Инвалиды – это люди с ограниченными возможностями. Тематическая линейка к дню инвалида

Инвалиды – это ЛЮДИ с ограниченными возможностями.

Люди с ограниченными возможностями, по-русски, инвалиды, есть везде. Ограничение возможностей накладывает свой отпечаток на характер таких людей. И, пожалуй, самой яркой чертой становиться желание быть нужным и полезным. В подавляющем большинстве такие люди хотят и могут работать. Мы все знаем, что трудоустроиться в России хоть как-то инвалиду более чем трудно, что и говорить о возможности найти хорошую работу по душе, силам и оплате. Поэтому мы хотим предложить вашему вниманию рассказ-зарисовку о жизни инвалидов в США. Ее автор – Светлана Букина 17 лет живет в Соединенных Штатах Америки. Ее взгляд на проблему – это просто взгляд со стороны.

Валиды

Мне потребовалось прожить в Америке несколько лет, чтобы сообразить, что слово «инвалид» – это написанное русскими буквами английское слово invalid. В словаре Мириам-Вебстер invalid определено следующим образом:

not valid: a: being without foundation or force in fact, truth, or law b: logically inconsequent – безосновательный, беззаконный, неподтверждённый фактами. Нелогичный. Инвалид – существительное. Мы можем сказать: «Вот идёт инвалид». В английском языке тоже есть подобное слово – cripple, но по степени неполиткорректности оно сравнится разве что с «негром». Это обзывалка, которую злые подростки выкрикивают вслед бедному мальчику на костылях в душещипательных романах.

Существительные определяют человека – урод, гений, идиот, герой. Американцы любят существительные-определения ничуть не меньше других народов, но вот инвалидов предпочитают называть “disabled persons”. Человек, возможности которого ограничены. Но сначала человек.

Я работаю в здании Национальной Обороны (National Guard), и инвалиды там – на каждом шагу. Речь не идёт о ветеранах войны, потерявших руки или ноги. Говорят, что их много, но я их не вижу. Сидят себе в своих «кубиках» и выполняют бумажную или компьютерную работу. Я о тех, кто был рождён с неким физическим или умственным недостатком, а чаще – и с тем, и с другим. Солдату без ноги или руки легко подыскать работу. Попробуйте подыскать работу глухонемому умственно отсталому корейцу или женщине в инвалидной коляске, у которой IQ дай Бог 75.

Кореец собирает у нас мусор из корзинок и выдаёт новые пакетики. Хороший парень, которого все любят, и выдвигают корзинки с мусором из-под столов при первых звуках его добродушного мычания. Женщина в коляске, на пару с полунемым мексиканцем, убирают наши туалеты. Как они это делают (особенно она, в коляске-то) я точно не знаю, но туалеты блестят. А в кафетерии половина сервировщиц явно не от мира сего, да ещё по-английски плохо говорят. Но проблем нет – ткнёшь пальцем, положат на тарелку. Кладут очень щедро, я вечно прошу снять немного мяса, мне столько не съесть. И всегда улыбаются. А в мини-кафешке на третьем этаже работает весёлый парень, совершенно слепой. Такие хот доги делает, что держись. За секунды. Вообще работает лучше и быстрее, чем большинство зрячих.

Эти люди не производят впечатление несчастных и убогих, да и не являются ими. У инвалидов в колясках специально оборудованные машины, или их развозит приспособленный под это дело микроавтобус. У всех – достойно оплачиваемая работа плюс очень приличные пенсии, отпуска и страховки (на государство работают, как никак). Про то, как им обустраивают квартиры, я знаю на примере собственной покойной бабушки, которой установили специальный телефон, когда она почти оглохла, а потом заменили на такой же, но с гигантскими кнопками, когда она почти ослепла. Да ещё принесли лупу, увеличивавшую каждую букву раз в сто, чтобы она могла читать. Когда ей ампутировали ногу, бабушку перевели в новую квартиру, где под раковинами было место, чтобы въезжать туда на инвалидной коляске, все прилавки были низкими, а ванная комната была оборудована вмонтированными в стену «хваталками», дабы удобно было пересаживаться с кресла на унитаз или в ванную.

Насмотревшись на этих людей, я стала без грусти наблюдать за умственно и физически отсталыми детьми. Садик, в который ходит мой младший сын, находится в отдельном крыле школы для таких детей. Каждое утро я вижу, как они выходят из автобусов или машин родителей – кто сам, кто с чьей-то помощью. Некоторые со стороны выглядят абсолютно нормально, по другим за версту видно, что с ними что-то не так. Но это обычные дети – швыряются снежками, смеются, корчат рожи, теряют варежки. Они учатся в прекрасно оборудованной школе, где преподают специалисты, которых минимум четыре года обучали тому, как с ними лучше обращаться и как лучше учить таких ребят.

