Сохраняется ли работоспособность при синдроме котара. Лечение синдрома Котара. Особенности клинического проявления

Котара синдром

Котара синдром (J. Cotard, французский психиатр, 1840-1887; синонимы: меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегаломеланхолический бред) - один из этапов развития тревожно-ажитированной депрессии, сопровождаемый ипохондрически-депрессивным бредом отрицания и громадности, распространяющимся на моральные и физические свойства индивидуума, разнообразные явления окружающего мира или на все одновременно.

Сочетание психопатологические расстройств, образующих Котара синдром, особенности их возникновения и развития в течение заболевания были впервые описаны Котаром в 80-х годы 19 век В 1892 год на конгрессе французский психиатров в Блуа выделенный Котаром симптомокомплекс психических расстройств был назван синдромом Котара. До середины 20 век основные исследования, специально посвящённые Котара синдром, принадлежали исключительно французский психиатрам. Разработка клиники психозов пожилого возраста, в первую очередь инволюционной меланхолии (смотри полный свод знаний Предстарческие психозы), шизофрении (смотри полный свод знаний), маниакально-депрессивного психоза (смотри полный свод знаний), проводившаяся отечественными психиатрами во 2-й половине 20 в., позволила дополнить учение о Котара синдром новыми фактами. В нем. психиатрии совокупность расстройств, образующих Котара синдром, специально не изучалась. Ряд нем. исследователей обозначают отдельные проявления Котара синдром термином «нигилистический бред».

Среди больных с депрессивными психозами пожилого возраста расстройства, входящие в Котара синдром, отмечены в 10-25% случаев. У женщин Котара синдром встречается значительно чаще, чем у мужчин.

Несмотря на то, что проявления Котара синдром отмечаются при различных нозологический формах, он имеет ряд общих черт как в симптоматологии, так и в особенностях своего развития. При нем всегда можно выявить интенсивные аффективные расстройства, которые характеризуются либо депрессией с выраженной тревогой, либо депрессией со страхом. Обычным нарушением является меланхолическая деперсонализация (смотри полный свод знаний) чаще в форме anaesthesia dolorosa psychica, реже в форме так называемый потери мысленного зрения, когда у больных появляется невозможность представления знакомых лиц, предметов обстановки, событий прошлой жизни, сопровождаемая мучительным ощущением душевной опустошённости. Депрессия при Котара синдром всегда сочетается с ажитацией различных степеней - от простого заламывания пальцев рук до состояний неистового двигательного возбуждения, в том числе и в форме меланхолических раптусов (неистово тоскливое возбуждение с чувством отчаяния). Часто ажитация сопровождается речевым возбуждением, обычно в форме тревожной вербигерации (смотри полный свод знаний Депрессивные синдромы). На высоте двигательного возбуждения могут возникать эпизоды депрессивного субступора или ступора (смотри полный свод знаний Ступорозные состояния). Таким образом, при Котара синдром, как правило, отмечаются различные по своим проявлениям смешанные состояния, являющиеся «предпочтительным аффективным фоном, на котором возникает Котара синдром». Сенсорные расстройства чаще всего представлены вербальными иллюзиями (смотри полный свод знаний), нередко в форме иллюзорного галлюциноза, реже слуховыми галлюцинациями и психическими автоматизмами, в первую очередь идеаторными - ментизм (непроизвольное быстрое течение мыслей, сопровождаемое образными представлениями и чувством смутной тревоги), разматывание воспоминаний, слуховые и зрительные псевдогаллюцинации (смотри полный свод знаний Кандинского-Клерамбо синдром). В отдельных случаях при Котара синдром возникает помрачение сознания, обычно в форме онейроида (смотри полный свод знаний Онейроидный синдром).

На фоне перечисленных расстройств возникает фантастический бред, главными признаками которого являются отрицание и громадность. Отрицания могут быть частичными, касаясь чаще всего моральных, интеллектуальных или физических свойств больного («нет чувств, совести, сострадания, знаний, способности думать; нет желудка, кишечника, лёгких, сердца, мочевого пузыря»), или могут говорить не об отсутствии, а о деструкции внутренних органов («высох мозг, сжались лёгкие, закупорился кишечник»). Идеи отрицания, касающиеся физического «я» обычно определяют как ипохондрически-нигилистический или просто нигилистический бред. В ряде случаев отрицаются личные категории («нет имени, возраста, образования, специальности, семьи, никогда не жил»).

Отрицание может быть генерализованным, распространяясь на различные понятия внешнего мира, которые могут быть мертвы, разрушены, потерять присущие им качества, или отсутствовать вовсе («весь мир мёртв, планета остыла, на ней не растёт ничего, нет никого в мире, нет белых, черных, Европы, Африки, зимы, весны, звёзд, лет, веков»). Больной может считать, что он остался один во всей вселенной, может отрицать существование всего («ничего нет»).

