Формирование комфортной среды для инвалидов. Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов

1

В статье приведен обзор нормативно-правовой базы по обеспечению доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Доступная среда рассмотрена в качестве обобщающего понятия, как совокупность всех основных прав и свобод людей с инвалидностью, направленных на создание таких условий жизнедеятельности, при которых они чувствовали бы себя полноценными членами общества. Приведены основные документы международного значения, положения которых легли в основу многих нормативных актов в области защиты прав инвалидов в различных странах. Подробно в данной области проанализирована законодательная база Российской Федерации, в том числе Республики Бурятия. В хронологическом порядке приведены основные нормативные правовые акты, описаны основные их цели и задачи, выявлены основные положения, относящиеся к процессу формирования доступной среды для инвалидов.

инвалиды

доступная среда

ограниченные возможности здоровья

нормативно-правовые акты

гарантии

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 10.10.2014).

2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 гг.: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения: 15.11.2014).

3. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2560820/ (дата обращения: 10.10.2014).

4. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901035 (дата обращения: 15.10.2014).

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 02.11.2014).

6. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru//10003000/10003000-3.htm/ (дата обращения: 02.11.2014).

7. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия от 28 мая 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:egov-buryatia.ru/uploads/tx_npa/258_05.doc (дата обращения: 17.01.2015).

8. О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности: Указ президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года № 1156 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/109-zakon-i-prava-detej-invalidov/ (дата обращения: 10.11.2014).

9. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181_ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166137/ (дата обращения: 16.01.2015).

10. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154757 (дата обращения: 16.01.2015).

11. О социальном обслуживании населения в РБ: Закон Республики Бурятия от 13 октября 2008 г. № 468-IV [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soczaschita.ru/?p=279 (дата обращения: 10.10.2014).

12. Президентская программа «Дети России»: утв. Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 № 1696 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=1994017000&docid=4854 (дата обращения: 06.09.2014).

13. Республиканская целевая программа «Доступная среда» на 2011-2017 годы: утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24 мая 2010 г. № 185 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsoc-buryatia.ru/links/dostupnaya_sreda.php?sphrase_id=16154 (дата обращения: 17.01.2015).

14. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы»: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 832 73 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=201032617&backlink=1&nd=201032869&collectiondoc (дата обращения: 15.11.2014).

15. Цыбикова А.Ц. Система специализированной помощи детям с ограниченными возможностями. – Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2002. – 84 с.

Социализация людей c ограниченными возможностями - одна из важнейших задач, стоящих в настоящий момент перед социальной политикой Российского государства. Это обусловлено ростом числа людей, имеющих инвалидность, в особенности среди детского населения, и активным развитием социальной сферы. Приоритетным направлением в этой связи является создание для людей с ограниченными возможностями таких условий их жизнедеятельности, при которых они могли бы пользоваться всеми правами и свободами, гарантированными каждому гражданину государством. Речь идет о создании доступной среды, включающей следующие компоненты: оснащенность социальных объектов специальными приспособлениями, информационный доступ, специальный транспорт, а также возможность получения образования и трудоустройства. Таким образом, создание доступной среды, соблюдение всех прав и свобод - неотъемлемое условие развития гражданского общества в каждом государстве.

Одним из показателей развитой социальной сферы является хорошо разработанная и эффективно работающая нормативная правовая база. Во многих декларациях, законах и постановлениях международного, федерального и регионального значения изложены основные права инвалидов, основные меры государственной поддержки, а также нормативы, определяющие доступность среды для инвалидов. Несмотря на то что каждый документ имеет свое собственное узкое направление, общей их целью является создание всех необходимых условий для того, чтобы люди с инвалидностью действительно являлись равноправными членами нашего общества. Рассмотрим основные международные нормативные правовые акты в области защиты прав людей с инвалидностью.

Впервые о правах людей с ограниченными возможностями здоровья было изложено в документе, являющимся основополагающим для всех остальных законов - Всеобщей декларации прав человека. В соответствии с ее основными принципами люди с ограниченными возможностями могут осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими людьми . Данное положение определяет основной принцип построения эффективной системы социальной защиты - доступность через равноправие.

