Нормальное зрение здорового человека. Что такое стереоскоп? Странное действие увеличительного стекла

Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами с формированием единого объемного зрительного образа, получаемого в результате слияния изображений от обоих глаз в одно целое.

Бинокулярное зрение появляется только при слиянии изображений от обоих глаз в одно целое, что дает объем и глубину восприятия

Только бинокулярное зрение позволяет полноценно воспринимать окружающую действительность, определять расстояния между предметами (стереоскопическое зрение). Зрение одним глазом - монокулярное - дает представление о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве.
Кроме того, при бинокулярном зрении расширяется поле зрения и достигается более четкое восприятие зрительных образов, т.е. фактически повышается острота зрения. Полноценное бинокулярное зрение является обязательным условием для ряда профессий - водители, летчики, хирурги и т.д.

Механизм и условия для бинокулярного зрения

Основной механизм бинокулярного зрения - фузионный рефлекс - способность к слиянию в коре большого мозга двух изображений от обеих сетчаток в единую стереоскопическую картину.
Для получения единого образа предмета, необходимо, чтобы полученные на сетчатке изображения соответствовали друг другу по величине и форме и падали на идентичные, так называемые, корреспондирующие, участки сетчатой оболочки. Каждая точка поверхности одной сетчатки имеет в другой сетчатке свою корреспондирующую точку. Неидентичные точки - это множество несимметричных участков. Они называются диспаратными. Если изображение предмета попадает на диспаратные точки сетчатки, то слияния изображения не произойдет, и возникнет двоение.


У новорожденного отсутствуют согласованные движения глазных яблок, поэтому бинокулярного зрения нет. В возрасте 6-8 недель у детей уже появляется способность фиксировать объект обоими глазами, а у 3-4-месячного - устойчивая бинокулярная фиксация. К 5-6 мес. формируется непосредственно фузионный рефлекс. Формирование полноценного бинокулярного зрения заканчивается к 12 годам, поэтому нарушение бинокулярного зрения (косоглазие) считается патологией дошкольного возраста.


Нормальное бинокулярное зрение возможно при определенных условиях.
  • Cпособность к бифовеальному слиянию (фузии).
  • Cогласованная работа всех глазодвигательных мышц, обеспечивающая параллельное положение глазных яблок при взгляде вдаль и соответствующее сведение зрительных осей (конвергенция) при взгляде вблизи, а также правильные ассоциированные движения глаз в направлении рассматриваемого объекта.
  • Положение глаз в одной фронтальной и горизонтальной плоскости. При смещении одного из глаз вследствие травмы, воспалительного процесса в орбите, новообразования нарушается симметричность совмещения полей зрения.
  • Острота зрения обоих глаз не менее 0,3-0,4, т.е. достаточная для формирования четкого изображения на сетчатке.
  • Равные величины изображений на сетчатке обоих глазах — изейкония. Разные по величине изображения возникают при анизометропии — разной рефракции двух глаз. Для сохранения бинокулярного зрения допустимая степень анизометропии - до 2.0-3.0 диоптрий, это надо учитывать при подборе очков - если разница между корригирующими линзами очень большая, то, даже имея высокую остроту зрения в очках, пациент не будет обладать бинокулярным зрением.
  • Естественно, необходима прозрачность оптических сред (роговица, хрусталик, стекловидное тело), отсутствие патологических изменений в сетчатке, зрительном нерве и более высоких отделах зрительного анализатора (хиазма, зрительный тракт, подкорковые центры, кора больших полушарий)

Как проверить?

