Дети, которые часто и длительно болеют. Психические расстройства у детей

Дети, которые часто болеют, составляют значительный процент всех больных детей, которые находятся под наблюдением детских поликлиник, и являются серьезной проблемой практической педиатрии.

Частая заболеваемость приводит к снижению показателей здоровья, задержке умственного и физического развития, формированию хронической патологии, невозможности воссоздания здоровых потомков. Кроме того, это создает напряжение в семье, проблемы для родителей, уменьшение социальной активности семьи. Очень часто педиатры, осмотрев ребенка, к основному диагнозу заболевания добавляют: "Ребенок из группы часто болеющих детей". В медицинской статистике есть такой термин, как "общая заболеваемость детей". Так вот, 45-55% от всей заболеваемости составляют дети, которые часто и длительно болеют. Это, как правило, малыши со сниженным иммунитетом, у которых респираторная патология осложняется бактериальными заболеваниями.

При определении группы детей, которые часто и длительно болеют, учитываются, в основном, случаи острых респираторных заболеваний, которые повторяются на протяжении года, и обострения хронических воспалительных заболеваний ЛОР-органов, которые возникают на фоне ОРВИ. В эту группу входят дети, в зависимости от возраста и частоты повторений эпизодов респираторной инфекции: до 2-3 лет — 6 и больше заболеваний в год; 4 года — 5 заболеваний; 5-6 лет — 4 заболевания; 7-8 лет и старшие — 3 и больше заболеваний ОРВИ в год. Дети с хронической пневмонией, бронхиальной астмой к этой группе не относятся — их выделяют в специальные диспансерные группы с бронхолегочной патологией.

Частые респираторные инфекции обуславливают стойкие отклонения в состоянии здоровья детей, ведут к формированию вторичного иммунодефицита.

Почему ваш ребенок часто болеет?

Ваш малыш живет в окружении людей и окружающей среды. Подумайте и проанализируйте свою семью.

  • Есть ли в вашей семье взрослые, которые имеют хронические заболевания органов дыхания или ЛОР-органов?
  • Вспомните свои заболевания во время беременности: не болели ли ангиной, вирусной респираторной инфекцией. Дело в том, что эти заболевания способствуют нарушению иммунного статуса еще не рожденного ребенка.
  • Большое влияние на иммунную систему оказывают токсикозы беременных, вредные привычки родителей. У женщин, которые злоупотребляют курением, дети рождаются ослабленными, с низкой массой тела. Пассивное курение, при котором дети поддаются влиянию цианистой серы, аммиака, эфирных масел, которые входят в состав табачного дыма, содействует развитию повторных респираторных заболеваний. Употребление женщинами спиртных напитков во время беременности бывает причиной токсикозов беременности, преждевременных родов, низкой массы плода и, как результат, в будущем приводит к частым респираторным заболеваниям у детей.
  • Одним из основных факторов, которые обеспечивают сопротивляемость организма вашего малыша, является рациональное питание ребенка. На формирование иммунной системы и сопротивляемости к инфекциям положительно влияет вскармливание грудным молоком. Женское молоко содержит достаточное количество веществ (особенно иммуноглобулин А), которые обеспечивают первую линию защиты ребенка от инфекций верхних дыхательных путей, кишечника и среднего уха. Наибольшую склонность к частым респираторным инфекциям имеют дети, которые родились недоношенными, с расстройствами пищеварения (гипотрофия, паратрофия), анемией, дисбактериозом кишечника, гиперплазией вилочковой железы. Вместе с перечисленными факторами, которые снижают резистентность детского организма и создают фон для рецидива заболеваний, нужно обратить внимание на профилактические прививки. Они являются стрессом, который на определенный период снижает естественную сопротивляемость организма и тем самым содействуют развитию респираторных заболеваний. Поэтому после проведения прививок необходимо оберегать детей от переохлаждения и контакта с больными.
  • В возникновении частых респираторных заболеваний у детей важную роль играют плохие бытовые условия и малообеспеченность семьи. Однако достаточно высокий процент частых повторных респираторных заболеваний наблюдается и в хорошо обеспеченных семьях с единственным ребенком. В этих случаях имеет место синдром "гиперопеки", который заключается в постоянно высокой температуре воздуха в квартирах, где живут такие семьи, перекармливании, перегреве детей, нечастых и непродолжительных прогулках.
  • К неблагоприятным факторам в образе жизни детей, которые часто болеют, принадлежат отсутствие закалки, отдыха загородом и нарушение санитарно-гигиенических норм содержания квартир.
  • Одним из важных моментов частых заболеваний ребенка является контакт с больными. Правильно, скажете вы, пока малыш не посещал садик, он не болел. Очень часто инфицирование детей происходит в общественном транспорте, особенно в "часы пик", что способствует инфицированию. Поэтому, если есть возможность, выберите ближайший к вашему дому детский садик и пройдитесь к нему пешком — риск заболеваний органов дыхания у своего малыша вы уменьшите при этом на 15-17%.

Лечитесь вместе

Залогом успешного лечения сына или дочери должен стать девиз: "Здоровье себе и окружающим!". Поэтому начните воплощение в жизнь этого лозунга с себя и всех взрослых, которые живут с вами в одном помещении. А выполняя назначения педиатра, не останавливайтесь в лечении ребенка, даже если острая вирусная инфекция уже ликвидирована. Потому что это самое время, чтобы начать процедуры закалки, гимнастики, массажа, "малой фитотерапии" дома. На сегодня мы уже переступили рубеж сплошного увлечения лекарственными препаратами, полученными путем химического синтеза, и опять обращаемся к природе. С давних времен люди использовали травы для повышения сопротивляемости организма, лечения простудных заболеваний и гиповитаминозов.

Предлагаем сборы трав, которые можно использовать для лечения респираторных инфекций, как в остром периоде, так и в периоде выздоровления.

