Как отличить психическое заболевание от одержимости. Как ведет себя одержимый в церкви. Кто такие бесы

Инструкция

Внимательно понаблюдайте за «подозреваемым», в которого, как вам кажется, вселился бес. Если прежде веселый и добродушный человек стал проявлять беспричинную агрессию по отношению к окружающим, и бранные слова сами срываются с его с языка, то весьма вероятно, что в него вселился бес. Разумеется, прежде чем ставить такой диагноз, стоит спросить у вашего , все ли у него в порядке. Ведь такого поведения может быть тривиальна.

Одержимости сопутствует целый ряд физических заболеваний, такие как потеря аппетита и бессонница, колики и постоянная зевота, особенно во время молитв, беспричинная слабость и боли. Также может наблюдаться неуемное обжорство и болезненная худоба при этом.

Также один из распространенных признаков одержимости бесом – когда человек разражается беспричинным громким смехом или начинает выть.

Обратите внимание, не появилась ли у человека в последнее время страсть корчить рожи, передразнивать, паясничать. Бесы, вселившись в человека, ведут себя таким образом.

У одержимых появляется склонность к азартным и эксгибиционизму. Попробуйте незаметно проследить за подозреваемым в вечернее время, когда, по его мнению, он один. Узнайте, куда он ходит и как проводит свой . При этом помните, что сама по себе страсть к азартным играм не , что непременно сидит бес.

Прогуляйтесь с человеком, в котором вы хотите определить беса , мимо церкви. Njn, в ком действительно поселился нечистый, не сможет близко подойти к церкви, особенно если в это время звонят . При этом его может начать трясти, словно в эпилептическом припадке.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • БОЖИЯ БЛАГОДАТЬ, ПОПАЛЯЮЩАЯ БЕСОВ

Наверное, неприятно, когда твоим телом завладевает другая сущность. И вдвойне неприятно, если эта сущность злая, иными словами – бес. Чтобы предотвратить данную неприятность, нужно знать, каким образом бес вселяется в тело человека.

Религиозное толкование

Перед тем как завладеть человеком, бесы подготавливают «почву». Они не могут вселиться в человека с чистой душой, поэтому внушают мысли греховные. Но бесы так внушают свои мысли людям, что те не замечают этого внушения. Свои мысли бесы прилагают к мыслям людей, дабы не было заметно, как греховные помыслы проникают в человеческое сознание.

Постепенно греховные мысли овладевают разумом человека. Пользуясь этим, бес может подчинить себе волю последнего, войти в его тело и управлять им. Таких людей называют бесноватыми, одержимыми или зомбированными.

Вселиться бес может не только в грешника. Иногда Господь попустительствует тому, чтобы бес вселился и в церковного, искренне верующего человека.

Признаки одержимости

Об одержимых написано множество книг и снято еще больше фильмов. Как следует из вышеизложенного, религиозное толкование одержимости выглядит как подчинение бесом воли человека.

Одержимый человек очень сильно изменяется как внешне, так и внутренне. У него могут происходить припадки ярости, случаются судороги. Бесноватые часто задумывают о самоубийстве, а еще чаще – об убийстве. Они могут разговаривать от лица того, кто завладел их телом, при этом даже на незнакомом языке.

Еще одним признаком одержимости является неприятие христианской символики. Но в данном случае речь может идти о психических нарушениях, нежели о факте внешнего вмешательства. Ведь мусульмане также не приемлют христианской символики, но это не свидетельствует об их одержимости.

В признаком одержимости считается аморальное поведение, галлюцинации, психические отклонения и частые потери сознания. Правда, в мусульман вселяются не бесы, а джинны или шайтаны, что одно и то же.

Религии или культы могут быть разными, но в любой из них внедрение в человека враждебной сущности сопровождается схожими симптомами. Одержимый не только сам страдает, но и причиняет страдания окружающим. Вселение беса оказывает губительное действие на своего носителя. При этом сущность не поедает тело изнутри физически – она питается энергией этого тела.

Как изгнать беса

Феномен вселения враждебной сущности был известен задолго до появления христианства. Жрецы, а потом священники пытались бороться с этими сущностями при помощи ритуалов, заклинаний и молитв. Правда, как показала практика инквизиторов, нет ничего более действенного, чем физическое уничтожение носителя.

Собственно, нужны были физические страдания жертвы – они их и получали. Когда инквизиторы сначала пытали, а затем заживо сжигали тело на костре, то бес получал столько энергии, что ему только и оставалось, что покинуть тело носителя перед самой его смертью.

