Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте. Особенности познавательных процессов в старости

Поздний зрелый возраст начинает после 60 лет. Он начинается пенсионным кризисом. 60 - 75 лет - поздняя зрелость (пожило возраст);75 - 90 лет - старость; более 90 лет - долгожитель. Происходят физиологич.и психологич. изменения

Физические регрессивн. изменения - утомляемость, низкая выносливость, медлительность, болезни.

Психологич. изменения - обидчивость и ранимость, жадность (силы человека увядяют, он боится, что больше не заработает, потому старается сохранить то, что есть), черты характера обостряются.

Пенсионный кризис: снижение трудовой активности. Это может повлечь за собой смену деятельности. В некоторых же случаях человек продлевает свой активный зрелый возраст, продолжая работать. Третий вариант - "доживание", человек не видит будущего.

Психические изменения: сенсорные нарушения (ухудшается зрение, слух, скорость реакции).

Познавательные процессы психики пожилых. Закон Рибо: первой нарушается оперативная память, далее - кратковременная, и почти не подвергается нарушениям долговременная память.

Мышление: скорость мышления страдает, но не изменяется логика. У пожилых есть особый тип мышления, основанный на интуиции.

Самым большим фактором, который влияет на процесс старения - признание самого чел. себя старым. Человек вырабатывает установку на свою старость.

Установки на старость:

1. Конструктивные - старость принимается спокойно, как "осень жизни". Использует остаток жизни продуктивно.

2. Установка зависимости - человек считает, что его обязаны содержать, он зависит от семьи, дети должны обеспечить "чувство безопасности" - уход.

3. Защитная установка - человек всячески отрицает наличие старости у себя, старается выглядеть молодым, не говорит на тему старости, пытается доказать окружающим, что он "еще ничего.

4. Установка враждебность - к окружающим, "я ненавижу молодежь".

5. Враждебность к себе - теряется ценность собственной жизни, счит.смерть избавлением от постылой жизни.

Последний жизненный кризис - смерть. Она - такой же естественный процесс, как и рождение. Смерть необходима для эволюции, являясь базисом для продолжения жизни.

Этапы приспособления к умиранию:

1. При естественной смерти физиологически организм угасает (за 1-2 года до смерти). 2. При не естесвенной смерти (от заболеваний), человек проходит следующие фазы: 1) фаза неверия ("я выздоровлю"); 2) фаза агрессии ("почему это я должен умирать?"; 3) фаза торга. Человек начинает торговаться со смертью ("я вылечусь - то что-то кому-то сделаю); 4) фаза депрессии; 5) фаза смирения (безэмоциональное "хочется жить, да сил нет").



57)Опишите основные типы старения и старости .

И. Кон приводит свою классификацию типов старости в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

1. Первый тип - активная, творческая старость.

Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой-либо ущербности.

2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни - материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.

3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

4. Четвертый тип - люди, смыслом жизни которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.

Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными и замечает, что есть и отрицательные типы развития:

Агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием агрессивного мира, критикующие все кроме себя.

Разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.

58)Особенности познавательных процессов в зрелом и пожилом возрасте .

У людей, достигших возраста зрелой взрослости, ослабляются психофизиологические функции. Однако это существенно не сказывается на функционировании их когнитивной сферы, не снижает работоспособности, трудовой и творческие активности. В этом возрасте теряет своей полноценности когнитивный опыт, обеспечивает сохранность, благоустройство и преобразования информации. Высок уровень конвергентных способностей (способности решать нормативные задачи), однако ощутимо начинает снижаться уровень дивергентных способностей (способности выражать оригинальные идеи). Несколько сужается ментальное пространство (размещение ментальных объектов), поскольку не удовлетворяются отдельные части опыта. Человек все меньше расширяет кинестетический опыт (тактильные, обонятельные и другие чувственные впечатления). В связи с ухудшением зрения сужается объем, теряется адекватность зрительных впечатлений. Заметные изменения в познавательной деятельности. Функционирование динамического интеллекта (необходимых для освоения новых способностей), которое достигло пика в период юности, постепенно снижается. Однако повышается функционированность кристаллизованного (стабилизированного) интеллекта, проявляющееся в способностях устанавливать связи, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратеги. Эти способности формируются с опытом, оговариваются уровнем образования, опираются на приобретенные в течение длительного времени знания. Все это свидетельствует, что в зрелом взрослом возрасте одним из важных фактор ей, который влияет на познание, есть богатство жизненного опыта. На развитие когнитивных навыков в зрелом взрослом возрасте влияет труд Люди, чья трудовая деятельность является достаточно сложной и разноплановой, имеют гибкие умственные способности, чем заняты рутинной работой. Высоким уровнем интеллектуальной гибкости отмечаются взрослые, которым в процессе работы часто приходится много думать, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения. В период зрелой взрослости человек активно расширяет свои знания, оценивает события и информацию в широком контексте. Несмотря на снижение скорости и точности обработки информации, что является следствием биологических изменений, способность пользоваться информацией остается на высоком уровне. когнитивные процессы у человека зрелого возраста происходят медленнее, чем у молодого. Переход человека в старости сопровождается изменениями в ее познавательной сфере, зависит от многих факторов и проявляется по-разному всего влияют на познавательную сферу объективные физиологические и факторы, прежде разрушения клеток головного мозга.



