плохого отношения к окружающим и окружающих к вам.

1 85562

Фотогалерея: Зависть с точки зрения психологии

Скажем откровенно: сама мысль, что мы в состоянии кому-либо банально завидовать, для нас нестерпима. Впрочем, то, что могут завидовать нам, любимым, мы допускаем с большей охотой. Причем чем больше отрицаем, что способны на такое низменное чувство, тем чаще оно нас терзает. Поэтому психологи советуют хотя бы наедине с собой отбросить всякий политес и вспомнить, что этим чувством нас наградила природа. Отсюда следует вывод: зачем-то ей это было нужно. В какой-то мере тут можно провести аналогию с сексом, где мы позволили себе признать простую истину: все, что естественно, абсолютно не стыдно.

Проблема зависти волновала еще философов эллинской поры. Аристотель предложил хорошо известную сегодня «цветовую гамму» зависти - черную и белую. В первом случае доминирует желание: «Я хочу, чтобы вы потеряли то, что имеете». Это классический пример деструктивной, или черной, зависти. Во втором же случае: «Я хочу иметь то, что имеете вы», - акценты резко меняются. Ведь это уже ядро белой, соревновательной зависти. В конце концов, именно такая вот белая зависть становится двигателем большинства грандиозных бизнес-проектов и оказывается основой здоровой конкуренции и соперничества.

Как пить дать!

Подобно тому, как добро не существует без зла, так и белая зависть совершенно немыслима без черной. Или даже так: будучи в целом полезной и необходимой, зависть может «воспалиться». Но ведь если у вас заболел желудок, вы не спешите от него избавиться? Точно так же стоит «лечить» зависть, чтобы она поменяла свой цвет- с темного на более светлый. И это вполне в наших силах.

Одна из самых известных работ, посвященных проблеме зависти, принадлежит английскому аналитику Мелани Кляйн. В своей книге «Исследование зависти и благодарности» она утверждает, что чувство это бессознательно закладывается еще в младенческом возрасте во взаимоотношениях мамы и ребенка. Оказывается, малыш испытывает к материнской груди весьма противоречивые чувства. С одной стороны, для него это олицетворение комфорта, покоя и безопасности, то есть самых важных на тот момент вещей. С другой - он не в состоянии всем этим полностью и безраздельно владеть и вынужден плачем напоминать о своих желаниях. Таким образом, основы зависти с точки зрения психологии закладываются буквально с первыми каплями материнского молока. А вот дальше многое, как всегда, зависит от того, кому какое досталось детство. Ведь особенности нашего характера во многом складываются под крышей родительского дома, и случай с завистью тут не исключение.

Родом из детства

Оттого, как воспитывали ребенка и в каких условиях он существовал, зависть будет приобретать те или иные формы. Чем более самодостаточным и уверенным в себе он растет, чем сильнее в нем развита привычка полагаться на свои силы и не уповать на других, тем менее будет выражена зависть во взрослом возрасте.

А вот провоцирует это чувство отсутствие у родителей должного внимания к ребенку. Классический пример: вечно занятые взрослые забирают малыша из детского сада последним. При этом он видит, что за Петей или Машей мамы всегда приходят вовремя. Таким образом, зависть может выражаться в агрессии: «Родители не заберут меня, как Петю, и за это я сломаю его новую машинку».

Медвежью услугу оказывает и чрезмерная избалованность. Ребенок привыкает к тому, что любая его прихоть моментально исполняется, и переносит эту модель во взрослую жизнь, где продолжает пассивно ждать благ, которые ему принесут на блюдечке с голубой каемочкой. Поскольку ничего подобного не происходит, человек начинает завидовать более удачливому, как ему кажется, окружению. Вообще проблема завидующего в том, что он в определенном смысле становится похожим на художника-абстракциониста, глаз которого крайне своеобразно отражает реальность.

Однако детство, как известно, мы не выбираем. А потому наступает момент, когда необходимо отнестись к себе критически, иначе есть риск превратиться в короля из «Обыкновенного чуда», оправдывающегося тем, что подсыпать придворным яд его заставляет привычка, доставшаяся от дяди.

