Семья и здоровый образ жизни человека. Будьте здоровы: семья и здоровый образ жизни человека, о формировании. Благоприятный психо-эмоциональный климат

Урок 12

НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Предмет: ОБЖ.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Глава 3. Нравственность и здоровье.

Урок №12. Нравственность и здоровый образ жизни.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть влияние нравственных ориентиров человека на здоровье и благополучие в жизнедеятельности.

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний.

    Какое значение имеет личная гигиена в сохранении и укреплении вашего здоровья?

    Какое значение имеет гигиена кожи для здоровья человека?

    Какие существуют правила ухода за зубами?

    Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

    Работа над новым материалом.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, это этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами (С. И. Ожегов. Словарь русского языка).

Семья – это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

Добавим к этому, что нравственность – это такие этические нормы и правила поведения человека, которые призваны сохранить человечество как вид на планете Земля от внешних и внутренних угроз в реальной окружающей среде.

Одним из основных направлений нравственного поведения человека должны стать его духовные и физические качества, которые обеспечивают непрерывную смену поколений.

История человечества и всех составляющих (и составлявших) его народов представляет непрерывную смену поколений. Прекращение смены поколений людей в рамках их любой общности означает наступление конца её истории.

Смена поколений продолжается до того времени, пока люди поддерживают устойчивую систему воспроизводства, т. е. рождение и воспитание здорового потомства, способного обеспечить дальнейшее продвижение общества по пути цивилизации.

Семье всегда отводилась и отводится решающая роль в этом процессе.

Воспроизводство является одной из основных функций семьи. Важной социальной демографической группой населения является молодая семья в период её образования и становления. Молодой семьёй большинство демографов считают супругов в возрасте не более 24-25 лет и состоящих в браке не более 5 лет.

По данным статистики, в большинстве молодых семей первый ребёнок рождается в первые 2 года брака и значительная часть молодых семей в первые 5 лет супружества имеют двоих детей.

В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребёнка. Для каждого человека, как и для общества в целом, важно здоровое функционирование семьи.

Неподготовленность молодёжи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии её развития приводит к тому, что дети с раннего возраста часто воспитываются без отцов, а разведённые молодые люди не сразу вступают в повторный брак. Это снижает рождаемость и является главной причиной неблагоприятной демографической ситуации в России и фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровья молодёжи.

Выделим несколько факторов, оказывающих отрицательное влияние на прочность молодой семьи. Прежде всего это ранний возраст вступающих в брак. В таких семьях, как правило, наблюдается отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности. Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы супружества.

По данным наблюдений, интенсивная половая жизнь в молодом возрасте (примерно до 35-40 лет) имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Кроме того, раннее начало половой жизни неблагоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключённые между юношами и девушками, ещё не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, а дети, рождающиеся у таких родителей, - слабыми.

Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет.

Необходимо особо подчеркнуть, что самое большое зло для будущего ребёнка – употребление алкоголя одним или обоими родителями. Даже умеренное потребление спиртных напитков перед зачатием обычно не проходит бесследно. Ребёнок, родившийся от таких родителей, возбудим, беспокоен, плохо спит.

Кроме того, у родителей, злоупотребляющих спиртным, дети часто рождаются с различными уродствами. Учёными многих стран выполнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт: если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими отклонениями.

Особо стоит ещё раз подчеркнуть опасность для здоровья беспорядочной половой жизни. Такая жизнь ведёт к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями.

Основу личного счастья составляет семья, созданная на глубокой взаимной привязанности и уважении супругов. Вырабатывать же качества бережного отношения друг к другу необходимо начинать ещё до брака, в период знакомства.

Многого можно достигнуть воспитанием в себе умения выслушать собеседника. Поэтому очень важно до вступления в брак, в период ухаживания, более детально познакомиться друг с другом и выяснить отношение к основным моментам совместной жизни. Будущий брак следует рассматривать как союз, необходимый не только для рождения детей, но и для развития личности каждого из супругов. Юноши и девушки в период добрачного знакомства сами должны определить, подходят ли они друг другу.

