Опорно-двигательный аппарат у детей. Возрастные особенности опорно-двигательной системы

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён.

*Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью,

* большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы- хрящевая ткань

Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях..

Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения -«костный возраст».

*Костная ткань новорождённых имеет пористое грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение..

*По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. У новорождённых фосфат кальция составляет 1/2 массы кости, а у взрослых - 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении.

*Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

* Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

*Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт большего количества и большой площади ветвления диафизарных, метафизарных и эпифизарных артерий. К двум годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов

* Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу «зелёной ветки». Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ СКЕЛЕТА И СУСТАВОВ РЕБЁНКА ..

Швы между костями свода (стреловидный, венечный, затылочный) не сформированы и начинают закрываться только с 3-4 мес жизни. Края костей ровные, зубцы образуются только на 3-м году жизни ребёнка. Формирование швов между костями черепа заканчивается к 3-5 годам жизни. Наиболее характерная особенность черепа новорождённого - наличие родничков (не окостеневших перепончатых участков свода черепа).



*Большой родничок расположен в месте пересечения венечного и сагиттального швов. Его размеры - от 1,5x2 см до 3x3 см при измерении между краями костей. Закрывается большой родничок обычно к возрасту 1-1,5 лет (в настоящее время нередко уже к 9-10 мес жизни).

*Малый родничок расположен между затылочной и теменными костями, к моменту рождения закрыт у 3/4 здоровых доношенных детей, а у остальных закрывается к концу 1-2 мес жизни.

* Боковые роднички (передние клиновидные и задние сосцевидные) у доношенных детей при рождении закрыты.

*Мозговой отдел черепа по объёму больше лицевого у новорождён-ного в 8 раз (у взрослых только в 2 раза). Глазницы у новорождённого широкие, лобная кость состоит из двух половин, надбровные дуги не выражены, лобная пазуха не сформирована. Челюсти недоразвиты, нижняя челюсть состоит из двух половин. На первом году жизни происходит быстрое и равномерное увеличение размеров черепа, толщина костей увеличивается в 3 раза. На 1-2-м году срастаются половины нижней челюсти, на 2-3-м году в связи с усилением функции жевательных мышц и завершением прорезывания молочных зубов усиливается рост лицевого черепа. *Позвоночник новорождённого имеет вид пологой дуги, вогнутой спереди.

Физиологические изгибы формируются с 3-4 мес. Шейный лордоз возникает после того, как ребёнок начинает держать голову. Когда ребёнок начинает сидеть (5-6 мес), появляется грудной кифоз. Поясничный лордоз начинает формироваться после 6-7 мес, когда ребёнок начинает сидеть, и усиливается после 9-12 мес, когда ребё- нок начинает стоять и ходить. Одновременно компенсаторно формируется крестцовый кифоз. Изгибы позвоночного столба становятся хорошо заметными к 5-6 годам. В связи с незавершённостью формирования позвоночника и слабым развитием мышц, фиксирующих позвоночник, у детей легко возникают патологические изгибы позвоночника (например, сколиоз) и нарушения осанки. Грудная клетка новорождённого имеет конусовидную форму. Рёбра отходят от позвоночника почти под прямым углом, расположены горизонтально. Когда ребёнок начинает ходить, грудина опускается, и рёбра постепенно принимают наклонное положение. Изменение формы и размеров таза происходит под влиянием веса тела, органов брюшной полости, мышц, под воздействием половых гормонов.У новорождённого и ребёнка первого года жизни стопа плоская. Линия поперечного сустава предплюсны почти прямая (у взрослого S- образная)..



ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУСТАВОВ У ДЕТЕЙ .

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже присутствуют все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща. Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности обусловливают возможность подвывихов, например головки лучевой кости, плечевой кости. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

*Молочные зубы у детей прорезываются обычно с возраста 5-7 мес в определённой последовательности, при этом одноимённые зубы на правой и левой половине челюсти появляются одновременно.

Порядок прорезывания молочных зубов: два внутренних нижних и два внутренних верхних резца, а затем два наружных верхних и два наружных нижних резца (к году - 8 резцов), в возрасте 12- 15 мес - передние коренные (моляры), в 18-20 мес - клыки, в 22- 24 мес - задние моляры. К 2 годам у ребёнка имеются 20 молочных зубов.

Для ориентировочного определения должного ко- личества молочных зубов можно использовать следующую формулу: Х = n - 4 ,где Х - количество молочных зубов; n - возраст ребёнка в месяцах. Период замены молочных зубов на постоянные носит название периода сменного прикуса. Постоянный зуб прорезывается обычно через 3-4 мес после выпадения молочного. Формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей - критерий биологического созревания ребёнка (зубной возраст).

*В первый период (от прорезывания до 3-3,5 лет) зубы стоят тесно, прикус ортогнатический (верхние зубы прикрывают нижние на одну треть) в связи с недостаточным развитием нижней челюсти, отсутствует стёртость зубов.

*Во втором периоде (от 3 до 6 лет) прикус становится прямым, появляются физиологические промежутки между молочными зубами (как подготовка к прорезыванию постоянных, более широких зубов) и их стёртость. Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5 лет. Порядок прорезывания постоянных зубов обычно следующий:

1) в 5-7 лет прорезываются первые моляры (большие коренные зубы),

2) в 7-8 лет - внутренние резцы,

3) а в 8-9 лет - наружные резцы, в 10-11 лет - передние премоляры и в 11-12 лет - задние премоляры и клыки,

4) в 10-14 - вторые моляры,

5) в 18-25 лет - зубы мудрости (могут отсутствовать).

Для ориентировочной оценки количества постоянных зубов можно использовать формулу: X = 4n - 20 ,где Х - число постоянных зубов, n - возраст ребёнка в годах. Формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей - важный показатель биологического созревания ребёнка.Постоянный прикус в норме должен быть ортогнатическим или прямым.

Анатомо-физиологические особенности мышечной системы. .

*Скелетные мышцы у новорождённого анатомически сформированы и сравнительно хорошо развиты. К 2 годам относительная масса мышц несколько уменьшается, а затем в связи с нарастанием двигательной активности ребёнка вновь увеличивается и к 15 годам составляет 32-33% массы тела (у взрослых - 40-44%)

*Мышечные волокна расположены рыхло, их толщина 4-22 мкм. В целом мышцы у детей раннего возраста более тонкие и слабые, а мышечный рельеф сглажен и становится отчётливым обычно только к 5-7 годам жизни.

*Фасции у новорождённого тонкие, рыхлые, легко отделяются от мышц. Слабое развитие сухожильного шлема и рыхлое соединение его с надкостницей костей свода черепа предрасполагают к образованию гематом при прохождении ребёнка через родовые пути.

*Нервный аппарат мышц к моменту рождения сформирован не полностью, что сочетается с незрелостью сократительного аппарата скелетных мышц. По мере роста ребёнка происходит совершенствование двигательной иннервации фазных скелетных мышечных волокон и формирование дефинитивных нервно-мышечных единиц.

*Скелетные мышцы у новорождённых характеризуются меньшим содержанием сократительных белков (у новорождённых их в 2 раза меньше, чем у детей старшего возраста),.