  1. Универсальным средством в лечении простудных заболеваний, гиповитаминоза, малокровия является настой листьев крапивы двудомной. Настой: одну столовую ложку сухой травы заливают стаканом кипятка, пьют по 1/4-2/3 стакана 2-3 раза в день перед едой.
  2. Кору ивы применяют от катара верхних дыхательных путей. Настой (20 г сырья на стакан кипятка) пьют по одной столовой ложке 5-6 раз в день, грудным детям рекомендуют давать по 1/2 чайной ложки 3-4 раза в день.
  3. Цветы и листья татарника колючего в виде настоя применяют как при простудных заболеваниях, так и при ларингитах, воспалении слизистой оболочки рта и языка. Настой: одну столовую ложку сырья настаивают 4 часа в одном стакане кипятка, пьют по 1/4 стакана 3-4 раза в день перед едой, а также полощут теплым настоем рот и горло.
  4. Настой из почек тополя также используют в случаях вирусных инфекций. Настой: 2 чайных ложки измельченных почек настаивают два часа на стакане кипятка и пьют на протяжении дня.
  5. Как кровоочистительное средство при вирусных заболеваниях, а также повышенной температуре рекомендован такой рецепт: трава фиалки трехцветной — одна столовая ложка, трава чистотела большого — одна столовая ложка. Настой: весь сбор настаивают один час в стакане кипятка и пьют по глотку на протяжении дня.
  6. Для усиления сопротивляемости организма издавна используют овес. Отвар овса с молоком и медом (при отсутствии аллергии на мед): один стакан овсяной крупы и 5 стаканов воды — испаряют путем кипячения до половины объема (до плотности жидкого киселя). Отвар процеживают, вливают в него равное количество молока (около двух стаканов), кипятят, после чего добавляют 4 чайных ложки меду и опять кипятят. Полученный при этом пряный и калорийный напиток употребляют теплым на протяжении дня в 2-3 приема.
  7. При лечении гиповитаминоза, рахита, рекомендуем настой листьев валашского ореха. Настой: столовую ложку листьев настаивают 30-40 минут в стакане кипятка и пьют по одной столовой ложке 3-4 раза в день перед едой.
  8. Эффективным для больных с гиповитаминозом будет отвар из плодов шиповника. Настой: 3 столовых ложки плодов шиповника, 1 столовая ложка плодов смородины черной, 3 столовых ложки листьев крапивы двудомной, 3 столовых ложки корня моркови; столовую ложку сбора заливают стаканом кипятка, кипятят 10 минут, настаивают 3 часа, потом процеживают. Употребляют по 1/3-1/2 стакана 2-3 раза в день перед едой.

Риск заболеваемости на респираторные инфекции у детей на искусственном вскармливании адаптированными смесями больше в 2-2,5 раза, а неадаптированными — в 6 раз, сравнительно с детьми, которые вскармливаются грудью.

Мероприятия после перенесенного острого респираторного заболевания

  • Организовать режим дня с уменьшением нагрузки на ослабленный организм: увеличить время сна днем, кормить с учетом аппетита и вкуса, исключать блюда, которые ребенок не любит, давать фрукты и овощи, натуральные соки, постепенно увеличивать пребывание малыша на свежем воздухе и двигательную активность, контролируя появление признаков усталости (ускоренное дыхание, бледность, мышечная слабость).
  • Делать ингаляции настоями трав (мать-и-мачеха, эвкалипт, собачья крапива), прополиса в течение 7-10 дней.
  • Провести курсы массажа на грудную клетку и лечебной дыхательной гимнастики.
  • Употреблять отвары и настои трав.

Дыхательная гимнастика

Данные упражнения имеют характер гимнастических и совмещаются с произнесением разнообразных звуков. Для детей дошкольного и раннего школьного возраста проводятся в виде игры.

  1. "Часы". Стоя, немного расставить ноги, руки свободно опустить. Размахивая руками вперед и назад, говорить "тик-так". Повторить 10-12 раз.
  2. "Горнист". Сесть на стульчик, руки поднять к уровню рта, пальцы сжать, будто держа горн. Сделать медленный выдох с гласным произнесением звука "пффф". Повторить 4-5 раз.
  3. "Помаши крыльями, как петушок". Стать прямо, ноги расставлены, руки опущены. Развести руки в стороны, а затем ударять ими по бедрам. Говорить на выдохе "ку-ка-ре-ку". Повторить 5-6 раз.
  4. "Каша кипит". Сесть на стульчик, одну руку положить на живот, вторую — на грудь. Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох, опуская грудь и напрягая живот — выдох. При выдохе громко говорить "шшшш!". Повторить 5-6 раз.
  5. "Поезд". Ходьба по комнате с выполнением руками имитирующих движений, сопровождая их звуками "чух-чух-чух!", в течение 20-30 секунд.
  6. "На турнике". Стоя, ноги поставить вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на пальчики — вдох, опустить палку на спину, стать на всю ногу — длинный выдох с произнесением звука "фффф". Повторить 3-4 раза.
  7. "Часовой". Стоя с палкой в руках, начать ходьбу, высоко поднимая колени. На два шага вдох, на 6-8 шагов — выдох со звуком "шшшш". Повторять в течение двух минут.
  8. "Насос". Стать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, потом наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят по сторонам, при этом громко произносить "ссссс! ссссс!". Выпрямить туловище — вдох, наклон в другую сторону. Повторить 6-8 раз.
  9. "Регулировщик". Стоя, ноги расставлены, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдохнуть носом, потом изменить положение рук с продленным выдохом и произнесением звука "рррр". Повторить 4-5 раз.
  10. "Вырасти большим". Стать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на пальцы — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ногу — выдох. Произносить "уххх!". Повторить 4-5 раз.
  11. "Лыжник". Двигаться как при ходьбе на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука "мммм". Повторять 1,5-2 минуты.
  12. "Маятник". Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны влево и вправо. При наклоне — выдох с произнесением звука "туук!". Повторить 5 раз в каждую сторону.
  13. "Гуси летят". Медленно ходить по комнате. Во время вдоха поднять руки в стороны, во время выдоха — опустить вниз, произнося "гуууу!". Повторять 1-2 минуты.
  14. "Светофор". Сесть, ноги держать вместе. Поднимать руки в стороны и медленно их опускать вниз с долговременным выдохом, произнося "сссс". Повторить 3 раза.

Особенный эффект такие занятия дают в сочетании с закалкой. К таким процедурам относятся: воздушные ванны, умывание водой при температуре от 18 до 28 градусов, дневной сон с доступом свежего воздуха, прогулки два раза в день, солнечные ванны, контрастное обливание ног водой разной температуры (38 — 28 — 38 градусов), обливания ног после прогулки с постепенным (каждые 5 дней — на 1 градус) снижением температуры воды с 28 до 18 градусов, полоскание рта (дети 3-4 лет), горла (дети, старше 4 лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных растений дважды в день (утром и вечером) по 1/3 стакана раствора.

