Дрожь слоган сон разума рождает чудовищ. Сон разума рождает чудовищ: нейробиологические основы мифов о паранормальном

Сон разума рождает чудовищ – Франсиско Гойя

Франсиско Гойя занимает особое место в испанском искусстве и испанской культуре: не будет преувеличением сказать, что это самый крупный художник , которого дала Испания за триста лет, прошедшие после «золотого века» испанского искусства, отмеченного именами Эль Греко и Веласкеса, Сервантеса и Кальдерона. Особое место принадлежит Гойе и в европейском искусстве своего времени — он намного опередил поиски и дерзания своих современников. Когда сравниваешь произведения Гойи с картинами классициста Давида или романтика Жерико, сразу бросается в глаза, насколько свободен Гойя от каких-либо априорных схем и доктрин, насколько непосредственно реагирует его искусство на окружавшую художника действительность. Кажется, что творческим возможностям его кисти и офортной иглы нет предела. Это сближает Гойю с искусством XX века. Как писал французский исследователь Мальро, Гойя «предвосхитил все современное искусство». При жизни Гойя не был известен за пределами своей родины. Для остального мира его открыли в 40-х годах 19-го века французские романтики, которых привлекла в творчестве художника прежде всего фантастика. Оценка творчества Гойи неоднократно менялась. Для наших современников он не только создатель образов, поражающих своей фантастичностью, но прежде всего большой мастер реалистического искусства. Однако постоянно возрастающий в наше время интерес к творчеству художника вызван не только его мастерством реалиста. Творчество Гойи — это интереснейший человеческий документ и документ эпохи. Именно поэтому его картины и офорты не могут оставить равнодушным — их принимаешь или не принимаешь. Жизнь и творчество Гойи начинались в XVIII веке — существовавший порядок вещей казался тогда прочным и неизменным; умер художник в 1828 году, когда после мучительной ломки рождались новое общество и новая культура. Художник оказался в исключительном положении: оставаясь блестящим знатоком испанской жизни XVIII века, испанских традиций, он приобрел новый взгляд на мир, взгляд человека XIX века, расставшегося со многими старыми иллюзиями, предрассудками и суевериями. Эта позиция на рубеже двух столетий, на грани двух исторических эпох позволила Гойе с большой достоверностью и страстностью отразить в своем творчестве противоречивость и сложность своего времени. Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 года в арагонской деревушке в семье позолотчика. Юность провел в Сарагосе и Мадриде, учился живописи, в 1764 и 1766 годах выставлял свои картины на конкурс в Академию Сан-Фернандо, но потерпел неудачу: картины не были приняты. Затем уехал в Италию. Вернулся в 1771 году. Живопись итальянского классицизма и античное искусство не привлекали Гойю. Он много копирует Веласкеса, совершенствует свою живописную технику, делает первые офорты. В 1776 году Гойя начал работать на королевской шпалерной мануфактуре в Мадриде. За 15 лет он создал большую серию так называемых картонов — композиций, по которым изготовлялись шпалеры. Эти работы заставили говорить о Гойе как об одном из самых крупных мастеров в изобразительном искусстве Испании. Несмотря на прикладной характер, ограниченность тематики и выразительных средств этого жанра, уже здесь Гойя показал себя как оригинальный и самобытный мастер.

Картины Гойи отличает радостное, мажорное мироощущение. Перед нами небольшие жанровые зарисовки народной жизни, в которых нет нарочитого изящества и утонченности. В картоне «Завтрак на лужайке» (1788, Лондон, Национальная галерея ) Гойя показывает группу из пяти кавалеров и двух дам во время пикника. Никакой идеализации: национальные испанские костюмы, выразительные, подчеркнуто некрасивые лица.

В других картинах Гойя еще дальше отходит от французских образцов: в композициях «Ходули» (1791—1792, Мадрид, Прадо), «Игра в пелеле» (1791, там же) он показывает народные игры и развлечения. Гойя не только противопоставляет торжественному холодному придворному портрету и классицистическим композициям радостную стихию народной жизни, — но в таких картинах, как «Зима» или «Раненый каменщик» (обе — 1786, Прадо), он показывает полные драматизма сцены из жизни простых испанцев.

Работа на королевской мануфактуре все меньше удовлетворяла художника, хотя и принесла ему почет и славу: в 1780 году он был принят в члены Академии Сан-Фернандо, где в скором времени стал сначала вице-директором, а потом и директором живописного отделения, в 1789 году — назначен придворным живописцем нового испанского короля Карла IV.Отказавшись от работы над шпалерами, Гойя приступает к созданию живописных полотен. К 90-м годам относятся несколько картин, в которых Гойя запечатлел характерные сцены испанской жизни.

В «Похоронах сардинки» мы видим народный праздник, который проводился в Испании в последнюю среду перед великим постом. Гойя прекрасно передает задор и искреннее веселье, охватившее участников празднества.

А вот другая процессия — «Процессия флагеллантов». Это иная, оборотная сторона жизни народа. Процессии флагеллантов, самобичующихся, были запрещены в Испании еще в 1777 году, но, как и многие другие суеверия, этот обычай настолько укоренился в сознании людей, что, несмотря на запрет, шествия флагеллантов продолжались и в начале XIX века. Динамичность композиции, ее нервный ритм подчеркивают эмоциональную напряженность сцены, граничащую с безумием экзальтацию, в которую впала толпа.

В картине «Заседание трибунала инквизиции» под тяжелыми сводами огромного зала на помосте сидят осужденные в высоких остроконечных шапках, разрисованных языками пламени, — каросах, которые надевались на жертв инквизиции. За столом восседают члены трибунала, чуть ниже — монахи-доминиканцы. Заседание в разгаре. Гойя противопоставляет мужественность жертв низменности палачей.Параллельно Гойя работает над «колдовской» серией. Это небольшие по размеру картины, в которых художник обращается к суеверным представлениям о силах ада и зла .

В центре «Шабаша ведьм» (Мадрид, Музей Лаэаро) изображен дьявол в виде огромного козла. Вокруг него сидят ведьмы с тельцами младенцев в руках. По освещенному луной небу летят демоны в образе черных летучих мышей. Эта картина, как и «Лампа дьявола», «Кухня ведьм» и другие, свидетельствует о том, что в творчество Гойи проникает фантастика, ставшая в дальнейшем одной из главных особенностей его искусства.Картины, созданные в 90-е годы, тематически связаны с его известным произведением — серией офортов «Капричос» — и являются своего рода прелюдией к этому произведению. «Капричос» были созданы в 1797— 1798 годах. В этих офортах отразились многолетние наблюдения художника над испанской действительностью, его стремление к изменению существующего порядка вещей. Торжество Глупости над Разумом, суеверие, нравственное падение — эти темы проходят красной нитью через все 80 офортов серии.

Долгое время исследователи пытались расшифровать тайный смысл листов: намеки на исторические события того времени, на конкретных лиц и конкретные обстоятельства из жизни самого художника, но их поиски не увенчались успехом. Дело в том, что в «Капричос» Гойя создал обобщенный философский образ действительности, не прибегая к иносказанию и «эзопову языку». Он мыслит противопоставлением категорий: день и ночь; разум и глупость, суеверие; молодость и старость и т. п.Фантастика служит для более глубокого раскрытия реальности. Эпиграфом к «Капричос» может служить подпись к 43-му листу: «Сон разума рождает чудовищ». Этим сном спит Испания — страна, оказавшаяся на окольных путях Истории; страна, в которой правит Глупость, а не Разум; страна, где суеверия, веками внедряемые в народ, стали неотъемлемой частью его сознания. Картина, которую рисует Гойя, неоднозначна: виновны не только палачи, но и жертвы. Развращенные многовековым царством Глупости, они не стремятся вырваться из-под ее власти. «Капричос» начинаются с сатирических зарисовок испанской жизни; постепенно персонажи офортов — махи, старухи-сводни, глупцы, попадающиеся в сети продажных женщин, монахи — изменяются, в их облике начинает проявляться их подлинная сущность. Все меньше человеческого и все больше животного, ведьмовского мы видим в лицах.

