Причина низкой работоспособности. Внешние факторы, снижающие работоспособность. Без постоянного контроля задачи левым полушарием

Итак, давайте сразу отбросим такие факторы, как:

а) низкая мотивация к выполняемой работе — из-за отсутствия к ней личного интереса;

Б) низкая мотивация к выполняемой работе из-за отсутствия (по тем или иным причинам) адекватного вознаграждения;

В) неправильная организация рабочего места;

Г) неправильная организация рабочего времени;

Д) плохое физическое самочувствие

И прочие очевидные вещи.

Всё это, конечно же, не имеет отношения к тому, о чём я хочу поговорить.

Возьмём двух человек, пребывающих в практически одинаковых условиях - у них нормальное количество витаминов в организме, одинаковая мотивация, одинаковые условия труда... И вот, как говорится, при прочих равных, один - показывает высокую трудоспособность, а другой вынужден с печалью констатировать, что это именно про него сказано - ЧЕЛОВЕК С НИЗКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ.

Знаете, я нашла ответ на этот вопрос. И сейчас я с Вами им поделюсь. Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Вот она, разгадка этой безблагодатности! Да-да, мы опять будем сводит всё к тонкостям работы правого - образного, и левого - рационального полушарий.

Значит, у нас в стране есть два ОЧЕНЬ известных учёных, которые стоят в авангарде всей мировой науки о человеческом мозге. Это - ныне покойная Наталья Бехтерева (в представлении не нуждается) и ныне здравствующий, молодой профессор Дмитрий Спивак - старший научный сотрудник института мозга человека РАН.

Так вот именно в их работах и содержится ответ на обозначенный мною выше и давно мучавший меня вопрос.

Для начала, очень коротко о работе полушарий.

Хотя правильней будет отослать читателя (Вас) к монографии Руднева «Словарь культуры ХХ века», а точнее, к содержащейся в ней статье «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Итак, известно, что левое полушарие доминирует по речи и интелекту. Оно же управляет пишущей рукой всех людей, то есть, правой рукой - правшей, левой - левшей.

Левое полушарие отвечает за связи слов в предложении, за абстракции, за схемы. Оно понимает структуры. Оно понимает глаголы - слова, которые выражают наше отношение ко времени.

Правое полушарие отвечает не за структуру предложения, а за сами слова, из которых состоит предложение. Особенно за конкретные слова, которые можно «пощщупать», то есть - за имена существительные.

Итак, левое полушарие - это корзина. Правое - яйца в этой корзине.

Поскольку наша речевая деятельность невозможна без структуры, без логики (иначе будет непонятно, о чём мы лопочем!), считается, что левое полушарие СВЯЗАНО С РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Хотя, как мы видим из всего вышесказанного, правое полушарие тоже играет в формировании речи не последнюю роль, да?

Но исходя из этой логики, считается, что правое полушарие, в свою очередь, СВЯЗАНО С ОБРАЗАМИ, РИСУНКАМИ - С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Так. Разобравшись в теории, перейдём непосредственно к ответу на вопрос: как работа полушарий головного мозга влияет на нашу трудоспособность. Имеется в виду, конечно, в первую очередь, умственный труд.

Группа учёных из института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН суммировала результаты своих многолетних экспериментов и выдала следующую концепцию (почитать об этом Вы можете в коллективной монографии «Индивидуальный мозг», изданной под редакцией акад. П.В. Симонова)

Для лиц с высокой работоспособностью характерна попеременная активация правого и левого полушария.

Это, как если бы Вы, неся тяжёлую сумку, несли её не в одной руке, а постоянно меняли руку.

Для лиц с низкой работоспособностью характерна застойная активация левого полушария.

Причём его передних отделов, как раз связанных только с речью.

Давайте теперь пойдём вглубь и уточним, какие ещё специфические функции выполняют при умственной работе полушария мозга? Знать это важно - для ответа на наш вопрос.

Структуры левого полушария отвечают за формирование стереотипов деятельности,

А правого - за их механическое выполнение.

Это очень понятно, не правда ли? Когда мы впервые в жизни делаем новую, сложную - незнакомую работу, то стереотип деятельности ещё не сформирован (учимся ходить, кататься на коньках, чертить круг ровно, рисовать на глазах «стрелки»). И левое полушарие работает во всю мощь.