*У новорождённых мышцы не расслабляются не только во время бодрствования, но и во сне. Постоянную их активность объясняют участием мышц в теплопродукции (так называемый сократительный термогенез) и в метаболических процессах организма, в стимуляции развития самой мышечной ткани.

* Мышечный тонус - ориентир при определении гестационного возраста новорождённого. У здоровых детей первых 2-3 мес жизни отмечают повышенный тонус мышц сгибателей, так называемый физиологический гипертонус, связанный с особенностями функционирования ЦНС и приводящий к некоторому ограничению подвижности в суставах. Гипертонус в верхних конечностях исчезает в 2-2,5 мес, а в нижних - в 3-4 мес. Глубоко недоношенные дети (срок гестации менее 30 нед) рождаются с общей мышечной гипотонией.

*.У новорождённого слабо развиты мимические и жевательные мышцы.

*Отчётливо выражены возрастные особенности диафрагмы. У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным ходом рёбер..Пупочное кольцо у новорождённого ещё не сформировано, особенно в верхней его части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж..У новорождённого преобладает масса мышц туловища. До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи с чем они плохо переносят длительные нагрузки. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, наиболее быстро растут после 7 лет, особенно у подростков 12-16 лет. Совершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям развивается лишь к 14 годам. Интенсивность прироста мышц и мышечной силы связана с полом.

2.Основные регуляторы фосфорно-кальциевого гомеостаза . Метаболизм витамина D.Регуляторами фосфорно-кальциевого обмена являются витамин D, паратиреоидный гормон (ПТГ) и тиреокальцитонин (ТКТ) – гормон щитовидной железы. И все же ведущая роль в регуляции фосфорно-кальциевого обмена отводится витамину D.Основной физиологической функцией витамина D является поддержание гомеостаза кальция и фосфора в организме, что необходимо для нормального созревания костной ткани, хода обменных и физиологических процессов.Под названием «витамин D» понимают группу сходных по химическому строению веществ (секостероидов) и существующих в природе нескольких (всего их около 10) форм витамина D, содержащихся в продуктах растительного и животного происхождения, влияющих на фосфорно-

кальциевый обмен. Наиболее значимые из них:

Витамин D1 (так было названо вещество, выделенное из печени трески, и представляющее собой соединение эргокальциферола и люмистерола в соотношении 1:1);

Витамин D2 – эргокальциферол, образующийся из эргостерола под действием солнечного света (главным образом в растениях); представляет собой, наряду с витамином D3, одну из двух наиболее распространенных природных форм витамина D;

Витамин D3 – холекальциферол, образующийся в организме животных и человека под действием солнечного света из 7-дегидрохолестерина; именно его рассматривают, как «истинный» витамин D, тогда как другие представители этой группы считают модифицированными производными витамина

D;Витамин D4 – дигидротахистерол или 22,23-дигидроэргокальциферол;

Витамин D5 – ситокальциферол (образуется из 7-дегидроситостерола).Наиболее активными из них являются эргокальциферол (витамин D2) и холекальциферол (витамин D3).В организм человека витамин D2 поступает в относительно небольших количествах – не более 20-30% от потребности. Эргокальциферол в небольших количествах содержится в растительном масле, маргарине, орехах, ростках пшеницы, в рыбьем жире, молоке, сливочном масле, икре, яйцах и т. д. (табл.1)..

3.Менингококковая инфекция (МКИ) острая антропонозная инфекция с аспирационным механизмом передачи, характеризующаяся поражением слизистой носоглотки (назофарингитом), интоксикацией, специфической геморрагической сыпью и гнойным воспалением оболочек мозга.

*Этиология: Neisseriameningitidis - менингококк, бобовидный Гр- кокк, располагающийся попарно (диплококк); факторы патогенности – капсула,(эндотоксин), пили, протеазы (расщепляют IgA).

*Эпидемиология:*Источник – больные генерализованными (менингококкцемия, менингит) и локализованными (назофарингит) формами, носители;

*Механизм передачи – воздушно-капельный.*Патогенез: попадание и размножение возбудителя на слизистой носоглотки  назофарингит --> преодолжение защитного барьера слизистых --> бактериемия с массивной гибелью возбудителей из-за бактерицидного действия комплемента и фагоцитоза --> высвобождение токсинов (эндотоксина и др.) --> лихорадка, повреждение эндотелия сосудов с развитием множественных кровоизлияний в различные ткани и внутренние органы, нарушение гемостаза, подавление фагоцитоза --> незавершенный фагоцитоз --> миграция нейтрофилов с возбудителем через гистиогемоцитарные барьеры --> проникновение МБ в субарахноидальное пространство --> гнойный менингит --> распространение воспаления по периваскулярным пространствам на вещество мозга --> менингоэнцефалит с ликворной гипертензией, отеком мозга.

*Классификация МКИ:I. Локализованные формы: а) носительство; б) острый назофарингит

II. Генерализованные формы: а) менингококцемия; б) менингит; в) менингоэнцефалит; г) смешанная

III. Редкие формы: а) эндокардит; б) полиартрит; в) пневмония; г) иридоциклит

*Клиника МКИ:-Инкубационный период в среднем 4-6 дней (от 1-2 до 10 дней)

Основные клинические формы:А. Локализованные:

1) носительство – клинические проявления МКИ отсутствуют, время здорового носительства от нескольких дней до нескольких недель.

2) острый назофарингит – умеренно выраженные явления интоксикации, ”сухой насморк”, першение в горле, гнёздная гиперплазия фолликулов задней стенки глотки; диагностируется при бактериологическом обследовании

Б. Генерализованные:

1) менингококцемия

2) гнойный менингит

3) менингококковый менингоэнцефалит – к признакам менингита присоединяются признаки поражения головного мозга (характерны проявления со стороны черепно-мозговых нервов: птоз, анизокория, диплопия, стробизм, снижение зрения, глухота и др.)

4) сочетанная форма-менингококцемия+менингит – наличие признаков менингита (головная боль, рвота, менингеальные симптомы) и менингококцемии (высокая интоксикация, геморрагическая сыпь, расстройства гемодинамики)

5) фульминантная менингококковая инфекция – с момента появления первых симптомов до смерти проходит всего несколько часов; характерны:

Острейшее начало заболевания (озноб, мышечные боли, резкий подъем температуры до 40С и выше) с появлением обильной, быстро распространяющейся сыпи, образующей массивные кровоизлияния

Быстрое, иногда критическое, падение температуры до нормальной или субнормальной, нарастающие явления сердечно-сосудистой (резкая гипотензия), почечной (анурия), печеночной, надпочечниковой и т.д. недостаточности

Потеря сознания, судороги с последующей смертью от острой сердечно-сосудистой недостаточности или других проявлений ИТШ

*Диагностика менингококковой инфекции:

1. Люмбальная пункция и исследование ликвора

2. Микроскопия «толстой капли» крови у больных менингококцемией - позволяет обнаружить Гр- диплококки, расположенные внутри нейтрофилов, микроскопия ликвора - выявляют диплококки, расположенные внутри- и внеклеточно.