В процессе старения наблюдается ухудшение большинства сенсорных функций (зрительная, слуховая чувствительность и т.д.), характер и степень которого могут сильно отличаться у разных людей, зависит от индивидуальных особенностей и деятельности, которой занимались они в течение жизни. Старые люди воспринимают и сохраняют меньше информации, медленнее заучивают словесный материал, чем молодые. Лучше запоминают они только важную для них информацию. С возрастом ухудшается механическое запоминание. Ослабление долговременной памяти. На высоком уровне функционирует в старости логическая память. На этапе старости претерпевает трансформации когнитивная сфера, ослабляются интеллектуальные функции. Ухудшение функционирования центральной нервной системы. Снижение познавательных функций может быть вызвано и болезнью Альцгеймера первым симптомом, которой является забывчивость.

На динамику интеллектуальной активности в старости влияют объективные (наследственность, которая предопределяет большинство болезней) и субъективные (физические, социальные, психологические) факторы. Итак, в период старости происходит снижение интеллектуальной активности человека. Это обусловлено ухудшением сенсорных функций, физическими, социальными и психологическими факторами. Способствует поддержанию активной интеллектуальной деятельности пожилого возраста ее активная жизненная позиция, занятия творчеством и чтением.

Особенности развития познавательных процессов на разных этапах развития (мышление)

1.6.8 Старость

Переход человека в старости сопровождается изменениями в его познавательной сфере, зависит от многих факторов и проявляется по-разному.

В процессе старения наблюдается ухудшение большинства сенсорных функций (зрительная, слуховая чувствительность и т.д.), характер и степень которых могут сильно отличаться у разных людей, зависит от индивидуальных особенностей и деятельности, которой занимались они в течение жизни. Так, у музыкантов изменения слуховой чувствительности менее выражены, чем у большинства других людей.

С возрастом ухудшается механическое запоминание. Ослабление долговременной памяти в основном связано с нарушениями процесса поиска в ней информации. Если задача требует распределения внимания, могут возникнуть проблемы и с функционированием кратковременной памяти. На высоком уровне функционирует в старости логическая память. Поскольку она связана с мышлением, можно предположить, что оно в этом возрасте существенно не ухудшается.

На этапе старости претерпевает трансформации когнитивная сфера, ослабляются интеллектуальные функции. Ухудшение функционирования центральной нервной системы снижает скорость реагирования при выполнении интеллектуальных задач. Все эти изменения вызывает сенильная деменция (слабоумие) - органическое заболевание мозга, которое проявляется в неадекватности мышления. Симптомами ее является ограниченная способность к пониманию абстракции, слабая фантазия, замедленное мышление, безразличие к происходящему вокруг. У таких людей возникают проблемы с памятью, иногда они не могут вспомнить недавние события, помня события детства.

Снижение познавательных функций может быть вызвано и болезнью Альцгеймера, первым симптомом которой является забывчивость. Сначала человек забывает мелочи, а дальше перестает помнить места, где бывал, имена, события, которые только что произошли. Ослабление памяти сопровождается потерей необходимых навыков, больному трудно планировать и выполнять даже простые повседневные дела.