Общеукрепляющие, оздоровительные и лечебные мероприятия, которые необходимо проводить на протяжении года

  • Дополнительное введение в рацион питания детей в домашних условиях свежих фруктов, ягод и овощей (яблоки, сливы, груши, черная смородина, капуста, зеленый горошек, морковь, лук, чеснок и другие). В связи со значительным нагромождением нитратов в свекле и салате, применять их мы не советуем (за исключением тех растений, которые выращены на приусадебных участках без использования химических веществ).
  • Регулярное полоскание рта после еды холодной водой.
  • Обязательная утренняя зарядка. Включение элементов дыхательной гимнастики в физкультурные упражнения: медленное вдыхание и выдыхание воздуха через нос, долговременное произнесение звуков "ммм", "му", "ну" с закрытым ртом. Растирание полотенцем, смоченным в прохладной воде.
  • Регулярные прогулки в парке и в лесу. В зимний период очень полезны прогулки на лыжах, коньках, летом — на велосипеде. Нужно уделить внимание одежде и обуви ребенка, температуре воздуха в помещении.
  • При повышенной нервной возбудимости стоит использовать настои и отвары лекарственных растений по 3 недели с 10-дневными перерывами: корень валерианы (15 г сухого измельченного корня на стакан воды), собачьей крапивы сердечной (10 г сухой травы на стакан воды), мяты или зверобоя обычного (10 г сухой травы на стакан воды). Эти растения употреблять в любых сочетаниях по 2-3 в каждом сборе. 1-2 столовых ложки сырья залить стаканом кипятка и настоять на водяной бане 10-20 минут, процедить. Отвары или настои растений давать по одной десертной или столовой ложке 3-4 раза в день, до еды.
  • Своевременное выявление и лечение хронических очагов инфекции (кариес зубов, хронический тонзиллит, аденоиды и т.п.).

Специальные лечебные мероприятия, которые нужно проводить дважды в год (весной и осенью)

  • Общее ультрафиолетовое облучение: 10-15 сеансов.
  • Полоскание ротовой полости в течение 7 дней 1-3 раза в день отваром цветов ромашки (10 г сухих цветов на стакан воды) или листьев эвкалипта (10 г сухих листьев на стакан воды), настойкой календулы (чайная ложка на стакан воды).
  • Для увеличения сопротивляемости организма употреблять витамины, лучше в виде поливитаминных комплексов, которые совмещены с микроэлементами, в течение 1 месяца; отвар шиповника в течение 1-2 месяцев, нативные пивные дрожжи по одной чайной (детям 1-3 лет) или десертной (детям 4-7 лет) ложке дважды в день в течение 6 недель; жидкий экстракт элеутерококка или настойки эхинацеи (из расчета по 2 капли на каждый год жизни ребенка на один прием — трижды в день) в течение 2 месяцев; отвар золотого корня (10 г на стакан воды) в течение 1-2 месяцев.
  • Ванны с настоями трав ромашки, дубовой коры, трехцветной фиалки (количеством — 20) через день или ванны с хвойным экстрактом (10-15), морской солью (10) через день.
  • Точечный массаж для стимуляции иммунной системы: массажирование точек над рукояткой грудины, в участке подчелюстных лимфоузлов, за углом нижней челюсти, возле крыльев носа, на бровях, за ухом, возле большого пальца руки.

Вопрос выбора перечисленных мероприятий и их сочетания должен решать врач, учитывая особенности ребенка и его семьи.

Обсуждение

А сейчас вообще мало здоровых детей. Экология вокруг плохая, вот дети и болеют.

24.10.2009 19:57:05, mamamama

А вот почему они так часто и длительно болеют?
Может, есть внешние факторы, провоцирующие частые болезни, может иммунитет по какой-то причине снижен?

Комментировать статью "Дети, которые часто и длительно болеют"

Что делать, если ребенок часто болеет? Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Часто болеющим детям показаны прививки, в первую очередь от пневмококка и гемофильной инфекции, гриппа и менингококка.

Обсуждение

Отдайте на фигурное катание) лучший способ выбраться из садовских болячек.

Ответная реакция аденоидов на вирусы и инфекции. Старшая переросла за 1,5 года хождения в сад, а болела много и качественно, то есть и сопли, и кашель, и температура. Предлагали удалить аденоиды, но на мой взгляд серьезных показаний не было, так и не удалили. Сейчас практически не болеет ОРЗ, ОРВИ (ТТТ, раз в 2 года бывает), хотя и проводит много времени в местах скопления вирусов.
Сейчас младший идет по тому же пути, но полегче, без температуры, однако в сад с таким кашлем не походишь, поэтому сидит дома частенько. Я не переживаю по этому поводу, не садовским ребенком не считаю, верю, что все пройдет к средней группе.

Все дети по началу в саду болеют. ТОлько кто-то полгода, кто-то год, а кто-то три года. Дочка у меня в саду тоже оч сильно болела. По началу это был просто кошмар! Рекорд это она вышла в сад на 1 день после 3 недельной болезни и на след же день уже была с температурой 38!

Обсуждение

мы тоже в садик с 3-х ходим... до этого болели пару раз и закаливали и гуляли в любую погоду. как пошли в сад начали болеть часто с отитами с соплями. Сейчас ребенку 4, летом закалялись и босиком и в бассейне купались и гуляли много. Пошли в сад в середине августа, еще тепло было проходили 1,5 месяца, как только похолодало, мы стали болеть. Пока всеми бацылами не переболеет или не пропустит через себя эти вирусы и выработает иммунитет к ним, тогда и перестанет болеть.Еще в садик приводят больных детей и от них здоровые цепляют.
Не опускайте руки, перерастет обязательно!!
В том году у меня руки опускались совсем,в этом как-то поспокойней стала и ребенок чувствует и видит, что я немного успокоилась и хочет ходить в садик.

Идите к хорошему гомеопату-классику. Мне в прошлом году пришлось мелкую из сада забрать из-за аденоидов. Лечили всем чем можно и всё без толку. Подружка порекомендовала своего гомеопата. Итог: болеть стали на порядок меньше. В этом ходим в сад и даже в бассейн. Гомеопатия вещь! только гомеопат должен быть хороший

Что делать, посоветуйте, пожалуйста, как это остановить. когда мои болеют нон-стоп, я начинаю заваривать шиповник в термосе и делать сок редьки черной с медом. Если дети часто болеют. Многодетная семья: воспитание детей, взаимоотношения братьев и сестер...