Недавно мне привелось столкнуться по работе с мужчиной, назовём его Николай, приехавшим в Америку из Москвы несколько лет назад. Проговорив с ним некоторое время, я всё никак не могла взять в толк, что же толкнуло этого человека на эмиграцию. Сам – высококлассный специалист, программист, жена – тоже, и оба были хорошо устроены; старший сын заканчивал одну из лучших физматшкол в Москве. У них была прекрасная квартира, машина… К тому же люди русские, москвичи в Бог-знает-каком поколении, все родственники там остались, все друзья. Никак Николай не вписывался в образ типичного иммигранта. Тем не менее, он был именно иммигрантом: выиграл грин-карту, подал на гражданство, купил дом и возвращаться не собирался. Политика? Климат? Экология? Я терялась в догадках.

Пришлось спросить прямиком. «Так дочка у меня…» замялся мой новый знакомый. Дочку изуродовали при рождении – как-то неправильно вытащили щипцами. У девочки церебральный паралич в довольно серьёзной форме, она ходит на костылях (тех, что начинаются от локтя, подставки такие), должна носить специальную обувь и отстаёт в развитии на несколько лет.

В Москве у меня не было ни родственников, ни друзей с умственно или физически отсталыми детьми, поэтому то, что рассказал Николай, явилось откровением и вызвало лёгкий шок. Во-первых, девочку негде было учить. Дома – пожалуйста, а нормальных (читай: специальных) школ для них нет. То, что есть, лучше не упоминать. Жене пришлось бросить работу и обучать дочку дома. Да только как? Таких детей трудно учить традиционными способами, нужны специальные методы, определённый подход. Мало накопать информацию в Интернете – требуется особый талант. У жены-математика талантов было много, но вот этим конкретным Бог обделил. Женщина оставила перспективную и любимую работу и мыкалась с ребёнком-инвалидом, не зная, как с ней заниматься, и ощущая, что жизнь катится в тартарары.

Но это было только начало. Ребёнку полагались какие-то особые льготы, которые приходилось выбивать, унижаясь и проходя семь кругов бюрократического ада. Хуже всего были визиты к врачам. Девочка боялась их панически, орала, дрожала и билась в истерике. Ей каждый раз делали очень больно, со строгим видом объясняя маме, что так надо. Всё это – за очень приличные деньги, в частной клинике. Николай рассказал мне, что у дочери на много лет установилась фобия – она панически боялась всех людей в белых халатах. Потребовалось несколько месяцев здесь, в Америке, чтобы она начала отходить, и несколько лет, чтобы полностью доверять врачам.

Тем не менее, всего этого было недостаточно, чтобы толкнуть Николая на эмиграцию. Уж больно глубоко врос он в Россию корнями. Решение уехать было принято, когда дочка стала подрастать, и Николай с женой вдруг поняли, что в той стране у неё нет абсолютно никаких перспектив, нет надежды, уж простите за банальность, на светлое будущее. В Москве можно жить, если ты здоров и способен прилично зарабатывать. Человеку с серьёзной инвалидностью вкупе с умственной отсталостью там делать просто нечего. Они уехали ради дочери.

Не жалеют. Ностальгируют, конечно, любят свою Родину, ездят туда через два года на третий и российские паспорта берегут. О России Николай говорил только хорошее. Но жить предпочитает тут. Дочка в Америке расцвела, ходит в школу типа той, в которой садик моего сына, отстаёт в развитии всего на два-три года по сравнению с пятью ещё несколько лет назад, завела кучу подружек и научилась любить врачей и физиотерапевтов. Её обожает вся улица. Жена вышла на работу и воспряла духом.

Николай с семёй живёт не в мегаполисе типа Нью-Йорка или Вашингтона, а в небольшом городе в средне-американском штате. Штат называть не буду – там слишком мало русских, их легко узнают – но представьте себе Кентукки или Огайо. Подобные школы есть везде, при чём там работают не только учителя, но и психологи, и career counselors.

Кстати, о карьерах. The Americans with Disabilities Act не заставляет, как думают некоторые, принимать на работу инвалидов или гарантировать им трудоустройство. Там чётко написано, что от работника с инвалидностью ожидается ровно то же самое, что и от других. Я лично видела, и принимала участие в интервью, как на работу брали не глухого и не хромого (и не чёрного, кстати), а того, кто лучше подходил для открывшейся позиции. Решения всегда аргументировались, и проблем не возникало ни разу.

Оглохшему дирижёру, ослепшему фотографу или сломавшему спину грузчику придётся подыскать другую работу. А вот если спину сломал бухгалтер, то работодатель обязан предоставить ему доступ к рабочему месту – построить пандус для коляски, например, или поставить лифт. Парализованный бухгалтер ничуть не хуже здорового, но если его уволят или не наймут, при прочих равных, из-за того, что владельцу фирмы было лень строить пандус или жалко денег на специально оборудованную кабинку в туалете, то босса спокойно могут засудить.

