Лечение при помощи пульса аюрведа. Аюрведа. Пульсовая диагностика. на правом запястье

Аюрведа является практической, клинической наукой. Присущая ей методология диагностики уникальна и имеет восемь составляющих - исследование пульса, мочи, кала, глаз, языка, речи, кожи и формы тела. Исследование пульса - это наиболее важное искусство, которым обладает клиницист и к которому в аюрведе прибегали на протяжении многих веков. Опытный врач, практикующий аюрведу, по пульсу оценит вашу пракрити и викрити, определит заболевания, возникшие в результате нарушения равновесия дош, и другие не бросающиеся в глаза симптомы и даже сделает прогноз развития болезни. Исследование пульса открывает двери восприятия для постижения скрытых секретов жизни.

Пульс - это проявление биения космического сознания в человеке. Как известно, кровь, проходя пульсовой волной по телу, несет питательные вещества всем клеткам тела. Существует непрерывный информационный поток, связывающий клетки между собой. Этот поток является ничем иным, как клеточным разумом, который проявляет себя определенным типом конституции человека и отражается в пульсе.

В литературе на санскрите встречается много слов, которые можно перевести как пульс. Наиболее часто употребляемое в этом значении слово «нади», что в переводе означает «река жизни, выраженная в пульсе». Другое слово, которое переводится как пульс, - «снайю», что буквально означает подкожная ткань, или фасция, а как известно, пульс прощупывается именно в пределах глубины залегания фасции, что и дало ему название снайю. Танту - третий синоним пульса, означающий струну музыкального инструмента, подразумевает, что с помощью пульса можно услышать музыку чувств и эмоций.

Хамси - еще один встречающийся в литературе синоним пульса. Вдыхании есть звук, который можно передать как «со-хам», «хам-са». На вдохе внутрь входит «со», а во время выдоха наружу выходит «хам». При повторении «хам-са», «хам-са», «хам-са» оно превращается в «Со-Хам». «Со-хам» - это Шива, «хам-са» - это Шакти. Шива и Шакти - это древние индийские боги, воплощающие мужское и женское начала. Они едины, и «со-хам» и «хам-са» едины. Это естественно - вдыхать «со» и выдыхать «хам». «Со» есть высшее сознание, которое входит внутрь. «Хам» - это эго, которое выходит наружу. «Со-хам» - это «хамса», что значит «лебедь». Хамса - лебедь мужского пола, хамси - женского. Эти звуковые вибрации дыхания движутся по нади, поэтому пульс также называют хамси.

Другой синоним слова «пульс» - «дхамани». «Дхамани» переводится как «артерия», «пульсирующий сосуд, уносящий кровь от сердца». В процессе работы сердце издает звук «дхум-дхум», и прана разносится по дхамани ко всем дхату, или тканям. Вот почему пульс называется дхамани.

Слово «дхарани» означает «держать» или «поддерживать». Пульсовая волна проходит по всем органам, это движение как бы связывает все органы воедино, и поэтому пульс называется дхарани - то, что поддерживает жизнь. Пульс также называют словом «дхара», что означает «непрерывный поток сознания». Другие синонимы: «джива», отражающий то, что в пульсе проявляется душа человека («джива» букв, означает «душа»), и «сарита» - «река повседневной жизни».

Слово «нади» используется и в других случаях. «Вишва» означает «вселенная», и «вишва нади» переводится как «поток энергии вселенной, который соединяет все индивидуальные жизни посредством праны (дыхания)».

Сядьте спокойно и сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Постарайтесь определить, через какую ноздрю проходит больший поток воздуха. Затем ощутите легкое чувство касания воздушного потока внутренней поверхности ноздри. Через правую ноздрю происходит вдыхание мужской, солнечной энергии; через левую ноздрю входит женская, лунная энергия. Смена пути проникновения потоков через левую или правую половину носа происходит каждые полтора часа.

Когда при вдохе и выдохе есть ощущение более сильного касания воздушным потоком внутренней поверхности ноздрей ближе к небу, это означает преобладание вибраций элемента земли, что создает чувство приземленности и стабильности.

Когда же превалируют вибрации элемента воды, и при дыхании воздушный поток больше ощущается на внутренней поверхности ноздрей ближе к щекам, человек чувствует наплыв эмоций сострадания и любви. Если, однако, дыхание больше касается краев ноздрей, то преобладают вибрации элемента огня, и человек готов вспылить, настроен критически, осуждает все окружающее, в нем обостряется амбициозность и дух соперничества. При активизации элемента воздуха воздушный поток ощущается ближе к кончику носа, это сопровождается непостоянством, отсутствием ясности и гиперактивностью ума.

Когда же преобладает действие эфира, дыхание становится легким, не касающимся ни внешней, ни внутренней стороны ноздрей. Оно проходит по центральным осям ноздрей, принося покой и умиротворение. Таким путем можно на собственном опыте частично ощутить, как вселенские элементы эфира, воздуха, огоня, воды и земли связаны посредством вишва нади с индивидуальной жизнью.

Другая нади, встречающаяся в шастрах, называется гуру нади. Слово «гуру» означает «мастер», «учитель», «просвещенный». В момент посвящения гуру «всматривается» в третий глаз посвящаемого, делая при этом (определенные жесты, называемые мудрами, и большим пальцем руки дает шактипат, то есть передает энергию, которая пробуждает в человеке гуру нади, или интуицию. Когда гуру нади начинает пульсировать, пракрити и викрити приходят в равновесие. При таком состоянии раскрывается центральный канал в позвоночнике, вызывая процесс трансформации. Счастлив тот, чья гуру нади пробудилась. Это духовный опыт, который получают лишь с помощью гуру. Когда гуру нади включается в работу, происходит пробуждение кундалини шакти. Гуру нади является основой полярности вселенной, она уравновешивает противоположные начала в пределах индивидуума.

