Этические вопросы эко. Возможные пороки развития будущего ребенка. Получение половых клеток

Вопросы, затрагивающие этическую сторону ЭКО, — пожалуй, одни из самых сложных и не имеющих однозначных ответов. Как и все глобальные научные открытия (вспомним, например, ядерную физику), репродуктивные технологии могут служить как во благо, так и во вред человечеству. С одной стороны, их появление позволило тысячам пар стать счастливыми родителями. В то же время, любые репродуктивные технологии – это вмешательство в естественный процесс зарождения жизни, причем довольно грубое, представляющее угрозу для нравственной и духовной целости общества.

Медико-этические проблемы искусственного оплодотворения

Сама технология ЭКО сегодня отработана до автоматизма, хотя во многом успешность ее проведения является залогом опытности и квалификации врача. Тем не менее, некоторые вопросы остаются открытыми. В первую очередь это проблемы статуса эмбрионов и обесценивание человеческой жизни возможностью распоряжаться ими. В связи с этим особенно спорными являются две проблемы:

  1. Хранение и уничтожение эмбрионов. Перед тем как сделать , врач назначает женщине гормональную стимуляцию в форме . В результате может созреть до 20 яйцеклеток, которые подвергаются оплодотворению в пробирке. При этом в организм матери переносится не более двух эмбрионов, остальные либо погибают, либо уничтожаются, либо подвергаются (по желанию родителей).
  2. Редукция (удаление) лишних эмбрионов в тот момент, когда они уже имплантировались и начали внутриутробное развитие. С точки зрения медицины, это не что иное, как аборт, который рассматривается как стандартная медицинская процедура, но в то же время может восприниматься как убийство. Кроме того, согласие на редукцию становится серьезной психологической травмой для женщины.

Эти вопросы регулярно поднимают в медицинской среде, на научных конференциях и в публикациях репродуктологов, философов, общественных деятелей, однако до сих пор ответов на них нет, в том числе и на законодательном уровне.

Отношение церкви к ЭКО

Мнение мировых религий относительно проблем экстракорпорального оплодотворения в большинстве вопросов сходно, но существуют и некоторые различия.

  1. Православие допускает экстракорпоральное оплодотворение, но с некоторыми оговорками. Так, разрешается ЭКО только с использованием спермы мужа, в то время как применение донорского генетического материала (как спермы, так и ) осуждается. «Нравственно недопустимыми» православная церковь называет суррогатное материнство, криоконсервацию и редукцию эмбрионов.
  2. Католицизм полностью отвергает экстакорпоральное оплодовторение, поскольку в результате применения этой технологии ребенок становится вещью и предметом контракта. Известно, что в 2010 году Ватикан осудил присуждение Нобелевской премии Роберту Эдвардсу, создателю технологии искусственного оплодотворения.
  3. В иудаизме не сформировано единого отношения к ЭКО. В некоторых общинах оно запрещается, в других разрешено только для пар, которые испробовали все другие способы зачатия и

Есть такое известное, но очень спорное утверждение: «Если бог дает ребенка, он даст и на ребенка». Смысл его в том, что беременность - это божий дар, за которым обязательно последуют и другие изменения в судьбе, непременно в лучшую сторону. Этим утверждением очень любят спекулятивно оперировать противники контрацепции и абортов. Они считают, что ни одна беременность не может быть случайной. И коли уж она произошла, это своего рода «знак свыше». Надо рожать, а потом - как-нибудь. И государство поможет, да и мир не без добрых людей. И в войну рожали, так неужели ж сейчас ребенка не поднимем?

А что делать тем, кому бог не дает ребенка? Как им жить: смириться с судьбой или стараться ее переломить? И как к ним относится общество - с сочувствием или равнодушно? А, может быть, даже с неким порицанием? Принципиальное заблуждение!

Бесплодие - это, безусловно, проблема не только каждой конкретной супружеской пары. Это и проблема общества, поскольку нормальное общество заинтересовано как в счастливых гражданах, так и в повышении деторождаемости (за исключением перенаселенных стран, ведущих целенаправленную политику снижения рождаемости - например, Индия, Китай). Казалось бы, помощь государства бесплодным парам является ситуацией, когда выигрывают все: и общество, и государство, и конкретные люди. Но почему-то на деле все обстоит не столь радужно.

Проблема бесплодия не нова. Однако, примерно в последние пятьдесят лет она приобрела принципиально новое качество - количество бесплодных пар возросло в разы. Причин данной ситуации можно выделить несколько. Многие усматривают «корень зла» в сексуальной революции, начавшейся в 60-х годах прошлого века. Изменилось отношение к сексу и браку, общение между мужчинами и женщинами стало более свободным. Большое количество половых партнеров и беспорядочные половые связи, которые воспринимаются молодыми людьми как некий атрибут истинной свободы и полноты жизни, в последствии могут негативно повлиять на репродуктивную функцию женщины. А если в молодости женщина не уделяла должного внимания контрацепции и имеет в анамнезе аборты, то риск вторичного бесплодия возрастает многократно.

Другая сторона сексуальной революции и феминистского движения - гигантский скачок в сфере равенства полов. Женщины не хотят, чтобы их воспринимали исключительно как жен и матерей. Они хотят быть независимыми: получать образование, строить карьеру, заниматься экстремальными видами спорта, активно участвовать в жизни общества. Рождение детей многие женщины стараются отложить и начинают задумываться об этом ближе к тридцати годам. С точки зрения гинекологии это уже очень поздно: снижается фертильность, значительно повышается риск невынашиваемости и патологий у плода.

Еще одна причина, которую хочется выделить: общее ухудшение экологической ситуации, частые стрессы, быстрый темп жизни. В сочетании с доступным и не всегда качественным алкоголем и табачными изделиями получается крайне вредный «коктейль». Здоровых детей рождается все меньше, соответственно к достижению этими детьми возраста 25-30 лет их здоровье, как правило, еще больше ухудшается. Они не могут иметь детей по причине различных генетических и хронических заболеваний.

Вместе с тем медицина, в частности генетика, гинекология, репродуктология, - сделала большой шаг вперед, настоящий прорыв. И в распоряжении медиков теперь несравнимо больший арсенал средств для помощи бесплодным парам. Одно из этих средств - экстракорпоральное оплодотворение или ЭКО.

Что такое ЭКО ?

Термин «экстракорпоральное» происходит от латинских слов «экстра» (вне) и «корпоральный» (телесный). То есть это оплодотворение вне тела. В разговорной речи вы также можете услышать словосочетания «in vitro», что в переводе означает «из пробирки», или «искусственное оплодотворение». Все эти сочетания уже прижились в языке и стали устойчивыми. Суть ЭКО заключается в том, что оплодотворение - то есть процесс «встречи» яйцеклетки и сперматозоида происходит вне тела женщины. Их помещают в некую питательную среду, где они и взаимодействуют. А по прошествии нескольких суток полученные эмбрионы (обычно от одного до трех) помещаются в матку.

Для стимуляции выработки яйцеклетки, а в последствии - для поддержания развития подсаженного эмбриона - женщине назначается гормональная терапия.

Разновидностью экстракорпорального оплодотворения является ИКСИ (ICSI - Introcytoplasmic sperm injection). В этом случае лишь один сперматозоид целенаправленно вводится в цитоплазму яйцеклетки. Данная технология была разработана в 1992 году и стала настоящим прорывом в области преодоления мужского бесплодия.

