Правила идентификации сельскохозяйственных животных рк. Идентификация животных, которой нет. Бирка — «документ строгой отчетности»

Что такое идентификация животных?

Идентификация животных - система учета животных, включающая присвоение идентификационного номера животному путем мечения, регистрацию сведений о животном в базе данных и выдачей паспорта на животное.

Мечение животных - это присвоение и нанесение на теле животного различными способами индивидуального номера.

Носитель идентификационного номера - бирка (в том числе навесная с радиочастотной меткой), болюс, чип, ошейник и другие средства, соответствующие стандартам ISO 11784 и 11785 и содержащие уникальный цифровой 15-тизначный код.

Что такое чипирование животных?

Чипирование - это метод мечения животных специальными чипами, «идущий в ногу со временем», легкий в применении, существующий в мире уже более двадцати лет, безболезненный и безопасный.

Чипируют домашних животных во многих странах мира и это стало такой же общепринятой обязательной нормой как вакцинация их против бешенства.

Ранее на протяжении десятилетий идентификация животных производилась с помощью клеймения и татуировок, выщипах на ушах, которые постепенно отходят в прошлое, так как имеют ряд существенных недостатков. Татуировка со временем искажается и меняет цвет, клеймо зарастает, ярлыки и бирки теряются и при необходимости их можно подделать.

Проблема идентификации животных в настоящее время становится все более актуальной и решена при помощи чипирования. При разработке метода чипирования животных были учтены все недостатки ранее применяемых методов мечения животных.

Чаще всего владельцы животных сталкиваются с необходимостью их мечения при перевозках.

На территориях многих стран единственным методом мечения домашних животных является чипирование, где применяются микрочипы, соответствующие стандарту ISO 11784 и ISO 11785.

Зачем нужно чипирование?

Такое требование, прежде всего, должно обеспечить:

1. невозможность подменить одного животного другим,

2. исключить перевозку животных, которые не вакцинированы против бешенства и других заразных болезней,

3. найти животное владельцу в случае его потери, а при находке чужого животного определить координаты его владельца, связавшись со специализированной локальной базой или с базой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Чипирование является сильным аргументом при возникновении споров по владению тем или иным животным.

Природоохранные организации с помощью системы идентификации проводят контроль над миграцией диких животных и животных, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации, и содержащихся в условиях неволи.

Что представляет собой чипирование, из чего состоит и как действует?

Электронная идентификация животных - чипирование - кошек, собак, сельскохозяйственных животных, экзотических животных, птиц, рыб и др. - представляет собой имплантацию под кожу животного микрочипа, содержащего в себе уникальный индивидуальный 15-ти-значный номер, который остается с ним
в течение всей его жизни.

Микрочип - маленькая стерильная капсула из биосовместимого стекла размером не больше рисового зёрнышка, длиной всего 12 мм, диаметром 2,1 мм и весом всего 0,6 гр. Внутри капсулы расположен сам микрочип, состоящий из катушки индуктивности и микросхемы.

Назначение микрочипа - содержать номер, по которому можно будет опознать, отождествить, то есть идентифицировать животное.

Вопреки заблуждениям чип не содержит никакой информации о животном, он содержит лишь персональный 15-ти-значный цифровой код, а для хранения информации о животном и его владельце используются электронные базы данных чипированных животных.

Пятнадцать цифровых ячеек гарантируют безопасную и надежную идентификацию животного на протяжении всей его жизни, отсутствие повтора номера в течение ближайших ста лет, а биосовместимое стекло исключает возможность миграции микрочипа. Это значит, что каждое животное может получить уникальный сохраняющийся в течение всей жизни идентификационный код, его невозможно дополнить или изменить, поэтому его неизменность - гарантия отсутствия подделок номеров микрочипов. Количество считываний информации с чипа не ограничено. Микрочип не требует источника питания и ничего сам по себе не излучает, активизируясь только сканером.

В настоящее время используются универсальные микрочипы, совместимые с разными электронными системами и их электромагнитная частота соответствует стандарту ISO 11784 и ISO 11785.

