Волевые состояния. Волевые расстройства


Необычайные и достаточно сложные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способ­ствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх и др.), которые в юридической психологии достаточно чаще становятся предметом научного, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Спе­цифика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их криминогенности, в поисках научно обоснованных методов сни­жения возможности нарушений правовых норм путем психологической корреляции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

В практической деятельности эмоциональная активация возникает, как правило, в критические моменты процесса решения тактических задач и связана с выявлением правильного направления поисков. В та­кие моменты деятельность обычно характеризуется очень быстрой реак­цией в принятии решений. Общая ориентировка в целом, предваритель­ная оценка и являются функцией эмоций как специфического знания. В эмоциональной оценке возникает первый, еще не совсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия.

В общении следователя и судьи с участниками уголовного процесса эмоции и чувства играют особую роль. В частности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях. Однако, являясь необходимыми и неизбеж­ными, эмоции и чувства в расследовании и рассмотрении уголовного дела играют не только положительную роль. Отрицательные эмоци­ональные состояния следователя и судьи могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции и чувства способны вызывать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь или судья могут иногда прийти к резуль­татам, лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.

Следует отметить, что качество восприятия также зависит не только то состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Известно, что болез­ненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным об­разом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, раз­дражения, опьянения, взволнованности и т. д. Усталость и болезненное состояние притупляют интерес к окружающему. Безусловно, воспри­ятие во многим зависит от настроения и особенностей характера челове­ка, его привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, его наклонности и интересы. В бодром, хорошем настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоце­нивая их.

Чувства и эмоции могут влиять на процесс приема и переработки информации. Человека одни события волнуют, другие оставляют без­различным, одних людей он любит, других ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими. Профессиональная деятельность сле­дователя, прокурора, судьи, да и вся жизнь современного человека на­сыщены событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Эти чувства пронизывают, окрашивают в оп­ределенный тон всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение.

Воздействие ситуации способно вызвать в организме интенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить работоспособность юриста, поднять его или стать причиной болезни. В этих случаях гово­рят об эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоциональный стресс про­исходит в результате воздействия отрицательных эмоций. Стрессу не­редко предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнительность, необоснованные опасения и тревоги.

Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы со­противляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в актив­ную борьбу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения.

Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы притор­можены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и корот­кой. Растерянность, или фрустрация (англ. frusration буквально означает расстройство планов), указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Психолог Н.Д. Левитов определяет фрустрацию как психичес­кое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи*. В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумев­ший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в сос­тоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны**.

______________________________________________________________

* Левитов Н.Д. Фрустрация - один из видов психических состояний. Вопросы психологии. М., 1967, № 6, с. 120.

** Луков Г.Д., Платонов К.К. Психология М., 1964,с.192

Устойчивость любого человека, как юридического работника, так и клиента, к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя пу­тями: системой его эмоциональной тренировки и тщательным его об­учением, то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т, д.

В методологическом плане эмоциональная тренировка опирается на принцип психологической науки о связи психики и деятельности: пси­хика, сознание формируются в деятельности. Содержание тренировки базируется на положении психологии о взаимосвязи чувств и физичес­ких действий. Воспитание эмоциональной сферы человека возможно только через действие. Для этой цели применяется специально раз­работанный тренинг - «гимнастика чувств»*.

* Гиппиус С. Гимнастика чувств. М.-Л., 1967.

Применяется и аутогенная тренировка, которая представляет собой процесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное к самому себе.

Человек путем систематических и упорных занятий может научиться расслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками аутотренинга, работник юридического труда в различных ситуациях сможет по своему желанию замедлять дыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды, вызывать тепло в любой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться хладнокровным в напряженных ситуациях.

Это достигается потому, что почти половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека. Поэтому при самовнуше­нии, например о расслаблении мускулатуры, эти клетки посылают в мышечную структуру соответствующие импульсы. И если мус­кулатура расслабляется, в мозг поступают слабые сигналы, что успокаивающе действует на человека. Особенно важно в этом отноше­нии расслабление мышц лица: мышцы лица посылают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего туловища. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть умениями и навыками воздействия на свою нервную систему*.

_____________________________________________________________________________

* Руководство по психотерапии.М.,1974; Гиссен Л. Психология и психогигиена в спорте. М.,1973; Алесеев А. О самовнушении. Наука и жизнь, 1973, №1, 2, 3; Гримак Л.П. Общение с самим собой. М., 1991.

Юрист-практик, овладевший навыками аутогенной тренировки, при­обретает уверенность в своих силах, а это благотворно сказывается на его эмоционально-волевой устойчивости, способствует более быстрой адаптации к постоянно меняющейся обстановке и повышает работоспо­собность.

§ 6. Воля и ее воспитание

Для выполнения разнообразных служебных задач, особенно в экс­тремальных условиях, юристу-практику часто требуется напряжение всей психики. При этом достижение любой цели требует от него целеус­тремленности, инициативы, настойчивости, выдержки, самообладания, мужества, смелости и стойкости. Все эти качества неразрывно связаны с проявлением воли.

Воля - это одна из сторон человеческой психики, обеспечивающая человеку возможность сознательно регулировать свои действия и по­ступки в соответствии с поставленной целью при учете конкретно складывающихся обстоятельств.

Чтобы удержать себя в рамках, обусловленных проводимой прак­тической деятельностью, работник юридического труда в большинстве случаев должен проявить свою волю, сдерживая эмоциональное возбуж­дение. При этом он неизменно включает в действие свою вторую сиг­нальную систему (слово). «…В нормально развитом человеке. - отмеча­ет И.П. Павлов, - вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения»*. И поскольку слово является сигналом сигналов, оно может повлиять на деятельность первой сигнальной системы (впечатлительность, эмоциональность) и подчинить ее. При помощи слова, обращенного к самому себе, юрист может по своему усмотрению регулировать свою деятельность.

_____________________________________________________________________________

* Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2, с. 346.

В практической деятельности юристов имеют место случаи, когда внутреннее состояние их не отвечает требуемой внешней активности (поведение в условиях кризисной ситуации). Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние работника юридического труда, подчиняясь воздействию отрицатель­ных эмоций, тормозит требуемую от него активность. И ему приходится усилием воли заставить себя подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую практической цели активную деятельность.

Отсутствие сильной воли может толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершенно не свойственные ему поступки. Проявле­ния здесь большой воли очень много значит.

«Большая воля, - пишет А.С.Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворе­ние, а это желание и обстановка, и желание и отказ одновременно»*.

_____________________________________________________________________________

* Макаренко А.С. Собр.соч. в 7 томах. Т. 4., М., 1958, с. 463

Из сказанного выше следует, что поведение по своей сущности является сознательным и целенаправленным, а не стихийным и неорганизован­ным. Такое поведение называется волевым поведением и предполагает наличие у работника юридическою труда определенных волевых качеств.

Волевые качества юриста-практика в своей основе аккумулируют в себе структурные компоненты его эмоционально-волевой устойчивос­ти, связывают интеллект и моральные структуры личности. И.М.Сеченов пишет: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безликая воля могла бы совер­шить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства»*.

_____________________________________________________________________________

* Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1958. с 218.

Высокие нравственные мотивы пронизывают все волевые качества работника юридического труда*. К волевым качествам относятся: целе­устремленность, инициативность, настойчивость, выдержка и самообла­дание, мужество, смелость, решительность, стойкость. Названным по­ложительным волевым качеством противостоят их антиподы - отрицательные качества: нецелеустремленность, безынициативность, отсутст­вие настойчивости, невыдержанность, трусость, нерешительность, нес­тойкость. Человек, наделенный такими качествами, безволен, не способен к выполнению даже самой элементарной задачи.