    Выводы.

    Юноши и девушки, как потенциальные родители, должны понимать значение семьи в личной жизни и роль семьи в обществе.

    Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнёров и о болезнях, передающихся половым путём.

    На гармонию в совместной жизни оказывают влияние психологический, культурный, материальный факторы.

    Вопросы.

    Что следует понимать под нравственностью человека?

    Какова роль семьи в обеспечении смены поколений в человеческом обществе?

    Какими качествами должны обладать молодые люди, решившие создать благополучную семью?

    К каким отрицательным последствиям для здоровья человека могут привести ранние половые связи? Приведите примеры из жизни знакомых вам людей.

    Задание.

Прочитайте «семь правил, соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой», предложенных в книге Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей», сформируйте своё отношение к предложенным советам и оцените свои возможности для их соблюдения.

    Дополнительные материалы к §12.

Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни

Для удачного брачного союза можно обозначить ряд факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни: психологический, культурный, материальный.

Психологический фактор определяет степень соответствия взглядов партнёров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье).

Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов. Хорошо, когда мужчину и женщину объединяют общие интересы, связанные с физической культурой (туризм, лыжи, спортивные игры и др.). Активный отдых снимает многие проблемы. Отдых сам по себе подразумевает отсутствие причин к раздражению и ссорам.

Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи.

Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные.

Семь правил Дейла Карнеги 1 , соблюдение которых

позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой

    Не нужно придираться.

    Не пытайтесь переделать своего супруга.

    Не критикуйте.

    Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность.

    Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.

    Будьте предупредительны.

    Прочтите хорошую книгу о сексуальной стороне супружеской жизни. Обсудите её содержание; определите, какие советы для вас приемлемы, какие нет и почему.

    Окончание урока.

    Домашнее задание. Подготовить к пересказу §12 «Нравственность и здоровый образ жизни» (сс. 66-69); выполнить задание (рубрика «Задание», с. 68).

    Выставление и комментирование оценок.

1 Дейл Карнеги (1888-1955) – американский специалист в области человеческих отношений, автор популярных книг («Как завоёвывать друзей» и др.), содержащих набор актуальных правил для достижения успеха в жизни. жизни . Ребята продолжают...

  • Океан отношений Программа формирования у старших подростков установок на здоровый образ жизни (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида)

    Пояснительная записка

    Установок на здоровый образ жизни . Предлагаются примерные варианты уроков и психологических тренингов, ... соматическом, физическом, психическом и нравственном здоровье в работе образовательных учреждений... колеблется в пределах 12 -20%. На частоту...

  • «Формирование здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры»

    Документ

    ... здорового образа жизни школьника как ценности. Здоровый образ жизни школьника - это: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие...

  • Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 1-4 классов рассчитана на формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработку разумного отношения к нему.

    Программа

    128 8. Программа по нравственно -этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов... здорового образа жизни . Игры на свежем воздухе III четверть (12 ...). Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные...

  • Цель: Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.

    Оборудование:

    • раздаточный материал,
    • тематические плакаты,
    • доска,

    I. Актуализация урока.

    Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок желаний”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.

    Цель анкетирования: Выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.

    АНКЕТА

    ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
    1 ДЕНЬГИ
    2 ОБРАЗОВАНИЕ
    3 ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ)
    4 СЕМЬЯ
    5 КАРЬЕРА
    6 ЗДОРОВЬЕ
    7 НЕДВИЖИМОСТЬ
    8 ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    9 ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА
    10 СЧАСТЬЕ

    Опрос учащихся: какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили. Беседа с учащими.

    Учитель. В мире существует более 1000 неизлечимых заболеваний. Некоторые заболевания редкие и встречаются единичный случай, на 10000-20000 тыс. человек, некоторые встречаются чаще в виде инфекционных заболеваний, например: СПИД, лихорадка Эбола и т.д.

    Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но он неизлечимо болен (парализован), сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью? Учитель. Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемою работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист? Некоторые из вас на первое место выбрали семью, но представьте, что в семье тяжело больной человек, за которым необходим ежеминутный, ежечасный уход. Счастлив ли данный человек, данная семья?

    Вопрос к учащимся: Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?

    II. Вопрос к учащимся: определите тему сегодняшнего урока?

    Работа по теме: “Здоровый образ жизни”

    1) Вступительная беседа: Что такое здоровье.

    • Определение понятия здоровье человека.

    Учитель: В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – “это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов”. Вопрос к учащимся: Какова цель здорового образа жизни?

    2) Практическое упражнение Цель: дать возможность учащимся поразмыслить над жизненными целями и необходимостью вести здоровый образ жизни.

    17-18 лет- жизненная цель?

    23-24 года - жизненная цель?

    26-27 лет - жизненная цель?

    30-37 лет - жизненная цель?

    50-55 лет - жизненная цель?

    Вопрос к учащимся: что будет с человеком, если он на определенном жизненном отрезке (например, в 23-24 года), пристрастился к алкоголю. Каковы дальнейшие жизненные последствия.

    Обсуждение предлагаемой ситуации.

    Вопрос к учащимся: по каким критериям можно определить, что нация в данном государстве здорова.

    Учитель: главным критерием здоровья нации является - продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство. Рассмотрим продолжительность жизни населения отображенную на плакате.

    ЕВРОПА - 74.9 лет.

    США - 75.0 лет.

    КАНАДА - 76.0 лет.

    РОССИЯ - 57.7 лет (мужчины).

    ЯПОНИЯ - 87.5 лет.

    ИСЛАНДИЯ - 80.0 лет.

    Национальный центр статистики США опубликовал причины, которые уменьшают продолжительность жизни населения: заболевания сердечно - сосудистой системы – 17.5 лет жизни, раковые заболевания - 2.5 года, отсутствие здорового образа жизни – 22.5 года.

    III. Закрепление изученного материала.

    Интеллектуальная игра “Депутаты государственной думы”

    Организационный момент. Учитель делит класс на три группы.

    Цель игры: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана. Учитель. Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия. Группа готовит лидера для защиты проекта.

    Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров групп.

    IV. Подведение итогов урока . Учитель обсуждает с учащимися какие новые знания получены, что было полезно.

    Используемая литература

    1. А.Н. Маюров, Я.А Маюров. “В здоровом теле – здоровый дух”. Учебное пособие.
    2. А.Т Смирнов, Б.И Мишин. “Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ”. Методическое пособие.
    3. Б.Н Чумаков “Валеология” Курс лекций.

    Здоровый образ жизни в семье

    Формирование здорового образа жизни детей – задача совместная и дошкольных и школьных учреждений, и, конечно, семьи. ЗОЖ – «избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, для их здоровья на будущее. Многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители их, приучали к правильной здоровой еде , привили бы любовь к спорту и двигательной активности . При этом, безусловно, на первом месте – личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье .

    Ответьте на вопросы небольшой анкеты «да» или «нет»

      болел ребенок за последние 6-12 мес.?

      причина болезни?

      соблюдает ребенок режим дня?

      делает гимнастику?

      зубы чистит каждый день?

      на свежем воздухе бывает ежедневно? Сколько часов?

      ест свежие фрукты и овощи ежедневно? Сколько?

      вы одеваете его по погоде?

      посещает секции или кружки, связанные с двигательной активностью?

      есть в домашней библиотеке книги о здоровье, кроме «Мойдодыра»?

    Ответили хотя бы 2 раза «нет», делайте выводы. Именно Вы ответственны за будущее ребенка, сам он не в состоянии знать, как и что надо делать, чтобы быть здоровым.

    Если речь идет о дошкольниках, внимание должно быть уделено следующим моментам :

      Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей все гигиеническим навыкам: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.

      Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т.п.

      Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы – транспорт, соблюдение правил безопасности при занятиях спортом: коньки, санки и т.п. Ребенок должен знать, что делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.

    В каждой семье есть свои традиции. Если Вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия , такие как: семейные завтраки – обеды – ужины (по обстоятельствам), совместные прогулки – лыжные или велосипедные, походы в кино и театры, семейные праздники, семейные чтения, - за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.

    Во время таких мероприятий, как например, семейный обед , можно научить ребенка хорошим манерам и правилам поведения, приучить к . Все домашние, в том числе, и дети расслабляются, успокаиваются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро закрепляются надолго, может быть, и на всю жизнь.

    И еще раз хочется напомнить взрослым. Важен пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения. Вы тоже должны вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и выполнять необходимые гигиенические требования. Это на пользу Вам, семье, ребенку.

    Здоровый образ жизни это:

      Рациональное правильное питание

      Рациональный режим дня

      Закаливание.

      Личная гигиена

      Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.

    Рациональное правильное питание: важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие.

    Правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы. Соблюдение указанных объемов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может снизится аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует ожирению. При недостаточном объеме порций ребенок не испытывает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии.

    Рациональный режим дня : фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большее значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразнее чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

      Определенную продолжительность знаний, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

      Регулярное питание;

      Полноценный сон;

      Достаточное пребывание на воздухе.

    Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для современного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

    Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудится, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

      Задачи воспитания и обучения:

      Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности

      Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

      Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности выполнения движений.

      Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью около 10-12 минут.

      Во время занятий, требующих большой умственный нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультурные минутки продолжительностью от 1 до 3 мин.

      Обеспечить достаточную, соответствующую возрастным способностям двигательную активность детей в течении всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

      Проводить физкультурные досуги один раз в месяц длительностью до 40 минут.

      Проводить физкультурные праздники два раза в год (зимний и летний) длительностью до 60 минут.

      Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп.

      Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и в высоту с разбега.

      Добиваться активного движения киста руки при броске.

      Учить перелезанию с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.

      Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу, выполнять движения ритмично, в указанном воспитателем темпе.

      Развивать психофизические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость).

      Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движения и ориентировку в пространстве.

      Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.

      Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.

      Обеспечить разностороннее развитее личности ребенка.

      Воспитывать выдержку, настойчивость решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.

      Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, уметь придумывать варианты игр, свои собственные игры, комбинировать движения.

      Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным в области спорта.

    Закаливание : эффективным средством укреплений здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода- факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.)

    Закаливание- это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.

    Хорошее средство укрепления здоровья- закаливание водой. Дети любят играть с ней; такие занятия улучшают настроение, вызывает у детей радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

    Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении: повышенная агрессивность детей- одна из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:

      кризисом семейного воспитания;

      невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей;

      увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;

      пропагандой культа насилия в средствах массовой информации.

    Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко-ответную агрессию. Между тем особенно важна помощь дошкольникам, агрессивности которых находится только в стадии становления.

    Агрессивное поведениенормальное явление в развитие ребенка, есть разные стадии его формирования и проявления. Оно может то затухнуть, то проявляться новой силой. Родителям необходимо относится к этому без излишней паники, контролировать свои реакции, поскольку именно от них зависит, пройдет ли этот период агрессивности или задержится и станет личностной чертой ребенка.

    Каждому человеку хотелось бы быть здоровым, а все родители желают, чтобы их дети не болели. Это совершенно естественные и объяснимые желания, но мало кто знает о том, как нужно вести себя, чтобы они стали реальностью. На самом деле, здоровье индивида закладывается в самом раннем возрасте, и часто, еще до непосредственного появления на свет – на этапе внутриутробного развития. И если вы действительно хотите здоровья для себя и своих близких - будьте здоровы, и отталкивайтесь от того, что семья и здоровый образ жизни человека должны быть тесно связаны между собой.