Когда же стереотип - сформирован, то левое полушарие начинает отдыхать, а правое - подключается - следить за механическим исполнением уже сформированного стереотипа.

Со стрелками на глазах всё просто. Сложнее с умственной работой. В ней постоянно наряду со старыми задачами мелькают и новые. А иногда можно констатировать - Ваша умственная работа - это столкновение с новым каждый день.

Так вот люди со слабой работоспособностью отличаются тем, что они не способны «отключать», давать отдых своему левому полушарию, поскольку полагают (на неосознанном уровне, конечно!), что:

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧА НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНА!

Вот это и есть нейрофизиологическая разгадка того, что называют словом «перфекционизм ».

А что же делают в это время люди с высокой работоспособностью? А они (опять же, неосознанно!) демонстрируют очень лёгкое и даже равнодушное отношение к выполняемой задаче. Ибо они «позволяют себе»

ДАВАТЬ ОТДЫХ ЛЕВОМУ ПОЛУШАРИЮ , переключаясь на своеобразный «автопилот».

Итак, проблема людей с низкой работоспособностью в том, что они ошибочно полагают, что

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧИ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА НЕ БУДЕТ.

Учёные пишут: «По мере утомления у нормального человека (выделено мной - Е.Н. ) к выполнению задачи подключается механизм адаптации, который изменяет состояние нервной системы».

Другими словами, у нормального человека в мозгу звучит фраза: «Расслабься, отдохни, спусти на тормоза, снизь важность, солдат спит - служба идёт».

Это не значит, что все нормальные люди, с точки зрения нейрофизиологов - злостные халтурщики. Нет! Это значит, что работа в расслабленном сосотянии - норма, а перфекционизм, тотальный рациональный контроль - патология.

Представьте себе, как бы Вы сделали несколько шагов, если бы серьёзно и ответственно думали о том, как Вы переставляете ноги? Вы бы взмокли через пять шагов!

Примерно так, как взмокает человек, переходящий речку по бревну.

А вот если он каждый день переходит так речки, то не взмокнет - ибо будет ВЫПОЛНЯТЬ ЭТУ РАБОТУ МЕХАНИЧЕСКИ.

«Истощение сознания»

Хотите я Вас попугаю? В науке есть два устоявшихся термина, противоположных друг другу в некотором смысле. Это:

  1. «Селективное (избирательное) внимание» и
  2. «Истощение сознания».

Так вот, Первое существует для того, чтобы с человеком не случилось Второе.

Оказывается, что в нормальном состоянии бодрствования у нас имеют место кратковременные эпизоды ПОЛНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ! Остаётся работать только одна зона в правом полушарии, выполняющая функцию «сторожевого пункта». Она и поддерживает минимальный уровень внимания.

И заметьте, это не когда человек спит, это когда человек как бы «бодрствует».

Почему же всё-таки так происходит?

Концентрация внимания на творческой работе приводит неизбежно к истощению сознания тех людей, у кого не срабатывает механизм переключения работы полушарий. Человеку мало сказать: «Расслабься, снизь важность!». Представьте, что «кнопка, переключающая на правое полушарие» - заржавела, заела, её нужно восстанавливать...

Что делать?

Есть одно отлично работающее упражнение, которое несложно выполнять самостоятельно или со своими детьми, для предотвращения формирования у них «мозга перфекциониста». Это упражнение основано на действии так называемого

«СТРУП-ЭФФЕКТА» (Stroop Effect)

Заготовьте большое количество картонных карточек.

Заготовьте много разноцветных карандашей или фломастеров.

На каждой карточке по центру напишите крупно одно слово, обозначающее тот или иной цвет.

Значение слова не должно совпадать с цветом чернил, краски.

Примерно вот так:

ЗЕЛЁНЫЙ

КРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

ГОЛУБОЙ

Теперь в расслабленном состоянии показывайте себе по одной карточке и быстро сначала:

  1. читайте слово, затем
  2. называйте «его цвет».

Второе задание подразумевает активную работу правого полушария.

У Вас будут сбои, и это - хорошо. Это значит, что Вы начали учиться свободно переключать работу полушарий - в игровой форме.

«Разработав» таким образом этот заржавевший когнитивный механизм, Вы наконец-то сможете приблизиться к той «норме», которую имеют люди с так называемой «высокой работоспособностью».

Конечно, упражнение, основанное на Струп-эффекте - это не панацея. Это один из первых шагов. Хотя он и эффективен.