Объективные факторы против ЭКО

  • Пока супруги выявят причину бесплодия и поймут, что без ЭКО не обойтись, пройдет время. Женщина за это время станет старше - и с каждым годом ей будет все сложнее перенести беременность. А на 9 месяцев практически неподвижного сохранения мало кто готов. Кроме того, вероятность зачать и благополучно выносить ребенка также уменьшается с каждым годом.
  • Не всегда удается забеременеть с первого протокола ЭКО. А каждый протокол - это опять же время. И оно работает против супругов.
  • Каждый протокол - удар по здоровью женщины. Гормональная система подвергается очень большим нагрузкам. Есть даже риск летального исхода. Не говоря о том, что подготовка и сама процедура требуют затрат нервной системы.
  • «Марафон» ЭКО может выдержать далеко не каждая супружеская пара. Отношения усложняются, начинаются взаимные упреки, накапливается раздражение и психологическая усталость. Браки распадаются.
  • ЭКО требует серьезных финансовых затрат. А после - если беременность наступила - также требуются немалые затраты на ведение беременности, роды и наблюдение ребенка хотя бы в первый год жизни.
  • «Дети из пробирки» по умолчанию находятся в группе риска. По некоторым данным у них высок риск возникновения хронических заболеваний и различных патологий.

Объективные факторы за ЭКО

  • Если медицина имеет возможность помочь людям зачать и выносить СВОЕГО ребенка, то этим обязательно нужно воспользоваться. Иначе - зачем развивать эту область медицины?
  • К ЭКО прибегают люди, имеющиеся определенный социальный и материальный статус. Они способны достойно воспитать и обеспечить ребенка, дать ему хорошее образование.
  • ЭКО активно развивается в Европе, США, Канаде, Австралии, Израиле. Создаются клиники, научно-исследовательские институты. Тысячи людей по всему миру смогли узнать радость материнства и отцовства исключительно благодаря ЭКО. Дети, зачатые в пробирке в 80-х годах XX века, уже сами становятся родителями. Они полноценные и полноправные члены общества.
  • Абсолютно здоровые дети уже не рождаются - даже при естественном оплодотворении и естественных родах. Процент риска различных заболеваний и экошных детей лишь немногим больше, чем у «естественников». Более того, при ЭКО есть возможность избежать генетических заболеваний, передающихся по наследству.

Реалии нашего общества

Гражданке России, которая пытается решить проблемы бесплодия посредством ЭКО, нужно запастись недюжинным терпением, крепкой нервной системой, устойчивой психикой, хитростью, временем и внушительной денежной суммой. Терпение, нервы и время ей потребуются, чтобы методично, шаг за шагом, пройти все необходимые обследования, сдать анализы и осуществлять непосредственно протоколы искусственного оплодотворения. Конечно, бывают ситуации, когда уже первая попытка приводит к беременности. Но они встречаются очень редко. Поэтому психологически готовиться следует все-таки к нескольким попыткам.

Хитрость определенно нужна при придумывании правдоподобных причин для того, чтобы отпрашиваться с работы. Когда в клинике выписывают больничный, нужно обязательно попросить, чтобы поставили какой-нибудь нейтральный диагноз, не вызывающий подозрений в лечении бесплодия - иначе не избежать пересудов, сплетен, да и уволить могут под благовидным предлогом. Нужно что-то говорить родственникам и друзьям, которые могут слишком активно интересоваться планами насчет пополнения семейства. Очень жаль, но приходится признать, что в вопросах, касающихся бесплодия и методов его лечения, наше общество ужасно безграмотно. А уж представители старшего поколения и вовсе любят навешивать ярлыки вроде «пустоцвет», «порченая», «не мужик» и так далее. Людей, которые прибегают к ЭКО, могут осудить и отнести к разряду неполноценных. И довольно сложно требовать от простых граждан адекватного понимания вопроса, если даже главный педиатр России Александр Баранов публично заявляет, что правительству нашей страны не следует развивать технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО)! Он аргументирует свою точку зрения тем, что при использовании ЭКО возрастает риск рождения детей с пороками развития. Около 75% детей, появившихся на свет «из пробирки», по данным Баранова, являются инвалидами. А женщин ЭКО лишает здоровья.

Подобные высказывания вызывают недоумение. Всемирная Организация Здравоохранения официально признала ЭКО наиболее эффективным методом лечения бесплодия. И цифра 75% не подкрепляется ни мировой статистикой, ни статистикой любой конкретной клиники или родильного дома.

Деньги нужны, потому что ЭКО стоит очень дорого. Во многом дороговизна объясняется стоимостью лекарств и одноразового инструментария: специальные пробирки, микропипетки и так далее. В среднем один протокол обходится от 120 до 200 тысяч рублей.

Ну а устойчивая психика нужна, чтобы просто вынести все это. И сохранить любовь и доверие в семье - несмотря на полученный результат.

А что в других странах?

Посмотрим, как обстоит дело в других странах. Возьмем для примера Израиль. Традиции семьи в этой стране очень почитаемы. Многие считают, что для полного семейного счастья необходимо двое, а еще лучше - трое детей. Здесь не считается постыдным обратиться в клинику ЭКО даже в том случае, если у супругов уже есть дети, зачатые естественным путем.

Государственная поддержка развития медицины в Израиле и ее высочайший уровень известны во всем мире. С другой стороны, государство всячески поддерживает и стимулирует рождаемость, потому что оно заинтересовано в увеличении численности населения. Сочетание этих двух факторов определило значительные успехи израильской медицины в области лечения бесплодия - в этой стране отмечается один из наиболее высоких показателей успешных ЭКО в мире. А по соотношению количества процедур по лечению бесплодия к общей численности населения страны Израиль уверенно находится на первом месте. И по праву гордится этим.

Процент успешной беременности зависит от возраста женщины. Одна из израильских клиник приводит следующие цифры:

Возраст женщины Наступление беременности Беременность, закончившаяся родами
ЭКО/ ИКСИ ЭКО/ ИКСИ Методика заморозки-размораживания
До 35 лет 45% 26% 40% 20%
36-40 лет 35% 15% 28% 11%
После 40 лет 8% 6% 5% 4%

Давайте попробуем представить, что чувствует гражданка Израиля, которой не удается забеременеть. Она, прежде всего, абсолютно уверена в том, что получит всестороннюю поддержку государства. Ей предоставляется полный комплекс услуг по обследованию на предмет выявления причин создавшейся ситуации - в рамках обязательного медицинского страхования. И если врач будет рекомендовать ЭКО как самый эффективный способ зачатия, то 7 (!) попыток она получит бесплатно. И, что также очень важно, женщина чувствует, что общество одобряет ее желание стать матерью. Если ей выдадут больничный лист, в котором будет указано «беременность после ЭКО», ей и в голову не придет просить врача поменять диагноз на что-то другое.

Теперь «отправимся» в Швецию. Там, в зависимости от возраста женщины, а также от того, какие именно причины привели к бесплодию, можно пройти от одного до трех протоколов ЭКО за счет государства. И - что самое удивительное! - не только общественность, но и церковь поддерживает экстракорпоральное оплодотворение. Люди, ставшие родителями после ЭКО, вызывают уважение и всеобщее одобрение.

Справедливости ради надо сказать, что господдержка ЭКО существует в немногих странах. Точнее - есть только шесть стран, где работают программы полного финансирования ЭКО и ИКСИ - это Бельгия, Франция, Греция, Израиль, Словения и Швеция. Частичное финансирование за счет государства или страховых компаний есть еще в ряде стран. А вот, например, в Коста-Рике ЭКО запрещено на государственном уровне, потому что оно рассматривается как нарушение прав и свобод личности.

В России женщина теоретически может получить квоту на бесплатное ЭКО. Но процедура это непростая и длительная. В некоторых регионах очередь может быть расписана вперед на 4-5 лет… И как-то это совсем не вяжется с декларацией государственной поддержки семьи и призывом улучшать демографическую ситуацию. К сожалению.

Эпилог

Хотим мы этого или не хотим, экстракорпоральное оплодотворение уже стало полноправной медицинской технологией. Тысячи женщин и мужчин во всем мире уже смогли стать родителями благодаря ЭКО. Еще тысячи - живут надеждой на то, что ЭКО позволит им наконец-то обрести радость материнства и отцовства. Очень хочется надеяться на то, что уже совсем скоро наше государство и общество повернутся к этим людям лицом. И тогда счастливых семей станет намного больше.

