Аюрведа здоровый образ жизни. Как быть здоровым осенью — советы аюрведы. Улучшение здоровья и аюрведа

Одна из древнейших мировых медицинских систем – аюрведа – сегодня приобретает все большую популярность, и не только в Индии, но и во множестве других стран. Это вполне объяснимо, ведь подход аюрведы к здоровью человека является очень мягким, глубоко индивидуальным, а самое главное – отличается комплексностью.

Так, аюрведа рассматривает человеческий организм как единую систему, а не просто совокупность органов. При этом немалое внимание уделяется и конституции человека, и его энергетике. Согласно трактатам по аюрведе, невозможно вылечить заболевание, воздействуя всего лишь на нездоровый орган: необходимы комплексные меры. Здесь требуется и оценка энергетического уровня человека, и правильный душевный настрой, и очистка собственных мыслей, и, естественно, нормализация всего организма. Таким образом, аюрведу можно назвать не только медицинской системой, но и общей философией, которая настраивает на определенный жизненный уклад.

Аюрведа: индивидуальные консультации по здоровому образу жизни, а также подход к болезням

К болезням специалисты аюрведы также подходят комплексно. Прежде всего, начинать какую-либо терапию, пусть даже и «всего лишь» изменения в питании, следует очень продуманно. Прежде всего необходимо провести полную диагностику организма, для чего используется так называемая методика пяти зеркал.

Она подразумевает исследование ушных раковин пациента, его языка, глазных яблок, кожных покровов, а также диагностику состояния по пульсу – всего пять показателей (отсюда и название методики). Благодаря такому комплексному подходу, становится возможным получить наиболее полную и объективную картину состояния организма. В том числе, подобная диагностика позволяет выявить болезни и различные недомогания на первых стадиях их развития. Всего же основы аюрведы выделяют шесть стадий заболеваний, из которых первые три (то есть психофизиологическая, эфирная и дисбаланс трех дош) излечиваются довольно легко. Следующая – эндотоксическая – требует более серьезных мер для излечения. Для пятой стадии, называемой симптоматической, требуется еще более серьезная терапия. Шестая же – терминальная – считается уже неизлечимой.

Чтобы не допустить перехода заболевания в такую стадию, аюрведа предусматривает целый комплекс воздействий, при этом не делая упора на улучшение исключительно физического самочувствия. Не менее важную роль играет и правильный образ мыслей, и наполнение чакр энергией, если ее недостаточно, и нормализация общего энергетического баланса организма.

Что касается непосредственно лекарств, в аюрведе самым ярким образом проявляется принцип «Не навреди». Воздействие аюрведических препаратов на организм – очень мягкое, и прежде всего нацелено не на снятие симптомов, а на исцеление человека в целом.

Впрочем, даже самые лучшие и эффективные средства всего лишь восстанавливают здоровье, поэтому более мудрым решением будет своевременное изменение собственного мышления и привычек до того, как они приведут к болезни. И консультации по здоровому образу жизни, с учетом аюрведических рекомендаций, позволят сделать это очень эффективно и правильно.

Аюрведа это наука, рассказывающая о полезной и вредной, счастливой и несчастной жизни, повествующая что является благом для жизни, а что злом. (Чарака самхита, Сутра стхана, глава 1, стих 41)

Получив аюрведическую консультацию Вы узнаете

Пройти аюрведическую консультацию

Введите Ваше имя

Введите Ваш email адрес.

Please write a subject for your message.

Введите Ваше сообщение.

Invalid Input

Отправить

Аюрведическая консультация по здоровому образу жизни не решает вопросов лечения сложных, давно имеющихся заболеваний . По этим вопросам нужно обращаться к докторам.

Слово Аюрведа можно перевести с санскрита как наука жизни.

Это древняя индийская медицинская система, открытая великими мудрецами древности, направленная на профилактику заболеваний и их лечение.

Теория трех дош является основополагающей в аюрведе и в нашей аюрведической консультации. Вата доша формируется первоэлементами ветра и эфира, питта доша – первоэлементами огня и воды, капха доша – первоэлементами воды и земли. Под воздействием трех гун саттвы (благости), раджаса (активности) и тамаса (инерции) доши могут проявлять различные качества.