Существует много способов проверки бинокулярного зрения.
Опыт Соколова с "дырой в ладони" заключается в том, что к глазу исследуемого приставлена трубка (например, свернутый листок бумаги), через которую он смотрит вдаль. Со стороны открытого глаза к концу трубки исследуемый приставляет свою ладонь. В случае нормального бинокулярного зрения за счет наложения изображений создается впечатление наличия в центре ладони отверстия, через которое просматривается картина, видимая, на самом деле, через трубку.
Способ Кальфа, или проба с промахиванием - исследуют бинокулярную функцию с помощью двух спиц (карандашей и пр.) Исследуемый держит спицу горизонтально в вытянутой руке и пытается попасть им в кончик второй спицы, которая находится в вертикальном положении. При наличии бинокулярного зрения задача легко выполнима. При его отсутствии происходит промахивание, в чем можно легко убедиться, проведя опыт с одним закрытым глазом.
Проба с чтением с карандашом: на расстоянии нескольких сантиметров от носа читающего помещают карандаш, который закрывает часть букв. Но при наличии бинокулярного зрения за счет наложения изображений от двух глаз можно читать, несмотря на препятствие, не меняя положение головы - буквы, закрытые карандашом для одного глаза, видны другим и наоборот.
Более точное определение бинокулярного зрения производится с помощью четырехточечного цветотеста. В основе лежит принцип разделения полей зрения правого и левого глаза, которое достигается с помощью цветных фильтров. Имеется два зеленых, один красный и один белый объекты. На глаза обследуемого надевают очки с красным и зеленым стеклами. При наличии бинокулярного зрения видны красные и зеленые объекты, а бесцветный окажется окрашенным в красно-зеленый цвет, т.к. воспринимается и правым, и левым глазом. Если имеется выраженный ведущий глаз, то бесцветный кружок окрасится в цвет стекла, поставленного перед ведущим глазом. При одновременном зрении (при котором в высших зрительных центрах воспринимаются импульсы то от одного, то от другого глаза) обследуемый увидит 5 кружков. При монокулярном зрении, в зависимости от того, какой глаз участвует в зрении, пациент увидит только те объекты, цвет которых соответствует фильтру этого глаза, и окрашенный в тот же цвет объект, который был бесцветным.

Бинокулярное зрение и косоглазие

При наличии косоглазия всегда отсутствует бинокулярное зрение, так как один из глаз отклоняется в какую-либо сторону и зрительные оси не сходятся на рассматриваемом объекте. Одна из основных целей лечения косоглазия - это восстановление бинокулярного зрения.
По наличию или отсутствию бинокулярного зрения можно отличить действительное косоглазие от мнимого, кажущегося, и от скрытого - гетерофории.
Между оптической осью, которая проходит через центр роговицы и узловую точку глаза, и зрительной осью, идущей от центральной ямки пятна через узловую точку к рассматриваемому объекту, имеется небольшой угол (в пределах 3-4 °). Мнимое косоглазие объясняется тем, что расхождение между зрительной и оптической осями достигает большей величины (в отдельных случаях 10°), и центры роговиц смещаются в ту или иную сторону, создавая ложное впечатление косоглазия. Однако при мнимом косоглазии сохранено бинокулярное зрение, что позволяет установить правильный диагноз. Мнимое косоглазие не нуждается в исправлении.
Скрытое косоглазие проявляется в отклонении одного из глаз в период, когда человек не фиксирует взором какой-либо объект, расслабляется. Гетерофория определяется также по установочному движению глаз. Если при фиксации обследуемым какого-либо предмета прикрыть один глаз ладонью, то при наличии скрытого косоглазия прикрытый глаз отклоняется в сторону. При отнятии руки, в случае наличия у больного бинокулярного зрения, глаз совершает установочное движение. Гетерофория, так же как и мнимое косоглазие, не нуждается в лечении.

Обычное нормальное осуществляется двумя глазами. Зрением двумя глазами, или бинокулярным, обеспечивается рельефное восприятие окружающих нас предметов, глубины их расположения, расстояния, на котором они находятся.

Видение двумя глазами имеет много преимуществ по сравнению со зрением одним глазом. Поле зрения двумя глазами гораздо шире, чем при зрении одним глазом, острота зрения увеличивается.

Поле зрения определяется при помощи специального прибора- периметра (рис.).

Рис. ПЕРИМЕТР

При зрении двумя глазами на сетчатке каждого глаза получается изображение рассматриваемого предмета. Однако два изображения, получающиеся на сетчатках, мы воспринимаем как одно изображение.

Существенным условием для такого восприятия является попадание изображения рассматриваемой точки на соответствующие участки сетчатки.

Соответствующие точки сетчатки можно себе представить следующим образом. Если сетчатку одного глаза наложить на сетчатку другого так, чтобы совпали и легли друг на друга желтое пятно и центральная ямка, точки, совпадающие одна с другой, будут называться соответствующими.