1. ВВЕДЕНИЕ

Бесплодный брак и бездетность — это боль многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Отсюда популярность и востребованность вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина. Чтобы оценить масштабы прогресса в этой области, достаточно отметить, что в США с 1996 по 2004 годы количество детей, родившихся с помощью ВРТ выросло вдвое, причем, в 2004 году их было уже около 1% от общего количества детей, появившихся на свет.Поскольку ВРТ напрямую затрагивают человеческую жизнь, возникает вопрос о правовых и нравственных границах их применения.

В настоящее время к методам ВРТ относятся:
- ИИ (искусственная инсеминация).
- ЭКО.
- ИКСИ (инъекция сперматозоида в цитоплазму ооцита).
- Хетчинг (рассечение оболочки эмбриона).
- Донорство спермы и ооцитов.
- Суррогатное материнство.

Процедура ЭКО состоит из следующих этапов:
- отбор и обследование пациентов;
-индукция суперовуляции, включая мониторинг фолликулогенеза и развития эндометрия;
- пункция фолликулов яичников;
- инсеминация ооцитов и культивирование эмбрионов in vitro;
- перенос эмбрионов в полость матки;
- поддержка лютеиновой фазы ститмулированного менструального цикла;
- диагностика беременности ранних сроков.
Проведение ЭКО также возможно в естественном менструальном цикле, без индукции суперовуляции.
Показаниями для проведения ЭКО является бесплодие, не поддающееся терапии или вероятность преодоления которого с помощью ЭКО выше, чем другими методами. Эффективность метода составляет 25% .

2. ПРОБЛЕМА НЕСОБЛЮДЕНИЯ ПРИНЦИПА «НЕ НАВРЕДИ» В ТЕХНОЛОГИИ ЭКО

Биоэтический принцип «не навреди» — это не только фундаментальная норма клятвы Гиппократа, задающая базовые характеристики всего пространства современной медицины, но и правовая категория, позволяющая квалифицировать поступки врача в ситуации нравственного выбора как действия, направленные к пользе больного, либо как действия, причиняющие больному страдания и вред.
В той или иной мере клятва Гиппократа легла в основу всех биоэтических кодексов европейской медицины.

Так насколько коррелирует производство ЭКО с провозглашенными нравственными и юридическими нормами европейской медицины?

Возможныенегативных последствий:
2.1. Негативные последствия для женщины.
- На этапе гиперстимуляции яичников:
1. Cиндром гиперстимуляции яичников (СГЯ), патогенез которого до сих пор до конца не ясен, частота колеблется по разным оценкам в широких пределах: доля больных со средней степенью составляет до 33%, с тяжелой (вплоть до летальных исходов) — до 10% .
2. СГЯ негативно сказывается и на последующем течении беременности, повышая риск самопроизвольного аборта
- На этапе трансвагинальной пункции яичников:
1. Кровотечение из пунктированного яичника.
2. Ранение магистральных сосудов.

На этапе переноса эмбриона в полость матки, диагностики и ведения беременности и родоразрешения:

1. Многоплодная беременность. По данным исследователей, «индукция суперовуляции увеличила количество многоплодных беременностей более чем в 10 раз» беременность у этих пациенток осложняется преждевременными родами, внутриутробной задержкой развития плодов, гестозом, гестационным сахарным диабетом» .

2. Редукция эмбрионов при многоплодной беременности. Уничтожение созданных с таким трудом человеческих жизней производится, исходя либо из евгенического принципа селективной выбраковки человеческих эмбрионов «с подтвержденными структурными, хромосомными или генетическими аномалиями», либо из соображений удобства «для выполнения манипуляции» . После редукции «всего лишь половина (51%) пациенток донашивали беременность до 38 недель и более. Помимо негативных последствий для материнского здоровья редукция эмбрионов влечет за собой нравственные мучения матери, допустившей уничтожение своего ребенка.
Подводя итоги, отметим, что ЭКО не приносит пользы здоровью женщин, а вероятность осложнений достаточно велика. Вот почему здесь возникает вопрос соотношения цели и средства: не слишком ли большую цену платят женщины за право получить своего ребенка?
2.2 Негативные последствия для ребенка.

Аномалии и патологии
Наибольший вред ЭКО может принести ребенку, возникающему в его результате. Прежде всего, резко возрастает вероятность аномалий и патологий внутриутробного развития. Ученые из американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) под руководством Дженниты Рифхьюз (Jennita Reefhuis) сравнили распространенность 30 наиболее частых врожденных дефектов у детей, зачатых естественным путем, и у детей, появившихся на свет с помощью искусственного оплодотворения (ЭКО или ИКСИ). В исследовании были задействованы 281 ребенок «из пробирки» и около 14 000 детей, зачатых естественным путем. При этом все беременности были одноплодными. Выяснилось, что дети, зачатые «в пробирке» в 2,4 раза чаще рождались с заячьей губой. Дефекты межпредсердной или межжелудочковой перегородки сердца отмечались у них в 2,1 раза чаще, чем у детей, зачатых естественным путем. Кроме того, у таких детей чаще возникали пороки развития желудочно-кишечного тракта: атрезия пищевода - в 4,5 раза чаще, атрезия прямой кишки - в 3,7 раза чаще.

2.4. Негативные последствия для человеческой популяции

Генетический груз
Как мы видели выше, технология ЭКО увеличивает риск рождения детей с теми или иными генетическими аберрациями. В случае массового применения ЭКО возрастает генетическая нагрузка на человечество в целом.

Риск близкородственных связей
Одним из негативных последствий ЭКО является проблема генетической анонимности детей, появившихся в его результате использования донорских клеток и особенно спермы. Поскольку с помощью эякуляции только одного мужчины можно оплодотворить множество яйцеклеток, имплантируя полученные таким образом эмбрионы различным женщинам, и поскольку «отцовство» донора должно оставаться неизвестным, то теоретически возможно получение своеобразной популяции единокровных братьев и сестер, которые не будут подозревать о своем родстве. В этом случае возможно заключение браков между единокровными родственниками, что не только имеет юридические последствия, но и напрямую затрагивает здравоохранение: кровнородственные браки увеличивают вероятность генетических заболеваний.

Тем самым здесь речь идет уже об отдаленных негативных последствиях ЭКО для людей, ни в коей мере неповинных в своих страданиях, что опять же вновь актуализирует вопрос о соблюдении принципа «не навреди».


2.3 Уничтожение эмбрионов.

Чтобы рассматривать этот вопрос необходимо определиться со статусом эмбриона. Что нужно считать началом жизни?

Начало уникальной человеческой жизни

Где можно искать, с биологической точки зрения, начало уникальной человеческой жизни? Если не зачатие, т.е. оплодотворение, то что еще может являться ее началом? Все виды жизни клеток человеческого организма, на какой бы стадии своего развития они ни находились, пусть даже на самой ранней, являются жизнью человека. Человеческая жизнь в любом ее виде является особенной и уникальной, содержащей в себе всю полноту физической и духовной человеческой природы, и образ и подобие Божие.

Библейская, святоотеческая, каноническая и литургическая традиции Церкви - все они говорят о том, что человеческая жизнь начинается в момент зачатия. Святой Григорий Нисский в трактате «О душе и воскресении» пишет: «Душа и тело человека начинают свое существование в один и тот же момент». Каноны запрещают аборты на любой стадии беременности, «вне зависимости о того, сформировался плод или нет. Подобно этому, литургическая традиция Церкви считает зачатие моментом начала существования человека, празднуя зачатие Богочеловека Христа (на праздник Благовещения, 25 марта), Богоматери (9 декабря) и святого Иоанна Крестителя (23 сентября). Эти примеры доказывают, что Церковь всегда считала момент зачатия моментом начала индивидуальной жизни человека, и подчеркивают, что жизнь эмбриона является полностью человеческой и уникальной.

Уничтожение эмбрионов во время проведения ЭКО переходит всякие границы. Утрата эмбрионов достигает 93-94%.