Вот лист 23. Перед нами снова заседание трибунала инквизиции. На заднем плане — море монашеских лиц, отмеченных чертами порока; единственное сохранившее благородные человеческие черты лицо — лицо осужденной. Но Гойя заставляет зрителей расстаться с иллюзиями. «Безобразие! С такой порядочной женщиной, которая за гроши всем оказывала услуги, такой усердной, такой полезной — и так обойтись! Безобразие!» Род занятий грешницы очевиден. На следующем листе Гойя показывает процессию, которая сопровождает осужденную на костер,— здесь уже не возникает никаких сомнений: жертва не лучше своих палачей.С наступлением Ночи метаморфоза персонажей ускоряется: спадают личины, проявляются подлинные лица. В царстве Тьмы Глупость уже не рядится в одежды лицемерия.

На листе 46 «Строгий выговор» ведьмы и ведьмаки получают последние наставления перед тем, как отправиться на шабаш. «Без выговоров и нравоучений нельзя преуспеть ни в какой науке, — комментирует Гойя, — а ведовство требует особого таланта, усердия, зрелости, покорности и послушания Великому Ведьмаку, который ведает Колдовской семинарией…» В этой колдовской семинарии ученики одеты в монашеские рясы, как и те, кто присутствовал на суде инквизиции. Что это, адская пародия на деятельность «святых отцов»? Нет, это портреты, обнажившие их сущность.

Одна за другой предстают перед нами силы Тьмы. Вот монахи-доносчики (лист 48) — образ, связанный с деятельностью иезуитов в Испании. Гойя обыгрывает двойной смысл слова sop - lones — доносчики и дующие. На этот раз эти прислужники зла, занимающие низшие ступени в дьявольской иерархии, сами становятся жертвами «дующего» дьявола, летящего на коте. На следующем листе «святые братья» показаны в виде домовых. Алчные и ненасытные, проникающие повсюду.

Картины кошмарного ночного шабаша Гойя перемежает возвратами в реальность. Но на этот раз силы Зла не скрывают своих намерений и целей. Лист 58 тоже построен на игре слов: GERINGAR буквально означает «ставить клистир», а в переносном смысле — «докучать». Монахи обступили несчастного, который молит о милосердии. В руках у одного из них огромный клистир. «Кто станет жить среди людей, — утверждает Гойя, — тому не избежать клистира. А если он этого не хочет, ему придется удалиться в леса и горы. И там он все равно убедится, что жизнь — сплошной клистир». В царстве Глупости человек не может спрятаться от власти Зла, его заставят подчиниться.

Следующие несколько офортов посвящены приобщению к адским ремеслам. Для того чтобы стать полноправным «гражданином» мира Тьмы и приобщиться ко всем его таинствам, недостаточно заявить о своем желании — надо пройти обряд дьявольского крещения. Гойя пародирует каноническую композицию христианского изображения крещения (лист 70): река Иордан превратилась в смрадное болото, из которого торчат головы «окрещенных», голубь (Святой Дух) — в сову, на крыльях которой сидят два колдуна в митрах. Крещение производит козлоногий ведьмак, который крепко держит начинающую ведьму за ноги. Словесная формула обряда такова:

— Клянешься ли ты слушаться и почитать своих наставников, подметать чердаки, прясть паклю, бить в бубен, визжать, выть, летать, варить, подмазывать, сосать, поддувать, жарить — всякий раз, как тебе прикажут?
— Клянусь!
— В таком случае, милая, ты уже ведьма. В добрый час!

Близится час рассвета, когда вся дьявольская нечисть должна попрятаться в свои норы, происходит обратное превращение — монстры и нетопыри начинают приобретать свой «дневной» облик.

Листом 80 «Уже пора», на котором ведьмы и ведьмаки, переодетые в сутаны, снова готовы наставлять на «истинный» путь людские души, править дневным миром, завершается серия «Капричос».Не случайно в художественной системе «Капричос» понятие Разума занимает центральное место. Лучшие умы эпохи Просвещения считали, что после уничтожения старых феодальных порядков жизнь общества будет строиться на разумных началах. Для установления справедливости достаточно будет воззвать к разуму людей. Однако история показала утопичность этой идеи. Это понимал Гойя, бывший современником и свидетелем якобинской диктатуры и наполеоновской империи во Франции. Поэтому «Капричос» обрываются на тревожной ноте. День наступил, но силы Зла не побеждены, они ненадолго затаились и готовы снова двинуться в бой, чтобы подчинить человечество. Нужно немедленно действовать, пользуясь тем, что в дневное время они не так сильны, как ночью!

Продолжение следует.

Сон разума порождает чудовищ

Человеку свойственно относиться к порождениям своего собственного сознания как к чему-то внешнему, не зависящему от него. Не бог создал человека - человек создал бога, всех богов, которым когда-либо поклонялись на земном шаре. Вполне естественными казались совсем недавно отношения господства и подчинения между людьми. Но ведь не «от века», не «искони» рабовладелец - хозяин раба, барин - крепостного, капиталист - рабочего. Рабочий безответен, безволен до той минуты, когда он осознает: капиталист лишь потому всевластен, потому «хозяин», что в его руках находятся средства экономического принуждения; если изменить экономические отношения в обществе, не будет и «хозяина». Человек может создать себе «бога» и из ложной идеи и поклоняться ей. Он может, если ему выгодно, распространить среди других ложную идею, выдать ее за окончательную истину. А мало ли что могут сделать люди, ослепленные ложной идеей!

У испанского художника Франсиско Гойя есть гравюра.

Она называется «Сон разума порождает чудовищ». Страшно, очень страшно, когда люди сознательно или бессознательно усыпляют свой разум, когда они предоставляют другим думать за себя и слепо, по- религиозному верят в истинность чужой мысли, какой бы выдающейся личности она ни принадлежала... В том и сила учения марксизма-ленинизма, что оно требует не слепой веры, а научного знания закономерностей развития общества. И совсем не случайно многие выдающиеся теоретические умы в разных странах приходят к марксизму, как к самой логичной, самой цельной и подтвержденной практическим опытом философской и социальной доктрине.

Что же может быть средством проверки истинности мышления, или, как говорят, критерием истинности мышления? Марксизм считает, что единственный такой критерий - практика. Но рассказ об этом увел бы нас слишком далеко, тем более что о критерии практики нам все равно еще придется говорить. Остановимся только на том, что проверка истинности вовсе не обязательно предполагает непосредственную трудовую деятельность или научный эксперимент: опыт практики учитывается нами и в самом процессе мышления, и формой такого учета являются логические законы мышления. Они представляют собой как бы отпечаток общественной практики человечества в мыслительной деятельности, обобщенное отражение тех реальных связей и отношений, существующих в действительности, которыми руководствовалось и которые познавало человечество. «...Практическая деятельность человека,- говорит Владимир Ильич Ленин,- миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы, эти фигуры могли получить значение аксиом».