Имплантация микрочипа в капсуле - легкая, быстрая и главное безболезненная процедура без применения общего наркоза, т.к. микрочип имеет миниатюрные размеры и легко проходит под кожу, однако чипировать животное нужно
только у профессионала - ветеринарного врача в ветеринарной клинике. Капсула вводится под кожу в области холки при помощи одноразового аппликатора (похожего на шприц). Животное будет ощущать процедуру введения чипа как обычную подкожную инъекцию. Одноразовый аппликатор для имплантации поставляется вместе с микрочипом в стерильной упаковке. Сам по себе микрочип неактивен, так как он не передаёт никаких волн без активизации сканером. Попав под кожу, микрочип в течение 5-7 дней окружается соединительно-тканной капсулой, исключающей его перемещение. Явлений отторжения или миграции микрочипа не наблюдается. Никаких побочных действий после введения не наблюдается. Потерять или повредить микрочип невозможно - он становится частью подкожного слоя. Чип не может быть причиной воспаления или опухоли. Безопасность введения микрочипа подтверждается огромной практикой по всему миру. Чипировать животное можно в любом возрасте, так как возраст животного не влияет на расположение микрочипа и реакцию на него организма.

Для считывания информации с микрочипа используются сканеры, соответствующие международному стандарту соответствует стандарту ISO11784 и ISO 11785, что позволяет считывать чипы разных типов и производителей.
Сканер микрочипа генерирует радиосигнал низкой мощности, сигнал возбуждает микрочип, который передает на сканер информацию с идентификационным номером животного.

В случае, если при оформлении ветеринарных сопроводительных документов для перевозки животного выявлено отсутствии на теле животного средства, позволяющего это животное идентифицировать (отсутствие микрочипа, клейма, демографической метки (татуировки), владельцу предлагается провести чипирование животного, как наименее травматичного и инвазивного, а также безопасного и современного метода идентификации животного.

Ветеринарный врач может только тогда оформить ветеринарный сопроводительный документ для перевозки животного, когда сможет вписать в этот документ сведения, позволяющие идентифицировать, предназначенное для перевозки животное. Такими идентифицирующими сведениями являются - номер микрочипа, клейма, дермографической метки.

В Москве завершилась выставка AgroFarm-2017. Одной из тем, оказавшихся в центре внимания участников деловой программы мероприятия, стала проблема идентификации животных в России. Варианты ее решения обсуждаются давно, но сдвинуть дело с мертвой точки пока не удается. На одном из заседаний за круглым столом « Идентификация и систематизация поголовья скота в России », организованном в рамках выставки, речь шла о подходах и требованиях к учету, идентификации животных и законодательных изменениях в этой сфере. Наш корреспондент выяснил, что предлагает отраслевое ведомство и какие вопросы интересуют специалистов ветеринарных служб, представителей бизнес-сообщества. В России немало компаний, готовых предлагать свои услуги по автоматизации процедур учета и идентификации сельскохозяйственных животных, ведению базы данных.

Открывая заседание, модератор круглого стола, заместитель руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Максим Синельников напомнил, что в России содержится 85% поголовья крупного рогатого скота, свиней и птицы, имеющегося на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И как это неудивительно, но только в нашей стране не урегулированы отношения в сфере идентификации животных, многое еще предстоит сделать на законодательном уровне. В Белоруссии и Кыргызстане уже приняты законы об идентификации, утверждены подзаконные акты. В Казахстане соответствующие положения включены в закон о ветеринарии, определен порядок выполнения процедур.


В России внесенные в 2015 году поправки в закон о ветеринарии предусматривают положения об идентификации. Принят перечень видов животных, подлежащих идентификации. Но этого явно недостаточно. Что не получается, почему и что предлагает отраслевое ведомство? Ответить на эти вопросы попытался заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов, который представил возможные подходы к идентификации сельскохозяйственных животных в нашей стране.