Когда гуру нади пробуждается, человек начинает ощущать свой собственный пульс и, «вглядываясь» посредством своего пульса в третий глаз другого человека, может чувствовать то, что происходит с этим человеком. «Смотрите» прямо в третий глаз человека, чье состояние вы пытаетесь оценить. Полностью освободите свой ум и в этой пустоте постарайтесь отчетливо увидеть все, что возникнет. Это состояние пассивного, не требующего усилий осознавания. Почувствуйте, что произойдет, если вы перенесете осознавание в кончики своих пальцев.

Искусство создавать пустоту - это искусство осознавания, и гуру нади задействуется в этом вневременном состоянии. Необходимо видеть целое, не выделяя фрагментов. Истина цельна, реальность фрагментарна. Охватите целое и войдите в коренную причину. Такой подход выглядит иррациональным. Однако аюрведа дает нам логику и затем помогает выйти за ее пределы. Слова-синонимы, о которых рассказывалось в этой главе, отражают различные стороны пульса.

Существуют еще слова на санскрите, относящиеся к пульсу и встречающиеся в литературе - Праначарья и Дханвантари, то есть тот, кто использует прану и высшие состояния сознания для исцеления людей. В ведической литературе на протяжении тысячелетий наиболее обычным словом для обозначения пульса был термин «нади», в этом значении он чаще других используется в аюрведе. В этой книге для обозначения пульса также используется слово «нади», а искусство или наука распознавания (прочтения) пульса называется нади виджнянам.

15.07.2017

Диагностика по пульсу в аюрведе проводится путем измерения пульса лучевой артерии. Лучевой пульс проверяют тремя пальцами: указательным, средним и безымянным на правом и левом запястье пациента. Пульс на разных запястьях неодинаковый, поэтому рекомендуется проверять его на обоих запястьях. Также можно определять пульс по другим точкам на теле.

Вы можете проверить самостоятельно свой пульс, для этого держите свою руку, слегка согнув запястье. Положите три пальца легко на запястье, немного ниже лучевой кости (пястной кости), и ощутите точки пульса. Затем немного увеличьте давление пальцев, чтобы почувствовать различные движения пульса.

Определение типов пульса

1. Быстрый, затрудненный, слабый, холодный, нерегулярный. Темп: 80-100 ударов в минуту. Положение указательного пальца означает пульс вата. Когда этот пульс преобладает, указательный палец ощущает биение пульса очень сильно. При этом пульс ощущается как движение змеи — быстрое и скользящее.

2. Скачкообразный, возбужденный, рельефный, горячий, умеренный, регулярный. Темп: 70-80 ударов в минуту. Положение среднего пальца означает пульс питта. Когда этот пульс преобладает, средний палец это резко ощущает. Такой пульс активен и скачкообразен, подобно движению лягушки.

3. Спокойный, сильный, уравновешенный, мягкий, насыщенный, регулярный, теплый. Темп: 60-70 ударов в минуту. Положение безымянного пальца означает пульс капха. Когда этот пульс преобладает, безымянный палец это резко ощущает. Это спокойный пульс, напоминает плывущего лебедя.

Позиция указательного пальца указывает на место вата-доши. Когда в конституции преобладает вата, указательный палец резко ощущает пульс. Он будет нерегулярный и слабый волнообразного характера, наподобие движения змеи. Поэтому такой тип пульса называется «пульс змеи», и он указывает на ухудшение вата в организме.

Местоположение среднего пальца указывает на пульс питта-доши. Когда в конституции преобладает питта, пульс под средним пальцем будет очень силен. Он будет скачкообразен, активен, напоминающий движения прыгающей лягушки. Поэтому он называется «пульс лягушки» и указывает на ухудшение питта.

Когда в организме доминирует капха-доша, биение пульса под безымянным пальцем будет наиболее заметным. Ощущение этого пульса очень сильно, движение его напоминает движение плывущего лебедя. Он называется «пульс лебедя».

Исследование поверхностного и глубокого пульса может показать конституцию тела, а также состояние различных органов. Биение пульса связано не только с биением сердца, пульс может открыть кое-что о важных меридианах, связанных с течением пранической энергии в теле. Поток этой энергии циркулирует в крови, проходя через такие жизненно важные органы, как печень, почки, сердце и мозг. Профессиональный аюрведический врач, чувствуя поверхностную и глубокую пульсацию, может определить состояние этих органов.

Каждый палец расположен на отрезке меридиана, связанного в этом месте с . Например, указательный палец, находящийся на меридиане , указывает на воздух в теле, средний палец, соприкасающийся с , указывает на огонь и безымянный палец, ощущающий , указывает на воду.

Указательный палец, лежащий на правом запястье пациента в том месте, где при поверхностном касании можно ощутить деятельность толстой кишки, может почувствовать деятельность легких при сильном давлении. Если при поверхностном касании указательного пальца на правом запястье чувствуется очень сильная пульсация, значит в толстой кишке ухудшилась вата.

Если в той же позиции указательного пальца силен глубокий пульс, значит есть закупорка в легких. Средний палец, находящийся на правом запястье, может указать на состояние желчного пузыря (при поверхностном касании) и на печень (при сильном давлении пальца).

Безымянный палец чувствует перикардиум (сердечную сумку) при поверхностном касании, а при глубоком давлении он указывает на гармонию вата, питта, капха.

Указательный палец, поверхностно лежащий на левом запястье пациента, контролирует деятельность тонкой кишки, а сердце проверяется сильным давлением этого пальца. Поверхностное давление среднего пальца обнаруживает деятельность желудка, а сильное давление обнаруживает состояние селезенки.

Состояние мочевого пузыря обнаруживается поверхностным касанием безымянного пальца, а сильное давление этого пальца проверяет функции почек. Чтобы научиться технике исследований пульса, требуется внимание и повседневная практика.

Вы можете понаблюдать, как изменяется ваш пульс в разное время суток. Также изменения пульса наблюдаются после мочеиспускания, когда вы чувствуете голод или чем-то разгневаны. Наблюдая за этими изменениями регулярно, вы научитесь читать пульс.