Ослабление интеллектуальных функций старого человека может быть и следствием ухудшения общего состояния здоровья, недостаточного питания, злоупотребление алкоголем, постоянного приема лекарств, низким уровнем образованности, отсутствием мотивации к познавательной активности.

Однако часто взрослые сохраняют когнитивную активность даже после достижения 70-летнего возраста. Важным фактором, противостоящим инволюции пожилого человека, есть творческая деятельность. Хотя существует мнение, что большинство творческих достижений в искусстве, науке приходятся на ранние этапы жизни, однако многие факты свидетельствуют о высокой производительности на этом поприще и в период старости. Например, после 70 лет успешно работали французские естествоиспытатель Жан-Батист Ламарк, математик, физик и астроном Пьер-Симон Лаплас, итальянский естествоиспытатель Галилео, немецкий философ Иммануил Кант. Российский и украинский психолог, физиолог Иван Павлов написал "Лекции о работе больших полушарий головного мозга" в 77 лет.

На динамику интеллектуальной активности в старости влияют объективные (наследственность, которая предопределяет большинство болезней) и субъективные (физические, социальные, психологические) факторы.

Физическими факторами интеллектуальной активности человека в старом возрасте являются состояние соматического (уровень функционирования органов тела, различные заболевания, в частности полиартриты, искривления позвоночника) и психического здоровья.

К социальным факторам интеллектуальной активности человека в старости относятся уровень образования и специфика деятельности, которой занималась человек в течение жизни. Высшее образование, высокий уровень культуры дают больше шансов сохранить когнитивную активность в пожилом возрасте, поскольку и после выхода на пенсию обусловливают потребность в постоянном познании. Привычка и сформированная познавательная направленность людей интеллектуального и творческого труда побуждают их к саморазвитию и после окончания официальной деятельности.

Психологическим фактор интеллектуальной активности человека в старости является широта интересов, стремление к самореализации, передачи следующим поколениям жизненного опыта. Интеллектуально активная, творческая личность ориентирована на то, чтобы быть полезной не только отдельным людям, но и обществу.

Поддержание активной интеллектуальной деятельности на склоне лет связано с чтением. Пожилые люди читают много, поскольку имеют много свободного времени и эта деятельность не требует особой подвижности. Захватываются чтением, как правило, те, кто ненасытно читал и в молодости. В основном они охотно читают простые тексты (газеты, журналы, детективы). Считать такое чтение абсолютно полезным нет оснований, поскольку оно не препятствует ухудшению способностей к чтению.

Итак, в период старости происходит снижение интеллектуальной активности человека. Это обусловлено ухудшением сенсорных функций, физическими, социальными и психологическими факторами.

Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической литературы мной были выявлены необходимые для проведения работы по исследованию развития мышления этапы развития человека, а также определены закономерности развития мышления на различных этапах. Кроме того, был подробно рассмотрен сам феномен мышления.

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В связи с тем, что развитие мышление крайне важно для человека, существует множество тестов на определение его уровня. Большинство из них называются тестами IQ (от англ. intelligence quotient). Эти тесты нацелены не на определение уровня эрудиции человека, а на оценку мыслительных способностей. Таким образом, по моему мнению, тесты на определение IQ могут служить методом диагностики уровня развития мышления. В то же время, существует множество подобных тестов, но для моей работы необходимо выбрать нечто, имеющее больше других право называться универсальным, нечто более объективное. Наиболее корректным будет проведение диагностики уровня мышления (и, если уже можно будет об этом говорить в силу возраста, уровня IQ) у представителей различных возрастов, ориентируясь на выбранную ранее периодизацию.

Выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта. Первые состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме -- это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно делаются простыми и по возможности короткими.

Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление. Так как изучается развитие в нескольких возрастных периодах, одним из самых подходящих тестов будет тест Равена. Существует и детская, и взрослые версии этого теста, и кроме того, он не будет опираться на какие-либо знания (дабы не делать их необходимостью, идеалом, ведь это сделало бы тестирование крайне субъективным, а также затруднило бы выявление уровня развития функционирующих познавательных процессов).

Для большей наглядности на разных возрастных этапах будут использоваться и другие тесты, опять же, чтобы по возможности максимально приблизиться к объективности.