Всем известно, что левым и правым глазом мы видим неодинаково. Если вы, прицеливаясь из ружья, смотрите на мушку попеременно правым или левым глазом, в первом случае вы будете видеть мушку в левой половине поля зрения, а во втором - в правой.

Когда изображение падает на точки, находящиеся на разных расстояниях от центральной ямки (на несоответствующие точки), мы воспринимаем двойное изображение предмета. В этом можно легко убедиться, если слегка надавить на глазное яблоко сбоку. При этом глаз смещается и лучи от предмета будут попадать на несоответствующие точки.

Двойственное изображение предмета мы воспринимаем в том случае, когда расстояние между возбуждающими точками значительно. Между тем, когда это расстояние не очень большое, мы воспринимаем рельеф и глубину. Следовательно, восприятие глубины и рельефа основано на несовпадении двух точек сетчатки.

В этом можно убедиться при помощи специального прибора-стереоскопа. Он представляет собой два призматических стекла в оправе. Если поместить позади этих стекол две фотографии, сделанные так, как мы видим левым и правым глазом, мы воспринимаем их как один предмет, имеющий рельеф и глубину. На подобном принципе основан особый вид современного киноискусства - стереоскопическое кино, когда все изображения фильма воспринимаются объемно, как имеющие глубину и рельеф, а не плоско, как на обычных киноэкранах.

Рис. 2 ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПОРТРЕТА

Важное значение при зрении двумя глазами имеют мышцы глаза. Их согласованная деятельность способствует движению и установке глаз таким образом, чтобы изображение рассматриваемого предмета попало на соответствующие точки сетчатки.

Движения глаз способствуют тому, чтобы направить взгляд наразные точки рассматриваемого предмета. Глаз движется очень быстро, и если при помощи специального приспособления записать движения глаз, то можно увидеть, что движения имеют скачкообразный характер, хотя иногда на десятые доли секунд останавливаются на более важном. На рис. 2 показаны движения глаз при рассматривании портрета. Особо важное значение движения глаз заключается в том, что они способствуют видению. Глаз видит тогда, когда изменяется освещенность частей рассматриваемого объекта, а это достигается движением глаз.

Статья на тему двумя глазами

11-02-2015, 12:44

Описание

Функции центрального и периферического зрения (острота зрения, цветовое приятие, поле зрения, темновая адаптация) изучают для каждого глаза в отдельности. Особенности зрения при двух открытых глазах в офтальмологии условно определяют, как «характер зрения» и подразделяют на монокулярное (только правым или только левым глазом), монокулярное альтернирующее (попеременно то одним, то другим глазом), одновременное (двумя глазами без слияния изображения в один зрительный образ) и бинокулярное.

Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами с соединением в зрительном анализаторе одновременно полученных ими изображений в единый зрительный образ. Такое зрение позволяет быстро определить относительную и абсолютную удаленность предметов в пространстве.

Бинокулярное зрение достигается совместной деятельностью сенсорной (от латинского слова - восприятие) и моторной (глазодвигательной) систем обоих глаз.

Бинокулярное зрение включает в себя 3 основных компонента:
Во-первых , это бификсация, т.е. одновременная зрительная фиксация наблюдаемого предмета двумя глазами. Зрительная фиксация - это проецирование изображения рассматриваемого предмета в центр глазного дна, осуществляемое слаженной работой всех глазодвигательных мышц.

Во-вторых , слияние одновременно полученных каждым глазом монокулярных изображений рассматриваемого предмета в единый зрительный образ в центральном зрительном анализаторе, т.е. в проекционных отделах коры головного мозга.

В-третьих , проецирование полученного изображения в определенную область рассматриваемого пространства с оценкой его абсолютной (т.е. от глаз) и относительной (т.е. относительно других предметов) удаленности. Четко определить абсолютную и относительную локализацию предметов в пространстве могут люди, имеющие особый вид бинокулярного зрения -стереоскопическое зрение (зрение двумя глазами, дающее возможность объемного восприятия окружающего пространства).