Когда нельзя проверять пульс:

  • После массажа.
  • После принятия пищи или алкоголя.
  • После солнечной ванны.
  • После сидения около источника тепла.
  • После тяжелой физической работы.
  • После секса.
  • При голоде.
  • Во время купания.

Изменение частоты пульса в зависимости от возраста:

  • Ребенок в лоне матери - 160.
  • Ребенок после рождения - 140.
  • От рождения до года - 130.
  • От года до двух лет - 100.
  • От трех до семи лет - 95.
  • От 8 до 14 лет - 80.
  • Средний возраст - 72.
  • Преклонный возраст - 65.
  • При болезни-120.
  • Время смерти - 160.

Нарушения равновесия в работе организма, способные привести к заболеванию, проявляются в пульсе на самых ранних стадиях. Эти нарушения можно скорректировать с помощью Аюрведы и тем самым предотвратить болезнь

Пульсовая диагностика - это уникальный аюрведический методов диагностики по пульсу человека, который и применялся в древности, и актуален сегодня. Характер пульса отражает состояние отдельных органов и организма в целом, а также физическую и психическую конституцию человека. Нарушения равновесия в работе организма, способные привести к заболеванию, проявляются в пульсе на самых ранних стадиях. Эти нарушения можно скорректировать с помощью Аюрведы и тем самым предотвратить болезнь.

Диагностика по пульсу - великое искусство. Этот метод диагностики используется в Индии уже более пяти тысяч лет и органично связан с традиционной восточной медициной -- Аюрведой -- и её представлениями о природе болезней. С помощью пульса можно безошибочно поставить диагноз, услышать музыку чувств и эмоций человека.

В пульсе каждого человека видны не только уже начавшиеся болезни, но и те проблемы или дисбалансы, которые были или, наоборот, ещё только формируются. Это даёт возможность врачу лечить не только уже существующие заболевания, но и предотвращать развитие новых.

Специалист пульсовой диагностики проводит оценку следующих параметров пульса: частоту ударов в единицу времени, изменчивость (лабильность), наполнение, напряжение стенки артерии в период наполнения её пульсовой волной, ритмичность, равномерность, характер пульсовых волн, определяемый по скорости нарастания и спаду её, свойства стенки артерии. Врач прощупывает на запястье девять пульсов: три поверхностных, три средних и три глубоких. Оказывается, пульс человека зависит и от времени года, и от времени суток.

Пульсовая диагностика выделяет 28 основных разновидностей пульса. Наиболее важными являются следующие характеристики пульса, разбитые попарно: полный - пустой, частый - редкий, поверхностный - глубокий, шероховатый - скользкий, напряженный - мягкий. Места исследования основных меридианов расположены в трёх позициях на лучевых артериях. В каждой позиции оценка пульса проводится в трёх вариантах - поверхностном, среднем и глубоком. Таким образом, определяется состояние парных меридианов (шротов) и может быть выставлен точный диагноз.

Помимо данных, характеризующих работу отдельных органов в их взаимодействии, пульсодиагностика даёт картину внутренней энергетики организма. Она показывает, в каких системах энергии недостаточно, а в каких - избыток. Для врача это полная программа действий: он видит, как помочь пациенту перераспределить энергию, чтобы восстановить равновесие жизненных процессов, заставить активно работать защитные силы организма.

Пульсовая диагностика способна определить практически любые нарушения в функционировании систем Вашего организма, скорректировав которые, можно надолго укрепить своё здоровье. По мнению большинства докторов, главное в лечение больного - это своевременная и точная диагностика заболевания. опубликовано

Очень большое место уделяется в Аюрведе диагностике заболеваний. Заболевания могут вызываться кармой, греховными действиями, дисбалансом Тридоша, накоплением Амы, неправильной диетой, влиянием злых духов, времени и другими причинами. "Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо исследовать все, что поддается чувственному восприятию - доша, Дхату, мала и их проявления, и только выяснив причину заболевания можно приступать к его лечению."- говорят древние тексты. Это подтверждают и такие корифеи Аюрведы, как Бхавамишра в своей "Бхавапракаше" и Шарангадхара в "Шарангадхара Самхите". Они делают упор на пульсовой диагностике заболеваний и описывают около ста пятидесяти видов патологического и физиологического пульса, различая его по силе удара, скорости, частоте, ритму, сочетаниям ит.д. По пульсу различаются практически все виды дисбаланса Тридоша, и можно сказать какая из доша и субдоша связана с Амой, какая преобладает, а какая - угнетена.