Наряду с бредом отрицания и громадности часто можно выявить фантастический по содержанию бред самообвинения (больные считают себя первопричиной происшедших мировых катаклизмов; приписывают себе невероятные преступления; называют себя извергами, гадинами, чудовищами; соотносят нередко свои поступки с теми, что совершались мифическими или историческими персонажами, называют себя Антихристом, Каином, Иудой, Гитлером; твердят о заслуженных наказаниях, перечисляя порой самые невероятные способы расплаты за содеянное). В ряде случаев фантастический бред самообвинения принимает ретроспективный характер. Одновременно больные могут говорить о предстоящих вечных мучениях или невозможности умереть как вообще, так и в качестве заслуженного возмездия. Невозможность умереть и вечные мучения, по мнению больных, могут осуществиться даже тогда, когда исчезнет их физическое «я» - «тело сожгут, а дух останется навечно - мучиться».

Возможно сочетание идей бессмертия с бредом метаморфозы - превращения в животное, в труп, в металл, дерево или камень. Отличительной чертой бредовых высказываний больных с Котара синдром является наличие в них отчётливых элементов образности и наглядности. Нередко больные сами обращают на это внимание («каждое произнесённое слово разрастается в уме во что-то большое; фантазия превращает факт в целую историю; воображение рисует целые сцены, слово обрастает тысячью слов и возникает картина»). Особенности бреда самообвинения и его словесного выражения и повлекли за собой такие синонимы Котара синдром, как «мегаломеланхолический бред», «меланхолическая парафрения», «меланхолический бред воображения».

Сочетание бреда отрицания и громадности ипохондрически-нигилистического и депрессивного содержания характеризует полный или развёрнутый Котара синдром Если же преобладает какой-нибудь один из этих компонентов, говорят о соответствующих вариантах Котара синдром - нигилистическом или депрессивном. Они встречаются значительно чаще, чем развёрнутый Котара синдром Кроме этих двух вариантов, выделяют виды Котара синдром, основанные как на симптоматологии, так и на особенностях течения Котара синдром Сегла (J. Е. Seglas, 1897) выделял: 1) типичные случаи, то есть такие, при которых имелись все компоненты Котара синдром; 2) стёртые случаи - с отсутствием ряда симптомов, например, идей обречённости на вечные муки, идей бессмертия и так далее; 3) случаи с очень быстрым появлением всех симптомов, образующих Котара синдром; 4) случаи с аналогичным развитием лишь части симптомов; 5) случаи, где симптомы, образующие Котара синдром, возникают в форме эпизодов.

Наиболее характерным стереотипом развития депрессий, в течение которых развивается Котара синдром (вне зависимости от их нозологический принадлежности и особенностей течения - приступообразного или хронического), является следующая последовательность возникновения этапов психических расстройств: этап тревожной депрессии без идеомоторного торможения; этап тревожно-ажитированной депрессии с бредовыми идеями самообвинения, самоунижения, обвинения, меланхолической деперсонализацией, вербальными иллюзиями и другими сенсорными расстройствами; возникновение симптомов, образующих в своей совокупности Котара синдром

Применение электросудорожной терапии (смотри полный свод знаний) и особенно психотропных средств для лечения депрессивных психозов оказало значительное влияние на клинические, проявления Котара синдром Реже стали встречаться развёрнутые его картины, а депрессивный и нигилистический варианты Котара синдром чаще проявляются редуцированной симптоматикой. Больные говорят, например,

о своей необычной вине, но вообще, без каких-либо конкретных фактов, а также без отождествления себя с кем-либо; могут быть мысли о невозможности умереть, но они не сопровождаются убеждённостью в бессмертии и в обречённости на вечные муки. Вместо генерализованных идей отрицания или деструкции внутренних органов чаще встречаются лишь высказывания о нефункционировании желудочно-кишечные тракта или органов дыхания. В некоторых случаях высказывания, характерные для Котара синдром, представляют собой не бред, а фантастического содержания навязчивые явления, с которыми больной пытается бороться. Если до введения методов активной терапии наличие Котара синдром говорило о хронический депрессии, то теперь доминируют случаи, протекающие приступами.

Патогенез. Котара синдром представляет собой сочетание депрессивных и бредовых расстройств, поэтому его патогенез совпадает с патогенезом соответствующих синдромов (смотри полный свод знаний Бред, Депрессивные синдромы). Важным фактором в развитии Котара синдром является пожилой возраст. Однако относящиеся сюда расстройства могут возникать и в среднем возрасте, а отдельные симптомы даже у детей.