Сначала многие плевались, но потом здания просто стали по-другому строить. А заодно старые модифицировать – так, на всякий случай. Бытиё определяет сознание. «Под инвалидов» сейчас оборудовано практически всё, везде. Выигрывают не только сами инвалиды, выигрывает общество. О тех, у кого только физические проблемы, даже речь не идёт – страна приобретает высококачественных специалистов в мириадах областей. В одном IBM, например, сотни парализованных, слепых, глухонемых и каких угодно ещё программистов и финансистов. Их работа оценивается ровно по тем же критериям, что и работа всех остальных. Один раз вложив деньги в инфраструктуру, компания пожинает плоды многие годы, получая квалифицированных и, главное, благодарных и верных фирме работников.

А как же быть с умственно отсталыми? Для тех, у кого всё в порядке с мобильностью, работ тоже полно. Но даже таким, как моющая наши туалеты женщина, находится работа. Удлините ей ёршик и щётку, и она отдраит туалет ничуть не хуже любой другой уборщицы. Можно укладывать еду в пакетики в супермаркетах или стричь газоны, выгуливать собак или следить за малышами. Одна из воспитательниц в садике сына – девушка с синдромом Дауна. Она, конечно, не главная воспитательница и не принимает серьёзных решений, но она очень тёплый и мягкий человек и успокаивает всех орущих малышей, никогда не раздражаясь и не повышая голос. Дети её обожают.

Давайте забудем на минутку о выгоде для общества. Конечно, благоустроенным людям не надо платить пособие по инвалидности из нашего общего кармана, да и с экономической точки зрения это хорошо, и с демографической. Но дело-то не только в этом. Отношение к старикам и инвалидам – одно из лучших определителей здоровья общества. Никакие экономические показатели, никакая военная мощь, никакой политический вес не скажут вам о стране того, что скажут кучка счастливых детишек с аутизмом, церебральным параличом, или синдромом Дауна, не говоря уж о не менее счастливой группе их родителей. Ведь Америка не только дала дочке Николая надежду на нормальную – и достойную – жизнь, она дала не меньше и её матери.

Медицина движется вперёд семимильными шагами. Всё больше больных детей доживают до взрослого возраста, а женщины рожают всё позже и позже, нравится нам это или нет. Количество детей с отклонениями вряд ли уменьшится, хотя раннее тестирование беременных позволяет пока держать его более или менее стабильным. Интересен тот факт, что всё больше и больше мам, узнав, что у их ребёнка синдром Дауна или какое-нибудь другое нарушение, предпочитают не делать аборты.

Конечно, физические проблемы и низкий IQ никуда не денутся, и на среднестатистическом уровне эти люди функционировать не будут. Но в одном можно быть уверенными: каким бы ни был их потенциал, они достигнут максимум того, на что способны. Потому что a person with disability – это не инвалид. Это человек с набором проблем. И если ему помочь, он станет валидом.

Эта статья вошла в тридцатку самых обсуждаемых статей в блогосфере. А ведь она не содержит ничего такого, на что обычно клюет массовый читатель. Просто спокойный взгляд со стороны, просто зарисовка. Автор не ставил цели гордиться, красоваться, собирать сотни комментариев. В США все привыкли видеть инвалидов такими, какие они есть. Жизнь человека с ограниченными возможностями не становится сверхусилием. Наверно, поэтому у статьи было столько откликов из России.

Читаешь статью и понимаешь, как мы еще бесконечно далеки от такого социального комфорта. Порой не получается обычную детскую коляску в лифт втолкнуть, а про коляски для инвалидов и говорить не приходиться.

Год назад мы перевели один из популярных материалов нашего сайта на английский язык Do We Need Sick Children? , статья была посвящена проблемам детей-инвалидов в России. Англоязычные читатели нас не поняли, им была совершенно непонятна проблематика статьи и обсуждаемые в ней проблемы. Вместо того, чтобы привлечь внимание к острой, как мы думали, проблеме, мы акцентировали ту тяжелейшую ситуацию, которая сложилась в Отечестве.

Однако некоторые сдвиги намечаются и у нас. О проблемах людей с ограниченными возможностями хотя бы начинают говорить. Все больше и больше пандусов, появляются большие вместительные лифты и туалеты для инвалидов. Пользоваться этими благами цивилизации инвалидам пока сложно, ведь дома, какие были такими и остались, равно как и общественный транспорт, метро и т.д.

Но, основная проблема, скорее всего, не в этом. Инвалиды так долго были изолированы от общества, что теперь встреча с ними для обычных людей подобна шоку. Человек долго с удивлением и любопытством разглядывает инвалида. Получается эдакий «зоопарк» среди людей. Но такая длительная изоляция от «иных» людей не пошла на пользу здоровому, так сказать, обществу. Мы совершенно не владеем знаниями и культурой поведения по отношению к инвалиду. Поэтому и ведем себя с ним дико и бестактно.