_____________________________________________________________________________

* См.подробнее о волевых качествах личности: Военная психология. М., 1972, с. 187-192; Зимин И.И., Чуфаровский Ю.В. Воспитание воли. Ташкент. 1985.

По мнению известного психолога А.Г. Ковалева, волевая недостаточ­ность может проявляться в чрезвычайно многообразных формах, под­разделяемых на пассивные и активные формы волевой недостаточности. К пассивным формам относятся: легкая внушаемость и несамостоятель­ность, апатия, нерешительность, отсутствие настойчивости. К активным формам следует отнести импульсивность, упрямство.

Изучение общих форм проявления волевой недостаточности важно для того, чтобы отличить подлинные волевые качества от пародии на них, а также чтобы избрать правильные пути и средства для волевого воспитания и самовоспитания.

Сотрудник правоохранительных и правоприменительных органов должен хорошо осознать, что целеустремленным самовоспитанием можно развить у себя все положительные волевые качества. Многие люди думают, что для таких тренировок необходимо специальное время. Такое мнение ошибочно. Воспитывать волю можно в любой обстановке. Повседневная жизнь, учебные занятия предоставляют для такого воспи­тания немало возможностей: воля воспитывается в преодолении любых трудностей. Для этого можно применять и специальные упражнении.

Глава V
Личность и юридическая деятельность

Проблема личности является центральной среди всех проблем юридической психологии. В системе «человек - право» реализуют­ся личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности правосознания. В связи с этим юридическая пси­хология анализирует личность в двух аспектах: во-первых, в пла­не изучения и оказания воздействия на личность преступника; во-вторых, в плане определения профессиональной пригодности кандидатов для работы в правоохранительных и судебных органах и их психологической подготовки. . - М., 2001. Еникеев М.И. Юридическая психология . - М., 2002. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология . – М., 1998. 1 Васильев В.Л. Юридическая психология .- СПб.: Питер...

  • Юридическая психология (2)

    Контрольная работа >> Психология

    Проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и гражданским правом, криминологией и криминалистикой. Юридическая психология включает в... ее прикладной отраслью - юридической психологией . Подобные связи юридической психологии можно проследить и...

  • Юридическая психология (5)

    Реферат >> Государство и право

    Возможность нравственного самоисправления. ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль юридической психологии , которая призвана изучать... исследуемом событии состава преступления. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ является отраслью науки психологии , исследующей проявление и...