Эта утрата начинается с момента синхронной имплантации многих эмбрионов для того, чтобы увеличить вероятность успеха. В лучшем случае, из нескольких выживает лишь один. Таким образом, ЭКО с самого начала несет в себе абортивную идеологию: для того, чтобы имплантировать один, спокойно и преднамеренно уничтожается 8-9 эмбрионов. Утрата эмбрионов происходит при получении их "сверхчисла" с последующим замораживанием. Считается, что из всего числа законсервированных эмбрионов лишь 3-5% могут развиться и дать рождение ребенку. Если это замороженное "сверхчисло" не используется супружеской парой, то эмбрионы должны быть уничтожены спустя 10 лет их хранения, так как после этого времени качество консервации больше не гарантируется.

В любом случае большая часть криоконсервированных эмбрионов обречена на уничтожение: «В лабораториях сейчас насчитываются тысячи таких замороженных эмбрионов (по данным исследования, завершенного в мае 2003 года, только в США около 400 000)» . Очевидно, что при таких масштабах криоконсервации миллионы созданных врачами человеческих эмбрионов заранее запрограммированы на уничтожение.

4. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭКО.
4.1. Принцип чести и достоинства человека в технологии ЭКО.
4.2. Коммерциализация донорства.

По данным английских исследователей, в большинстве стран продажа яйцеклеток на заказ позволяет донорам заработать от 1500$ до 5000$ . Репродуктивное здоровье становится товаром, который женщина-донор вынуждена продавать, подвергая себя серьезному риску, о котором мы писали выше.
- В том случае, если донором является мужчина, проблема коммерциализации донорства встает перед нами с не меньшей остротой. По данным английских исследователей, его цена составляет около 100$. В данном случае самая интимная и сокровенная сторона человеческой жизни — чудо брачного общения и зачатия в нем детей — превращается в товар на вынос, что, несомненно, унижает человеческие честь и достоинство, не соблюдаются брачные узы, не соблюдается право будущего ребенка родиться в браке, вследствие об"единительного деторождающего акта собственных родителей.

Таким образом, при ЭКО затруднено определение таких основных межличностных связей, как кровное родство, понятие о родителях и родственниках.

4.3. Суррогатное материнство
Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком» . Наконец, появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам

ПОЗИЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Позиция Русской Православной Церкви должна учитываться практикующими врачами, поскольку для многих пациентов она является определяющей в вопросах нравственной приемлемости тех или иных процедур. Эта позиция отображена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Она такова:

XII.4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с "плодом чрева на пользу" супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, "единомыслия душ и телес". Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является "плотью от плоти" анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо "социальных", еще и так называемых биологических родителей. "Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. "Суррогатное материнство" травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация "репродуктивных прав" одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если подвести итоги, то биоэтические аспекты ЭКО во многом совпадают с теми границами, которые проведены в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. С учетом ряда оговорок ЭКО не порождает нравственных возражений, однако три момента представляются абсолютно неприемлемыми:
1) Создание и уничтожение "лишних" эмбрионов.
2) Суррогатное материнство.
3) Донорство половых клеток (третья сторона в браке).

Но ЭКО можно производить и без этих манипуляций. Тем самым не вызывает непреодолимых нравственных возражений такой подход в ЭКО, при котором:
1) используются половые клетки только родителей (никакой третьей донорской стороны, никакого выбора внешности и других параметров ребенка)
2) все созданные эмбрионы не замораживаются и не уничтожаются, а имплантируются. Соответственно, создается и переносится не более 3 эмбрионов.
3) все они имплантируются матери (а не суррогатной матери).
Запрет на криоконсервацию эмбрионов не распространяется на заморозку половых клеток; она вполне допустима.
Пожалуй, самым серьезным возражением против ЭКО является рост статистики заболеваний и патологий у ребенка. Фундаментальная норма современной биоэтики: недопустимо производить эксперимент над человеком без его согласия. Но в случае ЭКО данное согласие невозможно испросить, поскольку сама жизнь возникает в его результате. Можно ли считать желание получить своего ребенка достаточным основанием для того, чтобы подвергать риску его здоровье и жизнь?

Преодоление проблемы бесплодия всегда будет оставаться в фокусе внимания врачей; важно, чтобы предлагаемые методы не выходили за рамки базовых биоэтических принципов. В этом отношении весьма примечательно совпадение христианского подхода к проблеме ЭКО, базовых биоэтических принципов и того правового регулирования данной проблемы, которое было реализовано в Италии, где ЭКО проводится только для родителей, на основе половых клеток, полученных от них, и без какой-либо дискриминации эмбрионов, каторые все имплантируются матери.

БИБЛИОГРАФИЯ

Экстрокорпоральное оплодотворение от медицины до биоэтики.

Иеромонах Димитрий (Першин) www.liveinternet.ru
Бесплодный брак. Современные подходы к диагностике и лечению. Под ред. В.И. Кулакова. - ГЭОТАР-Медиа, 2006.
Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности. М. РАН, ин-т философии, 2005.
Клонирование человека. Юнеско, 2004.
Лечение женского и мужского бесплодия. Вспомогательные репродуктивные технологии. Под ред. В.И. Кулакова, Б.В. Леонова, Л.Н. Кузьмичева. М. 2005.
Новорожденные высокого риска. Новые диагностические и лечебные технологии. Под ред. В.И. Кулакова, Ю.И. Барашнева. М., 2006.
Основы перинаталогии. Учебник. Под ред. Н.П. Шабалова и Ю.В. Цвелева. М., 2004.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.
Пренатальная диагностика наследственных и врожденных болезней. Под ред. Э.К. Айламазяна, В.С. Баранова. М., 2006.
Семья в постатеистическом обществе. Сборник статей. Киев, 2003.
Синдром Дауна. Под ред. Ю.И. Барашнева. М., 2007.
Экстракорпоральное оплодотворение и его новые направления в лечении женского и мужского бесплодия. Под ред. В.И. Кулакова, Б.В. Леонова. М., 2004.

Балашов Н., протоиерей. Репродуктивные технологии: дар или искушение? // Православие и проблемы биоэтики. Церковно-общественный совет по биомедицинской этике. Вып. 1. М., 2001.
Брек И., протопресвитер. Священный дар жизни. М., 2004
Герасименко Н.Ф. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. М., 2005.
Городецкий С.И. Стволовые клетки — дар или несчастье? // Православие и проблемы биоэтики. Церковно-общественный совет по биомедицинской этике. Вып. 2. М., 2006.

Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. М., 2004.
Курило Л.Ф. Репродуктивные технологии и технологии получения эмбриональных стволовых клеток человека как отрасль медицины / Православие и проблемы биоэтики. Церковно-общественный совет по биомедицинской этике. Вып. 1. М., 2001.
Ридли М. Геном: автобиография вида в 23 главах. М., 2008.
Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. М., 2002.
Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997.
Уиллке Д., Уиллке Б. Мы можем любить их обоих.
Хен Ю.В. Евгенический проект: «pro» и «contra». М., 2003.
Элдер К., Брайан Д. Экстракорпоральное оплодотворение. М., 2008.

Harakas S.S. Contemporary moral issues. Facing the Orthodox Christian. Minneapolis, Minnesota. 1982.
Macalia D. The right to life. The orthodox Christian perspective on abortion. Regina Orthodox Press. 2001.
Mykitiuk R., Nisker Jeff. Assisted reproduction / The Cambridge Textbook of Bioethic. Cambridge University press. 2008
Engelhardt H.Tristram. The foundations of Christian bioethics. Swets & Zeitlinger Publishers b.v. Lisse. 2000.
Readings in biomedical ethics. A canadian focus. Ed. by Eike-Henner W. Kluge. University of Victoria, 1993.


5. Этические проблемы

Православная Церковь об ЭКО

В своем официальном документе «Основы социальной концепции» Русская православная церковь рассматривает различные проблемы биоэтики, к которым относятся и вопросы преодоления бесплодия. К нравственно допустимым методам преодоления бесплодия отнесено «искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений».