«...Я живу в России, мой ребенок – тяжелый инвалид. Плюс я живу в маленьком провинциальном городе, где для моего ребенка нет НИЧЕГО вообще. Ни лечения, ни обучения, ни какой-либо захудалой интеграции. Мы стараемся гулять с ребенком каждый день и каждый день и меня и ребенка осматривают прохожие с ног до головы, некоторые стараются пройти мимо 2-3 раза, если не удалось всё рассмотреть с первого раза.. Если кто-то видит, что я не могу провести коляску или застряла в сугробе, будут наблюдать, чем кончится дело, вывалю я ребенка на землю или нет, но никто не подойдет помочь… Когда у нас хватает наглости и мы заезжаем в кафе (единственное кафе в городе без ступенек, вход вровень с мостовой),то никто не сядет за наш столик, даже если свободных мест больше не будет.

И это Россия…наша страна… Родина наша.»

Что ответишь на это… Бесконечно грустно и бесконечно стыдно. Поэтому начинать решать проблемы социальной адаптации кого бы то ни было надо со здоровых людей, с себя и прямо сейчас. И, пока существуют такие ситуации, как в приведенном комментарии, никакие пандусы, подъемники, поручни и лифты не уменьшат пропасти между здоровым и больным, с обычными возможностями и ограниченными.

Уважение к тем, кто слабее тебя – главный признак сильного общества

Вот девушка в инвалидном кресле едет на Евровидение. И опять говорят: “Это нечестно!”. “Провокация”, – говорят они.

Нечестно, когда инвалиды участвуют в конкурсах; нечестно, наверное, что их на работу принимают (в Uniqlo совсем обнаглели – глухих на работу берут вперед слышащих); нечестно, видимо, что в толпе они создают себе особые условия – вон сколько места занимают. Пусть сидят дома. По-честному. И так с ними столько хлопот.

Вот недавно Рената Литвинова назвала инвалидность участника “Минуты славы” “запрещенным приемом”. Или друг ее Владимир Познер назвал. Рената напомнила молодому человеку, что он – “ампутант”, и посоветовала ногу пристегнуть. И заявила, что отсутствие ноги – не повод его жалеть. Это он нарочно без ноги пришел, чтобы пробиться.

С Литвиновой и Познером многие согласны. Мол, не место здесь всяким “ампутантам”. Это конкурс для нормальных людей. Нечестно!

А честно, что на Евровидение едут Дмитрий Билан или Филипп Киркоров , у которых связи и влияние? А честно, вообще, если покойный продюсер Айзеншиц отбирал мальчиков – певцов не только по их талантам, но и по их сексуальным склонностям? А честно, дети известных актеров получают пропуск в большое кино по праву рождения?

Мы серьезно хотим поговорить сейчас о том, что в нашем мире честно, а что нечестно?

Мы на самом деле такие борцы за правду, что уверены, будто инвалиды – они вот наравне с нами? И что у них не должно быть привилегий хотя бы потому, что им жить примерно раз в пятьдесят сложнее, чем нам? Особенно если речь идет о конкурсах, которые в реальном мире ничего не значат?

В примитивных обществах боятся слабых. Слабые уменьшают шансы в борьбе за выживание. На одной ноге от врага далеко не убежишь. Жестокость и суровость по отношению к слабым – это инстинкт первобытных социумов. В одном из которых мы, судя по всему, и находимся

Лично я людей, которые считают, что быть инвалидом “нечестно”, жалею еще больше самих инвалидов. Мне понятно, что у них какая-то сложная жизнь, нарушения психики, которые проявляются в таком бессердечии. Они как будто на тонущем корабле, где очень быстро решается вопрос – кому выжить, а кому умереть. Женщин и детей – на шлюпки. Мужчин, стариков, инвалидов – на смерть. Простейшая логика сохранения рода человеческого.

Но мы, правда, на “Титанике”? Или все-таки на земле, в 21 столетии? В реальной жизни, где все эти “Минуты славы” и Евровидение – всего лишь развлечение, а не “путевка в жизнь”.

А еще мы в России, где быть инвалидом – особенно сложно. У нас уже хотя бы в метро нет ни лифтов, ни нормальных пандусов. Я на днях видела, как сложно человеку без ноги, молодому человеку, подняться вверх по лестнице. Это безобразное зрелище – в том смысле, что для таких случаев нет условий.

Если бы я хотела участвовать в Евровидении, то я бы после этого метро точно бы была рада, что парень без ноги пройдет этот конкурс. И пусть он победит – даже если поет не очень хорошо. Вот серьезно – он что, хуже этого трансвестита с бородой?

Знаете, в общественном транспорте все такие вежливые – уступают места женщинам с детьми и старикам. Ну вот “уступить место” – это метафора. Иногда надо уступать места тем, кто слабее. В жизни довольно много шансов. Для нас, здоровых людей. Для инвалидов их значительно меньше. Так пусть у них будут преимущества. Что в этом нечестного? Нечестно – это когда фура сбивает молодую женщину и та на всю жизнь становится человеком с ограниченными возможностями.

Однажды я видела “Вечерний Ургант” с Ренатой Литвиновой, которая всю передачу хихикала на тему своих “сморщенных” локтей. Это ей в комментариях пишут, что локти “старческие”. Она все хохотала, но видно же было, что ее это задевает. И это просто локти. А вовсе не отсутствие ноги или руки. Ей со “сморщенными” локтями жить уже не так просто. И вот она потом упрекает человека, что он протез не пристегнул. Жестко, резко.