3. Методы экспресс-диагностики МКИ (коагглютинация, реакция латекс-агглютинации, реакция встречного иммуноэлектрофореза) – позволяет выявить полисахаридный АГ МБ

4. Бактериологическое исследование слизи из носоглотки (берут натощак стерильным тампоном до начала АБТ; тампон, укреплённый на изогнутой проволоке, направляется концом вверх и подводится под мягкое нёбо в носоглотку, при извлечении тампона он не должен касаться зубов, щёк и языка), крови и ликвора (при генерализованных формах)5. Серологические реакции (РПГА) для выявления роста титра АТ в парных сыворотках6. ОАК: гиперлейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг, лимфопения, ускорение СОЭ

*Менингококковый менингит – генерализованная форма МКИ.

Клиническая картина менингококкового менингита:- острое начало с внезапного, среди полного здоровья, повышения температуры тела до 40 оС и выше, резкого озноба, выраженной общей слабости, головной боли, общей гиперестезии (тактильной, зрительной, звуковой)

*Характерная менингеальная триада симптомов :

1) головная боль - мучительная, острая, давящего или распирающего характера, локализующаяся в лобной или лобно-теменной областях, не купирующаяся анальгетиками

2) рвота – «фонтаном», появляется внезапно, без предшествующей тошноты, не связана с приемом пищи, не приносит больному облегчения

3) температура – не склонна к спонтанному снижению, держится весь период разгара заболевания на высоких значениях

*Менингеальные симптомы :

1) ригидность мышц затылка

2) симптом Кернига - невозможность разгибания в коленном суставе ноги, предварительно согнутой в тазобедренном и коленном суставах

3) верхний симптом Брудзинского - при пассивном приведении головы к груди в позе лежа на спине происходит сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах

4) средний симптом Брудзинского - при надавливании на область лонного сочленения происходит сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах

5) нижний симптом Брудзинского - при проверке симптома Кернига происходит непроизвольное сгибание другой ноги в тех же суставах

6) симптом подвешивания Лесажа - у ребенка первого года жизни; если ребенка с менингитом поднять за подмышки, то но подтягивает ноги к животу и удерживает их в этом положении

7) выбухание и пульсация большого родничка

8) поза «легавой собаки» - пациент лежит на боку с запрокинутой назад головой и ногами, приведенными к животу- лицо больного бледное, склеры инъецированы; тоны сердца приглушены, дыхание частое, поверхностное- при прогрессировании процесса - нарастающие расстройства сознания, сопор, кома, рецидивирующие тонико-клонические судороги; в течение 3-4 сут при отсутствии адекватной терапии развивается дислокационный синдром (вклинение головного мозга из-за его отека и набухания) с терминальными расстройствами дыхания и сердечно-сосудистой деятельности

Особенности клиники у детей раннего возраста:

* МКИ чаще протекает в виде молниеносной формы менингококцемии или сочетанных форм с высокой летальностью (у детей раннего возраста – до 50%)

*преобладает синдром интоксикации

*менингеальные симптомы выражены слабо или отсутствуют

*у новорожденных в патологический процесс часто вовлекается вещество головного мозга, эпендима желудочков; формируется блок ликворных путей с развитием гидроцефалии

Специфические осложнения, угрожающие жизни больных :

1) инфекционно-токсический шок

2) острая надпочечниковая недостаточность

3) отек-набухание головного мозга

4) ДВС-синдром

Дифференциальный диагноз :

Проводится с менингитами другой этиологии преимущественно по характерным изменениям ликвора. Если есть клиника менингита, но патологические изменения в ликворе отсутствуют, следует думать о явлениях менингизма.

Показатели ликвора Норма Гнойные менингиты Вирусные серозные менингиты Туберкулезный менингит Менингизм
Давление, мм вод. ст. 120-180 (или 40-60 кап/мин) умеренно
Прозрачность прозрачный мутный прозрачный опалесцирующий прозрачный
Цвет бесцветный белесоватый, желтоватый, зеленоватый бесцветный бесцветный, иногда ксантохромный бесцветный
Цитоз, х10 6 /л 2-10 обычно > 1000 обычно <1000 < 800 2-10
Нейтрофилы, % 3-5 80-100 0-40 (в первые 1-2 дня - до 85) 10-40 норма
Лимфоциты, % 95-97 0-20 60-100 60-90 норма
Эритроциты, х10 6 /л 0-30 0-30 0-30 может быть 0-30
Белок, г/л 0,2-0,33 часто > 1,0 обычно < 1,0 0,5-3,3 норма или ↓
Глюкоза, мМ/л 2,5-3,85 ↓, но обычно с конца 1-й недели болезни Норма или > резко ↓ на 2-3-й неделе норма
Фибриновая пленка нет часто грубая, мешочек фибрина нет при стоянии в течение 12-24 ч – нежная «паутинка» (не всегда) нет

Принципы терапии:

1. Экстренная госпитализация в инфекционный стационар (при наличии осложнений – в реанимационное отделение)

2. На догоспитальном этапе: литическая смесь (анальгин с папаверином) в/м, дегидратационная терапия – лазикс 1-2 мг/кг в/в, по показаниям – противосудорожные и ГКС.

3. Постельный режим, молочно-растительная диета4. Этиотропная терапия: препарат выбора – бензилпенициллин 200-300 тыс. ЕД/кг в 6 введений в/м или в/в 7-10 дней, препараты резерва – цефалоспорины III поколения, рифампицин. При менингококковом назофарингите - сульфаниламиды (сульфизоксазол и др.), макролиды (эритромицин, рулид и др.), левомицетин или рифампицин в течение 3-5 дней в возрастной дозировке + полоскание ротоглотки теплыми растворами фурацилина, гидрокарбоната натрия детям старшего возраста.5. Патогенетическая терапия: в/в инфузии реополиглюкина, плазмы, альбумина, глюкозо-солевых растворов, антименингококковой плазмы, кокарбоксилазы, АТФ, аскорбиновой кислоты; дезагреганты (трентал, курантил); дегидратационная (маннитол, лазикс, реоглюман) и противосудорожная (седуксен, оксибутират натрия) терапия.

Источником развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры и костной основы – скелета.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму.

Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующими росту столами, может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушения осанки.

К концу дошкольного возраста в основном завершается формирование костного скелета кисти руки, что создает наряду с другими факторами возможность систематического обучения.

В период дошкольного детства происходит изменение формы черепа – увеличение лицевой его части.

В известной мере это связано с функцией жевания, которая формируется с момента прорезывания зубов.

Интенсивное развитие скелета у дошкольников тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и суставно-связочного аппарата. У дошкольников наблюдается высокая подвижность в суставах, связанная с большой эластичностью мышц, сухожилий и связок.

Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, большим содержанием в мышцах воды, низким показателем мышечной силы.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7 летнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки.

В этом возрасте сила мышц сгибателей выше мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц разгибателей.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и др.

У детей младшего дошкольного возраста слабо развит мышечный аппарат стопы, поэтому не следует позволять им спрыгивать с высоты.

Для укрепления свода стопы полезны систематические корригирующие упражнения. Необходимо большое внимание уделять спортивной обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька).