Обсуждение

Я из-за болезней среднего из сада забрала. Он болел очнеь много, от него младший заражался.
Сначала написала заявление, чтобы не посещать сад с сохранением места, к которому приложила справку с рекомендацией врача. А потом и вовсе забрала документы.
Как перестал в сад ходить, болезней стало на порядок меньше. Хотя ходил - это сильно сказано, за год он там бывал от 7 до 9 дней 8 0 Обычно после болезни до сада даже не доходили, а елси доходили - через полдня забирала больного.
С этого года в школу пошел, за 3,5 месяца ни разу не болели (ТТЧНС 10 раз).
А антибиотики так часто не назначают, 3 курса с сентября - это слишком много: (

гуляние-проветривание-легкая одежда дома и хождение босиком. До года не болел никто, сейчас - раза 2 в год,ттт.

Болеем вместе)) И ничего страшного.Я болею с удовольствием,еще где не делаю из мухи слона. когда я болею, оазывается ребенок может прекрасненько играть сам и Что делать, если ребенок часто болеет? Вокруг меня вились 6-8 родственников всяких, но...Но я болела.

Обсуждение

Болеем вместе)) И ничего страшного.Я болею с удовольствием,еще где нибудь такую видели))
Вот моя кровная,подхватывает все где то,несет мне,я с поздним стратом продолжаю.А Валюша,не болеет.
Все в организме дел,если он настроен болеть.

Понятно. Я смотрю, всем в таких ситуациях сложно, а кому-то и очень сложно, но все как-то справляются. Главное не бояться:)
Маме моей знакомая сказала, что якобы, если мама ребенкина болеет, то "больничный по уходу за ребенком" (здоровым) может взять папа или бабушка. Но, мне кажется, это что-то из области фантастики.

могу сказать, что я, постоянно болевшая в детстве, стала болеть несколько меньше, когда стала старше (но все равно довольно часто, пока не И когда старший занялся спортом 3-4 раза в неделю, болеть практически перестал. Что делать, если ребенок часто болеет?

Обсуждение

На мой взгляд - странная точка зрения:) Хотя вот нам в свое время весьма уважаемся ЛОР врач сказала, что в чем то хорошо, что дети часто болеют, до 5 лет помучаться, а потом они иммунитет приобретают и не болеют уже. Не знаю... лучше б вообще не болели.

По моему скромному опыту. Плохо.
Так как допустим свинкой, лучше переболеть в детстве.

Что делать, если ребенок часто болеет? Одни разводят руками, другие говорят, что ребенок болеющий 12 раз в году, это норма. Чаще всего ею болеют дети до 1 года. У детей младшего возраста в течение кашель может длиться дольше. лечить не надо. надо облегчать...

Обсуждение

Допивайте антибиотик, раз начали. Температура еще сама не спала? Если будет сохраняться на фоне антибиотика, то это что-то вирусное - снова вызывайте врача.
Уксусом никогда для растираний не пользуйтесь. Если надо сбить высокую температуру и ни парацетамольные ни ибупрофеновые препараты не помогают, значит кладите ребенка в ванночку с водой на 1 градус ниже Т тела, т.е. если 38,5, вода=37,5. Этого вполне достаточно, а растворы уксуса и спирта впитываются через кожу, вызывая отравление.
И вообще, сбивать надо только когда больше 38,5 (если ребенок нормально переносит) - при этой температуре усиленно вырабатывается интерферон

Лекарства отмените все. Ребенку много!!! Он у Вас маленький, а Вы его травите. Мед давайте, ромашечку, против кашля сбор купите, мяту, мелиссу - помогает. Еще супер средство - черная редька вырезается посередине, туда ложка меда и образовавшийся через пару часов сок пить ребенку - очень хорошо помогает. И успокойтесь сами. Удачи Вам!

Посмотрите другие обсуждения: Часто болеющий ребенок – как предотвратить болезнь? Что делать с часто болеющим первоклассником. Ситуация следующая, что делать если мама заболела, а ребенок находится на грудном вскармливании? - Но, как ни печально, делаем это...

Обсуждение

и еще вдогонку вопрос. Малышка много спит сейчас, видимо, так борется с болезнью? Грудь предлагаю очень часто прямо спящей, она понемногу ест и спит дальше. А вот надо ли ее будить для приема и закапывания лекарств? Во время сна она не кашляет, а когда просыпается - кашель стал чаще(((

14.04.2009 14:17:20, я же

Огромное всем спасибо! Прилетел-таки к нам врач сегодня, но не педиатр, а терапевт. Послушала, говорит, что легкие чистые, но дыхание жесткое. Назначила интерферон, виферон, аскорбиновую кислоту 1%, микстуру от кашля (делают в аптеке) и ибуфен при темпе. Сразу вопросы - вы бы давали аскорбинку? Она такая кислющая и, как мне кажется, очень аллергенная. Или я не права? И второе. Поставила я дочке свечку, ягодички зажала, но через 5 минут она покакала 1 раз, минуты через 2 еще раз, причем жидко. Целой свечки, конечно, не было. Значит она растворилась? Но вот всосалась ли? Надо ли заново ставить? А стул жидким стал от свечки? ИЛи тоже проявление болезни? Куча вопросов, но мне пока некому больше их задать. Спасибо еще раз и пусть Ваши детки никогда не болеют!!!

14.04.2009 14:06:57, глупая мама(((

Пока болел, мы занимались потихоньку и случайно обогнали класс на несколько недель. Говорит, что на уроках скучно (особенно на Было ли у кого такое, что ребенок в 1 классе начал так часто болеть? Что делать с питанием? Может, нам пора искать какие-то альтернативные...

Обсуждение

Боже мой,это же просто о моем ребенке написано,слово в слово...
Мы ходили к нескольким психологам - ответ - это тяжелейшая адаптация к школе,утреннее отсутствие аппетита - то же самое.У нас еще и живот болит каждое утро...
Общий совет психологов - попытаться чем-то заинтересовать,найти мотивацию(я нашла,но настолько антипедагогичную,что писать здесь не буду - заклюют).Делать минимально комфортным пребывание дома во время болезни(болеешь - лежи в кровати).
Попытаться подружиться с кем-нибудь.
Болезни - это психосоматика,чистейшей воды.
Совет буквально от всех психологов - водить в школу,пока нет высокой температуры,даже с признаками заболевания(я вообще-то так не делаю,мне еще и окружающих жалко).