Бесы невидимы для человеческого глаза, но ощутить их присутствие человек может. В присутствии беса внезапно возникает чувство настороженности, опасности. Человеку, вблизи которого находится бес, кажется, что за ним наблюдают. Чувство это довольно неприятное и весьма гнетущее. Избавиться от бесов помогают молитвы и некоторые действия.

Кто такие бесы

Бесы или демоны – это злые духи, которые стремятся навредит всему живому. Бесы питаются греховной энергией человека именно тогда, когда он предается небогоугодным занятиям. Особенно бесам нравится, когда человек курит, злоупотребляет алкоголем, питается мясом (желательно с кровью), предается разврату. В общем, демонам нравятся те люди, которые не соблюдают заповеди Господни.

Бесы созданы из очень тонкой материи, поэтому способны проникать сквозь стены, двери и
другие материальные преграды. Однако, они не могут проникать в освященное место, так как это помещение отмечено для Бога.

Защита от бесов

Если в помещении читаются молитвы и совершатся угодные Господу действия, то Бес не сможет войти в него, так как Господь посылает в это здание (или комнату в здании) свою защиту и свое благословение. Все, кто будет находиться в защищенном Богом здании/помещении, будут ограждены от бесовского воздействия.

Защита Господа распространяется и на тех, кто читает молитвы. Молитва – это самый лучший способ спастись от бесов. Таких молитв существует великое множество, в каждом определенном случае помогает своя молитва.

Если человек не защищен Богом, то злые духи легко могут проникнуть в его душу или завладеть его телом. Бесы приходят только туда, где им подготовлено место. Т.е., если человек пренебрегает молитвами, ведет небогоугодный образ жизни, то его душой и телом могут попытаться овладеть злые сущности. И вот тогда их очень сложно изгнать, во всяком случае самостоятельно человек справиться не сможет.

Молитвы от бесов

Самая универсальная молитв – это «Отче наш». По сути своей бесы – существа лукавые и лживые. В именно в этой молитве человек просит Господа «избавить от лукавого». Еще человек может обратиться с молитвой о защите к своему святому покровителю или ангелу-хранителю.

Разновидностей злых сущностей много, от каждой из них есть своя молитва. Конечно, обычному человеку не дано знать, какой именно бес находится рядом с ним. Но если защищать себя, читая хотя бы по одной молитве в день, то ни один из бесов не сможет приблизиться к праведнику.

Молитвы от злых духов можно найти в молитвослове, который продается в церковных лавках. Также молитвы есть и в интернете. Но молитва может и не спасти, если человек не раскается в своих деяниях и не примет Господа в свое сознание.

Чтобы демоны вас не посещали и не покушались на ваше тело и душу, нужно вести праведный образ жизни, соблюдать заповеди Господни, не совершать злых дел и не иметь греховных помыслов.

Очевидные признаки одержимости человека бесами известны каждому - это дискуссии чужими голосами и от чужого имени, злость, в особенности по отношению ко всему, что связано с церковью, возникновение возможностей к левитации, запах серы и почти все другое. Но бес хитер, и далековато не всегда он стремится показываться - это может окончиться его изгнанием назад в ад. Есть более всераспространенные признаки вселения беса, которые трудно распознать.

Признаки одержимости бесами - бесноватые посреди вас

Слова «одержимость» и «экзорцизм» достаточно трудно связать с современным миром. Они были всераспространены в средние века, и, казалось бы, на данный момент эта неувязка уже не жутка человеку. Но это не так. Священники говорят, что одержимых нечистой силой вокруг много. Такое мировоззрение выразил священник Константин Пархоменко в интервью для газеты «Вечерняя Москва»:

Иногда, чтоб осознать, что с человеком что-то не то, довольно легко поглядеть ему в глаза… Это может быть современный и даже узнаваемый человек, может быть политик, предприниматель либо артист. Поглядите в его глаза - и вы поежитесь. Там сверкает что-то демоническое.

Священник Константин Пархоменко

Представители духовенства убеждены, что вселение беса в человека - это не средневековые выдумки, а грозная действительность. Такие случаи имеют место быть и в 21 веке. Далековато не всегда признаки одержимости бесами похожи на те, которые можно узреть в фильмах ужасов. Распознать бесноватого бывает трудно, и дело в том, что нечистой силе присуща хитрость. Пока в существование сути никто не верует, она может расслабленно заниматься тем, зачем прибыла в мир людей и вселилась в 1-го из их. Навряд ли идет речь о благих целях.