Диагноз ставят на основании особенностей клинические, картины. Котара синдром встречается при самых различных психических заболеваниях: в первую очередь при инволюционной меланхолии, шизофрении и маниакально-депрессивном психозе; он описан у больных прогрессивным параличом, в частности после проведения им пиротерапии, при сосудистых и сенильно-атрофических психозах, эпилепсии, эпидемическом энцефалите, острых и протрагированных симптоматических психозах.

Лечение. При развитии Котара синдром в первую очередь показана терапия психотропными средствами. В связи со сложностью клинические, картины лечение психотропными средствами должно быть комбинированным. Из антидепрессантов чаще всего применяют амитриптилин, реже мелипрамин; для купирования речедвигательного возбуждения - аминазин, стелазин; состояние тревоги уменьшается с помощью тизерцина; при наличии сенестопатий хороший эффект даёт применение тералена. В тех случаях, когда отмечается интенсивное речедвигательное возбуждение, сопровождаемое ухудшением соматического состояния, предпочтение следует отдавать электросудорожной терапии.

Прогноз во многом связан с особенностями основного заболевания и применяемыми методами лечения. Появление развёрнутого Котара синдром или выраженных нигилистических бредовых идей в отношении выздоровления прогностически хуже, чем наличие депрессивного варианта Котара синдром Сочетание бреда отрицания и громадности с выраженным речедвигательным возбуждением и онейроидным помрачением сознания у лиц пожилого возраста при недостаточном лечении может привести к смертельному исходу.

Профилактика - своевременное начало активной терапии во всех случаях тревожных депрессий, особенно развивающихся впервые в пожилом возрасте.

Вас категорически не устраивает перспектива безвозвратно исчезнуть из этого мира? Вы не желаете закончить свой жизненный путь в виде омерзительной гниющей органической массы пожираемой копошащимися в ней могильными червями? Вы желаете вернувшись в молодость прожить ещё одну жизнь? Начать всё заново? Исправить совершённые ошибки? Осуществить несбывшиеся мечты? Перейдите по ссылке:

Бред Котара – один из наиболее необычных вариантов бредового состояния. Впервые он был описан еще в позапрошлом столетии известным французским специалистом в области неврологии и психиатрии Ж. Котаром.

Врач работал с женщиной, утверждавшей, что в действительности она давно мертва, в ее организме отсутствует кровь, а сердце заменено каким-то неизвестным механизмом.

В комплексе с подобными галлюцинациями у нее отмечались суицидальные и депрессивные наклонности. В соответствии с заключениями ученого, синдром базировался на принципе отрицания пациенткой собственной жизни и существования живого вообще.

В дальнейшем данное отклонение было классифицировано в качестве тяжелого нарушения временного восприятия, при наличии которого пациент становится неспособным осуществлять оценку произошедших ранее событий и представлять грядущие явления.

Практически каждый больной, страдавший этим отклонением, заявлял, что он уже мертв. Многие люди верили, что они являются какими-то сказочными персонажами либо великими маньяками, пришедшими из параллельных вселенных с целью навредить окружающим.

На практике же отрицание собственного существования является очень редким бредовым расстройством, зачастую возникающим при тяжелых депрессиях, а также шизофрении и серьезных поражениях мозга.

Особенности клинического проявления

Синдром бывает 2 форм выраженности: средней и очень тяжелой.
Для средней формы заболевания характерна ненависть больного к себе. Человек может причинять себе тяжелые повреждения либо даже пытаться совершить самоубийство, полагая, что он не приносит окружающим ничего, кроме страданий.

При тяжелых стадиях отмечаются значительные патологии психики в форме бредовых состояний и галлюцинаций. Пациент верит, что он умер, а его органы заменены какими-то механизмами. Бывают и более сложные вариации синдрома.

К примеру, известен случай, когда женщина утверждала, что на планете больше нет ни одного живого существа, а она существует здесь в виде «оболочки, лишенной души».

Синдром встречается очень редко. Зачастую он сопровождает старческую депрессию, иногда – шизофрению. В большей степени болезни подвержены пациентки женского пола

Синдром рассматривается в качестве мультисимптомного недуга, характеризующегося тяжелым, сложным и многогранным течением. Пациент испытывает сильные муки и внутренние страдания. Некоторые больные в течение долгих лет и даже десятилетий считают себя «зомби».

Характерные признаки заболевания

Изучаемый недуг сопровождается нижеперечисленными проявлениями:

  • манией величия;
  • чрезмерной возбудимостью и тревожностью;
  • склонностью к суициду;
  • нигилистическим бредом;
  • депрессиями;
  • галлюцинациями;
  • ипохондрическими состояниями.

Что примечательно, больные обычно одновременно утверждают о собственной никчемности и величественности. К примеру, некоторые верят, что их прислали из параллельного мира для причинения вреда населению, заражению всего живого смертельными недугами и т.п.

В качестве проявлений нигилистического бреда расценивают, в первую очередь, веру в ничтожность собственного существования и всего живого вообще. Пациенту может казаться, что настоящая жизнь в ее всеобщем понимании бессмысленна, а всяческое развитие – иррационально.

