Бессознательное. Сознание и бессознательное (Немов Р.С. Психология)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - 1. Совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:

1) непосредственное эмоциональное вчувствование;

2) идентификация;

3) заражение эмоциональное;

4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким‑то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии (‑> восприятие субсенсорное), в непроизвольном запоминании и прочем; а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются. Выделяются четыре класса проявлений бессознательного:

1) надсознательные явления (‑> надсознательное);

2) неосознаваемые побудители деятельности (‑> побудитель неосознаваемый) - неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим смысл личностный желаемым будущим.

3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (‑> регулятор неосознаваемый);

4) проявления восприятия субсенсорного. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения - необходимое условие создания целостной картины психической жизни личности.

Бессознательное. Термин З. Фрейда, означающий самую важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, В том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Именно Фрейд начал экспериментальную разработку понятия бессознательного. Он показал, что многие действия, в реализации коих человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут объясняться действием инстинктов. Он рассмотрел, как некая мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. Сами по себе процессы психические бессознательны: сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое.

Основной регулятор этой системы - принцип удовольствия (=> процесс душевный бессознательный). Содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы (как в предсознательном): они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на действия и состояния субъекта. Их отличительные свойства - действенность и трудность перехода в сознание. Это объясняется работой двух постулированных психических механизмов - вытеснения и сопротивления. К бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе признаться и кои поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него - как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая своего «хозяина» к тем или иным поступкам, проявляясь в них в искаженном виде - в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде всего потому, что эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам запретам и идеалам, кои выработаны под влиянием взаимодействия с окружением, и в первую очередь - взаимоотношений с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны. Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета - причина психологических сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. А сновидения, оговорки и пр. - своеобразный символический язык, который можно расшифровать. Итак, три основные формы проявления бессознательного - это сновидения, действия ошибочные и симптомы невротические. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:

1) неосознаваемые мотивы - истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

2) поведенческие автоматизмы и стереотипы - действующие в привычной ситуации, осознание коих излишне в силу их отработанности;

3) восприятие подпороговое - в силу большого объема информации не осознаваемое.

Бессознательное: вид (два вида бессознательного). Согласно З. Фрейду, в динамическом смысле существует лишь один вид бессознательного, тогда как в описательном - два вида:

1) латентное - способное стать сознательным (‑> предсознательное);

2) вытесненное - само по себе не могущее стать сознательным.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ‑> сопротивление бессознательного.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ (сверхсознание) - Согласно Р. Ассаджоли - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - Согласно К. Г. Юнгу - особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества. Особый класс явлений психических, кои в отличие от бессознательного индивидуального (личного) являются носителями опыта филогенетического развития человечества. Бессознательное коллективное запечатлевает опыт человечества. Каждый является его носителем в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного есть то глубинное, сокровенное, что определяет особенности поведения, мышления и чувствования. Содержание бессознательного коллективного составляют архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, кои в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. Оно существует в душевной жизни наряду с сознанием и бессознательным личным. Учение о бессознательном коллективном - основа теории Юнга (‑> психология аналитическая).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ЛИЧНОЕ - формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, - комплексы.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ НИЗШЕЕ - согласно Р. Ассаджоли - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ - согласно Э. Фромму - бессознательное, свойственное большинству людей, - вытесненные элементы, содержание коих - то, что данное общество не может позволить своим членам довести до сознания, если оно собирается и впредь успешно действовать на основе собственных противоречий (=> бессознательное коллективное).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ - согласно Р. Ассаджоли - подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои могут легко осознаться.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - один из признаков психического, не являющейся, однако, характеризующим.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (англ. unconscious ) - понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о Б. в психологии была начата З . Фрейдом , который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами , которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б. изучались как в прикладной клинической психологии , так и в экспериментальной психологии . На сегодняшний день выделяются 5 классов проявлений Б.

1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности (см. Защита психологическая ). Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии , в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля.

2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений . Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.

3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности.

4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции , вдохновения , творческого озарения и др.).

5. Структуры общественного Б. - неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы , определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре (см. Пралогическое мышление ).

Неосознаваемый характер функционирования существенной части психического аппарата человека - неизбежное следствие его устройства. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания , что позволяет разгрузить его для выполнения др. задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б. позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением. (Д. А. Леонтьев.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

— один из самых сложных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения то, что сознание существует и можно говорить, что оно обладает особым, психическим или духовным бытием. Понятие сознания объединяет разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека; это высшая из способностей личности. На настоящий момент сущность этих форм трактуется с двух позиций — материалистической и идеалистической.

В материалистической трактовке сознание объявляется вторичным по отношению к материальному миру и понимается как особое свойство материи — «инструмент» мозга, его функция. В этом отношении сознание есть свойство высокоорганизованной биологической материи (человеческого мозга) отражать мир.