Согласно постулатам Аюрведы, человек состоит из физического, астрального и причинного тел. Хотя основным объектом внимания аюрведы является физическое тело, она учитываются также и оба других. Многие ее методы направлены на лечение нарушений во всех трех телах. Подавляющее количество заболеваний имеет своей причиной физический и духовный дисбаланс, требуя соответствующего внимания на обоих уровнях.

Получив аюрведическую консультацию Вы узнаете как снизить вероятность возникновения тех заболеваний, к которым у нас есть предрасположенность и вылечить сами некоторые из уже имеющихся. Часто для этого бывает достаточно изменить наш режим дня, включив в него несколько простых терапевтических мер, изменить наш рацион питания, убрав из него вредные нам продукты и добавив полезные.

В том случае, если образ нашей жизни становится сильно дисгармоничным, это может повлечь за собой возникновение сложных и тяжело излечимых заболеваний, тогда возникает необходимость в применении специализированного медицинского лечения.

Аюрведическую консультацию проводит

Захаров Владимир - востоковед, консультант по Аюрведе, Джйотиш практик.





Что входит в аюрведическую консультацию
по здоровому образу жизни

Тариф Базовый
Основной
Определение физической конституции. Определение психической конституции. Определение ментального гуна типа.
Режим дня и режим года. Пояснения
Три вспомогательные опоры в аюрведе
Вкусы в аюрведе. Диетотерапия по дошам. Рекомендации по питанию и вредные привычки.
Естественные способы детоксикации организма
Ароматерапия и цветотерапия. Драгоценные камни.
Мантры и звукотерапия. Пранаяма и медитация.
Ответы на дополнительные вопросы
Стоимость, руб 450 850

Согласно Аюрведе, то что и как мы едим, является очень важным фактором, влияющим на наше здоровье. Наша пища и привычки питания - это очень главное, надежное, но медленно действующее лекарство.

Существует шесть вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий.

Любая еда, которая содержит продукты питания всех шести вкусов, будет сбалансированной едой. В ней есть все питательные вещества для надлежащего функционирование организма и поддержания баланса всех дош.

Эти статьи помогут сформировать свой здоровый образ жизни

Духовные аспекты здоровья и практика медитации

Аюрведа - знание о жизни и здоровье человека. Но понимание здоровья в Аюрведе не соответствует представлениям современной медицины, которая занимается лишь лечением наших телесных и психических недугов. Современная наука считает, что наша жизнь ограничена телесными функциями, а тело это биологическая система, в которой ум существует как функция материального органа - мозга, например, так же как выработка желчи является функцией печени. Соответственно, и причины болезней, с позиций современной западной медицины, лежат в плоскости, ограниченной материалистическими представлениями о жизни: травмы, инфекции, плохая экология, стрессы и т.п. Но тогда совсем непонятно, почему находясь в одинаковых условиях, один человек заболевает, а другой - нет; почему при одном и том же заболевании одному человеку помогает лекарственная терапия, а другому - нет.

Аюрведический распорядок дня


Человек - часть Вселенной, и часть неразрывная. Бесчисленное количество энергетических каналов связывают внутреннюю среду организма (микрокосм) с внешним миром (макрокосмом). Все физиологические и психические процессы, протекающие в теле человека, синхронизированы и, более того, обусловлены внешними воздействиями Природы.

Ритмичный распорядок дня приводит нас в гармонию с ритмами Природы. Он помогает настроить биологические часы человека и устанавливает эффективный энергетический обмен между внешним миром и организмом. Он обеспечивает равновесие внешней и внутренней среды, повышает качество физиологических процессов, порождает самоуважение, душевное спокойствие, счастье и возможность долгой жизни.

Аюрведические правила питания

Правильное питание - основа здоровья тела, ума и духа. Для каждого конституционального типа людей существуют определенные идеальные требования к продуктам, рациону и режиму питания. При этом следует разумно подходить к практике выполнения этих требований, и не отравлять свою жизнь чрезмерным контролем над питанием. Создавайте новые полезные привычки питания постепенно, но неуклонно. В итоге, правильное питание должно стать вашей естественной нормой жизни.

Характерное действие методов оздоровления, снижающих Вата-дошу, - питательное, согревающее, увлажняющее, успокаивающее и приземляющее. Следует применять их терпеливо, спокойно, последовательно и систематично.