«Верными спутниками» синдрома являются состояния напряженности и тревожности. Как правило, перед развитием болезни возникает обеспокоенность, затем – нервозность и тревожность.

В комплексе с суицидальными наклонностями могут развиваться мысли о собственном бессмертии. Веря в бессмертие, человек может совершать отчаянные действия, пытаясь как можно более изощренно прервать свою жизнь.

Интересно и то, что рассматриваемое расстройство сопровождается различными галлюцинациями, не исключена и их очень редкая форма – обонятельная. Пациент может чувствовать зловонный аромат, исходящий изнутри его тела. Некоторым слышатся голоса, видятся демоны и т.п.

Причины возникновения отклонения

К появлению болезни чаще всего приводят тяжелые депрессии, преимущественно характерные для старческого возраста.

Затяжное подавленное состояние, а также самоуничижение (заниженная оценка больным своих физических или моральных свойств, подчеркивание своей ничтожности, незначительности) и ангедония (отсутствие способности ощущать удовольствие)-все это может заставить больного поверить в то, что его не существует

Наряду с этим, далеко не все так однозначно. С каждым днем вера в свою смерть накладывает тяжелый отпечаток. У человека появляются галлюцинации и укоренившийся бред отрицания.

Чаще всего синдром формируется на фоне нижеперечисленных заболеваний:

  • шизофрении;
  • сильной депрессии;
  • психоза у стариков.

В наибольшей степени недугу подвержены старики, страдающие депрессией.
Примечателен тот факт, что в некоторых случаях синдром появляется без веских на то оснований.

То есть у человека все может быть в порядке с психикой, но накануне приступа он становится раздражительным и слишком тревожным.
Известны случаи, когда к появлению отклонения приводили тяжелые болезни, поражающие внутренние органы.

Варианты лечения

Какие-либо благоприятные прогнозы в отношении рассматриваемого отклонения не даются, т.к. бред может приводить к необратимому саморазрушению личности.

Одновременно с этим, медицине известны случаи, когда пациенты выздоравливали. Лучшие шансы есть у людей с депрессиями или болезнями соматических групп.

В данном случае основные усилия прилагаются для борьбы с основным недугом. Применяются методы медикаментозной терапии.

Врач может назначить антидепрессанты (пациентам, страдающим депрессивными расстройствами), а также препараты противотревожных и психотропных групп. В запущенных случаях практикуется электросудорожная терапия.

В остальном порядок лечения определяет исключительно квалифицированный специалист с учетом индивидуальных особенностей пациента. Близким больного остается лишь не опускать руки и надеяться на лучшее.

Будьте здоровы!

Каждый взрослый человек наслышан о том, что такое зомби. По крайней мере, он видел этих персонажей в фильмах, ходячих тел, которые не способны ни чувствовать что-либо, ни мыслить.

Психиатры бы сказали в адрес таких бесчувственных существ, что их необходимо лечить, ведь синдром Котара завладел мозгом этих людей.

Человек, который был болен этим бредом, когда его положили в больницу, пытался всячески убедить врачей, что не нужно тратить на него медицинские лекарства, потому как его мозг уже давно мертв. Грэхэм не способен был ощущать вкус подаваемой ему пищи. Хотя, что там утверждать, он в ней и не нуждался. Как и не нуждался в общении с другими, в стремлении что-либо делать. У него отсутствовала такая потребность. Чем он занимался в последнее время? – он просто бродил среди могил т.к. был убежден, что уже мертв.

Преследуя Синдром Котара

О данном психическом заболевании, которое пугает своей загадочностью, даже современный кинематограф посвятил короткометражную ленту.

Этот синдром являет собой депрессивный бред нигилистически-ипохондрического характера, к которому привязываются идеи громадности. Некоторые психиатры придерживаются мнения, что он является ничем иным как зеркальным отражением или же маниакальным бредом величия. Это одно из редчайших заболеваний в мире, что способно завладеть несколькими сотнями людей в любую минуту.

Впервые в истории психиатрии это состояние было описано у французской пациентки ее лечащим врачом Жюлем Котаром в далеком 1880 году. Женщина всячески отрицала, некоторые части своего собственного тела и отказывалась верить в существование добра и зла. Она все время твердила, что проклята и никогда не сможет умереть естественной смертью, в результате чего отказывалась от еды и воды. Спустя некоторое время она скончалась от голода.

Больной Грэхем, о котором речь шла в начале, утверждал, что ему комфортнее на кладбище, потому как чувствует особую связь с мертвыми.

Ученые, просканировав его мозг, обнаружили, что активность в некоторых его частях имела настолько низкие показатели, что можно было утверждать о вегетативном состоянии. Мозг Грэхема функционировал в таком режиме, словно тот находился во сне или же под влиянием анестезии.