17.12.2008 18:11:32, Капля Дегтя

А по поводу школы: если есть возможность заниматься дома, то почему бы и нет? Общаться с детьми можно в различных кружках. Судя по тому что Вы написали, школа отбивает у Вашего ребенка желание учиться (причем не только у Вашего). Работаю с детьми 9 лет и в ужасе от того, что дети рассказывают про школу и отношение учителей к ним. Ваш ребенок, видимо, это очень остро чувствует.

Нам хоть до школы еще уйма времени, но, думаю, что мы вряд ли туда пойдем. Планируем развивать ребенка при помощи индивидуальных занятий с хорошими педагогами + различные кружки и секции(где можно найти друзей и пообщаться).

Тем более что Ваш ребенок "информации может брать в несколько раз больше, чем дают в школе". Это ж здорово!!! Развивайтесь в Вашем особом ритме. Зачем подстраиваться под всех? Каждый ребенок индивидуален. Невозможно всех научить одному и тому же одинаково хорошо за определенное количество часов. Кто-то будет отставать от программы, а кому-то будет скучно, т.к. этот материал он уже усвоил, и ему не интересно топтаться на месте. Это нормально.

Если так продолжать питаться, мне кажется, что никакой желудок не выдержит. А также получается что Ваш ребенок в школе не приобретает ничего нового, стоит на месте, а Вы ему даете как раз много нового, и его интерес при этом не ослабевает, а усиливается. Я бы радовалась.

Что делать, если ребенок часто болеет? Одни разводят руками, другие говорят, что ребенок болеющий 12 раз в году, это норма. Нормально, никаких эксцессов. В итоге, в 5 лет из сада забрали, записали на кучу кружков. Да, залечили, потом с 5 до 7 лет лечились у иммуноолга...

Сыну 9 лет. Болеет постоянно. Вирусные бесконечные, с температурой 39-40, лежим по больницам. Может быть у вас нелады с супругом, а когда ребенок болеет - вы объединяетесь вокруг него - и ему хочется. чтобы вы чаще были рядом оба...Возможно. у вас есть еще малыш...

Обсуждение

Есть такое мощное старое средство, называется гемотерапия. Современные врачи про нее часто забывают, но если попросите, сделают. Это лучше, чем имуннотерапия гамма-глобулином, потому что практически исключена вероятность аллергической реакции на чужеродный белок.

Не знаю, прислушаетесь ли вы к моему мнению.Но хочу вам подкинуть тему ждя размышления...Возможно надо попытаться решить ситуацию с хорошим (!!!) детским или семейным психологом. Возможно, что-то происходит в семье и ребенок очень остро реагирует. Посмотрите литературу такого плана. Давно доказано, что астма, например, это чистая психосоматика.Просто я много лет увлекаюсь психологией и мне очень близка теория из области телесно ориентированной психологии.Знания успешно прменяю на своих многочисленных ребятишках и себе. Сын один очень реагировал ушами. Как мы с мужем повздорим(можно даже негромко) - наутро отит получался. Другой убил наповал участковую тем, что когда его не брал курс антибиотиков при пневмонии(ему было 3 года), он вдруг выдал фразу " у меня очень мало сил. а чтобы их боло больше - мне надо сходить в театр".И мы с ним (оба больные с температурищей)пошли в театр. На следующий день наша врач стала узнавать, чем же мы так чудодейственно повернулись на поправку...Старшая дочь болеть (теперь) очень не любит, но когда ей хочется "покачать права" - у нее резко поднимается температура итп...Правда, и она и я эти шуточки уже выучили, и, чаще всего она сама признается, что просто " надоело, что ее никто не замечает"...
возможно, вы много работаете - а сыну вас не хватает... Может быть у вас нелады с супругом, а когда ребенок болеет - вы объединяетесь вокруг него - и ему хочется. чтобы вы чаще были рядом оба...Возможно. у вас есть еще малыш - а старший так притягивает внимание к себе.
Я не настаиваю на своей правоте, но, возможно, если вы попробуете проанализировать состояние в вашей семье (сами или при помощи специалиста) - возможно вам удастся найти "зацепочки" - и попытаться вылечить сына с наименьшим количеством лекарств...

– категория детей, подверженных высокому уровню заболеваемости острыми респираторными заболеваниями вследствие преходящих, корригируемых нарушений в защитных системах организма. В группу часто болеющих включены дети, переносящие более 4-6 эпизодов ОРЗ в год, которые могут протекать в различных клинических формах. Часто болеющие дети должны быть обследованы педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом-иммунологом; алгоритм диагностики включает: ОАК, посев со слизистых зева и носа, выявление инфекций методом ПЦР, аллерготесты, исследование иммунограммы, рентгенографию придаточных пазух и грудной клетки. Часто болеющие дети нуждаются в санации очагов хронической инфекции, этиопатогенетической терапии ОРЗ, вакцинации и неспецифической профилактике.

Общие сведения

Часто болеющие дети (ЧБД) – дети, переносящие острые респираторные инфекции чаще, чем условно здоровые дети (т. е. более 4-6 раз за год). Понятие «часто болеющие дети» не является диагнозом и самостоятельной нозологической формой: за ним могут скрываться различные заболевания респираторной системы (ринит , назофарингит, синусит , ларинготрахеит , бронхит и др.). В педиатрии термин «часто болеющие дети» используется для обозначения группы диспансерного наблюдения и отражает, главным образом, кратность и тяжесть инфекционной заболеваемости. Иногда для подчеркивания затяжного характера респираторных инфекций у данной категории детей используется понятие «часто и длительно болеющие дети» (ЧДБД). В западных странах по отношению к таким пациентам применяется термин «дети с рекуррентными ОРЗ». Согласно эпидемиологическим данным, часто болеющие дети составляют 15-40% от общего числа детей.

Причины

Считается, что основной причиной частых повторных респираторных заболеваний у детей выступают неспецифичные нарушения иммунологической реактивности, затрагивающие все звенья иммунитета. Как показывают исследования, даже в период полного клинического благополучия у часто болеющих детей снижена функциональная активность Т-лимфоцитов; изменено соотношение хелперы/супрессоры; отмечаются гипо- и дисгаммаглобулинемия, нарушения фагоцитоза, снижение уровня лизоцима и секреторного IgА, повышение содержания провоспалительных интерлейкинов и другие изменения. Эти сдвиги обусловливают повышенную склонность детей к развитию повторных респираторных инфекций и бактериальных осложнений. Вместе с тем, недостаточные резервные возможности интерфероногенеза (противовирусной защиты) способствуют поддержанию в организме ребенка вялотекущего воспаления.