    В целом, здоровый образ жизни является тем ритмом существования, который помогает предупредить разного рода болезни и укрепить здоровье. Здоровый человек – это не идеал, а также не абстрактная ценность, это вполне достижимая норма для большинства из нас.

    Наше здоровье и здоровье наших деток начинается с семьи. Именно первые полезные и вредные привычки мы можем увидеть среди семьи и родных людей. Каждый родитель, любящий своего ребенка, заботится о его самочувствии, правильном физическом и умственном развитии, и о здоровье в общем. При этом воспитание детей стоит рассматривать не только как большую радость, но и как огромную ответственность и постоянный труд.

    Здоровый малыш с достаточным уровнем развития обладает высокой устойчивостью к агрессивному воздействию среды, он также устойчив к утомлению и отличается нормальной социальной и физиологической адаптированостью. Хорошее здоровье в семье – это на самом деле образ жизни. Мы выбираем его, если хотим достичь максимального благополучия.

    И именно взрослые несут ответственность за формирование здорового образа жизни в семье и у ребенка навыков правильного отношения к собственному здоровью, а также умения заботиться о собственном теле.

    Как показывает практика, рост детской заболеваемости напрямую зависит от образа жизни семьи. Ведь мало кто из родителей может стать действительно положительным примером здорового существования, так как многие имеют никотиновую и алкогольную зависимость, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и компьютерные игры нахождению на свежем воздухе и занятиям разными видами спорта. Многие из нас также совершенно не имеют представления, как правильно приобщить детей к здоровому образу жизни. Ведь важно не только сберечь ребенка от вредного влияния, но и создать его организму условия для повышения работоспособности и иммунитета.

    Поэтому с раннего возраста в семье должны применяться и активно внедряться понятия о режиме дня, правильном питании и закаливании, а также должна формироваться привычка к движению.

    Весьма важным фактором для поддержания здоровья всей семьи, в общем, и детей в частности можно назвать правильную организацию режима дня. Режим должен оптимально сочетать в себе время бодрствования и сна, удовлетворять потребности в пище, а также в деятельности, отдыхе и движении. Помимо того режим способствует появлению дисциплины, помогает сформировать многие полезные навыки и привыкнуть к определенному ритму. Крайне важно также согласовывать режим не только на будние дни, но и выходные.

    Родителям следует приучать детей к полезным привычкам, чтобы этот процесс был непрерывным и составлял основу для становления характера. Так многие из нас могут рассказать малышам о своем детстве, вспомнить подвижные игры тех времен. Кроме того, крайне важную роль играет общность поколений. Родители учат детей создавать положительную атмосферу, помогают правильно отдыхать. Именно на своем примере нужно показывать предпочтение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. Всей семьей стоит принимать участие в спортивных соревнованиях, пешеходных прогулках и пр. Родителям следует занять позицию активного участника, показывая деткам на практике, что именно важно для здоровья.

    Собственный пример играет важную роль и при воспитании привычки к здоровому питанию. Дети должны интересоваться тем, как работает их организм и как можно сделать его еще сильнее и здоровее. Но при этом ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-либо, что ему не хочется. Так, если вся семья будет питаться исключительно правильно и систематически выполнять зарядку, то необходимость и нормальность такого поведения передастся и детям.

    Для формирования здоровой личности в семье крайне важно проводить свободное время в общении друг с другом. Так в выходные всей семьей можно запланировать поход на стадион, в бассейн либо тренажерный зал, отправиться в лес или к реке, устроить лыжную прогулку или выбраться на каток.

    Даже трудовая деятельность, которая не может быть особенно интересной, при семейном выполнении становится совершенно не скучной и помогает сформировать здоровые отношения внутри семьи. Так всем вместе хорошо убирать в квартире, благоустраивать территорию и заниматься приусадебным участком.