Ей сочувствуют – ну, правду же сказала. А кому нужна такая правда? Такая безжалостная, унизительная. Напоказ правда, для собственного рейтинга. Это честно – обижать людей ради шоу? Если человек плохо танцует потому, что ему ноги не хватает – можно ведь просто сказать, что он не подходит, что у него плохо получается. А не обзывать его “ампутантом”. Откуда, вообще, такие слова в голове людей берутся? Если я встречу Литвинову и скажу ей, что она зря отрезала нос, испортила лицо, ей приятно будет? Мол, ахаха, вот они отчаянные “разведенки”, все молодятся. Ей нужна такая правда? Или правду можно только по телевизору, только ради сенсации?

Мне не нравится такое общество, которое всех слабых сбрасывает со скалы. Мне кажется нормальным, что в XXI веке люди пытаются быть более гуманными, нежными, внимательными с теми, чьи возможности ограничены

Что им “уступают места”. Этот гуманизм и делает нас сообществом, которое поддерживает друг друга, а не строится лишь на силе и лидерстве. Пусть на этом тупом Евровидении люди сопереживают не голосу, а состоянию Юлии Самойловой – это скажет лишь о том, что они люди, а не злые животные. В конце концов, любой наш выбор – эмоциональный и субъективный. Мы можем сочувствовать и большой груди больше, чем таланту (группа “Виагра” во всех составах тому подтверждение). Так почему тогда не мужеству, с которым девушка со спинальной амиотрофией идет к успеху?

Почему-то до сих пор не все люди могут осмыслить, что инвалиды - не пришельцы вовсе, они такие же люди и живут в нашем обществе. Люди с физическими недостатками не преступники, бояться их не надо, не следует обходить за три версты. Но почему тогда наш мир, который считает себя гуманным, толерантным и прогрессивным, поворачивается спиной к инвалидам, обходит их проблемы стороной.

Этими вопросами несправедливости задалась Лидия Островская - инвалид с детства. С рождения у Лидии ДЦП, инвалидность второй степени. Но она ничуть не отступила с намеченного пути, получила два высших образования (филологическое и юридическое), а теперь вот уже двадцать третий год работает на одном из крупных предприятий Уфы.

Как юриста, а также инвалида ее интересует несправедливость издаваемых законов. Одной из главных целей общества Лидия считает интегрирование инвалидов в это самое общество - причём таким образом, чтобы они могли спокойно жить и ориентироваться в «большом» мире.

Вообще существует два способа помочь инвалидам (в материально-инфраструктурном аспекте). Либо выстраивать специальные здания, предназначенные только для них, либо изменять старые и строить новые здания, которыми могли бы пользоваться все люди.

Первый способ Лидия считает неправильным и негуманным. По всему миру существует множество интернатов, гимназий, школ, различных заведений, в которых учатся и проводят время только инвалиды. Но это ведь напрочь отрезает их от всего мира, который теперь, стало быть, делится на две категории: здоровые люди и физически (морально) неполноценные. И где же тут пресловутая гуманность...; инвалиды чувствуют себя «не своими», им невероятно трудно в обществе.

Повезло в некотором смысле тем, кто не является инвалидом с детства. Они получили образование, приобрели знакомых, возможно даже, заработали себе на жизнь. Таким людям легче ориентироваться в жизни, от них не отступают, наоборот, помогают, чем могут. Хуже приходится тем, кто родился инвалидом. С детства - лишь окружение родителей или других инвалидов, у которых и своих проблем много; здесь о помощи говорить не приходится. Образование получить трудно, да и устроиться на работу не легче. Помогли бы связи, но зачастую инвалидам с детства не знакомы «влиятельные» люди. Да и работать трудно, ведь рабочие места не приспособлены нужным образом. Или придется трудиться на работе за низкую зарплату... и опять-таки среди инвалидов, еле сводя концы с концами.

Лидия предлагает свою концепцию сосуществования общества и инвалидов. Она хотела бы, чтобы инвалиды могли учиться среди здоровых людей, чтобы школы и гимназии были приспособлены абсолютно для всех людей. Только вот соцопросы показывают другое... Из ста опрошенных учеников средних школ только десять согласны обучаться с инвалидами. Да и государство должным образом не содействует.

Волнует Островскую и само строительство. Почему в нашей стране инвалидов как будто не существует. Например, из тридцати магазинов только пять обладают пандусами и другими приспособлениями для инвалидов. Вот и получается, что для человека-колясочника сходить в магазин зачастую означает то же самое, что осуществить альпинистский поход.

Неужели трудно создать специальную надзорную организацию, которая бы следила за качественным оснащением зданий специальным оборудованием для инвалидов, чтобы все требования и нормы исполнялись. А также, разумеется, ввести штрафы за несоблюдение законов. Но, к сожалению, на данный момент такие проблемы мало кого интересуют.

