Строение тела человека. Строение трубчатой кости. Череп и мышцы

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи , представленном ниже.

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом . Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры «. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным , т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей , которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров , так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции .

Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов , но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты . Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.

Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины . Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом , напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели , как правило, сокращаются , становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека .

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса .

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

Головой называют часть тела человека, в которой расположен мозг и органы чувств. Передняя часть головы человека называется лицом. Голова соединяется с телом шеей, которая помогает голове поворачиваться и держать определенную позицию в пространстве.

Внешнее строение головы человека

сверху :

  • Лобно-теменная часть
  • Темечко
  • Теменно-затылочная часть

Анатомические области головы, если смотреть сбоку :

  • Висок (височная область) представляет собой парную анатомическую область головы между ухом и лбом. Данная область ограничена спереди, сверху и сзади верхней височной линией теменной кости, а внизу – скуловой дугой. Границы височной области соответствуют контурам височной мышцы, которые проявляются при сжатии зубов
  • Ухо . Ухо представляется собой сложный вестибулярно-слуховой аппарат, который воспринимает звуковые сигналы, управляет положением тела в пространства и способностью удерживать равновесие. Расположены уши в височных костях черепа, снаружи ограничены ушными раковинами. Выделяют три отдела: наружное, среднее и внутреннее ухо

Анатомические области головы, если смотреть сзади :

  • Затылок

Анатомические области головы, если смотреть спереди :

    • Веки глаз (верхнее и нижнее веко, ресницы)
    • Роговица глаза – передняя наиболее выпуклая прозрачная часть глазного яблока
    • Глазной белок
    • Радужка глаза (радужная оболочка глаза) представляет собой тонкую подвижную диафрагму глаза с отверстие (зрачком) в центре. Радужка находится за роговицей, перед хрусталиком
    • Зрачок глаза – отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз проникают световые лучи.
  1. Переносица (носовая кость) – это часть носа, где кость соединяется с хрящом
  2. Кончик носа представляет собой самую крупную область в нижней части носа
  3. Крылья носа – две мягкие, округленные части носа (обычно они имеют треугольную форму), находятся по обе стороны от кончика носа
  4. Ноздри представляют собой отверстия в нижней части носа
  5. Носовая перегородка – это участок между ноздрями, который соединяется с нижней частью лица над верхней губой

    • Губы (верхняя и нижняя губа)
    • Полость рта
        • Десны (верхней и нижней челюсти)
        • Зубы (верхней и нижней челюсти: большие и малые коренные зубы, клыки и резцы). Зубы состоят из коронки (выдается над десной), шейки (охватывается десной) и корня (находится под десной, во внутренней части кости)
        • Язык
          • Нитевидные сосочки языка, которые расположены по всему телу языка
          • Грибовидные сосочки языка – расположены на спинке языка, ближе к краям, имеют форму шишковидных наростов (150-200 единиц)
          • Листовидные сосочки находятся в боковых отделах языка. Это 5-8 складок, разделенные бороздками
          • Сосочки, которые окружены валом, — находятся на границе между корнем и телом языка. Они большие, но выступают слабо
          • Уздечки языка – это складка слизистой оболочки от нижней поверхности языка до десен
        • Слюнные железы
        • Неба – верхняя стенки полости рта, которая состоит из двух частей:
          • Твердое небо
          • Мягкое небо
        • Гортань
  • Подбородок является самой нижней частью лица, которая расположена вниз от нижней губы.

Светлана Коваленко
Конспект ООД с презентацией в подготовительной к школе группе «Части тела человека. Голова»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности по познавательно – исследовательской деятельности

«Части тела человека . Голова » .

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Цель : Совершенствовать знания детей о частях тела человека (голова ) и о здоровом образе жизни.

Задачи :

Образовательные :Закрепить знания о частях тела человека , расположенных на голове , их значении в жизни человека и способах ухода за ними.