Пульсовая диагностика

Традиционно Аюрведический врач определяет пульс тремя пальцами в трех точках лучевой артерии, ибо считается, что в них пребывают все три доша. Каждый палец врача проверяет одну из трех доша - указательный определяет Вата-доша, средний - Питта-доша, и безымянный - Капха-доша. Пальцы кладутся таким образом, чтобы указательный палец был ближним к запястью больного, причем доша полых органов исследуются поверхностным надавливанием пальцев, а доша плотных органов - глубоким. Если у человека преобладает Вата-доша, пульс под указательным пальцем будет ощущаться достаточно резко, но не регулярно, вразнобой. Он будет иметь волнообразный характер, очень похожий на движение змеи по земле. Такой пульс называется Наганади, или "пульс змеи". Если у человека преобладает Питта-доша, то сильный пульс будет нащупываться под средним пальцем. Пульс Питта очень силен, активен и имеет скачкообразный характер, похожий на движения прыгающей лягушки. Такой пульс называется Маугланади или "лягушачий пульс". Если у человека в организме преобладает Капха-доша, наиболее ощутим будет пульс под безымянным пальцем врача. Этот пульс будет ровный и сильный. Он имеет волновой характер. Его удары можно сравнить с движением лебедя, плывущего в озере, поэтому такой пульс называется Хамсанади, или "пульс лебедя". При смешанном влиянии Тридоша на организм будут возникать те или иные сочетания этих трех видов пульса. Помимо распознавания состояния трех доша с помощью пульса, можно выявить функцию тех или иных Ваху, или энергетических меридианов. В основным эти меридианы бывают двух типов - поднимающие энергию и опускающие ее (на это очень похожа система каналов Инь и Янь китайской медицины). В одной и той же точке сочетаются соответствующие меридианы плотных и полых органов, причем на разных руках находятся выходы меридианов разных органов. Таким образом после диагностики врач получает двенадцать разных пульсов и по ним ставит диагноз. Признаком здорового пульса является его равномерность и неизменность силы толчков, причем на один цикл дыхания - выдох-вдох должно попадать пять ударов пульса. Если пульс ударяет пятьдесят раз равномерно, как часы, без резких скачков и убыстрений или замедлений, без пропусков, то все пять плотных органов здоровы, и меридианы, поднимающие энергию, работают сбалансированно и нормально. Если из сорока ударов выпадает один, то в одном из пяти этих органов застой или переполнение энергии и барахлит соответствующий меридиан, если из тридцати выпал один - то больны два о-гана и два их меридиана и т.д. Таким образом устанавливается наличие Праны во внутренних органах. Глубина пульса помогает определить глубину проникновения болезни - при поверхностном пульсе болезнь не успела глубоко проникнуть в организм, а если пульс глубокий, то болезнь перешла внутрь исследуемого органа.При постановке диагноза по пульсу учитываются так же следующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на пульс человека:
1. Доминирующая доша человека.
2. Доминирующая доша сезона и часа, в который происходит исследование.
3. Психическое и психологическое состояние больного.
4. Бодрствовал он или спал.
В теле человека есть множество пульсирующих сосудов, таких какартерия стопы, височная артерия, сонная артерия и др. но на них пульс не исследуют, ибо он не имеет диагностического значения. В Бхавапракаше дается около тридцати основных типов патологического пульса, каждый из которых имеет несколько подтипов, причем там указывается, что пульсы могут накладываться один на другой, что может создавать некоторые сложности при диагностике. К сожалению, обучение пульсовой диагностике затруднено субъективным описанием типа пульса, ведь он сравнивается с животными, огнем, водой, звуками музыкальных инструментов и другими явлениями, поэтому обучиться этому можно только у учителя, который будет показывать и объяснять значение каждого его вида.

Диагностика по языку и другие методы лицевой диагностики

Следующим методом диагностики, упоминаемой в Аюрведических текстах, является диагностика по кха-мала, или по налету на языке. Дело в том, то язык, кожа, глаза, волосы, кал и моча отражают состояние всего организма. Язык тесно связан с Капха-доша, а также с желудком, кишечником, сердцем, почками и печенью, поэтому по нему тоже можно судить о состоянии этих органов. На языке различаются четыре зоны, соответствующие этим органам. Сердцу и печени принадлежит кончик языка, середина отводится желудку с поджелудочной железой и селезенкой, корень языка отвечает за состояние кишечника, боковые его участки отвечают за печень и почки. Отдельно оценивается состояние тела языка, его цвет и характер сосочков, и отдельно налет на языке. С точки зрения Аюрведы вид языка у здорового человека меняется в зависимости от сезона и времени суток. Так, летом сосочки несколько увеличены в размерах и имеют немного красноватый оттенок (влияние Питта-доша), а осенью и весной они более светлые или желтоватые. Современная медицина так же проводит диагностику заболеваний поязыку больного, но в ничтожно малых размерах. Она выделяет несколько основных диагностических признаков:
Во-первых, так называемый "географический язык", при котором наблюдается неравномерное слущивание и регенерация эпителия слизистой оболочки языка. Считается, что он проявляется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, глистных инвазиях, а так же у беременных женщин при токсикозе и у детей при диатезах.
Во-вторых - глоссит (поверхностное воспаление сосочков языка).Он возникает при некоторых инфекционных заболеваниях.
В-третьих - треммор языка, возникающий при нервных расстройствах.
Аюрведа более широко использует сведения, которые сообщает язык. Например, влажность или сухость налета указывает на состояние Капха-доша, появление или исчезновение налета - соответственнопризнак улучшения или ухудшения течения болезни. Цвет налета также имеет свое значение:
1. Желтый налет говорит о Питта дисбалансе и проникновении огня внутрь органов, что может привести к нарушению функции органовпищеварения.
2. Черный налет говорит о Вата дисбалансе и испарении из телавнутренней воды (сгущение крови). Происходят тяжелые хронические нарушения функций органов пищеварения, на которые накладываетсяобезвоживание и ацидоз, что может происходить, например, при холере.
3. Толстый белый налет - Вата дисбаланс (Апана Ваю), сопровож-дающейся запорами и накаплением Амы и токсинов в организме.
4. Толстый белый налет, со временем утончающийся - благоприят-ный признак, говорит об улучшении состояния больного.
5. Коричневый налет - Вата-Капха дисбаланс в легких, который может проявляться как пневмония.
Диагностика по цвету тела языка заключается в следующем:
1. Розовый язык, ровный, без налета, трещин и линий - нормальный цвет языка. Организм здоров или болезнь только-только начинается.
2. Бледный язык - Ракта-нарушения - анемия, истощение.
3. Красный язык - Питта нарушения, особенно в сердце и легких,возможна пневмония с высокой температурой, заражение крови или тяжелые инфекционные заболевания.
4. Темно-красный язык - то же самое, только в угрожающем дляжизни масштабе.
5. Блестящий гладкий язык - истощение Капха и Питта-доша. Анемия.
6. Фиолетовый язык - резкое повышение Питта и Капха-доша. Отравление крови и легких. Опасная стадия болезни. Необходимо срочно снижать Питта-доша.
7. Синий язык - застой Капха в сердце, печени и почках. Снижение Питта-доша, не хватает тепла, организм застужен. Нарушение легких, сбой в системе кровообращения, и очищения крови. Яды в крови, опасная стадия болезни.
8. Резко синий язык - признак скорой смерти. Только молиться.
9. Линия, идущая по середине языка, особенно если с искривлениями, указывает на напряжения в позвоночном столбе, иск-ривление позвоночника и выбитость позвонков.
10. Трещины языка - хроническое Вата нарушение (Апана-Ваю).
Таким образом по состоянию языка устанавливается весь диапазон нарушений Тридоша и многие заболевания. Остается добавить, что помимо времени года и суток, на состояние языка влияет пища, выполнение очистительных процедур, а так же ожоги горячей пищей (чего, кстати, делать не следует, иначе нарушается вкусовая чувствительность языка, что ведет к дисбалансу Тридоша.) С диагностикой по языку тесно связана диагностика по губам. На них, как и на языке, существуют проекции внутренних органов. Если губы сухие и грубые - это Вата - нарушение, если бледные - Ракта нарушения (анемия), желтые - Питта нарушения (желтуха). Воспаление на определенных участках губ так же является диагностическим признаком. При сердечных заболеваниях губы слегка синеют.