В принятой в 1975 г. Декларации о правах инвалидов уже более подробно и полно сформулированы положения, касающиеся недопустимости каких-либо форм дискриминации. Согласно документу люди с инвалидностью имеют право на уважение их человеческого достоинства без каких-либо исключений, различия и дискриминации по различным признакам, на медицинское, функциональное, психическое лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе. В соответствии с Декларацией умственно отсталым лицам, людям с инвалидностью гарантировалась помощь в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействие включению их в обычную жизнь общества по мере возможности.

Что касается детей с инвалидностью, то положения их правоспособности были сформулированы на основе вышеуказанных документов. В первую очередь говорится о недопустимости любых форм дискриминации. При этом у детей, помимо общепринятых прав человека, появились специфические права, касающиеся их рождения, воспитания, образования. Например, в соответствии с Декларацией прав ребенка законом и иными средствами детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, позволяющие им развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства . Основным принципом при создании законодательной базы в этом отношении должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. В плане получения ребенком образования указывается, что оно должно бесплатным и обязательным. Основная цель образования- ------ общее культурное развитие ребенка, благодаря которому на основе равенства возможностей он смог бы развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества .

Об основных мерах по созданию равноправной среды в сфере образования впервые говорится в Конвенции о правах ребенка . Согласно ее положениям с целью постепенного достижения осуществления права ребенка на образование на основе равных возможностей необходимо поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, и обеспечение его доступности для всех детей. Кроме того, образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Так, впервые говорилось об осуществлении ребенком права на получение всех форм образования на основе равных возможностей.

Таким образом, из вышесказанного следует, что развитие правоспособности людей с инвалидностью происходило постепенно. Необходимо отметить, что каждый из принятых актов запрещал любую дискриминацию по отношению к ним и закреплял основные принципы - равноправие и доступность. Положения основных международных документов легли в основу законодательной базы многих государств.

В Российской Федерации нормативные акты, связанные с обеспечением прав инвалидов, были изданы в начале 1990-х гг. Это связано с реформами, затронувшими все сферы жизни российского общества. Этот период был переходным от модели нормализации (люди с ограниченными возможностями должны сами приспосабливаться к среде, интегрировать в общество) к социальной модели развития общества, в основе которой лежит принцип адаптации среды к людям с инвалидностью. Большое внимание уделялось приспособлению условий среды к их возможностям, созданию системы социальных связей, развитию их способностей, которые могут быть востребованы там, где они родились, учатся или работают.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . Данное положение подкреплено в настоящее время наличием системой социальных служб по каждому вышеперечисленному направлению, системой законов и подзаконных актов и, как следствие всего, обеспечением различными социальными выплатами и льготами лиц, имеющих на них право.

В 1992 г. Президентом РФ было издано несколько указов, касающихся новых направлений в области защиты прав инвалидов: «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов», согласно которому постановлялось организовать научные исследования по проблемам инвалидности, разработать мероприятия по пропаганде данных проблем и подготовить кадры, осуществляющие профилактику инвалидности; «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», согласно которому люди с инвалидностью получили определенные материальные и медицинские льготы; «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», где речь шла о разработке федеральных целевых программ по обеспечению доступности для инвалидов зданий и сооружений, находящихся в федеральной собственности, обеспечению инвалидов средствами индивидуального транспорта и производству средств междугородного общественного пассажирского транспорта, приспособленного для пользования инвалидами .

Издание данных указов стало отправной точкой по формированию доступной в широком смысле среды для полноценной жизнедеятельности инвалидов.

В начале 1990-х гг. особое внимание Правительства было направлено на защиту детского населения. Федеральная программа «Дети России» 1994 г. была названа президентской. В состав программы вошло более 10 федеральных целевых программ, в числе которых программа «Дети-инвалиды» (1994 г.). Основная цель - создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты. Эта цель реализовывалась в соответствии с такими приоритетными направлениями, как обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей; профилактика врожденной инвалидности детей и меры медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество; охрана репродуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей .

В целом программа «Дети-инвалиды» была направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения.