Образ жизни:
Важнейшими факторами являются сон в достаточном количестве, ранний отход ко сну, умеренные солнечные ванны, легкие физические упражнения. Следует избегать ветра и холода, переутомления и физических перегрузок, избытка разговоров и размышлений, соблюдать умеренность в половой жизни, не слишком много путешествовать, не подвергать себя сверх меры воздействию возбуждающих факторов, в том числе кино, радио, телевидения.

Характерное действие методов оздоровления, снижающих Пита-дошу, - охлаждающее, успокаивающее, умеренно очищающее и питающее. При их применении важны спокойствие, сдержанность и умеренность.

Образ жизни:
Следует избегать длительного пребывания на солнце, на жаре и возле нагревательных приборов. Благоприятно воздействие легкого прохладного ветра, прохладной воды, лунного света, садов, цветов и озер. Воспитывайте в себе манеру говорить приятное для других, быть снисходительным и умиротворенным.

Характерное действие методов оздоровления, снижающих Капха-дошу, - облегчающее, стимулирующее, осушающее и очищающее. Их применение требует настойчивости, решимости и отрешенности.

Образ жизни:
Следует выполнять интенсивные и аэробные упражнения, принимать солнечные и воздушные ванны при легком теплом ветре, избегать холода и сырости, соблюдать дисциплину, давать себе достаточную физическую нагрузку, поменьше спать и отказаться от сна в дневное время; полезны разнообразие впечатлений, путешествия, паломничества.

Аюрведа - древнейшая из сохранившихся до наших дней всеобъемлющих медицинских систем в мире. Её название образовано из двух корней древнейшего на земле языка - санскрита: "аюх" (долгая жизнь) и "веда" (знание). Аюрведа предлагает полное глубокого смысла всестороннее знание о здоровом образе жизни и мировоззрение о том, как находиться в гармонии с природой. Она возникла более 5000 лет назад, когда она была подробно изложена и применялась на практике теми же святыми мудрецами - риши, которые заложили фундамент ведической цивилизации в Индии, сформулировав и оформив основополагающие принципы жизни в надлежащие философские системы.

По этой причине главным источником знания в этой области остаются Веды - составленные этими мудрецами божественные книги о знании, которое они получили как откровение Бога, и, особенно, четвёртая из Вед - Атхарваведа, окончательная письменная фиксация которой относится примерно к первому тысячелетию до н.э. Наиболее известные из немногих других трактатов по аюрведе, написанных примерно в то же время и дошедших до нас - "Чарака самхита" и "Сушрута самхита", которые посвящены терапии (внутренним болезням) и хирургии соответственно. "Аштанга хридаям" - это сокращённая компиляция ранее записанных текстов, которая была создана примерно тысячу лет назад. Эти произведения формируют наибольшую часть базового знания по аюрведе в том виде, как она практикуется сегодня.

Искусство аюрведы широко распространилось в шестом веке до нашей эры, будучи принесённым в Тибет, Китай, Монголию, Корею и Шри-Ланку буддийскими монахами, которые путешествовали в эти страны. Хотя не многое из всего этого дошло до нас в первоначальной форме, влияние этих первоначальных методов может быть замечено в различных концепциях новой эпохи, которые возникли на их основе.

Ни одна философия не оказала такого большого влияния на аюрведу, как философия санкхьи, в которой описывается сотворение и проявление вселенной. В ней показывается, что за всем творением стоит состояние чистого бытия или осознания, которое вне времени и места, не имеет начала или конца и каких-либо качеств. Внутри этого чистого бытия возникает желание получить переживание себя, что приводит нарушению равновесия и порождает проявление исконной энергии. И два начала объединяются, чтобы осуществить и наполнить жизнью "танец мироздания".

Неуловимая, неописуемая и чрезвычайно утончённая, эта исконная энергия - и сама по себе, и всё то, что вытекает из неё - существует только в чистом бытии и является созидательной силой всякого и всего действия, источником формы, которая обладает качествами. Материя и энергия взаимосвязаны настолько тесно, что, когда энергия принимает форму, мы склонны рассматривать её только в терминах материи. И, значительно изменённая, она, в конечном счёте, ведёт к проявлению известных нам умственного и физического планов мироздания.

Она также вызывает космическое сознание, которое является всеобщим порядком, пронизывающим всю жизнь и всё живое. Индивидуальный разум, в отличие от обыденного интеллектуального ума, исходит из этого сознания и является его частью, или аспектом. Это - внутренняя мудрость, часть индивидуальности, которая остается незатронутой запросами повседневной жизни, или ахамкарой, чувством эго, или принципом "я".