Ногтевая диагностика и диагностика по волосам

Большое внимание Аюрведа уделяет ногтевой диагностике, а так же диагностике по состоянию волос. Современная медицина обращает свое внимание на состояние ногтей, но только при очень незначительном числе заболеваний. Например, она ввела такое понятие, как "барабанные палочки". Эта форма ногтей бывает при пороках развития сердца (чем тяжелее порок, тем сильнее выраженнее изменения, затрагивающие так же и форму пальцев.) Современная медицина так же считает, что бледные, синюшные ногти бывают при тех или иных формаханемии (малокровия). Аюрведа выделяет много больше видов изменения ногтей при техили иных нарушениях семи дхату или баланса Тридоша. Например, желтые ногти говорят о Питта дисбалансе, возникшем в печени, красные - о Ракта нарушениях. Ломкие ногти говорят о преобладании Вата-доша, толстые и крепкие - на преобладание Капха-доша, а мягкие и розовые - на преобладание Питта-доша в теле. Белые пятнышки на ногте в детском возрасте говорят о росте иразвитии сердца, но во взрослом организме указывают на нарушение Вата-доша сердца, проблемы с калий-натриевым балансом в сердечной мышце, боли в сердце и другие нарушения сердечно-сосудистой системы. Поперечные желобки на ногтях говорят о наличие нелеченных хронических заболеваний или указывают на частые ангины и простуды. Слоятся ногти при нехватке кальция или при его неусвоении в кишечнике. Изменения структуры ногтя бывает нескольких видов, и каждый вид помогает диагностировать те или иные нарушения в организме.Если образуется нарост на конце ногтя, это говорит о хронических заболеваниях легких, а так же частых простудах в детстве. Если ноготь сразу же за краем пальца загибается вниз - Капханарушения в легких (Аваламбака Капха). Если ноготь маленький и имеет шишковатую форму - это указываетна непроходимость легочной и сердечной Ваху. При диагностике заболеваний следует обращать внимание и на волосы человека. Если волосы здоровые, крепкие, густые, то у челове-ка много Праны, он быстро выздоравливает, у него хороший иммунитет. Волосы становятся жидкими при Вата- Капха нарушениях. Чем тяжелее заболевание, тем хуже состояние волос. Волосы начинают выпадать при увеличении Питта-доша в почках, половых органах, а так же при нехватке кальция в организме, при лишаях и нарушении кожного питания. Цвет волос ухудшается при хронических стрессах и внутреннем напряжении. Очень большого расцвета достигла диагностика как отдел хиромантии. По расположению линий на ладоне и стопе предсказывались те или иные заболевания, особенно болезни печени, сердца, крови, нервные и психические нарушения. За это отвечает линия сердца, головы и печени, а так же линия жизни и некоторые другие линии ладони. Вообще, каждый палец связан с одним из первоэлементов, ведь по ним проходят Ваху определенных органов:
1. Большой палец - эфир - Ваху мозга
2. Указательный палец - воздух - Ваху легких
3. Средний палец - огонь - Ваху желудка и кишечника
4. Безимянный палец - вода - Ваху почек
5. Мизинец - земля - Ваху сердца.
Эти знания так же используются в диагностике состояния организма.