По выражению чиновника, существует несколько развилок в решении поставленных задач. В свое время дискутировали, принимать отдельный закон об идентификации животных или включить соответствующие положения в закон о ветеринарии. «По логике вещей, конечно, нужно было принимать отдельный федеральный закон, поскольку эта масштабная задача касается и ветеринарии, и племенного дела, и фискальных вещей. Но ограничились положениями в закон о ветеринарии и отсылками к подзаконным актам, которые должен разработать Минсельхоз. Над этими актами идет работа. Но законотворческий процесс у нас долгий, подзаконные нормативные акты без автора, то есть непонятно, кто их сотворил, и, как правило, компромиссные, поэтому неудобные в использовании, – обрисовал положение дел Николай Власов. – И все-таки в этом году такой нормативный акт появится, мы сделаем все от нас зависящее», – пообещал чиновник.


Прежде чем перейти к сути идей Россельхознадзора, он заметил, что эти предложения чиновники пытались отрабатывать по разным связям с бизнес-сообществом и даже с ветеринарными службами России. Но попытка оказалась бесплодной – службы не отзываются на эти инициативы. Тем не менее сегодня есть понимание, что должно быть сделано. Прежде всего нужно четко разделять понятия учета животных (это общий термин) и процессов маркирования животных (снабжения их метками, позволяющими отличить одно животное от другого). Процедуры различаются в зависимости от вида животных.

Развилки маркировки

В Россельхознадзоре не стали изобретать велосипед, а предпочли следить за ситуацией в отрасли, изучали опыт соседних стран. Например, в коневодстве основной метод маркирования – чипирование, в животноводстве (крупный рогатый скот) – электронное биркование, позволяющее уменьшить количества ручного труда при выполнении ветеринарных процедур, диагностики и т. д. В ведомстве считают, что применительно к лошадям и коровам маркировка должна быть строго индивидуальной.

Способ маркирования овец и коз – еще одна из развилок в решении проблемы. Поскольку овцы живут в устойчивых группах, то теоретически возможна индивидуальная и групповая маркировка. Овец и коз, которые содержатся в ЛПХ, предлагается маркировать индивидуально. Что касается стад, то вопрос нужно обсуждать с бизнес-сообщетвом. При использовании группового маркирования придется вводить определенные ограничения, при индивидуальном маркировании таких ограничений не будет.

Свиней, содержащихся в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах, следует маркировать индивидуально, для этого предлагается использовать кишечные метки (остаются в желудке, правда, дорогостоящие и не очень надежные) либо татуировку или бирку (машиночитаемые). Животных на современных свиноводческих предприятиях не нужно маркировать, считают в Росельхознадзоре, достаточно их регистрации и учета. Если хозяйство, например, торгует поросятами, то их перед выходом предлагается маркировать. В средних по масштабу свиноводческих хозяйствах возможно применение группового маркирования.

Для кошек и собак маркирование обязательное, что в интересах хозяев животных. Поскольку, например, с собакой без маркировки скоро фактически невозможно будет выехать за пределы России. Варианты маркировки – вживляемые чипы или неснимаемые ошейники. Альтернативный чипированию вариант недешевый, но выбор у владельца животного должен быть, считают в ведомстве.

Комнатных питомцев (птиц, аквариумных рыбок и т. п.) предлагается не маркировать. Птицы, которые содержатся в ЛПХ, подлежат групповому маркированию посредством кольцевания. На промышленных птицеводческих комплексах маркировать птиц не следует. Варианты маркирования племенных животных и птиц будут предлагать узкопрофильные специалисты в этой сфере.


Маркировку рыбы и других гидробионтов предлагается осуществлять исключительно в зоотехнических целях и племенной работы, отдельных гидробионтов маркировать не нужно. При этом важно обеспечить учет и идентификацию аквариумов или водоемов, в которых они содержаться. По мнению чиновников, не надо маркировать пчел и шмелей, учитывать следует ульи, обеспечив их идентификацию с пасекой.

Точность идентификации

Что касается процедуры идентификации, то Россельхознадзор предлагает следующую трактовку термина. Первичная идентификация животных – это сопоставление в информационных системах номера средства идентификации и данных конкретного животного.