Новым этапом развития социальной помощи инвалидов стало принятие в 1995 г. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Законом были определены основные меры социальной защиты инвалидов. Были введены и определены понятия: инвалид, ограничения жизнедеятельности, социальная поддержка и социальная защита инвалидов. Идеи равенства инвалидов в реализации всех прав и свобод наряду со всеми гражданами Российской Федерации были основополагающими в принятии данного Федерального закона. В качестве основных мер, закрепленных в Законе, можно выделить проведение медико-социальной экспертизы, целью которой является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, а также реабилитацию инвалидов, включающую восстановительные медицинские мероприятия, протезирование и ортезирование, профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию . Таким образом, видно, что данный Федеральный закон определил важность и необходимость создания таких условий жизнедеятельности инвалидов, при которых они могли бы полноценно функционировать в обществе.

После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» идеи социализации инвалидов и их активное включение в общество приобрели еще большую актуальность. Для решения острых вопросов инвалидности были изданы различные нормативные правовые акты. Федеральный закон 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» был направлен на регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, установление для них экономических, социальных и правовых гарантий . Начиная с 2000 г. на каждые последующие пять лет были приняты Федеральные целевые программы:

1) «Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005» , направленная на создание единой информационной системы по проблемам инвалидности.

2) «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы», целями которой было создание системы реабилитационных и экспертных организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество, оснащение оборудованием реабилитационных организаций, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, осуществление мероприятий по поддержке предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест .

В настоящее время действует Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 гг., принятая в 2011 г. Основными целями программы являются: формирование к 2016 г. условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы .

Как видно из данного перечня, правовое обеспечение инвалидов представлено достаточно полно как в документах международного значения, так и в законах и постановлениях Российской Федерации. К тому же данные акты являются ориентиром для разработки и принятия региональных законов.

В Республике Бурятия наряду с действием общероссийских законов был принят ряд собственных нормативных правовых актов. В 2008 г. в Бурятии был принят Закон «О социальном обслуживании населения в РБ» , в котором говорится об основных правах граждан на социальное обслуживание, формах и видах социального обслуживания на территории Бурятии. В числе задач Республиканской целевой программе «Повышение доступности и качества государственных услуг в сфере социальной поддержки населения в Республике Бурятия на 2009-2011 годы» присутствует обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере предоставления социальных гарантий инвалидам и содействие их социальной и профессиональной реабилитации.

В 2010 г. было принято постановление об утверждении Республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2011-2017 гг. . Основными целями программы являются обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных категорий граждан, реабилитация и социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан в общество. Данная программа охватывает весь комплекс мер, необходимых для создания условий, отвечающих всем требованиям доступной среды.

В целях реализации государственной политики по обеспечению прав детей с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования Правительством Бурятии в 2013 г. была утверждена Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия. Одно из ее направлений - «создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных и медицинских (центры ранней помощи) учреждений» . Впервые в официальном документе утверждены основные понятия, составляющие теоретическую базу инклюзивного образования: инклюзия и инклюзивное образование. Данный документ является показательным примером поддержки идеи создания доступной среды для инвалидов.

Заключение

Таким образом, с начала издания первого закона Российской Федерации в области защиты прав инвалидов и до настоящего времени было разработано и направлено на реализацию более 10 нормативных правовых актов Федерального и Республиканского значения. Можно говорить о формировании достаточно обширной законодательной базы в системе социальной защиты инвалидов, которая включает не только оказание медицинской и финансовой помощи, но и направленную в первую очередь на создание доступной среды во всех сферах жизнедеятельности инвалидов. Несмотря на это, судить об эффективности на данный момент сложно. Это связано с достаточно малым периодом реализации нормативных актов и возникающими на пути успешного внедрения программ барьерами. В свою очередь стоит отметить, что по сравнению с периодом зарождения всех идей по созданию доступной среды в настоящее время процесс адаптации как инвалидов к обществу, так и общества к инвалидам протекает достаточно активно. Проводится огромная работа по созданию всех необходимых условий для успешной социализации людей с инвалидность в рамках реализации всех имеющихся нормативных актов, в том числе в Бурятии. Об этом свидетельствуют увеличение количества объектов социальной сферы, оснащенных необходимыми приспособлениями, строительство новых зданий и сооружений с учетом всех требований, появление общественных организаций, занимающихся проблемами людей с инвалидностью, увеличение числа учебных заведений, продвигающих инклюзию.

Рецензенты:

Петрова Е.В., д.соц.н., доцент, в.н.с. ФГБУН Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ.