Показателем совершенствования костно-мышечной системы является развитие основных движений (бега, прыжков, метания, лазания) и физических качеств – силы, быстроты, ловкости, координационных способностей.

Движения детей младшего дошкольного возраста отличаются недостаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью действий рук и ног. Развитие движений ребенка с возрастом происходит не только в результате укрепления костно-мышечного аппарата, но главным образом от совершенствования функции нервного аппарата и коры головного мозга.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Статическое напряжение мышц ребенка может удерживаться только в течение короткого времени. Поэтому младшие дошкольники не в состоянии долго выполнять одинаковые движения, идти спокойным, равномерным шагом. Они то и дело меняют позу при стоянии или сидении.

У старших дошкольников мышцы становятся значительно сильнее, их выносливость несколько повышается, но и в этом возрасте ритмичность при ходьбе, а также неподвижная поза, особенно при сидении, сохраняются недолго. Низкой остается выносливость и по отношению к силовым напряжениям.

Анатомия и физиология - это науки о строении и функциях человеческого организма. Знание основ анатомии и физиологии дает возможность понять механизмы процессов, происходящих в организме, изучить взаимосвязи человека с внешней средой, происхождение вариантов телосложения, аномалии и пороки развития. Нормальным можно считать такое строение тела человека и его органов, когда функции их не нарушены.

Понятие «опорно-двигательный аппарат» объединяет кости, соединения костей (суставы) и мышцы. Функциями опорно-двигательного аппарата является не только опора, но и перемещение тела и его частей в пространстве. В этой связи опорно-двигательный аппарат разделяют на две части: пассивную и активную. В первом случае это кости и соединения костей, во втором - мышцы, которые благодаря способности к сокращению приводят в движение кости скелета.

Развитие человека, начавшееся с момента оплодотворения яйцеклетки, непрерывно и последовательно продолжается в течение всей его жизни. Несмотря на строгую последовательность наступления каждого этапа развития оно протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, не только количественная, но и качественная. В процессе развития каждый человек проходит все эти этапы (детство, подростковый и юношеский возраст, зрелый возраст и старость), но в зависимости от социальных условий и образа жизни эти периоды могут наступить раньше или позже, и иметь разную продолжительность .

Морфологическое и физиологическое развитие человека представляет собой единый процесс. Несмотря на это имеются более или менее четко очерченные периоды со специфическими качественными особенностями, характерными для этого периода жизни.

Организм ребенка на каждом этапе жизненного пути выступает как наиболее целесообразно сложившееся в процессе развития гармоничное целое с присущими ему особенностями.

Опорно-двигательный аппарат человека - это хорошо сбалансированная система с громадным запасом прочности. Скелет человека (около 200 костей) является опорой тела и всех его органов, позвоночник - опора скелета, мышцы (числом более 600) - опора движения.

Скелет человека представляет собой комплекс костей, различных по форме и величине. Различают следующие части скелета: туловище, голова, верхние и нижние конечности.

Благодаря своей структуре скелет человека выполняет следующие функции:

  • - опорную (кости вместе с соединениями составляют опору всего тела, к
  • - которой крепятся мягкие ткани и органы);
  • - двигательную (соединения костей представляют собой рычаги, подвижно соединенные друг с другом и приводимые в движение мышцами);
  • - рессорную (суставные хрящи и другие костные конструкции смягчают
  • - толчки и сотрясения):
  • - защитную (состоит в образовании костной зашиты для жизненно важ
  • - ных органов - головного и спинного мозга, сердца, легких и т.д.) .

Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека размерами, пропорциями и химическим составом. Кости детей содержат больше органических веществ, чем неорганических, и обильнее снабжаются кровью. Одним из существенных отличий молодой кости является ее малая плотность и порозность, характерные не только для губчатого, но и для компактного вещества. Данные особенности строения новообразованной кости делают ее более упругой, эластичной и гибкой, менее твердой и хрупкой, легко поддающейся деформации.

Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет инструкторам физкультуры, воспитателям детских садов и родителям правильно осуществлять физическое воспитание дошкольников: следить за их физическим и психическим развитием, подбирать упражнения, закаливающие процедуры. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» .

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Основными показателями физического развития ребенка являются его рост, масса тела и окружность грудной клетки. Родителей всегда интересует, а не отстает ли их сын или дочь в возрасте и массе от своих сверстников. Об этом можно узнать, сравнивая данные физического развития своего ребенка со средними показателями (стандартами) детей соответствующего возраста, которые определялись в результате массовых антропометрических обследований дошкольников.

Большое значение для физического развития ребенка имеет опорно-двигательный аппарат. Он состоит из костей, связок и мышц. От правильного и своевременного его развития зависит успешное овладение разнообразными движениями.

Опорно-двигательный аппарат ребенка дошкольного возраста еще только формируется. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные изгибы его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается деформациям, которые могут затем закрепиться, образовать неправильную осанку.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны. Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате чего развивается плоскостопие.

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка, легко поддающиеся искривлению, могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. В это время почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению . Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей.

Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения -- бег, лазание, прыжки -- стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.

ТЕМА №3

Рост и развитие скелета .

К системе органов движения относятся кости, связки, суставы и мышцы.

Кости, связки и суставы являются пассивными элементами органов движения.

Активной частью аппарата движения являются мышцы .

Система органов движения - единое целое: каждая часть и орган формируются в постоянной связи и взаимодействии друг с другом.

Скелет - опора мягких тканей, а там, где соединенные кости образуют полости, выполняет защитную функцию (череп, грудная клетка, таз). Скелет состоит из отдельных костей, соединенных между собой соединительной тканью, а иногда и непосредственно кость с костью.

Сустав. Различают два основных типа соединений костей скелета: прерывное и непрерывное.

Непрерывное соединение характерно тем, что кости соединены друг с другом сплошной прослойкой ткани и пространства между ними нет. Движения в таком случае ограничены или исключены. К непрерывным соединениям костей относят череп, таз, позвоночник, соединение ребер с грудиной.

Прерывное соединение, или суставы, характеризуется наличием между концами костей небольшого пространства. Сами же концы заключены в специальное герметическое образование, называемое сумкой сустава. При этом концы костей покрыты слоем гладкого суставного хряща, а сумка изнутри выстлана специальной оболочкой, называемой синовиальной. В суставной сумке сохраняется постоянное давление, оно ниже атмосферного. Внутри суставной сумки есть небольшое количество жидкости, снижающее трение поверхностей друг о друга.

Суставные поверхности костей обычно по форме соответствуют друг другу, иесли одна имеет головку, то вторая - впадину для нее.

Снаружи, а иногда и внутри суставов есть связки, укрепляющие сочленение поверхностей. Такие внутрисуставные связки имеются в тазобедренном, коленном и других суставах.

Череп. В скелете головы - черепе различают лицевой и мозговой отделы.

В мозговом отделе черепа располагается головной мозг и высшие органы чувств (зрение, слух, обоняние и др.), а в лицевом - верхние дыхательные пути и начальный отдел пищеварительной системы.