Так вот. Язык как раз и предоставляет мышлению средства, необходимые для того, чтобы путем логического рассуждения, логических умозаключений проверить старые и получить новые знания. Правда, «естественные», т. е. реально существующие на земле, языки не построены по строгой логической схеме. Напротив, в них много «лишнего», «нелогичного», и все попытки втиснуть язык в жесткие рамки логики (такие попытки были характерны для XVI- XVII вв.- периода «логических» или «рациональных» грамматик) оканчивались безуспешно. Но именно поэтому язык хорошо служит логическому мышлению: ведь мышление развивается, и язык оказывается достаточно гибким, чтобы не сковывать этого развития.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке - это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке – это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

Сон разума рождает чудовищ Отчего судьбы этих мальчиков нас интересуют?Ответ очевиден: тем, что они были талантливы. Были.Мы привыкли к своей обыкновенности, может быть даже смирились с нею. Но где-то на донышке сердца все-таки живет мечта о жизни другой - более поэтичной,

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Удовлетворение порождает новую мотивацию Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только удовлетворяется одно желание, тут же его место занимает другое. Когда и оно

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Душа порождает Богов В тибетской «Книге мертвых» описывается странствование души, после смерти человека, по разным уровням загробного мира, где она встречается со множеством гневных и мирных Божеств, вид которых может быть ужасающим, но и здесь умершему необходимо

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Спрос порождает предложение Купив газету с объявлениями о вакансиях, которые предлагают крупные фирмы и кадровые агентства, ты увидишь, на какие специальности есть спрос. Даже если ты специалист высокого класса, но предприятия, на которых твоя профессия была

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Что порождает фобию Прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, заметим, что существует совершенно особая разновидность данного феномена - фобия с так, называемым «ложным» источником - подсознание «придумывает» его себе в тех редких случаях, когда страх слишком силён и

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Из книги Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов автора Шишова Татьяна Львовна

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Вступление Вы узник разума? Если вы не можете перестать думать, когда вам этого хочется, то вы – узник разума Поймите меня правильно: я вовсе не хочу сказать, что ваши мозги плохо работают или что думать вредно. Мозг – великолепное устройство, с помощью которого вы можете

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Неудачное начало порождает мизогинизм Очень часто собственная сексуальная несостоятельность, иногда абсолютно вымышленная, приводит его к негативному отношению к противоположному полу в целом. Складывается конкретная защитная реакция: «Да, я не могу наслаждаться

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Как зависимость порождает чувство вины Определенная зависимость индивида от общества является одним из непременных условий существования самого общества. «Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа», то есть, действуя, я не должен задевать

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт автора Перель Эстер

Близость порождает сексуальность. Или нет? Большинство пар, приходящих к психотерапевту, склонны считать, что секс – это метафора отношений в целом. Если разобраться с эмоциональной стороной отношений, реально довольно точно предугадать, что происходит в спальне.

см. также Картины Сальвадора Дали

В Ростове-на-Дону с 3 августа по 30 сентября 2007 года проходила выставка двух знаменитых испанских художников.
С одной стороны - самые мрачные и до сих пор неразгаданные офорты Франциско Гойи (1746-1828) с названием «Капричос» , с другой - гравюры знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали .

Известная подпись Франсиско Гойи под одной из своих гравюр - «Сон разума рождает чудовищ» - на выставке в областном музее изобразительных искусств получила множественное число: «Сны разума» . Спят и видят кошмары сразу два испанца. Франсиско Гойя, создавший «Капричос» («Причуды» ) в самом конце XVIII века, всеми силами хотел пробудиться и увидеть свою страну без чудищ фанатизма, истовой религиозности, падения нравов и глупости. Самого художника мучили приступы глухоты и патологического безумия. От того и получились образы на грани сна и реальности, с ведьмами, людьми с ослиными ушами и прочей нечистью, значение которых не может разгадать ни один искусствовед.

Дали, в свою очередь, взявшийся в 1977 году повторить (как бы сейчас сказали, сделать ремейк) фантазии Франсиско Гойи, больше заботился о самовыражении и собственном сумасшествии, которое он очень выгодно имитировал всю жизнь. Так или иначе, получились два цикла о темных сторонах человеческой души, которые никак не исчезли за три столетия.

Серия "Капричос", демонстрируемая в проекте "Сны разума", Франсиско Гойя создал в 1793-1799 годах. Она выразила отношение художника, находящегося под влиянием идей французского Просвещения, к морали, нравам и общественным установлениям современной ему Испании. Офорты Франсиско Гойи - причудливое соединение жизненных реалий и образов, рожденных его художническим гением.

Эта серия стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей комментарии насчитывают тысячи страниц.

Крупнейший представитель сюрреализма Сальвадор Дали обратился к серии Франсиско Гойи на последнем этапе своего творческого пути, в 1977 году, за семь лет до ухода из общества - последнего появления на публике, за двенадцать лет до ухода из жизни.

Дали перенес композиции всех офортов Франсиско Гойи в свои литографии, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. Добавил к загадке Гойи загадку Дали. Стал хранителем "Сна разума" ХХ века.

«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos ) - испанская пословица, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла «Капричос ».

Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (исп. idioma universal ). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений» . Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.

Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла».

В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.

Напишите отзыв о статье "Сон разума рождает чудовищ"

Примечания

Литература

  • da InfoGoya96, esposizione virtuale, a cura di: Università di Saragozza e Institución Fernando el Católico.
  • Helman, Edith (1983), Transmundo de Goya, Madrid: Alianza Editorial. ISBN 84-206-7032-4 .
  • Frederic Chordá, (con le immagini dei disegni preparatori e della prova di stampa), 2007

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сон разума рождает чудовищ

Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.

Что появляется как демон,
Что является демоном,
Что признается как демон,
Существует внутри самого человека,
И исчезает вместе с ним.
Миларепа Шепа Дордже 1052-1135 - учитель тибетского буддизма, знаменитый йог-практик, поэт, автор многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете

Сон разума рождает чудовищ.
Испанская поговорка

Таракан бежит короткими перебежками по лилово-серой поверхности, останавливается, ощупывая длинными усами воздух, и снова бежит к своей непонятной цели. В его блестящих черных глазах отражается вся Вселенная. В тараканьем мире есть фиолетовые прерии, желтые горные хребты, стремительные водопады и малиновые восходы.
Преображенное углом человеческого зрения, описанное пространство превратилось в захламленную комнату хрущевки, лилово - серая прерия - в ее стены с давно выцветшими обоями, величественный ландшафт - в грандиознейший беспорядок, ну а водопад превратился в то, о чем говорить, собственно, и не следует.
На полу комнаты валялись газеты, книги, стояла грязная посуда с остатками еды, грудами валялась одежда и еще какой-то хлам, который трудно поддавался идентификации. В углу стоял массивный, до потолка, шкаф - немой свидетель сталинских времен, по-видимому, проступившие темные на выцветшей полировке хранили немало семейных тайн. На столе - все тот же беспорядок: несколько десятков книг, бессчетные бумаги, исписанные размашистым почерком, тут же стояла небольшая бронзовая пепельница, доверху набитая окурками. Таракан, бежавший по стене, даже и не догадывался, что его упорядоченный прекрасный мир является немыслимым хаосом, сотворенным другим живым существом.
Однако, печальнее всего был вид из окна. Он поражал своей скромностью и аскетизмом, являя собой унылую панельную многоэтажку. Но если кто-нибудь и смог бы приложить невероятные усилия при изгибании шеи, то ему посчастливилось бы увидеть полоску неба и, то лишь мельком, так как положение тела было при этом крайне неудобным.
У стены, под традиционным красным ковром серийного советского производства (красная серия предполагала стойкость перед натиском моли и времени), стоял диван. На нем, прямо в одежде, спал молодой человек. На вид ему было лет двадцать пять, рост чуть выше среднего, худощавый, короткая стрижка, волосы светлые, лицо овальное ничем не примечательное, широкий римский нос, с бородавкой, высокий лоб и абсолютно не волевой подбородок. На лбу выступила испарина, он нервно подергивался - скорее всего, снилась погоня или застенки гестапо, а может и то и другое и третье.
В конце – концов, мужчина что-то невнятно пробормотал, наверное, его во сне освободили войска союзников, и с великой неохотой открыл глаза. Сонный взгляд вяло заскользил вдоль по комнате и уткнулся в будильник. Глаза человека расширились, он резко вскочил с постели и сухо выругался. На все сборы потребовалось около пяти минут. Подхватывая портфель, мужчина фыркнул, подскочил к стене и прихлопнул таракана ладонью. На обоях осталось только большое темное пятно.
Этого человека звали Владимир Цыбин, и он очень сильно опаздывал на работу.
Поток людей проглотил его на входе в метро, вобрал в себя целиком, сделал обезличенной песчинкой, свойствами которой было только бесконечное движение, не терпящее остановок и промедления, воля человека растворилась в общей усредненной воле течения. Единственное качество, которое поток оставлял песчинке, это была цель - конечный пункт назначения, куда отчаянно и торопилась каждая песчинка. Иногда, лишь на мгновение песчинка вспоминала об этом, делала несколько движений в сторону, а порой просто меняла центр тяжести, и уже новый поток подхватывал ее и нес в нужном направления. Примерно час толкотни в общем потоке, десяток таких движений и человек оказывался в пункте своего назначения.
Забегая на эскалатор, Цыбин взглянул на часы, часы показывали 09:03. Пред глазами на миг представилось, разгорающееся и мерцающее на кроваво-красном фоне слово:

ОПОЗДАЛ…

Втиснувшись юрким ужом в переполненный троллейбус, он прочитал на лицах зажатых рядом с ним пассажиров:

09:07 - ЭТО КОНЕЦ!!!

Пробегая по огромному холлу здания, Цыбин перехватил на себе сочувственные взгляды охранников. Лихорадочный ум опаздывающего тут же трансформировал это участие во фразу, которая теперь не просто мерцала, а горела, сжигая его сознание адским пламенем:

9:16 ПАРЕНЬ, ТЕБЕ СЕГОДНЯ НЕ ПОВЕЗЛО!

Лабиринт Минотавра показался бы Тесею детской игрушкой, если бы он очутился в стенах этого здания. Миновав два скоростных лифта, десяток пустых темных коридоров, шесть лестничных пролетов со шлюзовыми дверями, открывающихся магнитным пропуском, Цыбин очутился на пороге своего офиса. На табличке значилось «Подотдел проектирования отдельного департамента восточных газопроводов».
Нагнув как можно ниже голову, стараясь не встречаться своим взглядом со взглядами коллег, через отсеки и переборки он, наконец, добрался до своего рабочего места. Оно представляло собой тесное пространство, огороженное тонким пластиком от остального офисного мира. В пространство был втиснут узкий короткий стол, с взгроможденным на него компьютером, в углу лежали аккуратно сложенные чертежи и технологические схемы.
Цыбин заметил на клавиатуре записку: «С опозданием Вас, мистер, ведущий инженер. Он уже в курсе». В проходе не преминул появиться и сам автор записки - серый костюм, лет сорока пяти, маленького роста с короткими редкими рыжеватыми волосами и поросячьим лицом с суточной щетиной, но у этого милого животного не могло быть от природы коварства и ехидства, а именно ими и была обильно приправлена улыбка подошедшего.
- Он уже в курсе.… Да, и, кстати, ждет Вас у себя, – скрипучим голосом сказал "костюм" и снова засиял той же улыбкой.
- Доброе утро Александр ВасЕльевич. Спасибо за заботу, - процедил Владимир (обладатель свиноподобной физии очень ревностно боролся за букву "Е" в своем отчестве и замена на букву "И", которая так и просилась сама собой на язык, могла привести к эмоциональной буре с его стороны).
- Обращайтесь, - коротко кинул костюм и исчез из прохода.
Перед входом в директорский герметизированный отсек, ведущий инженер набрал в легкие побольше воздуха, мысленно прочитал первую же вспомнившуюся мантру и улыбнулся дежурной улыбкой в видеокамеру. В приемной на секретарском месте, занимаясь своим маникюром, сидела симпатичная миниатюрная блондинка, указавшая тонкой ручкой на массивную резную дверь:
- Он у себя. Не в духе. Хочет вас видеть.
В тускло освещенном кабинете, за необъятным письменным столом под огромным портретом В.В.Путина по-борцовски обнимающего Д.А. Медведьева сидел Директор. Он то и был главной достопримечательностью помещения. Мальчишеское лицо с узким лбом, очки с толстыми линзами, стриженые усы, прямые черные, с сединой волосы, темный несколько примятый костюм, строгая белая рубашка, салатовый галстук от «Hugo Boss», запомнившийся подчиненным не по оригинальному дизайну, а по стоимости в три тысячи "зеленых".
Когда Цыбин вошел в кабинет, Директор подотдела проектирования отдельного департамента восточных газопроводов, сидел погруженный в оцепенение, и сосредоточенно рассматривал что-то у себя на столе.
Цыбин негромко кашлянул и поздоровался с Директором. Тот еще мгновение пробыл в оцепенении, а затем будто бы только что вынырнув из аквариума, посмотрел испуганными, рыбьими, глазами на него. Первый раз за время своей работы здесь он встретил взгляд Директора. И взгляд поразил Цыбина, в нем были тоска и некая потусторонняя отрешенность.
- А, это… Вы? Проходите, присаживайтесь, - он указал ведущему инженеру на глубокое кожаное кресло, - Ну что вам сказать, - начал немного протягивая слова, Директор. Три опоздания только в этом месяце. Вы уже лишены премий и всяких там надбавок и бонусов. Сегодня вы лишили себя отгула и поздравления в честь дня работника газовой промышленности. Завтрашнее опоздание может лишить вас возможности приходить сюда. Ступайте и работайте!! - последние слова были произнесены голосом уже набравшим силу июльской грозы.
Выходя из кабинета, Цыбин на секунду обернулся назад. Директор опять глубоко нырнул в то задумчивое состояние, из которого его вывели накануне.
День с таким началом не принес ничего нового. Цыбина вызывали на планерки, заваливали кучами факсов, чертежей, бумаг, просили помочь, требовали по телефону. Он тоже заваливал других чертежами, факсами, требовал по телефону, пил кофе, курил, много работал за компьютером и бегал с бумагами по офису, снова курил, и размашисто подписывался на принесенных ему бумагах.
В 18:00 офис опустел. Остались только замешкавшиеся сослуживцы, но и те через несколько минут поспешили домой. Цыбин грустно проводил их взглядом до дверей, а затем вновь погрузился в холодные глубины своих расчетов и чертежей. И вынырнул из них только через три часа.
На улице ведущего инженера встретил почти догоревший августовский день. Дневной зной спал, дул прохладный вечерний ветер. Пыльная зелень проспекта жалобно и безответно просила своих богов о влаге. Запахи спелого лета пьянили, кружили головы и влекли прочь из смрадного душного города в Подмосковье, под манящие нежным шелестом листвы кроны деревьев, к спокойной прохладе водоемов.
На пути к метро, Цыбин с завистью оглядывал загоревших людей в легких пестрых одеждах, неспешно прогуливающихся по притихшему вечернему проспекту. Строгий костюм еще больше подчеркивал итак уже бледное от хронического недосыпа лицо Владимира. Он казался им, ужасно нелепым и смешным зимним анахронизмом. Лица прохожих словно выражали сочувствие, а также светились внутренним светом и счастьем. Встреченные им парочки были переполнены любовью к друг другу, к этому спокойному вечеру и ко всей Вселенной, которая платила им тем же.
Инженер избегал их смеющихся взглядов. Старался уйти в глубинные породы своего «Я», найти в этом темном веществе крупицы светлого, но, увы. Там царил лишь хаос, смятение и страх…. Вот уже несколько недель подряд что-то подтачивало его силы изнутри, мешало работать и не давало спокойно спать. Нечто должно было произойти, и он со страхом ожидал этого.
Само ощущение неизбежности выросло в нем подобно гигантскому дереву из крохотного зернышка, сначала тайно и прочно впиваясь корнями в благодатную почву, затем уже явно в виде чахлого ростка, посмевшего вырасти среди сорняков. Теперь же это дерево заполнило своею ветвистой кроной все пространство. И не было иного пути избавиться от него как полностью принять его и согласиться с его существованием.
По пути домой он зашел в ларек за пивом и пельменями. Пока Цыбин доставал деньги, рассчитываясь за покупку, он мельком поймал на себе томный тоскливый взгляд продавщицы, которая тут же бесхитростно обсчитала его на 30 рублей, он принял решение:
- Сегодня!
На мгновение в глазах Цыбина вспыхнуло маленькое пламя, и они заблестели яркими искорками. Забыв про пельмени, не взяв причитающуюся сдачу, он устремился к своей хрущевке. Там его встретило утреннее темное пятно на обоях и все тот же беспорядок, но для Владимира сейчас это не имело никакого значения.
Не разуваясь, он резкими движениями сгреб скопившиеся на полу скарб в один угол. Принес с балкона пыльный ватман формата А0 и расстелил его на полу. На ватмане был изображен большой черный круг со вписанной в него красной пентаграммой и малый черный круг, вписанный в пентаграмму. По внутренним периметрам обоих кругов были выведены какие-то символы.
Руки инженера немного подрагивали - это стало заметно, когда он крепил серебряными кнопками к полу загадочную бумажную простынь. После этого им были принесены четыре небольших валуна голубоватого цвета с выцарапанными на них знаками, похожими на рисунки пещерных людей из учебника истории шестого класса. Владимир положил каменюки по одному у каждой из сторон бумажного полотна.
- Врата готовы, - подумал инженер, - осталось только зажечь свечи и начать обряд.
Цыбин и свечи расставил особым образом: по две у каждого луча пентаграммы за границы внешнего круга, три же поставил во внутренний круг. Зажигая крупные черные свечи, он бормотал что-то невнятное на каком-то блеющем языке.
Сбросив с себя всю одежду, инженер надел черный арабский бурнус и преобразился в мага, по крайней мере, - именно такими нам их рисует индустрия Голливуда. Что удивительно, но электрический свет погас сам, когда наш чернокнижник стараясь не задеть свечей вошел во внутренний круг. Совпадение?
Обряд, по всей видимости, уже начинался. Цыбин воскурил в серебряной плошке ладан и притушил его таким образом, чтобы тот едва дымился.
- Стихии Железа, Земли, Воды, Огня и Ветра будьте моими свидетелями, защитниками и наставниками, - произнес пафосно маг. Стихия Космоса, сегодня я беру власть над тобой! При этих словах в его руках появился полированная посох, узкий конец которой был симметрично раздвоен и окован железом.
Вот теперь нашему инженеру позавидовали бы те самые лощеные американские режиссеры, - лопнули бы от зависти. При свете свечей, в этом одеянии наш герой казался грозным персонажем забытой легенды. Его лицо приобрело резкие очертания. Он больше не был ведущим инженером, не был Цыбиным, таким его не знали окружающие, он стал иным, стал тем, кто проходит сквозь пространство и время. Его комната тоже преобразилась, исчезли ограничивающие стены и потолок появилось ощущение бесконечной пустоты вокруг.
Свет от свечей не находил больше предметов вне круга, круг стал единственным пятном света, единственной твердой поверхностью посреди темной и неизвестной пустыни. Миллионы беззвучных ртов перешептывались в ней, миллионы глаз были устремлены на световое возмущение безначальной тьмы. Каждый звук отдавался гулким эхом, в скрытых от глаз ущельях.
Немного протягивая каждый слово, Цыбин стал говорить в темноту. Это был уже голос мужа, отбросившего страхи и сомнения, обладатель такого голоса мог остановить шторм или бурю в самом ее разгаре. Владимир произнес следующее:

Приказываю тебе могуществом великого Адоная,
Элоима, Ариэля и Иеговы, явиться сию же минуту
либо отправить ко мне посланника твоего Астарота,
и обязую тебя покинуть твое местопребывание,
в какой бы части света оно ни находилось,
и объявляю тебе, что, если не появишься сию же минуту,
то поражу тебя вновь - тебя и весь твой род -
громовым жезлом великого Адоная, Элоима, Ариэля и Иеговы!!!

Эти слова не возымели никакого результата, однако, ему показалось, что темнота стала еще более пронзительной, более чуткой. Слова были произнесены во второй и в третий раз.
Лишь, после того как он закончил произносить это в третий раз, в пространстве вокруг почувствовалось движение. Движение было невидимым и беззвучным. Он не мог увидеть и не мог это услышать, но он ощущал, как с ужасным землетрясением рядом рушились исполинские горы, как его хлестнуло огромной темной волной и пыталось тащить куда-то, как сотни птиц взвились около него, наполнив воздух шумом невидимых крыльев.
В темноте что-то вспыхнуло и погасло. Некто прокрался в его сознанье и подавил волю. Тут же его накрыла череда сменяющих друг - друга ярких картинок. Цыбин сопротивлялся, но от этого становилось еще хуже.
Он увидел вспыхнувщие из пустоты лица незнакомцев, как человеческие, так и не очень. Их общей чертой являлась их абсолютная несимпатичность и недоброжелательность. Его обступили амфитеатром, будто бы Владимиру предстояло выступать арене цирка. Хотя окружающее более напоминало ему римский Колизей. Цыбин даже тщетно огляделся в поисках гладиуса - гладиаторского короткого меча.
Заклинатель с громадным усилием воли попытался выбраться с этой сцены. С трибун тут же послышалось шипение и улюлюканье. Однако же амфитеатр исчез. Вместо этого Владимира вовлекло в ситуации, которые пережил, затаив обиду. Вот он возвращается поздно из школы, немного заработав разгрузкой вагона на подарок матери. Оба родителя встречают его на пороге истерикой и жестоко избивают в четыре руки. Цыбин снова испытывает боль и обиду того четырнадцатилетнего мальчика. Картины наплывали одна на другую. Вот он уже на лестничной площадке, на полу валяется букет цветов, любимая говорит ему: «Мы не можем быть вместе». Боль бурлит и клокочет нем, разрывает изнутри грудную клетку. А образы все плотнее все ярче.
Наконец, Владимир сдался и оставил все попытки сопротивления, тело больше не подчинялось его командам, Цыбин стал существовать отдельно от своего тела. Его повлекло жарким вязким потоком вверх по гигантской трубе. Единственной связью между ним и скованным оцепенением телом стала бесконечная душевная боль. Он оглянулся и увидел внизу под собой бескрайнюю темную равнину, покрытую светящимися точками. Среди этих далеких звезд был и свет от его собственного тела. Затем все разом исчезло. Цыбин потерял все ощущения и погрузился в глубокое беспамятство.
Инженер пришел в себя оттого, что его кто-то звал по имени. Боли больше не чувствовалось. Горело электрическое освещение. Он все еще находился в круге, но теперь уже не стоял, а лежал, распластанный на животе. Окинув взглядом пространство, горе-чернокнижник понял, что находится в своей комнате. В его левой руке был зажат переломанный обрубок «громового жезла». В воздухе витал запах ладана и чего-то горелого. Цыбин посмотрел на край правого рукава - тот немного обуглился. «Наверное, о свечу», – подумал он.
- Володя, - снова произнес голос.
Тембр голоса был спокойным и мягким. Цыбин вернул телу прежнее положение и посмотрел на то место, откуда исходил звук. На краю дивана сидел человек. Он показался ему знакомым, несколько раз тот встречался ему в метро и в каком-то из подотделов его департамента. Незнакомец был средних лет, высокого роста, поджар, имел тонкие черты лица, черные с отливом волосы, высокий лоб, глубоко посаженные темные живые глаза, острый нос с горбинкой. Одет в потертые джинсы и модный серый джемпер, на ногах у него Цыбин с ужасом узнал свои домашние тапочки.
- Здравствуй, Владимир,- сказал незнакомец, встал и протянул ему руку, - меня зовут Риммон.
Цыбин боязливо пожал протянутую руку, та оказалась холодной, а пожатие вышло коротким и формальным.
- Давно за тобой наблюдаю, вот решил тебя вызвать.
Цыбин с удивлением заметил, что незнакомец, разговаривает с ним беззвучно, не открывая рта, только при помощи взгляда. Но услышанное еще больше поразило его.
- Как вызвать? Разве это не я… - начал, было, он.
Риммон громко рассмеялся:
- Ты так действительно считаешь? А теперь, - он щелкнул пальцами и комната, в которой они находились, растворилась в воздухе, вследствие чего они оказались в центре огромной сталактитовой пещеры, освещенной факелами.
Вид искрящихся сталактитов в мерцающем свете факелов поразил Цыбина, он застыл от удивления и величия увиденного. В пещере оказалось нестерпимо холодно, сыро, нечем дышать - воздух был здесь спертым и затхлым. Украдкой взглянув на пол, он убедился, что стоит в выдолбленном на каменном полу магическом круге, но с несколько иными знаками и письменами, чем его собственный.
- Добро пожаловать. Это моя приемная. Сейчас мы находимся примерно на глубине двух километров под Кремлем. Тебе тут не нравится? Ну что ж, сэкономим на факелах, при этих словах он щелкнул пальцами во второй раз, и декорации знакомой комнаты снова наплыли на декорации мрачной пещеры, стало легче дышать.