Церковь даёт неодобрительную оценку тем вариантам экстракорпорального оплодотворения, при которых используются донорская сперма, донорские яйцеклетки или суррогатная мать: «Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребёнка, помимо "социальных", ещё и так называемых биологических родителей. "Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворённой яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребёнка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо…». Также Церковь выступает против тех вариантов ЭКО, при которых могут быть получены заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо для переноса в матку: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью».

Также Церковь обращает внимание на то, что: «Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности».

Православная Церковь считает технологию появления детей из пробирки «страшной и бесчеловечной» /
Важные уточнения к Основам Социальной концепции РПЦ

Католическая Церковь об ЭКО

Католическая Церковь считает метод ЭКО неестественным и антиморальным, и потому полностью отвергает его во всех его аспектах. Католическая церковь учит, что «искусственное оплодотворение противоречит единству брачного союза, достоинству супругов, родительскому призванию и праву ребёнка быть зачатым и произведённым на свет в браке и в результате этого брака» .

Католическая церковь заявляет, что «данная практика открывает человечеству путь в такую пропасть, как эктогенез, пересадка человеческих эмбрионов животным, клонирование, эмбриональная биопсия, замена эмбрионального ядра ядром, взятым у взрослого человека, не говоря уже о так называемой „профилактической медицине“» ..

Католическая церковь приводит следующие аргументы против метода ЭКО.

Разобщение зачатия

Католическая Церковь считает, что метод ЭКО нарушает естественный процесс единства полового акта, служащего для рождения новой жизни. Происходит следующее разобщение единства зачатия: получение спермы и подмена полового акта техническим действием:

  • сперма «добывается» актом мастурбации, которая является нарушением естественного закона;
  • происходит разделение полового акта и акта зачатия. Католическая церковь говорит, что существует «нерушимая связь, которую человек не может разорвать по собственной инициативе, между объединяющим смыслом и смыслом продолжения рода, в равной степени присущей супружеству» . ЭКО нарушает целостность зачатия в его значении.

Это разобщение приводит к тому, что ребёнок больше не является даром, а становится вещью, добытой техническим способом. Это приводит к дальнейшей эволюции: «Ребёнок больше не получается естественным образом, но „изготавливается на заказ“ в мельчайших деталях». Таким образом, метод ЭКО сопровождается тем, что называют обычной евгеникой" .

Нарушение родственных связей

1) Право ребёнка:

Репродуктивные технология разрушают родственные связи и естественное развитие личности ребёнка: «Мы видим, что такое зачатие служит лишь удовлетворению желаний взрослых, отодвигая право ребёнка на второй план» .

  • При методе ЭКО ребёнок становится не личностью, а предметом «дорогостоящего» контракта: «Истории о продаже детей стары как мир» . Желание родителей иметь ребёнка методом ЭКО приводит к тому, что их ребёнок становится предметом купли-продажи;
  • Ребёнок появляется на свет при вмешательстве иных лиц, которые не являются его родителями. Ребёнок имеет «право быть зачатым и произведённым на свет в браке и в результате брака. Оно нарушает права ребёнка; лишает его сыновних и дочерних отношений с родителями» .

2) Право суррогатной матери:

  • Католическая церковь учитывает право суррогатной матери, которая вынашивает ребёнка: «Долговременная установившаяся связь между этой женщиной и ребёнком в её чреве грубо нарушается» .
  • Суррогатная мать из человеческой личности превращается в инструмент: «часть её тела продаётся, а сама она лишается права посвятить себя младенцу. Разве право выносить и родить ребёнка не влечёт за собой обязанность вырастить и воспитать его?» .

Проблема эмбрионов

Католическая церковь поднимает вопрос о статусе человеческих эмбрионов, которых она считает изначально человеком. Католическая церковь говорит, что «эмбрион изначально является человеком и относиться к нему следует так, „как если бы он был личностью“, с вытекающими из этого правами и достоинством человека. Эмбрион уже является человеком, а не становится им: с момента слияния гамет и вплоть до появления на свет он представляет собой одно и то же человеческое существо, автономно и непрерывно развивающееся» .

  • При методе ЭКО имплантируется несколько эмбрионов. Если некоторые из них приживаются, то родители или медицинские специалисты могут решить какое количество из них оставить. Эта операция «подразумевает евгенику и представляет собой совершение абортов» .
  • «Замороженные эмбрионы» могут быть:
  1. использованы впоследствии той же супружеской парой;
  2. отданы другой супружеской паре;
  3. эмбрион может быть подарен или продан: «после отмены рабства дарить или продавать людей запрещено, следовательно дарение или продажа эмбрионов противоречит их достоинству» .
  4. использованы для научных, косметических, медицинских целей или генетических манипуляций: «использование эмбрионов в коммерческих целях абсолютно противоречит их достоинству» , «использование эмбрионов в научных исследованиях или экспериментах, призванных удовлетворить нужды общества, несовместимо с представлением о человеческом достоинстве»
  5. уничтожены: «любое уничтожение эмбриона является абортом» .

Католическая церковь предлагает сделать выбор между двумя видами отношения к проблеме ЭКО:

«Безусловно технический прогресс достоин самого активного поощрения. Однако он не должен достигаться любой ценой. Опасность, которая проявляется всё в большей и большей степени, как раз и заключается в допустимости мысли о том, что человек уже сделался демиургом и может занять место, которое стало вакантным вследствие секуляризации, отринувшей всё трансцендентное.» ..

Иудаизм об ЭКО

Иудаизм учитывает в вопросе об ЭКО следующие факторы.

  1. Необходимость выполнить заповедь «плодись и размножайся».
  2. Обязанность оказывать добро людям, в частности, облегчать страдания бесплодных пар.
  3. Спасение семьи, цельности которой угрожает бесплодие.
  1. Сомнение в установлении отцовства ребенка, родившегося в результате технической процедуры.
  2. Сомнение в материнстве, если применяется чужая яйцеклетка.
  3. Сомнение в доверии к медицинскому персоналу, могущему подменить или перепутать семя.
  4. Оплодотворение донорской спермой может оказаться эквивалентным супружеской измене, если мать замужем. Если она не состоит в браке, роды приводят к проблеме разрушения понятия традиционной семьи.
  5. Ребёнок, родившийся от супружеской измены с партнёром-евреем, относится к категории мамзер, появление такого ребёнка, ограниченного в правах на брак, нежелательно.

Соответственно, следует разделять случаи:

  1. ЭКО из материалов супружеской пары и внутри её.
  2. ЭКО с применением донорской спермы. В этом случае имеет значение, замужем ли мать.
  3. ЭКО с чужой оплодотворённой яйцеклеткой

Во всех случаях по всем вопросам не существует твёрдо установившейся легальной практики. Некоторые авторитеты всецело запрещают ЭКО. Другие разрешают для пар, не могущих обычным способом выполнить заповедь. Существует согласие, что если и разрешить применение донорской спермы, то только от нееврея. И некоторые видные авторитеты дали согласие на это. В случае использование чужой оплодотворённой яйцеклетки большинство считает матерью, ту кто родила, а не донора яйцеклетки. Особенно непонятная ситуация возникает, когда донор яйцеклетки не еврейка, а рожает еврейка. Или наоборот. Некоторые запрещают, другие говорят, что материнство устанавливается по родам, а еврейство по донору яйцеклетки.

Буддизм об ЭКО

Среди буддистских школ взгляды на экстракорпоральное оплодотворение расходятся. Так, буддисты традиционной сангхи СНГ негативно относятся к данной технологии, поскольку считают, что такой способ забеременеть противоречит естественному процессу рождения человека. В то же время представители школы Карма Кагью приветствуют достижения медицины, подчёркивая, что они позволяют женщинам стать матерями. При этом, однако, обращается внимание, что «нельзя бездумно относится к гибели оплодотворенных эмбрионов и нужно всеми средствами стремится, чтобы все они выживали».

    Самое либеральное законодательство разрешает «вопрос по просьбе» (в небольшой группе стран)

    Довольно свободно законы разрешают аборт по многочисленным медицинским и социальным показаниям (в шести странах: Англия, Венгрия, Исландия, Кипр, Люксембург, Финляндия).