Главный признак наличия беса в человеке - нетерпимость ко всему, что связано с верой в Бога. Казалось бы, человек с широким кругозором, который привык учесть и принимать чужое мировоззрение, но стоит завести с ним разговор о религии, его лицо начинает невольно изменяться, а почтение стремительно сходит на нет. Бес не способен переступить через свою сущность, когда идет речь о его исконном противнике - Боге, потому выдает свое присутствие.

Таким людям тяжело находиться в церкви, и знает об этом каждый. Бес опасается собственного потенциального неприятеля и перспективы быть изгнанным, потому старается уйти подальше от источника угрозы. Потому его жертва опасается священников, освященных предметов и христианских святынь, но по сути этот ужас принадлежит нечисти, а не ей.

Нежелание креститься либо крестить деток нередко относят к признакам бесноватости. Но тут причина может быть в нежелании говорить для вас о принадлежности к другой религии. Может быть, вы не так близкий человек, чтоб об этом знать, и просто лезете в чужое дело?

Как проявляется бес в человеке - страсти и зависимости

Страсть - искаженное, ненормальное для верующего, незапятнанного душой человека. Это искаженные желания и эмоции, которые могут жить в каждом из нас. Неплохой пример – эротическое желание к человеку обратного пола. Это нормально, но сексапильные дела без брака - это блуд. Так же именуют одну из разновидностей беса.

Страсть в браке вместе с верностью собственной 2-ой половинке - реализованное желание, без которого население земли бы вымерло. Рвение удовлетворять свою похоть без брака, распущенность, частая смена половых партнеров, измены - воздействие нечистой силы. Обычным считается желание выпивать временами - в праздничек, во время встречи с друзьями. А вот алкоголизм, наркомания - это уже от беса. Пьяница либо наркоман, лишенный дозы - самый обычный пример жертв нечистой силы.

Любовь к кулинарным тестам - это увлечение, пробы самовыражения, неплохой метод доставить наслаждение ближнему. Обжорство же - большой грех. Существует даже такая порча - бесовской жор, когда чернокнижник подселяет беса, вызывающего неумеренный аппетит. Жертва такового негатива не знает меры в еде, а потребляет ее так, что созидать этот процесс слабонервным очень не нужно.

Зависть, которая подталкивает человека к самосовершенствованию либо рвению поменять свою жизнь - нормальна. Зависть, которая принуждает вредить другим людям - бесовская. В общем и целом, неважно какая страсть, которая делает человека рабом его желаний и принуждает поступать не по совести, может быть признаком бесноватости.

Бесноватость - признаки, хорошие от психологических отклонений

Люди, одержимые бесами, часто принимаются за психбольных. Но отличить хворого человека от одержимого может быть. Вначале это личность, которая не отличалась добротой к окружающим. Встречаются, естественно, брутальные формы сумасшествия, но тут имеется в виду отношение к людям до постановки диагноза либо проявления заболевания. Если человек всегда был агрессивен и недобр, есть большая возможность присутствия нечистой силы.

Очередной надежный признак - очевидное омерзение к христианским святыням. Дискуссии о религии, неадекватная реакция на запах ладана, святую воду, чтение молитв, иконы - все это можно отнести к признакам бесноватости, которые может быть отличить от проявления психологического отличия. В особенности, если подозреваемый вами не знал о том, что вы его проверяете, к примеру, святая вода была в его напитке либо молитвы читались вами так, что он не мог их слышать.

Есть очень обычный метод проверки - предложите подозреваемому в одержимости два стакана. В одном будет обычная вода, а в другом - освященная в храме. Естественно, знать человек об этом не должен. Бесноватый непременно изберет стакан с обычный водой - нечисть просто различит два схожих стакана. Но не снимайте со счетов и случайность, этот способ подходит исключительно в совокупы с остальными.

По заверениям священников, почаще приходится иметь дело с ситуацией, когда суровое болезнь психики принимается за бесноватость. Дело не только лишь в набожных родственниках, которые переживают за собственного близкого человека. Время от времени и сами типо страдающие от воздействия нечистой силы принимают за это явление некоторое расстройство психики. Часто надуманная одержимость является методом вербования внимания к собственной персоне.

Как бес вселяется в человека и как этого не допустить

Современные священники убеждены, что человек лично готовит жилище для бесов и бесов своими поступками. Как бес вселяется в человека? Он заходит в него совместно с грехом. Застарелый грешник не находится под защитой Божьей благодати . чем немедля пользуются демонические сути. Убийства, изнасилования, блуд, цинизм, энтузиазм к оккультизму и принадлежность к сатанистам - все это открывает дорогу демонам. В зоне риска находятся все люди, которые ведут греховную жизнь и далеки от покаяния.