- Хочешь, я покажу тебе еще один фокус, - сказал он все также беззвучно, не открывая рта. Риммон встал и шагнул в магический круг к заклинателю, дружески похлопал обомлевшего Цыбина по плечу, вышел из круга и сел обратно на край дивана. По всем правилам заклинательства и чародейства вызванное существо не имело ни силы, ни права без разрешения перешагнуть границу круга.
– Теперь твоя очередь подойти ко мне, - тут демон прищурил свой левый глаз.
Инженер попытался перешагнуть границу круга, но его попытка оказалась безрезультатной, каждый раз, когда он пытался перешагнуть границу, натыкался на невидимую стену, которая отбрасывала его назад в центр круга. Риммон с умилением наблюдал за неопытным заклинателем.
- Ну, теперь ты понял, кто кого вызвал, и это замечательно. Ты считаешь, что сам узнал, о возможности общения с потусторонним? Тоже ложь. Гримуары, Аль Азиф, Книга Соломона, Шандор ла Вей, - все эти книги так просто не попадаются, они приходят в руки. А сны? Кто в них нашептывал тебе советы о тонкостях изготовления пентаграммы, о том, где найти камни для врат, и как неправильно сделать громовой жезл, - тут он посмотрел на переломленную палку и рассмеялся все так же, не открывая рта, - так вернее, а то бы ты тут таких бед натворил, а их у нас и без тебя хватает.
- Я всего хотел задать несколько вопросов и именно вас совсем не вызывал, - тут он осекся, - вернее я хотел видеть Астарота или…
Все тот же громкий и беззвучный смех снова прервал его:
- Да для того, чтобы увидеть того же Астарота, нужно закатить такую гекатомбу.… За все время моей службы я сам его видел, раза два, хотя я тут и немалый начальник. А ты? Несомненно, ты – оригинал. Никто прежде не додумался заправить картридж плоттера кровью жертвенной курицы, я еле удержался от того, чтобы появиться перед тобой в курином обличии. Последовал еще один раскат смеха.
- Так, кто же вы?
- Кто я…, задумчиво протянул Риммон, - ныне я демон Риммон, ночной правитель России, мне подвластны шесть легионов демонов и духов, расквартированных на этой территории.
Цыбин улыбнулся:
- Это похоже на наши шесть федеральных округов.
- Вот тут ты точно угадал. Все происходящее у нас имеет немедленный отклик в вашем мире, и наоборот. Ты убедишься в этом позднее. Немногим временем раньше у меня в подчинении было пятнадцать легионов, и гораздо более общирная территория.
- Вы всегда были здешним демоном?
- Нет. Я бывший сирийский бог плодородия, меня почитали в Дамаске, приносили богатые жертвы, я платил людям тем же, проливал дожди, охранял их поля и стада, прогонял мор и поветрия, но постепенно люди забыли про меня. Я уединился в древнем колодце, его воды, ранее считавшиеся целебными, от моей тоски и одиночества сделались ядовитыми. Там пробыл я целую вечность, пока в одну из темных ночей ко мне не пришила Астарта, древняя богиня любви, а ныне демон Астарот, и сказала, что мир изменился, о том, что Сатаниэль собирает забытых могущественных богов под свое крыло и хочет меня видеть. Я пришел туда, увидел на приеме старых знакомых, даже прослезился. Сатаниэль воздал каждому из пришедших, должное тому по прежним заслугам: землю, деньги, войска и почти неограниченную власть на этой земле. Мне досталась территория России, Маммону - Англия, Аполлону достались сорок легионов духов, расквартированных неизвестно где, и так далее, все пришедшие тогда на прием остались довольны. Только одно условие было поставлено перед нами – клятва верности Сатаниэлю, а также полное отречение от титула бога. Впредь мы должны были называть себя демонами.
- А как Вы со мной…, - начал, было, заклинатель.
- Говорю? Очень просто. Я говорю на древнем языке Вселенной. Этот язык понятен любой расе, любому животному, любой форме материи. Он и является тем самым древним языком жителей земли, который они утратили во время так называемого вавилонского столпотворения. С тех пор только несколько человек в столетие постигало этот язык. Для остальных он не существует, остальные даже не догадываются о его существовании. Ты тоже можешь на нем говорить, однако, только в присутствии кого-нибудь, кто знает этот язык. Вот попробуй, подумай о чем - ни будь.
Цыбин мысленно сформулировал вопрос:
- Люди говорили на языке богов? И были богами?
- Нет, - тут же ответил демон, - богами они не были, хотя в то время некоторые могли стать ими. Грань между людьми и богами не была такой четкой, как сейчас. Разница была лишь в том, что боги приказывали событию совершиться, например, пойти дождю или быть землетрясению, а люди могли на этом же языке только попросить дождь пойти, или попросить землю, чтобы было землетрясение и, если их доводы оказывались вескими, то материя соглашалась принять это, тогда шел дождь, тряслась земля. Но если материя не соглашалась, тогда люди обращались к нам, к богам, они приносили нам богатые жертвы, и если мы принимали эти жертвы, то желаемое исполнялось. Вот таким было то время.
- А, как же насчет бессмертия, разве люди были бессмертными? – все также бессловесно спросил Цыбин.
После короткого раздумья ночной правитель России ответил:
- Да, те люди были бессмертными. Вернее, по своему желанию они могли стать бессмертными. Но никто ни себе, ни врагу не мог пожелать такого. Люди того времени были мудры. Они не желали вечно бродить по одной и той же земле, в одном и том же обличии, когда как все вокруг изменялось, они искали перемен и стремились к совершенству и просветлению. Бессмертие это древнее заклятие, наложенное на богов. Тот народ видел мучения своих богов, обреченных жить вечно и не желал для себя такой же доли.
- Расскажи мне, что такое Вавилонское Столпотворение.
- Хорошо. Слушай.