Совершенствовать умение вести опытно-исследовательскую работу, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Развивающие :Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в получении конечного результата,формировать коммуникативные умения.

Воспитательные :Воспитывать бережное отношение к своему здоровью,доброжелательность к людям,имеющим отклонения в здоровье.

Методы и приемы : наглядный метод (использование видеоматериалов, словесный метод (беседа по вопросам о частях тела , игровой прием (гимнастика для глаз, элементы артикуляционной и мимической гимнастики) , метод обследования (рассматривания в лупу волос, глаз, рассматривание в зеркалах рта, ароматерапия (баночки с разными запахами, моделирование изучаемого объекта на основе полученного опыта (силуэт головы , система сигнального голосования .

Словарная работа : уточнить значение слов «гипотеза» , «исследователи» , «зеница ока» ,ввести в активный словарь существительные «зрачок» ,

»радужка»; учить правильно употреблять притяжательные прилагательные «заячьи» ,» беличьи» и т. д.

Предполагаемая предшествующая работа :

Рассматривание иллюстраций по теме «Тело человека » ,беседа о здоровом образе жизни.

Чтение М. Яснов. Щечка,щечка, два мешочка, В. Нестеренко. Веснушки, В. Чаплина. Малыш.

Рисование «Автопортрет» , «Мамины глаза»

Оборудование и материалы :ТСО, лупа (на каждого ребенка,зеркало (на каждого ребенка, цветовые сигналы (на каждого ребенка, колокольчик, повязка на глаза,

Воспитатель :

Внимание! Внимание!Начинаем заседание научного клуба «Исследователи» .

Прошу внимания на экран!

Слайд № 1. Голова

Не звуки, не буквы и не слова…

У нас на картинке одна (дети : ГОЛОВА )

Что можно узнать о такой голове ?

Кто знает – пусть отвечает мне (Индивидуальные ответы детей)

Отлично, исследователи.

Ваши гипотезы, то есть предположения, я обобщила и предлагаю

изучить все видимые части головы . Я уверена, мы узнаем много интересного.

Слайд № 2. Волосы.

Мы бываем разные – разные :

Черные, рыжие,даже красные,

Мы густые бываем и редкие,

Очень слабые или крепкие,

У мальчишек обычно короткие,

А у девочек аж до пояса,

Вы конечно уже догадались :

Мы – красивые пышные (волосы)

На голове у человека растут волосы . Как вы думаете, для чего (ответы детей)

Правильно. Маша,Витя, Андрей, Сережа и Илья, возьмите в руку лупу. Рассмотрите поближе волосы своего соседа по столу. Что вы можете сказать про волосы человека . Какие они (Ответы детей)

А чтобы они были блестящими и красивыми, нужно что делать (ответы детей)

Какой делаем вывод (ответы детей)

Слайд № 3. Предметы для волос.

Расческа, шампунь, лак для волос,плойка,вода,краска для волос

Слайд № 4. Глаза.

Мы смотрим направо, налево, вперед

Мы видим, куда наш хозяин идет,

А если грустим, нас омоет слеза.

Вы все догадались, что это (глаза)

Лена,Соня, Настя, Егор, Маша, возьмите в руки лупы. Рассмотрите глаза своего соседа по столу. Из каких частей состоит глаз человека (Ответы детей)

Глаза человека – очень сложный орган, который нужно беречь. У русских людей даже есть пословица «Береги как зеницу ока» .Зеница – это маленькая черная точечка внутри глаза, которая называется зрачок. Как и за любым органом, за глазами необходимо ухаживать и беречь свое зрение, не переутомлять глаза.

Ты закрой глаза ладошкой,

Посидим совсем немножко :

Сразу сделалось темно.

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно.

Поэтому предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.

Следите за стрелочкой глазками.

Слайд № 5. Гимнастика для глаз.

Делаем вывод (ответы детей)

Слайд № 6. Уши

Нами все услышать можно,

Если слух отличный.

Но подслушивать не надо –

Это неприлично!