Санскритское слово ахамкара, для которого нет точного перевода, является концепцией, не совсем понимаемой всеми, поскольку зачастую она ошибочно приравнивается к концепции "эго". Охватывая намного больше, чем только это, она, в сущности, является той частью "меня", которая знает, какие части всеобщего мироздания являются "мной". И это "я" не является чем-то отдельным от всеобщего сознания - оно имеет некую личностную тождественность, которая обособляет и определяет границы "меня". По этой причине не только люди, но и всё порождённое в мире обладает ахамкарой.

Из ахамкары возникает двойственное порождение . Первое - это саттва, субъективный мир, который способен воспринимать материю и управлять ей. Оно включает в себя тонкое тело (ум), способности пяти органов чувств слышать, осязать, видеть, различать вкус и обонять и пяти органов действия говорить, оперировать руками, ходить, производить потомство и выводить из организма отходы жизнедеятельности. Ум и тонкие органы, обеспечивающие мост между телом, ахамкара и внутренняя мудрость - эти объединённые вместе три аспекта составляют основную природу людей.

Второе - это тамас, объективный мир из пяти первоэлементов звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха - пяти тонких первоэлементов, которые порождают плотные первоэлементы эфира или пространства, воздуха, огня, воды и земли, и из которых образуется вся материя физического мира. И это - раджас, сила или энергия движения, которое соединяет части этих двух миров.

Стоит отметить, что даже на стадии плотных первоэлементов философия творения - которое согласно санкхье имеет место только сейчас, в настоящем, не имея какого-либо прошлого и будущего - всё ещё имеет дело с аспектами бытия вне наших простых физических планов творения. Точка зрения здесь заключается в том, что мы - первый и первоочередной дух, получающий переживание существования, бытия. Чтобы использовать аюрведу в повседневной жизни, человеку не нужно ни принимать, ни даже понимать эту философию. Но она обеспечивает более глубокое понимание того, как аюрведа способствует улучшению вашего здоровья.

Следовательно, аюрведа - это не просто система здравоохранения, а форма образа жизни, принятого для поддержания совершенного баланса и гармонии в рамках человеческого существования, от наиболее абстрактных трансцендентальных ценностей до наиболее конкретных физиологических проявлений. Аюрведа основана на предпосылке о том, что жизнь представляет собой разумное взаимодействие Атмы (высшей Души), манаса (ума), индрий (чувств) и шариры (тела). Они являются средоточием пяти плотных первоэлементов, которые участвуют в формировании конституции каждого индивидуума, называемой пракрити. Она, в свою очередь, определяется балансом жизненных сил трёх физических энергий - ваты, питты и капхи и трёх умственных энергий - саттвы, раджаса и тамаса.

Таким образом, аюрведа предлагает уникальный синтез науки и философии, который приводит в гармонию физические, умственные, эмоциональные и духовные компоненты, необходимые для обеспечения здоровья при целостном подходе.

Внутренее и внешнее

Согласно Аюрведе, человек представляет собой Вселенную в миниатюре. Поэтому любое изменение в окружающей среде приводит к изменениям внутри человека. И наоборот, человек своими действиями, и словами оказывает влияние на всю Вселенную. В свою очередь, деятельность человека, которая проявляется через физическое тело, слова и мысли, будет положительно или отрицательно сказываться на окружающей среде. Аюрведа утверждает, что здоровое тело, правильные мысли, доброжелательные слова и религиозная практика очищают окружающую атмосферу и освобождают её от физических, химических и микробиологических загрязнений. Поэтому Аюрведа уделяет много внимания тому, чтобы вести правильный образ жизни, следить за своими действиями, словами и мыслями. Потому что, имея негативные мысли, поступки также будут иметь неблагоприятный оттенок. Какое же тут здоровье?

Лечить не болезнь, а человека

Основное, что отличает Аюрведу, скажем, от обычной медицины и от большинства других систем медицины, - это то, что она смотрит на тело человека как на нечто целое. Аюрведа не лечит непосредственно сами болезни, как это делает современная медицина. Причем современная медицина лечит даже не саму болезнь, а только какой-нибудь ее симптом. А вот принцип древней медицины таков: нужно лечить не болезнь, а человека. А так как человек представляет собой комплекс ума и тела, то Аюрведа лечит все вместе.