На практике это означает, что по бирке или метке животного можно будет найти конкретные сведения о нем в базе данных (кто хозяин, где содержится, чем и когда привито и т. д.). Чтобы такая информация попала в базу данных, нужен уникальный идентификатор, не связанный с видом животных. Россельхознадзор предложил структуру индивидуального и стадного идентификаторов (применяются вместе или по отдельности).

Важность процедуры идентификации обусловлена тем, что во многих случаях нужно быстро получить информацию о животном и желательно точную. Введение соответствующих данных (место рождения, порода, пол, возраст, продуктивность, диагностические исследования и др.) в информационную систему в Россельхознадзоре предлагают считать учетом. С перечнем обязательных требований еще предстоит определиться.

«Битому неймется»

Когда речь зашла об информационной системе, то в очередной раз Россельхознадзор предложил использовать свою систему. По выражению Николая Власова, «битому неймется. И отдавать эту функцию бизнес-сообществу, как сделано в Германии или Голландии, нецелесообразно. Иначе пользование базами данных будет платным. Да и среднее время жизни ООО в России таково, что все это, скорее всего, будет не надолго и ненадежно. Альтернатива Россельхознадзору – Минсельхоз, Росрыболовство или Минприроды».


Чиновник заметил, что содержание базы данных выходит далеко за функции и даже за интересы надзорного ведомства. Логичный вариант – передать базу данных в ведение Минсельхоза. «Но пока у нас не заработала информационная система в сфере сельского хозяйства, когда заработает – не очень понятно», – сказал Николай Власов.

Все предложения Россельхознадзора, о которых шла речь в выступлении его представителя, уже направлены в Минсельхоз России. Сроки принятия нормативных актов Николай Власов назвать затруднился.

Специалисты департамента ветеринарии Минсельхоза, которые разрабатывают правила идентификации животных, не готовы были дать свои комментарии в день проведения этого заседания в рамках выставки.


Вопросы без ответов

Еще одна тема выст упления Николая Власова за круглым столом – электронная сертификация. Дискуссии в профессиональном сообществе по этому вопросу не прекращаются. Без идентификации не может быть прослеживаемости продукции и сертификации в электронном виде.

Ситуация в этой сфере, по данным на первую половину февраля, различается в зависимости от региона. По оценкам Россельхознадзора, 41 субъект РФ более-менее подготовлен к введению электронной сертификации. Эти регионы не «испытают шока при переходе. У всех остальных, если переход случится сегодня, будут большие проблемы», – резюмировал Николай Власов.

Вопросы к докладчику не заставили себя ждать, как только чиновник объявил о готовности на них ответить. Первым прозвучал вопрос о том, как будет решаться задача электронной сертификации в регионах, испытывающих проблемы с интернет-доступом. Николай Власов считает, что такие регионы погоду не делают и в силу их особенности на этих территориях, как правило, ничего не производится. Кроме того, в правилах есть пункт, разрешающий удаленную работу по оформлению и гашению ветеринарных сертификатов. При этом чиновник признал наличие проблемы: в некоторых российских районах нет ни цифровой электронной, ни телефонной связи.


Известно надзорному ведомству и о том, что сегодня к оформлению электронных ветеринарных сертификатов не готовы сетевые магазины, крупные торговые предприятия. Их веб-интерфейс не подходит для этих целей. Но оформлять сертификаты придется, поскольку продукция до момента ее реализации направляется в собственную товаропроводящую сеть (на склады, в распределительные центры и т. п.). Предстоит проводить интеграцию целого ряда технологических процедур. В настоящее время реализуется несколько пилотных проектов в этой сфере.

Ряд вопросов аудитории был связан с электронной идентификацией. В частности, представитель одной из коммерческих компаний, разработавшей базу данных идентифицированных животных, попытался узнать, почему остаются без ответа обращения в федеральную службу с просьбой учесть опыт компании в этой сфере. Интересна ли государственным органам практика внедрения подобных решений? И куда такие предложения можно направлять?