Дагбаева С. Д.-Н., д.соц.н., с.н.с. ФГБУН Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ.

Библиографическая ссылка

Украинцева И.Д. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18311 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

По статистическим данным 2017 года, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Исправить сложившуюся ситуацию Правительство РФ намерено с помощью федеральной программы «Доступная среда». Рассмотрим, в чем заключаются основные задачи и этапы данной программы, а также каких результатов удалось добиться на сегодняшний день.

Законодательство

Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято , которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является (в ред. от 09.11.2017 г.).

Сроки реализации программы

Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.

  1. Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
  2. Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
  3. На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
  4. С 2019 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.

Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2018 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Ожидаемые результаты

К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:

  • повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
  • формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
  • оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
  • увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
  • повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
  • оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.

Это целевые показатели, актуальные на 2018 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.

Промежуточные итоги программы

По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.

  1. С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
  2. Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
  3. В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
  4. Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
  5. Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
  6. Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
  7. В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
  8. В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
  9. На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
  10. В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.

Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения

адаптированный инвалид инфраструктура

Маломобильные группы населения :

Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);

Инвалиды с недостатками зрения и слуха;

Лица преклонного возраста (60 лет и старше);

Временно нетрудоспособные;

Беременные женщины;

Люди с детскими колясками;

Согласно Конвенции ООН «О правах инвалидов» от 13.12.2006 г., чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, необходимы надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Формирование социально адаптированной инфраструктуры для инвалидов - одна из важнейших задач по интеграции инвалидов в общество. Работа по этой проблеме включает мероприятия по следующим направлениям:

· проектированию, новому строительству и приспособлению зданий, сооружений, территорий города к психофизиологическим особенностям инвалидов;

· совершенствованию системы транспортного обслуживания инвалидов с целью обеспечения их доступа к учреждениям реабилитации, профессионального обучения, объектам культуры, спорта, предприятиям трудовой деятельности;

· формированию общегородских систем специализированных телекоммуникаций и информации для инвалидов с нарушениями слуха и зрения.

Однако доступ инвалидов к официальным учреждениям, поликлиникам, аптекам, предприятиям торговли, культурным и просветительным учреждениям до настоящего времени в большинстве городов часто затруднен.

В Конвенции по правам инвалидов есть термин - универсальный дизайн. При строительстве зданий уже в проект закладываются нормы, которые сделают это здание удобным, приспособленным для инвалидов, и так далее. То есть, на стадии проектирования можно в максимальной степени учитывать потребности людей, в том числе инвалидов.

Под доступностью понимается не только сооружение пандусов и специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана сыграть и настройка работы социальных, информационных и прочих служб под нужды инвалидов, создание дополнительных возможностей для инвалидов по поиску работы. Обеспечение доступности в наиболее популярных учебных заведениях в местах приложения труда, способствует отчужденности лиц с ограниченными возможностями от общества, улучшению условий самореализации и социальной адаптации лицам с ограниченными возможностями, позволит им свободно передвигаться, облегчит бытовую деятельность, общение, досуг. Доступной среда должна быть повсеместно, непрерывной на значительных по площади территориях. Например, в границах микрорайона, открытые пространства, объекты приближенного и повседневного обслуживания.

Таким образом, под доступной средой мы понимаем такую организацию окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.

Основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов в России и за рубежом :

Периодом активного внимания к инвалидам за рубежом были 1983-1992 годы названные десятилетием инвалидов. Положительные результаты по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов были в тех странах, где инициаторами создания доступной среды были инвалиды. Так в Канаде привлечение к этой проблеме было начато такими людьми на колясках, как Рик Хансен, который обогнул земной шар на коляске.

Практически все разработанные в это время нормы касались вопросов проектирования и оборудования зданий, предназначенных для проживания инвалидов. В настоящее время они охватывают все объекты градостроительного, архитектурного и ландшафтного проектирования и учитывают требования не только инвалидов-колясочников, но и всех категорий физически ослабленных лиц.

Сейчас за рубежом проблеме адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов и маломобильного населения уделяется большое внимание. Практический опыт формирования доступной среды жизнедеятельности стран Западной Европы, Канады, США показывает, что инвалиды при ее наличии беспрепятственно передвигаются по улицам, ездят на городском транспорте, на метро, посещают театры, музеи, кафе, библиотеки.

В Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов - это шестая часть населения страны, им уделяется первоочередное внимание и забота. Все британские городские автобусы оснащены платформами, по которым без труда в салон поднимаются инвалиды и мамаши с детскими колясками. Например, помочь слепым призвано т.н. «осязаемое покрытие». Это система индикаторов, рассчитанных на слепых людей, представляющая собой текстурированное покрытие на пешеходных дорожках, переходах, на железнодорожных платформах и т.д. Ощущаемая слепыми или слабовидящими людьми, скажем, при помощи белой трости текстура служит своего рода предостережением.

В американском обществе государство вносит существенный вклад в облегчение жизни людей с ограниченными возможностями. В каждом доме есть два вместительных лифта, позволяющих человеку в инвалидной коляске без лишних проблем спуститься до первого этажа. В соответствии с американскими стандартами на каждом перекрестке часть тротуара как бы спускается под асфальт, что позволяет инвалиду без лишних проблем перейти через дорогу. Все городские автобусы (районные, городские, ближнего и дальнего следования) оснащены специальными устройствами по транспортировке инвалидов. В реализации программ социальной защиты инвалидов в развитых странах мира участвуют практически все ведомства и государственные органы, общественные организации и благотворительные союзы. Национальный институт по исследованиям в области инвалидности и реабилитации при Министерстве образования США выдает штатам гранты и поощряет исследовательскую работу по улучшению подобных устройств. Однако, несмотря на созданную систему реабилитации, в силу различных причин (экономических, социальных, политических, правовых и др.) состояние социальной реабилитации инвалидов, по мнению специалистов и зарубежных экспертов, не идеально и требует дальнейших качественных и количественных изменений.

В настоящее время доступность среды для инвалидов в Российской Федерации находится на низком уровне . Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до недавнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов и в большей степени была направлена на создание доступной среды жизнедеятельности в системе учреждений стационарного специализированного социального обслуживания. То есть, развивалась как единственная и традиционная форма, характеризующаяся созданием комфортных условий для инвалидов в домах-интернатах, детских домах, специальных жилых домах для инвалидов. Формируемая в последнее время государственная система мер в области градостроительства и производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики направлена на постепенное создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов.

Вопросы доступности железнодорожного, воздушного и городского общественного транспорта для инвалидов по всей России практически не решены.

В последние годы на некоторых железнодорожных маршрутах появились экспериментальные вагоны с одним двухместным широким купе, предназначенным для инвалидов на колясках с сопровождающими их лицами. Однако низкие платформы вокзалов, высокие ступени, узкие двери и неудобно расположенные поручни троллейбусов и автобусов являются практически непреодолимой преградой для инвалидов, передвигающихся на колясках, и затрудняют пользование ими другим категориям инвалидов со сложностями в ходьбе.

Большинство вокзалов, даже реконструированных относительно недавно, лишены туалетов для инвалидов или широких кабин в общих туалетах.

Перекрестки, оборудованные «звуковыми светофорами» для слепых, начали внедряться в отдельных городах, преимущественно в местах проживания или трудоустройства инвалидов с нарушениями зрения.

Тротуары или специальные пешеходные дорожки для слепых и слабовидящих в районах, где расположены предприятия, санатории и пансионаты, принадлежащие ВОС, часто маркируют белой выступающей краской или оборудуются ограничителями и поручнями. У пешеходных переходов для данной категории инвалидов устанавливают предупреждающие дорожные знаки и светофоры. На некоторых станциях Московского метрополитена покрытие у края перрона имеет особую структуру поверхности, адаптированную для передвижения слепых и слабовидящих.

Слепым также помогает звуковое оповещение о приближении поездов. На некоторых, но далеко не на всех автобусных и троллейбусных маршрутах объявляют не только название остановок, но и номера маршрутов и направление следования.

Эти и ряд других удобств характерны не только для столицы, но и для некоторых городов России, где рядом с предприятиями, использующими труд слепых, проживают эти инвалиды.

Однако даже в относительно благополучной Москве в аспекте адаптации социальной среды для инвалидов с нарушениями зрения, по мнению компетентных членов ВОС, лишь половина незрячих может передвигаться по городу без помощи сопровождающего лица.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая характеристика органов, осуществляющих социальную защиту инвалидов в РФ. Организация доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Калининском районе Санкт-Петербурга. Разработка комплексной программы "Доступная среда".