Бинокулярное зрение обеспечивается четким топическим представительством определенных зон (полей) сетчатки правого и левого глаза в соответствующей области зрительной проекционной коры головного мозга. В этой области зрительной коры нейроны как бы спаренные, т.е. связанные одновременно с правым и левом глазом, что позволяет получить одиночное восприятие изображения с сетчатки каждого из них. В офтальмологии этот феномен называется «корреспонденция ретинокортикальных элементов».

Если изображение, полученное каждым из двух глаз, проецируется на спаренные нейроны зрительной коры, то предмет, находящийся в зоне зрительной фиксации каждого глаза, будет воспринят корой головного мозга как один предмет. но в объемном (трехмерном) изображении.

Мозг сумеет быстро и четко определить положение предмета в пространстве (т.е. его абсолютную и относительную локализацию». Если по каким-то причинам изображение предмета проецируется на некорреспондирующие (так называемые диспарантные) участки сетчатки каждого глаза, то в коре головного мозга это изображение анализируется неспаренными нейронами.

Это приводит к возникновению двух изображений одного и того же предмета в мозге (двоение, или диплопия). Много предметов, находящихся в поле зрения человека, проецируются на диспарантные участки сетчаток обоих глаз и вызывают кратковременную (неосознанную) диплопию, подавляемую сознанием и лежащую в основе стереоскопического восприятия пространства.

Однако при некоторых заболеваниях (например, при параличе одной из глазодвигательных мышц) возникает осознанная диплопия, вызывающая мучительное для человека ощущение двоения предметов. Такая диплопия требует специальных методов лечения.


Становление зрительной системы человека проходит определенные этапы. В первые дни жизни ребенка зрение каждым глазом развивается отдельно, начиная со светоощущения, что проявляется реакцией зрачков и общей двигательной реакцией ребенка на свет.

С 2-3 нед жизни у ребенка без врожденных предпосылок к зрительным расстройствам формируются слежение и кратковременная зрительная фиксация крупных предметов, находящихся в поле его зрения, пока каждым глазом отдельно. Уже с 4-5 нед можно отметить недлительную фиксацию предмета двумя глазами, т.е. бинокулярно.

Нормально развивающийся ребенок с 3-месячного возраста способен к устойчивому бинокулярному слежению и бинокулярной фиксации предметов разной величины, расположенных на разном удалении от его глаз. В этом же возрасте возникает конвергенция. С 5-6 мес начинается развитие фузии, т. е. способности сливать з коре головного мозга изображения с двух глаз в одно, к 2 годам совместная деятельность сенсорной и моторной систем обоих глаз усовершенствуется.

Формирование бинокулярного зрения завершается к 7-15 годам. Стереоскопическое зрение постепенно развивается на основе бинокулярного к 17-22 годам.

Для развития у ребенка бинокулярного зрения необходимы следующие условия:

  • одинаковое по четкости и величине изображение рассматриваемого объекта, полученное в сетчатке каждого из глаз, что достигается только в глазах без органических изменений оптических сред и оболочек, при изометропической рефракции обоих глаз, остроте зрения каждого глаза не ниже 0,3 и разнице в остроте зрения правого и левого глаза не более 0,4-0.5.
  • нормальная функция каждой глазодвигательной мышцы и III, IV, VI пар черепных нервов, участвующих в их иннервации;- отсутствие патологии проводящих путей, подкорковых и корковых зрительных центров.
Характер зрения при двух открытых глазах можно проверить разными способами.

Исследование с использованием цветотеста (четырехточечного цветового аппарата) позволяет выявить наличие или отсутствие бинокулярного зрения в условиях мягкой гаплоскопии (от греч. -одиночный, непарный), создающей отдельное восприятие объекта каждым глазом при помогли светофильтров (рис. 93). На диске цветотеста размещены 4 светящихся кружка (2 зеленых, 1 белый, 1 красный).


На обследуемого надевают очки со светофильтрами (перед правым глазом красное стекло, перед левым - зеленое). Глаз, перед которым стоит красное стекло, видит только красные объекты, другой - только зеленые. Белый светящийся кружок виден через красный фильтр красным, через зеленый-зеленым.

При бинокулярном зрении на диске цветотеста в очках-светофильтрах обследуемый видит 4 кружка: 1 красный, 2 зеленых и 1 белый (иногда белый цвет этого кружка может принимать зеленый или красный оттенок). При монокулярном зрении обследуемый пациент видит только 2 красных или только 3 зеленых кружка, при альтернирующем зрении красные или зеленые кружки видны поочередно (то 2 красных, то 3 зеленых).