    Довольно строгие законы разрешают аборт лишь при некоторых обстоятельствах: угроза физическому или психическому здоровью женщины, инкурабельные дефекты плода, изнасилование и инцест (в Испании, Португалии, Польше и Швейцарии.

    Очень строгие законы, которые или вообще запрещают аборты или разрешают их в исключительных случаях, когда беременность представляет непосредственную угрозу для жизни женщины (в Северной Ирландии, до недавнего времени - в Республике Ирландии и на Мальте).

Если же говорить о мире в целом, то в 98% стран аборт разрешен в целях спасения жизни женщины, в 62% - в целях сохранения ее физического и психического здоровья, в 42% - в случаях беременности после изнасилования или инцеста, в 40% - по причине дефективности плода, в 29% - по экономическим и социальным причинам, в 21% - по просьбе.

Аборты легальны в подавляющем большинстве стран, однако условия, при которых они разрешены, везде разные. Согласно докладу ООН 2013 года, практически во всех странах (около 98%) аборты разрешены, если это необходимо для спасения жизни женщины.

В России активисты неоднократно призывали ужесточить законы о прерывании беременности

Законы, не предусматривающие подобных исключений, приняты на Мальте, в Никарагуа, Доминиканской республике и Республике Эль-Сальвадор. До недавнего времени в число стран с полным запретом на аборты входила и Ирландия - аборты для спасения жизни были разрешены там в 2013 году.

Кроме того, в почти 70% стран разрешены аборты для сохранения физического и психического здоровья женщины. Аборты после изнасилований разрешены в приблизительно 60% стран, и более 30% стран разрешают аборты по социальным или экономическим причинам (плохие финансовые условия, инвалидность и т.п.).

В США строже всего к абортам относятся в Техасе - там удалось ввести суровые ограничения на операции по прерыванию беременности. Власти не стали ограничивать женщин в праве на аборт, однако разрешили проводить операции всего лишь семи клиникам. Конституционное право на аборт было установлено в США в 1973 году.

По данным ООН, в 30% стран, среди которых и Россия, для аборта достаточно желания женщины. Аборт можно сделать бесплатно в первые 12 недель беременности по желанию женщины, следующие 16 недель прервать беременность можно по специальным показаниям.

В большинстве европейских стран для аборта в первые недели беременности также достаточно желания женщины, однако в их число не входят, например, Испания, Португалия и Финляндия. В России одно из самых либеральных законодательств об аборте. Статья 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» разрешает «аборт по просьбе» до 12 недель беременности, по социальным показаниям - до 22 недель, по медицинским показаниям - независимо от срока беременности.

Ребенок защищен с момента зачатия:

В 1987 г. Всемирная медицинская ассоциация приняла Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации органов (6), в котором призвала всех врачей действовать с соблюдением этических норм, проявляя должное уважение к эмбриону с его зарождения.

Похожие нормы, защищающие право ребенка на жизнь, закреплены в основных законах целого ряда государств и все чаще находят отражение в национальном законодательстве на более низких уровнях. Например, в США в соответствии с государственной программой страхования здоровья детей (SCHIP) с 2002 г. ребенок определяется как “индивидуум в возрасте до 19 лет, включая период с зачатия до рождения”. Соответственно еще не родившиеся дети рассматриваются как граждане, имеющие право на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание.

Однако в большинстве случаев декларируемые благородные принципы остаются лишь на бумаге. Права эмбриона на жизнь и на рождение в некоторой мере охраняются лишь действующим законодательством Германии, Франции, Италии и Португалии.

По российским законам человек приобретает правоспособность исключительно в силу рождения. Так, п. 2 ст. 17 Конституции РФ гласит: “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения”. Иными словами, до появления на свет ребенок бесправен и никак не защищен законом от посягательств на свою жизнь.

Во Франции жизнь ребенка находится под защитой закона после 10 недель беременности. В Дании - после 12 недель. В штате Вашингтон жизнь охранялась после 16, а в Швеции - после 20 недель. В Нью-Йорке этой границей являлись 24 недели, а в Англии - 28. В настоящее время в США жизнь юридически защищена только после рождения (данные 1994 г.)

    Аргументы сторонников и противников абортов

Есть "сторонники абортов". Это т.е. люди, которые за разрешение абортов, включая тех, кто сам не смог бы принять подобное решение, но считает, что беременная женщина, ожидающая ребенка, имеет за него право выбора.

Главным аргументом сторонников абортов является вопрос прав женщины. Они полагают, что именно женщина, как мать, имеет право на выбор рождения ребенка. Так же они считают, что аборт должен быть доступен по требованию матери в любой период беременности. Конечно, в чем-то сторонники абортов и правы, если принять во внимание аборты, сделанные после случаев изнасилования женщин, после случаев кровосмешения; или в случае угрозы жизни матери при родах.

Но не будем забывать и о другой стороне, так называемых "противниках абортов", противостоящим движению сторонников абортов. Среди них так же встречаются разногласия. К примеру, некоторые люди могут считать себя "противниками абортов", даже если они выступают "за" определенные его типы. Например, уже рассмотренные нами случаи аборта при насилии или кровосмешении. Они считают, что в этих случаях он необходим для защиты физического и психического здоровья будущей матери.

Главный аргумент, который приводят противники абортов его сторонникам: "А каковы права будущего ребенка?" Этот вопрос, конечно же, можно интерпретировать по-разному, в зависимости от того, с какого времени начинать отсчет зарождения жизни. Большинство противников аборта полагает, что жизнь будущего ребенка начинается еще при зачатии и, поэтому, никакой тип аборта не должен быть позволен.

Многие из них так же считают, что в спорах о запрете абортов играет большую роль религия. Те же христиане утверждают, что в Библии сказано, что Бог знает душу каждого человека прежде, чем тот родится на свет. Следовательно, душа человека, его личность, зарождается до появления на свет, и, соблюдая заповедь "Не убий", они называют аборт убийством человека.

Также, кроме вопроса о правах, есть другие аргументы споров о запрещении или разрешении абортов, которые не должны оставаться в стороне.

Если правительство страны, где находится беременная женщина, не разрешает сделать оборт, то женщинам приходится по различным причинам самостоятельно искать способы прерывания беременности. И так как в этом случае процедуры абортов незаконны, то правительство и медицинские работники не могут следить за соблюдением условий проведения абортов. Это огромная проблема для женщин, идущих на прерывание беременности. Они должны соглашаться на "подпольные аборты". То есть аборты без соответствующей квалифицированной медицинской помощи и оборудования. Много женщин умерло прежде, чем процедура аборта была разрешена во многих странах.

    При каких обстоятельствах врач имеет право отказаться от аборта

Российское законодательство не предусматривает права врача на отказ от прерывания беременности.

Закрепленное в ст. 58 «Основ законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации» право лечащего врача на отказ от “наблюдения и лечения” пациента может быть реализовано лишь при наличии следующих оснований. Во-первых, такой отказ допустим только в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка ЛПУ. Во-вторых, отказ врача от наблюдения и лечения пациента, не должен угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Очевидно, что нежелание врача умерщвлять зародившуюся жизнь не вписывается в очерченные законом рамки отказа от “наблюдения и лечения больного”. Дело в том, что в случае аборта речь идет отнюдь не о “лечении” больного, а о медицинском вмешательстве, возможность отказа от которого со стороны врача не урегулирована в Основах.

Непосредственно право врача на отказ от производства аборта закреплено в п. 6 Декларации ВМА “О медицинских абортах” (Осло, август 1983, дополнена в ноябре 1983) , согласно которому в том случае, “если личные убеждения не позволяют врачу сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге”. Однако указанный источник-Декларация “О медицинских абортах” является этическим, а не правовым. Впрочем, на наш взгляд, существуют и известные правовые основания отказа врача от производства аборта. Дело в том, что в отечественном законодательстве действует разрешительный принцип, в силу которого “разрешено все, что прямо не запрещено законом”. Иными словами отказ от производства аборта не является противозаконным деянием, поскольку такой отказ действующим законодательством РФ не запрещен. Тем не менее, отказы подобного рода не встречаются в медицинской практике.