Однако немаловажно уже и то, что теперь мы знаем точную причину низкой работоспособности, а зная точную причину легче искать выход.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

В процессе производственной деятельности в системе «человек-машина-окружающая среда» самым уязвимым элементом является именно человек. Искусственная среда, химический состав воздуха, ускорения, шум и вибрации - все это негативно влияет на самочувствие человека, вызывая у него как скрытое утомление, так и переутомление. Поводом для особого беспокойства является травматизм на предприятиях. Травмы возникают в результате многократно повторяющихся движений, перенапряжения, вызывая профессиональные затылочно-шейные и скелетно-мышечные расстройства. Травматизм нередко принимает характер эпидемии, подвергая риску до 15-20 % рабочих. Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья США включает производственные травмы в число 10 основных опасностей, которые подстерегают людей на работе. Неудобные рабочие места и инструменты - основные виновники производственных травм и профессиональных заболеваний.

На физическое и психические состояние людей на производстве влияют и стрессовые ситуации, которые возникают при сочетании ряда составляющих.

Перечислим факторы, влияющие на создание стрессовой ситуации:

Среда (социальное и физическое окружение на работе и в свободное время);

Организационные факторы (стиль руководства);

Индивидуальные факторы (личностные качества).

Перед эргономикой встает проблема проектирования систем, ориентированных на пользователя, его опыт, знания, квалификацию. В числе основных должны быть учтены вопросы организации условий труда в зависимости от полового признака («эргономика женской работы»), выделены эргономическое проектирование для пожилых людей и инвалидов (на рабочем месте и в окружающей среде).

В эргономике работоспособность рассматривается как потенциальная возможность человека выполнять трудовую деятельность в течении заданного времени и с заданной эффективностью.

Понятие работоспособности - психофизиологическое, оно отличается от понятия трудоспособности, которое отражает физическое состояние здоровья.

Если трудоспособность уже ограничена, то необходимо устанавить степень утраты трудовых возможностей (20 %, 50 % и т.п.). Состав группы людей с ограниченной трудоспособностью очень неоднороден по возрастным показателям, виду и степени повреждений, социальному статусу и т.п. Так, снижение трудоспособности на 50-100 % происходит у 18,8 % группы, на 30-50 % - у 3,2 %, в то время как работоспособность не снижается у 37 %. Это выражается в уровнях социальной активности - от нулевой до относительной активности, когда человек стремится продолжить доступную трудовую или общественную форму деятельности, ведет активный образ жизни.

В проявлениях работоспособности выделяют:

Общий уровень: потенциальные возможности человека;

Текущее состояние: реальный уровень работоспособности, изменяющийся в зависимости от фаз ее динамики, а также различных внешних и внутренних факторов.

При характеристике общего уровня работоспособности за эталон обычно принимают среднестатистические данные взрослых здоровых мужчин при нормальных здоровье и самочувствии в благоприятной фазе динамики работоспособности - через 2-3 ч после начала смены, во 2-3 день недельного цикла.

Различают пять групп факторов, влияющих на работоспособность:

1-ая группа - обусловлена особенностями растущего организма, проблемами акселерации; функциональные ресурсы отстают от морфологических, поэтому уровень работоспособности подростков и юношей ниже показателей взрослых людей;

2-ая группа - обусловлена возрастными особенностями пожилых людей; возрастное снижение функциональных способностей организма начинается после 45 лет;

3-я группа - связана с анатомо-физиологическими особенностями женского организма, вызывающими снижение уровня работоспособности женщин по сравнению с эталоном (особенно при физическом труде);

4-ая группа - связана с индивидуальными особенностями организма (конституционные черты, тренированность). Она относится к состоянию физиологической нормы и поэтому снижение трудовых возможностей в этом случае является умеренным и не ведет к утрате работоспособности;

5-ая группа - патологические изменения в организме - как хронические (постоянное снижение работоспособности), так и острые (временное нарушение работоспособности).