Вандербильдиха лопнет!

В зависти с точки зрения психологии есть один интересный феномен: по-настоящему мы завидуем лишь тому, кто близок нашему кругу и нашей жизни. И чем меньше дистанция между нами и объектом зависти, тем выше опасность, что чувство это усилится. Ведь не завидуем же мы урожденной принцессе Каролине или Анджелине Джоли! Скорее мы следим за их историями, о которых регулярно рапортует пресса, примерно с тем же чувством, с которым в детстве слушали сказки о похождениях Кота в сапогах. Звезды для нас - персонажи сказочного порядка, живущие в параллельной, полумифической реальности.

Чего никак не скажешь о старшем аудиторе Л. Однако же именно эта П., а не какая-нибудь Камерой Диас, - существенная часть нашей жизни. Ведь именно она, а не голливудская дива, обскакала нас по карьерной лестнице и заняла позицию, на которую мы претендовали. И теперь разгуливает по коридорам с оскорбительно-победоносным видом.

Глаза завидущие

На социальном уровне отношение к людям завистливым чаще всего - негативное. Поэтому на вопрос: «Завидуете ли вы?» - наиболее частый ответ: «Нет, ну что вы, я никому не желаю зла».

Конечно, можно попытаться уничтожить сам мотив зависти. Бесконечно жаловаться на то, что новые обязанности, свалившиеся на вас в связи с повышением в должности, совсем не оставляют личного времени. И при этом следить, чтобы информация достигла ушей адресата. Однако психологи призывают нас не переигрывать и быть крайне осторожными: таким поведением мы бессознательно программируем себя на неудачи.

Можно также пойти прямо противоположным путем и объявить завистнику войну. Раз вы знаете его слабые места, то способны до бесконечности уязвлять его самолюбие, невзначай наступая на «мозоли». Скажем, если завидуют вашей внешности и успеху у противоположного пола, щедро делитесь счастливыми моментами своей личной жизни. А если завистница не обременена мужским вниманием, пускайтесь в рассуждения о странностях и незавидной доли «синих чулков». Срабатывает психологический закон: чем сильнее эмоции, которые испытывает человек, тем труднее ему сохранить выбранную линию поведения. И наши шансы выиграть возрастают. Однако такой способ подходит только тем, кто искренне любит многоступенчатые театральные интриги. И если вы не входите в их число, лучше приберечь силы для более конструктивных задач.

Другой вариант - вместо оборонительной позиции попробовать дистанцироваться от завистника. То есть вывести этого человека за границы вашего интереса. Смысл в том, чтобы не усиливать отрицательные эмоции недруга собственным ответным раздражением, а рассеять их. Отнеситесь к зависти как... к очень плохой погоде. Вы же не выходите из себя, когда идет дождь, а просто берете с собой зонт. Если удается установить внутреннюю дистанцию и забыть про агрессора, тогда происходит самое главное: мы перестаем быть для него привлекательной жертвой.

И самое главное: не осуждайте завистника. Да, это чувство не назовешь приятным, однако оно естественно и присуще всем людям. И очень неплохо научиться им управлять. Потому что, если вдуматься, альтернатива зависти - мир фантастических романов. Обитатели которого - роботоподобные существа с единым набором возможностей и талантов. Вот где не будет места зависти. Однако едва ли это ободряющая альтернатива, неправда ли?

Шутки ради заметим, что обращающиеся к нам пациенты не всегда лукавят. Порой они просто сами не догадываются, что причиной их внутреннего дискомфорта служит именно это чувство. Вот показательный пример: девушка пожаловалась на то, что ей быстро надоедает любая деятельность - будь то новые проекты на работе или занятия танцами. И при общительном и доброжелательном характере ей не удается долго поддерживать отношения с людьми. Мы подошли к тому, что в основе ее переживаний - неосознаваемая зависть. Когда в новом виде деятельности она не могла занять лидирующего положения, то начинала испытывать негативные чувства к тому, кто преуспел. И бросала занятие. То же самое и с друзьями - информация об их успехах была для нее непереносима». Но если зависть - чувство столь трудноуловимое, то, как же с ним бороться?