Важно отметить, что синдром - бред Котара встречается в психотических формах с большой масштабностью (они еще называются как депрессивный психоз). Также и в форме шизоаффективных расстройств ( , что сочетают в себе симптомы как аффективного расстройства, связанного с нарушением эмоциональной сферы человека, так и , расстройства, связанного с расчленением мыслительных процессов или реакций эмоционального плана).

Чаще всего отмечается наличие синдрома при старческих психозах и депрессиях. Если же заболевание проявляется у молодых людей, это свидетельствует о том, что у человека депрессия крайней тяжести, повышенный уровень тревоги и высокая суицидальная опасность.

Синдром Котара – симптомы

Помните о том, что никто не застрахован от психических расстройств. Береги себя. Не позволяйте жизненным трудностям вас разрушать.


Психиатры называют синдром Котара манией величия, вывернутой наизнанку. Эта болезнь - нечто вроде мании принижения себя. Пациент утверждает, что он мертв, разложился и является ходячим мертвецом или что он - преступник и убийца. Недавно было опубликовано интервью с человеком, страдающим синдромом Котара, который десять лет считал себя мертвым.

В научных терминах синдром или бред Котара определяется как «нигилистически - ипохондрический депрессивный бред в сочетании с идеями громадности». В своем сознании больные превращаются в ходячих мертвецов, великих преступников и прочих «темных властителей». Для страдающих синдромом Котара характерно очернение себя, доведенное до абсурда и по размерам сравнимое с манией величия: человек утверждает, что отравил весь свет своим ядовитым дыханием или заразил все население земного шара СПИДом. Часто больному кажется, что он уже умер, а его существование - иллюзия, что он - пустая оболочка.

Поэтому синдром Котара назвали еще «бредом отрицания» - именно под таким названием его в 1880 году впервые описал французский невролог Котар. Как можно догадаться, впоследствии синдрому присвоили имя врача-»первооткрывателя».

Больные могут утверждать, что у них нет мозга, сердца или легких. Бывает также, что «бред отрицания распространяется на интеллектуальные или моральные качества: больные жалуются на полное отсутствие интеллекта, совести, знаний. Порой больные отрицают наличие внешнего мира: жалуются, что Земля опустела, у ныне живущих людей нет душ и они - пустые оболочки и т. п. Несмотря на то, что по отдельности эти симптомы могут показаться кому-то остроумными наблюдениями за действительностью, человек с синдромом Котара испытывает настоящие страдания.

Каково это - в течение многих лет чувствовать себя ходячим мертвецом? Предполагается, что этот психический недуг является одной из разновидностей депрессии, дошедшей до крайней стадии. Встречается синдром Котара и при шизоаффективных расстройствах, а также может сопровождать старческую деменцию и другие повреждения мозга.

Насколько распространен этот синдром, точно неизвестно. Поскольку современные препараты довольно успешно лечат депрессию, специалисты подозревают, что это состояние в наши дни встречается исключительно редко. Однако больные, утверждающие, что они уже умерли, встречаются до сих пор. Из-за патологической убежденности в том, что они уже мертвы, больные могут совершить реальный суицид в попытках избавиться от «бесполезной оболочки» - тела. Они умирают от истощения, полагая, что есть им больше не нужно, или обливаются кислотой, чтобы перестать быть «ходячим мертвецом».

Недавно журнал «New Scientist» опубликовал уникальный рассказ человека, целое десятилетие считавшего себя мертвым. Этот случай удивителен еще и тем, что бред больного об «умершем мозге» в некоторой степени оказался верным диагнозом самому себе.

Десять лет назад Грэхем проснулся и ощутил себя мертвым. Долгое время до этого Грэхем страдал от тяжелой депрессии. Он даже пытался покончить с собой, бросив в наполненную ванну с водой электрический прибор. В то утро Грэхем понял: во время попытки суицида он убил свой мозг. «Я чувствовал, что мозга просто больше нет, - рассказывал он впоследствии. - Когда меня госпитализировали, я уверял врачей, что таблетки не помогут, ведь мозга нет. Я сжег его в ванне».

Логические доводы медиков на Грэхема не действовали. Они не могли убедить его в том, что раз он говорит, дышит, ест и двигается - значит, его тело живо и мозг работает. «Меня это только раздражало, - вспоминает он. - Я не знаю, как можно говорить или что-то делать, не обладая мозгом, но, насколько я мог судить, у меня его не было».