Ответил Николай Власов следующее: «Обращаетесь вы к нам правильно. Если вам не ответили, это не значит, что вопрос не был замечен. Нам пока ответить нечего. Для начала должен быть определен орган государственной власти, который будет поддерживать информационную систему. Пока об этом говорить преждевременно. Что касается роли бизнеса в целом в данном контексте (В подтексте вопроса бизнес интересовало именно это. – Прим. ред. ), то позиция Россельхознадзора такова. Как орган госвласти мы не стремимся стать коммерческой компанией, предоставляющей электронные услуги. Мы видим свои задачи в том, чтобы сформировать ядро федеральной системы, а интерфейс оставляем на разработку внутри бизнес-сообщества».


Вместо заключения

Несмотря на большое количество времени, отведенного для обсуждения проблемы идентификации за круглым столом, широкий спектр прозвучавших мнений и готовности коммерческих компании активно участвовать в реализации проектов по автоматизации процессов и обмену данными между создаваемыми информационными системами, расставить все точки над «i» не удалось. Мы планируем вернуться к обсуждению вариантов идентификации животных. И приглашаем к участию в разговоре на интернет-страницах портала все заинтересованные стороны.

А пока юридическая служба Ассоциации «Ветбезопасность» подготовила информацию о действующих нормативно-правовых актах, которыми регулируются в России отношения в сфере идентификации животных, а также о проектах нормативно-правовых актов, подготовка которых продолжается.


Наша справка

В настоящее время отношения в сфере идентификации регулируются рядом нормативно-правовых актов. Согласно статьям 2.1 и 2.5 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-I «О ветеринарии» животные (за исключением диких, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.

Нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при идентификации и учете животных, являются ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных должны установить порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.

Согласно информации, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, проект ветеринарных правил осуществления идентификации и учета животных проходит оценку регулирующего воздействия, по итогам которой готовится заключение.

Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2016 г. № 161. В него включены:

Лошади, ослы, мулы и лошаки

Крупный рогатый скот, в том числе зебу, буйволы, яки

Верблюды

Интервью с Дмитрием Марковым, генеральным директором ОАО «РНИИ «Агроприбор» (часть первая)

- Как получилось, что ваш институт начат заниматься вопросами систем идентификации скота?

Институту «РНИИ «Агроприбор» более 50 лет, сейчас это открытое акционерное общество, мы некоторое время назад перестали быть ФГУПом и формально перестали быть подведомственным Минсельхозу предприятием, что уменьшило шансы на получение тематических заказов и разработок. Мы превратились в обычное коммерческое предприятие, которое должно само планировать свою жизнь и зарабатывать. Из числа НИИ, которые сегодня более или менее на плаву, мы одни из немногих, кто сохранил профессиональный коллектив, костяк.

Все время, сколько институт существовал, он был главным ведущим предприятием в области метрологии. К сожалению, в течение последних лет это направление не обрело необходимой нормативной правовой базы - пока не создана метрологическая служба АПК. Без должной нормативно-правовой базы затруднительно развивать то направление, в котором шли последние годы. Что делать в этой ситуации? Ответ очевиден - искать другие направления, другие ниши, диверсифицироваться.

У нас были и сейчас работают специалисты, которые участвовали в создании ряда национальных информационных систем государственного учета и контроля. И когда Минсельхоз предпринял первые шаги для создания национальной и учета сельскохозяйственных животных (в 2008 году была создана рабочая группа для разработки соответствующего законопроекта), наш опыт был востребован - меня пригласили войти в состав рабочей группы как технического специалиста, эксперта по таким системам. Вот так мы погрузились в проблемы создания национальной системы идентификации животных.

За эти годы мы успели изучить как аналогичные системы работают в различных странах мира и составить свое собственное понимание, как этот опыт адаптировать в условиях РФ. Разговоры о том, что можно купить готовую национальную систему учета как готовое решение и запустить в России - это утопия. Прежде всего, потому, что законодательная база разных стран очень сильно отличается. У нас в законодательной базе пока отсутствует нормы обязательного учета и идентификации животных. А вся система учета - это воспроизведение в технических решениях нормативно-правовых актов государства и отраслевых регламентов. Поэтому мы сразу сказали, что нужно одновременно начать работу и над проектом закона, и над созданием собственной национальной системы.