Найти и обезвредить!

Сигналом того, что в вас говорит зависть, может служить осознание собственной обделенности на фоне чужих успехов. Иными словами, когда вас неожиданно одолевает хандра от рассказа о том, как А. крайне удачно провела шопинг в Милане, а К. наконец, определилась с дизайном новой квартиры, причем подруги кажутся при этом безрассудными стрекозами, которые «все на свете пропели», а вы - чертовски невезучим, уставшим от всего муравьем, то, скорее всего, это именно она -тема нашего повествования.

Надо сказать, что зависть - не так уж и безобидна не только для настроения и жизненного тонуса, но и для здоровья. И вполне способна погрузить завидующего в самую настоящую депрессию. Можно, конечно, все оставить как есть, понадеявшись, что «само собой рассосется». Однако психологи утверждают, что наши проблемы, с которыми мы не находим мужества по-настоящему разобраться, портят характер, заставляя видеть все в черном цвете.

Поэтому если вас подтачивает ржавчина зависти, стоит как можно скорее предпринять определенные шаги. И первый из них - осознать, что завидовать нужно с пользой. Если, разумеется, рассматривать ее как повод стать успешнее.

Прежде всего, перестаньте глушить в себе это «неправильное» переживание. Если оно есть, значит, стоит его признать, в конце концов, никто не требует от вас каяться публично. Помните, что зависть - чувство нормальное, оно абсолютно естественно и не завидовать никому и ничему невозможно. Перестав убеждать себя в том, что «зависть - удел неудачников», начинайте переводить эмоции из негативного русла в позитивное.

У всякой медали есть обратная сторона. Было бы полезно поговорить с «объектом зависти» о том, что стоит за теми или иными благами. Карьера подруги стремительно взлетела? Но задумайтесь, как часто за последний месяц вам удалось с ней встретиться. Поэтому иногда нелишне задать себе вопрос: «А действительно ли мне это так необходимо?» Если ответ окажется положительным, тогда стоит из пассивной позиции переходить к активной.

Сформулируйте то, чему вы завидуете, и оцените свои возможности получить то же самое. Постарайтесь определить, при каких обстоятельствах вы можете добиться такого результата. Если для этого нужны дополнительное образование, деловые контакты или более ухоженная внешность, согласитесь, все это вполне в ваших силах.

Теперь переходите к делу. Разделите лист бумаги на две колонки. В первой обозначьте то, что вызывает у вас зависть. Составьте пошаговый план действий и занесите его во вторую колонку. Однако к желаниям своим стоит все же отнестись критично. В конце концов, никакие ухищрения не помогут вам сравняться по росту с Наоми Кэмпбелл. Будьте реалисткой!

Если ваши мечты все же довольно дерзки, есть два способа смириться с ситуацией. Первый - сконцентрироваться на собственных выигрышных сторонах, перестав себя постоянно с кем-то сравнивать. Второй - это, как ни странно, путь Эллочки Людоедки, когда для ощущения победы над «проклятой Вандербильдихой» требовалось всего лишь перекрасить кролика в шанхайского барса. И от этой экстравагантной выходки тут же почувствовать себя счастливой. И пока мы смотрим на Эллочку как на воплощение безмозглой «бимбо», психологи, между прочим, аплодируют этому примеру пластичной психики и позитивной зависти.

Если вас одолевает черная зависть, стоит попробовать остудить эмоции и направить ход рассуждений в практическое русло. Представьте, что новую машину вашей подруги угнали. Какую лично вы получите от этого выгоду? А ведь раньше вы могли при необходимости рассчитывать на ее транспортное средство. Да, звучит несколько цинично. Но порой для того чтобы вырваться из оков неприятных нам же самих чувств и пойти своей независимой дорогой, стоит проделывать такие вот откровенные упражнения. А чтобы перестать бесконечно, сравнивать себя с окружающими, почаще обращайтесь к тем, кто вас любит такими, какие вы есть.

Похожие публикации