Впрочем, некоторые признаки повреждения мозга у Грэхема наблюдались: например, он утратил обоняние - или, по крайней мере, утверждал, что не чувствует запахов. Впрочем, теоретически это могло быть еще одним компонентом депрессивного бреда. Мужчина потерял интерес к занятиям, которые прежде любил. «Я не хотел видеть людей. В этом не было никакого смысла, -говорит он. - Я ни от чего не получал удовольствия. Раньше я обожал свою машину, а теперь и близко к ней не подходил. Все, что меня интересовало, ушло». Даже вредные привычки (которые во время депрессии, как ни грустно, нередко остаются последним «спасательным кругом») потеряли свою привлекательность - например, Грэхем перестал курить. Он больше не чувствовал ни вкуса сигарет, ни удовольствия от этого занятия.

Врачи из местной больницы оказались в тупике и направили Грэхема на обследование сразу к двум мировым светилам неврологии - Адаму Земану из Университета Экстера (Великобритания) и Стивену Лорейсу из Университета Льежа (Бельгия). Каково же было изумление ученых, когда позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) показала, что в некотором роде Грэхем был прав. На значительных участках лобной и теменной областей его мозга метаболическая активность оказалась аномально низкой - настолько низкой, что напоминала снимок человека, находящегося в вегетативном состоянии.

«Я занимаюсь ПЭТ уже 15 лет и ни разу не встречал человека, который был бы на ногах, мог общаться, но при этом обладал подобной аномалией», - признался Лорейс.

В некотором смысле часть мозга Грэхема действительно почти умерла, добавил ученый: «Его мозг работал так, словно человек находится под наркозом или спит. Насколько мне известно, это совершенно уникальное явление для мозга бодрствующего человека».

Его коллега по работе с Грэхемом, Земан, считает, что именно сниженный метаболизм стал причиной патологического изменения мировосприятия пациента. Интересно, что бред пациента в некотором роде оказался пророческим. Совпадение это или закономерность, врачи пока не могут точно сказать.

«Мы еще очень многого не знаем о сознании», - признал Лорейс.

Сначала известие о результатах сканирования не вызвало у Грэхема никаких эмоций. Он по-прежнему чувствовал себя мертвым, а любое лечение его «пустой оболочки» казалось несчастному издевательством на грани с пыткой. «Оставалось смириться с тем, что мне не удастся умереть по-настоящему. Это был настоящий кошмар»,- вспоминает он.

Мужчина ходил на кладбище, откуда его исправно забирала полиция. По мнению Грэхема, возле мертвецов ему было самое место. К тому времени у него почернели зубы, поскольку он отказывался их чистить (зачем трупу гигиена?), и почему-то выпали все волосы на ногах. Причину последнего явления не могут объяснить даже врачи.

Но постепенно Грэхему стало лучше. После сканирования мозга ему смогли подобрать соответствующее лечение с опорой на лекарственные средства и психотерапию. Если раньше за ним присматривали братья и сиделка, то теперь он стал способен жить самостоятельно и справляться с домашними делами. «Не могу сказать, что я полностью пришел в норму, но теперь мне намного лучше», - говорит он. - Я могу выполнять хозяйственные дела и выходить из дома».

«Я больше не считаю, что мой мозг мертв, - добавляет Грэхем. - Просто иногда мир вокруг меня кажется странным». Трудно сказать, изменил ли прожитый опыт его отношение к смерти, говорит он. - «Я не боюсь смерти. Мы все когда-нибудь умрем. Но мне повезло, что пока я все-таки жив».

Синдром Котара - достаточно редкое, не представляющее собой особое клиническое заболевание, а скорее расстройство, связанное с нигилистическими бредовыми идеями относительно отсутствия всего тела или одной его части. Пациенты могут думать, что кругом одна пустота.

Впервые в медицинской практике синдром Котара описал в 1880 году французский невролог Жюль Котар. Это своего рода психотическая депрессия, в которой объединились меланхолия, беспокойство, нечувствительность к боли, бредовые идеи относительно тела и чувство бессмертия.

Код по МКБ-10

F22 Хронические бредовые расстройства

Причины синдрома котара

К сожалению, они до сих пор не известны. Предыдущие исследования неоднозначны их можно, свести к утверждению, что, скорее всего, значительная роль в формировании синдрома Котара принадлежит лобно-височно-теменным нейрональным схемам. В то же время, есть случаи, где не обнаружены какие-либо аномалии в структуре и функционировании головного мозга людей с этой болезнью.

Синдром Котара является наиболее распространенным в случае аффективных расстройств: депрессии и биполярного расстройства. Также существуют случаи, когда синдром Котара, выявляют, в частности, при шизофрении, деменции, эпилепсии, опухолях головного мозга, мигрени, рассеянном склерозе или черепно-мозговой травме. Чаще всего это происходит у людей среднего и старшего возраста, но известны случаи этого расстройства и среди людей моложе 25 лет, в основном, при биполярных расстройствах. По статистическим данным этим расстройством страдают больше женщины, чем мужчины. Почему так происходит наука пока не нашла объяснения.