В идеалистической трактовке сознание понимается как единственно достоверная реальность. Понятие материи ставится под сомнение, а воспринимаемые нами вещи объявляются существующими только в нашем сознании (поскольку они могут быть лишь иллюзией, сном и доказать их реальность и объективность не представляется возможным).

Выделяют три основных свойства сознания:

  • идеальность (сознание невозможно измерить, исследовать при помощи приборов);
  • направленность (сознание всегда направлено на предмет или на самого себя);
  • активность (сознание не только отображает мир, но и вырабатывает различные идеи).

Сознание делят на индивидуальное (внутренний мир отдельного человека) и общественное (духовный мир общества — наука, религия, мораль, политика, право и т.д.), а также на обыденное (опирающееся на здравый смысл и житейский опыт) и научное (системное, теоретическое сознание, основанное на объективных данных).

Можно представить структуру сознания состоящей из четырех секторов (рис. 2.4)

  • сектор I — ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств;
  • сектор II — мышление, логические операции;
  • сектор III — эмоции, чувства, переживания;
  • сектор IV — высшие мотивы — ценности, воображение, творчество.

Рис. 2.4 Структура сознания

Внешнепознавательная активность (секторы I и II) и эмоционально-ценностная активность (секторы III и IV) отвечают за деятельность соответственно левого и правого полушарий головного мозга. Верхний сегмент (секторы II и IV) отвечает за сверхсознательное (правила поведения, общественные нормы), нижний (секторы I и III) — за бессознательное (психические процессы, не представленные в сознании субъекта).

Бессознательное

Понятие бессознательное ввел в науку австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В наиболее общем виде, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в виде трех уровней:

  • сверхсознательное - запреты, нормы, традиции, мораль, законы, общественное мнение;
  • сознание — ясно осознаваемые мысли, желания и т.д.;
  • бессознательное — тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы, автоматизмы.

По мнению Фрейда, каждый испытывает антиобщественные желания. В детстве человек учится их подавлять из страха перед наказанием (воплощенном в сверхсознательном). Однако даже подавленные и забытые, желания не исчезают, а концентрируются в бессознательном, где ожидают своего часа. Вытесненные переживания могут соединяться в устойчивые группы — комплексы. Например, комплекс неполноценности — это совокупность переживаний по поводу своих недостатков и желание компенсировать их. Бессознательные желания и комплексы, по Фрейду, имеют, как правило, сексуальный или агрессивный характер. Хотя человек не осознает их, они часто заявляют о себе в сновидениях, юморе, оговорках.

Сознание для Фрейда является полем борьбы между бессознательным и запретами сверхсознательного. Антиобщественные желания и комплексы периодически «всплывают» в сознание, запреты и нормы подавляют их, вытесняя обратно в бессознательное. Однако постоянное подавление желаний может привести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предохранительный клапан) — неврозам, истерии и т.д. Поэтому все желания должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в действиях), или сублимированы, т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество.

Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) считал, что помимо индивидуального бессознательного существует и коллективное, содержащее общие для всех людей бессознательные образы — архетипы. Они проявляются в «грезах» всего человечества — мифах, легендах, сказках, притчах, где задаются основные образцы поведения в разных ситуациях. Эти образцы усваиваются с детства, а затем автоматически, бессознательно воспроизводятся в социальной деятельности.

Помимо желаний, комплексов и архетипов к бессознательному относят и простые автоматические действия, при исполнении которых сознание не задействуется (например, основные навыки вождения автомобиля).

Сознание и бессознательное

Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом.

Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души, т.е. содержание психической жизни, регулируется архетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.

Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.

В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.

Бессознательное и подсознательное — это те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые , но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Различие между бессознательным и подсознательным заключается в том, что собственно бессознательное — это такое психическое образование, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным, а подсознательное — те представления, желания, устремления, которые в данный момент ушли из сознания, но могут потом прийти в сознание или быть восстановленными.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Бессознательные ощущения - это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.

Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной памятью, управляющей на бессознательном уровне мышлением, воображением, вниманием человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память.

Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.

Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.

Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Бессознательное и предсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается.

Индивидуальное и коллективное бессознательное

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного.

Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами , под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие иол влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так, инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.

Учение об индивидуальном бессознательном было создано, как отмечалось выше, австрийским философом и психологом Зигмундом Фрейдом.

Концепция коллективного бессознательного была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков.

Коллективное бессознательное , в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. К. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. Все самые мощные идеи и представления человека сводимы к архетипам.

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с сознанием. Однако в психике конкретного человека жестких границ между ее различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. Тем не менее специальное рассмотрение отдельных уровней и форм психосферы способствует более глубокому пониманию феномена психического как единого целого.