  • В рассмотрении разных аспектов психической деятельности у больных шизофренией мы стремились реализовать широко ис пользуемый в современной психологии целостный, системный подход. При анализе патологии психической деятельности, в ча стности шизофренической, в качестве такой единой структуры выступает патопсихологический синдром, который представляет собой систему нарушенных психических процессов и свойств лич ности, составляющих психологическую основу негативных изме нений психики, входящих в структуру шизофренического де фекта. Основной задачей исследования были выделение отдельных компонентов этой системы и анализ их взаимосвязи. Проведенное исследование позволило выделить в качестве ведущего компонента патопсихологического синдрома при шизофрении нарушение пот ребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции психической деятельности и поведения. Нарушение этого веду щего компонента проявляется в снижении социальной направлен ности личности. Как было отмечено выше, направленность является основным интегративным, смыслообразующим качеством личности, ее яд ром. Она объединяет в целостную систему личностные установки, ориентации, интересы, определяет становление жизненных пози ций по отношению к труду, социальному окружению, обществу в целом. Личностная направленность формируется на основе системы потребностей, определяющих активность человека в пости жении окружающего мира. В этой системе одно из главных мест занимает потребность в общении, создающая специфическую форму активности человека в установлении контактов с другими людьми. Нарушение потребности в общении, характерное для больных шизофренией, приводит к снижению их социальной направленности и социальной регуляции деятельности и поведения. Эти нару шения составляют психологическую сущность такого клиниче ского понятия, как аутизм, и являются важными компонентами патопсихологического синдрома шизофренического дефекта. Снижение социальной направленности и социальной регуляции поведения в первую очередь проявляется в нарушениях общения. Дефицит потребности в общении прежде всего определяет недо статочность активности в установлении эмоциональных контак тов с другими людьми. Этим обусловлено снижение инициатив ного, спонтанного общения у больных шизофренией, столь необходимого как для установления, так и регуляции неформальных личностных контактов, межличностных взаимосвязей, в том числе и семейных отношений. Такая система отношений строится на эмоциональной основе, большую роль при этом играют эмпатийные качества личности, такие, как сочувствие, сопереживание, способность понять дру гого. Дефицит именно этих качеств лежит в основе снижения потребностно-мотивационного компонента общения у больных шизофренией. Как уже было отмечено, наши исследования показали, что дефицит потребностно-мотивационных характеристик общения может быть в определенной мере компенсирован путем активи зации других компонентов регуляции деятельности. Опыт нашей работы показал, что включение больных в специально организо ванную совместную деятельность с четко обозначенной целью, направленной на получение реального результата, может значи тельно повысить уровень их общения. Мотивирующая стимуля ция, применяемая в этих условиях, не апеллирует непосредст венно к чувствам больного, а предполагает осознание больным необходимости ориентировки на партнера в условиях совместной деятельности, без которой задача вообще не может быть решена, т. е. компенсация достигается в этих случаях за счет интеллектуальных и волевых усилий больного. Этот методический прием широко используется нами в коррекционной работе с больными. Снижение потребностно-мотивационного компонента общения не может не сказаться на формировании исполнительских его компонентов, средств общения, в первую очередь связанных с активными формами общения. Это прежде всего средства выразительной речи и выразительные движения (интонации, мимика, жесты, позы, социальная перцепция и др.). Недостаточная потребность в общении ограничивает формиро вание коммуникативных способностей, а следовательно, и воз можность включения в общественные взаимосвязи, что важно не только для развития мотивов и способов общения, но и для самопознания, которое формируется из опыта взаимоотношений с дру гими людьми. Таким образом, одним из главных следствий нарушения по требности в общении и социальной направленности личности, составляющих психологическую суть аутизма, является сниже ние социальной регуляции поведения в широком смысле слова, т. е. снижение уровня регуляции деятельности и поведения с точки зрения норм, правил, установок, принятых в обществе. Как показал анализ разных видов деятельности и поведения больных, их эмоциональные проявления обнаружили тесную связь с потребностно-мотивационными характеристиками. Снижение по требностно-мотивационного компонента регуляции, характерное для больных шизофренией, означает одновременно и снижение входящих в его структуру эмоциональных и волевых компонентов регуляции. В сложной многоуровневой структуре нарушений эмоциональных процессов для больных шизофренией наиболее специфично снижение социальных эмоций. Это снижение обусловлено в первую очередь недостаточностью потребности в общении и социаль ной направленности личности. Как уже отмечалось (см. гл. I ), дефицит социальных эмоций проявляется уже на самых ранних этапах развития ребенка — в недостаточности комплекса оживления на появление близких, в отсутствии стремления привлечь внимание взрослых как к себе, так и к игрушкам, совместной игре и т. д. Дефицит симпатии к близким препятствует в дальнейшем развитию других социальных чувств, которые, будучи осознанными, превращаются в личностные чувства, такие, как самолюбие, обида, чувствительность к порицанию и похвале. Необходимо отметить, что у больных шизофренией, даже сохранных в эмоциональном отношении, от мечается прежде всего дефицит активных социальных эмоций, эмоций воздействия (привлечение к себе внимания окружающих, установление эмоциональных контактов, эмоциональное одобре ние или порицание других и пр.). Все это является прямым вы ражением недостаточности социальных потребностей. Значитель но в меньшей степени у больных выступает снижение реактив ного эмоционального реагирования, например чувствительность к поощрению и порицанию, что может создавать впечатление их эмоциональной сохранности. Особенно явно нарушение социальных эмоций у больных шизофренией сказывается в недостаточной сформированности и зре лости моральных чувств, основу которых составляет отношение к человеку, обществу. В моральных чувствах нечто объективное, общественно значимое переживается как личностно значимое для человека . Наши исследования обнаружили у больных шизо френией недостаточность регулирующей роли моральных чувств в их самооценках. Как было отмечено (см. гл. VI ), больные в качестве характерных для себя черт личности отмечали такие непривлекательные с точки зрения общественной морали свойства, как скупость, подозрительность, злопамятность, эгоизм и т. д. Отношение эмоций к потребностям выступает в двух аспек тах. С одной стороны, эмоция проявляется в качестве конкретной формы существования потребности и выражает ее активную сторону, являясь побуждением к действию. С другой — в эмоциях выражается отношение к потребностям, знак эмоций — положительный или отрицательный — зависит от удовлетворения или неудовлетворения той или иной потребности. Снижение потребностно-мотивационного компонента психической деятельности про является, таким образом, и в недостаточности его эмоциональ ного аспекта. Эта недостаточность определяет психологическую суть таких отмечаемых на клиническом уровне явлений, как отсутствие эмо ционального резонанса, эмоциональная «нивелировка», эмоцио нальное снижение, доходящее в ряде случаев до степени эмоциональной опустошенности, эмоциональная тупость и т. д. Разной степени выраженность эмоциональной недостаточности является, с нашей точки зрения, проявлением уровня снижения ведущего потребностно-мотивационного компонента регуляции психической деятельности. Однако, как мы видели, в ряде ситуаций при выполнении достаточно мотивированных видов деятельности, связанных с реа лизацией способностей, склонностей, особых интересов и при страстий больных, их аутистических установок, больные ведут себя достаточно эмоционально, проявляя главным образом положительные эмоции. Такого рода деятельность не только сопровождается положительными эмоциями, но и осознается больными как предпочтительная, интересная, доставляющая удовольствие, о чем свидетельствуют их высказывания. Часто они выражают желания продолжать такую деятельность, просят дать им дополнительные задания, обнаруживают при этом высокую продуктивность (см., например, гл. II , VI ). С другой стороны, те же больные при выполнении индифферентных для них заданий либо совсем не обнаруживали эмоционального к ним отношения, либо проявляли неадекватные, в основном отрицательные, эмоции даже в ситуации успеха. Чаще всего такие задачи требовали от больного достаточно высокого уровня социальной регуляции, ориентировки на партнера, опоры на социально значимые характеристики объекта. В обыденной жизни особую трудность для таких больных представляет установление взаимодействий с другими людьми, что требует наряду с эмпатическими способностями адекватной оценки этих людей. При построении такого рода отношений именно эмоциональный фактор является основным регулятором поведения. Снижение эмоциональной регуляции выступает в качестве основной причины особых трудностей внутрисемейных и межлич ностных отношений у больных шизофренией. Таким образом, эмоции в составе ведущего потребностно- мотивационного компонента психической деятельности имеют тен денцию к парциальному снижению: их недостаточность обнару живается не всегда и не во всех видах деятельности. Важно отметить, что даже в случаях их достаточной сохранности и адекватности они часто проявляются в гипертрофированной форме, как это наблюдается, в частности, в аффективно заряженном поведении больных, связанном с реализацией их аутистических установок и сверхценных увлечений. Такая диссоциация в эмоциональ ной регуляции поведения является характерной для больных ши зофренией и не свойственна больным с другими видами психиче ской патологии, а также здоровым людям. У больных, обнаруживающих более грубое снижение веду щего потребностно-мотивационного компонента регуляции психи ческой деятельности, распространяющееся практически на все ее виды и поведение в целом, эмоциональная дефицитарность также носит более выраженный характер и проявляется тотально. Эмо циональная недостаточность отражает в первую очередь сниже ние общей психической активности, обусловленное невысокими потребностями и слабой мотивацией их деятельности. Нарушение эмоциональной регуляции деятельности и поведе ния у больных шизофренией может быть выражено в разной сте пени и проявляться более или менее глобально. Возможности компенсации этой недостаточности зависят от ее глубины. В этих случаях успех компенсации определяется включением других ком понентов регуляции деятельности, например интеллектуального, эмоциональные оценки здесь могут быть заменены оценочными суждениями, что и наблюдается достаточно часто у больных с высоким уровнем интеллекта. Снижение потребностно-мотивацио