Британскими кинематографистами даже был создан короткометражный фильм «Преследуя синдром Котара», посвященный людям страдающим этим синдромом. Они показали одну из причин возникновения болезни и ее следствие.

Патогенез

После сильного стресса, такого как, например, потеря близкого человека, может наступить сильная депрессия, при которой наступает полная апатия ко всему окружающему.

Человек теряет собственную идентификацию, отрицает свое собственное существование. К тому же больной не воспринимает собственное тело. Он утверждает, что его тело – гниль, может не воспринимать звуки, запахи. Несмотря на то, что он не может объяснить, как это возможно, говорить и передвигаться без мозга, сердца и других органов, но абсолютно убежден в том, что у него их нет;

Походка таких больных очень специфическая, может напоминать движения "живых мертвецов" из фильмов ужасов;

Может чувствовать своего рода связь с мертвыми и часто ходить по кладбищам, которые кажутся ему наиболее подходящим для него местом.

Пониженный болевой порог повышает риск самостоятельного агрессивного поведения. Суицид также способ избавиться от мертвого тела, на которых больной якобы обречен.

Не принимает гигиенические процедуры, не ест и не пьет (еда и питье не имеют для них смысла, если они мертвы). Голод и истощение являются после самоубийства второй причиной смерти пациента.

Эти симптомы сопровождаются крайней степенью тревоги и вины. Душевнобольной пытается объяснить, зачем ему жить дальше на земле, если уже мертв. В конце концов, он приходит к выводу, что смерть является наказанием за его грехи и непослушание.

Симптомы синдрома котара

Некоторые душевнобольные пребывают в твердой уверенности, что у них отсутствуют, жизненно важные органы, например, сердце, мозг или другие. Их посещает фантазия, что их тела могут быть огромными и достигают размеров неба или всей Вселенной. Такие пациенты имеют склонность к суициду, но еще могут возомнить себя бессмертными.

Они всецело верят, что мертвы и настаивают, чтобы их уничтожили. Часто слышат голоса, которые руководят их действиями.

Синдром Котара является побочным при нигилистическом бреде или самоотречении. Каковы же его симптомы? Остановимся на более типичных:

  • пациент отрицает свое собственное существование,
  • убежден в том, что умер,
  • чувство утраты всего тела или основных внутренних органов,
  • убежденность в гниющем теле и распаде тела,
  • сильная встревоженность,
  • чувство вины,
  • снижение болевого порога,
  • психомоторное возбуждение,
  • самоповреждение и суицидальные тенденции.

Первые признаки

Первая особенность это появление чувства тревоги. Затем человек начинает думать, что он уже умер, его нет. Кроме того, пациенты могут полагать, что ничего не существует - ни их, ни мира, ни людей вокруг. Иногда заболевание сопровождается ощущением бессмертия или нелепых заблуждений о размере своего собственного тела.

Из-за уменьшения болевых ощущений и убеждения в своем собственном небытии, пациенты страдающие этим расстройством часто совершают самоповреждения. Они преднамеренно повреждают ткани и причиняют вред себе. Они хотят доказать другим, что на самом деле их тела не живут и не кровоточат.

Нигилистический бред может проявляться как ощущение нереальности тела, превращение органов или странных галлюцинаций кожи (например, ощущение потока электрического тока через тело).

Фильм "Преследуя синдром Котара"

В начале фильма звучит тихая музыка, здесь отсутствуют монологи и разговоры. По окончании титров всплывает надпись «Спустя две недели после похорон». Нам видна комната, в которой хаотично расположены вещи. В ней на кресле расположился главный герой по-имени Харт. Перед ним на стене висит портрет голубоглазой молодой женщины с рыжими волосами. Это покойная супруга Харта - Элизабет. Герой мельком смотрит на нее, тут же отворачивается и поднимается с кресла. Подходит к разбитому зеркалу и глядит на свое отражение, после поднимает глаза на портрет супруги. Затем происходит смена декораций. Через занавешенное окно пробивается слабый свет. За письменным столом сидит главный герой, рассматривающий свое кольцо. Харт прямо в том, во что одет, с полным безразличием начинает принимать ванну. Потом усаживается, чтобы почитать книгу, но не может на ней сосредоточиться. Слышит стук в дверь, но не реагирует на него. Он в полной апатии. Далее перемещает вазу с засохшими цветами так, как будто хочет сказать покойной Элизабет, что он и сейчас не утратил любви к ней. При входе в комнату лежит куча писем. Харт берет письмо, открывает, но читать не может. Пытается приготовить поесть, но не может заставить себя съесть хот что-то. Лицо Харта искажено гримасой страдания, необходимость поесть является причиной болевых ощущений и он со злостью бросает тарелку. Поднявшись, герой с упреком смотрит на портрет, что та его рано оставила. Сделав попытку убрать с пола еду, он бросает эту затею. В задумчивости обращает свой взор на обломки разбитого зеркала и одним из них режет себе запястье. Его опустошенные глаза становятся ясными. Время начинает обратный отсчет. Помещение, которое было темным и мрачным преображается и становится уютным и теплым. Появляется любимая Элизабет, полная сил и энергии. Она ласково целует его и на губах главного героя появляется улыбка. Встреча не долгая, супруга уходит, давая понять, что она, как и прежде вместе с ним. Окинув взглядом в последний раз портрет и комнату, Харт распахивая двери, движется на встречу ярким лучам света.