    Формирование органов человека

1 месяц (1-4 недели).

1 день - оплодотворение.

4 день - зародыш состоит из 58 клеток и попадает в область матки. Плод и пуповина будут развиваться только из 5 клеток. Остальные 53 клетки нужны для питания плода.

7-8 день - имплантация (чаще в области лежащего на поверхности сосуда).

7-14 день - первый критический период.

9 день - плодное яйцо со всех сторон окружено слизистой оболочкой полости матки.

15 день - у плода появляется хорда и примитивный кишечник.

13-18 день - образуются ворсинки между стенками матки и наружными оболочками вокруг зародыша. Начинается образование околоплодного пузыря, развивается система плацентарного кровообращения.

17 день - плод достигает длины 2, 5 мм. Его тельце дугообразно изогнуто и напоминает букву С.

18 день - начинает сокращаться примитивное сердце.

3-6 недели - второй критический период.

2 месяц (5-8 недели).

20 день - появляются зачатки спинного и головного мозга.

24 день - появляются зачатки ушей, глаз, щитовидной железы, печени, легких, кишечника.

5 недель - появляется пуповина.

28 день - эмбрион вырос до 5-8 мм. Голова под прямым углом к телу, уплотнениями отмечены будущие уши, глаза, есть маленький хвостик, жаберные щели; на конечностях можно рассмотреть будущие пальчики.

5-6 неделя - активно развиваются конечности.

24-40 день - активное формирование сердца, органов зрения.

6 недель - эмбрион достигает 15 мм, хвост удлинняется и загибается.

7 нед.- формируются зачатки зубов. 8 нед.- хорошо сформированы кисти и стопы.

28-49 день наибольшая чувствительность к химическим средствам и ядам.

К концу второго месяца у плода появляется человеческое лицо. Глаза несколько сближаются. Они еще не имеют век и выглядят огромными. Очень выпуклый лоб, большой рот, но уже появляются губы. Голова выпрямляется, хвост пропадает, быстро развиваются конечности, уже угадываются сгибы локтей и колен. Желудок и кишечник принимают окончательную форму. Клоака разделяется на два отверстия. Развивается дыхательный аппарат. Головной мозг и сердце похожи на органы взрослого человека. Эмбрион выпрямляется. Появляется шея, исчезают жаберные щели, между нижними конечностями появляется бугорок - основа для развития половых органов. Зародыш достигает роста 3-4 см и веса - 5-9 г. Общий объем - с куриное яйцо. Лицо с приплюснутым носом и выдвинутой вперед нижней челюстью. Развивается ЦНС. Желоб спинного мозга закрывается. 97% эмбриона составляет вода. Двухмесячного зародыша называют плодом.

3 месяц (9-12 недели).

С третьего месяца у плода начинает функционировать орган равновесия - вестибулярный аппарат. Чем больше двигается мать, тем лучше он развивается. Кожа плода стеклообразно прозрачна. Верхние конечности растут быстрее, чем нижние. Трехмесячный плод приобретает характерный человеческий облик. Его длина - 9 см, вес 45 г. Голова и шея выпрямляются, составляя половину всей длины. Хорошо сформировано лицо. Под кожей просвечивают кровеносные сосуды. Плод выглядит тощим, кости и мышцы выделяются под кожей, не имеющей жирового слоя. Скелет плода полностью хрящевой. Скелет и мускулатура настолько выражены, что плод совершает первые свои движения - двигает руками, ногами, сжимает кулаки, открывает рот, глотает, пытается делать сосательные движения. Прослушивается сердцебиение плода - оно почти в два раза чаще, чем у матери.

10 недель - начинают различаться половы органы мальчиков и девочек.

12 недель - появляются голосовые связки. Сближаются глаза, появляются веки, развивается глазное яблоко, уменьшается рот, ноздри широко раздвинуты, уши похожи на две щелочки. Концы пальцев затвердевают. Значительно развиваются печень, почки. Появляются первые волоски - над верхней губой и над глазами.

За день малыш в среднем вырастает на 1, 8 мм, и прибавляет в весе 1, 4 г.!

4 месяц (13-16 недели).

До 15-16 недели - активный рост мозга, который замедляет рост всего тела.

4 месяц - третий критический период развития плода. При нехватке витамина Е может наступить выкидыш.

15 недель - начинает вырабатываться мужской половой гормон - тестостерон. Женский - чуть позднее. Заканчивается дифференциация половых органов. Внутренние половые органы уже частично сформированы.

В четвертом месяце меняется цвет кожи плода. Стеклообразно-беловатая окраска становится матово-красной. На коже появляются мелкие волоски.

Четырехмесячный плод имеет длину около 16 см, вес около 120 г. Кисть четырехмесячного плода - 1, 4 см.

До начала пятого месяца главным местом кроветворения является печень, которая разрастается очень рано и уже способна накапливать гликоген и вырабатывать желчь.

Меняются пропорции. Голова кажется меньше по отношению к туловищу, чем раньше. Начинают функционировать сальные и потовые железы, почки.

В кишечнике скапливается меконий.

Ежедневная прибавка в весе 2, 6 г., в росте - 2, 5 мм.

5 месяц (17-20 недели)

В основном сформирована нервная система, органы дыхания, кроветворения и пищеварения. На руках и ногах начинают расти ноготки. Замечается отложение подкожной жировой клетчатки, за исключением лица, поэтому кожа на лице у пятимесячного плода морщинистая, что придает ему вид старичка. К этому времени возникает сосательный рефлекс. Рост головки замедляется м она уже составляет третью часть длины плода. Начинают расти волосики на головке.

Длина плода в среднем 25 см, вес 300-400 г. Сердцебиение плода начинает прослушиваться обычным стетоскопом.

Вес матери к этому периоду увеличивается приблизительно на 4 кг.

6 месяц.(21-24 недели)

Почки начинают выделять в околоплодную жидкость мочевину и мочевую кислоту. Плод покрыт тонкими нежными волосками - лануго. Образуется слой подкожного жира - плод становится «красивее». Замедляется рост в длину, но ускоряется прибавка в весе. К концу месяца плод весит 600-650 г и около 30 см в длину. Кисть плода 2 см. Лицо становится определеннее, ясно видны брови, рисунок носа вычерчивается яснее, уши увеличиваются, шея удлиняется. Ребенок просыпается и засыпает.

Прибавка в весе - около 10 г. В день!

7 месяц (25-28 недели)

К концу седьмого месяца длина плода составляет 35 см, вес - 1300 г. Волосы исчезают на всех частях тела, кроме головы. К этому времени развитие плода в основном заканчивается, у мальчиков яички опускаются в мошонку, хорошо сформированы и открываются глаза. Волосы на голове имеют длину около 0, 5 см. Плод еще свободно может менять свое положение. Плод может слышать, обладает зрительным восприятием, может сосать собственный палец.

Прибавка в весе - 25 г за день!

8 месяц (29-32 недели)

В восьмом месяце слой подкожного жира становится еще толще. Кожа приобретает более светлый оттенок. Скорость развития мозга до 33 недели оказывается выше, чем рос тела. К концу месяца плод в среднем достигает длины 40 см, веса 1700 г.

9 месяц (33-36 недели)

В девятом месяце исчезает и пушок, покрывавший кожу ребенка. Слой подкожного жира нарастает, Кожа выравнивается. Приобретая красивый розовый цвет. Рост мозга замедляется. Зато ускоряется рост мозжечка (поэтому недоношенные дети часто долго бывают неуклюжими.) К концу месяца ребенок занимает в плодном яйце постоянное положение, чаще - головкой вниз. В среднем ребенок весит 2800, рост 46 см. Сердце бьется со скоростью 120-140 ударов в минуту. Дозревают печень и легкие.

10 месяц (37-40 недели).

К концу месяца плод достигает в среднем 52 см и 3500 г. Длина ноготков длиннее кончиков пальцев.