Если человек живет в согласовании с христианской моралью, посещает церковь, исповедуется в собственных грехах, держит пост, читает молитвы и часто причащается, бесы и бесы не сумеют к нему подступиться. Верующий человек всегда находится под Божьей защитой, а посильный аскетизм всегда будет плюсом для избавления от проблем черномагического либо бесовского нрава.

Священнослужители говорят, что люди, которые не находили внутри себя сил для борьбы со страстью, должны вести христианскую жизнь. Бесы бегут прочь от Божьей благодати, даже невзирая на то, что находиться в храме бесноватому очень неприятно - так нечистая сила пробует оградить себя от гибельной для нее благодати.

Если верует средневековым источникам, энтузиазм бесов к представителям духовенства всегда был высок. Чем чище человек, тем увлекательнее и ценнее его душа для нечистой силы. Сохранилось много записей о борьбе монахов с ней. Средства все те же - вера, молитва, христианский стиль жизни и, конечно, сила воли.

Люди, одержимые бесами, и присущие им заболевания

Как ещё найти беса в человеке? Физические проявление присутствия нечистой сути могут заключаться в болезнях либо нарушениях самочувствия. Но все эти признаки бесноватости должны рассматриваться сначала как симптомы заболевания . Если же обследования не проявили его наличия, можно подозревать нехорошую программку либо вселение беса в человека.

В особенности это касается родителей, которые убеждены, что в малыша вселился бес. Преступная хроника до настоящего времени пестрит схожими историями, и для малышей они в большинстве случаев заканчиваются плачевно. Не запамятовывайте о том, что бес может находиться и в вас, толкая на лишение мед помощи «бесноватого» - нечистый хитер и умен.

Сначала должны вызвать тревогу безосновательная слабость и стремительная утомляемость. Любые формы припадков и конвульсий - это не только лишь повод обратиться к доктору, что необходимо сделать сначала. Это к тому же случай задуматься - а не грехи ли стали виной этому заболеванию? К схожим на бесноватость симптомам относится горячка, высыхание частей тела, дрожь в руках, потливость, холодность кожи, ожирение либо излишняя худоба, также сомнамбулизм.

В целом, невзирая на хитрость и предприимчивость нечистой силы, распознать ее присутствие, отравляющее жизнь человека и его душу, все таки может быть. Но многие из вышеперечисленных признаков можно приписать половине обитателей страны. Будьте аккуратны в выявлении бесов и бесов, ведь далековато не всегда закон будет оказываться на вашей стороне.

О бесах...

Человек начинает слышать чужие мысли (допустим, я твой друг, я помогу тебе, я люблю тебя, я передам тебе особые знания). Могут быть и "космические истории" внеземного Разума, и даже обман, когда демон притворяется, будто это Ангел-хранитель, или же голос Бога. Делается это для того, чтобы войти в доверие, демон знает, где ваше слабое место. Делается ставка на самолюбие - я выбрал тебя, потому что ты лучше других, они хуже тебя. Бес манипулирует вами, как хочет, чтобы вы поверили ему, и захотели с ним общаться. Если вы что заподозрите, у него сразу найдутся отговорки, чтобы вы успокоились, и слепо доверились ему. Затем "Друг" и "Наставник" начнёт вас учить, и направлять - по пути сатаны.

Может быть иная ситуация. Человек явно никаких других голосов не слышит, но он внезапно вдруг становится совсем иным. Резко меняется взгляд, походка, движения, манера говорить, внутри чувствуется внезапно появившаяся наглая уверенность, ощущение силы и властности. В таком состоянии человека, до этого весьма скромного и добродетельного, сразу тянет на грех. Часто катализатором этого состояния является прогулка по темноте, распитие спиртных напитков, шумная дискотека с трансовыми ритмами. Потом человек осознает, что он наделал, и впадает в недоумение. Как мог он, такой добродетельный, натворить такого? А причина в том, что внутри него находится он - бес. Питается демон энергиями греха, и специально устраивает так, чтобы жертва выпила спиртное, пошла на дискотеку, и т.д., чтобы получить необходимые энергии.

Бес может склонять человека на просмотр фильмов ужасов, фильмов по блудной тематике, фильмов со сценами кровопролитий, жестокости, насилия, при этом человек от просмотра испытывает удовольствия, и жаждет снова и снова таких просмотров, а некоторые хотят получить эти удовольствия в реальной жизни, подражая любимым героям фильмов. Во время таких удовольствий человек выделяет необходимые бесу энергии, которые существо поглощает, у человека формируется стойкая страстная зависимость. Тем самым человек готовит себя к контакту с уже реальными героями любимого "фильма ужасов".