Одну из самых влиятельных теорий бессознательного в начале XX в. создал выдающийся австрийский психиатр и невропатолог Зигмунд Фрейд. Его теория — психоанализ — была направлена на познание психического через бессознательное. Считалось, что в психике человека существуют три сферы: сознательное, подсознательное и бессознательное. Фундаментом психики является бессознательное. Оно состоит из совокупности неосознанных влечений и инстинктов, важнейшими из которых являются инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос), а также с определенной информацией, которая из-за цензуры со стороны сознания вытеснена из сознательного в бессознательное. Эта информация не потеряна, однако вспомнить ее невозможно. Следы вытесненных травмирующих переживаний образуют в сфере бессознательного такой участок, который вызывает невротические симптомы. Второй сферой психики человека, по 3. Фрейду, является подсознательное, которое сродни хранилищу памяти, к которому сознание может обращаться, чтобы выполнять свои функции. Третьей сферой психики является сознательное – незначительная часть нашей психики, которая содержит то, что мы чувствуем и переживаем в определенный момент времени.

Сознательное, подсознательное и бессознательное в психике человека находятся в постоянной взаимосвязи, все они . С одной стороны, социально неприемлемая информация, которая не может реализоваться в открытом поведении, вытесняется из сферы сознательного в бессознательное. С другой стороны, социальные и моральные нормы сознания постоянно накладывают свои запреты на влечения и инстинкты бессознательного. Если взаимодействие между сознательным и бессознательным принимает форму конфликта, это вызывает неврозы.

По мнению современных ученых, бессознательное — это совокупность психических процессов, состояний и действий, обусловленных явлениями действительности, которые не поддаются контролю со стороны сознания и влияние которых человек не способен зафиксировать. К ним относятся, во-первых, неосознанные механизмы сознательных действий; во-вторых, неосознанные факторы сознательных действий; в-третьих, подсознательные процессы. Под неосознанными механизмами сознательных действий видят действия, которые совершаются механически, например, навыки, установка, непроизвольные движения, мимика, пантомимика. Эти неосознанные механизмы выполняют различные функции: помогают реализации сознательных действий, настраивают человека на их выполнение, сопровождают сознательные действия. Неосознанные факторы сознательных действий – это влечения и инстинкты, информация, которая через цензуру сознания вытесняется в бессознательное, различные комплексы человека. К сверхсознательным относятся процессы творческого мышления, озарение, процессы переживания большого горя или значительных событий жизни, кризис чувств, кризис личности и т.д.

Бессознательная сфера психики имеет ряд особенностей: нецеленаправленность, то есть человек не ставит перед собой определенной цели деятельности; немотивированность — непонимание побуждений к деятельности; неконтролируемость — человек не способен контролировать течение самого действия и оценить результат деятельности; нерегулированность — бессознательная деятельность, которая является неупорядоченной; невербализованность — человек не может объяснить свой бессознательный поступок.

Наряду с понятием «бессознательное» в психологии появляется и понятие «подсознательное». Впервые его использовал в 1776 г. E. Платнер как синоним бессознательного. Тенденция к отождествлению этих двух понятий происходит и в современной психологии. Однако, со временем, под подсознательным начали понимать такие психические процессы, состояния и действия, которые мы не осознаем лишь в какой-то определенный момент, хотя они способны заметно повлиять на содержание сознания. С изменением условий они легко могут перейти в сферу сознательного.

Бессознательное -- те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д. Например, когда после напряженного мыслительного процесса в голове человека вдруг рождается идея, то говорят об интуиции, которая носит неосознанный характер. Или другой пример: подпороговые ощущения, которые не достигают сознания, если сила раздражителя слишком слаба и не превышает минимального абсолютного порога ощущений. Тем не менее соответствующая информация может позднее «всплыть» в сознании и оказать определенное воздействие на мысли или поступки человека.

В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики человека часто применяют метафору «луча прожектора», который в полной темноте выхватывает из мрака то один, то другой предмет (рис. 19.1).

Рис. 19.1.

Б -- бессознательное; С -- сознание; В-- внимание

То, на что направлен луч света, становится ясно видимым, в то время как остальная часть окружающего пространства остается скрытой от наблюдателя.

Разновидности бессознательных явлений у человека

Следует отметить, что бессознательные явления далеко не однородны. Их можно разделить на пять основных типов (табл. 19.1). Каждый из этих типов имеет собственные механизмы образования и функциони рования.