Все кости черепа, кроме нижней челюсти и подъязычной кости, имеют непрерывное соединение швами. Места соединения хорошо видны на черепе. Различают зубчатый, чешуйчатый и плоский швы

Зубчатым швом называют такое соединение, когда выступы края одной кости заходят между выступами другой, например шов между лобной и теменной костями. Когда край одной кости накладывается на край другой, соединение называют чешуйчатым швом, например соединение височной кости с теменной. Иногда гладкие края срастающихся костей соединяются между собой без всяких выступов. Это - плоское соединение костей, например соединение носовых костей, верхних челюстей и т. д. .. Нижняя челюсть с височными костями имеет прерывное соединение посредством двух подвижных комбинированных нижнечелюстных суставов. Они образованы головками суставных отростков нижней челюсти и впадинами височных костей.


У младшего школьника череп отличается от черепа взрослого относительно большой величиной. Этот признак у детей раннего возраста и дошкольников особенно заметен. Кроме того, ему свойственно преобладание мозгового отдела над

Развитие мозгового отдела черепа зависит от роста и развития головного мозга, а лицевого - от прорезывания зубов, развития челюстей и особенно от акта жевания.

В развитии черепа выделяют четыре периода. Первый период - от рождения до семилетнего возраста. Череп растет равномер­но. Зарастают роднички. Черепные швы срастаются к 4 годам. К концу периода основание черепа и большое затылочное отверстие достигают почти постоянной величины.

Второй период - с 13 до 15 лет. Это время интенсивного роста лобных костей, преобладание развития лицевого черепа над мозговым. Складываются общие черты лица, которые в последующем почти не изменяются.

Третий период-от наступления половой зрелости до 30 лет, когда швы крыши черепа делаются почти незаметными.

У младших школьников и подростков отмечается значительная тонкость костей черепа с неясно выраженными местами прикрепления мышц. У них же недостаточно развит сосцевидный отросток височной кости.

Скелет туловища. Позвоночник, или позвоночный столб состоит из отдельных сегментов - позвонков, накладывающихся друг на друга, и прослоек хряща - межпозвонковых дисков, придающих позвоночнику гибкость и оказывающих противодействие нагрузке по его продольной оси. Насчитывают 33-34 позвонка.

Позвоночник является осью и опорой скелета, защищает находящийся внутри него спинной мозг, принимает на себя тяжесть верхних и нижних конечностей.

По мере развития позвоночника хрящевая ткань уменьшается. Окостеневает позвоночник постепенно.

У позвоночника взрослого ясно видно 4 физиологических изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовокопчиковый кифоз.

Изгибы позвоночника обеспечивают правильное положение центра тяжести и возможность прямостояния.

Поднятие тяжестей, непосильных для младшего школьника, увеличивает поясничный лордоз. Грудной кифоз школьника более резко формируется при сидении за партой, особенно у детей с ослабленной мускулатурой спины и шеи. Подвижность позвоночника и его пружинящее свойство зависят от толщины межпозвонковых хрящей, их упругости, а также от состояния связок позвоночника. Эти аппараты у детей наиболее эластичны, а поэтому их позвоночник весьма подвижен.

Грудная клетка состоит из грудины и ребер, соединенных сзади с позвоночником

Грудинная кость состоит из трех частей (рукоятки, тела и мечевидного отростка). У детей эти части соединены хрящевыми прослойками. Тело грудинной кости состоит из сегментов губчатой кости. Оно довольно долго у детей сохраняет хрящевые прослойки. Так, нижние сегменты срастаются с телом только к 15-16 годам, а верхние - к 21-25, гораздо позже прирастает к грудине мече­видный отросток (после 30 лет).

Рукоятка грудины прирастает к телу еще позже, чем мечевидный отросток, а иногда и совсем не прирастает. Наибольший годичный прирост грудинной кости в целом падает на 8-й год жизни как у мальчиков, так и у девочек.

Двенадцать пар ребер, имеющих вид узких, сильно изогнутых пластинок, сочлененных задними концами с позвоночником, их передние концы (кроме двух нижних ребер) сочленены с грудиной.

Скелет конечностей .

Верхние конечности представлены костями плечевого пояса и свободной верхней конечностью

Плечевой пояс на каждой стороне состоит из двух костей: лопатки и ключицы. , Они соединены между собой связками и хрящевыми сращениями, а с туловищем - \ мышцами и их сухожилиями.

Соединение же костей плечевого пояса с костями свободной конечности осуществляется благодаря суставам, суставным сумкам и связкам, укрепляющим соединение.

Подвижное соединение костей плечевого пояса с грудной клеткой и позвоночником, а также со свободной верхней конечностью увеличивает объем движений конечности.

Лопатки младших школьников не только меньше по размерам, но имеют меньшую вогнутость позвоночной поверхности, которая не соответствует изогнутости ребер, а поэтому у детей отмечается некоторое выпячивание лопаток. Это можно наблюдать с недостаточным развитием подкожного жирового слоя и слабым развитием мышечной системы.

Ключицы имеют более круглое тело, они меньше по разме­рам, более нежные по строению и содержат значительное количество хряща в лопаточных концах. Окостенение ключиц заканчивается к 20-25 годам.

Окостенение лучевой кости заканчивается к 21-25 и локтевой к 21-24 годам. Окостенение сесамовидных костей (т. е. лежащих в сухожильных образованиях) у мальчиков начинается в 13-14 лет, а у девочек в 12-13, т. е. в период полового созревания. Окостенение концов (эпифизов) трубчатых костей верхних конечностей заканчивается в 9-11 лет, основных фаланг пальцев и головок запястных костей - в 16-17 лет, а окостенение кисти - к 6- 7 годам. По окостенению определяют «костный возраст».

Нижняя конечность каждой стороны состоит из тазовой кости и костей свободной нижней конечности .

Тазовая кость с правой и левой стороны соединяется с крестцовой костью у взрослых, а у младших школьников с крестцовыми позвонками, образуя таз.

Тазовая кость ребенка состоит из трех отдельных костей: подвздошной, седалищной и лонной, соединенных между собой хрящевой тканью. Срастание их начинается с 5-6 лет и заканчивается к 17-18 годам. На месте срастания трех костей образуется утолщение с наличием в нем значительного углубления для головки бедренной кости, называемого вертлужной впадиной.

Таз в целом играет защитную роль для органов таза и опорную для всей вышележащей части тела.

Женский и мужской таз имеет отличительные половые признаки Женский таз значительно шире и ниже мужского, его кости более тонкие и гладкие. Крылья подвздошных костей у женщин более отвернуты, мыс меньше выступает, а лонный угол более тупой, чем у мужчин. Седалищные бугры у женщин более широко поставлены друг от друга. Все признаки женского таза связаны с детородной функцией. Они становятся особенно заметными с 11 - 12 лет, хотя лонный угол уже хорошо заметен с 5-летнего возраста.

Деформация костей таза у детей, особенно у девочек-подростков, наступает от ношения обуви па высоких каблуках. Это приводит к сужению выходного отверстия из малого таза, что затрудняет роды.

К тазовым костям присоединяется сочленение костей свободной нижней конечности, состоящей из бедренной, большой и малой берцовых костей и костей стопы. В основном это длинные трубчатые кости.

Окостенение нижней конечности начинается еще во внутриутробном периоде, а заканчивается в разные сроки.