Какие звуки мы слышим ушами (ответы детей)

Какие звуки для наших ушей вредны?

У разных животных уши выглядят по – разному. Угадайте, чьи это уши!

Слайд № 7. Уши животных

Кошачьи, заячьи, слона, беличьи

Проведение игры малой подвижности «Где звенит колокольчик?»

А теперь, исследователи, проверим, как слышите вы.

Одному из детей завязываю глаза. Остальные в кругу. Один из детей получает колокольчик. После слов «Покружись, покружись,а теперь остановись.

Стой на месте, не шатайся,где звоночек – догадайся»

Ребенок с завязанными глазами должен услышать, в какой стороне звенит колокольчик и указать направление рукой. (При наличии времени игра проводится 2 раза)

Делаем вывод (ответы детей)

Слайд № 8. Нос

На лице он выдаётся,

Не в свои дела суётся,

Но сопеть и нюхать тоже

С удовольствием он может.

Проведем эксперимент. Перед вами стоят баночки. Что внутри – мы не знаем, потому что не видим. С помощью чего можно узнать, что внутри? (ответы детей)

Воспитатель по очереди подзывает детей, просит закрыть глаза и открывает баночку. В банках : кофе, чеснок, духи,мыло,лимон,шоколад.

Делаем вывод (ответы детей)

Слайд № 9. Рот

Дом, где наш язык живет,

Называем все мы ….(рот)

Возьмите в руки зеркало и рассмотрите каждый свой рот. Какие части есть у рта (ответы детей)

Сложите губы трубочкой, растяните в улыбке, а теперь сделайте губами поцелуй. Поздоровайтесь язычком с носиком, а теперь с подбородком, сделайте язычком «часики» , покусайте несильно язычок зубами, это для языка хороший массаж!Что вы можете сказать о своих зубах? (ответы детей)

Какие средства нам помогают сохранять свои зубы? (ответы детей)

Слайд № 10. Предметы.

Зубная паста, зеленое яблоко, конфеты, жевачка, зубная щетка, газировка.

Слайд № 11.

Заседание научного клуба «Исследователи» подходит к концу.

Что полезного вы сегодня узнали (ответы детей)

Я надеюсь, ребята, что вы будете соблюдать все правила ухода за своим телом и тогда вам будут не страшны никакие болезни! Я хочу вручить вам силуэты человеческой головы , а вы в свободное время дорисуйте на ней все части головы , о которых мы говорили и покажите своим товарищам в группе . До свидания.

Публикации по теме:

Задачи: 1. Закрепление умения сличать предметы; уточнение названий частей тела; формирование понимания пространственных отношений; развитие.

Конспект занятия в средней группе «Части тела» Цель: Уточнить знания детей о строении человека, назначение отдельных его частей. Задачи: Учить координировать речь с движениями, развивать.

Конспект НОД «Использование логосказки на занятиях логопеда в средней группе. Тема:» Части тела «». Конспект непосредственно образовательной деятельности "Использование логосказки на занятиях логопеда в средней группе. Тема:"Части тела"".

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Здравствуйте, это-Я!» (знакомство с частями тела человека) Конспект по познавательному развитию на тему: «Здравствуйте, это Я!» (младшая группа) Цель: - формировать представления детей о частях.

Основные части тела

· Туловище: грудь и живот

· Верхние конечности: плечо, локоть, предплечье и кисть: запястье, пясть и пальцы.

· Нижние конечности: бедро, колено, голень, стопа: предплюсна, плюсна, пальцы.

Тело человека расположено в 3-х плоскостях , взаимно перпендикулярных друг другу:

1) Сагиттальная плоскость (передне-задняя) - разделяет тело человека на левую и правую части.

2) Фронтальная плоскость (поперечная) - разделяет тело на переднюю и заднюю части.

3) Горизонтальная плоскость - разделяет тело человека на верхнюю и нижнюю части.