Ещё Лидия предлагает решить вопрос государственного финансирования. Почему инвалид с детства, у которого нет своего капитала, получает такую низкую пенсию, которой еле хватает на медикаменты? Государство может тратить миллионы на военную технику, а выделить деньги для нуждающихся людей способно не всегда.

Самой Островской повезло с работой - помог один хороший знакомый. Но многие инвалиды не в состоянии найти работу, потому как элементарно негде набраться опыта, да и берут на работу инвалидов с опаской. Хорошей идеей стало бы выделение специальных мест, которые бы закреплялись исключительно за инвалидами. Тогда бы и стимул был к обучению, а так получается, незачем учиться, ведь все равно будешь сидеть дома.

Лидия Островская добилась своего. Получила образование, работает, вполне нормально живет. Но ее, как и всех инвалидов, все равно волнует проблема оторванности людей с недостатками (физическими и моральными) от общества. Они ведь не виноваты, что такими родились или стали вследствие жизненной трагедии... почему же теперь от них надо отворачиваться?!

Тематическая линейка, посвященная

Международному Дню Инвалида

Цели: выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам; привлечь внимание школьников к проблемам детей-инвалидов; способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

ХОД:

Видеоклип « Силён не тот, кто бьёт »

Ведущий 1:

Есть такое слово - «инвалид»,

Что нам это слово говорит?

Не совсем здоровы люди эти,

Им живется тяжелей на свете,

Если люди будут к ним добрей,

Может, тот, кто болен, станет здоровей!

Инвалиды - тоже люди,

Забывать об этом мы не будем.

Ведущий 2:

Кто сказал, что они не такие?
Они – полноправные граждане страны.
И нам, и нашему народу, и России
Они так же, как любой другой, нужны

Учитель:

3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году был установлен Международный день, посвященный людям с ограниченными возможностями. Этот праздник направлен на привлечение внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, на защиту их прав и достоинства. Он напоминает нам о том, что общество обязано заботиться о тех, кто слаб, болен и немощен, нуждается в содействии и поддержке. Мы обязаны помочь им реализовать себя, свои способности и возможности.

Ведущий 1:

Но кто они такие эти люди, которых мы называем бережно инвалиды. Почему мы теряемся, сталкиваясь с таким человеком? Почему чувствуем какую-то неловкость в их присутствии?

Ведущий 2:

Потому, что понимаем, что этим людям нужна помощь. Наша с вами помощь. О том, как им живется, какие насущные проблемы требуют немедленного разрешения, - об этом мы можем только догадываться. Но мы знаем также, что каждодневная борьба с этими проблемами и есть их жизнь. Низкий поклон людям с физическими недостатками, но с искренними сердцами и теплыми душами.

Ведущий 1:

Пусть не останутся их права в затишье,

Найдутся люди, что протянут им ладонь,

И женщинам, мужчинам и детишкам,

Зажгут надежду в сердце - как огонь!

Ведущий 2:

Никто от беды не застрахован,
Даже рождённые в здравии тут.
Давайте поможем, насколько по силам,
Тем, чей из терний жизненный путь.

Ведущий 1:

На планете все мы - люди.
Так давайте с вами будем
Относиться чуть добрее
К тем, кто в чем-то нас слабее.
Главное - внутри, учтите,
И на внешность не смотрите.
Всем нам хочется влюбиться,
И работать, и учиться.
Пусть же тот, кто не такой,
Счастье сыщет, как любой.

Ведущий 2:

Не будьте безразличны к инвалидам,
К тем людям, покалеченным судьбой.
Нам боли их порой не сразу видно,
Достаточно услышать их порой.

Ведущий 1:

Жить торопимся, не замечая,
Как бываем, друг другу, нужны.
Я сегодня, всем людям желаю,
Чтоб мы были добры и нежны.

Учитель:

И пусть 3 декабря - Международный день инвалидов, все 10дней, предшествующие этому дню, вся наша жизнь - это еще один повод вспомнить о том, что рядом с нами живут люди такие же, как и мы, но всё-таки чем-то отличающиеся от нас, и что в наших силах помочь этим людям.

Ведущий 2:

Поступок человека славит,
Что блеском отражается в глазах.
И пусть здоровья обществу прибавит
Наша помощь, заключенная в делах!
Видеоклип «Дети-инвалиды, Они такие же как и мы!»

Гарантии реализации соц прав лицами с ограниченными возможностями

Инвалидность – явление распространенное. 15% нас земли испытывают соотв трудности. Но кто получает доп соц гарантии? В РФ по офиц данным – ок 10 млн.

В последнюю четверть XX века межд сообщество проявляет интерес к этой сфере. 1975 – Декларация ООН о правах инвалидов. Там дано определœение инвалида. Инвалид - ϶ᴛᴏ лицо, кот не может в силу физич недостатков или недостатков умственных способностей самостоятельно обеспечить потребности нормальной личной или соц жизни. Т.е. инвалидность – не сами недостатки, а их следствия.