    дипломная работа , добавлен 30.07.2013

    Сущность понятия "инвалидность". Основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов в России и за рубежом. Основные особенности межведомственных взаимоотношений. Распределение экспертов по уровню ведомственной принадлежности.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2010

    Инвалиды как наиболее социально незащищенная категория населения. Понятие инвалидности, ее разновидности. Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов. Основные принципы работы с инвалидами. Содержание и виды реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2010

    История становления социальной защиты инвалидов. Правовое положение инвалидов в Российской Федерации. Порядок установления инвалидности, правовые основы социальной защиты инвалидов. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Характеристика КМО МОИ "ТАЛАНТ". Проект "Правовой десант – защита прав инвалидов и малоимущего населения Красноярского края". Описание семинара, проходившего 15-16 мая в КГУ СОН "Красноярский дом интернат № 1 для ветеранов и инвалидов" г.Красноярск.

    отчет по практике , добавлен 06.01.2009

    Социальная защита населения: сущность и принципы осуществления. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов. Список льгот и гарантий для работающих инвалидов. Оценка реализации целевой программы социальной защиты инвалидов "Доступная среда".

    дипломная работа , добавлен 14.03.2015

    Основные понятия, определения и теоретические аспекты социализации молодых инвалидов. Повышение уровня социальной зрелости общества. Официальная социальная политика в Российской Федерации. Социализация молодых инвалидов на примере социальных квартир.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2012

    Правовые аспекты социальной защиты инвалидов Российской Федерации. Исследование основных социальных проблем людей с ограниченными возможностями, методы и пути их решения, а также формирование социальной защиты инвалидов в современном российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2012

    Индивидуальная программа реабилитации инвалидов и ее значение в данной сфере. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости. Обеспечение инвалидов жильем и компенсация расходов на его содержание.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы. Социальные права детей-инвалидов в Российской Федерации. Оценка обеспечения социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО "Кировский центр социальной помощи семье и детям" г. Волгограда.

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2019 год.

Законодательная база

Этапы программы


Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций - исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цели мероприятий правительство видит в следующем:

Основная

  1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
    • в социальной сфере;
    • на основании самостоятельной экономической активности.

Дополнительные:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Задачи ФЦП

Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

  1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
  2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
  3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
    • их обучения;
    • переквалификации и повышения профессионального уровня;
    • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
  4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие - не больше 70%.
В 2017 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 52 919 205,8 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
    • создание им свободного доступа в здания органов власти;
    • повышение качества обслуживания;
    • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
    • развитие производства предметов и оборудования для них;
    • внедрение соответствующих законов.
  3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
    • выработка объективных критериев медэкспертизы;
    • контроль за своевременностью предоставления им помощи.
К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. - 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Мероприятия по реализации подпрограмм

Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:

Подпрограмма № 1:

  1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
  2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
    • картами;
    • баннерами;
    • указателями.

3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.

4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»


Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов


В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

23 февраля 2017, 01:42 Мар 3, 2019 13:50

Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда. Рассмотрим более подробно.

Что это такое

В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды - одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

Понятие "безбарьерная среда" содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы.

В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для инвалидов. Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для инвалидов - это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

Социальная политика России. Программа "Безбарьерная среда"

В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

Базовый критерий оценки социальной политики - это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

Формирование безбарьерной среды- важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

Экономический эффект создания безбарьерной среды

Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

Во-первых, организация безбарьерной средыпостепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

"Маломобильные" группы населения, имеющие инвалидность

Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

Если опираться на нормативные документы РФ, то :

  • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
  • инвалиды, имеющие и зрения.

Маломобильные группы населения, не имеющие инвалидности

  • лица от 60 лет;
  • временно нетрудоспособные по тем или иным причинам;
  • женщины "в положении";
  • люди, которые везут детские коляски;
  • дошкольники.

Влияние создания безбарьерной среды для всех социальных групп

Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

Поручни также необходимы пожилым, женщинам "в положении", детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

Безбарьерная среда в школе

Благодаря "Безбарьерная среда", у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии - "окно" во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.

Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

Выводы

Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.

Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи.

Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

Похожие публикации