Вращение суставов возможно за счет движений в 3-х осях :

1) Сагиттальная ось (передне-задняя). Возможно отведение и приведение конечностей

2) Вертикальная ось. Возможны вращения внутрь и наружу

3) Фронтальная ось (поперечная). Ось совпадает с фронтальной плоскостью. Возможны сгибания и разгибания

Расположение органов и частей тела:

Медиально - орган, лежащий ближе к середине тела.

Латерально - орган, удаленный от середины тела.

Клетка - это универсальная единица "живого".

Клетка окружена оболочкой мембраны , которая защищает её, обладает свойством полупроницаемости и пластичности.

Внутренняя среда клетки имеет гелеобразную структуру, в которой расположены органоиды клетки.

Клетки образуют ткань , когда они имеют общее происхождение, общее строение и выполняют единую функцию.

Существует 4 типа ткани:

1. эпителиальная

2. соединительная

3. нервная

4. мышечная

Эпителиальная ткань - (эпителий, от греч. epi - на, поверх и thele - сосок) - пограничная ткань, выстилающая поверхность кожи, роговицы глаза, серозных оболочек, внутреннюю поверхность полых органов пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем (желудка, трахеи, матки и др.). Большинство желез эпителиального происхождения.

Соединительная ткань - это ткань, не отвечающая непосредственно за работу какого-либо органа или системы органов, но играющая вспомогательную роль во всех органах, составляя 60-90% от их массы. Большая часть твёрдой соединительной ткани является фиброзной (от лат. fibra - волокно): состоит из волокон коллагена и эластина. К соединительной ткани относят костную, хрящевую, жировую и другие. К соединительной ткани относят также кровь и лимфу. Поэтому соединительная ткань - единственная ткань, которая присутствует в организме в 4-х видах - волокнистом (связки), твёрдом (кости), гелеобразном (хрящи) и жидком (кровь, лимфа, а также межклеточная, спинномозговая и синовиальная и прочие жидкости). Фасции, мышечные влагалища, связки, сухожилия, кости, хрящи, сустав, суставная сумка, сарколемма и перемизий мышечных волокон, синовиальная жидкость, кровь, лимфа, сосуды, капилляры, сало, межклеточная жидкость, внеклеточный матрикс, склера, радужка, микроглия и многое другое - это всё соединительная ткань.

Нервная ткань - это система взаимосвязанных нервных клеток и нейроглии, обеспечивающих специфические функции восприятия раздражений, возбуждения, выработки импульса и его передачи. Она является основой строения органов нервной системы, обеспечивающих регуляцию всех тканей и органов, их интеграцию в организме и связь с окружающей средой.

Мышечная ткань - ткани, различные по строению и происхождению, но сходные по способности к выраженным сокращениям. Они обеспечивают перемещения в пространстве всего организма в целом или его частей (пример – скелетная мускулатура) и движение органов внутри организма (пример – сердце, язык, кишечник).

Типы мышечной ткани:

1) Поперечнополосатая (исчерченная) мышечная ткань

2) Поперечнополосатая сердечная мышечная ткань

3) Гладкая мышечная ткань. Образует стенки внутренних органов и сосудов, медленно сокращается и не поддается контролю.

Двигательный акт:

1) Органы, совершающие двигательный акт (скелет, мышцы)

2) Органы, регулирующие двигательный акт (нервная и эндокринная системы)

3) Органы, помогающие совершить двигательный акт (все остальные органы)

Скелет

Скелет человека состоит в среднем из 206 костей

Обновление тканей происходит каждые 20-25 лет

Функции скелета:

1) Опорная. Опора для мышц

2) Двигательная. Перемещение в пространстве с помощью трубчатых костей

3) Защитная. Плоские кости

4) Обменная. Химический состав, кальций

5) Кроветворная. Губчатые кости и костный мозг

Классификация костей:

Трубчатые:

· длинные

· короткие (фаланги пальцев)

Плоские

Губчатые (рыхлые, пористые)

* Позвонки являются смешанными костями

Строение трубчатой кости:

Остеон – это комплекс костных цилиндров, вложенных один в другой, содержащие зрелые клетки костной ткани - остеоциты. Остеон является единица компактного вещества. В центре остеона находится канал с кровеносными сосудами.