При разработке эргономических принципов организации труда инвалидов необходимо опираться на квалификацию дефекта и связанные с ним психофизиологические особенности этой категории лиц. Дефектологические изменения целесообразно рассматривать на нескольких взаимосвязанных уровнях:

Средства коррекции предусматривают повышение возможностей ослабленной функции путем специальных мер (зрения - линзами, корректировка слуха - применением слухового аппарата и т.п.). Эти средства универсальны, но не связаны с особенностями конкретной деятельности. Для многих других видов нарушений используются специальные средства - различного рода приспособления на рабочих местах, корректирующие ту или иную ослабленную функцию. К специальным средствам корректировки ослабленного зрения относится изменение освещения и цветовой гаммы на рабочем месте, яркости источников света, окраски помещения и др. Подобное коррективное направление не требует существенных преобразований средств труда, делая процесс труда и без его коренной перестройки доступным для человека.

Другое направление связано с коренной перестройкой самого процесса труда и с проективным эргономическим подходом организации самой деятельности для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Проективный подход предполагает перестройку всего процесса труда, сохраняя лишь его цель и результаты деятельности.

Так, ручное управление автомобилем для инвалида влечет за собой радикальную перестройку органов управления и их компоновки.

Основным направлением в организации труда инвалидов является проектирование новых технических средств компенсации различных дефектов на основе замещения утраченных функций при опоре на сохраненные функции. Кроме проектирования подобных средств необходимо организовать систему обучения инвалидов по их использованию (рис. 84).

Внимание! Как повысить работоспособность — Лень уходит навсегда

5 причин понижения работоспособности

— 5 причин понижения работоспособности
— 7 способов повысить свою продуктивность
— 7 советов как поднять выносливость
— Продукты, повышающие трудоспособность и умственную активность
— Как увеличить функциональность: пошаговая инструкция
— Заключение

В первую очередь причинами являются хронические заболевания, в основе которых лежит поражение центральной нервной системы. Здесь присутствуют такие симптомы, как сонливость, леность, неуклюжесть, рассеянность. При этом, кажется, что буквально всё валится из рук.

При этом начинает медленно развиваться хроническая усталость. Это отрицательно сказывается на работоспособности.

Вторая причина снижения работоспособности – стрессовые состояния, депрессия и другие явления, которые подавляют работу ЦНС. Кроме угнетения на работоспособность влияет и перевозбуждение, например, сильные эмоции. Сюда же можно отнести приём некоторых медикаментов, а также чрезмерное употребление кофе или чая.

Третья, не менее частая причина – переутомление. Чаще всего здесь играют роль такие факторы, как переработка, недосып и неправильный режим дня. А отсутствие отпуска и необходимость работать даже по выходным только усугубляют процесс. Поэтому важно своевременно выявить и обязательно устранить все эти факторы. В противном случае переутомление может в дальнейшем превратиться в синдром хронической усталости.

Пятый – психологический фактор. Бывает так, что работа сильно раздражает, при этом человек не получает удовлетворения от своей деятельности, а также не получает от неё финансового удовлетворения. В этом случае работа делается кое-как, что сильно влияет на работоспособность.

Пятая частая причина – неправильный график работы. Сюда же следует отнести неправильно расставленные приоритеты при выборе первичных и вторичных по важности задач.

7 способов повысить свою продуктивность

Сегодня стала довольно популярной тенденция «делать меньше». Как следует из названия, это направление охватывает техники, с помощью которых можно достичь больших результатов, прикладывая меньше усилий.

Рассмотрим некоторые из этих техник, которые повышают во много раз .. Надеюсь, что они помогут вам достичь наилучших результатов в кратчайшие сроки.

1. Закон Парето, или принцип 20/80.
В общем виде данный принцип формулируется так: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата. Закон 20/80 применим практически во всех сферах жизни.

Если вы знаете, как воспользоваться законом Парето должным образом, это поможет вам не только в профессиональной, но и в повседневной жизни. Это маленький удобный трюк, который сумеет помочь спрогнозировать результат.

Согласно закону Парето, следует делать все неважные задачи тогда, когда ваша производительность невысока. Важно расставить приоритеты между рабочими задачами. Старайтесь выполнять важные задания именно в то время дня, когда ваша работоспособность будет на высоком уровне.

2. Три важные задачи.
Многие составляют список дел, это позволяет сделать рабочий процесс более организованным.

Каждое утро потратьте пять минут на то, чтобы записать три наиболее важных задачи на день. А затем сосредоточьте все свои усилия на выполнении этого короткого списка.

Сосредоточьтесь на этих трёх основных задачах, и если вы успеете выполнить их раньше срока, то можете приняться за что-нибудь ещё.