Диагностика по трем мала



Особое место отводится диагностике по трем основным мала - моче, калу и поту. Аюрведа устанавливает тесную связь между мочой и потом. Моча и пот должны выделяться в определенной пропорции, которая изменяется в зависимости от времени года и влияния Тридошана организм. Если баланс потерян - моча нарушается, возникают болезни. При преобладании мочи возникают всевозможные кожные заболевания, в частности, псориаз. При преобладании пота над мочой возникают болезни почек. Для проверки мочи, ее надлежит собрать или в прозрачный чистый сосуд, или в чистую тарелку. Таким образом определяется ее цвет и прозрачность. (Исследуют утреннюю мочу.) Если моча мутная - Капха дисбаланс, излишек Капха-доша в почках и мочевом пузыре. Светло-желтый прозрачный цвет мочи - человек здоров. Темно-коричневая моча с зеленым оттенком - Питта нарушения,обычно - желтухи. Темно-красный цвет мочи, моча мутная - Ракта-нарушения, кровьв моче, цистит или уретрит, в зависимости от чистоты цвета. Цвет "крепкого чая" моча имеет при яде в крови, в основном приотравлении или гемолитической желтухе, укусах змей или скорпионов.Темно-желтая моча - при недостаточном питье в жаркую погоду. Помимо цвета и прозрачности определяется запах мочи. В норме моча имеет характерный запах, который меняется при тех или иных нарушениях. Запах прелых яблок появляется при Капха нарушениях (диабет идр).Вонючая моча - накопление Амы и токсинов. Кислый запах мочи - Питта нарушение. Если моча имеет осадок, это может указывать на инфекцию почекили мочевого пузыря, а так же песок или камни. Следующее определение проводят с помощью капли кунжутного масла. В сосуд с мочой капают одну каплю кунжутного масла, и если капля быстро растворяется, то болезнь легко вылечить, если каплятонет, зависая в толще жидкости, болезнь вылечить сложнее, а если капля оседает на дно, то болезнь очень трудно вылечить. Если капля расходится по поверхности волнообразными движениями, то у больного Вата нарушение, если в виде масляной пленки - Питта нарушение, а если рассыпается на много капелек, как жемчуг - то это Капха нару-шение. После этого исследуется количество мочи, выделяемое человеком за сутки (в сравнении с выпитой водой). Если выделяется очень много мочи, это говорит об уравновешивании Капха-доша, схождении отеков, или диабете. Если мочи выходит мало, это говорит о Вата нарушениях, или жаркой погоде (много пота), или о сухоедении. При почечных заболеваниях и образовании отеков тоже бывает мало мочи. Отеки под глазами - болезни почек, отеки на ногах - болезни сердца. Если моча вообще отсутствует, это говорит о глубоком дисбалансе Вата-доша (инсульт, инфаркт, мозговые кровоизлияния, поражения почек, препятствия к выведению мочи - камень, опухоль предстательной железы; психозы). Если моча выходит часто по нескольку капель - Вата нарушения в почках в сочетании с Питта нарушениями (острые циститы и уретриты). При исследовании мочи учитывается преобладающая доша человека, его питание и образ жизни (при физической работе моча может пениться и быть мутноватой). И в последнюю очередь определяется "липкость" мочи. Если два пальца, смоченные мочой, прилипают друг к другу - Капха нарушения (диабет). Исследование кала принадлежит к той части Аюрведы, которая рассматривает диагностику и лечение, находящиеся в гуне невежества. Но в Кали-югу эти исследования проводятся. Если у человека Ватанарушение (она повышена) , то кал выходит жидкий и пенистый, в немнаходятся много непереваренной пищи. Это указывает также на слабый Агни. Если Вата-доша угнетена, то человек страдает запорами и кал у него твердый. Если происходит Капха нарушение (опухоль кишечника), то кал будет лентовидный. Если дисбаланс Вата-доша порождает спазмы, то кал будет выходить небольшими круглыми камешками (заячий кал). Если слабый Пачака Агни и сильный Апана Ваю, токал будет иметь золотисто-желтый цвет. При Ракта нарушениях калбудет красного цвета (амебиаз) - слизь с кровью, при тифе будет похож на дал (гороховый суп), при нарушениях Питта в кишечнике - неокрашенный. При глистах - они будут обнаруживаться в кале. По наличию мокроты судят о состоянии Аваламбака Капха. Если учеловека отходит большее количество мокроты, это говорит об увеличении этой субдоша и рекомендуется тем или иным способом снизить ее количество.

Диагностика по марма-точкам

Наиболее древняя система диагностики, дающая наиболее точные результаты при проведении исследований - это диагностика с помощью определенных Марма-точек, находящихся на всех основных Вахуи дающих информацию о состоянии всех органов, всех каналов, всех Дхату и о балансе или дисбалансе Тридоша. Всего существует сто восемь марма-точек, пять из которых - основные (Маха-марма). Диагностика заключается в надавливании на марма-точки и выясне-нии, являются ли эти надавливания болезненными или наоборот, а также смотрится состояние точек (уплотнение, припухлость, продавленость) и тип ощущения в них. Вообще марма-диагностика очень близка с древнекитайской акопунктурной диагностикой, да и вообще сакопунктурой. Многие марма-точки и китайские точки совпадают (в частности все Маха-марма находятся на передне-срединном меридиане), но аюрведическая традиция более древняя, чем китайская. Нельзя сильно воздействовать и повреждать марма-точки, это может привести к тяжелым расстройствам в организме человека и к смерти. Диагностика в Аюрведе проводится в строго определенной последовательности:
1. Расспрос пациента
2. Объективный осмотр
3. Исследование марма-точек, пульса, трех мала.

Сушрута самхита утверждает:

Дошам душам балам калам аналам пракритимВаяха саттвам сатьям татхарамАвастхаш ча притак видхаШукшма шукшмам парикшашам дошаушадха нирупанеЙо вартате чикитшаям насаскалати джатхуджитах.

/Сушрута Самхита./

"Аюрведический врач должен сопоставить воздействие доша, возраст пациента, его Пракрити, гуну, в которой он пребывает, его жизненную энергию, жизненные силы, ментальный статус, пищу, которой обычно человек питается, его пульс, три мала, задать вопросы по самочувствию и времени возникновения заболевания, и только после этого следует начать размышлять о заболевании и ставить диагноз. "Ибо все это влияет на правильность постановки диагноза, и в конечном счете на лечение болезни.

Источник http://razum.kz/

В современном мире найдётся очень мало людей, которые не знакомы с пульсовой диагностикой, ведь сегодня это один из самых известных и часто применяемых диагностических методов, который в том или ином виде используют почти все врачи. При этом, не важно являются ли они приверженцами традиционной медицины, врачами Аюрведы, специалистами по китайской или тибетской медицине, либо сторонниками Сиддха или Унани-медицины.

Сегодня исследование сердечного ритма, частоты пульса и его характерных особенностей являются привычными диагностическими процедурами, между тем, врачи взяли их на вооружение не так давно, как может показаться. Так, ни Чарака, ни Сушрута, ни даже Вагбхата, которые являются самыми известными и наиболее авторитетными аюрведическими врачами древности не упоминают в своих медицинских трактатах об этом виде диагностики.

Почему в древних аюрведических трактатах не упоминается о пульсовой диагностике?

Это может показаться парадоксальным, но ни в «Чарака-самхите», ни в «Сушрута-Самхите», мы не обнаружим сведений о пульсовой диагностике. Короткое упоминание об этом виде исследований можно найти в «Аштанга-хридая-самхите». «Высшее искусство врача — познание причины болезни по внешнему виду больного. Ремесленник выяснит её, расспросив больного. А мастер определит её по пульсу», — пишет Вагбхата, не углубляясь в детали. Самое раннее подробное описание этой методики исследования в рамках аюрведической традиции обнаруживается в «Йога-ратнакаре» — медицинском трактате XVII века, написанном уже после появления и распространения в Индии медицинской системы Унани, имеющей персидско-арабское происхождение. Диагностика заболеваний по пульсу получила своё развитие в рамках медицины Унани, прежде всего, потому что в тех случаях, когда пациентом оказывалась женщина, бывшая приверженицей ислама, врач не мог видеть её лица, а значит и пользоваться классическими методами диагностики, принятыми в Аюрведе. В распоряжении врачей Унани были только руки, и им не оставалось ничего, кроме как наблюдать и исследовать взаимосвязь между показателями пульса и состоянием здоровья пациентки.