Мы все знакомы с ситуацией, когда человек приходит к врачу с насморком, получает лекарство, принимает его. У него затем появляется гастрит. Он опять приходит к врачу, получает новое лекарство, опять принимает. Так со временем можно и до рака дойти. И тогда уже человека начинают травить химией, обстреливать разными излучениями. А началось все с насморка

По признанию самих врачей около сорока процентов пациентов, находящихся на излечении в современных больницах, лежат там из-за болезни, которую они получили в результате самого процесса лечения. Нет сомнений, что реально эта цифра может оказаться гораздо больше. Стоит только начать ходить по больницам.

В Аюрведе очень индивидуально подходят к человеку. Здесь рассматривают его особенности такие, как: физическое строение, размеры тела, психотип, качество и плотность тканей, возраст, режим питания и чем именно он питается. В результате разным больным с общим диагнозом предписывают разные курсы лечения. В Аюрведе не говорится: "Это лекарство от такой-то болезни". Там сказано:

Всякое лекарство и всякая болезнь рассматривается аюрведическим врачом на фоне индивидуума.

И только в соответствии с конституцией человека, с его индивидуальными особенностями, ему прописывается диета и выписываются лекарства. Известно, что современные врачи не посмотрят, какой вы конституции: если у вас простуда, вам будут колоть пенициллин. Всем без исключения, независимо от того, кто ты - здоровый громила или худенький человек, тебе дают одну и ту же лошадиную дозу.

И наоборот, иногда разные заболевания оказываются связаны общей причиной и лечатся сразу вместе. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении фокусировки зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта.

Единство с природой

Аюрведические лекарства и сами принципы лечения не дают практически никаких побочных эффектов, в отличие от привычных для нас традиционных лекарств. Вы внимательно читаете побочные эффекты на вкладыше к лекарству? Например, если человек будет принимать лекарство от бессонницы, то он ослепнет или оглохнет, у него может развиться цирроз печени, но от бессонницы он избавится. А Вы уверены, что все побочные эффекты пишутся на этикетке? А если есть такие, которые сами врачи еще не знают?

А мы так привыкли поглощать при различных заболеваниях таблетки! Эти химически синтезированные, ненатуральные средства иногда помогают снять боль или снизить температуру, но при длительном использовании совершенно явно наносят ущерб жизненно важным органам нашего тела.

В Аюрведе запрещено использование химически синтезированных веществ, поэтому используются только природные, натуральные средства, такие как растения, минералы и продукты животного происхождения. Натуральные продукты гомологически соответствуют тканям нашего тела. Поэтому компоненты, используемые в аюрведической терапии, не приносят вреда, но, наоборот, укрепляют внутренние органы человеческого организма, так как обладают сходной с ними структурой. При их изготовлении не используются сложное оборудование и лабораторные технологии. Для выделения активных компонентов растений при изготовлении лекарства, как правило, используется вода, растительное или топлёное масло, а полученные средства употребляются в виде обычных порошков и таблеток.

Пусть еда станет вашим лекарством

Как уже отмечалось выше, все средства Аюрведы - натуральные, поэтому грань, отличающая лекарство от обычного питания становиться достаточно условной. Пища может быть использована как лекарство и наоборот. Разница, в принципе, состоит в том, что у пищи важнее вкус, а у лекарства - некоторые свойства, балансирующие организм. Поэтому средства Аюрведы часто используются совершенно здоровыми людьми как различные тонизирующие приправы. Например, куркума, черный перец, имбирь и чеснок, часто встречающиеся среди кухонных приправ, как раз являются одними из составляющих аюрведических рецептов. Вообще нам, привыкшим к тому, что лекарство в своем нормальном составе является ядами, довольно сложно свыкнуться с этой мыслью, что каждое аюрведическое лекарство мало того, что оно не приносит никакого вреда, но и тонизирует человека, дает ему силы. Ведь здоровому человеку не придет в голову принимать пенициллин, если он здоров.

Аюрведа-традиционная медицинская наука Индии, переводится как «наука о долголетии». Она основана на естествознании, помогает не только лечить различные заболевания, но и предупреждать их. Она не схожа с той медициной, с которой мы привыкли сталкиваться в повседневной жизни, ее так и называют-нетрадиционная медицина. Ее можно назвать не только наукой, но и образом жизни.