При одновременном зрении обследуемый пациент видит одновременно 5 цветных кружков (2 красных и 3 зеленых).
Проба на промахивание (Кальфа) проводится с помощью карандашей, один из которых в руке врача, другой
у сидящего напротив пациента.

Врач держит карандаш в вертикальном положении, а обследуемый пациент должен быстрым движением установить свой карандаш вертикально над карандашом врача так, чтобы их концы соприкасались. При бинокулярном зрении это сделать легко, при отсутствии бинокулярного зрения пациент промахивается.


Проба с надавливанием на один глаз для определения наличия бинокулярного зрения: если пациенту, который смотрит двумя глазами на какой-то предмет, сместить один глаз, слегка надавив на него через веко, то при бинокулярном зрении обследуемый увидит два изображения этого предмета.

Тест Баголини заключается в рассматривании точечного источника света (диаметром 1 см) с разных расстояний через полосатые стекла, размещенные в оправе так, что полосы располагаются под прямым углом относительно друг друга. При бинокулярном зрении источник света воспринимается в виде крестообразно пересекающихся светящихся полос.

При монокулярном зрении видна только одна из полос, а при одновременном зрении обследуемый пациент видит две светящиеся полосы, но они не пересекаются, а находятся на каком-то расстоянии одна от другой.

Опыт Соколова , который он назвал «дыра в ладони», очень наглядно демонстрирует наличие бинокулярного зрения, при котором происходит слияние изображений, видимых каждым глазом, в одно общее изображение.

Соколов предложил представить каждому глазу свой предмет для рассматривания: перед одним глазом установить, как бы «подзорную трубу», например, узкую трубку из свернутого листа бумаги, а перед другим глазом обследуемый должен держать свою раскрытую ладонь, вплотную прижатую к боковой поверхности этой трубы.

В таком положении обследуемый одним глазом видит только свою ладонь, а другим - те предметы, на которые направлена труба. Через «дыру» в ладони видно все то, на что направлена «подзорная труба».


Проба с прикрыванием заслонкой одного глаза для выявления так называемых установочных движений глаз описана ниже в разделе дифференциальной диагностики ортофории и гетерофории.

Проба с призматическим стеклом (призмой) силой 20 призматических диоптрий применяется для выявления бинокулярного зрения у маленьких детей. Перед одним глазом ребенка, смотрящего на предмет двумя глазами, ставят призму основанием к виску. Если глаз, перед которым поставили призму, начинает менять положение и отклоняться к носу, значит, у ребенка есть бинокулярное зрение.

Существуют более сложные устройства и приборы для определения характера зрения, в которых применяются поляроидные фильтры, призмы, светофильтры возрастающей плотности, а объекты для рассматривания предъявляются на экране с помощью разнообразных компьютерных программ.

Наши обывательские познания в офтальмологии сводятся к трем словам - близорукость, дальнозоркость, астигматизм. И к убеждению: в любом случае ничего хорошего, надо бить в набат! Оттого проверка зрения превращается в сдачу своеобразного экзамена, когда подспудный страх сменяется разочарованием и даже унынием: эх, глаз уже не так зорок, как раньше... А что мы должны знать, чтобы смотреть на ситуацию трезво? В этом «СБ» помог разобраться врач-офтальмолог Александр ЛАВЕР.

В чем суть таблицы?

У человека с нормальным зрением точка ясного видения находится в бесконечности, которая для глаза начинается с расстояния 5 м. Вот почему именно с такой дистанции идет проверка остроты зрения при помощи специальной таблицы. Обычно на ней 10 - 12 строк, высота верхней - 7 см, нижней - в 10 раз меньше. Вообще, считается, что тот, у кого с глазами все в порядке, способен различить верхнюю строчку с 50 м. Но как выдержать такое расстояние в кабинете? Никак. Поэтому офтальмологи ориентируются на 10–ю строку, а расстояние соответственно уменьшается до 5 м. Кстати, в англоязычных странах другая система: острота зрения выражается дробями (скажем, 6/6 или 20/20), проверка проводится с 6 метров, а размеры знаков немного иные. И если там используют таблицу Снеллена, то на пространстве СНГ - ее аналоги. Вы привычно читаете буквы Ш, Б, М, Н, К, Ы, И? Это таблица Сивцева. Видите кольца с разрывами в разные стороны? Это таблица Головина. А малышей, еще не знающих букв, проверяют по таблице Орловой: машинка, круг, гриб, самолет...