ОТВЕТ. Закономерные изменения мозга являются частью нормально­го процесса старения. Следствием таких изменений являются изменения интеллектуальной активности. Д. Векслер, приме­нивший свою шкалу интеллекта к представителям разных возра­стов, сделал вывод о том, что поздняя зрелость характеризуется снижением общей интеллектуальной деятельности, обусловлен­ным закономерными процессами старения. Однако в своих более поздних исследованиях он обнаружил, что вербальные навы­ки поддерживаются на относительно хорошем уровне в поздних возрастах, в то время как результаты тестов на сообразительность оказались ниже, чем у представителей других возрастов. Дж. Хорн выдвинул предположение, что этот факт является результатом различного вклада биологических возрастных изме­нений в выполнение вербальных и невербальных тестов. Он сформулировал свою теорию текучего и кристаллизованного интеллекта. Текучий интеллект - это широкая область интел­лектуального функционирования, ассоциируемая со способнос­тями, с помощью которых мы обретаем новые знания и навыки. Этот тип интеллекта постепенно снижается на протяжении всего периода зрелости, что особенно заметно в поздней зрелости. В отличие от текучего, кристаллизованный интеллект ассоции­руется со способностями, которые приходят с опытом и образо­ванием, и включает вербальные навыки, осведомленность, а также весь объем знаний, накопленных в течение жизни. Кристаллизо­ванный интеллект включает также способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. В отли­чие от текучего интеллекта кристаллизованный интеллект часто улучшается в течение всей жизни, пока люди способны получать и сохранять информацию. П. Балтес и К. Шайн показали, что у людей с высоким образо­вательным уровнем многие интеллектуальные способности про­должают нарастать с возрастом, по крайней мере до семидесяти­летнего возраста. Причем эти способности относятся как к те кучему, так и к кристаллизованному интеллекту. Анализируя по­лученные данные, К. Шайн высказал предположение, что изме­нения в поздних возрастах затрагивают не саму природу интеллек­та, а его функцию. С наступлением пожилого возраста изменяет­ся использование знаний: люди возвращаются к собственным ценностям и установкам, их занимают не абстрактные рассужде­ния, а реальные вопросы, они способны мыслить абстрактно, но в отличие от молодых людей не склонны заниматься решением задач ради них самих и могут противиться решению заданий типа тестов IQ. Наиболее очевидно проявляют себя механизмы компенсации возрастных интеллектуальных изменений при исследовании тех функций, которые обнаруживают очевидное ухудшение с возрас­том. Американскими психологами было убедительно показано, что скорость переработки информации, скорость извлечения информации из долговременной памяти, скорость оперирова­ния образами, скорость всех умственных и физических операций однозначно снижаются к старости. При этом те интеллектуаль­ные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, проявляют спад в старости. Компенсация снижения скорости реакции со стороны возрастающего опыта представля­ет собой тот механизм, с помощью которого пожилые люди под­держивают свои когнитивные функции в разных видах умствен­ной деятельности, включая память и принятие решения. Боль­шинство тестов памяти и способности к принятию решений измеряют абстрактную и тривиальную деятельность, которая на­поминает испытание на школьных экзаменах. В ней пожилые люди чувствуют себя непривычно. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Пожилые люди могут иногда действовать медленно потому, что в последнее время не пользо­вались конкретными проверяемыми навыками.

011. КАКОВЫ МЕХАНИЗМЫ КОМПЕНСАЦИИ ВОЗМОЖНОГО СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРОСТИ?