1982 год – Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов. В 1993 – Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. В этих правилах декларирован переход от ʼʼмедʼʼ модели инвалидности к ʼʼсоциальнойʼʼ. К примеру, колясочник хочет учиться в СПбГУ, но не может. Почему не может?! В силу личных особенностей или неприспособленности среды к таким возможностям?! И воздействовать нужно на дефекты или на среду?! Дефекты изменить можно не всœегда, а вот среду – можно!

2006 – Конвенция ООН о правах инвалидов. РФ на сегодня не ратифицирована. Определœение еще больше подчёркивает соц модель: инвалидность – результат взаимодействия между людьми и общественными барьерами, средой.

Конвенции МОТ – компенсация утраченного заработка и проф реабилитация (последний вопрос - 159 Конвенция)

Соглашение СНГ 1996 года О сотрудничестве в решении проблем инвалидности.

24 ноя 1995 ФЗ-181 О соц защите инвалидов. Тоже сворачивает на рельсы соц концепции. Для признания лица инвалидом крайне важно наличие 3 условий в совокупности:

o Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма. Нарушения носят длительный характер, краткосрочные нарушения – временная нетрудоспособность, кот обычно заканчивается ее восстановлением.

o Нарушения приводит к ограничению жизнедеятельности . Его возможно установить в нек количественной оценке.

o Граждан нуждается в особых мерах соц защиты , т.к. сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть сам.

Установление наличия этих условий осуществляется в результате медико-соц экспертизы . Ее осуществление – функции спец учреждений, создание и организация деятельности которых отнесены к РФ, ᴛ.ᴇ. это исключительно фед организации. В ходе адм реформы их место в системе органов изменилось, они подведомственно фед медико-биологического агентства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в структуре Минздравсоцразвития. Его приказ от 17 ноя 2009 года № 906-Н устанавливает порядок деятельности. Адм регламент этой гос функции приказом того от 11 апреля 2011 № 295-Н этого же вашего развития.

Система иерархическая, 3 уровневая:

Бюро. Нижняя ступень. Создаются на определœенную численность населœения. Именно они осуществляют собственно экспертизу и принимают решение о признании лица инвалидом

Главное бюро. Создаются в субъектах. Иногда тоже непосредственно осуществляет экспертизу, в случае если требует особ методов. Рассматривает жалобы на решение бюро.

Фед бюро. 3 случая экспертизы:

o жалобы на Главное бюро

o особо сложные методы обследования

o экспертиза в отношении жителœей ЗАТО и работников атомной энергетики и хим промышленности на особо-опасных видах работ

Порядок признания лица инвалидом установлены Пост Правительства от 20 февраля 2006 № 95. Начинается экспертиза с обращения. Основы законодательства об охране здоровья говорят, что сие – право, а не обязанность => обязательно нужно обращение. Граждан может обратиться самостоятельно или по направлению. Направлять могут мед учреждения, порядок – в Постановлении и порядке выдачи листков нетрудоспособности. Условия направления связаны с заболеванием и его прогнозом. При благоприятном прогнозе, но когда выздоровления нет – через 10 месяцев после начла лечения есть право на экспертизу. При неблагоприятном с прогнозе срок сокращается до 4 месяцев. Решение принимает врачебная комиссия каждого врачебного учреждения. Отказ в направлении на экспертизу должна быть обжалован в суд порядке.

Кроме лечебных учреждений, право направлять имеют учреждения соц защиты и пенсионные органы. Но и при наличии н7аправления заявление крайне важно.

Экспертиза проводится в бюро по месту жительства, кроме ситуации, когда обращающийся получает пенсию, но проживает за пределами РФ. Тогда пенсионное дело находится по последнему месту жительства в РФ => там же осуществляется экспертиза.

Сама экспертиза может проводится на дому, в стационарном лечебном учреждении или даже заочно по документам (к примеру, когда после смерти нужно определить условия соц поддержки наследников).

Проводят экспертизу всœегда специалисты бюро. Οʜᴎ не то, чтобы независимы: определœение КС от 21 февраля 2008. Так как законодатель возложил право на учреждения экспертизы, то и пусть. А право на независимую экспертизу остается в случае суд назначения экспертизы в случае спора.

Какие вопросы отвечают эксперты:

1. структура ограничения жизнедеятельности. Для этих целœей используются классификации и критерии, кот утверждены приказом Минздравсоцразвития 23 дек 2009 года. Сначала на основании классификаций определяется, какие функции организма нарушены: констатируется наличие дефектов, с кот связана инвалидность. Определяются виды нарушений и степень выраженности (от 1 до 4 с увеличением). С учетом нарушений оценивается, какие сферы жизнедеятельности ограничивается. Их 7:

o самообслуживание

o общение

o ориентация

o передвижение

o контроль за своим поведением

o обучение

o труд деятельность

Каждая из сфер также оценивается 3-бальной структурой.