3. Философия «Делай меньше».
Философия «Делай меньше» очень популярна в современных реалиях. Различные авторы предлагают различные подходы. Например, Марк Лессер рекомендует находить несколько минут во время рабочего дня для того, чтобы помедитировать. Это выравнивает ваше дыхание, вы придёте в чувства, избавитесь от стресса и сможете лучше сконцентрироваться на поставленной задаче.

Не забывайте про расстановку приоритетов. В первую очередь выполняйте важные задачи, а затем уже переходите к низкоприоритетным. Не перегружайте себя большим количеством задач: лучше сделать меньше, но качественно и с удовольствием, чем больше, но без энтузиазма.

4. Помидорная техника.
Помидорную технику предложил Франческо Чирилло. Техника называется помидорной из-за того, что её автор первоначально применял кухонный таймер в виде помидора для измерения времени.

В основе методики лежит принцип работать 25 минут над конкретной задачей без перерыва, но после этого обязательно сделать перерыв.

Посмотрите на свой список задач и выберите из него наиболее приоритетные задания.

Затем установите таймер на 25 минут и начните работать, ни на что не отвлекаясь, пока не услышите сигнал таймера. Каждый 25-минутный период времени называется «помидор».

После этого сделайте пятиминутный перерыв и включите таймер снова.
После четырёх «помидоров» (то есть через каждые два часа) делайте более длительный перерыв в 15–20 минут.

Если ваша задача занимает более пяти «помидоров», её можно разделить на несколько частей.

Такая техника помогает работать над более приоритетными задачами, улучшает внимание и помогает лучше сконцентрироваться.

5. Миф о многозадачности.
Режим многозадачности вовсе не делает нас более продуктивными, это миф. На самом деле, когда мы концентрируемся на многих заданиях одновременно, это оказывает негативное влияние на нашу производительность и концентрацию.

Независимо от того, насколько хорошо вы приноровились работать в режиме многозадачности, ваша производительность будет намного меньше, чем если бы вы решили сосредоточиться от начала и до конца на выполнении одной задачи.

Если вы хотите выполнять поставленные задачи более продуктивно, лучше сосредоточьтесь на одном задании, выполните его от начала до конца и только потом переходите к другим.

6. Информационная диета.
В наше время перегрузить свой мозг информацией так же просто, как получить тепловой удар в пустыне Сахара. И даже симптомы схожи: нарушение сна, рассеянное внимание и замедленная реакция. Наш мозг перегружен информационным шумом. В современном мире люди постоянно ищут новости, хотя они и так везде окружают нас.

Постарайтесь получать как можно меньше совершенно ненужной для вас информации хотя бы на протяжении недели и проследите, как это скажется на вашей продуктивности.

7. Живите по графику.
Помните, что есть время отдыхать, а есть время работать. Проведите чёткие границы между тем и другим. Начните с того, что прекратите заниматься делами, как только почувствуете, что вам необходимо отдохнуть.

Закон Паркинсона гласит, что «работа заполняет время, отпущенное на неё». Это означает, что если вы, к примеру, решили, что напишете отчёт за неделю, вы всю неделю будете его писать. Но если вы заключите каждую задачу в жёсткие рамки, это позволит вам расправляться с делами куда более эффективно. Когда у вас есть дедлайны, вы стараетесь успеть выполнить всё в срок, так что это отличнейшая мотивация.

Следуя этим советам, вы навсегда забудете про .

Совет № 1: Всегда составляйте план на день.
Планирование – очень полезная вещь, даже если речь идет всего лишь об очередном рабочем дне в офисе. Приучите себя составлять план каждое утро, выписывая в ежедневник все необходимые дела, которые вам нужно закончить сегодня. Будьте уверены, каждый взгляд на этот список будет способствовать усилению вашей работоспособности.

Совет № 2: Выполняйте сложные задачи первыми.
В конце концов, если перед вами стоит трудная задача, выполнить которую должны именно вы, рано или поздно вам все равно придется заняться ее решением. Так почему бы не сделать это прямо сейчас?

Совет № 3: Всегда адекватно оценивайте собственные силы.
Не обещайте того, что не сможете сделать. Выполняйте свою работу так, насколько позволяет вам это сделать ваш опыт.

Совет № 4: Хвалите себя за все победы.
Пообещайте себе маленький сюрприз за хорошо выполненную работу, и вы увидите – выполнять ее станет куда проще и приятнее. Главное - чтобы «приз» был действительно желанным и мотивировал.