У человека может появиться необъяснимая тяга к оккультной символике, которая в изобилии продаётся в специализированных отделах эзотерики. Жертву беса начинает тянуть к талисманам, картам, статуэткам, аудиоматериалам с трансовыми ритмами, медитациям, лекциям психоэнерготерапевтов (прослушивая которые, человек входит в гипнотическое состояние, и открывается для бесовских воздействий), ароматическим возжигаемым благовониям, книгам по оккультизму, целительству, магии, колдовству. Человек стремится развить в себе сверхспособности, открыть "Третий глаз", чтобы стать всевидящим и всесильным, не задумываясь о том, что идёт на сделку с дьяволом.

Демон может внушить одержимому им человеку, что у него необычные способности и их нужно развивать, он не такой, как все, и тогда, воспользовавшись стремлением человека к познанию, он начинает "обрабатывать" человека, склоняя его к обучению в открывающихся школах магии, колдовства, целительства и т.п., порой играя на чувствах альтруизма и сострадания жертвы, что так человек будет помогать людям, исцелять их, принесёт неоценимую пользу другим, подбадривая жертву, что "скоро о тебе все узнают, ты будешь лучшим целителем".

Когда воля человека сильно ослаблена, бес может вводить жертву в гипнотическое состояние, буквально приказывая ему совершить порой дикие вещи, даже опасные для жизни (погулять в незнакомом лесу, причинить другому боль, и т.д.), причём человек в это время может не отдавать отчёта своим действиям. Человек доводится до состояния психического расстройства.

--------------------

При слове «одержимость» сразу возникают ассоциации с нечистыми силами, фанатичными верующими и прочими подобными вещами. Но ведь одержимость бывает и вполне земной, далекой от всякой мистики - людьми, идеями, делами.

Впрочем, и в том и в другом случае главный вопрос один: как избавиться от одержимости, как преодолеть болезненную зависимость, с чем бы она ни была связана?

Средневековые представления

Что вообще такое одержимость? Это понятие определяется как состояние полного подчинения разума личности одной идее, одному чувству. В религиозном понимании одержимость возникает из-за вселения в тело человека некой чужеродной сущности. Многие источники перед толкованием слова уточняют, что это термин средневековой и народной медицины, тем самым сразу ставя точки над “i”: в современной психологии такого расстройства не существует.

И действительно, то, что священнослужители рассматривали (да и сейчас рассматривают) как признаки одержимости, в большинстве случаев является симптомами определенного заболевания.

  • Эпилепсия: конвульсии, потеря сознания, своеобразные звуки во время припадков, ощущение контакта с нематериальным после них, полученные во время этого контакта идеи или откровения.
  • Синдром Туретта: расстройство нервной системы, основным симптомом которого становятся множественные моторные тики. В редких случаях эта патология характеризуется таким необычным симптомом, как копролалия - непреодолимое желание нецензурно ругаться без повода.
  • Биполярное аффективное расстройство: резкие колебания настроения – от эйфории до глубокой депрессии.
  • Расщепление личности: в одном теле одновременно находятся несколько личностей, но в конкретный период времени активна только одна из них. Человек действует, как разные люди с разным жизненным опытом, характером, вкусами, идеями, привычками.
  • Шизофрения: галлюцинации, бред, нарушение речи.
  • расстройство личности: театральность поведения, преувеличенная демонстративность выражения эмоций.

Этот список далеко не полон: еще многие и многие симптомы психических патологий могут выглядеть так, как будто человеком и правда управляет нечто вселившееся извне. Если учесть, что большинство таких симптомов неспециалистам неизвестно, а глубоко верующие люди склонны в любой ситуации видеть проявление воли высших сил, становится понятно, почему и в XXI веке идея одержимости как состояния, вызванного сверхъестественной сущностью, которая проникла в тело человека, настолько распространена.

«Я знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть…»

А что, если в тело все-таки что-то проникло, но не бес или демон, а поглощающая все существо мысль, идея, которая не дает покоя ни днем, ни ночью? Вернее, не совсем в тело, а скорее, даже в душу?

Многим знакомо выражение «идея фикс», но немногие знают, что это настоящий психологический термин, введенный в науку немецким психиатром Карлом Вернике.