Т. о., хотя в иммунной системе часто болеющих детей и отсутствуют грубые первичные дефекты, однако имеется крайнее напряжение иммунного реагирования и истощение резервов противоинфекционных защитных механизмов. По всей видимости, транзиторное изменение гомеостатического равновесия развивается на фоне массивных и длительных антигенных воздействий на организм ребенка.

В анамнезе часто болеющих детей нередко прослеживается патология перинатального и неонатального периодов: внутриутробные инфекции , асфиксия, гипоксически-ишемическая энцефалопатия , недоношенность и др. У грудных детей может отмечаться гипотрофия , рахит , анемия, гиповитаминоз, дисбактериоз ; в раннем возрасте присоединяются гельминтозы и хронические инфекции носоглотки- аденоиды , риниты, гаймориты , отиты , фарингиты и пр.

Срыву и без того несовершенных адаптационных механизмов может способствовать ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, экологическое неблагополучие, плохой уход за ребенком, пассивное курение , нерациональное применение лекарственных средств (жаропонижающих, антибиотиков и др.), аллергическая отягощенность. Часто болеющие дети нередко имеют лимфатико-гипопластическую аномалию конституции (диатез). Иногда, казалось бы, нормально развивающийся ребенок переходит в категорию часто болеющих детей после того, как начинает посещать дошкольные образовательные учреждения, что объясняется высоким уровнем контактов с источниками инфекции.

Возбудителями повторных инфекций у часто болеющих детей в большинстве случаев выступают вирусы (гриппа и парагриппа , респираторно-синцитиальные, аденовирусы), атипичные микроорганизмы (возбудители хламидиоза и микоплазмоза), бактерии (гемофильная палочка, стафилококки, стрептококки , марокселлы, пневмококки и др.).

Характеристика

В среднем большая часть детей переносит 3-5 эпизодов ОРЗ в год; при этом наибольшая заболеваемость отмечается среди детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В первые три года жизни дети болеют ОРЗ в 2-2,5 чаще, чем дети старше 10 лет.

Критериями отнесения детей к категории часто болеющих служат: частота и тяжесть ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами заболеваемости, необходимость в использовании антибиотиков для лечения и др. Главным среди этих показателей является количество повторных эпизодов ОРЗ с учетом возраста ребенка (А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, 1986 г.). К категории часто болеющих могут быть отнесены дети:

  • первого года жизни, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 1-го до 3-х лет, перенесшие 6 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 4-х до 5-ти лет, перенесшие 5 и более случаев ОРЗ в год;
  • старше 5 лет, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год.

Кроме этого, у детей старше 3-х лет при отнесении их к группе часто болеющих, может быть использован инфекционный индекс, исчисляемый как как отношение количества всех эпизодов ОРЗ за год к возрасту ребенка (в годах). У редко болеющих детей инфекционный индекс обычно не превышает 0,2-0,3; у часто болеющих составляет от 0,8 и выше.

В структуре инфекционной заболеваемости у часто болеющих детей преобладают ОРВИ . При этом респираторные инфекции у часто болеющих детей могут протекать в форме поражения ЛОР-органов (аденоидитов, тонзиллитов, синуситов), верхних дыхательных путей (ринитов, назофарингитов, ларинготрахеитов и др.), нижних дыхательных путей (бронхитов, бронхиолитов , пневмонии). У часто болеющих детей отмечается склонность к продолжительному и осложненному течению инфекций. В структуре осложнений у них преобладает гайморит, гнойный отит , бронхиальная астма , пневмония, пиелонефрит , гломерулонефрит , ревматизм .

Частая инфекционная заболеваемость приводит к нарушению нервно-психического и физического развития детей, формированию вегето-сосудистой дистонии , ограничению социальных контактов со сверстниками, плохой успеваемости. Нередко у часто болеющих детей отмечается несформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, задержка речевого развития, нарушение мелкой моторики.

Диагностика

Обследование и курация часто болеющих детей должны осуществляться группой специалистов, включающей педиатра , детского отоларинголога , детского аллерголога-иммунолога , пульмонолога. Поскольку у половины часто болеющих детей имеются хронические заболевания ЛОР-органов, необходимо проведение риноскопии , фарингоскопии, отоскопии , УЗИ пазух носа для оценки состояния аденоидов, миндалин, синусов, барабанных перепонок.

С целью выявления атопии выполняются аллерготесты , определяется содержание общего и аллерген-специфических иммуноглобулинов Е (IgE). Целесообразно исследование показателей состояния иммунитета, включая уровни IgА, IgG, IgМ.

Для оценки микробиоценоза слизистых носоглотки у часто болеющих детей в обязательном порядке проводится бактериологический посев из зева и носа. Для выявления вирусных и атипичных возбудителей (РС-вируса, микоплазмы, хламидий, цитомегаловируса, ВПГ 1 и 2 типов) мазки и смывы исследуются методом ПЦР.

Из дополнительных лабораторных исследований часто болеющим детям проводится клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на дисбактериоз, обследование на гельминтозы и лямблиоз. Инструментальная диагностика дополняется выполнением рентгенографии носоглотки и придаточных пазух носа, рентгенографии грудной клетки, ФВД .

Лечение часто болеющих детей

Поскольку за понятием «часто болеющие дети» скрывается широкий круг индивидуальных проблем, невозможно говорить об универсальном алгоритме лечения. Тем не менее, накопленный в педиатрии опыт, позволил определить общие подходы к терапии и реабилитации часто болеющих детей, включающие повышение резистентности организма, санацию очагов хронической инфекции, этиопатогенетическую терапию в период ОРЗ, вакцинопрофилактику.