Таблица 19.1 . Типы бессознательных явлений

Сущность

1. Предсознание

Информация, которая не дошла до сознания

Слабые подпороговые ощущения и подсознательная намять

2. Автоматизированные процессы

  • 2.1. Автоматизированные двигательные навыки (то, что раньше осознавалось, по потом перешло и подкорковые структуры).
  • 2.2. Навязчивые привычки. 2.3. Неосознаваемые сложные двигательные акты

Плавание, вязание, вождение автомобиля, работа с клавиатурой компьютера и пр. Навязчивые действия -- жесты, ритуалы, движения. Сомнамбулизм («лунатизм»)

3. Бессознательные явления личности

3.1. Неосознанные генетические программы (инстинкты). 3.2. Негативные явления, вытесненные из сознания. 3.3. Неосознанные «случайные» действия. 3.4. Неосознанные програм мы поведения,установлен ные другими людьми

Половое влечение -- либидо. Обиды, оскорбления и пр. Описки, оговорки. Родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки реклама

4. Особые психические состояния

Психические состоянии, характеризующиеся ослабленным контролем сознания

Сон, гипноз, транс, аффект

5. Надсознательные процессы

Высокоэффективные неосознаваемые мысли тельные процессы

Интуиция, творческое озарение

Отрывки 19 главы книги "Общая психология": Бессознательные механизмы психики

Бессознательное - те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д. Например, когда после напряженного мыслительного процесса в голове человека вдруг рождается идея, то говорят об интуиции, которая носит неосознанный характер. Или другой пример: подпороговые ощущения, которые не достигают сознания, если сила раздражителя слишком слаба и не превышает минимального абсолютного порога ощущений. Тем не менее, соответствующая информация может позднее «всплыть» в сознании и оказать определенное воздействие на мысли или поступки человека.

В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики человека часто применяют метафору «луча прожектора», который в полной ночи выхватывает из мрака то один, то другой предмет. То, на что направлен луч света, становится ясно видимым, в то время, как остальная часть окружающего пространства остается скрытой от наблюдателя

Следует отметить, что бессознательные явления далеко не однородны. Их можно разделить на пять основных типов. Каждый из этих типов имеет собственные механизмы образования и функционирования.

Основные типы бессознательных явлений

Первый тип бессознательных явлений можно обозначить как «предсознание ». Сюда относится в частности информация, которая попала в организм, но не дошла до сознания (слабые подпороговые ощущения).

Второй тип бессознательного - автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ранее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться автоматически. Функция контроля в этом случае переходит от двигательной коры больших полушарий к структурам стриопаллидарной системы полосатое тело + бледный шар). Примером является вождение автомобиля. Вязание на спицах и работа на клавиатуре опытной наборщицы. К этому же типу можно отнести навязчивые привычки и навязчивые действия (жесты, ритуалы, движения). Особым классом второго типа является сомнамбулизм («лунатизм»)

Третий, самый обширный тип явлений бессознательного) - бессознательные явления личности . Он состоит из трех основных классов явлений:

Неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда.

Негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.);

Четвертый тип бессознательного - особые психические состояния , характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.)

Наконец, пятый тип бессознательного - это так называемые «надсознательные» процессы - высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр.

Согласно Фрейду, психика человека состоит из трех компонентов: огромного темного бессознательного, которое никогда не будет до конца познано человеком («Оно» или « Id »), из осознаваемого, рационального компонента («Я» или « Ego ») и социального цензора («Сверх Я» или « Super Ego »).

Бессознательное («Оно») является наиболее древней основой психики, в котором господствуют первичные потребности. Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь, по мнению Фрейда, сексуальный и агрессивный). «Оно» работает по принципу удовольствия. Контактс этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и во время некоторых других формах измененного сознания.

Вторая часть сознания человека - «Я» в большей степени соответствует представлению человека о себе, так как именно в этой части сознания мы «находимся» большую часть времени. Наши мысли, планы, чувства, оценки - все это компоненты «Я». Данная часть психики выполняет две важные функции: во-первых, руководит контактом с реальностью (при этом может, как приспосабливаться к реальности, так и менять ее), а, во-вторых, осуществляет связь с бессознательным, например, вытесняя психотравмирующие ситуации в область бессознательного (защитная функция). Фрейд считал, что основная задача «Я» состоит в том, чтобы поддерживать чувство собственной безопасности и самоуважения. Для этого «Я» приходится выводить за рамки сознательного социально неприемлемые бессознательные переживания. Сознание оказывает сопротивление бессознательному, не пропуская его в высшие этажи психики. В результате этого сопротивления могут возникать различные нарушения органов чувств и нервной системы. «Эго» работает по принципу целесообразности (биологической реальности).

Наконец, третий компонент сознания - «Сверх Я», или, как его чаще называют, «Супер Эго» - совесть человека, его внутренний сторож, который осуществляет надзор как бы изнутри сознания. Фрейд считал, что «Супер Эго» является видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого Отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил. «Супер Эго» работает по принципу социальной реальности. Именно здесь рождается внутренняя критика.

Компонент

психики

Функции

Основной принцип

Происхождение

Похожие публикации