Формы

В последние годы на основе имеющихся данных в таких случаях различают три типа синдрома Котара:

  • Первый - психотическая депрессия, в которой преобладают симптомы тревоги и подавленного настроения, чувства вины, бреда и слуховых галлюцинаций;
  • Второй связан с манией ипохондрии и нигилистичесим бредом, но без симптомов депрессии;
  • Третий - тревога, депрессия, галлюцинации, бред, мания бессмертия и суицидальные тенденции.

Диагностика синдрома котара

Диагностирование расстройства основано на особенностях клинических проявлений. Встречается у пациентов склонных к меланхолии и маниакально-депрессивным психозам. Является спутником депрессивных состояний, может возникать, если пациент терял память и склонен к галлюцинациям.

Лечение синдрома котара

Наиболее распространенными лекарствами при лечении синдрома Котара являются антидепрессанты и антипсихотические средства. Любые препараты необходимо использовать после назначений врача. Только врач способен оценить тяжесть состояния и назначить адекватное лечение. Довольно часто применяют препараты амитриптилина или мелипрамина.

При затяжных депрессиях прибегают к внутримышечным или внутривенным инъекциям амитриптилина 10-20-30 мг. Принимают его не реже чем четыре раза в день, постепенно доза препарата увеличивается. Максимальная дозировка в сутки 150 мг. Через одну-две недели пациенты переходят на таблетированную форму. Могут возникать побочные эффекты – нечеткость зрения, повышаться внутриглазное давление, запоры, гипертермия.

Мелипрамин относится к группе антидепрессантов. Назначают при всех видах депрессии и панических состояниях. Выпускается в виде таблеток и инъекционных растворов.

Взрослым назначают с начала 25 мг препарата, который необходимо употребить за один -три приема после еды. Допустимо использование до 200 мг в сутки, это максимальная доза. После того, как достигнут терапевтический эффект дозу можно снизить до 50-100 мг/сутки.

Лицам пожилого и юношеского возраста стандартно назначают 12.5 мг однократно вечером. Необходимо, чтобы суточная доза составляла 75 мг. После эта дозировка снижается. Для поддержания и закрепления положительного эффекта назначают половинную дозу от дозировки для взрослых.

Побочные эффекты затрагивают сердечно-сосудистую систему, ЦНС и желудочно-кишечный тракт.

Для уменьшения двигательного и речевого возбуждения применяют аминазин.

Его назначают при различных состояниях повышенного возбуждения при шизофрении, параноидальных состояниях и галлюцинациях. В начале курса доза назначается 0,025-0,075 г за сутки. Ее обычно дробят на несколько приемов, потом постепенно доводят до 0,3-0,6 г. У пациентов с хроническим течением заболевания и психомоторным возбуждением может достигать 0,7-1 г. Курс лечения большими дозами должен составлять от одного до полутора месяца.

Возможны побочные эффекты: безразличие, нейролептический синдром, нечеткое зрение, терморегуляционные нарушения, тахикардия, зуд, сыпь. Крайне редко возможны судороги.

Для уменьшения тревожности часто применяют тизерцин. Таблетки назначают от 25-50 мг в сутки. Их делят на несколько приемов. Наибольшая доза назначается перед сном. Постепенно доводят дозу до 200-300 мг. После стабилизации состояния больного дозу начинают снижать. Поддерживающая доза определяется индивидуально. Если отсутствует возможность принимать препарат в виде таблеток, то тогда назначают инъекции. Суточная доза – 75-100 мг, которая делится на два-три приема. Инъекции проводят при условии постельного режима с постоянным контролем артериального давления и пульса. Если необходимо, то количество препарата в сутки увеличивают до 200-250 мг. Инъекции делают глубоко внутримышечно или внутривенно капельно. При разведении тизерцина надо использовать растворы: хлорида натрия или глюкозы.

В зависимости от особенностей основного заболевания и методов лечения зависит выход в ремиссию. Если появляются явно выраженные бредовые нигилистические идеи, то это хуже, чем депрессивный вариант синдрома Котара. Нигилистический бред в сочетании с речевым и двигательным возбуждением и помраченным сознанием у лиц старшего возраста при отсутствии лечения может привести к летальному исходу.

Похожие публикации