нных характеристик психической деятельности означает в то же время снижение эмоциональных компонентов как конкретной психологической формы реализации активной стороны потребностей. Другой формой, еще более непосредственно и органически включенной в действия, направленные на реализацию потребно стей и побуждений человека, являются волевые процессы. Они в наибольшей степени выражают активную сторону мотивационных процессов. Их недостаточность, характерная для больных шизо френией, тесно связана со одним из важнейших проявлений шизофренического дефекта. В современных разработках проблемы воли подчеркивается прежде всего связь воли с произвольной регуляцией деятельно сти. С другой стороны, воля рассматривается как особый способ мотивации и как ее особая форма, а именно произвольная форма мотивации. Таким образом, волевое действие представляет собой дважды произвольное: и по способу его осуществления (регуляции), и по способу мотивации . По данным наших исследований (см. гл. V , VI ) у больных шизофренией отмечается прежде всего снижение произвольных компонентов регуляции деятельности при относительной сохран ности непроизвольных компонентов. Недостаточность развития произвольной регуляции у больных шизофренией наблюдается еще на ранних возрастных этапах. Это выражается в первую очередь в дефиците их произвольных движений, связанных с овладением орудийными функциями предме тов , которое осуществляется в совместной деятельности со взрослым, вводящим ребенка в мир человеческих предметов и отношений. Это требует овладения собственными процессами и подчинения их объективной логике действия с предметами и че ловеческих отношений . Однако недостаточность потребности в общении, свойственная этим детям, приводит к значительному недоразвитию тех сторон психической деятельности, которые определяются в первую очередь социальными факторами — обще нием со взрослыми и сверстниками (см. гл. I ). Это приводит прежде всего к дефициту социальных форм произвольной регу ляции деятельности у больных шизофренией. В произвольной регуляции психической деятельности человека особо важную роль играет осознание общественно значимого (использование социального опыта, социальных критериев, мо ральных оценок и т. д.) и превращение его в личностно значимое. Как отмечал С. Л. Рубинштейн , «воля означает пере ход от потребностей… к мотивам, или побуждениям осознанным, оцененным с точки зрения общественных норм и интересов и принятых человеком». Полученные нами результаты исследования разных видов деятельности и особенностей поведения больных шизофренией пока зали их большие трудности, связанные с переходом на этот лич ностный уровень регуляции. Специфический характер нарушения волевой регуляции у больных шизофренией выражается не только в снижении инициативности деятельности и поведения, как это часто наблюдается и при других видах психической патологии, но особенно явно на уровне контроля деятельности и поведения, которые необходимо включают социальные критерии и оценки. Характерно, что дефицитарность волевой регуляции у части боль ных проявляется парциально, не во всех видах деятельности, а у других больных — более глобально, тотально (см. гл. IV — VI ). Таким образом, у больных шизофренией обнаруживаются боль шие трудности в овладении произвольными формами регуляции поведения, прежде всего предполагающими опору на социальные факторы. Однако парадокс заключается в том, что эти формы волевой регуляции наряду с ее интеллектуальными компонентами должны являться главной опорой в процессе реабилитации этих больных, в коррекционной работе с ними. То, что здоровые дети усваивают естественно, бессознательно подражая поведению взрослых, дети-аутисты могут с большим трудом выучить с помощью понимания, сознательного усвоения. Это положение вполне применимо и ко взрослым больным шизо френией. Дефицит общения, социальной направленности и социальной регуляции может быть в определенной мере компенсиро ван лишь осознанным путем, с помощью больших волевых усилий. Снижение потребностно-мотивационных, эмоциональных и во левых компонентов психической деятельности самым тесным обра зом связано со снижением психической активности, поскольку все они являются как ее источником, побудителем, так и ее непосред ственным выражением. Полученные нами данные показали, что снижение психической активности у больных шизофренией нельзя оценивать однозначно, сводя к дефициту энергетического потенциала, РЭПу, как это часто принято в клинических исследованиях. Специфическим для этой патологии является снижение потребностно-мотивационных характеристик активности, хотя всякое снижение активности вы ражается и в дефиците энергетических характеристик. Мотивационной природой снижения психической активности объясняется парциальное, неравномерное его проявление. Как было показано, в тех видах деятельности, выполнение которых определялось интересами больных, в которых они могли реали зовать свои способности, склонности, умения, установки, сниже ния психической активности не отмечалось. Наоборот, выполне ние этих видов деятельности характеризовалось энергичностью, повышением динамических показателей активности, высокой про дуктивностью. Однако, как мы видели, это не всегда сочеталось с достаточным уровнем произвольной регуляции, прежде всего социальной, и контроля. Такая диссоциация была связана с тем, что нарушения этих характеристик приобретали характер устой чивых свойств личности. Как было показано (см. гл. VI ), повышенная ситуационная мотивация влияла на изменения динамических характеристик активности, но не могла оказать существен ного воздействия на личностные свойства. В процессе исследования выделилась группа больных, сниже ние психической активности у которых носило достаточно гло бальный характер, т. е. отмечалось при выполнении практически всех видов деятельности, затрагивало все ее аспекты, включая динамические. Однако и в этих случаях ведущую роль играло снижение потребностно-мотивационных характеристик активности. Эти больные на клиническом уровне характеризовались выражен ным дефектом, как правило, тотального типа. Ослабление социальной направленности и социальной регуля ции поведения способствует формированию особого способа поз нания внешнего мира, специфических особенностей познаватель ной деятельности. Изучение широкого диапазона разных по струк туре познавательных процессов у больных шизофренией внесло существенный вклад в разработку проблемы психологического синдрома шизофренического дефекта. Основой методического подхода этого исследования являлись рассмотрение и соотнесение разных аспектов познавательной дея тельности: с одной стороны, личностного, непосредственно связан ного и обусловленного потребностно-мотивационными факторами, социальной направленностью человека, с другой — процессуаль ного аспекта познавательной деятельности, включающего опера ционные характеристики, навыки, умения, т. е. способы ее осу ществления. В регуляции этих аспектов познавательной деятельности в неодинаковой мере участвуют разные ее компоненты. Личностный аспект связан в первую очередь с потребностно-мотивационными характеристиками регуляции, процессуальный аспект — с ее ис полнительскими характеристиками. В современной психологии различается влияние на мотивацию двух существенных факторов: личностных диспозиций, в которых отражаются устойчивые характеристики личности, направлен ность, личностные установки и ситуационные факторы, связанные с решением определенной задачи, выполнением конкретной дея тельности . Применительно к нашему исследованию изучение личностного аспекта познавательной деятельности связано с ана лизом личностной мотивации, в то время как исследование про цессуального, операционного аспекта — с анализом в первую очередь ситуационной мотивации. Такое различение не означает разделения и противопоставления этих двух аспектов мотивации. Безусловно, в ситуационной мотивации отражаются ее устойчи вые личностные характеристики. Как показали результаты исследования, наиболее нарушенным у больных шизофренией оказался личностный аспект мотивации. Его коррекция представляла наибольшую трудность. Нарушения ситуационного аспекта мотивации были выражены в меньшей сте пени, проявлялись не во всех видах деятельности, легче компен сировались. Нарушение исполнительских компонентов регуляции познавательной деятельности существенно зависело от ситуацион ной мотивации. Повышение последней способствовало более ак тивному включению в деятельность исполнительских компонентов. Экспериментальное изучение широкого круга познавательных процессов позволило четко разграничить виды деятельности и условия ее осуществления, в которых наиболее рельефно могли проявиться специфические изменения психической деятельности и выявиться основные компоненты патопсихологического синдрома, лежащего в основе этой патологии. Исследование разных видов познавательной деятельности позволило выявить общие законо мерности нарушений, специфичных для шизофренической пато логии. Эти нарушения закономерно проявлялись в определенных условиях, когда испытуемым не давались критерии для анализа свойств, признаков и отношений предметов, а эти критерии дол жны были определяться самим испытуемым на основе его прош лого опыта, жизненных установок, личностной направленности. Полученные данные показали, что мотивация и регуляция дея тельности больных шизофренией недостаточно определяются со циальными факторами. В тех видах деятельности, в структуре которых роль социального опосредования была незначительной, больные шизофренией существенно не отличались от здоровых контрольных групп. Снижение влияния социальных факторов на познавательную деятельность проявлялось в нарушении ее изби рательности (см. гл. II ). Такое закономерное нарушение позна вательной деятельности в одних условиях и его отсутствие в других проявляются в диссоциации психической деятельности, отмечаемой на клиническом уровне в качестве специфической ха рактеристики шизофренического дефекта. Диссоциация познавательной деятельности имеет тенденцию к сглаживанию у больных с большей степенью снижения потребн остно-мотивационного компонента психической деятельности, обусловленного большей тяжестью заболевания. У этих больных .помимо снижения социальной регуляции познавательной деятель ности отмечается недостаточность и ситуационной мотивации, не позволяющей выполнять предлагаемые задания на достаточном уровне, часто независимо от его структуры и сложности, даже при наличии определенных исполнительских возможностей (см. гл. V ). По клиническим данным эти больные характеризовались выраженным дефектом. Исследование познавательной деятельности больных шизо френией позволило получить данные о нарушении определенных аспектов мотивации и регуляции психической деятельности. Результаты исследования родственников больных, близнецо вых семей, в которых один или оба близнеца больны шизофре нией, обнаружили существенную роль конституционального фак тора в снижении уровня личностной мотивации, проявляющегося в первую очередь в недостаточном включении в деятельность со циальных факторов. По данным наших исследований, снижение других аспектов мотивации, в частности ситуативных, а также исполнительских компонентов регуляции деятельности, определя ется в большей степени факторами движения шизофренического процесса.