С 7-летнего возраста у мальчиков ноги растут быстрее, чем у девочек. И по отношению к туловищу они достигают наибольшей длины у девочек к 13 годам, а у мальчиков к 15.

Тела трубчатых костей нижних конечностей и их концевые отделы в младшем школьном возрасте построены из костной ткани. И только на местах соединения (срастания) имеются хрящевые зоны, которые начинают уменьшаться с 12-14 лет и полностью исчезают в 18-24 года, превращаясь в костную ткань.

Все кости стопы образуют свод, который заметен при наличии связочного аппарата на стопе. Стопа выполняет опорную и рессорную функцию, опорной является наружный край, а рессорную - внутренний, в котором имеется свод.

Рост и развитие костей. В эмбриональном периоде развития скелет закладывается как соединительнотканное образование. В не­которых костях непосредственно в соединительнотканном скелете появляются очаги окостенения, т. е. кость в своем развитии минует хрящевую стадию. Такие кости называют первичными (кости.че­репа). Для большинства костей характерно замещение соедини­тельной ткани хрящевой, после чего хрящ разрушается и вместо него образуется костная ткань. Так формируются вторичные кости.

Окостенение происходит двумя путями: энхондральное окосте­нение, когда очаги окостенения появляются внутри хряща, и пери- хондральное, начинающееся с его поверхности.-

В коллагеновых волокнах формирующейся костной ткани (в оп­ределенных их участках) содержатся активные центры кристалли­зации, обладающие реакционноспособными группами. Предпола­гают, что процесс обызвествления начинается с взаимодействия аминокислоты лизина, входящей в реакционную группу коллагена, с ионами фосфата. На первых стадиях минерализации кристаллы неорганических солей не ориентированы относительно осей колла­геновых фибрилл. Но по мере минерализации образующиеся кри­сталлы ориентируются своими длинными осями параллельно осям тех коллагеновых фибрилл, с которыми они связаны. В эпифизах, в коротких костях, в отростках костей окостенение осуществляется по энхондральному типу, а в диафизах - по перихондральному. Окостенение начинается со средней части диафиза, где образуется благодаря деятельности остеобластов костная манжетка. Костная манжетка растет в направлении к эпифизам. Вместе с тем происхо­дит увеличение ее толщины за счет образования все новых и новых слоев костной ткани. Одновременно внутри происходит рассасы­вание хрящевой и костной тканей, при этом формируется костно­мозговая полость. Таким образом, снаружи происходит все новое наслоение пластов костной ткани, а изнутри разрушение остатков хрящевой и костной тканей. За счет этого кость растет в толщину. На определенном этапе эмбрионального развития появляются очаги окостенения в эпифизах. Однако длительное время на границе диафиза и эпифиза сохраняется хрящевая зона - пластинка роста, обусловливающая способность роста костей в длину.

Для осуществления сложного процесса формирования кости

необходимо полноценное как в качественном, так и в ко­личественном отношении пи­тание. Пища ребенка долж­на содержать в достаточном количестве соли Р и Са, без которых невозможен процесс обызвествления, а также необходимое количество ви­таминов. Так, недостаток ви­тамина А вызывает сужение сосудов надкостницы и свя­занное с этим расстройство питания формирующейся костной ткани, в результате чего кость перестает расти. При недостатке витамина С не формируются костные пластинки. При недостатке витамина В нарушается об­мен фосфора и кальция. Во­зникает заболевание - ра­ хит, проявляющееся в нару­шении процесса формиро­вания костной ткани. Это

заболевание характеризуется размягчением костной ткани, и де­формацией вследствие этого костей, а также усиленным разраста­нием ткани, которая отличается от костной своей структурой и химическим составом (рис. 91).

Возрастные особенности структуры костей. Окостенение начи­нается во внутриутробном периоде развития, когда появляются первичные ядра окостенения. Значительно большее число ядер око­стенения возникает после рождения ребенка. Эти ядра называют вторичными. Всего за время развития в скелете человека форми­руется 806 ядер окостенения.

Только в черепе почти все ядра окостенения появляются во внутриутробном периоде развития. Во всех же остальных частях скелета число вторичных ядер больше числа первичных. У взрос­лого число костей значительно меньше, чем у подростка 14 лет: у взрослого - 206, в 14 лет - 356. Отсюда следует, что и после 14 лет продолжается срастание костей.

Кость новорожденного характеризуется большим количеством хрящевой ткани, большой толщиной надкостницы, богатой сосуди­стой сетью, неправильным расположением гаверсовых каналов. Кристаллы апатита имеют очень малый размер, диаметр коллаге-новых волокон невелик. Вновь сформированная костная ткань богата водой. Неорганическое вещество кости составляет лишь половину ее массы. Все это делает кость менее плотной, порозной, более упругой, эластичной и гибкой.

Рис. 91. Изменения скелета при рахите:

А - искривление ног; В - деформация черепа, позвоноч­ника, грудной клетки.

Возрастные особенности скелета черепа. Череп начинает диф­ференцироваться на 2-м месяце внутриутробной жизни. Кости че­репа развиваются и первичным, и вторичным путем. К моменту рождения ядра окостенения имеются во всех костях черепа, но их разрастание и срастание происходит в постнатальном периоде. У новорожденного объем мозгового черепа в 8 раз больше лице­вого, а у взрослого - только в 2-2,5» раза. В 2 года отношение лицо/череп равно 1:6, в 5 лет-1:4, в 10 лет-1:3 (рис. 92, Б). Меньшая величина лицевого черепа у новорожденных зависит от недоразвития лицевых, главным образом челюстных, костей. С ро­стом зубов эти соотношения приближаются к соотношению их у взрослого.

У новорожденного между костями черепа имеются простран­ства размером около 3 мм, заполненные соединительной тканью. Их называют швами. В процессе постнатального развития ширина швов уменьшается, так что соединительнотканная прослойка ста­новится едва различимой. После 30 лет происходит окостенение швов.

Углы костей черепа не окостеневают к моменту рождения, и места их соединения также заполняет соединительная ткань. Эти участки называют родничками (рис. 92, А). Различают передний, задний и боковые роднички. Передний, лобный родничок располо­жен между лобной и теменными костями, его размер составляет 2,5-5 см. Он прогрессивно уменьшается к 6 месяцам постнаталь­ного развития и полностью закрывается к 1,5-2 годам. Задний, затылочный родничок находится между затылочной и теменными костями, он имеет размер до 1 см. Обычно он уже закрыт к моменту рождения, но иногда сохраняется до 4-8 недель. Боковой перед­ ний родничок помещается в месте схождения лобной, теменной, основной и височной костей, а боковой задний - между затылочной и височной костями. Их закрытие происходит либо во внутриутроб­ном периоде развития, либо в первые недели после рождения. При рахите закрытие родничков происходит в более поздние сроки.

Рис. 92. Особенности черепа новорожденных:

Л - расположение родничков: / -- лобный; 2 - затылочный; 3 - задний боковой;

4 - передний боковой; Б - соотношение между лицевой и мозговой частями черепа

у новорожденных и взрослых / - у ново­рожденного; 2 - у взрослого

Рис. 93. Развитие лобной пазухи (А) и пазухи верхней челюсти (Б).