Итак, в «Йога-ратнакаре» говорится, что врач во время осмотра должен обратить внимание на восемь показателей: звуки тела (shabda), например, хруст суставов, осиплость голоса и т.д., состояние мочи (mutra), кала (mala), языка (jihva), форму и строение тела (akruti), внешний облик и вид глаз (druk), температуру тела, состояние кожи и другие показатели, которые можно определить методом пальпации (sparsha), а также пульс (nadi).

«Йога-ратнакара» также предупреждает, что врач, который не знает о признаках и симптомах забол еваний, которые можно наблюдать по пульсу, языку и моче, не будет успешен в своей практике и даже способен привести к гибели пациента.

Проверка пульса на первичной консультации в сочетании с другими методами диагностики позволяет врачу судить о степени и характере гуморального дисбаланса, а также о состоянии и соотношении оджаса, теджаса и праны, а после окончания лечения оценить степень эффективности терапии.

Пульсовая диагностика: пальпаторный и инструментальный метод

Традиционно врачи Аюрведы и Унани для исследования пульса помещают указательный, средний и безымянный палец на запястье пациента, таким образом, чтобы указательный палец, представляющий Вата-дошу, находился ниже кости запястья на стороне большого пальца кисти, а средний палец и безымянный, представляющие Питта и Капха-доши соответственно, располагались рядом. При этом, измерение пульса производится в поверхностных, средних и глубоких уровнях.

В поздних классических трудах по Аюрведе описаны несколько типов пульса, характерных для доминирования и/или дисбаланса дош:

.Пульс кобры. Характерен для Вата-конституции, имеет частоту в 80-95 ударов в минуту, аритмичный, низкой силы, низкого напряжения и объёма, холодный и твёрдый.

.Пульс лягушки. Характерен для Питта-конституции, имеет частоту 70-80 ударов в минуту, ритмичный, очень высокой силы, высокого напряжения и объёма, горячий, эластичный и гибкий.

.Пульс лебедя. Характерен для Капха-конституции, имеет частоту 50-60 ударов в минуту, ритмичный, умеренной силы, умеренного напряжения и объёма, с вариацией от тёплого до прохладного, мягкий и утолщённый.

Таким образом, в традиционных восточных системах медицины пульсовая волна исследуется в 6 точках (три на левом запястье и три на правом). В зависимости от того, как работают те или иные органы и системы организма, пульсовая волна меняется, и эти изменения при пальпации по-разному ощущаются в этих точках. Опытный диагност оценивает множество характеристик пульсовой волны. Чтобы использовать в своей практике этот вид обследования начинающие врачи должны в течение продолжительного времени проходить специальное обучение, а также довольно долго практиковаться у опытных врачей. Но даже если три самых опытных вайдьи будут измерять пульс у одного пациента — они дадут три разных заключения, соответствующих их уровню знаний и восприятия. Именно по причине субъективности этого вида диагностики аюрведические специалисты испокон веков использовали его в сочетании с другими методиками.

Большой вклад в изучение взаимосвязей и закономерностей между особенностями сердечного ритма и состоянием внутренних органов и систем человеческого организма внесли английский физиолог Стивен Хейлз, швейцарский исследователь Альбрехт фон Халлер, немецкие врачи Карл Фридрих и Людвиг Траубе и мн.др.

Изучение вариабельности ритма сердца западными учёными внесло важный вклад в развитие пульсовых диагностических технологий и стало не только преемственным продолжением пульсовых пальпаторных техник, развивающихся несколько тысячелетий, но и сформулировало ясное представление о процессах физиологической регуляции в организме человека. Именно западные учёные ещё в XIX веке впервые поставили вопрос о необходимости проведения инструментальных исследований сердечных сокращений и пульса, которые бы минимизировали человеческий фактор и были максимально объективными.

Ответом на этот запрос стало изобретение электрокардиографического метода исследования работы сердца (ЭКГ), которое до настоящего времени используется в традиционной западной медицине и позволяет судить о регулярности сердечных сокращений и частоте пульса.


Встреча Востока и Запада

Долгожданная встреча Запада и Востока, которая стала настоящим прорывом в области пульсовой диагностики, состоялась в России. И произошло это в 2005 году, когда у группы учёных из Новосибирска, которые одновременно занимались различными электрофизиологическими методами диагностики и изучением аюрведической медицины, родилась идея создания инструментального аналога субъективных подходов в пальпаторной пульсовой диагностике. Обратившись к современным технологиям регистрации биосигнала и математическому анализу, они попытались создать такой прибор, который бы не только объективно регистрировал различные показатели работы сердца, так как это делает ЭКГ, но и помогал бы в определении индивидуальной психофизиологической конституции человека. Результатом этого стало создание аппаратно-программного комплекса пульсовой диагностики «ВедаПульс».

Один из ведущих разработчиков этого прибора, к.м.н Олег Сорокин, так говорит о своём изобретении: «При разработке алгоритмов компьютерной пульсовой диагностики «ВедаПульс» были использованы идеи знаменитого аюрведического врача и популяризатора Аюрведы на западе — директора Аюрведического Института в США, доктора Васанта Лада. Долгое время, вдохновляясь единственной доступной книгой (прим. «Диагностика по пульсу», В.Лад) и зачитывая её буквально до дыр, я искал возможность встретиться с этим человеком лично. Меня вдохновлял его подход — не просто интеграция Аюрведы в понятия западной медицины (это тупиковый путь, который выхолащивает суть Аюрведы, так, например, произошло с западной рефлексотерапией), скорее, наоборот — описание хорошо изученных западной медициной физиологических процессов в аутентичных понятиях Аюрведы».