    Представленный материал предназначен для педагогов основной школы, социальных педагогов, школьных психологов. Будет полезен студентам психолого-педагогических дисциплин, родителям подростков. Может использоваться как "информация к сведению" и как лекционный на различных конференциях, педагогических советах, заседаниях, на консультациях и пр. Содержит описание видов часто встречаемых аномалий воли (легкой внушаемости и несамостоятельности, апатии, нерешительности, импульсивности, отсутствия настойчивости и выдержки, упрямства), причин их возникновения, а также способов коррекции.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психосоциальные и коррекционно-развивающие технологии

    Коррекция волевой недостаточности подростков

    в предупреждении правонарушений

    Захарова Г.Ю.

    (педагог-психолог МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области)

    Рисуя портрет правонарушителя, мы обычно представляем себе человека с недостаточно развитыми волевыми качествами, неспособного противостоять злу, соблазнам криминального мира.

    Принято считать, что среди школьников слабостью воли больше отличаются подростки. Именно они недостаточно организованы в обучении и выполнении домашних дел, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, нередко ведут себя вопреки правилам поведения, принятым в обществе. Для подросткового возраста характерны противоречия, расхождения, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой, между его возможностями и его собственными требованиями к себе.

    Волевые процессы в онтогенезе начинаются, когда ребенок овладел речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой регуляции. Физиологически развитие воли зависит от работоспособности клеток головного мозга, прежде всего клеток коры больших полушарий от силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов в них. То есть волевые свойства человека определяются врожденным типом темперамента и уровнем развития головного мозга. Однако не только ими. Развитие воли у детей тесным образом связано с обогащением их нравственной и мотивационной сфер, что дает нам возможность активно использовать воспитательные воздействия в процессе формирования воли и коррекции волевой недостаточности подростков.

    Волевая недостаточность, или аномалии воли, подразумевает не отсутствие воли вообще, а недостаточное (слабое) развитие одного или нескольких волевых качеств, необходимых для осуществления волевого акта.

    Классический волевой акт состоит из трех этапов:

    1. Выбор цели.

    Выбор между «я хочу» и «так надо». На данном этапе человек исходит их своих потребностей, интересов, нравственных устоев. Мотивы, побуждающие человека к сознательному, произвольному действию, могут одновременно возникать и как противоречивые. В этом случае происходит «борьба мотивов», которая должна закончиться победой ведущего мотива.

    1. Сознательное принятие решения и построение плана действий для реализации поставленной цели.
    2. Этап достижения цели, требующий преодоления внутренних и внешних трудностей, связанных с выполнением принятого решения.

    Эти этапы во времени могут быть разделены значительными промежутками, а могут быть и нераздельно связаны, плавно перетекая один в другой.

    Коррекция волевой недостаточности будет грамотно построена, если мы определим причину возникновения аномалии воли и этап волевого акта, на котором у подростка возникают затруднения, и направим свои воспитательные усилия на оказание помощи ребенку и изменение своего стиля воспитания.

    Рассмотрим несколько часто встречаемых аномалий воли и пути коррекции их.

    Легкая внушаемость и несамостоятельность.

    Подростки с такой формой волевой недостаточности характеризуются чрезвычайной уступчивостью чужому влиянию и легкой податливостью воле другого человека. Легкая внушаемость и несамостоятельность в принятии решений – «обратная сторона медали» послушных детей, которые привыкли безропотно исполнять волю родителей и педагогов. Такие подростки не имеют собственных взглядов и убеждений, которым они могли бы следовать в жизни, у них слабо развита принципиальность. Вследствие чего легко поддаются уговорам, убеждениям попробовать закурить, употребить наркотические и токсические вещества, постоять «в карауле» во время совершения кражи, насилия и пр.

    Такие подростки легко вовлекаются в асоциальные компании, и в уголовных делах проходят как соучастники преступлений, хотя их действия чаще опосредованно, не напрямую связаны с совершением преступления.

    Появлению данной формы волевой недостаточности способствует воспитание через приказы и требования точного и беспрекословного их выполнения и, наоборот, воспитание в гиперопеке, когда родители многое выполняют за ребенка, лишая его возможности удовлетворить свою природную любознательность и сделать что-то самому.

    У подростка с данными формами аномалии воли возникают трудности на первом этапе волевого акта с постановкой цели. «Борьбу мотивов» «берут на себя» родители, решая за ребенка, что ему есть, во что одеваться, с кем дружить, какую музыку слушать и т.д. Дети привыкают к передаче ответственности за принятие решения другому человеку, будь то родитель, педагог или приятель в компании. Поэтому для коррекции несамостоятельности и легкой внушаемости необходимо дать ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу поведения героя на киноэкране, близкого человека, своего поведения и научиться определять свои чувства, потребности, цели в жизни. Задача взрослого при этом будет сводиться к оценке, к объяснению важности и необходимости поступков.

    Для выработки у подростка образца нравственного поведения, которому он мог бы подражать, недостаточно читать ему лекции, проводить беседы о вреде алкоголя, курения, наркотиков и прочих, о законе и этикете. Взрослым необходимо самим стать таким образцом для ребенка; показать возможность работы над собой, проявления волевых качеств. А для этого начать самим с отказа от вредных привычек, настойчиво приучать себя к здоровому образу жизни, тактичному общению с окружающими и так далее.

    Перед выполнением подростком какой – либо работы взрослому нужно обучить ребенка постановке целей и выработать умение доказывать важность своей деятельности (опять же на собственном примере), которая должна осуществляться в соответствии с собственными желаниями ребенка, а не из страха наказания или под прямя нажимом. Еще французский педагог Ж.-Ж. Руссо писал: «… ребенок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен то, что хочет воспитатель». В этом состоит мудрость, и мастерство педагога и родителя, к которому мы можем стремиться в течение всей жизни.

    Апатия , как более тяжелая форма волевой недостаточности, близкая к состоянию депрессии, характеризуется отсутствием у ребенка любых желаний, стремлений. «Что воля, что неволя – все равно» - говорила в одной киносказке заколдованная героиня. Апатия подростков может быть результатом тяжелых переживаний, горя, отчаяния, бессилия, чаще она встречается у школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. Таких детей дразнят сверстники за физические или умственные недостатки. В результате у них снижается самооценка, пропадает уверенность в своих силах и способностях, могут появиться суицидальные мысли.

    Данная форма волевой недостаточности может быть результатом воспитания родителями, предъявляющими завышенные требования к своему чаду. Вследствие чего ребенок, что бы он ни сделал, постоянно испытывает неуспех, неодобрение со стороны матери и (или отца), или другого значимого человека. Поэтому у подростка постепенно пропадает желание что-либо делать вообще. Потеря интереса ко всему может быть также воспитана в семье, где ребенка муштруют или опекают во всем, подавляя его врожденную активность и интерес к жизни.

    Для подросткового возраста характерны колебания самооценки, связанные с психологическими особенностями этого периода. Однако, чтобы снижение самооценки не переросло в переживание апатии, депрессии, необходимо родителям и педагогам постоянно подкреплять позитивные намерения подростка, а не упрекать его в недостаточности силы воли при каком-либо неуспехе в школьных и домашних делах.

    Из-за отсутствия какого-либо «хочу» у апатичного подростка волевой акт может быть не начат вовсе, т.к. необходимым условием осуществления волевого процесса является напор сильных желаний, заставляющих человека преодолевать препятствия. Поэтому коррекционная задача взрослого будет состоять в определении круга интересов, желаний подростка, увлечении его чем-либо, естественно, социально допустимым. Ведь увлеченному человеку труд – «не в тягость, а в радость», удовольствие. А если труд успешен и вознагражден (не обязательно материально), то и ребенок, и взрослый ощущают прилив сил, стремятся к этой деятельности и в будущем.

    Особенно важно в подростке побудить интерес к будущему профессиональному и личностному самоопределению, для чего необходимо создать условия, позволяющие ребенку попробовать свои силы, определить свой круг профессиональных интересов. Задача взрослого в этой работе будет заключаться в подсказке видов деятельности, помощи при анализе успехов и неудач.