Длительное сохранение родничков считается одним из симптомов этого заболевания. Наличие к моменту рождения родничков и швов имеет большое значение, ибо позволяет смещаться костям черепа ребенка при его рождении, облегчая тем самым прохождение через родовые пути матери.

Затылочная кость у новорожденных состоит из четырех не-сросшихся костей, височная - из трех, нижняя челюсть - из двух половин, лобная - из двух, в клиновидной кости не сращены пе­редняя и задняя части ее тела, а также крылья с телом. На первом году жизни срастаются большие крылья с телом клиновидной кости, срастание передних и задних участков ее тела происходит только в 13 лет. Половинки нижней челюсти срастаются к 2 годам. Сра­стание отдельных частей височной кости происходит в 2-3 года, затылочной - в 4-5 лет. Сращение двух половин лобной кости заканчивается к концу 3-го года жизни, шов между ними исче­зает в 7-8 лет.

Пазухи в костях черепа формируются в основном после рожде­ния ребенка. У новорожденного имеется только зачаток верхне­ челюстной, или гайморовой, полости. Формирование пазух закан­чивается только в зрелом возрасте. На рисунке 93 хорошо видны изменения размера пазух в разные периоды постнатального раз­вития.

У новорожденного кости черепа очень тонкие, их толщина в 8 раз меньше, чем у взрослого. Однако благодаря интенсивному процессу костеобразования уже на первом году жизни толщина стенок увеличивается в 3 раза.

Довольно быстро изменяется объем черепа: у новорожденного он составляет 1 /з> в 6 месяцев - "/г. а к 2 годам - 2 / 3 объема черепа взрослого. С 10-12 лет величина его меняется мало.

Возрастные особенности скелета туловища. Позвонки, форми­рующие позвоночный столб, развиваются как вторичные кости, т. е. они проходят хрящевую стадию. Ядра окостенения в них появляются на 2-м месяце внутриутробного развития. Процесс окостенения позвоночного столба происходит в строго определен­ном порядке. Очаги окостенения сначала появляются в грудных позвонках, и.затем окостенение распространяется по направлению к шейному отделу и копчиковому.

На 40-50-е сутки внутриутробного развития ядро окостенения появляется в теле 12-го грудного позвонка, к концу 4-го месяца тела всех грудных позвонков, шейных, поясничных и двух первых крестцовых имеют ядра окостенения. В этот же период появляются ядра окостенения в дугах позвонков. Слияние ядер окостенения правой и левой половин дуг позвонков происходит только после рождения. Позвоночник новорожденного открыт сзади по линии всех дуг позвонков. Только к 7 годам все дуги оказываются за­крытыми. Исключением может быть лишь дуга первого крестцо­вого позвонка. Иногда она закрывается позднее. Передняя дуга атланта может оставаться открытой до 9 лет.

В 8-11 лет появляются ядра окостенения в эпифизарных хря­щевых дисках, ограничивающих позвонки сверху и снизу. С 15 до 24 лет происходит срастание костных эпифизарных дисков с телом позвонка. Раньше всего это происходит в грудном отделе позво­ночника, затем в шейном и поясничном. Полное срастание отрост­ков с телом позвонка осуществляется в возрасте 18-24 лет.

Тела позвонков у новорожденных сплющены так, что их по­перечный диаметр больше продольного и соотношение между диа­метрами равно 5:3. В период полового созревания это соотноше­ние становится равным 4:3, а у взрослого - 3:3. В целом на весь период развития длина позвоночника увеличивается в 3,5 раза. Первые 2 года рост позвоночника очень интенсивен,затем он за­медляется и вновь становится более интенсивным в период поло­вого созревания увеличивается в 3,5 раза.

Рис. 94. Изгибы позвоночника :

А - форма позвоночника взрослого; Б - появление изгибов у детей: / - в связи с держанием головы; 2 - при сидении; 3 - при стоянии.

Первые 2 года рост позвоночника очень интенсивен,затем он за­медляется и вновь становится более интенсивным в период поло­вого созревания.

Позвоночный столб новорожденного имеет только небольшой крестцовый изгиб (рис. 94). Первым появляется шейный изгиб в возрасте 2,5-3 месяцев, когда ребенок начинает держать го­ловку. Изгиб, направленный выпуклостью вперед, называют лор­дозом. Следовательно, первым появляется шейный лордоз. В воз­расте около 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, возникает изгиб в грудном отделе, направленный выпуклостью назад. Такие изгибы, направленные выпуклостью назад, называют кифозами. К моменту начала ходьбы формируется поясничный изгиб. Это сопровождается изменением положения центра тяжести, что пре­дотвращает падение тела при переходе к вертикальному положе­нию. Таким образом, к году имеются уже все изгибы позвоночника. Сначала образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. Фиксация изгибов в шейном и грудном отделах позвоночника происходит в 6-7 лет, а в поясничном - к 12 годам.

Окостенение грудины происходит вторичным способом, причем первые ядра окостенения появляются в рукоятке и теле ее еще во внутриутробном периоде развития. В мечевидном отростке ядро окостенения возникает лишь в 6-12 лет.

Полное срастание всех костных участков грудины осуществля­ется после 25 лет.

Окостенение хрящевых ребер начинается на 6-8 неделе внутри­утробного развития. Раньше всего появляются ядра в средних ребрах. Вторичные ядра возникают в 8-11 лет. Слияние костных частей ребра происходит в возрасте 18- 19 лет, а головки и тела ребра - в 20-25 лет.

У новорожденных грудная клетка имеет форму колокола или груши. Верхняя часть груд­ной клетки узкая, нижняя из-за высокого расположения внутренних органов расширена, передне-задний диаметр ее больше попереч­ного (рис. 95). С развитием легких, которые начинают занимать большое пространство, верхние ребра, располагавшиеся косо, начинают занимать гори­зонтальное положение.

Рис. 95. Различные формы грудной клетки:

А - у новорожденных; Б - у взрос­лых.

В связи с этим грудная клетка принимает бочкообразную форму. Верхний край грудины у грудного ребенка находится на уровне первого грудного позвонка. Изогнутость ребер невелика. Угол между ребрами и позвоночником, так же как и между ребрами и грудиной, большой. Так, реберно-позвоночный угол у новорожденного составляет 82°, а в 3 года - 62°. Форма грудной клетки в этот период соответствует фазе максимального вдоха. Отсюда понятно, что дыхание в этом возрасте осуществляет­ся в основном за счет диафрагмы. К 3-4 годам верхний край гру­дины опускается до уровня 3-4-го грудного позвонка (как у взрос­лых) . Вместе с грудиной опускаются ребра, увеличивается их изог­нутость, уменьшаются реберно-позвоночный угол и угол между реб­рами и грудиной. Это приводит ко все большей зависимости акта дыхания от изменения объема грудной клетки. Эта зависимость уже отчетливо проявляется у 3-летнего ребенка.

Форму взрослого грудная клетка приобретает к 12-13 годам.