ОТВЕТ. В исследовании П. Балтеса особое внимание уделялось меха­низмам компенсации тех структур интеллекта, которые наибо­лее уязвимы под влиянием возрастного фактора, - скорость и точность интеллектуальных процессов, логические операции и др. Эти исследования помогли структурно описать то понятие, которое обобщенно именуется «опыт», и разработать модель адаптационного механизма, поддерживающего интеллектуаль­ную активность в старости, которую П. Балтес назвал «селектив­ной оптимизацией с компенсацией». Эта модель предполагает, что по мере того, как пожилые люди осознают потери своего интеллекта, у них происходит изменение их умственной деятельности в трех направлениях: по линии селекции (отбора) - снижение объема функциони­рования с возрастом побуждает пожилых людей отбирать только те виды активности, с которыми они справляются наилучшим образом; по линии оптимизации - она предполагает возможность под­держания уровня выполнения деятельности в некоторых областях в результате увеличения объема практики, более тщательной под­готовки к деятельности и использования новых технологий; по линии компенсации - она становится необходимой, когда задачи, которые возникают в ходе выполнения деятельности, значительно превышают тот актуальный потенциал, которым обладает старый человек, и возникает необходимость переструк­турирования ситуации в целом. П. Балтес неоднократно подчеркивал, что процесс селектив­ной оптимизации с компенсацией особенно эффективен тогда, когда человек прекращает участие в производительной жизни общества, что обусловливает потерю важного компонента чело­веческой жизни. В зарубежных исследованиях интеллектуальной деятельности пожилых людей особое внимание уделяется роли тренировки интеллектуальных функций для поддержания общего уровня когнитивной активности. Практически все исследователи схо­дятся на том, что когнитивные навыки тренируются. Проведен­ные западными психологами многочисленные исследования общей интеллектуальной функции в старости обнаружили сле­дующее. Эта функция значительно ослабевает не столько под влиянием собственно возрастного фактора, сколько ввиду нетре­нированности, незадейственности интеллектуальных способно­стей в жизни и деятельности, а также под влиянием ухудшения здоровья. Однако на любом временном отрезке старости имеют место индивидуальные различия во времени начала ухудшения интеллектуальных функций и скорости этого процесса.

Данные, полученные П. Балтесом, показали, что на обшую картину динамики познавательных функций в старости большой отпечаток откладывают образование, здоровье, работа и когни­тивная тренировка. Совместное изучение этих факторов указы­вает на необходимость принятия во внимание когортного эф­фекта при изучении когнитивной активности в старости. Опыт работы существенно влияет на когнитивную сохранность в старости, но прежде всего в том случае, если профессиональная деятельность в зрелости была когнитивно ориентирована. Здоровье непосредственно и напрямую влияет на качество и способность к интеллектуальной деятельности в старости. Некоторые медицинские препараты, необходимые для лечения соматических заболеваний, ослабляют функцию памяти и при­нятия решений.

012.КАКИМ ОБРАЗОМ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ В СТАРОСТИ?

ОТВЕТ. Восприятие. В старости острота зрительного и слухового вос­приятия связана с ослаблением интеллектуальной деятельности. Эта связь предполагает наличие общего механизма, посредством которого снижение мозговой активности влияет как на сенсор­ные способности, так и на когнитивные процессы. Существует, однако, и альтернативное объяснение, согласно которому зат­руднение восприятия влечет за собой перегрузку процессов вни­мания и, как следствие, ухудшение выполнения различных ког­нитивных заданий. Н. Ф. Шахматов отмечал, что восприятие в старости становит­ся все менее четким, и пожилой человек вынужден прибегать к во­ображению, чтобы расшифровать искаженное и неадекватное восприятие. Большое значение при расстройствах восприятия в старости имеет фактор так называемой сенсорной депривации (ограничения количества и качества информации, поступающей в организм извне). Нормальное функционирование нервной систе­мы требует постоянной подачи чувствительных раздражителей. Внимание. Согласно Э. Я. Штернбергу основное, что характе­ризует старение, - это снижение психической активности, выражающееся в сужении объема внимания, затруднении сосре­доточения и переключения внимания. По мнению Э. Д. Смит, в процессе старения поле внимания становится уже и «затуманивается», периферия практически совсем ослабевает, поэтому то, что находится в центре внима­ния, у пожилых людей все меньше связывается с другими впечат­лениями, мыслями и ощущениями, становится самодовлеющим и замкнутым. Он также указывает, что типичным изменением функции внимания в старости является ослабление контроля за привычными, механическими действиями, утрата внешних раз­дражителей, указывающих на необходимость учитывать окружаю­щую обстановку.

Возрастное изменение внимания к окружающей обстановке снижает также подсознательный контроль за последовательнос­тью раздражителей, что лишает пожилых людей былой ловкости.

013.КАКОВЫ ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ?