    Другими словами, коррекция апатии как аномалии воли будет успешной только в случае параллельно осуществляемой психологической поддержки, направленной на повышение самооценки, уверенности в своих возможностях, развитии положительного эмоционального отношения к миру, окружающим, обучению.

    Нерешительность – форма волевой недостаточности, которая выражается в неспособности остановиться на одном существенном мотиве и решить, действовать в нужном направлении.

    Образным примером внутренней «борьбы мотивов», возникающей у нерешительных людей, является притча о Буридановом осле.

    У Буридана был осел. Уезжая, Буридан оставил в конюшне достаточно сена в яслях: справа и слева от стойла. Но т.к. обе охапки были одинаковые, осел не мог решить, какую же охапку начать есть. Так и околел с голоду.

    «Борьба мотивов» у нерешительных людей сопровождается тяжелым состоянием самосознания собственной беспомощности. Нерешительные люди или совсем не принимают никакого решения, или останавливаются на случайном решении просто потому, что устают от длительной душевной борьбы. Но и это принятое решение часто не доводят до конца и меняют его, уже приступив к исполнению, под влиянием либо собственных сомнений по поводу верности принятого решения, либо под напором доводов со стороны.

    Если легко внушаемому подростку трудно устоять перед соблазном совершить что-либо противоправное, то нерешительному, уже вставшему на асоциальный путь, сложно сказать «да» здоровому образу жизни, социально приемлемому типу поведения. Он то принимает решение «завязать», то вновь пускается «во все тяжкие». Нерешительность подростков сопряжена с их повышенной тревожностью, заниженной самооценкой.

    Воспитание нерешительного ребенка возможно в семье, где родители постоянно раздражаются, сердятся, проявляют недовольство ребенком по поводу и без повода. Ребенок не понимает как нужно вести себя, чтоб родители были довольны им. Поэтому возникает боязнь перед принятием решения, как поступить. Однако нерешительность может быть и результатом воспитания в семье, где родители во всем потакают ребенку, скупая все игрушки, одежду, которые ребенок желает в данный момент, не обучая его умению выбирать, отдавать предпочтение чему-либо одному.

    Соответственно, коррекционные мероприятия по выработке решительности должны включать в себя тренировку умения взвешивать положительные, отрицательные стороны того и другого поведения, умение доводами разума поддерживать более ценный мотив и ослаблять противостоящий им мотив, который сбивает с правильного пути.

    Обучаться принятию решений можно в любом виде деятельности, свойственном ребенку: через игру, труд, обучение, общение. Ведь каждый из них полон проблемных ситуаций и содержит важный этап волевого акта – борьбу мотивов. В результате успешной коррекционной работы борьба мотивов, осуществляемая подростком, должна заканчиваться такой перестройкой, при которой мотивы долга, необходимости становятся не только осознанно более значимыми, но и более привлекательными эмоционально; поскольку подростки склонны подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения.

    Импульсивность противоположна нерешительности, но все же не является признаком волевого человека, а наоборот, выражает форму волевой недостаточности. Импульсивность подростка отличает чрезвычайная порывистость к действиям даже тогда, когда мотивы не взвешены и решение не обдумано. То есть импульсивные школьники в выполнении волевого акта «перепрыгивают» с первого, едва начавшегося этапа на третий. Им свойственно безудержное стремление к немедленному действию, чтобы достичь желаемого. Про таких в народе говорят: «Горячие головы», «Не человек, а порох» и пр.

    Импульсивность характера связана с недостаточной тормозимостью, т.е. неразвитой способностью сдерживать первые чувственные порывы, чтобы все основательно обдумать. Но она естественна для младших дошкольников. В подростковом же возрасте возможно уже воспитание в себе выдержки и самообладания. В коррекции импульсивности могут возникнуть трудности у детей с холерическим типом темперамента, ведь у холериков возбуждение преобладает над торможением. К тому же для подростков характерна узость круга предвидимых последствий совершаемых действий. Они часто не способны учесть, как отзовется их поведение на окружающих, в основном они учитывают последствия только для себя. Так, например, совершая кражу, подростки больше озабочены предстоящими расходами, тем, чтобы их не уличили в преступлении. Думать же, что случится с человеком, организацией, которую они обворовывают, подростки склонны в меньшей степени. В добавлении к этому, школьникам подросткового возраста сложно учесть последствия в отношении собственного психологического и физического состояния. Идя на правонарушение, они не задумываются о муках раскаяния, потере доверия близких людей, которые возможно узнают о преступлении.

    Коррекцию импульсивности можно построить на следующем психологическом наблюдении: непосредственные влечения сильны тем, что их «поддерживают» эмоции. Значит, надо противопоставить им эмоции иного рода. То есть вырабатывая у подростка умение взвешивать и обдумывать свои действия, взрослые, прибегая к своему опыту, могут помочь ребенку наиболее ярко представить картины отрицательных переживаний, последствий для здоровья, жизни, которые несут за собой совершенные правонарушения, вредные привычки. Этот негатив ослабит детское желание следовать своим непосредственным побуждениям: получить удовольствие от курения или приема наркотиков, от траты наворованного или ощущения радости отмщения от избиения сверстника и пр. Однако не стоит ограничиваться только внушениями «страшилок», важно красочно описать ребенку те преимущества, которые возникнут обязательно, если он будет поступать «как надо» - это будет дополнительным подкреплением для того, чтобы восторжествовало чувство долга.

    Отсутствие настойчивости и выдержки характерно для подростка, освоивших в волевом акте этап постановки целей, борьбы мотивов, принятия решения. Но у них возникают трудности на последнем этапе – исполнении принятого решения до конца, до той цели, которую они поставили перед собой. Данная форма волевой недостаточности определяется развившейся леностью со слабо выраженной способностью к волевому усилию. При первой же трудности, появляющейся на пути к осуществлению запланированного волевого действия у них «опускаются» руки.

    Воспитанию данной аномалии воли способствует гиперопека в семье, в которой ребенка всячески оберегали от трудностей, все делали за него, включая элементарные действия по уходу за собой.

    Исполнить благие намерения до конца подростку мешают его личностные особенности: неумение рассчитывать свои силы, повышенная лабильность эмоций. Бурная вспышка эмоции, желаний сделать «как надо» может угаснуть под негативным влиянием товарищей, какого-нибудь минутного впечатления, более значимого в тот момент, при неуспехе в столкновении с трудностями реализации поставленной цели; появившейся усталости, на которую подросток не рассчитывал при решении отложить важное дело «на потом» и т.д.

    Эти особенности учитывать при воспитании подростка: оказания поддержки ребенку в осуществлении его намерения, дроблении длительной работы на части и обнаружении мелких успехов на завершении каждого этапа. Тренировать умение правильно рассчитывать и распределять свое время, деньги, силы и пр. можно совместно с ребенком, вырабатывая режим дня, обсуждая вопросы семейного бюджета и карманных расходов, соизмеряя возможности организма на спортивных тренировках. Неукоснительное соблюдение выработанных правил, договорив поможет знание о нравственности и морали, хорошем поведении перевести в умении, умение перерастает в навык, навык закрепится привычкой. А привычка и есть действенное средство укрепления воли. Доведя до автоматизма вежливость в общении с окружающими, ведение здорового образа жизни, в головном мозге «освобождается» место для образования других важных доминант – таких возбужденных участков головного мозга, которые в данный момент обеспечивают, например, осознание цели, мотивов, принятие решения, составление плана действий и пр. То есть уже нового волевого акта. А значит, тем больше волевых качеств укореняется в человеке, его характере.