В чём уникальность программного комплекса «ВедаПульс»?

В основе работы «ВедаПульс» лежит метод кардиоинтервалографии (КИГ), то есть фиксации и последующей оценке вариабельности сердечных сокращений. Принципиальное отличие этого метода от электрокардиографии (ЭКГ) состоит в том, что в ЭКГ объектом изучения является только один сердечный цикл, в то время как КИГ фиксирует и оценивает разницу в длительности нескольких циклов. Если провести аналогию, то исследование ЭКГ подобно взгляду на мир через увеличительное стекло микроскопа, в то время как КИГ — это взгляд с высоты птичьего полета. Как издалека невозможно разглядеть отдельных букашек, но зато можно оценить все красоты открывающейся панорамы, так и в КИГ невозможно детально разобрать отдельные фазы работы сердца, но зато возможно проследить особенности работы различных отделов нервной системы.

Уникальность аппарата «ВедаПульс» состоит в том, что использовать его могут не только практикующие врачи, но и люди, не имеющие специального медицинского образования. Программный комплекс «ВедаПульс» не ставит диагноза (на основе полученных результатов — это может сделать только врач), однако, он

— самостоятельно обсчитывает результаты обследования и оценивает психофизическое состояние человека;

— определяет функциональную конституцию человека (викрити);

— определяет особенности метаболизма и работы всех внутренних органов, систем и тканей;

При этом, алгоритм создания индивидуальных рекомендаций основан на идеях традиционной восточной пульсовой диагностики и древних знаниях Аюрведы. Только вместо непосредственной пальпации артерий на запястье используется оригинальный математический анализ амплитудно-частотных характеристик работы сердца.


Разработчик VedaPulse Олег Сорокин и Васант Лад — директор Аюрведического Института в США

Кому может быть полезен программный комплекс «ВедаПульс»?

. Специалистам по Аюрведе. «ВедаПульс» проведёт анализ викрити: определит текущий баланс дош и субдош, агни-дхату, баланс панча-маха-бхута, «пульс органов», а также сформирует экспертные рекомендации по: диете, фитотерапии, ароматерапии и образу жизни.

. Рефлексотерапевтам. «ВедаПульс» проведёт анализ «пульса органов», оценит биоэнергетику и сформирует подробный рефлексотерапевтический рецепт, снабженный наглядным атласом БАТ.

. Руководителям оздоровительных центров. «ВедаПульс» поможет организовать первичный приём клиентов, провести экспресс-диагностику функционального состояния и создать рекомендации по реабилитации, которыми смогут руководствоваться все специалисты центра при проведении комплекса восстановительных процедур.

. Консультантам и людям, которые работают в сфере производства и продажи БАД. «ВедаПульс» оценит функциональное состояние клиента и сформирует рекомендации по приему БАДов с учётом индивидуальной конституции и имеющихся заболеваний.

. Инструкторам и практикующим йогу, медитацию и дыхательные техники (пранаяму). «ВедаПульс» проведёт анализ функционального состояния до и после занятий, поможет оценить эффективность тренировок и сформирует программу занятий йогой с учётом индивидуальной конституции и имеющихся заболеваний, оценит эффективность различных техник: дыхательной гимнастики (пранаяма, ци-гун), аутотренинг, рейки и т.д.

. Массажистам и биоэнерготерапевтам. «ВедаПульс» проведёт анализ: пульса органов, биоэнергетики и сформирует подробный рецепт массажа рефлекторных зон стопы снабженный наглядными рисунками.

. Всем, кто заботится о своём здоровье. «ВедаПульс» позволит самостоятельно проводить мониторинг своего состояния, вести дневник здоровья, пересылать результаты специалисту для контроля и получения от него рекомендаций, а также проводить сеансы аутогенных тренировок с целью запуска процесса саморегуляции организма.

История мирового признания АПК «ВедаПульс»:

1996 год — метод анализа вариабельности ритма сердца, лежащий в основе работы «ВедаПульс», рекомендован Европейским Кардиологическим Обществом и Северо-Американским Обществом Стимуляции и Электрофизиологии.

2000 год — метод анализа вариабельности ритма сердца рекомендован Комиссией по клинико-диагностическим приборам и аппаратам Комитета по новой медицинской технике Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2011 год — «ВедаПульс» получает регистрационное удостоверение Минздрава РФ и регистрацию в качестве изделия медицинской техники.

2012 год — Министерством Здравоохранения Королевства Саудовской Аравии было выдано свидетельство, разрешающее использование «ВедаПульса» во всех медицинских учреждениях королевства. Данный документ был выдан после испытаний, проведенных Медицинским Техническим комитетом Департамента продовольствия и медикаментов Саудовской Аравии. Свидетельство был получено на основании запроса партнера компании «Биоквант» в арабских странах, компании Milta Moyen-Orient.

2012 год — компания «Биоквант» получила декларацию соответствия требованиям безопасности, предъявляемым к медицинской технике в Евросоюзе на своё изделие — аппаратно-программный комплекс «ВедаПульс».

2014 год — европейским уполномоченным представителем «ВедаПульс» стала компания Obelis s.a., которая работает на рынке медицинских изделий Европейского Союза с 1996 года и уже более 20 лет следит за полным соответствием изделий медицинского назначения всем нормам и директивам ЕС.

2017 год — главный разработчик «ВедаПульс», к.м.н. Олег Викторович Сорокин был удостоен высшей премии Северо-американской Ассоциации Аюрведических Специалистов (AAPNA) в номинации Veda Brahma Award, которая вручается ученым за выдающиеся изобретения и важный вклад в развитие Аюрведы. Олег Викторович стал первым ученым, удостоенным этой награды за последние 5 лет и первый специалист из России, получивший награду от AAPNA.

____________

Материал подготовила Юлия Волохова

Похожие публикации