ОТВЕТ. Память. Воспоминания занимают особое место в психиче­ском статусе пожилого человека. Положительная эмоциональная окраска воспоминаний прожитой жизни - это важнейший мо­мент аффективной жизни пожилых людей. Резкое ухудшение памяти является показателем сенильных деменций. Концепции ухудшения памяти обычно опираются на клинические данные, и специалист должен различать мягкие изменения, характерные для нормального старения, и более грубые и обширные проблемы, связанные с деменциями. В старости ухудшение может иметь место в любом виде памя­ти. Информация может быть пропущена в сенсорном регистре, может оказаться не переработанной в рабочей памяти, может не достичь хранилища, может разложиться в хранилище, или могут возникнуть проблемы с извлечением следов информации. Возрастные изменения кратковременной памяти и ее объема не были выявлены. Однако в случаях нормального старения была обнаружена дефицитарность в области оперативной (рабочей) памяти. Эта дефицитарность коснулась проблемы переработки информации. Исследования оперативной памяти рядом авторов позволили сделать вывод о том, что серьезные возрастные изме­нения проявляют себя тогда, когда требуется значительная пере­работка информации на входе, когда пожилому человеку одно­моментно предъявляется большой объем информации, когда материал сложен и им необходимо манипулировать. Авторы предположили, что старые люди имеют ухудшение не в утилизации новой информации, а в извлечении следов из долго­временной памяти. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удер­живать все же чуть меньше информации, чем молодые. В сред­нем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Большинство исследований все же не обнаружили существен­ных различий между первичной (кратковременной) памятью мо­лодых и пожилых людей. По сравнению с сенсорной и первич­ной памятью во вторичной (долговременной) памяти, как пока­зывают исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Третичная память, или память на отдельные события, по всей видимости, сохраняется у пожилых людей практически полностью. Согласно некоторым исследованиям, пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем люди более молодые. Исследования изменений в поздней старости (70-90 лет) по типам памяти обнаружили следующие закономерности: особен­но страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняет­ся логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении. Основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи. Ведущим видом памяти становится логическая память.

Одно из главных из­менений познавательной способности в поздней взрос­лости - это снижение скорости выполнения физиче­ских и умственных операций. У по­жилых людей возрастает время реакции, замедляется об­работка перцептивной информации и снижается ско­рость когнитивных процессов. Отчасти эта медлитель­ность может объясняться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Немного потренировавшись, пожилые люди часто в со­стоянии компенсировать потерю скорости, а во многих случаях почти восстановить прежнюю скорость.

Память По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать все же чуть меньше информа­ции, чем молодые. В среднем, их объем восприятия не­сколько меньше, особенно когда два события происхо­дят одновременно. Согласно работам, по­священным изучению процессов заучивания и воспро­изведения, пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка В некоторых исследованиях памяти указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффектив­ность организации, повторения и кодирования запоми­наемого материала. Однако после тщательного инструк­тирования и небольшой практики они справляются с этими операциями существенно лучше.

Эффективность обучения, однако, не безгранична. Даже после тренировки людям за 70 не всегда удается до­стичь уровня молодых взрослых

Исследования изменений в поздней старости (70-90 лет) по типам памяти обнаружили следующие за­кономерности: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память;образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при ме­ханическом запечатлении; основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память.

У стариков проявляется жизненная мудрость. Согласно Балтесу, можно выделить пять основ­ных свойств мудрости. Во-первых, мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопро­сов. Часто это вопросы, касающиеся смысла жизни. Во-вторых, уровень знаний, суждений и советов, отра­жаемый в мудрости, исключительно высок. В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применяться в осо­бых ситуациях. В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель (характер) и используется как ради лично­го благополучия, так и для пользы человечества. В-пя­тых, хотя достичь мудрости нелегко, большинство лю­дей распознают ее без труда.

Психологические характеристики и особенности личностного самоопреде­ления отдельных периодов старости по Н.С. Пряжникову:

Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пен­сию) - это, прежде всего, ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется следующими положениями.

1)

Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возмож­ность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение ак­тивной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией.

Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой сторо­ны, человека не хотят отпускать, и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников.

Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию».

/Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе.

2) Ведущая деятельность:

Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профес­сиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую па­мять» на работе.

Стремление передать свой опыт ученикам и последователям.

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «раз­рываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода).

концу предпенсионого периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это, прежде всего, освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1) Социальная ситуация развития:

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраня­ются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными.

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответ­ственно со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам).

Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры-общественни­ки сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обза­водятся новыми «деловыми» контактами).