Идея фикс (или сверхценная идея) - это суждение, выводимое из реального опыта личности, которое сопровождается сильным эмоциональным напряжением и доминирует над всеми другими суждениями. Есть четыре важных для диагностики сверхценной идеи критерия:

  • Во-первых, идея занимает безоговорочное первое место в психике человека. Может начаться, условно говоря, Третья мировая война, но для человека все равно более значимой будет его идея – опять же условно говоря, вывести новую породу кошек.
  • Во-вторых, ярко выражена эмоциональная составляющая, сопровождающая сверхценную идею: ее переживание, связанные с ней успехи и неудачи всегда вызывают сильный эмоциональный отклик.
  • Третий признак определяет главное отличие сверхценной идеи от схожих психических патологий: бреда, паранойи, навязчивостей. В основе идеи фикс всегда лежит реальное событие, пусть самое мелкое, самое заурядное или произошедшее в далеком прошлом. Это всегда преломление конкретного опыта той или иной личности. Ощущение чужеродности мыслей, навязанности извне отсутствует.
  • В-четвертых, у пациента сохраняется критическое мышление (или его проблески), и коррекция с помощью психотерапии может дать ощутимые результаты. Это еще одно отличие идеи фикс от бреда: при нем пациент не в состоянии объективно оценить свои суждения.

Среди самых распространенных сверхценных идей – (склонность в малейшем недомогании видеть серьезное заболевание), идеи ревности, изобретательства, реформаторства и другие. Интересен синдром фантомной беременности, который возникает у женщин с идеей фикс стать матерью.

При нем женщина наблюдает у себя все признаки беременности (тошноту, изменение вкусовых предпочтений, увеличение живота), но в действительности эмбриона в матке нет! Специфического лечения для идей фикс не существует – используются антидепрессанты и разные виды психотерапии.

Некоторые типы личностей больше подвержены возникновению сверхценных идей, чем другие. Если пользоваться терминами теории акцентуаций, то к таким личностям относятся паранойяльные и шизоидные типы. - это крайняя степень выраженности определенных черт характера, находящаяся на границе нормы и патологии, которая позволяет с большей вероятностью предсказать появление одних психических расстройств, чем других.

Так вот, одна из основных черт паранойяльного типа, которая делает его таким уязвимым для сверхценных идей, - завышенная самооценка. А из нее у таких людей вытекает уверенность в безусловной важности их суждений, нужности их поступков - плодотворная почва для возникновения идеи фикс.

Шизоидному типу, помимо прочего, свойственна оторванность от реальности, концентрация на своих внутренних переживаниях и увлеченность ими, необычные хобби и профессии - эти черты и определяют предрасположенность к сверхценным идеям.

Сверхценную идею нужно отделять от плодотворной одержимости делом, которая владеет человеком, сосредоточенным на своей работе и всецело ей преданным. Скольких великих открытий недосчитался бы мир, если бы не одержимые одной идеей ученые, в буквальном смысле посвятившие жизнь своим исследованиям. Хотя, безусловно, есть и обратная сторона медали: одержимость делом может как привести к небывалому успеху, так и стать причиной горького разочарования в случае неудачи.

Свет клином НЕ сошелся

Если признаки одержимости сверхценной идеей в психиатрии выделяются, как мы увидели, четко, то одержимость человеком - случай более сложный. Тут чаще всего речь идет о несчастной любви, о невозможности преодолеть невзаимное чувство. Впрочем, это тоже может выливаться в серьезные психологические проблемы или проявляться соматически (телесно).

Как избавиться от болезненной ? Сначала стоит попробовать решить проблему самостоятельно.

Первый шаг можно описать известной пословицей «С глаз долой - из сердца вон». Отсутствие физического контакта постепенно сформирует и психологическое отдаление. Не нужно искать встречи или, того хуже, преследовать объект страсти. Лучше, наоборот, свести к минимуму возможные точки пересечения. Этот совет распространяется и на виртуальную реальность: не стоит постоянно проверять страницу человека в соцсетях или писать ему.

Дальше нужно попытаться переключить внимание. Отличный способ - физические упражнения, для которых необходима концентрация (например, скалолазание). Книги, музыка, фильмы тоже помогут, только лучше выбирать те произведения, которые не будут напоминать о вашей истории.

Вспомните о том и о тех, что и кого ваша одержимость отодвинула далеко на задний план: работа, хобби, семья, друзья… Пора воплощать в жизнь забытые идеи и планы, завершать заброшенные проекты. Используйте одержимость как стимул для творчества, превратите ее в созидательную энергию. Все мы знаем, что почти за каждым великим произведением искусства стоит история несчастной любви.