- В каком сейчас состоянии работы по законопроекту об идентификации скота в нашей стране?

Примерно год назад вопрос о разработке отдельного законопроекта об идентификации сельскохозяйственных животных был снят с повестки дня и исключен из планов законопроектной деятельности министерства. Появилась идея включить положения об идентификации в новую редакцию закона о ветеринарии. Одновременно изменилась концепция создания системы. Авторы законопроекта о ветеринарии видят будущую систему учета как информационную систему исключительно ветеринарного назначения. Мы всегда оппонировали такому подходу, ведь помимо нужд ветеринаров такая система должна работать на учет тех бюджетных средств, которые выделяются для поддержки животноводства, на .

Сегодня продолжается рассмотрение законопроекта о ветеринарии, который включает в себя, в том числе, и пункт об идентификации животных. Но есть как минимум два нюанса, влияющие на перспективы построения законодательного фундамента основ системы идентификации. Во-первых, все, что касается положений об обязательной идентификации животных, описано тезисно, понадобится достаточно много подзаконных нормативных актов. Как только законопроект будет вынесен на рассмотрение во втором чтении, его авторы должны будут представить проекты таких подзаконных актов, которые вызовут дебаты и затормозят процесс рассмотрения.

Второе - сам по себе законопроект о ветеринарии очень емкий. Описывается система контроля и фитосанитарного надзора, но она многократно сложнее, например системы надзора за соблюдением правил дорожного движения. Столько там различных интересов сплелось, что обсуждение проблем идентификации животных вряд ли будет поставлено во главу угла.

Я думаю, вокруг этого закона будет еще много сражений, с какой скоростью его примут, неизвестно, хотя, объективно, закон очень нужен - старая редакция не выдерживает никакой критики. Она была принята еще в ельцинские времена, и этот закон очень сильно отстал от жизни.


- Какие еще факторы влияют на принятие закона?

Если законопроект об идентификации животных раньше присутствовал в планах законотворческой деятельности Минсельхоза, то с легкой руки сторонников создания аналогичной ветеринарной системы, года полтора назад он оттуда выпал. Вернуться к необходимости разработки отдельного законопроекта пытались в середине 2012 года - в Минсельхозе была создана рабочая группа по вопросам идентификации, прошла пара заседаний, потом сменилось руководство министерства и тема идентификации ушла из числа приоритетных. Сегодня в Департамент животноводства и племенного дела поступают письма от различных научных центров и IT-компаний с предложениями вернуться к этому вопросу. И думаю, что рано или поздно министерство должно будет какую-то позицию занять, и работа возобновиться. Ускорить эти процессы может деятельность Таможенного союза.

Не так давно из департамента агропромышленной политики Таможенного союза вышли на наш институт с предложениями о совместной работе. Они сказали, что сейчас им нужно организовать работу по согласованию между тремя странами единых подходов в вопросах идентификации животных. А надо честно сказать, что и Казахстан и Беларусь ушли вперед по отношению к тому, что происходит сейчас в России. В Казахстане закон об идентификации скота существует уже достаточно давно и работа по нему идет также много лет.

Поэтому, мы в России теперь не можем строить свою национальную систему без учета тех решений, которые приняты в этих странах. Все нужно унифицировать, использовать общие подходы. Я очень надеюсь, что это поможет построить систему сверху вниз и сделать ее действительно национальной. Но, с другой стороны, придется это делать уже в спорах не только российских специалистов, а с учетом позиций стран Таможенного союза.


- Как повлияет вступление в ВТО на вопросы принятия общей системы идентификации?

Продвигая свою продукцию на внешнем рынке, мы должны хорошо документировать историю ее происхождения. Есть определенные директивы в Евросоюзе, которые описывают эти процедуры. А там все построено на идентификации, мечении и маркировке. Раз так, то они просто не пустят на свои рынки ту продукцию, которая не имеет такой системы прослеживания - трассировки.