    При воспитании в подростке настойчивости и выдержки можно использовать его природное стремление к самовоспитанию. Однако очень важно направить внимание ребенка не на специальные искусственные упражнения для воспитания воли (сидения на кнопках, терпение боли от сознательно нанесенных увечий организму и пр.); а на воспитание в себе достаточной выдержки и организованности в выполнении своих повседневных обязанностей как в отношении школьных и домашних дел, так и в своих отношениях с окружающими людьми.

    Упрямство.

    На первый взгляд упрямые подростки кажутся необычайно настойчивыми: приняв решение, они цепко за него держатся, даже когда оно неразумно, смутно, а может быть, и вредно. Однако, это «бессмысленная» настойчивость, пародия на волю. Ведь зачастую под упрямством прячется страх показать другим свою слабость или боязнь уступить, чтобы не попасть под чужое влияние, которое не всегда оказывается дурным. Анализируя поведение упрямых подростков, можно отметить слабую критическую оценку у них, неспособность спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, ригидность мышления.

    Естественное для подросткового возраста стремление к самостоятельности поддерживает у них частые проявления упрямства как протест против авторитаризма родителей и педагогов. Даже если подросток понимает впоследствии свою неправоту, «до последнего», оправдывая ложными доводами совершенное. Недаром подростки любят участвовать в дискуссиях, спорах, где можно отстоять свою вымышленную или реальную точку зрения.

    Эту особенность можно использовать в воспитании волевых качеств школьников, умело управляя дискуссиями, обучая подростков выполнению правил ведения спора, уважению чужого мнения, терпению к позиции оппонента, умению признавать свои заблуждения. Однако следует помнить, что коррекция упрямства у детей должна сопровождаться параллельной коррекцией данной аномалии воли у взрослых, воспитывающих их. В заключение следует подчеркнуть, что указанные формы волевой недостаточности могут встречаться в характере подростка поодиночке, а могут и в совокупности с другими формами. У одних подростков проявляются сильнее, а у других – слабее.

    Результатом коррекционной воспитательной работы может явиться появление нового волевого качества либо ослабление интенсивности проявления существующей аномалии воли. Результат воспитания может зависеть еще и от пола ребенка. Так исследования Шульги Т.И. выявили существование гендерных различий волевых характеристик. А именно: уровень развития волевых качества у мальчиков выше, чем у девочек, а критерии их проявления у девочек более выражены, чем у мальчиков. Девочки чаще, чем мальчики демонстрируют в поведении волевые качества, что и обеспечивает высокую успешность всех видов деятельности. Анализ экспериментальных данных показал, что у мальчиков хуже развивается организованность, а у девочек – смелость и решительность.

    Эффективность воспитания воли у детей может зависеть и от системности и комплексности подходов родителей и педагогов. То есть начинать коррекцию форм волевой недостаточности у подростков нужно с совершенствования волевых процессов самих взрослых – воспитателей. А также помнить, что воспитание – процесс творческий, а значит при «несрабатывании» одного приема нужно не отчаиваться, а искать новые подходы. И конечно же, коррекция воли будет проходить намного быстрее и результативнее, если взрослым удастся поддерживать положительное эмоциональное отношение ребенка к той деятельности, через которую планируется осуществлять коррекцию, будь то игра, труд, учение или общение.

    Таким образом, воспитание воли, коррекция волевой недостаточности – процесс не простой, но очень важный, т.к. ни одна более или менее сложная проблема человека не решается без участия воли. А человек, умеющий решать свои проблемы, сможет сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни и социально приемлемого поведения, что и будет профилактикой правонарушений в подростковой среде.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж, 1997.
    2. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. – Мн., 1974.
    3. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – Спб.: Речь, 2003.
    4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение.: Владос, 1994.
    5. Тылевич И.М., Немцева А.Я. Руководство по медицинской психологии. – Л.: Медицина, 1995.

    Воля - сознательное целенаправленное управление человеком своей деятельностью. Волевая активность присуща только человеку. Поведение животных обусловлено инстинктами и условно-рефлекторными связями. У человека в процессе социально-исторического развития образовались нормы присцособления к окружающей среде на основе дифференцированных услбвно-рефлекторных реакций и произвольного контролирования инстинктов.

    В волевом процессе различают следующие этапы:

    • побуждение, осознание цели и стремление достичь ее;
    • осознание ряда возможностей достижения цели;
    • борьба мотивов и выбор;
    • принятие одного из возможных решений;
    • осуществление принятого решения.

    Совокупность желаний, побуждений, стремлений, приобретающих характер мотивационнои деятельности, составляет мотивационную сферу. В мотивационную сферу включаются как осознаваемые (волевые), так и недостаточно осознанные действия на основе различных побуждений (влечений, установок и т.п.).

    Волевые нарушения могут относиться как к уровню побуждений к деятельности и осознания цели, т.е. формирования мотива, адекватности мотивов свойствам личности и ситуации, так и принятия решения, соответствующего поведения на всех этапах волевого процесса.

    Нарушения волевых побуждений

    Абулия (от греч. bule - воля), или дисбулия, - патологическое отсутствие желаний, побуждений к деятельности. За абулией обычно следует адинамия (греч. adinamie - бессилие) - уменьшение или полное прекращение двигательной активности организма или органа.

    Абулия наблюдается при различных патологических процессах, прежде всего при шизофрении, при различных лобных поражениях и депрессиях.

    Снижение волевой деятельности может привести к высвобождению низших действий - автоматизированных и инстинктивных.

    Гипобулия - понижение волевой активности, бедность побуждений, бездеятельность, вялость, снижение двигательной активности, отсутствие желания общаться. Эти особенности часто отмечаются при депрессивных состояниях, шизофрении. Ослабление внимания, обеднение мышления, замедление речи могут наблюдаться при состояниях оглушенности.

    Гипербулия - повышенная активность, обусловленная значительным числом побуждений к деятельности, часто меняющихся с целью их осуществления. Гипербулия наблюдается при маниакальных состояниях и паранойяльном синдроме. При маниакальном состоянии продуктивность деятельности обычно мала из-за быстрой отвлекаемости больных, быстрой смены побуждений. При паранойяльном синдроме активность односторонняя, обусловленная бредовыми мотивами.

    Парабулия - извращение, изменение волевой активности. Побуждения к деятельности, мотивы и цели реализации извращены в связи с имеющимися у больного психопатологическими синдромами, например слуховыми галлюцинациями устрашающего характера, побуждающими к агрессивной деятельности и т.д.

    Нарушения волевой деятельности

    Нарушения волевой деятельности возможны на уровне принятия решения и на уровне перехода к осуществлению принятого решения. Навязчивые сомнения: больной после борьбы мотивов - идти в кино или к друзьям - принимает решение идти в кино, но после принятия этого решения снова возникают сомнения, и так бесконечно.

    Ригидность принятого решения означает отсутствие его коррекции и гибкости в соответствии с изменившейся ситуацией. Больной из-за этих особенностей не может перейти к осуществлению решения, так как ситуация изменилась, а он не может принять другое решение с учетом изменившейся ситуации. Это наблюдается у ригидных эпилепто-идных личностей.

    Деятельность по типу «короткого замыкания» возникает внезапно в ответ на эмоциональное состояние: обиду, страх, отчаяние. При этом она совершается без достаточного осознания возможностей достижения цели и без борьбы мотивов. Это могут быть суицидальные действия, особенно характерные для подростков, а иногда и детей.

    Д., 12 лет, после напряженной семейной сцены, во время которой родители серьезно стыдили и ругали его за то, что нанес серьезный урон их скудному семейному бюджету, потратив деньги на скачивание игр на сотовый телефон, молча вышел из дома и не вернулся ночевать. На следующее утро его нашли повесившимся на дереве в соседнем парке.