Клин клином! Познакомьтесь с кем-то новым, только ни в коем случае не нужно сравнивать его с тем, из-за кого вы оказались в столь плачевном положении. Попробуйте увидеть все то, что может предложить именно новый человек, и никто иной.

Пора формировать другие привычки. Во всем. Освоить новый навык - совет, который, кажется, предлагается при любых психологических проблемах, но от того он нисколько не теряет актуальности. Переключение на незнакомый вид деятельности действительно поможет избавиться от изнуряющих мыслей.

Хорошо помогает и изменение повседневных операций: сменить маршрут от дома до работы (особенно если он проходит через дом того самого человека), пить чай вместо кофе и так далее. Можно сделать перестановку в комнате, поменять стиль одежды, подстричься, в конце концов! Все это обозначит новый жизненный этап, поможет оставить неприятные воспоминания позади.

Нужно понимать, что мгновенных метаморфоз ждать бессмысленно. Процесс освобождения от одержимости будет долгим и скорее всего мучительным, но важно не давать себе слабину и не оглядываться. Не стыдитесь проблемы, не прячьте ее, а наоборот, осознайте ее и боритесь с ней.

Если же вы понимаете, что признаки одержимости не исчезают, то необходима консультация специалиста. Важно не затягивать с визитом, иначе проблема разрастется до серьезных масштабов, и тогда уже с ней будет справиться значительно сложнее. Автор: Евгения Бессонова

Одержимость, считали святые отцы, может быть двух видов. Существует одержимость в крайних своих проявлениях, когда в человеке обитает бес как вторая личность, а личность самого бесноватого находится в подавленном состоянии. Но и состояние человека, воля которого порабощена страстями, святые тоже называли одержимостью. Более того, эти два вида могут быть и просто разными формами одержимости.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский , наблюдавший огромное количество людей, отмечал: «Бесы в простых людей входят по их простоте… В образованных и интеллигентных людей злой дух вселяется в иной форме, и бороться с ним гораздо труднее».

Кроме того, в нашей повседневной жизни страсти нередко захватывают нас, а иногда делают неконтролируемыми. Яркий и очень распространенный пример тому – раздражение. Поэтому, пока дьявол имеет что-либо свое в нашем существе, мы в большей или меньшей степени подвластны ему, а значит, тоже в каком-то смысле бываем одержимы.

Через грех наша душа открывается для бесовского воздействия! Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь. Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты?

Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает.

Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол. Грех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу.

В Евангелии мы находим яркие характеристики отношений человека с диаволом, в которые вступает грешник. Спаситель, обращаясь к иудеям, вопрошавшим Его, сказал однажды: «ваш отец дьявол». Что Спаситель имел в виду? Как быть «сынами Божьими» означает принадлежать горнему миру, быть в близости Бога, так быть «детьми диавола» значит иметь с ним близкое, непосредственное общение. От отца земного дети получают воспитание, черты характера, отношение к жизни, но, прежде всего, они получают от отца само бытие. Так и дети Божьи похожи на своего Небесного Отца, поскольку они живут Его жизнью. Люди же, обратившееся ко злу, в своих грехах тоже похожи на диавола как на своего отца, ведь от него они и получают свое грешное бытие, и живут его жизнью.

Неоднократно Спаситель сравнивает пребывание диавола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Человек перестает быть господином себе, некто другой распоряжается его душой и телом. Хозяин волен делать со своим домом все, что захочет: он может прибрать и починить его, а может разрушить. Исходя из того, что сущность дьявола – зло, что он неспособен к созиданию, но только к разрушению – не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.

Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели». А св. Василий Великий так интересно объясняет это страстное желание сатаны: понимая свое бессилие в борьбе против Бога, диавол стремится отомстить Ему хотя бы тем, что склоняет ко греху образ Божий – человека.

Апостол Павел говорит про грешников, что диавол «уловил их в свою волю»iii. Они как птицы, попавшие в силки, охотник, поймавший их, может делать с ними все, что хочет, – они в его власти. Так человек, прельстившийся приманкой диавола (эта приманка – обманчивая сладость греха), оказывается в его сетях. «Только птицы, – верно замечает святитель Иннокентий Херсонский , – мечутся, стараются вырваться из плена, мы же редко».

«Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Спаситель. Это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться Небесному Царству, приобрести его в свое сердце. Царство Божие внутри нас – это, по мысли св. Симеона Нового Богослова, «когда Бог бывает с нами в единении». Но в нашей власти создать в себе как Царство Божие, так и царство диавола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях и познание Бога, в царство диавола – «через укоренение в пороках» (преп. Иоанн Кассиан).