    Формирование здорового образа жизни в семье помогает не только сделать тело здоровым и сильным. Правильный подход к такому ответственному занятию помогает ребенку научиться выстраивать отношения с родителями, сверстниками и прочими людьми. Кроме того соблюдение здорового образа на порядок снижает тревожность и агрессивность.

    Такая внутрисемейная политика способствует укреплению семьи, улучшает не только физическое, но и духовное здоровье. Поэтому решение проблемы оздоровления всех без исключения членов семьи возможно лишь при соблюдении единой программы. Будьте здоровы!

    Екатерина, www.сайт

    P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

    Ритм современной жизни практически неуловим. Хочется поспеть за всеми, все освоить, покорить все высоты. Легко объяснимо то, что для всего этого человеку необходимо крепкое здоровье. Еще десятилетие назад курящая девушка была среди молодежи образцом для подражания. Сейчас к такому явлению многие относятся негативно, понимая, что к хорошим последствиям это не приведет. Радует то, что интернет и многие другие СМИ полны полезной информации, ознакомившись с которой, разумный человек придет к выводу, что курение, алкоголь и употребление наркотиков никогда не приведут к положительным результатам. Давайте вместе попытаемся заглянуть в духовную сущность представительницы прекрасной половины человечества. Кто она - женщина? Это Муза, это объект для восхищения, наконец, это обладательница необыкновенного дара, который заключается в продолжении людского рода. Несложно понять, что курящая женщина или же женщина с пристрастием к алкогольным напиткам, совершает преступление по отношению к своему будущему ребенку. Пренебрегая своим здоровьем, она ставит под угрозу жизнь своего еще не родившегося дитя. Я считаю, что в российском законодательстве должна появиться статья, которая предусматривает ответственность подобной женщины за здоровье своего ребенка. Человеческая жизнь, к сожалению, дана Богом единожды, и, думаю, любой разумный человек постарается прожить ее так, чтобы не сожалеть о своих поступках, не укорять себя за какие-то деяния. Хочется верить, что уже в юности человек, «взвесив» на весах все явления нашего общества, сделает правильный выбор. И та чаша весов, на которой будут расположены такие «черные» слова, как «алкоголизм», «курение» и «наркотики», водрузится ввысь! «Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком - Умным, Красивым и Здоровым» (Эммануил Кант). Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле -- здоровый дух”. Здоровая семья всегда есть и будет являться здоровой нацией. Задача государства - растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан.

    В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья? Здоровая семья - это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

    Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья - это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.

    Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

    Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

    Настоящим бедствием становится распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Так среди подростков нашего города отмечается 32% курящих, 63% употребляют алкоголь. Вместе с тем, уровень информированности подростков по вопросам последствий злоупотребления табачной и алкогольной продукцией очень невысокий. Что же получается? Прогнозируемый вред от курения, употребления спиртных напитков, представляется для одних подростков слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья. Хочется обратить внимание, что наиболее распространенным местом распития спиртных напитков является семья (семейные праздники и торжества).

    При этом возраст начинающих употреблять спиртные напитки является достаточно ранним (10-12 лет). Однако, по мнению специалистов, профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний возможна путем формирования навыков культуры здоровья, начиная с самого раннего возраста в семье.

    В наше сложное время - время экономических и социальных реформ, изменились жизненные ценности. Сегодня большую часть времени мы проводим на работе, стараясь как можно больше заработать. Сегодня, к сожалению, многие из нас перестали заботиться о своем здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Многие из нас утратили «культуру» здорового образа жизни, питания. Взрослое население зачастую ведет малоподвижный образ жизни. В результате - избыточная масса тела или ожирение, с которой многие из нас долгое время бесполезно борются.

    Устранив, так называемые, факторы риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний (курение, употребление алкоголя, ожирение, низкую физическую активность), соблюдая правильный режим питания, труда и отдыха мы можем продлить себе жизнь на многие годы.

    Необходимо также помнить, что спорт - это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже - основа крепкого государства.

    Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.

    В народе говорят: «Здоровому - все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье своей семьи.

    Похожие публикации