История Вавилонского Столпотворения

Давным-давно в Вавилоне жил мудрец Хельмит. Достиг он великой славы, своей премудростью, и никто не мог с ним сравниться ни в искусствах, ни в науках, ни в прорицании. Боги посещали его дом, приходили к нему за советом цари и вожди. Многим были тогда обязаны ему люди. В своих великих замыслах решил он проверить есть ли Создатель всего сущего или его вовсе нет. Земные боги и полубоги никогда Творца сами не видели, мы и до сих пор не знаем, существует ли он или нет, но участвовать в затее мудреца тогда отказались.
Его затея была вот в чем. Он предположил, что если все мыслящие существа в один и тот же миг подумают о Создателе, которого предположат в каком-то конкретном месте он там и появится. Так как жил мудрец в Вавилоне, он избрал местом появления Создателя, холмистую пустошь перед парадными воротами Вавилона. Вначале он нарисовал саму пустошь на папирусе, затем поместил на одном из холмов картины, огромный черный столб которого там на самом деле не было. Он и его ученики сделали многочисленные точные копии этого рисунка и разослали во все концы света.
Каждый человек на Земле получил пергамент с таким рисунком и указаниями, что нужно делать. В назначенный день и час люди извлекли из конверта рисунок, и в тот же миг из ниоткуда посреди пустоши на холме возник точно такой же столб, какой и был изображен на папирусе. Он был черным и абсолютно гладким, состоял из чистого железа. Мудрец, наблюдавший за этим с городской стены, поспешил, опережая всех, к столбу. Пробыл он в одиночестве около него всего несколько минут. Никто не знает, что с ним там случилось, но люди, подоспевшие к этому месту, нашли мудреца, бывшего мужем в расцвете лет, глубоким стариком. Его посеревшее лицо испещряли множество морщин, глаза впали, он еле держался на ногах. Слабеющим голосом мудрец прошептал своим ученикам, что опыт нужно остановить, во что бы то ни стало. Больше Хельмит ничего не успел сказать. Под утро мудрец скончался во сне, тихо и спокойно. Многие позже завидовали ему.
На следующий день в это же время было запланировано окончание эксперимента. Люди должны были взять рисунок и подумать о Создателе, так как они его представляют. Ученики Хельмита уничтожили все рисунки в Вавилоне и его окрестностях, разослали гонцов и почтовых голубей в соседние города и государства. Но это не смогло предотвратить надвигающуюся беду. Гонцы два года разносили пергаменты из Вавилона в соседние города и отдаленные уголки земли. Собрать даже половину рисунков вавилонского мудреца всего за один день не смогли бы даже боги.
В спешке ученики мудреца к нам и не обратились. Когда же настал назначенный срок, подул ужасный ветер, смерч поднял и унес тот злополучный железный столб, а над Вавилоном появилась огромная тень, это было черное облако, быстро увеличивающееся в размерах. К вечеру облако окутало всю землю. На земле наступила ночь. Девяносто лет солнце больше не показывалось над землей, девяносто лет земля не приносила урожая, девяносто лет длилась жестокая зима. Те годы были самыми ужасными за всю историю. Вот тогда люди и потеряли всеобщий язык. Они выжили только там, где сама земля дарила им тепло и пищу, а таких мест было, увы, не так много. Отделенные друг от друга льдом и снегом народы постепенно забыли этот язык, создали свои новые примитивные языки.