И как в нашей власти отворить свою душу перед Богом и впустить в нее Божественную благодать или же остаться закрытым для него, так в наших же силах либо впустить диавола в сердце, либо воспрепятствовать ему. «Поселяется дьявол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для дьяволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого», – говорит преп. Иоанн Дамаскин .

Это же подтверждает святитель Феофан Затворник : «Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит… Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек».

Примеры из жизни вполне подтверждают эту закономерность. Важно отметить, что едва ли кто-то из священников относится к возможности вселения диавола в человека скептически, так как именно к ним, в храм, приходят люди, чтобы поведать о таинственных и пугающих явлениях, с которыми им пришлось столкнуться.

Протоиерей Григорий Дьяченко , известный священник, живший в XIX веке, собрал ряд характерных примеров беснования в своей книге «Духовный мир ». Приведем некоторые из них. Для нас важно, что все эти примеры иллюстрируют факт: одержимость – вовсе не обязательно следствие сверхординарных грехов и грозит людям, оказавшимся в какой-то особенной ситуации; чаще всего с вселением диавола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках.

Так, сельский батюшка рассказывает о случившемся в одной крестьянской семье, принадлежащей к его приходу. Женщина, хозяйка дома, славилась угрюмым нравом и сварливостью, ее постоянно видели ругающейся с кем-либо. Неудивительно, что после одной из таких ссор, когда за ничтожную провинность она кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи, о чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что страшно к ней и приступиться».

В другом случае причиной, открывшей диаволу доступ в душу, оказалось то, что многие считают не только не грехом, но, наоборот, положительной чертой, а именно легкое, несерьезное отношение к жизни. Две девушки местом для «отдыха» избрали могилу одного весьма грешного человека. Напившись, они начали прыгать через могилу и…плясать. Когда девушки вернулись домой с кладбища, они начали кричать, издавали нечеловеческие звуки. Не зная, что предпринять в такой ситуации, девушек заперли в отдельной комнате и позвали священника. Будь на их месте дети, им бы не было никакого вреда, но это были взрослые, сознательные люди…

Надо сказать, что известны случаи одержимости и детей, причем в том возрасте, когда они еще не несут ответственности за свои поступки, а значит, не могут быть виновны во вселении в них диавола. Безусловно, все это остается тайной: почему Господь иногда попускает обитать бесам в невиновном создании, но логика тут все же есть: вероятнее всего, это происходит с детьми особо грешных людей. Как ребенок наркоманов или алкоголиков страдает в результате грехов своих родителей, так и душа младенца может оказаться предоставлена диаволу по причине неподобающего поведения его родителей. Так же, как в случае с родителями-наркоманами, тут нет никакой мистической кары Божией, а действуют законы духовной жизни. Ребенок развивается в той атмосфере, которую видит вокруг себя, другого он не знает. Если в семье атмосфера святости, то ребенок с рождения учиться общаться с Богом, учится молитве и доброй, светлой, жизни. Недаром у святых родителей и дети нередко становятся известными святыми (вспомним хотя бы Преп. Сергия Радонежского). Но если в душах родителей обитает диавол, то и ребенок привыкает ко греху и его душа оказывается открытой бесам.

Приведу случай, произошедший с нами несколько лет назад, когда мы всей семьей отдыхали на юге. Мы возвращались с пляжа домой на троллейбусе. На очередной остановке в троллейбус вошли достаточно молодые мужчина и женщина с детьми – девочкой лет шести и мальчиком примерно того же возраста. Родители явно были алкоголиками, они грубо разговаривали между собой, хохотали над какими-то пошлыми шутками. Девочка, распихав всех, уселась вместе с братом (или приятелем) рядом с нами и стала так хамски и вульгарно себя вести, что отец Константин вынужден был попросить ее вести себя хотя бы тише. Тут произошло нечто неожиданное. Девочка обернулась к нам, лицо ее исказилось от злобы, и она стала хриплым, визгливым голосом кричать, что видела отца Константина в церкви, начала кривляться и передразнивать действия священников. Мы были одеты совершенно по-пляжному, ничто не выдавало в нас особую причастность к церкви, более того, в этот курортный город мы приехали на днях, и в храме отец Константин еще не появлялся. Да и из криков девочки явствовало, что она ничего реально не знает. Мать попыталась заставить девочку замолчать, так как весь автобус в удивлении смотрел на в прямом смысле беснующегося ребенка, но не смогла, и вся семья вышла из троллейбуса.

И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом).

Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. А святые отцы отмечали, что грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею.

о. Константин Пархоменко

Похожие публикации