Остеоциты – зрелые клетки костной ткани.

Остеобласты - молодые остеобразующие клетки кости (диаметр 15-20 мкм), которые синтезируют межклеточное вещество - матрикс . По мере накопления межклеточного вещества, остеобласты замуровываются в нём и становятся остеоцитами.

Метафиз - участок длинной трубчатой кости, расположенный между эпифизом и диафизом. За счет метафиза кость растет в длину в детском и юношеском возрасте.

Кость снаружи покрыта надкостнице , к внешнему слою которой прикрепляется сухожилие мышц. Внутренний слой надкостницы содержит молодые клетки костной ткани - остеобласты , деление которых способствует росту кости в ширину. Надкостница участвует в формировании костной мозоли при переломе. Под надкостницей находится компактное вещество, единицей которого является остеон. В центре остеона располагается канал с кровеносными сосудами. За компактным веществом расположено губчатое вещество, между перекладинами которого расположен красный костный мозг.

* Рост и развитие костей обусловлены работой мышц.

В местах наибольшей нагрузки увеличивается толщина компактного вещества.

В связи с утолщение компактного вещества костномозговая полость уменьшается.

У которого есть масса частей, которыми можно поразить врага. Большинство из них расположено на руках, но есть и другие, расположенные по всему телу.

Поражающие точки головы


Удар макушкой. Верхушка черепа не лучшее оружие человека, так как удар головой приводит к сильной перегрузке шеи, а она не у всех людей сильная часть тела. Удар макушкой головы можно увидеть в футболе или американском футболе. Такая атака может быть эффективной, если противник застигнут врасплох, а удар нанесен в брюшную полость или пах. Хотя если есть выбор, лучше наносить удар другой частью тела.

Удар лбом. Поражающая часть находится в центре лобной кости, примерно на 5 см. выше бровей. Лобная кость очень прочная, настоящий «щит» в передней части черепа, способный не только выдерживать сильнейшие удары, но и наносить поражающие удары. Если вы видели фильмы с Жераром Депардье, можно увидеть, что это излюбленный приём его героев. Одними уз лучших считаются удары по носу и рту, они вводят противника в шоковое состояние, обильное кровотечение может стать дополнительным фактором, способным переломить исход схватки.

Затылок. Затылочная кость менее крепкая и удобная для удара, но в критической ситуации можно нанести удар затылком по носу, лицу, рту человека, схватившего вас сзади. Этот удар может причинить значительную боль и позволит вам действовать дальше.

Ударные части головы.


Удар головой по касательной.


Варианты ударов головой.

Подбородок. Костяной кончик нижней челюсти очень сильная часть человеческого тела, как и челюсть. Но так как челюсть связана с органами равновесия, ее редко используют для ударов. Но подбородком можно надавить на какую-либо слабую часть противника.

Зубы человека. Обычно используют верхние и нижние резцы, но можно использовать и коренные зубы. Это весьма мощное оружие, способное внести перелом в исход схватки, например: можно укусить врага за палец, если вам зажимают рот.

Ум, голос, глаза. Иногда схватку можно предотвратить с помощью обычного разговора – найдя «общий язык» с потенциальным противником. Пример: один молодой человек попал в часть с весьма «нездоровой атмосферой», но довольно неплохо устроился, так как обладал обширным багажом в сфере знания различных историй, анекдотов и т. п., став «душой кампании». Резкий, громкий, акцентированный крик способен вызвать деморализацию противника – он действует даже на животных. Так, описаны случаи, когда медведи умирали от разрыва сердца(фактически испуга) при неожиданной встрече с женщинами, когда те испускали такой визг, что он ввергал их в испуг, панику. Некоторые люди могут создать такое выражение лица или глаз, что выводили человека из равновесия, «из колеи».

Похожие публикации