Плюс–минус единица

Все знают, что в норме человек видит 1,0. Это означает: лучи, исходящие от удаленных предметов, фокусируются строго на сетчатке. Но чаще всего проверка показывает 0,8 и ниже. Порой и меньше 0,1. Тогда проверяют иначе. Либо подводят пациента к таблице, пока он не увидит верхнюю строку. Либо показывают ему пальцы руки с разного расстояния. Каждый метр - в переводе 0,02. Проще говоря, если пациент, допустим, видит верхнюю строку или пальцы проверяющего с расстояния 4 м, то его зрение - 0,08, с метра - 0,02. Если же и с такой дистанции ничего не разглядит, то доктор выясняет, может ли он посчитать пальцы у самого лица и способен ли различать свет. Но зрение может быть и выше единицы. Для этого случая в таблицах предусмотрены 11–я и 12–я строки. Вы видите первую? Ого, у вас 1,5! Вторую? Поздравляем, все 2,0! В старых учебниках упоминался даже некий уникум, живший в Средние века и невооруженным взглядом распознававший кольца Сатурна. Скорее всего, это красивый миф.

Дети видят по–другому

Да, острота зрения у них другая, чем у взрослых. Это связано с процессом роста глазного яблока и формирования структур глаза. Центральное зрение появляется в 2 - 3 месяца, а в 7 - 10 месяцев ребенок может распознавать геометрические фигуры. В 1 - 2 года он уже видит приблизительно на 0,5, в 3 года - 0,6 - 0,9, и только к школе острота зрения может достигнуть единицы.

фото татьяны столяровой.

Если реалия - аномалия

Когда острота зрения - меньше 1,0, врачи говорят об аномалиях рефракции - миопии, гиперметропии, астигматизме, пресбиопии, анизометропии. Провести здесь водораздел помогают разные тесты. Допустим, компьютерный, или с помощью линейки с зеркалами, или оправы с пробными линзами.

Наиболее часто встречается миопия (близорукость). Название красноречивое - с греческого переводится как «щуриться». При близорукости лучи от предметов фокусируются перед сетчаткой из–за большего, чем должно быть в норме, размера глазного яблока. То есть человек вдаль видит плохо, а вблизи - хорошо. Тогда ему показаны рассеивающие, или минусовые линзы. Возникает близорукость обычно в раннем детстве, бывает и врожденная. Проблему обостряют компьютеры, телефоны, необходимость много читать, работа на близком расстоянии. Опасна же миопия тем, что сетчатка может растягиваться и могут возникать дистрофические изменения, которые чреваты даже ее отслойкой.

Гиперметропия - не что иное, как дальнозоркость. Лучи фокусируются за сетчаткой, глазное яблоко, наоборот, меньше нормы. Здесь помогают собирающие, или плюсовые линзы. Но неправильным будет противопоставлять такую аномалию близорукости: мол, вдаль вижу хорошо, вблизи - плохо. Нет, это характерно скорее для пресбиопии, возрастной дальнозоркости. Тогда еще говорят: «Руки коротки стали». Вблизи начинается расфокусировка, и, чтобы прочитать книгу или газету, надо ее отодвинуть подальше. Пресбиопией страдают почти все люди после сорока лет - это абсолютно нормально, только и надо, что начать носить очки для близи. При гиперметропии, наоборот, человек может видеть плохо и так, и так. Есть еще скрытая близорукость, когда в юном или молодом возрасте смутно различают предметы вблизи, а вот вдали - очень даже. Но со временем все равно приходится надевать очки и для дали.

При астигматизме фокусировка лучей происходит не на одной точке сетчатки, а на нескольких. Зрение расплывчатое, может быть легкое двоение в глазах. Тут нужны специальные цилиндрические линзы. Врожденный астигматизм есть почти у всех, но в настолько легкой степени, что на качество зрения не влияет. Другое дело - астигматизм приобретенный, в результате травм, ожогов глаза.