Эффективно перестроить работу любой отрасли животноводства можно только тогда, когда ты имеешь объективные данные об этой отрасли. А эти данные у нас сегодня недостаточно достоверны, потому что они собираются путем опросов.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ


Идентификации способом, указанным в пункте 9 настоящих Правил, подлежат сельскохозяйственные животные, находящиеся на территории Республики Казахстан. Молодняк сельскохозяйственных животных идентифицируется не позднее четырнадцати рабочих дней со дня достижения следующего возраста:
телят, ягнят, козлят, верблюжат – по истечении семи дней со дня рождения;
жеребят – с четырехмесячного возраста;
племенных поросят, поросят предназначенных для дальнейшего разведения и воспроизводства, и поросят, которые содержатся в хозяйствах населения – с трехмесячного возраста;
поросят содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах, и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем до достижения девятимесячного возраста – по истечении семи дней со дня рождения;
поросят не забитых до девятимесячного возраста, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах, и предназначенных для промышленного выращивания и откорма – по истечении семи дней со дня наступления девятимесячного возраста.
Индивидуальный номер сельскохозяйственных животных, за исключением лошадей и поросят до девятимесячного возраста, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем, состоит из двенадцати символов, которые имеют следующее обозначения:

четвертый символ - цифровой код вида сельскохозяйственного животного;
с пятого по двенадцатый символы – порядковый номер сельскохозяйственного животного.
4. Индивидуальный номер лошади состоит из десяти символов , которые имеют следующее обозначения:
первые два символа - литерный код Республики Казахстан согласно коду ISO - Международной организации по стандартизации (две заглавные латинские буквы);
третий символ - литерный код области, городов республиканского значения, столицы (заглавная латинская буква);
четвертый символ - цифровой код лошади (4);
с пятого по десятый символы – порядковый номер лошади.
5. Индивидуальный номер поросят до девятимесячного возраста, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем, состоит из индивидуального номера свиньи (родителя с материнской стороны) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил и порядкового номера поросенка в опоросе свиньи (родителя с материнской стороны), согласно внутрихозяйственного учета поголовья в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах.
6. Присвоение индивидуальных номеров сельскохозяйственным животным осуществляется последовательно согласно эмиссии индивидуальных номеров, проводимой процессинговым центром отдельно для каждой области, города республиканского значения, столицы. Эмиссия индивидуальных номеров не проводится для поросят до девятимесячного возраста, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем.
Литерные и цифровые коды Республики Казахстан, областей, городов республиканского значения, столицы, закрепленные для проведения идентификации сельскохозяйственных животных, а также цифровые коды для сельскохозяйственных животных присваиваются согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
7. Процедура идентификации сельскохозяйственных животных включает:
1) присвоение индивидуального номера сельскохозяйственным животным одним из способов, указанных в пункте 9 настоящих Правил;
2) включение сведений в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных (далее – базу данных) в порядке, утвержденном приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 июня 2010 года № 367 «Об утверждении Правил формирования и ведения базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных и выдачи выписки из нее» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6321);
3) выдачу ветеринарного паспорта по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
8. Присвоение индивидуального номера проводится в зависимости от вида сельскохозяйственного животного, одним из следующих способов:
1) биркование (для крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, верблюдов, свиней и поросят не забитых до девятимесячного возраста содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах, и предназначеных для промышленного выращивания и откорма);
2) таврение или чипирование (для лошадей);
3) татуировка (для поросят, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах, и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем до достижения девятимесячного возраста).
9. Дополнительно для всех видов сельскохозяйственных животных допускается присвоение индивидуального номера следующими способами:
1) электронный способ идентификации (бирки с радиочастотной меткой, болюсы, чипы другие изделия (средства), используемые для проведения идентификации сельскохозяйственных животных);
2) татуировка;
3) таврение.