Совет № 5: Откажитесь от социальных сетей.
Удалите закладки социальных сетей на своем рабочем компьютере, и вы увидите – день гораздо длиннее, чем вам казалось еще вчера. Отказавшись от просмотра ВКонтакте, Facebook и Twitter в рабочее время, вы освободите огромный пласт времени, который поможет вам делать свою работу гораздо качественнее и быстрей.

Совет № 6: Не забывайте отдыхать.
Время от времени вашему организму просто необходим перерыв для того, чтобы верно выполнять все поставленные задачи. Устраивайте себе небольшой отдых каждый раз, когда достигните очередной мини-цели.

Совет № 7: Полюбите свою работу.
Ни для кого не секрет: лучше всего мы делаем то, что нам нравится. Постарайтесь относиться к своей работе с любовью, и уже очень скоро она действительно начнет вам нравиться.

Продукты, повышающие трудоспособность и умственную активность

Для того, чтобы сохранять ясность мышления, мозгу нужен белок, поэтому необходимо включать в питание белковую пищу растительного и животного происхождения.

Известно, что мозгу для работы необходим сахар, и многие люди поедают сладости. При сидячей работе это верный путь к избыточному весу: ведь сахар быстро усваивается и сгорает. Лучше употреблять в пищу те продукты, в которых есть натуральные сахара и крахмал: чёрный хлеб, картофель, рис, бобовые, орехи и т. д. Такая пища будет усваиваться медленнее, и мозгу хватит питания на несколько часов.

Если мозгу не хватает биологически активных веществ – бесполезно тренировать память и выполнять различные упражнения. Клеткам не хватает питания – откуда они должны его взять? Конечно, только из пищи. Очень важны витамины группы В и витамин РР, а также полиненасыщенные жирные кислоты.

Включайте в питание жирную рыбу, крупы, яйца, молочные продукты, дрожжи. Авокадо, изюм, курага и семечки тоже помогают снять утомление и справиться с длительной умственной нагрузкой. Берите с собой на работу орешки: фисташки, миндаль или грецкие.

Улучшить концентрацию внимания помогут вещества, содержащиеся в кальмаре, креветках, крабах, свежем репчатом луке. Успокоиться и перестать нервничать поможет кусочек шоколада, только не стоит им увлекаться.

Клубника или бананы тоже помогают снимать стресс и улучшают настроение.

Простой продукт — морковь, в сочетании с имбирём, тмином и сметаной поможет улучшить память и зрение: ведь именно оно больше всего страдает при работе за компьютером. Добавьте к морковному салату ягоды черники – свежие или сушёные, и ваши глаза скажут вам спасибо.

Как увеличить функциональность: пошаговая инструкция

Шаг 1 . Перед тем, как повысить работоспособность, давайте отдохнем .
Без полноценного отдыха не бывает полноценной работы.

Шаг 2 . Займемся планированием.
Без планирования у вас никогда не будет повышенной работоспособности. Поэтому на этом этапе заведите себе ежедневник.

Итак, каждый вечер вам нужно будет записывать все планируемые дела на завтра.
Делать это нужно именно вечером, так как с утра мозг находится в сонном состоянии и совершенно не хочет думать о каких-то делах.

Шаг 3 . Расставляем приоритеты и определяем свое продуктивное время.
Все люди разные, и значит, каждый человек имеет наибольшую работоспособность в разное время.

Кто-то плодотворно работает в 7 утра, а у кого-то включается моторчик лишь к 7 вечера.

Поэтому определите время своей наибольшей продуктивности.

Теперь приступаем к расстановке приоритетов.

Создав для себя список дел, посмотрите, какие дела требуют от вас наибольшей продуктивности. Вот эти дела и запишите на свое активное время. Мелкие дела всегда можно выполнять по утрам. А не особо важные можно оставить на вечер.

Шаг 4 . Концентрируемся на работе.
В рабочие моменты старайтесь концентрироваться только на работе. Отключите скайп, аську и другие программы. Установите себе график!

С сегодняшнего дня старайтесь концентрироваться на работе и отвлекаться только на жизненно важные проблемы.

Шаг 5. Переключаемся.
Как только вы справились с одним делом, постарайтесь переключиться на что-то совершенно другое.

Если вы 2 часа занимались умственным трудом, то следующие 30-60 минут вы можете заняться спортом, рутинными или бытовыми делами.