Гармония души и тела - элементы Аюрведы

В аюрведе говорят, что любое болезненное состояние человеческого организма связано с отрицательными мыслями, плохими эмоциями, переживаниями и стрессами. Поэтому гармоничность души и тела здесь играют ключевую роль.

Согласно данной науке, все живые существа, в том числе и человек,на нашей планете состоит из определенных элементов – панчамахабхут:

  1. джала-вода (кровь, слюна, слезы и т.д.);
  2. притхви-земля (зубы, кости);
  3. акаша-эфир (сердце, печень, лёгкие и т.д.);
  4. агни-огонь (ферменты);
  5. вайа-воздух (самочувствие)

Все элементы отвечают за работоспособность организма. Аюрведа жизнь рассматривает как возможность достичь путь правильного сосуществования всех этих звеньев.

В Аюрведе также существует понятие доши, которое определяет человека, помогает найти предрасположенность к той или иной болезни. Различают три типа: ватта, питта, капха. Ватта: человек худого телосложения, активный, коммуникабельный, все принимает близко к сердцу, не организованный, может страдать бессонницей, кожа и волосы сухие. Питта: люди среднего телосложения, часто имеющие веснушки. Легко проходят обучение. Раздражительны. Прекрасные ораторы и педагоги, самокритичны к себе. Плохо реагируют на жару. Капха: люди, склонные к полноте, всегда спокойны, никуда не спешат, не любят скорость. Обладатели ровной кожи и красивых волос. Плохо переносят влажность, имеют плохую память. У человека есть все эти три доши, одна из которых преобладает. Именно это преобладание и провоцирует появление болезни. Целью аюрведы является сбалансирование этих самых дош, чтобы каждая из них присутствовала в человеке равноправно.

Диагностика и лечение

Чтобы диагностировать заболевание, Аюрведа применяет следующие обследования:

  • определение доши
  • подсчет ударов сердца
  • результат анализов мочи и кала
  • состояние кожи и волос
  • обследование глазного яблока
  • пальпация и пр.

После этого опытный специалист сможет установить диагноз, рассказать человеку о том, что следует принимать, что следует поменять в жизни. В лечении заболеваний направлено использование только натуральных средств, данных природой, таких, как растения, камни, минералы. Также пациентам могут назначаться различные БАДы, эфирные масла. Широко используются специальные массажи, йога, дыхательная гимнастика, диеты.

Здесь нет применения веществ, полученных в результате химического или синтетического производства. Аюрведу нельзя назвать скорой помощью. Все приходит постепенно. Это своего рода очищение, подобранное с дошей, которая привела к дисбалансу.

Здоровый образ жизни по Аюрведе

ЗОЖ по Аюрведе заключается в следующем:

  1. Необходим ритмичный распорядок дня. Сюда включается пробуждение, утренние гигиенические процедуры, физические упражнения, принятие пищи, трудовая деятельность, прогулки, хобби, общение с близкими, отдых, подготовка ко сну, сон.
  2. Правильное питание. Необходимо употреблять свежую и натуральную пищу, отдавать предпочтение фруктам, овощам, зерновым продуктам, стараться избегать консервации и заморозки. Кушать нужно пытаться в одно и то же время, желательно до 18:00. Во время еды следует думать о хорошем. Пища должна быть простой и без причудливостей. В рационе должен присутствовать весь спектр вкусов. Стараться избегать перекусов Пережевывать пищу следует медленно и не спеша.
  3. Выполнение физических упражнений. Здесь возможны варианты активных и пассивных выполнений. К активным относятся аэробика, фитнес. К пассивным можно отнести массаж с применением определенных масел.

Для получения аювердического оздоровления не обязательно жить в Индии. Сейчас во многих странах мира практикуют в . Это можно сделать разными способами, заполнить анкету на определенном интернет сайте с подробным описанием проблемы, в ответ придет письменная инструкция с указаниями, либо можно записаться и прийти на прием к специалисту, который назначит соответствующее лечение, а может даже порекомендует и проведет определенные процедуры.

Подводя итоги можно сказать, что наука Аюрведа только на первый взгляд кажется сложной. На самом деле она доступна каждому. Безусловно, здесь потребуется активное участие самого человека, а также время, усилия и желание, но это того стоит! Люди, проживающие в Индии, успешно используют этот вид медицины уже на протяжении долгого времени.

Похожие публикации