Восстановительно-реабилитационное направление включает общегигиенические мероприятия: организацию рационального режима дня (достаточный сон, исключение физических и нервно-психических перегрузок, ежедневные прогулки и физическую активность), полноценное питание. В периоды клинического благополучия часто болеющим детям показа прием поливитаминных комплексов, проведение закаливающих процедур, гидротерапии, общего массажа, дыхательной гимнастики и

Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей не исключает проведение профилактических прививок, а, напротив, является основанием для тщательно продуманной индивидуальной вакцинации . Так, частая заболеваемость респираторными инфекциями является основным показанием для вакцинации детей против гриппа . Обязательная и дополнительная вакцинация часто болеющим детям должна проводиться в периоды клинического благополучия; в этом случае риск развития поствакцинальных осложнений не превышает среднестатистический.

Профилактика

К сожалению, полностью предотвратить заболеваемость детей ОРЗ невозможно, однако в силах взрослых снизить частоту и тяжесть протекания заболеваний. С момента планирования беременности необходимо вести здоровый образ жизни, избегать воздействия неблагоприятных факторов во время вынашивания плода; после рождения ребенка - осуществлять грудное вскармливание. В отношении часто болеющих детей не следует пренебрегать иммунопрофилактикой и неспецифической профилактикой ОРЗ, своевременным лечением сопутствующих инфекций.

Число повторных эпизодов ОРЗ в год у часто болеющих детей зависит не только от правильности лечения, но, в большей степени, от образа жизни в периоды клинического благополучия. Планирование и соблюдение реабилитационно-восстановительных мероприятий способствует продлению срока ремиссии, снижению частоты и тяжести эпизодов ОРЗ.

Часто болеющий ребёнок - что делать? Для начала, понять, что это совсем не диагноз. Это группа диспансерного наблюдения. В нее входят дети, которые часто болеют респираторными инфекциями, и это не связано с явными врожденными и наследственными патологиями. Формально, группа "часто болеющих" определяется так:

    если ребенок в возрасте от 3 до 4 лет – болеет чаще 6 раз в год;

    если ребенок в возрасте от 4 до 5 лет – болеет чаще 5 раз в год; - если ребенок старше 5 лет - болеет чаще 4 раз в год.

    Когда такое происходит, родители часто винят "плохих врачей" и начинают самостоятельно мучить детей новыми и новыми лекарствами - чем могут только усугубить проблему. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде - например, при большом числе контактов с людьми. Не случайно многие родители связывают всплеск заболеваний именно с началом посещения ребенком детского сада. Но причины могут быть и дома, в семье.

Внешние факторы

  • отсутствие санитарной культуре в семье, дефекты ухода, например, нерациональное питание, с ребенком не гуляют, не занимаются физкультурой;
  • материальное неблагополучие, плохие санитарно-бытовые условия, а во вполне благополучных семьях наоборот – гиперопека над ребенком;

    бесконтрольное применение антибиотиков, жаропонижающих средств, которые нарушают работу защитных факторов организма ребенка;

    наличие хронических заболеваний лор-органов у родителей и других членов семьи, которые проживают вместе с ребенком; пользование общей посудой и т.д.;

    проведение прививок перед началом посещения детского учреждения. Многие родители зачастую откладывают вакцинацию до момента поступления детсад, а вакцины ослабляют работу иммунной системы – в результате ребенок заболевает через несколько дней после начала адаптации к условиям детского учреждения;

    родители не провели профилактических мероприятий перед началом посещения детсада, в результате организм ребенка не справляется с переутомлением и перевозбуждением нервной системы;

    начало посещения ребенком детского сада (особенно в возрасте до 3 лет). В этом возрасте дети очень восприимчивы к респираторным заболеваниям.

    большое количество контактов в местах с массовым пребыванием людей: транспорт, супермаркеты и др.

Лор-врач двух моих детей Светлана Данилова обычно категорично заявляет родителям, дети которых страдают синуситами, отитами, аденоидитом – нужно срочно забирать детей из учреждения домой хотя бы на пару месяцев. "Была бы моя воля - все бы садики закрыла",- категорично заявляет Светлана Владимировна.

Но у родителей зачастую нет возможности оставить ребенка дома: или не с кем, или финансовое положение не позволяет трудиться только папе или маме.

Внутренние факторы частой заболеваемости ребенка:

  • До- и послеродовые неблагоприятные сценарии развития ребенка, например, гипотрофия, рахит, анемия, недоношенность, гипоксия в родах, энцефалопатия;
  • раннее искусственное вскармливание влияет на созревание иммунной системы;

    аллергия, особенно та, которая передалась по наследству;

    наличие у ребенка очагов хронической инфекции в рото- и носоглотке;

    на слизистой оболочке носоглотки ребенка могут находиться вирусы и патогенная флора;

    плохо работает «местный» иммунитет слизистой оболочки дыхательных путей;

    у ребенка нарушены процессы терморегуляции и термоадаптации;

    нарушение состава микрофлоры кишечника.

    Комментирует Иван Лесков , отоларинголог:

“Настоящая проблема начинается тогда, когда ребенка приходится отдавать в детский сад, где в группе 20-25 человек. Из них трое-четверо всегда находятся в продромальном периоде инфекции, или приходят в детский сад после больничного – не долеченными. И хотя 3-4-летний ребенок уже может выработать антитела к инфекции, главное звено иммунитета – Т-система - еще не работает (она формируется к 5-6 годам). А это значит, что с 3 до 6 лет есть опасность формирования у ребенка хронических бактериальных очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит), или персистирующих (лат. «постоянно пребывающих») хронических вирусов, к которым, в частности, относятся вирус Эпштейна-Барр, аденовирусная и цитамегаловирусная. Если ребенок часто болеет, простая стимуляция его иммунитета не даст желаемых результатов».

Что делать?

Три грамотных шага позволят вам разорвать порочный круг:
1. Выявить и санировать хронические очаги инфекции;

    Сдать анализы на антитела к вирусам;

    После выполнения двух первых пунктов – начать реабилитацию иммунной системы ребенка

    Надо показать ребенка не только педиатру, но и отоларингологу. Именно лор-врач может оценить состояние миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки уха. Именно заболевания лор-органов является причиной частых болезней детей.

    Лор-врач должен дать направление на анализ – посев со слизистой оболочки зева и носа для оценки микробного состояния. В слизистой носоглотки у часто болеющих детей зачастую мирно « живут» грибы рода Candida, стафилококки, гемофильная палочка (кстати, с прошлого года детям из группы риска прививку от гемофильной инфекции стали делать бесплатно), энтеробактерии. Они-то и являются источником воспалительного процесса.

В результате оценки анализов – назначается адекватное лечение. И только после того, как ребенок полностью выздоровеет, можно приступать к реабилитации иммунной системы.