Если острота зрения в глазах сильно отличается, говорят об анизометропии. К примеру, правым вы видите 1,0, а левым - -1. Возможны и попутные симптомы: головные и глазные боли, покраснение глаз, излишнее напряжение.

СОВЕТУЕТ ДОКТОР ЛАВЕР

Не паникуйте при падении зрения - выход есть. При всех аномалиях рефракции используются очки, контактные линзы и лазерная коррекция.

Не бойтесь носить очки, особенно при возрастной дальнозоркости, - зрение еще больше не ухудшится.

При близорукости высокой степени (больше 6 диоптрий) раз в год проходите осмотр глазного дна.

При астигматизме линзы или очки носить лучше постоянно.

Бинокулярное зрение - восприятие окружающих предметов двумя глазами (от лат. bi - два, осulus - глаз) - обеспечивается в корковом отделе зрительного анализатора благодаря сложнейшему физиологическому механизму зрения - фузии, т. е. слиянию зрительных образов, возникающих отдельно в каждом глазу (монокулярное изображение), в единое сочетанное зрительное восприятие.

Единый образ предмета, воспринимаемого двумя глазами, возможен лишь в случае попадания его изображения на так называемые идентичные, или корреспондирующие, точки сетчатки, к которым относятся центральные ямки сетчатки обоих глаз, а также точки сетчатки, расположенные симметрично по отношению к центральным ямкам (рис. 4.17). В центральных ямках совмещаются отдельные точки, а на остальных участках сетчатки корреспондируют рецепторные поля, имеющие связь с одной ганглиозной клеткой. В случае проецирования изображения объекта на несимметричные, или так называемые диспаратные, точки сетчатки обоих глаз возникает двоение изображения - диплопия.

Бинокулярное зрение формируется постепенно и достигает полного развития к 7-15 годам. Оно возможно лишь при определенных условиях, причем нарушение любого из них может стать причиной расстройства бинокулярного зрения, вследствие чего характер зрения становится либо монокулярным (зрение одним глазом), либо одновременным, при котором в высших зрительных центрах воспринимаются импульсы то от одного, то от другого глаза. Монокулярное и одновременное зрение позволяет получить представление лишь о высоте, ширине и форме предмета без оценки взаиморасположения предметов в пространстве по глубине.

Основной качественной характеристикой бинокулярного зрения является глубинное стереоскопическое видение предмета, позволяющее определить его место в пространстве, видеть рельефно, глубинно и объемно. Образы внешнего мира воспринимаются трехмерными. При бинокулярном зрении расширяется поле зрения и повышается острота зрения (на 0,1-0,2 и более).

При монокулярном зрении человек приспосабливается и ориентируется в пространстве, оценивая величину знакомых предметов. Чем дальше находится предмет, тем он кажется меньше. При повороте головы расположенные на разном расстоянии предметы смещаются относительно друг друга. При таком зрении труднее всего ориентироваться среди находящихся вблизи предметов, например трудно попасть концом нитки в ушко иголки, налить воду в стакан и т. п. Отсутствие бинокулярного зрения ограничивает профессиональную пригодность человека.

Для формирования нормального (устойчивого) бинокулярного зрения необходимы следующие условия:

  • Достаточная острота зрения обоих глаз (не менее 0,4), при которой формируется четкое изображение предметов на сетчатке.
  • Свободная подвижность обоих глазных яблок. Именно нормальный тонус всех двенадцати глазодвигательных мышц обеспечивает необходимую для существования бинокулярного зрения параллельную установку зрительных осей, когда лучи от рассматриваемых предметов проецируются на центральные области сетчатки. Такое положение глаз обеспечивает ортофорию (греч. optos - прямой, foros - несущий). В природе ортофория наблюдается достаточно редко, в 70-80 % случаев встречается гетерофория (греч. geteros - другой), считающаяся проявлением скрытого косоглазия. Это состояние обоих глаз характеризуется тем, что в покое они могут принимать такое положение, при котором зрительная ось одного глаза отклоняется или кнутри (эзофория), или кнаружи (экзофория), или кверху (гиперфория), или книзу (гипофория). Причиной гетерофории считается неодинаковая сила действия глазодвигательных мышц, т. е. мышечный дисбаланс. Однако в отличие от явного косоглазия при гетерофории сохраняется бинокулярное зрение благодаря существованию фузионного рефлекса. В ответ на появление физиологического двоения из коры головного мозга поступает сигнал, мгновенно корригирующий тонус глазодвигательных мышц, и два изображения предмета сливаются в единый образ. Патология глазодвигательного аппарата является одной из основных причин утраты бинокулярного зрения. Степень гетерофории, выражаемая в призменных диоптриях, определяется величиной отклонения зрительной линии одного из глаз от точки фиксации.
  • Равные величины изображений в обоих глазах - изейкония. Следует отметить, что при неравенстве величин изображений (анизейко-ния) 1,5-2,5 % возникают неприятные субъективные ощущения в глазах (астенопические явления), а при анизейконии 4-5 % и более бинокулярное зрение практически невозможно. Разные по величине изображения возникают при анизометропии - разной рефракции двух глаз.
  • Нормальная функциональная способность сетчатки, проводящих путей и высших зрительных центров.
  • Расположение двух глаз в одной фронтальной и горизонтальной плоскости. При смещении одного глаза во время травмы, а также в случае развития воспалительного или опухолевого процесса в орбите нарушается симметричность совмещения полей зрения, утрачивается стереоскопическое зрение.

Существует несколько простых способов определения бинокулярного зрения без использования приборов.

Первый заключается в надавливании пальцем на глазное яблоко в области век, когда глаз открыт. При этом появляется двоение, если у пациента имеется бинокулярное зрение. Это объясняется тем, что при смещении одного глаза изображение фиксируемого предмета переместится на несимметричные точки сетчатки.

Второй способ - опыт с карандашами, или так называемая проба с промахиванием, в ходе которой наличие или отсутствие бипокулярности выявляют с помощью двух обычных карандашей. Пациент держит один карандаш вертикально в вытянутой руке, врач - другой в том же положении. Наличие бинокулярного зрения у пациента подтверждается в том случае, если при быстром движении он попадает кончиком своего карандаша в кончик карандаша врача.

Третий способ - проба с "дырой в ладони". Одним глазом пациент смотрит вдаль через свернутую из бумаги трубочку, а перед вторым глазом помещает свою ладонь на уровне конца трубочки. При наличии бинокулярного зрения происходит наложение изображений и пациент видит в ладони отверстие, а в нем предметы, видимые вторым глазом.

Четвертый способ - проба с установочным движением. Для этого пациент сначала фиксирует взгляд обоими глазами на близко расположенном предмете, а затем один глаз закрывает ладонью, как бы "выключая" его из акта зрения. В большинстве случаев глаз отклоняется к носу или кнаружи. Когда глаз открывают, он, как правило, возвращается на исходную позицию, т. е. совершает установочное движение. Это свидетельствует о наличии у пациента бинокулярного зрения.

Для более точного определения характера зрения (монокулярное, одновременное, неустойчивое и устойчивое бинокулярное) в клинической практике широко используют аппаратные методы исследования, в частности общепринятую методику Бе-лостоцкого - Фридмана с применением четырехточечного прибора "Цветотест ЦТ-1 (Россия). На его экране светятся четыре точки: белая, красная и две зеленые. Обследуемый смотрит через очки с красным стеклом перед правым глазом и зеленым перед левым. В зависимости от того, какие ответы выдает пациент, находясь на расстоянии 5 м, можно точно установить наличие или отсутствие у него бинокулярного зрения, а также определить ведущий (правый или левый) глаз.

С целью определения стереоскопического зрения часто применяют "Fly"-стереотест (с изображением мухи) фирмы "Titmus Optical" (США). Для установления величины анизейконии используют фазоразделительный гаплоскоп. В ходе исследования пациенту предлагают объединить два полукруга в полный бесступенчатый круг, меняя величину одного из полукругов. За величину имеющейся у пациента анизейконии принимают процентное отношение величины полукруга для правого глаза к величине полукруга для левого глаза.

Аппаратные методы исследования стереоскопического зрения широко используют в детской практике при диагностике и лечении косоглазия.

Похожие публикации