Возрастные особенности скелета конечностей. Все кости пояса верхних конечностей, за исключением ключицы, проходят дряще-вую стадию. В ключице предхрящевая ткань сразу замещается костной. Процесс окостенения, начавшись в ней на 6-й неделе внутриутробного развития, почти полностью заканчивается к мо­менту рождения. Лишь грудинный конец ключицы не имеет ядра окостенения. Оно появляется только к 16-22 годам, а срастание его с телом происходит к 25 годам.

В большинстве костей свободных верхних конечностей первич­ные ядра окостенения возникают в течение 2-3 месяцев эмбрио­нального развития. В костях запястья они появляются после рожде­ния: в головчатой и крючковатой - на 4-5-м месяце, а в осталь­ных - в период от 2 до 11 лет. Сращение первичных и вторичных ядер окостенения в костях пояса заканчивается к 16 - 25 годам.

Почти во всех костях пояса нижних конечностей первичные ядра окостенения появляются также в эмбриональном периоде раз­вития. Лишь в костях предплюсны (ладьевидной, кубовидной и клиновидных) они образуются в период от 3-х месяцев после рож­дения до 5 лет.

Таз у новорожденного имеет форму воронки. Его переднезадний размер больше поперечного. Нижнее отверстие таза очень мало. Плоскость входа расположена значительно более вертикально, чем у взрослого. Таз новорожденного состоит из отдельных, несросшихся костей. Ядра окостенения в подвздошной, седалищной и лобковой костях появляются в период от 3,5 до 4,5 месяцев внутриутробного развития. С 12 до 19 лет появляются вторичные ядра окостенения. Срастание всех трех костей таза происходит в 14-16 лет, а вто­ричные ядра соединяются с ранее сформировавшимися и срос­шимися костями таза только к 25 годам.

В постнатальном периоде происходит изменение формы и раз­мера таза под влиянием самых различных факторов: под влиянием давления, оказываемого массой тела и органами брюшной полости,

под воздействием мышц, в результате давления головки бедренной кости, под влиянием половых гормонов и т. д. В результате этих разнообразных воздействий увеличивается переднезадний диаметр таза (с 2,7 см у новорожденного до 8,5 см в 6 лет и 9,5 см в 12 лет), возрастает его поперечный размер, который в 13-14 лет становит­ся таким же, как и у взрослых. Плоскость таза в поперечном диа­метре становится в этом возрасте овальной.

После 9 лет отмечается разница в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и более узкий, чем у де­вочек.

Таким образом, не только в дошкольном возрасте, но и в школь­ном рост и развитие скелета далеко еще не закончены. Об этом следует помнить педагогам, воспитателям, родителям и стараться выполнять все те гигиенические требования, которые предъявляются к организации условий жизни ребенка. Мебель, не соответствующая росту ребенка, плохая освещенность помещения во время его за­нятий, неудобная обувь, обувь на высоком каблуке, ограничение двигательной активности, недостаточное пребывание на свежем воздухе, неправильная в количественном и качественном отноше­нии организация питания могут явиться причиной тех или иных нарушений формирования скелета, что в свою очередь может быть причиной патологии внутренних органов. Так, резко выраженный кифоз (сутулая спина) нередко приводит к расстройству деятель­ности органов дыхания. Деформация грудной кости может отрица­тельно влиять на работу сердца и т. д. Иногда возникают боко­вые искривления позвоночника - сколиозы. Они также могут быть причиной нарушения работы органов грудной полости.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКЕЛЕТНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Изменения макро- и микроструктуры скелетных мышц с воз­ растом. Формирование скелетных мышц происходит на очень ран­них этапах развития. На 8-й неделе внутриутробного развития раз­личимы уже все мышцы, а к 10-й неделе развиваются их сухо­жилия. Связь первичной закладки мышц с соответствующими нервами обнаруживается уже на 2-м месяце развития. Однако двигательные нервные окончания впервые появляются лишь на 4-м месяце внутриутробного развития.

Созревание мышечных волокон связано с увеличением коли­чества миофибрилл, появлением поперечной исчерченности, увели­чением числа ядер. Оно осуществляется в разных мышечных во­локнах с неодинаковой скоростью. Раньше всего дифференцируются волокна мышц языка, губ, межреберных мышц, мышц спины и диафрагмы. Затем - мышцы верхней конечности и в последнюю очередь - мышцы нижней конечности.

У новорожденных масса мышц составляет 23,3% (у взрослых - 44,2%) от массы всего тела. Сухожильная часть мышцы развита слабо и составляет меньшую, чем у взрослых, часть от всей длины мышцы; фасции и сухожилия широких мышц очень тонки, непрочны, легко от них отделяются. Соединительная ткань, которая образует внутримышечные перегородки, отличается от соедини­тельной ткани мышц взрослого большим количеством клеток и меньшим числом волокон. Поперечнополосатые мышечные волокна характеризуются очень большим числом ядер, которые имеют овальную форму. Продольный диаметр относится к поперечному, как 2:1. Различные мышечные волокна у новорожденных мало отличаются по своему диаметру. Сарколемма начинает выявляться к 6-му месяцу внутриутробного развития. У новорожденного она отчетливо выражена и" характеризуется наличием большого коли­чества тонких волоконец, в расположении которых не отмечается никаких признаков упорядоченности.

В процессе постнатального развития происходят дальнейшие изменения как макро-, так и микроструктуры скелетных мышц. Созревание различных мышц и даже различных пучков волокон одной и той же мышцы происходит с разной скоростью. Эта ско­рость определяется функцией, которую выполняет данное анатоми­ческое образование на том или ином возрастном этапе. Как пра­вило, раньше всего созревают функционально активные мышцы. В целом масса мышц за весь период развития увеличивается примерно на 21%. К 8 годам масса мышц по отношению к массе всего тела становится равной 27,2%, к периоду полового созре­вания- 32,6%, а в 17-18 лет - 44,2%. Отсюда следует, что на­иболее интенсивная прибавка массы происходит в период полового созревания. К моменту рождения ребенка наибольшего развития достигают мышцы туловища, головы, верхних конечностей. Их масса составляет около 40% от массы всех мышц (у взрослых - до 30%).

Масса мышц верхних конечностей по отношению к массе мышц всего тела возрастает от рождения до 23-25 лет, когда закан­чивается онтогенетическое созревание мышц, всего лишь на 2%. Следовательно, к моменту рождения они уже обладают достаточно большой массой, и дальнейшее увеличение ее шло в полном соот­ветствии с увеличением массы всего тела. В то же время масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличи­вается за весь период развития более чем на 16%. В мышцах верхних конечностей особенно резко увеличивается в дошкольном и младшем школьном возрасте масса тех из них, которые вызывают движения пальцев. Масса мышц-разгибателей увеличивается ин­тенсивнее, чем сгибателей, так как к моменту рождения сгибатели, обусловливающие в период внутриутробного развития характерную позу плода, уже значительно развиты. Разгибатели, обеспечиваю­щие вертикальное положение тела, интенсивно созревают после рождения ребенка.

Мышцы, которые обусловливают большой размах движения, интенсивно растут в длину, а мышцы, функция которых требует сокращений большой силы, увеличиваются в диаметре. Развитие их характеризуется ростом степени перистости.

Похожие публикации