    Формы, в которых может проявляться волевая недостаточность многообразны, но выделяются две наиболее ярких и чаще всего встречающихся в жизни: пассивные и активные.

    Пассивные ФВН

    Включают в себя 4 следующих формы:

    1. Легкая внушаемость и несамостоятельность. Эта форма характеризуется чрезмерной уступчивостью чужому влиянию. Такие люди легко поддаются влиянию других и делают то, что им приказывают. Они признают правоту того кто говорит последним и именно мнение последнего является и их мнением.

    Как правило, у таких людей полностью отсутствует предприимчивость и инициатива. Принципиальность и настойчивость чаще всего проявляются незначительно. Человек в этом случае не выработал определенных взглядов и убеждений, которым он мог бы следовать в жизни.

    Дошкольники, например, настолько внушаемы, что могут поверить в явно нереальные вещи. Они легко верят сказке и переживают за судьбу персонажей, как за судьбу живых людей.

    Если ребенок, например, упал и ушибся, то бывает достаточно, чтобы мать подула на ушибленное место и сказала: «Теперь не больно» - и ребенок успокаивается, перестает плакать.

    2. Апатия - это тяжелая ФВН. Она схожа с депрессивным состоянием, характеризующимся исчезновением всякого рода желаний, и устремлений.

    Человек часто безразличен, к происходящим вокруг него событиям. Ему «всё равно», сонливость - вот наиболее характерное для него состояние.

    Состояние апатии вызывается, глубокими переживаниями (горе, отчаяние), когда «у человека руки опустились», или общей притупленностью чувств, когда ни радость не возбуждает, ни горе не вызывает волнения. Апатия нередко бывает связана с болезнями истерией, неврастенией и такими устойчивыми душевными состояниями как меланхолией и депрессией.

    Хотя все дети отличаются большой активностью, все же иногда приходится наблюдать среди них и апатичных.

    Это школьники с физическими недостатками, которых оскорбляют сверстники, или дети, потерявшие веру в себя, в свои возможности, наконец, пассивные встречаются в семьях, где ребёнка слишком муштруют или же, наоборот, излишне опекают.

    3. Нерешительность - неспособность совершить выбор и двигаться в этом направлении. Для нерешительных людей характерна длительная борьба порой противоречивых мотивов. Они или совсем не принимают, или принимают случайное решение, устав от душевной борьбы.

    Но и такое решение они не могут довести до конца. Нерешительность связана с отсутствием стержневой линии поведения, отсюда возникает обилие всякого рода сомнений. Дети редко проявляют нерешительность, наоборот, они чаще опрометчивы в своих решениях.

    4. Отсутствие настойчивости. Так характеризуют тех людей, которые принимают «кучу» решений, но не доводят их до конца. Их пугает новый шаг, который они должны предпринять, и трудности, которые стоят или могут возникнуть на пути деятельности.

    Принимая решения, они боятся выйти из своего полусонного, пассивного состояния. Некоторые дети дошкольного и школьного возрастов могут горячо браться за дело, но опускать руки при первой же трудности.

    Подобная картина наблюдается у тех ребят, которых в семье всячески опекали, оберегали от трудностей, все за них делали, в том числе и уроки.

    Активные ФВН

    Этот вид волевой недостаточности противоположен первому. Люди этого вида кажутся необычайно энергичными и настойчивыми. Одни из них бурно на всё реагируют, порывисты в решениях и действиях, другие же не отказываются от принятых решений, даже когда они не верны или вредны.

    Соответственно этому можно наметить две ФВН :

    1. Импульсивность - проявляется в чрезвычайной порывистостью к действиям. Эти люди склонны действовать без промедления, они горят стремлением достигнуть желаемого.

    Импульсивные люди действуют «очертя голову», т. е. необдуманно и безпланово. Возможно, в этом кроется причина не достижения ими нужных результатов.

    Импульсивностью обладают люди с бурно проявляющимися чувствами. Они неспособны к самоконтролю и самообладанию. Особенной импульсивностью отличаются дети дошкольного возраста.

    Она связана с естественной для этого возраста недостаточной тормозимостью, то есть не умением сдерживать первоначальные порывы, с недостаточностью жизненного опыта и ограниченностью знаний.

    В школьном возрасте также встречается немало импульсивных ребят, особенно среди очень эмоциональных подростков. У старших школьников импульсивность резко снижается, но зато иногда наблюдается нерешительность, особенно, в вопросе профессионального самоопределения.

    2. Упрямство -проявляется в бессмысленной настойчивости. Такие люди стремятся во что бы то ни стало держаться своего мнения или решения, порой вопреки его неразумности. Это не что иное, как ярко выраженное безволие, пародия на волю.

    Человек нередко проявляет упрямство из страха показать свою слабость другим, из боязни уступить им. Упрямые люди бывают несносны, смешны, а иногда и жалки.

    Это качество личности сопряжено со слабостью критической оценки, когда человек неспособен всесторонне проанализировать свои основные мотивы, а также аргументы собеседника.

    Упрямство нередкое явление для детей. Особенно подростки хотят быть самостоятельными, но не всегда ещё способны принимать верные решения. Совершив проступок, не хотят в этом признаваться ни себе, ни другим.

    Даже осознавая ошибочность собственного поведения, боятся показаться окружающим слабыми и чересчур уступчивыми. В силу этого они предпочитают упираться, настаивать на своём или оправдывать совершенное действие ложными доводами.

    Анализируя все ФВН, необходимо выделить два важных аспекта.

    Во-первых, что все они не так уж часто проявляются в таком сгущенном, ярком виде. Могут быть различные степени проявления от незначительных и эпизодических до крайних, иногда болезненных, случаев.

    Во-вторых, в жизни мы редко можем наметить резкие границы между различными ФВН, например внушаемостью и импульсивностью. Чаще всего наблюдаются смешанные типы.

    И наконец, мы должны определенно указать на зависимость развития ФВН от характера воспитания в жизни людей в определенных социально-психологических условиях.

    Развитие личности ребенка характеризуется созреванием сознания и самосознания, что сказывается на возрастании его самостоятельности: стремится все делать сам, быть относительно независимым.

    А так как силы его ещё невелики, возможности ограничены, сознание не настолько созрело, чтобы учитывать далеко идущие последствия поступков и действий, ребенок ограничивается протестом против мелочной опеки взрослых.

    Они выражаются в виде негативизма - немотивированного сопротивления требованиям окружающих лиц, а также упрямства - стремления настоять на своем даже при сознании неразумности своих действий пли выставляемых требований.

    Изучение особенностей проявления волевой недостаточности весьма важно для родителей.

    Во-первых, вы сможете отличать подлинную волю от пародии на неё, то есть уметь распознавать различные формы безволия и благодаря этому предпринимать своевременно необходимые меры для их исправления.

    Во-вторых, вам легче будет предупредить появление у детей того или иного вида волевой недостаточности, продумать и выстроить систему эффективного противодействия им.

    Как избавится от страха высоты?
    Спокойствие! Страх высоты - это нормальный такой, здоровый человеческий страх. Его задача - вовр...

    Как найти общий язык с подростком
    В современном мире проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и их детьми очень распр...

    Как пережить супружескую измену
    Очень часто супружеские пары сталкиваются с различными проблемами. Одной из проблем, с...

    Как простить родителей за детские обиды
    К сожалению, в нашей жизни нередко бывает так, что дети долгие годы де...

    Почему люди играют в игры
    Почему люди играют в игры? С помощью различных игр малыш приступает к познанию...

    Похожие публикации