После мозговой активности организму требуется отдых и переключение.

Только так он сможет продолжить дальнейшую мозговую активность.

Прочитав данную статью и применив описанные в ней советы в своей работе, вы во много раз повысите свою работоспособность. Приятным бонусом к этому станет куча свободного времени, которое вы сможете потратить на себя и свою семью.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Существует несколько вероятных причин снижения работоспособности человека, и их можно разделить на две группы: психологические причины и физиологические причины. Часто они сосуществуют друг с другом и действуют совместно, оказывая комплексное влияние на работоспособность человека. Тем не менее, это разные причины, и их следует обсуждать отдельно. Психологическими называются такие причины, которые ведут к понижению работоспособности вследствие действия одного из следующих факторов:

  • 1) отсутствие должной мотивации деятельности, интереса человека к тому виду занятий, в котором снижается работоспособность,
  • 2) достаточно сильная озабоченность человека чем-то, что отвлекает его от основной работы,
  • 3) неблагоприятное эмоциональное состояние человека в данный момент времени, например фрустрация, апатия, скука, безразличие и т.п.,
  • 4) неверие в успех дела, связанное с одним из следующих обстоятельств: неуверенность человека в себе, отсутствие надежды на успех дела в данных конкретных условиях.

Физиологическими называются следующие причины снижения работоспособности:

Рассмотрим, как определить, какая из названных причин или групп причин является реально действующей, какие рекомендации в каждом таком случае можно предложить работнику.

Первую из названных причин - отсутствие мотивации - можно определить следующим образом.

Ее можно идентифицировать в результате прямого разговора с работником и выяснения того, есть ли у него интерес к занятиям соответствующим видом деятельности. Если в ответ на прямо заданный ему вопрос работник вполне определенно отвечает «нет», то это однозначно свидетельствует о том, что такого интереса у работника действительно нет, за исключением, конечно, крайне редко встречающегося в практике психологического консультирования случая, когда работник просто не настроен, говорить консультанту правду о себе.

Если же работник говорит «да», то это не всегда означает, что в действительности дело обстоит именно так. Работнику может показаться, что такой интерес у него действительно есть, хотя на самом деле его может и не быть. Кроме того, работник часто невольно говорит «да», не желая, чтобы в случае ответа «нет» консультация прекратилась.

В последнем случае действительно нет смысла ее продолжать, так как фактическое отсутствие у клиента интереса к делу не может быть скомпенсировано другими мерами.

Отсутствие должной мотивации деятельности у работника можно установить и косвенным путем, задавая работнику и получая от него ответы на следующие вопросы:

  • 1. Что интересного для себя вы находите в той работе, в процессе которой вы замечаете, что у вас снижается работоспособность?
  • 2. Что можно и нужно сделать для того, чтобы соответствующая работа стала для вас более привлекательной и интересной?
  • 3. Что изменится в вашей жизни, если вы совсем перестанете заниматься этой работой?
  • 4. Можно ли данную работу для вас заменить какой-либо другой?

После проведения исследования (прил., табл. 2.) трое работников на первый вопрос ответили определенно и без долгих раздумий, называя немало такого, что привлекает его в работе можно сделать вывод о достаточно сильной мотивации работника к занятиям соответствующим видом деятельности. Это же дает основание для заключения о том, что причиной снижения работоспособности клиента является не дефицит интереса к работе (дефицит мотивации), а нечто совсем другое.

Но остальные работники дали неопределенный ответ на данный вопрос, сопровождающийся к тому, же долгими размышлениями, но в этом случае гипотезу о дефиците мотивации полностью также нельзя отвергнуть.

При ответе на второй вопрос работники затруднились ответить, в этом случаи можно высказать предположение о том, что причина снижения его работоспособности - недостаточность положительной мотивации деятельности. Если бы работники дали бы уверенного ответа на данный вопрос эта гипотеза, напротив, подвергается сомнению.

Отвечая, на третий вопрос четверо работников перечисляют в основном только возможные отрицательные следствия прекращения работы и это дает основание предполагать, что его мотивация к занятиям соответствующим видом деятельности является достаточно сильной.

Но, со стороны одного работники были названы положительные следствия прекращения занятий данным видом деятельности и можно предположить, что мотивация клиента не является достаточно сильной, но один работник не определился с ответом.