Мда… печальная история.
- Но я думаю, что Хельмит не так уж и виноват в этой истории. Один из пустынных духов рассказывал, что видел как-то черную тень, выскальзывающую из башни мудреца, сдается мне, что это дело рук Сатаниэля. Но что-то я заболтался с тобой, нужно переходить к делу.
- К какому делу? - удивленно спросил Цыбин.
- Раз я тебя вызвал, значит, у меня должно быть к тебе какое-то дело.
- Позволь задать мне еще один вопрос, сказал инженер и посмотрел на демона, тот пожал плечами. - Что становится с душой после смерти?
- Что становится с душой после смерти, - Риммон передразнил Цыбина, - да ничего с ней не становитьса.
- Как же это?
- Это уже другой вопрос, - сказал демон и улыбнулся. Немного замявшись, продолжил: - Сейчас мир разделен на два лагеря. Так было не всегда.
- Добро и зло?
- Можно сказать и так, но это определение примитивно. Такого четкого разделения не существовало с самого начала мира. Слышал же про китайское «тайцзы» ну или проще говоря про инь-янь – все во всем. Так и жили.
Но вот в одном из миров произошла какая-то заварушка, вследствие которой у нас на земле и появился Сатаниэль. Его раса была более могущественна, чем раса людей и земных богов, к тому же она считала и считает себя создателями всего, но это скорее старый миф, чем реальность. Обладая живым умом, обширными познаниями и без сомнения харизмой лидера, он сплотил вокруг себя земных богов и полубогов, показал им новые знания, дал им силу и мощь. И армия была готова к войне с теми, кто изгнал его. Он пообещал нам в сотни раз больше, чем когда бы, то не было у нас. И мы были готовы принять это и идти вслед за нашим полководцем.
Но, затем появилась сила, которая сама того не желая, встала между нами и теми. Это были вы, люди. Вы та сила, которая может склонить военную победу на ту или на эту сторону. Первыми поняли это те, кто изгнал нашего предводителя. Они не имели на это никакого права, но у них не оставалось выбора, мощь Сатаниэля стала слишком угрожающей.
Мы можем видеть, как после смерти из человека выходит душа и немного времени следить за ней. Душа человека должна найти себе новую форму или обличие, для дальнейшего своего развития. Это процесс постоянного перерождения и изменения есть и смысл существования человеческой души. При каждом новом перерождении душа приобретает, как это у вас называется, новый энергетический уровень, в зависимости от того, чего достиг человек, тот становится выше или ниже. Души ставшие совершенными сливаются со Вселенной и переходят за пределы наших знаний. Число человеческих душ это конечное число, хотя и достаточно высокое.
Демон встал, пошел на кухню набрал стакан воды и, вернувшись на свое место, продолжил:
- Ну, так вот. Действия враждующих таковы, что наш противник коварством проник на Землю и установил очень сложное заклятие, которое посылало души умерших людей в его мир, там они и возрождались в искусственных совершенных телах, созданными противником, позднее в каждом из созданных ими тел стали возрождаться не одна, а сотни или тысячи ваших душ - это увеличивало силу и мощь этих монстров.
Сатаниэль не смог отменить заклинание, но обнаружил то, что лишь души перешедшие на более высокий энергетический уровень могут быть доставлены в мир соперника. Выяснив это, он устанавливает свое заклятье, для сбора остальных душ. Это было переломным моментом в истории всей вашей цивилизации. Душ, которые не становились сильнее после человеческой жизни на Земле, практически не было. Шел «золотой век» человечества.
Тщательно изучив вас, Сатаниэль постепенно ввел в вашу жизнь страх, боль, зависть, стремление к богатству, месть, лживость и много еще чего интересного. Обильный источник душ, для тех жутких существ иссяк. Мы создали наши легионы из урожая ваших душ.
Риммон тепло посмотрел на Цыбина и протянул ему стакан с остатками воды. Тот с жадностью проглотил предложенную ему воду.
- Я продолжу. После этого те, кого вы называете ангелами, а мы противниками, стали являться сюда и внушать людям, чтобы те жили по законам прошлого, с любовью друг к другу, ибо только она могла переродить душу человека и возвысить ее. Но, проповедуя это, они руководствовались только своими корыстными соображениями.
Сейчас ни одна из душ человеческих не участвует во Вселенском круговороте. Их высасывает и притягивает как будто магнитом одна из враждующих сторон. Ты, наверняка замечал, что есть люди, которые внешне нормальны, живут как все, думают как все, так же улыбаются, но во всем их существовании присутствует пустота, никчемность.
Так вот - это люди, котором при рождении не досталось души. С каждым годом их становится все больше и больше. Раньше у людей был свой путь. Теперь его нет, человечество втянуто в эту странную войну не по своей воле. С последним родившимся ребенком на земле, наделенным душой, начнется эта война. Я чувствую, что она погрузит Вселенную в хаос и мрак, из которого не будет спасения.
-Неужели это нельзя остановить?
-Нет.
-Какая тогда разница, куда податься душе?
-Для человека разница лишь в том, что Сатаниэль живет на земле и может дать человеку все, что тот пожелает, а эти, - тут он хмыкнул, – ангельская братия - нет, они могут наделить человека только некоторыми способностями. Вот собственно и все.
-Какое же дело у великого Риммона ко мне?
-Ты сейчас проектируешь реконструкцию магистрального газопровода под Альметьевском. Он будет проходить под дорогой Альметьевск - Нижний Новгород. Запроектируй глубину заложения трубы сантиметров на 40 выше нормативного, за пять лет она должна будет деформироваться. Все остальное я сделаю сам.
-Это еще зачем? - удивленно вскрикнул Цыбин.
-Мои личные проблемы. Видишь ли, через пять лет по этой дороге должен будет ехать один священник. Он не должен никуда приехать. Святой отец скоро займется строительством храма в окрестностях Сарова, а под этим местом у меня размещен один из моих легионов, все бы ничего, но, копая землю под фундамент, он наткнется на закопанный менгир и решит выкопать его. И никто не в силах будет помешать ему. Без менгира мне придется расквартировывать этот легион в другом месте, а он мне нужен именно там. Дело в том, что этот камень - сложная система наблюдения, связи, оповещения, а также защиты и вентиляции казарм моего легиона.
-А я тут причем?
-Как причем? За это я могу выполнить любое твое желание, которое будет в моих силах. Тем более что я давно уже пользуюсь услугами вашего департамента.
Лицо инженера удлинилось от удивления.
-Думаешь откуда у ведущего инженера, работающего в соседнем подразделении, два дня назад появилась новая Dew “Nexia”, машина не первый сорт, но все-таки. А твой Директор или горячо любимый Александр Васельевич.
-А, что с ними? - робко спросил инженер.
-Они тоже мои клиенты, у нас выгодные партнерские отношения. Например, твой директор пожелал в свое время быть всегда Директором, с того момента он всю жизнь проработал на директорских местах. Александр Васельевич в детстве жил на голодной Украине в бедной семье, его желанием было то, чтобы все его называли Александром Васельевичем, и чтобы у него всегда был полон едой холодильник.
-Что же сделали они взамен? – взволнованно спросил Цыбин.
-Ты уверен, что хочешь это знать?
-Да.
- Директор был влюблен в девушку, и она в него, однако, ему было велено бросить ее в положении, так как ей было предначертано было родить великого инкуба. Александр Васельевич нечаянно уронил кирпич с крыши дома на голову своему отцу Василию, когда тот собирался отвести одержимую Велеалом жену к батюшке- экзорсисту.
-А что насчет, - и Цыбин указал на, лежащую в углу, газету с портретом одного из крупных политических деятелей.
-Этот тоже, только он подобными мелочами не разменивается, этот посылает на задание своих солдат, зная, что они больше не вернутся. Да еще, содержит в Питере храм, в котором приносят детей в жертву, сам догадываешься кому, поэтому он уже не мой клиент, ему покровительствует более высокое начальство.
- Неужели, чтобы добиться чего-то в этой жизни, - тут Цыбин поперхнулся, нужно водить дружбу с Вами.
Риммон улыбнулся: - Не обязательно со мной, есть и другие.
- Если я откажусь?
- Тогда все произойдет само собой. В двенадцать часов дня экран твоего компьютера зарябит, и компьютер отключится. В конечный отчет войдет ошибка с неверной глубиной заложения трубопровода. Ты упустишь навсегда получить свою выгоду с этого пустяшного дела. Запомни это! Ты должен сам внести неверные данные в итоговый отчет до двенадцати часов дня! Да и вот еще что, - сказал он и улыбнулся, - на работу завтра ты не опаздаешь-шшь-шшь….

Очнулся Цыбин оттого, что кто-то теребил его за плечо. Тело ломило и ныло. Во рту было ощущение, как будто он накануне проглотил какую-то жуткую дрянь. Голова раскалывалась от боли, хотя вчера он точно не пил. Открыв глаза, он обнаружил, что находится в тесном полутемном пространстве. Груда чертежей в углу была явно ему знакома. Ну, конечно же, - он на своем рабочем месте. Чуть позади него стояла пожилая женщина в синем потрепанном годами халате, со шваброй в одной руке, другой же теребила Цыбина.
Увидев, что тот подает признаки жизни, она сказала немного гундося:
- Вы зачем это тут? – и вытаращила на него глаза, - мне тут убирать, - и с грозным видом шагнула вперед.
Цыбин, еще не пришедший в себя ото сна, инстинктивно отпрянул назад, сильно ударившись локтем о ребро стола.
- Да, да конечно – хрипло сказал он, не узнавая свой голос.
Выдавив из автомата стакан горячего кофе, он вышел в тамбур между отделами и закурил. Внезапно ему вспомнился ночной кошмар. Тот навалился на него всей громадой и надавил на плечи. В ушах стоял пронзительный смех Риммона:
- Зааааавввфффтрааааа неееее опоооооззззздааааааешь-шшь-шшь!!!
Кофе и сигареты не помогли справиться с головной болью. Цыбин вернулся на свое рабочее место, уборщица уже успела убрать его, и принялся за расчеты. К двенадцати часам сверху потребовали отчет по Альметьевскому газопроводу. Он уже и думать забыл про ночной бред, как ровно в двенадцать часов дня экран его монитора зарябил и погас. Инженер вытаращил глаза, на сотую долю секунды, ему показалось, что в погасшем экране мелькнуло улыбающееся лицо Риммона.
Ни минуты раздумывая, Цыбин достал чистый лист бумаги и размашисто написал: «Заявление. Прошу Вас уволить меня по собственн….».

После увольнения, Цыбин исчез. Знакомые утверждали, будто бы он собирался податься в Санаксарский монастырь, где по прибытию сразу же принял монашеский постриг. Кто-то из бывших сослуживцев пустил слух, что Владимира видели мельком садящимся на заднее сиденье черного лимузина «BENTLEY» с огромной сигарой в зубах. Но ни те, ни другие не могли утверждать этого с полной уверенностью.

В качестве иллюстрации взят офорт "Сон разума рождает чудовищ" (исп. El sue;o de la raz;n produce monstruos)испанского художника Франсиско Гойи

Похожие публикации