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у кото­рого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей ха­рактеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2) Ведущая деятельность:

Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах действительности (в воспитании внуков, домаш­нем хозяйстве, хобби, новых отношениях, общественной деятельности и т. п.) - это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»).

Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение ра­боты по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работа­ющего пенсионера значительно повышается чувство собственной зна­чимости.

Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста.

Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1) Социальная ситуация развития:

  • Общение в основном с такими же старцами.
  • Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свобод­ное время старика, либо просто «опекают» его.
  • Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в об­щественной деятельности (или даже в продолжающейся профессио­нальной деятельности).
  • Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интим­ность и становятся более обобщенными».

2) Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой.

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственно­го достоинства, согласно принципу: «Пока я делаю хоть что-то полез­ное для окружающих, я существую и требую к себе уважения».

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей дея­тельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приоб­щении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь в период старения человека претерпевают значительные изменения.

У пожилых людей ухудшается работа слухового анализатора, причем это ухудшение носит избирательный характер. Наибольшие изменения происходят в высокочастотном диапазоне (4000-16000 Гц.). После 40 лет у человека снижается громкостная чувствительность. В диапазоне средних частот, где располагаются речевые звуки, отмечаются незначительные ухудшения. А вот низкочастотные звуки (30-200 Гц) человек даже в глубокой старости воспринимает практически без изменений.

Снижается острота и поле зрения. С разной скоростью происходит снижение цветовой чувствительности. Быстрее всего она ослабевает на красный и синий цвет, медленнее на зеленый, и практически не изменяется на желтый. Изменяется сенсорная (кожная) чувствительность. Сила и качество ощущений боли, тепла, холода у пожилых людей снижается. Они не ощущают боли от уколов, легко удерживают в руках чашку с горячим чаем, зимой не одевают на руки перчатки или варежки. Дольше всего сохраняют чувствительность кисти рук и локти.

У пожилых людей наблюдается изменения памяти. В возрасте 70-90 лет особенно страдает механическое запечатление. Запоминание логически малосвязанного материала представляет для пожилого человека непосильную задачу. Лучше всего сохраняется логическая, вербальная память. Основой прочности памяти в позднем возрасте являются смысловые связи. Страдает также кратковременная память. Человек не может вспомнить то, что было вчера. В тоже время долговременная память позволяет ясно вспоминать события давно минувших дней.

В целом нарушения памяти приводит к ослаблению интеллекта в позднем возрасте. Ослабление интеллекта с возрастом проявляется в замедлении восприятия, уменьшении объективности мышления, в косности суждений. Преобладают категоричные суждения, окрашенные субъективным опытом. Пожилой человек стремиться всегда подвести их под верного или неверного.

При исследовании мыслительной деятельности пожилых людей было отмечено прогрессивное падение способности рассуждать на абстрактном уровне, проводить сравнения, создавать новые понятия. У пожилых людей появляется большая осторожность в формировании новых идей, поэтому им требуется больше времени, чем молодым, чтобы прийти к тем же самым выводам.

Исследователи подчеркивают, что в период геронтогенеза особенно примечателен противоположный ход развития вербальных (информированность, словарный запас) и невербальных (практический интеллект) функций. Снижение невербальных функций становиться выраженным к 40 годам. Между тем вербальные функции с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня в 40-70 лет. Речь человека подвергается изменениям значительно позже других функций и противостоит общему процессу старения.

В целом интеллектуальные способности человека в начале старости не только еще не ослаблены, но даже совершенствуются. Исследователи выделяют пик творческой активности в 50-55 лет. Дальнейший спад продуктивности ученых старшего возраста связан не с ухудшением интеллектуальных способностей, а с ослаблением мотивации и потерей творческой смелости.

Наряду с процессами старения в организме человека развиваются приспособительные психологические механизма, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться до глубокой старости.

Так, например, слабеющая непроизвольная память компенсируется богатой ассоциативной или навыком записывать необходимые сведения, недостаточное распределение внимания восполняется его повышенной переключаемостью.

Путь сохранения интеллекта связан с реализацией активного взаимодействия в социальной и практической сфере. Расширение социальных контактов или поддержка их на достаточно высоком уровне преодолевают у пожилых людей категоричность и косность суждений, стремление к опоре на прошлый опыт вопреки логическим построениям.


Просмотров: 4935
Категория:

Похожие публикации