Наконец, на четвертый вопрос четверо работников ответили «да», можно сделать вывод, что данный вид деятельности сам по себе малоинтересен для клиента. А за остальными работниками последовал ответ «нет», но вывод о «малоинтересности» деятельности однозначно сделать нельзя.

Выяснив реальность первой из указанных выше причин, вернее наличие положительной мотивации к деятельности, можно далее переходить к выяснению второй причины - отвлечения внимания или наличия конкурирующей мотивации.

Действенность этой возможной причины определяется следующим способом. У работников спрашивают, есть ли у них в данный момент времени, в текущий период его жизни какие-либо другие проблемы, которые не позволяют ему полностью сосредоточиться на деле, в связи с которым он и жалуется на снижение работоспособности. (прил., табл. 3.).После опроса выяснится, что такие проблемы есть, но они присутствует не у всех это будет означать, что возможной причиной снижения работоспособности клиента являются именно эти проблемы. В случае отсутствия у работников других проблем такое предположение является маловероятным.

Неблагоприятные эмоциональные состояния: фрустрация, апатия и другие - идентифицируется как возможная причина снижения работоспособности следующим образом.

Прежде всего, эти эмоциональные состояния можно выявить, просто внимательно наблюдая за поведением работника во время консультации. Если в процессе разговора работник постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения и психологического напряжения, то вполне можно предположить, что в таком же состоянии он находится и во время той работы, в которой у него снижается его работоспособность.

Такими вопросами могут быть, например, следующие:

«Какие эмоции вы обычно переживаете во время работы: положительные или отрицательные?»

«Беспокоитесь ли вы о чем-либо, когда работаете? Если да, то о чем конкретно?»

Неверие в свой успех как возможная причина снижения работоспособности или наличие отрицательных ожиданий (ожиданий неудачи), связанных с выполняемой работой, констатируется по ряду признаков. Прежде всего, по ответам работника на вопросы типа:

«Успешно ли идет ваша работа?»

«Верите ли вы в то, что, в конечном счете, добьетесь успеха?»

Неуверенность в себе как причина снижения работоспособности может быть установлена по поведению клиента и по его ответам на соответствующие вопросы.

Если работник ведет себя достаточно уверенно, если он так же уверенно отвечает на задаваемые ему вопросы, то это является основанием для предположения, что подобная уверенность свойственна ему и в работе.

Если же работник ведет себя недостаточно уверенно и так же не вполне уверенно отвечает на задаваемые ему вопросы, то можно сделать вывод, что неуверенность в себе, вероятно, свойственна ему и в работе.

Однако в последнем случае неуверенность работника, как гипотеза,

требует дополнительной проверки и независимого подтверждения. Таким подтверждением могут служить ответы работника на следующие вопросы:

«Всегда ли вы чувствуете себя достаточно уверенно, когда занимаетесь работой?»

«Верите ли вы в то, что в этой работе сможете добиться успеха?»

Если на эти вопросы клиент ответит «да», то гипотезу о неуверенности как черте его характера следует, вероятно, отклонить. Если же ответы клиента на них будут «нет», то такая гипотеза окажется вполне вероятной.

В случае, если причина снижения работоспособности имеет чисто

физиологический характер, неблагоприятное состояние организма, то работнику все же следует дать некоторые рекомендации психологического свойства, так как определенное влияние на физическое состояние человека оказывают психологические факторы.

Прежде всего, здесь надо иметь виду то, что положительные эмоции повышают, а отрицательные эмоции понижают работоспособность человека. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы работа вызывала у человека преимущественно положительные эмоции и по мере возможности исключала отрицательные эмоциональные переживания.

Следует также помнить о том, что состояние усталости легче предупредить, чем устранить, если оно уже возникло.

По этой причине для поддержания работоспособности на достаточно высоком уровне важно заботиться о создании оптимального режима работы. Такой режим заключается в том, чтобы не допускать возникновения выраженного состояния физической усталости, делая в работе частые, небольшие перерывы на отдых, рассчитанные на достаточно быстрое восстановление сил.

Еще одно важное правило на этот счет гласит: люди обычно больше устают не от той работы, которая ими уже выполнена, а от той работы, которую они должны были выполнить, но по тем или иным причинам не успели сделать в срок. Следовательно, планируя свою работу на день или намечая выполнить определенный объем работы за какое-то время, необходимо включать в него только то, что обязательно и при всех обстоятельствах будет к заданному сроку выполнено.

Похожие публикации