Как проводить реабилитацию иммунной системы ребенка?

Сегодня очень часто педиатры используют в своей практике препараты растительного происхождения и гомеопатические препараты. Большинству из нас известны растения-адаптагены. Для стимуляции иммунитета используются элеутерококк, эхинацея, заманиха, левкой, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская. В аптеках продаются экстракты и настойки этих растений. В практике обычно применяют такую дозировку: 1 капля настойки на 1 год жизни. В эпидемический период иммунномодуляторы дают ребенку в течение недели – исключая выходные – в течение месяца.

Знатоки пчелиной продукции утверждают, что иммунитет можно поднять маточным молочком, пчелиным молочком, прополисом.

Если ребенок постоянно мучается насморками, отитами, у него необходимо стимулировать местный иммунитет. Необходимо применение препаратов (по рекомендации лор-врача и после сдачи анализов), которые нормализуют иммунитет в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Эти лекарства содержат лизаты бактерий. Они помогают предупреждать инфекции в носоглотке. Известны рибосомальные иммуномодуляторы, бактериальные лизаты и мембранные фракции и их синтетические аналоги. Специально не называю сами препараты, их должен назначить только доктор, желательно хороший иммунолог .

Комментирует Федор Лапий , иммунолог-инфекционист:

“Перед тем, как назначить препарат, необходимо оценить состояние здоровья ребенка. Для начала смотрится общий анализ крови – в норме ли содержание клеток-лимфоцитов. Их количество свидетельствует о том, есть ли у ребенка грубое нарушение иммунной системы (норма для детей в возрасте от 4 лет - 6,1 – 11,4х109/л). Выясняется, перенес ли ребенок пневмонию, гнойные отиты, менингит и другие тяжелые заболевания. После этого могут потребоваться другие исследования – иммунограммы. Они бывают разными. Иногда для того, чтобы правильно оценить происходящее с ребенком и назначить адекватное, эффективное лечение – иммунолог может назначить очень узконаправленный тест. При этом сама иммунограмма будет показывать норму. Но это не будет означать, что проблема снята».

Хорошо проводить интерферонопрофилактику . Даже новорожденным педиатры назначают в период сезонной заболеваемости нативный лейкоцитарный альфа-интерферон (в ампулах). Есть рекомбинантные виды интерферона – гриппферон и виферон (свечи), анаферон и афлубин. Индуктором интерферона является арбидол, помимо этого это еще и противовирусный препарат. Не стоит забывать оксолиновую мазь. Утром и вечером после того, как очистили нос ребенка от слизи и просто от корочек – аккуратно смазывать слизистую ватной палочкой с нанесенной на нее мазью.

Есть также физиотерапевтичксие варианты восстановления иммунитета. В многих пульмонологических отделениях и в центрах здоровья детей есть так называемые галакамеры , они моделируют основные параметры соляных пещер. Очень рекомендуются детям с бронхолегочными заболеваниями, аллергикам, да и просто часто болеющим детям. Нахождение в галокамере активизирует Т-клетки, повышается синтез эндогенного интерферона и уровень иммуноглобулинов. Обычно проводят два курса в год. Например, осенью и весной.

Ароматерапия – физиотерапевтическая процедура с использованием летучих биологически активных веществ. В зависимости от использования эфирного масла определенного растения – будет и соответствующий эффект. Широко известны противовоспалительные и антибактериальные свойства масла хвои, лаванды, лавра, фенхеля и базилика. В ароматерапии обязательно строго индивидуальный подбор эфирного масла.

Чуть подзабытое УФО – ультрафиолетовое облучение . Физиотерапевтические кабинеты детских поликлиник обычно оборудованы этими аппаратами. В результате воздействия ультрафиолетовых лучей не только возрастает бактерицидная активность крови, также усиливается фагоцитарная активность, происходит рост антимикробных антител.

При этом надо не забывать выполнять другие «немедикаментозные» мероприятия по оздоровлению. О них все знают или хотя бы слышали, но выполнение этих абсолютно грамотных инструкций требует от взрослых педантичной постоянности. Правила должны стать нормой жизни.

    Правильно организовать режим дня ребенка. Он должен и погулять, и поиграть, и вовремя лечь спать.

    Избегать стрессов. Потушить все конфликтные ситуации в семье. Как правильно замечают психологи: очень часто ребенок заболевает в тех семьях, где есть неразрешенные ситуации между родителями. Малыш таким образом привлекает внимание противоборствующих сторон на себя. В другом варианте –иммунитет ребенка падает из-за постоянного стресса в связи с ситуацией в семье.

    Сделать правилом несколько раз в день промывать нос раствором поваренной соли (0, 9 %) или физраствором (стоит копейки). Многие родители покупают спреи, например, «Аква-Марис». Чтобы сэкономить – после того, как раствор в покупном препарате заканчивается, можно аккуратно плоскогубцами снять крышку и залить в бутылочку физраствор. Дешево и сердито. Другие спрей-системы не позволяют использовать их повторно.

    Они помогут ребенку восстановить иммунитет.

    - Обеспечить доступ к чистому воздуху. Чаще проветривайте, хотя бы перед сном делайте в комнате ребенка влажную уборку пола. Если есть возможность – уберите ковры-пылесборники. Или часто и очень тщательно чистите их.

    • Очень хорошая традиция – хотя бы раз в год вывозить ребенка на море , желательно на две недели (не меньше). Если такой возможности нет – отправляйтесь в деревню, открывайте нынче тоже модный дачный сезон. Ребенку надо дать возможность прочистить бронхи от городского воздуха, квартирных аллергенов. Лето для начала закаливающих процедур – самое благоприятное время. Что может быть лучше - облить ножки малыша холодной водой на траве или пробежаться с ним вдоль берега реки, а потом и искупаться с солнечными брызгами…

    - Составить график посещения специалистов. Для часто болеющего ребенка очень важна такая педантичность. Основные - педиатр, отоларинголог, стоматолог, физиотерапевт. По дополнительным показаниям: врач ЛФК, аллерголог, иммунолог, невропатолог.

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

  • задержки развития;
  • раннего детского возраста;
  • синдром дефицита внимания.

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, ;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

— шизоидность и циклоидность;

— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

— попытки убить себя или навредить;

— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

— сильные тревоги, мешающие обычной активности;

— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

— употребление алкоголя или наркотиков;

— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

— перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Похожие публикации