10. Биркование осуществляется путем прикрепления навесной бирки по центру уха сельскохозяйственного животного, не задев при этом вены. Навесные бирки прикрепляются следующим способом:
лицевая часть бирки - со внутренней стороны уха сельскохозяйственного животного.
Крупному рогатому скоту и верблюдам прикрепляются две одинаковые навесные бирки (с одним и тем же индивидуальным номером), по одной на каждое ухо.
Мелкому рогатому скоту и свиньям прикрепляется одна навесная бирка на правое ухо. Для идентификации мелкого рогатого скота и свиней в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил допускается использование бирки с радиочастотной меткой путем их прикрепления на левое ухо сельскохозяйственного животного.
Бирки не снимаются в течение всей жизни сельскохозяйственного животного.
11. Таврение осуществляется холодным или горячим способами. Тавро сельскохозяйственным животным, за исключением лошадей, наносится на левую сторону туловища только в области бедра.
Тавро лошадям наносят на левую сторону туловища в области лопатки (клеймо) и бедра (порядковый номер), или только в области бедра (клеймо и порядковый номер), согласно приложению 3 настоящих Правил.
Тавро состоит максимум из шести символов:
первый и второй символы (необязательно), клеймо владельца сельскохозяйственного животного. Клеймо представляет собой одну или две заглавные латинские или арабские букву(ы) и/или цифру(ы), геометрических(ой) фигур(ы). В случае если клеймо состоит из одной буквы или цифры или фигуры, то тавро состоит из четырех символов. Клеймо наносится по желанию владельца сельскохозяйственного животного;
третий и четвертый символы (обязательно), итог первых цифр (за исключением последних двух цифр) порядкового номера сельскохозяйственного животного, присвоенного согласно пунктам 3, 4 и 5 настоящих Правил. Для лошади это итог цифр с первой по четвертую порядкового номера, для других видов сельскохозяйственных животных итог цифр с первой по шестую порядкового номера. Если в этой сумме первых цифр порядкового номера животного сумма составляет один символ, то на тавро наносится один символ. Если символ будут содержать ноль, то он не наносится на тавро;
пятый и шестой символы (обязательно), последние две цифры порядкового номера животного, присвоенного согласно пунктам 3, 4 и 5 настоящих Правил. Для лошадей это пятая и шестая цифры порядкового номера, для других видов сельскохозяйственных животных седьмая и восьмая цифры порядкового номера.
12. Электронный способ идентификации (бирки с радиочастотной меткой, болюсы, чипы другие изделия (средства) сельскохозяйственных животных осуществляется согласно соответствующей инструкции по использованию (применению) изделий (средств) для проведения идентификации сельскохозяйственных животных. Номер изделия (средства) для проведения идентификации сельскохозяйственных животных электронного способа идентификации сельскохозяйственных животных не обязательно совпадает с индивидуальным номером животного, но должен дополнительно указан в ветеринарном паспорте и внесен в базу данных.
13. Татуировку животным, за исключением случаев, указанных в пункте 14 настоящих Правил, делают произвольным набором символов на ушных раковинах согласно пункту 3 настоящих Правил. Татуировку наносят на наружной стороне в нижнем крае уха.
14. Татуировка для поросят, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах, и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем до достижения девятимесячного возраста, состоит из порядкового номера в опоросе свиньи (родителя с материнской стороны), согласно внутрихозяйственного учета поголовья в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах.
15. Изделия (средства) для проведения идентификации сельскохозяйственных животных, соответствуют форме, размерам и характеристикам, указанным в приложении 4 к настоящим Правилам.
16. При перемещении идентифицированных сельскохозяйственных животных с территории одной административно-территориальной единицы на территорию другой административно-территориальной единицы, ранее присвоенные индивидуальные номера сохраняются с внесением сведений о перемещении сельскохозяйственных животных в ветеринарный паспорт и в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных.
17. Импортированным сельскохозяйственным животным, идентифицированным в стране-происхождения, сохраняют ранее присвоенные индивидуальные номера. Данные об импортированных животных после карантинирования заносятся в базу данных с выдачей ветеринарного паспорта в порядке, установленном настоящими Правилами.
18. Идентификации не подлежат импортируемые сельскохозяйственные животные, не идентифицированные в стране-происхождения, если пунктом назначения являются мясоперерабатывающие предприятия, убойные пункты, убойные площадки (площадки по убою сельскохозяйственных животных) и последующем их забое не позднее семи календарных дней с момента завершения карантинирования.

Похожие публикации