В результате экспертизы выдаются 2 документа: факт признания инвалидом и инд программа реабилитации. В ИПР описывается, какие мероприятия нужно осуществить для минимизации ограничений. С учетом установленных степеней ограничения жизнедеятельности устанавливается группа инвалидности: 1-3, по снижению (1 – самая тяжкая). Учитывая зависимость отгруппы определяется размер пенсии по инвалидности. В 2002- 2009 года данный размер определяется степенью ограничения способности к труд деятельности именно в этой сфере.

2. время наступления инвалидности . Фактическое и время установления. Правовое значение имеет дата͵ с кот установлена инвалидность. Поскольку установлению инвалидности предшествует иногда длительная процедура, постольку важно, чтобы правовые последствия (при положительном решении) со дня обращения гражданина .

Констатировать момент обращения – по дате регистрации заявления об обращении. Но если установлению инвалидности предшествует временная нетрудоспособность, то с установлением инвалидности прекращается право на это пособие. Постановление ФАС СЗО 2007 года.

Иногда значение имеет и момент фактического установления инвалидности. К примеру, возмещение вреда, причинённого здоровью.

3. срок инвалидности => срок переосвидетельствования. В ходе переосвидетельствования подтверждается имеющаяся инвалидность со всœеми ее показателями, меняется, снимается. Инвалидность I группы впервые устанавливается на 2 года, а инвалидность 2 и 3 – на год. Искл:

Ребенок-инвалид (до 18 лет). Здесь нет групп и категорий. Она устанавливается исходя из характера заболевания на 1 или 2 года, либо до совершеннолетия.

Для взрослых. При первичном обращении бессрочно, в случае если реабилитационные мероприятия не могут дать эффекта к прекращению состояния инвалидности. Сие связывается с нормативно определœенными заболеваниями (в приложении к порядку признания инвалидом)

Инвалидность была установлена не более 2 лет ранее, но реабилитационные мероприятия не помогают

Все соц льготы предоставляются на срок инвалидности => в справке об установлении инвалидности указывается срок инвалидности и дата переосвидетельствования (не менее месяца до окончания срока инвалидности).

Последствия пропуска. В случае если по уважительной причинœе (болезнь или отсутствие средств, сопровождающего) – соц гарантии восстанавливаются с подтверждением инвалидности, причем с получением всœего ранее не полученного за прошедшее время (к примеру, пенсии). В случае если же срок был пропущен без уважительной причины – то восстановления на прошлый срок не будет.

4. причина инвалидности .

А) трудовое увечье. Несчастный случай на производстве, когда негативные последствия наступают в связи с выполнением соц обязанности. Этот риск страхуется. Ущерб возмещается путем предоставления страх выплат пострадавшему. Устанавливается в результате расследования комиссией.

Б) проф заболевания. Не травмы, а заболевания в результате воздействия вредных производственных факторов в соотв с перечнем проф заболеваний. Диагностируется сие Центрами проф патологий, они устанавливает причинную связь между вредными факторами и наступившими заболеваниями.

В) инвалидность с детства. Наступает до 18 лет, лицо имеет соотв категорию ʼʼребенок-инвалидʼʼ, после этого впервые устанавливается степень ограничения, а причиной – ʼʼинвалидность с детстваʼʼ, факт причины значения не имеют, кр боевых действий или их последствий. Указывается всœе равно ʼʼинвалидность с детстваʼʼ, но есть доп соц гарантии.

Г) военная травма. Ранение, увечье, контузия, или заболевания, связанные с пребыванием на фронте или выполнением иных обязанностей на воинской службе. Наиб высокий уровень соц гарантий. Устанавливается военнослужащим.

Д) заболевания военнослужащих, не связанные с выполнением обязанности военной службы (солдаты в увольнении). Может устанавливается в теч 3 месяцев после окончания воинской службы.

Е) радиационное поражения. Устанавливается не в ходе экспертизы (единственный случай), а спец межведомственная комиссия.

Ж) иные причины, установленные законом. Примеры: поствакцинальные осложнения.

З) общее заболевание. Нет оснований для иных причин. Определœение ВС от 3 июня 2010. Граждан пострадал от Чернобыля, но как Общее заболевание, ибо комиссия что-то там не установила. Потом прошло время и комиссия приняла-таки решение, и граждан настаивал на признании за ним гарантий с момента обращения. Суд не признал таких оснований на прошлое время.

Причина инвалидности также может меняться в ходе переосвидетельствования. Определœение ВС от 12 мая 2010, определœение от 12 авг 2010 и определœение от 26 апр 2011.

Право на страховое обеспеченье может ставится в зависимость от степени утраты трудоспособности без вопроса об инвалидности. Применяется решение в ходе той же экспертизы.

В результате экспертизы принимается решение о признании лица инвалидом, выдается документ, подтверждающий право лица признаваться инвалидом и инд программа реабилитации. Этот документ обязателœен для гос органов, но не обязателœен для гражданина.

Кто такие инвалиды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Кто такие инвалиды" 2017, 2018.

Похожие публикации