    Аргументы для женщины, которая хочет сделать аборт

    Если сделаешь аборт навредишь больше себе и лишишь жизни человека

    Рассказать о последствиях

    Возможная бездетность

    Можно родить и отдать бездетным на усыновление

Искусственное оплодотворение

    Этические проблемы при искусственном оплодотворении

Вопросы этики искусственного оплодотворения - это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Но если в случае аборта врач и женщина вступают в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть сроком в несколько дней, недель, месяцев, то в случае искусственного оплодотворения это отношение не столько к началу уже существующей жизни, сколько к возможности самого ее начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация - это борьба с возникновением человеческой жизни, то искусственное оплодотворение - это борьба за возможность ее возникновения.

Основные этические проблемы технологии ЭКО – это проблема гибели лишних избыточных эмбрионов человека, проблема влияния процедуры ЭКО на здоровье женщины, проблема кризиса идентичности личности ребенка, рожденного в пробирке, проблема суррогатного материнства и самая и важная проблема - разрушения традиционной семьи. Технология искусственного оплодотворения неизбежно порождает разрушение традиционной семьи.

    Нарушение прав ребенка

В зачатии ребенка участвуют не родители, а медицинский работник, и поэтому он не может в полной мере называться ребенком своих отца и матери, особенно если были использованы донорские материалы. В случае неудовлетворения критериям, живой эмбрион уничтожается, и пересаживается новый, что нарушает его право на жизнь. Ребенок превращается в предмет контракта и купли-продажи.

    Нарушение прав матери

В случае использования суррогатной матери, она лишается своего естественного права вырастить и воспитать дитя, выношенное во чреве и рожденное ею. Происходит грубое нарушение естественного закона: кто родил - тот и мать. Оказывается, можно выносить и родить ребенка, но не быть его матерью!

    Проблема биологических и генетических родителей, подрыв основ семьи

ЭКО приводит к появлению таких понятий, как биологические и генетические родители. Это нарушение естественного хода вещей и семьи. Использование донорских яйцеклеток и сперматозоидов фактически считается прелюбодеянием в браке, что недопустимо с религиозной точки зрения.

    Проблема эмбрионов

В процессе ЭКО пренебрегается естественное право эмбриона на жизнь, как маленького человечка на ранней стадии развития. При ЭКО неизбежно происходит выбор более хорошего эмбриона для пересадки в матку. Лишние эмбрионы, особенно если они “низкокачественные”, уничтожаются, независимо от их хромосомного набора и жизнеспособности.

Эмбрион может быть продан, подарен или уничтожен по желанию сторонних лиц, а также использован для научных или медицинских целей.

    Страны, в которых разрешено искусственное оплодотворение, аргументы за и против

В связи с многочисленными морально-этическими и религиозными аспектами данною вопроса национальные законодательства большинства стран ограничивают суррогатное материнство. В некоторых государствах (Франция, Германия) оно запрещено полностью.

Для жителей Франции суррогатное материнство незаконно, потому что оно противоречит законодательству об усыновлении. Не разрешено оно и в странах, где традиционно сильна католическая церковь.

В Германии преступлением считается любая попытка «осуществить искусственное оплодотворение или имплантацию человеческого эмбриона женщине (суррогатной матери), готовой отказаться от своего ребенка после его рождения». Здесь преступно быть как врачом, осуществляющим процедуру, так и собственно суррогатной матерью. Предполагаемые родители от ответственности освобождены.

Такие же запреты действуют в Греции, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии, Испании. В других странах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение по таким соглашениям. Это Канада. Израиль, Великобритания, штат Виктория (Австралия), штаты Нью-Гемпшир и Вирджиния (США).

В Канаде договор о суррогатном материнстве не имеет юридической силы, хотя оно не запрещено законом и осуществляется частными агентствами. При этом судебные иски по этому вопросу в Канаде не рассматриваются, так же как и в Великобритании.

Наконец, третьи государства ограничивают использование репродуктивных технологий в связи с суррогатным материнством (Дания, Норвегия, Швеция).

В настоящее время большинству бесплодных супружеских пар детородного возраста выделяются государственные квоты на процедуру ЭКО,данный метод лечения бесплодия доступен каждому , кто в нём нуждается.

Безусловно, те супружеские пары, которые имеют надежду стать родителями только в случае ЭКО, горячо поддерживают данный метод лечения бесплодия. Такого же мнения придерживаются и врачи – гинекологи, а также генетики – в процессе ЭКО весь биологический материал проходит очень тщательное медицинское исследование , и исключается рождение малышей с генетическими отклонениями, наследственными заболеваниями или другой патологией.

Беременность и роды женщины, которая забеременела в результате процедуры ЭКО, ничуть не отличаются от беременности женщины, которая забеременела естественным путем.

Однако, у прогрессивного направления медицины – экстракорпорального оплодотворения – есть и противники . Большей частью, против проведения процедур ЭКО выступают религиозные представители разных конфессий , в том числе и православные активисты. Они считают этот способ зачатия варварским, противоестественным.

К тому же, в результате выращивания эмбрионов их часть впоследствии погибает – а это недопустимо, на взгляд представителей церкви, потому что является убийством уже зачатых детей.

    Этапы искусственного оплодотворения

Процесс ЭКО состоит из нескольких этапов.

1. Комплексное обследование пары. Перед тем как начинать лечение, стоит выяснить, в чем причины проблемы. Некоторые виды бесплодия не нуждаются в проведении ЭКО, достаточно лекарственного или хирургического лечения, случается также, что зачатие невозможно в принципе, как ни старайся.

2. Если проведение ЭКО целесообразно, женщине назначают гормональные препараты для стимуляции роста и созревания в яичниках сразу нескольких фолликулов, содержащих яйцеклетки (обычно за один месячный цикл созревает 1-2 яйцеклетки). Стимуляция яичников нужна, чтобы получить запас эмбрионов для переноса в матку.

3. После созревания фолликулов из них под наркозом специальной иглой под контролем УЗИ извлекают яйцеклетки. Мужчине к этому моменту нужно сдать сперму. Если ее выработка нарушена, сперматозоиды получают путем пункции или биопсии яичка.

4. В эмбриологической лаборатории готовится суспензия сперматозоидов, которой оплодотворяют яйцеклетки, находящиеся в специальной питательной среде. На случай, если сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку, снова предусмотрено решение: ИКСИ (интрацитоплазматическая инъекция сперматозоидов). С помощью стеклянной микроиглы под микроскопом в яйцеклетку вводится единственный сперматозоид.

5. Оплодотворенные яйцеклетки помещают в инкубатор, где начинается развитие зародышей. На третий день, когда эмбрионы состоят всего из восьми клеток, их с помощью катетера переносят в полость матки женщины для вынашивания. Обычно в матку помещают несколько эмбрионов (по российским законам – не более трех), чтобы увеличить вероятность наступления беременности.

    Кризис идентичности ребенка

"Суррогатное материнство" (вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "генетическим родителям"), даже в тех случаях, когда оно осуществляется на не коммерческой основе, противоестественно и морально недопустимо. Травмируя как вынашивающую мать, так и дитя, этот метод пренебрегает той глубокой эмоциональной и духовной близостью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности и провоцирует кризис идентичности у ребенка (которая мать- настоящая?).

Применение указанной технологии порождает значительное количество противоречий. Так,например, нельзя не сказать о том, что ВРТ усложняют механизм самоидентичности у ребёнка, способный в дальнейшем привести к кризису идентичности. Возможна ситуация, когда произойдёт «двоение на «биологическое» и «социальное». В случае оплодотворения пробирке существуют вариации, когда один из родителей удвоен или оба. Поскольку имплантация оплодотворенной яйцеклетки может происходить как в матку будущей социальной матери, так и в матку суррогатной матери, то комбинаторика дополняется еще одним элементом, таким образом, возможен вариант, при котором у ребенка будет два отца и три матери. Три матери и один отец, или по два с каждой стороны и т. д.

Похожие публикации